Заключение проекта курочка ряба. Мини проект во второй младшей группе "Курочка Ряба" проект (младшая группа) на тему

Профиль: познавательный.

Проблема: дети младшего дошкольного возраста мало знают о домашних животных, а именно птицах. Курочка Ряба - один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. И, несмотря на то, что современные городские дети первых петушков и курочку впервые видят только на картинке, они сразу завоевывают детские сердца, вызывают любопытство и интерес. К тому же в любой программе для работы с детьми раннего возраста найдется немало материала для малышей по знакомству с курочкой, петушком и цыплятами.

Цель проекта:

  • Расширить представления детей об окружающем мире.
  • Познакомить детей с домашними животными на примере птиц.
  • Приобщать детей к миру литературы и воспитывать интерес к чтению.
  • Развивать связную речь, обогащать словарь, развивать моторику и речедвигательный аппарат.
  • Учить работать и играть в коллективе.

Участники проекта: воспитанники младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Продолжительность проект а : 2 месяца.

Этапы проектной деятельности:

1. Подготовительный этап.

  • Сбор и анализ литературы по данной теме.
  • Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
  • Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Совместно с родителями воспитанников были реализованы следующие задачи:

  • Оснащение предметно-развиавющей среды оборудованием для сюжетно-ролевых игр.
  • Проведено анкетирование родителей по теме проекта.

2.Основной этап – практическая деятельность.

  • Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль воспитателя).
  • Реализация проекта через различные виды деятельности.
  • Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельность.

3. Заключительный этап.

  • Презентация проекта
  • Проведение досуга.
  • Мини-выставка продуктов детской деятельности.

Планирование и организация деятельности

№ п/п

Мероприятия

Цели

Ответст-венные

Образовате-льная область

Сроки прове-дения

I этап - подготовительный

Диагностика ЗУН детей.

Выявить знания, умения и навыки детей о домашних животных на примере птичьего двора.

Воспитатель

Социализация, познание , коммуникация

1-я неделя

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, оснащение предметно-развивающей среды.

Создание условий для успешной познавательной деятельности детей.

Воспитатель,

родители

Социализация, познание , коммуникация,

труд,

художествен-ное творчество

1-я неделя

Анкетирование родителей. Оформление родительского уголка: размещение рекомендаций по теме проекта, консультации.

Просвещение родителей.

Воспитатель,

родители

1-я неделя

II этап - основной

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию.

Формировать познавательную активность, любознательность.

Воспитатель

Социализация, познание , коммуникация,

труд,

чтение художествен-ной литературы,

художествен-ное творчество

Занятие по ознакомлению с окружающим миром “В гости курочка пришла” (игрушка)

Познакомить детей с домашней птицей – курицей. Активизировать и пополнять словарный запас.

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация,

Дидактическая игра «Сложи картинку» (картинки с изображением курочки, петушка, цыплят)

Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.

Воспитатель,

Познание , коммуникация.

Рассматривание картины “Курочка с цыплятами”

Развивать монологическую речь, учить придумывать рассказы по картинке. Развивать мыслительную активность детей.

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация

Аппликация

“Цыпленок”

Развивать творчество детей, эстетический вкус, фантазию. Учить работать по схеме при помощи воспитателя.

Воспитатель,

Труд,

художествен-ное творчество

Дидактическая игра:

«Что сначала, что потом?»

Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета

Воспитатель,

Познание , коммуникация

Исследователь-ская деятельность “Питание курицы

Расширять представления детей о питании курицы. Поощрять любознательность детей, развивать исследовательские навыки.

Воспитатель,

Познание , коммуникация,

Чтение рассказа

“Умная курица”

М. Зощенко;

Воспитатель,

«Цыплята

на прогулке», «Тарелочка для курочки»

Развивать творчество детей, эстетический вкус, фантазию.

Воспитатель,

Труд,

художествен-ное творчество

Дидактическая игра

«Сложи картинку из фигур»

Развивать наглядно-образное мышление, мыслительную деятельность, наблюдательность.

Воспитатель,

Познание ,

труд

Рисование

“Цыплёнок” (тычковой кистью)

Познакомить детней с новым методом рисования, используя тычковую кисть. Развивать эстетический вкус, творчесвто детей.

Воспитатель,

Труд,

художествен-ное творчество

Подвижные игры:

«Наседка и цыплята», «Вышла курочка гулять»

Учить детей действовать по сигналу воспитателя, развивать дружеские взаимоотношения.

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация, физическая культура

Рисование

“Яичко не простое - яичко золотое”

Развивать эстетический вкус, творчесвто детей

Воспитатель,

Труд,

художествен-ное творчество

Чтение сказки

«Кот, петух и лиса»

Учить детей внимательно слушать, активизировать словарь.

Воспитатель,

Чтение художествен-ной литературы

Дидактическая игра

“Кто как кричит”

Учить детей подражать звукам обитателей «Птичьего двора»

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация

Беседы “Бабушкин дворик”

“Кто живёт во дворе у бабушки”,

Дать представление о «жителях» бабушкина двора (лошадь, корова, куры, свиньи и др). Поощрять любознательность детей, развивать исследовательские навыки.

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация

III этап - заключительный

Реализация проекта (создание мини-музея)

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация,

труд,

чтение художествен-ной литературы,

художествен-ное творчество

Досуг «Дружная семейка курочки Рябы»

Закрепить знания о домашних животных на примере птичьего двора.

Воспитатель,

Социализация, познание , коммуникация,

художествен-ное творчество, физическая культура, музыка

Презентация проекта

Воспитатель

Театрализованная игра «В гостях у курочки рябы»

Дети под музыку входят в зал.

Ведущий:

Ох, как скучно нам стоять,

Не пора ли погулять?

Дети идут за воспитателем в лес.

Ведущий:

По тропиночке пойдём

Сказочку в лесу найдём.

Где же сказка? Не видать….

Надо нам её позвать.

Ведущий и дети: Ау, ау!!!

Ведущий:

Сказка, сказка, отзовись!

Сказка, сказка, появись!

Звучит музыка.

Ведущий :

Всех ребяток соберу

Сказку я вам расскажу

Про курочку Рябу

И ее цыпляток

Маленьких, жёлтых

Весёлых ребяток!

Жила-была курочка Ряба

И снесла она яичко,

Да не одно, а много

(показывает корзину с яйцами)

Скоро вылупились у наседки

Из скорлупки пушистые детки.

Появляется мама- курочка и обращается к цыпляткам.

Мама-курочка:

До чего же хороши,

Мои цыплятки-малыши.

Светит солнышко с утра

Завтракать пришла пора.

Цып цып, цып…

Дети подбегают к маме-курочке.

Песня инсценировка «Вышла курочка гулять».

Дети:

Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки!

Мама-курочка:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!

Дети:

Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!

Дети садятся на стульчики.

Мама-курочка:

Дети - это мой дружок.

Золотистый петушок.

Как мой Петя поутру

Запоёт: кукареку!!!

Ребёнок-петушок исполняет песню Петушка:

Петушок, Петушок,

Золотой гребешок
Маслена головушка,

шелкова бородушка
Что так рано встаешь,

Ку-ка-ре-ку!

Ведущий: ребята, давайте поиграем с мамой-курочкой в прятки.

Дети : Давайте.

Ведущий:

Мы играем в прятки

Спрятались цыплятки.

Спрятались ребятки,

Желтые цыплятки.

Дети прячутся за заборчиком.

Мама-курочка:

Я по дворику хожу,

Деток я не нахожу.

Где мои ребятки,

Желтые цыплятки?

Я к забору подойду,

Может там детей найду.

За забором кто стоит

И тихонечко пищит?

Дети: ПИ-ПИ-ПИ!

Мама-курочка:

Вот мои ребятки

Желтые цыплятки!

Появляется кошка.

Кошка: Мяу, мяу!

Дети хором:

Брысь! Кошка уходи!

К нам во двор не заходи!

Кошка догоняет детей. Дети разбегаются и прячутся у мамы-курочки под крылышком.

Дети хором:

Брысь! Кошка уходи!

К нам во двор не заходи!

Кошка убегает.

Мама-курочка:

Молодцы мои цыплятки,

Убежали без оглядки.

С кошкою шутить нельзя!

Очень хитрая она!

Вы все постарались детки.

Получайте по конфетке! (угощает детей)

Ведущий:

Нашей сказочке конец.

Кто играл – тот молодец!

город Кокшетау

средняя школа № 8

Мини-проект
«Поэтическое достояние»
по русской народной сказке

«Курочка Ряба»

5 класс «А»

Направление: Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты

Секция: Литература

Руководитель : Анемгурова Л.А.

Объект: Поэтическое достояние русского народа

Предмет: Сказка как жанр фольклора

Тема: Сказка «Курочка Ряба»

Цель: Выявить, почему разбитое яйцо превратилось во вселенское горе (выявить символическую основу яйца).

Задачи:

1. Изучить мифы, сказки, народные традиции, картины художников, объекты архитектуры, связанные с образом яйца.

    Провести опрос в разных возрастных группах (знают ли сказку, помнят ли её наизусть).

    Провести поисковую работу (сбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта).

    Подготовить инсценировку одного из вариантов сказки (как результат поиска вариантов сказки «Курочка Ряба»).

Методы:

    Изучение литературных источников;

    Опрос;

    Выполнение роли собирателей-фольклористов;

    Драматизация.

    Анализ

Гипотеза:

Если разбитое яйцо в сказке превращается во вселенское горе, то , значит, яйцо является предметом не простым.

Вводное слово учителя

С первых дней дети учатся осмысленно читать научный текст. Фольклористический материал делится на части, по которым можно работать индивидуально, коллективно (микро-группой) с последующим представлением наблюдений и их обсуждением. Это развивает навыки осмысленной работы с текстом, сотрудничества.

Именно эти навыки ребята применяли, готовя проект по сказке «Курочка Ряба». Каждый понимал свою ответственность, так как от каждого из них зависел успех всей группы.

Чтобы лучше изложить материал, учащиеся занимались поиском, рисовали, готовили драматизацию, провели опрос, систематизировали материал, создали итоговые таблицы. То есть ученики провели большую поисковую работу, что и вылилось в мини-проект.

Вводное слово ученика

Прежде чем приступить к сбору материала, связанного со сказкой «Курочка Ряба», мы провели опрос среди представителей разных возрастов. 100% опрошенных назвали сказку «Курочка Ряба» в числе тех сказок, которые они слышали и знают наизусть с раннего детства.

Д
емонстрация слайда

А на вопрос, с чем ассоциируются слова «золотое яичко» мы получили самые разные ответы и представляем вам в виде следующего ассоциативного ряда.

Д емонстрация слайда «ЗОЛОТОЕ ЯИЧКО»

Чудо - что-то чудесное – волшебство – Божий дар – красота – прекрасное – что-то необыкновенное – сказочное – фантастическое – непривычное –необычное – таинственное – загадочное – подарок судьбы – сокровище – родной дом – семья – жизнь родных – природа – животные – солнце – небо – земля – человек – разум в природе – умение бегать – прыгать – двигаться – то, что мы существуем – рождение – новая жизнь – дружба – честь – хорошие люди – плата за добро – любовь – коллектив – любовь к ближнему – общение – способности – умение – знания – талант – польза – выгода – богатство – хорошая жизнь – озарение – счастье – любовь – радость –добро – верность – надежда – желание жить – я.

В роли «собирателей» нам удалось сделать подборку пословиц, поговорок и загадок, связанных тематически со сказкой «Курочка Ряба».

Загадки, пословицы, поговорки.

    «Было яичко у нас золотое,

А осталось лукошко пустое…» -

Плачет дед, плачет баба,

Но их утешает … (Курочка Ряба)

    На чём сидит курица? (на яйцах)

    Откуда вылупились цыплята? (из яиц)

    От худой курицы яйца худее.

    Яйца курицу не учат.

    Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра.

    Умное яйцо может учить глупую курицу.

    Одного яйца два раза не высидишь.

    Мало снести яйца – надо ещё и кудахтать.

    Яйцу камня не разбить

    В целое яйцо муха не залетит

    Умный из умного яйца вылупился

    Яйцо от курицы, а курица от яйца

    Из змеиных яиц цыплята не вылупятся

    Черепаха кладёт тысячу яиц, и никто не знает, курица кладёт одно – шуму на всю округу

    Лучше лишиться яйца, чем курицы

    Выеденного яйца не стоит

    Белое круглое долго лежало,

Вдруг затрещало,

И неживое, а живым стало

    Из живого – мёртвое,

Из мёртвого – живое.

    Нашёл я шар, разбил его,

Увидел серебро и золото.

    Беленький тулупчик сшит без рубчик.

    Что на стол нельзя поставить?

    В доме еда, а дверь заперта.

    Фунт еды, да фунт воды, да фунт соли,

Сварю, стану есть – не солоно.

Цель исследования:

«Жили-были дед и баба, и была у них Курочка Ряба…» Сказка эта является одной из первых в нашей жизни, с нее начинается долгое и увлекательное путешествие по сказочному миру…

«Снесла курочка яичко – не простое, а золотое…» Слова легко повторяются, запоминаются – навсегда. Это одна из немногих народных сказок, которую каждый человек знает наизусть.

Почему так? Может быть, какая-то тайна кроется в этой незатейливой сказке?.. Тогда в чем она? Ведь неспроста яичко золотое, неспроста утрата его превращается для бабы и деда во вселенское горе: «Плачет дед, плачет баба…»

С чего бы это так по яйцу убиваться?

Мотив яйца в мифологии

Яйцо – предмет не обычный, а мистический и мифологический . С древних времен яйцо является символом жизни, олицетворением Вселенной, зародыша всего сущего, из которого происходит мир и все, что его населяет. С яйцом связаны многие мифы о возникновении Земли и жизни на ней. В мифах народов Индии, Китая, Египта, Америки, Океании, Европы яйцо является первичным домом прародителя человечества. Порожденное космосом или снесенное каким-то таинственным существом (чаще всего птицей), оно неизменно покачивается на безбрежных мировых водах, тая в себе всемогущество творца. Многие столетия он таится в этом яйце, обычно золотом (цвет солнца!), и наконец разбивает его скорлупу, чтобы начать творение.

Вот миф Древней Индии: «Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд… Воды породили огонь. Великой силой тепла рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стало Небом, нижняя – Землёю, а между ними, чтобы разделить Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена Вселенная ».

Подобно Брахме явился и китайский Паньгу: «В то время, когда ещё земля и небо не отделились друг от друга, вселенная представляла сплошной хаос и по форме напоминала огромное куриное яйцо. В нем зародился первопредок Паньгу. Он вырос и заснул, тяжело дыша в этом огромном яйце. Прошло 18 000 лет, прежде чем он проснулся. Приоткрыл глаза, чтобы осмотреться, но увы! – ничего не увидел: вокруг был сплошной черный и липкий мрак, и сердце его наполнилось тоской. Не найдя выхода из этого яйца, Паньгу схватил невесть откуда взявшийся топор и с силой ударил им мрак перед собой. Раздался оглушительный грохот, какой бывает, когда трескаются горы… и огромное яйцо раскололось. Все легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжёлое и грязное опустилось вниз и образовало Землю ».

В приведенных мифах повторяется мотив: яйцо является не только «домом», но и как бы основанием вселенной, потому что именно из него образуются небо и земля. А в финском мифе творения желток яйца становится солнцем, а белок – луной. Вот как поэтически описываются эти чудесные превращения в карело-финском эпосе «Калевала»:

Покатились яйца в воду,

В волны вод они упали,

На куски разбились в море

И обломками распались.

Не погибли яйца в тине

И куски во влаге моря,

Но чудесно изменились

И подверглись превращенью:

Из яйца, из нижней части,

Вышла мать-земля сырая;

Из яйца, из верхней части,

Встал высокий свод небесный,

Из желтка, из верхней части.

Солнце светлое явилось;

Из белка, из верхней части,

Ясный месяц появился,

Из яйца, из пестрой части,

Звезды сделались на небе;

Из яйца, из темной части,

Тучи в воздухе явились.

Таким образом, яйцо является вместилищем всего, что содержит в себе Вселенная.

А.Афанасьев приводит интересный миф о начале жизни на Земле: «В давние времена Земля была пуста, ничего на ней не было – только камень. Пожалел о том Бог и послал своего петуха. Да оплодит он Землю. Кочет сел в пещере и снес чудесное яйцо, из которого истекло семь рек; они наводнили равнины, и вскоре все кругом зазеленело, запестрело цветами и преисполнилось всяких плодов; без забот, счастливо жили в том раю люди».

У народов Азии популярен мотив появления первопредков из чудесных яиц. Например, в корейских мифах так рассказывается о появлении Пака Хеккосе – основателя древнего государства Силла: «Под горой, посреди леса у колодца старейшины шести поселений увидели пар, озарявший землю подобно блеску молнии, и стоявшую на коленях и кланяющуюся белую лошадь, подле которой лежало пурпурное яйцо. Заметив старейшин, лошадь заржала и поднялась в небо. В яйце нашли отрока, тело которого испускало сияние, птицы и звери, танцуя, следовали за ним, а солнце и луна блистали чистейшим светом».

Иногда из яиц появляются не первопредки и основатели династий, а герои, наделенные каким-то признаком. Елена Троянская, рожденная Ледой от Зевса из яйца гиацинтового цвета, - божественной красотой, Полидевк, её брат, - необыкновенной силой и бессмертием. Кстати, нередок в мифах мотив появления из яйца близнецов, как, например, вышеупомянутые Елена и Полидевк или сыновья Посейдона, рожденные со сросшимися туловищами из серебряного яйца. Вероятно, потому, что рождение близнецов в древности воспринималось, как нечто особенное и необъяснимое, их появление на свет и связывали с яйцом как с предметом божественным.

Славянский огненный дух Рарог вылупляется на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает на печи человек, и похож этот дух на огненную птицу (по-чешски raroh - сокол). Родственен ему и Огненный змей (тоже славянский), он ведает кладами и может приносить богатства.

Но, пожалуй, самым страшным существом, произведенным из яйца, можно назвать василиска – чудовищного змея, способного убивать не только ядом, но и взглядом, дыханием, от которого сохнет трава и трескаются скалы. Спастись от него можно, только показав ему зеркало: он погибает от собственного отражения, также опасен для василиска крик или взгляд петуха. Считалось, что василиск выходит из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой.

Это еще одна функция яйца: в нем таится не только начало жизни и все её блага, но и её конец, не только светлое, но и тёмное.

Тот же мотив повторяется в славянских мифах творения, обработанных Бусом Кресенем: « Стала уточка яички откладывать, не простые яички, волшебные. Скорлупа у одних – железная, у других – из чистого золота.

Раскололось яйцо золотое, что исполнено силой Яви, поднималась тогда в небо синее птица Матерь Сва, наша матушка. Из златого яйца вылетел Орёл. Возносился Орёл к Солнцу Красному.

И порхнула за ним Алконост – зоревая птица, рассветная… Вслед за нею Стратим сльнокрылая.

А затем поднялась в небо синяя птица вещая – Гамаюн.

раскололось яичко железное. Явлен был из яйца силой Нави чёрный Ворон…

…А за ним стаей чёрною, мрачным виденьем поднялись птицы, Навью рожденные: птица-лебедь Обида с печальным лицом. Вслед Грифон и Могол – птицы сильные, а за ними сладкоголосая птица Сирин, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти».

Золтое яйцо, разбитое Даждьбогом, влечет за собой потоп, а за ним – Великий Огонь, сулящий конец света:

«Из Яйца возникает Великий Огонь.

Наступает Конец Света Белого!

Поднимаются Воды Великие!

Пришло время очистить Землю!

Расступись во все стороны, Мать Земля! Гнев идёт!

Роль в жизненном процессе Яйцо являет собой всего два вещества, которые, согретые теплом, образуют сложный живой организм…

Как видим, в мифологическом яйце все начала и концы, в нём, как в заветном сундучке, хранятся несметные сокровища и тайны бытия.

Чем объяснить такое почитание яйца, почему именно ему приписывалась столь важная роль в жизненном процессе?

1.
2, 3. Подскорлуповая оболочка
4, 13. Канатик (халазы)
5, 6, 12. Белок (разный по консистенции)
7. Желточная оболочка
8, 10, 11.

9. диск
14. Воздушная камера (пуга)
15.


Долгие наблюдения за окружающим миром, живое воображение многое подсказывали древнему человеку. Например, А.Афанасьев в своем знаменитом труде «Поэтические воззрения славян на природу» связывает яйцо с поэтической метафорой солнца: «По поверью, восходящее солнце рождалось из темных недр ночи, а солнце весеннее – из грозовых туч. Золотое, солнечное яйцо несла чёрная птица-ночь или молниеносная птица-туча.

Грозовая туча представлялась восседающей на золотых яйцах, и в сверкающих молниях они видели блеск этих яиц, катаемых облачными демонами. Отсюда русское поверье, что черти на перекрестках яйца катают».

Хрупкость яйца всегда напоминала о хрупкости и недолговечности жизни, заключенной в нём. Отсюда понятно, почему в яйце могли быть спрятаны как начало, так и конец.

Наделенное всеми этими особенностями и свойствами, яйцо становилось предметом ритуальным, магическим. С ним связаны многие обряды: катание яйца в кадке с зерном для посева, разбрасывание скорлупы освященного яйца по засеянному полю, подбрасывание яйца вверх, чтобы выше рожь росла. Яйцо применяется в погребальных обрядах как снедь, укрепляющая покойника по пути в потусторонний мир. А пасхальное яйцо? Оно дарит красоту. Урожай. Оберегает от дурного глаза, спасает от молнии, излечивает болезни и т. д. Оно символизирует воскресение Иисуса Христа. Белый его цвет означает чистоту и совершенство. А окрашенное в традиционно красный цвет яйцо связывается в одной из народных легенд с каплями крови Распятого.

Яйцо – символ Пасхи

«Дорого яичко ко Христову дню»

Сюрпризный момент

Со святой пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы.

    Давайте и мы встанем в хоровод.

«Солнышко красно,

гори-гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

В небе рыбкой поплыви,

Нашу землю оживи!

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови!»

    Одним из символов праздника является яйцо. Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Яйцо – это знак жизни.

Вручение сувениров

Особое отношение к яйцу как ритуальному предмету подтверждает тот факт, что яйцо стало с древних пор предметом искусства. Широко известны украинские писанки – пасхальные яйца, украшенные геометрическим или растительным орнаментом. Их дарят близким, родным, любимым с пожеланием счастья, добра, благополучия. Легкие бумажные крылышки, прикрепленные к нарядному яйцу, позволяют ему парить под крышей деревенского дома, подобно сказочной птице; россыпи ярких писанок поблескивают на божницах… подобные им находили в курганах, относящихся еще к языческим временам.

Традиция расписывать яйца продолжает возрождаться и продолжает жить и в других странах Европы.

Шедеврами ювелирного искусства можно назвать яйца фирмы Фаберже, украшенные причудливыми узорами из золота, серебра, самоцветов и таящие в себе удивительные сюрпризы. Предназначенные в подарок императорской фамилии, они покорили весь мир своей красотой, фантазией, сложностью конструкций и оригинальностью секрета.

Да и те же популярные сегодня «киндер-сюрпризы» с шоколадной скорлупой в серебряной обертке и миниатюрными игрушками в середине – в своем роде подражание древним ритуальным яйцам.

Но об этом можно написать отдельное исследование, нас же интересует яйцо Курочки Рябы.

Мотив яйца в сказках

Сказочное яйцо напоминает мифическое своей необычностью (цветом, узором). Оно похоже на большой белый купол, уходящий ввысь и огромный в окружности, оно « пестро, востро, костяно, мудрено» или «черно, пестро ибагровисто», как в русских сказках, или «блестящее да прозрачное», но чаще всего золотое или серебряное. Несет это яйцо курица или утка, иногда черепаха. А бывает, что несут волшебные яйца золотые и серебряные птицы, которых порой называют жар-птицами, что прямо указывает на связь с солнцем.

Золотое яйцо в некоторых сказках появляется случайно, вдруг: «Был старик и старуха. У них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке» (русская народная сказка « Разбитое яичко»). Иногда его появления ждут: «Три года они курочку кормили, со дня на день яичка от неё ожидали» (украинская народная сказка «Про курочку, которая несла золотые яйца»).

Сказочное яйцо, как и мифическое, дарит жизнь сверхъестественным существам (например, в сказке о Синдбаде – яйцо огромной сказочной птицы рухх) или людям, наделенным сверхъестественными способностями или дивной красотой, силой. Из куриных яиц выходят 40 крепких сыновей деда с бабой и 41-й – Заморышек – самый ловкий, сильный и находчивый (русская сказка «Баба Яга и Заморышек»).

В сказках яйцо нередко является тайником, в котором хранится нечто особенно дорогое для его владельца: сила, жизнь, смерть, душа. Это многочисленные русские сказки о Кощее Бессмертном, чья душа спрятана в яйце.

В белорусской сказке «Трем – сын безымянный» в яйце находится краса Настасьи-девицы. В эстонской сказке «Волшебное яичко» яйцо – залог будущего счастья, но приносит оно счастье только тому, кому предназначено. Бедный юноша-пастух Пяртель, кому досталось это яичко, полюбил белую змейку, которая была заколдованной принцессой, и яйцо помогло ему снять с неё чары и стать королём.

Яйцо в сказках становится источником материального богатства. Например, в казахской сказке «Три сестры» одна из сестер кормит весь народ одним яйцом. В украинской сказке «Яйцо-райцо» из разбитого яйца выходит скот.

В украинской сказке «Ивашко - медвежье ушко» яйцо вообще может дать всё, что захочешь, стоит только сказать: «Яичко, отворись и выпади».

На земле это чудесное яйцо становится помощником героя и кладезем удачи и богатства: оттуда он достаёт роскошные платья, черевички, сады, дворцы и целые царства : «…Взял Иван-царевич золотое яичко, покатил его по дороге. Стал перед ним золотой дворец. Зашел Иван-царевич в горницу, вынул из сундука башмаки, золотом шитые…» («Медное, серебряное и золотое царства»).

Иногда яйцо является «пропуском» к заветной цели или «платой» за исполнение желания, как, например, в русской народной сказке «Пёрышко Финиста Ясна Сокола»: Марьюшка, разыскавшая своего любимого мужа, с помощью яйца проникла в его покои. Или: «Достал яичко из кармана и покатил по тропочке. А он как покатилось вперёд, только поблёскивает, так и бежит. Не остановится, а братья за ним» (финская сказка «Девять золотых сыновей»).

В сказках мы можем встретить и ещё одно назначение яйца: оно снимает заклятие, чары, возвращает человек его первоначальный облик (например, в эстонской сказке «Волшебное яичко»). В немецкой сказке «Хрустальныйшар» оно делает юношу королём в замке Солнца, в русской сказке « Хрустальная гора» помогает Ивану-царевичу вывести из горы принцессу.

Мотив яйца в изобразительном искусстве.

Яйцо Курочки Рябы продолжает катиться по нашей матушке-земле.

Демонстрация слайдов

Мотив яйца мы находим и в изобразительном искусстве.

Фантазия художников рождает удивительные образы, связанные с яйцом. На картине худ. Г.Кичигина «Хрупкая жизнь» (1994г .) хрупкость яйца напоминает о хрупкости и недолговечности жизни.

Замысловато читается образ яйца у известнейшего художника 20 века Сальвадора Дали. Из огромного яйца, лежащего на фоне золотистого пейзажа, пытается выкарабкаться человек. Младенец, который обхватил ноги взрослого, с любопытством наблюдает за процессом рождения.

Рождение трудно, но человек все равно явится на свет. Каким он будет, что принесёт в мир?





Демонстрация слайдов

Бесконечен поток произведений, связанных с яйцом Курочки Рябы. Это деревянные скульптуры, причудливые матрешки, яркие вышивки, куклы для пальчикового театра и детские рисунки.

Мотив яйца в облике столицы Казахстана – Астане.

Астана – это административный центр Республики Казахстан и город с бурно развивающейся городской инфраструктурой, обеспечивающей комфорт жителям и гостям столицы.

Астана, словно распускающее бутоны многоцветное и многолепестковое растение, образует оазис среди бескрайних просторов Сарыарки.

Каждый день возникает новый узор в архитектурных контурах Астаны. Вот вырос каменный цветок «Байтерек» и, распустив лепестки, представил миру огромный блистающий шар – символ жизни и добра, озаряющий окрестности яркими бликами отражённых лучей Солнца.

Одним из главных и, пожалуй, одним из самых любимых персонажей казахских народных сказок был и, несомненно. Остаётся батыр Ер-Тостик. Помните, как Ер-Тостик, преодолев все мыслимые и немыслимые преграды, попал в подземное царство и оказался перед огромным деревом, символизирующим начало жизни?

Согласно тюркским легендам, именно на вершине этого древа мифическая синяя птица Самрук приносила одно золотое яйцо, дающее жизнь всему живому и символизирующее саму жизнь. Но, как и времена года, жизнь, рождённая Великой птицей, постоянно замирала – каждый раз, когда из яйца появлялся на свет птенец, по стволу огромного дерева наверх заползала огромная змея-дракон, которая съедала беззащитного новорождённого. Батыр Ер-Тостик направил свою стрелу прямо в сердце дракона и убил его. Благодарная птица помогла Ер-Тостику выбраться из подземелья на поверхность земли.

Мысль о том, что новой столице просто необходим некий знаковый символ, нечто такое, что отличало бы Астану от других столиц, пришла почти одновременно с решением о переносе административного центра столицы на левобережье.

Что именно должно стать символом новой столицы? Некогда прочитанная сказка возымела действие.

Байтерек, органично сплетённый из металла, стекла и железобетона, состоялся и радует глаз. Высота этой замечательной пространственной конструкции составляет 97 метров. От влаги «ствол» защищает листовой материал весом 85 тонн. Сам золотой шар диаметром 22 метра расположен на высоте 76,9 метров. Вес купола, остеклённого специальными стеклопакетами, составляет почти 70 тонн, а площадь поверхности золотого шара равна 1,553 квадратных метра.

Именно в Байтереке наиболее органично отражены художественные традиции Степи, культура древнего Казахстана и философские концепции, заложенные в самой идее древа, плодами которого выступает сама жизнь. Золотое яйцо (огромный блистающий шар Байтерека) - символ жизни и добра.

Варианты сказки «Курочка Ряба».

    Работая над проектом, выполняя поисковую работу, мы выяснили, что существует множество вариантов сказки «Курочка Ряба».

ТЕКСТЫ СКАЗКИ

(Из сборника И.Афанасьева «Русские народные сказки»)

Курочка ряба

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилася.Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! ! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает , в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась! » Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему все горе: дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал горе попу, а поп обежал, все книги изорвал.

(Концовки украинского и белорусского вариантов по книге: Аникин В.П. к мудрости ступенька. – М., 1982)

Белорусский вариант: «…плачут дед с бабой, кудахчет курица, скрипят ворота, летят щепки, лают собаки, кричат гуси, попова служанка ведра побила, коромысло сломала. Побежал дьяк, книги изорвал, а поп церковь спалил».

Украинский вариант: «…поп церковь поджёг, а церковный староста зажёг свой дом, односельчане выхватили из огня головешки и понесли по хатам, каждый свою запалил – село сгорело».

    В наше время появляются современные варианты сказки.

Драматизация сказки «Курочка Ряба на новый манер»

Заключительное слово учителя

Поистине неистощим этот удивительный образ яйца – образ жизни и смерти, счастья и беды, совершенства и абсурда. А ведь всё восходит к обычному куриному яйцу – к яйцу Курочки Рябы, оказавшемуся «не простым» не только потому, что золотое…

Яйцо.

Стихия.

Бабка.

Дед.

Богатства дым

неуловим.

Всё то, что завещали

предки,

мы, люди, не всегда храним.

Хочу добра,

тепла,

и света,

и ошибаться,

и искать!

Ну, а яйцо из сказки этой

взгрустнётся –

буду вспоминать. О.И.Рудина

Литература

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. – М. Индрик, 1994.

Афанасьев А.Н Народные русские сказки: В3т. - М. Художеств. литература, 1957.

Афанасьев А.Н Древо жизни. – М. Современник, 1982.

Славянские сказки. - Нижний Новгород: Русский купец, 1991.

Семёнова М. У очага наших предков: Очаг. – 1991. - №1.

Мифы народов мира. – М., 1992. – с. 681.

Нурсултан Назарбаев В сердце Евразии. – Астана, 2005. – с.157.

Курочка Ряба:


Толкование сказки "" - дело не простое. Ведь раньше эта сказка была предназначена взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали ее символический смысл. Золотое яйцо - это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии - посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, - это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять старых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью.

Курочка Ряба:
традиционалистский анализ русской народной сказки
1. Жили-были дед да баба,
2. У них была курочка ряба.
3. Снесла курочка яичко:
4. Пестрó, вострó, костянó, мудренó, -
5. Посадила яичко в осиновое дупёлко,
6. В кут
под лавку.
7. Мышка бежала, хвостом вернула,
8. Яичко приломала.
9. Об этом яичке дед стал плакать,
10. Бабка рыдать, вереи
хохотать,
11. Курицы летать, ворота скрипеть,
12. Сор под порогом закýрился,
13. Двери побутусились
, тын рассыпался,
14. Верх на избе зашатался...
15. А курочка ряба им говорит:
16. - Дед не плачь, бабка не рыдай,
17. Куры не летайте,
18. Ворота не скрипите, сор под порогом
19. Не закуривайся,
20. Тын не рассыпайся,
21. Верх на избе не шатайся -
22. Снесу вам еще яичко:
23. Пестрó, вострó, костянó, мудренó,
24. Яичко не простое - золотое.

1. Кут - угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур.
2.
Вереи - столбы, на которые навешивались ворота.
3.
Побутусились - выпятились, выгнулись, распузатились.
4.
Тын - деревянный сплошной забор, частокол.

Сказка "Курочка Ряба" является интереснейшим текстом, в котором можно увидеть несколько мифов, связанных с космогонией, эсхатологией и традиционалистской цикличностью эпох.

Строки 2-3, 5-8. Курочка Ряба откладывает яйцо. Мышь задевает его хвостом и разбивает
В древнегреческом пеласгическом мифе о сотворении мира Эвринома - богиня всего сущего - восстала из Хаоса и зачала от северного ветра Борея, представшего в образе змея Офиона. Эвринома, превратившись в утку, отложила Мировое яйцо на волны. По ее просьбе змей Офион обвился вокруг яйца семь раз и высиживал его до тех пор, пока оно не разбилось и из него не появилось "все то, что только существует на свете"
.
Образ птицы, которая сносит Мировое яйцо (в частности на воду), довольно распространен в мировой мифологии. Приведем лишь несколько примеров. В "Калевале" описывается, как утка, "дочь воздушного пространства", зачала от восточного ветра и снесла на колено матери воды Ильматар несколько яиц. Яйца, в конце концов, разбились и из их обломков родился мир
. Подобную космогоническую символику можно найти и в мифологии Коми.

В индуизме божественная птица сносит на изначальные воды Космическое яйцо, из которого возник Брахма , а в древнеиндийской мифологии золотой зародыш - Хираньягарбха - является первоначальной формой Праджапати, создателя Вселенной .

В Ветхом Завете тоже присутствуют отголоски этого архаичного мифа: "Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). На это соответствие указывается и в "Толковой Библии" под редакцией профессора богословия Лопухина А.П.: "Самое действие Св. Духа на хаос уподобляется здесь действию птицы, сидящей в гнезде на яйцах и согревающей их своею теплотой для пробуждения в них жизни" .
Связь птицы и мирового яйца можно также проследить и в древнеегипетской мифологии: в гермопольской космогонии белый гусь "Великий Гоготун", воплощение бога земли Себа, сносит яйцо, из которого рождается бог солнца Ра
.
В сказке "Курочка Ряба" яйцо разбивается мышью. Мышь - крайне символичный образ в мифологии. В странах Средиземноморья - Египте, Палестине, Греции - считалось, что мышь родилась из земли. Действительно, многие исследователи указывают на хтоническую символику мыши, которая находит свое подтверждение и в языке: крыса (русск.) - hruse (др.-англ. "земля") - кирза (русск. диал. "верхний слой земли"), а также: geli- (индо-европейск. праязык "мышь") - qela (лидийск. "земля"). Таким же символичным является и другое хтоническое животное - змея. В этом смысле мышь и змея уравниваются (Сравните: щур (русск. диал. "крыса") - червь (русск.), а также: sorex (лат. "мышь") - sauroz (греч. "ящерица > "змея")
.

Таким образом, сравнив начало анализируемой сказки и пеласгический миф творения, мы увидели идентичность логических построений:

Эвринома в образе голубки

Мировое Яйцо

Борей/Офион

Курочка Ряба

яйцо

мышь


Это позволяет сделать нам вывод, что образ курочки Рябы, сносящей яйцо, разбиваемое затем хтоническим животным мышью, является ни чем иным, как упрощенным описанием космогонического мифа, сходного с пеласгическим.
Строки 9-14. Последствия
Далее в тексте сказки мы уже не видим продолжения обычного космогонического мифа, однако символика происходящего становится сложнее. После того, как яйцо разбилось, начался эсхатологический хаос, на описание которого в большой мере повлияло описание апокалипсиса в "Откровении Иоанна": человеческий плач (строки 9-10), горящая земля и дым (строка 12), землетрясение (строки 11, 13-14). Мы также встречаем интереснейшую деталь в строке 10, на которой остановимся подробнее.

Несмотря на царящий хаос, сопровождающий умирание мира, мы сталкиваемся с тем, что "вереи хохочут". "Вереями" в старину называли столбы, на которые вешали ворота. Столбы также имеют несколько символических значений, но из этого множества нас интересует сакральное значение столба, которое нашло отражение в языке: columna (лат. "столб", русск. "колонна") - кол (русск.) - kel (осет. "гореть, сиять")+lumen (лат. "свет") - caelum (лат. "небо") . Столб также является одним из древнейших объектов поклонения; с момента принятия христианства на Руси столбы стали отождествляться со злом, так как им поклонялись язычники. Таким образом "хохот верей" может отождествляться со смехом зла, вызванным картиной разрушения мира и человеческого горя.
Однако существует еще одно значение столба, как символа, которое проливает свет на собственно предмет нашего небольшого исследования. Сакральное значение столба также связано со смертью и возрождением - обновлением Вселенной: swir (др.-англ. "столб") - wer (др.-англ. "сосуд, бездна") - верея (русск. "столб") - wir (тохарский язык А "новый, молодой")
. Похожее сочетание значений имеет и слово "смех". С одной стороны: mer- (индо-европейск. праязык "умирать") - смерть (русск.) - смех (русск.), а также ridere (лат. "смеяться") - ri(th) (авест. "смерть"); с другой стороны: ridere (лат. "смеяться") - родить (русск.) - ret- (др.-инд. "мужское семя") .
Итак, мы видим, что "хохот верей" имеет не только значение смеха зла, но и указание на обновление мира. Это доказывается также и дальнейшим анализом текста. Кроме апокалиптических деталей, в строках 11, 13 и 14 мы встречаем следующее описание происходящего: "курицы летают, ворота скрипят, двери побутусились, верх на избе зашатался". Создается впечатление, что на избу обрушился сильнейший шквал ветра. Оставим за рамками нашего анализа направление ветра - северное, восточное или какое-либо другое - предположим лишь, что этот ветер заполнил дом - на это указывает слово "бутуситься", что означает "выпятиться, распузатиться". Этот ветер оплодотворяет курочку Рябу: в строках 16-24 она успокаивает людей, животных и неодушевленные объекты и говорит, что снесет другое яйцо - золотое. Таким образом, в конце сказки дается намек на повторение космогонического мифа, только мир, на этот раз обещанный курочкой Рябой совсем иной.
Вновь обратившись к древнегреческой мифологии, мы увидим, что греки делили время существования человечества на несколько эпох: золотую, серебряную, медную и железную . Нелишне будет напомнить, что под данным делением древние греки имели в виду деградацию человечества - от Золотого века, когда люди жили в согласии с Богами долго и счастливо, не задумываясь о невзгодах и смерти, до Железного века, где люди проживают короткую жизнь, наполненную злобой, алчбой, распутством и несправедливостью. Подобного же деления придерживались и древние индусы: четыре Юги - Сатиа Юга, Трета Юга, Двапара Юга и Кали Юга составляют Манвантарный цикл, где Кали Юга соответствует Железному веку и описывается практически идентично: добродетель приходит в полный упадок, праведники бедствуют, преступники процветают . "Нисходящее движение проявления и, следовательно, выражаемого им цикла, осуществляющееся от позитивного или сущностного полюса существования и до его негативного или субстанциального полюса" . Кали Юга - конечная часть Манвантарного цикла, ""искра бытия" в рамках становления исчерпывается, выветривается, и тогда возникает особая ситуация конца времен, апокалипсис". За этой "особой ситуацией" следует новый цикл, мир вновь переходит в Золотую эпоху, носящую у индусов название Сатиа Юги. Золотое яйцо, обещанное курочкой Рябой людям, животным и остальному миру, и является этой эпохой, когда люди вновь будут жить в согласии с Богами и природой.
Теперь, когда мы полностью проанализировали текст сказки, мы можем восстановить ее довольно простой символический смысл:
Курочка Ряба сносит яйцо, обозначающее мир в четвертую Железную эпоху. Хтоническое существо мышь разбивает это яйцо, таким образом, завершая Кали Югу. В результате наступает конец времен, абсолютная энтропия, уничтожение мира. Однако хаос, который также можно назвать вселенским бардо, не существует вечно; он завершается началом Золотой эпохи, Сатиа Югой, новым циклом Манвантары.

Тема проекта: «В гостях у сказки»

Тип проекта : творческий, коллективный, средней продолжительности

Участники: дети среднего возраста с ОНР, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников.

Срок реализации: январь – апрель

Цель: коррекция произносительной стороны речи в театрализованной деятельности.

Задачи:

Сплотить детско-родительские взаимоотношения через совместную деятельность.

Обогащать и активизировать словарь детей.

Систематизировать знания о домашних птицах.

Развивать грамматический строй речи.

Развивать общую и мелкую моторику.

Формировать связную речь, автоматизировать поставленные звуки во фразах.

Познакомить с русскими народными сказками.

Обучать разыгрывать несложные сценки по знакомой сказке.

Развивать ориентировку в пространстве.

Формировать достаточный запас эмоций.

Развивать выразительность движений, умение передавать двигательный характер образа.

Воспитывать уважение к традициям русского народа.

Актуальность проекта:

В логопедические группы поступают дети с различными речевыми нарушениями: полиморфной дислалией, дизартрией, заиканием. Иногда речевой дефект является весьма стойким и сопровождается нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Дети имеют повышенную двигательную активность, отвлекаемость, неуверенны в себе, отмечается агрессивность. Наиболее оптимальным средством, воздействующим на всестороннее развитие ребенка с нарушением речи, является театрализованная деятельность. В театрализованной деятельности развиваются:

Связная речь (монологическая, диалогическая);

Лексико-грамматический строй речи;

Психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие и других);

Координация движений;

Мимика, пантомима;

Мелодико-интонационная выразительность;

Творческие способности;

Автоматизируются звуки в тексте.

Обеспечение проектной деятельности:

Планирование, методическая и художественная литература, иллюстративный, изобразительный, музыкальный материал.

Предполагаемый результат:

Положительная динамика речевого развития детей.

Обогащение развивающей предметно - пространственной среды по театрализованной деятельности декорациями, атрибутами, элементами костюмов, видеоматериалом.

Продукт проектной деятельности :

Драматизация сказки «Курочка Ряба».

Распределение работы по этапам проекта

Этапы проекта

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Деятельность родителей

Определяют цели и задачи.

Осуществляют сбор и уточнение информации.

Выбирают оптимальные варианты.

Составляют план деятельности.

Принимают цели и задачи, предложенные педагогами

Входят в проблему.

Принимают задачи.

Январь - март

Подбирает музыкальный материал.

Разучивает музыкальный материал с детьми.

Подбирает речевой материал.

Разучивает речевой материал с детьми. Совершенствует навыки звукопроизношения, грамматический строй речи, развивает связную речь.

Совместно обсуждает, распределяет роли.

Закрепляет музыкальный речевой материал с детьми.

Изготавливает атрибуты, декорации, афишу к спектаклю.

Формируют знания, умения, навыки.

Выполняют домашние задания.

Организуют презентацию проекта через показ спектакля для родителей, сотрудников сада и детей других групп.

Участвуют в драматизации сказки «Курочка Ряба»

Оказывают помощь в обеспечении детей костюмами.

Реализация межпредметных связей по разделам

Разделы программы

Виды детской деятельности

Речевое развитие

Развитие словаря

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Развитие фонетико-фонематической системы языка

Развитие связной речи

Игра «Птичий двор», «Приготовим корм птицам».

Игры: «Найди маму», «У кого кто?», «Назови ласково»

Артикуляционная гимнастики: «Клюв», «Цыпленок пьет воду»

Дыхательная гимнастика «Петушок»

Пересказ сказки по опорным картинкам, по ролям.

Рассматривание иллюстраций к сказке и беседа по ним.

Составление описательных рассказов.

Познавательное развитие

Развитие психических функций

Ознакомление с окружающей действительностью

Ознакомление с художественной литературой

Игры: «Кого не стало?», «Что изменилось?», «Кто лишний?»

Беседы с детьми по теме «Домашние птицы», «Семья».

Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба». Выделение героев сказки, определение их характеров.

Чтение стихотворения

В.Берестова «Курица с цыплятами»

Разучивание стихов.

Отгадывание загадок

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-творческая деятельность

Музыкальное развитие

Раскрашивание иллюстрации к сказке

Рисование, лепка, аппликация домашних птиц.

Пение песенки «Петух»

Физическое здоровье и развитие

Физкультурная пауза «Домашние птицы»

Подвижная игра «Коршун»

Пальчиковые игры: «Курочка», «Петушок»

Нравственное развитие

Игровая и театрализованная деятельность

Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «В деревне»

Фланелеграф, настольный театр по сказке «Курочка Ряба»

Психогимнастические упражнения и этюды для развития мимической культуры, для отражения детьми эмоционального состояния.

Проект достиг своей основной цели. Совместно с детьми, специалистами, воспитателями и родителями была поставлена драматизация сказки «Курочка Ряба». Все дети имели роли и активно участвовали.

Сценарий драматизации сказки

«Курочка Ряба»

Действующие лица:

Сказочник - мальчик

Дед Матвей

Баба Матрена

Курочка Ряба

Мотыльки - мальчики

Цветочки - девочки

Цыплята

Декорации: домик, стол и стулья, заборчик, клумба с цветами.

Дети поют песню.

Песня «Солнышко»

Сказочник. Жил в деревушке дед Матвей

Музыка звучит, к избушке подходит Дед и садится на стул.

Сказочник. …и бабушка Матрёна.

Звучит музыка, к избушке подходит Баба и садится рядом.

Сказочник. Жила вместе с ними хохлатка - курочка Ряба.

В пёстром наряде выбегает курочка Ряба.

Песня курочки Рябы, Бабы и Деда

Сказочник. Дед Матвей и баба Настя курочку любили.

Курочка сидит между дедом и бабой, они её гладят.

Сказочник. Зёрнышком отборным курочку кормили.

Дед приносит ведерко с водой.

Вот водица из колодца,

Пей водицу из ведёрка.

Подносит ведёрко, Ряба «пьет» из ведра. Баба подносит миску.

Баба .

Кушай Ряба, ешь зерно,

В нём здоровьице твоё .

Ряба с удовольствием клюет. принимается за еду.

Сказочник.

Ряба курочка наелась,

и водицы напилась,

ей теперь гулять пора.

Песня «Вышла курочка гулять»

Сказочник. У окна старики сидят курочку поджидают.

Выходят мотылек и цветочек.

Мотылек.

Проснулся лес весной и луг,

Проснулись бабочки вокруг.

Цветочек.

Проснулись травы и цветы

Повсюду столько красоты.

Танец цветов и мотыльков.

Сказочник.

Что я слышу, во дворе курочка кудахчет

Рябушка яйцо снесла, ведь не зря кудахчет..

Из –за дома появляется курочка с «золочёным яичком».

Курочка Ряба.

Дед и баба посмотрите,

Что сегодня я снесла

Подаёт деду яйцо..

Что за диво, вот так диво!

Вот спасибо за яичко!

Баба .

Ах, яичко не простое?!

Глянь-ка Дед, ведь золотое!

Удивлённые старики садятся за стол, рассматривая яйцо.

Как блестит оно однако,

Глаза слепит даже страшно.

Надо бы его разбить,

Да узнать, что там внутри?

Стучит яичком об стол.

Баба .

Ах, ты старый дед!

Кто ж так бьёт,

Давай сильней!

Бабушка с большим размахом бьёт яичко об стол, не получается разбить.

Ах, вот ведь не задача,

Яйца похоже не разбить,

Что же делать, как тут быть?

Пригорюнившись сидят Дед с Бабой.

Сказочник

Мышка мимо пробегала,

хвостиком своим махала.

Яйцо тут же покатилось,

на глазах у всех разбилось!

Дед и Баба всплеснув руками, плачут.

Ряба.

Не кручиньтесь и не плачьте

Мы сейчас устроим праздник!

Дед и Баба в растерянности, курочка уходит.

Хоровод «Весенний»

Сказочник.

Ряба курочка идёт и корзиночку несёт

В нём яйцо лежит большое

Белое, не золотое!

Выходит курочка с цыплятами и с простым яйцом.

Песня курочки Рябы.

Дед с Бабой.

Ряба курочка спасибо, нас сегодня накормила!

Выходят цыплята.

Цыпленок.

Мы яркие пушистые

Желтые комочки –

Маленькие деточки

Нашей мамы – квочки.

Песня цыплят.

Сказочник.

Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Проект
по обогащению
предметно-развивающей
среды группы

«КУРОЧКА РЯБА»

Вид проекта.
Семейный краткосрочный (один месяц).

Актуальность реализации проекта.
Уделяется большое внимание организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста. Учитываются возраст детей, их желания, характер самостоятельной игровой деятельности. Чтобы помочь малышам успешно пройти адаптацию, я решила привлечь родителей к оформлению небольшого пространства приемной, в котором взрослые находятся вместе с малышами утром и вечером.
С раннего возраста детей знакомят с устным народным творчеством (сказки, потешки, прибаутки), приобщают к национальному художественному наследию. Повысить интерес малышей к фольклору помогает наглядность.

Цель проектной деятельности.
Организация предметно-развивающей среды с участием родителей. Своими руками они создают выставку к русской народной сказке «Курочка ряба». Выставка посвященная «Курочке рябее» в приемной не только обогатит предметно-развивающую среду, но и порадует малышей, вызовет интерес к народному творчеству.

Задачи проектной деятельности.
Помогать детям успешно пройти адаптационный период.
Поддерживать интерес к русской народной сказке с помощью наглядности.
Развивать речь.
Расширять представление об окружающем мире.

Реализация проектной деятельности.

Первый этап.

обратить внимание на роль русской народной сказки в развитии детей раннего возраста;
дать рекомендации по продуктивной деятельности: изготовить картины в деревянных рамках любого формата по русской народной сказке «курочка ряба»;
обсудить различные варианты работ: аппликация, рисунок, коллаж.

Второй этап.
Продуктивная деятельность родителей:
Изготовление поделок к русской народной сказке «Курочка ряба»

Работа воспитателя с детьми:
чтение русской народной сказки «Курочка ряба» (рассматривание иллюстраций);
показ спектакля настольного театра «Курочка ряба»;
дидактические игры: «Кто где живет?», «Кого не стало?»;
занятие по окружающему миру «Курочка ряба»
подвижная игра «Курочка и цыплята»;
знакомство с потешкой «Курица-красавица у меня жила»;
рисование пальчиками «Курочка клюёт зернышки»;
лепка «Покормим курочку»
Работа воспитателя с родителями:
практическая помощь в продуктивной деятельности, совет;
консультации «Сказки для детей раннего возраста», «Как правильно читать сказку».

Третий этап.
Выставка в приёмной группы.

Ожидаемые результаты проекта.
У детей появились интерес к русскому фольклору, предпосылки для рассказывания сказки «Курочка ряба».
Родители приняли активное участие в организации предметно-развивающей среды группы: изготовили поделки своими руками, принесли книги, со сказкой Курочка ряба, изготовили игру. Эти поделки могут служить материалом на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Родители стали использовать малые формы фольклора в совместной деятельности с детьми.

И.Б.Челидзе
воспитатель
ЦРР МДОУ №49
пгт. Родники,
Раменского р-на
Московской обл.
Информация для родителей №1
«Сказки для детей раннего возраста»
Немаловажное значение в работе с маленькими детьми имеют малые фольклорные формы – прибаутки, потешки, небылицы и безусловно сказки.
В доступной и выразительной для ребенка форме сказка раскрывает общечеловеческие ценности.
Среди разновидностей сказки, как жанра выделяют: бытовые, волшебные и сказки о животных. Бытовые сказки посвящены житейской тематике, животные здесь не обладают чудом перевоплощения и присутствуют в реальном виде. Действие происходит в избе, на огороде, в деревне, в поле: «Курочка Ряба», «Репка».
Волшебные сказки преобладают чудесами и превращениями и носят приключенческий характер: «Лягушка-царевна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
В волшебных сказках герои и персонажи вступают в действия с волшебством. Все это зарождает фантастический сюжет – в этом и главный интерес сказки.
Но для детей раннего возраста эти сказки не понятны в силу того, что у малышей еще не достаточно развито воображение, поэтому и не рекомендуется знакомить их с этой жанровой разновидностью.
В сказках о животных главными героями являются звери и птицы, они наделены человеческими чертами и поступают как люди. Эти сказки, как и бытовые, любимы и понятны маленьким детям - «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» и другие.
Несомненна и воспитательная и познавательная ценность этих сказок. Так, в сказке «Репка» только помогая друг другу, герои смогли вытащить репку, а в сказке «Курочка Ряба», пожалев деда и бабу, курочка решила снести простое яичко. В сказке «Теремок» все звери жили дружно, всем хватало места в домике и даже большого медведя не прогоняли, а упрашивали: «Куда ты мишка лезешь, нам и самим тесно!».
Сказка будь то бытовая или о животных должна преподноситься позитивно, а негативные моменты всегда преодолимы – мишка сломал теремок, но зверушки построят новый, мышка разбила яичко, но снесет другое – простое, колобка съела лиса, но баба испечет другой.
Сказка должна нести ребенку радостное восприятие мира, а это возможно в случае, если раскрыть сюжет сказки так, чтобы изначально побуждать ребенка на положительное восприятие сказки. Преимуществом этих сказок является и насыщенность диалогами, повторяющимися эпизодами, это особенно важно малышам, начинающим овладевать грамматическими формами языка.
Эмоциональным фоном являются и песенки, которые перемежаются с прозой. Известный фольклорист В.П. Аникин так подчеркивал значение сказок для маленьких: «Это не примитивность подачи жизненного материала, а так необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи» И с этим трудно не согласиться.
И. Б. Челидзе
воспитатель
ЦРР МДОУ №49
пгт. Родники,
Раменского р-на
Московской обл.
Информация для родителей №2
«Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным»
1. Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.2. Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!3. Прежде чем рассказать сказку малышу, убедитесь, что она простая и сможет донести до него нужную идею. Сказки очень важны для развития и воспитания детей. Но важно, чтобы родители подбирали сказки по возрасту и развитию своих деток.4. Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка.5. Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить. Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребенок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать еще и еще раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи.6. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.7. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.8. Если ваш малыш не хочет слушать, то не нужно его заставлять, так как это не принесёт никакой пользы. Взаимное чтение книг должно приносить максимум удовольствия, а не быть непосильной ношей.9. Не злоупотребляйте временем! Как правило, маленьким деткам в возрасте от года до трёх читают в среднем до десяти минут, в возрасте от трёх до пяти лет 15-20 минут подряд и т.д.. Хотим заметить, что это средние показатели, а никак не нормативы. Вы должны подстраиваться под потребности вашего ребёнка.10. Выбирая сказки для чтения, ориентируйтесь на предпочтения вашего ребёнка.11. Не выбирайте страшных сказок, будоражащих воображение.12. Рекомендуется чтение обоими родителями, что способствует становлению тесного душевного контакта ребёнка как с мамой, так и с папой.
13. Читайте сказку медленно, выразительно, стараясь максимально передать эмоции действующих героев и обстановки.14. Не заменяйте живое чтение «сухими безжизненными» аудиокнигами.15. Помните: ребенок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.Читая сказки детям, обязательно следите за их реакцией. Ребенок всегда даст знать, понравилась ему сказка или нет. А если Вы хотите привить своему ребенку любовь к чтению – есть один простой секрет. Начинайте читать детям сказки как можно раньше, учитывая его возраст, интересы и характер – и только в этом случае Вы станете настоящим проводником в удивительный мир чтения для своего ребенка.16. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.17. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.18. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.19. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить, просто молча «слушать себя».20. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.21. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.22. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.23. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.24. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.25. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.26. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.27. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
Уважаемые родители! Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир! Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Занятие «Курочка Ряба» (ясельная группа)
Цель:
1. Продолжать учить детей отвечать на вопросы что это? кто это? Звукоподражание «пи-пи-пи», «ко-ко-ко» и др.
2. Учить вступать в общение со взрослым при помощи речи и игровых действий.
3. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками.
4. Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.
Развивающая среда: Персонажи сказки «Курочка Ряба» декорации: домик, лавка и т.д.

Ход занятия:
Посмотрите, ребятки, что это? (ответы детей домик)
Стоит домик на лугу,
Подойду, постучу,
Хозяевам покричу:
«Кто – кто в домике живёт,
Кто – кто в невысоком живёт?»
Ребятки, давайте посмотрим, кто в домике живёт.
Кто это?(ответы детей дедушка), а это кто? (ответы детей бабушка).
А ещё в домике живёт Кто это (ответы детей курочка)
Курочка – красавица у меня жила.
Ах, какая умная курочка была!
А ещё с ними вместе живёт Кто это? (ответы детей мышка).
Мышку, знают все давно.
Ест и крошки и зерно.
Ребятки, а сейчас мы по играем, вы будете мышками.
(Танец – игра «Мышки») .
Мышки пляшут на дорожке: (выставляют ножки на пятку.)
Пи-пи-пи, пи-пи-пи!
Выставляют мышки ножки:
Пи-пи-пи, пи-пи-пи!
Мышки в ладушки играют, (хлопают в ладошки то у правой щеки,
Пи-пи-пи, пи-пи-пи! то у левой.)
И в ладошки ударяют,
Пи-пи-пи, пи-пи-пи.
Мышки хвостиком вертели, (слегка приседают.)
Пи-пи-пи, пи-пи-пи.
И по сторонам глядели,
Пи-пи-пи, пи-пи-пи.
Что-то мышки услыхали, (сгибают руки перед грудью и мелко встряхивают
Пи-пи-пи, пи-пи-пи. опущенными вниз кистями.)
И от страха задрожали,
Пи-пи-пи, пи-пи-пи. (Говорком.)
Это вышел Васька – кот.(приседают, закрыв ладонями лицо, и замирают.)
Мышек он сейчас найдёт.
Молодцы все поиграли.
Показ кукольного театра «Курочка Ряба».
Ой, ребятки послушайте что я вам расскажу.
Жили были дед да баба,
И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое –
Золотое.
Дед бил, бил-
Не разбил,
Баба била, била-
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало
И разбилось.
Дед и баба плачут,
Курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба,
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – а простое.
(пальчиковое упражнение)
Ребятки, покажите какое яичко курочка снесла.
А как кудахчет курочка «ко-ко-ко»,
Покажите дед, и баба как били яичко били, били, не разбили.
А, как плачет дед и баба «а-а-а», а мышка как пищит «пи-пи-пи»,
Ой, молодцы, ребятки.




Top