Юрий казаков интересные факты из жизни. Интересные факты из жизни и биографии юрия казакова

Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве в семье рабочего Павла Гавриловича Казакова, выходца из крестьян Смоленской губернии. Детство и юность Юрия прошли на Арбате. В 1933 году отца осудили за «нелояльные разговоры» и выслали из Москвы. После лагерей отец жил в г. Лузе Кировской области, трудился там на деревоперерабатывающем комбинате. Жить в Москве ему не разрешалось, вернулся в столицу Павел Гаврилович только после смерти Сталина, когда был реабилитирован.

Провожая в 1933-ем отца, шестилетний Юра (с его собственных слов) испугался овчарки и начал заикаться. Через тридцать лет, отвечая на вопрос журналистов, он говорил: «Я стал писателем, потому что был заикой. Заикался я очень сильно и еще больше этого стеснялся, дико страдал. И потому особенно хотел высказать на бумаге всё, что накопилось…».

В годы войны они с матерью откровенно голодали, все их заботы были - «о хлебе, одёже», о том, как обменять карточные талоны на продукты. Чтобы как-то помочь матери, Казакову не терпелось поскорее обрести самостоятельность, получить конкретную профессию, определиться при деле. После восьмого класса, в 1944 году, он поступил в московский Архитектурно-строительный техникум.

Военное отрочество, послевоенная юность – глухая, безрадостная полоса в биографии Казакова. Спасительной отдушиной обещала стать музыка. В 1942 году Казаков учился в музыкальной школе по классу виолончели. «Но так как заниматься музыкой я начал довольно поздно (с 15 лет) и пальцы мои были уже не столь гибки, то я, – рассказывал он, – скоро понял, что виртуозом-виолончелистом мне не стать, и перешел на контрабас, потому что контрабас вообще менее „технический“ инструмент, и тут я мог рассчитывать на успех».

В 1946 году Юрий поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных, которое окончил по классу контрабаса в 1951-ом и был принят в состав оркестра Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Играл редко, чаще подрабатывал на танцплощадках.

В наброске «Автобиографии» (1965), объясняя, что послужило для него первотолчком к писательству, Казаков говорил: «Я не помню сейчас, почему меня в одно прекрасное время потянуло вдруг к литературе. В свое время я окончил Музыкальное училище в Москве, года три играл в симфонических и джазовых оркестрах, но уже где-то между 1953 и 1954 годами стал все чаще подумывать о себе как о будущем писателе. Скорее всего, это случилось потому, что я, как, наверное, и каждый молодой человек, мечтал тогда о славе, об известности и т. п.»

Ранние литературные опыты Ю. П. Казакова относятся к 1949-1953 годам. Это стихотворения в прозе, рассказы «из американской жизни» и пьесы, в газете «Советский спорт» публиковали его очерки. В 1953 году Казаков поступил в Литературный институт им. А. М. Горького. В годы учёбы Юрий «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придётся, всё время смотрел, слушал и запоминал». Интерес к охоте появился у Казакова в те годы, когда он ездил к отцу в Лузу. Там охота служила им средством для добывания пропитания. Но охота была еще и поводом для свидания с природой. Природа настраивала Казакова на высокий философский лад, наводила на мысль о вечном торжестве-обновлении жизни и предельности всего живого.

Поиск ответов на «вечные вопросы» и потребность в творческом самоопределении в конце 50-х годов привели Юрия Казакова на Русский Север. Будучи студентом Литературного института, он отправился в командировку по следам Пришвина, путешествовавшего по Беломорью пятьдесят лет назад. «Впервые на Белое море я попал в 1956 году, – писал Юрий Павлович в очерке «Вот и опять Север». – Полтора месяца шел я побережьем от деревни к деревне,… где пешком, а где на карбасах и мотоботах… Так начался для меня Север… Я ездил на Белое море еще и еще, пока наконец не взялся за «Северный дневник». Сидя осенью в чудесной деревушке на Оке и дописывая последние главы «Дневника», я думал, что северные мои странствия – и открытия, и восторги, и печали – уже позади, но как же я заблуждался! Север не отпускал меня, а притягивал всё сильнее… География моих дальнейших поездок на Север все расширялась. Из каждой поездки я привозил 1-2 очерка… На Севере я иногда ловил с рыбаками рыбу, был на тюленьем промысле…».

Ю.Казаков подолгу жил в поморской деревне Лопшеньге, считал её самой красивой поморской деревней.

Гармония человека и природы, естественность чувств, особая атмосфера поморского уклада жизни, определяющаяся экстремальностью существования на границе моря и суши – всё это нашло отражение в ранних рассказах Казакова о Севере: «Никишкины тайны»(1957), «Поморка» (1957), «Арктур – гончий пес» (1957). В Архангельске были изданы его первые книги: «Тэдди» (1957) и «Манька» (1958).

Первые «поморские» рассказы Казакова несут на себе отпечаток того сильнейшего эмоционального впечатления, которое произвёл на него Север. Этим объясняется ощутимый порой налёт экзотичности, но этим же обусловлена и яркость восприятия, чистота и свежесть взгляда художника.

Если попытаться выделить то главное, что поразило молодого прозаика на Севере, то нужно назвать три в равной мере важные для него открытия: люди, язык и природа. «В этих краях каждое слово обживается веками», – скажет позднее Казаков. Именно на Севере Казаков понял ценность слова, здесь зародилась та повышенная чуткость к слову, которая отличает язык произведений писателя.

Что касается природы Севера, то она просто не могла не пленить такого щедро одарённого тонкостью восприятия художника, как Юрий Казаков, способного улавливать невидимые для другого взгляда переливы цвета и света, отмечать тончайшие живописные подробности окружающего мира. Мало сказать, что картины природы занимают в северных рассказах писателя заметное место; природа сливается с героем в одном общем состоянии, пейзаж делается средством психологической характеристики.

Огромное нравственное влияние оказали на Казакова характеры и судьбы северян, их мировоззрение и уклад жизни. «Месяца полтора ходил я по Северу, по Белому морю, жил по нескольку дней в разных деревнях, жадно расспрашивал каждого о чём придётся… пока не понял вдруг, что чуть не каждый человек, родившийся и выросший в суровом краю, – герой», – писал он позже в повести о Тыко Вылке, возвращаясь к своим первым впечатлениям от встречи с Севером. Это открытие не только повлияло на отношение писателя к людям, ставшим героями его книг, но и заставило строже спрашивать с себя.

Уже с первых публикаций Казакова стали называть мастером рассказа, рассказа необычного – музыкального и живописного, будто сотканного из звуков, цветов и запахов. Действие большинства его произведений происходит в маленьких городках центральной России, на берегах Оки, в селах и деревнях, на безымянных полустанках и, конечно же, на побережье Белого моря. Казаков впервые по-настоящему правдиво и наиболее художественно высветил людей, живущих на берегу Белого моря.

В 1958 году Юрия Казакова приняли в Союз писателей.

В рекомендации, которую дал Казакову Паустовский говорилось: «Сравнительно недавно, год назад, я впервые прочел рассказы Ю. Казакова и был поражен силой, мастерством и зрелостью тогда еще никому не известного писателя. Тем более я был поражен, узнав, что Казаков – студент Литературного института им. Горького и человек еще совсем молодой. Достаточно прочесть два-три рассказа Ю. Казакова, чтобы стало ясно, какой талантливый, зоркий и умный писатель вошел в нашу литературу. Поэтому в данном случае я считаю излишним углубляться в разбор произведений Казакова. Они сами говорят за себя. Одно могу сказать – писатели старшего поколения должны быть счастливы таким взыскательным к себе и одаренным преемником, каким является Ю. Казаков…»

С Константином Георгиевичем Паустовским Юрий Казаков познакомился весной 1957 года в Дубултах. Характер их взаимоотношений определился сразу: Казаков, что называется, влюбился в мудрого, всеведущего писателя. В письмах к нему Казаков исповедовался, у него искал понимания и поддержки. Ему посвятил самое лирическое своё эссе «Поедемте в Лопшеньгу».

В 1959 году в Москве был издан сборник рассказов «На полустанке», который автор считал своей первой полновесной книгой.

В 60-е годы Юрий Казаков много путешествовал, побывал в Архангельске, Мурманске, Мезени, Пинеге, Нарьян-Маре, Карелии, на побережьях Баренцева и Карского морей, посетил Соловки. В результате этих путешествий на свет появился «Северный дневник» – книга очерков, ставшая главной книгой Казакова о Беломорье. Первая часть её была написана в 1960-ом, а последний из вошедших в неё очерков – в 1972-ом году. В «Северном дневнике» писатель выразил особое отношение к Русскому Северу, воспетому Степаном Писаховым и Борисом Шергиным, как к последнему оплоту истинно русской, народной жизни, не загубленной реформами и прогрессом.

Одна из глав «Северного дневника» – «И родился я на Новой Земле» – посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Позже на её основе была написана очерковая повесть «Мальчик из снежной ямы» («Новый мир», 1983), где писатель, рассказывая о Тыко Вылке, повествует о себе, своих странствиях по Северу и сам становится героем произведения.

В «Северном дневнике» немало страниц отведено городу Архангельску, который был для писателя самым лучшим среди городов Русского Севера. О поездке в город на Двине Юрий Казаков писал в своей автобиографии: «Вечер. Молодая луна. Уезжал в Архангельск, и вся весна прошла без меня…». К этому городу писатель обращается в своих письмах и заметках. Архангельску посвящен очерк «Четыре времени года» (Ода Архангельску). «Я бывал в Архангельске во все времена года,… и каждый раз испытывал глухое мощное и постоянное волнение при мысли об истории этого города…», – писал Юрий Павлович. «Мне кажется, Казаков… понял душу старинного северного портового города», – заметил о писателе литературный критик Ал. Михайлов.

В статье «Волшебник слова», которая была опубликована в журнале «Литература и жизнь» в 1959 году Юрий Казаков описал свою встречу с архангельским сказочником С. Г. Писаховым: «В Архангельске я пошел к Степану Григорьевичу Писахову… Вышел – маленький, с желтыми усами книзу, страшными бровями, с длинными густыми волосами – помор, поэт и художник… Он ввел меня к себе, сразу заговорил, засмеялся, стал необычайно привлекательным». «Если скандинавы открыли всему миру свой Север, – писал Юрий Павлович в этой статье, – то наш русский Север – Белое море, побережье Кольского полуострова, острова в Ледовитом океане – поэтически еще, к сожалению, мало тронут. Мало, мало поэтов видели наш Север: Пришвин, Шергин,… и тем дороже должно быть всем нам творчество Писахова». Позднее, в 1966 году, Юрий Казаков предложил назвать одну из улиц Архангельска именем северного сказочника.

Встреча с Севером была важным событием в жизни писателя. Спустя десятилетия он сказал об этом так: «В жизни каждого человека есть момент, когда он всерьез начинает быть. У меня это случилось на берегу Белого моря».

Помимо Русского Севера Юрий Казаков побывал на Псковщине и в устье Дуная, в Закарпатье и в Казахстане. Раз за разом, легкий на ногу, срывался Казаков из Москвы, забирался в глухомань – страсть к охоте провоцировала его на добровольные скитания. Неудивительно, что и рассказы его, эмоционально и ситуативно, основывались зачастую на дорожных впечатлениях, да и рождались нередко в поездках. «Поехал на Волгу, в Городец – написал два рассказа, поехал на Смоленщину – три, поехал на Оку – два, и так далее», – вспоминал позже Казаков.

Хождение по лесам, берегам морей, рек, озёр давали Юрию Казакову жизненную силу для выживания, ту искру восторга перед жизнью, которая затухала в повседневности литературных дрязг, неустроенности быта, нестерпимо долгого ожидания места в печатном органе, критических гадостей, которых хватало.

Писатель подолгу жил в центральной России, любил красоту среднерусской равнины, Оку и Тарусу. В альманахе «Тарусские страницы» за 1961 год он опубликовал рассказы «В город» (1960), «Ни стуку, ни грюку» (1960), «Запах хлеба» (1961), в которых одним из первых поднял тему ухода крестьянина из деревни. Подобно исчезающей деревне, как «уходящий объект» Юрий Казаков воспринимал и природу. Традиционный охотничий рассказ он возвысил до философской новеллы («Плачу и рыдаю», 1963), рассуждая о величии жизни и смерти, об ответственности человека за все живое.

Юрию Казакову довелось побывать и за границей: он посетил Болгарию, Румынию, Германию, Францию. Его ценили и печатали за рубежом. В 1962 году в Париже писателю присудили премию за лучшую книгу года, переведенную на французский язык, в 1970-ом в Италии он был удостоен Дантовской премии за выдающийся вклад в развитие современной литературы. Незабываемой стала поездка во Францию весной 1967 года, во время которой Казаков встретился с Б. Зайцевым, Г. Адамовичем и другими писателями-эмигрантами «первой волны». Тогда же начал собирать материалы для книги о Бунине. Книга, к сожалению, не была написана.

В 70-х годах Юрий Казаков подолгу не печатался. В литературных кругах поговаривали, что он исписался… Однако в последних рассказах – «Свечечка» (1973) и «Во сне я горько плакал» (1977) – Казаков явил такое зрелое мастерство словесной живописи, такой дар проникновения в святая святых человеческих душ, какие соизмеримы с высотами мировой литературы.

Писателя постоянно волновала и притягивала первооснова жизни, её глубинная, властная сила, проявляющаяся не в «социуме», не в недрах «сегодняшнего дня», а в постижении человеческой природной натуры, лучше всего видной в ярком свете «вечных» проблем: труд, любовь, обретение счастья и его хрупкость… «Мне кажется, – размышлял исследователь творческого наследия писателя И. Штокман, – что Казаков настойчиво, из рассказа в рассказ, был занят поисками земли обетованной для души человеческой, поисками надёжного и верного её прибежища… Он очень хотел найти для своих героев ту ситуацию, ту внутреннюю атмосферу, в которой их чувству дышалось бы широко и вольно».

Последние годы Ю. Казаков провел на своей даче в подмосковном Абрамцеве, работая над переводом романа-трилогии «Кровь и пот» А. Нурпеисова. Сочинял детские рассказы для журнала «Мурзилка», в редколлегии которого состоял. В качестве сценариста участвовал в постановке двухсерийной картины «Великий самоед» (1982) о Тыко Вылке.

Последняя книга Юрия Казакова «Поедемте в Лопшеньгу», в составлении которой он сам участвовал, объединила рассказы, очерки и литературные заметки разных лет. Вышла она уже после смерти писателя.

Юрия Павловича Казакова не стало, когда ему было всего 55 лет, он скончался 29 ноября 1982 года в подмосковном госпитале от кровоизлияния в мозг. Похоронен на Ваганьковском кладбище. На гражданской панихиде в Малом зале ЦДЛ северянин Фёдор Абрамов первым сказал: «Мы все должны понимать, что сегодня происходит. Умер классик!»

При жизни Казакова было издано 10 сборников его рассказов. Многим читателям полюбились его эссе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, Писахове и др. Писал он и детские рассказы, книги для маленьких читателей («Тропики на печке» (1962), «Красная птица» (1963) и др.)

В 1986 году вышел посмертный сборник Юрия Казакова «Две ночи» – последняя, в сущности, новая книга писателя. Наряду с законченными произведениями сборник включил наброски рассказов и повести, давшей название сборнику, автобиографические и путевые заметки, выдержки из дневников и записных книжек, литературно-критические выступления писателя.

Произведения Казакова вошли в школьные программы и хрестоматии, переведены на многие языки мира. Журнал «Новый мир» в 2000 году учредил ежегодную премию имени Казакова за рассказ, написанный на русском языке и напечатанный на территории России. На Арбате, на доме № 30, в феврале 2008 года установили памятную мемориальную доску. В этом доме он рос с трех лет, на крыше этого дома помогал взрослым тушить зажигалки в 1941-ом, здесь в один из налетов на Москву его контузило взрывной волной, здесь, на Арбате, он написал свои первые рассказы…

В августе 2015 году в поморском селе Лопшеньга Архангельской области прошли первые литературные чтения «Поедемте в Лопшеньгу!»; на доме, где он останавливался, появилась мемориальная табличка.

В очерке-монологе «О мужестве писателя» Юрий Казаков написал: «У тебя нет власти перестроить мир, как ты хочешь, как нет её ни у кого в отдельности. Но у тебя есть твоя правда и твоё слово. И ты должен быть трижды мужествен, чтобы, несмотря на твои несчастья, неудачи и срывы, всё-таки нести людям радость и говорить без конца, что жизнь должна быть лучше».

Казаков Юрий Павлович (1927–1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести Две ночи (др. назв. Разлучение душ), которую он писал в 1960–1970-е годы.

Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.

Я не хочу быть «вторым Буниным», я хочу быть первым Казаковым!

Казаков Юрий Павлович

В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.

Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – Голубое и зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга Арктур – гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.

Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы Тэдди (1956) и Арктур – гончий пес (1957), главными героями которых являются животные – сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур. Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности И.Бунина, о котором он хотел написать книгу и о чем беседовал с Б.Зайцевым и Г.Адамовичем во время поездки в Париж в 1967.

Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа – со всеми вытекающими отсюда последствиями…

Казаков Юрий Павлович

Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 в набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах. Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях – например, в рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963), Проклятый Север (1964) и многих других.

Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков Северный дневник (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов». В рассказе о жизни рыбаков Нестор и Кир (1961) и др., вошедших в Северный дневник, проявилось характерное для прозы Казакова сочетание фактурной точности и художественного переосмысления описываемых событий. Последняя глава Северного дневника посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал о нем повесть Мальчик из снежной ямы (1972–1976) и сценарий фильма Великий самоед (1980).

Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты горько плакал (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын.

Необходима постановка важных вопросов: счастье и его природа, страдания и преодоление их, нравственный долг перед народом, любовь, осмысление самого себя, отношение к труду, живучесть грязных инстинктов…

Казаков Юрий Павлович

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: По дороге (1961), Голубое и зеленое (1963), Двое в декабре (1966), Осень в дубовых лесах (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге К.Паустовском Поедемте в Лопшеньгу (1977). В переводе на русский язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан роман казахского писателя А.Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал мало, большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя были изданы в книге Две ночи (1986).

Юрий Павлович Казаков - фото

Юрий Павлович Казаков - цитаты

Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве. Долгое время жил на Арбате. Его отец Павел Гаврилович и мать Устинья Андреевна смолоду перебрались в столицу со Смоленщины. Отец, рабочий-плотник, в 1933 был осужден за «нелояльные разговоры» и несколько лет провел в ссылке. Мать нянчила детей в чужих семьях, работала подсобницей на заводе, выучилась на медсестру. Военная Москва, бомбежки, гибель людей на улицах, нищета - главные впечатления детства, нашедшие отражение в неоконченной повести «Две ночи» (1962-1965 ).

С 15 лет Казаков пристрастился к музыке. После 8-го класса средней школы поступал в архитектурно-строительный техникум, потом окончил Музыкальное училище им. Гнесиных (1951 ) по классу контрабаса. Играл в джазовых и симфонических оркестрах; подрабатывал в газетах.

Ранние литературные опыты Казаков - сохранившиеся в архиве стих, в прозе, короткие пьесы, очерки для газеты «Советский спорт» и рассказы «из иностранной жизни» - относятся к 1949-53 . Первой публикацией Казакова стала одноактная пьеса «Новый станок» в «Сборник пьес для кружков художественной самодеятельности» (М., 1952 ), первый напечатанный рассказ - «Обиженный полисмен» (Московский комсомолец. 1953 . 17 янв.). С поступлением в Литературный институт им. М. Горького (1953 ) Казаков всерьез обращается к прозе.

В рассказах 1956-1958 , появившихся в журнале «Октябрь», «Знамя», «Москва», «Молодая гвардия» и сразу замеченных критикой и читателями, он заявил о себе как уже сложившийся мастер.

В 1958 Казаков защитил диплом и был принят в СП (с рекомендациями В. Пановой и К. Паустовского).

В 1959 в Москве был издан сборник рассказов «На полустанке», который автор считал своей первой полновесной книгой после двух книжечек: «Тедди» (1957 ) и «Манька» (1958 ), выпущенных в Архангельске.

Казаков пришел в литературу на волне общественных иллюзий второй половины 1950-х, в период «оттепели», став представительной фигурой поколения «шестидесятников». Он придерживался позиции принципиального традиционалиста: воспринимал современника как продолжателя вековой историко-культурной эволюции, уповал на христианские идеалы, интересовался живой стариной больше, чем сомнительной новью, за что неоднократно подвергался нападкам официозной критики. Казакова обвиняли в идеализации прошлого, в «нытье» и бездумном эпигонстве, упрекали за преклонение перед эмигрантом И. Буниным (покорившим молодого писателя «ястребиным видением человека и природы»), за интерес к К. Гамсуну и Э. Хемингуэю. Между тем Казаков не только перенимал у классиков пластику слова, учился языку, но и наследовал их духовную проблематику, чувствуя нерасторжимое родство с Лермонтовым (о нем написал рассказ «Звон брегета», 1959 ) и Л.Толстым, с Буниным, Чеховым и Пришвиным.

Показателен юный герой рассказа «Голубое и зеленое» (1956 ), лирический двойник автора, первый в ряду наивных московских мечтателей, грезивших охотой и путешествиями. Со столкновения подобных героев («Некрасивая», 1956 ; «Ни стуку, ни грюку», 1960 ; «Легкая жизнь», 1962 ) с их прагматичными деревенскими сверстниками начинается постижение писателем парадоксов русского характера. Инфантильные горожане и грубые сельские парни отличались темпераментом и внешней повадкой, но их соперничество имело глубокие социально-исторические корни: конфликт между ними касался взгляда на природу и предназначение человека.

Поиск ответов на «вечные вопросы» веры и совести, потребность в творческом самоопределении привели Казакова на Русский Север. Еще мальчишкой в конце 1940-х он попал впервые в вятскую деревню (в тех краях отбывал ссылку его отец) и сразу влюбился в стародавние избушки и «мужика с лукошком» - «пришельца из бунинского века», а уже студентом Литературного института (1956 ) отправился в командировку по следам Пришвина, бродившего по Беломорью 50 лет назад. Там, вкусив вольной лесной жизни и окунувшись в поток натуральной живой речи, молодой писатель, по его словам, «родился второй раз». Дикая природа, цельные, под стать ей люди, суровый поморский быт в первых северных рассказах Казакова («Никишкины тайны», 1957 ; «Поморка», 1957 ; «Арктур - гончий пес», 1957 ; «Манька», 1958 ) увидены зорким неравнодушным взглядом, их пронизывает ощущение прозрачной временной бездонности.

Позднее маршруты писателя пролегли по Кольскому полуострову, Карелии и Двине, вдоль побережья Ледовитого океана, через Мурманск, Архангельск, Мезень, Нарьян-Мар, Соловки. В результате сложился «Северный дневник» - книга, которую Казаков пополнял очередными главами более 10 лет (1960-1972 ). Путевые впечатления, пейзажи, портреты рыбаков и охотников спаяны здесь с лирическими воспоминаниями и экскурсами в историю.

Писатель словно погружался внутрь исторического времени и убеждался: вековечный крестьянский уклад, опиравшийся на старозаконную веру, православные обычаи и частную собственность, терпит на Русском Севере крах. Его удручали драматические судьбы поморов («Нестор и Кир», 1961 ), тяготило чувство вины за порядки, уничтожавшие честных тружеников. Было стыдно наблюдать загаженные руины старинного монастыря, превращенного в 1920-е в концлагерь, а потом разрушенного («Соловецкие мечтания», 1966 ). Поэзия вечности вместе с жестокой правдой современности взывала к бережному сохранению культуры. Среди персонажей «Северного дневника» - сказочник С.Писахов и «дикарь XX века», национальный герой ненцев, художник Тыко Вылка (о нем Казаков написал позже, в 1972-1976 , повесть «Мальчик из снежной ямы»).

Противостояние недоступного в своей идеальной чистоте Севера и срединной, обжитой России определяет сюжеты многих казаковских рассказов, в т.ч. и рассказов о любви. Страсть - неотъемлемое качество таланта Казакова. И любовь к женщине сопряжена с приливом энергии и вдохновения, становясь побудительным импульсом к творчеству и принося житейский покой в жертву «тайне своего самоосуществления» («Осень в дубовых лесах», 1961 ; «Адам и Ева», 1962 ). Любовь у Казакова, яростная («Манька»), мечтательная («Голубое и зеленое»), вовсе несостоявшаяся («Ночлег», 1963 ),- ранима, требовательна и щедра. И непутевый бакенщик Егор («Тра-ли-вали», 1959 ), и его антипод, интеллигент-москвич («Двое в декабре», 1962 ), каждый по-своему обретает душевное равновесие, когда возле них оказываются преданно любящие женщины.

К центральной России, Оке и Тарусе (там он подолгу живал) Казаков был привязан еще крепче, чем к Северу. Красота среднерусской равнины, человек на земле и здесь давали писателю повод для творческих раздумий. В альманахе «Тарусские страницы» (Калуга, 1961 ) он напечатал рассказы «В город» (1960 ), «Ни стуку, ни грюку» (1960 ), «Запах хлеба» (1961 ), где одним из первых в те годы, предвосхищая «деревенскую прозу», поднял тему ухода крестьянина из деревни. Бросая родительский кров, его неутешные герои убегали на сибирские стройки («По дороге», 1960 ), прельщались «легкой жизнью» и городскими соблазнами, будучи не в состоянии понять истинную причину своей тоски. Трагедия беспаспортного сельского жителя, измученного произволом властей, виделась Казакову зловещим симптомом духовного обнищания страны.

И природа, подобно исчезающей деревне, воспринималась Казаковым как «уходящий объект». Традиционный охотничий рассказ он возвысил до философской новеллы («Плачу и рыдаю», 1963 ) - о величии жизни и смерти, об ответственности человека за будущее всего живого на земле, в том числе и за самого себя. Прозорливое художественное зрение Казаков предполагало и возможность взгляда «из природы»: глазами леса, медведя, гончего пса. Этот взгляд требовал мудрости и сострадания, отзываясь в казаковских рассказах провидчески щемящей нотой покаяния («Белуха», 1963-1972 ).

В 1960-х Казаков много путешествовал. Помимо Арктики, бывал на Псковщине («В первый раз попал я в Печеры...», 1962) , в Прибалтике и Закарпатье, в Сибири и Казахстане. Довелось ему посетить ГДР, Румынию, Болгарию. За рубежом его охотно печатали: в Англии и Дании, Индии и Югославии, Испании и Голландии, Швейцарии и США. В Париже присудили премию за лучшую книгу года, переведенную на французский язык. (1962 ), в Италии удостоили Дантовской премии (1970 ). Незабываемой стала поездка во Францию весной 1967 , там Казаков собирал материалы для книги о Бунине, встречался с Б. Зайцевым, Г. Адамовичем и др. писателями-эмигрантами «первой волны».

В 1968 Казаков прочно обосновался в подмосковном Абрамцеве.

В 1970-х печатался мало, но два рассказа - «Свечечка» (1973 ) и «Во сне ты горько плакал» (1977 ) - убедительно свидетельствовали о неувядаемости его таланта. Тема дома и бездомья, чувство семейного рода, уязвленное драмами минувших десятилетий, отличает эти классически строгие рассказы, представляющие собой «разговор двух душ» - отца и сына. Загадка младенчества и поиск истины на границе жизни и смерти, фатальность судьбы и спасительность веры, единство отца и сына как условие бессмертия нации, народа и человечества - эти вечные проблемы поднял Казаков в своих скорбных и мажорных рассказах.

Казаковский «роман рассказчика» остался незавершенным. Однако ресурсы «внутренней биографии» писателя не были исчерпаны. Эволюция казаковского лирического героя прослеживается не только по книгам («По дороге», 1961 ; «Голубое и зеленое», 1963 ; «Запах хлеба», 1965 ; «Двое в декабре», 1966 ; «Во сне ты горько плакал», 1977 ), но и по замыслам, оставшимся в набросках («Разлучение душ», «Ангел небесный», «Старый дом», «Девятый круг», «Смерть, где жало твое?» и др.). Большинство своих рассказов Казаков написал на исходе 1950-х - вплоть до середины 1960-х, их хронология часто не совпадала с последовательностью публикаций. Фрагменты, включенные в посмертный сборник «Две ночи» (1986 ), существенно корректируют общую картину казаковского творческого пути.

Ю́рий Па́влович Казако́в (8 августа , Москва - 29 ноября , Москва) - русский советский писатель. Один из крупнейших представителей советской новеллистики .

Биография

Весной 1967 года Казаков ездил во Францию собирать материалы для задуманной книги о своём любимом писателе - Иване Бунине . Он встречался с Б. Зайцевым , Г. Адамовичем и другими людьми, которые близко знали нобелевского лауреата.

Лучшие рассказы Казакова были переведены на основные языки Европы, в Италии ему была присуждена Дантовская премия (1970). Гонорар от перевода трилогии А. К. Нурпеисова «Кровь и пот» позволил Казакову приобрести дачу в Абрамцеве , ставшую его постоянным домом.

В 1969 году выходит сборник рассказов «Осень в дубовых лесах», в 1970-е - знаменитые рассказы «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал», построенные в качестве лирического монолога отца, обращённого к маленькому сынишке.

В последнее десятилетие жизни Казаков писал мало и ещё реже печатался. По словам Ю. М. Нагибина , его «будто нарочно выдерживали в абрамцевской запойной тьме» :

Казалось, он сознательно шел к скорому концу. Он выгнал жену, без сожаления отдал ей сына, о котором так дивно писал, похоронил отца, ездившего по его поручениям на самодельном мопеде. С ним оставалась лишь слепая, полуневменяемая мать.

Память

Сочинения

Экранизации

  • - «Любить » (реж. Михаил Калик). Одна из новелл по мотивам рассказа «Осень в дубовых лесах».
  • - «Король Манежа » (реж. Юрий Чулюкин). По рассказу «Тедди».
  • - «Голубое и зелёное » (реж. Виктор Гресь).
  • - «Великий самоед » (реж. Аркадий Кордон). Казаков выступил соавтором сценария
  • - «На полустанке » (реж. Тамара Павлюченко). Экранизация одноимённого рассказа.
  • - «Арктур - гончий пёс » (реж. Галина Самойлова) . Телеспектакль.
  • - «Послушай, не идёт ли дождь… » (реж. Аркадий Кордон). Биографический фильм.

Библиография

  • Кузьмичёв И. . - Л. : Советский писатель, 1986. - 272 с.
  • Кузьмичёв И. . - СПб: Союз писателей Санкт-Петербурга, 2012. - 536 с.

Напишите отзыв о статье "Казаков, Юрий Павлович"

Примечания

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Казаков, Юрий Павлович

4 го октября утром Кутузов подписал диспозицию. Толь прочел ее Ермолову, предлагая ему заняться дальнейшими распоряжениями.
– Хорошо, хорошо, мне теперь некогда, – сказал Ермолов и вышел из избы. Диспозиция, составленная Толем, была очень хорошая. Так же, как и в аустерлицкой диспозиции, было написано, хотя и не по немецки:
«Die erste Colonne marschiert [Первая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то, die zweite Colonne marschiert [вторая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то» и т. д. И все эти колонны на бумаге приходили в назначенное время в свое место и уничтожали неприятеля. Все было, как и во всех диспозициях, прекрасно придумано, и, как и по всем диспозициям, ни одна колонна не пришла в свое время и на свое место.
Когда диспозиция была готова в должном количестве экземпляров, был призван офицер и послан к Ермолову, чтобы передать ему бумаги для исполнения. Молодой кавалергардский офицер, ординарец Кутузова, довольный важностью данного ему поручения, отправился на квартиру Ермолова.
– Уехали, – отвечал денщик Ермолова. Кавалергардский офицер пошел к генералу, у которого часто бывал Ермолов.
– Нет, и генерала нет.
Кавалергардский офицер, сев верхом, поехал к другому.
– Нет, уехали.
«Как бы мне не отвечать за промедление! Вот досада!» – думал офицер. Он объездил весь лагерь. Кто говорил, что видели, как Ермолов проехал с другими генералами куда то, кто говорил, что он, верно, опять дома. Офицер, не обедая, искал до шести часов вечера. Нигде Ермолова не было и никто не знал, где он был. Офицер наскоро перекусил у товарища и поехал опять в авангард к Милорадовичу. Милорадовича не было тоже дома, но тут ему сказали, что Милорадович на балу у генерала Кикина, что, должно быть, и Ермолов там.
– Да где же это?
– А вон, в Ечкине, – сказал казачий офицер, указывая на далекий помещичий дом.
– Да как же там, за цепью?
– Выслали два полка наших в цепь, там нынче такой кутеж идет, беда! Две музыки, три хора песенников.
Офицер поехал за цепь к Ечкину. Издалека еще, подъезжая к дому, он услыхал дружные, веселые звуки плясовой солдатской песни.
«Во олузя а ах… во олузях!..» – с присвистом и с торбаном слышалось ему, изредка заглушаемое криком голосов. Офицеру и весело стало на душе от этих звуков, но вместе с тем и страшно за то, что он виноват, так долго не передав важного, порученного ему приказания. Был уже девятый час. Он слез с лошади и вошел на крыльцо и в переднюю большого, сохранившегося в целости помещичьего дома, находившегося между русских и французов. В буфетной и в передней суетились лакеи с винами и яствами. Под окнами стояли песенники. Офицера ввели в дверь, и он увидал вдруг всех вместе важнейших генералов армии, в том числе и большую, заметную фигуру Ермолова. Все генералы были в расстегнутых сюртуках, с красными, оживленными лицами и громко смеялись, стоя полукругом. В середине залы красивый невысокий генерал с красным лицом бойко и ловко выделывал трепака.
– Ха, ха, ха! Ай да Николай Иванович! ха, ха, ха!..
Офицер чувствовал, что, входя в эту минуту с важным приказанием, он делается вдвойне виноват, и он хотел подождать; но один из генералов увидал его и, узнав, зачем он, сказал Ермолову. Ермолов с нахмуренным лицом вышел к офицеру и, выслушав, взял от него бумагу, ничего не сказав ему.
– Ты думаешь, это нечаянно он уехал? – сказал в этот вечер штабный товарищ кавалергардскому офицеру про Ермолова. – Это штуки, это все нарочно. Коновницына подкатить. Посмотри, завтра каша какая будет!

На другой день, рано утром, дряхлый Кутузов встал, помолился богу, оделся и с неприятным сознанием того, что он должен руководить сражением, которого он не одобрял, сел в коляску и выехал из Леташевки, в пяти верстах позади Тарутина, к тому месту, где должны были быть собраны наступающие колонны. Кутузов ехал, засыпая и просыпаясь и прислушиваясь, нет ли справа выстрелов, не начиналось ли дело? Но все еще было тихо. Только начинался рассвет сырого и пасмурного осеннего дня. Подъезжая к Тарутину, Кутузов заметил кавалеристов, ведших на водопой лошадей через дорогу, по которой ехала коляска. Кутузов присмотрелся к ним, остановил коляску и спросил, какого полка? Кавалеристы были из той колонны, которая должна была быть уже далеко впереди в засаде. «Ошибка, может быть», – подумал старый главнокомандующий. Но, проехав еще дальше, Кутузов увидал пехотные полки, ружья в козлах, солдат за кашей и с дровами, в подштанниках. Позвали офицера. Офицер доложил, что никакого приказания о выступлении не было.
– Как не бы… – начал Кутузов, но тотчас же замолчал и приказал позвать к себе старшего офицера. Вылезши из коляски, опустив голову и тяжело дыша, молча ожидая, ходил он взад и вперед. Когда явился потребованный офицер генерального штаба Эйхен, Кутузов побагровел не оттого, что этот офицер был виною ошибки, но оттого, что он был достойный предмет для выражения гнева. И, трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева, он напустился на Эйхена, угрожая руками, крича и ругаясь площадными словами. Другой подвернувшийся, капитан Брозин, ни в чем не виноватый, потерпел ту же участь.
– Это что за каналья еще? Расстрелять мерзавцев! – хрипло кричал он, махая руками и шатаясь. Он испытывал физическое страдание. Он, главнокомандующий, светлейший, которого все уверяют, что никто никогда не имел в России такой власти, как он, он поставлен в это положение – поднят на смех перед всей армией. «Напрасно так хлопотал молиться об нынешнем дне, напрасно не спал ночь и все обдумывал! – думал он о самом себе. – Когда был мальчишкой офицером, никто бы не смел так надсмеяться надо мной… А теперь!» Он испытывал физическое страдание, как от телесного наказания, и не мог не выражать его гневными и страдальческими криками; но скоро силы его ослабели, и он, оглядываясь, чувствуя, что он много наговорил нехорошего, сел в коляску и молча уехал назад.
Излившийся гнев уже не возвращался более, и Кутузов, слабо мигая глазами, выслушивал оправдания и слова защиты (Ермолов сам не являлся к нему до другого дня) и настояния Бенигсена, Коновницына и Толя о том, чтобы то же неудавшееся движение сделать на другой день. И Кутузов должен был опять согласиться.

На другой день войска с вечера собрались в назначенных местах и ночью выступили. Была осенняя ночь с черно лиловатыми тучами, но без дождя. Земля была влажна, но грязи не было, и войска шли без шума, только слабо слышно было изредка бренчанье артиллерии. Запретили разговаривать громко, курить трубки, высекать огонь; лошадей удерживали от ржания. Таинственность предприятия увеличивала его привлекательность. Люди шли весело. Некоторые колонны остановились, поставили ружья в козлы и улеглись на холодной земле, полагая, что они пришли туда, куда надо было; некоторые (большинство) колонны шли целую ночь и, очевидно, зашли не туда, куда им надо было.
Граф Орлов Денисов с казаками (самый незначительный отряд из всех других) один попал на свое место и в свое время. Отряд этот остановился у крайней опушки леса, на тропинке из деревни Стромиловой в Дмитровское.
Перед зарею задремавшего графа Орлова разбудили. Привели перебежчика из французского лагеря. Это был польский унтер офицер корпуса Понятовского. Унтер офицер этот по польски объяснил, что он перебежал потому, что его обидели по службе, что ему давно бы пора быть офицером, что он храбрее всех и потому бросил их и хочет их наказать. Он говорил, что Мюрат ночует в версте от них и что, ежели ему дадут сто человек конвою, он живьем возьмет его. Граф Орлов Денисов посоветовался с своими товарищами. Предложение было слишком лестно, чтобы отказаться. Все вызывались ехать, все советовали попытаться. После многих споров и соображений генерал майор Греков с двумя казачьими полками решился ехать с унтер офицером.

Краткая биография Юрия Казакова, известного русского писателя изложена в этой статье.

Юрий Павлович Казаков краткая биография

Краткая биография Казакова Юрия Павловича начинается 8 августа 1927 года, когда он родился в семье простых рабочих. В период Великой Отечественной Войны он был в Москве и когда город бомбили – получил контузию. Впоследствии травмы Юрий стал заикаться и как говорил он сам, это подтолкнуло его заниматься творчеством – Казаков начал писать стихи и обучаться игре на виолончели.

В 1946 Казаков окончил строительный техникум. Затем он решает поступить в Гнесинское музыкальное училище, которое окончил в 1951 году и сразу же вошел в состав оркестра Музыкального театра имени Станиславского.

Сначала его карьера не имела успеха – рассказы и пьесы не печатались, в оркестре играл не часто. Лишь изредка его очерки появлялись на страницах «Советского спорта». В 1953 Казаков поступает в институт им. Горького на литературное отделение.

Первая работа писателя, книга «Арктур-гончий пес» вышла с печати в 1957 году. Дальше были — «Манька», «Запах хлеба», «По дороге», «Легкая жизнь», «На полустанке», «Северный дневник», «Трали-вали».

В 1969 году выходит сборник рассказов «Осень в дубовых лесах», в 1970-е - знаменитые рассказы «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал», построенные в качестве лирического монолога отца, обращённого к маленькому сынишке.

Очень любил путешествовать на Русский Север, эти земли просто завораживали писателя. За свои рассказы, которые были переведены на иностранные языки, он получил в 1970 году Дантовскую премию.




Top