Заболоцкий. Лирическое отступление: Н.А

Николай Заболоцкий

НА ЗАКАТЕ

Когда, измученный работой,
Огон души моей иссяк,
Вчера я вышел с неохотой
В опустошенный березняк.

На гладкой шелковой площадке,
Чей тон был зелен и лилов,
Стояли в стройном беспорядке
Ряды серебряных стволов.

Сквозь небольшие расстоянья
Между стволами, сквозь листву,
Небес вечернее сиянье
Кидало тени на траву.

Был тот усталый час заката,
Час умирания, когда
Всего печальней нам утрата
Незавершенного труда.

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Несоответствия огромны,
И, несмотря на интерес,
Лесок березовый Коломны
Не повторял моих чудес.

Душа в невидимом блуждала,
Своими сказками полна,
Незрячим взором провожала
Природу внешнюю она.

Так, вероятно, мысль нагая,
Когда-то брошена в глуши,
Сама в себе изнемогая,
Моей не чувствует души.

Николай Алексеевич Заболоцкий родился (24 апреля) 7 мая 1903 года в Казани в семье агронома. Детские годы Николая прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. После окончания реального училища в Уржуме в 1920 году, Заболоцкий поступает в Московский университет сразу на два факультета – филологический и медицинский. Литературная жизнь Москвы захватывает поэта. Он увлекается подражанием то Блоку, то Есенину. С 1921 по 1925 годы Заболоцкий обучается в педагогическом институте им. Герцена в Ленинграде. За годы учебы сближается с группой молодых авторов, «обериутов» («Объединение реального искусства»). Всем членам этого объединения были свойственны элементы алогизма, абсурда, гротеска, эти моменты не были чисто формальными приемами, а выражали, и своеобразно, конфликтность мироуклада. Участие в этой группе помогает поэту найти свой путь. Первая книга его стихов, «Столбцы», вышла в 1926 году. Эта книга имела шумный и даже скандальный успех. Читателей буквально ошеломили поэтика гротеска и косноязычия, нарушения ритма и метра, шокирующие прозаизмы, откровенная нелитературная стилистика. В 1938 году его репрессируют по ложному обвинению и отправляют работать строителем на Дальний Восток, в Алтайский край, Караганду. В 1930-1940-е годы Заболоцкий пишет «Метаморфозы», «Лесное озеро», «Утро» и др. В 1946 году Заболоцкий возвращается в Москву. Работает над переводами грузинских поэтов, посещает Грузию. В 1950-е выходят стихи «Некрасивая девочка», «Старая актриса» и др., которые делают его имя широко известным. В 1957 году он побывал в Италии. Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала, Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь. В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, а 14 октября 1958 года его больное сердце остановилось навсегда.
http://www.netslova.ru/loshilov/zabzel.html



Процесс реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания направлен на формирование социального опыта младших школьников, на Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности., ее позитивная социализация удовлетворение потребностей социальных групп. удовлетворение потребностей личности удовлетворение потребностей общества 3


В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания: В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания: воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова) воспитание как управление процессом социализации личности (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн) воспитание как создание условий для развития личности (Д.В.Григорьев, Б.Т. Лихачев) воспитание как процесс психолого- педагогической поддержки развития личности (О.С.Газман) 4


Идеи управления развитием личности, психолого- педагогической поддержки личностного роста, обеспечения объективных и субъективных условий для развития воспитанников близки и понятны педагогам и в той или иной мере реализуются в практике образования. В то же время восприятие содержания воспитания как управления процессом социализации личности еще не в полной мере освоено практическими работниками образования и нуждается в теоретическом обосновании. 5


Социализация - процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем"отгородиться" от них. Но по своей сущности эти процессы различны. Главная характеристика процесса воспитания - это целенаправленный процесс. социализация - процесс непрерывный, воспитание - дискретный, т.е. прерывный процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, общеобразовательной школе, творческом коллективе учреждения дополнительного образования и т.д. социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения, даже с пренатального состояния, и не прекращаясь на протяжении всей жизни воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания. 7


Возможны две формы социализации: социализация как адаптация к определенным социальным условиям. Это не противоречащие друг другу формулировки, а характеристика двух разных форм социализации: адаптации и интеграции, которые, как подчеркивает А.В.Мудрик, зависят от характера взаимодействия индивида с социальной средой. Социализация - не адаптация к среде, а интеграция в определенную среду. 9


Однако изменения среды, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, неудовлетворенности, стрессовым ситуациям, жизненным трагедиям. Социализация в форме адаптации представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна, человек чувствует себя вполне комфортно в ней. 10


Различия между социализацией в форме адаптации и интеграции особенно четко проявляются, когда мы анализируем судьбы специалистов тех профессий, активный период деятельности которых ограничен возрастом. Интеграция как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, когда он способен влиять на среду, изменяя ее или самого себя. когда человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, 11


Идейно-политическое нравственное патриотическое трудовое эстетическое физическое другие направ- ления воспитания Говоря о всестороннем, гармоническом развитии личности, мы имели в виду В предшествующие десятилетия выдвигали в качестве цели воспитание всесторонне развитой, гармонической личности. Что это идеал, к которому стоит стремиться, но вряд ли можно достигнуть. Была еще одна причина несостоятельности выдвинутой тогда цели. И к какому выводу пришли? а не личность, не учитывали целостность процесса развития личности. 12


Какие характеристики личности в современных условиях наиболее востребованы? Какие характеристики личности необходимы для активного взаимодействия с социальной средой? Теперь мы можем конкретизировать цель образования как развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. ? Возникает следующий вопрос: Что именно надо развивать? 13


Целеустремленность и способность удерживать цель Работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора..Нравственно ценные ориентации. Гражданская идентичность. Верность народным культурным традициям. Гуманистическое мировоззрение Потребность в самореализации целевые ориентиры, которые определяют содержание и направленность всего процесса социализации 17


С учетом потенциала предметных областей, внеурочной и внешкольной деятельности. с учетом возрастных особенностей детей Имея в виду эти целевые установки, важно определить частные задачи социаизации, которые наиболее успешно могут быть решены на этапе начального общего образования средствами конкретной деятельности Имея в виду эти целевые установки, важно определить частные задачи социаизации, которые наиболее успешно могут быть решены на этапе начального общего образования средствами конкретной деятельности 18








Чем объяснить потерю интереса к работе, нежелание ее продолжить? Вот это и будут частные, ситуативные воспитательные задачи, поддерживающие потребность достижения успеха, учитывающие потребность детей этого возраста в одобрении, в положительной оценке сверстников и взрослых. Причины могут быть разные: не сформированы необходимые умения, навыки; не хватает волевых усилий, не хватает усидчивости; не ясна цель деятельности При всех этих вариантах необходима психолого-педагогическая поддержка: повысить интерес, авансировать успех, помочь в освоении нужных приемов деятельности и т.д. возникло затруднение. 22




Усвоение знаний мы воспринимаем теперь не как цель, а как одно из средств, причем ведущее средство развития личности. Выдвинутая на современном этапе цель образования – развитие личности не означает, что воспитание оказывается более значимым по сравнению с обучением. 26


Новые смыслы учебной деятельности Деятельностный подход Формирование универсальных учебных действий Интеграция учебной, внеурочной, внешкольной деятельности; основного и дополнительного образования Метапредметные результаты как основа регулятивной, комммуникативной и познавательной компетентности


Предметные области Связь с внеурочной деятельностью Формы связи с социальной средой Возможности межпредметных связей Филология Курсы по выбору: риторика, развитие речи, культура речи; разработка сценариев праздников, ритуалов; театрализация, кружки выразительного слова; изучение фольклора, искусства родного края; вечера поэзии, литературного творчества; учебно- исследовательская деятельность, связанная с изучением языка, литературы, устного народного творчества Экскурсии в краеведческие и литературные музеи, просмотры и обсуждения спектаклей, кинофильмов, телепрограмм; встречи с писателями, поэтами, деятелями культуры родного края; участие в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, литературное краеведение, выступление в дошкольных учреждениях, детских домах, перед населением Связь с предметной областью «Искусство» с целью опоры на образное восприятие младших школьников; с курсом «Этно- художественная куьтура» (авторский коллектив под руководством Т.Я.Шпкаловой) с целью опоры на народные, этнические традиции; с курсом «Основы духовно- нравственной культуры» для развития чувства красоты нравственных норм, культуры речевого общения Проблема интеграции учебной, внеурочной и внешкольной деятельности.


Проблема интеграции учебной, внеурочной и внешкольной деятельности Предметные областиСвязь с внеурочной деятельностью Формы связи с социальной средой Возможности межпредметных связей Математика и информатика Кружки «занимательная математика», по освоению и практическому применению компьютерной грамотности; преобразовательная деятельность и развитие пространственного воображения с применением математических знаний(расчет площади, планирование размещения наглядных пособий с учетом имеющихся площадей Применение математических знаний при благоустройстве школьной территории и ближайшего социума: расчет площади и определение форм клумб, рабаток при озеленении; планирование спортивных, игровых площадок; участие в муниципальных математических олимпиадах Связь с курсом «Технология» с целью применения математических знаний в процессе проектной, конструкторской деятельности: с курсом «Окружающий мир» при организации расчетов, планировании природоохранной деятельности учащихся, проведении элементов социологических исследований в процессе учебно- исследовательской деятельности


Как известно, первичная социализация осуществляется в семье. Именно здесь складываются первые представления о мире, о добре и зле, здесь ребенок осознает себя. С первых дней обучения в школе ребенок может встретиться с проблемами становления из-за новой социальной роли. Продлению барьеров социализации служат функции воспитания Первая функция - компенсация недостатков первичной социализации. 28


Создание каждому ребенку ситуации успешности. А для этого - включение ребенка в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других. Особенно актуальным становится тезис Л.И.Новиковой: создать каждому «эффект старшего друга», не обязательно это должен быть старший по возрасту. 29


«Эффект старшего друга» состоит в том, что у каждого должен быть человек, с кем он может посоветоваться, кому готов открыть самое тайное, в надежде, что тебя поймут и. если надо, помогут Хорошо, если таким «старшим другом» будет кто-нибудь из родителей, близких родственников, учителей, педагогов дополнительного образования 30


Следующая функция по управлению процессом социализации личности - предупреждение или коррекция детских комплексов: Ребенок неуверен в себе из-за неуспешности в учебной деятельности; испытывает дискомфорт из-за недоброжелательного отношения сверстников, физических недостатков все это и вызывает детские комплексы и может привести к формированию выученной беспомощности, препятствовать самоактуализации и самоутверждению личности. неудовлетворенности своим внешним обликом (слишком маленький, очень высокий, толстый, медлительный и т.п.) 31


Особую значимость приобретают функции воспитания, связанные с открытостью, синергетичностью образовательного пространства, основанные на взаимодействии с социальной средой. Связь с социумом предполагает две разнонаправленные функции воспитания. С одной стороны, связь с социальным окружением предполагает активное использование потенциальных ресурсов социальной среды для обогащения социального опыта детей. 32 Задача: организация муниципальной образовательной среды


Организация единого социализирующего пространства муниципального района Общеобразовательные учебные заведения Учреждения дополнительного образования детей (опыт интеллектуального, технического, художественного творчества, делового взаимодействия и др.) Администрация района (создание условий социализации) Учреждения культуры (опыт поиска необходимой информации, восприятия художественных произведений, коммуникативной деятельности) Детские общественные организации (опыт социальной активности, проявления самостоятельности, управления) Спорткомплексы (развитие потребности занятий спортом, опыт выбора видов спорта) Муниципальная служба (психолого-педагогическая и практическая подготовка учителя)


С другой стороны, необходимо предупредить и по возможности нивелировать влияние негативных факторов социальной среды..Задача: выявить факторы социальной среды, негативно влияющие на учащихся, и сформировать нравственную устойчивость детей к их воздействию. 33


Мы стремимся развивать доброжелательность и сострадание, отзывчивость и милосердие, терпимость к другому мнению, к другой культуре, толерантность как проявление нравственной ценности. И в это же время культ силы и насилия, жестокости и неразборчивости средств достижения цели пронизывает телевизионные фильмы и шоу. Некоторые телепередачи как будто специально рассчитаны на утверждение прямо противоположных установок на бездуховность, эгоцентризм, унижение окружающих, стремление отвергнуть все и всех, кто может помешать в достижении эгоистической цели. Некоторые телепередачи как будто специально рассчитаны на утверждение прямо противоположных установок на бездуховность, эгоцентризм, унижение окружающих, стремление отвергнуть все и всех, кто может помешать в достижении эгоистической цели. Даже детские передачи, популярные мультфильмы не лишены сцен жестокости и насилия. 34


Не критикуя низменные, с нашей точки зрения, пристрастия, предпочтения учащихся, приобщить их ко всему богатству народной, национальной культуры, истинным образцам художественного творчества, расширяется кругозор учащихся и поощряется вдумчивое, избирательное отношение к тому, что преподносит социальная действительность. При этом приобретает значение принцип регионализации, проявляющийся в опоре на трудовые и художественные народные традиции, в приобщении к искусству мастеров, к народной педагогике. Только в этом случае мы воспитаем не потребителей прекрасного, а ценителей, трансляторов, хранителей и создателей культурных ценностей. Что может противопоставить воспитательная деятельность? 35


Продуктивна интеграция воспитательного, социализирующего потенциала на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования. В итоге формируются, по определению А.В. Мудрика, «центры кристаллизации» Таким центром кристаллизации может стать образовательное пространство школы, и довольно часто общеобразовательная школа становится своеобразным культурным центром на селе, в муниципальном районе Продуктивна интеграция воспитательного, социализирующего потенциала на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования. В итоге формируются, по определению А.В. Мудрика, «центры кристаллизации» Таким центром кристаллизации может стать образовательное пространство школы, и довольно часто общеобразовательная школа становится своеобразным культурным центром на селе, в муниципальном районе 36


Создает условия для развития индивидуальных способностей каждого, самоопределения, самоутверждения в социокультурном пространстве, тем самым способствуя позитивной социализации подрастающего поколения. влияет на культуру социума определяет развитие позитивных потребностей детей и населения микрорайона, города, Становясь подобным «центром кристаллизации», образовательное пространство школы 37


Определении общих и частных задач социализации с учетом психологических особенностей возрастного развития, потенциала предметных областей, внеурочной и внешкольной деятельности для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования. воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях: целевой установки на становление активной личности, на формирование ее социального опыта целевой установки на становление активной личности, на формирование ее социального опыта гуманизации позиции педагога, способного с уважением и оптимистической позицией принять ребенка, проявить эмпатию, создать благоприятный нравственно- психологический климат в коллективе;



Н.Заболоцкий попал своим четверостишием "Два мира есть у человека"... (которое наверняка уже многим набило оскомину, настолько часто я его встречаю в "культурологических" текстах)) Вот оно:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Интернет-раскопки показали, что это четверостишие вырезано из стихотворения "На закате" - это лирически-депрессивное стихотворение "о приходе природе" (говорящая опечатка)), смысла которого я не понимаю, а потому полностью приводить здесь не буду.
...Хотя нет, я передумала. Это очень интересное стихотворение, - несмотря на невнятный сумбур, через который приходится продираться к смыслу. (Вообще, честно сказать, не люблю я "поэзию"... непоэтическая я Незнайка, да). Но лучше послушаем автора:

НА ЗАКАТЕ

Когда, измученный работой,
Огонь души моей иссяк,
Вчера я вышел с неохотой
В опустошенный березняк.

На гладкой шелковой площадке,
Чей тон был зелен и лилов,
Стояли в стройном беспорядке
Ряды серебряных стволов.

Сквозь небольшие расстоянья
Между стволами, сквозь листву,
Небес вечернее сиянье
Кидало тени на траву.

Был тот усталый час заката,
Час умирания, когда
Всего печальней нам утрата
Незавершенного труда.

Два мира есть у человека:
Один, который он творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Несоответствия огромны,
И, несмотря на интерес,
Лесок березовый Коломны
Не повторял моих чудес.

Душа в невидимом блуждала,
Своими сказками полна,
Незрячим взором провожала
Природу внешнюю она.

Так, вероятно, мысль нагая,
Когда-то брошена в глуши,
Сама в себе изнемогая,
Моей не чувствует души.

(фото отсюда . Оно не очень "закатное", но зато с березовой рощей)

Вот интересно... "Мысль нагая моей не чувствует души")) Кажется, у меня тоже так бывает))

И вот еще: четверостишие, выдранное из контекста, я поняла так, будто автор говорит о мире "вещном", который мы творим "руками". А в стихотворении, судя по всему, речь идет о мире вымышленном, мире своих фантазий-"чудес", а вовсе не о "материальных памятниках культуры")) Ведь это тоже "мир, который мы творим"... по мере сил.

БОНУС.
Приятным открытием было узнать, что знакомые с дества строки "Так что такое эта красота, и почему ее обожествляют люди...", так же как и все стихотворение "Некрасивая девчонка" , откуда эти строки взяты, и тот стишок, который мама когда-то писала мне на открытке на день рожденья - "Не позволяй душе лениться" , гимн для лентяев всех времен и народов, - и даже та песня, которую мы под гитару завывали в студенческом лагере ("Я увидел во сне можжевеловый куст") - это все Заболоцкий. И, кстати, известная песня "Очарована, околдована" , оказывается, написана тоже на его стихи! Только первое слово в первой строчке изменено, и потому найти его среди списка стихов не так просто... Но Гугл может все))

Я думала, что не знаю никакого Заболоцкого... А оказывается, это не совсем так. Но я, конечно, очень мало знаю "из Заболоцкого" - меньше 1%... И уж совсем ничего не знаю о нем самом, - это надо исправить)).
А стихи у него очень даже хорошие, я их буду читать.

Лекция №1

Представления о предмете культурологии.

Типология и морфология культуры.

Ключевые понятия :Культурология как научная дисциплина. Содержание понятия культуры. Типология культуры. Уровни, виды, формы культуры. Культура как многофункциональная система.

Термин «культурология» появился сравнительно недавно, практическое использование его получило широкое распространение в ХХ веке.

Термин «культурология» принято связывать с именем американского культурантрополога Лесли Уайта (1939), который в свою очередь опирался на идеи известного химика и философа Вильгельма Освальда. Именно Л.Уайт положил начало использованию этого термина в качестве синонима науки о культуре и предложил создать ее как общетеоретическую дисциплину. С 1968 года этот термин был включен в Международную энциклопедию социальных наук в качестве отрасли антропологии, рассматривающей культуру как самостоятельную упорядоченность явлений (институтов, технологий, идеологии), существующих и функционирующих в соответствии с собственными принципами и законами. 1 Культурная антропология и этнология имели особое значение в становлении культурологии, так как культурология соединяла развитие и обновление социального опыта, проблемы социализации и инкультурации личности, взаимоотношения человека и культуры в их целостности, рассматривая культуру как специфическую функцию и модальность человеческого бытия (меры, способа существования кого-либо, отношения к действительности).

Л.Уайт считал, что « люди ведут себя так, а не иначе, потому, что они были рождены и воспитаны в определенных культурных традициях. Поведение народа определяется не физическим типом или генетическим кодом, не идеями, желаниями, надеждами и страхами, а … внешней культурой народа…» 2 . Представляя культуру как организованную целостную систему, он выделял три самостоятельные подсистемы. Согласно этому, технологическая подсистема характеризует отношения человека с природой, использование им технических средств, орудий труда и т.п.;социальная - включает общественные отношения и соответствующие им типы поведения;идеологическая подсистема объединяет идеи, верования, обычаи, личные виды знания.

В нашей стране термин «культурология» связывают с именем русского поэта и теоретика символизма Андрея Белого: в 1912 году это слово впервые появляется в статье «Круговое движение»). В 1915 –1916 г.г. в лексиконе сочинений Павла Флоренского появляются такие обозначения как «культуроведение» и «культурознание».

Первоначально мыслилось, что культурология будет представлять собой «общее поле» работы представителей смежных дисциплин. Но уже в шестидесятые годы прошлого века начали складываться самостоятельные школы теоретико-культурологической направленности. Среди них следует выделить три направления, сформировавшие нынешние парадигмы культурологического знания. 3 Прежде всего следует указать направление семиотики культуры (тартуско-московская семиотическая школа); историко-антропологическую школу и философско-культурологическое направление – школу диалога культур В.С. Библера и его единомышленников.Семиотическое направление 4 развивается в рамках структурного изучения отдельных культурных форм как знаковых систем.Историко-антропологическое – как изучение «картин мира» разнообразных исторических и конкретных культур.Культурфилософское направление концентрируется в рамках концепции «диалога культур».

Культурология с самого начала формировалась в качестве научной и образовательной дисциплины, но с развитием знания, расширением научного сообщества культурологов культурологический аспект сознания приобретает доминантное значение для всего гуманитарного знания , соединяя теорию и историю культуры. Миропонимание ХХ века стало более культуроцентричным, оно определенно связывается с осмыслением того, что между человеком и объектом всех его возможных постижений – окружающим миром - находится некий « третий мир языков культуры». Понимание мира все более и более смещается к культурологической парадигме гуманитарного мышления и мировосприятия. Возникает ситуация, которую можно охарактеризовать какфокусирование жизни человека в культуре . Речь идет о постулате 5 первичности культуры по отношению ко всем детерминациям социального мира. Опираясь на это утверждение, можно сказать, что «любые факты и проявления внешнего мира воздействуют на человека не непосредственно, а только через посредничество культуры». 6

Пространство культуры определяется культурной традицией как сложившейся системой взглядов, отношений и их проявлений, но с другой стороны, оно зависит также от моральной и эстетической реакции (рефлексии) на сложившуюся ситуацию или событие, отличающейся от привычного или прогнозируемого развития событий.

Так культура настоящего представляет собой реакцию на издержки и крайности предыдущего периода, и, как правило, контрастна по отношению к ней. После бурных войн и революций возникает и настойчиво определяется концепция «Вечного мира». Эпохе Ренессанса, раскрепощенной и чувственной, предшествовало сдержанное и аскетичное Средневековье. После широкого развития демократии ХХ века наступает период ужесточающегося имперского мышления отдельных стран и международных, планетарного масштаба, корпораций.

Культура проявляется как чисто человеческое достояние, как феномен, которого не существует в природе без участия человека, с ледовательно, она может быть представлена как совокупный опыт человечества в духовном и материальном плане.

Как давно человечество существует на Земле? Археологические находки дают возможность предположить, что 6 млн. лет назад преавстралопитеки афаренсис уже существовали в Африке (Сомали). 1,9 млн. лет назад появляется человек прямостоящий, в эпоху палеолита началось расселение питекантропов в Азию и Европу, появились первые орудия труда из гальки, сформировался человек умелый. Приблизительно 1 млн. лет назад неандертальцы и кроманьонцы начали строить первые жилища, человек научился пользоваться огнем (добывать и поддерживать его) – возник человек разумный. Современные данные говорят о том, что уже 195 тыс. лет тому назад люди антропологически не отличались от нас, а интеллектуально были способны к абстрактному мышлению, порождая примитивные формы искусства. 7

Понятие «культура» в привычном контексте вроде бы самоочевидное явление: им пользуются и философы, и социологи, и обычные люди, причем это понятие относится к вещам, хорошо известным и не вызывающим сомнения.

В то же время оно плохо поддается формулированию, так как является вместилищем многозначных проявлений, неопределенных и многослойных представлений, раскрывающих какие-то отдельные аспекты культуры, иначе говоря, под одним и тем же словом понимаются различные вещи и явления. Пытаясь собрать их вместе, чтобы объяснить сущностные стороны этого понятия-явления, мы получаем невероятно сложную по содержимому кучу всяческих ее интерпретаций, не создающих целостное представление о предмете размышлений.

Внешне культура предстает как сложный конгломерат взаимодействующих знаний, стереотипов отношений, образцов деятельности, идей, проблем, верований, обобщенных видений мира и т.д. Термин «культура » был введен в научный оборот в 19 веке (в оборот европейской социальной мысли во второй половине 17 столетия). Но представление о культуре возникло значительно раньше.

Слово « культура » происходит от латинского (colere ), означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменения в природном объекте под воздействием человека. В то же время «культура » со времен Марка Тулия Цицерона (106-43 г.г. до н.э) означала «воспитание », « образование» и « развитие » в отношении человека; но, впрочем, просматривается связь латинских терминов « культура » и « культ » (cuel ) как почитание, поклонение .

Исторически в это понятие вкладывался самый разный смысл. Эллины, говоря о культуре, тем самым демонстрировали свое отличие от «диких, некультурных варваров», считая, что существующий и понимаемый ими порядок окружающего отражает представление о мире как о разумном строе вещей. ВСредние века доминировали признаки культуры как личного совершенства и трансцендентности (Бог как высшее существо творит мир по собственной воле, неизвестно из чего). В эпохуВозрождения культура стала олицетворением соответствия гуманистическому идеалу. 8 С точки зренияпросветителей 18 века культура означала «разумность », реализуемую в организации общественных порядков, политических учреждений, измеряемую достижениями в области науки и искусства. С сегодняшних бытовых позиций «человек культурный –это человек воспитанный, он не плюет на пол, не сморкается с помощью двух пальцев, не употребляет неприличных слов, - короче, ведет себя в соответствии с правилами хорошего тона». 9

Чем более мы углубляемся в рассмотрение понятия «культура», знакомимся с рассуждениями на этот счет известных философов, социологов, культурологов, тем все более сложным и многообразным и неопределенным становится предмет культуры, ее сфера и границы. По некоторым данным в настоящее время в мире существует несколько сотен определений понятия «культура», предложенных исследователями в области культурологии. Для того чтобы все-таки осмыслить, что может являть собою культура, целесообразно обратиться к привычной для нас возможности применить некие искусственные приемы превращения сложного в более простое и доступное нашему пониманию. Например, опираясь на онтологические позиции 10 , выделить наиболее типичные ее черты и особенности и с их помощью попытаться разделить или скомпоновать все известные определения культуры в виде нескольких основных типов.

В этом случае мы получаем четыре типологических определения:

    культура как идеи, то есть нечто, находящееся в умах членов человеческих сообществ в виде знаний, верований, отношений, ценностей, идеалов и т.п., обеспечивающих способы совместной жизни людей ;

    культура как идеи и поведение, то есть общепринятые знания и стереотипы поведения и общения, верований, совокупность принятых ценностей, которые характерны для отдельного сообщества;

    культура как идеи, поведение и образцы материального воплощения культуры - материальные артефакты 11 , то есть эксплицитные и имплицитные стереотипы поведения, приобретенные и передаваемые как совокупный социально-исторический опыт в виде неких символов ;

    культура как информация, которая создается или принимается, отыскивается, передается, используется и даже утрачивается(культура как мир знаков и значений).

Интерпретируя эти типовые определения, мы понимаем, что культура охватывает предельно широкий мир разнообразных явлений и может быть представлена состоящей из:

    совокупности идей, знаний, ценностей, норм, предметов творчества, материальных продуктов человеческой деятельности;

    системы отношений производственных, социальных, духовных;

    принципов и форм организации жизни естественной, социальной, духовной;

    уровней потребностей, возможностей и способностей;

    способов понимания опыта и сохранения непрерывности человеческого бытия.

Согласно приведенной типологии обозначений культуры во всех перечисленных типах культура хранит, транслирует, генерирует конкретные программы деятельности, поведения и общения. Культура фиксирует их в виде разных знаковых систем. Следовательно, знаковые системы выступают как общая форма хранения и передачи информации в стационарных и динамических реализациях, по вертикали временного исторического среза и горизонталям актуальных пространственных взаимодействий.

Культура являет собой искусственно созданную среду обитания и самоосуществления. Процесс освоения (восприятия, понимания, усвоения) различных знаковых систем означает, что культура выступает также в качестве механизма регуляции социальных отношений, поскольку знаковые системы упорядочивают поведение людей и делают возможным совместный способ их существования. Любые феномены культуры являются по существу семиотическими образованиями. К примеру, во всех определениях культуры присутствует понятие идеи (как смысла). 12 «Смысл» в культуре представляет собой факт сознания, становящийся посредством семиотизации фактом культуры. Это возможнотолько в результате воплощения или отражения возникающей идеи (смысла) в определенной знаковой форме: в виде слов, визуальных или аудиальных образов. Значит,смысловое поле задается возможностями знаковых систем культуры .

Онтологически, то есть по своей сути, человек не только и не столько продукт природы, сколько продукт воспитания и самовоспитания.

Любой человек в процессе взросления, вхождения в сообщество и общественные отношения, прежде всего, овладевает той культурой, которая была создана до него. Он осваивает социальный опыт предшественников (этот процесс именуется процессом социализации). Таким образом, образование и воспитание - это не что иное, как овладение культурой, обуславливающее поведение, деятельность человека, плоды его труда, и одновременно процесс передачи культуры через знаковые системы от одного поколения другому.

Между тем Н.А. Бердяев , русский философ (1874 – 1948), ясно выразил противоречивость процесса социализации (следовательно, и культуры) в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности, а также между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку, наконец, между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме 13 .

В представлениях Эдварда Сепира , одного из основоположников культурологии и теоретика языкознания, человек проявляет свою человеческую сущность как носитель культуры. Подлинная культура – это культура внутренняя, вырастающая из потребностей, коренных интересов и желаний ее носителей.

Б.А. Успенский , известный представитель семиотического направления, определяет культуру как некую систему, стоящую между человеком (как социальной единицей) и окружающей его действительностью, т.е. как механизм переработки и организации информации, поступающей из внешнего мира 14 .

В.С.Библер трактует культуру как форму человеческого бытия или общения 15 .

По выражению Питирима А. Сорокина , культура означает приобщение человека к социуму, обществу. Одновременно с этими процессами человек вносит в культурный слой и свой вклад, тем самым обогащая его 16 . ПоэтН. Заболоцкий выразил это известными строками:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Для современной культуры особенным является признание множественности истин и представлений о мире, признание их своеобразности и ценности, поиски диалога и взаимопонимания 17 .

Как следует из приведенных выше воззрений, основываясь на неоднородности и множественности современного культурологического знания, мы вынуждены констатировать, что категория «культура» все же остается открытой.

Сущность культуры следует искать там, где начинается человек, причем не как биологическая особь, а как существо мыслящее, нравственное и обладающее эстетическим чувством . Любой следосознанной деятельности человека на Земле или в будущем в иных мирах, независимо от своих благотворных или пагубных последствий, выступает как проявление и материализация культуры. Мы дышим воздухом, употребляем воду и воспринимаем эти дары окружающей природы безвозмездно, потому что они естественны как условие нашего существования, по крайней мере, до того, как мы их безнадежно не губим своими деяниями. Но дарами культуры невозможно воспользоваться или овладеть ими без личностных усилий.

Многозначность определений культуры, как указывалось ранее, служит причиной того, что под одним и тем же термином нередко понимаются весьма разные вещи.

Например, существует распространенное, так называемое, обыденное понимание культуры , которое обычно включает определенные знания и представления о культуре, которыми можно овладеть в результате теоретического образования и личного опыта:

1. Характеристика определенных исторических эпох (античная культура, культура Средневековья, культура Возрождения, культура Нового времени и т.п.).

2. Характеристика конкретных обществ, народностей и наций (культура майя, культура Древнего Китая, культура Индии, культура славян и т.д.).

3. Характеристика специфических сфер деятельности (культура труда, политическая культура, художественная культура и т.п.).

4. Характеристика сферы духовной жизни людей (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения людей, а также материальные артефакты, в том числе произведения искусства, нормы морали и права, результаты познания).

С другой стороны, это слово употребляют повсеместно, как не вызывающее сомнения, хотя в одном случае мы имеем в виду грамотную речь человека, в другом - великие достижения искусства, в третьем - издержки худших человеческих деяний, например, войн, распространения проституции или наркомании…

Обращение к истокам становления культуры, изучение ее исторического содержания, наблюдение динамических процессов и катастрофических последствий деятельности человека в настоящем времени способствует пониманию, что культура в целом развивается непрерывно, меняет свой облик, отражая образ изменяющегося мира, потребности новой жизни.

Именно этим определяется в нашем представлении предмет культурологии :

Объективными закономерностями мирового и национального культурного процессов,

Памятниками и явлениями материальной и духовной культуры;

Факторами, связанными с возникновением, созиданием, развитием культурных интересов и потребностей людей,

Сохранением и передачей культурных ценностей - трансляции культуры при участии людей.

Вместе с тем культуру можно рассматривать с позиций философского анализа как совершенство разума,материального начала как основы культуры,психоаналитических версий формирования культуры.

Готфрид Иоганн Гердер (1744-1803) - создатель философии культуры, способствовал формированию культурологических идей, сформулировал идеюстановления и развития мира как органического целого . Понятие культурных ценностей связывал с представлением о просвещении; рассматривал историю человечества как историю культуры, считая, что лишь одно начало - человеческий разум – созидает культуру. В работе « Идеи к философии истории человечества» разработал целостную программу о культуре, состоящую из наиболее точного описания культур и народов; анализа различных культур как следствия приспособления человеческой природы к окружающей среде; познания собственной культуры через познание других культур.

«… Во всем творит лишь одно начало - человеческий разум , который всегда занят тем, что создает из многого единое, из беспорядка – порядок, из многообразия сил и намерений – соразмерное целое, отличающееся постоянством своей красоты. От бесформенных искусственных скал, которыми украшает свои сады китаец, и до египетской пирамиды, и до греческого идеала красоты – везде виден замысел, видны намерения человеческого рассудка, который не перестает думать, хотя и достигает разной степени продуманности своих планов». 18

В лесу мы видим старую, засохшую, заскорузлую корягу, которая единственно на что годна – сгореть в очаге, но в во взоре и руках художника она превращается в удивительную девушку, протянувшую руки к солнцу…В этом случае лесная коряга для нас природный объект, а измененная при участии художника – произведение культуры, культурный артефакт.

Можно ли подойти к представлению о культуре как совершенстве разума, культуре как особом аспекте жизни общества, связанным с развитием человеческого разума, обеспечивающим прогресс человечества? Да, утверждалИ. Кант, предназначение и цель разума - не только знать о существовании добра и зла, но четко отделять одно от другого, то есть давать нам принципы априорного знания. Заманчивость данного положения очевидна, но история развития человечества как проявления культуры являет собой нескончаемую цепь социальных катаклизмов, которые весьма трудно объяснить или рассмотреть с позиций совершенства разума, априорно отделяющего зло от добра (к примеру: насильственное переселение народов, локальные или мировые войны, современный терроризм, совершенствование и применение оружия массового уничтожения). Тем более ответить на вопрос Канта «Что такое человек?».

Материальное производство как основание культуры было наиболее обстоятельно разработано в марксистских традициях. В основе лежит предположение, что происхождение (генезис)социального и культурного непосредственно исходит из становления человеческого труда, который и сделал обезьяну человеком, стадо – обществом, а природу - культурной средой обитания человечества. Исходя из индивидов и их деятельности, общество определяется как «продукт взаимодействия людей», а законы исторического процесса могут быть интерпретированы как законы такого взаимодействия.

Законы исторического процесса характеризуют преемственную взаимосвязь между людьми. Следовательно, «общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития, сознают они это или нет». Люди творят историю согласно объективным законам, но, видимо, творят и эти самые законы, так как никакихзаконов истории не было известно кроме самойчеловеческой истории . Отсюда следует вывод, что люди являются единственными носителями аккумулируемого культурой исторического опыта, создаваемого их же деятельностью 19 .

Однако можно возразить: и в животном мире существуют коллективные формы общения, которые передаются благодаря генетическим механизмам отдельным особям, обеспечивая связь в диахроническом срезе. Животный мир многообразен и сложен, если рассмотреть особенности коллективных форм существования, будь то - колонии термитов или муравьев, разделение обязанностей в волчьих стаях или львиных прайдах, все они направлены на достижение главной цели - приспособление к условиям существования, выживание, воспроизведение вида, тиражирование особей – но в рамках инстинкта. Человек, как принадлежащий животному миру, тоже решает эти же задачи. Вместе с тем, человек – единственное существо в природе, которое преодолело свою инстинктуальную программу. Фридрих Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека » дал теоретическое обоснование происхождения человека, согласно которому в процессе труда у людей возникло сознание, а вместе с ним потребность что-то сказать друг другу. Деятельность человека в труде и речи породила культуру. Благодаря языку стало возможным выразить единство культуры, человека и его деятельности.

У этой теории много приверженцев и противников, одним из которых является Льюис Мамфорд , который обратил внимание на противоречие развития орудий труда и культуры. В частности, он подчеркивал, что в течение сотен тысяч лет технология изготовления каменного орудия труда менялась мало (получение сколов камня, крепление их), в принципе - казалось бы, она не требовала особой развивающейся остроты мысли, и соответственно ей должна была развиваться культура.Но культура развивалась независимо от технологических навыков. «Применение такой примитивной техники требовало от человека особой ловкости его тела, более эффективного использования своего расширяющегося окружения, чем ему необходимо было для выживания на чисто животном уровне...Он был вынужден давать выход энергии …в тех способах жизнедеятельности, которые превращали эту энергию непосредственно в творчески в соответствующие культурные, т.е. символические, формы». 20

Австрийский ученый философ Зигмунд Фрейд , развиваяпсихоаналитическую версию культуры, находил корни возникновения культуры во внутренней жизни человека, без привлечения внешних факторов, например, таких, как труд. Система запретов как средство обуздания животных инстинктов – лежала в основе порождения культуры по Фрейду. Будучи последователем школы культурного психоанализа,Эрих Фромм в своих работах показал, что именно благодаря культуре в человеке формируются и раскрываются некие разрушительные структуры.

Книга Э.Фромма «Иметь или быть?» 21 формулирует представление о подлинно культурной личности, отдающей предпочтение окружающим людям, а не мертвому материальному богатству. «Быть» – означает жить полной переживаний жизнью, что является гораздо более предпочтительным для человека, чем стремление к бессмысленному и опасному для духовного здоровья накоплению избыточных материальных ценностей в рамках понятия «иметь».

Э. Фромм сравнивает два стихотворения, в которых мы можем увидеть эти принципы в реальном отображении.

Служение Истине, Добру и Красоте может тоже являться стержнем гуманистической причинности развития культуры. П.Сорокин считал, что пружинами культурного развития врожденное стремление людей к Истине, Добру и Красоте в сочетании с общественно значимым критерием Пользы .

По представлениям Н.К.Рериха в понятии «культура» зашифрован код «Мир через почитание света» (культ- почитание, ур – свет). Природа культа и связь его с феноменом культуры нашла отражение в представлениях многих философов, в частности, в работахН.А.Бердяева . 22 Культура имеет религиозные основы, культура носит символический характер, фактически все достижения культуры лишь ее символические знаки, такова же и природа культа. Культура дорожит своей преемственностью, древностью своего происхождения. Именно в культуре происходит великая битва вечности со временем.

Многие современные культурологи отдают предпочтение происхождению культуры, исходя из игры. Нидерландский историк культуры Иохан Хёйзинга 23 пришел к выводу, чтоигровые, подражательные инстинкты, присущие человеку по его природе, выступают как подтверждение его творческих возможностей. Играя, человек постоянно переходит из области реального в область мысли в рамках некого ситуативного контекста (т.е. изменения окружающих условий, ситуации происходящего), который определяет или формирует появление определенных правил игры. Нет контекста – нет правил. Правда, возникает естественный вопрос: контекст человеческого существования, включает только наш, очерченный земным существованием, мир или он определяется некими иными параметрами, например, вселенского масштаба?

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844- 1900) сделал вывод, что человек по своей природе вообще антикультурен, стихийно ощущая, что культура есть зло и существует для его порабощения и подавления. Он провозгласил: «Бог умер», и началась война всех против всех, человек оказался между небом и землей.

Согласно Максу Веберу (1864 – 1920)задача человека заключается в том , чтобы «связать» небо и землю, придатьсмысл существованию с помощью идеалов и ценностей. Свобода человека – тяжелейшее бремя, испытание своим собственным произволом. Вебер убежден,что «культура» является выходом человека из органически предначертанного ему цикла естественной жизни . С одной стороны, давление материальных интересов на социальные отношения, группы людей, институты распространяется на все области культуры: на искусство, на массовые движения, на «исторические» события. Но с другой - совокупность всех явлений и условий жизни в рамках исторически данной культуры воздействует на формирование материальных потребностей и способы их удовлетворения. Человек как существо культурное не может изучать мир, не наполняя его «ценностными идеями», не наделяя его смыслом; какая из ценностей является определяющей, зависит не от произвольного решения индивидуума, ценность является продуктом духа времени, духа культуры. И только потому, что человеческий мир организован смысловым образом, является миром культуры.

Возможно, сознание родилось из каких-то других предпосылок, отличных от разработанных Ф. Энгельсом иК.Марксом, Л.Мамфордом илиИ.Хёйзинга, но, очевидно, что феномен культуры явился радикальным сдвигом в развитии человечества, индивида, исторических процессов на Земле.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих Землю. Образование и воспитание - это и есть овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения другому. Наследие – очень важный фактор сплочения нации, средство объединения общества в периоды кризисов, изменения парадигмальных констант общественного развития. Любой человек овладевает культурой, созданной до него, осваивая социальный опыт своих предшественников, но одновременно и обогащает его своим участием.

Структурные элементы культуры. Морфология культуры

Для описания сложного явления необходимо попытаться создать его приближенную модель, сначала упрощенного вида, затем усложняя ее, обогащая новыми предположениями, допущениями, которые помогут приближаться к описанию этого феномена.

Обычно на первом этапе выделяют некие базисные элементы, лежащие во всех реализациях феномена, затем описывают определенные типологические характеристики, структурируют объемную модель, в данном случае – пространство культуры, описывают существование многомерной модели посредством ее функциональных направлений и т.п.

Базисные элементы культуры условно существуют в двух видах – материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, нематериальных – духовную. Их подразделение достаточно условно, так как в реальной жизни они взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Материальная культура - совокупность физических объектов, созданных искусственно (артефактов ). От машин, книг, храмов, орудий труда до жилого дома, украшений, одежды и т.д.

Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и др. культуры.

Духовная культура имеет некоторые особенности: она внутренне связана с теми конкретными социально-историческими условиями, которые ее породили - и природными и социальными. Поскольку в регионах условия разнообразны, то изначально в мире оформились разные культуры, т.е. существующее в мире разнообразие культур есть следствие адаптации различных человеческих сообществ к условиям их конкретного бытия. Интеллектуальная ее часть, выраженная в науке, научном знании, научной рациональности, проявляет интернациональный характер, особенно в вопросах технического прогресса. Интеллектуальный потенциал в обыденной жизни проявляется как рациональный, здравый смысл

Взаимозависимость базисных элементов культуры выражается в следующей аксиоме.

Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике.

Материальная культура всегда является воплощением идей, творчества, знаний .

«На закате» Николай Заболоцкий

Когда, измученный работой,
Огонь души моей иссяк,
Вчера я вышел с неохотой
В опустошенный березняк.

На гладкой шёлковой площадке,
Чей тон был зелен и лилов,
Стояли в стройном беспорядке
Ряды серебряных стволов.

Сквозь небольшие расстоянья
Между стволами, сквозь листву,
Небес вечернее сиянье
Кидало тени на траву.

Был тот усталый час заката,
Час умирания, когда
Всего печальней нам утрата
Незавершенного труда.

Два мира есть у человека:
Один, который он творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Несоответствия огромны,
И, несмотря на интерес,
Лесок березовый Коломны
Не повторяд моих чудес.

Душа в невидимом блуждала,
Своими сказками полна,
Незрячим взором провожала
Природу внешнюю она.

Так, вероятно, мысль нагая,
Когда-то брошена в глуши,
Сама в себе изнемогая,
Моей не чувствует души.

Анализ стихотворения Заболоцкого «На закате»

Осенний лес, в котором постепенно редеющее золото дубов сочетается с серебром березняка, становится местом неспешных прогулок лирического героя анализируемого текста, появившегося в 1958 г. К этому же периоду относится еще одно творение Заболоцкого, сходное по приметам художественного пространства, - « ». В последнем из стихотворений разноцветная листва деревьев, которая сравнивается со «знамениями славы», вызывает мысли о далеких исторических событиях, происходивших в окрестностях рощи. В произведении «На закате» картина пустеющего леса наталкивает субъекта речи на размышления, развивающиеся в философском русле.

Пейзажную зарисовку, предметом которой является березовый лесок близ Коломны, открывает изображение гладкого и шелковистого травяного покрова. Он получает необычную характеристику «площадка», которую в речевой практике применяют для описания деталей урбанистического пространства. Лирический субъект, созерцающий вечернюю картину, выражает точку зрения городского жителя: ему кажется, что березовые стволы расставлены в беспорядке, который получает парадоксальный эпитет «стройный».

Колористическую гамму составляют приятные гармоничные оттенки: серебряный, зеленый и лиловый. Сияющее небо посылает мягкий свет, создающий длинные тени.

Обобщая наблюдения, субъект речи делает заключение в элегическом духе: закат трактуется как предвестие смерти, «час умирания». Подобная характеристика соответствует состоянию лирического «я», о котором сообщается в зачине. Измученный работой герой вышел развеяться, причем решение о прогулке было принято неохотно, через силу. Поредевший лес, освещенный скупым закатным солнцем, - своеобразный отклик на душевную пустоту, терзающую созерцателя.

Содержание второй части текста раскрывает глубинные причины тоски, порожденной осознанием непреодолимой противоречивости бытия. Оно выражается в авторской концепции двоемирия, «несоответствий огромных» между жизнью души и окружающим пространством. Изображая особенности трагического диссонанса, поэт прибегает к мотивам непонимания, потерянности и слепоты. Олицетворенный образ души, странницы с «незрячим взором», бесцельно бродит в «невидимом», погруженный в собственные «сказки». Идентичной структурой обладает образ «нагой» мысли, затерянной в лесной глуши, изнемогающей от одиночества.




Top