Южный пакгауз биржи -зоологический музей. МГУ, зоологический музей: символ, экспозиция, экскурсия, отзывы Какой зверек нарисован на логотипе зоологического музея

Музеями) находится в самом центре Москвы. Его адрес ул. Большая Никитская, д. 6, на пересечении с Никитским переулком. Добраться сюда с учетом вечных московских пробок лучше всего на метро, от станций Охотный ряд или Библиотека имени В.И.Ленина идти минут пять, не больше.

Музей расположился в историческом здании, которое было построено специально для него в 1902 году. В 70-80-х годах прошлого столетия здание реконструировали (внешнего вида это не коснулось), залы стали просторнее, увеличилась площадь музея.

Изначально Зоологический музей формировался как Естественнонаучный кабинет при Московском Государственном Университете. Затем из него выделилась зоологическая часть, которая на тот момент и составила основную коллекцию музея, которая постоянно пополнялась и пополняется до сих пор. На сегодняшний день она насчитывает 4,5 млн. экспонатов.

Весь музей условно разделен на три большие составляющие, которым соответствуют отдельные залы музея. В так называемом Нижнем зале сосредоточено большинство животных – от одноклеточных инфузорий до пресмыкающихся. В Верхнем зале можно увидеть птиц и млекопитающих. Также на втором этаже находится Костный зал, название которого говорит само за себя.

Перед посещением лучше выбрать себе какую-то определенную цель – например, сегодня вы осмотрите морских обитателей, в следующий раз млекопитающих, в третий – насекомых. К тому же цена билета достаточно демократичная и располагает к многократным визитам. Еще лучше – заказать экскурсию. Зоологический музей предлагает более 30 различных тематический экскурсий; выбор зависит только от того, кто вам больше нравится – звери и птицы, к примеру, или пресмыкающиеся. Правда, экскурсоводы здесь попадаются разные: бывает так, что заслушаешься, но встречаются и довольно-таки унылые, от рассказа которых хочется зевать. Тематическая экскурсия для группы школьников стоит 1500 рублей, столько же будет стоить индивидуальная экскурсия. Для группы взрослых стоимость экскурсии составит 2500 руб.

Конечно, если вы уже вышли из детского возраста и не являетесь фанатом Discovery и Animal Planet, то подумайте, прежде чем сюда ходить, музей может разочаровать – кроме собственно чучел животных и их скелетов, засушенных насекомых, останков моллюсков тут ничего нет. Дети, как правило, пребывают в восторге от музея. Еще бы, ведь тут им можно показать и панду с детенышем, и семейство белых медведей, и лошадь Пржевальского, и ярких бабочек, и огромных жуков. Дети обычно пристают с вопросом: «А они настоящие?» Да, тут все самое настоящее. Нельзя не отметить высокое мастерство художников-таксидермистов (это такие люди, которые изготавливают чучела животных). В голове не укладывается, каким образом тушку мертвого животного можно превратить во вполне себе живенького зверька с блестящими глазками. Смотришь на волка – как будто он сейчас на тебя набросится.

Связанная с обилием чучел особенность музея – устойчивый запах нафталина, как из бабушкиного сундука. Коробочки с нафталином (а может быть это еще какой-то химикат, но пахнет именно как нафталин) стоят рядом с каждым чучелом. Все чучела, кстати, под стеклом, поэтому фотографировать их не очень удобно из-за бликов.

Вообще в целом Зоологический музей МГУ оставляет какое-то странное впечатление. Такая академическая атмосфера мало где осталась в Москве, разве что в Ленинской библиотеке, да и то там нынче все электронное, а тут кажется, что попал в 80-е годы прошлого века. Единственное, что напоминает о настоящем – всюду торговые лотки со всякой сувенирной всячиной на зоологическую тему.

В заключение хотелось бы сказать, что в Зоологическом музее на Большой Никитской незаслуженно мало посетителей. А ведь музеев сугубо познавательного, а не развлекательного характера становится все меньше. Зоологическйи музей - один из них, при чем он входит в десятку самых крупных музеев мира в своей тематике и является вторым по величине зоологическим музеем России после Петербургского.

Предлагаю посмотреть на музеи нашей столицы не только как на хранилища экспонатов, но и как на архитектурные объекты. Начнем с одного из самых старых — Зоологического музея МГУ, расположенного на Большой Никитской, 2

Здание Зоологического музея

Официальную историю Зоологического музея принято отсчитывать с образования Кабинета натуральной истории в 1791 году. Основу первой коллекции положили пожертвования представителей династии Демидовых, потом были дары от Екатерины Второй, Александра Первого, княгини Дашковой. Почти всё бесценное собрание погибло в пожаре 1812 года, удалось спасти лишь часть морских раковин. За счёт многочисленных пожертвований коллекция была восстановлена заново. В течение XIX века она размещалась в разных университетских корпусах на Никитской улице, пока в 1898-1902гг не было построено специально для Зоологического музея отдельное здание

Фасад Зоологического музея МГУ, выходящий на ул.Большая Никитская

Автором проекта выступил академик архитектуры, главный архитектор Московского университета Константин Михайлович Быковский. Всего на Большой Никитской улице он построил несколько корпусов для университета. Стиль здания Зоологического музея можно охарактеризовать как сдержанную эклектику, основанную на классицизме. Первый этаж здания по всему фасаду выделен декоративной рустовкой, т.е. облицовкой четырехугольными, плотно пригнанными камнями, в данном случае — с пирамидальной обработкой поверхности

Здание в плане имеет форму угла и расположено одним рукавом вдоль Большой Никитской, а другим – вдоль Никитского переулка. Архитектор красиво решил задачу уравновесить фасады и главный вход разместил со срезанного угла. Под крышей по всему фасаду здания идет лепной фриз, в котором, помимо растительных гирлянд, можно разглядеть множество животных: белок, летучих мышей, разных пресмыкающихся, цапель, сов и других птиц, головы медведей, зайцев, волков, горных козлов и прочих парно- и непарнокопытных

На каждом из фасадов музея есть полукруглая ниша. Исходя из традиций классицизма, по которым было спроектировано здание, я не уверена, что в ней предполагалось окно, как то имеет место сейчас, но с гораздо большей степенью уверенности можно считать, что предназначалась ниша для статуи, скорее всего аллегорической, кого-либо из когорты богов-покровителей наук и знаний

Очень любопытно выглядит здание со двора: декор фасада выполнен так же тщательно, как и с улицы, только не оштукатурено и не окрашено

Интересно, что до 1953 года часть нынешних помещений музея была жилой, там размещались квартиры профессоров биофака МГУ. В гостях у профессоров бывали И. Мандельштам, М. Булгаков, В. Кандинский, Р. Фальк. Именно здесь, в стенах Зоологического музея, в 1931 году Мандельштам написал знаменитое: «Все лишь бредни, шерри бренди, ангел мой…». А профессор Алексей Северцов послужил Булгакову прототипом знаменитого профессора Персикова, героя повести «Роковые яйца». Здесь, в одной из скромных комнаток, летом 1940 года приютили Марину Цветаеву с сыном, которым некуда было деться после выселения из Голицыно.

Залы Зоологического музея

Всего в музее на двух этажах три зала экспозиций. Расположены залы в той части здания, что вытянута вдоль Большой Никитской. Вдоль Никитского переулка размещаются служебные помещения и кабинеты, не доступные для посетителей. В Нижнем зале представлены животные от одноклеточных до рептилий, здесь больше всего экспонатов. В Верхнем зале показаны птицы и млекопитающие. Также на втором этаже расположен зал сравнительной анатомии или Костный зал. Посмотрите, как эффектно смотрится колоннада центрального прохода Нижнего зала

Капители колон украшены завитками листьев-акантов, переплетенными змеями

Здесь сохранился старый пол, выложенный узорчатой метлахской плиткой. В проходах рисунок плитки стерся от ног многочисленных посетителей, но есть хорошо сохранившиеся участки с четко читаемым узором

Верхний зал сразу относит нас в эпоху модерна, строительства Эйфелевой башни и первых небоскребов, когда так любили подчеркивать конструктивные элементы

Ощутите этот ритм ступеней и перил, лаконичность орнамента балок, уместность заклепок

Лестница Верхнего зала, ведущая на балконы-галереи

Вдоль боковых стен Верхнего зала вторым этажом тянутся балконы-галереи, которые поддерживаются кронштейнами в стиле модерн

Эти боковые балконы не доступны для посетителей, но иногда в Дни музеев экскурсантов проводят вот на этот мостик, переброшенный от одной стены к другой

Пол в Костном зале вот такой веселенький

В Костном зале ещё следует обратить внимание на живописный фриз на тему истории живого мира Земли. Это работа основоположника российской анималистики, художника Василия Ватагина, тридцать лет работавшего в Зоологическом музее и стоявшего также у истоков Дарвиновского музея

Ценность творчества В.Ватагина в исключительно правильном биологическом рисунке, в мастерстве научной иллюстрации, максимально приближенной к оригиналу и в то же время обогащенной художественным замыслом. В те времена, когда искусство и техника фотографии не достигло еще нынешних высот, когда не было компьютерных программ обработки изображений, биологический рисунок был практически составной частью фундаментальной науки. Оказывается, до сих пор художественные иллюстрации, например, в определителях птиц, имеют гораздо большую ценность, чем фотографии, потому что крайне мало фотографий имеют ракурс, позволяющий видеть все необходимые определительные признаки.

Работы Ватагина можно встретить практически по всей экспозиции Зоологического музея. Огромные живописные панно, изображающие жизнь живой природы, встречают посетителей уже в фойе и являются настоящей визитной карточкой музея

Картины В.Ватагина в фойе Зоологического музея МГУ

Фонды и экспозиция Зоологического музея

Сразу надо сказать, что при нынешнем уровне передачи и сохранения изображения и при возможности путешествовать по всему миру экспонаты музея не производят ошеломляющего впечатления и кажутся иногда примитивными. Но неизмеримая научная ценность музея определяется не зрелищностью, а уникальностью его фондов. В залах представлено всего 14 тысяч экспонатов, тогда как научные фонды включают порядка 8-10 МИЛЛИОНОВ (!!!) единиц хранения. Собрание Зоологического музея МГУ в настоящее время является вторым по объему в России (после Зоологического института и музея РАН в Санкт-Петербурге), а в мире занимает примерно 13-е место.

Причем развитие науки не умаляет, а только повышает ценность накопленного. Например, недавно австрийские ученые обращались в музей за образцами, привезенными экспедицией Пржевальского, для генетического сопоставления с нынешними обитателями азиатских степей.

В Зоологическом музее практически все экспонаты - натуральный биологический материал. Музей принципиально не выставляет пластиковые макеты. Исключений лишь два. Это модель одноклеточных животных, которых нельзя рассмотреть без микроскопа — радиолярий, и слепок латимерии – редчайшего, считавшегося вымершим животного, коего во всех музеях мира насчитывается в пределах 100 экземпляров, а у нас в стране есть единственный экземпляр в Институте океанологии. Формы хранения включают как классические – сухое и влажное консервирование, так и новые – пробы тканей для ДНК-анализа, различные расшифровки молекулярного уровня (генотипы, кариотипы, сиквенсы и т.п.), криоколлекции, аудиозаписи голосов и др. Во влажном хранилище на стеллажах хранятся сотни тысяч банок, пузырьков и прочих сосудов толстого стекла с притертыми пробками, дополнительно загерметизированные пленками из бычьих пузырей или более современных материалов. Несмотря на все ухищрения спирт из пузырьков и банок постепенно испаряется, поэтому его приходится регулярно доливать

Среди научных помещений есть так называемый «кожеедник» или, по-научному, «дерместариум», где скелеты животных очищают насекомые-кожееды и куда вход запрещен даже сотрудникам. У здания Зоологического музея обширные подвалы. В том подвале, что под Никитским переулком, было бомбоубежище с высокой степенью автономности: герметичные стальные двери с засовами, как в бункере. В другом направлении подземелье идет в сторону Кремля, но недалеко: проход заложен кирпичной кладкой. Описанные подвалы, хранилища и помещения для научных работников недоступны посетителям, но дальше я хочу рассказать, на что в залах музея стоит обратить внимание. Вот в этом узком коридоре второго этажа не пройдите мимо одного из самых необычных экспонатов

Это изображение герба российской империи, которое на первый взгляд кажется вышитым разноцветными бусами и бисером, а на самом деле выложено из более чем из 5500 экземпляров жуков и 20 видов бабочек. Этой картине-аппликации почти 180 лет, она была подарена самобытным словенским ученым-энтомологом Фердинандом Йожеф Шмидтом. В советское время герб прятали в запасниках. Картину трижды реставрировали, подбирая утраченных насекомых одинакового размера и цвета, и если изначально она состояла из экземпляров этнофауны Балкан, то теперь практически полностью из российских видов

Не только научную, но и историческую ценность представляет собой чучело носорога, вернее, носорожихи. Само животное было куплено в 1862 году в Калькутте и перевезено в Москву. Назвали её Семирамидой, а присматривавший за ней служитель постепенно переименовал её в Моньку. Примечателен рассказ о том, как Монька-Семирамида прошла по Москве с полкилометра, когда нужно было перевести её из временного места на постоянное в Зоосад. Жандармы перекрыли движение, человек 20 работников собрали для удержания носорожихи на цепи, к цепи ещё привязали тяжелое бревно. Но Монька побежала, оборвала цепь и её остановили только куском хлеба. Так, скормив ей порядка 11 кг хлеба, её и довели до Зоосада. Там она прожила 24 года, а после смерти подарила Зоологическому музею целых два экспоната: чучело в Верхнем зале и скелет в Костном. Раньше чучело стояло в проходе и до сих пор существуют легенды, что через него прыгали — причем не поперек, а вдоль (!) — не только студенты, но и светила отечественной науки

Вообще множество обитателей Московского зоопарка попало после смерти в экспозицию музея: это и большие панды, и индийский слон, и лев (подарок И.Сталину от Д.Неру), несколько видов обезьян и птиц

А чучело бегемота, скорее всего, было изготовлено прямо в выставочном зале, так как из-за своих габаритов оно не проходит в дверь, ведущую в зал. Этот экспонат был задействован в фильме Эльдара Рязанова «Гараж» — именно на нем спал «самый везучий» член кооператива в исполнении режиссера

От себя лично я бы посоветовала обратить внимание на витрину с птицами средней полосы России. Вы удивитесь, увидев видовое разнообразие самых привычных нам пернатых: воробьев, синиц, овсянок. А ещё здесь можно узнать, как называются птахи, живущие рядом с нами, в городских сквериках и аллеях

У всех, конечно, свои симпатии в животном мире, но я, как поклонница насекомых, не могу не привлечь ваше внимание к стендам с бабочками

Вообще-то из полутора миллионов известных нам видов животных Земли до миллиона составляют насекомые – так что это их планета)). Посмотрите на этих красавцев жуков – так и хочется взять в руки, чтоб ощутить их тяжесть, твердые литые тельца и восхищаться безупречным совершенством творений природы

Как попасть в Зоологический музей МГУ

Официальный адрес Зоологического музея МГУ – улица Большая Никитская, дом 2 (бывший дом 6). Это в самом центре Москвы, на углу Большой Никитской и Никитского переулка, в 6-7 минутах ходьбы от метро Охотный ряд (выход на ул.Тверская, к театру Ермоловой):

На минуту дольше идти от станций Библиотеки Ленина, Александровский сад и Арбатской Арбатско-Покровской линии:

Работает музей с 10 до 18 часов, в четверг – до 21 часа, но посетителей прекращают пускать за час до закрытия. Понедельник – выходной. Последний вторник месяца – санитарный день. Стоимость билетов: полная – 300 рублей, для школьников, студентов, пенсионеров – 100 рублей.

Музей предлагает десятки экскурсий для разных возрастов. Их тематику и порядок оформления можно узнать на официальном сайте Зоологического музея МГУ . При музее работает биолекторий и кружок юных натуралистов.

(МГУ) будет очень интересен. Он расположен в самом центре Москвы и отлично подходит для семейного посещения.

Зоологический музей МГУ обладает второй по количеству экспонатов коллекцией в России и входит в десятку крупнейших музеев данного профиля в Европе. Он же является и рабочей лабораторией для российских биологов: его научные фонды в настоящее время включают более 8 млн единиц. Среди его экспонатов встречаются такие, которым более 100 лет. Отметим, что все его экспонаты, за малым исключением, являются представителями современной фауны. Ископаемые останки древних и вымерших животных входят в коллекцию другого, .

Самое сильное впечатление посещение музея оказывает на детей. Они с удовольствием входят в неизведанный мир и целиком окунаются в атмосферу новых открытий. Для этого в музее созданы все условия: группировка экспонатов, пояснительные таблички при них, работа увлечённых своим делом экскурсоводов и масса различных мероприятий. Но и для взрослых поход в этот музей становится воспоминанием своего школьного детства. Тем более что цены в нём невысокие, с возможностью без ограничений делать фотоснимки.

Расположенный в старинном, впечатляющим монументальной изысканностью здании, Зоологический музей МГУ очень мало изменился за последние десятилетия. В его залах чувствуется дух советских времён, заметный и в организации и обслуживании экспозиций, и в состоянии экспонатов. Смотрители залов, экскурсоводы, служащие, работают «не за страх, а за совесть». Такая старомодность придаёт музею особое очарование.

Зоологический музей МГУ был основан в 1791 году при Императорском Московском университете. Назывался он в то время Кабинетом натуральной истории. Во время войны с Францией 1812 г. он почти весь выгорел и был старательно восстановлен. Изначально Кабинет планировался как масштабное учебное пособие для студентов биологического факультета, который до 1955 г. располагался в том же здании. Практически с момента открытия музей был доступен и для широкой публики.

Режим работы

Вт*: 10.00 - 18.00 (касса до 17.00)
Ср: 10.00 - 18.00 (касса до 17.00)
Чт: 13.00 - 21.00 (касса до 20.00)
Пт: 10.00 - 18.00 (касса до 17.00)
Сб: 10.00 - 18.00 (касса до 17.00)
Вс: 10.00 - 18.00 (касса до 17.00)

* - Кроме последнего вторника месяца

Выходные дни

Понедельник, Последний вторник месяца

Стоимость билетов

От 100 руб. до 300 руб. в зависимости от категории посетителя и программы посещения.
Фото- и видеосъемка входит в стоимость билетов.

Правила посещения

Стандартные.

Дополнительная информация

В музее проводятся интерактивные занятия, научно-популярные лекции, детские праздники, фестивали и дни рождения. Работает кружок юных натуралистов.

Вам может понравиться

Галерея

Избранные отзывы

Оценки посетителей:

Июнь 2017
Самое интересное было на втором этаже, т.к. мы попали в царство птиц с яркими оперениями, райских птиц, и млекопитающих. Очень богатая коллекция чучел, в хорошем состоянии, дает полное впечатление о животном мире земли. Очень много родителей с детьми, даже с грудными. Нужно посещение Зоологического музея совмещать с московским зоопарком. Хуже не станет никому.

Май 2017
Случайно зашёл... И не пожалел! Открыл для себя совершенно новый музей с историей и пониманием мира флоры для россиян, с момента зарождения интереса официально в России! Познавательно - Наглядно! Шикарное помещение! Но ремонт капитальный в духе времени... Не помешал бы с виртуальным погружением в мир наших исследователей и их открытий!

Апрель 2017
Шла в этот музей исключительно за эмоциями. Потрясающая атмосфера настоящего музей с порога. Здание чудесной архитектуры, обширная экспозиция. Я рада, что музей не тронут каким-то техническим апгрейдом, убеждена, что его прелесть и уникальность именно в той подлинности, в которой он сохранился.

Функционирующий при МГУ зоологический музей считается старейшим и самым крупным в столице. Здесь можно познакомиться с огромным разнообразием всех современных животных, обитающих на нашей планете.

История создания

Сегодня существующий при МГУ зоологический музей является не только самым крупным по занимаемой им территории, но и самым богатым по объему фондов после аналогичного заведения подобного профиля, функционирующего при РАН. Здесь собраны поистине уникальные экземпляры и богатейшие научные коллекции. Зоологический музей МГУ на Большой Никитской улице входит в десятку самых крупных в мире.

В 1755 году, согласно указу Елизаветы Петровны, был основан Московский императорский университет. Сегодня он известен как МГУ. Зоологический музей был открыт спустя тридцать шесть лет. Однако это не мешает считать его одним из старейших российских естественнонаучных центров.

История его берет начало с 1791 года. Именно в это время был основан кабинет натуральной истории при МГУ. Зоологический музей был открыт позже на его базе. Первоначально коллекция пополнялась путем частных пожертвований. Самым значимым было собрание из Семятического кабинета и музея П. Демидова. Здесь были собраны весьма редкие экземпляры животных и растений, минералов, монет и т. д. К сожалению, практически все музейные экспонаты Императорского университета были уничтожены во время пожара 1812 года.

Чудом сохранились только несколько редких раковин моллюсков и кораллов.

Отделение

В двадцатые годы из частично восстановленного кабинета было отделено зоологическое собрание. Оно и составило базовую основу одноименного музея. Последний был размещен в бывшем доме Пашкова, который был реконструирован под аудиторный корпус МГУ. Зоологический музей организовали по систематическому принципу. Это, по мнению организаторов, давало возможность максимально объемно иллюстрировать всю естественную эволюцию животных.

Руководители

С 1804 по 1832 год организацию возглавлял Г. И. Фишер. Это был выдающийся зоолог, ученик самого К. Линнея, перу которого принадлежат самые первые научные труды о российской фауне. В 1832 году первый директор зоологического музея МГУ разработал проект, по которому предлагал организовать вверенное ему заведение по образцу классических французских, английских и немецких аналогов. Однако его предложение не было принято.

С 1837 по 1858 гг. зоологическим музеем руководил К. Ф. Рулье. Будучи основателем российской экологической школы, он основное внимание уделял отечественной фауне - ее изучению. Рулье придавал огромное значение не только сбору серийных материалов по современным животным, но и ископаемым. Благодаря такой концепции уже к концу пятидесятых годов девятнадцатого века музей накопил более шестидесяти пяти тысяч экспонатов.

Неоценимую роль в развитии этого заведения сыграл профессор А. П. Богданов, который руководил им с 1863 по 1896 год. Именно им были разделены имеющиеся фонды, отделены экспозиционные, научные и учебные, систематизирована учетная работа. В 1866 г. экспозиция зоологического музея МГУ была открыта для просмотра, и к концу девятнадцатого столетия, по статистике, ее ежегодно посещало до восьми тысяч человек.

Переезд в новое здание

В начале двадцатого века специально для музея, который в те годы возглавлял профессор А. Тихомиров, построили новое здание. Проект был сделан академиком Быховским. Новое здание располагалось на углу Долгоруковского (бывшего Никитского) переулка и Большой Никитской улицы. Оно и по сей день сохранилось в прежнем виде, без каких-либо конструкционных изменений.

В 1911 году в верхнем зале для посещения открыли новую систематическую экспозицию. В двадцатых годах прошлого столетия в здании на Большой Никитской находились также помещения для работы сотрудников научно-исследовательского института зоологии, а с 1930 г. - некоторые подразделения биологического факультета МГУ. Зоологический музей тоже был введен в его структуру.

Военные годы

В июле 1941 года зоологический музей МГУ на Большой Никитской по понятной причине закрыли. Часть его научных коллекций эвакуировали в Ашхабад, а остальные разместили в нижнем зале. С марта 1942 года для посещения снова открыли два зала на втором этаже, а после окончания войны и нижний уровень. Эвакуированные фонды возвратились в родные пенаты в 1943 году. Пятидесятые годы прошлого столетия ознаменовались освобождением музейного здания от биологического факультета.

Залы зоологического музея МГУ

Сегодня посетителям представлено более десяти тысяч экспонатов, иллюстрирующих огромное многообразие животного мира нашей планеты. В просторных залах музея экспозиции построены систематично, согласно эволюционным критериям и международной зоологической классификации. Это дает возможность посетителям легко ориентироваться в разделах богатой коллекции. Миниатюрные жизненные формы, к примеру одноклеточные организмы, в музее представлены муляжами.

Зал первого этажа содержит большую часть экспонатов — начиная от насекомых и раковин и заканчивая высшими существами. Представленные в виде оригинальных диорам, экспозиции дают возможность посетителям увидеть представителей животного мира - рептилий, земноводных, млекопитающих, птиц и т. д. в естественной их среде обитания. В одном из помещений представлены глубоководные формы жизни, а также экосистемы океанского дна.

Верхний этаж

Зоологический музей МГУ имени М. В. Ломоносова - это трехэтажное здание. Его залы находятся на первых двух. На втором этаже находится «Костный зал». Такое название ему дали по причине того, что в нем собраны скелеты многих животных, относящихся к различным зоологическим отрядам. Верхний зал сегодня полностью отведен под рассказывающую об огромном разнообразии млекопитающих и птиц экспозицию. Почти все объекты этой выставки — это чучела, которые выполнены лучшими российскими таксидермистами, работающими в конце девятнадцатого и в течение двадцатого столетия. В обоих залах экспонаты в основном размещены в точном соответствии со своими систематическими положениями.

Символ зоологического музея МГУ - небольшой зверек выхухоль. Именно он изображен на эмблеме. В музее так много интересного, что увидеть все за один день невозможно. Одной из самых последних экспозиций является сообщество гидротермальных источников. На фоне остальных разделов музея оно смотрится весьма необычно. Основным объектом этой экспозиции является не конкретная систематическая группа, а разные животные, вместе составляющие общую экосистему, которая «погружена» в океан. Это единственная в своем роде земная система, которая своим существованием непосредственно обязана планетарного масштаба процессам, происходящим в недрах земли.

Экспонаты

Вдоль центральной линии верхнего зала смонтировано небольшое количество чучел. Там же тематические витрины, посвященные птицам, — «Охота с ловчими птицами», «Птичий базар», «Птицы Подмосковья».

Зоологический музей МГУ осуществляет серьезную работу, изучая и систематизируя знания о животных. Из имеющихся десяти миллионов экспонатов выставлено только восемьдесят процентов. Среди них есть и уникальные представители фауны, к примеру, самый тяжелый жук-голиаф и т. д.

Самые крупные и интересные экспонаты музея из-за солидных размеров представлены в вестибюле. Одним из них является чучело слонихи, которая в послевоенные годы обитала в Московском зоопарке. Второй экспонат — это скелет редкого шерстистого мамонта - последнего вида, жившего на планете. У него есть интересная особенность - след серьезного перелома кости черепа. Помимо биологических экспонатов, зоологический музей МГУ располагает неплохим собранием картин художников-анималистов.

Дополнительная информация

В учреждении проводится активная научная работа. С музеем сотрудничают многие известные ученые, в том числе и зарубежные. У него неплохая библиотека, в которой хранится более двухсот тысяч томов литературы и исследований, касающихся биологической тематики. В музее организуются не только экскурсии для посетителей разных возрастов, но и интерактивные занятия для ребят от четырех до пятнадцати лет. Уроки проводятся по типу активного общения. В музее постоянно проводятся тематические детские праздники: «День птицы», «Русская выхухоль» и т. д. Кстати, последнее животное - это, как уже упоминалось, символ зоологического музея МГУ.

По выходным здесь функционирует научный террариум. В музее собраны многочисленные живые рептилии. Посетителям разрешено кормить хамелеонов, держать в руках агаму, а сотрудники террариума увлекательно расскажут о привычках своих подопечных. Стоимость билета для посещения музея взрослым - двести, а школьникам, студентам и пенсионерам нужно платить пятьдесят рублей.

Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны

Телевизионная программа (Россия, 2007).
Режиссер Евгений Хмелев.
Художественный руководитель Лев Николаев.


Олеся Семенова
«Прекрасен фасад Политехнического музея…»

(в сокращении, полностью - по заголовку-ссылке)
"Наше Наследие" № 99 2011

Музейное здание — не просто «внешний футляр учреждения», это его лицо, которое отражает индивидуальные особенности, отличает от многих других подобных учреждений; с него начинается контакт посетителя с музеем, оно само по себе является важнейшим экспонатом, особенно в таком музее, как Политехнический.

Центральный фасад Политехнического музея с южным и северным крыльями. Чертеж И.А.Монигетти.
Архив Политехнического музея

Здание Политехнического принадлежит к числу заметных построек в самом центре Москвы, является памятником архитектуры, упоминается во многих архитектурных словарях, справочниках, монографиях, в том числе в связи с именами зодчих, которые принимали участие в его проектировании или строительстве.

Еще до открытия Политехнической выставки Комитет ИОЛЕАиЭ (Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии) рассматривал некоторые варианты размещения будущего музея: на месте дома бывшего Горного управления на Воздвиженке, на университетском дворе напротив Манежа, на Театральной площади.

Решение вопроса ускорилось, когда он был передан на обсуждение в Московскую Думу. По мнению думской комиссии, «местность, предназначаемая для такого учреждения, как музей, должна соответствовать двум условиям: во-первых, она не должна быть удалена от центра города для удобства посещения его публикой, и во-вторых, она должна быть достаточно обширна для возможности расширения музея в будущем…». В качестве такой местности предлагалась Лубянская площадь, «имеющая значительное протяжение и близкая к центральным частям города».

8 февраля 1872 года было принято решение о безвозмездной уступке на Лубянской площади территории, необходимой для постройки здания. Также решено было ассигновать из государственного казначейства от 400 до 500 тыс. рублей для будущего музея.

Первоначально привлекательной казалась мысль о монументальном, многоэтажном здании, которое могло бы постоянно расти и увеличиваться, а по архитектуре и стилю служило бы украшением столицы, памятником веку. Затем, основываясь на предложении президента ИОЛЕАиЭ профессора А.П.Богданова, решено было разделить музейный фонд на две части, причем для естественно-исторической его части устроить павильоны в первом Александровском саду. Комитету по устройству музею удалось получить территорию в Александровских садах в свое распоряжение, были составлены проекты зданий для зоологического, сельскохозяйственного и других «естественных» отделов музея, но нехватка средств не позволила осуществить эти планы. В 1897 году музей возвратил территорию в Александровском саду Дворцовому ведомству.

10 июня 1874 года Московская городская дума передала Комитету 2504 квадратных сажени земли вдоль каменной стены Китай-города, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами. Таким образом решился вопрос относительно места для будущего здания музея.

Из-за проблем, прежде всего, с финансированием, строительство проходило в три очереди. Объемно-пространственная структура здания формировалась более тридцати лет.

Центральный корпус музея. Фотография конца XIX века.
Архив Политехнического музея

В 1877 году был выстроен центральный корпус, через десять лет приступили к строительству южного крыла, а спустя тридцать три года после начала стройки — завершены работы по возведению правого крыла.

Южный фасад музея. Вид с Ильинской площади. Литография начала ХХ века.
Архив Политехнического музея

В результате, при сохранившемся общекомпозиционном решении здания, принятом в первоначальном проекте И.А.Монигетти, в процессе стройки возникали стилистические изменения в исполнении его составных частей. Правая часть здания, выстроенная в тех же, казалось бы, традициях «русского стиля», приобретает новые черты — композиционные элементы фасада «растянуты», сокращены декоративные элементы, смещен уровень этажей. Левая часть — яркий образец стиля модерн в его национальном исполнении. Асимметричное построение композиции боковых фасадов подчеркивает доминирующее значение центрального корпуса, а трехчастный северный фасад с выступающим аттиком выявляет главенствующее по отношению к окружающей застройке положение Политехнического и достойно замыкает Лубянскую площадь с юга.

9 сентября (22 сентября по новому стилю) 1904 года в газете промелькнуло короткое сообщение о том, что «…состоялась закладка левого крыла здания Политехнического музея, воздвигаемого инженером Г.И.Макаевым…» с Большой аудиторией. Кроме помещений Большой на третьем этаже располагались еще две изолированные аудитории на 200 человек, так называемые, «Малые аудитории», а также химическая и физическая лаборатории. На последнем этаже помещалась метеорологическая станция. В стеклянном фонаре на крыше была помещена физиологическая теплица. Все это — «для устройства лекций образовательного порядка». Строительство растянулось до 1908 года. По мнению Г.Е.Медведевой, другие здания, в которых бы сохранилась «подлинная лаборатория с обстановочным комплексом в полном сборе <имеется в виду лаборатория при химической аудитории XIX века, где готовились демонстрационные реактивы и приборы>, — нам не известны»

Двухсветная аудитория, оборудованная системой вентиляции, перекрытая плоским потолком без единой промежуточной опоры, со световым фонарем в центре сооружалась по проекту и под наблюдением инженера А.А.Семенова, и сразу же творение удостоилось похвал. Хотя основной инженерно-архитектурный план, задуманный автором проекта, остался до наших дней прежним, начиная с 1948 года интерьеры Большой аудитории постоянно менялись. Прежде здесь вместо нынешних кресел стояли березовые скамейки, на сцене, позади трибуны лектора, находилась стеклянная камера (вытяжной шкаф) для химических опытов, а над ней таблица с изображением Периодической системы элементов Менделеева. В центре потолка имелось застекленное пространство размером 8Ч4 метра, через которое падал дневной свет. Общая площадь Аудитории равнялась 122,8 квадратным саженям, в ней было 842 нумерованных и 60 ненумерованных места. Стоимость полного оборудования составила 50000 рублей. Первая лекция была проведена 11 октября 1907 г. Обществом Народных университетов.

Слушатели сразу оценили безукоризненную акустику, расчеты которой провел А.А.Семенов. Профессор Д.Н.Анучин отмечал в отчете за 1910 год, что «новая Большая аудитория Политехнического музея является лучшей аудиторией в Москве». Комитет Политехнического музея постановил в честь авторов проекта поместить в аудитории мемориальную доску с надписью: «Аудитория сооружена в 1907-1908 годах по проекту и под наблюдением инженера Анатолия Александровича Семенова, при ближайшем сотрудничестве архитектора И.П.Машкова, 3.И.Иванова и инженера путей сообщения Н.А.Алексеева». За свои труды по устройству Большой аудитории Политехнического музея он был награжден чином Действительного Статского Советника. Возглавлял Семенов и специально созданную Комиссию Политехнического музея, следившую за строительством левого крыла.

Увы, ни эта мемориальная доска, ни память о Действительном статском советнике Семенове не сохранились. А между тем вклад этого военного инженера в создание Политехнического музея и в целом, как увидим в дальнейшем, музейного дела в Москве — огромен.

Имена архитекторов принято указывать в путеводителях и специальной литературе, а об инженерах, создававших наравне с ними памятники архитектуры, вспоминают не всегда. Алексей Семенов (1841-1917) родился в Вятской губернии, сначала учился в Константиновском военном училище, затем окончил по первому разряду курс в Николаевской инженерной академии, а позже работал в инженерном управлении Московского военного округа. В течение первых семи лет удостоился трех наград: ордена святого Станислава 3-й и 2-й степеней и ордена святой Анны 3-й степени. Летом 1871 года вышел в отставку и принял участие в организации Севастопольского отдела Политехнической выставки. Воспоминания о Крымской войне 1853-1856 годов тогда были свежи, и возникла идея «представить по возможности полную картину славной обороны Севастополя, как в боевом, так и в военно-санитарном отношении, и тем самым распространить в народе верное понимание той памятной эпохи». Павильон Севастопольского отдела не уступал Морскому и располагался в Кремле на площади перед Николаевским дворцом. Еще в декабре 1871 года главный устроитель отдела Н.И.Чепелевский выдвинул идею создать для собранных к Севастопольскому отделу материалов постоянное хранилище — Русский национальный музей: «Этот храм, воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа, — писал он в докладе, представленном цесаревичу, — должен собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и замечательнейшие события». И уже 9 февраля 1872 года император повелел строить таковой в Москве, ставший Историческим музеем. Архитектор В.О.Шервуд, по проекту которого возводилось здание, взял А.А.Семенова в соавторы «по технической части». Шервуд полагал, что «приходит момент ясного народного сознания, и от этого момента зависит вся наша будущность. Народу нужен ясно воплощенный образ его собственного чувства, нужен идеал, к которому стремиться». Этой исторической потребности должно было отвечать и здание Исторического музея. «Необходимо строить в России по-русски!»

А.А.Семенов активно участвовал в этой стройке. Более поздние его работы: храм во имя святителя Тихона Задонского в Сокольничьей роще (1875, воссоздание; первоначальный несохранившийся проект П.П.Зыкова); Петровско-Александровский пансион-приют дворянства (с 1945 года — НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко); жилой дом (там же) для врачей и воспитателей с лазаретом; главный корпус (там же) с храмом во имя святителя Николая Чудотворца (все эти постройки начала 1900-х годов) и многие другие.

Кроме блока помещений, относящихся к Большой аудитории (вход, вестибюль, лестницы, «раздевальни»), вся остальная площадь крыла была занята торговыми помещениями. По поперечной оси, соединяющей Большой Лубянский и Китайский проезды был устроен двухсветный пассаж, то есть, на него выходили витрины и окна первого и антресольного этажей. Из пассажа был свободный выход на оба проезда. Впрочем, по условиям застройки во всем комплексе здания подвальный, первый и антресольный этажи сдавались в аренду под торговые помещения.

Северный фасад Политехнического музея

Уличные фасады Политехнического музея сохранили свой первоначальный декор и дошли до нашего времени лишь с незначительными изменениями, обусловленными ликвидацией торговых помещений.

Деталь центрального фасада

Фонари советского времени, вписавшиеся в облик северного фасада

Начальные исследования цветового решения фасадов показали, что они не были монохромными как сегодня, а поверхности стен представляли сочетание белого и охристого цветов. Специалисты считают, что вероятна и более сложная окраска, характерная как для эпохи модерна, так и для эпохи эклектики. На фасаде северного крыла в трех архивольтах видна пострадавшая от времени, но укрепленная и законсервированная монументальная живопись. Исследователи приписывают ее эскизную разработку архитектору князю Г.И.Макаеву, одновременно с проектированием основавшему фонд, на средства которого и было построено крыло.

Фресковый триптих в архивольтах северного фасада

Триптих выполнен в технике фрески, которая, вообще говоря, для эпохи модерна характерна, однако в Москве не привилась: здесь чаще в фасадах использовали майолику. Так что фреска на фасаде северного крыла Политехнического — редчайший памятник.

Акварельные эскизы этих фресок без подписи автора хранятся в отделе письменных источников Политехнического музея. Они символизируют поэтику человеческого труда в образах крестьянина, вспахивающего поле, и двух рабочих в кузнице, а также знание, которое олицетворяется книгой в руках ребенка в семейной группе на фоне лучей восходящего солнца. С определенной вероятностью можно утверждать, что в создании фресок принял участие художник Илья Павлович Машков, брат архитектора Ивана Павловича Машкова, участвовавшего в проектировании Большой аудитории.

Во внутреннем убранстве музея важное место занимает парадная лестница. Первоначально она «предполагалась из четырех маршей, ведущих только в 1 эт<аж>, а из 2 эт<ажа> в верхний две особые лестницы, но по непредвиденным обстоятельствам эта лестница была заменена более шикарной, но для ходьбы не совсем удобной». Сегодня сохранился лишь эскиз светильников парадной лестницы с автографом Шохина и разрез лестницы, подписанный им же, но ни одного подписанного чертежа найти не удалось. Парадная лестница украшена декоративными элементами, символизирующими древнерусские формы.

Гипсовые балясины парадной лестницы

Архитектурно-декоративное оформление центрального корпуса сохранилось в вестибюлях, в экспозиционных залах стены и потолки оформлены профилированными тягами, геометрическим лепным орнаментом, лепными плафонами.

Интерьеры залов музея

Присутствуют система разнообразных сводов; полуциркульные вверху двух - и четырехстворчатые двери с оригинальным орнаментом в филенках и латунными ручками-скобами; лестницы с чугунными литыми балясинами сложной формы; фигурные лестничные ограждения; чугунные ступени и перила винтовых лестниц; напольное покрытие (кафельная плитка, паркет, металлические плиты, метлахская плитка); кафельные печи; мебель; зеркала. Интерьеры Политехнического музея пострадали больше всего в зонах, не использовавшихся под музейные цели. «При расчистках стен под 20-25 слоями краски обнаружена первоначальная отделка — гипсовая штукатурка, имеющая специфическую пропитку, внешне делающая ее похожей на искусственный мрамор. Поверх нее накладывались очень тонко градированные колера. Подобную систему покраски еще предстоит изучить. Что касается самих лестниц, то первые расчистки поручней показали здесь наличие искусственного мрамора».

Не только уникальные коллекции, которые видят посетители, но и практически все элементы, образующие внутренние пространства музея — стены, полы, лестницы, плафоны, светильники, — являются подлинными экспонатами. И даже если в результате грядущей реконструкции музея их по причинам естественной ветхости не удастся сохранить на своих местах, образцы их могут войти в фонд ныне, увы, не существующего, однако бывшего в начале ХХ века Архитектурного отдела музея.

Архитектурный отдел музея. Фотография конца XX века.
Архив Политехнического музея

Помимо хорошо известных, в Политехническом музее множество внутренних лестниц, недоступных посетителям, причем все они не похожи друг на друга. Например, у лестницы в подвальной части даже самые простые марши монументальны: крашеное литье, доломитовые ступени, колонки с кубическими капителями — это стилистические русско-византийские элементы, проходящие через многие помещения музея.

Перила и балясины крашеного чугунного литья музейной лестницы

Уникальные гипсовые торшеры парадной лестницы

До самого последнего времени торшеры парадной лестницы были окрашены привычной для современных посетителей белой краской. Сегодня они предстают в соответствующем стилю ярком облачении, как, считают реставраторы, они и были замыслены. Исследования показали, что сделаны торшеры из гипса, что является беспрецедентным для предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX века.

В интерьерах сохранились подлинные стеклянные плафоны; керамические полы и паркетные, из колотого дуба. Есть и редкие элементы советского периода, достаточно удачно вписанные в исторические интерьеры.

На здание Политехнического музея долгое время не обращали должного внимания. Лишь в конце 1990-х годов оно было внесено в список вновь выявленных объектов культурного наследия. «Политехнический — современник Исторического музея. Но если здание последнего общепризнанно уникальным памятником архитектуры федерального значения, то, что касается Политехнического, федеральный статус памятника имеет только его Большая аудитория».

Большая аудитория Политехнического музея

Политехнический музей — одно из первых в России зданий общественного назначения, внутренняя и наружная отделка которого была выполнена в русском стиле. Он открыл целую серию построек подобного рода в центре Москвы. «Спутник зодчего по Москве» за 1895 год сообщал: «Можно надеяться, что возрождение русского зодчества, начатое Москвою, будет продолжаться и постепенно прогрессировать; первыми из общественных зданий, построенных в русском стиле, являются Политехнический и Исторический музеи, позднее театры Корша и Парадиз, Городская дума, Верхние и Средние городские торговые ряды».

Хочется привести совершенно справедливые слова И.П.Машкова, относящиеся к архитектуре первопрестольной последних десятилетий XIX века: «В рассматриваемый период времени Москва значительно изменила свою физиономию, вследствие множества появившихся новых зданий, как общественных, так и частных. В это сравнительно короткое время некоторые части города стали совершенно неузнаваемы; между прочим, появилось несколько грандиозных зданий, которые по значению и размерам своим, являются одними из выдающихся зданий Европы».

Одно из них — здание Политехнического музея на Лубянской площади — и в наши дни зримо свидетельствует о таланте и высоком профессионализме отечественных зодчих, сумевших в конце XIX — начале ХХ века украсить древний город прекрасным архитектурным памятником, требующим от нас, людей XXI века, заботы и внимания.

PS :
В ближайшие шесть лет здание музея планируют существенно перестроить . За него возьмётся японский архитектор Джунио Ишигами, победивший в конкурсе проектов в октябре минувшего года.
Подробнее - Прикультуренное место
"Аргументы недели" , 05.04.2012




Top