Ю казаков краткая биография. Интересные факты из жизни и биографии юрия казакова

В доме № 30. Впечатления военного времени нашли отражение в неоконченной повести «Две ночи» («Разлучение душ»).

Окончил строительный техникум (1946), долго занимался музыкой и затем поступил в музыкальное училище имени Гнесиных (1951). Был принят в состав оркестра МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко , но вскоре понял, что музыка не его призвание.

Первые произведения Казакова появились в печати в 1952-1953 годах (пьеса «Новый станок», рассказ «Обиженный полисмен»). Быстро обратили на себя внимание охотничьи рассказы молодого автора. В 1958 году окончил .

В 1964 году принял участие в написании коллективного детективного романа «Смеётся тот, кто смеётся », опубликованного в газете «Неделя ».

Весной 1967 года Казаков ездил во Францию собирать материалы для задуманной книги о своём любимом писателе - Иване Бунине . Он встречался с Б. Зайцевым , Г. Адамовичем и другими людьми, которые близко знали нобелевского лауреата.

Лучшие рассказы Казакова были переведены на основные языки Европы, в Италии ему была присуждена Дантовская премия (1970). Гонорар от перевода трилогии А. К. Нурпеисова «Кровь и пот» позволил Казакову приобрести дачу в Абрамцеве , ставшую его постоянным домом.

Произведения Казакова для детей отличаются глубиной гуманистического содержания, стремлением автора привить читателям любовь к родной природе, вызвать у них чувство ответственности за сохранность окружающего мира .

В 1969 году выходит сборник рассказов «Осень в дубовых лесах», в 1970-е - знаменитые рассказы «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал», построенные в качестве лирического монолога отца, обращённого к маленькому сынишке.

В последнее десятилетие жизни Казаков писал мало и ещё реже печатался. По словам Ю. М. Нагибина , его «будто нарочно выдерживали в абрамцевской запойной тьме» :

Казалось, он сознательно шел к скорому концу. Он выгнал жену, без сожаления отдал ей сына, о котором так дивно писал, похоронил отца, ездившего по его поручениям на самодельном мопеде. С ним оставалась лишь слепая, полуневменяемая мать.

Юрий Павлович Казаков (1927-1982) - русский писатель, который произошел из семьи московского рабочего. В своей автобиографии Казаков писал, что в его роду не было ни одного образованного человека, хотя талантливых было просто огромное множество. Юность писателя совпала с годами Великой Отечественной, и он воспоминает об этом времени, о ночных бомбежках - во множестве своих произведений, в том числе в незавершенной повести «Две ночи», которую он начал писать в 1960-1970 гг.

С пятнадцати лет Казаков учится музыке - сначала на виолончели, а после еще и на контрабасе. В 1946 году парень поступает в музыкальное училище им. Гнесина, которое окончил в 1951 году. Но трудно, оказалось, найти постоянно место в оркестре, а потому профессиональная деятельность Казакова в качестве музыканта была лишь эпизодической. Будущий писатель активно участвовал в симфонических и джазовых оркестрах, работал музыкантом на танцплощадках. При этом тяжкое материальное положение и сложные отношения с родителями не способствовали творческому росту Казакова, как музыканта.

Конец 1940-х годов ознаменовался тем, что Казаков начал писать стихи и повести в прозе, которые, впрочем, отвергались редакциями и журналами. В своем дневнике тех лет Казаков подтверждает свою тягу к писательской деятельности, которая в 1953 году и приводит парня в институт им. Горького. Во время своей учебы в институте, Казаков отбил у себя охоту писать о том, чего не знает. Еще в студенческие годы писатель начал публиковать свои первые рассказы - «Голубое и зеленое», «Некрасивая». Вскоре - в 1957 году - еще и выпустил свою книгу «Арктур - гончий пес». Именно после этих произведений Казакова начали ценить именно как мастера-рассказчика.

Для прозаичных произведений Казакова характерно множество интересных линий, в том числе, тонкий лиризм, а также музыкальные ритмы. В 1964 году в своих набросках «Автобиография» писатель говорит о том, что в годы учебы он активно проводил свободное время, охотился, рыбачил и много ходил пешком, постоянно обучаясь чему-то новому и интересному. После окончания института (в 1958 году) уже, будучи автором нескольких сборников рассказов, Казакову довелось побывать в псковских Печорах, в Таурусе и в новгородской области - местах, которые сам писатель называл «милыми художническими местами».

Особое место в творчестве Казакова было отведено русскому Северу. В сборнике рассказов и повестей «Северный дневник» (1977 год) он писал о том, что ему всегда хотелось жить в исконных русских деревнях, где жизнь постоянна, люди привязаны к своей семье и дому, труду и могилам своих предков. В рассказе о жизни простых рыбаков «Нестор и Кир» (1961), который вошел в Северный сборник, проявилось привычное для Казакова ощущение фактурной точности и художественного переосмысления всех событий. Последняя глава сборника и вовсе полностью посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке.

Следует отметить, что героями прозы Казакова являются люди, которые одиноки внутри, но при этом имеют утонченное восприятие действительности и обостренное чувство вины. Именно чувством вины и прощания сильно проникнуты рассказы «Свечечка» (1973) и «Во сне ты горько плакал» (1977) - их главными героями является маленький сын и, непосредственно, сам автобиографический рассказчик.

При жизни писателя было издано порядка 10 сборников рассказов. Кроме того, написал Казаков множество очерков и эссе, в том числе и о знаменитых русских прозаиках (Аксакове, Лермонтове, поморском сказочнике Писахове). Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге Казакова - Паустовском. Писатель много занимался переводами, и его силами на русский язык были адаптированы романы казахского писателя Нурпеисова.

В последние годы жизни Казаков писал мало, и большинство замыслов писателя так и осталось в виде набросков. Некоторые произведения Казакова были изданы уже после его смерти - это книга «Две ночи» (1986 год).

Умер известный писатель Юрий Казаков в Москве 29 ноября 1982 года.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Казаков Юрий Павлович представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве в семье рабочего Павла Гавриловича Казакова, выходца из крестьян Смоленской губернии. Детство и юность Юрия прошли на Арбате. В 1933 году отца осудили за «нелояльные разговоры» и выслали из Москвы. После лагерей отец жил в г. Лузе Кировской области, трудился там на деревоперерабатывающем комбинате. Жить в Москве ему не разрешалось, вернулся в столицу Павел Гаврилович только после смерти Сталина, когда был реабилитирован.

Провожая в 1933-ем отца, шестилетний Юра (с его собственных слов) испугался овчарки и начал заикаться. Через тридцать лет, отвечая на вопрос журналистов, он говорил: «Я стал писателем, потому что был заикой. Заикался я очень сильно и еще больше этого стеснялся, дико страдал. И потому особенно хотел высказать на бумаге всё, что накопилось…».

В годы войны они с матерью откровенно голодали, все их заботы были - «о хлебе, одёже», о том, как обменять карточные талоны на продукты. Чтобы как-то помочь матери, Казакову не терпелось поскорее обрести самостоятельность, получить конкретную профессию, определиться при деле. После восьмого класса, в 1944 году, он поступил в московский Архитектурно-строительный техникум.

Военное отрочество, послевоенная юность – глухая, безрадостная полоса в биографии Казакова. Спасительной отдушиной обещала стать музыка. В 1942 году Казаков учился в музыкальной школе по классу виолончели. «Но так как заниматься музыкой я начал довольно поздно (с 15 лет) и пальцы мои были уже не столь гибки, то я, – рассказывал он, – скоро понял, что виртуозом-виолончелистом мне не стать, и перешел на контрабас, потому что контрабас вообще менее „технический“ инструмент, и тут я мог рассчитывать на успех».

В 1946 году Юрий поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных, которое окончил по классу контрабаса в 1951-ом и был принят в состав оркестра Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Играл редко, чаще подрабатывал на танцплощадках.

В наброске «Автобиографии» (1965), объясняя, что послужило для него первотолчком к писательству, Казаков говорил: «Я не помню сейчас, почему меня в одно прекрасное время потянуло вдруг к литературе. В свое время я окончил Музыкальное училище в Москве, года три играл в симфонических и джазовых оркестрах, но уже где-то между 1953 и 1954 годами стал все чаще подумывать о себе как о будущем писателе. Скорее всего, это случилось потому, что я, как, наверное, и каждый молодой человек, мечтал тогда о славе, об известности и т. п.»

Ранние литературные опыты Ю. П. Казакова относятся к 1949-1953 годам. Это стихотворения в прозе, рассказы «из американской жизни» и пьесы, в газете «Советский спорт» публиковали его очерки. В 1953 году Казаков поступил в Литературный институт им. А. М. Горького. В годы учёбы Юрий «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придётся, всё время смотрел, слушал и запоминал». Интерес к охоте появился у Казакова в те годы, когда он ездил к отцу в Лузу. Там охота служила им средством для добывания пропитания. Но охота была еще и поводом для свидания с природой. Природа настраивала Казакова на высокий философский лад, наводила на мысль о вечном торжестве-обновлении жизни и предельности всего живого.

Поиск ответов на «вечные вопросы» и потребность в творческом самоопределении в конце 50-х годов привели Юрия Казакова на Русский Север. Будучи студентом Литературного института, он отправился в командировку по следам Пришвина, путешествовавшего по Беломорью пятьдесят лет назад. «Впервые на Белое море я попал в 1956 году, – писал Юрий Павлович в очерке «Вот и опять Север». – Полтора месяца шел я побережьем от деревни к деревне,… где пешком, а где на карбасах и мотоботах… Так начался для меня Север… Я ездил на Белое море еще и еще, пока наконец не взялся за «Северный дневник». Сидя осенью в чудесной деревушке на Оке и дописывая последние главы «Дневника», я думал, что северные мои странствия – и открытия, и восторги, и печали – уже позади, но как же я заблуждался! Север не отпускал меня, а притягивал всё сильнее… География моих дальнейших поездок на Север все расширялась. Из каждой поездки я привозил 1-2 очерка… На Севере я иногда ловил с рыбаками рыбу, был на тюленьем промысле…».

Ю.Казаков подолгу жил в поморской деревне Лопшеньге, считал её самой красивой поморской деревней.

Гармония человека и природы, естественность чувств, особая атмосфера поморского уклада жизни, определяющаяся экстремальностью существования на границе моря и суши – всё это нашло отражение в ранних рассказах Казакова о Севере: «Никишкины тайны»(1957), «Поморка» (1957), «Арктур – гончий пес» (1957). В Архангельске были изданы его первые книги: «Тэдди» (1957) и «Манька» (1958).

Первые «поморские» рассказы Казакова несут на себе отпечаток того сильнейшего эмоционального впечатления, которое произвёл на него Север. Этим объясняется ощутимый порой налёт экзотичности, но этим же обусловлена и яркость восприятия, чистота и свежесть взгляда художника.

Если попытаться выделить то главное, что поразило молодого прозаика на Севере, то нужно назвать три в равной мере важные для него открытия: люди, язык и природа. «В этих краях каждое слово обживается веками», – скажет позднее Казаков. Именно на Севере Казаков понял ценность слова, здесь зародилась та повышенная чуткость к слову, которая отличает язык произведений писателя.

Что касается природы Севера, то она просто не могла не пленить такого щедро одарённого тонкостью восприятия художника, как Юрий Казаков, способного улавливать невидимые для другого взгляда переливы цвета и света, отмечать тончайшие живописные подробности окружающего мира. Мало сказать, что картины природы занимают в северных рассказах писателя заметное место; природа сливается с героем в одном общем состоянии, пейзаж делается средством психологической характеристики.

Огромное нравственное влияние оказали на Казакова характеры и судьбы северян, их мировоззрение и уклад жизни. «Месяца полтора ходил я по Северу, по Белому морю, жил по нескольку дней в разных деревнях, жадно расспрашивал каждого о чём придётся… пока не понял вдруг, что чуть не каждый человек, родившийся и выросший в суровом краю, – герой», – писал он позже в повести о Тыко Вылке, возвращаясь к своим первым впечатлениям от встречи с Севером. Это открытие не только повлияло на отношение писателя к людям, ставшим героями его книг, но и заставило строже спрашивать с себя.

Уже с первых публикаций Казакова стали называть мастером рассказа, рассказа необычного – музыкального и живописного, будто сотканного из звуков, цветов и запахов. Действие большинства его произведений происходит в маленьких городках центральной России, на берегах Оки, в селах и деревнях, на безымянных полустанках и, конечно же, на побережье Белого моря. Казаков впервые по-настоящему правдиво и наиболее художественно высветил людей, живущих на берегу Белого моря.

В 1958 году Юрия Казакова приняли в Союз писателей.

В рекомендации, которую дал Казакову Паустовский говорилось: «Сравнительно недавно, год назад, я впервые прочел рассказы Ю. Казакова и был поражен силой, мастерством и зрелостью тогда еще никому не известного писателя. Тем более я был поражен, узнав, что Казаков – студент Литературного института им. Горького и человек еще совсем молодой. Достаточно прочесть два-три рассказа Ю. Казакова, чтобы стало ясно, какой талантливый, зоркий и умный писатель вошел в нашу литературу. Поэтому в данном случае я считаю излишним углубляться в разбор произведений Казакова. Они сами говорят за себя. Одно могу сказать – писатели старшего поколения должны быть счастливы таким взыскательным к себе и одаренным преемником, каким является Ю. Казаков…»

С Константином Георгиевичем Паустовским Юрий Казаков познакомился весной 1957 года в Дубултах. Характер их взаимоотношений определился сразу: Казаков, что называется, влюбился в мудрого, всеведущего писателя. В письмах к нему Казаков исповедовался, у него искал понимания и поддержки. Ему посвятил самое лирическое своё эссе «Поедемте в Лопшеньгу».

В 1959 году в Москве был издан сборник рассказов «На полустанке», который автор считал своей первой полновесной книгой.

В 60-е годы Юрий Казаков много путешествовал, побывал в Архангельске, Мурманске, Мезени, Пинеге, Нарьян-Маре, Карелии, на побережьях Баренцева и Карского морей, посетил Соловки. В результате этих путешествий на свет появился «Северный дневник» – книга очерков, ставшая главной книгой Казакова о Беломорье. Первая часть её была написана в 1960-ом, а последний из вошедших в неё очерков – в 1972-ом году. В «Северном дневнике» писатель выразил особое отношение к Русскому Северу, воспетому Степаном Писаховым и Борисом Шергиным, как к последнему оплоту истинно русской, народной жизни, не загубленной реформами и прогрессом.

Одна из глав «Северного дневника» – «И родился я на Новой Земле» – посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Позже на её основе была написана очерковая повесть «Мальчик из снежной ямы» («Новый мир», 1983), где писатель, рассказывая о Тыко Вылке, повествует о себе, своих странствиях по Северу и сам становится героем произведения.

В «Северном дневнике» немало страниц отведено городу Архангельску, который был для писателя самым лучшим среди городов Русского Севера. О поездке в город на Двине Юрий Казаков писал в своей автобиографии: «Вечер. Молодая луна. Уезжал в Архангельск, и вся весна прошла без меня…». К этому городу писатель обращается в своих письмах и заметках. Архангельску посвящен очерк «Четыре времени года» (Ода Архангельску). «Я бывал в Архангельске во все времена года,… и каждый раз испытывал глухое мощное и постоянное волнение при мысли об истории этого города…», – писал Юрий Павлович. «Мне кажется, Казаков… понял душу старинного северного портового города», – заметил о писателе литературный критик Ал. Михайлов.

В статье «Волшебник слова», которая была опубликована в журнале «Литература и жизнь» в 1959 году Юрий Казаков описал свою встречу с архангельским сказочником С. Г. Писаховым: «В Архангельске я пошел к Степану Григорьевичу Писахову… Вышел – маленький, с желтыми усами книзу, страшными бровями, с длинными густыми волосами – помор, поэт и художник… Он ввел меня к себе, сразу заговорил, засмеялся, стал необычайно привлекательным». «Если скандинавы открыли всему миру свой Север, – писал Юрий Павлович в этой статье, – то наш русский Север – Белое море, побережье Кольского полуострова, острова в Ледовитом океане – поэтически еще, к сожалению, мало тронут. Мало, мало поэтов видели наш Север: Пришвин, Шергин,… и тем дороже должно быть всем нам творчество Писахова». Позднее, в 1966 году, Юрий Казаков предложил назвать одну из улиц Архангельска именем северного сказочника.

Встреча с Севером была важным событием в жизни писателя. Спустя десятилетия он сказал об этом так: «В жизни каждого человека есть момент, когда он всерьез начинает быть. У меня это случилось на берегу Белого моря».

Помимо Русского Севера Юрий Казаков побывал на Псковщине и в устье Дуная, в Закарпатье и в Казахстане. Раз за разом, легкий на ногу, срывался Казаков из Москвы, забирался в глухомань – страсть к охоте провоцировала его на добровольные скитания. Неудивительно, что и рассказы его, эмоционально и ситуативно, основывались зачастую на дорожных впечатлениях, да и рождались нередко в поездках. «Поехал на Волгу, в Городец – написал два рассказа, поехал на Смоленщину – три, поехал на Оку – два, и так далее», – вспоминал позже Казаков.

Хождение по лесам, берегам морей, рек, озёр давали Юрию Казакову жизненную силу для выживания, ту искру восторга перед жизнью, которая затухала в повседневности литературных дрязг, неустроенности быта, нестерпимо долгого ожидания места в печатном органе, критических гадостей, которых хватало.

Писатель подолгу жил в центральной России, любил красоту среднерусской равнины, Оку и Тарусу. В альманахе «Тарусские страницы» за 1961 год он опубликовал рассказы «В город» (1960), «Ни стуку, ни грюку» (1960), «Запах хлеба» (1961), в которых одним из первых поднял тему ухода крестьянина из деревни. Подобно исчезающей деревне, как «уходящий объект» Юрий Казаков воспринимал и природу. Традиционный охотничий рассказ он возвысил до философской новеллы («Плачу и рыдаю», 1963), рассуждая о величии жизни и смерти, об ответственности человека за все живое.

Юрию Казакову довелось побывать и за границей: он посетил Болгарию, Румынию, Германию, Францию. Его ценили и печатали за рубежом. В 1962 году в Париже писателю присудили премию за лучшую книгу года, переведенную на французский язык, в 1970-ом в Италии он был удостоен Дантовской премии за выдающийся вклад в развитие современной литературы. Незабываемой стала поездка во Францию весной 1967 года, во время которой Казаков встретился с Б. Зайцевым, Г. Адамовичем и другими писателями-эмигрантами «первой волны». Тогда же начал собирать материалы для книги о Бунине. Книга, к сожалению, не была написана.

В 70-х годах Юрий Казаков подолгу не печатался. В литературных кругах поговаривали, что он исписался… Однако в последних рассказах – «Свечечка» (1973) и «Во сне я горько плакал» (1977) – Казаков явил такое зрелое мастерство словесной живописи, такой дар проникновения в святая святых человеческих душ, какие соизмеримы с высотами мировой литературы.

Писателя постоянно волновала и притягивала первооснова жизни, её глубинная, властная сила, проявляющаяся не в «социуме», не в недрах «сегодняшнего дня», а в постижении человеческой природной натуры, лучше всего видной в ярком свете «вечных» проблем: труд, любовь, обретение счастья и его хрупкость… «Мне кажется, – размышлял исследователь творческого наследия писателя И. Штокман, – что Казаков настойчиво, из рассказа в рассказ, был занят поисками земли обетованной для души человеческой, поисками надёжного и верного её прибежища… Он очень хотел найти для своих героев ту ситуацию, ту внутреннюю атмосферу, в которой их чувству дышалось бы широко и вольно».

Последние годы Ю. Казаков провел на своей даче в подмосковном Абрамцеве, работая над переводом романа-трилогии «Кровь и пот» А. Нурпеисова. Сочинял детские рассказы для журнала «Мурзилка», в редколлегии которого состоял. В качестве сценариста участвовал в постановке двухсерийной картины «Великий самоед» (1982) о Тыко Вылке.

Последняя книга Юрия Казакова «Поедемте в Лопшеньгу», в составлении которой он сам участвовал, объединила рассказы, очерки и литературные заметки разных лет. Вышла она уже после смерти писателя.

Юрия Павловича Казакова не стало, когда ему было всего 55 лет, он скончался 29 ноября 1982 года в подмосковном госпитале от кровоизлияния в мозг. Похоронен на Ваганьковском кладбище. На гражданской панихиде в Малом зале ЦДЛ северянин Фёдор Абрамов первым сказал: «Мы все должны понимать, что сегодня происходит. Умер классик!»

При жизни Казакова было издано 10 сборников его рассказов. Многим читателям полюбились его эссе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, Писахове и др. Писал он и детские рассказы, книги для маленьких читателей («Тропики на печке» (1962), «Красная птица» (1963) и др.)

В 1986 году вышел посмертный сборник Юрия Казакова «Две ночи» – последняя, в сущности, новая книга писателя. Наряду с законченными произведениями сборник включил наброски рассказов и повести, давшей название сборнику, автобиографические и путевые заметки, выдержки из дневников и записных книжек, литературно-критические выступления писателя.

Произведения Казакова вошли в школьные программы и хрестоматии, переведены на многие языки мира. Журнал «Новый мир» в 2000 году учредил ежегодную премию имени Казакова за рассказ, написанный на русском языке и напечатанный на территории России. На Арбате, на доме № 30, в феврале 2008 года установили памятную мемориальную доску. В этом доме он рос с трех лет, на крыше этого дома помогал взрослым тушить зажигалки в 1941-ом, здесь в один из налетов на Москву его контузило взрывной волной, здесь, на Арбате, он написал свои первые рассказы…

В августе 2015 году в поморском селе Лопшеньга Архангельской области прошли первые литературные чтения «Поедемте в Лопшеньгу!»; на доме, где он останавливался, появилась мемориальная табличка.

В очерке-монологе «О мужестве писателя» Юрий Казаков написал: «У тебя нет власти перестроить мир, как ты хочешь, как нет её ни у кого в отдельности. Но у тебя есть твоя правда и твоё слово. И ты должен быть трижды мужествен, чтобы, несмотря на твои несчастья, неудачи и срывы, всё-таки нести людям радость и говорить без конца, что жизнь должна быть лучше».

Юрий Павлович Казаков (1927–1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести Две ночи (др. назв. Разлучение душ), которую он писал в 1960–1970-е годы.

Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.

В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.

Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – Голубое и зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга Арктур – гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.

Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы Тэдди (1956) и Арктур – гончий пес (1957), главными героями которых являются животные – сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур. Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности И.Бунина, о котором он хотел написать книгу и о чем беседовал с Б.Зайцевым и Г.Адамовичем во время поездки в Париж в 1967.
Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 в набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах. Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях – например, в рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963), Проклятый Север (1964) и многих других.

Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков Северный дневник (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов». В рассказе о жизни рыбаков Нестор и Кир (1961) и др., вошедших в Северный дневник, проявилось характерное для прозы Казакова сочетание фактурной точности и художественного переосмысления описываемых событий. Последняя глава Северного дневника посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал о нем повесть Мальчик из снежной ямы (1972–1976) и сценарий фильма Великий самоед (1980).

Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты горько плакал (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын.

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: По дороге (1961), Голубое и зеленое (1963), Двое в декабре (1966), Осень в дубовых лесах (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге К.Паустовском Поедемте в Лопшеньгу (1977). В переводе на русский язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан роман казахского писателя А.Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал мало, большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя были изданы в книге Две ночи (1986).

Казаков Юрий Павлович (1927–1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести Две ночи (др. назв. Разлучение душ), которую он писал в 1960–1970-е годы.

Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.

Я не хочу быть «вторым Буниным», я хочу быть первым Казаковым!

Казаков Юрий Павлович

В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.

Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – Голубое и зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга Арктур – гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.

Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы Тэдди (1956) и Арктур – гончий пес (1957), главными героями которых являются животные – сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур. Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности И.Бунина, о котором он хотел написать книгу и о чем беседовал с Б.Зайцевым и Г.Адамовичем во время поездки в Париж в 1967.

Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа – со всеми вытекающими отсюда последствиями…

Казаков Юрий Павлович

Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 в набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах. Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях – например, в рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963), Проклятый Север (1964) и многих других.

Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков Северный дневник (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов». В рассказе о жизни рыбаков Нестор и Кир (1961) и др., вошедших в Северный дневник, проявилось характерное для прозы Казакова сочетание фактурной точности и художественного переосмысления описываемых событий. Последняя глава Северного дневника посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал о нем повесть Мальчик из снежной ямы (1972–1976) и сценарий фильма Великий самоед (1980).

Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты горько плакал (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын.

Необходима постановка важных вопросов: счастье и его природа, страдания и преодоление их, нравственный долг перед народом, любовь, осмысление самого себя, отношение к труду, живучесть грязных инстинктов…

Казаков Юрий Павлович

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: По дороге (1961), Голубое и зеленое (1963), Двое в декабре (1966), Осень в дубовых лесах (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге К.Паустовском Поедемте в Лопшеньгу (1977). В переводе на русский язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан роман казахского писателя А.Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал мало, большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя были изданы в книге Две ночи (1986).

Юрий Павлович Казаков - фото

Юрий Павлович Казаков - цитаты




Top