Зал леонардо да винчи. Леонардо да Винчи (Его Ученики И Подражатели)

Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа Бенуа Александр Николаевич

Леонардо да Винчи (Его Ученики И Подражатели)

Вполне зрелым представляется искусство лишь одного величайшего художника, принадлежащего, как мы уже указали, XV веку, - Леонардо да Винчи. Еще ни одно из упомянутых событии не наступило, еще все шло своим ровным течением, последовательно и равномерно, когда родился и развился этот гениальный человек, познавший новые формулы красоты, отвечающие назревавшим душевным переживаниям.

Самый пленительный момент Возрождения для нас, живущих в эпоху какого-то старчества, тот, когда “дерево культуры” покрылось зеленеющими почками, когда воцарилось в истории человечества радостное настроение весны. Но затем почки начали распускаться, дерево покрылось густой одеждой листвы, и в этом виде, в этой пышной картине оказывается трудным узнать прежнюю очаровательную прозрачность, тонкость и хрупкость. Именно в творчестве Леонардо произошла эта полная метаморфоза Возрождения. Кажется, точно нет связей между ним и его предшественниками. Напрасно, впрочем, было бы искать в нем и воскресение древности. Леонардо ни в чем (кроме только архитектуры) не возобновил античных традиций (вроде того, как сделали Мантенья и Донателло). Он оказался вполне “новым”, он все нарушил и все снова воздвиг, открыл такие пути, которые не пройдены еще и в настоящее время, с простотой ясновидца указал на идеалы, в которые мы до сих пор не поверили вполне, ибо “духу не хватает”, чтобы поверить.

Здесь, впрочем, нас интересует одна только формальная сторона, вернее, чисто пластическая сторона его творчества. С нее началось дальнейшее развитие европейской пластики. Леонардо, легко и просто, нашел такие формулы, которые как по волшебству вывели искусство из оцепенения, дали ему радость и полноту. То, над чем бились Липпо Липпи, Поллайоло, Верроккьо и более молодые: Боттичелли, Перуджино и Гирландайо, для него предстало готовым, совершенным, как Паллада, вышедшая во всеоружии из головы Зевса. Однако как обозначить словами это новое? Что это такое - эта круглота линий, равновесие частей, эта мягкость выразительных движений и мягкость светотени? Шаг ли дальше на пути завоеваний реализма или новый “декоративный прием”? Разумеется, это нечто большее, но совершенно невыразимое. Сам Леонардо пытался в словах выяснить свои открытия в сфере пластической красоты, но и его слова кажутся наивными и неубедительными рядом с наглядными, им же созданными примерами.

Произведений самого Леонардо Эрмитаж не содержит, но дух Леонардо разлит на всем художественном творчестве Италии, явившемся вслед за ним. Надо, впрочем, оговориться, Леонардо был этим первым и самым драгоценным источником нового “художественного стиля”, но идеи, воплотившиеся в нем, вообще уже “носились в воздухе”. Возможно, что аналогичные явления вне Флоренции и вне Милана следует считать и самобытными.

Наконец, нельзя таких гениев, как соотечественника Леонардо Микель Анджело или как урбината Рафаэля считать какими-то последователями Винчи. Надо только помнить для уразумения их положения в истории, что основные формулы, которыми они воспользовались, которые они довели до высшей степени зрелости и совершенства, были уже найдены в момент сложения их художественных личностей. Одни года рождения говорят за себя. Леонардо родился в 1452, Микель Анджело в 1475, Рафаэль в 1483 году.

К непосредственным отражениям искусства Леонардо относятся в Эрмитаже 5 картин, в разные времена носившие имя самого мастера. Это не произведения самостоятельных, лишь отчасти зараженных чужим творчеством художников, а работы подражателей и учеников, во всем покорно следовавших за мастером и учителем.

“Мадонна Литта” (названная так потому, что она до своего поступления в Эрмитаж, в 1865 году, принадлежала графам Литта в Милане) одна из жемчужин нашего музея.

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта). Ок. 1490 - 1491. Холст, темпера, переведена с дерева. 42х33. Инв. 249. Из собр. Герцога А. Литта, Милан, 1865

“Орнаментальная” сторона картины, линии, композиция, отношение частей вполне достойны Леонардо; возможно даже, что в основе картины лежит рисунок самого мастера. Леонардо же следует отдать замысел как ликов Богородицы и Младенца, так и всей чисто музыкальной, невыразимой словами нежности, с которой передано чувство материнства и милая, несколько неловкая поза Младенца. Но “удача” картины не леонардовская. Резкий свет, доходящий местами до грубости, подбор красок (лишь частью пострадавших от времени и реставрации); промахи и недовершения в лепке (например, руки Мадонны или складки ее тюника у разреза на груди) - все это говорит за то, что перед нами работа ученика - превосходного, впрочем, художника и человека, вполне усвоившего задачи учителя. Кто этот ученик? Круг лиц, стоявших близко к Леонардо, был настолько подавлен величием мастера, эти добросовестные и серьезные, тяжелые и неуклюжие ломбардцы так строго следовали его заветам, что их индивидуальные особенности как-то смешались и их легче узнавать по недочетам и ошибкам, свойственным каждому из них, нежели по достоинствам, унаследованным ими от мастера... Вот почему и эту картину крестили самыми разнообразными именами, начиная от такого совершенного техника, как Бельтраффио, кончая таким неловким художником, как Бернардино де Конти. Вопрос остается открытым, и потому благоразумнее называть Мадонну Литту просто “работой ученика Леонардо”.

Из книги 100 великих картин автора Ионина Надежда

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ Леонардо да Винчи В одном из тихих уголков Милана, затерявшихся в кружеве узеньких улиц, стоит церковь Санта Мария делла Грацие. Рядом с ней, в неприметном здании трапезной, вот уже более 500 лет живет и поражает людей шедевр шедевров - фреска «Тайная вечеря»

Из книги Чудо-остров. Как живут современные тайваньцы автора Баскина Ада

ДЖОКОНДА Леонардо да Винчи 22 августа 1911 года из Квадратного зала Лувра пропала всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Джоконда». В 13 часов дня, когда музей открыли для посетителей, ее на месте не оказалось. Среди работников Лувра началось смятение. Посетителям

Из книги История диджеев автора Брюстер Билл

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Ученики диджея Фрэнсиса В 1970 году Стив Д’Аквисто (Steve D’Acquisto), только что выучившийся на бальзамировщика, водил в ночную смену такси, дожидаясь начала действия лицензии на проведение похоронных обрядов. Однажды он высадил пассажира на Шеридан-сквер, 1 у клуба Haven. «Я

Из книги Книга лидера в афоризмах автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Леонардо да Винчи (1452–1519) – один из титанов итальянского Возрождения: живописец, скульптор, архитектор, музыкант, инженер и изобретатель. Кто хочет разбогатеть за день, будет повешен не позже чем через год. Мудрость – дочь опыта. Тот, кто редко думает,

Из книги Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе] автора Киле Петр

Из книги Тайны богов и религий автора Мизун Юрий Гаврилович

Ученики Остаде Бега, Корнелис Дюсарт, Корнелис Оуденрогге Из этих учеников в Эрмитаже представлен младший брат Адриана - Исаак, о котором мы будем говорить дальше, при разборе голландского пейзажа, Корнелис Бега (1620 - 1666), Иог. Оуденрогге (1625 - 1657) и Дюсарт (1660 - 1704). Из них

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Леонардо да Винчи «Небесным произволением на человеческие существа воочию проливаются величайшие дары, зачастую естественным порядком, а порой и сверхъестественным; тогда в одном существе дивно соединяются красота, изящество и дарование, так что к чему бы ни обратился

Из книги История борделей с древнейших времен автора Кинси Зигмунд

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Леонардо да Винчи (1452–1519) скульптор, художник, изобретатель... Вино мстит пьянице. ... В природе все мудро продумано и устроено, каждый должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни. ... Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода

Из книги Код да Винчи расшифрован автора Ланн Мартин

III. Рим: ученики превзошли учителей На известной всем статуе волчица вскармливает на горе Палатин близнецов Ромула и Рема, будущих основателей Рима.Однако в Риме слово «волчица» (лат. lupa) означает «самка волка», но и «проститутка»; лупанарий – или lupanarium – публичный дом;

Из книги автора

Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (1452–1519) – один из титанов итальянского Возрождения: живописец, скульптор, архитектор, музыкант, инженер и изобретатель. Кто хочет разбогатеть за день, будет повешен не позже чем через год. Мудрость – дочь опыта. Тот, кто редко

Леонардо да Винчи подарил миру множество шедевров в области науки, медицины, инженерии. Не менее высоко ценится и его вклад в искусство.

Живопись да Винчи считается мировой классикой, каждое полотно которой – символ эпохи Возрождения.

Произведениями можно насладиться в Эрмитаже, Лувре, Уффици, а также в других заведениях разных стран.

Названия и краткое описание картин

Современный Эрмитаж, находящийся в Санкт-Петербурге, хранит в своих стенах две картины Леонардо:

  • «Мадонна Бенуа»;
  • «Мадонна Литта».

Обе работы помещены в зале №214 Большого (Старого) Эрмитажа.

«Мадонна Бенуа» - фото

«Мадонна Бенуа» или как часто её называют «Мадонна с цветком» была выполнена приблизительно в 1478 году, когда молодой да Винчи находился во Флоренции. Уже тогда гений иначе смотрел на мир, поэтому создал Мадонне простое, юное и не особо красивое лицо. Другие художники рисовали её взрослой и подчеркнуто прекрасной.

Также мастер вышел за рамки портрета, создав жанровую сцену. Младенец Иисус не просто сидит на коленях матери, он играет с цветком, протянутым ею. Это кажется молодой девушке очаровательным, на её губах застывает нежная улыбка, а в глазах ясно читается душевное тепло.

«Мадонна Литта» - фото

«Мадонну Литту» мастер создал в 1490 году. Изображенные на ней персонажи – Мадонна и младенец Иисус кардинально отличаются от тех, которые помещены на картину «Мадонна Бенуа». Теперь девушка выглядит старше, строже. В её глазах, как и раньше, читается любовь и нежность, но от улыбки остался только намёк, а наивность во взгляде уступила место задумчивости. У ребёнка кудри на голове, в то время как Иисус «Мадонны Бенуа» лысый. Художник добавил на новую картину пейзаж за окнами, погружающий в атмосферу спокойствия.

Входит в «высшую лигу» мировых музейных сокровищниц. В его коллекции - три миллиона экспонатов, а великолепное собрание, начатое еще Екатериной Великой, пополняется по сей день. Предлагаем короткий тур по Эрмитажу - и 10 картин, которые обязательно нужно посмотреть.

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа)

Италия, 1478–1480 годы

Второе название происходит по фамилии владельцев картины. При каких обстоятельствах произведение великого Леонардо попало в Россию, до сих пор неизвестно. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ее у бродячего цирка. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества - Бенуа) в наследство от отца. В 1914 году Эрмитаж приобрел у нее эту картину. Правда, после революции, в тяжелые 1920–30-е годы, правительство СССР чуть не продало ее министру финансов США, страстному коллекционеру Эндрю Меллону. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле)

Италия, около 1504 года

«Мадонна с Младенцем» - одно из ранних произведений Рафаэля. Александр II приобрел эту картину в Италии у графа Конестабиле для любимой жены Марии Александровны. В 1870 году этот подарок обошелся императору в 310 тысяч франков. Продажа работы Рафаэля возмутила местную общественность, однако у итальянского правительства не было средств, чтобы выкупить картину у владельца. Собственность императрицы сразу же была выставлена в здании Эрмитажа.

Тициан. Даная

Италия, около 1554 года

Полотно Тициана Екатерина II приобрела в 1772 году. Картина написана по мотивам мифа, в котором царю Акрисию предсказали, что он умрет от руки собственного внука, и чтобы избежать этого, он заточил свою дочь Данаю в темницу. Однако находчивый бог Зевс все же проник к ней в виде золотистого проливного дождя, после чего Даная родила сына Персея.

Екатерина II была просвещенным монархом, обладала прекрасным вкусом и отлично понимала, что именно надо приобретать для своей коллекции. В Эрмитаже есть еще несколько картин с подобным сюжетом. Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта.

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Апостолы Петр и Павел

Испания, между 1587–1592 годом

Картину подарил музею в 1911 году Петр Дурново. За несколько лет до этого Дурново показывал ее на выставке императорского общества поощрения художеств. Тогда об Эль Греко, которого считали весьма посредственным художником, заговорили как о гении. В этом полотне живописец, который всегда был далек от европейского академизма, оказался особенно близок византийской иконописной традиции. Он постарался передать духовный мир и характеры апостолов. Павел (в красном) напорист, решителен и уверен в себе, а Петр, напротив, - сомневающийся и колеблющийся… Считается, что в образе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Но исследователи об этом до сих пор спорят.

Караваджо. Юноша с лютней

Италия, 1595–1596 годы

Караваджо - известный мастер барокко, перевернувший своим «погребным» светом сознание нескольких поколений европейских художников. В России хранится лишь одна его работа, которую художник написал еще в юные годы. Для картин Караваджо характерна некая драма, есть она и в «Лютнисте». В нотной тетради, изображенной на столе, записана популярная в то время мелодия мадригала Якова Аркадельта «Вы знаете, что я вас люблю». А треснувшая лютня в руках юноши - символ несчастной любви. Полотно приобрел Александр I в 1808 году.

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Фландрия, середина 1620-х годов

Несмотря на название, считается, что это портрет дочери художника - Клары Серены, умершей в 12 лет. Картина создана уже после смерти девушки. Художник тонко выписал и пушистые волосы, и нежную кожу лица, и задумчивый взор, от которого невозможно отвести глаза. Перед зрителем возникает одухотворенный и поэтический образ.

Картину в коллекцию Эрмитажа приобрела Екатерина II в 1772 году.

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына

Голландия, около 1668 года

Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году. Евангельская притча о блудном сыне волновала художника на протяжении всей его жизни: первые рисунки и офорты на этот сюжет он создал еще в 1630–40-е годы, а за написание картины взялся в 1660-е. Полотно Рембрандта стало вдохновением и для других творческих личностей. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением от этой работы написал оперу. А режиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» в одной из заключительных сцен «Соляриса» .

Эдгар Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Франция, 1875 год

Картина «Площадь Согласия» была перевезена в Россию после Второй мировой войны из Берлина - там она хранилась в частном собрании. Полотно интересно тем, что, с одной стороны, это портрет, а с другой - типичная для импрессионистов жанровая зарисовка из жизни города. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе с двумя дочерьми. Многофигурный портрет до сих пор хранит в себе немало загадок. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах картина была создана. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в 1876 году и не на заказ. Другой подобной картины ни до, ни после художник не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал все же полотно графу Лепику, и до конца XIX века о нем не знали. После падения Берлина в 1945 году шедевр в числе других «трофейных» произведений был отправлен в Советский Союз и оказался в Эрмитаже.

Анри Матисс. Танец

Франция, 1909–1910 годы

Картина была создана по заказу Сергея Щукина, известного русского коллекционера французской живописи XIX - начала XX века. Композиция написана на тему золотого века человечества, и потому на ней изображены не конкретные люди, а символические образы. Матисс вдохновлялся народными плясками , которые, как известно, хранят в себе ритуальность языческого действа. Неистовство древних вакханалий Матисс воплотил в сочетании чистых цветов - красного, синего и зеленого. Как символов Человека, Неба и Земли. Картина была передана в Эрмитаж из московского собрания Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

Василий Кандинский. Композиция VI

Германия, 1913 год

В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского . «Композиция VI» была создана в Мюнхене в мае 1913 года - за год до начала Первой мировой войны. Динамичная яркая картина написана свободными и размашистыми мазками. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Однако позже художник отказался от этой идеи, чтобы название работы не мешало зрительскому восприятию. Полотно поступило в музей из Государственного музея нового западного искусства в 1948 году.

В материале использованы иллюстрации с официального сайта

Реклама

Две работы Леонардо да Винчи покинули свои привычные места в Эрмитаже из-за большого числа посетителей, сообщили в пресс-службе Эрмитажа. Работники музея сообщили, что теперь картины расположены в новых витринах, созданных по проекту сотрудников экспозиционно-оформительского отдела. В них обеспечены влажность и температура воздуха, к которым «картины привыкли за последние 40 лет», а также специальная внутренняя система освещения.

Считается, что сохранилось около 15 картин, написанных Леонардо да Винчи (помимо фресок и рисунков). Пять из них хранятся в Лувре, по одной в Уффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской и Вашингтонской национальных галереях, а также в других, менее известных музеях. Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин на самом деле больше, но споры по поводу атрибуции работ Леонардо - занятие бесконечное. В любом случае Россия держит после Франции твердое второе место.

Картины да Винчи в Эрмитаже: «Мадонна Литта» вошла в коллекцию Эрмитажа в 1865 году, а «Мадонна Бенуа» — в 1914 году

Картин с изображением Девы Марии написано так много, что самым известным принято давать прозвища. Нередко к ним пристает имя одного из прошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. С 1813 года она находилась в собственности миланской семьи Литта, представители которой хорошо знали о богатстве Россий. Именно из этого рода происходил мальтийский рыцарь граф Джулио Ренато Литта, который был в большом фаворе у Павла I и, выйдя из ордена, женился на племяннице Потемкина, став миллионером. Четверть века спустя после его смерти герцог Антонио Литта обратился в Эрмитаж с предложением купить несколько картин из фамильного собрания.

«Мадонна Бенуа»также получила прозвание в честь своего владельца. Причем она вполне могла бы называться «Мадонной Сапожникова», но «Бенуа», конечно, звучит красивее. Эрмитаж приобрел ее у жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (брата знаменитого Александра) - Марии Александровны Бенуа. Она была урожденной Сапожниковой.

Решение о перемещении работ было принято генеральным директором Эрмитажа в 2017 году.

Зал Леонардо для движения толпы совершенно невозможен, там все время сталкиваются. Поэтому в новых витринах мы развернем картины к стене, чтобы они фронтально были обращены к зрителю, - прокомментировал перемещение картин Да Винчи директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Картины да Винчи в Эрмитаже: В Эрмитаже представлено несколько картин гения эпохи Возрождения

Собрание Эрмитажа, которое относится к итальянскому периоду XV-XVI вв., является бесценным во всех смыслах этого слова. Жемчужиной всей экспозиции является коллекция картин одного из самых знаменитых художников, изобретателей всех времён и народов Леонардо да Винчи. Гениальность этого человека даже не оспаривается. Леонардо да Винчи был талантлив во всём и всё, что он делал, на шаг опережало само время, в котором он жил. По этой причине, его искусство является необыкновенным и волнующим.

В одном из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира представлено несколько картин гения эпохи Возрождения: Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа), Мадонна Литта, Обнажённая женщина.

«Мадонна с младенцем» (Мадонна Лита) относится к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи, а имя Литта она получила по имени миланских герцогов Литта, из собрания которых картина была приобретена. Это самая известная картина в Эрмитаже. Художник создал образ идеально прекрасной женщины и поместил ее в мир, исполненный гармонии. Мадонна, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.

Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать.

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи

«Мадонна Литта» кисти Леонардо да Винчи – одно из самых трогательных и лирических изображений мадонн в мире. На картине Леонардо традиционный христианский символизм неразрывно связан с проявлением высоких человеческих чувств – любви, нежности и заботы. Картина была приобретена в 1864 г. у графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане, и является истинной жемчужиной Эрмитажа.

☼ ☼ ☼

«Кающаяся Мария Магдалина», Тициан

Существует четыре варианта этой знаменитой картины. Один из них хранится в Эрмитаже, остальные - в музее Каподимонте (Неаполь), в собрании Кольнаги (Лондон) и Кандиани (Бусто Арсицио). Эрмитажный вариант считается наиболее совершенным. Вопреки церковным канонам великий художник изобразил на ней не экзальтированную грешницу в религиозном экстазе, а страдающую земную женщину, изнуренную душевными муками.

☼ ☼ ☼

«Апостолы Петр и Павел», Эль Греко

Доменико Теотокопули (Эль Греко) – один из самых загадочных художников Позднего Возрождения. Картина «Апостолы Петр и Павел» была написана в 1592 году, но долгие годы пребывала в забвении и стала известна поклонникам искусства лишь 300 лет спустя. О скрытом в ней смысле и символах до сих пор спорят не только искусствоведы, но и теологи. Известно лишь, что образ апостола Павла – это слегка видоизмененный автопортрет самого Эль Греко. Лицо Павла написано в особой технике, настолько тонкой, что изображение не фиксируется на рентгенограмме.

☼ ☼ ☼

«Юноша с лютней», Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо)

Картина Карваджо «Юноша с лютней» долгое время экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка» - эксперты были убеждены, что на полотне изображена девушка. Но биограф художника Питер Робб утверждал, что на картине изображен друг художника Марио Миннити. Это одна из первых картин Караваджо, где используется прославившее мастера направленное освещение. Чтобы достичь нужного эффекта, живописец размещал свои модели в темном подвале с единственным окном и усаживал под падающий луч света.

☼ ☼ ☼

«Даная», Рембрандт Харменс ван Рейн

Известно, что «Данаю» Рембрандт написал не для продажи, а для себя, и картина покинула его дом, только когда все имущество художника распродали за долги. Это произведение долгие годы ставило искусствоведов в тупик: его стиль решительно не соответствовал дате написания, сюжет грешил необъяснимыми странностями. Лишь в середине ХХ века, после изобретения рентгенографии, загадка разрешилась. Оказалось, что вначале на полотне была изображена жена Рембрандта, Саския, рядом со смеющимся ангелом и падающим с неба золотым дождем. Но после смерти любимой супруги художник переписал картину. Золотой дождь исчез, ангел стал печальным, и лицо Данаи приобрело черты Гертье Диркс, новой подруги мастера.

☼ ☼ ☼

«Возвращение блудного сына», Рембрандт Харменс ван Рейн

«Возвращение блудного сына» - одна из последних, наиболее выразительных картин Рембрандта. Ее сюжет вполне соответствует евангелическим канонам, но искусствоведы до сих пор пытаются разгадать, что именно зашифровано в фигурах, тонущих во мраке на заднем плане. По одной из версий, в картине одновременно изображены сразу два временных пласта – блудный сын до своего ухода из дома и он же после возвращения.

☼ ☼ ☼

«Дама в голубом», Томас Гейнсборо

«Дама в голубом» - единственная картина выдающегося английского художника Томаса Гейнсборо, представленная в России. Принято считать, что на ней изображена герцогиня Елизавета де Бофор, дочь адмирала Боскауэна. Интересно, что хотя герцогиня де Бофор считается воплощением женственности и аристократического изящества, ее мать Фрэнсис Боскауэн была одной из самых рьяных сторонниц движения «синий чулок», зародившегося в те годы в Великобритании.

☼ ☼ ☼

«Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер-Огюст Ренуар

Портрет актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари наполнен неповторимыми переливами ярких, солнечных красок. История его драматична – он едва не был уничтожен сразу после написания. Когда картина была готова, художник решил отправить ее на выставку. Краски на полотне были еще совсем свежими, и Ренуар не покрыл его лаком. Но служащий, который перевозил картину, решил, что художник поступил так из-за недостатка средств, и положил на портрет слой лака самостоятельно. В итоге краски потекли, и Ренуару пришлось срочно переписывать портрет заново.

☼ ☼ ☼

«Танец», Анри Матисс

Картина «Танец» написана всего тремя красками – синей, зеленой и оранжевой. Она была создана в 1910 году на заказ для московского коллекционера Сергея Щукина в качестве декоративного панно, предназначенного для украшения парадной лестницы особняка. После Октябрьской революции собрание живописи Щукина было конфисковано, и «Танец» оказался в Эрмитаже. Эрмитажное полотно – вторая и более знаменитая версия картины «Танец». Первая была написана в 1909 году, в настоящее время она экспонируется в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

☼ ☼ ☼

«Любительница абсента», Пабло Пикассо

Картина «Любительница абсента» относится к «голубому» периоду творчества Пабло Пикассо, наполненному острым чувством бесприютности и одиночества. Это выразительное, трогательное произведение привез в Россию московский коллекционер Сергей Щукин. К 1914 году в коллекции Щукина была 51 работа Пикассо - самое крупное в мире собрание картин этого художника, находящееся в частном владении. Критики тех лет в глаза называли Щукина «сумасшедшим», но именно ему Эрмитаж обязан тем, что в его коллекции оказались лучшие картины Пикассо.

☼ ☼ ☼

«Мост Ватерлоо. Эффект тумана» Лондонский цикл Клода Моне

Картина Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» обладает необычным оптическим эффектом. Если подойти к картине вплотную, то невозможно различить ничего, кроме почти одинаковых по тону хаотичных мазков. Но по мере удаления детали картины начинают постепенно проступать, и с расстояния около двух метров перед зрителем предстает четкая композиция, в которой предметы резко отделены от фона и даже ощущается движение воды в реке. Эксперты называют эту картину «магической».

☼ ☼ ☼

«Чёрный квадрат», К. С. Малевич

«Чёрный квадрат» Казимира Малевича – одна из самых известных работ русской авангардной живописи. Это яркое воплощение идей супрематизма – направления искусства, которое использует для описания окружающих форм, пространства и движения простые геометрические формы. Невзирая на внешнюю простоту изображения, это глубокая философская концепция, которая в наше время получила широкое распространение в организации пространства жилых и общественных помещений, дизайне, оформительском искусстве.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵




Top