Закрыть ип с долгом в пенсионный фонд. Что делать после закрытия ип

Закрытие ИП – ситуация, которая встречается часто. Что и говорить, время сейчас непростое как для крупных компаний, так и для малого и среднего бизнеса. Как провести эту процедуру корректно, не нарушая законодательства, обсудим далее.

Почему ИП закрывают

На самом деле, для этого есть великое множество причин.

Перечислим только самые распространенные:

  • Получаемая прибыль не покрывает затраты, которые несет предприниматель;
  • Вместо ИП, ;
  • Пропало желание быть предпринимателем;
  • Принято решение вести теневую деятельность (чревато проблемами с законом);
  • Нет возможности уплачивать налоги и сборы;
  • Вынесено решение судебных органов о принудительной ;
  • Лицу запрещено вести предпринимательскую деятельность;
  • Случаи ;
  • Предприниматель – иностранный гражданин и срок его пребывания в РФ закончился.

Могут быть и другие причины, у каждого предпринимателя в конечном итоге, они свои.

Некоторые предприниматели ошибочно считают, что если ИП закрыть, это позволит не уплачивать штрафы и не выполнять долговые обязательства перед налоговой и различными фондами. Это не так, действуя подобным образом, можно понести ответственность по действующему законодательству.

Документы для закрытия ИП

Перед тем как собирать документацию и сдавать ее в ФНС, убедитесь в том, что:

  • Вы заполнили и сдали (она должна быть сдана, даже если деятельность вообще не осуществлялась);
  • Что вы сдали всю отчетность в ФСС;
  • Если есть ККМ, снять ее с учета.

Только после этого нужно заняться сбором пакета документации.

В него входят:

  • Ксерокопия ;
  • Паспорт в подлиннике;
  • Ксерокопия паспорта;
  • Квитанция, которая подтвердит, что вы заплатили госпошлину;
  • Свидетельство о ;
  • Доверенность, если закрытие осуществляется через представителя;
  • Заполненное заявление (форма Р26001 ).

Размер госпошлины

Государственную пошлину нужно оплатить заранее, ее размер небольшой – 160 рублей. Можно оплатить в режиме онлайн, в офисе Сбербанка или через интернет-банк, никакой комиссии с вас не возьмут. Несмотря на то что сумма маленькая, если квитанции у вас нет, заявление на закрытие ИП не примут.

Как правильно заполнить заявление на ликвидацию ИП

Бланк заявления можно заполнить в электронном виде или вручную. Если заполняете рукописным способом, пользуйтесь черными чернилами, а буквы пишите печатными и заглавными. При электронном заполнении максимально подходит для использования шрифт Courier New, размер 18.

Обязательно нужно указать:

  • Фамилию и инициалы заявителя;
  • Номер ОГРНИП.

Приносить документы в отдел ФНС необязательно лично. Можно отправить по почте, либо передать с представителем, предварительно оформив доверенность.

Обязательно укажите адрес электронной почты и номера телефонов, по которым при необходимости с вами можно связаться.

Пошаговая инструкция по закрытию ИП

В этой инструкции мы рассмотрим все необходимые шаги, которые нужно сделать для закрытия ИП, а также расскажем, как самостоятельно закрыть ИП.

Этап 1. Решение всех вопросов с долговыми обязательствами

Прежде всего стоит разобраться со всеми долговыми обязательствами. Конечно, можно закрыть ИП с долгамии мы поговорим об этом далее, но от уплаты долгов никто предпринимателя не освободит.

Этап 2. Оплата государственной пошлины

Осуществите оплату государственной пошлины. Размер оплаты небольшой, главное правильно заполнить все реквизиты. Если допустите ошибку, оплачивать пошлину придется второй раз. Квитанцию для оплаты можно взять в ФНС, либо заполнить на официальном сайте ФНС.

После заполнения квитанцию можно распечатать и внести оплату через любое отделение Сбербанка.

Сделайте для себя ксерокопию квитанции, которая уже оплачена. Оригинал отдадите в ФНС, а копию оставьте себе, потому что ситуации бывают разные, чтобы вы смогли подтвердить факт оплаты.

Этап 3. Оформление документов, подтверждающих, что нет долгов в ПФР

Уточните в налоговой, понадобятся ли для процедуры данные из ПФР. Предоставление их сейчас обязательным не является, но лучше этот вопрос выяснить заранее. Некоторые отделения ФНС не позволят закрыть ИП, пока вы не принесете справку об отсутствии задолженности в ПФР.

Этап 4. Предоставление документации в ФНС

Сейчас идем в ФНС и отдаем собранные документы.

Подать документы можно несколькими способами:

  • Отдать лично;
  • Отправить по почте с описью вложения и объявленной ценностью;
  • Отправить с помощью представителя, у которого имеется доверенность;
  • Используя интернет.

На подаче в электронном виде остановимся подробнее.

Закрыть ИП через интернетпросто, если вы его открывали таким же образом. То есть если у вас есть электронная подпись и личный кабинет, никакого труда процедура не составит.

Благодаря системе, ошибок вы не допустите. Если же ИП было открыто другим способом, не стоит заниматься тратой времени и денег.

Этап 5. Получение документов, подтверждающих закрытие ИП

По окончании шестого рабочего дня нужно получить на руки документы, которые подтвердят, что ИП официально закрыто. Вам будет выдан лист записи из ЕГРИП. Если же были допущены ошибки в оформлении бумаг, скорее всего, в закрытии будет отказано.

Закрытие ИП с работниками

Всех работников увольняют до того, как будет запущен процесс закрытия. За 14 дней до увольнения всю информацию направляют в службу занятости. Увольнение осуществляют с формулировкой «по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности». Затем выдают окончательный расчет.

Как закрыть ИП без работников

В большинстве случаев процедура стандартна и не отличается от обычной. Достаточно написать заявление, оплатить пошлину и предоставить всю документацию в ФНС.

Сколько стоит закрыть ИП

Мы уже упоминали эту цифру выше – она составляет 160 рублей (размер госпошлины). Оставшаяся сумма расходов будет зависеть от того, есть ли у вас какие-либо долговые обязательства.

Что нужно для закрытия ИП с долгами

Процедура по закрытию ИП с наличием долгов по алгоритму не отличается от обычной. Закрыть ИП с долгами можно, но их придется выплатить.

Если у ИП есть долги в ПФР или других органах, закрывать его нужно в том отделении ФНС, в котором вы его открывали. Сроки закрытияИП с долгами четко не закреплены, а вот сроки рассмотрения документов имеют границы. Их рассматривают 5 рабочих дней.

Сроки, в которые можно погасить все долги, также имеют ограничения. В частности: если имеется задолженность перед Пенсионным фондом, погасить ее нужно в течение 14 дней с момента закрытия ИП.

Предоставление отчетности закрытого ИП производится в следующий срок:

  • Если ИП работало по системе – до момента, пока статус предпринимателя будет ликвидирован;
  • Если по – до 25 числа того месяца, который будет следовать за месяцем закрытия ИП.

Если предприниматель отказывается выплачивать долг, ПФР может обратиться в судебные органы и взыскать средства принудительно.

Как закрыть ИП если есть долги перед ФНС

Вообще, это частный случай. В этом случае ИП закроют только тогда, когда все долги будут погашены и вы выплатите все штрафы за неуплату налогов. Так что сумма затрат может быть весьма приличной.

Если у собственника ИП отсутствуют средства для возврата долгов, в виде оплаты может выступить собственность, которой владеет бывший предприниматель.

Понятно, что реализовывать ее будут совсем не по рыночной стоимости. Кроме этого, к вашим расходам приплюсуют затраты на проведение всех мероприятий по реализации, а также на оплату услуг управляющего.

Но отметим, что есть вариант, при котором удастся не потерять имущество – это банкротство. В этой ситуации суд может перенести сроки уплаты или снизить долговое бремя, назначив рассрочку платежа. Чуть позже мы поговорим об этой процедуре подробнее.

Исходя из того, что уже было сказано, понятно, что закрыть ИП с долгами можно. Но стоит обдумать вопрос: а как выплачивать эти долги? Выплатить их при любом раскладе придется, если откажетесь – вас ждет судебное разбирательство, а приставы в дальнейшем могут конфисковать все имущество.

Что можно посоветовать? Ответ банален: вносить все платежи вовремя и не создавать самому себе проблем.

Закрытие ИП, деятельность которого не осуществлялась

Сначала составьте и предоставьте в ФНС нулевые налоговые декларации. Затем оплатите все взносы, проверьте, нет ли каких-либо долгов или штрафов.

Со всеми этими квитанциями и отчетностью обратитесь в налоговую по месту регистрации вашего ИП. Что касается перечня документов, в разных регионах он может отличаться, поэтому выяснить этот момент нужно заранее.

Процедура банкротства ИП

То, что ИП – банкрот, может решить только Арбитражный суд. Отметим, что банкротом может быть признан любой предприниматель. Для того чтобы это признание произошло, нужно рассмотреть предпосылки, которые к этому ведут.

Итак, признаки банкротства:

  • Сумма задолженности ИП больше, чем стоимость имущества предпринимателя;
  • Более трех месяцев не выполняются долговые обязательства перед кредиторами;
  • Стоимость обязательств составляет более чем 10 000 рублей.

Кто может подать заявление о признании ИП банкротом

Заявление в Арбитражный суд может подать:

  • Предприниматель с наличием задолженностей перед ФНС и различными фондами;
  • Конкурсный кредитор, которому предприниматель должен;
  • ФНС, ПФР, другие органы;
  • Местные органы власти.

То, что индивидуальный предприниматель является несостоятельным, должно быть подкреплено доказательственной базой. Для этого проводят финансовый анализ, а арбитражный управляющий в итоге выдает заключение, есть или нет признаки того, что банкротство фиктивное.

Как происходит процедура

В Арбитражный суд региона, где зарегистрировано ИП, подают следующую документацию:

  • Заявление о признании банкротства;
  • Список всех долгов с суммами по каждому кредитору;
  • Свидетельство о регистрации в качестве ИП;
  • Документы, которые подтвердят, что предприниматель – собственник имущества и сколько оно стоит.

Затем анализируют, насколько предприниматель платежеспособен.

Следующим шагом можно назвать поиск компромисса между должником и всеми его кредиторами. После этого начинается конкурсное производство, в ходе которого права предпринимателя на имущество утрачиваются, а само имущество реализуется для покрытия долгов.

После этого ИП – банкрот.

За долги ИП предприниматель отвечает всем своим имуществом. Но если кредиторы отказываются принять то имущество, которое им было предложено, оно будет возвращено должнику.

А если имущества нет?

В таком случае банкротство – максимально выгодный вариант. Стоимость всей процедуры составит около 400 тысяч рублей. Поэтому обанкротить ИП выгодно, если ваши долги перевалили за эту сумму. Но если же сокрытое имущество выявят, штрафные санкции не заставят себя ждать.

Последствия этой процедуры тоже существуют: заниматься предпринимательской деятельностью банкроту запрещено в течение 1 года.

Сроки хранения документации

Вся документация после закрытия хранится не менее, чем 4 года. А если имеется документация по кадрам, то она хранится 75 лет.

Уничтожение печатей и штампов

Их можно уничтожить самостоятельного, или прибегнуть к услугам организации, которая занималась их изготовлением.

Для самостоятельного уничтожения нужно:

  • Написать заявление по установленному образцу;
  • Оплатить пошлину за уничтожение;
  • Уничтожить печать или штамп.

Если же вы обращаетесь в организацию, то:

  • Напишите заявление со своей подписью;
  • Приложите квитанцию об оплате пошлины;
  • Также предоставьте ксерокопию своего паспорта;
  • Доверенность на имя лица, которое уничтожит печать;
  • Печать или штамп.

Заключение

Ведение – процесс увлекательный и в то же время очень сложный. Не всегда у предпринимателя все получается безупречно. Поэтому иногда, если вы понимаете, что ни ожиданий, ни вложений не оправдывает, лучше закрыть его не теряя средства, нервы и время.

Закрыть ИП можно в любой день: хоть на следующий день после регистрации, в законе ограничений нет. Система налогообложения тоже не играет роли.

Дешевле закрывать ИП сразу, как решили, потому что пока ИП работает, нужно платить взносы. За год — это 27 990 рублей, за полгода — 13 995 рублей.

Разобраться с долгами

Некоторые предприниматели думают: «Я закрою ИП и не буду должен партнерам». Это не так.

После закрытия ИП долг остается, если его не отдать, можно попасть под суд как физлицо. Это как с гражданством: когда человек меняет гражданство, долги в прежней стране никуда не исчезают. Поэтому первая задача — разобраться с обязательствами.

Стрясти деньги без скандала

Разбираться лучше до закрытия ИП. Как только вы теряете статус ИП, банк блокирует переводы с вашего расчетного счета, и вы уже не можете законно расплатиться с партнерами. Придется придумывать схемы оплаты через физлицо.

Вторая задача — наоборот, собрать долги. Если клиенты отдают вам старые долги, а вы закрыли ИП, это незаконное предпринимательство. Налоговой такое не понравится, можно и штраф получить. Чтобы не рисковать, стрясите деньги с клиентов, пока ИП работает.

Закрыть счет

Если с долгами разобрались, пора разбираться с расчетным счетом. В законе нет сроков для закрытия счета, поэтому формально вы вправе закрыть его в любое время.

На практике это не так. Налоговая насторожится, если увидит работающий счет: зачем платить за обслуживание счета, если вы уже не ИП? Если человек готов тратить деньги на банк, значит, планирует получать доход без статуса предпринимателя, а это незаконно.

Чтобы не нервировать налоговую, закройте счет до подачи документов. Сразу после того, как получите деньги от клиентов и расплатитесь с поставщиками.

Если на счете есть деньги, банк их отдаст. Модульбанк отдает деньги при закрытии счета: вы из личного кабинета закрываете счет, указываете реквизиты для перевода, и банк переводит деньги. Ходить никуда не надо.

Оплатить госпошлину

За закрытие ИП надо платить госпошлину, в 2017 году это 160 рублей.

Чтобы не искать реквизиты, подготовьте платежку на сайте налоговой. Подготовка занимает пять минут: заходите на сайт, выбираете пункт «Государственная пошлина за регистрацию ИП» → «Госпошлина за регистрацию прекращения ФЛ деятельности в качестве ИП», и дальше идете по подсказкам.

Когда платежка готова, оплачивайте госпошлину: можно оплатить с сайта налоговой или скачать и оплатить через кассу банка. Для оплаты подходит любой российский банк.

Сохраните подтверждение оплаты — квитанцию от банка или выписку из интернет-банка. Налоговая сама проверяет, платили вы или нет, но надежней принести квитанцию с собой.

Заполнить заявление

Следующий шаг — заполнить заявление на закрытие ИП.

Заявление заполняется в одном экземпляре, на компьютере или от руки. Заполнить его — дело на минуту: пишете сведения об ИП, выбираете, как получить документы о закрытии, и заявление готово.

Заявление простое, но вот, что надо знать:

указывать телефон и почту, которыми пользуетесь. Если налоговой что-то не понравится в заявлении, она может позвонить. Вы быстрее решите вопрос, если она до вас дозвонится;

заполнять четвертый пункт, только если подаете заявление через представителя. Вообще заявление можно подать самим или через посредника — бухгалтера, маму или любого другого человека. Главное, это указать в заявлении.

Так выглядит заявление:

Как заполните, распечатайте заявление, но не подписывайте. Подписать можно только в присутствии налоговика, иначе налоговая заявление не примет.

Сдать документы в налоговую

Мы в середине пути, теперь документы надо передать в налоговую. Вот, что понадобится:

  • копия паспорта;
  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • заявление.

Документы можно подать разными способами, они отличаются сложностью, ценой и надежностью.

Подать документы самому. Документы принимает налоговая по месту регистрации ИП. Если не помните адрес своей инспекции, его можно найти на сайте налоговой.

Сайт показывает адрес и график работы инспекции:

Почтой. Заверяете все документы у нотариуса, отправляете их письмом с объявленной ценностью и описью документов. Письмо может идти две недели, месяц, а может и вовсе потеряться.

Через посредников: интернет-бухгалтерию, МФЦ или маму с папой.

Для посредников понадобятся дополнительные документы: если посредник подает заявление через интернет, нужна электронная подпись; если вживую, то доверенность от нотариуса. Обычно всё это готовят посредники.

На сайте налоговой. Способ подходит, если у вас есть электронная подпись: тогда ходить в налоговую не надо, а все документы загружаются через интернет.

При любом способе подачи документов, налоговая отдает расписку: какой сотрудник забрал документы, какие и когда. Если подаете лично, налоговик отдаст расписку в руки, если через почту — отправит письмом, если через сайт — вы скачаете расписку с электронной подписью.

Храните расписку, пока налоговая не закроет ИП. Если налоговая потеряет документы, вы докажете, что вы их сдавали. Налоговая восстанавливать ничего не будет, но зато не придется платить госпошлину еще раз.

Получить выписку из ЕГРИПа

Чтобы убедиться, что ИП закрыто, надо получить документ от налоговой — выписку из ЕГРИПа. У налоговой пять рабочих дней на выписку, срок считается со следующего дня после подачи документов. Если подали 15 мая, налоговая подготовит выписку к 22 мая.

Выписка выглядит так:

Забывать о выписке нельзя. Налоговая может не закрыть ИП из-за опечатки в отчестве и ждать, пока вы придете за выпиской. Как придете — так и скажет. А вы всё не приходите, ИП работает, долг копится.

Как налоговая передаст выписку, зависит от заявления на закрытие ИП. Если написали, что заберете лично, то отдаст в руки; если через посредника — передаст посреднику, например, юристу Модульбанка.

Оплатить взносы

Если выписка у вас на руках, оплатите страховые взносы: в пенсионный фонд и фонд медстрахования. Время на оплату взносов — 15 дней со дня закрытия ИП.

Сумма взносов фиксированная и зависит от минимального размера оплаты труда. В этом году это 27 990 рублей. Хорошая новость — вы платите взнос не за весь год, а за время работы ИП. Получается, с первого января по последний день ИП — даты, когда вас выписали из ЕГРИПа. Если в выписке 13 мая, платите взносы с 1 января по 13 мая.

Если заработали больше 300 000 рублей за год, надо платить дополнительные взносы: вы считаете 1% от суммы, которую получили на счет, минус 300 000 рублей. Взнос считается также — с первого января по последний день работы.

Платежку на оплату готовит сайт налоговой. Заходите на сайт и выбираете, как будете платить и за что. На сайте много подсказок: если что-то непонятно, смотрите пояснения.

Вот, что надо написать:

кто платит — «Индивидуальный предприниматель»;

тип документа. Если не знаете, как будете платить — наличными или по карте, выбирайте «платежный документ»;

за что платите. Для этого достаточно написать КБК, остальное сайт подставит сам. Для взносов в пенсионный фонд — 182 1 02 02140 06 1110 160, для медстрахования — 182 1 02 02103 08 1013 160;

основание платежа — «Платежи текущего года»;

налоговый период — «Конкретная дата», и ставите дату закрытия ИП;

сумму взносов, данные ИП, и квитанция готова.

Платежка готовится так:

Взносы можно оплатить с сайта или распечатать квитанцию и оплатить в кассе любого банка.

Налоговая иногда просит оплатить взносы до закрытия ИП. В духе: «Пока не принесете квитанцию об оплате, заявление принимать не будем». Так вот, это незаконно. Если такое происходит, ссылайтесь на Налоговый кодекс и требуйте принять заявление.

Сдать декларацию и заплатить налоги

Последний этап — сдать декларацию и оплатить налоги, срок и порядок отчетности зависит от налогообложения.

Упрощенка. Оплатить налоги и сдать декларацию нужно до 25 числа следующего месяца за датой закрытия ИП. Если закрыли 15 мая, ваш срок — 25 июня.

ЕНВД. Сначала вы подаете заявление о снятии с учета, а потом — сам отчет, и платите налог. Налоговая ждет заявление через пять дней после закрытия ИП, декларацию и налоги — по итогам квартала, в котором зарыли ИП: до 20 числа — декларацию, до 25 — налог.

Если вы закрыли ИП 15 мая, подайте заявление до 20 мая, сдайте декларацию за второй квартал до 20 июля, а до 25 июля заплатите налог.

Патент. Если вы на патенте, вам повезло — ничего подавать в налоговую не надо.

Хранить документы

Если вы получили выписку из ЕГРИПа и рассчитались с налоговой, то всё готово — ИП закрыто. Поздравляем!

Только сохраните документы. Налоговая может прийти с проверкой по налогам, а документов, что вы ничего не должны, нет.

Чтобы не тратить время на разборки, храните выписку о закрытии ИП и всё, что связано с работой: договоры, счета, акты. Еще это ваша обязанность по Налоговому кодексу — хранить документы четыре года.

Открыть ИП заново

Новое ИП можно открыть в любой момент, хоть через день закрытия предыдущего. Специальных условий для повторного открытия нет, поэтому всё придется делать, как в первый раз.

Система налогообложения сохраняется до конца года. Если вы работали на упрощенке 6%, новое ИП тоже будет на упрощенке. Если нужна другая система, придется ждать следующего года.

Прекращение деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не ограничивается только сдачей и оплатой . В связи с этим часто возникают следующие вопросы: при закрытии ИП какие декларации и отчеты нужно сдать? Необходимо ли дополнительно сниматься с учета в качестве работодателя? Ответим подробнее на данные вопросы.

Налоговая отчетность при закрытии ИП

Срок сдачи «ликвидационных» деклараций зависит от того, какой режим налогообложения применяет индивидуальный предприниматель.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Рисунок 1. Титульный лист «ликвидационной» декларации ИП на УСН

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Рисунок 2. Титульный лист «ликвидационной» декларации ИП на ЕНВД

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Декларация по единому сельхозналогу при закрытии ИП сдается в те же сроки, что и упрощенная, а именно до 25 числа месяца , следующего за тем, когда была внесена запись в ЕГРИП о прекращении гражданином предпринимательской деятельности.

Рисунок 3. Титульный лист «ликвидационной» декларации ИП на ЕСХН

Патентная система налогообложения (ПСН)

Ни обычная, ни «ликвидационная» декларация не сдается. Предприниматели указанного режима полностью освобождены от обязанности сдачи налоговой отчетности.

Общая система налогообложения (ОСНО)

Рисунок 4. Титульный лист «ликвидационной» декларации 3-НДФЛ

Декларация по НДС

При закрытии ИП декларация по налогу на добавленную стоимость сдается в том же порядке, что и обычная, а именно в срок до 25 числа месяца , следующего за прошедшим отчетным кварталом.

Страховая отчетность при закрытии ИП с сотрудниками

ИП, не имеющие наемных работников при снятии с налогового учета никакую отчетность по страхованию не сдают.

Уплата взносов за себя производится не позднее 15 календарных дней с даты госрегистрации прекращения деятельности в качестве ИП включительно.

ИП-работодатели при прекращении деятельности обязаны сдать за своих сотрудников соответствующую отчетность

Примечание: в 2019 году отдельно сниматься с учета в качестве работодателя не нужно.

Расчет по страховым взносам (в ИФНС)

При прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП расчет по страховым взносам (далее РСВ) необходимо сдать до дня подачи заявления о закрытии ИП в налоговый орган.

В настоящий момент, существует неясность относительно того, какой код расчетного (отчетного) периода необходимо указать на Титульном листе РСВ. Дело в том, что порядок заполнения расчета устанавливает «ликвидационные» коды только для организаций. Так, в Приложении 3 к РСВ организации при ликвидации указывают коды: 51, 52, 53 и 90 (в зависимости от периода за который сдается документ).

Для ИП таких кодов нет, в связи с чем неясно, что указывать индивидуальному предпринимателю: код при сдаче обычной отчетности (21, 21, 33, 34) или «ликвидационный» код, установленный для организаций (51, 52, 53, 90).

На начало 2019 года финансовое ведомство дало разъяснение лишь для тех ИП, что являются главами КФХ. Они, в соответствии с Письмом ФНС от 25 декабря 2017 г. N ГД-4-11/26372@ , при сдаче расчета в связи с прекращением деятельности должны указывать следующие коды:

  • 83 – 1 квартал;
  • 84 – полугодие;
  • 85 – 9 месяцев;
  • 86 – год.

Однако, не во всех налоговых инспекциях придерживаются данного мнения и считают, что на титульном листе при закрытии ИП необходимо указывать обычный код для сдачи Расчета, а именно:

  • 21 – 1 квартал;
  • 31 – полугодие;
  • 33 – 9 месяцев;
  • 34 – год.

Учитывая изложенное, перед подачей Расчета рекомендуем уточнить данный вопрос в налоговом органе по месту учета.

Справка 2-НДФЛ (в ИФНС)

Отдельного срока представления в налоговый орган справок 2-НДФЛ по доходам, выплаченным сотрудникам за период с начала года до момента прекращения деятельности ИП, законодательством не установлено, в связи с чем их необходимо сдать в ИФНС не позднее 1 апреля года, следующего за тем, когда ИП снялся с учета.

Многие предприниматели, решившие прекратить свой бизнес, не знают, может ли налоговая проверить ИП после закрытия. Они полагают, что оформив ликвидацию своего дела, становятся свободными от каких-либо обязательств перед государством. Такая точка зрения является ошибочной. Поэтому всем, кому придется столкнуться с подобной ситуацией, полезно будет знать, каким образом и на каких основаниях может быть осуществлена подобная проверка.

На каких условиях может проводиться проверка после закрытия ИП

Проверка индивидуального предпринимателя после того как он закроет свой бизнес основывается на требованиях п.1 ст. 23 НК РФ. Согласно ему, лицо, занимавшееся предпринимательской деятельностью, должно хранить все документы, касающиеся уплаты налогов и бухгалтерского учета, на протяжении 4 лет после того, как ИП будет закрыто. Именно такой срок давности установлен законодательством для выявления возможных нарушений и доначисления неуплаченных налогов и санкций. По истечении данного периода времени проводить проверку ФНС не имеет права.

Налоговая инспекция предпринимателя, находящегося на упрощенной системе налогообложения часто проверяет с целью выявить неправомерность применения этой системы.

Если хорошо изучить все юридические нюансы процедуры закрытия ИП, то впоследствии можно и вовсе избежать проверок.

Поэтому предприниматель должен четко придерживаться всех прописанных в законе правил:

  • собственноручно заполнить и подать в налоговую заявление о прекращении предпринимательской деятельности (форма Р26001);
  • уплатить госпошлину;
  • сдать все завершающие отчеты в налоговую, Пенсионный фонд и ФСС;
  • уволить сотрудников (если есть) и осуществить все причитающиеся им выплаты.

Закон не требует при ликвидации предпринимательства закрывать банковский счет в обязательном порядке. Но лучше будет сделать это, закончив все операции по расчетам и разорвав договор на обслуживание.

При соблюдении вышеуказанных правил закрыть ИП можно в любое время.

Согласно ст. 113 Налогового кодекса, если правонарушение установлено по истечении трехгодичного срока после закрытия индивидуального предпринимательства, то это не влечет за собой никакой ответственности для лица, его совершившего.

Проверки налоговой при закрытии ИП могут быть двух видов:

  1. Камеральная.
  2. Выездная.

Камеральную проверку проходят все субъекты предпринимательской деятельности, которые являются физическими лицами. Для юридических лиц такой вид проверки не предусмотрен. Она может быть в интересах предпринимателя, так как в случае выявления переплат с его стороны, предусмотрена возможность вернуть эти суммы даже после закрытия ИП.

Сделать камеральную проверку налоговая может на таких основаниям:

  • документам, которые являются подтверждением деятельности физического лица как индивидуального предпринимателя;
  • документации по расчетам;
  • налоговым декларациям.

Временные рамки осуществления камеральной проверки - 3 месяца со дня подачи документов. На основании декларации о доходах может быть осуществлена полная ревизия ИП.

Во время проведения ревизии сотрудниками ИФНС будут осуществляться:

  • проверка факта ведения предпринимательской деятельности и подачи отчетности в налоговую и внебюджетные фонды;
  • проверка правильности оформления документов и регулярности обязательных платежей;
  • сверка показателей, содержащихся в отчетах предпринимателя с документацией налоговой инспекции.

В случае выявления расхождений сотрудниками ИФНС закрывшемуся предпринимателю будут начислены санкции, а недоплаченные налоги придется доплатить. Если ИП хочет вернуть переплаченные суммы, а документы утеряны - он может составить соответствующий акт и, уплатив комиссию, запросить в налоговой восстановление данных. Однако делать так целесообразно лишь в тех случаях, когда речь идет о значительной сумме.

Местом осуществления камеральной проверки предусматривается как фактический адрес физического лица-предпринимателя, так и налоговая инспекция, где он был зарегистрирован.

Выездные проверки могут быть ИП, в отличие от камеральных, не обязательным мероприятием. Но все, кто занимается индивидуальной деятельностью, должны иметь в виду, что налоговая служба имеет право осуществить их на протяжении 3 лет после закрытия ИП.

По времени выездная ревизия может растянуться до двух месяцев, но и это не предел. В определенных случаях ее сроки продлеваются до полугода.

Решение об этом может быть принято при таких обстоятельствах:

  1. Налоговики располагают сведениями о нарушениях совершенных ИП во время осуществления своей деятельности.
  2. Помещение, в котором должна осуществляться проверка, по каким-либо причинам недоступно.
  3. Если лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, не смогло предоставить все необходимые для ревизии документы в сроки, указанные ИФНС.

При осуществлении выездной проверки ИП все сроки и ревизии, которые были в предыдущие периоды, не учитываются.

Пункт 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ подразумевает, что ревизия будет проводиться по месту регистрации ИП. Если в силу каких-либо причин провести ее по указанному месту не представляется возможным, проверка может быть осуществлена в помещении налоговой инспекции.

При выездной проверке инспекторы имеют право запросить документы только за три предыдущих календарных периода. Требования предоставить сведения за более ранний срок являются незаконными.

В ходе проведения проверки сотрудники налоговой инспекции могут:

  • запрашивать любые документы, имеющие отношение к деятельности закрытого ИП;
  • опрашивать контрагентов ИП с целью получения дополнительных сведений о его деятельности;
  • осматривать все помещения, где осуществлялась деятельность ИП;
  • в случае возникновения сложных вопросов пользоваться услугами экспертов для их решения;
  • изымать документы, не соответствующие действующему законодательству;
  • проводить инвентаризацию;
  • запрашивать и брать на рассмотрение документацию деловых партнеров ИП.

Подразделение ИФНС, которым будет проводиться проверка, обязано предупредить ИП о своем визите. Приходить домой к предпринимателю, не получив предварительно его согласия на это, ревизоры не имеют права.

После того, как проверка будет закончена, инспектор должен составить акт о ее результатах. Он составляется в двух экземплярах, один из которых передается предпринимателю, а другой остается у сотрудника налоговой.

По итогам проведенной инспекции налоговой службой могут быть приняты несколько вариантов решений:

  1. О начислении сумм для погашения задолженности по налогам.
  2. О расчете сумм финансовых санкций (штрафов и пени).
  3. О привлечении к ответственности (административной или уголовной).

Занятие предпринимательской деятельностью после ликвидации неофициально является серьезным нарушением. Оно может повлечь за собой уголовное преследование.

В случаях, когда будет установлено, что предприниматель находился на упрощенной системе налогообложения без надлежащих на то оснований, его обяжут выплатить все налоги за период деятельности на общих основаниях, а также начислят пеню.

В случае несогласия с выводами ревизоров предприниматель в самом акте должен изложить свои возражения по сути выявленных нарушений и передать их сотрудникам налоговой службы.

Следует иметь в виду, что в законодательстве подразумевается, что возражения, обозначенные в акте проверки и обжалование ее результатов - это две отдельные процедуры. Плательщик налогов имеет право прибегать к ним независимо одна от другой. После завершения проверки и составления акта он имеет право обжаловать ее выводы в течение 14 дней.

Налоговая проверка - серьезное мероприятие. Чтобы она не стала для предпринимателя тяжким испытанием, необходимо тщательно вести бухгалтерскую документацию и вовремя уплачивать все налоги.

Особое внимание следует обратить на платежи в бюджетные фонды. Их нужно осуществлять даже в тех случаях, когда это будет идти в убыток предприятию. Даже в случае отсутствия доходов за отчетный период, лучше сдать в налоговую нулевую декларацию. Это сведет к минимуму возможные вопросы со стороны инспектора и позволит завершить свою предпринимательскую деятельность без дополнительных санкций со стороны государства.

Пошаговая инструкция при ликвидации ИП без сотрудников и кассы

Бытует такой миф: если у индивидуального предпринимателя нет дохода, то ИП считается не работающим. Но налоговые органы категорически с этим не согласны. И пока ИП официально не закрыто, предприниматель обязан платить взносы и сдавать декларацию, в противном случае есть риск нарваться на весомый штраф. О том, как грамотно закрыть ИП и перестать платить взносы, рассказал руководитель службы бухгалтерской поддержки клиентов «Модульбанка» Дмитрий Гудович.

35 лет, руководитель службы бухгалтерской поддержки клиентов «Модульбанка» . Специалист по налогам и финансам, кандидат экономических наук, автор персонального блога о налогах и бухучёте. «Модульбанк» специализируется на обслуживании малого бизнеса, услугами банка на данный момент пользуется 25 000 предпринимателей.


Что нужно сделать для того, чтобы закрыть ИП

Порядок закрытия ИП регулируется федеральным законом «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (129-ФЗ). Вот что предстоит сделать:

  • Определить дату закрытия ИП;
  • Разобраться с долгами;
  • Закрыть счёт;
  • Оплатить госпошлину;
  • Заполнить заявление;
  • Сдать документы в налоговую;
  • Получить выписку из ЕГРИП;
  • Оплатить взносы;
  • Сдать декларацию и заплатить налоги;
  • Сохранить документы;
  • Открыть ИП заново (в случае необходимости).

Определить дату закрытия ИП

Закрыть ИП можно в любой день: хоть на следующий день после регистрации, в законе на этот счёт никаких ограничений нет. Система налогообложения тоже не играет роли.

Если вы приняли решение закрыть ИП, целесообразно это сделать как можно быстрее – потому что, пока ИП работает, нужно платить взносы. За полгода это – 13 995 рублей, за год – 27 990 рублей.

Разобраться с долгами

Некоторые предприниматели, имеющие долги, думают так: «Я закрою ИП - и тогда не буду должен партнёрам». Это неверный ход мыслей - после закрытия ИП долг остаётся. И если его не погасить, можно угодить под суд в качестве физического лица. Это как с гражданством: когда человек меняет гражданство, долги в прежней стране никуда не исчезают. Поэтому одна из первых задач - разобраться с обязательствами.

Делать это нужно до закрытия ИП. Как только вы потеряете статус ИП, банк заблокирует переводы с вашего расчётного счёта, и вы уже не сможете законно расплатиться с партнёрами. Придётся придумывать схемы оплаты через физлицо.

Вторая задача - собрать долги с тех, кто должен вам. Если клиенты начнут отдавать вам старые долги после закрытия вашего ИП, это будет расцениваться как незаконное предпринимательство. Налоговой такое не понравится, можно и штраф получить. Чтобы не рисковать, стрясите деньги с клиентов, пока ИП работает.

Закрыть счёт

Если с долгами разобрались, пора разбираться с расчётным счётом. В законе нет сроков для закрытия счёта, поэтому формально вы вправе закрыть его в любое время. Но на практике это не так. Налоговая насторожится, если увидит работающий счёт: зачем платить за обслуживание счёта, если вы уже не ИП? По логике фискалов, если человек готов тратить деньги на обслуживание в банке, значит, планирует получать доход без статуса предпринимателя, а это незаконно.

Чтобы не нервировать налоговую, закройте счёт до подачи документов. Сразу после того, как получите деньги от клиентов и расплатитесь с поставщиками.

Если на счёте есть деньги, банк их вернёт. Например, «Модульбанк» отдаёт деньги при закрытии счёта: вы из личного кабинета закрываете счёт, указываете реквизиты для перевода, и банк переводит деньги. Ходить никуда не надо.

Оплатить госпошлину

За закрытие ИП надо платить госпошлину, в 2017 году её размер составляет 160 рублей.

Чтобы не искать реквизиты, подготовьте платёжку на сайте налоговой. Подготовка занимает пять минут: заходите на сайт, выбираете пункт «Государственная пошлина за регистрацию ИП» → «Госпошлина за регистрацию прекращения ФЛ деятельности в качестве ИП», и дальше идёте по подсказкам.

  • Оплатить госпошлину на сайте налоговой

Когда платёжка готова, оплачивайте госпошлину: можно оплатить с сайта налоговой или скачать и оплатить через кассу банка. Для оплаты подходит любой российский банк.

Сохраните подтверждение оплаты - квитанцию от банка или выписку из интернет-банка. Налоговая сама проверяет, платили вы или нет, но надёжней принести квитанцию с собой.

Заполнить заявление

Следующий шаг - заполнить заявление на закрытие ИП. Заявление заполняется в одном экземпляре, на компьютере или от руки. Заполнить его - дело на минуту: пишете сведения об ИП, выбираете, как получить документы о закрытии, и заявление готово.

  • Скачать заявление с сайта налоговой

Заявление простое, но вот, что надо иметь в виду:

    указать телефон и почту, которыми пользуетесь. Если налоговикам что-то не понравится в заявлении, они могут позвонить. Вы быстрее решите вопрос, если инспектор до вас дозвонится;

    заполнять четвертый пункт нужно только в том случае, если вы подаёте заявление через представителя. Вообще заявление можно подать самим или через посредника - бухгалтера, друга или любого другого человека. Главное, это указать в заявлении.

Вот так выглядит заявление:


Как заполните, распечатайте заявление, но пока не подписывайте. Подписать можно только в присутствии налоговика, иначе налоговая заявление не примет.

Сдать документы в налоговую

Мы в середине пути. Теперь документы надо передать в налоговую. Вот, что для этого понадобится:

    паспорт или копия, если подаёте заявление через посредника;

    подтверждение оплаты госпошлины;

    заявление.

Документы можно подать разными способами, они отличаются сложностью, ценой и надёжностью.

Подать документы самому . Документы принимает налоговая по месту регистрации ИП. Если не помните адрес своей инспекции, его можно найти на сайте налоговой.

  • Найти налоговую по адресу регистрации ИП

Отправить документы почтой . Заверяете все документы у нотариуса, отправляете их письмом с объявленной ценностью и описью документов. Тут есть риски - письмо может идти две недели, месяц, а может и вовсе потеряться.

Подать документы через посредников - интернет-бухгалтерию, МФЦ или маму с папой. Для посредников понадобятся дополнительные документы: если посредник подаёт заявление через интернет, нужна электронная подпись; если вживую, то доверенность от нотариуса. Обычно всё это готовят посредники. Некоторые банки (в том числе наш «Модульбанк») тоже помогают закрывать ИП: сотрудники банка сами готовят документы и сдают в налоговую, клиент подписывает их одной кнопкой в интернет-кабинете. Распечатывать что-то или приезжать в банк не надо.

Способ подходит, если у вас есть электронная подпись: тогда ходить в налоговую не надо, а все документы загружаются через интернет.

  • Подать документы через сайт налоговой

При любом способе подачи документов налоговая отдаёт расписку: какой сотрудник забрал документы, какие и когда. Если подаёте лично, налоговик отдаст расписку в руки, если через почту - отправит письмом, если через сайт - вы скачаете расписку с электронной подписью.

Храните расписку, пока налоговая не закроет ИП. Если налоговая потеряет документы, вы докажете, что вы их сдавали. Налоговая восстанавливать ничего не будет, но зато не придётся платить госпошлину ещё раз.

Получить выписку из ЕГРИП

Чтобы убедиться, что ИП закрыто, надо получить документ от налоговой - выписку из ЕГРИПа. У налоговой пять рабочих дней на выписку, срок считается со следующего дня после подачи документов. Если подали 15 мая, налоговая подготовит выписку к 22 мая.

Выписка выглядит так:


Забывать о выписке нельзя. Налоговая может не закрыть ИП, к примеру, из-за опечатки в отчестве и ждать, пока вы придёте за выпиской. Как придёте - тогда и скажет. А вы всё не приходите, ИП работает, долг копится…

Как налоговая передаст выписку, зависит от заявления на закрытие ИП. Если написали, что заберёте лично, то отдаст в руки; если через посредника - передаст посреднику.

Оплатить взносы

Если выписка у вас на руках, оплатите страховые взносы: в пенсионный фонд и фонд медстрахования. Время на оплату взносов - 15 дней со дня закрытия ИП.

Сумма взносов фиксированная и зависит от минимального размера оплаты труда. В этом году это 27 990 рублей. Хорошая новость - вы платите взнос не за весь год, а за время работы ИП. Получается, с 1 января по последний день работы ИП - даты, когда вас выписали из ЕГРИП. Если в выписке 13 мая, платите взносы с 1 января по 13 мая.

Если заработали больше 300 000 рублей за год, надо платить дополнительные взносы: вы считаете 1% от суммы, которую получили на счёт, минус 300 000 рублей. Взнос считается так же - с 1 января по последний день работы.

  • Посчитать взносы на калькуляторе

Платёжку на оплату готовит сайт налоговой. Заходите на сайт и выбираете, как будете платить и за что. На сайте много подсказок: если что-то непонятно, смотрите пояснения.

  • Подготовить платежку для взносов на сайте налоговой

Вот, что надо написать:

    Кто платит - «Индивидуальный предприниматель»;

    Тип документа - если не знаете, как будете платить, наличными или по карте, выбирайте «платёжный документ»;

    За что платите - для этого достаточно написать КБК, остальное сайт подставит сам. Для взносов в пенсионный фонд - 182 1 02 02140 06 1110 160, для медстрахования - 182 1 02 02103 08 1013 160;

    Основание платежа - «Платежи текущего года»;

    Налоговый период - «Конкретная дата», и ставите дату закрытия ИП;

    Сумма взносов, данные ИП.

Вуаля - квитанция готова.

Взносы можно оплатить с сайта или распечатать квитанцию и оплатить в кассе любого банка.


Бывает, что налоговая просит оплатить взносы до закрытия ИП - «Пока не принесёте квитанцию об оплате взносов, заявление принимать не будем». Так вот, это незаконно. Если такое происходит, ссылайтесь на Налоговый кодекс и требуйте принять заявление.

  • Право на оплату в течение 15 дней (ст. 432 п. 5 Налогового кодекса РФ)

Сдать декларацию и заплатить налоги

Последний этап - сдать декларацию и оплатить налоги, срок и порядок отчётности зависит от налогообложения.

«Упрощёнка» . Оплатить налоги и сдать декларацию нужно до 25 числа следующего за датой закрытия ИП месяца. Если закрыли 15 мая, ваш срок сдачи - 25 июня.

ЕНВД . Сначала вы подаёте заявление о снятии с учёта, а потом - сам отчёт, и платите налог. Налоговая ждёт заявление через пять дней после закрытия ИП, декларацию и налоги - по итогам квартала, в котором закрыли ИП: до 20 числа - декларацию, до 25 - налог. Если вы закрыли ИП 15 мая, подайте заявление до 20 мая, сдайте декларацию за второй квартал до 20 июля, а до 25 июля заплатите налог.

Патент . Если вы на патенте, вам повезло - ничего подавать в налоговую не надо.

Если вы получили выписку из ЕГРИП и рассчитались с налоговой, то эпопея завершена - ИП закрыто. Поздравляем!

Чтобы не тратить время на разборки, храните выписку о закрытии ИП и всё, что связано с работой: договоры, счета, акты. Тем более, что это ваша обязанность по Налоговому кодексу - хранить документы четыре года.

Открыть ИП заново

Новое ИП можно открыть в любой момент, хоть через день закрытия предыдущего. Специальных условий для повторного открытия нет, поэтому всё придется делать, как в первый раз.

Система налогообложения сохраняется до конца года. Если вы работали на «упрощёнке» 6%, новое ИП тоже будет на «упрощёнке». Если нужна другая система налогообложения, придётся ждать следующего года.




Top