Юрий Петрович Любимов — биография, личная жизнь режиссера. Елена Корнилова: У Любимова было много женщин

Экс-любовница основателя Театра на Таганке впервые раскрыла его интимные тайны

В конфликте Юрия ЛЮБИМОВА с актерами Театра на Таганке виновата его жена Каталин. В этом ее винит почти вся труппа. Напомним, именно Каталин на гастролях в Чехии обозвала артистов быдлом, когда те потребовали причитающиеся за работу $16 тысяч. Мы решили разобраться, какую роль играли любимые женщины в судьбе Юрия Петровича. Широкая публика знала только о двух браках Любимова: предыдущем - с актрисой Людмилой ЦЕЛИКОВСКОЙ и нынешнем - с венгерской переводчицей Каталин КУНЦ.

Целиковская и Любимов поженились в начале 60-х. Знакомы они были давно, вместе учились в Щуке, работали в Театре им. Вахтангова и снимались в картине «Беспокойное хозяйство». Их роман, закончившийся свадьбой, завязался на гастролях в Одессе.
В театральных кругах активно гуляли слухи, что модный режиссер погуливал от красавицы жены. Целиковская, дескать, обо всех догадывалась - сама была не первый раз замужем. И даже простила благоверному роман с актрисой Еленой Корниловой .

Набожный сын

Сейчас Корнилова работает в театре у Николая Губенко , а вплоть до раскола «Таганки» в 1993 году трудилась под руководством Любимова. Только в интервью «Экспресс газете» она впервые решилась признаться в своем тайном романе с Юрием Петровичем.
- Личные отношения с Любимовым в уголке моей памяти остались навсегда, - вздохнула Елена Константиновна. - Но по прошествии лет я о них жалею. Воспоминания вызывают острую боль. Тем более что сейчас я уже давно замужем за музыкантом, есть дочка и даже внучка.
Корнилова считает Юрия Петровича гением, но говорит, что у 93-летнего режиссера былой талант стремительно уходит.

Его последние спектакли не такие яркие и новаторские, как раньше, - продолжает Корнилова. - Помню, с каким восторгом я играла беременную невесту в его ранней постановке «Добрый человек из Сезуана». Однако, как только Любимов познакомился с Каталин, не только я, но и все его окружение почувствовало, что стала пропадать доброта. А это то, что он всегда проповедует в своем творчестве. По-моему, у Каталин - озлобленный, «шпионский» характер. Я на полном серьезе уверена, что ему ее подослали.
Оказалось, что Елена Константиновна была хорошо знакома и с Людмилой Целиковской.
- Она долго боролась за Любимова, но Каталин оказалась сильнее, - говорит Корнилова. - Кстати, из-за венгерки у худрука испортились отношения и со старшим сыном Никитой. «Мадам» родила мужу Петра, а Никиту отвергла. Раньше тот приходил к отцу в театр, но с появлением Каталин больше не появлялся. Никита - глубоко верующий человек. Я с ним общалась. Например, как-то мы вместе ездили на могилу к моему отцу. Там Никита долго читал молитвы.
Сейчас старшему наследнику Любимова 62 года. В театре уверены, что на протяжении всей жизни Никита, который жил с женой Натальей и тремя детьми в крошечной «однушке», почти нигде на работал. А довольствовался тем, чем ему помогал знаменитый папа. После появления Каталин Любимов продолжал тайно спонсировать великовозрастного ребенка.


Мама Никиты - балерина Ольга Силантьева , - рассказывает Корнилова. - Известный дирижер Юрий Силантьев отбил ее у своего друга Любимова, с которым они вместе работали в Ансамбле песни и пляски НКВД. Ольга, прихватив сына, ушла к музыканту, который зарабатывал гораздо больше ее благоверного. Ну а Любимов утешился в объятиях Целиковской.
- А кто же был первой женой Юрия Петровича?
- Перед Ольгой у Любимова был брак с одной из знаменитых сестер-актрис Пашковых . Но он почему-то не любил об этом распространяться.
Театральные старожилы вспоминают, что Любимов долгое время разрывался между Галиной и Ларисой. Говорят, бывали периоды, когда все трое жили под одной крышей. А уж что там между ними происходило - кто теперь вспомнит. Дела давно минувших дней…


Никита Любимов боялся сойти с ума

Мы долго пытались разыскать старшего сына режиссера Никиту. Но так и не смогли этого сделать. Где он сейчас - никто не знает. Во время поисков мы познакомились с поэтессой Галиной ЛАРСКОЙ, за которой сын режиссера по молодости ухаживал.

Я давно не видела Никиту. Наверное, сейчас он служит при одном из храмов, - поведала женщина. - Он всегда был верующим человеком. Но в тоже время очень тяжелым в общении и неаккуратным. Когда приглашал меня к себе в комнату, там был страшнейший бардак. Не знаю, как его жена Наташа, которая, кстати, значительно моложе, с ним живет. Никита часто вел себя странно. Любил поразмышлять, что боится сойти с ума. А иногда признавался, мол, хочет умереть. Одно время он мало спал и сутки напролет читал. Я ему твердила: «Зачем ты себя гробишь?» А он со страшной улыбкой отвечал, дескать, делает это нарочно, потому что надоело жить.

«Нарыв вскрылся!»

Прокомментировать нынешнюю ситуацию в театре на Таганке мы попросили одного из ведущих актеров - Тимура БАДАЛБЕЙЛИ, который служит у Любимова 16 лет:
- Его уход из нашего театра в любом случае неправильный шаг. Это его детище. Он справляется со своими обязанностями. После Любимова будет уже другой театр, но легенда останется. Потом никто не вспомнит про недоплаченные гонорары, оскорбления в адрес артистов. Все, что позволительно Любимову, не позволительно больше никому! Никому, даже его супруге. Есть рамки приличий, этика, границы дозволенного. Но Каталин легко их перешагивает. Ее отношение к артистам - притча во языцех. Она бесчеловечна! Вот на этом фоне и назрел конфликт. Однако ни у одного из артистов не возникало мысли выносить сор из избы. Мы терпели непозволительные чудачества супруги Любимова. Терпели из уважения к нему, но настал предел - и нарыв вскрылся.




Юрий Петрович Любимов. Родился 30 сентября 1917 года в Ярославле - умер 5 октября 2014 года в Москве. Советский и российский театральный режиссёр, актёр и педагог. Народный артист Российской Федерации (1992).

Юрий Любимов родился 17 (30 по новому стилю) сентября 1917 года в Ярославле.

Отец - Любимов Пётр Захарович, окончил реальное коммерческое училище, был купцом, имел магазин в Охотном ряду в Москве. При советской власти был поражен в правах.

Мать - учительница младших классов.

Старший брат - Давид.

Дед по матери был цыганом. «Меня однажды привели в театр "Ромэн". И вот когда они начали свои дела - я весь заходился!», - вспоминал Любимов.

В 1922 году семья переехала в Москву. В 1924 году Юрий Любимов был на похоронах . Ребёнком видел самого в роли Фамусова во МХАТе, в спектакле «Горе от ума». Когда он был еще маленьким родителей арестовали.

В 1934 году был принят в студию при МХАТе 2-м, на сцене которого в 1935 году сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни».

В 1936 году МХАТ 2-й был закрыт, и Любимов перевёлся в Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова, которое окончил в 1939 году.

Участвовал в Советско-финской войне. В период с 1941 по 1945 год в составе Ансамбля песни и пляски НКВД выступал непосредственно на линии фронта. Имел награды: Медаль «За оборону Ленинграда» (1943 год), Медаль «За оборону Москвы» (1944 год), Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 год), Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 год), Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947 год).

В 1946 году Любимов был принят в труппу Театра им. Вахтангова. Здесь же в 1959 году он дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». С 1953 года преподавал в училище имени Щукина.

В 1952 году ему была присуждена Сталинская премия второй степени за роль Тятина в спектакле «Егор Булычов и другие» М. Горького (Государственный академический театр имени Е. Вахтангова).

В 1954 получил звание Заслуженный артист РСФСР.

В 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани», исполнители которого в 1964 году составили ядро труппы Театра на Таганке.

Среди лучших постановок - «Жизнь Галилея» Б. Брехта, «Гамлет» У. Шекспира (1971), «А зори здесь тихие...» по повести Б. Васильева, поэтические представления «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, верь...».

Бескомпромиссные постановки Любимова получили большую известность не только в СССР, но и во всём мире, а его театр назвали «островом свободы в несвободной стране».

Спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание», показанный в 1983 в Лондоне, был удостоен премии Evening Standard.

Во время спектаклей режиссёр часто сидел в зале и, манипулируя включённым трёхцветным фонариком в руках, делал подсказки актёрам и поддерживал динамику их игры.

Как режиссёр Любимов много работал и в оперном театре. Первой постановкой стала опера итальянского авангардиста Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви» в «Ла Скала» в 1975 году. Также поставил оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Саламбо» М. Мусоргского, «Енуфа» Л. Яначека, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Пиковая дама» П. Чайковского (в редакции Альфреда Шнитке), «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, «Набукко» Д. Верди и др.

Эмиграция Юрия Любимова

В 1980-е годы, после смерти , обстановка вокруг театра накалилась. Власти запретили спектакль, посвящённый памяти артиста. Были запрещены также следующая постановка Юрия Любимова - пушкинский «Борис Годунов» (1982 год), репетиции булгаковского «Театрального романа» (1983 год).

Несмотря на свои заслуги, в 1984 году Юрий Петрович Любимов был лишён гражданства СССР. Это произошло после публикации в газете «Times» в 1984 году интервью Любимова Брайану Эпплъярду (Bryan Appleyard), в котором режиссёр высказывал свою критическую позицию по поводу культурной политики в СССР.

В момент лишения гражданства Любимов находился в Лондоне. Решение было принято заочно, оформлено в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР, за подписью Черненко. Так его «предательски, за спиной, освободили от должности художественного руководителя», а после этого лишили советского гражданства. Имя Любимова было снято со всех афиш и программ Театра на Таганке, и даже упоминание о нём было поставлено под запрет. Вместо него художественным руководителем Театра на Таганке был назначен Анатолий Эфрос.

В своих записках к сыну Юрий Любимов писал: «1984 г., 16 июля. В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. Пришла итальянская полиция. Сообщила, что звонил советский консул Турина, настойчиво просил позвонить. Сухо, твёрдо довёл до моего сведения Указ о лишении гражданства СССР. Потребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а потом посмотрим, что будет через год-два. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался. Совсем распоясались после смерти Андропова. "В России нет Закона, есть столб, а на столбе корона. А. С. Пушкин". Вот и закончилась двадцатилетняя борьба с обалдевшим советским правительством» .

После лишения гражданства он работал в Израиле, США, Англии, Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. В том числе, в Ковент-Гардене, Ла Скала и Гранд-опера. Рядом с режиссёром была его жена Каталин Любимова (Кунц), венгерская журналистка и переводчица, и их общий сын Петя. Каталин моложе Ю. П. Любимова на тридцать лет, и их знакомство - случайность. И несмотря на предыдущие романы, сам Любимов предпочитает говорить только об одной женщине в своей жизни - о Каталин (Кате).

Запад с радостью принял Ю. Любимова - Израиль предоставил ему своё гражданство, ему доступны знаменитые и лучшие театральные сцены, его постановки пользуются большим успехом.

«Мы облагодетельствованы его изгнанием!» - заявил Запад в ответ на изгнание Любимова. В вынужденной эмиграции режиссёр провёл долгих семь лет. «Как бродяга мотался по Европе», - скажет он позже. Но и Европа, и США, и Япония были в восторге от решения советских властей: его спектакль «Преступление и наказание» в Австрии, Англии, США и Италии был удостоен высших театральных премий, по приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Королевском драматическом театре он поставил «Пир во время чумы» и «Мастера и Маргариту», а «Бесы» очень долго и успешно гастролировали по всему миру.

Причиной опалы была гражданская позиция Любимова, которой тот не скрывал, но поводом последующего изгнания, судя по всему, стала роль Любимова в организации похорон Владимира Высоцкого. В дни Летней Олимпиады 1980 года Москва была закрытым городом, и власти старались тихо и незаметно похоронить артиста: «Видимо, их мышление было таково, что как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище. Поэтому они - раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который выходит на втором этаже, поливочные машины стали смывать цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара... И вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: "Фашисты! Фашисты!". Этот кадр обошёл весь мир, и это, конечно, они затаили. Как бы я был виновник, а потом моя жизнь, конечно, стала совсем невыносимой» .

Любимов многое сделал для становления творческой личности Высоцкого. В своей книге «Владимир, или Прерванный полёт» Марина Влади пишет: «Твои отношения с Любимовым углубляются из года в год. Он становится тебе немного отцом, которого у тебя никогда по-настоящему не было. Ты восхищаешься им и побаиваешься его. Он любит тебя, как талантливого сына, с которым, правда, хлопот не оберёшься. Вы дополняете друг друга в работе, и смотреть репетиции становится для меня настоящим наслаждением» .

Высоцкий Любимову посвятил несколько песен, в том числе - «Ещё не вечер», «Як - истребитель» и «Юрию Петровичу Любимову с любовью в 60 его лет от Владимира Высоцкого», с известным рефреном: Скажи ещё спасибо, что живой.

Возвращение Юрия Любимова

В мае 1988 года Любимов приехал в Москву, его встретили как победителя.

23 мая 1989 года ему вернули советское гражданство, а его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного руководителя. Им были восстановлены запрещённые ранее спектакли «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий», «Живой».

Однако когда режиссёр решил вернуться навсегда, к нему вдруг охладели, и началось предъявление счётов. В театре на Таганке вспыхнул острый конфликт, и последовал раскол, в результате чего отделилась часть труппы под руководством Николая Губенко. Впоследствии они образовали новый театр - «Содружество актёров Таганки», и разместились в новом здании Театра на Таганке. Любимов вместе с оставшимися актёрами и сотрудниками театра создал новую команду Театра на Таганке и продолжил работу в старом здании на Земляном Валу.

В 1992 году Любимов удостоен звания народного артиста Российской Федерации.

Любимов - сторонник контрактной системы и жёсткой дисциплины в театре. По его убеждению, качество хорошего режиссёра - беречь талантливых актёров, применять к ним индивидуальный подход; а актёр должен либо выполнять требования режиссёра, либо уходить, не нарушая дисциплину в театре.

7 декабря 2010 года, на вручении премии «Звезда Театрала», Любимов впервые объявил о своём желании уйти в отставку с поста художественного руководителя Театра на Таганке. Своё решение он объяснил конфликтом с Департаментом культуры Москвы.

В июне 2011 года на гастролях в Чехии актёры театра прилюдно потребовали от Любимова отдать им гонорар за сыгранный спектакль. Желание актёров обидело режиссёра и побудило его подать заявление об отставке.

6 июля 2011 года Департамент культуры Москвы сообщил об освобождении Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию. Главный режиссёр покинул Театр на Таганке 16 июля, не попрощавшись с актёрами. За ним последовали два актёра театра: Дмитрий Межевич и Алла Смирдан, а также несколько административных работников.

После этого Любимов сообщил о своих творческих планах: поставить оперу «Кармен» и спектакль «Бесы».

В 2012 году 94-летний Любимов в театре им. Вахтангова представил 4-часовую эпическую постановку «Бесов» Фёдора Достоевского, которая, по мнению критиков, в его полувековой режиссёрской карьере открыла новую страницу.

Смерть Юрия Любимова

23 октября 2012 года стало известно, что Любимов находится в московской городской клинической больнице № 23 с сердечным приступом. За медицинской помощью он обратился ещё 12 октября. Тогда он жаловался на одышку, недомогание и боли в сердце.

Несмотря на проведённый курс интенсивной терапии, 30 октября режиссёр впал в кому. Вечером 31 октября режиссёр вышел из комы и 26 ноября выписался из больницы после полутора месяцев лечения.

На декабрь 2012 года была запланирована премьера оперы Александра Бородина «Князь Игорь» в Большом театре в постановке Любимова, однако из-за болезни режиссёра дата премьеры была перенесена на июнь 2013 года.

Премьера оперы «Князь Игорь» в постановке Любимова на исторической сцене Большого театра состоялась 8 июня 2013 года. Билеты на все представления были проданы задолго до премьеры, интерес был великий, а зал аплодировал стоя. Как отмечали критики, «виден стиль Любимова: лаконичный, чёткий»: постановка значительно отличается от прежних версий (её назвали «Любимовским князем Игорем»), сокращена на 1,5 часа и совпадает с видением самого Бородина.

С середины июня 2013 года режиссёр отдыхал, проходил восстановительный курс, давал мастер-классы и готовился к новому оперному проекту в Италии, близ Болоньи, где и отметил своё 96-летие.

20 мая 2014 года в театре «Новая опера» состоялась премьера оперы-буфф «Школа жён» по комедии Мольера в постановке Любимова (музыка Владимира Мартынова).

2 октября 2014 года режиссёр был срочно госпитализирован в Городскую клиническую больницу им. С. П. Боткина в тяжёлом состоянии с диагнозом «сердечная недостаточность».

8 октября 2014 года в театре им. Е. Вахтангова прошла церемония прощания с режиссёром. Похоронен Юрий Любимов на Донском кладбище.

Юрий Любимов. Таганка - жизнь моя

Рост Юрия Любимова: 170 сантиметров.

Личная жизнь Юрия Любимова:

Первый раз женился в студенческие годы на своей однокурснице. Но брак быстро распался.

Вторая жена - Ольга, балерина. В браке родился сын Никита. После нескольких лет совместной жизни Ольга забрала сына и ушла от Любимова к его другу - известному советскому дирижеру Юрию Силантьеву (в свое время они вместе работали в ансамбле НКВД).

В течение 1959-1975 годов состоял в фактическом браке с актрисой . Они вместе играли на сцене Вахтанговского театра.

В 1978 году женой Любимова стала Каталин (Катарин) Кунц (1946 г.р.), венгерская журналистка и переводчица. Они познакомились в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». Поженились в Венгрии. Вместе прожили более тридцати лет.

Фильмография Юрия Любимова:

1941 - Цветные киноновеллы - Принц (новелла «Свинопас»);
1945 - Поединок - Сотрудник внешнего наблюдения госбезопасности у гостиницы «Москва»;
1945 - Дни и ночи - Миша Масленников;
1946 - Беспокойное хозяйство - Французский лётчик Лярошель;
1946 - Голубые дороги - Веткун;
1947 - Робинзон Крузо - Пятница;
1948 - Мичурин - Переводчик;
1948 - Мальчик с окраины - Костя;
1948 - Три встречи - Рудников;
1949 - Кубанские казаки - Андрей;
1951 - Белинский - Фролов;
1951 - Прощай, Америка! - Блейк (корреспондент);
1952 - Композитор Глинка - Даргомыжский;
1956 - На подмостках сцены - Граф Зефиров;
1958 - Город зажигает огни - Алексей Иванович Бойков, фронтовик-капитан, декан факультета института;
1958 - Человек с планеты Земля - Пётр Петрович Бабурин;
1963 - Каин XVIII - Премьер-министр;
1970 - Хуторок в степи - Пётр Петрович Бачей

Телеспектакли Юрия Любимова:

1955 - «Много шума из ничего» У. Шекспира - Бенедикт;
1973 - «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по М. Булгакову; режиссёр А. Эфрос - Мольер и Сганарель

Театральные роли Юрия Любимова:

МХАТ 2-й:

1935 - «Мольба о жизни» Ж. Деваль (реж. И. Берсенев) - Мальчик у Парикмахера (студенческая работа)

1936 - «Принцесса Турандот» К. Гоцци. Постановка Евг. Вахтангова - эпизодическая роль (студенческая работа, ввод в постановку 1922 года);
1936 - «Много шума из ничего» У. Шекспира. Режиссёр И. Рапопорт - Клавдио (дебют, студенческая работа);
1937 - «Человек с ружьём» Н. Погодина. Постановка Р. Симонов - Связист (студенческая работа);
1939 - «Принцесса Турандот» К. Гоцци (реж. Евг. Вахтангов, худ. И. Нивинский) - Мудрец (студенческая работа, ввод в постановку 1922 г.);
1939 - «Путь к победе» А. Толстого (реж. Р. Симонов, худ. В. Басов) - Офицер (студенческая работа);
1939 - «Соломенная шляпка» Э. М. Лабиш (реж. А. Тутышкин, худ. С. Юнович) - Феликс (студенческая работа);
1940 - «Мещане» М. Горького (дипломный спектакль, сцена Училища при Театре им. Евг. Вахтангова) - Пекарь (дипломная роль);
1947 - «Молодая гвардия» по А. Фадееву - Олег Кошевой;
1948 - «Все мои сыновья» А. Миллера (реж. А. Ремизова, худ. Н. Акимов) - Крис;
1948 - «Накануне» А. Арбузова по роману И. С. Тургенева (пост. Р. Симонов, реж. А. Габович, худ. В. Дмитриев) - Шубин;
1949 - «Заговор обречённых» Н. Вирты (реж. Р. Симонов, худ. В. Рындин) - Марк Пино;
1950 - «Миссурийский вальс» Н. Погодина (реж. Р. Симонов и И. Рапопорт, худ. В. Рындин) - Робин;
1950 - «Первые радости» по роману К. А. Федина (реж. Б. Захава, худ. И. Федотов) - Кирилл Извеков;
1950 - «Отверженные» инсценировка С. Радзинского романа В. Гюго (реж. А. Ремизова, худ. Н. Акимов) - Анжельрас;
1951 - «Кирилл Извеков» по роману К. А. Федина «Необыкновенное лето» (реж. Б. Захава, худ. В. Рындин) - Кирилл Извеков;
1951 - «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (реж. Н. Охлопков, худ. В. Рындин) - Сирано (ввод в постановку 1942 г.);
1951 - «Егор Булычов и другие» А. М. Горького. Постановка Б. Захавы - Телятин;
1952 - «Много шума из ничего» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт, худ. В. Рындин, муз. Т. Хренников) - Бенедикт (ввод на новую роль в постановку 1936 г.);
1952 - «Два веронца» У. Шекспира (реж. Е. Симонов, худ. Г. Федоров, муз. К. Хачатурян) - Валентин;
1953 - «Раки» С. Михалкова (пост. Р. Симонов, Б. Захава и И. Ильинский, худ. Б. Ефимов) - Жезлов;
1954 - «Чайка» А. П. Чехова (реж. Б. Захава, худ. Г. Мосеев) - Треплёв;
1955 - «Человек с ружьём» Н. Погодина (реж. Р. Симонов, худ. В. Дмитриев, новая сценическая версия постановки 1937 г.) - Дымов;
1956 - «Фома Гордеев» инсценировка Р. Симонова романа М. Горького (реж. Р. Симонов, худ. К. Юон) - Молодой мужик;
1956 - «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт, худ. В. Рындин, муз. Д. Кабалевский) - Ромео;
1957 - «После разлуки» бр. Тур (реж. А. Граве, худ. Н. Акимов) - Раймонд Де Эсперанж;
1957 - «Две сестры» Ф. Кнорре (реж. А. Ремизова, худ. С. Ахвледиани) - Анатолий;
1958 - «Вечная слава» Б. Рымаря (реж. Е. Симонов, худ. С. Ахвледиани) - Грицаенко;
1958 - «Идиот» инсценировка Ю. Олеши романа Ф. М. Достоевского (реж. А. Ремизова, худ. И. Рабинович) - Ганя Иволгин;
1959 - «Большой Кирилл» народная драма И. Сельвинского (реж. Р. Симонов, худ. И. Рабинович, муз. М. Блантер) - Манташёв (ввод в постановку 1957 г.);
1959 - «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. Постановка Е. Симонова - Моцарт;
1959 - «Иркутская история» А. Арбузова. Постановка Е. Симонова - Виктор Бойцов;
1960 - «Двенадцатый час» А. Арбузова (реж. Р. Симонов, худ. М. Виноградов) - Улыбышев;
1962 - «Алексей Бережной» поэма для театра Е. Симонова (реж. Е. Симонов, худ. Е. Гранат) - Алёшка;
1962 - «История одной семьи» Л. Кручковского (реж. И. Рапопорт, худ. М. Виноградов) - Вилли

Берлинская академия искусств:

1995 - «Горе от ума» А. Грибоедова (театральный проект А. Шипенко, реж. А. Шмидт) - Фамусов

Театр на Таганке:

1998 - «Шарашка» по роману А. Солженицына «В круге первом»; режиссёр Ю. Любимов - Сталин, Автор

Режиссерские театральные работы Юрия Любимова:

Государственный академический театр имени Е. Вахтангова:

1959 - «Много ли человеку надо» А. Галича;
2012 - «Бесы» по Ф. М. Достоевскому

Театр на Таганке:

1964 - «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта. Художник Б. Бланк;
1964 - «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Художник В. Доррер;
1965 - «Антимиры» А. Вознесенского. Художник Э. Стенберг;
1965 - «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду. Художник А. Тарасов;
1965 - «Павшие и живые». Поэтическое представление. Художник Ю. Васильев;
1966 - «Жизнь Галилея» Б. Брехта. Художник Э. Стенберг;
1967 - «Послушайте!» по Вл. Маяковскому. Художник Э. Стенберг;
1967 - «Пугачёв» по С. Есенину. Художник Ю. Васильев;
1968 - «Живой» Б. Можаева. Художник Д. Боровский. Спектакль был запрещён; премьера состоялась лишь 23 февраля 1989 года;
1968 - «Тартюф» Ж.-Б. Мольера. Оформление М. Аникста и С. Бархина;
1969 - «Мать» по А. М. Горькому. Художник Д. Боровский;
1969 - «Час пик» Е. Ставинского. Художник Д. Боровский;
1970 - «Берегите ваши лица» А. Вознесенского. Художник Э. Стенберг;
1970 - «Что делать?» по Н. Чернышевскому. Художник Д. Боровский;
1971 - «А зори здесь тихие» Б. Васильева. Художник Д. Боровский;
1971 - «Гамлет» У. Шекспира. Художник Д. Боровский;
1972 - «Под кожей статуи Свободы» Е. Евтушенко. Художник Д. Боровский;
1973 - «Товарищ, верь...» по А. Пушкину. Художник Д. Боровский;
1973 - «Бенефис» по А. Островскому. Художник Э. Стенберг;
1974 - «Деревянные кони» Ф. Абрамова. Художник Д. Боровский;
1975 - «Пристегните ремни!» Г. Бакланова и Ю. Любимова. Художник Д. Боровский;
1976 - «Обмен» по Ю. Трифонову. Художник Д. Боровский;
1977 - «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову. Художники М. Аникст, С. Бархин, Д. Боровский, Ю. Васильев, Э. Стенберг;
1977 - «Перекрёсток» по В. Быкову. Художник Д. Боровский;
1978 - «Ревизская сказка» по Н. Гоголю. Художник Э. Кочергин;
1979 - «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому. Художник Д. Боровский;
1979 - «Турандот, или Конгресс обелителей» Б. Брехта. Художник Д. Боровский;
1980 - «Дом на набережной» по Ю. Трифонову. Художник Д. Боровский;
1981 - «Три сестры» А. Чехова. Декорации Ю. Кононенко;
1981 - «Владимир Высоцкий», поэтическое представление. Художник Д. Боровский (запрещён; выпущен в 1988 году);
1982 - «Борис Годунов» А. Пушкина (запрещён; выпущен в 1988 году);
1989 - «Пир во время чумы» А. Пушкина. Художник Д. Боровский. Художник по костюмам С. Бейдерман;
1989 - «Дочь, отец и гитарист» Б. Окуджавы (пантомима с песнями). Художник Д. Боровский;
1990 - «Самоубийца» Н. Эрдмана. Художник Д. Боровский;
1992 - «Электра» Софокла. Художник Д. Боровский;
1993 - «Живаго» по Б. Пастернаку. Художник А. Шлиппе;
1995 - «Медея» Еврипида. Художник Д. Боровский;
1996 - «Подросток» по Ф. Достоевскому. Художник А. Шлиппе;
1997 - «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)» по Ф. Достоевскому. Художник В. Карашевский;
1998 - «Марат и Маркиз де Сад» П. Вайса. Художник В. Бойер;
1998 - «Шарашка» (главы романа А. И. Солженицына «В круге первом»). Художник Д. Боровский;
2000 - «Евгений Онегин», роман в стихах по А.С. Пушкину;
2000 - «Театральный роман», ироническое повествование вне жанра по мотивам романа М. Булгакова;
2000 - «Хроники», свободная композиция и постановка Юрия Любимова по У. Шекспиру;
2001 - «Сократ/Оракул», мистерия К. Кедрова и Ю. Любимова. Премьера состоялась в Афинах, у Парфенона;
2002 - «Фауст», свободная композиция в музыкальных и пластических этюдах по И. Гёте;
2004 - «До и после», бриколаж по стихам поэтов Серебряного века;
2004 - «Идите и остановите прогресс» (обэриуты), по произведениям А. Введенского, Д. Хармса, Н. Заболоцкого, А. Крученых, Н. Олейникова;
2005 - «Суф(ф)ле», свободная фантазия на тему произведений Ф. Ницше, Ф. Кафки, С. Беккета, Д. Джойса;
2006 - «Антигона» Софокла;
2007 - «Горе от ума - Горе уму - Горе ума» по А. Грибоедову. Выставка рисунков Рустама Хамдамова;
2008 - «Замок» по Ф. Кафке;
2009 - «Сказки» по произведениям Г. Х. Андерсена, О. Уайльда и Ч. Диккенса;
2009 - «Арабески» по Н. Гоголю;
2010 - «Мёд» по Тонино Гуэрре;
2011 - «Маска и Душа» по рассказам раннего Чехова, повести «Степь» и фрагментам поэмы Д. Байрона «Каин»

Театр «Ла Скала»:

1975 - «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно;
1979 - «Борис Годунов» М. Мусоргского;
1981 - «Хованщина» М. Мусоргского;
1985 - «Страсти по Матфею» И. С. Баха

Штатсопер, Бонн, Германия:

1987 - «Евгений Онегин» П. Чайковского;
1993 - «Енуфа» Л. Яначека;
1996 - «Пиковая дама» П. Чайковского;
1997 - «Набукко» Дж. Верди

Другие театры:

1974 - «Ярославна» (балет) Б. Тищенко - Малый театр оперы и балета;
1977 - «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду - Гавана, Куба;
1978 - «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому - Театр Вигсинхаз, Будапешт, Венгрия;
1979 - «Обмен» по Ю. Трифонову - Театр Сиглигети, Сольнок, Венгрия;
1981 - «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта - Национальный театр, Будапешт, Венгрия;
1982 - «Четыре грубияна» Э. Вольф-Феррари - Штатсопер, Мюнхен, Германия;
1982 - «Дон Жуан» В. Моцарта - Венгерская Национальная опера, Будапешт, Венгрия;
1983 - «Саламбо» М. Мусоргского - Театр Сан Карло, Неаполь, Италия;
1983 - «Лулу» А. Берга - Театр Реджио, Турин, Италия;
1983 - «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому - Театр Лирик, Хаммерсмис, Лондон, Великобритания;
1983 - «Тристан и Изольда» Р. Вагнера - Театр Коммунале, Болонья, Италия;
1984 - «Риголетто» Дж. Верди - Театр Коммунале, Флоренция, Италия;
1984 - «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому - Академический театр, Вена, Австрия;
1985 - «Бесы» по Ф. Достоевскому - Театр Альмида, Лондон, Великобритания; Театр Европы, Париж, Франция; Арена дель Соле, Болонья, Италия; Пикколо Театр, Милан, Италия. Европейское турне;
1985 - «Пир во время чумы» А. Пушкина - Арена дель Соле, Болонья, Италия;
1985 - «Фиделио» Л. Бетховена - Штатсопер, Штутгарт, Германия;
1986 - «Ревизская сказка» по Н. Гоголю - Бургтеатр, Вена, Австрия;
1986 - «Мастер и Маргарита» Р. Кунада - Оперный театр, Карлсруэ, Германия;
1986 - «Енуфа» Л. Яначека - Оперный театр, Цюрих, Швейцария;
1986 - «Саламбо» М. Мусоргского - Гранд Опера, Париж, Франция;
1986 - «Закат» И. Бабеля - Театр «Габима», Тель-Авив, Израиль;
1986 - «Енуфа» Л. Яначека - Ковент-Гарден, Лондон, Великобритания;
1986 - «Пир во время чумы» А. Пушкина - Королевский Драматический театр, Стокгольм, Швеция;
1987 - «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому - Арена Огейдж, Вашингтон, США;
1987 - «Лулу» А. Берга - Лирик-опера, Чикаго, США;
1988 - «Тангейзер» Р. Вагнера - Штатсопер, Штуттгарт, Германия;
1988 - «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта - Театр «Габима», Тель-Авив, Израиль;
1988 - «Золото Рейна» Р. Вагнера - Ковент-Гарден, Лондон, Великобритания;
1988 - «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову - Королевский Драматический театр, Стокгольм, Швеция;
1989 - «Гамлет» У. Шекспира - Театр Хэймаркет, Лестер, Великобритания;
1990 - «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича - Штатсопер, Гамбург, Германия;
1990 - «Пиковая дама» П. Чайковского - Штатсопер, Карлсруэ, Германия;
1991 - «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева - Штатсопер, Мюнхен, Германия;
1991 - «Подросток» по Ф. Достоевскому - Национальный театр, Хельсинки, Финляндия;
1992 - «Комедианты» по А. Островскому - Национальный театр, Хельсинки, Финляндия;
1993 - «Живаго» по Б. Пастернаку. Художник А. Шлиппе - Венский фестиваль, Бена, Австрия;
1993 - «Чайка» А. Чехова - Театр Дионисия, Афины, Греция;
1994 - «Кредиторы» А. Стриндберга - Театр Дионисия, Афины, Греция;
1995 - «Медея» Еврипида. Художник Д. Боровский - Театр Мегаро, Афины, Греция;
1995 - «Птицы» Аристофана (фрагменты) - Театральный фестиваль в Дельфах, Греция;
1995 - «Вишнёвый сад» А. Чехова - Театр Кати Дандулаки, Афины, Греция;
1997 - «Пиковая дама» П. Чайковского - Новая опера, Москва;
2013 - «Князь Игорь» Александра Бородина - Большой театр;
2014 - «Школа жён» (по комедии Мольера, музыка В. Мартынова) - Новая опера


5 октября 2014, 23:48

Тело Юрия Любимова еще не остыло, тогда как его вдова начала "сводить счеты" со своими обидчиками.

Сегодня стало известно (привожу информацию с "Рамблера"), что:

Вдова Юрия Любимова - Каталин Любимова - отказалась от покрытия финансовых расходов на похороны супруга Департаментом культуры Москвы. Об этом ТАСС сообщил директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок. Он заметил, что все расходы по организации похорон будет нести семья режиссера.

«Каталин Любимова отметила, что, когда возник конфликт в Театре на Таганке, ни правительство Москвы, ни Департамент культуры палец о палец не ударили, чтобы разрешить скандальную ситуацию достойным образом, - продолжил Крок. - Теперь, когда режиссера не стало, его семья наотрез отказалась принять денежные средства от правительства Москвы и Департамента культуры».

Директор театра им. Вахтангова также высказал возмущение поведением актеров «Таганки», которые, как он выразился, «льют крокодиловы слезы и разыгрывают дешевую комедию».

«Цинизм никогда и нигде не приветствуется», - добавил Крок.

Вспоминаю конфликт в Театре на Таганке в 2011 году. Читала доводы обеих сторон конфликта. В тот момент я не стала занимать чью-либо позицию. Ситуация была понятной. Претензии, возникшие у актеров к руководству театра конкретно предназначались даже не к самому Юрию Любимову (человеку, безусловно, талантливому и неординарному), а к его супруге - Каталин, занимавшую в театре должность в руководстве. Образ, рисовавшийся мне при прочтении доводов рядовых сотрудников, был такой: Каталин - это таганкинская Салтычиха, постоянно унижающая и оскорбляющая, а иногда и просто "выдавливающая из театра" рядовых актеров. "Точкой не возврата" стал конфликт в Чехии, когда гастролирующие актеры узнали о том, что принимающая сторона в Чехии уже выплатила театру деньги за выступления, однако они не дошли до актеров, в то время как Каталин что-то приобретала в Чехии за 15 000 долларов. Скандал вышел не шуточный, после чего деньги выплатили, но по возвращении в Россию Любимов "хлопнул дверью".

Вот Любимов – таким граффити на стене питерской академии театрального искусства. Рисунок появился сразу после скандала на гастролях в Чехии, когда Мэтр не заплатил актерам.

В "Караване историй" высказала свою точку зрения и Каталин. Рассказав о своей истории любви, о театре, и что роль ее исключительно благодетельная и полезная для театра и это все "поклеп" злобных, завистливых людей. Забыв упомянуть, что становление Театра на Таганке с первого дня его основания произошло при другой жене ее супруга - Людмиле Целиковской. Замечательная актриса буквально "выбила место" под здание театра" на Таганской, будучи в фаворе у руководства страны и 20 лет была добрым ангелом хранителем театра, до той встречи в Венгрии, где Любимов закрутил "роман" с замужней переводчицей Каталиной Кунц. Целиковская восприняла это как предательство. Ее боль осложнялось тем, что Любимов, у же разойдясь с Целиковской, с которой прожил 20 лет, и которой, по существу, обязан созданием своего театра на Таганке, он все продолжал возвращаться к ней домой за какими-то вещами.

Интересно, но факт, что когда Любимов стал работать в других театрах Москвы в качестве режиссера-постановщика (а это театр "Новая Опера" и "Большой театр"), то условием работы с ним театры выдвинули требование, чтобы Каталин рядом с ним в работе не было ни под каким предлогом! Видимо, в театральном мире было хорошо известно что собой представляет Каталин. Любимов согласился. В Театре на Таганке не скрывали, что сожалеют об уходе Любимова, как режиссера, и хотели бы, чтобы он вернулся, НО Любимов данный посыл проигнорировал.

В неудобную позицию был поставлен старейший актер театра на Таганке - Валерий Золотухин. Безусловно, талантливый, уважаемый в театре актер долго не соглашался возглавить театр и у него были свои причины. Во-первых, Золотухин был в стороне от конфликта; во-вторых, актер он был замечательный, но управленческого опыта не имел, к тому же по характеру был добрым, мягким, безотказным и уступчивым, что не вязалось с должностью руководителя; в-третьих, Валерий настолько трепетно относился к своему наставнику и учителю, каковым считал Юрия Любимова, что даже возглавив театр после долгих уговоров, он отказался занять кабинет директора и стал руководить театром в прямом смысле "из своей гримерки". Впрочем, руководить долго ему не пришлось. После постановки страшного диагноза Золотухин написал "заявление в МинКульт об уходе с поста", что стало для него облегчением, как потом подтвердили его близкие.

Зачем я все это пишу, спросите Вы?

Я не понимаю, зачем сегодня, над остывающим телом Любимова начинать сводить счеты и высказывать претензии, типа, раз вы меня обидели или не защитили, то от денег на похороны я откажусь. Я знаю, что это не реально, но все же, хочется спросить Каталин Любимову и господина Крока, зачем разводить срач на пустом месте??? При чем здесь МинКульт и Мэрия Москвы, которая не лезла в Вашу театрально-бытовую кухню и не занимала там чью-либо позицию? Юрия Любимова хотят похоронить с достоинством, как достояние нашей культуры. Человек прожил яркую, творческую, неординарную жизнь, да, человеком он был сложным, да, у него есть и друзья и враги. И даже сегодня в Театре на Таганке у него по прежнему есть его ученики, поклонники и почитатели даже среди труппы Таганки и они имеют право "лить слезы" и не факт, что крокодиловые, чтить память. Пусть простятся с ним те, кому Любимов был дорог. Не препятствуйте поддержке тех, кто хочет поддержать... Вот и все.

Источник информации: журнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ", август 1999.

- Каталина, ваш муж, Юрий Петрович Любимов, известен не только как гениальный режиссер, но и как редкостного обаяния мужчина. Много, очень много женщин пытались его завоевать...

И многие завоевывали, скажем так. Он был четырежды женат, его окружало множество подруг, спутниц жизни и так далее, он бесконечно менял привязанности...

- Чем же вы его покорили?

Признаться, не знаю. Я не особенно красива, не так уж умна, не слишком обаятельна. Не могу назвать ничего такого, в чем я самая-самая. Почему мы вместе - это тайна двух людей. Могу только сказать, что нас связала любовь с первого взгляда, взаимная страсть - телесная и душевная.

- Где вы впервые увиделись?

В Будапеште. В 1976 году его театр две недели выступал в Венгрии (перед этим была Югославия, где "Таганка" получила премию на фестивале "БИТЕФ" за "Гамлета" с Высоцким). Успех был феерическим: чтобы попасть на спектакль, ломали двери и готовы были висеть на люстрах. Вот тогда-то я впервые увидела спектакли Любимова "Десять дней, которые потрясли мир" и "Гамлета". Они меня поразили: в Венгрии ничего подобного раньше я не видела.

- Ваша жизнь была как-то связана с театром?

Лучшие дня

Нет. Театральная, богемная среда всегда была мне чуждой и до сих пор остается таковой. Родители дали мне добротное воспитание, в восемнадцать лет, сразу после окончания гимназии, я вышла замуж. Мой первый муж был астрономом, известным ученым. В начале 70-х советская Академия наук пригласила его поработать в Москве. В то время я училась на филологическом факультете Будапештского университета, здесь поступила в МГУ, тоже на филфак, но уже на русское отделение. До этого не знала ни слова по-русски.

Когда мы с мужем вернулись в Будапешт, мне предложили работу в Обществе венгеро-советской дружбы, где я занималась организацией культурных обменов - выставками, гастролями, концертами и так далее. Забавно, что я числилась политработником и с Любимовым познакомилась именно в этом качестве. Меня попросили как переводчика сопровождать гостя во время гастролей и по возможности смягчать резкость его высказываний. Всем известно, что Юрий - человек откровенный и с детской непосредственностью говорит все, что думает, порой в ущерб себе самому.

- Вы говорили, что это была любовь с первого взгляда...

Страсть, фантастическая страсть. Меня буквально сбило с ног его невероятное мужское обаяние. Такого человека я еще не видела. И, как вы понимаете, смертельно в него влюбилась.

Но если вы уж все хотите знать, между нами тогда так ничего и не произошло. Мы оба были по горло заняты работой. Я организовывала все его встречи, переводила, мне приходилось следить за тем, чтобы в его номере всегда стояли минеральная вода, цветы и фрукты, чтобы актеры не запили и вовремя пришли на репетицию, чтобы у них было все необходимое... Что вы хотите? Театр есть театр. Если у нас и оставалось время для самих себя, то буквально минуты.

- Один из актеров рассказывал мне, что Юрий Петрович, который обычно ходил в джинсах и джинсовой рубашке, просил у него костюм, чтобы пойти с вами в ресторан. Интересно, как же выглядел влюбленный Любимов?

Как студент: робел, стеснялся, не знал, как себя лучше преподнести. Я всегда держалась очень холодно, отстранение, мужчины боялись ко мне подойти, и, может быть, это ощущение недоступности его особенно привлекало. Он все время твердил, что хочет сделать мне что-то приятное, спрашивал, что я хотела бы получить в подарок, приглашал в ресторан. На все предложения я отвечала: "Спасибо, нет". Мне же тогда не шестнадцать лет было, а двадцать девять. Замужняя женщина, которая объездила полмира и занимает серьезный пост.

- Вы уже знали, что выйдете за него замуж? Любимов сделал вам предложение?

Ну нет, дорогая моя, жизнь так не строится. Если два взрослых человека встретились и полюбили друг друга, они не знают заранее, что станут делать дальше. Тем более что это была советская эпоха. С одной стороны. Советский Союз, где все было "нельзя", с другой - несчастная маленькая Венгрия, в которой тоже существовала масса ограничений. Плюс личные сложности: у нас обоих были семьи. Я полюбила человека с невероятно трудной судьбой. На что я могла рассчитывать?

Мой муж прекрасно все это понимал. Он видел, что я пропадаю с утра до ночи, обращал внимание и на то, с каким восторгом говорю о Любимове. Несколько раз я приглашала Любимова к нам домой, готовила ужин, он рассказывал о театре - я восхищенно слушала. Нельзя было не заметить, как я им очарована. Но муж меня очень любил и все прощал. Поэтому он только сказал: "Подожди, Каталина, может быть, это пройдет. Этот человек уедет, и ты обо всем забудешь".

Любимов уехал, но легче мне не стало. Я все время ждала его звонка. Мы увиделись вновь только через несколько месяцев, для меня совершенно мучительных. Его пригласили в Италию, и он выбрал путь через Будапешт - специально чтобы со мной увидеться. У нас было всего несколько часов, но эта короткая встреча убедила обоих, что мы не можем жить друг без друга. Потом он приехал уже на полтора месяца - ему предложили поставить в Будапеште "Преступление и наказание" по Достоевскому.

- Должно быть, вам пришлось приложить немало усилий, чтобы организовать эту его поездку? В те годы советскому режиссеру было не так легко добиться разрешения на зарубежную постановку.

Он получил официальное приглашение от венгерских властей самого высокого уровня. В Венгрии поступки Любимова, его взгляды на жизнь и искусство вызывали большое уважение. А сумасшедший успех гастролей "Таганки" в Будапеште вспоминают до сих пор.

Юрий приехал, я опять была его переводчиком, и мы встречались каждый день. Я никогда, пожалуй, не была так счастлива. Не знаю, как подобрать слова, чтобы описать свои ощущения... Казалось, я не хожу по земле, а летаю. Кстати, вернувшись домой, Любимов начал ставить "Мастера и Маргариту". Я прилетела в Москву как раз к премьере этого спектакля, который был посвящен мне.

- А вы не боялись, что Юрий Петрович - ведь так бывает, правда? - на вас не женится и вы станете всего лишь одним из его многочисленных увлечений? Или вы были готовы и к отношениям вне брака?

Я не так воспитана, чтобы допускать подобные предположения. Когда мужчина не решается связать с вами свою судьбу, не стоит о нем и думать. Если он любит, то будет предпринимать все необходимые шаги, чтобы соединиться с любимой женщиной. Что, собственно, Юрий и делал. Да и я тоже. Ему надо было достойно расстаться с Людмилой Целиковской, с которой он прожил долгие годы, мне - с моим ученым. На это понадобился почти год.

Мы поженились в Будапеште - в Москве все были однозначно против. Любимова со всех сторон упрекали: "Вы что же, не нашли себе русскую бабу?" Так и говорили - "бабу". Как будто речь шла только о постели. Поэтому мы поженились в Венгрии, никому об этом особенно не сообщая.

- Не всякая женщина решилась бы на такой шаг - оставить дом, страну, привычные условия жизни и броситься за человеком, которого она, в сущности, совсем не знает. Да еще такая разница в возрасте...

Все верно, Юрий старше меня на тридцать лет. Чужая страна, все чужое. Совершенно непонятная мне профессия, богемная жизнь, которую мое консервативное воспитание не позволяло принять как свою. Но, вы знаете, страсть слепа.

Я бросила все и отправилась в Москву корреспондентом журнала "Фильм, театр, музыка". Мне помогли - раскрою эту тайну - самые высокие чины тогдашней Венгрии, которые очень симпатизировали Любимову. Меня направили в Советский Союз в качестве журналиста. Так как я закончила филфак МГУ и два факультета - журналистики и психологии - в Будапештском университете, ничего искусственного в этом не было.

- Рассказывали, что у него в тот момент были теплые отношения с одной из артисток театра и вам пришлось какое-то время расчищать путь к сердцу любимого мужчины.

Ничего подобного не было! Кто-то распустил такой слух, предполагая видимо, что я испугаюсь и уеду. На самом деле у Юрия есть принцип: не заводить романов в своем театре.

- Я знаю, что "Таганка" встретила вас в штыки. Особенно ее женская половина.

О, это неудивительно! Когда Юрий познакомил меня с Капицами, я была очень удивлена их добрым отношением - это были единственные люди, которые не видели во мне молодую, хищную соблазнительницу. Конечно, мне звонили и обзывали всячески. Будили в четыре часа утра, поливали такой грязью, что я даже повторить не могу, требовали, чтобы я оставила Любимова в покое, и прочее, прочее... Но это не значит, что я стала задумываться, стоило ли мне приезжать сюда, связываться с этим человеком. Все это было неприятно, но на меня никак не повлияло. Меня заботило только одно: чтобы мужчине, которого люблю, было хорошо. Как спутница жизни, то есть жена, я должна обеспечить его тем, что ему необходимо. А что необходимо Любимову, я знала совершенно точно - у него никогда не было спокойной жизни. Моей задачей было окружить его заботой, создать ему теплую семейную атмосферу, в которой он так нуждался.

- Неужели вы его не ревновали?

Я безумно ревнивый человек, к сожалению. До ужаса. До потери сознания. Сейчас, правда, стала гораздо спокойнее. Да, я ревновала. Поводы для этого у меня находились. Представьте себе: Италия, Юрий набирает актрис для своего спектакля. Они красивые - итальянки, ничего не скажешь. И каждая старается произвести на него впечатление. Одна появляется в таком платье, которое не скрывает ни одно из ее женских достоинств. Другая пытается поразить своим умом, незаурядностью мышления. А третья просто ложится на коврик под его дверью и ждет всю ночь, чтобы поймать его, когда он выйдет, и получить шанс узнать режиссера как мужчину.

То же самое было и в Москве, и в других городах. И, кстати, продолжается до сих пор. Письма, звонки, неожиданные появления. Иногда я шучу по этому поводу, иногда высказываюсь резко, иногда ухожу. Бывает, что не замечаю. Бывает, что посылаю в известную сторону. Все зависит от ситуации. Но вы знаете, мужчина есть мужчина, его легко поймать, но трудно удержать. Поэтому я своему мужу дала полную свободу. Это опять-таки от воспитания: в нашей семье мужчине флирт прощался, а вот женщине - никогда.

- А чем, кстати, закончился эпизод с той итальянкой, которая ждала Любимова на коврике у двери?

Я позвонила импресарио, чтобы он ее удалил. Ее долго оттаскивали, уговаривали и в конечном счете сняли с роли, потому что с ней ничего нельзя было поделать.

- Но это, как я понимаю, было уже после вашего отъезда на Запад. Вначале вы предполагали жить в Советском Союзе?

Что значит "предполагала"? Он русский, его театр - в Москве, его любимые актеры, публика - все здесь. Мы собирались жить в Москве, раз уж я решилась ехать сюда корреспондентом. Хотя по разным причинам это оказалось нелегко. Мы жили в маленькой квартирке на Фрунзенской набережной, Юрий приютил там еще тетку прежней жены, Целиковской. Я уже ждала ребенка и жутко страдала оттого, что подъезд необыкновенно вонючий. Кошки, мыши и прочие животные оставляли там свои запахи, и каждый раз, когда надо было выходить из квартиры, я старалась побыстрее миновать этот неприятный промежуток от двери до улицы. Но тем не менее это было счастливое время. Я познакомилась с удивительными, талантливейшими людьми, которые окружали Любимова. Параджанов, Шнитке, семья Капиц, Зоя Богуславская и Андрей Вознесенский - все они стали и моими друзьями тоже.

- Ваш сын Петя тоже родился в Будапеште?

Да, и я помню, что так старалась оберегать от лишних волнений моего возлюбленного мужа, что даже не сообщила ему, что еду рожать. Позвонила уже из больницы, чтобы сказать, что родился сын, которого он так ждал. Юрий смог увидеть его только через пять дней - его долго не хотели выпускать из Советского Союза, твердили: "Вы, товарищ Любимов, уже съездили в Венгрию, вам больше не полагается". Тогда он в очередной раз разорался, объяснил, что это совершенно особенный случай, и приехал - помог венгерский посол.

- Ваш муж в одном из интервью рассказывал невероятную историю. Цитирую: "Прием в советском посольстве, Катя уже в положении. Стоят все послы, и наш, конечно, советский. И вдруг он говорит: "О, теперь вас можно признать официально". И указывает на Катино брюхо. Пауза. Всем как-то неловко. И тут Катя громко мне говорит: "Простите, у вас все послы такие хамы?" Поворачивается и уходит".

Я свободный человек и всегда поступаю так, как считаю нужным. Если мне кажется, что задета честь моего мужа или моих близких, я высказываю свое мнение не задумываясь. Несколько лет назад я неожиданно узнала, что за мной следили с самого первого дня, вели досье: с кем я встречаюсь, разговариваю и так далее. Но это было совершенно напрасно - я ничего не скрывала, а все, что думала, говорила публично.

- Я слышала еще одну историю - о том, как вы заставили его бросить курить. Пообещали, что иначе уйдете вместе с сыном.

Ну, это произошло гораздо раньше. У нас еще не было сына, мы только познакомились. Когда я увидела, что он прикуривает одну сигарету от другой, пришла в ужас и сказала: "Если хотите дальше иметь со мной дело, бросайте курить. Иначе вы меня не увидите". Когда любишь человека, заботишься о его здоровье, хочешь, чтобы он жил дольше, это естественно. Юрий пообещал мне бросить и с тех пор не курит. Уже двадцать с лишним лет.

- Теперь понятно, почему Любимов называет вас "неукротимой Катериной".

Нрав у меня действительно неукротимый и к тому же сочетается с невероятной работоспособностью. Не будь у меня этой жизненной силы, я не смогла бы выдержать в те сумасшедшие годы, когда моталась с Юрием по миру, от Израиля до Швеции, от Италии до Соединенных Штатов. Мне надо было с достоинством пройти весь этот трудный путь, чтобы мой ребенок имел возможность спокойно расти и получить неплохое образование, а муж - творить и создавать спектакли.

- Вы чувствовали, что здесь это невозможно?

Послушайте, его же постоянно пытались уничтожить! Он никогда не кривил душой и делал то, что считал нужным, но никто, и вы тоже, не знает, чего ему это стоило. Я помню эти жуткие недели после смерти Высоцкого, которого пытались похоронить впопыхах, незаметно, чтобы о нем скорее забыли. Любимов настоял, чтобы это было сделано достойно. И начались бесконечные вызовы в ЦК, в Комитет по делам культуры, в Министерство культуры... Я ждала его внизу в машине с врачом, потому что никогда не знала, в каком состоянии он выйдет, ведь его обрабатывали часов по шесть. Когда он выползал оттуда, его было трудно узнать: то желтый, то белый как смерть. Разве это жизнь?

- И вы приняли решение эмигрировать?

Да не было такого решения! Юрий прилетел в Лондон по приглашению, ставить "Преступление и наказание" Достоевского, и совсем не собирался там оставаться. Если бы мы хотели эмигрировать, то сделали бы это гораздо раньше и на значительно более выгодных условиях. Мы же уехали с маленьким ребенком и с одним-единственным чемоданом, в котором лежали только летние вещи. Разве так люди готовятся к тому, чтобы оставить свой дом, страну? Его же просто вышвырнули, объявили, что он больше не главный режиссер "Таганки", и были очень довольны, что одним непокорным человеком стало меньше.

- Считается, что поводом стало скандальное интервью Любимова лондонской "Тайме". Вы его помните? Ведь вы занимались контактами Юрия Петровича с прессой.

Ничего скандального там не было. Нормальная беседа с умным человеком, который задавал даже не провокационные, а самые обычные вопросы. Любимов, как всегда, отвечал так, как считал нужным. А потом все это раздули, чтобы от него избавиться.

- Интервью наделало много шума, Любимову велели немедленно вернуться в Москву, он отказался...

Он был очень болен. На нервной почве у него началась экзема, которую английские врачи не сумели вылечить. Я не могла позволить ему лететь в Москву, пока он не выздоровел. Как раз тогда мы и узнали, что Любимов уволен из театра: об этом сообщили по английскому телевидению. Чуть позже нас официально известили, что он лишен советского гражданства.

Юрий был растерян, разочарован, огорчен. Я упрекала себя, что не предвидела такого поворота событий. Как умная женщина, я должна была все предусмотреть и продумать, чтобы переход к жизни на Западе был более спокойным. Но проблема разрешилась вполне благополучно: буквально через несколько дней у моего мужа была куча предложений на прекрасные постановки. Мне оставалось только составлять контракты и следить за тем, чтобы они выполнялись в точности. Могу сказать, что с этим я тоже справилась.

Вскоре мы перебрались в Италию, в Болонью, где Юрию предложили пост художественного руководителя театра "Arena del Sole". В Болонье у нас был огромный трехэтажный дом - даже не дом, а вилла - с двухсотметровой террасой перед входом, на которую заглядывали лиловые акации. Поднимешься на эту террасу - и перед твоими глазами весь город, вся Болонья - дом стоял на холме. Потом Юрий получил приглашение из Америки, мы переехали туда, даже приобрели квартиру в Бостоне. Но, к сожалению, Америка нам показалась чужой. Все было хорошо - и работа, и деньги, но чего-то не хватало, и мы вернулись в Европу.

- А как же ваш сын? Он учился в какой-нибудь закрытой школе?

Нет, мы его таскали по всему миру. Бедный человечек, у него вообще детства не было, если можно так сказать, потому что за десять лет он сменил 28 школ. В одной Америке за год школы сменились пять раз. К сожалению, он рос без братьев и сестер - второго ребенка при такой беспокойной жизни мы никак не могли себе позволить. Но зато у него всегда было то, чего многие лишены, - теплая домашняя атмосфера, уют, хорошие отношения внутри семьи. Я всегда заботилась о создании семейной гармонии.

Пальцев на руках и ногах не хватит, чтобы сосчитать, сколько мы поменяли домов и квартир. Очень много. И каждый раз, в любой стране, я стремилась приобрести точно такие же вещи, какие были в нашем предыдущем жилье, или хотя бы похожие на них. Я лихорадочно искала какую-нибудь скатерть, вазу или постельное белье. Почему? Потому что хотела создать ощущение постоянства, которого всем нам так не хватало.

- Где же закончились ваши скитания?

В Израиле. Юрий Петрович получил приглашение из театра "Габима". Этот театр, как известно, вырос из России, и еще недавно были живы те знаменитые старики, которые переселились в Палестину и играли там свои спектакли. Юрия они приняли очень трогательно, работа была веселая, и мы решили остаться в Израиле.

- Там же так жарко... И жизнь, по-моему, слишком непривычная для человека из России...

Ничего, мы любим жару, особенно я. Кроме того, по своему происхождению я имею право вернуться на историческую родину. Таким вот образом мы поселились в Иерусалиме. У нас и сейчас там есть квартира... Мы очень любим этот город, совершенно божественный, он одаривает вас духовной энергией.

- А в России в этот момент всё стало стремительно меняться. Горбачевское время, всеобщая эйфория... Любимова стали настойчиво просить вернуться. Я помню, как в 1988 году он наконец приехал. Его встречали как героя, хором скандировали: "Оставайтесь! Оставайтесь!" Некоторые плакали.

Я никому об этом не говорила, но Юрий спрашивал меня, ехать или не ехать. И я сказала: "Поезжайте. Раз уж вы столько вынесли ради театра, своих любимых актеров и этой страны, которую вы называете своей родиной, то, конечно, вам стоит поехать и встретиться с теми, кому вы нужны и кто нужен вам".

- А что, вы до сих пор обращаетесь к мужу на "вы"?

Да, никак не могу заставить себя говорить ему "ты"... Так вот, в Россию он прибыл инкогнито, потому что не было заранее известно, как его здесь встретят. Его приняли хорошо, и он решил остаться, несмотря на то, что у него была куча контрактов на Западе. Невыполнение контракта, как вы знаете, грозит большими неустойками. Но тем не менее он остался в Москве и начал восстанавливать свои старые спектакли и ставить новые.

- А почему вы с ним не поехали?

Здесь же не было никаких условий - ни квартиры, ничего, все было отобрано, уничтожено, разворовано. Камня на камне не осталось. Ребенку всего восемь лет, куда я его дену?

- Сколько же он без вас здесь пробыл?

Это очень чувствительный вопрос для меня. Я не могла оставить старую, больную маму и маленького ребенка, каждый по-своему нуждался в моей помощи. Когда отмечалось 25-летие театра, мы приехали на восемь месяцев, сын даже учился тут, но условия были ужасные. Все время обещали нам квартиру, говорили "вот-вот", но шли недели, месяцы, и ничего не менялось. Мы жили с Петей в каких-то маленьких комнатушках у друзей, которые нас приютили, потом квартира нашлась, но совершенно неустроенная. Было совершенно ясно: люди не хотят помогать!

Я этого никак не ожидала. Приехав сюда спустя семь с лишним лет, чтобы отметить его 80-летний юбилей, я еще больше была разочарована: около Юрия не оказалось ни одного человека, который считал бы важным создать ему - я не говорю житейские условия, потому что это должна делать жена, - но хотя бы условия для работы.

- Все знают, что какое-то время ему было очень тяжело. В театре начался раскол, часть труппы выступила против своего главного режиссера. Я помню несколько ужасных месяцев, бесконечные пресс-конференции, разбирательства, стычки у служебного входа, спектакли, на которые приходилось вызывать ОМОН... Один раз его оскорбили в присутствии публики...

Все это происходило без меня. Я не имею права разбираться в этих делах, потому что не видела ничего. Я знаю только факты: театр разделился, и от этого никто не выиграл. Грустно, что так произошло. Более того, даже трагично.

- Юрий Петрович писал вам об этом?

Нет, мы не переписывались. В нашей семье это не принято.

- А по телефону он никогда вам не жаловался?

Нет, никогда. Он не из тех мужчин, что жалуются.

- Со временем все как-то уладилось: просто под одной крышей стали существовать два театра. Но вы сказали, что вас разочаровала та "Таганка", которую вы увидели три года назад?

Видите ли, мой муж дорогой - добрейший и наивнейший человек, я второго такого не знаю. И многие этим пользовались. Люди, которые долгие годы "руководили" театром, сделали все возможное, чтобы произошла деградация театра во всех отношениях. И здесь актеры ни при чем, и существующие порядки ни при чем, это просто вина тех людей, которые привыкли ничего не делать и, прикрываясь именем Любимова, заниматься своими мелкими делами. Конечно, на меня это произвело удручающее впечатление. Когда я первый раз сюда приехала - отпраздновать 80-летие Юрия, то сразу же сказала, что администрацию театра обязательно надо менять. И, слава Богу, мы уже избавились от ряда людей, которые так губительно влияли на состояние театра. Они были уволены.

- У вас действительно потрясающая работоспособность. Я просто не представляю себе, как вы успеваете лично заниматься всеми делами "Таганки" - от ремонта до переговоров со спонсорами, у вас в театре есть какая-то официальная должность?

Нет, я занимаюсь благотворительной работой. Просто делаю то, что делала всегда: стараюсь создать для своего мужа комфортную атмосферу. Поскольку большую часть времени он проводит в театре, это его дом, я пытаюсь сделать так, чтобы ему было спокойно работать, и его любимым актерам тоже. Мне кажется, если бы я раньше решилась вернуться в Россию, значительно больше успела бы сделать и для Юрия Петровича, и для театра. Мне очень обидно, когда я вижу, как люди здесь пользуются его доброжелательностью, открытостью и обманывают его. А мой прекрасный муж все всем прощает! И говорит: человеку надо дать возможность исправиться. Но я этого не понимаю и не одобряю. А если такое случается второй раз, и третий, я просто прихожу в бешенство и стараюсь от таких людей освободиться, потому что они только отнимают его здоровье, время, которое он мог бы отдать созданию спектакля. К сожалению, я вижу, что очень многие люди здесь вообще не умеют работать. Они быстро утомляются, забывают то, что должны были сделать, или начинают объяснять, почему это выполнить невозможно. Мне трудно это понять. Я могу работать по 16 часов, полностью выкладываясь и не охая, что устала, что болит голова и так далее. Я вообще перестаю замечать и голод и усталость, если хочу что-то сделать и уверена, что это нужно моему мужу или его театру. Мне лично ничего не нужно.

- И он всегда видит вас бодрой, энергичной, подтянутой?

Нет, я бы так не сказала. Конечно, я стараюсь, чтобы мой муж видел рядом с собой привлекательную, веселую женщину. Но вы не поверите: я не хожу к косметологу, у меня нет ни парикмахера, ни массажистки. Дома все делаю сама - посмотрите на мои руки. Я привожу их в порядок, когда иду на прием или сама принимаю гостей. Иногда ложусь спать в два-три часа ночи, потому что не могу уснуть, пока не закончу все, что себе наметила.

- Как же вам удается выдерживать такие нагрузки?

У меня есть одна тайна. Я очень люблю своего мужа.




Top