Загадка дрожит свинка золотая щетинка. Русская народная сказка «Свинка золотая щетинка, утка золотые пёрышки, золоторогий олень и золотогривый конь

О сказке

Русская народная сказка «Свинка золотая щетинка, утка золотые пёрышки, золоторогий олень и золотогривый конь»

Героем сказок часто становится глупый, но удачливый младший брат, которого в начале истории никто не принимает всерьез. Он своеобразное воплощение лишнего человека, неприкаянного и несуразного. Такой образ встречается не только в русском фольклоре, присутствует дурак в качестве ключевого персонажа в сказках европейских народов, в китайском устном народном творчестве и даже в африканских текстах.

Причиной такой популярности является, прежде всего, комичность героя: цель у сказки развлекательная, кто, как не дурачок будет лучше всего способствовать ее реализации. Но важнее другое: у образа дурака есть социальная подоплека. Дурак в сказке – это младший сын, он в семье бесправен, наследства не получает, в решении семейных вопросов не участвует и часто бывает «козлом отпущения». Возможно, только в сказке ему и удается волшебным образом стать не только богатым, но и красивым, умным и обрести красавицу жену и так стать очередным подтверждением вечного поиска справедливости. Кроме того обладателем всех «земных благ» дураку помогает его природное чутье, ведь живет он не умом, а сердцем, именно оно подсказывает ему правильные решения и ведет верным путем.

В сказке «Свинка золотая щетинка, утка золотые перышки, золоторогий олень и золотогривый конь» дурак становится хозяином волшебного коня Сивки-бурки, который не только скачет так, что земля дрожит, но и способствует тому, что дурак становится красивым молодцем, лишь влезет в ушко чудесному коню. Получил этого помощника герой не просто так, а за то, что отсидел на могиле отца три ночи (одну за себя, две другие за братьев), следовательно, успех персонажа – это не просто удача или благоприятное стечение обстоятельств, а результат совершенных поступков.

Сивка-бурка помог герою завоевать царевну (о том, как ему это удалось, можно узнать из полного текста сказки) и выполнить три задания своего тестя. Первое, что поручил своим зятьям, а было их трое, включая дурака, — это добыть для него уточку с золотыми перышками. Герой сумел заполучить диковинную птицу, но отдал ее своякам, попросив взамен их мизинцы. Вторым поручением царя было раздобыть свинку золотую щетинку и двенадцать ее поросят. И здесь дурак отличился, но вновь передал добычу мужьям царевен, в этот раз за пальцы ног. Третьей задачей, которую необходимо было выполнить, была золотогривая кобыла с двенадцатью жеребятами. Дурак попросил за нее ремни из кожи со спин свояков.

Как водится, после всех приключений закатили пир, на нем-то и выяснилось, что главным добытчиков диковинок был дурак, а не умные зятья. После этого герою уже не нужно было оставаться в своем прежнем образе, он открыл всем свой секрет, влез в ушко Сивке-бурке и остался добрым молодцем.

Читайте русскую народную сказку ««Свинка золотая щетинка, утка золотые перышки, золоторогий олень и золотогривый конь» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации и вы сможете узнать подробности приключений дурака.

Жил старик со старухою; у них было три сына; двое умных, третий дурак. Старик со старухою померли.

Перед смертью отец говорил: «Дети мои любезные! Ходите три ночи на мою могилу сидеть». Они кинули между собой жребий; досталось дураку идти. Дурак пошёл на могилу сидеть; в полночь выходит отец его и спрашивает: «Кто сидит?» - «Я, батюшка, - дурак». - «Сиди, моё дитятко, господь с тобою!» На другую ночь приходится большому брату идти на могилу; большой брат просит дурака: «Поди, дурак, посиди за меня ночку; что хочешь возьми». - «Да, поди! Там мертвецы прыгают…» - «Поди; красные сапоги тебе куплю». Дурак не мог отговориться, пошёл другую ночку сидеть. Сидит на могилке, вдруг земля раскрывается, выходит его отец и спрашивает: «Кто сидит?» - «Я, батюшка, - дурак». - «Сиди, моё дитятко, господь с тобою!»

На третью ночь надо среднему брату идти, то он просит дурака: «Сделай милость, поди посиди за меня; что хочешь возьми!» - «Да, поди! Первая ночь страшна была, другая ещё страшнее: мертвецы кричат, дерутся, а меня лихорадка трясёт!» - «Поди; красную шапку тебе куплю». Нечего делать, пошёл дурак и на третью ночь. Сидит на могилке, вдруг земля раскрывается, выходит его батюшка и спрашивает. «Кто сидит?» - «Я - дурак». «Сиди, моё дитятко, господь с тобою! Вот тебе от меня великое благословение». И даёт ему три конских волоса. Дурак вышел в заповедные луга, прижёг-припалил три волоса и крикнул зычным голосом: «Сивка-бурка, вещая каурка, батюшкино благословение! Стань передо мной, как лист перед травой».

Бежит сивка-бурка, вещая каура, изо рту полымя пышет, из ушей дым столбом валит; стал конь перед ним, как лист перед травой. Дурак в левое ушко влез - напился-наелся; в правое влез - в цветно платье нарядился и сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать.

Поутру царь кличет: «Кто в третьем этаже мою дочь Милолику-царевну с разлёту на коне поцелует, за того отдам её замуж». Старшие братья сбираются смотреть, зовут за собой дурака: «Пойдём, дурак, с нами!» - «Нет, не хочу; я пойду в поле, возьму кузов да набью галок - и то собакам корм!» Вышел в чистое поле, припалил три конские волоса и закричал: «Сивка-бурка, вещая каурка, батюшкино благословение! Стань передо мной, как лист перед травой». Бежит сивка-бурка, вещая каурка, изо рту полымя пышет, из ушей дым столбом валит; стал конь перед ним, как лист перед травой. Дурак в левое ушко влез - напился-наелся; в правое влез - в цветно платье нарядился: сделался такой молодец, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Сел верхом, рукой махнул, ногой толкнул и понёсся; его конь бежит, земля дрожит; горы, долы хвостом застилает, пни, колоды промеж ног пускает. Через один этаж перескакал, через два - нет, и уехал назад.

Братья приходят домой, дурак на полатях лежит; говорят ему: «Ах, дурак! Что ты не пошёл с нами? Какой там молодец приезжал - ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать!» - «Не я ли, дурак?» - «Да где тебе такого коня достать! Утри прежде под носом-то!»

На другое утро старшие братья собираются к царю смотреть, зовут с собой дурака: «Пойдём, дурак, с нами; вчера приезжал хорош молодец, нынче ещё лучше приедет!» - «Нет, не хочу; я пойду в поле, возьму кузов, набью галок и принесу - и то собакам корм!»
Вышел в чистое поле, припалил конские волосы: «Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой». Сивка-бурка бежит, изо рту полымя пышет, из ушей дым столбом валит; стал конь перед ним, как лист перед травой. Дурак в левое ушко влез - напился-наелся; в правое влез - в цветно платье нарядился, сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Сел верхом, рукой махнул, ногой толкнул, через два этажа перескакал, через третий - нет; воротился назад, пустил своего коня в зелёные заповедные луга, а сам пришёл домой, лёг на печи.

Братья приходят: «Ах, дурак, что ты не пошёл с нами? Вчера приезжал хорош молодец, а ныне ещё лучше; и где эта красота родилась?» - «Да не я ли, дурак, был?» - «Эх, дурак дурацкое и говорит! Где тебе этакой красоты достать, где тебе этакого коня взять! Знай на печи лежи…» - «Ну, не я, так авось завтра узнаете».

На третье утро сбираются умные братья к царю смотреть: «Пойдём, дурак, с нами; нынче он её поцелует». - «Нет, не хочу; я в поле пойду, кузов возьму, набью галок, домой принесу - и то собакам корм!»

Вышел в чистое поле, припалил конские волосы и закричал громким голосом; «Сивка-бурка, вещая каура! Стань передо мной, как лист перед травой». Сивка-бурка бежит, изо рту полымя пышет, из ушей дым столбом валит; стал конь перед ним, как лист перед травой. Дурак в левое ушко влез - напился, наелся; в правое ушко влез - в цветно платье нарядился и сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Сел верхом, рукой махнул, ногой толкнул, через все три этажа перескакал, царскую дочь в уста поцеловал, а она его золотым перстнем ударила в лоб.

Воротился дурак назад, пустил своего доброго коня в заповедные луга, а сам пришёл домой, завязал голову платком, лёг на полати. Братья приходят: «Ах, дурак! Те два раза молодцы приезжали, а нынче ещё лучше; и где этакая красота родилась?» - «Да не я ли, дурак, был?» - «Ну, дурак дурацкое и орёт! Где тебе этакой красоты достать?» Дурак развязал платок, всю избу осветил. Спрашивают его братья: «Где ты этакой красоты доставал?» - «Где бы ни было, да достал! А вы всё не верили; вот вам и дурак!»

На другой день царь делает пир на весь православный мир, приказал сзывать во дворец и бояр, и князей, и простых людей, и богатых и нищих, и старых и малых; царевна-де станет выбирать своего нареченного жениха. Умные братья сбираются к царю на обед; дурак завязал голову тряпицею и говорит им: «Теперь хоть не зовите меня, я и сам пойду». Пришёл дурак в царские чертоги и забился за печку. Вот царевна обносит всех вином, жениха выбирает, а царь за ней следом ходит. Всех обнесла, глянула за печку и увидала дурака; у него голова тряпицей завязана, по лицу слюни да сопли текут. Вывела его Милолика-царевна, утерла платком, поцеловала и говорит: «Государь батюшка! Вот мой суженый». Видит царь, что жених нашёлся; хоть дурак, а делать нечего - царское слово закон! И сейчас же приказал обвенчать их. У царя известное дело - ни пиво варить, ни вино курить; живо свадьбу справили.

У того царя было два зятя, дурак стал третий. Один раз призывает он своих умных зятьев и говорит таково слово: «Зятья мои умные, зятья разумные! Сослужите мне службу, какую я вам велю: есть в степи уточка золотые пёрышки; нельзя ли её достать мне?» Велел оседлать им добрых коней и ехать за уточкою. Дурак услыхал и стал просить: «А мне, батюшка, дай хоть водовозницу». Дал ему царь шелудивую лошадёнку; он сел на неё верхом, к лошадиной голове задом, к лошадиному заду передом, взял хвост в зубы, погоняет ладонями по бедрам: «Но, но, собачье мясо!» Выехал в чистое поле, ухватил клячу за хвост, содрал с неё шкуру и закричал: «Эй, слетайтесь, галки, карги и сороки! Вот вам батюшка корму прислал». Налетели галки, карги и сороки и съели всё мясо, а дурак зовёт сивку-бурку: «Стань передо мной, как лист перед травой».

Сивка-бурка бежит, изо рту полымя пышет, из ушей дым столбом валит; дурак влез в левое ушко - напился-наелся; в правое влез - в цветно платье нарядился и стал молодец. Добыл утку золотые пёрышки, раскинул шатёр, сам в шатре сидит; а возле уточка ходит. Наехали на него умные зятья, спрашивают: «Кто, кто в шатре? Коли стар старичок - будь нам дедушка, коли средних лет - будь нам дядюшка». Отвечает дурак: «В вашу пору - братец вам». - «А что, братец, продаёшь уточку золотые пёрышки?» - «Нет, она не продажная, а заветная». - «А сколько завету?» - «С правой руки по мизинцу». Отрезали по мизинцу с правой руки и отдали дураку; он в карман положил. Приехали зятья домой, полегли спать; царь с царицею ходят да слушают, что зятья говорят. Один говорит жене: «Тише, руку мне развередила». Другой говорит: «Ох, больно! Рука болит».

Поутру царь призывает к себе умных зятьёв: «Зятья мои умные, зятья разумные! Сослужите мне службу, какую велю: ходит в степи свинка золотая щетинка с двенадцатью поросятами; достаньте мне её». Приказал оседлать им добрых коней, а дураку опять дал шелудивую водовозницу. Дурак выехал в чистое поле, ухватил клячу за хвост, содрал шкуру: «Эй, слетайтесь, галки, карги и сороки! Вам царь корму прислал». Слетелись галки, карги и сороки и расклевали всё мясо. Дурак вызвал сивку-бурку, вещую каурку, добыл свинку золотую щетинку с двенадцатью поросятами и раскинул шатёр; сам в шатре сидит, свинка около ходит.

Наехали умные зятья: «Кто, кто в шатре? Коли стар старичок - будь нам дедушка, коли средних лет - будь нам дядюшка». - «В вашу пору - братец вам». - «Это твоя свинка золотая щетинка?» - «Моя». - «Продай нам её; что возьмёшь?» - «Не продажная, а заветная». - «Сколько завету?» - «С ноги по пальцу». Отрезали с ноги по пальцу, отдали дураку и взяли свинку золотую щетинку с двенадцатью поросятами.

Наутро призывает царь своих умных зятьёв, приказывает им: «Зятья мои умные, зятья разумные! Сослужите мне службу, какую велю: ходит в степи кобыла золотогривая с двенадцатью жеребятами; нельзя ли достать её?» - «Можно, батюшка!»

Приказал царь оседлать им добрых коней, а дураку опять дал шелудивую водовозницу. Сел он к лошадиной гриве задом, к лошадиному заду передом, взял в зубы хвост, ладонями погоняет; умные зятья над ним смеются. Выехал дурак в чистое поле, ухватил клячу за хвост, содрал шкуру: «Эй, слетайтесь, галки, карги и сороки! Вот вам батюшка корму прислал». Слетелись галки, карги и сороки и поклевали всё мясо. Тут закричал дурак громким голосом: «Сивка-бурка, вещая каурка, батюшкино благословение! Стань передо мной, как лист перед травой».

Сивка-бурка бежит, изо рту полымя пышет, из ушей дым столбом валит. Дурак в левое ушко влез - напился-наелся; в правое влез - в цветно платье нарядился и стал молодец. «Надо, - говорит, - добыть кобылицу златогривую с двенадцатью жеребятами». Отвечает ему сивка-бурка, вещая каурка: «Прежние задачи были ребячьи, а это дело трудное! Возьми с собой три прута медных, три прута железных и три оловянных; станет за мною кобылица по горам, по долам гоняться, приустанет и упадёт наземь; в то время не плошай, садись на неё и бей промеж ушей всеми девятью прутьями, пока на мелкие части изломаются: разве тогда покоришь ты кобылицу златогривую». Сказано - сделано; добыл дурак кобылицу златогривую с двенадцатью жеребятами и раскинул шатёр; сам в шатре сидит, кобылица к столбу привязана.

Наехали умные зятья, спрашивают: «Кто, кто в шатре? Коли стар старичок - будь нам дедушка, коли средних лет - будь нам дядюшка» «В вашу пору молодец - братец вам». - «что, братец, твоя кобыла к столбу привязана?» - «Моя». - «Продай нам». - «Не продажная, а заветная». - «А сколько завету?» - «Из спины по ремню». Вот умные зятья жались, жались и согласились; дурак вырезал у них по ремню из спины и положил в карман, а им отдал кобылицу с двенадцатью жеребятами.

На другой день сбирает царь пир пировать, все сошлись. Дурак вынул из кармана отрезанные пальцы и ремни и говорит: «Вот это - уточка золотые пёрышки, вот это - свинка золотая щетинка, а вот это - кобылица золотогривая с двенадцатью жеребятами!» - «Что ты бредишь, дурак?» - спрашивает его царь, а он в ответ: «Государь батюшка, прикажи-ка умным зятьям перчатки с рук снять». Сняли они перчатки: на правых руках мизинцев нет «Это я с них по пальцу взял за уточку золотые пёрышки», - говорит дурак; приложил отрезанные пальцы на старые места - они вдруг приросли и зажили. «Сними, батюшка, с умных зятьёв сапоги». Сняли с них сапоги - и на ногах не хватает по пальцу. «Это я с них взял за свинку золотую щетинку с двенадцатью поросятами». Приложил к ногам отрезанные пальцы - вмиг приросли и зажили. «Батюшка, сними с них сорочки». Сняли сорочки, у обоих зятьёв из спины по ремню вырезано. «Это я с них взял за кобылицу златогривую с двенадцать жеребятами». Приложил те ремни на старые места - они приросли к спинам и зажили. «Теперь, - говорит дурак, прикажи, батюшка, коляску заложить».

Заложили коляску, сели и поехали в чистое поле. Дурак прижёг-припалил три конские волоса и крикнул громким голосом «Сивка-бурка, вещая каурка, батюшкино благословение! Стань передо мной, как лист перед травой».

Конь бежит, земля дрожит, изо рту полымя пышет, из ушей дым столбом валит, прибежал и стал как вкопанный. Дурак в левое ушко влез - напился-наелся; в правое влез - в цветно платье нарядился и сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! С того времени жил он со своей женою по-царски, ездил в коляске, пиры задавал; на тех пирах и я бывал, мёд-вино пивал; сколько ни пил - только усы обмочил.

СВИНКА ЗОЛОТАЯ ЩЕТИНКА, УТКА ЗОЛОТЫЕ ПЁРЫШКИ, ЗОЛОТОРОГИЙ ОЛЕНЬ И ЗОЛОТОГРИВЫЙ КОНЬ

Жил старик со старухою; у них было три сына; двое умных, третий дурак. Старик со старухою померли.
Перед смертью отец говорил: «Дети мои любезные! Ходите три ночи на мою могилу сидеть». Они кинули между собой жребий; досталось дураку идти. Дурак пошёл на могилу сидеть; в полночь выходит отец его и спрашивает: «Кто сидит?» - «Я, батюшка, - дурак». - «Сиди, моё дитятко, господь с тобою!» На другую ночь приходится большому брату идти на могилу; большой брат просит дурака: «Поди, дурак, посиди за меня ночку; что хочешь возьми». - «Да, поди! Там мертвецы прыгают...» - «Поди; красные сапоги тебе куплю». Дурак не мог отговориться, пошёл другую ночку сидеть. Сидит на могилке, вдруг земля раскрывается, выходит его отец и спрашивает: «Кто сидит?» - «Я, батюшка, - дурак». - «Сиди, моё дитятко, господь с тобою!»
На третью ночь надо среднему брату идти, то он просит дурака: «Сделай милость, поди посиди за меня; что хочешь возьми!» - «Да, поди! Первая ночь страшна была, другая ещё страшнее: мертвецы кричат, дерутся, а меня лихорадка трясёт!» - «Поди; красную шапку тебе куплю». Нечего делать, пошёл дурак и на третью ночь. Сидит на могилке, вдруг земля раскрывается, выходит его батюшка и спрашивает. «Кто сидит?» - «Я - дурак». «Сиди, моё дитятко, господь с тобою! Вот тебе от меня великое благословение». И даёт ему три конских волоса. Дурак вышел в заповедные луга, прижёг-припалил три волоса и крикнул зычным голосом: «Сивка-бурка, вещая каурка, батюшкино благословение! Стань передо мной, как лист перед травой».
Бежит сивка-бурка, вещая каура, изо рту полымя пышет, из ушей дым столбом валит; стал конь перед ним, как лист перед травой. Дурак в левое ушко влез - напился-наелся; в правое влез - в цветно платье нарядился и сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать.
Поутру царь кличет: «Кто в третьем этаже мою дочь Милолику-царевну с разлёту на коне поцелует, за того отдам её замуж». Старшие братья сбираются смотреть, зовут за собой дурака: «Пойдём, дурак, с нами!» - «Нет, не хочу; я пойду в поле, возьму кузов да набью галок - и то собакам корм!» Вышел в чистое поле, припалил три конские волоса и закричал: «Сивка-бурка, вещая каурка, батюшкино благословение! Стань передо мной, как лист перед травой». Бежит сивка-бурка, вещая каурка, изо рту полымя пышет, из ушей дым столбом валит; стал конь перед ним, как лист перед травой. Дурак в левое ушко влез - напился-наелся; в правое влез - в цветно платье нарядился: сделался такой молодец, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Сел верхом, рукой махнул, ногой толкнул и понёсся; его конь бежит, земля дрожит; горы, долы хвостом застилает, пни, колоды промеж ног пускает. Через один этаж перескакал, через два - нет, и уехал назад.
Братья приходят домой, дурак на полатях лежит; говорят ему: «Ах, дурак! Что ты не пошёл с нами? Какой там молодец приезжал - ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать!» - «Не я ли, дурак?» - «Да где тебе такого коня достать! Утри прежде под носом-то!»
На другое утро старшие братья собираются к царю смотреть, зовут с собой дурака: «Пойдём, дурак, с нами; вчера приезжал хорош молодец, нынче ещё лучше приедет!» - «Нет, не хочу; я пойду в поле, возьму кузов, набью галок и принесу - и то собакам корм!»
Вышел в чистое поле, припалил конские волосы: «Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой». Сивка-бурка бежит, изо рту полымя пышет, из ушей дым столбом валит; стал конь перед ним, как лист перед травой. Дурак в левое ушко влез - напился-наелся; в правое влез - в цветно платье нарядился, сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Сел верхом, рукой махнул, ногой толкнул, через два этажа перескакал, через третий - нет; воротился назад, пустил своего коня в зелёные заповедные луга, а сам пришёл домой, лёг на печи.
Братья приходят: «Ах, дурак, что ты не пошёл с нами? Вчера приезжал хорош молодец, а ныне ещё лучше; и где эта красота родилась?» - «Да не я ли, дурак, был?» - «Эх, дурак дурацкое и говорит! Где тебе этакой красоты достать, где тебе этакого коня взять! Знай на печи лежи...» - «Ну, не я, так авось завтра узнаете».
На третье утро сбираются умные братья к царю смотреть: «Пойдём, дурак, с нами; нынче он её поцелует». - «Нет, не хочу; я в поле пойду, кузов возьму, набью галок, домой принесу - и то собакам корм!»
Вышел в чистое поле, припалил конские волосы и закричал громким голосом; «Сивка-бурка, вещая каура! Стань передо мной, как лист перед травой». Сивка-бурка бежит, изо рту полымя пышет, из ушей дым столбом валит; стал конь перед ним, как лист перед травой. Дурак в левое ушко влез - напился, наелся; в правое ушко влез - в цветно платье нарядился и сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Сел верхом, рукой махнул, ногой толкнул, через все три этажа перескакал, царскую дочь в уста поцеловал, а она его золотым перстнем ударила в лоб.
Воротился дурак назад, пустил своего доброго коня в заповедные луга, а сам пришёл домой, завязал голову платком, лёг на полати. Братья приходят: «Ах, дурак! Те два раза молодцы приезжали, а нынче ещё лучше; и где этакая красота родилась?» - «Да не я ли, дурак, был?» - «Ну, дурак дурацкое и орёт! Где тебе этакой красоты достать?» Дурак развязал платок, всю избу осветил. Спрашивают его братья: «Где ты этакой красоты доставал?» - «Где бы ни было, да достал! А вы всё не верили; вот вам и дурак!»
На другой день царь делает пир на весь православный мир, приказал сзывать во дворец и бояр, и князей, и простых людей, и богатых и нищих, и старых и малых; царевна-де станет выбирать своего нареченного жениха. Умные братья сбираются к царю на обед; дурак завязал голову тряпицею и говорит им: «Теперь хоть не зовите меня, я и сам пойду». Пришёл дурак в царские чертоги и забился за печку. Вот царевна обносит всех вином, жениха выбирает, а царь за ней следом ходит. Всех обнесла, глянула за печку и увидала дурака; у него голова тряпицей завязана, по лицу слюни да сопли текут. Вывела его Милолика-царевна, утерла платком, поцеловала и говорит: «Государь батюшка! Вот мой суженый». Видит царь, что жених нашёлся; хоть дурак, а делать нечего - царское слово закон! И сейчас же приказал обвенчать их. У царя известное дело - ни пиво варить, ни вино курить; живо свадьбу справили.
У того царя было два зятя, дурак стал третий. Один раз призывает он своих умных зятьев и говорит таково слово: «Зятья мои умные, зятья разумные! Сослужите мне службу, какую я вам велю: есть в степи уточка золотые пёрышки; нельзя ли её достать мне?» Велел оседлать им добрых коней и ехать за уточкою. Дурак услыхал и стал просить: «А мне, батюшка, дай хоть водовозницу». Дал ему царь шелудивую лошадёнку; он сел на неё верхом, к лошадиной голове задом, к лошадиному заду передом, взял хвост в зубы, погоняет ладонями по бедрам: «Но, но, собачье мясо!» Выехал в чистое поле, ухватил клячу за хвост, содрал с неё шкуру и закричал: «Эй, слетайтесь, галки, карги и сороки! Вот вам батюшка корму прислал». Налетели галки, карги и сороки и съели всё мясо, а дурак зовёт сивку-бурку: «Стань передо мной, как лист перед травой».
Сивка-бурка бежит, изо рту полымя пышет, из ушей дым столбом валит; дурак влез в левое ушко - напился-наелся; в правое влез - в цветно платье нарядился и стал молодец. Добыл утку золотые пёрышки, раскинул шатёр, сам в шатре сидит; а возле уточка ходит. Наехали на него умные зятья, спрашивают: «Кто, кто в шатре? Коли стар старичок - будь нам дедушка, коли средних лет - будь нам дядюшка». Отвечает дурак: «В вашу пору - братец вам». - «А что, братец, продаёшь уточку золотые пёрышки?» - «Нет, она не продажная, а заветная». - «А сколько завету?» - «С правой руки по мизинцу». Отрезали по мизинцу с правой руки и отдали дураку; он в карман положил. Приехали зятья домой, полегли спать; царь с царицею ходят да слушают, что зятья говорят. Один говорит жене: «Тише, руку мне развередила». Другой говорит: «Ох, больно! Рука болит».
Поутру царь призывает к себе умных зятьёв: «Зятья мои умные, зятья разумные! Сослужите мне службу, какую велю: ходит в степи свинка золотая щетинка с двенадцатью поросятами; достаньте мне её». Приказал оседлать им добрых коней, а дураку опять дал шелудивую водовозницу. Дурак выехал в чистое поле, ухватил клячу за хвост, содрал шкуру: «Эй, слетайтесь, галки, карги и сороки! Вам царь корму прислал». Слетелись галки, карги и сороки и расклевали всё мясо. Дурак вызвал сивку-бурку, вещую каурку, добыл свинку золотую щетинку с двенадцатью поросятами и раскинул шатёр; сам в шатре сидит, свинка около ходит.
Наехали умные зятья: «Кто, кто в шатре? Коли стар старичок - будь нам дедушка, коли средних лет - будь нам дядюшка». - «В вашу пору - братец вам». - «Это твоя свинка золотая щетинка?» - «Моя». - «Продай нам её; что возьмёшь?» - «Не продажная, а заветная». - «Сколько завету?» - «С ноги по пальцу». Отрезали с ноги по пальцу, отдали дураку и взяли свинку золотую щетинку с двенадцатью поросятами.
Наутро призывает царь своих умных зятьёв, приказывает им: «Зятья мои умные, зятья разумные! Сослужите мне службу, какую велю: ходит в степи кобыла золотогривая с двенадцатью жеребятами; нельзя ли достать её?» - «Можно, батюшка!»
Приказал царь оседлать им добрых коней, а дураку опять дал шелудивую водовозницу. Сел он к лошадиной гриве задом, к лошадиному заду передом, взял в зубы хвост, ладонями погоняет; умные зятья над ним смеются. Выехал дурак в чистое поле, ухватил клячу за хвост, содрал шкуру: «Эй, слетайтесь, галки, карги и сороки! Вот вам батюшка корму прислал». Слетелись галки, карги и сороки и поклевали всё мясо. Тут закричал дурак громким голосом: «Сивка-бурка, вещая каурка, батюшкино благословение! Стань передо мной, как лист перед травой».
Сивка-бурка бежит, изо рту полымя пышет, из ушей дым столбом валит. Дурак в левое ушко влез - напился-наелся; в правое влез - в цветно платье нарядился и стал молодец. «Надо, - говорит, - добыть кобылицу златогривую с двенадцатью жеребятами». Отвечает ему сивка-бурка, вещая каурка: «Прежние задачи были ребячьи, а это дело трудное! Возьми с собой три прута медных, три прута железных и три оловянных; станет за мною кобылица по горам, по долам гоняться, приустанет и упадёт наземь; в то время не плошай, садись на неё и бей промеж ушей всеми девятью прутьями, пока на мелкие части изломаются: разве тогда покоришь ты кобылицу златогривую». Сказано - сделано; добыл дурак кобылицу златогривую с двенадцатью жеребятами и раскинул шатёр; сам в шатре сидит, кобылица к столбу привязана.
Наехали умные зятья, спрашивают: «Кто, кто в шатре? Коли стар старичок - будь нам дедушка, коли средних лет - будь нам дядюшка» «В вашу пору молодец - братец вам». - «что, братец, твоя кобыла к столбу привязана?» - «Моя». - «Продай нам». - «Не продажная, а заветная». - «А сколько завету?» - «Из спины по ремню». Вот умные зятья жались, жались и согласились; дурак вырезал у них по ремню из спины и положил в карман, а им отдал кобылицу с двенадцатью жеребятами.
На другой день сбирает царь пир пировать, все сошлись. Дурак вынул из кармана отрезанные пальцы и ремни и говорит: «Вот это - уточка золотые пёрышки, вот это - свинка золотая щетинка, а вот это - кобылица золотогривая с двенадцатью жеребятами!» - «Что ты бредишь, дурак?» - спрашивает его царь, а он в ответ: «Государь батюшка, прикажи-ка умным зятьям перчатки с рук снять». Сняли они перчатки: на правых руках мизинцев нет «Это я с них по пальцу взял за уточку золотые пёрышки», - говорит дурак; приложил отрезанные пальцы на старые места - они вдруг приросли и зажили. «Сними, батюшка, с умных зятьёв сапоги». Сняли с них сапоги - и на ногах не хватает по пальцу. «Это я с них взял за свинку золотую щетинку с двенадцатью поросятами». Приложил к ногам отрезанные пальцы - вмиг приросли и зажили. «Батюшка, сними с них сорочки». Сняли сорочки, у обоих зятьёв из спины по ремню вырезано. «Это я с них взял за кобылицу златогривую с двенадцать жеребятами». Приложил те ремни на старые места - они приросли к спинам и зажили. «Теперь, - говорит дурак, прикажи, батюшка, коляску заложить».
Заложили коляску, сели и поехали в чистое поле. Дурак прижёг-припалил три конские волоса и крикнул громким голосом «Сивка-бурка, вещая каурка, батюшкино благословение! Стань передо мной, как лист перед травой».
Конь бежит, земля дрожит, изо рту полымя пышет, из ушей дым столбом валит, прибежал и стал как вкопанный. Дурак в левое ушко влез - напился-наелся; в правое влез - в цветно платье нарядился и сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! С того времени жил он со своей женою по-царски, ездил в коляске, пиры задавал; на тех пирах и я бывал, мёд-вино пивал; сколько ни пил - только усы обмочил.

Русская народная сказка

Всё бывает в сказке - побаске. Жила там Свинка-золотая щетинка, серебряны ушки, бантик на макушке. Невелика у неё избушка, чуть поболе корыта, пирогом подпёрта, блином покрыта. На дубу она гнездо свила, а овца в него яйца снесла.

Вывела Свинка-золотая щетинка детушек - поросятушек, по веточкам развесила на ветерке посушиться. Надела на ножки красны полусапожки, шарфиком красным шею замотала, на базар поспешала. Идёт, сумочкой качает, хвостиком махает. Хороша Свинка-золотая щетинка!

Ходит свинка по бору, щиплет травку-лебеду, а ни рвёт, ни берёт – под берёзу кладёт, запасает на зиму. Бежал мимо заяц Попрыгаец, он у волка в услужении был, новости лесные носил. К волку побежал, рассказал, что живёт в избушке, на бок завалюшке, Cвинка- золотая щетинка, гнездо на дубе свила, детушек вывела, по веточкам развесила.

Сама разоделась, разобулась, нарядная по лесу ходит, за детьми не смотрит, плохая из свинки мать, надо её наказать, детушек-поросятушек отобрать.
А волк-то, лесной подьячий, породы собачьей, за порядком строго следил. Узнал у зайца, какой дорогой Cвинка- золотая щетинка в город пошла.

Быстро бежал, идёт сзади, Свинкой нарядной любуется: от красоты такой худо волчьему организму стало, даже в брюхе от голода заурчало.
Как Свинку догнал, ей приказ зачитал, что приказал святой Георгий её, Свинку- золотую щетинку, мать, без поросяток по лесу гулящую, отвести и оставить одну в чаще.

А он, гуманный представитель лесной власти, исполнит последнее желание свинки. Смекнула Свинка: дело простое –сделают из неё шашлык, или жаркое.
Согласна она понести наказание, но есть у неё одно желание: - Хочу в последний раз спеть, потом - хоть на смерть.

Давно ли ты, Свинка, петь научилась?
- Да, как народилась! Когда-то и я певицею известной бывала, у знаменитого тенора на подпевках певала. А как нас встречали! Мы поём, а публика от восторга свистит и визжит! Хочешь, и тебя петь обучу?

И начал волк песню, а Свинка подхватила. Никогда в лесу такого пения звери и птицы не слыхали, подальше улетели и убежали. Спел бы волк и ещё, да в животе тощо, позавтракать надобно!

Услыхала свинкина родня, как ладно волк со Свинкой поют, долго слушать не стали, наточили клыки-кинжалы, на помощь родне поспешали. Секачи клыкастые на волка налетели, клыками поддели.

Был волк подьячий, да стал у него хвост телячий, в телёнка от страха он превратился.
Вот и сказка вся, больше сказывать нельзя. Вам – сказка, а мне – калачиков связка.
Так и живёт в лесу нашем с детками –поросятками Свинка-золотая щетинка, розовые ушки, в домишке у лесной опушки! В гости заходите, гостинцы приносите!


Щетина
- более толстые, плотные и твердые волосы млекопитающих, не отличающиеся по своему гистологическому строению от обыкновенных волос.
Этимология
Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: русск. щётка, щетина, укр. щеть (род. п. -и) «чесалка для льна», щети́на «щетина», болг. че́тина «щетина, можжевельник», че́тка «щетка, кисть, гребень», сербохорв. чѐтина «еловая, сосновая хвоя», че̏тка «щетка», словенск. ščе̑t ж. (род. п. ščeti) «щетка, чертополох, закол на реке», ščetína «щетина, чертополох», ščȇtka «щетка, кисть, колючая головка дурмана», чешск. štět ж. «щетина», štětinа – то же, словацк. štеtес «кисть», štetina «щетина», польск. szczeć ж. «щетина», szczotka «щетка», szczecina «щетина», в.-луж. šćěć ж., šćětka, н.-луж. šćeś ж., šćětkа «щетина», полабск. sасét «щетина, щетка, чесалка», словин. šсìес «щетина, кисть, льночесалка». Сравнивают с лит. šùkos ж., мн. «гребень», šùkė ж. «зазубрина (ножа, зубов)», «черепок», латышск. sukа «щетка, скребница для лошади, чесалка», suk̨is м., suk̨е ж. «черепок», далее – с др.-инд. c̨ūkas м. «ость, шип», авест. sūkā «игла». Использованы данные словаря М. Фасмера;

Детская загадка с ответом:

Дрожит свинка - золотая щетинка.
Отгадка (ответ): Огонь

Свинка золота щетинка, льняной хвост, по белу свету скачет, весь свет красит. — (или: одевает. Иголка с ниткой). См. ЗАГАДКИ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Стоит свинка, золота щетинка. — (накаленная каменка). См. ДВОР ДОМ ХОЗЯЙСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Была бы свинка, будут и поросятки. — (будет и щетинка). См. БЫЛОЕ БУДУЩЕЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Была у свинки золотая щетинка, да в грязи завалялась, отняли (поверье).

Бывает свинка золотая щетинка, да в сказках.

Скандинавская мифология знает златощетинистого вепря Gullnbursti, который напоминает свинку — золотую щетинку наших сказок. Между русскими поселянами сохраняется предание, что свинья прежде была создана не такою, что она имела щетины золотые и серебряные, но как-то упала в грязь и с той поры утратила блеск своих щетин. Это — поэтический образ весенней тучи, озаренной яркими солнечными лучами и сверкающей золотистыми молниями; тот же смысл кроется и в следующем представлении народного эпоса: “за морем стоит гора (море 165 небо, гора = туча), а на горе два борова; боровы грызутся, а меж ими сыплется золото да серебро”, т. е. тучи сталкиваются, а из них сыплются золотистые молнии5. Молния, уподобляемая в мифических сказаниях острию копья и стрелы, в применении к туче-борову казалась его сверкающей щетиною или золотым, блестящим зубом (клыком). Народная загадка, означающая огонь, выражается так: “дрожит свинка золотая (или острая) щетинка” 166. Острые зубы борова, крысы, мыши, белки и крота, по их белизне и крепости были сближены с разящею молнией.




Top