Xx всемирный русский народный собор. Всемирный русский народный собор: «рубежи истории — рубежи россии» (фоторепортаж)

Русская Планета: Всемирный русский народный собор. Как это было

Почему площадка храма Христа Спасителя стала местом формирования новых русских смыслов
Геноцид русского народа, фальсификация истории, единый образовательный стандарт и «толерантные» западные угрозы - пожалуй, ни одна из острых тем современности не осталась вне внимания 19-го Всемирного русского народного собора (ВРНС), прошедшего в Москве в храме Христа Спасителя.

«Собор становится местом, способным формулировать новые мировоззренческие ориентиры и давать ответы на вопросы», - сказал святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Почему это так - выясняла «Русская планета».

Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XIX Всемирного русского народного собора
Строительство нации

«Уважаемый муфтий, я не понял. Вы сожалеете, что князь Владимир не принял мусульманство? Или о том, что это вы не перешли в православие?» - сказал вслед уходящему с трибуны муфтию Владимир Жириновский.

Всемирный русский собор, который начался с обычных приветствий, набирал остроту с каждым оратором. Жириновский, рубя ладонью воздух, заявлял о необходимости защищать русских и христиан за рубежом: «России не хватает силы русского духа». Депутат от «Единой России» Ирина Яровая говорила о недопустимости вариативного образования. «Хочешь уничтожить врага, воспитай его детей», - сказала Яровая, завершив свое выступление словами: «Нужно, чтобы свет и святость русского народа и России были сохранены именно как свет и святость и были знакомы нашим будущим поколениям». Справедливорос Сергей Миронов настаивал на принятии закона «о русских как о системообразующем народе».

Россия встает на путь строительства нации, сказал РП Александр Ручьев, участник ВРНС, президент ГК «Мортон». «Задача у нас, как и во все времена, одна - выжить. И такие мероприятия, как Русский собор, способствуют этому», - добавил Ручьев.

Участник Всемирного русского народного собора, президент ГК «Мортон» Александр Ручьев
«Если раньше мы жили в мире полутонов и недосказанности и не совсем представляли, с кем имеем дело, то теперь это прекрасно видно. Все маски сброшены, против России выступает очевидное зло, и сейчас не время стесняться. Напротив - время заявлять о том, что Русский мир имеет право на свой цивилизационный проект, и где как не площадке Собора формировать его», - говорит Андрей Кормухин, координатор православного движения «Сорок сороков». Участники этого объединения в нынешнем году прошли настоящую войну с храмоборцами, защищая от их посягательств строящиеся в столице православные храмы.

«Те смыслы, которые проникли в Россию в 90-е годы, сформировали культ потребления и теплохладности среди молодежи. Всемирный русский собор - это та самая уникальная площадка, которая заполнит образовавшийся вакуум: здесь формулируют исконно русские смыслы», - сказал Кормухин.

Сила в единстве

Народ, несмотря на агрессивное воздействие внешней среды, не потерял своего единства, говорит РП митрополит Истринский Арсений, первый викарий святейшего патриарха Московского и всея Руси: «Посмотрите на акцию «Бессмертный полк» - кто думал, что это станет таким мощным общероссийским движением? Мы смотрим на него и понимаем: наш народ - это монолит, айсберг, от него невозможно отколоть какую-то часть».

За последние два десятка лет слова «Россия», «Отчизна», «Отечество» заменили нейтральной формулировкой «эта страна», сокрушается митрополит. Собор помогает вернуть исконные значения, а вместе с Собором за это выступает и Православная церковь.

Представители Русской православной церкви Митрополит Истринский Арсений, Митрополит Читинский Владимир и Протоиерей Лев Семенов на Всемирном русском народном соборе
«Церковь всегда старалась найти площадку диалога, площадку, способную примирить и направить в созидающее русло противоборствующие стороны. Так было и в 93-м году, когда Россия стояла на пороге гражданской войны: святейший патриарх Алексий II и нынешний патриарх, а тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл приложили все силы, чтобы найти эту площадку. Употребили все силы и даже вынесли народу на поклонение чудотворную Владимирскую икону из Третьяковской галереи. Елоховский собор, куда ее тогда принесли, был полон, и стало ясно: мы будем едины, как бы нас ни трепали и ни пытались облить грязями. Это только удобрит нас и закалит», - продолжил митрополит Арсений.

Священник Андрей Туров из Томска руководит епархиальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества. «Сложность сегодняшнего исторического момента в том, что под видом подлинных ценностей, которые могут стать фундаментом для созидания, для познания, нам пытаются дать ценности альтернативные - те, которые можно взять в кавычки. Собор в этих условиях выполняет функцию консолидации людей. Здесь много раз говорят и не устают повторять: отечество - это не просто страна, где все мы живем. Но это родина, любимая страна», - объясняет священник значение Собора.

«Мы стали свидетелями поистине исторического события. В то время, когда весь Русский мир сталкивается с вызовами, которые заставляют мобилизоваться и собрать силы и дух на решение задач, Собор показывает единство русского народа», - делится своими впечатлениями от происходящего протоиерей Лев Семенов, руководитель духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

«Если душа человека не наполнена высшим смыслом, человек живет будто механически, бездушно выполняет какие-то действия. И этот высший смысл был блестяще задан на Соборе, ибо смысл этот - о нас, о наших буднях, будущем, задачах и целях», - заключает священник.

1 октября в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя открылся XVI Всемирный Русский Народный Собор.

Всемирный Русский Народный собор

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко

Заместитель Главы ВРНС, председатель Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев объявил заседания Собора открытыми и произнёс вступительное слово. Глава Всемирного Русского Народного Собора, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, выступая перед собравшимися, отметил, что «народ, утративший исторические ориентиры, отказавшийся от преемственности поколений, легко превращается в объект социальных и идеологических экспериментов, и плата за эти эксперименты слишком высока»

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла

По его словам, празднование 4 ноября 400-летия окончания Смуты должно стать торжеством всероссийского масштаба, позволяющим «раз и навсегда подвести черту, за которой останутся годы национального унижения, паралича народной воли, нравственного одичания и социального хаоса».

Святейший Патриарх Кирилл отметил, что российские элиты должны понимать главное: лишь общество, «сплоченное идеалом солидарности, способно стать альтернативой хаосу и распаду», дать новый импульс конструктивному взаимодействию людей - «не через принуждение, а через развитие новых и совершенствование традиционных общественных механизмов, основывающихся на основе нравственных императивов». Предстоятель Русской Православной Церкви заявил, что события 1612, 1812 и 1942 годов - не просто повод «для исторического самоутверждения и проведения помпезных мероприятий, а свидетельство духовной правоты наших предков».
«У стен Московского Кремля, под Бородино и Сталинградом мы защищали не только независимость России, а утверждали духовные ценности, которые имеют вселенское, общечеловеческое значение. И мы, преисполненные величайшим уважением к памяти победителям, можем ответственно заявить: их подвиги действительно изменили ход мировой истории», - сказал Глава ВРНС.

На открытии XVI ВРНС выступил глава администрации Президента РФ Сергей Борисович Иванов.

В качестве позитивной тенденции общественной жизни С. Б. Иванов отметил тот факт, что «после десятилетий забвения религиозные ценности вновь становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Православие стало духовной скрепой для многомиллионного российского общества, оно роднит славянские народы, соотечественников». Глава администрации Президента РФ заверил собравшихся, что государство будет использовать силу закона для защиты национальных и религиозных ценностей от любых попыток поругания и осквернения.

С. Б. Иванов заявил также, что считает необходимым восстановить преемственность российской истории, освободить ее от мифов и конъюнктурных оценок. «Историей, особенно такой богатой и многогранной, как в России, должны заниматься историки, а мы видим, что часто история фальсифицируется в угоду политическим конъюнктурным интересам», - заявил он. С. Б. Иванов также похвалил одну из секций ВРНС под названием «Фантастическая литература и компьютерные игры как средство патриотического воспитания». «Те, кто это сделал, - молодцы, это правильно», - добавил он.



В свою очередь, министр культуры РФ Владимир Ростиславович Мединский в своём выступлении призвал интеллектуальную элиту и креативный класс «прекратить мазохистски копаться в собственном прошлом». «Наша история - это история массового народного подвига, ратного и трудового, история самоотречения и жертвенного служения», - отметил он. Министр убежден, что «история дает не только нравственные ориентиры, не только указует нам путь, но и упреждает от будущих ошибок. Мы станет настоящим гражданским обществом в истинном понимании этого слова, обществом граждан, только тогда, когда осознаем это».

На соборных мероприятиях участники ВРНС планируют сформулировать концепцию цивилизационной идентичности России. В мероприятии принимают участие политики, общественные деятели, представители традиционных религий России, военнослужащие, сотрудники силовых структур, преподаватели и студенты, представители бизнеса и другие.

На Соборе выступили также лидер КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов , руководитель «Справедливой России» Сергей Михайлович Миронов , Верховный муфтий, председатель Духовного управления мусульман России Талгат Таджудди н, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций Зиновий Львович Коган, известный журналист Аркадий Викторович Мамонтов , руководитель Секретариата ВРНС Олег Александрович Костин .

Также на соборе присутствовали Сергей Миронов…

верховный муфтий, председатель Духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин,

Игумен Петр (Еремеев) и Кирилл, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский

Протоиерей Всеволод Чаплин

Текст: vrns.ru, фото – Владимир ХОДАКОВ

14 марта 2015 года в Калининграде прошло заседание I Калининградского форума Всемирного русского народного собора (ВРНС). Открытие заседания возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл. Своими впечатлениями об этом событии с читателями сайта делится постоянный автор портала диакон Владимир Василик .

14 марта мне довелось участвовать в заседании Всемирного русского собора, проходившего в Калининграде. Место это было избрано не случайно. По выражению Святейшего Патриарха Кирилла, здесь проходят рубежи нашего Отечества, не только физические, но и духовные. Действительно, бывший Кенигсберг, сердце Восточной Пруссии, очаг германского милитаризма, вот уже 70 лет как стал Калининградом, русским городом. Однако мы видим, что за последние 20 лет на него усиливается натиск объединенной Европы, прежде всего Германии, с тем, чтобы оккупировать его, если не в военном, то в духовном отношении.

В сохранение Калининграда как русского региона существенный вклад внесла Русская Православная Церковь, и прежде всего – Святейший Патриарх, тогда митрополит Калининградский, по инициативе которого были построены и открыты десятки приходов.

Речь Патриарха Кирилла радовала своей ясностью, четкостью, искренностью, но прежде всего – содержанием. Он ясно определил сердцевину русской цивилизации – русский народ, а его духовным сердцем назвал Православие в неповрежденности его учения. Последнее в высшей степени актуально, учитывая неоднократные попытки исказить и подменить Православие в последнее время.

Нравственно-духовные установки Православия, по словам Святейшего Патриарха, препятствуют подавлению свобод прочих народов. Православие всегда стояло на защите против прозелитизма, но не подталкивало русский народ к лишению других народов духовной свободы. Православие никогда не посягало на свободу людей, исповедующих другие религии. Именно с попытками попрать богоданную религиозную свободу и связана, по мнению Святейшего Патриарха, катастрофа на братской Украине. Религиозные истоки конфликта видны достаточно ясно.

Основа культуры – не памятники, не камни, не дороги. Это люди

Особое место в докладе Святейшего занимала тема 70-летия и национально-религиозной идентичности региона. По словам Патриарха, этой землей 700 лет владели германцы. И только 70 лет владеет Россия. Германское прошлое оказывает серьезное влияние – здесь другие памятники, топонимика, традиции. И появляется соблазн строить идентичность на германской основе. Но основа культуры – не памятники, не камни, не дороги. Это люди.

Многие достижения «сумрачного германского гения» связаны с неприемлемой для нас идеологией Drang nach Osten. Именно с этой идеологией выходили немцы к Грюнвальду и на Чудское озеро. Для немецкого сознания, отметил Патриарх, характерно деление на высшие и низшие расы. Агрессор кощунственно прикрывался знамением Креста, на котором умер Спаситель за все народы.

И Святейший Патриарх задается вопросом: как могла произойти подмена ценностей? Как возник приоритет горделивого ума над открытым сердцем, воли к власти – над смиренномудрием?

В год 70-летия Великой Победы нам нельзя идти этим обманчивым путем – отодвигать духовные ценности под натиском материального и материальных ценностей. Человек без приоритета духовных ценностей превращается в животное, ибо разрушаются все табу, заложенные Богом в человеческую природу.

Нельзя камням, лежащим здесь, придавать большее значение, чем людям, которые здесь живут, также материальное нельзя предпочитать духовному.

Семьдесят лет Победы – это семидесятилетие Калининградской области, калининградцы – наследники Победы.

Калининградская область – не только стратегический форпост против германского Drang nach Osten, но и место диалога с Западом, внесения в диалог наших духовных ценностей.

Россия сохраняет христиан­ский фундамент. Ей есть что сказать миру

Мы – за честный диалог, отметил Патриарх. Некогда общий христианской фундамент подвергается разрушению в Западной Европе. Россия же пока сохраняет христиан­ский фундамент. Ей есть что сказать миру.

Святейший Патриарх отнюдь не призывал отвергать западный опыт. , Ломоносов, Болотов показывают, что у Запада много можно усвоить полезного. Впрочем, полезное можно усвоить и у китайцев и у арабов. Однако заимствуя, мы решительно должны защищать свою идентичность.

Калининградская область – русская земля, по праву принадлежащая русскому народу, понесшему огромные жертвы во имя спасения всего мира, в том числе и Германии. Необходимо обустраивать эту землю как русскую, не отвергая, но и не подчеркивая германское наследие, сказал Патриарх Кирилл.

Для проведения русского начала Святейший предложил целый ряд мер, а именно: создание русских ландшафтов и, в частности, построение кафедрального собор Христа Спасителя в честь Его Рождества.

Патриарх призвал калининградцев быть не просто форпостом, но и творческой лабораторией, ведь этот регион – остров нашего свидетельства о тех христианских ценностях, которыми жил русский народ. Святейший выразил надежду, что это поможет возвратить Европу к ее христиан­ским корням.

Выступление Святейшего Патриарха было встречено горячей поддержкой и неоднократно прерывалось аплодисментами. По сути дела, им было предложено создание творческой лаборатории, где произошла бы подлинная встреча Запада и Востока с целью воцерковления Запада. Патриарх обратил внимание участников форума на то, что Санкт-Петербург только по виду западный город, а по сути – русский, православный. Таким же должен стать и Калининград.

В выступлении заместителя председателя Государственной Думы А. Д. Жукова, огласившего приветствие председателя Государственной Думы С. Е. Нарышкина, сквозила следующая мысль: мы должны дать должный ответ Европе, прежде всего духовный. И особое значение в этом вопросе имеет деятельность Всемирного русского народного собора. Была озвучена и вторая важная мысль: Калининград обязательно должен ощущать опору в России и заботу России о себе.

Интересным и глубоким было выступление мэра города, городского головы Калининграда С. А. Ярошука. Он напомнил о глубокой связи 70-летия Великой Победы и штурма Кенигсберга. Как сказал когда-то комендант Кенигсберга генерал Отто фон Ляш, потеря Кенигсберга – это утрата крепости и оплота на Востоке. Символично, что штурм Кенигсберга пришелся на . Как Благовещение – предвестие Рождества, так и штурм Кенигсберга есть предвестие Победы.

А. С. Ярощук сказал, что советский опыт истории – бесценный опыт нашего народа. Однако не все следует из него заимствовать, в частности – запрет частной инициативы. Мы считаем, что все нам должны – губернатор, президент, Бог. И часто напоминаем девять прокаженных, не поблагодаривших Христа за исцеления. Чтобы получать, мы должны отдавать – труд, профессию, навыки, культуру. И только если мы отдаем, мы имеем право просить.

Докладчик призвал к деятельной борьбе со злом. Для торжества зла, заметил он, нужно только одно – чтобы добрые люди сидели сложа руки. Научить людей противостоять злу – наш долг. Семьдесят лет наш народ показывал пример деятельной борьбы со злом, братской любви, самопожертвования. Мы должны быть достойны наших предков.

Выступление С. Ю. Глазьева носило экономический характер. Он коснулся статуса Калининграда как свободной экономической зоны, которая плохо совестима с положениями Евразийского Экономического Сообщества. Коснулся докладчик и изменений в отношениях с Евросоюзом: конечно, они представляют собой проблемы и вызов, но также и повод к развитию конкурентоспособности.

Европа, как христианский регион, себя исчерпала. И не всем европейцам это нравится

Советник президента заметил, что, хотя и готов идти на нас войной, однако не все члены Евросоюза разделяют подобное мнение. И в этой обстановке Калининград может стать очагом духовного сопротивления и развития, опирающимся на наши традиции. Европа как христианский регион себя исчерпала. Калининградскую область окружает антихристианская Европа. И не всем европейцам это нравится. В этих условиях Калининградская область может стать очагом притяжения для тех западных христиан, которые хотят уйти от Евросодома. Соответственно, возникает возможность преодоления технологического эмбарго. Калининград может стать центром создания новых технологий, где будут создаваться совместные научные центры, университеты, открытые для тех специалистов, которым плохо в Евросодоме.

По мнению С. Ю. Глазьева, выход из нынешнего политического тупика – реализация предложения президента Российской Федерации о едином экономическом пространстве от Лиссабона до Владивостока.

Политическим и национальным проблемам был посвящен доклад генерал-лейтенанта внешней разведки, директора Российского института стратегических исследований Л. П. Решетникова. По мнению докладчика, России объявлена война как со стороны США, так и ближайших союзников Америки. Нам предстоят тяжелые годы противостояния. Мы не просто страна, мы не просто государство, мы – цивилизация. Мы поднимаемся как возможная альтернатива разваливающемуся постхристианскому миру. Поэтому нас не оставят в покое. Мы будем испытывать давление, втягивание нас в вооруженный конфликт.

Уже происходят неожиданные убийства, нам могут грозить попытки переворотов, информационные кампании, сенсации, грубое вмешательство в наши внутренние дела.

Быть русским означает быть им не по крови, а по духу

Как считает докладчик, самый главный вопрос – это «русский вопрос». Быть русским означает быть им не по крови, а по духу. Калининградская область, безусловно, русский край. Весь вопрос: как мы будем себя вести в сложившейся ситуации?

В качестве отрицательного примера докладчик привел Украину. Он задался вопросом, куда делись 25 миллионов русских на Украине? Почему они исчезли, растворились? И ответил на него: они испытали потерю идентичности. В советские годы жителей УССР воспитывали как представителей отдельной от прочего Союза республики, фактически жителей отдельного государства. Л. П. Решетников поделился с участниками собственным опытом, рассказав, как его одноклассники по харьковской школе – армяне, евреи, русские – воспринимали свою отделенность, а потом, в 90-е годы, демонстрировали враждебность. Докладчик призвал не увлекаться особенностью, спецификой региона. В результате этого увлечения молодежь может уйти и уходит от общегосударственной идеи и проблематики, как ушла она на Украине.

Генерал-лейтенант напомнил, что Калининградская область – историческая родина династии (родом из Пруссии был боярин Андрей Кобыла, чей сын Федор Кошка является родоначальником Дома Романовых. Его так и прозвали Прус). Кенигсберг посещали три российских императора. Поля Пруссии обагрены кровью русских солдат в Первую мировую войну. Докладчик особо отметил величайший подвиг Советского Союза в Великой Отечественной войне, добавив, что у нас тысячелетняя глубокая история.

Одних усилий Церкви по сохранению русского народа недостаточно.

Необходима федеральная программа поддержки русского народа

По словам Л. П. Решетникова , наибольшая современная задача – это забота о русском народе. Революция, гражданская война, репрессии, Великая Отечественная война привели к огромным человеческим потерям. Закавказье, Средняя Азия, Прибалтика поглотили немало русских человеческих ресурсов. Одних усилий Церкви по сохранению русского народа явно недостаточно. Необходима федеральная программа поддержки и сбережения русского народа.

Задача поддержки русского народа имеет всемирное значение. Другие народы ждут, когда русские займут свое место, поскольку Россия испокон веков исполняла свое назначение Удерживающего. Однако для этого необходимо, чтобы русские стали православными, поскольку, по словам Достоевского, русский неправославный – дрянь, а не человечишко.

Докладчик привел весьма характерные слова Генри Киссинджера: «Надо перестать делать из русских европейцев. Они все равно не форматируются». На вопрос, что тогда надо делать с Россией, Киссинджер ответил: «Россию следует разделить на 15 государств». Чтобы этого не произошло, русский народ должен быть единым и православным.

Интересным и концептуальным был доклад протоиерея Всеволода Чаплина . Он задался справедливым вопросом: насколько Европа как общность способна внятно позиционировать себя по отношению к ценностям, которые ее сформировали? В России дается ответ на этот вопрос: наши политики говорят – есть ценности, которые неизменны. Нам нужно предложить свою весну, «Европейскую весну». И это будет весна христианства, где раскроются христианские ценности.

Христианин живет не расчетом, а правдой

Казалось бы, как это возможно? Холод социального пессимизма может остановить приход этой весны. Однако много раз в истории нашего народа пессимизм царствовал в душах наших сограждан. Но не прагматическая, а именно идеократическая постановка вопроса меняла ситуацию. Необходимо отринуть уныние и бороться с ним в СМИ. Конечно, нас могут спросить: «Кто вы такие, чтобы пересматривать аксиомы современной жизни?» И наш ответ будет прост: мы православные христиане, мы сильны тем, что вечно. Кстати, именно за счет вечных ценностей мусульмане побеждают западных интеллектуалов в дискуссиях. Многие страны сильны в военно-экономическом отношении, у других больше денег, выше рейтинги (впрочем, возникает вопрос: а судьи кто?), но мы имеем право сказать – христианин живет не расчетом, а правдой.

Мы можем проиграть информационную войну – ресурсы у врагов сильнее. Но люди видят правду. Диалог с западными элитами – это диалог без предварительных условий. Мы не будем вести его в том ценностном формате, который нам предлагает Запад. Мы будем распаковывать запрещенные понятия – свобода, вера, совесть, народоправство.

В своем докладе специалист в области государственно-конфессиональных отношений, главный редактор портала «Религия и СМИ» А.В. Щипков коснулся национального вопроса, в частности такой острой и замалчиваемой темы, как , ее политических и академических аспектов.

В 2012 году С. Е. Нарышкин, обосновывая свое решение не ехать на сессию ПАСЕ, сказал: «Вряд ли мое слово услышат русофобы». На Западе исламофобия, юдофобия – понятия, признанные существующими. А русофобия – нет. Между тем, история этого понятия тянется с ΧΙΧ века, с трактатов Ф. И. Тютчева. Соответственно, нам необходимо предпринять действия по защите русских и извне, и изнутри. Подобные задачи поставил В. В. Путин в своей статье «Россия и национальный вопрос» и в своей Крымской речи. Русский народ – наибольший из разделенных народов. Во время Великой Отечественной войны русские понесли наибольшие потери – от 18 до 20 миллионов, из них не менее 8 миллионов погибло от этнических чисток во время оккупации. О Ленинградской области немцы говорили: «Когда русский Иван придет, он ничего здесь не найдет». Еще не подсчитана величина потерь русского народа во время этнических чисток периода перестройки, его геноцида 1990-х годов. Поэтому необходим статус русских как народа-жертвы и разделенного народа, необходимы компенсационные меры, в частности, меры по поддержке русского бизнеса. Следует внятно сказать о русофобском характере нынешних санкций. Также необходимо архивирование данных о русофобии внутри России, считает докладчик.

Однако нужна и программа позитивных действий. На повестке дня – научное исследование русской идентичности, русского мира как некоей целостности и ее утверждение, в том числе и средствами искусства. А с этим в Калининградской области, по мнению докладчика, существуют проблемы. В Калининграде есть памятник Шиллеру, но нет памятника герою Великой Отечественной войны страдальцу – вот уже десять лет пылится закладной камень. И это лишь один пример. Конечно, эту тенденцию необходимо преодолевать.

Проблемам культурной деятельности и культурного ландшафта посвятил свое выступление А. С. Миронов, директор Калининградского заповедника культурного и природного наследия. Он задался вопросом: как вообще возникал русский ландшафт? Вначале русский человек приходил на необжитое место и начинал петь и молиться. Потом возникали храмы, где звучал голос Церкви, потом некрополи – места молитвы и памяти об усопших. Наша память прежде всего нематериальна, лишь потом она облекается в камень и в металл. Необходима опора на классическое искусство, на укоренение русской литературы, русского классического искусства среди школьников и молодежи для того, чтобы поставить надежный заслон современному так называемому «провокативному» искусству, нацеленному на преодоление этических и эстетических канонов. По мнению докладчика, необходима государственная поддержка театральных постановок классических произведений в ТЮЗах (Театрах народного зрителя).

Здесь докладчик с сожалением заметил, что для работы в этом направлении нет пилотного региона, и предложил начать этот процесс в Калининграде. К сожалению, система клубно-досуговой самодеятельности отталкивает молодежь, поскольку она чувствует в них подделку под народное искусство. А между тем, существуют прекрасные, подлинно молодежные проекты. Но это не замечается, поскольку государственная поддержка идет на самодеятельность. Немалые государственные деньги расходуются на современное искусство, а народное искусство тоже современно, поскольку вечно. Значит, необходима научная проработка перспектив народного искусства.

Следует оказывать поддержку молодежным движениям по мониторингу «Наследие». Существует сайт, где волонтеры выкладывают информацию о памятниках. В особой заботе нуждаются некрополи и места боевой славы как , так и Великой Отечественной.

После пленарного заседания прошел целый ряд круглых столов. Автор данного сообщения выступал на круглом столе: «Калининградская область в пространстве гуманитарного суверенитета». Пользуясь случаем, автор данной статьи представляет свое выступление.

«Дорогие друзья, ваши замечательные выступления вызвали целый ряд мыслей и предложений. Во-первых, по поводу Великой Отечественной войны и концепции Великой Отечественной войны. Стоит вспомнить, что Гитлер воевал не один, что против нас шла вся Европа. Мы помним о 24 тысячах французских партизан, а почему-то мило забываем, что 195 тысяч французов воевали в составе легионов СС на восточном фронте. В октябре 1941-го года был бой под Бородино, и вновь французов с русскими. Правда, результат был несколько другим. Французов настолько потрепали, что им пришлось отойти в тыл на переформирование. Соответственно, необходимо акцентировать концепцию европейской вины за преступления на территории Советского Союза и концепцию вины ведущих западноевропейских государств за взращивание Гитлера. Фактических материалов достаточно.

Второе, в чём на наш взгляд нуждается не только Калининградская область, но, в общем, и вся Россия, но Калининградская область в особенности. В своего рода (не надо бояться этих слов) монументальной пропаганде, связанной с Великой Отечественной войной. Сюжет с генералом Дмитрием Михайловичем Карбышевым озвучен. Калининградская область нуждается в памятниках Черняховскому, Рокоссовскому, Василевскому, хорошо поставить памятник тому же Маринеско, который утопил “Вильгельма Густлоффа”. Нужны не отдельные памятники, а целая программа. Нужно оживление книг памяти не только для Калининграда, но и для районов. В эти книги памяти должны войти не только имена павших в Великую Отечественную войну, но и имена всех достойных людей, которые так или иначе себя проявили в области строительства Вооружённых сил, промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры. Еще одна инициатива, которая есть у нас в Санкт-Петербурге, – всероссийский помянник, а именно собрание имён павших в войну и пострадавших в репрессиях, и просто достойных людей, если о них известно, что они были православного исповедания, и их церковное поминовение не только в поминальные дни, но и постоянно. Это один аспект, аспект сохранения памяти.

Второй аспект связан с тем, что мне важно и дорого не только как священнослужителю, но и как доценту Санкт-Петербургского университета, – это высшее образование. Збигнев Бжезинский заявил следующее: “Высшее образование в странах, не являющихся союзниками США, представляет опасность”. То, что сейчас происходит в высшем образовании, в том числе и в моём родном Санкт-Петербургском университете, иначе как погромом не назовешь: с 5-летнего перешли на 4-летнее, и уничтожается “специализация” на первом курсе. По сути дела, на моём родном историческом факультете кафедры реально уже не существует. Существует, извините, какой-то бомжатник, какой-то бродячий цирк по Жаку Аттали. И студент сегодня ходит на античный театр, завтра на средневековый быт, послезавтра ещё куда-то. В результате возникает пирожок ни с чем. Необходимо восстановление “специализации”, которое возможно даже в условиях бакалавриата, потому что в МГУ этот вопрос, слава Богу, уже решили: магистратура там является надстройкой бакалавриата и таким образом выстраивается 6-летняя линия “специализации”.

Далее: необходимо остановить процесс слияния ВУЗов, уничтожение и слияние кафедр. Именно многопрофильность, именно “специализация” всегда были силой и российской, и мировой науки. А сейчас происходит “всемирное смешение”, говоря языком Леонтьева, в результате чего создаётся просто хаос в ВУЗах, и мы получаем недоспециалистов в виде бакалавров и недоспециалистов в виде магистрантов, потому что зачастую они за 2 года лихорадочно вынуждены осваивать всё то, что они недополучили на бакалавриате.

Необходимо преодолевать бюрократизацию высшего и среднего образования – эту замечательную наукометрию, огромные отчёты, контроль, контроль и контроль, который просто не даёт преподавателю времени работать с учениками и студентами, заниматься научным творчеством.

Задача образования – это сопровождение человека на богочеловеческом пути

Дальше очень важное положение: отказ от концепции образования как предоставления сферы услуг потребителю. Задачи образования другие – это формирование российского специалиста, российского гражданина, российского человека. И, что касается духовно-нравственной составляющей, то задача образования – сопровождение человека на богочеловеческом пути, чему, в конечном счёте, и должно быть посвящено образование. Необходимо возвращение воспитательной линии в наше образование, потому что сейчас, по существующим документам, оно практически устранено. Воспитанием мы не занимаемся, мы предоставляем информационные услуги, в результате чего преподаватель получается лакеем на побегушках у барчука, что, конечно, вредно для самих же учащихся, и, безусловно, это – беда нынешнего образования.

Что касается проблемы, связанной с театром и скандалом с “Тангейзером”. На мой взгляд, “Тангейзер” – это политическая провокация, которая как-то изумительно совпала с покушением на Немцова, с целью возбудить с одной стороны либеральный электорат, с другой – правый консервативный. К сожалению, некоторые из наших деятелей искусств живут по принципу: “Выпьем за то, чтобы у нас всё было и нам ничего за это не было!” Люди забывают не только об ответственности перед государством, но и об ответственности перед Уголовным кодексом. Необходимо соблюдение, прежде всего, законов. И для этого необходим известный мониторинг. Идея следующая – создание наблюдательных общественных советов при театральных учреждениях, которые выносили бы в случае наблюдения каких-либо правонарушений вердикт уже на подготовительной стадии, на стадии генеральных репетиций. Не реагировать по факту, а пресекать на предварительной стадии, чтобы таких скандалов просто не было. И, в данном случае, конечно, необходим мониторинг ситуации и тесная координация общественных сил и государства, в том числе и правоохранительных органов.

О русском языке. К сожалению, действительно возникает проблема, но не суверенитета, я не очень люблю этот термин, а скорее нашего самодержавия, самодержавия духа, как говорил владыка Иоанн (Снычев). Потому что мы, к сожалению, разучиваемся под англосаксонским влиянием говорить на собственном языке. Выявляется выражение “бренд, брендинг”. Даже шутка такая возникает – “сбрЭндил” от слова “бренд”. Есть целый ряд хороших русских терминов, устоявшихся, может быть, иностранных, типа “это наша марка, это наш символ”. Даже можно всё-таки говорить по-русски – “пункт первый”.

Второе, очень была хорошая идея, связанная с диктантами, но я бы ставил её шире – фестивали русского языка и русской литературы, связанные с крупными церковными и общественными событиями, в частности, развитие Кирилло-Мефодиевского движения: праздники, . И это не просто некие формальные, для галочки, а именно живые церковно-общественные, церковно-народные мероприятия, связанные и с богослужением, и со школой, и с театром.

И наконец, самое главное. Мы видим, что храмы в Калининградской области являются и духовными, и просветительскими, и культурными центрами. Общеизвестна истина: “Чем больше церквей, тем меньше тюрем”. Поэтому Калининградской области необходима программа построения храмов пошаговой доступности, наподобие той, что существует в Москве и Санкт-Петербурге. Храм формирует ландшафт и духовное пространство русского мира. И кому нужна та дорога, которая не ведет к храму? На наш взгляд, именно храмостроительство создаст облик Калининградской области как русской земли».

Анатолий Стреляный:

В конце прошлого года в Москве состоялся Всемирный Русский народный Собор. Выступали и мусульмане, и иудеи, и коммунисты, и почти откровенные фашисты, но устроила его Русская православная церковь, и большинство участников заявляли себя православными. Тем не менее, это был не церковный Собор в строгом смысле этого слова, архиереи и священники были в меньшинстве. Обсуждалось прежде всего отношение к Западу и ко всему тому в русской жизни, что от Запада идет. Демократическая общественность отнеслась к мероприятию прохладно, а о выступлениях высших церковных лиц было сказано, что они ненатуральны, даже глумливы. В чем же здесь дело? Где же та соборность, то особое единогласие, о котором славянофилы всех времен толкуют как об исключительно русском свойстве и явлении? Как идеальная соборность соотносится с реальными Соборами?

Яков Кротов:

Впервые Всемирный Русский Собор, тогда еще без добавления "народный", был созван в декабре 1993-го года. Тогда его заседания пришли практически незаметными, потому что слишком бурными были политические события осенью 93-го года. Впервые общественность, газеты обратили внимание на Всемирные Русские Соборы в конце 95-го года, это был третий Всемирный Русский Собор. Тогда впервые в заседаниях Собора принял участие премьер-министр страны - Виктор Степанович Черномырдин. Были и резко отрицательные тогда отзывы о Соборе, были и апологетические, в правительственных (в основном) газетах. И вот - шестой Всемирный Русский народный Собор, первый, на котором выступил президент России Владимир Путин. Конечно, внимание к Собору соответственно повысилось. Но вот в чем трудность: у кого спрашивать мнение о том, что происходило на Соборе? Ведь это не архиерейский Собор Русской православной церкви, но все-таки большинство выступавших - это иерархи, открывал собор сам патриарх. И люди, которые лояльны к патриарху, конечно, задумываются, прежде чем подвергнуть его критике, да и прежде чем хвалить. И поэтому в сегодняшней нашей передаче будут участвовать люди, которые являются членами альтернативных православных церквей русских. Их сейчас довольно много в России, это не только старообрядцы, есть и архиконсервативные православные группировки, например, Русская православная автономная церковь. Недавно возникла русская православная церковь "Возрождение", в числе ее участников священник Глеб Якунин, архиепископ Кириак Тимерциди. И еще один участник нашей передачи - игумен Иннокентий Павлов, в начале 90-х годов сотрудник Отдела внешних церковных сношений, библеист и богослов.

Когда речь заходит о Всемирном Русском народном Соборе, то прежде всего встает вопрос - насколько это свободное собрание? Ведь именно церковные люди на протяжении 60-х, 70-х, 80-х годов, как они сами потом признавались, не были свободны, над ними довлел советский, большевистский, атеистический строй, и люди шли на компромиссы для того, чтобы, как они объясняли, рядовые верующие могли сохранить возможность посещать церкви, молиться вместе с другими. Но если человек в течение многих лет был несвободен в одной ситуации, насколько можно говорить о свободе теперь? И что качественно изменилось, насколько это отразилось в заседаниях Всемирного Собора?

Иннокентий Павлов:

Человек духовно свободен настолько, насколько он к этому стремится. И я, например, знал в те годы людей, в том числе людей, занимавших определенные церковные должности, но которые были духовно свободны, и вокруг них было это поле свободы. Что касается тех персонажей, которые здесь участвовали, то я вам скажу по этому поводу что, если говорить по линии митрополита Никодима, а вот митрополит Кирилл, который отвечает за организационную сторону этих тусовок, он действительно является его и преемником, и продолжателем его линии. Иногда в интеллигентских кругах можно слышать: ах, он отступил от его линии, тот был такой экуменист, такой открытый, а этот вот насаждает нам что-то такое противное этому. Это не так. Дело в том, что Никодим был (в известном смысле) политическим конъюнктурщиком, будем вещи называть своими именами. Другое дело, что ему, допустим, в католической церкви нравилось, я бы сказал, то, что я обозначил бы термином иеракратизм. На самом деле, я согласен с владыкой Владимиром Кривошеиным, он не знал католической церкви, причем не в том плане, что он не знал ее истории, имена пап, даты их понтификатов, нет, это он знал, память у него была хорошая, но не знал ее внутренней жизни. И его идеалом была влиятельная церковь с сильной централизованной властью. Сейчас у нас тоже укрепляют властную вертикаль. Такая перспектива нас ожидает рано или поздно, тоже будет идея укрепления вертикали церковной власти. При этом он понимал, что в условиях России на собственные силы особо рассчитывать не приходится: ни в плане материальных и людских ресурсов, ни в плане исторической традиции. И тот же Кирилл мне в свое время рассказывал, что в узком кругу своих людей он иногда любил говорить (в середине 80-х годов): "Подождите, мы доживем еще до того времени, когда заседания Политбюро будут начинаться с "Царя небесного"". То есть его надежда была на изменение исторической парадигмы, когда место марксизма-ленинизма займет то, что я называю "православизмом", не путать с православием.

В новых исторических условиях сейчас (прежде всего митрополита Кирилла назвать) стараются эту линию проводить. Более того, она находит, как мы видим, понимание и в государственном руководстве, что что-то нам такое нужно, чтобы заполнить так называемый идеологический, иногда называют - духовный - вакуум. Люди, видимо, Евангелие не читали, потому что духовного вакуума в принципе не может быть. Потому что, знаете, если горница окажется выметенной, то приходят семь бесов злейших.

Яков Кротов:

Так уж сложилось, что в сегодняшней Русской православной церкви борются прежде всего две фракции. И олицетворяют эту борьбу имена Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий - два епископа Русской православной церкви. Владыка Кирилл - епископ Смоленска, владыка Мефодий - епископ Воронежа.

Для широкой публики эта борьба проявляется в виде обмена фельетонами. Владыку Воронежского Мефодия представляет в газете "Московский комсомолец" журналист Сергей Бычков, и вот он резко критически отзывается о Всемирном Соборе, потому что это делает (как он пишет): "православный шоумен владыка Гундяев". "И при этом, - пишет Сергей Бычков, - важной деталью при открытии Собора стало приветствие президента Владимира Путина", - подчеркивает Сергей Бычков. "Известно, что он - воцерковленный человек, встречаясь с патриархом, всегда принимает благословение. Встретившись в президиуме Собора с товарищем Гундяевым, он пожал ему руку и еще раз подчеркнул, что воспринимает его прежде всего как преуспевающего бизнесмена".

Журналисты, представляющие в прессе митрополита Кирилла, более многочисленны. Это и Александр Королев в газете "Труд", и газета "Аргументы и факты". Многие люди знают митрополита Кирилла по его телевизионным выступлениям о вере, о церкви. При этом сторона владыки Кирилла воздерживается от подобных агрессивных атак на епископа Воронежского Мефодия. Нет единства в русской церкви, и есть большая озабоченность единством. Президент, открывая Собор, сказал: "Мало объединить усилия государств, нам необходимо общественное единение. Направленность работы и базовые идеи Собора рассматриваю как четкое проявление позиций гражданского общества России". Сами представители церкви на Соборе сказали - Святейший патриарх: "Россия и вся православная цивилизация должны стать одним из центров принятия решений в мире". А вот слова митрополита Кирилла: "Россия должна стать одним из центров современного мироустройства". О чем говорят подобные выступления и насколько реальны подобные задачи?

Глеб Якунин:

Я ведь был тогда и в политике, начиная с 90-го года, был влиятельным депутатом в Комитете по свободе совести. И знаю позицию Ельцина. Виноваты, конечно, власти, и Ельцин в значительной степени виноват, что он их распустил. Я не могу всего говорить в деталях, но у меня была однажды личная беседа с Борисом Николаевичем, несмотря на все его ошибки, я его глубоко уважаю и чту. И, тем не менее, вы знаете, была возможность реформировать по-настоящему церковь, но он явно на это не пошел, хотя он прекрасно понимал, что стоит Московская патриархия, что из себя она представляет. Но, вы понимаете, что сделал Ельцин? Ельцин, не имея возможности быстро реформировать страну, имея колоссальные позиции, решил и с церковью поступить так же, как он поступил, например, с военными, с чиновниками, то есть, простите, он дал возможность воровать кому только не лень. Вы помните, этот скандал с Фондом торпищевским спортивным, и аналогичная ситуация произошла с Московской патриархией? Экспорт нефти раскрылся, потом алмазы, чуть ли не рыбным промыслом занимались. Банковская система Московской патриархии?

Специфика религиозной жизни человека, когда он получает какие-то огромные блага, он считает, что Господь Бог его укрепляет, он получает какую-то мощь. Для верующего человека понятна эта прелесть, и люди думают, что действительно завоевывают какой-то огромный авторитет, влияние, и что Бог их призывает. И недаром во главе Всемирного Русского Собора находится высшая иерархия Русской церкви, и они духовно руководят этим Всемирным Русским Собором.

Коммунисты мечтали сначала СССР, потом захватить весь мир, им это не удалось. А вот, может быть, через нашего президента Путина, который стал правоверным православным, христианином? Как утверждает, например, газета "Известия", архимандрит Тихон называется духовником президента. И, по-видимому, они сейчас мечтают создать такую модель, президент Путин, может быть, он реализует такую идею. Причем, это уже будет не просто клерикализация России, всего мира, а это будет нечто теократическое - как бы управление во всем мире под руководством Русской православной церкви. Все эти речи (особенно патриарха Алексея на последнем Всемирном Русском Соборе) говорят о таких невероятных претензиях, мареве таком духовном, которым одержимы наши церковные руководители. А ведь я вам скажу, что все это страшно напоминает "Сказку о рыбаке и рыбке". И вот там наша церковь, которая была у разбитого корыта. Ей мало было того, что она получила дом, столбовой дворянкой стала, ей надо было, чтобы золотая рыбка, а в данном случае функцию золотой рыбки должен Владимир Владимирович Путин исполнять, чтобы как бы он был у ней на посылках, а Московская патриархия - это владычица моря была бы. Вот такая картина складывается.

Яков Кротов:

На Соборе звучало много заявлений, которые говорили о том, что церковь призвана быть руководителем народа. Вот митрополит Гедеон Ставропольский: "Против нас обращен древний безбожный принцип: разделяй и властвуй. Не так учит Господь, не так учит православие, зовущее нас к единству". Замечу, что здесь, странным образом, через запятую, словно это какие-то отдельные явления, говорится о Христе и о православии. И дальше - митрополит Гедеон: "Страшные искушения еще далеко не преодолены. Они и не будут преодолены, пока мы не одолеем разделения в обществе, пока не объединимся вокруг святого православия. Те, кто не хочет единства во Христе, неминуемо придут к безбожному единству в Антихристе". И, конечно, встает вопрос: "Зачем тогда на Собор были приглашены мусульмане, представители иудейской общины России?" Каково им было слышать слова о том, что "те, кто не хочет единства во Христе, неминуемо придут к безбожному единству в Антихристе"? Не поэтому ли многие отзывы о Соборе, даже печатные, говорили о том, что остается ощущение какой-то театральности, неискренности. Как будто бы люди говорят не совсем то, что думают. Насколько искренне были подобные выступления?

Кириак Тимерциди:

Неискренность заключается в том, что здесь все построено на песке, потому что не соответствует всемирности. Во-первых, Русская православная церковь контролирует очень малый процент населения. Эти симпозиумы, эти соборы, они начались еще с 48-го года, когда было 500-летие автокефалии. Тогда собрано было Сталиным - хотели, чтобы Московская патриархия все православие под себя взяла. Хотели все православные соборы под эгидой восстановленной патриархии. А потом - при всех сменяющихся режимах, в смысле управленцев, и при Хрущеве, и при Брежневе они собирали в Троице-Сергиевой лавре, и приглашали представителей всех религий под эгидой Московского патриархата. И кичились тем, что они имеют большое влияние не только на Советский Союз, но и восточный блок и так далее. И вот они - носители истины. А как может носителем истины быть какая-то часть церкви, пусть она легитимная? А это большая гордыня, это фундаментализм, который не понимает свое место и в церкви, и в мире. И, конечно, страшное дело, если первое впечатление, когда включаешь телевизор, и сидит вся та же публика, что если такое влияние пойдет на Путина, то он очень проиграет. Потому что эта публика всем известная и в православном мире, и в мире христианском, она не имеет уважения и доверия, очень натянуты отношения и с греческой церковью, и с Вселенским патриархатом, не говоря уже о других. Потому что лицемерие и гордыня, и даже вынашивается та идея, что, конечно, Москва - Третий Рим. Такие же непомерные претензии и у исламских фундаменталистов, вопреки Корану, вопреки классическому мусульманству, исламу. Конечно, они приведут к краху общественной жизни, если они хотят возглавлять, и, конечно, к краху настоящей веры.

Яков Кротов:

На Всемирный Русский народный Собор были приглашены мусульмане, иудеи, но не были приглашены представители католиков России, не было архиепископа Тадеуша Кондрусевича. Возможно потому, что российское исламское сообщество глубоко разделено. И был приглашен имам Таджуддин, которого многие мусульмане не признают, а имама Гайнуддина не было. Был один из главных раввинов России Адольф Шаевич, не было альтернативного главного раввина России Берл Лазера. Католиков не было вообще. В резолюции, обращении Собора говорится, например: "Православные христиане, мусульмане, иудеи, буддисты пережили великие беды: войны, революции, богоборческие гонения, выйдя из них единым народом". А что, католики не переживали эти беды? Оказывается, по этой терминологии, что если религия не народная, а сугубо личная, то она как бы не в счет. И вот на Соборе выступил архиепископ Львовский Августин, представляющий русское меньшинство на Западной Украине. Выступил с резкой критикой национализма, национализма украинского, против того, что на Украине "государственные структуры были провозглашены наивысшей ценностью. Национальная идея, - сказал владыка Августин, - это не та основа, на которой может быть решен вопрос единения и примирения христиан. Иначе не было бы нужды в Новом завете и приходе в историю Господа нашего Иисуса Христа". И вдруг в конце своей речи тот же владыка Августин сказал: "Россия только тогда привлечет другие народы, в том числе Украину, когда вспомнит Богдана Хмельницкого".

А где же тогда Господь наш Иисус Христос? Или его затмил Богдан Хмельницкий? Зачем привлекать другие народы? Всемирный Русский народный Собор не принимал каких-либо конкретных резолюций, он принял только одно обращение. И поэтому трудно сказать, сможет ли он повлиять на реальную жизнь российского общества. Но то, что говорилось на Соборе, безусловно, отражает представления, настроения совершенно реальных руководителей церкви, хотя они относятся непосредственно к догматическому, вероучительскому содержанию христианской веры.

Выступления на Соборе вызвали внутренние, а часто и внешние сопротивления у многих православных христиан России, а у кого-то вызвали восторг. Создается конфликтная ситуация. Как в ней поступать человеку верующему? Как реагировать атеистам?

Впервые подобные собрания привлекли внимание общественности в декабре 95-го года. Теперь Собор был посвящен прежде всего обсуждению проблем терроризма и цивилизаций. Митрополит Кирилл Смоленский, выступая на Соборе, сказал: "Стоит говорить о конфликте традиционных ценностей, в том числе религиозных, с секулярно-гуманистическими. Именно нерелигиозный, деидеологизированный либеральный стандарт предлагается мировому сообществу в качестве универсального образца устроения жизни государства или человека".

На том же Соборе председатель Союза писателей России Ганичев сказал: "На наших сограждан под видом цивилизованного просвещения обрушилась (в книгах, телевизионных фильмах) под видом новейших проявлений культуры обойма из мистики, убийств, ужасов, грабежей, порнографии, насилия, что растлевает людей, особенно молодежь, доводит ее до состояния скотства. Пора начать готовить общество к новому 11-му сентября, которое подготовят нам отнюдь не бин Ладены". Замечу, что здесь, с точки зрения религиозного человека, довольно странно, что мистика оказывается в одном ряду с порнографией, грабежами и ужасами, потому что, собственно, вера и религия это и есть мистика. Но сама идея, что все беды прежде всего от секулярного гуманизма западного, как ее можно оценить?

Глеб Якунин:

Что такое секулярный гуманизм? Мир развивается, действительно развивается в сфере прав общества, прав личности, прав народа. Великий перелом случился после крушения тоталитарного фашистского режима. Говоря о секулярном гуманизме, наши консерваторы пытаются как бы отгородиться от ценностей европейских, потому что (в конечном итоге) вопрос стоит: европейская мы страна или нет?

Петр Первый все-таки пытался доказать, что это европейская страна. Перед Путиным сейчас стоит эта сложнейшая проблема. У Путина назад пути нет, сейчас уже отступать невозможно. Поэтому они тоже это прекрасно понимают, они максимально сопротивляются. Московская патриархия сама фактически превратилась сейчас, я бы сказал, в такую тоталитарную секту с мощнейшей вертикалью власти. Состоялся Собор, который говорит о свободе совести, что для мирового сообщества абсолютно неприемлемо. "Утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии, то есть отступлении, и фактической индифферентностью к делу церкви победе над грехом".

Договорились до таких ужасных вещей.

Путин сделал великий шаг, мужественный шаг, когда он сказал, что Америка - это величайшая страна, что Нью-Йорк - это великий город. Он ударил в самое сердце этому нашему фундаментализму. Потому что, начиная от нашего, простите, "отца талибанства" митрополита Иоанна, они все время говорили - 666, Нью-Йорк, это все жидомасоны, сионисты. Все они против мира, против России! Жиды хотят сгубить Россию! Это буквальные цитаты.

Если цивилизованные нормы декларации Организации Объединенных Наций, Европейской Декларации о свободе здесь осуществятся (в том числе о свободе совести) Московская патриархия в этих условиях не способна будет существовать. Поэтому они так упорно сопротивляются всем этим реформам и пытаются изобразить, что их путь особый, что ни в коем случае мы не должны идти путем единства с Европой. Хотя тот же наш великий Пушкин, посмотрите, можем на личности этого великого, гениального поэта видеть, как может быть русский человек, русский патриот одновременно стопроцентный европеец. Вот этим путем шла наша Галина Старовойтова, которая крестилась, которая стала верующей перед своей гибелью. Очень много интеллигентов, я уже не говорю о наших Чаадаевых, славянофилах, которые шли этим путем совмещения, например, русских идей с европейскими.

Яков Кротов:

В прессе писали широко, что Собор обсудил проблему международного терроризма. Но обсуждение это было довольно специфично. Вот выступление архиепископа Львовского Августина: "Здесь вспоминали теракты, но как-то односторонне все это выглядело. Я думаю, это надо было масштабней, в контексте Хиросимы и Нагасаки вспоминать, в контексте Вьетнама, как на людей сбрасывали обогащенный уран". Выступление кинематографиста Бурляева: наказали талибов - хорошо, но "настало время с такой же суровостью карать тех, кто убивает человека духовно, захватывая в заложники, растлевая его сознание". И вот обращение Собора, итоговый документ: "Кто бы ни утверждал, что только его мировоззрение универсально, прогрессивно и общечеловечно, - противопоставляет себя другим людям, ибо пытается оттеснить их на обочину истории. Непозволительно подавлять волю человечества и общества ради туманного будущего благоденствия, провоцируя тем самым неизбежную ответную реакцию". Тогда оказывается, что все беды - результат провокаций западного секулярного гуманизма. Что и талибы всего лишь были спровоцированы, и тем самым уменьшается их вина, это ответная реакция людей, которые защищают свою культуру. Насколько оправданна такая постановка вопроса?

Кириак Тимерциди:

На Западе и с духовностью проблемы большие, и проблемы большие с кадрами священнослужителей во всех конфессиях. Но здесь у нас только одна кичливость, что мы православные, что мы охраняем православные ценности. Мы потеряли эти ценности. Мы и людьми не занимаемся в социальном плане, и в то же время не питаем никакими духовными ценностями. Поэтому нам как бы раскрывать рот и говорить, что вся эта гниль пришла к нам с Запада - это совершенно несправедливо. Там работает католическая церковь, протестантские церкви они работают, они питают народ, у них действительно общественное служение, настоящая литургия в действии. А этого у нас нет. И они в трудные годы всеми путями шли навстречу нашему гонимому христианскому миру и переправляли сюда и Библию, и Слово Божье, и литературу. Очень положительно. А почему же тогда миллионы людей едут туда, для того, чтобы раскрепоститься и творчески работать? Люди бегут от страшного тоталитарного режима, от беспросветного режима. И не только ради пищи физической, но и, конечно, чтобы творчески жить, развиваться.

Яков Кротов:

Выступая на Всемирном Соборе, митрополит Кирилл Смоленский сказал: "Мир скоро востребует свойственные русской цивилизации идеалы самоограничения, приоритета духовного над материальным, жертвенности и долга над потребительством и эгоизмом".

Иннокентий Павлов:

Говорят, люди на жертвенность совершенно не способны. Я Кирилла очень хорошо знаю как типичного потребителя, любителя комфорта, любителя хороших автомобилей, хорошей одежды, говоря современным молодежным языком, хороших церковных прибамбасов. Так что, когда это все звучит, я как Станиславский мог бы крикнуть: "Не верю!".

А разговоры эти ведутся отчего? Это демонстрация комплекса неполноценности. То есть хочется быть самим потребителем, хочется, чтобы производилось что-то хорошее, и чтобы этого было достаточно, чтобы это доступно было широким массам, чтобы все было тихо и спокойно. А оно не получается. Причем, эти разговоры, непонятно, кому они могут быть адресованы? Народ это не поймет, будем называть вещи своими именами. Хорошо, они тусуются между собой, друг другу не верят, исполняют литературный этикет, говоря словами Дмитрия Сергеевича Лихачева. А выйти и быть с этим народом? Пойдите в воинское соединение, пойдите на завод, пойдите в сдохший совхоз и там рассказывайте про жертвенность!

Яков Кротов:

Митрополит Смоленский Кирилл сказал: "Конфликт либерального гуманизма и так называемой гражданской веры, то есть патриотизма, налицо. Мы, да и не только мы, а большинство наций современного мира считает, что лучше погибнуть, защищая родину силой оружия, чем позволить ей распасться на части или быть порабощенной. Значит, в нашем обществе есть ценности, в нравственном отношении превосходящие цену нашей жизни. Мы в состоянии многому научить нынешний метущийся мир".

Иннокентий Павлов:

Человек скорее пойдет жертвовать своей жизнью за свой дом, за ту страну, где он является собственником, и за страну, которая его защищает. Идеология нашего держимордства не давала боевого духа. Давайте вспомним, как в первые дни и месяцы после нападения Гитлера на Советский Союз, целыми соединениями красноармейцы сдавались в плен. Давайте вспомним, это реальные факты, их никто не отрицает, всеми известно и всеми признано. Так что здесь все как раз с точностью до наоборот. Чем больше у человека свободы, тем он ее больше ценит, прежде всего - экономические свободы, то есть то, что делает человека собственником, когда человеку есть за что воевать.

Яков Кротов:

Святейший патриарх Алексий сказал в интервью газете "Аргументы и факты": "Возрождение нравственности - дело не только власть имущих. Это должно стать заботой каждого из нас. Общество изменится, если мы будем выключать телевизор, когда там идет фильм, пропагандирующий разврат, преступность, вражду, если мы одернем на улице распоясавшегося пьяницу, наркомана, хулигана, развратно одетую женщину". Конечно, этот призыв одернуть развратно одетую женщину - это нечто новое, до сих пор святейший патриарх в своих выступлениях к подобному не призывал. Оставляя в стороне законность подобных призывов, может ли ужесточение политики государства, личного отношения, личного поведения помочь справиться с тем дурным, что идет с Запада? Да, кстати, и только ли с Запада идет эта гниль?

Глеб Якунин:

У нас в той или иной форме (даже во время самой жесткой сталинской диктатуры) все это наличествовало. Господь Иисус Христос пришел в Древнем мире тогда, когда он был, наверное, в самой стадии последней морального разложения. Вот это же все было и в Древнем Риме, и в Древней Греции. Господь попустил, и евангелиевская основа в том, что он сказал: "пусть растут и пшеницы, и плевела до определенного суда".

Они хотят искоренить обязательно плевела и построить Царство Божье под руководством Всемирного Русского народного Собора, построить такую железную структуру в стиле великого инквизитора.

Яков Кротов:

Многие православные за последние десять лет покинули Московскую патриархию. Как они сами говорят, не вынесли глумления над собой, не вынесли того, что церковные лидеры выступают с заявлениями иррациональными, пытаются командовать в тех сферах, где командовать не нужно. Пытаются пойти на такой союз с правительством, которого не может одобрить христианская совесть. Замечу, что большинство людей, покидающих Московскую патриархию, уходят вообще в никуда, они просто никуда не переходят, просто остаются дома и там тихо молятся Богу. Тем более что в провинции найти какую-то альтернативную православную группу часто невозможно, а уходить к инославным, к протестантам или католикам не всякий захочет. Люди предпочитают оставаться внутри Московской патриархии, терпеть, сжав зубы. По каким критериям могут православные посоветовать своим единоверцам определять, выстраивать свои отношения с церковными иерархами, когда совесть человека подсказывает, что тот или иной иерарх нарушает какие-то представления о порядочности, разумности, глумится над здравым смыслом и втягивается в политическую разборку?

Кириак Тимерциди:

Я прямо так скажу, категорически, или как-то звучит, но так, как я чувствую, что, конечно, уважающий себя человек не может быть в этой структуре. Это должна быть не структура, не организация, а настоящий организм тела Христова. Зачем Господь говорит: имеющий уши, да слышит? Мы должны иметь уши, глаза, и видеть. Когда такая страшная атмосфера, когда, ладно, кагэбэшники, эфэсбэшники занимаются своими. Но когда иерархи повально, высшие иерархи завязаны в этом стукачестве? Страшное поведение, которое калечит души и будущих пастырей своим примером - вот это страшное дело. Уважающий себя человек не будет находиться в этом. Другое дело, отец Глеб и отец Александр Мень, другие замечательные священнослужители, они в свое время были в лоне Московской патриархии, но, как говорится, "они вышли из нас, но они были не наши". У нас был протест со студенческой скамьи, нормальный человек не может, тот, кто читает Слово Божье, потому что все расходится с заветами Христа. Как нормальный человек может воспринять? О покойных нельзя плохо говорить, когда, например, тысячелетие крещения Руси, идет пресс-конференция, иностранные здесь журналисты, здесь святейший Пимен - покойник, по какую-то сторону Громыко сидит, и призывает покойник нас всех вернуться к ленинским нормам жизни, не к заветам Христа. И это все продолжается. Вот это пресмыкательство перед властями, или горделивое такое, что рядом с нами властители.

Но церковь должна быть выше политики, не от мира сего. Гонимая церковь, она, наоборот, побеждает. Чем она славится? Здесь всякое гнилье растет как на дрожжах. Да, мы можем сказать, кто приходит к нам. Приведу такой пример. Интеллигентный человек, закончил иняз, умница, лет сорока. Я его духовник, но пришлось ему пойти в храм. Пошел на исповедь, Рождественский пост, недавно это было, и молодой священник его пытает: "Как ты постишься, по каким правилам?" Он говорит: "Я голодаю, я занимаюсь очищением организма, голодаю и присовокупляю это к Рождественскому или великим постам". "Как? Ты занимаешься этим? Это бесовщина! А как же Христос голодал сорок дней? Что Христос, что апостолы?" И он не сдержался, говорит: "Да пошел ты, козел!" Я говорю: "А что ж ты не знал?" Вот получил этот пастырь, он же должен быть психологом, видеть, кто пришел, с кем как говорить. Вот ужасная картина.

Мы, конечно, предлагаем, православная апостольская церковь "Возрождение", выступили с декларацией, что, конечно, мы ничего не придумываем, мы должны возвратиться к истокам, то есть к священнописанию, к словам Христа, какие должны быть, все проверять и просеивать через сито Христово.

Глеб Якунин:

Ситуация может быть совершенно различная в разных городах, в разных селах, но где-то в селе или в городе, где нет какой-то альтернативы, человек может ходить. Несмотря на всю резкую критику, меня, например, отлучили они от церкви за то, что я говорил правду, требовал, чтобы вернули эти деньги, которые были похищены, требовал, чтобы покаялись, кто сотрудничал с Госбезопасностью. Но, тем не менее, я, как и большинство альтернативных церквей, ведь в православии много очень маленьких, может быть, но альтернативных церквей, которые веруют в символ веры тот же самый, и мы все же признаем благодать. Самое главное, что в Московской патриархии мы не отрицаем наличие благодати. Как бы ни грешили епископы, патриархи, священнослужители, какой бы нравственный уровень не был соблазнительный, все равно через нее благодать идет. Поэтому из этого надо исходить. Поэтому, когда нужда есть, надо идти. Тот, кто в катакомбах, я не помню, то ли епископ Афанасий, то ли Алексей Мечов, говорил так: "Вы знаете, вы ходите в храм, причащайтесь, меньше общайтесь с такими священниками, которые вас учат тому, что противоречит вашим христианским принципам".

Яков Кротов:

Это были мнения людей, которые покинули Московскую патриархию. А вот священник Московской патриархии, хотя и заштатный, отец Иннокентий. Если на исповедь к священнику патриархии приходит молодой человек горячий и говорит: "Батюшка, не могу терпеть это глумление, не могу. Собрался уходить, вы уж не сердитесь". Что можно было бы посоветовать такому молодому человеку?

Иннокентий Павлов:

Сейчас мне пасторской практикой не часто приходится заниматься, в основном среди своих людей и узкого круга. Но я вспоминаю свое приходское служение, когда эти тусовки только зарождались, они, может быть, тогда были не очень заметны. Ко мне приходили разные люди, причем это были люди разных взглядов, условно говоря, патриоты, и, условно говоря, либералы, хотя непонятно, почему либерал не может быть патриотом и наоборот. И вы знаете, что я могу сказать, что по мере того, как люди все-таки были достаточно церковными, они очень отделяли от всей этой накипи свою духовную жизнь и собственно мистическую жизнь церкви. Мне такую ситуацию трудно представить, хотя я вполне допускаю, что сейчас это может быть. Как церковный историк я могу сказать: "Дорогой друг, в истории церкви были длительные периоды, причем периоды, когда были и святые отцы-учителя, и подвижники благочестия, но у которых было соблазнительного гораздо-гораздо больше, чем то, что мы видим теперь". Это, правда, сказано, если я не ошибаюсь, Фридрихом Энгельсом, что история имеет тенденцию - один раз как трагедия, другой раз как фарс, то сейчас мы имеем дело с фарсом, ну и соответственно будем к этому относиться.

Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) является крупнейшим российским общественным форумом [неизвестный термин ] . Он существует с 1993 года, на про­тя­же­нии этих лет он является об­щест­вен­ной пло­щад­кой и ме­стом встре­чи лю­дей, ко­то­рые, не­за­ви­си­мо от по­ли­ти­чес­ких взгля­дов, объе­ди­не­ны еди­ной целью - за­бо­той о на­сто­ящем и бу­ду­щем Рос­сии, играет немалую роль в формировании гражданского общества.

В его заседаниях традиционно принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России, военачальники и военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации и представители других силовых ведомств РФ, преподаватели и студенты крупнейших учебных заведений страны, деятели науки и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, многочисленные представители молодежи.

По уставу ВРНС Главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси, по благословению и под председательством которого проводятся ежегодные соборные заседания. С момента создания Собора и по 5 декабря 2008 года Главой был Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 1 февраля 2009 года Главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Заместителями Главы ВРНС являются Председатель Правления Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев и Председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

В Президиум и Совет ВРНС входят известные российские политики и общественные деятели, представители мира науки, культуры и образования, военачальники, соотечественники из ближнего и дальнего зарубежья. В работе VI ВРНС, состоявшегося в декабре 2001 года и посвященного теме «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох», принял участие Президент России Владимир Владимирович Путин. Деятельность Собора находит живой отклик среди многих наших соотечественников; в настоящее время в России действует несколько региональных отделений.

Со времени создания Всемирного Русского Народного Собора состоялось пятнадцать соборных съездов. Собор детей и молодежи, проходил в Москве 20-22 февраля 2008 года и был посвящен теме «Будущие поколения - национальное достояние России». XIII Собор проходил в Москве 21-23 мая 2009 года и был посвящен теме «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления». XIV Собор проходил в Москве 25-26 мая 2010 года и был посвящен теме «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества». В Соборе в общей сложности за два дня работы приняло участие около трех тысяч человек из Москвы, регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Последний Собор проходил в Москве 25-26 мая 2011 года и был посвящен теме «Базисные ценности – основа единства народов».

21 июля 2005 года Всемирному Русскому Народному Собору был предоставлен специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете Организации Объединенных Наций. Тогда же было создано Представительство ВРНС при ЭКОСОС ООН, призванное обеспечить взаимодействие Собора и этой международной организации.

Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) (Официальное наименование на англ. языке: The international public organization the «World Russian People’s Council» , WRPC ) - международная общественная организация, функционирующая под эгидой Русской православной церкви .

Собор проводит линию на объединение общества во имя возрождения России.

Цели

  1. Содействие духовному, культурному, социальному и экономическому возрождению России и русского народа.
  2. Содействие укреплению российской государственности, усилению роли Православной Церкви в жизни общества.
  3. Содействие взаимодействию Православной церкви с традиционными религиями России по нравственному оздоровлению общества, исключению религиозного экстремизма и нетерпимости.
  4. Содействие мирному ненасильственному объединению русского народа.
Задачи
  1. Объединение созидательных сил для решения общенациональных проблем в области духовного возрождения, культуры, экономики, экологии, сохранения окружающей среды и природных ресурсов, социальной жизни, в деле строительства многонациональной России, укрепления дружеских отношений между народами, преодоления межнациональной розни и сепаратизма и борьбы с международным терроризмом.
  2. Содействие в воспитании священного долга ратного служения во имя свободы, целостности, чести и достоинства Родины.
  3. Осуществление мер, совместно с другими заинтересованными органами, по укреплению здоровья нации.
  4. Поддержка и практическая помощь в области становления национальной школы, защиты русского языка.
  5. Защита в установленном действующим законодательством порядке гражданских, этно-культурных и иных прав и интересов русских, проживающих за пределами Российской Федерации.
  6. Организация собраний, встреч, конференций, форумов и других мероприятий для выработки решений Собора по важнейшим вопросам жизни русского и других народов России.
  7. Разработка и осуществление образовательных, культурно-просветительных, социально-экономических и иных программ, способствующих формированию православного самосознания, патриотизма и гражданской ответственности, дружбы и межнационального взаимопонимания народов России.
  8. Содействие и поддержка народных инициатив в деле религиозного, культурного, нравственного и социально-экономического возрождения России и русских, независимо от места их проживания.
  9. Оказание научно-методической и практической помощи самоорганизации русских в культурные центры и общины.
  10. Организация сбора, изучения и распространения информации о всех аспектах жизни русских в мире.
  11. Содействие развитию дружеских отношений между народами России и других стран с целью утверждения мира без насилия.
  12. Содействие становлению национальной системы воспитания и образования всех уровней.
  13. Содействие решению творческих, правовых, моральных, социально-экономических и других проблем воссоединения русских как разделенной нации.

Соборы

Название собора Тема Время проведения Место проведения
I Всемирный русский народный собор «Российская соборная мысль» 26-28 мая 1993 года Свято-Данилов монастырь
II Всемирный русский народный собор «Через духовное обновление к национальному возрождению» 1-3 февраля 1995 года
III Всемирный русский народный собор «Россия и русские на пороге XXI века» 4-6 декабря 1995 года
IV Всемирный русский народный собор «Здоровье нации» 5-7 мая 1997 года
V Всемирный русский народный собор «Россия накануне 2000-летия христианства. Вера. Народ. Власть» 6-7 декабря 1999 года
VI Всемирный русский народный собор «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» 13-14 декабря 2001 года
VII Всемирный русский народный собор «Вера и труд: духовно-культурные традиции и экономическое будущее России» 16-17 декабря 2002 года
VIII Всемирный русский народный собор «Россия и православный мир» 3-5 февраля 2004 года
IX Всемирный русский народный собор «Единство народов, сплоченность людей - залог Победы над фашизмом и терроризмом» 9-10 марта 2005 года
X Всемирный русский народный собор «Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке» 4-6 апреля 2006 года
XI Всемирный русский народный собор «Богатство и бедность: исторические вызовы России» 5-7 марта 2007 года храма Христа Спасителя
XII Всемирный русский народный собор 20-22 февраля 2008 года Москва, Государственный кремлёвский дворец
XIII Всемирный русский народный собор «Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» 21-23 мая 2009 года Москва, Зал Церковных Соборов храма Христа Спасителя
XIV Всемирный русский народный собор «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» 25-26 мая 2010 года Москва, Зал Церковных Соборов храма Христа Спасителя

См. также

Примечания

Ссылки

  • vrns.ru - официальный сайт Всемирного русского народного собора
  • Всемирный русский народный собор на официальном сайте Московского Патриархата
  • Свящ. Димитрий Познанский. Две теократии. Киев, 6 июля 2004
  • Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании Принято на итоговом пленарном заседании VIII Всемирного русского народного собора

Категории:

  • Некоммерческие организации по алфавиту
  • Появились в 1993 году
  • Русские объединения и движения
  • Общественные организации России
  • НГО с консультативным статусом при ЭСС ООН

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Всемирный русский народный собор" в других словарях:

    Всемирный Русский Народный Собор - (ВРНС) это международная общественная организация и крупнейший общественный форум. Первый Собор состоялся 26 28 мая 1993 года. За прошедшие годы Собор стал широким общественным форумом, местом встречи людей самых разных политических убеждений. В… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) - является международной общественной организацией и крупнейшим российским общественным форумом. ВРНС ставит своей целью привлечение общественного мнения к наиболее острым вопросам современности. До создания Всемирного Русского Народного Собора… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    XIV Всемирный русский народный собор 14 й съезд Всемирного русского народного собора. Тема собора «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества». Собор проходил в храме Христа Спасителя в Москве… … Википедия

    XIII Всемирный русский народный собор 13 й съезд Всемирного русского народного собора. Тема собора «Экология души и молодежь: духовно нравственные причины кризисов и пути их преодоления». Собор проходил в Москве 21 23 мая 2009… … Википедия

    Logo Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) международная общественная организация, функционирующая под эгидой РПЦ. Существует с 1993 года и призван способствовать формированию гражданского общества России. В его заседаниях традиционно… … Википедия

    Logo Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) международная общественная организация, функционирующая под эгидой РПЦ. Существует с 1993 года и призван способствовать формированию гражданского общества России. В его заседаниях традиционно… … Википедия




Top