XIX съезд КПК: социализм с китайской спецификой вступает в новую эпоху. Новая эра китая

Концептуал СМИ В Китае 18-24 октября 2017 года прошёл XIX съезд КПК – крупнейшее событие в жизни страны, обсуждаемое до сих пор

Оглашённые на партийном съезде планы построения «социализма с китайской спецификой» захватывают дух. В средней перспективе поставлена задача сделать Китай среднезажиточным обществом, ликвидировать к 2020 году остатки бедности (на сегодняшний день в стране 43 млн нуждающихся), продолжать курс на превращение Китая в открытое миру общество. Много на съезде было сказано о том, что Китай будет постепенно переходить от производства ширпотреба к развитию новых технологий, что прежний курс на форсирование экономического роста будет заменён политикой «качественного развития», что инвестиционный протекционизм будет заменяться широким привлечением иностранных инвесторов в китайскую экономику, что партия и государство ещё энергичнее будут бороться с коррупцией.

Однако в стране накопились серьёзные проблемы, и нужна конкретика. Одна из проблем – высокий уровень задолженности в китайской экономике. Я в начале 2015 года писал на эту тему, комментируя данные интересного доклада известной консультационной компании McKinsey, посвящённого оценке долговой ситуации в мире в период 2007-2014 гг. В докладе были приведены данные по совокупному долгу, включающему задолженность по всем основным секторам экономики: государственному (суверенный долг), домашним хозяйствам, нефинансовым компаниям, банкам и иным финансовым организациям. И особое внимание было уделено долговой ситуации в Китае. По мнению авторов, в этой стране, как нигде, долг рос очень высокими темпами. Если в 2002 году он был равен 2,1 трлн. долл., то в 2007 году увеличился до 7,4 трлн. долл., а в 2014 г. достиг 28,2 трлн. долл. Для многих показалось сенсационным сравнение уровней общего долга лидеров мировой экономики – США и Китая. Относительный уровень долга Китая в 2014 году оказался равным 282% ВВП против 269 % ВВП у США. Как отмечалось в докладе (со ссылкой на китайских официальных лиц), пока долговая ситуация в КНР оставалась под контролем. Однако, по мнению экспертов McKinsey, этот контроль может быть утрачен и тогда Китай наряду с Соединёнными Штатами и Западной Европой станет эпицентром второй волны мирового финансового кризиса.

С момента выхода в свет доклада McKinsey прошло более двух с половиной лет. Удалось ли китайскому руководству снизить риск возникновения долгового кризиса? Увы, такими данными мы не располагаем.

В октябре прошлого года Банк международных расчётов (БМР) сообщил, что долг корпоративного сектора китайской экономики составил 18 трлн. долл., что эквивалентно 169% ВВП. В абсолютном выражении это самый большой корпоративный долг в мире. По оценкам Института международных финансов, на май 2017 года общая задолженность Китая превысила 304% ВВП. Долги населения (сектора домашних хозяйств) и государства в последние два года оставались примерно на одном уровне. Прирост совокупного долга происходил в первую очередь за счёт сектора нефинансовых компаний – тех самых, благодаря которым достигаются рекордные приросты ВВП Китая.

Это долговая ловушка: для того чтобы обслуживать долг, превышающий 300 процентов ВВП, Китаю нужны высокие темпы экономического роста. Какие? Всё зависит от того, какую сумму процентов надо выплачивать ежегодно кредиторам. Даже если мы предположим, что средняя ставка кредитов и займов составляет 5 процентов годовых, то при относительном уровне долга, равном 100% ВВП, потребовалось бы обеспечивать прирост ВВП в 5 процентов в год. Но у Китая относительный уровень долга превышает 300% ВВП. Следовательно, ежегодный прирост ВВП, минимально необходимый для обслуживания долга, должен быть равен 15%. В прошлом году прирост ВВП Китая составил 6,7%. В текущем году он, как предсказывают эксперты, будет 6,5% – худший показатель за последние 26 лет. Неспособность экономики Китая обслуживать долг означает, что долговая пирамида (рефинансирование старых долгов за счёт новых кредитов и займов) будет продолжать расти. Темп прироста ВВП, равный 6,5%, способен поддерживать экономику на плаву при условии, что цена кредитов и займов в китайской экономике не превышает 2 процентов годовых. Однако моё знакомство с условиями кредитов, которые, например, выдают китайские банки китайским компаниям нефинансового сектора экономики, показывает, что таких процентных ставок в Китае нет. Ключевая процентная ставка по кредитам Народного банка Китая в последние годы снижалась, но и в прошлом году была всё ещё выше 4 процентов годовых. Следовательно, вряд ли кредиты коммерческих банков Китая имели ставки ниже 7-8 процентов.

О долговой проблеме в более чем трёхчасовом докладе генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина на XIX съезде партии ничего сказано не было. Китайское партийно-государственное руководство не приветствует обсуждение этой темы и в СМИ КНР. Большинство публикаций и оценок по китайскому долгу делаются западными экспертами.

Из последних таких публикаций и оценок я бы отметил материалы британской газеты The Financial Times. В августе 2017 года аналитическая группа этой газеты представила некоторые дополнительные сведения о долговой ситуации в китайской экономике. Прежде всего, аналитики отметили, что китайские статистические службы завышают показатель ВВП. Завышение, по их оценкам, происходит по крайней мере на одну треть. Следовательно, относительный уровень общего долга Китая не может быть ниже 400% ВВП. Пользуясь случаем, скажу, что статистические службы Китая завышают не только абсолютные размеры ВВП, но и темпы его прироста. Реальные годовые приросты ВВП в последние годы составляли не более 4-4,5 %.

Еще более серьёзной проблемой является то, что в Китае развит теневой банкинг и оценить масштабы его операций и создаваемого им долга крайне сложно. Теневой банкинг – это депозитные и кредитные операции, которые находятся вне сферы контроля банковских регуляторов (органов банковского надзора). В КНР таковыми являются, прежде всего, Комиссия по регулированию банковской деятельности; в некоторой мере, также Народный банк Китая (НБК). Теневым банкингом занимаются как организации, формально не являющиеся банковскими (это могут быть страховые компании, инвестиционные фонды и др.), так и собственно банки. Во втором случае речь идет о забалансовых операциях официальных кредитных организаций. Конечно, теневой банкинг – серьёзное нарушение законов КНР, но до последнего времени на это смотрели сквозь пальцы, поскольку кредиты и займы, которые предоставляются в рамках теневого банкинга, существенно подпитывают деловую активность, обеспечивающую темпы прироста ВВП.

Однако дело с теневым банкингом, кажется, зашло слишком далеко. Об этом свидетельствуют цифры аналитической группы The Financial Times. Они в свою очередь базируются на данных Народного банка Китая, которые включены в доклад НБК о финансовой стабильности в 2017 году.

Вот некоторые из цифр. Теневые кредиты Китая на конец 2016 года составили сумму свыше 252 трлн. юаней, что эквивалентно 37 трлн. долл. Это превысило величину «белых» активов китайского банковского сектора, равную на тот момент 34 трлн. долл. В сумме получается более 70 трлн. долл. Это в 6,5 раза превышает ВВП страны, а ведь у многих стран с развитыми банковскими секторами относительная величина банковских активов (прежде всего, состоящих из выданных кредитов) находится на уровне 100-200 % ВВП. Так, у США этот показатель даже немного меньше 100%. Из развитых стран лишь Великобритания имеет очень высокий показатель – около 650%. Однако эта страна с его лондонским Сити является мировым банковским центром. И вот выясняется, что с учётом теневого банкинга Китай догнал Великобританию.

Ещё в 2011 году величина теневых кредитов составляла около 40 трлн. юаней. Получается, что за пять лет их абсолютный объём увеличился более чем в 8 раз! Резкий взлёт масштабов теневого кредитование в последние два года можно объяснить тем, что Комиссия по регулированию банковской деятельности по указанию Государственного совета ужесточила для китайских банков требования по выдаче кредитов (в частности, увеличила норматив резервных отчислений), что привело к удорожанию «белых» кредитов и стимулировало спрос на более дешёвые теневые.

Специалисты группы The Financial Times попытались сделать сравнительный анализ относительного уровня долга двух ведущих экономик мира – Китая и США. В качестве ключевого был взят показатель общего долга, включающего в себя долги всех основных секторов экономики (государство, сектор домашних хозяйств, банки и иные финансовые организации, нефинансовые компании). При расчёте общего долга учитывались обязательства, возникающие в результате теневого кредитования. Показатели ВВП обеих стран были очищены от приписок, был рассчитан реальный продукт (так называемый производственный ВВП). Относительный уровень долга рассчитан путем деления общего долга на производственный ВВП и выражен в процентах.

Если полагаться на приведенные данные, относительный уровень задолженности Китая с учётом теневого кредитования зашкаливает. Причём резкий взлёт произошел в 2015-2016 гг. В начале 2015 года консультационная компания McKinsey говорила о назревании наиболее серьёзных долговых пузырей в трёх экономиках – США, Китая и Европейского союза. И говорила, что вероятность возникновения долгового кризиса (который станет детонатором второй волны мирового финансового кризиса) во всех трёх центрах примерна одинакова. Сегодня можно сказать, что наибольшая вероятность прорыва долгового пузыря – в китайской экономике.

25 октября 2017 года, на следующий день после завершения XIX съезда Коммунистической партии Китая, избравшего новый состав Центрального комитета партии, состоялся первый пленум ЦК КПК. Он переизбрал Си Цзиньпина генеральным секретарём самой крупной политической силы мира. Это решение, а также избрание семи членов постоянного комитета политбюро и 25 членов политбюро обозначило создание новой властной конфигурации вокруг китайского лидера.

  • Си Цзиньпин и новые члены постоянного комитета политбюро ЦК КПК
  • Reuters
  • Jason Lee

В семёрке членов постоянного комитета политбюро ЦК КПК сменилось пять человек, кроме самого Си Цзиньпина и главы правительства КНР Ли Кэцяна. Возраст вновь назначенных членов около 65 лет, и все они ранее проявили себя на различных партийных постах в провинции и Пекине.

Занявший третье место в партийной иерархии глава канцелярии ЦК КПК Ли Чжаньшу работал в 1980-х годах в партийном аппарате региона Хэбэй вместе с Си Цзиньпином и считается его близким соратником. Вице-премьер Госсовета Ван Ян, идущий четвёртым, напротив, считается близким к предыдущему лидеру Китая Ху Цзиньтао — представителю группировки «комсомольцев» (партийных лидеров, вышедших из бюрократии Коммунистического союза молодёжи Китая). Си Цзиньпина же относят к «принцам» — потомкам лидеров КПК ещё времён Мао Цзэдуна.

Пятый человек в партии теперь глава центра политических исследований ЦК Ван Хунин, отвечающий за идеологию КПК. Этот уроженец Шанхая возвысился при представлявшем «шанхайскую группу» Цзян Цзэмине. Шестым идёт глава центральной комиссии Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины ЦК Чжао Лэцзи, который возглавит борьбу с коррупцией, сменив на этом посту ушедшего в отставку партийного ветерана Ван Цишаня. Чжао Лэцзи вошёл в состав политбюро пять лет назад, когда Си Цзиньпин пришёл к власти. Наконец, седьмым членом постоянного комитета политбюро ЦК КПК стал Хань Чжэн, глава партийной организации Шанхая.

Среди новых членов политбюро — глава канцелярии рабочей группы ЦК по финансам и экономике и один из главных экономических советников Си Цзиньпина Лю Хэ, а также Чэнь Миньэр, руководитель партийной организации города Чунцин, которого также считают очень близким Си Цзиньпину.

«Оправдался практически полностью тот состав постоянного комитета политбюро, о котором эксперты говорили до съезда, — заявил в беседе с RT китаист Алексей Маслов, профессор НИУ ВШЭ. — Туда вошла большая часть сторонников Си Цзиньпина».

С завершением конгресса и переизбранием на высший партийный пост председателя КНР поздравили мировые лидеры.

«Итоги голосования в полной мере подтвердили политический авторитет Си Цзиньпина, широкую поддержку проводимого им курса на ускоренное социально-экономическое развитие Китая, укрепление его международных позиций», — подчеркнул российский президент Владимир Путин.

Поздравил китайского лидера и президент США Дональд Трамп. Выступая в эфире Fox Business, он заявил, что «теперь можно звать (Си. — RT ) императором Китая, но его называют председателем».

Живой классик

По мнению экспертов, Си Цзиньпину удалось добиться на этом съезде главного — он значительно усилил свою власть, поставив на ключевые должности верных себе людей. При этом впервые за долгое время на съезде никак не была обозначена фигура преемника. Как полагают политологи, это означает, что Си Цзиньпин планирует оставаться партийным лидером и после 2022 года, когда пройдёт следующий съезд Коммунистической партии Китая.

  • Си Цзиньпин на съезде Коммунистической партии Китая
  • Reuters
  • Aly Song

Усиление позиций Си Цзиньпина выразилось и в том, что он третьим после китайских партийных лидеров Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина был упомянут в новой редакции устава партии, которую одобрил съезд. Причём концепция Си Цзиньпина о «новой эре социализма с китайской спецификой» получила статус «идей». Ранее этот термин применялся только к «идеям Мао Цзэдуна». Идеологию Дэн Сяопина, например, называли лишь «теорией», подчёркивая превосходство Мао. Нынешний китайский лидер фактически встал вровень с отцом-основателем КНР.

«Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи являют собой продолжение и развитие марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, важных идей тройного представительства и научной концепции развития, новейшее достижение китаизации марксизма <…> а также руководство к действию при осуществлении партией и народом великого возрождения китайской нации», — цитирует агентство «Синьхуа» резолюцию XIX съезда КПК по проекту пересмотренного устава партии.

«Теперь Си Цзиньпин встаёт в ряд крупных теоретиков марксизма, — говорит Маслов. — По сути, он оказывается в одном ряду с Марксом, Лениным, Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином. То есть Си Цзиньпин позиционирует себя как пик развития мировой марксисткой мысли».

Кроме того, этот шаг, с точки зрения политолога, демонстрирует, что председатель КНР планирует долго оставаться у власти.

«Закрепление имени Си Цзиньпина в уставе закрепляет и его роль в истории, и в данном случае уже не важно, как будет называться его должность через пять лет, — подчеркнул эксперт. — Очевидно, он останется активным руководителем страны. Та политика, которую он намечает, продолжится как минимум до 2027 года».

Социализм с китайским лицом

Смысл политики «строительства социализма с китайской спецификой в новую эпоху» — это, прежде всего, повышение благосостояния рядовых китайцев. Если раньше экономика КНР развивалась в основном за счёт производства продукции на экспорт, то теперь власти страны планируют в первую очередь увеличивать внутренний спрос.

  • Улицы Пекина
  • Reuters
  • Tyrone Siu

XIX съезд КПК поставил перед партией и государством амбициозные задачи: к 2021 году — столетнему юбилею КПК — завершить строительство общества среднего достатка и победить бедность.

Уже сейчас, как отметил в беседе с RT президент АНО «Российско-китайский аналитический центр» Сергей Санакоев, к среднему классу в Китае можно отнести до 300 млн человек.

«Это люди, которые способны покупать дома, машины, ездить за границу, — пояснил эксперт. — Общество же среднего достатка подразумевает, что большая часть полуторамиллиардного Китая приблизится к этому уровню потребления».

Добиться этой цели Пекин планирует не за счёт экстенсивного развития уже существующих секторов экономики, а активно продвигая новые технологии. Поэтому следующая задача, озвученная съездом, — к 2035 году построить модернизированное инновационную экономику с серьёзной природосберегающей составляющей. Для этого запускается экологическая программа «Прекрасный Китай». Эксперты отмечают, что уже сейчас 55% экономического роста Китая обеспечивают высокотехнологичные отрасли.

Следующий ориентир — 2049 год, столетие образования КНР. К этому времени Китай намерен завершить строительство «модернизированного социалистического государства».

«С учётом определённой языковой специфики образности мышления, которую проявляют наши восточные соседи, я бы констатировал, что к середине XXI века они планируют построить коммунизм», — уточнил Санакоев.

Глобальный проект

Повышенное внимание к внутреннему развитию Китая не означает курс на самоизоляцию и отказ от глобальных амбиций. Напротив, среди решений XIX съезда КПК — включение в устав партии инициативы «Один пояс — один путь» Си Цзиньпина. Это стратегия экономической интеграции евразийского пространства, ориентированная на Китай.

В новом составе политбюро нашли свое место ведущие идеологи внешней политики Китая последних пяти лет: бывший министр иностранных дел Ян Цзечи, сопровождавший Си Цзиньпина в его визитах в Россию и США Ли Чжаньшу и Ван Хунин, которого западные эксперты называют отцом более агрессивной внешней политики в отношении Запада.

Китай не только заявляет о курсе на строительство великой державы, но и подчёркивает, что готов примерить роль глобального лидера, утверждают эксперты.

«В качестве крупных заслуг Китая на съезде отмечалось его участие в создании целого ряда организаций: проекта «Один пояс — один путь», БРИКС, ШОС, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, — отмечает китаист Алексей Маслов. — Это значит, что Китай не просто начинает играть активную роль в мировой политике, но и формирует новое политическое пространство».

Идеологическим обоснованием этой политики является сформулированная ещё в 2015 году концепция «сообщества единой судьбы», которую китайский лидер озвучил на юбилейной сессии Генассамблеи ООН.

«Страны должны жить единой судьбой, отстаивать единые ценности, которые очевидны по итогам Второй мировой войны, и строить единый многополярный безопасный мир», — объясняет смысл этой концепции Сергей Санакоев.

О «сообществе единой судьбы» Си Цзиньпин говорил как на съезде, так и по завершении первого пленума обновлённого ЦК КПК.

«Китайский народ, обладающий уверенностью в себе и самоуважением, будет решителен в защите суверенитета, безопасности и интересов развития своей страны. <…> Одновременно с этим Китай будет вместе с другими странами активно работать над выстраиванием сообщества единой судьбы человечества, постоянно внося новый и более весомый вклад в благородное дело мира и развития человечества», — цитирует Си Цзиньпина агентство «Синьхуа».

Вместе с Россией

Эксперты отмечают, что эта концепция близка к ориентации России на построение многополярного мира.

«Мы предлагаем гораздо более безопасный мир, чем та модель западного глобализма, которая очевидно находится в глобальном кризисе», — утверждает Санакоев.

Как отмечает политолог, именно при Си Цзиньпине Пекин и Москва всё активнее поддерживают друг друга, взаимодействуя как в мировой политике, так и в экономике.

«Мы строим серьёзные интеграционные процессы, у нас даже возникает интеграция интеграций», — подчеркнул он, имея в виду потенциал сопряжения проекта «Один пояс — один путь» и Евразийского экономического союза.

  • Строительство газопровода «Сила Сибири»
  • РИА Новости
  • Алексей Никольский

По мнению Санакоева, две страны ждёт укрепление сотрудничества, более глубокое взаимодействие, особенно в дальневосточных регионах России, увеличение торгового оборота и привлечение инвестиций.

«Активно развивается не только энергетическое сотрудничество, гораздо серьёзнее такие направления, как космос, авиация, атомная энергетика, — всё, что касается отраслей с высокой добавленной стоимостью», — утверждает эксперт.

В свою очередь, Маслов уверен, что усиление позиций сторонников Си Цзиньпина в руководстве КНР сделают отношения Москвы и Пекина более прагматичными и ориентированными на конкретный результат.

«Китай очень много сейчас говорит об эффективности тех действий, которые он предпринимает. Это значит, что не надо ожидать каких-то пустых инвестиций или инвестиций под декларативные проекты», — считает эксперт.

При этом, прогнозирует Маслов, будет развиваться и военно-политическая составляющая сотрудничества. По его словам, Пекин намерен сделать свои армию и флот одними из самых сильных в мире и заинтересован как в российских технологиях, так и в силовой и дипломатической поддержке нашей страны. Другое направление сотрудничества — расширение участия Москвы в проекте «Один пояс — один путь».

«Китай будет так или иначе вовлекать Россию в более активное сотрудничество в том, что касается проекта «Один пояса — один путь». От участия в этом проекте зависит активизация или неактивизация инвестиций в Россию», — заключил эксперт.

Эксперты Карнеги отвечают на вопросы, как начавшийся в Пекине XIX съезд КПК и последующие политические назначения могут повлиять на политику Китая и его роль на мировой арене

18 октября начался XIX съезд Коммунистической партии Китая, по итогам которого определится, кто войдет в новое поколение руководителей страны. Такая ротация происходит в Китае каждые пять лет, но сейчас она особенно важна, учитывая растущие экономические амбиции Китая и рост его значения на мировой арене. Кроме того, вскоре ожидается первый визит президента США Дональда Трампа в Азию — это на фоне обострения обстановки вокруг Северной Кореи. Международное сообщество ждет, какой курс выберет Китай под руководством Си Цзиньпина, а кадровые назначения покажут, насколько Си удалось консолидировать власть и насколько популярна его политическая программа.

Эксперты Карнеги отвечают на вопросы, как итоги съезда могут повлиять на политику Китая и его роль на мировой арене.

Каковы будут последствия съезда для политики Пекина в отношении Северной Кореи?

Пол Хенле, директор Центра изучения мировой политики Карнеги-Цинхуа

Китайское руководство по-прежнему не считает, что КНДР — это его проблема, и XIX съезд в этом отношении ничего не изменит. Безусловно, Пекин выступает против провокаций Пхеньяна и надеется, что Ким Чен Ын остановит ядерную программу. Но пока действия КНДР не угрожают легитимности КПК в глазах китайских граждан, крайне маловероятно, что подход Пекина к северокорейскому вопросу фундаментально изменится. Молодые китайцы все больше считают КНДР обузой, а Пхеньян постоянно портит Си репутацию на международной арене. Однако ни то ни другое ничего не решает для Пекина.

Более серьезный повод для беспокойства в том, что северокорейские ядерные испытания могут привести к выбросу радиоактивных материалов на китайскую территорию. Опасно для Китая и то, что КНДР может реализовать свою главную угрозу — взорвать над Тихим океаном ракету с ядерной боеголовкой. Это может привести к нестабильности политического режима КПК и негативно скажется на национальных интересах Китая. Это единственное, что может окончательно вывести из себя китайское руководство. Поэтому станет ли КНДР проблемой для Китая, зависит не от результатов съезда или твитов Трампа, а от действий самого Ким Чен Ына.

Ускорятся ли после съезда экономические реформы?

Юкон Хуан, старший научный сотрудник программы исследования Азии Фонда Карнеги

Некоторые эксперты ожидают, что после обновления управленческой команды реформы ускорятся. Но это зависит от того, удастся ли новому руководству разрешить главное противоречие в решениях третьего пленума ЦК КПК 2013 года. Итоговый документ того пленума гласит, что рынок должен играть «решающую роль» в распределении ресурсов, но при этом подтверждает «руководящую роль» государства в экономике. Эта двусмысленность тормозит разработку и реализацию важных реформ, в том числе в госсекторе, в области урбанизации и борьбы с коррупцией.

Проблема китайского долга прежде всего обусловлена неэффективностью ряда государственных компаний. Но поскольку многие крупные госкорпорации считаются «национальными чемпионами», реформы откладываются.

Урбанизация — один из главных источников роста китайской экономики. Но Пекин не позволяет людям самим выбирать, где работать. Правительство, опираясь на систему прописки, перенаправляет потоки рабочих в небольшие города и не допускает их в мегаполисы. Это снижает производительность труда.

Китайская антикоррупционная кампания — ответ на важную социальную проблему, но из-за нее чиновники опасаются принимать решения, что тормозит экономическую активность. Возможно, для решения проблемы нужно изменить роль государства в коммерческой деятельности.

Китай добился впечатляющих экономических успехов благодаря опоре на рыночные механизмы. Теперь вопрос в том, найдет ли новое китайское руководство верный баланс между «решающей» ролью рынка и «руководящей», но переосмысленной ролью государства.

Что может сделать новое руководство Китая для деэскалации северокорейского кризиса?

Джеймс Эктон, содиректор программы изучения ядерной политики Фонда Карнеги

Какой бы привлекательной ни казалась идея ядерного разоружения КНДР, в краткосрочной перспективе эта цель едва ли достижима. Приоритетом должно быть снижение остроты этого кризиса и уменьшение вполне реального риска войны между Северной Кореей и США. Прямого контакта между Вашингтоном и Пхеньяном ждать не стоит, поэтому необходимо, чтобы в процесс включилась третья сторона. Китай может и должен сыграть эту роль.

В частности, Китай может предложить КНДР и США примерно следующее: КНДР отказывается от ядерных экспериментов в атмосфере и ракетных испытаний над Японией и Южной Кореей, а США в ответ воздерживаются от учебных полетов своих стратегических бомбардировщиков на определенном расстоянии от северокорейского воздушного пространства. Такая договоренность позволит Пхеньяну, сохранив лицо, отказаться от своих угроз взорвать ядерную боеголовку над Тихим океаном или запустить ракету в направлении Гуама. В качестве дополнительного стимула Китай может предложить КНДР экономическую помощь, подчеркнув при этом, что санкции опять введут, если Пхеньян не выполнит свои обязательства по сделке.

Контекст

Пекин ведет серьезную политическую игру

The Guardian 04.09.2017

Почему китайцам запретили обсуждать Путина в соцсетях

23.10.2017

Почему Китай инвестирует в Европу больше, чем в США

23.10.2017

Система распознавания лиц. Как в Китае готовятся арестовывать за будущие преступления

23.10.2017 Изменится ли после съезда подход Пекина к спорам в Южно-Китайском море?

Майкл Суэйн, старший научный сотрудник программы исследования Азии Фонда Карнеги

После съезда существенные перемены в позиции Китая маловероятны. Пекин по-прежнему будет выступать за мирное разрешение территориальных споров путем переговоров и за то, чтобы сформулировать нормы поведения участников таких конфликтов.

Но это совсем не означает, что Китай не станет с новой силой укреплять свои военные и дипломатические позиции в регионе. Пекин может начать расширять свое военное присутствие на искусственных островах архипелага Спратли, размещать объекты на спорных, но никем не занятых рифах. Возможно, Китай попытается усилить давление на рыболовецкие и военизированные суда других стран, предпримет дипломатические попытки остановить бурение и другую деятельность своих оппонентов. Вероятен и более жесткий ответ на военную активность США, в том числе на операции по обеспечению свободы мореплавания.

Среди менее вероятных, но все же возможных шагов — создание опознавательной зоны противовоздушной обороны, а также проведение прямых исходных линий вокруг островов Спратли. Однако многое будет зависеть от того, как Пекин воспримет поведение других сторон конфликта, в том числе США. Также большую роль сыграет общее состояние политико-дипломатических отношений КНР с США и другими странами региона. В целом из-за отсутствия понятных всем правил поведения уровень напряженности может увеличиться.

Чего стоит ожидать от съезда президенту Трампу?

Дуглас Паал, вице-президент по исследованиям Фонда Карнеги

После съезда для Трампа могут открыться новые стратегические возможности, но над этим нужно будет поработать. В последние несколько лет Китай в своих отношениях с США в основном старался нивелировать спорные моменты, не допускать обострений, но не пытался добраться до сути этих проблем. После съезда партии и вплоть до Всекитайского собрания всенародных представителей в марте 2018 года будет происходить кадровая перетасовка, а это откроет возможность по-новому взглянуть на старые противоречия.

Например, китайские интересы на Корейском полуострове. С одной стороны, Пекин добивается стабильности и более приличного поведения от Пхеньяна, а с другой — давит на Сеул в связи с развертыванием системы THAAD. В результате особых успехов нет. Во время визита в Пекин Трамп должен донести до Си: пора мыслить стратегически, обсудить, как ослабить напряжение в регионе и как решать беспокоящие всех проблемы.

Следует ли Си дорогой Путина?

Александр Габуев, директор программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Фонда Карнеги

Чем ближе был съезд, тем сильнее китайская политическая вселенная замыкалась на Си. Его роль в политической системе Китая почти беспрецедентна, но есть аналог по соседству — Россия Владимира Путина. У президента РФ высокий рейтинг, он контролирует государственные институты и системы коммуникации, на важнейших постах находятся его протеже и союзники, так что даже цари могли бы позавидовать его власти.

Неизвестно, рассматривает ли Си Путина, с которым у него хорошие личные отношения, как образец для подражания, но их стили руководства все больше походят друг на друга. Речь идет о расширении государственного контроля и нарастающей активности государства в самых разных сферах, от экономики до внешней политики. И все подается как борьба за то, чтобы вернуть стране величие. Несмотря на недостатки нынешней России, консолидация государственной власти при Путине обеспечила россиянам немыслимое ранее сочетание благосостояния и личных свобод. Поэтому для Си может быть привлекательна путинская модель управления, особенно идея неоспоримого авторитета верховного лидера, корнями уходящая в российское (и китайское) монархическое прошлое.

Однако в следующие пять лет Си нужно будет избежать недостатков путинского режима, из-за которых Россия встала на путь долгосрочной стагнации. Длительное пребывание у власти помогает консолидировать ресурсы, но когда оно слишком затягивается, система становится хрупкой, утрачивает способность выжить без ключевой для нее фигуры. Кроме того, одержимость стабильностью — еще одна негативная особенность путинского режима, — может помешать проведению многих необходимых реформ.

Что консолидация власти Си значит для Европы?

Франсуа Годеман, старший научный сотрудник программы исследования Азии Фонда Карнеги

Укрепление власти Си было заметно еще в первой половине 2013 года, и уже тогда можно было предположить, что идея коллективного лидерства в Китае теряет популярность. Удивительно, насколько эти предположения сбываются. Противоположные прогнозы о том, что сильная личная власть породит и сильную оппозицию, не сбылись.

Четкая иерархия китайской власти положительно сказывается на отношениях с внешними партнерами. Си — первый руководитель Китая, побывавший с визитом в структурах ЕС. Он лично продвигал в Европе два проекта: «Один пояс — один путь», конечная точка которого находится в Европе, и торговое соглашение с ЕС, которое поможет преодолеть препятствия в экономических отношениях. На Всемирном экономическом форуме в Давосе Си выступил за многополярный мировой порядок и верховенство права, что было бальзамом на душу европейцев.

Но расхождения между этими словами и реальной политикой Пекина становятся все более очевидными. Накануне последнего саммита ЕС — Китай стало ясно, что о компромиссе по торговым вопросам речи пока не идет. Инициатива «Один пояс — один путь» в основном касается группы новых восточных государств ЕС, сотрудничающих с Китаем в формате 16+1, а не Европейского союза в целом. Китай все активнее продвигает собственное понимание международного порядка, и Евросоюзу ничего не остается, кроме как воспринимать его как восходящую мировую державу и надеяться на благоприятные перемены в политике Пекина.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В Пекине началось важнейшее для Китая политическое событие - съезд Компартии. Впервые за последние годы эксперты не берутся предсказать его итоги. Неизвестно, кто войдет в высшее руководство и изменится ли роль лидера Си Цзиньпина

XIX съезд Коммунистической партии Китая (Фото: Damir Sagolj / Reuters)

Главное событие пятилетки

Съезды Коммунистической партии Китая проходят раз в пять лет . В ходе нынешнего, XIX съезда делегаты в течение недели обсудят ситуацию в стране и цели ее развития, должен быть обновлен и кадровый состав высших партийных органов. Съезд утвердит состав центрального комитета партии (ЦК), в котором работают 200 человек. ЦК предстоит утвердить политбюро из 25 членов, а политбюро — главный орган управления страной, постоянный комитет политбюро из семи человек.

При двух предыдущих лидерах КНР Цзян Цзэмине и Ху Цзиньтао на съезде, приходящемся на окончание первого срока их работы, еще до начала мероприятия было известно, кто войдет в политбюро и постоянный комитет, а эксперты могли с уверенностью указать на того, кто займет пост генсека партии, а потом и председателя страны по окончании следующей пятилетки (и Цзян Цзэминь, и Ху Цзиньтао пробыли на посту председателя по десять лет). Так, о том, что нынешний председатель КНР и генсек Компартии Си Цзиньпин через пять лет займет свой пост, эксперты с уверенностью говорили еще в 2007 году, когда Си вошел в состав постоянного комитета. Вместе с ним в тот же год в состав комитета был введен Ли Кэцян, которого прочили на пост премьера Госсовета. Это предсказание также сбылось.

Степень волатильности и неопределенности на XIX съезде беспрецедентна, такого ​не было с начала 1990-х, говорит руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев. Достоверной информации о будущем составе политбюро ничтожно мало даже у источников, которые в предыдущие годы подобной информацией обладали благодаря своим контактам в Пекине, говорит эксперт. Это связано как с последствиями антикоррупционной чистки в Китае и атмосферой страха, так и с гиперконцентрацией власти в руках Си и его ближайших сподвижников, объясняет Габуев. Ясно только, что Си сохранит свои посты как минимум на ближайшие пять лет.

За несколько месяцев до съезда в числе вероятных преемников Си Цзиньпина в 2022 году эксперты называли члена политбюро Сунь Чжэнцая. Однако в июле этого года Сунь, занимавший пост председателя городского комитета Компартии Чунцина, был отстранен от должности по обвинениям в коррупции. ​

В ходе съезда также будут внесены изменения в устав КПК, сообщило «Синьхуа». Какие именно — пока неизвестно. Не исключено, что в основополагающем документе партии появится упоминание Си Цзиньпина. Пока в уставе партии поименно указаны только двое руководителей в начале документа : «Коммунистическая партия Китая руководствуется в своей деятельности марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, важными идеями тройного представительства (производительных сил, культуры и широких слоев населения) и научной концепцией развития». Научная концепция развития — инициатива предшественника Си, однако имя Ху Цзиньтао в документ не было внесено.

Будет ли оформлено теоретическое наследие Си в уставе КПК — еще одна загадка съезда, говорит Габуев из Центра Карнеги. Если он будет записан туда по имени, это заметно укрепит его авторитет в партии и поставит вровень с основателем КНР Мао Цзэдуном и реформатором Дэн Сяопином, говорит эксперт.Пока у Си звание «руководящего ядра Компартии Китая». Оно было присвоено ему на пленуме ЦК в октябре 2016 года.

Первые пять лет правления Си Цзиньпина были временем необычно сильной концентрации власти у одного человека и крайне жесткой антикоррупционной чистки госаппарата, говорит ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин. За этот период через Центральную комиссию по проверке дисциплины прошли дела более 1,3 млн чиновников, малая часть из них была осуждена, но очень многие поплатились карьерой. В результате старые закономерности, касавшиеся коллективного характера руководства, соперничества и сотрудничества разных группировок, нарушились, говорит Кашин.

Одним из поводов для вывода из состава постоянного комитета и политбюро был возраст. По сложившейся традиции чиновники старше 67 лет покидали свои посты. Однако этот принцип может быть изменен из-за руководителя Центральной комиссии по проверке дисциплины (главный антикоррупционный орган) и члена постоянного комитета Ван Цишаня, говорят эксперты. Главе антикоррупционной комиссии в 2017 году исполнилось 69 лет, однако он очень близок к Си, поэтому может остаться на своем посту. Всего на пенсию «по возрасту» могут быть отправлены пять членов постоянного комитета, учитывая Ван Цишаня.

Безупречный стиль и повышение качества

Съезды Компартии Китая проходят в центре Пекина в здании Дома народных собраний на площади Тяньаньмэнь.

Государственное агентство «Синьхуа» рапортовало о приезде в Пекин более 2200 делегатов, избранных более чем из 89 млн членов КПК по всей стране. Отбор был жестким, сообщает агентство: кандидаты в делегаты съезда должны быть высоко квалифицированными в политических и идеологических вопросах, соблюдать безупречный стиль в работе и жизни, быть компетентными в обсуждении государственных дел и преуспевающими в своей работе.

Агентство не скрывает, что темпы роста численности Компартии замедляются — в 2016 году в партию вступили на 0,3% меньше, чем в 2015 году, — но «при этом качество новых членов партии повышается».

Роли Си в истории

Начался съезд 18 октября выступлением председателя КНР Си Цзиньпина, который также занимает пост генсека партии и председателя Центрального военного совета. «Мы должны как полностью построить среднезажиточное общество <...> так и будучи на подъеме, начать «новый поход» к цели, намеченной к столетию КНР, — всестороннему построению модернизированного социалистического государства», — заявил он (цитата по «Синьхуа»). (Фото: Jason Lee / Reuters)

Выступление председателя КНР на открытии съезда продолжалось 3,5 часа. Борьба с коррупцией будет продолжена, пообещал Си. Чтобы она была эффективной, необходимо «сохранять эффект жесткого сдерживания, высокой напряженности и постоянного устрашения», указал председатель .Он также пообещал, что к 2035 году Китай модернизирует свои вооруженные силы, чтобы они полностью отвечали вызовам современности и требованиям нового времени. Пообещал активизировать деятельность по контролю интернет-пространства. «Мы обеспечим его чистоту», — заявил китайский лидер.

Говоря о международных вопросах, председатель КНР призвал все страны отказаться от «менталитета холодной войны», решать все споры миром, совместно бороться с изменением климата. Говоря о Тайване, независимость которого от Китая Пекин не признает, Си пообещал «всеми силами» противостоять сепаратизму.

СМИ обсуждают итоги XIX съезда Коммунистической партии Китая (КПК) и гадают о дальнейшем развитии событий. На съезде был сформирован новый Центральный комитет (ЦК) КПК. Следующим важным и информативным шагом станет формирование нового Политбюро ЦК КПК.

Съезд, пишет завершился единодушным голосованием в поддержку внесения в конституцию идей («мыслей») Си Цзиньпина, который последовательно стягивал к себе власть начиная с 2012 г. Нынешнее единодушие означает, что теперь любой вызов Си Цзиньпину будет рассматриваться как вызов Коммунистической партии. Специфическая черта Си Цзиньпина в том, что он претендует на роль идеолога в масштабе Мао Цзэдуна. Как и в случае с Мао Цзэдуном, его идеи в именном порядке включаются в конституцию. Соображения его предшественников тоже включались, но без отсылок к имени. Своего рода исключением был Дэн Сяопин, но его имя появилось в конституции уже посмертно.

Следующим этапом, отмечает BBC, будет избрание руководителей Политбюро. В этих выборах участвуют делегаты, но их основное направление вырабатывается партийным руководством, которое отбирает кандидатов, из которых можно выбирать. Президентом, по всей видимости, останется Си Цзиньпин. Его первый срок, заключает автор, был отмечен значительными успехами в сфере модернизации и ростом амбиций в сфере международного влияния. Также его правление ознаменовалось усилением авторитаризма, цензуры и неуважения к правам человека.

Си Цзиньпин - председатель КП КНР / kremlin.ru

Пишет что с окончанием съезда формально начался второй срок Си Цзиньпина в качестве генерального секретаря партии. Внесение его имени в конституцию утверждает его в статусе, превосходящем статусы двух предшествующих президентов. Они оба были «первыми среди равных», то есть постоянно были окружены мощными политическими конкурентами.

Рассуждает о преемственности. В среду, пишет автор, должен быть получен ответ на интригующий вопрос о том, даст ли Си Цзиньпин отчетливый сигнал о том, кого считать его преемником. Съезд увенчался избранием около 200 членов ЦК. Около 25 из них займут места в Политбюро, которое принимает важные политические решения. В составе этого Политбюро есть наиболее влиятельная группа — Постоянный комитет Политбюро ЦК КПК. Эта группа принимает ключевые решения. Постоянный комитет будет оставаться у власти до 2022 г.

О том, кто войдет в состав Постоянного комитета, есть много спекуляций, но очень мало определенности. Нынешний комитет состоит из семи человек. Вопрос в том, будет ли в новом составе комитета хотя бы один человек такого возраста, чтобы, если он станет президентом Китая в 2022 г., то он бы не достиг 68-летнего возраста в течение последующих десяти лет, то есть до 2032 г. Нынешняя конституция, оговаривает автор, ограничивает время пребывания на президентском посту двумя пятилетними сроками. Но у по другим важным позициям — таким, как верховный главнокомандующий или генсекретарь КПК, - ограничений нет.

Делегаты 19 съезда КПК во время перерыва / xinhuanet.com

Так как китайская политика очень непрозрачна и труднопредсказуема, автор предлагает три возможных дальнейших сценария. Первый из них — отсутствие очевидного преемника. В новый комитет включаются только люди, родившиеся до 1960 г. Это будет существенным отступлением от конвенций, установившихся после 1992 г. И это будет аргументом в пользу того, что Си Цзиньпин намерен и дальше возглавлять КПК.

Во втором сценарии в состав комитета входят двое участников, родившиеся в 1960-е гг. Здесь нужно будет следить за статусными деталями, чтобы делать предположения о том, кого из них прочат в преемники. Третий сценарий предполагает сокращение состава комитета до пяти человек. Такой поворот событий означает еще меньшую вероятность появления преемника и дает новые властные преимущества лидеру, которому проще договариваться с меньшим числом участников.




Top