Юбилей софии ротару 70 лет где отмечала. Секрет вечной молодости Софии Ротару: никакой жареной картошки, десертов и мясных блюд

Юбилейное шоу: Первый канал покажет сегодня концерт Софии Ротару на фестивале «Жара – 2017»

В воскресенье, 3 сентября, на Первом канале состоится показ юбилейного вечера Софии Ротару к ее 70-летию, которое она отметила седьмого августа. Концерт состоялся в рамках Международного музыкального фестиваля «Жара – 2017» в Баку.

В этом году София Ротару отмечает 70-летие и 55 лет творческой деятельности, если считать первый певческий успех артистки в районном конкурсе художественной самодеятельности в 1962 году.

Но в возраст Софии Михайловны сложно поверить. Возможно, секрет ее нестареющей души, неувядающей красоты и мощи голоса кроется в признании и призвании. Как сама София Ротару откровенно рассказала публике в Баку на фестивале «Жара – 2017 »: когда она слышит аплодисменты, то чувствует себя сильной, молодой и очень-очень счастливой.

Зрители Первого канала в телеверсии юбилейного вечера Софии Ротару на фестивале в Баку увидят в исполнении народной артистки хиты – «Червона рута », «Хуторянка », «Одна калина », «Ты самый лучший » и другие шлягеры.

Также виновница торжества выйдет на сцену с другими популярными исполнителями, чтобы спеть вместе свои любимые песни.
Так, певицу мы увидим в дуэте с Григорием Лепсом , Эмином , Настей Каменских и Потапом . Кроме того, Валерия, Лев Лещенко, Глюкоза, Ани Лорак, Светлана Лобода и другие певцы тоже исполнят песни именинницы.

И добавим, что Первый канал уже показал четыре части «Жары – 2017». Это гала-концерты фестиваля и творческий вечер Григория Лепса. В ближайшее время зрителей еще ждет полноценный концерт примадонны отечественной эстрады – Аллы Пугачевой .

Не пропустите телеверсию юбилейного шоу Софии Ротару в воскресенье, 3 сентября, на Первом канале . Начало музыкального вечера в 16:20.

Фото: vk.com/album-64891806_247052479

Юбилейный вечер

Софии ротару в баку

ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЕЧЕР

СОФИИ РОТАРУ В БАКУ

икона советской эстрады, сохранившая свой статус в нынешнее время практически неизменным. «Газета.Ru» — о причинах ее успеха.

Если географически и политически Советский Союз уже давно мертв,

то в поп-культуре он продолжает существовать как ни в чем не

бывало — в лице таких фигур, как Эдита Пьеха, отметившая на днях

80-летие,

В одной только биографической информации о Ротару, кажется,

вся история страны — родилась в деревне Маршанцы в Черновицкой области Украины в молдавской семье; в начале 90-х ходила шутка,

что на переговорах в Беловежской Пуще лидеры России и Украины

задались вопросом, «как будем делить Ротару».

Ее карьера стала развиваться в момент, когда советские идеологи наконец позволили расцветать цветам национальных культур.

Семидесятые



Многими считается, что реальный разгон слава Ротару начала с музыкального фильма «Червона рута» 1971 года, в котором Ротару сыграла главную роль и название которого затем было взято ею

для своего ансамбля.

На самом деле за звание взлетной площадки ее карьеры может

поспорить и Фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Болгарии

за три года до этого, — она завоевала там золотую медаль, исполняя песни на украинском и румынском языках.

А первый успех пришел лет за десять до того и состоял из

множества ступеней — областные, затем республиканские конкурсы художественной самодеятельности, дирижерско-хоровое отделение Черновицкого музучилища, за неимением вокального.


Источник: Екатерина Чеснокова/РИА «Новости»

2017 год. София Ротару выступает на международном музыкальном фестивале «ЖАРА» в Баку

Залогом успеха Ротару стало внятное и даже в лучшем смысле слова расчетливое смешение национального и космополитического

репертуаров: так, она с самого начала творческой деятельности продолжала сотрудничество с композитором Владимиром Ивасюком

из Львова, однако при этом пела песни Арно Бабаджаняна, Давида Тухманова, Юрия Саульского, Раймонда Паулса, Владимира

Матецкого; тексты для них писали Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и другие не нуждающиеся в представлении поэты.

И дело не только в том, что сотрудничество с высшей кастой

советского поп-композиторства и поэтического цеха служило

пропуском на большую сцену.

Такая всеядность позволяла ей органично вплетать песни советских окраин на разных языках в свою программу и умело пользоваться —

по крайней мере, декларативным — курсом советских властей на поддержку национальных культур.

И таким образом нравиться всем: и чиновникам Москонцерта, и

жителям российских столиц, и своим землякам с обеих сторон

украинско-молдавской границы.

Интересно, что при этом у вроде бы в карьере обласканной властями певицы не обошлось без опалы.

Точнее, обошлось — в 1975 году у нее возник конфликт с местным Черновицким обкомом Компартии Украины, в связи с чем она и ее

ансамбль перебазировались в Ялту.

О его причинах ничего определенного не известно до сих пор —

сама Ротару говорила, что переселилась в Крым в связи с

открывшейся астмой. Возможной причиной была усилившаяся

доля репертуара на украинском языке и сотрудничество с авторами

с Западной Украины.

Интересно, что встряска и стресс придали новый импульс ее карьере: пластинки певицы (сначала — лонгплеи) стала выпускать фирма «Мелодия», а сама она была приглашена в Мюнхен для записи диска

на фирме «Ариола». Затем у нее прошли масштабные гастроли по Западной и Восточной Европе.

Восьмидесятые



Десятилетие перехода от застоя к перестройке стало для нее

пиком карьеры — именно в этот момент она, с помощью радио и телевидения, стала постоянно присутствовать в жизни страны,

приходя практически в каждый дом и звуча из каждого окна.

И спусковым крючком этой популярности вновь, как и в случае с

«Червоной рутой», стало кино — точнее, два фильма с ее песнями

и участием. В 1980-м вышел «Где ты, любовь?», своего рода

переложение сюжета «Приходите завтра» на более современные

реалии.

Картина была вполне автобиографична — в ней молодая девушка приезжала на конкурс самодеятельной песни с композицией

Раймонда Паулса, одноименной названию фильма, и уезжала главным его триумфатором.

Картина оказалась мегапопулярна — «Мелодия» выпустила

пластинку с песнями из фильма, а песни на стихи лучших советских

поэтов распевала вся страна.

Годом позже вышла другая картина — «Душа», автобиографичная мелодрама о потере певицей голоса и переоценке ценностей.

В роли музыкантов в ней снялись участники «Машины времени»,

песни написали Андрей Макаревич и Александр Зацепин, а

партнером Ротару стал находившийся тогда на пике популярности

Михаил Боярский.

Вторая картина завершила формирование персональной мифологии

вокруг нее, а триумфальные гастроли в Канаде — статус

настоящей экспортной звезды, выражаясь языком торговли, годящейся и для внутреннего потребления, и на экспорт.

Однако, кажется, именно эта звездность и этот статус стали

причиной фактической второй опалы — ей запрещали зарубежные

гастроли (запросов на которые становилось все больше).

Доходило до смешного — представителям немецкого концертного агентства однажды в ответ на приглашение прислали бумагу:

«Такая здесь не работает».

Тем не менее Ротару активно участвовала в «Песнях года»,

продолжала сотрудничество как с топовыми русскоязычными

Однако закончилась — неудавшаяся, надо признать, — опала только с началом перестройки.

Поворотным моментом в этом смысле можно признать начало сотрудничества с Владимиром Матецким, которое повлекло (или, наоборот, было причиной) смену имиджа — вместо шансонье с фольклорными корнями Ротару превратилась в диско- и

рок-вокалистку. Точнее, она до сих пор была идеальным оппонентом

для рок-музыкантов Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории, однако, начав со вполне романтичной «Лаванды»,

она со временем стала исполнять быстрые вещи — те самые,

по которым ее помнят до сих пор: «Луна, луна», «Было, но прошло»,

«Только этого мало».

Последняя была совсем смелым экспериментом — полное

ностальгической грусти стихотворение Арсения Тарковского было превращено Матецким в настоящий рок-боевик.

Они работали вместе долгих 15 лет — до конца тех самых 90-х,

которые заслуженных артистов решительно сдавали в утиль, а на их место выдвигали новых.

Девяностые - наши дни



Причем стоит заметить, что Ротару так и не стала архивной

звездой -— как поколение эстрадных звезд поколением старше,

тихо и достойно ушедших на пенсию, в преподавание и

«Старые песни о главном».

Она, начинавшая свой трудовой путь с помощи матери-торговки на колхозном рынке, обладала каким-то потрясающим, как говорят

в наши дни, маркетинговым чутьем: каким-то удивительным образом

в нужные моменты времени угадывала конъюнктуру и время, когда надо бы сменить имидж или сделать что-то новое.

Так, например, именно она в свое время — еще в начале 90-х —

заметила у новых поп-звезд тренд на выступление с подтанцовкой

и пригласила не самую известную тогда труппу «Тодес» выступать

вместе с ней.

Руководитель театра танца Алла Духова говорила, что именно эти концерты стали первым шагом к будущей известности танцтруппы.

При этом ей совсем не свойственна страсть к беспрерывному

обновлению и забвению старого репертуара — она совсем не чуралась юбилеев, ностальгических переизданий и т.п. В 2012-2013 годах она закатила большой юбилейный тур, приуроченный к 40-летию творческой деятельности.

Скорее наоборот — аккуратно и плотно перемешивая старые хиты с новыми, она представляла свои песни как часть одного, никогда не прерывавшегося (и по большому счету — не испытывающего влияния времени) процесса.

Причем, похоже, в ее случае это не концепция, а философия — потому что и ее биография, и ее высказывания говорят о том, что для нее это способ жизни.

Еще одной особенностью ее философии остается ее политическая позиция. Хотя правильнее было бы сказать, гуманитарная — киевлянка по прописке и ялтинка по фактическому месту жительства, в 2004 году она раздавала на Майдане еду представителям обоих противостоящих лагерей.

А позже, на волне большого пришествия украинских музыкантов в политику, даже пыталась баллотироваться в Раду от блока Литвина: после присоединения Крыма не приняла российское гражданство (по ее словам, из-за регистрации в Киеве) и особо отметила, что является гражданкой Украины.

При этом фактически она и ее песни остаются частью жизни разделенных граждан некогда единой страны.

Неформалы 80-х считали ее песни примером советского эстрадного официоза — сейчас же они звучат как последнее воспоминание о той утопии единства страны и дружбы народов, к которой Советский Союз хотя бы пытался приблизиться и окончательное крушение которой мы наблюдаем сейчас.

И именно поэтому есть риск, что многие руководители стран, делящих между собой эту певицу, так и останутся мелкими политическими деятелями эпохи Софии Ротару.

7 августа любимица миллионов - народная певица София Ротару отмечает юбилей! Софии Михайловне исполнится 70 - но кто скажет?! Время не властно над этой шикарной женщиной!

Свой день рождения, как и полагается артистке, София Михайловна отметит юбилейным концертом в Баку в рамках музыкального фестиваля «Жара». Буквально перед самым вылетом певицы в столицу Азербайджана нам удалось задать ей несколько вопросов о предстоящем событии, ведь день рождения артистки - настоящий праздник и для всех ее поклонников!

Большой концерт

София Михайловна, расскажите, что же увидят зрители в Баку?

Концерт, посвященный юбилею. (Улыбается.) Молодые артисты исполнят каверы моих хитов, а я подготовила новые версии хорошо известных песен и, конечно же, премьеру!

В одном из интервью вы сказали, что хотите посвятить этот год себе. Получится ли у вас отдохнуть в ближайшее время или вы и дальше продолжите давать концерты, ведь, как пишут СМИ, ваш концертный график уже расписан!

Подготовка к юбилейному концерту заняла у меня больше трех месяцев. Мы с командой создавали для этого шоу концертные костюмы, делали аранжировки, записывали новые песни. Это приятные, но все же хлопоты. Конечно же, постараюсь найти время для отдыха с семьей. Поедем путешествовать. (Улыбается).

А как вообще отмечаете свой день рождения? Наверное, собираетесь за большим семейным столом?

Да, традиционно мы отмечаем этот день в кругу семьи, родные готовят мне приятные сюрпризы. Каждый год придумывают что-то новое и интересное. (Улыбается.)

И лишь круглые даты отмечаем пышно, с концертами и многочисленными гостями.

На концерте в Баку, вас, конечно же, будут поздравлять поклонники. А какой самый запоминающийся подарок от них вы получали?

Самый дорогой подарок от поклонников моего творчества - это их поддержка и любовь. Когда они присылают поздравления с теплыми пожеланиями, мне это очень приятно!

София Михайловна, вы - пример идеальной женщины! Поделитесь своими секретами красоты!

Их много! Ну вот, к примеру, последние несколько лет мы со Светой (Светлана Евдокименко - невестка Софии Михайловны. - Прим. ред.) или сестрой Аурикой два раза в год уезжаем в wellness-клинику на две-три недели, где придерживаемся специальной диеты, активно занимаемся спортом и ходим на различные массажи.

Это помогает очистить организм, восстановить силы и прояснить мысли, что, безусловно, отражается и на внешнем виде. (Улыбается.)

Секрет молодости

К своему возрасту София Михайловна, как истинная женщина, относится философски. Когда однажды Катя Осадчая спросила певицу о грядущем юбилее, та с улыбкой ответила:

«Ну посмотри на меня. Когда мне исполнится 30, тогда и буду праздновать свой юбилей!»

Действительно, глядя на Софию Михайловну, невольно начинаешь задумываться, что она знает секрет вечной молодости! И дело здесь не в материальных возможностях (которые, к примеру, есть у многих других знаменитостей, но мало кто выглядит так, как Ротару), а в отношении к себе и к жизни.

А еще, по признанию певицы, прекрасным внешним видом она также обязана родным, которые купают ее в любви.

Они - ее тыл и надежная опора.

Сын Руслан является концертным продюсером певицы, невестка Светлана - креативным директором. Супруги подарили Софии Михайловне двух внуков - Анатолия и Софию, которыми она очень гордится.


Слева направо: сын Руслан, невестка Светлана, внучка Соня, внук Анатолий

Молодые люди - такие же творческие личности, как и их бабушка. София добилась значительных успехов в модельном бизнесе, Анатолий занимается fashion-фотографией.

Певица в своих немногочисленных интервью любит вспоминать, как однажды, еще будучи школьником, Толя пришел домой очень грустным. «Мы допытываемся, что случилось. А он: «Мне сказали, что София Ротару не может быть моей бабушкой. Потому что бабушки такими молодыми не бывают. Но я же твой внук!»

Как же приятно мне было слышать такие слова… Я не боюсь слова «бабушка», но так получилось, что внуки называют меня по имени. Просто мой образ у них не ассоциируется с этим словом…» - с улыбкой рассказывает София Михайловна.

Соня–маленькая и Соня–большая

Еще одним навсегда близким человеком для Софии Ротару стал ее муж - Анатолий Евдокименко (ушел из жизни в 2002 году. - Прим. ред.)

История их знакомства и отношений достойна книги или киноэкранизации. Впервые Анатолий увидел молодую девушку Соню… на обложке журнала «Украина» (Ротару опубликовали там как победительницу одного из песенных конкурсов). Увидел и влюбился!

Но молодой человек служил на Урале и лишь по возвращении в родные Черновцы занялся поисками красавицы, занимавшей все его мысли. Конечно же, он ее нашел! И стал спутником всей жизни!

София Михайловна часто вспоминает, что без своего Толи она бы не решилась на многие музыкальные эксперименты: он был ее советчиком, наставником, другом…

Анатолий руководил ансамблем «Червона рута», где юная Соня была солисткой, позже - выступил режиссером-постановщиком абсолютно всех ее концертных программ…

София Михайловна слушалась его практически во всем, за исключением… рождения ребенка!

«Через год нашего брака я стала мечтать о малыше. И намекала время от времени об этом Толику, - вспоминает певица. - А он строил большие творческие планы и с ребенком не спешил. К тому же мы жили вместе с родителями в 2-комнатной квартире, он не окончил еще университет. Денег не хватало, просить их у родителей было в нашей семье не принято. «Ну ладно, ладно», - думаю… И как-то говорю ему: «Послушай, врач сказал, что я скоро стану мамой». Хотя на самом деле в положении я в тот момент не была - пришлось пойти на маленькую женскую хитрость. Толик покачал головой: «Ну что ж, хорошо». Он расслабился, потерял бдительность и стал ждать, когда родится наследник».

Вот только ждать ему пришлось не девять месяцев, а одиннадцать, потому что забеременела Соня только спустя два месяца после того разговора. Их сын Руслан родился в 1970 году.

София РОТАРУ — Жива вода 1976

«Сейчас я полагаю, что все сделала правильно, - признается Ротару прессе. - Потом бы просто не успела - начались бы эти бесконечные гастроли… Хотя мама все время просила меня родить еще: «Дочка, ты только роди и продолжай работать, а мы второго поднимем».

Еще она говорила: «Ты будешь очень жалеть о том, что у тебя всего один ребенок». И я действительно жалею.

Поэтому, когда у Руслана и Светы родился Толя, я через пару лет уже начала их доставать, чтобы они родили еще, и они это сделали через семь лет.

Помню, о том, что Света во второй раз в положении, сообщил Толя-маленький. Пришел и продемонстрировал бумажку - наверное, выписку из женской консультации. Говорит: «На, возьми, вы же хотели! У меня будет брат или сестра». А я только и вымолвила: «Слава тебе, Господи».

Кстати, мы были уверены, что во второй раз родится девочка. И с выбором имени все было понятно: сын с невесткой сразу думали назвать сына Толиком в честь дедушек (отец Светланы тоже Анатолий), а девочку в мою честь. А чтобы не было путаницы, меня дома называют Соня-большая, а внучку - Соня-маленькая. Хотя с недавних пор Соня-маленькая больше Сони-большой по росту…»


Соня–маленькая и Соня–большая

Вот так и живет семья Ротару-Евдокименко: с любовью друг к другу и огромной страстью к музыке.

А нам хочется пожелать Софие Михайловне еще очень много юбилеев: ее талант, женственность и мудрость служат вдохновением для миллионов людей!

Только факты:

  • Певица родилась 7 августа, но из-за ошибки паспортистки дату ее рождения записали как 9 августа. Так что певица отмечает день рождения дважды.
  • У Софии Ротару есть два брата и три сестры. Все они очень хорошо поют. Любовь к музыке маленькой Соне привила старшая сестра Зина.
  • В репертуаре Софии Ротару более 500 песен, среди которых - композиции на русском, украинском, румынском, болгарском, сербском, польском, немецком, итальянском, испанском и английском языках.
  • Она была первой из советских певиц, кто спел речитативом.
  • В 2000 году Высшим академическим советом Украины София Михайловна признана лучшей украинской эстрадной певицей XX столетия. Среди других ее званий - «Человек XX столетия», «Золотой голос Украины», «Женщина года».

Поздравления от близких

Светлана Евдокименко, невестка:

Каждый день рождения Софии Михайловны для нас - настоящий праздник. Мы стараемся в этот день собираться все вместе. Что уж говорить о юбилее: обязательно соберемся всей семьей. Анатолий прилетит из Лондона, София - из Парижа, и поедем на рыбалку! София Михайловна - замечательная свекровь! Меня вдохновляет ее целеустремленность, умение радоваться мелочам, уважать людей, ценить искренность и дружбу. А еще - тонкое чувство юмора и безграничная доброта души!

Руслан Евдокименко, сын:

Своей маме я хотел бы пожелать крепкого здоровья, душевного спокойствия и настоящих друзей! Мы ее очень любим! И я благодарен ей за все! Она - очень сильный человек, и я рад, что многие ее черты характера передались мне. Например, искренность и доброта. Она однолюб, всю жизнь любила и продолжает любить только моего папу, Анатолия Кирилловича. Семья для нее - это главное. Этому я научился у нее и стараюсь подавать этот же пример своим детям.


София Ротару с сыном

Руслан Квинта, композитор:

Я думаю, что вытянул счастливый билет, когда познакомился с Софией Михайловной Ротару. Эта артистка кардинально изменила мое творчество, интерес ко мне возрос в разы. Было много ярких моментов, этапов в моей карьере, но этот, наверное, самый значительный. Для меня было большой честью, когда она приняла участие в моем концерте -бенефисе «Небо - это я». Работать с ней - одно удовольствие. Я для нее написал 29 песен. Бывало такое, что я приезжал работать к ней домой, и каждый раз она сначала кормила всех, а уже потом переходила к работе. Она даже на студию звукозаписи привозила свои фирменные сырники!

Она неотразима!

В этом году у несравненной певицы и очаровательной женщины Софии Ротару юбилей - семьдесят лет! Но ты мгновенно отказываешься в это верить, как только видишь фотографии этой певицы. Она потрясающе выглядит, несмотря на свой возраст. Сегодня ее знают абсолютно все, а ее композиции до сих пор напевают во многих странах.

Несмотря на свой возраст, София Ротару не стесняется необычных нарядов. Так, например, недавно произвело настоящий фурор ее появление на фестивале «Жара» в Баку. София Михайловна поразила всех! По словам артистки, подготовка к этому концерту заняла у нее больше трех месяцев. Создавались для этого шоу концертные костюмы, делали аранжировки, записывали новые песни.

Накануне юбилея певица приняла решение уехать в Италию вместе со своими родственниками. День рождения она отметила в узком семейном кругу. Стоит отметить, что некоторые из них приложили руку к ее нынешней популярности. Сын певицы помогает своей звездной матери не только в быту, но и на работе. Он исполняет обязанности ее концертного директора.

А креативным директором и одновременно стилистом артистки является ее невестка Светлана. А вот внуки артистки по стопам знаменитой бабушки не пошли, хотя, это не отменяет того, что они тоже сделали свой выбор в пользу творческих профессий. Внучка, например, занимается модельным бизнесом, а внук Софии - модный фотограф.

Если географически и политически Советский Союз уже давно мертв, то в поп-культуре он продолжает существовать как ни в чем не бывало — в лице таких фигур, как , отметившая на днях 80-летие, или София , которой 7 августа исполняется 70.

В одной только биографической информации о Ротару, кажется, вся история страны — родилась в деревне Маршанцы в Черновицкой области Украины в молдавской семье; в начале 90-х ходила шутка, что на переговорах в Беловежской Пуще лидеры России и Украины задались вопросом, «как будем делить Ротару».

Ее карьера стала развиваться в момент, когда советские идеологи наконец позволили расцветать цветам наци льных культур.

Семидесятые

Многими считается, что реальный разгон слава Ротару начала с музыкального фильма «Червона рута» 1971 года, в котором Ротару сыграла главную роль и название которого затем было взято ею для своего ансамбля. На самом деле за звание взлетной площадки ее карьеры может поспорить и Фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Болгарии за три года до этого, — она завоевала там золотую медаль, исполняя песни на украинском и румынском языках.

А первый успех пришел лет за десять до того и состоял из множества ступеней — областные, затем республиканские конкурсы художественной самодеятельности, дирижерско-хоровое отделение Черновицкого музучилища, за неимением вокального.

Фоторепортаж: София Ротару попала в реанимацию

Is_photorep_included10821205: 1

Залогом успеха Ротару стало внятное и даже в лучшем смысле слова расчетливое смешение национального и космополитического репертуаров: так, она с самого начала творческой деятельности продолжала сотрудничество с композитором Владимиром Ивасюком из Львова, однако при этом пела песни Арно Бабаджаняна, Владимира Матецкого; тексты для них писали , и другие не нуждающиеся в представлении поэты. И дело не только в том, что сотрудничество с высшей кастой советского поп-композиторства и поэтического цеха служило пропуском на большую сцену.

Такая всеядность позволяла ей органично вплетать песни советских окраин на разных языках в свою программу и умело пользоваться — по крайней мере, декларативным — курсом советских властей на поддержку национальных культур.

И таким образом нравиться всем: и чиновникам Москонцерта, и жителям российских столиц, и своим землякам с обеих сторон украинско-молдавской границы.

Интересно, что при этом у вроде бы в карьере обласканной властями певицы не обошлось без опалы. Точнее, обошлось — в 1975 году у нее возник конфликт с местным Черновицким обкомом Компартии Украины, в связи с чем она и ее ансамбль перебазировались в Ялту. О его причинах ничего определенного не известно до сих пор — сама Ротару говорила, что переселилась в Крым в связи с открывшейся астмой. Возможной причиной была усилившаяся доля репертуара на украинском языке и сотрудничество с авторами с Западной Украины. Интересно, что встряска и стресс придали новый импульс ее карьере: пластинки певицы (сначала — лонгплеи) стала выпускать фирма «Мелодия», а сама она была приглашена в Мюнхен для записи диска на фирме «Ариола». Затем у нее прошли масштабные гастроли по Западной и Восточной Европе.

Восьмидесятые

Десятилетие перехода от застоя к перестройке стало для нее пиком карьеры — именно в этот момент она, с помощью радио и телевидения, стала постоянно присутствовать в жизни страны, приходя практически в каждый дом и звуча из каждого окна. И спусковым крючком этой популярности вновь, как и в случае с «Червоной рутой», стало кино — точнее, два фильма с ее песнями и участием. В 1980-м вышел «Где ты, любовь?», своего рода переложение сюжета «Приходите завтра» на более современные реалии. Картина была вполне автобиографична — в ней молодая девушка приезжала на конкурс самодеятельной песни с композицией Раймонда Паулса, одноименной названию фильма, и уезжала главным его триумфатором.

Картина оказалась мегапопулярна — «Мелодия» выпустила пластинку с песнями из фильма, а песни на стихи лучших советских поэтов распевала вся страна.

Годом позже вышла другая картина — «Душа», автобиографичная мелодрама о потере певицей голоса и переоценке ценностей. В роли музыкантов в ней снялись участники «Машины времени», песни написали и , а партнером Ротару стал находившийся тогда на пике популярности . Вторая картина завершила формирование персональной мифологии вокруг нее, а триумфальные гастроли в Канаде — статус настоящей экспортной звезды, выражаясь языком торговли, годящейся и для внутреннего потребления, и на экспорт.

Однако, кажется, именно эта звездность и этот статус стали причиной фактической второй опалы — ей запрещали зарубежные гастроли (запросов на которые становилось все больше).

Доходило до смешного — представителям немецкого концертного агентства однажды в ответ на приглашение прислали бумагу: «Такая здесь не работает».

Тем не менее Ротару активно участвовала в «Песнях года», продолжала сотрудничество как с топовыми русскоязычными авторами, так и с молдавскими поэтами — например, Георгием Виеру, написавшим для нее песни «Romantica» и «Melancolie». Однако закончилась — неудавшаяся, надо признать, — опала только с началом перестройки.

Поворотным моментом в этом смысле можно признать начало сотрудничества с Владимиром Матецким, которое повлекло (или, наоборот, было причиной) смену имиджа — вместо шансонье с фольклорными корнями Ротару превратилась в диско- и рок-вокалистку. Точнее, она до сих пор была идеальным оппонентом для рок-музыкантов Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории, однако, начав со вполне романтичной «Лаванды», она со временем стала исполнять быстрые вещи — те самые, по которым ее помнят до сих пор: «Луна, луна», «Было, но прошло», «Только этого мало». Последняя была совсем смелым экспериментом — полное ностальгической грусти стихотворение было превращено Матецким в настоящий рок-боевик. Они работали вместе долгих 15 лет — до конца тех самых 90-х, которые заслуженных артистов решительно сдавали в утиль, а на их место выдвигали новых.

Девяностые - наши дни

Причем стоит заметить, что Ротару так и не стала архивной звездой -— как поколение эстрадных звезд поколением старше, тихо и достойно ушедших на пенсию, в преподавание и «Старые песни о главном».

Она, начинавшая свой трудовой путь с помощи матери-торговки на колхозном рынке, обладала каким-то потрясающим, как говорят в наши дни, маркетинговым чутьем: каким-то удивительным образом в нужные моменты времени угадывала конъюнктуру и время, когда надо бы сменить имидж или сделать что-то новое.

Так, например, именно она в свое время — еще в начале 90-х — заметила у новых поп-звезд тренд на выступление с подтанцовкой и пригласила не самую известную тогда труппу «Тодес» выступать вместе с ней.

Руководитель театра танца Алла Духова говорила, что именно эти концерты стали первым шагом к будущей известности танцтруппы.

При этом ей совсем не свойственна страсть к беспрерывному обновлению и забвению старого репертуара — она совсем не чуралась юбилеев, ностальгических переизданий и т.п. В 2012-2013 годах она закатила большой юбилейный тур, приуроченный к 40-летию творческой деятельности. Скорее наоборот — аккуратно и плотно перемешивая старые хиты с новыми, она представляла свои песни как часть одного, никогда не прерывавшегося (и по большому счету — не испытывающего влияния времени) процесса. Причем, похоже, в ее случае это не концепция, а философия — потому что и ее биография, и ее высказывания говорят о том, что для нее это способ жизни.

Еще одной особенностью ее философии остается ее политическая позиция. Хотя правильнее было бы сказать, гуманитарная — киевлянка по прописке и ялтинка по фактическому месту жительства, в 2004 году она раздавала на Майдане еду представителям обоих противостоящих лагерей.

А позже, на волне большого пришествия украинских музыкантов в политику, даже пыталась баллотироваться в Раду от блока Литвина. При этом в нынешнее время она всячески воздерживается от какого-либо вовлечения в дурнопахнущие российско-украинские пропагандистские войны, причиняющие страдания обоим народам: после присоединения Крыма не приняла российское гражданство (по ее словам, из-за регистрации в Киеве) и особо отметила, что является гражданкой Украины.

При этом фактически она и ее песни остаются частью жизни разделенных граждан некогда единой страны.

Неформалы 80-х считали ее песни примером советского эстрадного официоза — сейчас же они звучат как последнее воспоминание о той утопии единства страны и дружбы народов, к которой Советский Союз хотя бы пытался приблизиться и окончательное крушение которой мы наблюдаем сейчас. И именно поэтому есть риск, что многие руководители стран, делящих между собой эту певицу, так и останутся мелкими политическими деятелями эпохи Софии Ротару.




Top