Юношеские годы льва николаевича толстого. Краткая биография толстого льва николаевича - детские и юношеские годы, поиск своего места в жизни

Детство Льва Толстого сложно назвать безоблачным, но воспоминания о нем, изложенное в трилогии, имеют трогательный и чувственный характер.

Семья

Его воспитанием в основном занимались опекунши, а не родные мама и папа. Лев Николаевич родился в благополучной дворянской семье, где стал четвертым ребенком. Его братья Николай, Сергей и Дмитрий были старше совсем ненамного. При родах последнего ребенка, дочери Марии, мать будущего писателя скончалась. На тот момент ему еще не исполнилось и двух лет.

Детство Льва Толстого прошло в Ясной Поляне, родовом Ненадолго после смерти матери отец с детьми переехал в Москву, но спустя некоторое время скончался, и будущий писатель с братьями и сестрой были вынуждены вернуть в Тульскую губернию, где их воспитанием продолжила заниматься дальняя родственница.

После смерти отца к ней присоединилась графиня Остен-Сакен А.М. Но и это было непоследнее в череде пережитого. В связи со смертью графини все семейство переехало на воспитание к новому опекуну в Казань, к сестре отца Юшковой П.И.

"Детство"

С первого взгляда можно сделать вывод, что детство Льва Николаевича Толстого прошло в тяжелой, гнетущей обстановке. Но это не совсем верно. Дело в том, что именно свои детские годы описал в одноименном рассказе граф Толстой.

В нежной, чувственной манере он рассказал о своих переживаниях и тяготах, о мыслях и первой влюбленности. Это был непервый опыт в написании рассказов, но именно «Детство» Льва Толстого было опубликовано первым. Это произошло в 1852 году.

Повествование ведется от имени десятилетнего Николеньки, мальчика из благополучной состоятельной семьи, образованием которого занимается строгий наставник - немец Карл Иванович.

В начале повествования ребенок знакомит читателей не только с главными героями (мама, папа, сестра, братья, прислуга), но и со своими чувствами (влюбленность, обида, стеснение). Описывает уклад и быт обычной дворянской семьи и ее окружения.

В последних главах рассказа повествуется о скоропостижной кончине матери Николая, о его восприятии страшной действительности и резком взрослении.

Творчество

В будущем из-под пера автора выйдут знаменитейшие «Война и мир», «Анна Каренина», огромное количество статей, рассказов и размышлений на тему жизненного уклада, личного отношения к мирскому. «Детство» Льва Толстого, кстати, не только было его трогательным воспоминанием о прошедшем, но и стало стартовым произведением для создания трилогии, в которую вошли «Юность» и «Отрочество».

Критика

Важно отметить, что первая критика на эти произведения была далеко не однозначна. С одной стороны, были опубликованы восторженные рецензии на трилогию, которую написал Лев Толстой. «Детство» (отзывы на него вышли первыми) получило одобрение маститых на тот момент литературных деятелей, но спустя время, как ни странно, некоторые из них мнение поменяли.

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) - граф, русский писатель.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».

Казанский университет

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

«Бурная жизнь юношеского периода»

После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

«Война и свобода»

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки» (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

Крымская кампания

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» - «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».

В кругу литераторов и за границей

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.

Народная школа

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

«Война и мир» (1863-69)

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»).

«Анна Каренина» (1873-77)

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни - этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

Перелом (1880-е гг.)

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском - в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908).

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям.

В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений - драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как «выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

«Воскресение» (1889-99)

Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого - откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой - сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало - проявились в романе со всей наглядностью.

Уход и смерть

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой , сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Раздел:

Навигация по записям

Нет такого человека, который бы не читал художественных произведений Льва Николаевича Толстого. Школьник заканчивает изучение букваря чтением коротеньких рассказов Льва Николаевича и далее не расстается с великим знатоком человеческой души и непревзойденным мастером слова в течение всех школьных лет. Не все, однако, знают, что Лев Николаевич Толстой является также замечательным учителем и воспитателем детей, великим педагогом .

Школа Толстого в Ясной поляне

Вопросы воспитания волновали великого писателя на протяжении всей его долгой жизни. Делу воспитания детей он отдавался с такой же страстностью, с какой творил свои художественные произведения.

По возвращении из университета в Ясную Поляну Лев Николаевич занимается с крестьянскими детьми в Яснополянской школе . Будучи офицером и принимая участие в боевых операциях на Кавказе, Л. Н. Толстой пишет «Детство» и «Отрочество» - произведения одновременно поэтические, психологические и педагогические. По окончании Крымской войны, в которой Л. Н. Толстой проявил себя пламенным патриотом и мужественным защитником Севастополя на самых опасных участках, - он наряду с другими художественными произведениями пишет повесть «Юность» и тем заканчивает трилогию, посвященную становлению человеческой личности.

К тридцатилетнему возрасту Лев Николаевич Толстой стал общепризнанным, знаменитым писателем. Перед ним открылось широкое и благодарное поле литературной деятельности и славы. Но его волнуют трудные вопросы воспитания народа. Он возвращается в Ясную Поляну и решает целиком отдаться делу воспитания и обучения детей. В одном из его писем этого времени (1860 г.) читаем: «Любителям антиков, к которым я принадлежу, никто не мешает читать серьезные стихи и повести и серьезно толковать о них. Другое теперь нужно. Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем».

Работая в Яснополянской школе и наблюдая работу учителей других немногих школ для крестьянских детей, Лев Николаевич убеждается в полной непригодности установившихся методов воспитания и обучения. Чтение педагогической литературы не дало ответов на волнующие его вопросы. В 1860 году Лев Николаевич едет за границу, изучает воспитательные учреждения Германии, Италии, Франции, Бельгии, Англии. Но и здесь ни теория, ни практика воспитания и обучения детей не удовлетворили великого чадолюбца. Вот выдержка из его дневника: «Был в школе. Ужасно. Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети».

Педагогическая деятельность, система Л. Н. Толстого

По возвращении из-за границы Лев Николаевич превращает свою Яснополянскую школу в своего рода педагогическую лабораторию по выработке новой системы воспитания и обучения . Одновременно в качестве мирового посредника Крапивенского уезда Тульской губернии учреждает ряд новых школ для крестьянских детей. Для освещения своего опыта и опыта работавших под его руководством учителей издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Постановка воспитания и обучения в Яснополянской школе была отрицанием всех устоев феодально-бюрократической педагогики, ревностно охраняемых правительством крепостников. Вместо муштры, палочной дисциплины и зубрежки- внимательное человечное отношение к детям, дружная и свободная жизнь ребенка в школьном коллективе, сознательное изучение элементов науки. Детей не принуждали учиться, а они приходили в школу с рассветом и уходили из нее поздно вечером. Детей не наказывали, не били, а они добровольно подчинялись требованиям учителя, признавали его авторитет и вели себя примерно.

Дух свободы витал над Яснополянской школой. Это не могло не беспокоить чиновников крепостнического правительства. Летом 1862 года в отсутствие Льва Николаевича Толстого был произведен обыск в «крамольной» школе. Искали тайную типографию и нелегальную литературу. И хотя ничего крамольного не было найдено, Лев Николаевич принужден был оставить работу в своей школе и прекратить издание журнала «Ясная Поляна». И тем не менее трехлетний опыт Яснополянской школы и статьи Толстого в журнале «Ясная Поляна» произвели на передовых русских людей огромное впечатление. Была показана новая школа на практике. Была доказана возможность осуществления разумной, подлинно человечной системы воспитания и образования детей.

Работая ряд лет над эпопеей «Война и мир», Толстой не переставал думать о детях, их воспитании, о школьной работе. В письме к А. А. Толстой в 1865 году он пишет: «Я все много думаю о воспитании, жду с нетерпением времени, когда начну учить своих детей, собираюсь тогда открыть новую школу и собираюсь написать резюме всего того что я знаю о воспитании и чего никто не знает, или с чем никто не согласен». Закончив роман «Война и мир», Л. Н. Толстой вновь всю свою кипучую энергию направляет на решение больших теоретических и практических вопросов воспитания детей. Он пишет «Азбуку» в четырех книгах, в которой по существу даны материалы по всем предметам начальной школы,- от алфавита до художественных рассказов, статей по естествознанию и материалов по арифметике. Какое значение придавал Л. Н. Толстой своей работе над «Азбукой», можно судить по следующей выдержке из одного его письма к А. А. Толстой: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».

Закончив работу над «Азбукой», Л. Н. Толстой вновь принимается за решение той же задачи: он пишет «Новую азбуку» в одной книжке, а вслед за тем - «Книги для чтения».

Как истинный ученый, Лев Николаевич Толстой не доверял своему педагогическому чутью и своему знанию детей. Все свои учебники для школы он лично сам и через посредство учителей и членов своей семьи проверял в школах.

Живя в Москве, Лев Николаевич посещал школы и даже пытался получить место учителя в одной из начальных школ. Однако Министерство народного просвещения не сочло возможным доверить ему обучение детей.

Интерес к школе и детям Лев Николаевич Толстой донес до самой своей смерти. Незадолго до смерти он провел беседу с детьми Яснополянской школы по поводу розданного им журнала «Солнышко».

Чем можно объяснить глубокий интерес величайшего из писателей к вопросам воспитания детей народа? На этот вопрос отвечает сам Лев Николаевич. Он пишет: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки! Как бы вытащить! И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе». Л. Н. Толстой был пламенным патриотом своей Родины. Он видел могущество и славу своей Родины в развитии творческих сил народа. На каждом шагу он убеждался, что господство помещиков и идущих им на смену капиталистов не только материально разоряет народ, трудящихся, но и держит его в темноте, невежестве. Завладев всеми благами культуры и технического прогресса, помещики и капиталисты с помощью этой культуры и этого прогресса еще более закабаляют народ и грабят его, обрекают трудящихся на нищету и моральное одичание. В просвещении народа он видел важнейшее средство возрождения своей Родины.

Вклад Льва Толстого в педагогику

Интересующиеся вопросами воспитания, найдут в педагогических сочинениях Л. Н. Толстого очень много свежих, правильных идей и мыслей . Читать Толстого - истинное наслаждение, несмотря на противоречивость многих его утверждений и парадоксов. В каждой его строчке вы чувствуете живую мысль, зоркий глаз, великую любовь к человеку и великую веру в него. Перед вами встают живые, умные, жизнерадостные, способные на творчество и великие труды, морально чистые крестьянские дети.

«Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?» - так озаглавливает Л. Н. Толстой одну из замечательнейших своих статей. В этой статье он подробно описывает проведенные им уроки сочинения рассказов в Яснополянской школе. После многих неудачных методических приемов, подтверждавших неспособность детей к самостоятельной творческой работе, Лев Николаевич предложил детям написать рассказ на пословицу: «Ложкой кормит, стеблем глаза колет». Сперва ребята не приняли предложение учителя.

«- Да ее как напишешь?- сказал Федька, и все другие, насторожившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои прежде начатые работы.
- Ты сам пиши,- сказал мне кто-то.
Все были заняты своим делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.
- Ну,- сказал я,- кто лучше напишет,- и я с вами».

Так необычно начался урок. Дети заинтересовались. Первая страница сочинения Льва Николаевича была ими забракована. Началось коллективное творчество. Увлечение, энтузиазм были необычными. «Мы работали,- пишет Лев Николаевич,- с 7 до 11 часов; они не чувствовали ни голода, ни усталости и еще рассердились на меня, когда я перестал писать; взялись сами писать по переменкам…»

Дети проявили не только свой интерес к «сочинительству», но и большое художественное чутье, верность и меткость глаза, глубину переживаний, чистоту нравственных определений и чувств. Лев Николаевич был потрясен своим открытием. «Мне и страшно, и радостно было, как искателю клада, который бы увидал цвет папоротника: радостно было потому, что вдруг, совершенно неожиданно, открылся мне тот философский камень, который я тщетно искал два года,- искусство учить выражению мыслей; страшно потому, что это искусство вызывало новые требования, целый мир желаний, не соответственный среде, в которой жили ученики, как мне казалось в первую минуту. Ошибиться нельзя было. Это была не случайность, а сознательнее творчество».

За первой удачей последовали другие, еще более блестящие успехи. Вся современная Л. Н. Толстому педагогика и представить не могла, чтобы одиннадцатилетние крестьянские ребята могли сочинять повести, а Толстой печатал рассказы и повести, сочиненные яснополянскими учениками, как образцы подлинного искусства. Литературные критики могли лишь восхищаться и недоумевать.

В педагогике был совершен переворот. Л. Н. Толстой открыл педагогике ребенка. Он неопровержимо доказал всему миру, что ребенок, если ему предоставлена возможность творчества, если ему верят, если с ним обходятся по-человечески, если ему помогают, а не понукают и не начиняют всякой непонятной ему всячиной, проявляет ум, настойчивость и способен подняться до подлинного художественного творчества.

Лев Николаевич Толстой не смог научно объяснить своего педагогического открытия, будучи в плену идеализма. Идеал воспитания, по его словам, находится не впереди, а позади нас, так как ребенок родится на свет совершенным в смысле гармонии в отношении правды, красоты и добра.

Немало критиков посмеялось над порядками Яснополянской школы, в которой не было ни строго устава, ни строго установленного режима, ни строго установленных программ, где каждый учился тому, что было для него интересно. Но сквозь весь этот внешний беспорядок всякий внимательный педагог видит великую силу Яснополянской школы Толстого. Дети в ней учились со всей энергией и даже страстью. Это потому, что в этой школе детей уважали, о них заботились, интересы их изучали и старались учить интересно.

Учение есть серьезный и часто тяжелый труд. Толстой доказал, что это - увлекательный труд, если только учитель найдет должный предмет, будет учить тому, что надо для жизни и применит соответствующие детской природе и детским интересам методы. Умейте открыть душу ребенка, дайте пищу его уму, дайте направление его неиссякаемой энергии, и он будет прилежен, старателен, трудолюбив. При интересном преподавании и правильной организации ученик без страха и без палки усвоит в тысячу раз больше, чем при принудительном преподавании.

Из журнала «Семья и школа» о вкладе Льва Толстого в педагогику, 1960 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Родился в дворянской семье Марии Николаевны, урожденной княжны Волконской, и графа Николая Ильича Толстого в усадьбе Ясная Поляна в Крапивенском уезде Тульской губернии четвертым ребенком. Счастливый брак его родителей стал прототипом героев в романе «Война и мир» - княжны Марьи и Николая Ростова. Родители рано умерли. Воспитанием будущего писателя занималась Татьяна Александровна Ергольская, дальняя родственница, образованием - гувернеры: немец Ресельман и француз Сен-Тома, ставшие героями повестей и романов писателя. В 13 лет будущий писатель и его семья переехали в хлебосольный дом сестры отца П.И. Юшковой в Казани.

В 1844 году Лев Толстой поступил в Императорский Казанский университет на отделение восточной словесности Философского факультета. После первого курса не сдал переходный экзамен и перевелся на юридический факультет, где проучился два года, окунувшись в светские развлечения. Лев Толстой, от природы застенчивый и некрасивый, приобрел в светском обществе репутацию «умствующего» о счастье смерти, вечности, любви, хотя сам желал блистать. И в 1847 году он ушел из университета и уехал в Ясную Поляну с намерением заниматься наукой и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

В 1849 году в его имении была открыта первая школа для крестьянских детей, где преподавал Фока Демидович, его крепостной, бывший музыкант. Учившийся там Ермил Базыкин рассказывал: «Нас, мальчиков, было человек 20, учителем был Фока Демидович, дворовый человек. При отце Л.Н. Толстого он исполнял должность музыканта. Старик хороший был. Учил нас азбуке, счету, священной истории. Заходил к нам и Лев Николаевич, тоже с нами занимался, показывал грамоту. Ходил через день, через два, а то и каждый день. Учителю он завсегда приказывал нас не обижать...».

1851 году под влиянием старшего брата Николая Лев уезжает на Кавказ, уже начав писать «Детство», и осенью становится юнкером в 4-й батарее 20-й артиллерийской бригады, расквартированной в казачьей станице Старогладовской на реке Терек. Там он закончил первую часть «Детства» и отослал в журнал «Современник» его редактору Н.А.Некрасову. 18 сентября 1852 года рукопись была напечатана с огромным успехом.

Лев Толстой прослужил три года на Кавказе и, имея право на почетнейший Георгиевский крест за храбрость, «уступил» его сослуживцу-солдату, как дающий пожизненную пенсию. В начале Крымской войны 1853-1856 гг. перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице, осаде Силистрии, обороне Севастополя. Тогда написанный рассказ «Севастополь в декабре 1854 г.» был прочитан императором Александром II, повелевшим беречь талантливого офицера.

В ноябре 1856 года уже признанный и известный писатель оставляет военную службу и уезжает путешествовать по Европе.

В 1862 году Лев Толстой женится на семнадцатилетней Софье Андреевне Берс. В их браке родилось 13 детей, пятеро умерли в раннем детстве, были написаны романы «Война и мир» (1863-1869) и «Анна Каренина» (1873-1877), признанные великими произведениями.

В 1880-е гг. Лев Толстой пережил мощный кризис, приведший к отрицанию официальной государственной власти и ее институтов, осознанию неизбежности смерти, вере в Бога и созданию своего учения – толстовства. Он утратил интерес к привычной барской жизни, у него начали возникать мысли о самоубийстве и необходимости жить правильно, вегетарианствовать, заниматься просвещением и физическим трудом – он пахал, шил сапоги, учил детей в школе. В 1891 году публично отказался от авторских прав на свои литературные произведения, написанные после 1880 г.

В течение 1889-1899 гг. Лев Толстой писал роман «Воскресение», чей сюжет основан на реальном судебном деле, и хлесткие статьи о системе государственного управления – на этом основании Святейший Синод отлучил графа Льва Толстого от православной церкви и предал анафеме в 1901 году.

28 октября (10 ноября) 1910 года Лев Толстой тайно покинул Ясную Поляну, отправившись в путешествие без конкретного плана ради своих нравственно-религиозных идей последних лет в сопровождении врача Д.П. Маковицкого. В дороге простудился, заболел крупозным воспалением легких и был вынужден сойти с поезда на станции Астапово (сейчас станция Лев Толстой Липецкой области). Лев Толстой скончался 7 (20) ноября 1910 года в доме начальника станции И.И. Озолина и похоронен в Ясной Поляне.

Быть одним из лучших писателей мировой истории – почетное право, и Лев Николаевич Толстой его заслужил, оставив после себя огромное творческое наследие. Рассказы, повести, романы, которые представлены целой серией томов, по достоинству оценили не только современники писателя, но и потомки. В чем секрет этого гениального автора, который смог уместить в своей жизни и « »?

Вконтакте

Детство писателя

Где родился будущий беллетрист? Мастер пера появился на свет в 1828 году 9 сентября в имении своей матери Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии . Семья Льва Николаевича Толстого была большой. Отец имел графский титул , а мать была урождённой принцессой Волконской . Когда ему исполнилось два года, умерла мать, а еще через 7 лет — отец.

Лев был четвертым ребенком в дворянской семье, так что не был обделен вниманием родни. Литературный гений никогда не думал о своих утратах с сердечной болью. Напротив, сохранились только теплые воспоминания о детской поре, ведь мать и отец были очень ласковы с ним. В одноименном произведении автор идеализирует свои детские годы и пишет о том, что это было самое чудесное время жизни.

Образование маленький граф получал дома, куда приглашали французских и немецких учителей . По окончании школы Лев свободно владел тремя языками, а также имел обширные познания в разных областях . Кроме того, юноша увлекался музыкальным творчеством, мог подолгу играть произведения любимых композиторов: Шумана, Баха, Шопена и Моцарта.

Юные годы

В 1843 году молодой человек становится студентом Императорского Казанского университета , выбирает факультет восточных языков, однако, позже меняет специальность из-за низкой успеваемости и начинает заниматься юриспруденцией. Окончить курс не удается. Юный граф возвращается в свое имение с тем, чтобы стать настоящим фермером .

Но и здесь его подстерегает неудача: частые разъезды полностью отвлекают хозяина от важных дел поместья. Ведение своего дневника – единственное занятие, которое делалось с потрясающей скрупулёзностью: привычка, которая сохранилась на всю жизнь и стала фундаментом большинства будущих произведений.

Важно! Бездействовать долго горе-студент не стал. Дав уговорить себя брату, пошел служить юнкером на юг, после чего, пробыв в кавказских горах какое-то время, получил перевод в Севастополь. Там с ноября 1854 по август 1855 года юный граф участвовал в .

Раннее творчество

Богатый опыт, приобретенный на полях сражений, а также в эпоху юнкерства, подтолкнул будущего писателя к созданию первых литературных произведений . Еще в годы службы юнкером, обладая большим количеством свободного времени, граф начинает работать над своей первой автобиографической повестью «Детство».

Природная наблюдательность, особое чутье ярко отразились в стиле: автор писал о том, что было близко, понятно не только ему одному. Жизнь и творчество сливаются воедино.

В повести «Детство» каждый мальчик или молодой человек узнал бы себя. Первоначально повесть была рассказом и публиковалась в журнале «Современник» в 1852 году . Примечательно, что уже первый рассказ был великолепно принят критиками, и юного беллетриста сравнили с Тургеневым, Островским и Гончаровым , что уже было настоящим признанием. Все эти мастера слова уже были довольно известны и любимы народом.

Какие произведения написал Лев Толстой в то время?

Молодой граф, почувствовав, что, наконец, нашел свое призвание, продолжает работу. Из-под пера один за другим выходят блестящие рассказы, повести, которые вмиг становятся популярными благодаря самобытности и потрясающему реалистическому подходу к действительности: «Казаки» (1852), «Отрочество» (1854), «Севастопольские рассказы» (1854 – 1855), «Юность» (1857).

В литературный мир стремительно врывается новый писатель Лев Толстой , который поражает воображение читателя детализированными подробностями, не скрывает правду и применяет новую технику письма: второй сборник «Севастопольских рассказов» написан от лица солдат, чтобы еще больше приблизить повествование к читателю. Молодой автор не боится открыто, откровенно писать об ужасах и противоречиях войны. Персонажи — не герои с картин и полотен художников, а простые люди, которые способны совершать настоящие подвиги ради спасения жизней других.

Принадлежать к какому-то ни было литературному течению или быть сторонником конкретной философской школы Лев Николаевич отказался, объявив себя анархистом . Позже мастер слова в ходе религиозного поиска встанет на нужный путь, а пока перед молодым, успешным гением лежал весь мир, и быть одним из многих не хотелось.

Семейное положение

В Россию, где жил и родился, Толстой возвращается после разгульной поездки по Парижу без единого гроша в кармане. Здесь состоялась женитьба на Софье Андреевне Берс , дочери врача. Эта женщина была главной сподвижницей в жизни Толстого, стала ему опорой до самого конца.

Софья выражала готовность быть секретарем, женой, матерью его детей, подругой и даже уборщицей, хотя имение, для которого слуги были обычным делом, всегда содержалось в образцовом порядке.

Графский титул постоянно обязывал домочадцев соблюдать определенный статус. Со временем муж с женой разошлись в религиозных взглядах: Софья не понимала и не принимала попытки любимого человека создать свое философское вероучение и следовать ему.

Внимание! Только старшая дочь писателя Александра поддерживала начинания отца: в 1910 году они вместе совершили паломническую поездку. Другие дети обожали папу, как великолепного рассказчика, хотя и довольно строгого родителя.

По воспоминаниям потомков, отец мог выбранить маленького пакостника, но уже через мгновение посадить к себе на колени, пожалеть, на ходу сочиняя занятную историю. В литературном арсенале знаменитого реалиста есть много детских произведений, рекомендованных к изучению в дошкольном и младшем школьном возрасте – это «Книга для чтения» и «Азбука». В первом произведении собраны рассказы Л.Н. Толстого для 4 класса школы, которая была организована в имении Ясная Поляна.

Сколько детей было у Льва и Софьи? Всего родилось 13 детей , трое из которых умерли во младенчестве.

Зрелость и творческий расцвет писателя

С тридцатидвухлетнего возраста у Толстого начинается работа над его главным произведением – романом-эпопеей Первую часть опубликовали в 1865 году в журнале «Русский вестник», а в 1869 году свет увидела окончательная редакция эпопеи. Большая часть 1860-х годов была посвящена этому монументальному труду, который граф неоднократно переписывал, исправлял, дополнял, а в конце жизни настолько устал от него, что назвал «Войну и мир» — «многословной дребеденью». Роман написан в Ясной Поляне.

Произведение, длиною в четыре тома, получилось, поистине, уникальным. Какие преимущества его отличают? Это прежде всего:

  • историческая правдивость;
  • действие в романе как реалистичных, так и вымышленных персонажей, число которых перевалило за тысячу по подсчетам филологов;
  • вкрапление в канву сюжета трех исторических эссе о законах истории; точность в описании быта и повседневности.

Это основа романа – путь человека, его положение и смысл жизни складывается именно из этих обыденных поступков.

После успеха военно-исторической эпопеи автор начинает работать над романом «Анна Каренина» , взяв за основу многое из своей автобиографии. В частности, отношения Китти и Левина – это частичные воспоминания жизни самого автора с женой Софьей, некая краткая биография писателя, а также отражение канвы реальных событий русско-турецкой войны.

Роман публиковался в 1875 — 1877 году, и почти сразу стал самым обсуждаемым литературным событием того времени. История Анны, написанная с поразительной теплотой, вниманием к женской психологии, произвела фурор. До него только Островский в своих поэмах обращался к женской душе и раскрывал богатый внутренний мир прекрасной половины человечества . Естественно, высокие гонорары за произведение не заставили себя ждать, ведь каждый образованный человек читал «Каренину» Толстого. После выхода этого достаточно светского романа, автор совсем не радовался, а находился в постоянных душевных терзаниях.

Смена мировоззрения и поздние литературные успехи

Многие годы жизни были посвящены поиску смысла жизни , что и привело писателя к православной вере, однако, этот шаг лишь запутывает графа. Лев Николаевич видит в церковной диаспоре коррупцию, полное подчинение личным убеждениям, что не соответствует тому вероучению, которого жаждала его душа.

Внимание! Лев Толстой становится вероотступником и даже издает обличительный журнал «Посредник» (1883), из-за которого его отлучают от церкви и обвиняют в «ереси».

Однако Лев не останавливается на этом и пытается идти по пути очищения, делая достаточно смелые шаги. Например, раздает все свое имущество бедным , чему категорически воспротивилась Софья Андреевна. Муж неохотно переписал на нее все имущество и отдал авторские права на произведения, а поисков своего предназначения все же не бросил.

Данный период творчества характеризуется огромным религиозным подъемом – создаются трактаты и нравственные рассказы. Какие же произведения с религиозным подтекстом написал автор? Среди самых успешных работ в период с 1880 по 1990 годы были:

  • повесть «Смерть Ивана Ильича» (1886), описывающая человека при смерти, который пытается понять и осмыслить свою «пустую» жизнь;
  • повесть «Отец Сергий» (1898), направленная на критику своих же религиозных исканий;
  • роман «Воскресение», повествующий о моральной боли Катюши Масловой и путях ее нравственного очищения.

Завершение жизненного пути

Написав за свою жизнь множество произведений, граф предстал перед современниками и потомками сильным религиозным лидером и духовным наставником, таким, как Махатма Ганди, с которым вел переписку. Жизнь и творчество писателя пронизывает идея о том, что необходимо ежечасно сопротивляться злу всеми силами своей души , при этом демонстрируя смирение и сберегая тысячи жизней. Мастер слова сделался настоящим учителем среди заблудших душ. Устраивались целые паломнические поездки в имение Ясная Поляна, ученики великого Толстого приезжали «познавать себя», часами напролет слушая своего идейного гуру, которым литератор стал на склоне лет.

Автор-наставник принимал каждого, кто приходил с проблемами вопросами и чаяниями души, готов был раздать свои сбережения и приютить странников на любой срок. К сожалению, это повышало градус напряженности в отношениях с женой Софьей и, в конце концов, вылилось в нежелание великого реалиста жить в своем доме . Вместе с дочерью Лев Николаевич отправился в паломничество по России, желая путешествовать инкогнито, но часто это было безрезультатно – их узнавали везде.

Где умер Лев Николаевич? Ноябрь 1910 года стал для писателя роковым: уже будучи больным, он остановился в домике начальника железнодорожной станции, где и умер 20 ноября. Лев Николаевич был настоящим кумиром. Во время похорон этого, поистине, народного писателя, по воспоминаниям современников, люди плакали навзрыд и шли за гробом многотысячной толпой. Людей было так много, словно хоронили царя.

Краткая биография Л. Н. Толстого

Лев Толстой. Краткая биография.

Вывод

Рассказ о жизни и творчестве Льва Толстого можно вести бесконечно, об этом написано множество монографий. Романы писателя до сих пор остаются эталоном литературного искусства, а военная эпопея «Война и мир» вошла в золотую коллекцию величайших произведений мира. Лев Николаевич стал первым писателем, который обратил внимание на глубины человеческого подсознания, неосознанные и утонченные мотивы характера, а также на великую роль повседневности, определяющей всю сущность личности.




Top