Вывод по коробочке мертвые души. Мертвые души характеристика образа коробочка настасья петровна


Среди помещиков, которых посетил главный герой поэмы Гоголя Павел Иванович Чичиков в поисках своего необычного приобретения, была одна женщина.

Образ и характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» позволяют представить, как жили в глубинных, спрятанных территориях России прошлого, укладе и традициях.

Образ героини

К помещице Коробочке Павел Иванович Чичиков попал случайно. Он сбился с пути, когда пытался посетить имение Собакевича. Ужасная непогода заставила путешественника попроситься на ночлег в незнакомом поместье. Чин женщины – коллежская секретарша. Она вдова, живущая в своем имении. Про женщину немного автобиографических сведений. Неизвестно, есть ли у нее дети, но точно, что в Москве живет сестра. К ней и едет Коробочка после отъезда Чичикова. Старая помещица содержит небольшое хозяйство: примерно 80 душ крестьян. Автор описывает хозяйку и живущих в деревне мужиков.

Что особенного в образе героини:

Умение экономить. Мелкая помещица раскладывает деньги по мешочкам, укладывает их в комод.

Скрытность. Настасья Петровна не говорит о своем достатке. Она прибедняется, стараясь вызвать жалость. Но цель этого чувства – поднять цену на предлагаемый товар.

Смелость. Помещица уверенно обращается в суд с просьбами решить ее проблемы.

Коробочка торгует тем, чем заняты ее крестьяне: мед, перья, пенька, сало. Женщину не удивляет желание гостя купить души людей, ушедших в загробный мир. Она боится продешевить. В помещице переплелись вера и безверие. Причем два противоположных чувства связаны так крепко, что сложно определить, где грань. Она верит в Бога и в черта. Помещица после молитвы раскладывает карты.

Хозяйство Настасьи Петровны

Одинокая женщина хозяйничает лучше встречаемых в поэме мужчин. Описание деревушки не пугает, как у Плюшкина, не удивляет, как у Манилова. Дом господ ухожен. Он небольшой, но крепкий. Собаки лаем встречают гостей и предупреждают хозяев. Автор описывает дома крестьян:
  • избенки крепкие;
  • выстроены врассыпную;
  • постоянно ремонтируются (изветшавший тес поменян на новый);
  • крепкие ворота;
  • запасные телеги.
Коробочка следит за своим домом и за избами крестьян. В поместье все заняты делом, нет тех, кто слоняется между домами. Помещица знает, когда точно, к какому празднику будет готово сало, пенька, мука или крупа. Несмотря на недалекий ум, кажущуюся глупость Настасья Петровна деловита и бойка, направлена на выгоду.

Крестьяне деревни

Чичиков с интересом рассматривает крестьян. Это крепкие живые мужики и бабы. Персонажей в деревне несколько. Каждый по-особенному дополняет образ хозяйки.

Служанка Фетинья мастерски взбивает перины, делая их такими уютными, что гость проспал дольше обычного.

Дворовая крестьянка отворила ночью калитку, не боясь незваных гостей. У нее хриплый голос и крепкая фигура, скрытая под армяком.

Дворовая девчонка Пелагея показывает Чичикову дорогу назад. Она бегает босиком, отчего ноги у нее все в грязи и напоминают сапоги. Девчушка необразованная, причем для нее нет даже понимания право, лево. Она показывает руками, куда направляться бричке.

Мертвые души

У крестьян, которые продает Коробочка удивительные прозвища. Часть из них дополняют характеристику человека, другие просто придуманы народом. Все прозвища в памяти у хозяйки, она вздыхает и с сожалением перечисляет их гостю. Самые необычные:
  • Неуважай–Корыто;
  • Коровий кирпич;
  • Колесо Иван.
Коробочка жалеет каждого. Искусный кузнец сгорел как уголь по пьянке. Все были славными работниками, их сложно внести в список безымянной покупки Чичикова. Мертвые души Коробочки самые живые.

Образ персонажа

В описании Коробочки много типичного. Автор считает, что таких женщин на Руси множество. Они не вызывают симпатии. Гоголь назвал женщину «дубинноголовой», но в ней нет отличия от чопорных образованных аристократок. Бережливость Коробочки не вызывает умиления, наоборот, в ее хозяйстве все скромно. Деньги оседают в мешочках, но не вносят в жизнь новизны. Вокруг помещицы огромное количество мух. Они олицетворяют застой в душе хозяйки, в мире вокруг нее.

Помещицу Настасью Петровну Коробочку нельзя изменить. Она выбрала путь накопительства, не имеющего смысла. Жизнь поместья протекает в стороне от настоящих чувств и событий.


Среди помещиков, которых посетил главный герой поэмы Гоголя Павел Иванович Чичиков в поисках своего необычного приобретения, была одна женщина.

Образ и характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» позволяют представить, как жили в глубинных, спрятанных территориях России прошлого, укладе и традициях.

Образ героини

К помещице Коробочке Павел Иванович Чичиков попал случайно. Он сбился с пути, когда пытался посетить имение Собакевича. Ужасная непогода заставила путешественника попроситься на ночлег в незнакомом поместье. Чин женщины – коллежская секретарша. Она вдова, живущая в своем имении. Про женщину немного автобиографических сведений. Неизвестно, есть ли у нее дети, но точно, что в Москве живет сестра. К ней и едет Коробочка после отъезда Чичикова. Старая помещица содержит небольшое хозяйство: примерно 80 душ крестьян. Автор описывает хозяйку и живущих в деревне мужиков.

Что особенного в образе героини:

Умение экономить. Мелкая помещица раскладывает деньги по мешочкам, укладывает их в комод.

Скрытность. Настасья Петровна не говорит о своем достатке. Она прибедняется, стараясь вызвать жалость. Но цель этого чувства – поднять цену на предлагаемый товар.

Смелость. Помещица уверенно обращается в суд с просьбами решить ее проблемы.

Коробочка торгует тем, чем заняты ее крестьяне: мед, перья, пенька, сало. Женщину не удивляет желание гостя купить души людей, ушедших в загробный мир. Она боится продешевить. В помещице переплелись вера и безверие. Причем два противоположных чувства связаны так крепко, что сложно определить, где грань. Она верит в Бога и в черта. Помещица после молитвы раскладывает карты.

Хозяйство Настасьи Петровны

Одинокая женщина хозяйничает лучше встречаемых в поэме мужчин. Описание деревушки не пугает, как у Плюшкина, не удивляет, как у Манилова. Дом господ ухожен. Он небольшой, но крепкий. Собаки лаем встречают гостей и предупреждают хозяев. Автор описывает дома крестьян:
  • избенки крепкие;
  • выстроены врассыпную;
  • постоянно ремонтируются (изветшавший тес поменян на новый);
  • крепкие ворота;
  • запасные телеги.
Коробочка следит за своим домом и за избами крестьян. В поместье все заняты делом, нет тех, кто слоняется между домами. Помещица знает, когда точно, к какому празднику будет готово сало, пенька, мука или крупа. Несмотря на недалекий ум, кажущуюся глупость Настасья Петровна деловита и бойка, направлена на выгоду.

Крестьяне деревни

Чичиков с интересом рассматривает крестьян. Это крепкие живые мужики и бабы. Персонажей в деревне несколько. Каждый по-особенному дополняет образ хозяйки.

Служанка Фетинья мастерски взбивает перины, делая их такими уютными, что гость проспал дольше обычного.

Дворовая крестьянка отворила ночью калитку, не боясь незваных гостей. У нее хриплый голос и крепкая фигура, скрытая под армяком.

Дворовая девчонка Пелагея показывает Чичикову дорогу назад. Она бегает босиком, отчего ноги у нее все в грязи и напоминают сапоги. Девчушка необразованная, причем для нее нет даже понимания право, лево. Она показывает руками, куда направляться бричке.

Мертвые души

У крестьян, которые продает Коробочка удивительные прозвища. Часть из них дополняют характеристику человека, другие просто придуманы народом. Все прозвища в памяти у хозяйки, она вздыхает и с сожалением перечисляет их гостю. Самые необычные:
  • Неуважай–Корыто;
  • Коровий кирпич;
  • Колесо Иван.
Коробочка жалеет каждого. Искусный кузнец сгорел как уголь по пьянке. Все были славными работниками, их сложно внести в список безымянной покупки Чичикова. Мертвые души Коробочки самые живые.

Образ персонажа

В описании Коробочки много типичного. Автор считает, что таких женщин на Руси множество. Они не вызывают симпатии. Гоголь назвал женщину «дубинноголовой», но в ней нет отличия от чопорных образованных аристократок. Бережливость Коробочки не вызывает умиления, наоборот, в ее хозяйстве все скромно. Деньги оседают в мешочках, но не вносят в жизнь новизны. Вокруг помещицы огромное количество мух. Они олицетворяют застой в душе хозяйки, в мире вокруг нее.

Помещицу Настасью Петровну Коробочку нельзя изменить. Она выбрала путь накопительства, не имеющего смысла. Жизнь поместья протекает в стороне от настоящих чувств и событий.

Образ помещицы Коробочки в поэме «Мертвые души» Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех "небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!" (или М.с Коробочкой являются в некотором роде антиподами:маниловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде.Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми.Главная цель её жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит веё поместье следы умелого хозяйствования. Эта хоз-сть обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания преобрести и извлечь пользу нет чувств. Подтверждением является ситуация с "мёртвыми душамит". Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие преметы своего хоз-ва. Для неё нет разницы между одушевлённым и неоудушевлённым существом. В предложении Чичикова её пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за "мёртвые души".Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. Гоголь наградил её эпитетом "дубиноголовая".)Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов нат. хоз-ва. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мёртвые души. Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип - “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые... набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души. Любопытна “немая сцена”, которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия: она позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и иной аристократической дамой. Помещица Коробочка бережлива, “набирает понемногу деньжонок”, живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер “дубиноголовой” помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства. Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело. В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: "вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?", И снова автор подчеркивает типичность этого образа: " Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка". Оказывается, тупость Коробочки, ее "дубинноголовость" не такое уж редкое явление.

Ноздрев – третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души. Это молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач». Н. непрерывно врет, задирает всех без разбору; он очень азартен, готов «нагадить» лучшему другу без какой-либо цели. Все поведение Н. объясняется его главенствующим качеством: «юркостью и бойкостью характера», т.е. безудержностью, граничащим с беспамятством. Н. ничего не задумывает и не планирует; он просто ни в чем не знает меры. На пути к Собакевичу, в трактире, Н. перехватывает Чичикова и везет к себе в имение. Там он насмерть ссорится с Чичиковым: тот не согласен играть в карты на мертвых душ, а также не хочет купить жеребца «арабских кровей» и получить души в придачу. Наутро, забыв обо всех обидах, Н. уговаривает Чичикова сыграть с ним в шашки на мертвые души. Уличенный в жульничестве, Н. приказывает избить Чичикова, и только появление капитан-исправника успокаивает его. Именно Н. едва не погубит Чичикова. Столкнувшись с ним на балу, Н. кричит во всеуслышание: «он торгует мертвыми душами!», чем порождает массу самых невероятных слухов. Когда же чиновники призывают Н., чтобы разобраться во всем, герой подтверждает все слухи сразу, не смущаясь их противоречивостью. Позже он приезжает к Чичикову и сам рассказывает обо всех этих слухах. Моментально забыв о нанесенной им обиде, он искренно предлагает помочь Чичикову увезти губернаторскую дочку. Домашняя обстановка в полной мере отражает сумбурный характер Н. Дома у него все бестолково: посередине столовой стоят козлы, в кабинете нет книг и бумаг и т. д. Можно сказать, что безграничная ложь Н. – это оборотная сторона русской удали, которой Н. наделен в избытке. Н. не до конца пуст, просто его безудержная энергия не находит себе должного применения. С Н. в поэме начинается череда героев, сохранивших в себе что-то живое. Поэтому в «иерархии» героев он занимает сравнительно высокое – третье – место.

Меню статьи:

Образ помещицы Настасьи Петровны Коробочки удачно дополняет коллаж характерных типов помещиков. Нельзя сказать, что она наделена отрицательными качествами, но и причислить ее к приятным личностям нельзя.

Несмотря на всю сложность ее личности, на фоне всех остальных помещиков она выглядит одной из самых привлекательных в плане ведения хозяйства и отношения к крепостным.

Характеристика личности

О том, кокой была Коробочка в молодости, мы не знаем, в повести Гоголь ограничивается эпизодическим описанием ее характера на определенном временном срезе, минуя весь процесс его становления.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете прочитать о описанной в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.

Коробочка заметно отличается бережливостью и склонностью к порядку. В ее имении все в исправности – правда, вещи, используемые как в быту, так и в интерьере помещицы не отличаются новизной, но это не смущает старуху. С особым наслаждением она жалуется на все на свете – плохие урожаи, безденежье, хотя, на самом деле, все обстоит не столь плачевно: «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

Настасья Петровна не отличается незаурядным умом – окружающие ее аристократы, считают ее глупой старухой. Это соответствует действительности – Коробочка действительно глупая и необразованная женщина. Помещица с недоверием относится ко всему новому – в первую очередь в действии людей она стремится увидеть какой-то подвох – таким способом она «спасает» себя от неприятностей в дальнейшем.

Коробочка отличается особым упрямством, она относится к тем людям, кто «как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены».

Настасья Петровна противоречивая натура – с одной стороны она привязана к религии (верит в существование Бога и черта, молится и крестится), но при этом же не пренебрегает гаданиями и на картах, что не поощряется религией.

Семья

О семье Коробочки говорить что-то сложно – Гоголь подает слишком мало информации по этому поводу. Достоверно известно, что Настасья Петровна была замужем, но ее муж умер и на момент повествования она вдова. Вполне вероятно, что у нее есть дети, скорее всего, в виду возраста помещицы и отсутствие воспоминаний Чичикова о присутствии детей в доме, они уже взрослые и живут отдельно. Их имена, возраст и пол в тексте не уточняются. Единственное упоминание о них встречается совместно с упоминанием о сестре Коробочки, живущей в Москве: «сестра моя привезла оттуда теплые сапожки для детей: такой прочный товар, до сих пор носится».

Усадьба Коробочки

Усадьба и дом Коробочки – как ни странно, среди всех домов помещиков выглядит одним из самых привлекательных. Следует уточнить, что такая оценка касается не эстетического вида, а состояния усадьбы. Деревня Коробочки заметно отличается ухоженными домами и постройками: ветхие элементы крестьянских домов были заменены на новые, ворота в поместье также были отремонтированы. Дома и постройки не выглядят настолько массивными, как у Собакевича, но и особой эстетической ценности не представляют. Во владении Коробочки около 80 крепостных.


Это количество заметно уступают богатым помещикам уезда, как, например, Плюшкина, но это значительно не влияет на доход поместья. Чичиков был приятно удивлен состоянием деревни: «У вас, матушка, хорошая деревенька».

Хозяйство Коробочки также приятно удивляет своим разнообразием и ухоженностью. Коробочка удачно продает овощи и фрукты. У нее «огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья».

Также можно наблюдать разнообразие выращиваемых круп. Кроме этого, Коробочка уверенно занимается животноводством – у нее есть и различные птицы («Индейкам и курам не было числа; промеж них расхаживал петух» и свиньи. Коробочка занимается пчеловодством и выращивает пеньку для продажи для производства веревок и канатов.

Дом Коробочки

Дом Коробочки не отличается помпезностью или изяществом. Дом охраняют свора псов, которые бурно реагируют на всех посторонних, так, например, когда приехал Чичиков, собаки «заливались всеми возможными голосами». Он небольшого размера, окна его выходят во двор, поэтому полюбоваться видом из окна невозможно. Крыша дома – деревянная, Чичиков, приехавший к Коробочке в дождь, отметил, что капли дождя звонко стучат по его крыше. Возле стока была поставлена бочка, в которую собиралась дождевая вода.

Так как Чичиков приехал в поместье Коробочки вечером, к тому же еще и в непогоду, то узнать о нюансах внешнего вида помещицкого дома было невозможно.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.

Внутри дом не был привлекательным. Обои там были старые, впрочем, как и вся мебель. На стенах висели картины – «на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче». Обстановку дополняли зеркала, «с темными рамками в виде свернувшихся листьев», за которыми были положены всякие нужные мелочи в виде письма или чулка. Особое впечатление производили часы – они также не отличались новизной, а звуки, издаваемые ими, были похожи на шипение змей. Били часы не менее неприятно: «как бы кто колотил палкой по разбитому горшку».

Отношение к крестьянам

Количество крепостных Коробочки не столь велико – приблизительно 80 человек. Помещица знает их всех поименно. Коробочка всегда активно занимается делами своего имения и принимает непосредственное участие во всех работах. Описания отношения к крестьянам в тексте найти невозможно, но то, как помещица описывает свои мертвые души, наталкивает на мысль, что Коробочка не отличается плохим отношением к крепостным.

Пожилая помещица, проживающая в окрестностях города N, представляет собой колоритного и узнаваемого персонажа. Жизненные цели вдовы, которая управляет собственным имением, – добыть всевозможными способами как можно больше денег. Поэтому старушка без раздумий продает мертвые души. Единственное, что заботит даму – не продешевила ли она.

История создания

Впервые помещица Коробочка появляется в произведении «Мертвые души» в третьей главе. Старушка не занимает центральное место в произведении, при этом автор вложил в получившийся образ большое количество презрения.

Однако, при негативном отношении к персонажу, Гоголь признавал бытовые таланты помещицы:

«Коллежская регистраторша Коробочка, не читавшая и книг никаких, кроме часослова, да и то еще с грехом пополам, не выучась никаким изящным искусствам, кроме разве гадания на картах, умела, однако ж, наполнить рублевиками сундучки и коробочки».

Поздний анализ «Мертвых душ», где Настасья Коробочка предстает во всем великолепии, сподвиг литераторов выстроить разнообразные теории. К примеру, утверждает, что произведение Гоголя соотносится с творением «Одиссея».


В таком варианте старая помещица представляет собой аналог древнегреческого персонажа Цирцеи. Гречанка отравила мужа и установила в собственных владениях жесткий порядок. Такое же поведение свойственно Настасье Коробочке, которая при всей своей внешней глупости показана настоящей умелой хозяйкой. Впрочем, подтверждений подобных умозаключениям Быкова не найдено.

Впервые изданное в 1842 году, произведение до сих пор не теряет актуальности. По мотивам романа-поэмы регулярно снимаются фильмы, ставятся спектакли и создаются оперы.

«Мертвые души»


Настасья Петровна Коробочка – помещица, которая ведет относительно замкнутый образ жизни. Биография пожилой дамы не наполнена яркими событиями. Настасья Петровна рано вышла замуж за коллежского секретаря и после долгих лет стабильного брака овдовела. Женщина ведет хозяйство, расположенное между усадьбами и .

В произведении Гоголя Настасья Петровна появляется в тот момент, когда Чичиков – главный герой романа – сбивается с пути и вынужден искать место для ночлега. Деятельная Настасья Петровна, несмотря на стабильный доход, обеспокоена собственным финансовым состоянием, поэтому старается продать гостям разнообразные продукты.


Внутреннее состояние женщины отражается и на ее внешности. Суетливая помещица не уделяет внимания и времени гардеробу. При первой встрече с Чичиковым героиня не стремится произвести хорошее впечатление. Не тратит время на одежду Коробочка и после:

«Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано».

Основная деятельность Настасьи Петровны – собственное хозяйство. Несмотря на постоянные жалобы, помещица умело руководит крестьянами. У женщины растут разнообразные овощи и фрукты, двор полон домашних птиц. Жизнь крестьян Коробочки подчинена строгому распорядку. Люди либо работают в поле, либо продают в соседние имения собственноручно произведенный товар: мед, муку, мясо, перья.


Заботливая хозяйка следит за малейшими мелочами. На полях помещицы установлены чучела, отпугивающие ворон, а в сараях спрятаны запасные телеги, чтобы сбор урожая не остановился даже в экстренной ситуации.

Дом Коробочки, как и хозяйство, содержится в строгом порядке. Небольшая усадьба охраняется сворой собак, каждая поломка тут же исправляется. Впрочем, мелочная Коробочка следит как за собственной усадьбой, так и за деревней. В отличие от соседей, помещица заботится об избах крестьян.


При столь правильном и продуманном подходе к ведению хозяйства Настасья Петровна не отличается умственными способностями. Пожилая женщина мелочна, эгоистична и зациклена на мыслях о постоянном обмане со стороны знакомых и незнакомых людей. Подобные черты в характере усложняют общение с помещицей:

«...одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов...»

Любимое занятие женщины, помимо подсчета собственного состояния, – гадание на картах. При этом Коробочка верит в Бога и утверждает, что из-за карт встречала черта.


После первого общения с Чичиковым, старуха переживает о том, не слишком ли она продешевила с продажей мертвых душ. Подобная мысль не оставляет помещицу, и та, забросив собственные дела отправляется в город, чтобы выяснить сколько на самом деле стоит товар.

Расспросы старухи приводят к распространению слухов, которые обрастают новыми невероятными подробностями и доводят ситуацию до абсурда.

Экранизации

В 1960 году на кинопленку перенесли театральную постановку «Мертвые души» 1932 года. Режиссером картины выступил Леонид Трауберг. Воплощали идею Гоголя артисты Московского Художественного академического театра им. . Роль Коробочки досталась актрисе .


Спустя 8 лет, в 1968 году, к классическому сюжету обратился режиссер Александр Белинский. Экранизация вышла в эфир в рамках проекта «Театр на экране». Роль колоритной Коробочки исполнила актриса Клавдия Фадеева.

В 1984 году вышел сериал «Мертвые души», созданный по первому тому одноименного творения Гоголя. Сюжет фильма максимально приближен к первоисточнику. Роль помещицы сыграла актриса .


В 2005 году на телеканале «НТВ» состоялась премьера «Дело о «Мертвых душах». Сериал затрагивает и одноименное творение Гоголя, и несколько других произведений автора. Критики не оценили работу режиссера и высказались отрицательно. Роль Коробочки достала актрисе .

  • В фамилию героини в произведении Гоголя заложено скрытое значение. Исследователи творчества писателя утверждают, что персонаж стал своеобразной ловушкой (или коробочкой, из которой не выбраться) для Чичикова.

Иллюстрация к книге Гоголя "Мертвые души"
  • Главный герой купил у помещицы 18 душ за 15 рублей.
  • В отличие от остальных персонажей, пожилая помещица наизусть помнит имена умерших крестьян.
  • Отсутствие развития героини Гоголь отобразил с помощью мух. Несмотря на чистоту дома, вокруг персонажей постоянно летают насекомые, олицетворяющие застой и отсутствие развития.
  • Возможно, Коробочка страдает серьезным психологическим заболеванием. В хозяйстве помещицы ничего не пропадает, даже шипящие часы и древние неизвестные портреты. В психологи такое явление называют патологическое накопительство.

Цитаты

«Мое такое неопытное вдовье дело! Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да примерюсь к ценам».
«Ей-Богу, товар такой странный, совсем небывалый!»
«На прошлой неделе сгорел у меня кузнец, такой искусный кузнец и слесарное мастерство знал».
«А, так вы покупщик! Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево, а вот ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил».



Top