Загадка про флаг для детей. Символика россии загадки


  • Москва веками строилась.

  • Москва - сердце России.

  • Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

  • Видна из Кремля вся русская земля.

  • Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.

  • Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.

  • Москва людна и хлебна.

  • Наш городок - Москвы уголок.

  • Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

  • Москва верстой далека, да сердцу рядом.

  • В Москве каждый день праздник (по множеству церквей).

  • Москва - всем городам Мать.

  • Не Москва государю указ, государь Москве.

  • Москва - царство, деревня - рай.

  • Москва людна и хлебна.

  • Дорога матушка-Москва: за золото не купишь, силой не возьмёшь.

  • Из Москвы, как с большой горы всё видно

  • Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.

  • Славна Москва калачами, Петербург усачами.

  • От бородинской пушки под Москвой земля дрожала.

  • В Москве недорода хлебу не бывает.

  • От искры Москва загорелась.

  • Москва веками строилась.

  • В Москве калачи, как огонь, горячи.

  • Москвой - столицей весь город гордится.

  • Славится Москва невестами, колоколами да калачами.
Окликни улицы Москвы.

Замоскворечье, Лужники,

И Лихоборы, и Плющиха,

Фили, Потылиха, Палиха,

Бутырский хутор, Путинки,

И Птичий рынок, и Щипок,

И Сивцев Вражек, и Ольховка,

Ямское Поле, Хомутовка,

Котлы, Цыганский Уголок.

Манеж, Воздвиженка, Арбат,

Неопалимовский, Лубянка,

Труба, Ваганьково, Таганка,

Охотный ряд, Нескучный сад.

Окликни улицы Москвы,

И тихо скрипнет мостовинка,

И не москвичка – московитка

Поставит ведра на мостки.

Напьются Яузой луга,

Потянет ягодой с Полянки,

Проснутся кузни на Таганке,

А на Остоженке – стога.

Зарядье, Кремль, Москва-река,

И Самотека, и Неглинка,

Стремянный, Сретенка, Стромынка,

Староконюшенный, Бега.

Кузнецкий мост. Цветной бульвар,

Калашный, Хлебный, Поварская,

Колбасный, Скатертный, Тверская,

И Разгуляй, и Крымский вал.

У старика своя скамья,

У кулика свое Болото.

Привет, Никитские ворота!

Садово-Сухаревская!

Окликни улицы Москвы...

(Д. Сухарев)

Загадки и стихи о Москве, о главных символах страны.

С городом этим трудно сравниться.

Главный в стране он, это - ……

(Столица)

Главный город государства, хоть республики, хоть царства.

Тут смекалка пригодится: вот Москва, она – ……….

(Столица)

Уверен, друзья, отгадаете вы

Ту крепость старинную в центре Москвы.

На шпилях ее ярко звезды горят,

На башне там Спасской куранты звонят.

Назовете сразу вы символ города Москвы.

Площадь там зовется Красной, бьют часы на башне Спасской.

Бронзовый памятник – вам не игрушка,

Он ведь – орудие, это - ……

(Царь – пушка)

У Вечного огня или у Спасской башни

Стоят солдаты, охраняя их.

И если видел ты тот пост однажды,

То назови мне этих часовых.

(Почетный караул)

Когда в строю за рядом ряд шагают тысячи солдат

И движутся послушно ракеты, танки, пушки,

Друг другу люди говорят: на Красной площади…..

Он звучит торжественно, все встают приветственно –

Песню главную страны уважать мы все должны.

Есть мелодия одна, ей подвластна вся страна.

Гражданин, отбросив все, стоя слушает ее.

Есть главная песня у нашей страны.

Услышав ее, мы встать все должны.

Единству народа поется в ней слава,

И восхваляется наша держава.

Раньше звали его стягом, с ним идут парадным шагом,

Назовет солдат любой символ славы боевой.

У него названий много: триколор, трехцветный стяг –

С ветром гонит прочь тревоги бело – сине – красный ….

Он дополняет герб и флаг, любой страны то главный знак.

У России он особый, ты назвать его попробуй.

Во главе Державы, избранный по праву

На четыре года волею народа.

(Президент)

Московский кремль

Московский Кремль - краса России,

Велик, могуч, неповторим.

Ты - наша слава, наша сила,

Мы, русские, тебя боготворим.

Прошло с тех пор веков немало,

Как Калита - московский князь,

Дубовые построил стены,

Москва из пепла поднялась.

Но каждый век свое оставил что-то

В истории Московского Кремля.

И помнит, как творили итальянцы,

Великая Российская земля!

Величье башен, красота соборов

И купола, что вместо головных уборов,

Шедевры Феодосия, Рублева, Грека,

Иконостас 15 века.

Царь-пушка, Чохова творенье,

Отлита всем на удивленье.

А звезды из рубина над Кремлем,

Такие где еще найдем.

Поэтому, мы постоянно говорим:

«О, Кремль Московский, ты неповторим! »

Сергей МИХАЛКОВ

КРЕМЛЁВСКИЕ ЗВЁЗДЫ

Кремлёвские звёзды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины

И. Токмакова

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Мы с детства запомнили эти слова,

И нету прекрасней и проще

Для города имени - город Москва,

Для площади - Красная площадь.

На свете немало других площадей,

Героев на свете немало.

Но сколько здесь было отважных людей,

Пожалуй, нигде не бывало.

Кто в море уходит, кто в космос летит,

Маршрут пролагая опасный,

Но каждый считает началом пути

Прогулку по площади Красной.

Здесь встретишь людей из столицы любой:

Парижа, Варшавы, Алжира...

Давай же сегодня пройдёмся с тобой

По стартовой площади мира!

Поклонная гора

Теперь в Москве одно из знаменитых место.

Теперь сюда везут и жениха с невестой

И смотрит арка Триумфальная на запад,

Француз-захватчик стал отсюда драпать.

К нам с запада все приходили беды,

Теперь стоит здесь новый парк Победы.

Стоит часовня новая с крестом,

И деревянный крест на взгорье том.

Там Стелла в небе облака цепляет,

Там красота приезжих удивляет,

А ночью бьют фонтаны, да с подсветкой.

Доска мемориальная блестит с лавровой веткой.

Фонтаны красные, как кровь из - под земли.

Отсюда люди защищать отчизну шли...

Гулять теперь Москва сюда приходит,

Друг друга здесь влюбленные находят.

Тут Бородинской битвы панорама

Проспект Кутузовский, в киосках много хлама.

Гостей Москвы бывает очень много.

Следят здесь за порядком очень строго.

Красиво здесь,но на сердце тревожно,

Забыть, погибло сколько,- невозможно.

Ведь жизнь у каждого всего- то лишь одна...

Но в мире и у нас еще идет война...

Сказать бы строго армиям всем: "Вольно"!.

Навоевались, хватит, все,довольно!

Жизнь человека, Ты всего важнее,

Ты человек! Ты в мире всех умнее!

И мира хочется всегда тебе и мне...

И нет!-кровавой скажем мы войне!

Не будет гор поклонных пусть на свете,

И, чтоб войны не знали наши дети...

Что Нептун делает на гербе Великого Устюга? Как Павлин оказался на эмблеме Серпухова? «Россия — это загадка, завернутая или окутанная мистикой, внутри головоломки». Когда смотришь на наши гербы, понимаешь, что Черчилль был прав.Нептун в условиях Русского Севера

У государственной символики России сложное, запутанное прошлое. Мы до сих пор не знаем «откуда есть пошел» двуглавый орел, почему в качестве «геральдического покровителя» был избран именно Георгий Победоносец, а не Андрей Первозванный или Николай Угодник, почитание на Руси которых было куда более широким. Но еще более запутанная генеалогия у гербов русских городов, логику символизма которых порой просто невозможно постичь.

С точки зрения геральдической науки герб призван представлять главную идею символизируемого, его формулу, его ДНК. Но когда вы посмотрите, скажем, на эмблему Великого Устюга (Нептун держит в руках два кувшина с изливающейся водой), то расшифровать геральдический код сего сюжета вы вряд ли сможете. Официально герб с римским морским божеством город получил в 1780 году. Фактически же Нептун перекочевал из «Знаменного гербовника» графа Миниха, изданном в 1730 году и был призван, согласно мысли его создателей, символизировать выгодное географическое положение Великого Устюга. Интересно, что изображение подкреплялось легендой: якобы на Землю спускался некий водолей-богатырь, чтобы слить воды двух рек, Юга и Сухоны, в одну – Северную Двину. Большая вероятность, что эта легенда была создана в том же XVIII веке, чтобы как-то объяснить явление Нептуна на Русском Севере.

В Россию городская геральдика пришла довольно поздно – при Петре I. До этого роль гербов выполняли печати, украшенные эмблемами. В 1570-ых годах появилась печать Иоанна IV, на которой можно увидеть 24 эмблемы — по 12 с каждой стороны -княжеств, земель, городов, составляющих Московское царство. Интересно, что львиную долю символов составляет изображения животных, птиц, рыб. Другую часть – оружие: луки, мечи, сабли. Ученые утверждают, что большая часть эмблем не содержала никакого идентификационного кода мест, земель, которые они символизировали, а была плодом воображения придворных изографов. Те же руководствовались ни столько «гениями мест», сколько Псалтырью и популярными тогда на Руси «Физиологом». Таким образом Нижний Новгород стал символизировать олень, Псков – барс (или рысь), Казань – василиск (дракон), Тверь – медведь, Ростов – птица, Ярославль – рыбы, Астрахань – собака, Вятские земли – лук и т.д.

Едва ли тогда кто-то всерьез задумывался о глубинном символизме городов. Главную символическую нагрузку на печати Иоанна IV несли расположенные в центре двуглавый орел со святым Георгием – с одной стороны, и Единорог (личная эмблема Грозного) – с другой. Вся же окружность, периферия, играла на печати государя роль этакой массовки, в задачи которой входило ни столько правильная идентификация места, сколько показать могущество царя.

По трагическому стечению обстоятельств печать Грозного стала своего рода программой на будущее – Москва все, периферия – ничто.

Это совсем не значит, что у территорий, представленных на печати, не было своих родовых, аутентичных, символов. Были, и некоторые из этих символов насчитывали столетия. Однако в системе координат Иоанна они, конечно, не могли найти своего места. Так, Грозный самолично придумал печать Великого Новгорода, которая легла в основу его будущего «медвежьего» герба, проигнорировав существовании на протяжении столетий аутентичных новгородских символов на печатях (Спаса Вседержителя, Андрея Первозванного, всадника, льва). Главная причина заключалась в том, что поместная аутентичность противоречила политике централизации Московского царства.

Первый русский брендбук

Спустя столетие, в 1672 году на свет появилась «Большая государственная книга», или « Царский титулярник», которая явило новую геральдическую версию русских земель. В книге мы видим уже 33 герба. Эмблемы некоторых земель, которые присутствовали на печати Грозного, кардинально эволюционировали.

Так, Ростов Великий поменял птицу на оленя, Ярославль – рыбу на медведя, вооруженного секирой, а Рязань сменила лошадь на пешего князя. Однако вряд ли этим изменениях предшествовала какая-то серьезная проработка темы: скорее всего, в основе ребрендинга лежало все тоже свободное творчество изографов, а не исконные символы этих земель. При этом «Титулярник» лег в основу будущих геральдических экспериментов, что окончательно привело к потере первичных символических кодов древних русских территорий.

«Хотим павлина!»

Петр I решил систематизировать русский брендбук и ввести в оборот настоящие гербы, созданные по всем правилам европейской геральдики. Интересно, что в основе решения находились армейские цели. Для облегчения снабжения продовольствием армия должна была размещаться по городам и губерниям России. Полки получали названия городов и местностей прописки, а на полковые знамена должны были быть помещены гербы этих территорий.

В 1722 году царь учредил особую герольдмейстерскую контору, которой было поручено сочинение гербов, в том числе и городских. На роль творческого директора был приглашен граф Франциск Санти. Итальянец взялся за дело с неистовым энтузиазмом: во-первых, он «довел до ума» эмблемы из «Титулярника» Алексея Михайловича, а, во-вторых, создал несколько десятков гербов для русских городов «с нуля». Перед началом творческого процесса Санти отправил местным городским чиновникам анкеты, в которых те должны были рассказать о ключевых особенностях своих городов. Надо отметить, что местные канцелярии отнеслись к «техническому заданию» итальянца без должного энтузиазма: ответы чиновников были весьма локаничны и бессодержательны. Правда, были и города, которые со всей серьезностью отнеслись к заданию. Например, чиновники Серпухова отрапортавали, что город их славится павлинами, которые живут в одном из местных монастырей. Вскоре заморская птица заняла свое почетное место на гербе города.

Несмотря на всю инертность городских канцелярий Санти все же умудрился нарисовать реестр из 97 гербов (другой вопрос, насколько аутентичны были эти символы?). Вероятно, он мог бы сделать и больше, однако уже в 1727 году Екатерина I, правившая после смерти Петра, отправила графа в Сибирь с обвинением в заговоре.

Геральдическая лихорадка

Следующий геральдический бум в России пришелся на время правления Екатерины II. Это было связано с реформой местного управления 1775 года. За десятилетие было создано несколько сотен гербов русских городов. Многие из них, если не большинство, имели абсолютно надуманный характер, являясь плодом вкусовщины провинциальных городских чиновников и плохого знания герольдами истории городов. Так, на свет появились гербы городов Великие Луки (три лука), Сумы (три сумки) и т.д.

На этот момент приходится и рождение многих «геральдических» мифов: местные чиновники вовлекаются в творческий процесс и начинают сочинять легенды о происхождении гербов. Например, сановники Коломны рассказывали историю, что их город был построен в 1147 году представителем древнего патрицианского римского рода Колонна, поэтому и город так называется, а на гербе его изображен столп.

Но дальше всех пошли ярославцы, которые утверждали, что герб в виде медведя с секирой был придуман самым великим князем Ярославом: «по той причине, что он, шествуя в Ростов по проливу из Которосли в Волгу, нашел на медведя, и онаго с помощью людей своей свиты убил».

В XIX веке власти попытались как-то систематизировать геральдическую лихорадку, поскольку – в порыве творчества — у некоторых городов оказалось аж несколько утвержденных гербов. Пришлось от лишнего отказаться.

После революции отечественную городскую геральдику ждал новый бум гербового творчества, но «клейма территорий», созданные советскими художниками годились разве что для сигнификации кругов ада, нежели для городов, населенных живыми людьми.

После распада СССР начался геральдический ренессанс, который выразился в массовому возвращению городов к «екатерининскому брендингу».

Что мы имеем?

Несколько столетий экспериментов в геральдике русских городов закончилась ничем. Так, древние русские города, имеющие многовековые традиции, с легкой руки центральной власти обзавелись пустыми бессодержательными символами и погрузились в депрессию. Герб, призванный объединять горожан в единую общность, отражать сущность, характер города, так и остался в мечтах.

Нужно признать, что вся многовековая работа в области геральдики русских городов делалась на коленке. Все истинные символы древнерусских земель были проигнорированы еще при создании печати Иоанна IV. А в «Царском Титулярнике» московское надуманное герботворчество, когда столичные дьяки придумывали красивые эмблемы для «остальное мира», было введено в систему. Роковую роль сыграло увлечение московской элиты «последними западными трендами».

Так, «Титулярник» был создан по приказу главы Посольского приказа боярином Артамоном Матвеевым, который, как известно, был одним из первых западников в русской истории. Важно знать, что книга создавалась не как официальный гербовник, а как сувенирное издание, которое показывали высоким заморским гостям. Дескать, смотрите, мы не хуже вас, мы тоже продвинутые, в тренде. Беда в том, что последующие герботворцы стали использовать этот сувенир в качестве основного источника по русской геральдике, коим он ни на секунду не являлся, как, впрочем, и печать Иоанна IV.

При последующих государях положение только усугубилось, знаки все дальше уходили от означаемого, исконные символы потеряли всякую надежду быть обнаруженными придворными герольдмейстерами. Настоящим роком стало и то, что ключевые роли в создание гербов русских сыграли иностранцы.

Символ города играет чрезвычайно важную роль в установлении прочной связи между городом и горожаниным. Городская эмблема является связующим компонентом между личностью жителя и городской общностью, и чем сильнее и содержательнее символ, тем связь человека с городом прочнее.

Анна Винокурова

Задачи:

Воспитывать чувство любви к своей Родине – России, чувство гордости за неё.

Создать радостное, весёлое настроение у детей.

Развивать познавательные интересы, внимание, мышление, речь.

Активизировать и расширять словарный запас дошкольников.

Развивать умение правильно строить свой ответ, используя в речи сложные предложения.

Развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Обобщить представления о назначении, происхождении и многообразии гербов городов России: Владимирской области; учить «читать» заложенную в гербах информацию.

Закреплять умение рисовать фломастерами; развивать фантазию и воображение, закреплять умение самостоятельно выбирать сюжет.

Демонстрационный материал: карта, флаг и герб России; гербы городов России (разных размеров); двуглавый орёл; герб д/с «Алёнка»; основа для создания герба старшей группы; основы для эмблем детей; фломастеры или цветные карандаши; двусторонний скотч.

Музыкальный ряд: гимн России, спокойная классическая музыка во время выполнения заданий детьми.

Предварительная работа:

изучение государственных символов России; разучивание пословиц и поговорок о Родине, Москве и патриотизме; познавательные беседы у стендов, посвящённых главным государственным символам; дидактические игры «Найди герб своего города», «Что мы можем сказать по гербу о городе», «Отгадай герб по описанию»; слушание гимна России; чтение отрывков из книг К. Ушинского «Наше Отечество», А. Прокофьева «Родина», С. Есенина «Гой, ты, Русь моя родная.».

В. : -Здравствуйте (все здороваются с гостями) Ребята, вы желаете поиграть в очень интересную игру-викторину: «О чём рассказал символ?». Викторина-это такая игра, в которой задают много вопросов по определённой теме. В нашем случае мы постараемся узнать, что же нам может поведать символ. Вы согласны начать нашу познавательную игру? Илья согласен поиграть? А Никита желает? А Дима?.

Дети: -Да!

В. : -Тогда, берите с собой свои знания и вперёд!

Но, чтобы начать нашу викторину, надо вспомнить, какие пословицы и поговорки вы знаете о могучей и бескрайней Родине. (дети по-очереди громко и чётко читают поговорки)

В. : -Хорошо! А Никита Метлов знает не только пословицу о Родине, но и красивое стихотворение о ней. Давайте его послушаем:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

Какие красивые строки про нашу необъятную страну! Каждый человек, слушая такие стихи, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ.

Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в этом зале? (Все мы – россияне! Граждане России.)

Кто такой гражданин? (Житель страны, который признает ее законы – правила поведения.) Он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой.

Ребята, а сейчас в нашей викторине пригодится ваша ум и смекалка, постарайтесь отгадать несложные загадки про символику нашей страны.

Символ Российского государства, на котором изображен орел. (герб)

Прямоугольное полотнище определённого цвета. (флаг)

Столица нашего государства. (Москва)

Глава государства. (президент)

Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России (синий)

Торжественное музыкальное произведение, символ государства. (гимн)

В. : -Замечательно! И с этим заданием вы справились хорошо. Итак, последний вопрос был о гимне. Повторим, что же такое гимн?

Давайте вспомним его. (воспитатель включает гимн, все встают)

Итак, какие главные символы страны вы знаете? (герб, гимн, флаг)

Давайте подойдём к стене и посмотрим, что из себя представляет герб. (дети полукругом встают вокруг герба)

Посмотрите внимательно, чей это герб? Кто сможет описать и объяснить его изображение (один из ребят подходит к гербу России и начинает про него рассказывать: -Герб-символ государства. Герб России представляет собой щит красного цвета, на котором изображён золотой двуглавый орёл. У него одна голова смотрит на восток, а другая-на запад, что символизирует бдительность орла, который всегда находится на страже. На голове три короны, объединённые лентой, что символизирует единство всех областей и краёв большой страны. В одной лапе он держит скипетр-символ власти, а в другой-державу-символ единства государства. На груди орла помещён герб Москвы-сердца России. На нём изображён святой Георгий Победоносец на белом коне, который серебренным копьём убивает змия. Это символизирует победу добра над злом.)

В. : -Хорошо! Очень подробно и ясно объяснили всем ребятам значение главного герба России.

А Алина знает стихотворение про наш российский герб, давайте её послушаем:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Вы уже знаете, что свой герб есть и у каждого города России. Он является его отличительным знаком. Герб рассказывает либо о героическом прошлом города, либо о том, чем занимались его жители, либо об уникальном природном объекте.

Ой, ребята, я забыла, ведь на моём столе есть гербы российских городов. Давайте возьмём по одному гербу и поиграем в интересную игру на внимание, где пригодится ваша быстрота реакции. (формируют большой круг для игры)

У кого герб Москвы, сделайте шаг вперёд и покажите его всем.

Хорошо! Встань обратно в круг.

У кого герб Владимира, сделайте шаг вперёд и покажите его всем.

Поднимите над головой герб Меленок.

У кого гербы городов Владимирской области, сделайте два шага вперёд и покажите их всем ребятам.

У кого гербы других российских городов, поднимите их над головой.

Замечательно! А сейчас сложите всё обратно на стол, при этом разделяя гербы на две группы: гербы городов Владимирской области и других городов России. (ребята у стола сортируют гербы)

Хорошо! Теперь сядем на стульчики. Итак, кто же скажет, чем гербы городов Владимирской области отличаются от остальных гербов (в верхнем поле изображён герб Владимира)

Хорошо! А хотите поиграть в интересную игру (достаю мольберт, на который буду прикреплять гербы)

Называется она «Что мы можем сказать по гербу о городе». Я вам буду показывать любой герб, а желающий из вас подходить и «читать» заложенную в нём информацию. (гербы Меленок, Вязников, Мурома)

В. : -Здорово! Ребята, вы уже, наверное, заметили на стене карту России. Посмотрите, какая она она большая, красивая, где встречаются и горы, и поля, и леса, и реки. А сейчас я предлагаю всем подойти к столу и взять маленькие карточки с изображением гербов городов России и разместить их на карте нашей Родины. (по-очереди дети прикрепляют всё на карту России, при этом воспитатель показывает каждому местоположение герба)

В. : -Ребята, встаньте около карты в полукруг и посмотрите, какая впечатляющая получалась карта России. В этих маленьких картинках она разом отразила всё богатство, уникальность и величие нашей страны. А если над этой картой поместить большое изображение двуглавого орла, этой гордой, свободолюбивой птицы, то орел раскинет свои крылья над всей Россией. (воспитатель помещает большой рисунок двуглавого орла над картой России) Он объединяет русские города под своими крыльями, опекает их, как своих птенцов, и защищает от всех бед и напастей. И, конечно же, его необычный внешний вид говорит об уникальности нашей страны. От востока до запада, от крайнего севера до юга протянулась территория России. Нам с вами предстоит еще много интересного узнать о гербах. А пока я предлагаю вам немного отдохнуть.


ФИЗМИНУТКА

Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

Хорошо, отдохнули! А сейчас я хочу предложить вам попробовать создать герб своей группы. Вы согласны? Алина согласна? А Серёжа согласен?

Какое название носит наш любимый сад(«Алёнушка»)

Правильно, значит герб нашего садика представляет собой щит синего цвета, на котором изображена умная, красивая и добрая девочка по имени Алёнушка. (воспитатель показывает герб сада) Этот герб символизирует развития умных и добрых ребяток в нашем саду.

Если наша группа находится в саду «Алёнушка», значит, и на нашем гербе будет изображена Алёнка. (воспитатель показывает заготовку для герба группы) Только здесь надо будет добавить наши любимые игры и увлечения, или то, чем мы очень любим заниматься в детском саду. Сейчас каждый из вас нарисует то, что он задумает на заготовленной эмблеме, которую мы затем поместим на герб группы и украсим красивое платье Алёнке. Итак, приготовим рабочие места для нашего творчества. (дети раздвигают столы и садятся на свои места)

Приступаем к работе. (воспитатель раздаёт каждому заготовку эмблемы,дети под музыку приступают к рисованию)

После завершения работы все ребята подходят к воспитателю и по-очереди приклеивают свою эмблему на платье Алёнушке.

В. : -Очень хорошо! Встаньте полукругом и посмотрите, какой интересный и красивый герб у нас получился. Кто желает сказать, что о вас может рассказать ваш герб? (желающий перечисляет нарисованные картинки и их значения)


В. : -Правильно, наш герб сообщает, что группа находится в детском саду «Алёнушка», и ребята в ней любят рисовать, читать, строить замки, играть в куклы, машинки, мячи.

Вот наша викторина и подошла к концу. Теперь мы знаем, что рассказывают нам символы. Мне было приятно, что вы отвечали на вопросы, были активны и внимательны. А вам понравилась наша необычная игра-викторина? Что запомнилось Алине? А что понравилось Никите?.

Очень хорошо! Мне хотелось бы закончить нашу встречу прекрасными словами о России, которые прочтёт Настя С. :

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами.

Ведь Россия наша – это мы с друзьями!

Пока вы еще маленькие, но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

Всем большое спасибо за интересную игру-викторину! До свидания!

Цели:

  • закрепить знания детей о нашей стране, о нашем поселке;
  • формировать понятие родины, как место, где человек родился, и страны, где он живёт;
  • систематизировать знания детей о символике государства; закрепить знания о флаге, гербе, гимне.
  • расширять кругозор детей; учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;
  • воспитывать чувство патриотизма, стремление подражать героям нашей Родины; воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов

Словарная работа: Родина, Русь, Россия, родители, народ, любить, ценить, уважать, символика, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус.

Предшествующая работа:

  • разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; пословиц и поговорок о Родине, России, Москве; песен, народных игр, пальчиковой гимнастики «Российская семья»
  • чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе;
  • рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города;
  • прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

ХОД ИГРЫ

Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина», дети с воспитателем входят в зал и подходят к глобусу.

Воспитатель:

Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!

– Дети, что такое Родина? (Место, где мы родились; наш город, наш страна)

(Дети читают стихи)

– Как называется наша страна? (Россия)

Воспитатель: Правильно. Дети посмотрите внимательно на карту России. Кто из вас может показать границы нашей страны?

Педагог предлагает двум-трём детям обвести границы России по карте.

– Россия – наша Родина. Почему мы зовём её Отечеством? (Потому что здесь жили наши отцы и деды)
– Почему мы называем её Родиной?
(Потому что мы здесь родились)

Воспитатель: Правильно, на этой земле жили наши отцы, деды и прадеды, будут жить ваши дети. Родиной зовём её потому, что эта земля для нас родная, мы тут родились, тут наша родня, наши корни, мы говорим на родном языке. И всё вокруг родное и дорого нам.

(Дети читают стихи)

Родина – слово большое-большое,
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес.
В нем умещается ровно полмира,
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и я.

– А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – викторину. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия – Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.

Дети: (делятся на команды и придумывают названия: «Богатыри», «Матрешки»)

Воспитатель: Наша игра будет состоять из 5 этапов. (За каждый правильный ответ команда будет получать фишку, в конце соревнования мы подведем итоги) сначала давайте представимся и поприветствуем друг друга.

«Богатыри»

Мы отважны и сильны,
Нас зовут богатыри
Победим мы быстро всех,
Впереди нас ждет успех! (девиз мальчиков)

«Матрешки»

Мы красавицы матрешки,
Разноцветные одежки
Мы матрешки просто класс –
Победи попробуй нас! (девиз девочек)

Итак, первый этап – «Родная страна»

Вам необходимо, глядя на экран, выбрать правильный ответ. Поднимайте руку, не выкрикивайте с места.

1. На фотографиях вы видите разных людей. Кто из них президент нашей страны? (слайд 1)

2. У каждой страны есть свой государственный флаг. Какой их представленных принадлежит России? (слайд 2)

3. Какой их символов государства – герб принадлежит нашей стране? (слайд 3)

4.Какой из городов является столицей нашей Родины? (слайд 4)

5. Как называется наш город? (слайд 5)

6. Как называется наш детский сад? (слайд 6)

Второй этап «Пословицы и загадки о Родине»

Воспитатель: Я начинаю говорить пословицу, а вы продолжайте

1. Родина – мать – умей за неё постоять
2. Кто за Родину горой, тот истинный герой.
3. Родина любимая, что мать родимая.
4. Жить – Родине служить.
5. Родной край – сердцу рай.
6. Нет в мире краше Родины нашей.

Отгадайте загадки:

1. Он звучит торжественно,
Все встают приветственно.
Песню главную страны
Уважать мы все должны! (Гимн)

2. Назовите сразу вы
Символ города Москвы,
Площадь там зовется Красной,
Бьют часы на башне Спасской. (Кремль)

3. Бронзовый памятник – вам не игрушка,
Он ведь орудие – это (Царь-пушка)

4. В этом месяце бывает
Светлый праздник – День победы,
Все ребята поздравляют
Своих бабушек и дедов. (Май)

Наша страна – очень многонаселенное государство, в котором живут разные народы. Но все вместе жители нашей страны – одна большая российская семья.

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Живут в России разные народы Массаж пальцев рук
С давних пор,
Одним – тайга по нраву,
Другим – родной простор.
Каждого народа язык свой
и наряд
Руки вперед, пальцы соединить .
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Одни – рыбак с рожденья,
Ладони имитируют плаванье рыбки
Другой – оленевод
Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.
Одни кумыс готовит
, Круговое поглаживание живота рукой
Другой готовит мед.
Тыльной стороной ладони вытирают рот.
Одним милее осень
Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.
Другим – милей весна
Приседают, поглаживают «траву».
А Родина – Россия
«Домик».
У нас у всех одна.
Берутся за руки.

Третий этап «Флаг РФ»

Воспитатель: У меня на столах лежат полоски. Давайте выберем и составим, каждый свое полотнище флага нашей Родины (выполняют)
Вот один из них. Это – Российский флаг.
– Какие цвета мы видим на полотнище Российского флага?

Дети: Белый, синий, красный.

Воспитатель: Что напоминает вам белый цвет?

Дети: Снег, ромашки, берёзки, облака.

Воспитатель: А ещё белый цвет символизирует благородство, откровенность.

– А что напоминает синий цвет? (Небо, реки, озера, моря) . Это цвет верности, честности, безупречности. А с чем можно сравнить красный цвет?

Дети: Цвет тепла, огня, солнца.

Воспитатель: И символизирует этот цвет смелость, мужество, любовь.
А ещё – белый, красный, и синий это цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим с вами весь белый свет, весна красна, сине море, красна девушка.
Нитками этих цветов украшали вышивки, на одежде. Эти цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, о доброте, о скромности.

Четвертый этап «Наш национальный костюм»

Детям предлагаются картинки с изображением людей в различных национальных костюмах, необходимо найти русский национальный костюм.

Пятый этап «Музыкальный»

– Немало песен сложено о нашей Родине. Давайте сейчас исполним песню «Наш край»
– А теперь подведем итог нашей игры. Подсчитайте общее количество фишек у своей команды.
Итак, победителем становится команда, набравшая наибольшее количество фишек…


Цели:

  • закрепить знания детей о нашей стране, о нашем поселке;
  • формировать понятие родины, как место, где человек родился, и страны, где он живёт;
  • систематизировать знания детей о символике государства; закрепить знания о флаге, гербе, гимне.
  • расширять кругозор детей; учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;
  • воспитывать чувство патриотизма, стремление подражать героям нашей Родины; воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов

Словарная работа: Родина, Русь, Россия, родители, народ, любить, ценить, уважать, символика, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус.

Предшествующая работа:

  • разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; пословиц и поговорок о Родине, России, Москве; песен, народных игр, пальчиковой гимнастики «Российская семья»
  • чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе;
  • рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города;
  • прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина», дети с воспитателем входят в зал и подходят к глобусу.

Воспитатель:

Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!

– Дети, что такое Родина? (Место, где мы родились; наш город, наш страна)

(Дети читают стихи)

– Как называется наша страна? (Россия)

Воспитатель: Правильно. Дети посмотрите внимательно на карту России. Кто из вас может показать границы нашей страны?

Педагог предлагает двум-трём детям обвести границы России по карте.

– Россия – наша Родина. Почему мы зовём её Отечеством? (Потому что здесь жили наши отцы и деды)
– Почему мы называем её Родиной? (Потому что мы здесь родились)

Воспитатель: Правильно, на этой земле жили наши отцы, деды и прадеды, будут жить ваши дети. Родиной зовём её потому, что эта земля для нас родная, мы тут родились, тут наша родня, наши корни, мы говорим на родном языке. И всё вокруг родное и дорого нам.

(Дети читают стихи)

Родина – слово большое-большое,
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес.
В нем умещается ровно полмира,
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок и я.

– А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – викторину. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия – Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.

Дети: (делятся на команды и придумывают названия: «Богатыри», «Матрешки»)

Воспитатель: Наша игра будет состоять из 5 этапов. (За каждый правильный ответ команда будет получать фишку, в конце соревнования мы подведем итоги) сначала давайте представимся и поприветствуем друг друга.

«Богатыри»

Мы отважны и сильны,
Нас зовут богатыри
Победим мы быстро всех,
Впереди нас ждет успех! (девиз мальчиков)

«Матрешки»

Мы красавицы матрешки,
Разноцветные одежки
Мы матрешки просто класс –
Победи попробуй нас! (девиз девочек)

Итак, первый этап – «Родная страна»

Вам необходимо глядя на экран, выбрать правильный ответ. Поднимайте руку, не выкрикивайте с места.

1. На фотографиях вы видите разных людей. Кто из них президент нашей страны? (Презентация , слайд 1)

2. У каждой страны есть свой государственный флаг. Какой их представленных принадлежит России? (слайд 2)

Стихотворение про флаг читает ребенок

Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет

3. Какой их символов государства – герб принадлежит нашей стране? (слайд 3)

Стихотворение про герб читает ребенок

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

4.Какой из городов является столицей нашей Родины? (слайд 4)

Стихотворение о Москве читает ребенок.

Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.

5. Как называется наш поселок? Как называются жители п. Кулой? (кулойцы, кулояне) (слайд 5)

6. Как называется наш детский сад? (слайд 6)

7. На какой улице расположен наш детский сад? (слайд 7)

Второй этап «Пословицы и загадки о Родине»

Воспитатель: Я начинаю говорить пословицу, а вы продолжайте

1. Родина – мать – умей за неё постоять
2. Кто за Родину горой, тот истинный герой.
3. Родина любимая, что мать родимая.
4. Жить – Родине служить.
5. Родной край – сердцу рай.
6. Нет в мире краше Родины нашей.

Отгадайте загадки:

1. Он звучит торжественно,
Все встают приветственно.
Песню главную страны
Уважать мы все должны! (Гимн)

2. Назовите сразу вы
Символ города Москвы,
Площадь там зовется Красной,
Бьют часы на башне Спасской. (Кремль)

3. Бронзовый памятник – вам не игрушка,
Он ведь орудие – это (Царь-пушка)

4. В этом месяце бывает
Светлый праздник – День победы,
Все ребята поздравляют
Своих бабушек и дедов. (Май)

Наша страна – очень многонаселенное государство, в котором живут разные народы. Но все вместе жители нашей страны – одна большая российская семья.

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Живут в России разные народы Массаж пальцев рук
С давних пор,
Одним – тайга по нраву,
Другим – родной простор.
Каждого народа язык свой
и наряд Руки вперед, пальцы соединить .
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Одни – рыбак с рожденья, Ладони имитируют плаванье рыбки
Другой – оленевод Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.
Одни кумыс готовит, Круговое поглаживание живота рукой
Другой готовит мед. Тыльной стороной ладони вытирают рот.
Одним милее осень Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.
Другим – милей весна Приседают, поглаживают «траву».
А Родина – Россия «Домик».
У нас у всех одна. Берутся за руки.

Третий этап «Флаг РФ»

Воспитатель: У меня на столах лежат полоски. Давайте выберем и составим, каждый свое полотнище флага нашей Родины (выполняют)
Вот один из них. Это – Российский флаг.
– Какие цвета мы видим на полотнище Российского флага?

Дети: Белый, синий, красный.

Воспитатель: Что напоминает вам белый цвет?

Дети: Снег, ромашки, берёзки, облака.

Воспитатель: А ещё белый цвет символизирует благородство, откровенность.

– А что напоминает синий цвет? (Небо, реки, озера, моря) . Это цвет верности, честности, безупречности. А с чем можно сравнить красный цвет?

Дети: Цвет тепла, огня, солнца.

Воспитатель: И символизирует этот цвет смелость, мужество, любовь.
А ещё – белый, красный, и синий это цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим с вами весь белый свет, весна красна, сине море, красна девушка.
Нитками этих цветов украшали вышивки, на одежде. Эти цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, о доброте, о скромности.

Четвертый этап «Наш национальный костюм»

Детям предлагаются картинки с изображением людей в различных национальных костюмах, необходимо найти русский национальный костюм.

Пятый этап «Музыкальный»

– Немало песен сложено о нашей Родине. Давайте сейчас исполним песню «Наш край»
– А теперь подведем итог нашей игры. Подсчитайте общее количество фишек у своей команды.
Итак, победителем становится команда, набравшая наибольшее количество фишек «Матрешки»

Список литературы:

1. Ветохина А.Я., Дмиренко З.С, Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО Издательство «Детство-ПРЕСС». 2011 – 192с.
2. Газаева З.Ш., Абрамочкина О.Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника.// «Управление ДОУ». – 2010.№ 7. – 97с.
3. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: // «Управление ДОУ». – 2006. – № 8. – 80с.
4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа.) – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 112с.
5. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской . – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160с. (Серия «Вместе с детьми».)
6. Наследие. И быль и сказка.: пособие по нравственному воспитанию детей дошкольного и мл. школьного возраста на основе традиций отечественной культуры./ Е.В.Соловьёва., Л.И.Царапенко – М.: Обруч, 2011, – 144с.




Top