Выставка в музее семьи рериха. Великий мистификатор: открылась знаковая выставка Николая Рериха

В самом центре столицы, в усадьбе Лопухиных, за чугунным узором старинных ворот, расположен музей Рериха. Вся архитектура здания, аллея, к нему ведущая, и прочие приметы говорят нам о том, что это русская дворянская усадьба. Но экспозиция внутри не похожа на прочие галереи и художественные музеи. Несмотря на скромные размеры здания, хорошо осмотреть все экспонаты невозможно за одно посещение. Нужно будет приходить не один раз. История музея такая же удивительная, как и судьба человека, именем которого он назван.

Идея создания первого в мире культурного учреждения новой формации принадлежит самому Святославу Рериху, сыну выдающегося мыслителя и замечательного художника разнопланового ученого и талантливого педагога, Николая Рериха. Впрочем, и сам Святослав тоже был выдающимся художником и общественным деятелем. Музей задумывался как культурный центр, который должен быть не государственной, а общественной организацией. Мыслитель считал, что большая независимость, применение новых идей, культурная инициатива и сотрудничество с мировым сообществом, без чиновничьих барьеров, позволят создать в Москве музей XXI века. Рождение такого центра предопределено новым временем и новейшими историческими и культурными требованиями – таково было видение философа. Для воплощения в жизнь своей мечты Святослав встречался в Москве с М. Горбачевым, который и дал «добро» на открытие музейного центра.

Если говорить о содержательной части музейной экспозиции, то основная его часть – драгоценное культурное наследие семейства Рерихов, которое было ими передано центру. Здесь представлены картины, книги и научные изыскания, несущие в своей основе новейшее космическое видение мира, интерес к которому не угасает с годами. Всего творцом новой философской этики было написано более 7 тысяч картин и три десятка книг. Но среди экспонатов представлены не только его произведения и личная библиотека Николая Константиновича, но и произведения многих других талантливых членов его семейства. Все эти духовные богатства последний представитель семьи Рерихов еще в 1990 году завещал государству. Сразу же после подписания завещания специальным рейсом работы были отправлены из Индии в Москву.

Впечатления от экспозиции остаются очень сильные, особенно воздействует на эмоции необыкновенная живопись, а в особенности – гималайские этюды. Кроме тематических выставок в центре проводятся концерты, для которых приготовлен очень уютный зал. Передать все впечатления в статье – невозможно, лучше посетить этот замечательный музей самостоятельно.

МОСКВА, 19 декабря. /ТАСС/. Выставка "Николай Рерих. Восхождение", которая откроется 19 декабря в Музее Рерихов (филиале Государственного Музея Востока, расположенного в усадьбе Лопухиных), впервые продемонстрирует все творческие этапы жизни художника. Об этом сообщил ТАСС директор музея Востока Тигран Мкртычев.

"Это будет первая выставка, на которой творчество Николая Рериха будет демонстрироваться по этапам, согласно тому, как проходило развитие художника", - сказал Мкртычев.

В экспозицию войдут около 190 произведений, которые музей разделил на несколько разделов. "Дореволюционный этап творчества Николая Рериха связан с жизнью в Российской империи, когда он был академиком и директором Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств. Второй этап приходится на 1917 - 1920-е годы, когда семья Рерихов оказалась в финской эмиграции и Николай Константинович вынужден был искать новые направления и жизненные опоры для своего творчества", - сказал директор Музея Востока.

Он также объяснил, что еще один экспозиционный зал посвящен американскому периоду художника, когда Рериха пригласили в США для чтения лекций и проведения выставок. "Здесь состоялось возвращение его в статус известного художника, общественного деятеля и педагога. Затем Рерих отправляется в Индию, а потом в экспедицию в Центральную Азию, после которой семья поселилась на севере Индии в местечке Нагар в долине Кулу", - сказал Мкртычев.

Произведения для выставки, которая продлится до 17 января 2018 года, предоставлены Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным музеем Востока и Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке. В рамках экспозиционной программы предполагается проведение лекций, посвященных жизни и творчеству Николая Рериха и членов его семьи.

Арбитражный суд Москвы 20 марта удовлетворил иск музея Востока о выселении Международного центра Рерихов (МЦР) из двух зданий в центре столицы, до революции принадлежавших семейству Лопухиных. Позже, 4 апреля, Мосгорсуд признал законным решение Росимущества о передаче Государственному музею искусств народов Востока бывшей усадьбы Лопухиных, принятое в 2015 году. 28 апреля состоялось выселение МЦР. А в октябре 2017 года в усадьбе Лопухиных уже открылась первая выставка Музея Рерихов.

Николай Рерих (1874 - 1947) - русский художник, путешественник, писатель, философ-мистик, сценограф и общественный деятель. Совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центральной и Восточной Азии. Автор серий картин "Гималаи", "Шамбала", "Тибет", книг "Сердце Азии", "Врата в будущее", сборника стихов "Цветы Мории". Он также является автором идеи и инициатором принятия международного соглашения по охране памятников культуры (т.н. "Пакт Рериха", подписан рядом стран в 1930 - 1940-х годах). Его работы лежат в основе коллекции Международного центра Рерихов.

Докладчики: В.Г.Шатко, С.А.Потапова,
научные сотрудники Главного Ботанического сада РАН (Москва),
Л.В.Сургина (заочно) ,
сотрудник Международного Центра Рерихов (Москва), российский куратор Международного Мемориального треста Рерихов в Индии.

Тема семинара:
«Гималайское имение Рерихов и традиции русской усадебной культуры».

Резюме:
Тема семинара предполагает ознакомление с усадьбой Рерихов в живописной долине Кулу в Западных Гималаях (Индия), где вся семья проживала после завершения своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции почти 20 лет (с 1928 по 1948 гг.).
Специалистами был проведен анализ основных структурных элементов усадьбы (сад-парк имения с его уникальными насаждениями, «храм под открытым небом», место кремации Н.К.Рериха, Институт гималайских исследований «Урусвати» и редкие коллекции его музея, хозяйственные постройки, уникальность природного окружения имения и др.).
Особенности имения Рерихов рассматриваются через призму «традиций русской усадебной культуры». Отмечены общие черты в структуре усадьбы в Индии с подобными усадьбами в России, а также специфические черты, характерные только для гималайского дома семьи Рерихов.
Усадьба Рерихов вольно или невольно несет на себе, помимо отпечатка эпохи, и печать характера, личности ее обитателей. Не случайно усадьбы считаются неким «портретом», запечатлевающим историю нескольких поколений людей, судьба которых так или иначе была связана с той землей, на которой они жили.

Адрес:

Проезд:

Вход свободный


Научный семинар ОНЦ КМ Международного Центра Рерихов

Докладчик: Иван Михайлович Угрин – кандидат политических наук, научный сотрудник сектора философских проблем политики ИФ РАН, доцент ГАУГН (Москва)

Тема семинара:
«Формы взаимодействия Космоса и человека: от низшего к высшему».

Резюме:
В докладе раскрывается проблема множественности форм взаимодействия человека как существа, открытого для всех уровней и пластов мирового бытия, и Космоса, рассматриваемого в его энергийном, материальном и информационном аспектах. Анализ проводится на основе идей, представленных в философском и литературном наследии семьи Рерихов (в том числе в Учении Живой Этики, а также в ряде статей и писем Н.К. и Е.И. Рерихов). Согласно этим идеям, человек имеет потенциальную возможность к установлению различных форм связи и интеграции со сферами реальности, превосходящими эмпирическую реальность или стоящими вне ее, но в то же время непосредственно воздействующими на нее и во многом определяющими процессы, происходящие на физическом плане.

Данная тема рассматривается с точки зрения проблемы эволюции человека, перспектив его преображения. С этой точки зрения эволюция человека есть восхождение его с одного уровня на другой. Однако это восхождение следует понимать не как путешествие замкнутой единицы (личностной монады) из мира в мир, а как размыкание сознания, обнаружение всех уровней внутри самого себя и врастание в пространства, содержащие друг друга (на подобии русской матрешки), в качестве субъекта, избавляющегося от прошлых ограничивающих идентичностей по мере продвижения, вплоть до выхода за пределы субъектно-объектного мышления. В этом смысле эволюция человека есть собирание Космоса внутри него самого или, иначе, актуализация его космической природы как многоуровневой целостности.

Адрес: Москва, 10-я Парковая, д. 18 (встреча на 1-м этаже)

Проезд: до станции метро «Первомайская», выход из первого вагона из центра

Вход свободный

Вчера, после небольшого перерыва, для посетителей открыл свои двери обновленный музей Рериха в "Усадьбе Лопухиных". Не просто открытие, а презентация грандиозной выставки работ Николая Рериха "Николай Рерих. Восхождение" и нового филиала Государственного музея Востока. Выставочный проект представил около 190 произведений из собраний Государственного Русского музеея, Государственной Третьяковской галереей, Государственного музея Востока, а также Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.


1. Начну с самой усадьбы. Впервые большие двухэтажные каменные палаты на подклете упоминаются в 1689 году, когда они были подарены боярину Иллариону Аврамовичу Лопухину Петром I после свадьбы с дочерью Лопухина Евдокией. После череды нескольких хозяев усадьбу в начале XIX века приобретает графиня В. А. Протасова. Для новой владелицы восточный фасад главного дома был украшен увенчанным треугольным фронтоном шестиколонным коринфским портиком, дошедшим до настоящего времени.

К 1970-м годам состояние обветшавшей усадьбы достигло аварийного, фундамент главного дома просел, в результате чего стены покрыли трещины. От ограды середины XVIII века остались лишь фрагменты. Исходная внутренняя планировка и оформление к этому моменту были утрачены.

Первый проект реставрации главного дома был разработан Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (ЦНРПМ), под руководством архитектора-реставратора Ирины Валентиновны Ильенко. Полноценная научная реставрация началась после 1993 года, когда в зданиях усадьбы разместился Центр-Музей им. Н. К. Рериха.

В середине 2010-х было много споров о деятельности Центра-Музея им. Н. К. Рериха, которую относили даже к псевдохристианским сектам. Да, там были представлены работы художника, но многие напрвления их деятельности совместить с культурой было сложно. И вот, благодаря вмешательству Министерства культуры Российской Федерации и ряда судебных решений Усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке стала Филиалом Государственного музея Востока.

2. В первом зале Усадьбы Лопухиных играет классическая музыка и все ждут открытие выставки "Николай Рерих. Восхождение". Рерих никогда не был обделен вниманием. Выставки проходили регулярно, но многие работы Николая Константиновича, представленные в залах, никогда не выставлялись вместе, даже если были задуманы художником, как единое целое.

3. Несколько коротких выступлений и залы нового московского музея будут открыт для гостей.

4. Так как Николай Рерих не только русский, но и индийский художник собравшихся поприветствовал директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в России.

5. И вот, заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов, Директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру и директор Музея Рерихов Тигран Мкртычев перерезают символическую ленточку. Выставка открыта. Теперь все желающие могут ознакомиться с экспозицией.

6. Только представьте, что много лет назад в эту дверь старинного дома мог входить сам Петр 1.

7. Представлены работы, рассказывающие об основных этапах творческого пути великого русского художника: от ранних исторических полотен до философских пейзажей и картин-притч.

9. Св. Сергий Радонежский, Мадонна Ориламма и Св. Франциск Ассизский находятся в собраниях разных музеев, хотя задуманы автором, как триптих.

10. Директор Музея Рерихов Тигран Мкртычев и заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов осматривают экспозицию музея.

11. Все, больше не гружу официозом, прогуляемся по залам выставки.

13. Триптих Fiat Rex (Да будет Владыка), 1931 год.

15. Святое приношение, 1924 год.

16. Св. София Премудрость из собрания Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.

18. Работы из Маньчжурской экспедиции Рерихов.

19. Цветы Тимура, 1931 год, из собраний Музея Востока.

20. Работы из "древнерусского периода" Николая Рериха. Примечательно, во время знаменитых "Русских сезонов" С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили "Половецкие пляски" из "Князя Игоря" Бородина, "Псковитянка" Римского-Корсакова, балет "Весна священная" на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист.

22. У Св. Софии, по моим наблюдениям, гости задерживались дольше всего.

23. Скоро большие новогодние выходные, и если вам не чуждо искусство, запланируйте посещение выставки работ Николая Рериха "Николай Рерих. Восхождение" в новом филиале Государственного музея Востока. Честно, не пожалеете.

Москва, Малый Знаменский пер., 3/5 строение 4.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов расположен в самом сердце Москвы, на территории старинной городской усадьбы Лопухиных. Он мало напоминает другие художественные музеи и галереи. Его история и судьба столь же уникальны, сколь уникальна и необычна жизнь человека, именем которого он назван.

Инициатива создания первого в стране культурного учреждения нового типа, общественного Музея имени Н.К. Рериха, принадлежит Святославу Николаевичу Рериху - великому художнику, мыслителю, разностороннему ученому, талантливому педагогу и известному общественному деятелю. Создание Музея в статусе общественного культурного центра было связано с представлениями Святослава Николаевича о культуре, организация которой, по его мнению, должна быть не государственной, а общественной. Как и предвидел С.Н. Рерих, именно значительная независимость в использовании новых подходов, возможность широкой культурной инициативы и разностороннего сотрудничества с международным сообществом поверх ведомственных барьеров позволили создать в России уникальный синтетический культурный Центр - Музейон ХХI века, являющийся порождением нового времени и новых культурно-исторических задач.

Центральное место в наследии Рерихов занимает философия космической реальности - Живая Этика, в которой раскрывается представление о тесной взаимосвязи человека и Космоса, содержатся знания, которые помогают понять особенности наступающего эволюционного этапа в развитии человечества.

Музейная экспозиция, разработанная Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха Людмилой Васильевной Шапошниковой, отражает ключевые этапы жизненного и творческого пути наших великих соотечественников и знакомит посетителей с их поистине подвижнической деятельностью. Уникальные экспонаты, насыщенные духовными энергиями, наполняют старинные сводчатые залы особой аурой.

Полотна Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, отображая космическое мироощущение, позволяют соприкоснуться с беспредельным и величественным миром Прекрасного. В них - в цвете и символах отображение заложенных в Живой Этике философских идей. Разнообразные реликвии, дары Духовного Учителя Рерихов, рукописные и художественные раритеты, книги и монографии из Мемориальной библиотеки Рерихов; личные вещи и предметы, сопровождавшие их в долгих странствиях; фотодокументы и коллекция старинной бронзы из индийской долины Кулу - все это и многое другое входит в экспозицию Музея имени Н.К. Рериха, расширяя круг привычных образов, устремляя к познанию новой космической реальности. Благодаря меценатам музейная экспозиция постоянно пополняется новыми экспонатами, в том числе бесценными картинами Рерихов.

Особенностью художественного собрания Музея является наличие обширной коллекции гималайских этюдов, выполненных рукой Н.К. Рериха. Именно они составляют основу передвижных выставок, проходящих по России, ближнему и дальнему зарубежью. Музей имени Н.К. Рериха единственный из музеев страны, который проводит передвижные выставки в самых удаленных уголках России, не ограничиваясь крупными городами и культурными центрами. Это дает возможность соприкоснуться с удивительными полотнами Рерихов миллионам людей.

Отличительной особенностью Музея имени Н.К. Рериха является его многогранная культурная и научная деятельность, выходящая далеко за рамки традиционной музейной работы. В залах Музея проводятся ежегодные международные конференции с участием видных ученых и общественных деятелей, посвященные важным вопросам культуры и науки, организуются выставки современных художников-космистов, концерты классической музыки, лекции с участием ведущих представителей науки и специалистов в области философии, истории, культуры и педагогики, конкурсы детского рисунка, фестивали этнической культуры, выставки народных промыслов и творческие вечера. Вместе с тем Музей активно сотрудничает со многими культурными государственными и общественными организациями, в том числе международными.

Таким образом, за годы своего существования динамично развивающийся негосударственный Музей имени Н.К. Рериха превратился в поистине уникальный духовно-культурный Центр России по сохранению, развитию и популяризации философско-художественного наследия семьи Рерихов и главного итога их жизни - философии космической реальности - Живой Этики.

Невозможно не отметить исключительную, ведущую роль в основании и развитии Музея имени Н.К. Рериха его бессменного Генерального директора, доверенного лица и исполнителя завещания С.Н. Рериха, первого вице-президента Международного Центра Рерихов, заслуженного деятеля искусств РФ, академика Людмилы Васильевны Шапошниковой, определяющей все главные направления его жизнедеятельности.

Именно ей, выдающемуся ученому и талантливому организатору, истинному подвижнику Культуры, Святослав Николаевич Рерих доверил привезти на Родину уникальное наследие своих родителей и именно ее рекомендовал на пост руководителя Музея, всячески поддерживая во всех начинаниях.

Восстановленная из руин и с любовью отреставрированная усадьба Лопухиных (XVII - XIX вв.), в главном доме которой располагается Музей имени Н.К.Рериха, воссозданное «Красное» крыльцо (XVII в.) и мемориальный скульптурный комплекс семьи Рерихов превратили Музей в подлинный архитектурно-художественный ансамбль российской столицы. Все работы выполнены благодаря помощи меценатов и многочисленных друзей Музея, без какого-либо финансирования со стороны государства, что подтверждает жизнеспособность и эффективность общественной формы организации культуры.

Вместе с тем, Министры культуры (Н.Н. Губенко, Е.Ю. Сидоров, Н.Л. Дементьева, В.К. Егоров, М.Е. Швыдкой) и Государственный музей Востока (В.А. Набатчиков, О.В. Румянцева) не желали мириться с потерей возможности распоряжаться культурными ценностями, переданными С.Н. Рерихом общественному музею. Чиновники не только отказывались выполнить волю Святослава Николаевича Рериха и вернуть Международному Центру Рерихов 288 полотен Н.К. и С.Н. Рерихов, но и стремились завладеть остальной частью завещанного МЦР наследия Рерихов. Пожалуй, в мире не найдется больше примеров, чтобы министерство, призванное защищать культуру, и вместе с ним государственный музей стремились уничтожить другой музей - общественный. И в этом тоже есть своя «неповторимая» уникальность.




Top