Задания к роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”

I. РеализацияД/З.

1. Синквейн «Любовь Базарова».

А это мой синквейн. Что-то у нас повторяется? (слайд 2 )

II. Слово учителя.

Начиная с 21 главы в романе «Отцы и дети» полностью повторяется цикл странствий Базарова: Марьино, Никольское, деревенька Базаровых. (слайд 3 ) Домая просила вас ещё раз проследить этот путь.

Зачем Тургенев показывает этот второй круг, случайно ли? Тот же это Базаров во втором круге или другой, изменившийся? (сначала показано превосходство над всеми, значимость его характера. Теперь – другой, изменившийся, сама жизнь заставила его признать «романтику»)

III. Беседа.

Внутреннее изменение Базарова влияет как-то на его отношение к окружающим? Рассмотрите, например, отношения с Кирсановыми. (гл.22,23) (Павел Петрович так же ненавидит Базарова и прибегает к «рыцарскому» способу разрешения конфликта – к дуэли. А Базаров, признавая глупость такого «феодального» способа, всё же не отказывается от него. И хотя он выходит победителем, после дуэли он видит в Павле Петровиче не противника, а старика, в которого он только что стрелял ).

Как изменились отношения Аркадия и Базарова? (Аркадию с Базаровым «Точно было скучно». Базаров занят своими проблемами. Да и раньше-то нигилистические взгляды были не его, не Аркадия, а как бы «с чужого плеча». Вёл себя несвойственным ему образом в угоду нигилизму.)

Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Базарову автор? Какие они, Кирсановы, скорее положительные, или скорее отрицательные? Как вы их расцениваете? (Это лучшие представители дворянства. «…если сливки плохи, то что же молоко?»)

Выдерживает ли Базаров испытание любовью? (как нигилист – нет, как человек – да. Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем ) (слайд 4 )

IV . Анализ 27 главы.

Итак, перед лицом смерти Базаровостался один (подлинных единомышленников у нигилиста Базарова нет, т.к. позитивной программы у него нет, а значит, нет и будущего).

И все-таки настолько ли одинок Базаров? (Нет, рядом родители). (слайд 5)

Прочитайте разговор отца с сыном о близкой смерти.

Прочтитеслова Чехова (слайд 6 )"Боже мой! Что за роскошь "Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано!”

Согласны вы с Чеховым? (Да. Не трусит, не пытается обмануть себя, что вообще свойственно людям. Видны сила и мужество героя).

Остается ли Базаров верен своим принципам? (и да, и нет. Возможна дискуссия)

- Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения. Особенно трогательна поэтическая любовь к Одинцовой.

Давайте перечитаем сцену прощания. (слайд 7 )

Какое художественное средство использует Тургенев в сцене смерти Базарова? (умирающая лампада; Лампада- свеча – символ жизни; метафора). (слайд 7 )

Прочитайте слова Д.И.Писарева (слайд 7) "Умереть так, что умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг». Как вы поняли эти слова? (благородно)

Обратите внимание на имя героя. Евгений – благородный (от греч.)

Что значит благородный? (1 уч-сяпо словарю Ожегова работает:Благородный – 1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.2. Исключительный по своему качеству).

Случайно ли Тургенев дал такое имя своему герою?

V . Итог урока.

Чтение отрывка из романа "Есть небольшое сельское кладбище…” (слайд 8 )

- О чем говорят цветы на могиле Базарова? («Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»)

- Примирил ли нас Базаров? (Смерть дала ему право быть таким, каким он, может быть, был всегда: сомневающимся, слабым, возвышенным, умеющим любить ).

- Тургенев писал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостливой сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виновен и не достиг своей цели”.

А вы можете сказать, стал ли вам близок, дорог Базаров?

I. Домашнее задание:

1) Подумать, какие вечные проблемы можно выделить в романе «Отцы и дети»;

Сочинение-рассуждение «Что помогает Базарову мужественно принять смерть?»

Методическая разработка

Урок-мастерская по литературе в 10-м классе

«Странный человек. Евгений Васильевич Базаров»

МКОУ «Ершовская СОШ Усть-Илимского района Иркутской области»

Цель урока: создать целостный портрет личности сложного человека Базарова, увидеть странности и ошибки во взглядах Базарова, которые повлияли на его жизненную позицию и определили трагичность образа.

Задачи урока:

    Образовательные – обобщение знаний, полученных при изучении произведения. Знать, что образ главного героя вызывал и вызывает множество споров, которые выражают совершенно противоположные точки зрения. Выявить позицию критиков о романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”, об образе Евгения Базарова. Создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения. Формировать умения анализировать текст романа и критических статей. Учиться сопоставлять разные мнения и аргументировать свою точку зрения.

    Воспитательные – содействовать формированию чувства хозяина своей судьбы, самокоррекции и самовоспитанию, формированию собственной точки зрения на себя и свою жизнь, развитие духовных качеств личности.

    Развивающие – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Ход урока

Тургенев не имел притязания и дерзости
создать роман, имеющий

всевозможные направления;

поклонник вечной красоты,

он имел гордую цель во временном
указать на вечное

и написал роман не прогрессивный

и не ретроградный, а,

так сказать, всегдашний.

Н. Страхов

I . Вступительное слово учителя

Появление романа стало событием в культурной жизни России, и не только потому, что это была прекрасная книга прекрасного писателя. Вокруг нее закипели страсти, отнюдь не литературные. Незадолго до публикации Тургенев порвал отношения с Некрасовым и решительно разошелся с редакцией “Современника”. Каждое выступление писателя в печати воспринималось его недавними товарищами, а теперь противниками как выпад против некрасовского круга. Поэтому у отцов и детей нашлось немало особо придирчивых читателей, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”.

II . Постановка целей и задач урока.

Посмотрите на тему нашего урока и попробуйте поставить задачи и цели урока. К чему мы должны прийти в конце урока?

1.Понять характер главного героя Евгения Базарова.

2. Создать какой-либо словесный или графический продукт, показывающий наше восприятие главного героя романа «Отцы и дети».

3. Соотнести жизненную позицию Базарова со своей и извлечь из романа жизненные уроки.

Чтобы достичь этих целей, необходимо настроить себя на определённый лад. На какой диапазон вы настроите себя?

    Быть предельно откровенным.

    2)Спорить в уважительном тоне.

    3)Выслушивать выступающих.

    4) Помогаем, если кто-то в чём-нибудь затрудняется

    5) Ещё можем хвалить друг друга аплодисментами.

III Итак, начнём с объяснения словосочетания «Странный человек».

Напишите, какого человека можно считать странным. Были ли у вас встречи со странными людьми? Какое впечатление они произвели на вас и какие чувства вызвали? О чём думаете вы, вспоминая их?

У меня была встреча со странным человеком. Он оставил в моей душе глубокий след, но мне он остался непонятен, потому что его поступки были необъяснимы

Для меня странный человек – Григорий Александрович Печорин. Умный, волевой, загадочный. Он принёс окружающим его людям много страданий и даже стал причиной смерти Грушницкого и Бэлы

Вывод : странные люди чаще всего остаются непонятыми и страдают сами или заставляют страдать других.

IV . Можно ли Базарова назвать странным человеком? В чём его странность? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним содержание романа и прослушаем выступления. Мы внимательно слушаем и составляем свой портрет странного Базарова.(15 мин.) Домашнее задание по темам: «Базаров и его интересы», «Базаров в дружбе», «Базаров в любви», «Базаров и родители», «Базаров и народ»

После выслушиваем каждого из уч-ся. Благодарим за мнение.

V . Работа в группах с цитатами и афоризмами из текста , которые позволят сделать свои выводы о Базарове. (Приложение № 1) Группы представляют свой продукт по темам: «Жизненный кодекс Базарова», « Базаров в восприятии окружающих его людей», «Базаров – трагическая личность», «Мировоззрение Базарова».

VI .Положительный или отрицательный герой Базаров? Запишем в две колонки положительные и отрицательные человеческие черты.(учащиеся выходят по одному и пишут, затем подчёркиваем наличие этих черту Базарова и делаем вывод.)

Добрый, силь ный, честный, благородный Эгоистичный, жадный, самолюбивый,

Отзывчивый, мудрый, решительный, вели- высокомерный, грубый, пустой, равно-

кодушный, душевный, справедливый, смелый, душный, пошлый, завистливый, заносчивый,

романтичный, красивый, аккуратный, само- угрюмый, подлый, наглый, жестокий,

стоятельный, смелый, уравновешенный, язвительный, ленивый, бесчувственный,

доброжелательный, отзывчивый, чистый подлый, самовлюблённый, высокомерный,

душой, образованный, гордый и т.д. беспардонный, раздражительный и т. д.

Вывод : В Базарове положительных качеств больше, чем отрицательных.

VII .Мнение критиков о романе. (Приложение №2) Учащиеся читают и анализируют материалы критических статей, составляют вопросы и готовят выступление-опровержение или выступление-согласие.

Говоря о нападках критики на Тургенева по поводу его романа, Достоевский писал: “Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм.”(работа в группах)

Примеры полученных вопросов.

Почему Антонович увидел в Базарове карикатуру на молодое поколение?

Почему Писарев восславил Базарова?

На что не обратил внимание Писарев?

Что свято для Писарева в Базарове?

В чём Писарев усматривает источник силы Базарова перед лицом смерти?

Почему смерть Базарова Писарев считает подвигом?

Что увидел Антонович в нигилизме Базарова?

Что, по мнению Страхова, противопоставляет автор нигилизму Базарова?

1-я группа работает с отрывками и з статьи Антоновича М.А. “Асмодей нашего времени”

Вступительное слово учителя перед выступлением учащихся .

Среди критиков был молодой Максим Алексеевич Антонович, работавший в редакции “Современника”. Этот публицист прославился тем, что не написал ни одной положительной рецензии. Он был мастером разгромных статей. Одним из первых свидетельств этого незаурядного таланта стал критический разбор “Отцов и детей”

Название статьи позаимствовано из одноименного романа Аскоченского, опубликованного в 1858 году. Главный герой книги – некий Пустовцев – холодный и циничный злодей, истинный Асмодей – злой демон из иудейской мифологии, соблазнил своими речами Мари, главную героиню. Судьба главного героя трагична: Мари умирает, Пустовцев застрелился и умер без покаяния. По мнению Антоновича, Тургенев относится к молодому поколению с той же беспощадностью, что и Аскоченский.

2 группа работает с отрывками по статье Д. И. Писарева "Отцы и дети", роман И. С. Тургенева.

Вступительное слово учителя перед выступлением учащихся.

Одновременно с Антоновичем на новую книгу Тургенева откликнулся Дмитрий Иванович Писарев в журнале “Русское слово”. Ведущий критик Русского слова редко чем-нибудь восхищался. Он был истинным нигилистом – ниспровергателем святынь и устоев. Он был как раз из тех молодых (всего 22 года) людей, кто в начале 60– х отрекся от культурных традиций отцов и проповедовал полезную, практическую деятельность. Он считал неприличным разговоры о поэзии, музыке в мире, где множество людей испытывают муки голода! В 1868 он нелепо погиб: утонул, купаясь, так и не успев стать взрослым, как Добролюбов или Базаров.

VIII Инсценировка «Смерть Базарова »

Письменная работа. «Наконец-то я слышу сердце Базарова»

IX Ассоциации. Нарисуйте сердце Базарова или самого Базарова. Обсуждение рисунков.

(Каждый из учащихся представляет защиту своего рисунка).

Приложение №3)

XI Самокоррекция. Продолжить предложения, соотнеся свои собственные представления о мире и о связях с ним.

Мне бы не хотелось…

Сравнивая себя с Базаровым, я прихожу к выводу…

Знакомство с Базаровым заставило меня задуматься о…

X Проблемы романа . Записать их. Высказывание Н. Страхова:

«Тургенев не имел притязания и дерзости создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной красоты. Он имел гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний».

Отцы и дети.

Самовоспитание

Проявление любви

Дружба

Родители и дети

Отрицание и жизнь

Подведение итогов урока :

«Отцы и дети» - это книга о великих, не зависящих от человека законах бытия. Мы видим в ней маленьких, бесполезно суетящихся людей на фоне вечной, царственно-спокойной природы. Тургенев ничего вроде бы не доказывает, но убеждает нас в том, что идти против натуры – безумство и всякий такой бунт приводит к беде. Человек не должен восставать против тех законов, которые не им определены, а продиктованы… богом ли, природой? Они непреложны. Это закон любви к жизни и любви к людям, прежде всего к своим близким, закон стремления к счастью и закон наслаждения красотой… В романе Тургенева побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом “Блудный” Аркадий, создаются семьи, основные на любви, а непокорного, жестокого, колючего Базарова и после его смерти по-прежнему помнят и беззаветно любят стареющие родители.

XI Синквейн.

Базаров,

Протестующий, гордый,

Увлекался, презирал, любил.

Человек сам себя воспитать должен..

Бунтующее сердце.

XII Рефлексия.

Уходя с урока, я хочу сказать…

Уходя с урока, я хочу всем пожелать…

Уходя с урока, я хотел бы поблагодарить…

Было бы хорошо, если бы…

Мне очень жаль…

К жизни надо относиться…

Домашнее задание : сочинение по одной из проблем романа.

Литература к уроку:

    И.С. Тургенев. Избранные сочинения. Москва. Художественная литература. 1987

    Басовская Е.Н.“Русская литература второй половины 19 века. Москва. “Олимп”. 1998.

    Антонович М.А. “Асмодей нашего времени”

    Д. И. Писарев Базаров."Отцы и дети", роман И. С. Тургенева http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml

Объясните слова “либерализм, либерал”, “нигилизм”,“принцип ”.

1 урок " А сам-то господин Базаров, собственно, что такое?"-- первая встреча с Базаровым.

ИЗ Расскажите историю жизни Николая Петровича Кирсанова (1 гл.) Вспомните, что вам известно о В.Г. Белинском. Как вы полагаете, почему Тургенев посвятил роман памяти критика?

Охарактеризуйте Базарова: происхождение, образование, род деятельности, политические и религиозные взгляды. Почему герой представляется по-простонародному “Евгений Васильев”?как выглядит Базаров и как ведёт себя при знакомстве с родными Аркадия? О чём свидетельсвуют его поведение и внешность? Почему не сразу подаёт руку при знакомстве с Николаем Петровичем?

Ø Выпишите и прокомментируйте высказывания Базарова о природе, искусстве, аристократии, науке, любви. Заполните «двойной дневник». В правой графе объясните, с чем у вас ассоциируется то или иное высказывания Базарова, какие чувства вызывает, на какие мысли наталкивает. Разделяете ли вы мнение Базарова или нет? Объясните.

2урок «А чудаковат у тебя дядя !»: образ Павла Петровича Кирсанова в романе.

ИЗ Расскажите историю жизни героя (cм. 7 главу). Как он выглядит и как ведёт себя при знакомстве с Базаровым? Сравните Павла Петровича и Базарова: различие и сходство.

Х глава Спор о принципах. С чего начался спор? Охарактеризуйте поведение героев. В форме кластера выделите основные темы спора . Какие ценности защищает Павел Петрович в споре с Базаровым? Почему? За что старший Кирсанов ненавидит “лекаришку”? В чём герой схож со своим оппонентом Базаровым? (см.VI и X гл.) Какой “принцип ” Базарова представляется вам самым радикальным? Чья точка зрения вам ближе? Кто, по-вашему мнению, победил в споре аристократа и нигилиста?

3урок Образы Ситникова и Кукшиной: их значение в романе. 12-13 гл. Что общего в поведении Ситникова и Кукшиной? Как к ним относится Базаров и чем можно объяснить такое отношение? Зачем он общается с этими посредственностями?

Урок 4 Испытание любовью в романе «Отцы и дети».

Как Базаров относиля к любви до встречи с Одинцовой? Приведите цитаты. 14-15гл. Какова история жизни Одинцовой? Как она ведёт себя на балу? Чем она привлекает внимание Базарова? Как ведёт себя гордец Базаров в присутствии Одинцовой? Чем объяснить это поведение? 16гл . О чём беседует с прекрасной Одинцовой Базаров, утверждавший, что свободно мыслят между женщинами только уроды»? А какое впечатление произвёл Базаров на Одинцову? Каким образом отношения с Одинцовой сказались на поведении Базарова? Сравните полюбившего Базарова с Обломовым. В чём различие? Кто из героев вызывает у вас большее сочувствие и понимание?17гл . Проанализируйте разговор Базарова с Одинцовой. Как они раскрываются в этом разговоре?18гл . Сцена признания в любви. Как повлияла любовь на взгляды Базарова? Изменился ли сам герой и ваше отношение к нему? Кто вызывает ваше сочувствие: полюбивший Базаров или «снежная королева» Одинцова?

· Составление синквейна на тему «Любовь Базарова к Одинцовой».

Урок 5 БАЗАРОВ И ЕГО РОДИТЕЛИ.

Приведите цитаты Евгения и Аркадия, характеризующие родителей Базарова. Составьте синквейны о родителях Базарова. Как родители относятся к сыну? ИЗ Расскажите историю жизни отца Базарова--Василия Ивановича и матери -- Арины Власьевны (20 гл.)

Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их? Почему Базарову скучно у родителей? В 21гл . найдите ключевые фразы.

Урок 6 ДУЭЛЬ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ».

24гл .Что стало поводом для дуэли? Почему Базаров стал ухаживать за Фенечкой? Что особенно тяготит Базарова в происходящем? Каково состояние героя перед дуэлью? В чём смысл снов перед дуэлью? Каково значение пейзажа перед дуэлью? Какую роль в сцене дуэли играет нелепая фигура Петра?

Егорова Л.Т., учитель высшей категории, СОШ №5 им. Н.О. Кривошапкина, г.Якутска

Урок – размышление

Загадка образа Базарова и его нигилизм

Цель: осмыслить неоднозначность образа Базарова, подвести учащихся к выводу, что мировоззрение человека и принципы моделируют его судьбу.

Образовательные задачи:

1. Проанализировать образ Базарова;

2. Выяснить причины его противоречий в характере и поступках;

3. Познакомить с высказываниями критиков о сущности нигилизма и о самом герое произведения.

Развивающие задачи:

совершенствовать умения применять знания для анализа и осмысления проблемы, поставленной на уроке; сопоставлять и обобщать полученный материал; формировать умения самостоятельного критического подхода в трактовке образа.

Воспитательные задачи:

показать, что мировоззрение человека моделирует его судьбу.

Я никогда сам не открываю своих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали…

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, производившее на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.

И. С. Тургенев.

I . 1. Орг. момент. Целевая установка.

Мы продолжаем изучение романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и будем говорить о главном герое Е. Базарове. Попытаемся разобраться и понять его характер, мировоззрение.

2. Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Какова их основная мысль?

В нем выражена мысль о том, что образ, созданный автором, не до конца определяет его отношение к герою; он подчеркивает то обстоятельство, что в герое воплотилось «едва народившееся, еще бродившее начало» - это явление – нигилизм, который отражается на образе Базарова и затрудняет его понимание.

    3. Попытайтесь сформулировать тему урока?

Запись на доске и в тетради: загадка образа Базарова и его нигилизм.

II . Итак, перед нами неясный, сложный герой, «странный человек» Е. Базаров.

В арсенале писателя всегда есть множество приемов обрисовки характера, по которым мы можем выявить авторское отношение к герою, но оценить по достоинству персонаж можем только мы, читатели. У каждого из вас сложилось свое видение Е. Базарова (не обращаясь к глубокому и обширному анализу, попытаемся выявить субъективное впечатление учащихся).

    1. Запишите характеристику-ассоциацию (это могут быть не только эпитеты, но и глагольные словосочетания, оценка качеств героя).

Синквейн

Акростих (озвучить наиболее интересные характеристики).

Наиболее интересные мысли запишите себе в тетрадь, а общее – на листах бумаги.

III . 1. Приступая к работе над образом, Тургенев также схематично обозначил основные черты характера героя: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. – умет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает… знает довольно много – энергичен, может нравиться своей развязностью».

Каждый из вас отметил неоднозначность, загадочность героя, его нигилизм(одно из его качеств – отрицающий авторитеты).

Нигилизм – полное отрицание всего, полный скептицизм.

Нигилист – в 60-е годы: свободомыслящий человек, интеллигент – разночинец, резко относившийся к буржуазно-демократическим традициям и обычаям. Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически.

Интересно ответить, что в разных источниках дается свой вариант возникновения термина. С появлением демократов – разночинцев это понятие стали неразрывно связывать с ними (одни ругали, другие хвалили).

    Как определяют этот термин герои романа?(учащиеся находят в тексте высказывания героев романа).

П. П. – «Это человек, который ничего не уважает и у которого нет никаких принципов».

Е. Базаров – «Нигилист действует обдуманно: главный принцип его деятельности – общественная польза».

Аркадий – «человек, который ко всему относится с критической точки зрения».

    Прав ли Тургенев, называя Базарова нигилистом?

    Не ущербен ли Базаров в своем отрицании?

2. Чтобы это понять, проведем эксперимент: каждый из вас запишет в две колонки, что он принимает в характере героя, его поступках и взглядах, а что нет

(в группах учащиеся читают свои записи, отмечают то, что совпало; дописывают в тетрадь другие интересные мысли своих товарищей; по мере озвучивания ведётся запись на доске).

ПРОТИВ

Выводы:

Очень не прост с виду самоуверенный и резкий в своих суждениях тургеневский разночинец. Есть в его поведении и во взглядах некая двойственность, неоднозначность, которые притягивают читателя и позволяют поспорить с ним. Даже среди нас не нашлось человека, который безоглядно принял его убеждения и взгляды. Очевидно, что эту двойственность, неясность вносит нигилизм, являющийся мировоззрением Базарова.

IV . Несет ли базаровский нигилизм благотворное начало или опасное для личности и общества направление? (на столах листы с высказываниями критиков).

Ниже приведены некоторые ответы на эти вопросы. Чья точка зрения является, по-вашему, более справедливой? (обсудите в группе и выступите).

Вывод: .

Как видим, чтобы ответить на этот вопрос, мы вновь возвратились к понятию нигилизма как социального явления, возникшего в 60-х годах и являющегося некой «религией» молодого поколения. И критики отмечают и позитивное начало этого явления, и его разрушительную силу. С точки зрения демократов-разночинцев, нигилистические взгляды считались революционными.

    Как вы думаете, зависит ли судьба человека от его убеждений? Могут ли они погубить человека, разрушить его жизнь или, наоборот, сделать его счастливым?

Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, моделируют его судьбу. Базаров – сильная, цельная личность, но и его приводит в уныние и депрессию одна лишь мысль об ошибочности теории. Тургенев отразил в романе не только явление нигилизма, но и его слабую сторону. Человек, имеющий свои убеждения – сильный человек. Этап взросления очень важен для каждого из нас, и достойно прожить свою жизнь, сохраняя свои здоровые корни, передавая детям мудрые жизненные принципы,- задача каждого человека.

V Нигилизм, проповедуемый героем, привносит некую двойственность в характер и поступки Базарова, и многие критики отмечают противоречия, не позволяющие сразу разгадать характер и его образ..

    Прочитайте выдержки и фрагменты размышлений о Базарове. Сформулируйте и запишите вопросы, которые возникают при их сопоставлении. (Учащиеся записывают вопросы и зачитывают их в группе, а затем классу).

    Почему так много вопросов возникает?

Вывод:

    Потому что этот герой очень противоречив, загадочен, он не понятен даже самому автору. Это новый герой времени, рожденный им, стоящий в преддверии будущего. Базаров человек неоднозначный, его можно любить или ненавидеть, но никого он не оставляет равнодушным. При этом Базаров трагическая фигура, его мучают внутренние противоречия. Его теория терпит крах, так как с ним спорит сама жизнь; на страницах романа у него нет истинных сподвижников и последователей. Эпоха 60-х породила дисгармоничный тип личности, непредсказуемый и построенный на внутреннем конфликте, поэтому невозможно однозначно определить отношение критиков и Тургенева к герою романа.

Любая идея проверяется жизнью, испытывается ею, и чаще всего она разрушает расчет и логику любой теории, какой бы правильной она ни была. Отрицая природу, отрицаешь самого себя, свою жизнь как часть природы человека.

VI . В чем мы пытались разобраться сегодня на уроке? (в характере Е. Базарова, его взглядах, в его теории, которая оказывается ущербной и накладывает отпечаток трагизма на судьбу героя). Так в чем же загадка образа? (учащиеся дают ответ на вопрос).

    Можем ли мы сказать, что полностью разгадали образ Базарова и разобрались в его характере?

VII . Запишите один вопрос, который вы задали бы Базарову. (вопросы, записанные учащимися, следует разобрать на следующем уроке).

Человек, не имеющий позитивной программы, лишен будущего, у него нет единомышленников, да он в них и не нуждается. Двойственность, присутствующая в характере Базарова, приводит к надлому и надрыву в финале романа. Сама жизнь вступает в спор с воззрениями героя и противостоит ему любовью. Кто же выдержал это испытание? Решить этот вопрос – задача следующего урока.

Домашнее задание : выписать цитаты, которые объясняют отношение героев к любви и её месту в жизни человека (Н.П, П.П, Аркадий Кирсановы, Базаров, Одинцова и др.). История любви Базарова и Одинцовой.

Материалы к уроку

Задание №11

Искренен ли Базаров в своем отрицании окружающей его жизни?

Что представлял собой базаровский нигилизм: благотворное начало или опасное для личности и для общества направление?

Ниже приведены некоторые ответы на эти вопросы. Чья точ­ка зрения является, по-вашему, более справедливой?

«Нигилизм не превращает что-нибудь в ничего, а раскрывает что ничего, принимаемое за что-нибудь ,- оптический обман и что всякая истина, как бы она ни перечила фантастическим представлениям,- здоровее их и во всяком случае обязательна.

Но новых начал, принципов он не внес ».

А. И. Герцен. Еще раз Базаров. 1869

«Нигилизм же наложил у нас свою печать на всю жизнь ин­теллигентного класса, и эта печать не скоро изгладится. Прежде всего нигилизм объявил войну так называемой условной лжи культурной жизни. Его отличительной чертой была абсо­лютная искренность. И во имя ее нигилизм отказался сам и тре­бовал, чтобы то же сделали другие,- от суеверий, предрассуд­ков, привычек и обычаев, существования которых разум не мог

оправдать».

П. А. Кропоткин . Записки революционера. 1906

«В том же 1859 году, к которому приурочено действие романа, появилось художественное произведение, в котором большая и существенная часть того, что отрицает Базаров, была подвергнута иному - чисто художественному - отрицанию: Гончаров старую, отживающую, спящую, лениво мечтающую Россию свел к обломовщине в сущности Базаров всем существом своим отрицает не что иное, как всероссийскую обломовщину - во всех ее видах и проявлениях.

Это дает нам возможность уловить и положительную, идейную сторону базаровского отрицания. Оно оказывается вовсе не столь беспринципным, как это представлялось, например, Герцену». …Он восстает не против идей, а против слов, а грустными делает их всероссийская обломовщина. «Идея» базаровского «нигилизма», кажущегося беспринципными, такова: «русскому человеку» прежде всего нужны труд, знание, энергия, критика и отрицание всех старых предрассудков, шаблонных понятий, ему нужно подавить апатию, лень, безволие, - вылечиться от обломовщины. Это – «очередная задача» («в теперешнее время, - говорит он, полезнее всего отрицание»). Базаров вовсе не проповедует отрицания для отрицания. Он руководится критерием пользы, именно пользы для «русского человека».

Д. И. Овсянико-Куликовский. Базаров как отрицатель и как общественно-психологический и национальный тип. 1907

«Несомненно, нигилизм Базарова, отрицательное направле­ние его ума таили в себе и опасность упадка духа и даже цинического восприятия и отношения к жизни. Тургенев проницательно отметил в Базарове не только то, что составляло его силу, но и то, что грозило ему. В своем одностороннем развитии нигилизм Базарова мог выродиться в крайность и повести за собой духовное одиночество и полную неудовлетворенность жизнью».

С. М. Петров. И. С. Тургенев. 1979

Задание № 21

Как вы понимаете смысл приведенного ниже суждения: «Базаров всегда в начале, всегда в «преддверии будущего»?

Ю. Манн. Базаров и другие. 1985

«Мечтания Аркадия о «белой избе», в которой заживет со временем русский крестьянин, Базаров встречает резко охлаж­дающим: «Ну, а дальше?» В этом вопросе вся суть базаровского трагизма. Базаров не может быть удовлетворен не только современной ему «окружающей» действительностью, но и любой «формулой будущего», если она не идет дальше «белой избы»... Базаров мог бы принять лишь некое коренное общественное преобразование, о содержании и путях осуществления которого он говорит мимоходом (например: «Исправьте общество, и болезней не будет»).»

К. Тюнькин. Базаров глазами Достоевского. 1971

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущей..»

Из письма Тургенева К. К. Случевскому

Задание № 22

Почему Базаров пытался сблизиться с Аркадием Кирсановым? В этом проявилась у него потребность живой связи с людьми или желание иметь единомышленника (вспомните ска­занное им о Ситникове: «Мне и олухи нужны»)?

В чем причины одиночества Базарова: в реальных исторических и общественных условиях его жизни или заключены главным образом в нем самом?

А. И. Батюто. К вопросу о замысле «Отцов и детей». 1968

«Подводя итог всему, что было пережито во время знакомства с Аркадием, он должен был ответить - хотя бы только само­му себе: зачем он сблизился с ним? Неисправимый романтик, чувствовавший себя в логическом застенке нигилизма не совсем уютно, искал себе друга, то есть живой связи с людьми? Или ни­гилист искал себе ученика? Навсегда прощаясь с Аркадием, он прощался с несостоявшимся нигилистом и вместе с тем с самой мыслью о сближении с другими людьми.»

М. Еремин. Базаров: гибель на перепутье. 1992

«Очевидно, отсутствие зримых единомышленников Базарова-неслучайная и вполне ответственная особенность построе­ния романа. Единственным указанием на существование едино­мышленников героя, как видно, должно остаться только базаровское «мы».

К тому же звучит оно достаточно своеобразно - без малейшего намека на живую межчеловеческую связь. Базаров никог­да не думает о своих незримых единомышленниках и ничего из-, за них не переживает. Нет возможности ощутить, что эти люди Базарову близки, что в общении с ними он нуждается. Похоже на то, что он просто учитывает их существование, не больше. Читатель вправе предполагать, что таких, как Базаров, и впрямь немало. Но каждого из них можно представить только по аналогии с самим Базаровым - социальным «бобылем», само­стоятельно избравшим жизненную программу, воспринимающим задачу переделки мира как свою собственную цель и просто учитывающим существование себе подобных. Такие люди не образу­ют, не могут образовать что-либо подобное коллективу - устойчивое, жизнеспособное единство, связанное изнутри не просто одинаковостью, но и общностью тех, кто его составляет. В этом принципиальное отличие Базарова от героев «Что делать?».

В. М. Маркович. Человек в романах И. С. Тургенева. 1975

Задание № 23

«...Какое же он необычное, сложное явление! С одной сторо­ны, идея дела организует важнейшие центры базаровской психи­ки. Базаров засучивает рукава, готовится к драке, к борь­бе. Он и поэзию и «художества» отвергает по тем же мотивам от них не дождешься ощутимого эффекта, они бесполез­ны. Но с другой стороны...

Тургенев отмечает, что люди донкихотовского типа живут «вне себя, для других», они бескорыстны до забвения собствен­ных интересов и личности. Для Базарова вопрос о том, достойны ли другие затрачиваемых им сил,- не праздный, и с болью шеве­лится в нем сомнение: стоит ли еще лезть из кожи ради какого-то Филиппа или Сидора, который даже спасибо не скажет Сомнения в правильности выбранных средств свойствен­ны Гамлету, а не Дон Кихоту От сражения с великанами Базаров, как Гамлет, пожалуй, не уклонится, но перед этим он не раз подумает, действительно ли перед ним великаны, а не ветряные мельницы и действительно ли в его руках оружие, а не картонный меч

Если хотите, это гамлетизирующий Дон Кихот - сочетание необычное и в", старом смысле ненормальное.»

Ю. Манн. Базаров и другие. 1985

А. Е. Грузинский. И. С. Тургенев. Личность и творчество. 1918

Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!

И.С. Тургенев - А.А. Фету, апрель 1862 г.

Не удивляюсь, впрочем, что Базаров остался для многих загадкой; я сам не могу хорошенько себе представить, как я его написал.

И.С. Тургенев - М.Е. Салтыкову - Щедрину, январь 1876 г.

В целом выходит не характер, не живая личность, а карикатура с крохотной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и преболыпущим носом, и притом карикатура самая злостная. Автор до того зол на своего героя, что не хочет простить его и примириться с ним даже пред его смертью...

М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени»

Базаров есть первое сильное лицо, первый цельный характер, явившийся в русской литературе из среды так называемого образованного общества...

Базаров умирает совершенным героем, и его смерть производит потрясающее впечатление, до самого конца, до последней вспышки сознания, он не изменяет себе, ни единым словом...

Он сломлен, но не побежден.

Н.Н. Страхов. «Тургенев. „Отцы и дети”»

Смерть Базарова... должна была, по-моему, наложить последнюю черту на его трагическую фигуру.

Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью - если он его не полюбит, повторяю, я виноват и не достиг своей цели...

Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, больная, честная - и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего...

И.С. Тургенев - К. Случевскому

За исключением воззрений Базарова на художества, я разделяю почти все его убеждения...

И.С. Тургенев. «По поводу „Отцов и детей”»

«... Базаров всегда в начале, всегда в «преддверии будущего». Чтобы понять трагизм Базарова, нужно помнить, что он максималист, что его устроило бы разрешение человеческих вопросов в некоемом идеальном, окончательном смысле все бы устроилось сразу и целиком. Сразу и целиком - это значит нигде и никогда. Тем не менее можно по-разному подойти к произведениям, выдвигающим максималистские требования; можно от них отмахнуться, а можно и видеть в них пример для вечного подражания.»

«Да, Базаров страшно одинок, но это одиночество вынужденное, порожденное не личным капризом, а реальными социально-историческими и общественными условиями, но которые и в са­мом романе, и в многочисленных полемических разъяснениях «по поводу» Тургенев указывает достаточно определенно.»

А. И. Батюто. К вопросу о замысле «Отцов и детей». 1968

Какая оценка Базарова, по-вашему, более справедлива: «гамлетизирующий Дон Кихот» или рационалист «до кончиков пальцев»?

«...Какое же он необычное, сложное явление! С одной сторо­ны, идея дела организует важнейшие центры базаровской психи­ки. Базаров засучивает рукава, готовится к драке, к борь­бе. Он и поэзию и «художества» отвергает по тем же мотивам от них не дождешься ощутимого эффекта, они бесполезны. Но с другой стороны...

Ю. Манн. Базаров и другие. 1985

«...Базаров наделен у Тургенева еще рядом других черт, де­лавших из него сложную и живую личность он - ниги­лист далеко не последовательный, в его душе сохраняется изряд­ное количество того самого «романтизма», против которого он так ожесточенно ратует; сознание этого кладет иногда на него легкую тень гамлетизма, его «сумрачная, злобная, но честная фигура» смягчена элементом простого человеческого страдания, моментами на нее падает даже волшебный луч поэзии.»

А. Е. Грузинский. И. С. Тургенев. Личность и творчество. 1918

Приложение

Ответы учащихся на уроке.

Ущербен ли нигилизм Базарова?

Я думаю, что базаровский нигилизм ущербен, так как у него нет четкой поступательной программы и, следовательно, нет конечной позитивной цели. Он говорит: «Пришло время отрицать, мы отрицаем». В основе отрицания лежит разрушение. Все приносится в жертву сиюминутной практической пользе. Поэтому, поэзия и искусство - лишь идеализм и романтизм, так как материальных благ они не приносят. Любовь – лишь физиологическое влечение, природа – мастерская, а все люди одинаковые, как деревья в лесу.

Несостоятельность, ущербность в том, что любовь, природа, искусство – не просто высокие слова. Это те понятия, которые лежат в основе нравственности; взгляд на них сложился давно – от них нельзя ждать только материального. Можно не любить Пушкина или какого-либо художника, но отрицать их на том основании, что ты их не понимаешь, глупо.

Нельзя отвергать наследие прошлого, потому что начинать все с нуля сложно. «Дети» перенимают от своих «отцов» весь духовный опыт человечества. Конечно, они не должны слепо копировать их, а необходимо творчески все переосмысливать. Если поторопиться с выводами и утверждениями, то многое в спешке утратится, а потом сложно эти пробелы восполнить.

Е стественные науки его призвание,

В ерит только в практику,

Г ений медицины.

Е го концепция –

Н игилизм

И неверие ни на

Й оту другим

Кростих:

Б орется за свою точку зрения.

А ристократам не доверяет.

З нания его многочисленны, но

А вторитетов нет.

Р азум превалирует над эмоциями.

О трицает всё и всегда.

В ерит только в практику.

Б унтующий против всех и всего,

А также не признающий искусство,

З нающий много, но не верящий в

А вторитеты.

Р ассудительный,

О бречённый на одиночество.

В ыброшен на обочину жизни

Синквейн:

1. Нигилист

Рассудительность, неверие

Какая трагическая судьба!

Отрицание.

2. Евгений

Рассудительный, ироничный.

Изучает, опровергает, протестует.

Печальный конец.

Нигилист.

3. Базаров.

Верящий только в практику, ставящий разум выше чувств.

Поражает, критикует, всё ставит под сомнение.

Удивительно целен в своём отрицании.

Бунтарь-одиночка.

4. Базаров.

Эмпирик, деятельный человек.

Исследует, отрицает, бунтует.

Это человек нового времени.

Урок за уроком

И.С. Тургенев

Тема №1 Иван Сергеевич Тургенев. Личность и судьба писателя.

Цель: дать обзор жизненного и творческого пути писателя, Раскрыть причины его ненависти к крепостному праву, рассказать о подготовке Тургенева к написанию романа «Отцы и дети». Оборудование урока: портрет писателя, раздаточный материал. Методические приемы: микросеминар, лекция с элементами беседы.

ХОД УРОКА. 1. Слово учителя. К числу немногих творцов, кому жизнь «далась, открыла свои родники» принадлежал И.С.Тургенев, о котором не6изменно и справедливо говорят как об удивительно возвышенном и гармоничном художнике, проникновенном лирике в русской прозе Х!Х века. За долгие годы о Тургеневе сложилось представление как о писателе «светлом, без излома». Однако он был человеком с глубоко драматическим мироощущением. В воспоминаниях друзей и современников Тургенев предстает довольно противоречивой личностью-грустным, потому что боялся быть счастливым, общительным и в то же время замкнутым; у него зачастую слово расходилось с делом, он имел некоторую долю тщеславия. И он же поражал своим сочувствием к людским бедам, неотталкиванием. «Пошли мне сад\На старость лет» (М. Цветаева). Самым дорогим детским воспоминанием писателя был спасский сад, уже тогда старый и великий. Этот сад уже тогда много значил для Тургенева. ОН укрывал его от жестоких домашних порядков, дарил покой и тепло, недостающие в родном доме, в одиночестве становился добрым другом. С садом в родовом имении Спасском-Лутовинове в сознание будущего писателя вошло глубокое чувство природы и больше-чувство Родины. Даже приближаясь к конечной черте, Тургенев вспомнит о нем и попросит в письме к другу Я.Полонскому поклониться саду, а с ним и Родине… Микросеминар. Выступления учащихся. Темы выступлений: 1.Детство. 2 Годы учебы. 3. Начало литературной деятельности. 4. Расцвет творчества. 2. Учитель. Тургенев и Белинский. 1842-1852. Тургенев познакомился с Белинским в конце 1842 года в С.-Петербурге. Около пяти лет длилась их дружба, и только смерть великого критика в 1848 году оборвала ее. Великий критик поддержал литературные начинания молодого писателя. Тургенев вспоминал: «Он так благосклонно отозвался обо мне, так горячо хвалил меня, что, помнится, я чувствовал больше смущения,чем радости». С тех пор Тургенев стал частым гостем в небольшой петербургской квартире критика, где встречались единомышленники. Друзья Белинского стали друзьями Тургенева. Он сблизился с Некрасовым, Гончаровым, Григоровичем и другими писателями. В 1847 году Тургенев уехал за границу. Готовился к поездке на воды и больной Белинский. Он отправлялся за границу в первы и последния раз в жизни. Они не только встретились, но Тургенев для Белинского стал нянькой (слово Белинского). Вспоминая потом о своих встречах с Белинским Тургенев отмечал, что его друг очень скучал за границей и его очень тянуло в Россию. В конце сентября Белинский выехал на родину, не оставив надежды на выздоровление: у него была злейшая чахотка. Тургенев не забывал о Белинском. Когда в 1861 году был закрыт «Современник», он писал: «Мое старое литературное сердце дрогнуло, когда я прочел о запрещении «Современника. Вспомнилось его основание, Белинский и многое…» ТУРГЕНЕВ И ПОЛИНА ВИАРДО. 1843 год остался навсегда памятным Тургеневу. Осенью в Петербург приехала итальянская опера, в которой выступала 22-летняя певица Полина Виардо-Гарсия. Почти ребенком начала она свою карьеру, с огромным успехом выступала в городах Европы. Несмотря на свою молодость, она успела завоевать признание святил музыкального мира. Поэты посвящали ей стихи, все восторженно говорили о ее бархатном голосе. Тургенев тоже был покорен ее талантом, не пропускал спектаклей. Вскоре ему представился случай отправиться на охоту с мужем Виардо, затем он познакомился с певицей. На всю жизнь полюбил ее. И с юношеских лет до последних дней жизни Тургенев остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву. 3. Работа по составлению синквейна. Рекомендация-памятка. Синквейн-это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме6, что позволяет описывать суть понятия. Синквейн состоит из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке-синоним, обоющающий или расширяющий смысл темы (одно слово). Создание синквейна: Тургенев Возвышенный, гармоничный Думает, создает, сочиняет «Все волновало нежный ум» Классик. 4. Закрепление. Учащиеся в парах пишут синквейн. Работа с таблицей. Обратить особое внимание на отношение Тургенева к крепостному праву; созданию романа «Отцы и дети». 5. Домашнее задание. Читать статью учебника по теме создания романа «Отцы и дети».

Урок № Тема урока Роман «Отцы и дети»-главная книга И.С.Тургенева.

Цель урока показать роль романа в 1860-е годы, рассказать о значении романа; осмыслить особенность названия произведения, композицию. Методические приемы: отработка умения выделять главное в тексте, определять позицию автора.

ХОД УРОКА. 1.Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам: А) Рассказать о детских и юношеских впечатлениях Тургенева и о том, как они отразились в его творчестве. (Ребенком Тургенев так и не смог в полной мере ощутить, что значит жить в семье, в родительском доме. Ему не пришлось испытать материнской любви. Он очень любил отца, но тайно: отец был довольно равнодушен к сыну. Но зато в своем сиротливом детстве Тургенев сполна испил горькую чашу унижений и страха. В доме царила атмосфера всевластной матери. Жизнь дворового для нее не стоила и гроша: лютому наказанию подвергались все садовники за сорванный кем-то тюльпан. А в это время в доме рос мальчик, который с детских лет всей душой я воспротивился «барству дикому» и никогда не менял своих антикрепостнических убеждений). Б) Что стало причиной ареста Тургенева в 1852 году? (В 1852 году в Москве умер Гоголь, о котором Тургенев напишет посмертную статью. В столице ее не напечатают из-за запрета цензуры. И тогда она появится в московской газете, в результате чего Тургенева арестуют. Однако истинные причины ареста были иные, среди них дружба с Бакуниным, Герценом, антикрепостнические «Записки охотника».) В) Назовите романы Тургенева, написанные в 50-е годы. Какой главный вопрос решает в этих произведениях Тургенев? Г) Что стало причиной разрыва Тургенева с редакцией «Современника»? (Несогласие писателя со статьей Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» по поводу романа «Накануне». Добролюбов пишет, что у России тоже есть свои Инсаровы для борьбы. Тургенев не согласился с подобным толкованием, потому что не был сторонником революции и не разделял радикальных настроений молодого критика. В связи с этим Тургенев просит Некрасова не печатать этой статьи. Тот колеблется. Видя это, Тургенев заявляет: «Выбирай: я или Добролюбов». Некрасов выбирает сторону идейно близкого себе человека и тем самым предопределяет уход Тургенева из журнала.) Г)Рассказать о подготовке Тургенева к4 написанию нового романа «Отцы и дети». 2.Рекомендация-памятка Как читать роман? Роман-большое многоплановое художественное произведение, в котором ставятся острые идейно-нравственные проблемы; их решение требует изображения широкой картины жизни и ее движения. Читать роман надо обычным путем-сознательным и вдумчивым чтением, которое должно приносить эстетическое наслаждение. Такое чтение требует знаний-об авторе и его творчестве, о времени, в котором рождалось произведение. Романы Тургенева, Гончарова, Достоевского Л.Толстого, созданные в переломные для России годы, конечно, не похожи друг на друга. И в то же время в них можно увидеть общие черты: действие сжато во времени, которое является кульминационным для главных героев-натур глубоких и интересных- и требует от них напряжения всех сил. Само же действие развивается просто, естественно, но, как правило, кончается для героя катастрофой. 3.Смысл названия романа. (В «Отцах и детях» речь идет не только о семейных взаимоотношениях; у Базарова нет никакой вражды с отцом, а Аркадий Кирсанов, как будет показано потом, недалеко ушел от Николая Петровича. Дело было совсем в другом. В то время понятия «старшее поколение» и «младшее поколение» (отцы и дети) имели определенный политический смысл. Молодое поколение-демократы-сторонники новых передовых идей-, а под старшим поколением-тех людей, которые утратили понимание современных общественных задач. Так5им образом, заглавие указывало, что в этом произведении речь пойдет о борьбе идейных направлений и социально-политических групп. 4. Работа с раздаточным материалом. Карточка «СОЗДАНИЕ. НАЗВАНИЕ. СЮЖЕТ». Карточка «ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ» 5. Информация. Известно, что первые слухи об освобождении крестьян распространились в 1857 году. Прошло всего два года. А крестьяне уже осознали свое человеческое достоинство, поэтому толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать господ». Эта деталь очень важна: вы начинаете читать роман-и сразу же: «-Что, Петр? Не видать еще?-спрашивал 20 мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на шоссе, барин лет сорока с небольшим…». Остановимся и подумаем: а зачем автору нужно было указать так точно дату начала действия в романе? Эта деталь позволяет Тургеневу сразу сказать о кризисном времени. Тургенев с первых страниц романа стремится показать взаимное неприятие старого и нового поколения. Так, Базаров не спешит поприветствовать отца Аркадия: не сразу подал ему руку. Павел Петрович при всрече с гостем вообще руки не подал и даже положил ее обратно в карман. И кстати сказать Базаров это заметил. Обе стороны подчеркнуто невежливы в оценках друг друга. «Этот волосатый?»-таков первый отзыв Павла Кирсанова о Базарове. Не скупится на характеристики Базаров, называя «архаическим явлением» Павла Петровича, а Николая Петровича «отставным человеком». Домашнее задание. Работа с текстом: инд. задания.

Урок № Тема урока Демократ Евгений Базаров.

Цель урока раскрыть образ главного героя романа, постараться понять «нового человека» того времени, разобраться в его характере, слабых и сильных сторонах его характера. Методические приемы: работа с текстом, обсуждение прочитанного, лекция с элементами беседы.

ХОД УРОКА. 1.РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ КАРТОЧКИ «ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ» Класс делится на группы, каждая из которых получает отдельное задание по работе с текстом. Задания соответствуют карточке «Евгений Базаров». Основу работы составляет чтение и анализ текста романа, а также выступления учащихся. Используются элементы анализа текста, анализа художественной детали, использованной автором, весь опыт прочтения романа учащимися. В нашем примере используются цитатные выписки из романа, но можно предложить и свободно излагать свои мысли, высказывать краткие комментарии, ссылаясь на сцену, эпизод, главу или даже на критическую литературу. Затем кратко и емко записывать этот материал в карточку. 2. ИНФОРМАЦИЯ. Герои романа «Отцы и дети» по-разному понимают, что такое нигилизм: Николай Петрович считает, что «нигилист»-это человек, «который ничего не признает». Павел Петрович-что это человек, «который ничего не уважает». Аркадий-что это человек, «который относится ко всему с критической точки зрения». Для самого писателя наибольший интерес в споре двух поколений представлял «новый человек» 1860-х годов-человек нигилистического сознания. Подобно Рудину, Базаров-бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров не любящий внешне романтизма по своей духовной сути несомненно романтическая личность. Путь Базарова к цели - «горькая, терпкая, бобыльная жизнь». Это сознательный, личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным. И, действительно, так признать конец своего бытия, как делает это тургеневский Базаров, дано не каждому, но только необыкновенно сильной личности, в которой торжествует свободный дух. 3.КАРТОЧКА «ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ» Последовательность материала Рабочий материал 1.Внешность Базарова Человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями». Николай Иванович «крепко стиснул его обнаженную красную руку». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» . гл.2 2.Происхождение У отца «небольшое именьице. Он прежде полковым доктором» гл.5 3.Воспитание «Всякий человек сам себя воспитать должен-ну хоть как я, например. «-Скажи, … тебя в детстве не притесняли? - Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. -Ты их любишь, Евгений? -Люблю, Аркадий. -Они тебя так любят! 4.Черты характера, ум, любовь, привычка к труду, сила воли «Главный предмет его-естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора. Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал. Он скучает без работы. ..Базаров умен и знающ» 5.Общественно-политические взгляды «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» гл.10 4. РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ СИНКВЕЙНА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ Учащиеся в парах составляют синквейны. Базаров Умный, сильный. Трудится, любит, отрицает. Без него не хватает чего-то. Демократ. Базаров Незаурядный, титанический. Критикует, конфликтует, просвещает. «Природа не храм, а мастерская». Нигилист. 6.Домашнее задание. Разработать таблицу: «Сильные и слабые стороны Базарова» Подготовить выразительное чтение главы Х. Обратить внимание на 4 основных направления в споре. См. раздаточный материал карточка «ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ» (надо заполнить учащимся в процессе работы на уроке)

Урок № Тема урока: Споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

Цель урока: Раскрыть основное содержание спора. Методические приемы: умение анализировать художественную деталь.

ХОД УРОКА БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ. Первое направление в споре - о роли дворянства. - Как возник сам спор? Прав ли Базаров, утверждая, что аристократия - «бесполезный принцип»? - Какова позиция Павла Петровича? Почему он переводит спор в другое русло? Второе направление в споре - нигилизм - Как понимает нигилизм Павел Петрович? А Базаров? - Против чего выступает Базаров? - Действительно ли отрицание является для Базарова главной целью в жизни? Почему в романе нет положительной программы Базарова? Третье направление в споре - русский народ. - Каким считает русский народ Павел Петрович? Какими чертами его восторгается? В чем обвиняет Базарова? - Почему Базаров соглашается с этим обвинением? Четвертое направление спора - отношение к искусству и природе. - Почему спор переходит в эту область? Что вам уже известно об отношении Базарова к искусству, природе? Чем аргументирует он эти убеждения? ИТОГИ СПОРА. ЗАДАНИЕ. В форме плана или тезиса дать сравнительную характеристику Базарова и Павла Петровича Кирсанова. См. Таблицу «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА» 3.Домашнее задание. Написать синквейн на Павла Петровича Кирсанова. Павел Петрович Породистый, изящный. Бездельничает, бездействует, спорит. Суть его-форма без содержания. Дворянин. Павел Петрович. Изнеженный, самолюбивый. Сибаритствует, придирается, разглагольствует. Романтическая любовь-его поражение. Бездельник. Индивидуальное задание: сообщение на тему: «Любовь в жизни П.П.Кирсанова». Можно сделать задание на карточке - письменно. Урок № Тема урока: Любовь в жизни Базарова. Цели урока: показать изменение внутреннего состояния главного героя после его встречи с Одинцовой; раскрыть богатство внутреннего мира Евгения Базарова. Методические приемы: анализ эпизода, лекция с элементами беседы, работа с текстом. ХОД УРОКА. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Тургенев не рисует в деталях и подробностях историю любви Базарова к Одинцовой. Писателю важно показать перемены в Базарове под влиянием чувства любви. Причем в поместье Одинцовой Базаров, казалось бы, тоже находится во враждебном ему аристократическом мире, но у него нет уже той боевой готовности, какая была в Марьине. В нем проявляется глухое внутреннее беспокойство, тревожность, раздражительность, но они не выходят вовне. Напротив, конфликт романа из внешнего постепенно переводится во внутренний план, в душу героя. Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Любовь в жизни Павла Петровича Кирсанова». Слово учителя После словесных поединков С Павлом Петровичем Базарову ничего не остается, как уехать из Марьина, и поэтому он сам предлагает Аркадию отправиться в город по приглашению знатного родственника Кирсановых. Беседа по вопросам. -Какое впечатление производит на Базарова Анна Сергеевна Одинцова? Чтение портрета ее. 14 гл. со слов: «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста…» Базаров встречает ее появление возгласом: «Что за фигура? На остальных баб не похожа». И хотя это возглас одобрения, в нем чувствуется искусственность, а не подлинное выражение чувств. Возможно, это попытка скрыть истинное впечатление, произведенное Одинцовой. Действительно героиня сразу производит впечатление достоинства и незаурядности. Робость при общении с ней испытывает не только Аркадий, но Базаров во время визита к ней. -Какое впечатление производит на Одинцову Базаров? (Она умна и понимает, что его «ломанье» не от пошлости: «одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова»,- говорит автор как бы от себя, защищая при этом Базарова. Слово учителя. По пути Аркадия и Базарова в Никольское обращает на себя внимание одна СИВОЛИЧЕСКАЯ ДЕТАЛЬ. Друзья едут молча, каждый погружен в свои думы. «Поздравь меня,-воскликнул Базаров,- сегодня 22 июня, день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется». В устах атеиста Базарова эта фраза иронична, НО ОНА ПРИОБРЕТАЕТ РОКОВОЙ СМЫСЛ, если вспомнить, какой святой был покровителем нашего героя. Тургенев дал в покровители Евгению Базарову святого Евсевия далеко не случайно, и не только потому, что разнокоренные греческие имена перекликаются по смыслу, но для Тургенева было еще нечто важное - сходство и различие судеб. Праведнику Евсевию пришлось бороться с царями и проявить заветное мужество в этой борьбе. Базаров вспоминает о своем покровителе в роковой момент жизни. Бросая ему иронический вызов: «Посмотрим, как-то он обо мне печется», герой начинает опасную игру с судьбой. Он ведь знает, что святой Евсевий погиб от случайной раны и что в смерти его была повинна женщина. Как сейчас Базаров с Аркадием, так когда-то Евсевий со своим учеником Марином Богоугодным посещали «злонравия исполненный город Долихины». Враждебно настроенная женщина бросила в Евсевия черепицу с крыши и от этой раны разболелся и умер Евсевий. Умирая, он завещал друзьям, бывшим при нем, никакого зла этой женщине не чинить и покинул мир со словами прощения на устах. Базаров, по-видимому, глубоко убежден, что с ним ничего подобного не произойдет. Но жизнь дает ему злой урок. Как и праведник Евсевий, Базаров умирает от случайного пореза пальца со словами любви к Одинцовой. Причем, как мы увидим далее, этот случайный порез будет глубоко мотивирован душевным состоянием героя, уязвленного безответной любовью. Параллель с житием святого Евсевия приобретает в романе двойственный смысл. С одной стороны она возвышает фигуру Базарова, бросая на нее отблеск национальных, народно-крестьянских культурных традиций. С другой стороны ироническое отношение героя к народным верованиям и легендам угрожает возмездием. Рассчитывая быть единоличным и полновластным творцом своей судьбы, Базаров столкнется с такими пучинами жизни, которые окажутся неподвластными его самоуверенным расчетам. 4.-С какой целью в начале 16 главы дается описание усадьбы и уклада жизни в Никольском? (велика сила векового уклада, культурных традиций. Это реальная сила, с которой нельзя не считаться. -Какими деталями отмечает Тургенев перемены в Базарове после знакомства с Одинцовой? (Человек-хозяин своей судьбы, но он еще и наследник отцов, предков с их привычками, культурой, достоинствами и недостатками.) СЛОВО УЧИТЕЛЯ. С приездом в имение Одинцовой открывается новый круг споров с аристократией. Одинцова не просто аристократка, она женщина с большим жизненным опытом. «В переделе была… нашего хлеба покушала»,- говорит о ней Базаров. Героиня олицетворяет новое поколение аристократов, поколение «детей» - в нем мало сословной спеси и присутствует своего рода демократизм. В ней много русского, национального: величавость, сдержанная красота в проявлении чувств. -Понимает ли Базаров Одинцову? (Базаров судит о ней односторонне, он не видит в ней живого и сложного человека) -Если в спорах с Павлом Петровичем Базаров победил, то кто побеждает с в споре сейчас?-Базаров или Одинцова? (Дальнейшее развитие событий в романе разрушит односторонний взгляд Базарова на людей. Первый удар Одинцова наносит Базарову словом. «И вы полагаете,-иронически замечает она,- что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?». Будут ли глупые или злые люди при нормальном устройстве общества? Это очень сложный вопрос, он был камнем преткновения многих учений. Базарову кажется, что в новых условиях этот вопрос потеряет всякий смысл. Одинцова же, сомневаясь, иронически заявляет: «Да, понимаю, У всех будет одна и та же селезенка». Базарову остается лишь огрызнуться: «Именно так-с, сударыня». Спор зашел в тупик. В сущности, тема его исчерпана, и Базаров не может не чувствовать себя уязвленным. Напряжение спадает. А потом приходит вечер, закончившийся проигрышем Базарова в карты. И не надо по этому поводу острить. Потому что проигрыш Базарова глубоко мотивирован психологически. Герой внутренне подавлен и смущен, хотя и не подает виду; весь день, проведенный в имении Одинцовой, превратился для него в нелегкое испытание. Поражение в споре, проигрыш в карты, музыка презираемого Моцарта - все в этом эпизоде является предвестником трагических опасностей, которые подстерегают нигилиста. - Какова роль художественных деталей в психологическом анализе героя? (Все, что происходит с ним теперь, раньше презрительно отвергалось, считалось «романтизмом», «белибердой», «непростительной дурью». Нравится тебе женщина,-говорил он,- старайся добиться толку; а нельзя… _ отвернись, земля не клином сошлась. «Добиться толку» с Одинцовой не удалось, а отвернуться от нее он не смог, не имел сил, к своему изумлению. 5.Работа со статьей «ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ» глава 14-19. 6.Домашнее задание. Перечитать главы 4-7 и 10. Написать синквейн об Одинцовой. Одинцова. Странная, красивая. Читает, думает, заинтересовывает. Производит впечатление достоинства, незаурядности. Личность Одинцова. Таинственная, гордая. Размышляет, кокетничает, управляет. «Что это за фигура?» Хозяйка. Николай Петрович. Седой, сильный. Хозяйствует, воспитывает, любит. Внутренняя сила его-гармоничность. Интеллигент. Аркадий. Аккуратный, опрятный. Сибаритствует, подражает, спорит. Это «нежная душа, ранимая» Барин. Аркадий. Слабый, добрый. Отдыхает, одевается, учится. Для крестьян остается барином. Помещик. Урок № Тема урока: Образы дворян Кирсановых. Цель урока: Раскрыть образы братьев Кирсановых, показать значение этих героев в раскрытии образа Базарова. ХОД УРОКА. 1. История жизни Павла Петровича Кирсанова. 2.Любовь в жизни Павла Петровича. 3. Линия жизни Николая Петровича Кирсанова. 4. Сравнительная характеристика братьев Кирсановых Слово учителя. Жизнь у него поначалу складывалась очень удачно. Учился он в пажеском корпусе, в 28 лет был уже капитаном, в будущем его ждала блестящая карьера. Его жизнь сломила неразделенная любовь к княгине Р. А) Выступление учащегося. Учитель. В 7 главе романа Тургенев рассказывает историю жизни и любви Павла Петровича Кирсанова. Причем, чтобы это сделать, писатель прерывает ход повествования. Это у Тургенева знак особого отличия, которого удостаиваются далеко не все герои. Интересно, что историю Базарова мы так и не узнаем. Мы знаем его родителей, но как он воспитывался, как жил в Петербурге, нам неизвестно. И, конечно, это не случайно. Базаров - человек «новый», рассказывая о нем, автор сам как бы присматривался к нему, изучает его. Зато о Павле Петровиче автор знает все. По логике повествования рассказ должен вести Аркадий, который хочет познакомить Базарова с жизнью дяди, но автор берет себе слово сам. В жизни, во внутреннем мире старшего Кирсанова много таких тонких и сложных оттенков, рассказ о которых был бы не под силу Аркадию. Прежде всего это относится к истории любви к княгине Р. Повествование о ней состоит из психологических антитез: шутила, танцевала до упаду, а по ночам молилась и плакала. Словом, это тайна и волнующая загадка, грозящая бедой всякому, кто решится ее разгадать. В состоянии П.П. в период его увлечения княгиней Р. Подчеркиваются черты чрезмерности6 «терзался, ревновал, чуть с ума не сошел». Задолго до начала событий в романе душа П.П. была мертва: после смерти княгини «потеряв свое прошедшее, он все потерял». Ясно, что княгиня Р. Светская львица. И цена разгадки ее тайны - жизнь. Недаром после романа с княгиней П.П. утратил желание жить, превратился в живого мертвеца И уже не мог попасть в прежнюю колею. Так что изысканный костюм героя свидетельствует не о поверхностном следовании моде, а о том, что он из самоуверенного светского льва превратился в человека, у которого все в прошлом. 2. В главе 1 автор подробно рассказывает биографию Николая Петровича Кирсанова. К чему такая анкетная точность? Все дело в том, что биография этого персонажа и есть ОБЩЕСТВЕННАЯ БИОГРАФИЯ «ОТЦОВ». Он дитя своего времени. Не случайно Тургенев пишет: «Это я, Огарев и тысячи других». Чем же любопытна эта биография? А в ней нет самостоятельных поступков. (кроме женитьбы героя на дочери хозяина квартиры). Жизнь героя менялась лишь от внешних причин (перелом ноги, смерть жены) - он не способен ни на какие решительные действия. Несколькими штрихами Тургенев подчеркивает слабость и вялость Н.П., «седого, пухленького и немного сгорбленного» помещика лет сорока с небольшим. -Задание. Составить словарь языка и стиля речи Павла Петровича Кирсанова по следующему плану: - употребление вычурных слов и выражений; - Обилие иностранных слов, терминов; - приемы речевой иронии. -Задание. Составить сравнительную характеристику братьев Кирсановых. 5. Домашнее задание. Составить схему опорных положений по теме. Графическое решение схемы должно быть нестандартным, легким, запоминающимся. Николай Петрович. Тихий, кроткий. Не спорит, не озлобился, не унывает. Он настоящий противник нигилизма.

Урок № Тема урока: Анализ эпизода «Смерть Базарова». Анализ 27 главы. Умереть так, как умер Базаров,- все равно, что сделать великий подвиг… такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью. Д. Писарев

Ход урока. 1.Работа с текстом. Анализ 27 главы романа. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ. - С какой целью приезжает Базаров в Никольское последний раз? 25 глава. Анализ сцены свидания с Анной Сергеевной. Последнее свидание Базарова с Одинцовой оставляет сложное впечатление. Видно, что Базаров по-прежнему глубоко любит Одинцову, и ясно, что он по-прежнему презирает себя за эту любовь. Он и сейчас делает все, чтобы убить окончательно возможность ответных чувств. Он слишком торопится успокоить Одинцову в том, что давно опомнился, что любовь-это чувство напускное. Но в этом допускаются явно фальшивые ноты. "«… Сначала мы заинтересовали друг друга, любопытство было возбуждено,-говорит Одинцова,- а потом…» - «А потом я выдохся,-подхватил Базаров. Вы знаете, что не это было причиной нашей размолвки»,- резонно поправляет его Одинцова. Нет, не выдохся, конечно, Базаров, его гордые попытки уверить в этом Одинцову самой настойчивостью своей выдают нечто прямо противоположное. Он любит Анну Сергеевну, ревнует, замечая в ней чувство сердечной симпатии к Аркадию. Ему приходилось делать над собой усилие, чтобы не позлорадствовать в тот момент, когда Одинцова сообщила ему о любви Аркадия к Кате. 2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Второй круг жизненных странствий героя сопровождают последние решительные разрывы. Навек порваны связи с семейством Кирсановых, с Фенечкой, увлечение которой не помогло Базарову заглушить романтическое чувство любви. Навсегда прощается Базаров с уходящим от него Аркадием, не приносит ему никакого облегчения очередное свидание с Одинцовой. Вся жизнь Базарова - вызов основам дворянского, самодержавно-крепостнического строя. В его отрицаниях пробивают себе дорогу новые, растущие, социально-прогрессивные силы. Но эти силы еще не могут изменить существующий порядок. Возникает трагическая коллизия между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления. Однако в гибели Базарова находит непосредственное выражение известная со времен античной трагедии категория «ТРАГИЧЕСКОЙ ВИНЫ». Бросая вызов отживающему строю жизни, герой в порыве сословной ненависти заходит слишком далеко. Отрицание «вашего искусства» перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание вашей любви в утверждение, что любовь - чувство напускное. Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры и истории. И в этом заключается источник его трагических ошибок, усиливающих его же страдания и ускоряющих его преждевременную гибель. 3. Как объясняет Базаров причину своего приезда к родителям? - Как ведут себя с ним родители? ИНФОРМАЦИЯ. Перед лицом смерти слабыми оказались опоры, поддерживающие некогда базаровскую самоуверенность: медицина и естественные науки, обнаружив свое бессилие, отступили, оставив Базарова наедине с самим собой и с ощущением неотвратимости конца. Тогда и приходят на помощь герою силы, им когда-то отрицаемые, хранимые на дне его души. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм», и вот душа героя освобождается от плотин, бурлит и пенится, как полноводная река. Базаров умирает удивительно, как истинно национальный герой, как умирали у Тургенева русские люди в «Записках охотника». Он много думает теперь не о себе, а о своих родителях, готовя их к своей смерти. Он объявляет о случившимся не сразу, пытается смягчить удар, ссылаясь на причины незначительные. И лишь, когда хитрить уже бессмысленно, Базаров с суровой нежностью, срывающимся голосом говорит любимому отцу: «Старина… дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь». АНАЛИЗ ТЕКСТА. Чтение отдельных эпизодов Любовь к женщине, любовь сыновняя к отцу и матери сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к родине, к таинственности России, оставшейся не до конца разгаданной загадкой для Базарова. ПИСАРЕВ О СМЕРТИ БАЗАРОВА. Изучив характер Базарова, автор видит, что для него нет ни деятельности, ни счастья. ОН живет бобылем и умрет бобылем. Но умрет как богатырь, которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы, некого полюбить крепкой любовью. Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Если бы он струсил, если бы он изменил себе,-весь характер его осветился бы иначе: явился бы пустой хвастун и тогда бы роман оказался клеветою на молодое поколение. Но И. С. Тургенев честный человек. Искренний художник, он не мог солгать. Базаров не оплошал и смысл романа таков: теперь молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум. Базаров умирает от заражения, анатомируя труп больного тифом. Обрезав себе палец, он не смог тотчас прижечь ранку ляписом или железом. И только через 4 часа он обработал рану у отца, не скрывая ни от себя, ни от отца о бесполезности этой меры. Проходит два дня. Базаров крепится, не ложится в постель, но жар и озноб все сильнее, он теряет аппетит, испытывает сильную головную боль. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению.

Список литературы: 1. Айзерман Л. Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" на уроках литературы / Л. Айзерман // Литература в школе. - 2007. - N 8. - С. 25-32. (Судьба романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" в современной школе)

2. Влащенко В. И. Образ Базарова и позиция автора в романе "Отцы и дети" / В. И. Влащенко // Литература в школе. - 2012. - N 7. - С. 7-13. (Последовательный анализ романа от первых глав к эпилогу: как меняется главный герой и отношение к нему автора. основные причины трагедии Базарова)

3. Кленицкая И. Я. Читая роман "Отцы и дети": X класс / И. Я. Кленицкая // Литература в школе. - 2009. - N 11. - С. 28-30. (Анализ некоторых эпизодов романа: образ главного героя, смысл финальной сцены)

4. Трунцева Т. Н. Финал романа И. С. Тургенева "Отцы и дети": X класс / Т. Н. Трунцева // Литература в школе. - 2009. - N 2. - С. 31-34. (Развитие навыков анализа текста)

You have no rights to post comments




Top