Ямамото диалог о песне краткое содержание читать.

Из этой статьи вы узнаете:

Добросовестные учителя должны дать своим ученикам список книг на лето по чтению и литературе. А ответственные и любознательные ученики должны его прочитать от А до Я. На деле же получается, что в конце учебного года многие замотавшиеся в конец преподаватели забывают это сделать. А если всё же заветный перечень оказывается в руках детей, последние в большинстве своём благополучно закидывают его до лучших времён. Но вот начинается август - и тут уже подключаются родители, спрашивая с бедного дитятки, а читал ли он что-нибудь. Если вы потеряли свой список - не беда. Мы вам поможет его восстановить.

Естественно, наш список книг для чтения летом будет примерным. Нет единого перечня, утверждённого Министерством образования. Однако то, что вы найдёте здесь, максимально приближено к возрастным особенностям учащихся по классам и тем программам по литературе, которые им придётся изучать в новом учебном году. Несколько полезных советов помогут извлечь из них максимум пользы:

  • не ищите списки специально для программ «Школа России», «2100», Коровиной, Курдюмовой, Беленького и т. д.: все они почти дублируют друг друга;
  • не нужно стараться прочитать весь списко целиком: нужно выбрать то, что будет интересно ребёнку: список создан для того, чтобы сориентировать в мире литературы;
  • советуем ежедневно вести читательский дневник, записывая туда автора, название книги и количество прочитанных за день страниц;
  • желательно не скачивать книги в электронных форматах, чтобы не портить глаза при чтении: сейчас можно легко приобрести очень красивые издания в магазинах или же взять в библиотеке;
  • если книга обычного формата, то норму чтения в день высчитать очень легко: к классу, в который переходит ребёнок, приставьте нолик. Т. е. первокласснику нужно читать по 10 страниц в день, а 10-класснику - не менее 100.

Очень часто возникает путаница с классами. Чтобы найти список книг для чтения летом при переходе из одного класса в другой, перечень должен быть предназначен для последующего класса. Т. е. если вы закончили 3 класс, вы уже не третьеклассник, - соответственно, список должны смотреть уже для 4 класса.

Лайфхак. Чтобы сюжет книги запомнился, после каждого прочитанного произведения неплохо посмотреть мультфильм или художественный фильм по его мотивам.


В начальной школе сейчас уже все перешли на ФГОС, в разных школах внедряются разные программы: «Школа России», «Перспектива», «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Система Эльконина и Давыдова», «Ритм», «Начальная инновационная школа». Однако курс литературного чтения во всех этих системах направлен на одно - привить любовь к книгам маленьких учеников. Поэтому им так необходимо заниматься чтением летом. Наши списки им в этом только помогут.

Список книг на лето 2 класс

  • Андерсен Г. Х. Огниво. Дюймовочка. Гадкий утёнок.
  • Бианки В. Кто чем поёт. Плавунчик. Аришка-трусишка».
  • Гримм братья. Три брата. Храбрый портной.
  • Демьянов И. Ребятишкина книжка.
  • Драгунский В. Заколдованная буква.
  • Зощенко М. Самое главное.
  • Киплинг Р. Слонёнок. Отчего у верблюда горб. Откуда взялись броненосцы.
  • Коваль Ю. Воробьиное озеро.
  • Коршунов М. Дом в Черёмушках. Петька и его, Петькина, жизнь.
  • Крылов И. А. Лебедь, Рак и Щука. Стрекоза и муравей.
  • Ладонщиков Г. Скворец на чужбине.
  • Милн А. Винни Пух и все-все-все.
  • Михалков С. Аисты и лягушки.
  • Носов Н. Телефон. Приключения Незнайки. Фантазёры.
  • Остер Г. Вредные советы.
  • Пермяк Е. Торопливый ножик. Волшебные краски.
  • Перро Ш. Спящая красавица. Мальчик-с-пальчик. Кот в сапогах.
  • Русские народные сказки: Мужик и медведь. Снегурочка. Морозко. Сивка-Бурка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Царевна-лягушка.
  • Сладков Н. Лиса-плясунья.
  • Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья.
  • Ушинский К. Кто дерёт нос кверху.
  • Цыферов Г. Что у нас во дворе?
  • Чарушин Е. Страшный рассказ. Никита и его друзья.
  • Янсон Т. Приключения Муми-Тролля.

Список книг на лето 3 класс

  • Аксаков С. Аленький цветочек.
  • Бажов П. П. Серебряное копытце.
  • Булычёв К. Путешествие Алисы.
  • Былины: Добрыня и Змей. Добрыня Никитич. Илья Муромец и Соловей Разбойник.
  • Велтистов Е. С. Приключения Электроника.
  • Гайдар А. Голубая чашка. Горячий камень.
  • Гаршин В. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница.
  • Губарев В. Королевство кривых зеркал.
  • Ершов П. Конёк-Горбунок.
  • Заходер Б. Серая звездочка.
  • Катаев В. Дудочка и кувшинчик.
  • Куприн А. Слон.
  • Лагин Л. Старик Хоттабыч.
  • Линдгрен А. Крошка Нильс Карлсон.
  • Маршак С. Двенадцать месяцев.
  • Одоевский В. Ф. Город в табакерке.
  • Паустовский К. Г. Растрёпанный воробей. Похождения жука-носорога.
  • Платонов А. П. Волшебное кольцо. Солдат и царица.
  • Пришвин М. Кладовая солнца.
  • Прокофьева С. Ученик волшебника.
  • Пушкин А. С. Сказка о золотом петушке.
  • Русские народные сказки: Василиса Прекрасная. Сивка-Бурка. Перышко Финиста - Ясна Сокола. Сказка о молодильных яблоках и живой воде.
  • Толстой Л. Прыжок. Акула. Лев и собачка.
  • Шварц Е. Сказка о потерянном времени.

Список книг на лето 4 класс

  • Волков А. Волшебник Изумрудного города.
  • Гераскина Л. В Стране невыученных уроков.
  • Голицын С. Сорок изыскателей.
  • Губарев В. В открытом космосе.
  • Дик И. В дебрях Кара-Бумбы.
  • Драгунский В. Денискины рассказы.
  • Зощенко М. Ёлка.
  • Кассиль Л. У классной доски.
  • Коринец Ю. Там вдали, за рекой.
  • Куликов Г. Как я влиял на Севку.
  • Кун Н. Олимп.
  • Мориц Ю. Малиновая кошка.
  • Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
  • Пантелеев Л. Честное слово.
  • Паустовский К. Заячьи лапы. Мещёрская сторона. Золотой линь. Корзина с еловыми шишками.
  • Пришвин М. Золотой луг.
  • Сегал Е., Ильин М. Что из чего.
  • Толстой А. Н. Детство Никиты.
  • Тургенев И. Воробей.
  • Успенский Э. Школа клоунов. Дядя Федор, пёс и кот.
  • Фраерман Р. Девочка с камнем.
  • Цыферов Г. Тайна запечного сверчка.
  • Чехов А. Ванька.

Родителям на данном этапе лучше взять под контроль чтение книг летом и просить детей читать вслух, чтобы нарабатывалась техника. После того, как дневная норма преодолена, нужно обсудить прочитанное и убедиться в том, что ребёнок понял книгу.

Полезный совет. Не обязательно вычитывать всю дневную норму за 1 раз. Можно разбить её на утреннюю и вечернюю дозу, например.


Некоторые классы среднего звена сейчас тоже перешли на ФГОС. В список книг для чтения летом для этой возрастной группы входят преимущественно приключенческие произведения, цель которых - продолжить заинтересовывать ребёнка, чтобы он не бросал этого благого дела.

Список книг на лето 5 класс

  • Андерсен Г. Х. Соловей.
  • Астафьев В. Васюткино озеро.
  • Белов В. Скворцы.
  • Гауф В. Карлик Нос.
  • Гоголь Н. Майская ночь, или Утопленница.
  • Дефо Д. Жизнь и приключения Робинзона Крузо.
  • Жуковский В. Спящая царевна.
  • Зощенко М. Великие путешественники.
  • Киплинг Р. Кошка, которая гуляла сама по себе.
  • Куприн А. Чудесный доктор.
  • Паустовский К. Кот-ворюга.
  • Платонов А. Волшебное кольцо.
  • Родари Д. Говорящий свёрток. Сказки по телефону.
  • Твен М. Приключения Тома Сойера.
  • Толкин Д. Хоббит, или Туда и обратно.
  • Уайльд О. Соловей и роза.

Список книг на лето 6 класс

  • Алексин А. Звоните и приезжайте.
  • Астафьев В. Фотография, на которой меня нет.
  • Брэдбери Р. Третья экспедиция.
  • Булычев К. Заповедник сказок.
  • Генри О. Вождь краснокожих.
  • Гоголь Н. Вечера на хуторе близ Диканьки.
  • Дойл К. А. Горбун.
  • Достоевский Ф. Мальчик у Христа на ёлке.
  • Дюма А. Три мушкетёра.
  • Железников В. Путешествие с багажом. Чудак из шестого «Б». Чучело.
  • Искандер Ф. Вечерняя дорога. Запретный плод. Первое дело. Мученики сцены.
  • Крапивин В. Брат, которому семь. Валькины друзья и паруса.
  • Купер Ф. Следопыт. Последний из могикан. История с привидением.
  • Лесков Н. Пигмей. Тупейный художник. Человек на часах. Обман.
  • Линдгрен А. Приключения Калле Блюмквиста.
  • Лондон Д. Там, где расходятся пути. Сказание о Ките. На берегах Сакраменто. Белое безмолвие.
  • Паустовский К. Мещёрская сторона.
  • Платонов А. В прекрасном и яростном мире.
  • По Э. Овальный портрет.
  • Пушкин А. Повести Белкина.
  • Рид м. Всадник без головы.
  • Сетон-Томпсон Э. Лобо. Мальчик и рысь. Тито. Мустанг-иноходец.
  • Стивенсон Р. Остров сокровищ.
  • Толстой Л. Хаджи-Мурат.
  • Тургенев И. Хорь и Калиныч.
  • Чехов А. Беззащитное существо. Хирургия. Толстый и тонкий. Налим. Жалобная книга.

Список книг на лето 7 класс

  • Астафьев В. Мальчик в белой рубашке.
  • Брэдбери Р. Зелёное утро. Всё лето в один день. Каникулы.
  • Бунин И. Сны Чанга.
  • Гоголь Н. Тарас Бульба.
  • Горький М. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Детство.
  • Грин А. Золотая цепь. Алые паруса. Бегущая по волнам.
  • Жуковский В. Светлана.
  • Зощенко М. История болезни.
  • Куприн А. Изумруд. Тапер.
  • Лондон Д. Белый клык. На берегах Сакраменто.
  • Олдридж Д. Последний дюйм.
  • По Э. Лягушонок. Золотой жук.
  • Пушкин А. Медный всадник. Полтава. Пиковая дама. Скупой рыцарь. Борис Годунов.
  • Розов В. В добрый час!
  • Рыбаков А. Трилогия о Кроше
  • Свифт Д. Путешествия Гулливера.
  • Сент-Экзюпери А. Планета людей.
  • Твен М. История с привидением.
  • Толстой Л. Хаджи-Мурат. Детство.
  • Тургенев И. Бурмистр. Певцы.
  • Уэллс Г. Война миров.
  • Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви.
  • Чехов А. Тоска. Размазня.

Список книг на лето 8 класс

  • Бирс Э. Человек и змея.
  • Бунин И. Цифры. Лапти.
  • Гарди Т. Роковая ошибка церковных музыкантов.
  • Генри О. Вождь краснокожих.
  • Гоголь Н. Женитьба. Ревизор. Петербургские повести.
  • Гюго В. Человек, который смеётся. 93-й год.
  • Джером К. Джером. Миссис Корнер расплачивается.
  • Джованьоли Р. Спартак.
  • Диккенс Ч. Пойман с поличным.
  • Дойл К. А. Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки.
  • Ирвинг Т. Рип ван Винкль. Жених-призрак.
  • Киплинг Р. Дьявол и морская бездна.
  • Лондон Д. Под палубным тентом.
  • Мериме П. Коломбо. Взятие редута. Таманго.
  • Мопассан Г. Туан.
  • Моэм У. Завтрак.
  • По Э. Украденное письмо. Очки. Лягушонок.
  • Пушкин А. Медный всадник. Капитанская дочка. Борис Годунов.
  • Пущин И. Записки о Пушкине.
  • Стивенсон Р. Владетель Баллантре. Маркхейм.
  • Твен М. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура. Журналистика в Теннеси.
  • Толстой Л. Детство. Отрочество. После бала. Хаджи-Мурат.
  • Тургенев И. Ася. Первая любовь.
  • Уэллс Г. Человек-невидимка.
  • Хаггард Г. Копи царя Соломона. Дочь Монтесумы. Дитя из слоновой кости. Прекрасная Маргарет. Ласточка.
  • Цветаева М. Мой Пушкин.
  • Честертон Г. Тайна Фламбо.
  • Шекли Р. Запах мысли.
  • Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей.
  • Ямамото С. Диалог о песне.

Некоторые книги кочуют из списка в список, но это не должно смущать: значит, они очень важны для усвоения литературной программы и ребёнку будет не лишне повторить сюжет произведения, даже если он его читал прошлым летом. Книги для старшеклассников

Несмотря на то, что список книг на лето для старшеклассников не отличается длиной, объём рекомендуемых произведений может испугать многих.

Список книг на лето 9 класс

  • Аверченко А. Кривые углы.
  • Алексин А. Дым без огня. Запомни его лицо. Сигнальщики и горнисты.
  • Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон.
  • Булгаков М. Похождения Чичикова. Собачье сердце.
  • Васильев Б. А зори здесь тихие. Завтра была война. Экспонат №…
  • Гоголь Н. Мертвые души. Петербургские повести.
  • Грибоедов А. Горе от ума.
  • Карамзин Н. Бедная Лиза.
  • Лермонтов М. Герой нашего времени. Маскарад.
  • Лиханов А. Детская библиотека.
  • Мольер Ж. Б. Мещанин во дворянстве.
  • Пушкин А. Евгений Онегин. Южные поэмы.
  • Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву.
  • Слово о полку Игореве.
  • Солженицын А. И. Матрёнин двор.
  • Тэффи. Маркита. Русские в Европе.
  • Фонвизин Д. Недоросль.
  • Чехов А. Медведь.
  • Шекспир У. Сонеты.
  • Шолохов М. Судьба человека.

Список книг на лето 10 класс

  • Гоголь Н. Мёртвые души.
  • Гончаров И. Обломов.
  • Достоевский Ф. Преступление и наказание.
  • Лермонтов М. Герой нашего времени.
  • Лесков Н. Тупейный художник.
  • Островский А. Бесприданница. Гроза.
  • По Э. Убийство на улице Морг.
  • Пушкин А. Евгений Онегин. Пиковая дама.
  • Салтыков-Щедрин М. История одного города.
  • Толстой Л. Война и мир.
  • Тургенев И. Записки охотника. Отцы и дети.
  • Уайльд О. Портрет Дориана Грея.
  • Чехов А. Ионыч. Маленькая трилогия. Вишнёвый сад. Дядя Ваня.
  • Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца.

Список книг на лето 11 класс

  • Ахматова А. Реквием.
  • Булгаков М. Мастер и Маргарита.
  • Бунин И. Господин из Сан-Франциско. Солнечный удар. Тёмные аллеи.
  • Быков В. Сотников.
  • Вампилов А. Старший сын
  • Воробьёв К. Убиты под Москвой.
  • Горький М. Старуха Изергиль. На дне.
  • Куприн А. Гранатовый браслет. Олеся.
  • Маяковский В. Облако в штанах.
  • Набоков В. Машенька.
  • Некрасов В. В окопах Сталинграда.
  • Пастернак Б. Доктор Живаго.
  • Распутин В. Прощание с Матёрой.
  • Солженицын А. Один день Ивана Денисовича.
  • Толстая Т. Йорик. На золотом крыльце сидели… Кысь.
  • Толстой А. Н. Пётр I.
  • Шмелев Н. Лето господне.
  • Шолохов М. Тихий Дон.

Списки книг на лето для учеников любого класса не должны быть повинностью или обязаловкой. Это должен быть интересный, увлекательный путь в мир искусства. А для старшеклассников стимулом должно стать желание успешно сдать выпускные экзамены. А без чтения это просто невозможно.

Рассказ «Певцы» Тургенев написал в 1850 году. Произведение входит в сборник очерков писателя «Записки охотника».

Главные герои

Рассказчик – помещик, охотник; от его лица ведется повествование в рассказе.

Яшка-Турок – 23 года, «худой и стройный» ; «происходил от пленной турчанки» .

Рядчик – 30 лет, мужик из Жиздры, «невысокого роста, рябой и курчавый» .

Другие персонажи

Николай Иванович – целовальник (так ранее назывался продавец в кабаке), владелец кабака «Притынного» .

Дикий-Барин (Перевлесов) – 40 лет, «широкоплечий, широкоскулый» с татарскими глазами.

Обалдуй (Евграф Иванов) – «загулявший, холостой человек» , от которого отказались господа.

Моргач – мещанин, бывший кучер; «тертый калач, который знает людей» .

В небольшом селе Колотовка, лежавшем на «скате голого холма» отдельно от других стояла небольшая избушка – кабак «Притынный» . Известен он был благодаря своему владельцу целовальнику Николаю Ивановичу.

Николай Иваныч был «расторопный и сметливый» , обладал даром «привлекать и удерживать у себя гостей». Он знал толк во всем, что «важно или занимательно для русского человека» . Николая Ивановича уважали соседи, он был «человек со влиянием» , у него были жена и дети.

В жаркий июльский день рассказчик решил зайти в кабачок. Еще на пороге услышал разговор мужиков, что Турок-Яшка и рядчик будут соревноваться в пении – они побились об заклад на осьмуху пива. Рассказчик не раз слышал о Яшке-Турке «как о лучшем певце в околотке» .

В кабаке «собралось довольно многочисленное общество» , которое рассказчик описывает подробно. Обалдуй не имел никакой должности, не получал жалования, но умел «покутить на чужой счет» . О Моргаче было известно, что «он некогда был кучером» у старой барыни, бежал от нее, затем вернулся, после смерти помещицы был отпущен на волю, приписался в мещане и вскоре разбогател. Яков-Турок «был по душе – художник, <…> а по званию – черпальщик на бумажной фабрике» . Прошлое Дикого-Барина было неизвестно, но мужик «пользовался огромным влиянием во всем округе» .

Рассказчик заметил, что Яшка волнуется. Чтобы определить, кто будет петь первым, бросили жребий. Выпало рядчику. Рядчик выступил вперед и «запел высочайшим фальцетом» . «Голос у него был довольно приятный и сладкий». Рядчик пел веселую плясовую песню. Присутствующие ему подпевали и после очень хвалили.

Далее следовало петь Якову. Он прикрыл лицо рукой, а когда открыл, «оно было бледно, как у мертвого» . Вздохнув, Яков завел заунывную песню «Не одна во поле дороженька пролегала» . Его голос «звенел, как надтреснутый» . «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». У рассказчика навернулись слезы. Все поняли, что Яков победил.

Чтобы не испортить впечатление, рассказчик пошел спать на сеновал. Ночью, проходя снова мимо кабака, он услышал, что гулянье там продолжается – Яков пел какую-то плясовую песню. Рассказчик «быстрыми шагами стал спускаться с холма, на котором лежит Колотовка» , издали какой-то мальчик громко звал Антропку.

Заключение

Рассказ «Певцы» написан в традициях реализма (направление в русской литературе). В произведении автор затрагивает тему народного искусства, существующего в обыденной, темной жизни крестьян.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 521.

Диалог о песке

Песок не так прост, как кажется, - говорит Томи.

А что же в нем такого особенного? - спрашивает Кура.

Разговор происходил майским вечером на море, куда друзья пришли «топтать» рыбу. В полнолуние, когда отлив бывает особенно сильным, море близ Уракасу мелеет и чуть ли не на целое ри обнажается дно. Кое-где в выемках остается вода - сантиметров на десять-пятнадцать выше лодыжки. В такие ночи опытные рыбаки отправляются на море «топтать» рыбу. Способ этот несложен: идешь по освещенной лунным светом воде, находишь подходящее, на твой взгляд, место, останавливаешься и поднимаешься на носки. Под ступней образуется тень, куда и устремляется рыба, спасаясь от яркого света луны. Тогда, выбрав подхо­дящий момент, быстро опускаешься на пятки и прижи­маешь рыбу ко дну. Остается только проткнуть ее заранее приготовленной длинной спицей - и добыча у тебя в руках. Автор и сам пытался таким способом ловить рыбу - она действительно подплывала под ступню. Рыбаки обычно «топтали» камбалу и терпуга, а в летнюю пору - крабов. Правда, при ловле краба нужна особая сноровка.

Вот он, песок! - Томи ловко протыкает спицей при­жатую ко дну рыбу и, сбросив ее в проволочную корзинку, разминает на ладони прихваченные вместе с рыбой песчин­ки. - Поглядишь на него - песок и песок! Ничего в нем нет особенного. Ведь так?

Угу, - бормочет Кура, вглядываясь в воду. Полная, яркая луна, какой она бывает в семнадцатую ночь месяца, висит прямо над головой. Над водой подни­мается едва заметная кисея тумана, и лунный свет, проходя через нее, освещает все вокруг бледным, призрачным сиянием. Издали доносятся тихие голоса: должно быть, и другие рыбаки пришли в этот вечер на море «топтать» рыбу.

А знаешь ли ты... - говорит Томи, тихо переступая по воде и продолжая разглядывать оставшиеся на ладони песчинки. - Знаешь ли ты, что вот этот самый песок - живой?

Кура подозрительно поглядел на друга. Краснощекий, с мужественным лицом и тяжелым подбородком, Кура обычно никогда не противоречил ему, но сейчас у него воз­никло сомнение в истинности того, что говорил Томи.

Ну, это ты загнул, - бормочет он, не отрывая глаз от воды.

Все так считают, и никто мне не верит, - возму­щается Томи, становясь на носки. - Все говорят: песок - он песок и есть. Но это не так. Он живой! И, как все живое, песок растет.

Кура намеревается возразить, но в этот момент под его ступню подплывает рыба. Он ловко прижимает ее ко дну и прокалывает спицей. Попалась камбала сантиметров двад­цать длиной.

Говоришь, песок растет? - спрашивает он, кидая камбалу в проволочную корзину.

Ага, - подтверждает Томи. - Но это еще не все: песок растет и постепенно поднимается вверх по реке. Вот что удивительно!

Кура задумчиво чешет средним пальцем правой руки затылок.

Здесь, на Нэтогаве, это не так заметно, а вот на дру­гих реках сразу бросается в глаза. Сам небось знаешь, что ближе к морю песок мелкий. А если подниматься вверх по течению, песок превращается в гальку, а дальше - в боль­шие камни и даже в скалы.

Угу, - задумчиво произносит Кура, - похоже, так оно и есть.

И ведь никто не обращает на это внимания, - гово­рит Томи.

Но как же он умудряется подниматься вверх по ре­ке? - спрашивает Кура.

Я своими глазами, вот этими глазами видел, - настаивает Томи, вкладывая в эти слова одновременно рас­судительность и страстность ученого-исследователя. - Если подняться к верховью реки, там прямо в воде лежат здоровенные камни. А раньше они были много ниже по течению. Представь себе: сегодня камень был вот здесь...

Угу, - бормочет Кура, глядя на палец Томи, указы­вающий на водную гладь.

А спустя несколько дней поднимается вон туда. - После короткого раздумья Томи указывает рукой на место ближе к берегу. - За два-три дня камень передвигается метров на пять, а то и на все десять.

Как же он поднимается вверх по течению? - удив­ленно спрашивает Кура.

Вот и я этого раньше не знал, - говорит Томи и с самодовольной улыбкой, словно игрок, припрятавший козырную карту, продолжает: - Как может песок передви­гаться, думал я, рук и ног у него нет, рыбьих плавников и хвоста тоже нет. Тогда я стал внимательно изучать его повадки.

Кура, позабыв приподняться на носки, во все глаза гля­дит на своего друга.

И наконец я понял, - продолжает Томи. - Вот как это происходит. Предположим, в реке лежит большой обломок скалы...

Кура молча кивает головой.

Вода в реке течет от верховья к устью - в этом ничего удивительного нет. А в воде, значит, лежит обломок скалы. Обтекая его, вода вымывает часть песка и ила перед скалой, и получается вроде бы ямка. И на море то же самое происходит: встань лицом к морю и убедишься: когда волна отходит, она уносит с собой песок из-под твоих пяток.

Ага, значит, скала может свалиться в эту ямку? - догадывается Кура.

Вот именно! - восклицает Томи. - Понимаешь, вода с верховьев течет вот так. Все больше вымывает песок из-под скалы, вымывает до тех пор, пока скала не теряет равновесия и заваливается в сторону, противоположную течению реки. А вода все течет и течет не переставая, и снова начинает вымывать песок из-под скалы, и снова скала перемещается вверх по течению. Так день за днем она поднимается по реке все выше и выше.

Кура не может сдержать возгласа удивления и, восхи­щенно глядя на друга, говорит:

Выходит, у песка соображение есть?

Само собой!

У этого самого песка? - Кура нагибается, захваты­вает пригоршню песка и медленно разминает его на ладо­ни. - Просто не верится.

Еще бы, - задумчиво говорит Томи. - Я и сам пона­чалу никак не мог поверить, что вот эти песчинки - живые!

Мне такое и в голову никогда бы не пришло, - гово­рит Кура.

Блаженны те, кто живет в неведении, - со вздохом произносит Томи. - И я был таким, пока не понял, что к чему. А когда дошло до меня, что песок живой, я и подумал: не все в этом мире так просто, как кажется на первый взгляд. Такой он обыкновенный на вид, а оказывается, живет, своей жизнью живет! - Томи указывает подбород­ком на горстку песка, которую Кура все еще держит на ладони.

Угу, - бормочет Кура.

И не только живет, но еще и растет, взрослеет и, по мере того как взрослеет, поднимается вверх по течению... И откуда же у него такой разум берется? Как подумаешь об этом, прямо оторопь берет.

Угу, - бормочет Кура, разглаживая пальцем песок на ладони.

В ночной тишине слышно, как где-то играет рыба, уда­ряя хвостом по зеркальной морской глади. Продолжая свою неторопливую беседу, друзья направляются к берегу.

Лариса Шахворостова: «В том, что дети мало читают, виноваты прежде всего родители»

Интервью: Наталья Лебедева/РГ
Фото: Александр Орешин с сайта makhovikov.ru

Актриса театра и кино, и. о. художественного руководителя в гимназии Святителя Василия Великого Лариса Шахворостова рассказала о том, какой список для летнего чтения получила ее дочь, которая 1 сентября пойдет в 8 класс.

Лариса Шахворостова: Программа классическая: , Гоголь, Толстой, Тургенев, Твардовский, Астафьев, Распутин… Много хороших авторов. Я довольна списком. Но моя дочь и сама много читает, и мы с ней вместе читаем. Есть у нас традиция — читать вслух вечером, перед сном. Недавно прочли «Повесть о настоящем человеке», столько было впечатлений и у нее, и у меня — вместе переживали, вместе плакали.

Главные претензии, которые родители предъявляют к школьным спискам, сводятся к тому, что они очень большие и не особо интересные, потому что в них мало современных, популярных авторов.

Лариса Шахворостова: Современные — это, конечно, замечательно. Помню, как наши школьницы зачитывались книжками Эрин Хантер, а потом сидели в интернете и как зомби играли в какую-то интерактивную игру по ее произведениям. Но есть вопросы к качеству такой литературы. Хотя я считаю, что дети должны читать разные книги, чтобы научится в них разбираться. Если вам показывать только плохие фильмы, вы будете думать, что это и есть настоящее кино. То же и в литературе. Есть авторы, которые являются отправной точкой. Как говорят,

33 сюжета на всю жизнь в разных интерпретациях.

Многие родители жалуются, что их дети мало читают. Как вам удалось привить любовь к чтению своей дочери?

Лариса Шахворостова: Мы с мужем (актер Сергей Маховиков) сами достаточно много читаем. Даже в отпуск всегда берем с собой книги, а не все эти современные электронные гаджеты, потому что ничто не заменит общения с настоящей книгой, которую можно перелистать, к чему-то вернуться, сделать пометку, что-то заучить наизусть.

Бывает, папа спрашивает у дочки, что читаешь, а потом добавляет: «Какую же ты дрянь читаешь!? Возьми лучше это» . Она обижается. Но мы стараемся не давить на нее, пусть познает, выбирает, делает выводы. Тем более что в таком возрасте сложно что-то навязывать, да и не нужно. Лучше действовать тоньше. И лучше начать с себя. Прежде чем требовать от ребенка, вспомните, когда сами в последний раз читали хорошую книгу. А еще лучше почитайте ребенку вслух, несмотря на возраст. Замечательный повод провести время с ребенком, ведь в наш бешеный век мы так мало времени уделяем нашем детям.

Недавно мы с дочкой ездили в , после этого она запоем читала Пушкина, а увидев в списке литературы «Капитанскую дочку», первым делом достала именно эту книгу.

Но большинство детей, кажется, не так увлечения чтением…

Лариса Шахворостова: К сожалению, дети не читают. Все сидят в планшетах, социальных сетях и строчат друг другу короткие сообщения, включая рисунки и смайлики. Но ответственность за то, что дети мало читают, лежит не на школе, а в первую очередь на родителях. Свозите ребенка в Михайловское, Хмелиту, …

Когда дети ходят по тем же дорожкам, где ходили Пушкин, Толстой или Чехов, узнают, как они жили, где писали, восприятие их произведений сразу же меняется. Недавно мы с дочкой ездили в Михайловское, после этого она запоем читала Пушкина, а увидев в списке литературы «Капитанскую дочку», первым делом достала именно эту книгу. Сводите ребенка в театр на пьесу по , покажите ему качественную экранизацию. А потом предложите сравнить с оригинальным текстом. Вот увидите, читать он будет с совсем другим настроением.

Я согласна, что от родителей зависит многое, но в школе дети проводят большую часть дня, к тому же над ними постоянно довлеет обязательная школьная программа и ЕГЭ.

Лариса Шахворостова: В нашей гимназии мы много работаем над тем, чтобы увлечь детей чтением. Проводим конкурсы чтецов, ставим спектакли. Недавно поставили спектакль по . Старшеклассники читали четрые сложнейшие поэмы, написанные во время революции. Мы рассказали им, что происходило в то время в стране и с самим поэтом.

После этого они к Есенину стали относиться иначе.

Еще пытаемся вернуть привычку вести дневники, настоящие, а не электронные. Каждый год мы начинаем с литературной гостиной, которая называется «Осенние заметки о летних впечатлениях».

Дети рассказывают о книгах, которые прочитали, в какой музей сходили, о парке, прогулка по которому не оставила их равнодушными, а кто-то читает свои стихи или небольшие рассказы. Такое общение хорошо расширяет кругозор. Жаль, что в наше смсное время твиттеров и социальных сетей мы утратили привычку вести дневники. Мне кажется, что мы скоро и по-русски разучимся нормально говорить.

Главная задача и родителей, и учителей — заинтересовать ребенка, преодолеть то странное отношение, которое вызывает словосочетание «обязательная программа». И для этого все способы хороши.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Список литературы для чтения летом в ГБОУ «Гимназия Марьина роща им. В. Ф. Орлова»

Программы общеобразовательных учреждений. Литература.
Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы

8 КЛАСС

Русская литература

Пушкин А. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов»
Пущин И. «Записки о Пушкине»
Гоголь Н. «Ревизор», «Женитьба», «Петербургские повести»
Тургенев И. «Ася», «Первая любовь»
Толстой Л. «После бала», «Детство», «Отрочество», «Хаджи-Мурат»
Бунин И. «Цифры», «Лапти»
Цветаева М. «Мой Пушкин»

Зарубежная литература

Бирс Э. «Человек и змея»
Гарди Т. «Роковая ошибка церковных музыкантов»
Генри О. «Вождь краснокожих»
Гюго В. «93-й год», «Человек, который смеётся»
Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается»
Джованьоли Р. «Спартак»
Диккенс Ч. «Пойман с поличным»
Ирвинг Т. «Жених-призрак», «Рип ван Винкль»
Киплинг Р. «Дьявол и морская бездна»
Конан Дойл А. «Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки»
Лондон Д. «Под палубным тентом»
Мериме П. «Взятие редута», «Коломбо», «Таманго»
Мопассан Г. «Туан»
Моэм У. «Завтрак»
По Э. «Очки», «Украденное письмо», «Лягушонок»
Стивенсон Р. «Владетель Баллантре», «Маркхейм»
Твен М. «Журналистика в Теннеси», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
Уэллс Г. «Борьба миров», «Человек-невидимка»
Хаггард Г.Р. «Дочь Монтесумы», «Копи царя Соломона», «Дитя из слоновой кости», «Ласточка», «Прекрасная Маргарет»
Честертон Г. «Тайна Фламбо»
Шекли Р. «Запах мысли»
Шелли М. «Франкенштейн, или Современный Прометей»
Ямамото С. «Диалог о песне»

7 КЛАСС

ГБОУ «Гимназия Марьина роща им. В. Ф. Орлова» (Москва)

Произведения для самостоятельного чтения. Программы общеобразовательных учреждений. Литература.
Под редакцией В. Я. Коровиной 5-11 классы.




Top