Захаров андреян дмитриевич биография. Российский архитектор А

Биография

Родился 8 августа 1761 года в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В раннем возрасте был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии Художеств , где проучился до 1782 года . Его учителями были А. Ф. Кокоринов , И. Е. Старов и Ю. М. Фельтен . В 1778 году Андреян Захаров получил малую серебряную медаль за проект загородного дома, в 1780 году - большую серебряную медаль за «архитектурную композицию, представляющую дом принцев». При окончании училища получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год у Ж. Ф. Шальгрена .

В 1786 году вернулся в Петербург и начал работать преподавателем в Академии художеств, одновременно начав заниматься проектированием. Через некоторое время Захарова назначили архитектором всех недостроенных строений Академии Художеств.

После этого он работал в Санкт-Петербурге, достиг звания главного архитектора Морского ведомства.

1803-1804. Архитектурный план нижегородской ярмарки

Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А. А. Бетанкур построил её через несколько лет.

1805-1811 Работа над зданием Адмиралтейства

Первоначальную постройку Адмиралтейства осуществил архитектор И. К. Коробов в 1738 году , это здание является величайшим памятником русской архитектуры стиля ампир . Одновременно с этим оно является градообразующим зданием и архитектурным центром Санкт-Петербурга.

Захаров выполнял работы в 1806-1811 годах. Создавая новое, грандиозное здание протяжённостью главного фасада 407 м, он сохранил конфигурацию плана уже существовавшего. Придав Адмиралтейству величественный архитектурный облик, ему удалось подчеркнуть его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Центром здания является монументальная башня со шпилем, на которой расположен кораблик, ставший символом города. Этот кораблик несёт старый шпиль Адмиралтейства, созданный архитектором И. К. Коробовым. В двух крыльях фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, чередуются сложным ритмическим рисунком простые и чёткие объёмы, такие как гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии.

Сильной стороной оформления является скульптура. Декоративные рельефы здания дополняют крупные архитектурные объёмы, грандиозно развёрнутые фасады оттенены пристенными скульптурными группами.

Внутри здания сохранились такие интерьеры Адмиралтейства, как вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека. Обилие света и исключительное изящество отделки оттенены чёткой строгостью монументальных архитектурных форм.

Другие работы в Санкт-Петербурге и пригородах

В период работы над Адмиралтейством, Захаров работал также над другими задачами:

Основная статья: Провиантский остров

В частности, Захаров разработал около 1805 г. проект кафедрального собора Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе. Собор построен уже после смерти архитектора, в 1830-1835 гг. под именем Преображенского и сохранился до наших дней. Проект собора был использован также зодчим С.Е. Дудиным для постройки собора Александра Невского в Ижевске.

А. Д. Захаров был похоронен на Смоленском православном кладбище . В 1936 году прах и надгробие А.Д. Захарова и его родителей были перенесены на

Андрея́н (Адриа́н) Дми́триевич Заха́ров (8(19) августа 1761 - 27 августа (8 сентября) 1811, Санкт-Петербург) - русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Родился 8 августа 1761 года в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В раннем возрасте (ему ещё не исполнилось и шесть лет) был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии Художеств, где проучился до 1782 года. Его учителями были А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старов и Ю. М. Фельтен. В 1778 году Андреян Захаров получил серебрянную медаль за проект загородного дома, в 1780 году - Большую серебрянную медаль за "архитектурную композицию, представляющую дом принцев". . При окончании училища получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год у Ж. Ф. Шальгрена.В 1786 году вернулся в Петербург и начал работать преподавателем в Академии художеств, одновременно начав заниматься проектированием. Через некоторое время Захарова назначили архитектором всех недостроенных строений Академии художеств.В конце 1799 года указом Павла I Захаров был назначен главным архитектором Гатчины, где проработал почти два года.После этого он работал в Санкт-Петербурге, достиг звания главного архитектора Морского ведомства.С 1787 года Захаров преподавал в Академии Художеств, среди его учеников был архитектор А. И. Мельников.С 1794 года Захаров стал академиком петербургской Академии Художеств.

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Работы, производимые А. Д. Захаровым в этот период шли по нарастающей сложности задач и раскрытия таланта архитектора. Он работал со всё возрастающими по сложности задачами.

1799-1800 Гатчина. Лютеранская церковь Святого ПетраОсновная статья: Лютеранская церковь Святого Петра (Гатчина).Строительство кирхи было начато неизвестным архитектором в 1789 году, но не окончено. Захаров приступил к работам в 1799 году, под его руководством здание было значительно перестроено, закончена внутренняя отделка, также по его проекту был создан иконостас и кафедра с балдахином. Самой заметной из выразительных деталей нового здания были позолоченные петух и шар, изготовленные для шпица, завершающего колокольню из толстой латуни (уничтожены в Великую Отечественную войну, не восстановлены).

1800 Гатчина. Горбатый мост

Горбатый мост в Гатчине.Горбатый мост в Дворцовом парке Гатчины был построен А. Д. Захаровым по собственному проекту, первые документальные свидетельства датируются ноябрём 1800 года. Мост имеет два широких береговых устоя, оформленных в виде террас - обзорных площадок. Террасы и пролёт моста обнесены балюстрадой, в средней части моста устроены каменные скамьи для отдыха. Поскольку архитектура моста рассчитана на восприятие с большого расстояния, его элементы создают игру света и тени, отчётливо видимую издалека.

Гатчина. «Львиный мост»Построен по проекту А.Д.Захарова в 1799-1801 гг. Второе название мост получил из-за каменных львиных масок, которые украшают замковые камни его трех арок. Кроме этих каменных масок по замыслу архитектора на невысоких постаментах моста предполагалось установить скульптурные группы, аллегории «Изобилие рек». После трагической гибели императора Павла I этот проект не был осуществлен. Но даже без скульптуры Львиный мост принадлежит к лучшим произведениям дворцово-парковой архитектуры. Разрушенный в годы войны Львиный мост восстановлен в конце прошлого века.

1803-1804. Проект застройки Васильевского островаПерестройку Васильевского острова в Санкт-Петербурге по проекту Захарова предполагалось выполнить в традициях французской градостроительной школы: единство ансамбля должно было быть достигнуто общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями. Исполнение проекта должно было привести к перестройке здания Академии наук.

1803-1804. Архитектурный план нижегородской ярмарки.Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А. А. Бетанкур построил её через несколько лет.

Александровский сад и Адмиралтейство

В 1805 Захаров был назначен главным архитектором Морского ведомства, сменив на этом посту Чарльза Камерона. На этой должности в его ведении сосредоточились руководство строительством и проектирование гражданских и производственных зданий и сооружений. Первым проектом архитектора в новой должности стала перестройка здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.Первоначальную постройку Адмиралтейства осуществил архитектор И. К. Коробов в 1738 году, это здание является величайшим памятником русской архитектуры стиля ампир. Одновременно с этим оно является градообразующим зданием и архитектурным центром Санкт-Петербурга.Захаров выполнял работы в 1806-1811 годах. Создавая новое, грандиозное здание протяжённостью главного фасада 407 м, он сохранил конфигурацию плана уже существовавшего. Придав Адмиралтейству величественный архитектурный облик, ему удалось подчеркнуть его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Центром здания является монументальная башня со шпилем, на которой расположен кораблик, ставший символом города. Этот кораблик несёт старый шпиль Адмиралтейства, созданный архитектором И.К.Коробовым. В двух крыльях фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, чередуются сложным ритмическим рисунком простые и чёткие объёмы, такие как гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии.Сильной стороной оформления является скульптура. Декоративные рельефы здания дополняют крупные архитектурные объёмы, грандиозно развёрнутые фасады оттенены пристенными скульптурными группами.Внутри здания сохранились такие интерьеры Адмиралтейства, как вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека. Обилие света и исключительное изящество отделки оттенены чёткой строгостью монументальных архитектурных форм.

Дом Мижуева (Фонтанка, 26)

В период работы над Адмиралтейством, Захаров работал также над другими задачами:

В 1806-1808 годах Захаров создал проект застройки Провиантского острова

В 1806-1809 году он создал проект ансамбля Галерного порта

Кроме того, Захаров плодотворно работал над градостроительными задачами Кронштадта.В 1806-1817 годах архитектор работал над одним из самых значимых сооружений Кронштадта - Андреевским собором (не сохранился).Кроме того, Захаров готовил проекты казённых строений и церквей для губернских и уездных городов России. Эксперты отмечают их подчёркнуто монументальный характер.В частности, Захаров разработал около 1805 г. проект кафедрального собора Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Собор построен уже после смерти архитектора, в 1830-1835 гг. под именем Преображенского и сохранился до наших дней.

Матвей Казаков родился в 1738 в Москве, в семье мелкого чиновника. С 1751 по 1760 учился в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1768 работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения, в частности с 1768 по 1773 участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 - в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле. В 1775 Казаков был утверждён в звании архитектора.

Наследие Казакова включает множество графических работ - архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774-1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов, А. Н. Бокарев, О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805школа была преобразована в Архитектурное училище.

Во время Отечественной войны 1812 г. родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань. Там зодчий узнал о пожаре Москвы - это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября) 1812 в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря.

Его именем в 1939 названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне.

[править]Работы

Многие памятники казаковской Москвы сильно пострадали во время пожара 1812 года и были восстановлены с отклонениями от первоначального замысла архитектора. Авторство Казакова в отношении многих палладианских построек, особенно построенных по типовым проектам за пределами Москвы, гадательно и крайне спорно (несмотря на содержащиеся в краеведческих изданиях утверждения).

Памятник Василию Баженову иМатвею Казакову (на переднем плане) вЦарицыне работы Леонида Баранова

Здание Сената в московском Кремле (1776-1787);Здания университета на Моховой (1786-1793, после пожара 1812 г. перестроены Доменико Жилярди);Благородное собрание (1775);Дом архиепископа Платона, впоследствии Малый Николаевский дворец (1775)Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788);Путевой дворец (Тверь);Дом Козицких на Тверской (1780-1788);Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791-1803);Дом-усадьба Демидова в Гороховском переулке (1779-1791);Дом-усадьба Губина на Петровке (1790-е);Голицынская больница (1796-1801);Павловская больница (1802-1807);Дом-усадьба Барышникова (1797-1802);Генеральный план Коломны 1778 года;Церковь Спаса в селе Райсемёновское, достраивал в 1774-1783Петровский подъездной дворец (1776-1780);Генерал-губернаторский дом (1782);Мавзолей в Николо-Погорелом (Смоленская обл., 1784-1802).

Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811)

Архитектор Андреян Дмитриевич Захаров, прославленный зодчий русского классицизма-ампира, обессмертил себя постройкой уникального здания Адмиралтейства в Ленинграде. А. Д. Захаров вошёл в русскую архитектуру как один из одарённейших её представителей, как талантливейший зодчий-градостроитель, смело решавший труднейшие архитектурные задачи своего времени. Он уделял большое внимание организации строительства, вопросам планирования отдельных посёлков, реконструкции ранее построенных сооружений, архитектурно-полноценному решению мелких, утилитарных построек и т. д. Трудно переоценить значение А. Д. Захарова для русской архитектуры рубежа XVIII и XIX вв. Созданным им Адмиралтейством он подвёл итог значительному этапу развития русской архитектуры и градостроительства и определил на десятилетия их дальнейшее развитие.

Андреян Дмитриевич Захаров родился 19 августа 1761 года в семье мелкого служащего адмиралтейской коллегии прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. Шести лет он был отдан в училище при Академии художеств. Тем самым был как бы предопределён его дальнейший путь к искусству и архитектуре. Окончив училище, он перешёл в "архитектурные классы" Академии, где продолжил своё образование. Награды за удачные курсовые проекты, свидетельствующие о большой его одарённости, следуют одна за другой.

В 1778 г. за проект "Загородного дома" он получил вторую серебряную медаль, а через два года, в 1780 г., за проект "Дома принцев" - первую серебряную. Осенью следующего года он окончил Академию с большой золотой медалью. Она была получена им за дипломную работу, изображавшую "Увеселительный дом" (Фокзал). Это отличие давало А. Д. Захарову право на заграничное пенсионерство.

Следуя установившейся традиции, осенью того же года А. Д. Захаров выехал во Францию вместе с другими воспитанниками Академии, отличившимися на выпускных экзаменах.

Прибыв в Париж, А. Д. Захаров попытался попасть в мастерскую прославленного французского архитектора де-Вальи, обучавшего некогда Баженова. "Я был ему представлен, - писал Захаров в Академию, - но он меня взять своим учеником не мог, ...у него места не было, а позволил приносить свои работы, в чём он никогда никому не отказывал...".

А. Д. Захарову пришлось искать другого руководителя, который смог бы своими советами и указаниями завершить его образование. Проработав полгода у малоизвестного архитектора Беликара, А. Д. Захаров, не удовлетворённый им, перешёл к Шальгрэну, под руководством которого работал до конца своего пенсионерства.

А. Д. Захаров регулярно сообщал Академии о своих занятиях: "Продолжаю ходить в Королевскую Академию на лекции, - писал он, - беру программу, когда в оной Академии задают, временем с мастеровых работ копирую" (рапорт от 27 декабря 1783 г.). В июле следующего, 1784 г. он сообщает об отсылке в Петербург одного из своих проектов: "Компановал и рисовал оного программу, которая была задана господином Шальгрэном... под смотрением которого я оную работал".

Несмотря на полное удовлетворение своим руководителем и его советами, А. Д. Захаров, однако, стремился съездить в Италию, эту обетованную страну всех людей искусства XVIII в. Посещение прославленных памятников Рима и северной Италии, их изучение и зарисовка как бы завершали пройденный курс обучения. 20 апреля 1785 г. он официально сообщил Академии о "нетерпимом и прежестоком" своём желании посетить Италию с её художественными и архитектурными сокровишами. "Как ни славны мастера в архитектурной школе во Франции - писал Захаров, - однако вспоможения, какие художник может иметь, всегда есть очень превосходны к тем, которые ему одарит Италия, где художество было воздвигнуто на превысокий градус совершенства". Академия художеств не возражала против поездки А. Д. Захарова в Италию, но денег на неё не отпустила. Своих же средств у молодого зодчего не было, и его горячее желание осталось неосуществлённым. В мае 1786 г. А. Д. Захаров вернулся на родину.

В том же году первого декабря А. Д. Захаров был признан "назначенным" на соискание звания академика. Ему была предложена тема: "Дом для публичных увеселений". Как видно, общественные здания все более и более завоёвывали себе место в конкурсных испытаниях Академии художеств. Проект на предложенную тему А. Д. Захаров закончил только через восемь лет - в 1794 г., когда и был удостоен звания академика. Такая длительная задержка с исполнением проекта была вызвана большой педагогической работой, на которую был приглашён молодой архитектор. Он начал эту работу в Академии художеств уже с 1787 г. и не прерывал её до самой смерти. Он вёл её и в годы наиболее интенсивной работы над проектом, и при строительстве Адмиралтейства, когда это колоссальное здание поглощало всё его внимание и силы.

Первой известной нам работой А. Д. Захарова надо считать проект торжественной декорации в связи с заключением мира с Турцией в Яссах в декабре 1791 г. Это раннее архитектурное произведение А. Д. Захарова выполнено ещё в типичной манере XVIII в., с её пристрастием к аллегориям. Сохранилось "изъяснение рисунка" самого автора, которое образно раскрывает нам мысли, лёгшие в основу этого проекта: "Изображён храм Российского благополучия в торжественном украшении. По среди храма алтарь с возжённым на нём пламенем... По среди входа ко храму положены сухопутные и морские трофеи, означающие победы последней войны... По концам входа воздвигнуты два обелиска, на коих гербы российских губерний. Ко одному Гении присовокупляют медальон с надписью: Очаков и по Днестр... Храм и памятники основаны на каменной горе. Гора знаменует твёрдость и непоколебимость".

В этой архитектурной декорации многое ещё не нашло окончательного решения, чрезмерно обилие всевозможных архитектурных форм, не говоря уже о некоторой несогласованности масштабов отдельных частей композиции. Но и в этом раннем проекте А. Д. Захарова мы обнаруживаем те приёмы и тот монументализм, которые будут потом развиты мастером в его последующих произведениях.

Практическая деятельность А. Д. Захарова как архитектора началась лишь в последние годы XVIII столетия. В 1800 г. он назначается архитектором города Гатчина. Здесь он ведёт работы по дворцу, составляет по сумасбродной мысли императора Павла проект монастыря Харлампия, который предполагалось построить недалеко от дворца, и строит ряд парковых павильонов. Из этих работ наиболее интересной является здание "птичника" или "фазанника". Здание выполнено, как и дворец, из местного, естественного камня. Особенно привлекательна центральная часть. Её колонны и пилястры, покрытые продольными канелюрами, особенно выгодно выделяются на фоне затенённых стен лоджии (род отступа в массиве здания). Центральная часть увенчана балюстрадой из тяжёлых тумб с шарами и красивых фигурных балясин. Окна второго этажа под лоджией и боковых крыльев завершаются арками. Этот приём, как и растёсанные швы между камнями, усиливает значение материала - камня, из которого сделано здание. Круглые башни на боковых фасадах не менее монументальны, чем центральная часть.

В этой ранней постройке А. Д. Захарова уже угадываются те характерные черты архитектуры мастера, которые позднее станут лейтмотивами его произведений. Строгая простота и монументальность форм - вот что привлекает А. Д. Захарова, к чему стремится он и чего достигает с таким совершенством.

После смерти Павла работы в Гатчине прервались. А. Д. Захаров направляется в ряд губернских городов, где он должен был выбрать места для постройки зданий военных училищ. В это же время он составляет проект церкви при Александровской мануфактуре, которая была выстроена в 1804 г. Несмотря на то, что традиции архитектуры XVIII в. здесь видны ещё вполне отчётливо, всё же отдельные части здания, как колонный портик, обработка стен храма и т. д., позволяют видеть в этом произведении и черты новой архитектуры, получившей впоследствии название стиля ампир. Постройка этого храма, как и составление проектов типовых зданий государственных учреждений для губернских и уездных городов, явилась как бы подготовкой к той огромной работе, которая должна была поглотить все силы зодчего.

25 мая 1805 г. А. Д. Захаров был назначен "Главных адмиралтейств архитектором". Эта дата является в жизни зодчего знаменательной. Он вступает на путь интенсивной архитектурной деятельности, результатом которой является постройка нового здания Адмиралтейства, принёсшего ему мировую славу.

Ещё во время Петра - архитектор Коробов по его приказу построил деревянное здание первого Адмиралтейства. Оно служило не только местом, где помещалось управление русского флота, но, главным образом, предназначалось для починки и постройки русских военных кораблей. Длинные низкие корпуса, окружённые на случай военной опасности рвами и земляными бастионами, образовывали в плане фигуру, напоминавшую большую, несколько растянутую букву П. Лишь в центре этих корпусов высилась стометровая башня, увенчанная шпилем с корабликом вверху, этим символом Адмиралтейства. Первоначально это сооружение почти никак не было связано с архитектурным пейзажем новой столицы, тем более, что центральная часть города, со всеми дворцами и правительственными зданиями, должна была располагаться на Васильевском острове. Остальную часть города предполагалось разместить на противоположном, правом, берегу Невы. Лишь высокая башня со шпилем как бы перекликалась со стройной колокольней собора Петропавловской крепости, увенчанной таким же шпилем - иглой.

Но со временем положение Адмиралтейства в городе сильно изменилось. Из здания, стоявшего на краю города, оно превратилось в его чуть ли не главное сооружение. Во всяком случае ко времени А. Д. Захарова оно играло, даже в своём непритязательном виде, виднейшую роль в городе. Стараниями русских зодчих - Захарова, Еропкина и Обухова - в середине XVIII в. была упорядочена планировка Петербурга. Три проспекта, являвшиеся главнейшими улицами столицы, украшенные замечательными дворцами, частными домами, храмами и зданиями государственных учреждений, сошлись к основанию башни Адмиралтейства. Вопреки первоначальному замыслу город стал строиться на левом берегу Невы, на так называемой адмиралтейской стороне. Здесь были сосредоточены лучшие и важнейшие здания города. Благодаря этому Адмиралтейство заняло совершенно особое место в городе и его архитектуре. Из практического, производственного сооружения оно превратилось в здание, игравшее огромную архитектурно-организующую роль в городе.

Но к началу XIX в., когда Петербург украсился исключительными по мастерству и красоте зданиями, старое Адмиралтейство Коробова не могло уже отвечать той роли, которой оно было теперь наделено стараниями многих архитекторов XVIII в. Естественно, что здание должно было быть коренным образом перестроено согласно новому положению, которое оно занимало в городе. Эта трудная, но почётная задача выпала на долю А. Д. Захарова.

А. Д. Захаров подошёл к её разрешению в первую очередь как зодчий-градостроитель. Он понял, что ему надо было выстроить не отдельно стоящее прекрасное здание, а главное здание столицы России. И он выстроил это здание. Великие замыслы Баженова, мечтавшего перестроить центр Москвы в виде одного грандиозного сооружения, ожили вновь в проектах А. Д. Захарова в Петербурге.

Одной из больших заслуг А. Д. Захарова явилось то, что он сохранил башню со шпилем Коробова, одев её лишь в новый подобающий ей наряд. Тем самым сохранялась преемственность с тем зданием, которое было некогда сооружено по повелению Петра. Но А. Д. Захаров придал своему зданию гораздо большее значение, чем оно имело до того. Его Адмиралтейство сделалось памятником великого акта основания Петербурга, как столицы, как порта, как "окна в Европу". Адмиралтейство стало символом города.

А. Д. Захаров сохранил схему прежнего плана в виде буквы П. Башня, как и прежде, являлась узлом всей архитектурной композиции. В неё зодчий вложил весь свой талант. Башня сделалась олицетворением силы русского флота. Низ башни представляет собой могучий куб в виде единого массива. В его толще прорезаны ворота-арки, ведущие во внутренний двор Адмиралтейства. Ряды замковых камней над двойной аркой говорят о её нагрузке. Трубящие "славы" по её бокам, барельеф "на заведение флота в России" и грации, несущие земную сферу, дополняют убранство этой части башни. Одновременно эти скульптуры своей композицией, своими основными линиями вторили архитектурным линиям, благодаря чему создавалось глубокое единство, связывающее скульптуру с архитектурой. Кроме того, тематика скульптур раскрывала смысл величайших деяний Петра.

Над этим тяжёлым могучим основанием высится лёгкая башня, обрамлённая, словно венком, колоннадой и украшенная многочисленными скульптурами. Золотой шпиль с золотым же корабликом вверху легко и стремительно возносится в небо, завершая купол этого величественного сооружения. Учитывая обычно облачное небо над столицей, А. Д. Захаров применил не только золото (шпиль), но и окрасил всё здание в жёлтый с белым цвет. Поэтому даже в самые мрачные дни непогоды Адмиралтейство кажется всегда радостным, светлым, ярким, блещущим, точно купающимся в лучах яркого солнца.

Значительно труднее было решить корпуса, вытянувшиеся по обеим сторонам башни. В общей сложности они образуют фасад, имеющий до 400 метров длины. Такая длина фасада грозила тем, что здание зрительно легко могло распасться на отдельные почти не связанные друг с другом части или выглядеть скучным, "казённым". Но А. Д. Захаров преодолел и эту трудность. Умело расставляя колонные портики или отдельные выступы здания, чередуя их с лаконично обработанными стенами основных корпусов и умело подчиняя их башне, он избежал возможных недостатков. Здание Адмиралтейства не распадается на отдельные составляющие его части, наоборот, оно выглядит как единый, могучий массив, занимающий огромный квартал города. Общее единство и грандиозный масштаб закрепили за ним ту роль и значение в архитектуре города, которые ему придал архитектор.

Не менее блестяще завершены боковые корпуса со стороны Невы. Оба они заканчиваются парными павильонами. По центру этих павильонов расположены арки, перекрывавшие некогда канал, ведший во внутренний двор Адмиралтейства. По этому каналу входили мелкие суда для ремонта в мастерских Адмиралтейства. По бокам арок на постаментах укреплены скрещённые якори - эти символы флота. Павильоны увенчаны низкими цилиндрами, на которых в перевитых хвостах скульптур дельфинов укреплены флагштоки. По обеим сторонам центральных частей павильонов с их арками поставлены колонные портики, архитектурно связывающие эти части здания со всем остальным зданием Адмиралтейства.

Адмиралтейство, как ни одно другое здание той эпохи, обильно украшено скульптурами и барельефами, выполненными лучшими русскими скульпторами того времени. Декоративная лепнина, фигурные барельефы, фронтоны, отдельные скульптуры в исключительном изобилии украшают произведение А. Д. Захарова. Благодаря этому, несмотря на строгость архитектурных форм и линий, здание в целом выглядит исключительно пластичным, лишённым сухости и однообразия.

Несмотря на то, что Адмиралтейство было закончено после смерти его автора, несмотря на то, что оно претерпело ряд, порой даже значительных, изменений, оно до сих пор производит сильнейшее впечатление на зрителя. Адмиралтейство олицетворяет город, и недаром его изображение выбито на медали, посвящённой великой обороне города от фашистских орд, мечтавших его захватить в 1941-1942 гг. Оно стоит в ряду величайших архитектурных произведений мира. Можно поражаться тому, как мог зодчий в течение шести лет не только спроектировать это колоссальное сооружение, но и выполнить все его основные детали. Несмотря на эту огромную работу, А. Д. Захаров выполнял и ряд других работ, связанных с его должностью архитектора Военно-морского ведомства. Так, одновременно с выполнением первого варианта Адмиралтейства, он проектирует и строит собор в Кронштадте, многие детали и части которого очень близки к соответственным частям Адмиралтейства.

Среди этих работ выделяется проект "Морских провиантских магазинов", где стиль мастера, так привлекающий нас в Адмиралтействе, сказался, кажется, с ещё большей полнотой. Здание огромной протяжённости решено в спокойных лаконических и монументальных формах. Ни одна колонна, столь любимая архитекторами ампира, не украшает здание "магазинов". Тем не менее, оно привлекает нас изяществом и благородством своих форм, мерным ритмом окон и входов. Лишь кое-где размещённые скульптурные барельефы скромно украшают это монументальное сооружение.

Помимо этого проекта, А. Д. Захаров создал проект госпиталя, выстроенного в Херсоне, Гатчинского воспитательного селения и т. д. Но все эти произведения, как бы интересны они ни были, не могут сравниться с Адмиралтейством, являющимся подлинной непревзойдённой драгоценностью архитектуры русского классицизма-ампира.

Академия художеств отметила эту внезапную и столь тяжёлую утрату. В отчёте за 1811 г. мы читаем: "Академия в сем году лишилась сочлена своего, профессора архитектуры, статского советника Захарова, каковая потеря по сведениям и дарованиям его весьма для Академии чувствительна. Опыты талантов его и правильного вкуса в строений достаточно представить может и одно ныне строящееся здание Адмиралтейства, отличающееся великолепием и красотою".

О А. Д. Захарове : Грабарь И., История русского искусства, т. III; Историческая выставка архитектуры 1911 г., Спб., 1912; Лансере Н., Захаров и его Адмиралтейство, "Старые годы", Спб., 1912; Его же, Главное Адмиралтейство и история его создания, "Морской сборник", Л., 1926, № 8-9; Гримм Г. Г., Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество, М., 1940.

Талантливый русский архитектор Андреян (Адриан) Дмитриевич Захаров родился 8 (19) августа 1761 года в Петербурге в семье мелкого чиновника Адмиралтейств-коллегии прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. И хотя семья была небогата, Захаров-отец все же сумел дать двум своим сыновьям хорошее образование. Оба они стали впоследствии профессорами и академиками. При этом Яков Захаров прославился как крупный ученый в области химии и механики, а его младший брат Андреян - как гениальный архитектор.

21 апреля 1767 года, когда Андреяну еще не исполнилось 6 лет, отец определил его на казенный счет воспитанником в художественное училище при Академии художеств. С этого времени вся жизнь будущего архитектора тесным образом связана с Академией. Окончив подготовительное училище, Андреян Захаров перешел в Академию и занимался там у выдающихся русских зодчих того времени: профессоров А.Ф. Кокоринова, А.А. Иванова и И.Е. Старова. 13 сентября 1778 г., через два года после перехода в архитектурный класс, Захаров получает малую серебряную медаль за проект загородного дома, а 29 сентября 1780 г. удостаивается большой серебряной медали за "архитектурную композицию, представляющую дом принцев". В ноябре 1781, Захарову была задана выпускная программа - разработать проект "факсала" (вокзала), предназначавшегося для отдыха и увеселений. За этот проект на выпускном экзамене в 1782 году Захаров получил большую золотую медаль, которая давала право на поездку за границу для совершенствования знаний, полученных в Академии.

В 1782 году, окончив Петербургскую Академию художеств, Захаров отправляется в Париж. Здесь он поступает в мастерскую к одному из ведущих французских архитекторов Ж.Ф. Шальгрену. Вот как писал Шальгрен о своем ученике в отзыве, направленном им в Академию художеств: "В настоящее время под моим руководством работает... Захаров, способностями и поведением которого я не могу достаточно нахвалиться. Такие люди всегда дают высокое представление о школе, которая их воспитала, и позволяют высоко ценить учреждение, которое оказывает такое блестящее содействие искусствам. ...Мое намерение было заставить его упражняться над большими заданиями, которые требуют все напряжение таланта, чтобы развить прекрасное дарование, которое получил этот молодой человек от природы". После четырех лет работы во Франции летом 1786 года А.Д. Захаров возвращается в Петербург, а со следующего, 1787 года он уже сам преподает архитектуру в Академии художеств. Его преподавательская деятельность не прерывалась до конца жизни. Почти одновременно с преподаванием Захаров занялся проектированием. Так, например, известно, что в 1789 г. он разработал проект училища для села Любучи Рязанского наместничества.

К 1792 г. относится первая по времени из известных графических работ архитектора - эскиз торжественной декорации по случаю заключения мира в Яссах в декабре 1791 г., ознаменовавшего победу русской армии и флота над Турцией. В 1794 году А.Д. Захаров становится академиком Петербургской Академии художеств. Тогда же он был назначен архитектором всех академических строений. В течение пяти последующих лет (1794-1799) Захаров проектировал отделку интерьеров, занимался устройством новых апартаментов для президента Академии художеств, руководил текущими ремонтными работами.

В конце 1799 г. по повелению Павла I А.Д. Захаров, сохраняя должность профессора Академии художеств, становится архитектором города Гатчины, где находилась загородная резиденция императора. Известно, что первоначально на должность гатчинского архитектора планировали взять Винченцо Бренну, но в 1799 он был занят на строительстве Михайловского замка в Петербурге, поэтому в Гатчину был направлен Захаров. Фактически он становится придворным архитектором, принимая деятельное участие в работах по перестройке Гатчинского дворца, проектировании и строительстве многочисленных городских и дворцово-парковых сооружений. В качестве помощника с 1800 года у него работал А.Н. Воронихин, создавший впоследствии такие выдающиеся произведения русской архитектуры, как Казанский собор и здание Горного института. Почти два года проработал Захаров в Гатчине. Довел до конца надстройку Кухонного каре, разработал проект новой дворцовой церкви на месте старой и построил ее. Под его руководством заканчивалось строительство Дворцовых конюшен по проекту В. Бренны. Целый ряд сооружений спроектировал Захаров для парка. Самым значительным являлся монастырь святого Харлампия. Осенью 1800 года начались работы по его возведению, но после смерти Павла I работы были прекращены. Захарову было разрешено закончить только те сооружения, которые близились к окончанию. Он успел создать самый лучший мост в парке - Горбатый мост, напоминающий венецианские мосты, а также Львиный мост, павильоны "Ферма" и "Птичник".

В 1801-1802 годах по указанию Александра I А.Д. Захаров совершил поездки в различные губернии для разработки на местах проектов военных училищ, составления проектов и смет для их строительства. Эта поездка сыграла большую роль в формировании собственного архитектурного почерка Захарова. В 1803 году, после возвращения в Петербург, он представил серию образцовых, или типовых, зданий для провинциальных городов. В числе составленных архитектором чертежей были проекты домов генерал-губернатора, гражданского губернатора, вице-губернатора, здания присутственных мест, тюрем, винных и соляных складов для губернских городов. В соответствии с образцовыми проектами Захарова сооружаются многочисленные различного назначения здания в Полтаве, Чернигове, Казани, Симбирске, Архангельске и многих других городах России.

С 1797 года он являлся профессором, а с 1803 года - ведущим (старшим) профессором архитектурного класса Академии художеств. Тогда же Захаров выполняет проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания Академии Наук (1803-1804), выполненный в традициях французской градостроительной школы. В это же самое время Захаров подготавливает проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки. А.Д. Захаров усиленно занимался составлением проектов, но, несмотря на освобождение от должности академического архитектора, он неоднократно привлекался к строительным работам, уже в качестве эксперта и проектировщика. К наиболее значительным из этих работ относится осуществленный проект Литейной мастерской при Академии художеств (1805, не сохр.).

В том же 1805 году Захарова назначают главным архитектором Главного Адмиралтейства в Петербурге вместо Ч. Камерона, исполнявшего эту должность с 1802 по 1805 г. В середине июля 1805 Захаров принял у Камерона все дела, в том числе чертежи и сметы. С этого времени и до последних дней жизни он руководил и направлял всю строительную работу. Чтобы справиться с огромным объемом работ, архитектору необходим был целый штат помощников, которых ему постоянно не хватало. Из-за этого Захаров вынужден был тратить массу времени на черновую, не требующую высокой квалификации работу.

Здание Адмиралтейства (1806-1823) в Петербурге - величайший памятник, шедевр русской архитектуры. Старое здание Адмиралтейства было построено в 1727-1728 годах архитектором И.К. Коробовым. Через сто лет было решено начать работы по его реконструкции. Подготовить проект и претворить его в жизнь поручили А.Д. Захарову, "Главных Адмиралтейств Архитектору". Получив задание капитально перестроить коробовское Адмиралтейство, Захаров с большим подъемом и энергией взялся за дело. Проект, составленный им, был утвержден императором, и 25 мая 1806 года на Адмиралтейском дворе вновь начались строительные работы. Задача, вставшая перед Захаровым, была чрезвычайно сложна. Ему предстояло не только переделать фасады, но и произвести перепланировку сотни помещений. Дело в том, что сама верфь нуждалась в коренной реконструкции. А кроме того, требовались новые помещения для только что учрежденного Министерства морских сил, в состав которого вошли и Адмиралтейств-коллегия, и вновь созданный Адмиралтейский департамент. Адмиралтейство по-прежнему должно было оставаться не только резиденцией морского ведомства "с его библиотекою, музеумом и прочими к нему принадлежностями", но и производственным предприятием с кладовыми и кузницами. Совмещение действующей верфи со зданием, играющим главную роль в архитектурном ансамбле, было задачей весьма необычной, почти не имевшей прецедентов в истории мировой архитектуры. Кроме того, Захаров был стеснен планом старого Адмиралтейства, которое он изучил самым тщательным образом и которое решил по мере возможности не разрушать. Архитектор исключительно бережно отнесся к творению своего предшественника.

Захаров сам установил очередность предстоящих работ, разбив их на несколько этапов. Первый - сооружение корпуса перед Зимним дворцом; второй - крыла главного корпуса до башни; третий - башня и т. д. Однако строительство продвигалось вперед медленнее, чем это предусматривалось планами и сметой. Кстати, по смете, составленной Захаровым, стоимость строительства была определена в 654 232 рубля ("...если же сделать колонны, карнизы и прочие украшения из пудожского камня, то еще нужно прибавить 110 000 рублей"). А фактически было израсходовано 2,5 миллиона рублей. Причин тому было несколько. Во-первых, иногда на стройке ощущалась нехватка рабочей силы. Во-вторых, тормозило дело и личное вмешательство императора, далеко не всегда разумное и своевременное. Строительство первоочередного, восточного корпуса началось в 1806 году. К осени того же года была возведена часть стен. На следующий год здание подвели под крышу, а еще год спустя Александр I потребовал сократить его длину (чтобы корпус не подходил вплотную к Неве), в связи с чем пришлось сломать часть уже воздвигнутого здания, переделать проект и начать строительство сначала. В 1811 году в основном завершились работы по отделке восточной части Адмиралтейства, включая и Невский павильон, но здание в целом было еще далеко не окончено. Борьба за каждую деталь Адмиралтейства, борьба с бюрократической рутиной и сопротивлением чиновников бесконечно изматывала силы. Зодчий остро нуждался в хорошей мастерской, способной избавить его от черновой работы, в увеличении числа помощников. В одном из рапортов Захаров писал, что его сотрудники загружены не по силам и "от непомерных трудов до того изнурены, что беспрестанно впадают в болезни очевидные".

Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Предшественникам зодчего не приходилось создавать таких протяженных фасадов, какие имеет Адмиралтейство (главный фасад - 407 м, а каждый из боковых - около 172 м). В центре здания - монументальная ступенчатая башня со шпилем - знаменитая Адмиралтейская игла (высотой 72,5 м), ставшая символом города. Для создания скульптурного убранства были привлечены лучшие русские ваятели того времени (Ф.Ф. Щедрин, И.И. Теребенев, С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский и др.). Строительство Адмиралтейства явилось вершиной творческого гения Захарова, шедевром русского зодчества.

Архитектор трудился не жалея себя, не зная отдыха. Он буквально сгорел на работе. Андреян Захаров умер в Петербурге 27 августа (8 сентября) 1811 года, так и не успев завершить свое великое творение, которому суждено было стать выдающимся произведением не только в творчестве самого зодчего, но и во всей мировой архитектуре. Похоронен он был на Смоленском православном кладбище, рядом со своими родителями - Д.В. Захаровым (1732-1810) и Е.В. Захаровой (1740-1830). В 1936 году их прах и памятник был перенесен в Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры). Осталась на Смоленском кладбище только могила его брата - Якова Дмитриевича (1765-1836), химика, академика, основоположника научного воздухоплавания.

Андреян Захаров прожил сравнительно недолгую, но яркую творческую жизнь. Он полностью посвятил себя зодчеству, у него не было собственного дома и семьи - архитектор жил в холостяцкой казенной квартире, предоставленной ему Академией. В год кончины ему только что исполнилось 50 лет, а все основные проекты были им разработаны за последние десять лет. В начале XIX в. Захаров стал первооткрывателем эпохи наивысшего развития русского классицизма, связанной с решением целого ряда градостроительных проблем, и прежде всего проблемы создания единого городского ансамбля в системе уже существующих улиц и площадей. В этом основная историческая заслуга и величие Андреяна Захарова.

"Академия в сем году лишилась сочлена своего, профессора архитектуры, статского советника Захарова, каковая потеря, по сведениям и дарованиям его, весьма для Академии чувствительна. Опыты талантов его и правильного вкуса в строении достаточно представить может и одно ныне строящееся здание Адмиралтейства, отличающееся великолепием и красотой".

(Из протокола заседания Академия художеств в 1811 году)


Андреян Захаров родился в семье мелкого чиновника Адмиралтейств-коллегии, учился в Петербургской академии художеств (1767-1782), ученик А.Ф. Кокоринова , И.Е. Старова , Ю.М. Фельтена , окончил академию с золотой медалью, дававшей право на заграничную командировку, продолжил образование (1782-1886) в Париже у архитектора-классициста Ж. Шальгрена, который оказал на него большое влияние. С 1787 года Захаров преподавал в Петербургской академии художеств, с 1794 года был ее членом, еще через пять лет стал профессором. Среди его учеников был архитектор А. И. Мельников . С начала 19 века Захаров был архитектором Гатчины, где построил «Львиный мостик», «Ферму», «Птичник». Тогда же он разработал проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания Академии наук (1803-1804), легший в основу существующей планировки. Единство ансамбля было достигнуто за счет общего ритма расстановки зданий и одинаковых архитектурных деталей, что характерно для французской градостроительной школы.
В 1805 ггоду А.Д. Захаров был назначен главным архитектором Адмиралтейства в Петербурге. Адмиралтейскую верфь, заложенную в 1704 по чертежу Петра I, в 1727-1738 перестроил в камне архитектор И. К. Коробов . Захаров в своем проекте сохранил общую П-образную композицию здания с центральной башней, играющей важнейшую градообразующую роль для центра Петербурга.
Адмиралтейство Захарова и его центральная башня - уникальный образец высокого классицизма . Башня высотой 72 м увенчана позолоченным шпилем с силуэтным изображением парусного корабля и украшена символическими фигурами работы известнейших скульпторов (В. И. Демут-Малиновского , Ф. Ф. Щедрина , С. С. Пименова и др.). Над входом расположен грандиозный барельеф (22x2, 4 м) на тему «Заведение русского флота Петром I» (скульптор И. И. Теребенев). Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и четких объемов - гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии. Суровая строгость интерьеров смягчена обилием света и изящной отделкой (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека). Протяженный главный фасад (407 м) расчленен симметрично расположенными дорическими портиками. Грандиозный масштаб здания закрепил за ним главенствующую роль не только в архитектуре Петербурга, но и в истории всей русской архитектуры.
А.Д. Захаров также создал проекты застройки Морских казарм и Морского госпиталя (1790-е годы), Провиантского острова близ устья реки Мойка (1806-1808), Галерного порта (1806-1809), ряд проектов для Кронштадта, в том числе проект Андреевского собора (1807-1817, не сохранился). В 1804-1806 годах для петрозаводского купца Мижуева он построил четырехэтажный многоквартирный жилой дом (набережная реки Фонтанка, 26). В обработке главного фасада наряду с традиционным шестиколонным портиком, несущим трехугольный фронтон, были использованы мотивы симметричных трехчастных окон в верхних этажах и закругление угла. Для губернских и уездных городов России архитектор проектировал подчеркнуто монументальные казенные строения и церкви. А.Д. Захаров похоронен на Смоленском кладбище, позже прах был перенесен в Александро-Невскую лавру в некрополь 18 века.




Top