Юрий селиверстов художник работы. Воспитание чувств в нью-йорке

(1929-10-10 ) - 30 сентября ) - выдающийся географ и геолог, Президент Русского географического общества , доктор геолого-минералогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической и эволюционной географии, лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки РФ (1999).

Биография

Ю. П. Селиверстов родился в Ленинграде, здесь же он вместе с матерью провел тяжелые годы Великой Отечественной войны и блокады. Сразу после войны ещё школьником он увлеченно занимался геологией и географией во Дворце пионеров в Юношеском Географическом обществе под руководством акад. Л. С. Берга, а затем с 1947 г. в Клубе юных геологов под руководством акад. В. А. Обручева. В 1949 г. Юрий Петрович поступил на Географический факультет Ленинградского университета, где учился на кафедре геоморфологии и за успехи в учебе был удостоен Сталинской стипендии. В 1954 г. после отличной защиты дипломной работы, посвященной геоморфологии Иссык-Кульской котловины, он был направлен во Всесоюзный геологический институт (ВСЕГЕИ) на должность инженера-геоморфолога. Практическую работу геолога-полевика он совмещал с обучением в аспирантуре Географического факультета ЛГУ под руководством проф. З. А. Сваричевской. В этот период зародилась любовь Юрия Петровича к горам, особенно к Алтаю и Саянам, которую он сохранил на всю жизнь. После защиты кандидатской диссертации, посвященной комплексному анализу кайнозойского осадконакопления и рельефообразования на Алтае, с 1957 г. Ю. П. Селиверстов продолжал работать во ВСЕГЕИ старшим научным сотрудником и начальником экспедиций, руководил полевыми научными исследованиями в разных краях необъятной территории СССР. Его экспедиционные маршруты проходили по Кольскому полуострову и в Поволжье, по Казахстану и Тянь-Шаню, по Уралу и Дальнему Востоку, и, конечно, по Алтаю и Саянам. В сферу его научных разработок входили вопросы новейшей тектоники, динамики древнего оледенения, стратиграфии четвертичных отложений и гипергенной геоморфологии. Результаты его исследований послужили основой для создания геологических и геоморфологических карт, а также таких фундаментальных изданий как «Геология СССР», «Геологическое строение СССР».

Экспедиции в Африку

Особый период исследований и творчества Юрия Петровича связан с экспедициями и поездками в Африку. В течение десяти лет с 1960 г. он занимался изучением минеральных ресурсов Гвинеи, поисками полезных ископаемых - бокситов, алмазов, золота, составлением прогнозных геологических карт и карты четвертичных отложений Западной Африки. Важным результатом в общей сложности 60 месяцев полевых маршрутов по африканским саваннам и лесам стала защита в 1976 г. докторской диссертации «Эволюция рельефа и покровных образований влажных тропиков Сахарской платформы».

В Университете

В 1979 г. Ю. П. Селиверстов возвращается в Ленинградский университет в качестве директора НИИ Географии, во главе которого он проработал семь лет, организуя экспедиционные исследования и работу аналитических лабораторий. В эти же годы он начал свою преподавательскую деятельность на географическом факультете ЛГУ, читал лекции на кафедре геоморфологии. В 1986 г. его избрали профессором этой кафедры, и он окончательно перешел на преподавательскую работу на Факультет географии и геоэкологии. Он увлеченно читал курсы лекций «Гипергенная геоморфология», «Палеогеография», «Эволюция географической оболочки», «Общее землеведение», участвовал в создании новых и возрождении старых кафедр на факультете. Объединяя многих специалистов факультета и НИИ Географии, привлекая студентов и аспирантов, он руководил экспедициями в Горный Алтай и в Туву, в Монголию и по Северо-Западу Европейской России. Ю. П. Селиверстов внес существенный вклад в разработку принципов и методов геоморфологического картирования, явился основателем ряда научных направлений в области геоморфологии, физической географии, эволюции географической оболочки. В последние годы предметом его особого внимания была комплексная наука о горах - монтология, которая, по его убеждению, должна была интегрировать в себе достижения естественных и социально-экономических дисциплин, решать задачи как охраны природы, так и динамичного развития хозяйства и культуры народов горных регионов в условиях происходящих глобальных изменений.

Педагогическая деятельность и путешествия

Юрий Петрович отдавал все свои силы и душевное тепло педагогической и научно-организационной деятельности. Он не уставал путешествовать, из каждой поездки привозя новые впечатления и идеи, которые щедро передавал своим ученикам и коллегам. Многообразие его маршрутов в последние годы впечатляет - это Южная Америка и Индия, Франция, Италия, Бенилюкс и Монголия, Египет, Тунис и Япония, и горы Тувы и Юго-Восточного Алтая.

Научные труды

Ю. П. Селиверстов является автором более 300 научных работ, в том числе 6 авторских и 12 коллективных монографий, 3 учебных пособий. Последний учебник - «Общее землеведение», редактором и соавтором которого он был, вышел в свет в 1999 г., а уже в сентябре текущего года был сдан в печать серьёзно переработанный и дополненный, практически новый учебник. Широчайшая научная эрудиция в различных областях геологии и географии определили авторитет Ю. П. Селиверстова как одного из ведущих специалистов в области наук о Земле.

24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис - автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
    • 19.04.2019 В четверг, 25 апреля 2019 года, состоится очередной аукцион. Каталог составили 656 лотов: живопись, графика, религиозные предметы, серебро,ювелирные изделия, стекло, фарфор и пр.
    • 17.04.2019 18 апреля аукционный дом «Литфонд» проведет 151-й аукцион, в каталог которого вошли свыше 400 лотов редких книг, рукописей, автографов, фотографий, плакатов, исторических бумаг и открыток на общую сумму свыше 20 000 000 рублей
    • 17.04.2019 18 апреля 2019 года «Русская эмаль» проводит Аукцион антикварных открыток и филателии № 6. В каталоге - 225 лотов
    • 16.04.2019 В субботу, 20 апреля, «Антиквариум» проведет два очных аукциона. В 15:00 начнется аукцион «Литература и искусство Бронзового века» (№ 54), а сразу же после его завершения - «Не все по рублю» (№ 55)
    • 16.04.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это семь живописных работ, одиннадцать лотов оригинальной графики и две работы в смешанной технике
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 21.01.2019 Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?
    • 16.01.2019 Работая над базой данных аукционных результатов, нам чаще всего удается вычислить повторные продажи. То есть зафиксировать, когда работа продавалась ранее и сколько на ней удалось заработать. Лучшие примеры 2018 года - в нашем обзоре
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
    • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
  • 29.03.2019 Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью - в том крыле дворца, где жил Николай I

  • СЕЛИВЕРСТОВ Юрий Иванович (7.VIII.1940, г. Усолье-Сибирское Иркут. обл. — 4.VI.1990, Москва) — художник-график. Ок. архит. ф-т Новосиб. инж.-строит. ин-та (1963). Чл. Союза журналистов (с 1967), СХ (с 1971). С 1964 жил и работал в Москве. Оформил более 100 книг в изд-вах «Малыш», «Молодая гвардия», «Педагогика», «Современник» и др. Обращался к театр.-декорац. живописи («Гамлет», Ленинград), выступал с архит. проектами («Бульвар русской славы», воссоздание моск, храма Христа Спасителя и др.). Принимал участие в организации «Русской энциклопедии» и ее Культурного центра. Участник многих выставок, в том числе заруб. (Канада, Япония и др.). Автор сер. литографир. портретов рус. поэтов, писателей, мыслителей (Курбатов В. Мысль — поэзия — мысль // День поэзии: 1988. М., 1988. С. 10, с илл.). Значит. интерес представляет работа художника над илл. к Новому Завету.
    В 1985 создал серию станковых литографий к Слову...., широко представлявшихся на выставках. Эта серия опубликована с уменьшением масштаба листов в книге А. А. Косорукова «Гений без имени» (М., 1986), в которой исследование литературоведа завершается публикацией древнерусского текста Слова... с переводом...
    http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es4/es4-2811.htm
    Ганичев В.Н.1993г. http://ganichev.voskres.ru/dp45.htm
    2003 http://www.sevkray.ru/news/3/41217/
    2005 http://www.museum.ru/n24246
    http://www.ozon.ru/context/detail/id/257766/


    *Светлов М. Стихи последних лет. Составитель Анирэфнибел Р.. Художник Селиверстов Ю. М. Советская Россия 1966 г. 208 с. мягкий переплет,суперобложка Уменьшенный формат.
    *Друскин Л. Стихи. Предисловие В. Шкловского. Художник Ю.Селиверстов. М Советская Россия 1967г. 88 с. Бумажный переплет, Обычный формат.
    *Дмитриев Юрий. Чему верить, что проверить. Школьная б-ка. Рис.В. Стацинского, Ю. Селиверстова. М., Детская литература 1967г. 112 с., илл. картонный переплет, обычный формат. Книга о народных приметах. Верных и неверных (суевериях). http://lib.rus.ec/b/206711/read
    *Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке. По мотивам русских народных сказок рассказал В. Важдаев Илл. Ю. Селиверстова. М. Малыш 1967г. 46 с. твердый переплет, 70х90/12 увеличенный квадратный формат.
    *Жуковский В. Спящая царевна. Потрепана обложка М Малыш 1967г. 12с рис.Ю.Селиверстова мягкий переплет, энциклопедический формат.
    *Устинов Лев. Остров пополам и бочка меда. Две веселые сказки. Художник Ю.Селиверстов. М. Искусство 1969г. 128с.цв илл. Мягкий переплет, Увеличенный формат. В 60-е и 70-е годы Устинов был самым репертуарным детским драматургом, его пьесы «Бочка меда», «Остров пополам», «Великий лягушонок», «Недотрога» шли не только в России, но и в Греции, Америке, Африке.
    *Жан Ануй. Пьесы. В 2 -х томах. Составление В.Маликова., Ю.Яхниной. Переводы с французского под редакцией Е.Бабун. Оформление художника Ю.М.Селиверстова. Москва Искусство. 1969г. 432+632 с.: твердый, суперобложка. уменьшенный формат.
    *Воннегат-младший Курт. (Воннегут Курт, Воннегат Курт). Колыбель для кошки. Роман. Перевод с английского Р. Райт-Ковалевой. Послесловие В. Скороденко. Художник Ю. Селиверстов. Москва. Молодая гвардия. 1970г. 224 с. Мягкий переплет, Уменьшенный формат.
    *Русский водевиль. Составители Н. Шантаренков, редактор Н.Каминская, художник Ю.Селиверстов М. Искусство 1970г. 424 с. Твердый переплет, Обычный формат.
    *Сборник научной фантастики. Вып. 10 НФ-серия М. Знание 1971г. 167с. Мягкий переплет, Обычный формат.
    /Сост. Н.Яснопольский; Предисл. Б.Бирюкова; Худож. Ю.Селиверстов. - 100.000 экз. Содерж.: ГАНСОВСКИЙ Север - Винсент Ван Гог:[Повесть] /Рис.,С.9-68; ВАРШАВСКИЙ Илья - Повесть без героя:[Рассказ] /Рис.,С.69-98; МИХАНОВСКИЙ Владимир - Страна Инфория:[Рассказ] /Рис.,С.99-109; ТУПИЦИН Ю. - Шутники:[Рассказ] /Рис.,С.110-128; ЯНГ Роберт - В сентябре тридцать дней:[Рассказ] /Пер. с англ. Н.Колпакова;
    *Ивлин Во. Пригоршня праха. Не жалейте флагов. Перевод с английского Л. Беспаловой. Предисловие Г. Анджапаридзе. Художник Ю. Селиверстов М Молодая гвардия 1971г. 400с. твердый переплет, Обычный формат.
    *Акутагава Рюноскэ. Избранное в двух томах. Составители В.Гривнин и А.Стругацкий. Предисловие и комментарий Н.Фельдман. Оформление Ю.Селиверстова.М. Художественная литература 1971г. 464 + 448 с. Издательский переплет Обычный формат. Том 1 - Ворота Расемон и другие новеллы. Том 2 - Жизнь идиота и другие новеллы.
    * Утопический роман XVI-XVII веков. Серия: Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 34. Вступ. статья ст. Л. Воробьева. Илл. Ю. Селиверстова. М. Худ. лит. 1971г. 496с.с илл., в суперобложке, тв. переплет обычный. формат. Томас Мор - Утопия, Кампанелла - Город Солнца, Ф. Бэкон - Новая Атлантида, С. де Бержерак - Государства Луны, Дени Верас - История севарамбов.
    *Лагерквист Пер. В мире гость. Предисловие С. Белокриницкой. Художник Ю. Селиверстов. М. Молодая гвардия. 1972г. 304с. Твердый переплет, Увеличенный формат. Сборник самых значительных произведений крупнейшего шведского писателя. В сборник вошли повести `В мире гость`, `Палач`, `Карлик`, `Мариамна`, а также лучшие рассказы Лагерквиста, написанные в разные периоды его жизни.
    *Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. илл. Ю. Селиверстова Москва Физкультура и спорт 1972г. 288 с. Твердый переплет, Обычный формат.
    *Гон спозаранку. Рассказы американских писателей о молодежи. Художник Ю. Селиверстов. М Молодая гвардия. 1975г. 288 с. твердый переплет, обычный формат. Перевод с английского. Предисловие Св. Котенко. Комментарии М. Кореневой.
    *Богова делянка. Перевод с английского. Сост. М.Миронова, Предисл.М.Кореневой, Художник Ю.Селиверстов М. Молодая гвардия 1976г. 608с., илл. твердый переплет, обычный формат. Сборник - Бромфилд Л. Ферма. Роман. Фолкнер У. Непобежденные Роман. Макдоналд Б. Мы с яйцом.главы из романа. Колдуэл Э. Богова делянка. Отрывок из повести. Оутс Д.К. Смерть миссис Шир.Уходя на север.Рассказы. Липолд О. Добрый дуб. Эссе.
    *Грибоедов А.С. Горе от ума. Комедия в четырех действиях в стихах. Серия: Школьная библиотека. М. Молодая гвардия. 1977г. 176с.,ил. твердый переплет обычный формат. Горе от ума - знаменитой комедии Грибоедова уже более полутора столетий, но живописная картина нравов, галерея живых типов и вечно острая ирония по-прежнему волнуют и увлекают читателей, уча их чистоте и меткости русского языка, понятием чести, достоинства и благородства. Иллюстрации Ю.Селиверстова.
    *Межелайтис Э.Б. Моя Итака. стихи, пер. с литовского, худ. Селиверстов Ю. М Молодая гвардия 1978г. 224с мягкий переплет, уменьшенный формат.
    *Фильмы-сказки. Вып. 11: сценарии мультфильмов. Москва Искусство 1979г. 192 с. твердый тканевый переплет, увеличенный формат. Ф.Х и т р у к. Каникулы Бонифация. В.С у т е е в. Кораблик. Г.О с т е р. 38 попугаев. А.Т ю р и н. Как котенку построили дом. Г.О с т е р. Котенок по имени Гав. В.С у т е е в. Петя и Красная Шапочка. Э.У с п е н с к и й. Чебурашка. Э.У с п е н с к и й. Крокодил Гена. Ю.О л е ш а. Девочка в цирке. и др. Сборник иллюстрирован кадрами из мультипликационных и кукольных фильмов и рисунками художника Ю. Селиверстова.
    *Аль-Хамиси А. Книга любви. Худ. Селиверстов Ю. М. Молодая гвардия 1980г. 175 с. мягкий переплет, уменьшенный формат.
    *Софронов Анатолий. Лирика. Художник Юрий Селиверстов. М.: Советский писатель. 1982г. мягкий переплет, обычный формат.
    *Задиры. Рассказы о молодом рабочем в условиях современного капитализма. Худ. Селиверстов Ю. М Молодая гвардия 1982г. 271 с. твердый переплет, обычный формат. С. Барсто (Барстоу). Зачинщики; А. Маклеод. Необъятность ночи; Ж. Граса. Инасиу; М. Пьеду. Средь слепцов; Г. Вальраф. Сговор; З. Ленц. Будто в стиле Гоголя; В. Канисио. Мы на тебя рассчитываем!; Х. Фернандес Сантос. Развалины; А. Спенс. Блеск!; В. Бертини. Боксер; И. Харан. Случайности; К. Кизи. На лесосеке; У. ОРурке. Принцип личинки; И. Лу-Юхансон. Нигилист.
    *Поэты Тютчевской плеяды. Составители: Кожинов В., Кузнецова Е. Художник Селиверстов Ю.И. М. Советская Россия 1982г. 400 с. Твердый переплет, Стандартный формат. Антология `Поэты тютчевской плеяды` - опыт `группового портрета` целого литературного течения, иллюстрирующая историю рождения одного из основных русских поэтических стилей. Книга начинается большим разделом Стихотворений Ф.И.Тютчева - наиболее яркого выразителя основных принципов этого поэтического направления. Далее идут подборки стихотворений П.Вяземского, Ф.Глинки, А.Хомякова, С.Шевырева, Л.Якубовича и В.Бенедиктова, которым предпосланы небольшие вступительные статьи. Открывается сборник статьей известного литературоведа и критика В.В.Кожинова.
    *Окладников А.П., Окладникова Е.А. Заселение Земли человеком. худ. Селиверстов Ю.И., сер. Ученые - школьнику. М Педагогика 1984г. 112с мягкий переплет, уменьшенный формат.
    *Подари мне Сизаря. Повести и рассказы худ Селиверстов М Молодая гвардия 1986г. 350с мягк слегка увелич формат. Социально-нравственые проблемы борьбы против пьянства… Сб. произв. Н. Машовец. В.Распутин. В.Липатов. Ю.Казаков. В.Шукшин. В.Крупин. А.Ким. В.Потанин. и др.
    *Достоевский Ф. М. О русской литературе. Б-ка `Любителям русской словесности. Из литературного наследия`. Составление, вступительная статья и комментарии Ю. И. Селезнева. Художник Ю. Селиверстов. Москва. Современник. 1987г. 399 с., портр. Твердый переплет, Обычный формат. Важнейшие гражданские и художественные, философские, социальные и нравственные идеи создателя `Записок из Мертвого дома` и `Братьев Карамазовых` нашли свое отражение и развитие в его знаменитых речах о Пушкине и Некрасове, в статьях о Гоголе, Белинском, Л. Толстом, Бальзаке, Э. По и других русских и зарубежных писателях. Эти материалы и составили настоящую книгу. Во вступительной статье и комментариях Ю.Селезнева дается современный научный анализ эстетического наследия великого русского писателя.
    *Косоруков А. Гений без имени. Серия: Любителям российской словесности М. Современник. 1986г. 288 с иллюстр. Тканевый. переплет, Обычный формат. Эта книга выходит к 800-летию создания `Слова о полку Игореве`, Александр Косоруков, переводчик со славянских языков, критик и литературовед, рассматривает `Слово` под новым углом зрения, раскрывая мифосимволическую основу гениального творения древнерусского Поэта. Такой подход позволил автору предложить новые прочтения и толкования спорных и `темных` мест `Слова`, послужил стимулом к созданию нового перевода. В завершающих книгу комментариях дается обширная библиография и сведения по истории, культуре и литературе Древней Руси. Книга иллюстрирована гравюрами известного художника Ю. Селиверстова, подготовленными специально для этого издания.
    * Случевский К. Стихотворения. Поэмы. Проза Серия:Классическая библиотека Современника. Автор вступительной статьи и примечаний Е.В. Ермилова. Худ.Ю.Селиверстов и Л.Пузин М Современник 1988г. 428 стр.: ил. Твердый переплет, обычный формат. В сборник избранных произведений русского поэта второй половины XIX века (1837-1904) вошло все лучшее из его наследия: стихотворения, поэмы, а также рассказы, очерки и воспоминания, неизвестные современному читателю.
    *Энциклопедический словарь юного литературоведа. Составитель В. И. Новиков. Оформление издания художника Комарова В. С. Иллюстрации на разворотах Селиверстова Ю. Иллюстрации Коваля В. С. Фотоиллюстрации выполнили: Клюев А. В., Басыров М. Б. Москва. Педагогика. 1988г. 416 с., ил. Твердый переплет, Энциклопедический формат. Словарь в доступной и занимательной форме знакомит читателей с основами литературоведения - науки о развитии литературы, ее родах и жанрах, направлениях и методах, а также с важнейшими проблемами теории и истории литературы, литературной критики, с принципами и приемами анализа поэтических и прозаических произведений, литературоведческой терминологией, крупнейшими представителями русского и советского литературоведения. Словарь призван воспитывать у учащихся осознанный интерес к литературе - отечественной и мировой; научить самостоятельному анализу художественных произведений, их пониманию и оценке.
    *Время Икс. Современный русский свободный стих. Составитель Карен Джангиев. М. Прометей. 1989г. 608 с. Твердый переплет, Обычный формат. суперобложка. Издание знакомит читателя с творчеством 18 крупнейших советских верлибристов и графическими работами московского художника Ю. Селиверстова. Это первая, не считая *Белого квадрата*, попытка синтеза наиболее фундаментальных достижении в области современного русского свободного стиха.
    * Гоголь Н.В. Арабески. Подготовка текстов, послесловие, примеч. П.Паламарчука, илл. Ю.Селиверстова. М. Молодая гвардия 1990г. 431с. Твердый издательский переплет обычный формат.
    *Шелехов М. Песни родильного отделения (стихи). Иллюстрации Юрия Селиверстова М. Современник 1990г. 144 с. Бумажный переплет, Немного уменьшенный формат.
    *Гачев Г. Русская дума. Портреты русских мыслителей. Литографии Юрия Селиверстова М. Новости 1991г. 272 с. илл. мягкий переплет, увеличенный формат. Книга-альбом составлена из 26 графических портретов русских писателей и мыслителей выдающегося графика и иллюстратора многих произведений мировой литературы Ю. Селиверстова и литературно-философских этюдов Г. Грачева о каждом из них, дающих панораму развития русской масли почти за два века.
    *О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. Сост., предисл., илл. Ю.И. Селиверстова. Послесловие Г.Б. Пономаревой и В.Я. Курбатова. М. Молодая гвардия 1992г. 272 с. + 22 ч/б вкл. Твердый переплет, Увеличенный формат. Великий инквизитор` - это вечная тема любви к человечеству, рожденная в глубине веков и гениально воплощенная Ф.М. Достоевским в `Братьях Карамазовых`. Впервые в книге публикуются работы В. Розанова, К. Леонтьева, В. Соловьева, С. Булгакова, Н. Бердяева, С. Франка, специально посвященные этому сюжету, а также представлены письма Ф.М. Достоевского, отрывки из `Дневника писателя`, Библии. Книга оформлена картинами известного художника Ю.И. Селиверстова, портретами философов.
    *… Из русской думы. В 2-х томах. /Сост., худож., автор предисл. Селиверстов Ю./. Вступ. ст. Ганичева В.Н. и Распутина В.Г.; Послесл. Курбатова В.Я.; Примеч. Фоменко А.В./. М. Роман-газета 1995г. 256 + 256 (512) с., илл. Твердый переплет Увеличенный формат. Составитель этого издания, обширного предисловия «От сложителя» и автор многочисленных портретов выдающихся русских мыслителей, которым и посвящена эта книга, - Юрий Иванович Селиверстов (1940-1990), известный художник-график, философ, мыслитель и провидец, чьи «творчество и жизнь были как молитва». Своим творчеством он внес огромный вклад в культурное и духовное наследие: проиллюстрировал первое в стране послереволюционное издание Нового Завета, одним из первых высказался за возрождение храма Христа Спасителя, причем уже тогда, когда сама мысль об этом казалась утопичной и невыполнимой, когда в обществе только забрезжило возрождение православия, глубоко загнанного годами атеизма, но не убитого. Ю.И. Селиверстов создал иллюстрирации более чем к сотне книг, серию станковых литографий к «Слову о полку Игореве». Он был участником множества выставок, его работы находятся в крупнейших музеях страны: в Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в литературных музеях Москвы, Ленинграда и других городов, а также в зарубежных собраниях. Главный зал Государственного музея Ф.М.Достоевского украшает портрет писателя, исполненный Ю.И. Селиверствовым. Мучительный поиск смысла жизни, обращение к религии, встреча с М.М.Бахтиным и митрополитом Антонием (А.С.Мельниковым), духовными учителями Ю.Селиверстова, преображение миропонимания привели художника как бы к новому витку творчества. Ю.И. Селиверстов создал самобытную, художественно-уникальную серию портретов писателей и мыслителей под названием «Русская Дума», которую впоследствии нарекли «памятником горению человеческого духа». Издание представляет собой галерею русских гениев, составленную из их писем, статей, дневниковых записей, записных книжек, оценок их современниками и потомками и дополненную блестящими художественными работами Ю. Селиверстова. Среди героев книги - А.С. Пушкин, П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, М.П. Мусоргский, Н.Я. Данилевский, И.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев, Н.Ф. Федоров, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Е.Н. Трубецкой, А.А. Блок, С.А. Есенин, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, М.М. Пришвин, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин.
    *Курбатов В. Юрий Селиверстов: судьба мысли и мысль судьбы. Псков Отчина 1997г. 145 с., ил Твердый переплет, квадратный обычный формат. Книга о жизни и творчестве книжного графика Юрия Ивановича Селиверстова.
    *Воннегут К. Колыбель для кошки. Перевод с английского Р. Райт-Ковалевой. Послесловие В. Скороденко. Художник Ю. Селиверстов. М. Эксмо-Пресс 1999г. 608 с. твердый переплет, обычный формат.
    *Слово о полку Игоревом. Переклад Е. Евтушенко. Илл. Ю. Селиверстова. М. Вагриус 2003г. 120с. Твердый переплет, Энциклопедический формат.
    *Курбатов Валентин. Юрий Селиверстов портрет на фоне времени. Иркутск. Издатель Сапронов. 2008г. 198с.ил. Твердый переплет, Увеличенный формат. Книга рассказывает о жизни и творчестве замечательного книжного графика Юрия Ивановича Селиверстова (1940-1990) и одновременно является наиболее полной публикацией работ художника.

    ?! А ВОТ ЧТО ЗА КНИГА ЗА ТАКАЯ:
    "...В работе по развитию чувства цвета следует использовать и книжные иллюстрации, например прочитать детям сказку «Цветик-семицветик» В. Катаева и показать иллюстрации к ней, выполненные художником Ю. Селиверстовым. Каждая страница этой книжки решена интересно, образно, живописно. Художнику удалось показать не просто цвет, а создать впечатление красного цвета, голубого и других благодаря живописности палитры оттенков цвета. Цветные страницы переносят ребенка в страну красок..."
    Пантелеев Г. Н. и др. "Декоративное искусство — детям"
    Пособие для воспитателя ст. групп дет. сада. М., «Просвещение», 1976 г.

    7 августа 2010 года исполнилось бы семьдесят лет Юрию Ивановичу Селиверстову – прекрасному художнику и страстному мыслителю. Его уже двадцать лет нет с нами, но мысль его и блестящая галерея портретов русских философов, поэтов, прозаиков, композиторов (а он знал, что наша мысль полна только в единстве контекста) жива и деятельна. И хочется сегодня благодарно окликнуть его побыть вместе.

    В одном из подготовительных набросков его главного труда, его «Русской думы» мелькнула в черновиках поразительная, часто потом приводимая им цитата из рукописи монаха отца Онисима, друга В.Д.Пришвиной: «Бог любит не всех одинаково, а каждого больше». В этой бездонной рукописи, которая еще непременно найдет своего издателя, есть среди прочих и еще одно дорогое замечание. Оно касается всякого творца и не особенно ли Селиверстова: «У святого, - пишет отец Онисим, - праведность идет впереди знания, впереди ума, и только в последний день истории ему откроется, как велико его богатство. У художника, наоборот, умозрение опережает чистоту сердца, потому-то и бывает так, что он знает больше святого и знает достоверно, но не обладает предметом знания, как чем-то своим. Он лишь в отдалении видит его. В этом трагедия творчества».

    Не оттого ли художник так взвинчивал мысль и, зная бесконечно много, не находил успокоения, словно знание и впрямь всё время казалось временным, не становящимся плотью мировоззрения. Он все время остро и болезненно чувствовал, что «предмет его знания» всё оставался «предметом», только указанием на существо явления, но не преображался в само существо. Не зря он шёл «по границе церкви», устремляясь в неё в одно время до желания рукоположения. И когда бы не глубокая проницательность митрополита Антония, не благословившего художника на этот чужой ему путь, может быть, он и сейчас служил бы где-нибудь на приходе и не ведал покоя, потому что был слишком силён и жаден, чтобы не испытывать веру до опасных пределов. Ему было суждено искать ответов на последние вопросы в творчестве, в поисках красоты, которая подлинно спасает мир тем, что становится внутренним созидающим разумом каждого существа и явления.

    Он всё время искал преодоления ума, преодоления словесного истолкования самоценным символом, молчанием, угадкой. И всё время разжигал мысль последними вопросами, где слово начинает метаться в бессилии, где Иван Карамазов, утомясь, уступает испытующему молчанию Алёши, и понимает, что все метания диктуются одним, одним неотступным вопросом: «Вся молодая Россия только лишь о вековечных вопросах теперь и толкует. Именно теперь, как старики, все полезли вдруг практическими вопросами заниматься. Ты из-за чего все три месяца глядел на меня в ожидании? Чтобы допросить меня: «Како веруеши али вовсе не веруеши?» - вот ведь к чему сводились ваши трёхмесячные взгляды, Алексей Фёдорович, ведь так?»

    К этому, к этому сводились и все допрашивания Юрия Ивановича ко всем своим собеседникам, и ко всем книгам, которые он читал и, в особенности, которые иллюстрировал. Я, грешный, порой и боялся этого неутомимого вопрошания.

    Приезжал я из Пскова рано, а он работал ночами, ложился под утро, и тут-то я его и будил. И ни разу не помню, чтобы он открыл да досыпать пошёл. Нет, тотчас на кухню, кофе ставить, и сразу, взъерошенный, в халате, в самую сердцевину своих и общих забот. И тут уж тебе и Достоевский, и Шпенглер, Леонтьев и Данилевский, Россия и Европа – словно это только тело у него просило отдыха, а ум и во сне не прерывал работы и в любой час мог отправиться в любые пределы. И за всей этой гонкой в конце концов маячило одно неумолимое «како веруеши?» Усталый, я часто разрушал его символические построения, его непременные рифмы всего со всем (так что даже и всякое слово он нетерпеливо рассекал, перевёртывал, поднимал к свету и отпускал переосмысленным: судьба – суд Божий, «свобода – с обода чего?» и т.д.) И теперь, как всегда в таких случаях, жалею, что не дослушал, не досмотрел…

    Это подлинно была гонка за тем, что виделось в отдалении, но не находило безусловного подтверждения. Это ум допрашивал душу о тайне её полноты и не слышал удовлетворяющего ответа. Может быть, согласно отцу Онисиму, это была трагедия, но все, кто знал Юрия Ивановича, в голос скажут, что это была трагедия радостная, потому что путь – для него был дороже итога. Может быть, когда бы он был только иллюстратором, он задохнулся бы от невозможности перевести всё своё знание в изображение. Но он был мыслителем и искал синтеза слова и портрета, формулы и рисунка, лица и Лика. Когда и слово не давало необходимых оттенков, он брал глину скульптора или вспоминал храмовую архитектуру. Он знал главное, что красота, правящая миром, есть Христос, и если его работы не достигали этой всеисполняющей красоты, то они всё-таки были путём к ней. Может быть, он часто шёл по внешнему кругу и печаль его не достигала глубины покаяния, а душа не возвышалась до властных велений Духа, но он умел всякое слово наполнить любовью и заразительной искренностью, так что и заблуждение было только неузнанной, но никак не искажённой правдой.

    В последние дни он часто вспоминал русские пословицы о связи жизни и смерти: «Кто жить не умел, того умирать не научишь» или «Умирает не старый, а поспелый». Как-то так выходило, что мы много говорили о ранних смертях – Рубцова, Шукшина, Вампилова, и всякий раз сходились на одном, что, как ни рано они ушли, а душа их «поспела», и жизнь совершилась, и сказанное ими сказано прочно и полно. Коли дому уподобить, то всё от фундамента до конька на месте. И теперь, когда художник умер на ходу, в счастливый час успешно идущего дела среди близких людей, когда самое острое мучающее горе утраты отошло, я с успокаивающимся сердцем вижу, что он не напрасно твердил эти пословицы, что судьба словно вопрошала его: «Готов ли?» - и слышала в ответ бесстрашное: «Готов». Как писал потом в парижской «Русской мысли» его теперь тоже ушедший товарищ Пётр Паламарчук, «человеческие предложения его окончились, и в действие вступила Господня воля».

    Пока он был жив, всё казалось – вот идём рядом, и всё как-то легко и надёжно. Всё на ходу и до результатов ещё идти и идти. А вот ушёл, и, оглядевшись в сделанном им, я вижу, как далеко впереди спокойно идёт он к ругу тех, кого он жадно читал, кого рисовал как учителей и собеседников. И они уже вместе, и есть родная спасательная русская мысль русская культура, русская Церковь.

    Через пятнадцать лет после его кончины в его родном Усолье-Сибирском появилась улица его имени. А на одном из домов – мемориальная доска: «На этом месте стоял дом, где родился известный русский художник Селивёрстов Юрий Иванович. 7.08.1940 – 28.05.1990». Он улыбается на ней, как в лучшие часы жизни – светло и счастливо.

    И теперь ясно видно, что он только вышел в свой настоящий путь в кругу своих пророков, учителей и провидцев, своих небесных товарищей по неотступной русской думе, и дорога его далека…

    В притворе храма мц. Татьяны при МГУ открылась выставка графики Юрия Селиверстова – портреты, иллюстрации, аллегории. Исследователи называют Селиверстова русским Сальвадором Дали, однако на выставке представлены в основном реалистические портреты русских мыслителей. Настоятель храма прот Максим Козлов считает, что притвор храма – пространство между миром и домом молитвы – наилучшим образом подходит для общественной дискуссии по содержательным вопросам, связанным с духовным миром человека.

    Из русской думы

    Графику Юрия Селиверстова вы знаете, даже если вам кажется, что вы впервые слышите эту фамилию: с его иллюстрациями неоднократно выходили «Слово о полку Игореве», произведения Гоголя, Достоевского; первый после 1917 года изданный в России Новый Завет также был оформлен им.

    С 20 января в притворе храма святой мученицы Татианы при МГУ можно увидеть 26 работ – в основном портреты русских мыслителей, объединенные в цикл «Из русской думы». Экспозиции дали название «Путеводитель. Алтарная преграда русской мысли». Автор обширной книги о художнике, друг Юрия Селиверстова писатель Валентин Курбатов назвал цикл портретов «иконостасом русской мысли», «часовней русского сознания», а лица Достоевского, Пушкина, Чадаева, Толстого, Бахтина, Лосева, Солженицына – ликами тех, кто стоит за нами.

    Смерть на взлете

    На портрете Солженицына – надпись рукой писателя: «В скорби о гибели гениального художника». Юрий Селиверстов прожил всего 50 лет, и, извиняясь перед родными художника, на открытии выставки настоятель храма святой Татианы протоиерей Максим Козлов говорил о счастье быть призванным Богом на взлете – не пережить самого себя и не увидеть своего спуска.

    Валентин Курбатов пишет в посвященной художнику книге: «В последние дни он часто вспоминал русские пословицы о связи жизни и смерти: "Кто жить не умел, того умирать не научишь" или "Умирает не старый, а поспелый". Как-то так выходило, что мы много говорили о ранних смертях – Рубцова, Шукшина, Вампилова, и всякий раз сходились на одном, что, как ни рано они ушли, а душа их "поспела", и жизнь совершилась, и сказанное ими сказано прочно и полно. Коли дому уподобить, то всё от фундамента до конька на месте. И теперь, когда художник умер на ходу, в счастливый час успешно идущего дела среди близких людей, когда самое острое мучающее горе утраты отошло, я с успокаивающимся сердцем вижу, что он не напрасно твердил эти пословицы, что судьба словно вопрошала его: "Готов ли?" - и слышала в ответ бесстрашное: "Готов"».

    История русской мысли через личность

    Исследователи называют Селиверстова русским Сальвадором Дали – однако на выставке в Татьянинском, пожалуй, общепринятому представлению о сюрреализме соответствуют только два триптиха «Первородный грех». Остальные работы, даже нефигуративные иллюстрации к «Слову о полку Игореве», о Дали не напоминают. В них видишь в первую очередь не самовыражение художника, а личности изображенных – от князей до святых (например, опирающегося на батожок преподобного Серафима Саровского) и от философов до композиторов. Алексей Варламов говорил на открытии выставки именно об этом: «В нашу обезличенную эпоху Юрий Селиверстов заставляет нас взглянуть на историю последних двух веков именно через личность. В этом ценность проделанного им собственного пути к русскости, к христианству». Валентин Курбатов вторит: «Все, что делал Юрий Селиверстов – это неустанное миссионерство в каждом портрете».

    Когда-то мастерская художника располагалась неподалеку от студенческого театра, занимавшего здание домовой церкви МГУ. Конец жизни Селиверстова пришелся на полную надежд эпоху – конец 80-х. Тогда ожидали возрождения русской мысли, вели горячие споры, собирались вместе те, кого сегодня можно увидеть разве что по разные стороны баррикад. «Почему возрождение русской мысли, взметнувшееся в конце 80-х, захлебнулось, если смотреть правде в глаза? Этот вопрос ставит перед нами человек, ушедший в 1990-м, и мы должны ему ответить», - считает писатель Алексей Варламов.

    Смотреть правде в глаза заставляет цикл иллюстраций к «Легенде о Великом инквизиторе» - мучительные, по выражению Валентина Курбатова, работы. «Инквизитор все же нас с вами искусил! - восклицает писатель. - Мы соблазнились хлебами и трусливо отодвинули свободу: она слишком требовательна».

    Площадка для диалога между церковью и миром

    Притвор храма мученицы Татьяны уже привычен к дискуссиям – будь то разговор о литературе или о свободе как христианской категории. Площадки для диалогов и обсуждений сегодня наперечет, дискуссии все больше перемещаются в социальные сети, но потребность смотреть друг другу в глаза остается. Все больше встреч проходит в организованном католиками культурном центре «Покровские ворота», но и в Татьянинском притворе выставка Селиверстова – очередное звено в цепочке событий. За несколько дней до этого здесь завершилась выставка мозаичных икон Элеоноры Жареновой, профессора Строгановского университета. После выставки Селиверстова пройдет экспозиция работ фотографа и священника Игоря Палкина.

    «Притвор – пространство, посредствующее между храмом и миром. Оно используется не только для выставок, но и для концертов, лекций, других встреч, не всегда с дискуссиями о свободе – например, несколько дней назад здесь проходила детская елка центрального благочиния с Дедом Морозом и колядками», - говорит настоятель храма протоиерей Максим Козлов . Плана на год вперед нет, чаще всего предложения выдвигают сами авторы, «и в случае достижения конценсуса по содержанию и формату мероприятия» площадка открыта для всех. Критерии – художественная значимость представленных работ и содержательная проблематика, связанная с духовным миром человека (не обязательно это будет церковная тематика). Так и выставка графики Юрия Селиверстова – не портреты церковных деятелей.

    В притворе Татьянинского храма проходили презентации книг и творческие вечера Олеси Николаевой, священника Александра Дьяченко, священника Сергия Круглова. После нашумевшей выставки актуального искусства «Двоесловие/Диалог» в храме прошел круглый стол о взаимоотношениях Церкви и современных художников.

    «Нет ничего невозможного в обсуждении тех явлений культуры и общественной жизни, по отношению к которым имеется большой разброс мнений и к которым лично я или мои единомышленники подходим иначе, чем другие участники дискуссий», - заверяет протоиерей Максим Козлов.

    Следующая дискуссия может быть посвящена судьбам русского духовного образования: на Татьянин день 25 января в притворе запланирована презентация трехтомного исследования по истории Московской духовной академии и семинарии.

    Текст Александра СОПОВА



    
    Top