Зал яблоко. Зал «Яблоко

Мать московского генерал-губернатора Михаила Волконского Аграфена Петровна (Асечка) создала первый в России велико-светский салон, в котором помимо литературно-музыкальных интересов гнездилась оппозиционная по отношению к власти мысль. Сто лет спустя другая красавица из того же княжеского рода, Зинаида Волконская , собирала в своей усадьбе лучших людей эпохи, рассуждавших весьма фривольно. От светских львиц остались память и здания, судьба некоторых из которых, прямо скажем, незавидна.

Болконский или Волконский?

По Москве рассыпано около десятка домов, в разное время принадлежавших роду Волконских. Самый знаменитый стоит на «одноимённой» улице Волхонке, 8 ➊. Правда, москвоведы полагают, что улица в XVIII в. была названа не столько по княжеской фамилии, сколько по наименованию весьма популярного у москвичей кабака «Волхонка», размещавшегося в усадьбе. Сейчас усадебный дом готовится к реконструкции, предполагается, что он войдёт в комплекс музейного городка ГМИИ им. Пушкина.

Другая усадьба Волконских - сильно перестроенное здание на Тверском бульваре, 17 ➋- принадлежала полководцу елизаветинской эпохи Семёну Фёдоровичу, готовившему в 1760 г. взятие Берлина. Однако больше знамениты два его внука - Сергей Григорьевич, один из руководителей тайного общества, сосланный после восстания на Сенатской площади в Сибирь, и Николай Григорьевич Репнин-Волконский , в котором историки литературы видят прототип Андрея Болконского .

В Чистом пер., 4 ➌, сохранился дом Софьи Григорьевны, сестры двух вышеупомянутых князей и жены Петра Волкон-ского , основателя Генштаба Русской армии и министра императорского двора.

Его дед, тоже Пётр, жил в усадьбе, от которой сохранился флигель, выходящий на площадь, где некогда шумела знаменитая Хитровка ➍. Дом примечателен тем, что в 1872 г. здесь родился композитор Скрябин.

Сергей Волконский после возвращения из cибирской ссылки жил на ул. Спиридоновка, 21 ➎, в здании, перестроенном в начале XX в.

Московская фронда

Но самый знаменитый дом, в котором когда-либо проживали Волконские, - на ул. Тверской, 14 ➏. Сегодня здесь красивейший в России магазин «Елисеевский гастроном». Построил его в 1780-е гг. Матвей Казаков для секретаря Екатерины II Григория Козицкого (чьим именем назван переулок, на который выходит боковой фасад здания). Попав в опалу, Козицкий покончил с собой, а его вдова продолжила строительство. Как приданое дочери Анны дом перешёл к дипломату Александру Белосельскому-Белозерскому , чья дочь Зинаида , в замужестве Волконская, жила здесь, удалившись от придворной суеты Петербурга.

В салоне Зинаиды Волкон-ской, ставшей поэтической легендой России, проводили незабываемые часы лучшие умы и таланты пушкинской эпохи. Сама хозяйка - поэтесса и прозаик, певица и композитор, художница и путешественница, искусствовед, автор исторических произведений, читавшая в оригинале Гомера , Тибулла , Петрарку , знавшая французских классиков и Байрона , - без сомнения, имеет все права на пальму первенства среди русских женщин той эпохи. Красота, ум и особый дар притягивать к себе сердца, собирали на её вечера писателей (как начинающих, так и известных), талантливых художников и музыкантов. Пушкин , Мицкевич , Карамзин , Козлов , Веневитинов , Жуковский , Баратынский , Дельвиг

Здесь открыто порицали действия правительства, ведь фронда исходила от бывшей пассии императора (по слухам, Зинаида, почти всегда жившая отдельно от мужа Никиты Волконского , адъютанта императора, была любовницей Александра I . Император был крёстным отцом сына Зинаиды Александра, но молва считала его не крёстным, и истинным отцом мальчика).

В 1826 г. в салоне Волконской устроили «прощальный вечер» её свояченицы Марии Волкон-ской, проезжавшей через Моск-ву на каторгу к мужу Сергею Григорьевичу. Именно здесь Пушкин прочитал своё знаменитое послание декабристам (правда, поэт опоздал да так и не увидел Машеньку, свою любовь 1820 г., тогда ещё Раевскую).

Каренину снова под поезд?

Ещё один Волконский, Николай Сергеевич, жил в доме на Воздвиженке, 9 ➐. Здание вошло в русскую культуру как место действия многих сцен романов Льва Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина».

Хозяин дома был дедом писателя. Неудивительно, что княжну Марью Толстой «списал» с собственной матери, а старого князя Болконского - с её отца. В этом же доме Лев Николаевич «поселил» Анну Каренину. Разве не достаточно, чтобы сдувать пылинки с литературно-исторического памятника?

Однако прошлым летом специальная комиссия по определению статуса памятников отказалась считать особняк архитектурным и мемориальным памятником, и он остался без охраны. А Центр развития межличностных коммуникаций, занимающий дом Волконских, взялся за реконструкцию особняка с надстройкой одного этажа. Москвоведы опасаются, что облик здания изменится до неузнаваемости, и горько шутят, что Анна Каренина не пережила бы такого и снова бросилась бы под поезд.

С марта застройщик планомерно ломает дом по адресу Воздвиженка, 9, толстовский адрес прямо рядом с Кремлем. Это дом князей Волконских - предков писателя. Сам Лев Николаевич здесь неоднократно бывал. Здесь он познакомился с княжной П.С. Щербатовой - Китти Щербацкой из романа «Анна Каренина». Сюда, на Воздвиженку, Толстой поселил старого князя Болконского, героя «Войны и мира». Дом перестраивался в 1890-1910-х гг., а также в 1990-х гг., но сохранил архитектурную и мемориальную ценность.
Тем не менее, дом Волконских в 2009-м году из памятников разжаловали. Он стал рядовым зданием. Поэтому, когда его хозяин, «Центр межличностных коммуникаций», захотел еще больше квадратных метров и решил дом надстроить двумя этажами, ему все согласовали. Не обращая внимания на то, что Воздвиженка - историческое сердце города, часть объединенной охранной зоны, в которой можно только воссоздавать, а не строить то, чего никогда не было.


В апреле отбойными молотками по ночам и выходным сносили стену XVIII века дворового фасада. Если работы не остановить, одна из центральных улиц Москвы может обогатиться обновленным монстром, который вполне гармонично будет смотреться разве что с Военторгом. Он расположен как раз напротив.


Однако дом старого князя Болконского еще можно спасти. Сейчас «Арх надзор» собирает подписи культурной общественности под открытым письмом мэру. Свой автограф уже оставили более 100 писателей, актеров, архитекторов, музыкантов, сотрудников музеев. Можно подписаться на сайте движения, сообщив свою фамилию, имя, отчество, должность, звания

Галерея искусств Зураба Церетели. Взгляд со стороны простого любителя искусства November 17th, 2011

Интерьер зала "Яблоко"

Галерея искусств Зураба Церетели
Взгляд со стороны простого любителя искусства

Текст, фото: Черномешенцев Владимир, HalloART.ru

Входя в галерею Церетели (так почему-то называется часть здания РАХ РФ, расположенная по адресу ул Пречистенка, д. 19), сразу же понимаешь, что попал в нехорошее место. Вместо духа изобразительного искусства помещение насквозь пропитано духом коммерции. Как в своём эпохальном творчестве, так и в бизнесе, мэтр Церетели не знает удержу. Всё должно быть огромным и гипертрофированным. По пути в гардероб посетителя встречает большой магазин - художественный салон - где каждый предмет имеет ценник. Помещения, отведенные для продаж, занимают значительную площадь, на которой можно было уместить довольно большую выставку. Но к чему мэтру конкуренты? Тем более, что шансы увидеть более талантливых художников очень и очень велики. Так стоит ли портить настроение великому российскому деятелю искусств?! Извините, в данном контексте слово «художник» мне очень сложно из себя выдавить.

В огромном зале «Яблоко», бывшем когда-то внутренним двором старинного особняка, любой человек чувствует себя очень неуютно. Мне кажется, примерно так же ощущали себя рабы, оказавшиеся поблизости от древнеегипетских гробниц. Массивные барельефы, заполняющие почти все внутренние стены, и хаотично расставленные огромные истуканы, которым, слава богу!, не нашлось места на улицах Москвы, с неимоверной силой давят на психику. Особенно тяжело находиться в зале «Яблоко» человеку, имеющему мало-мальский художественный вкус. Помпезность, китч, безвкусица, полное отсутствие меры - за этими словами уже не столь важно, какие именно сюжеты изображены на барельефах, и какие личности отображены в статуях. Формально мы видим библейские сцены и выдающихся людей нашего времени, но с точки зрения искусства у Церетели получилось пространство, аналогичное языческим храмам Ангкор Ват (Камбоджа), куда без счёта добавили истуканов с острова Пасхи. Или же «Яблоко» скорее напоминает древний полуразрушенный звездолет, реквизит, оставшийся после съемок фильма «Звездные войны», нежели древний сакральный символ.


На фоне древнего звездолета-яблока люди кажутся муравьями

От увиденного также приходит на ум аналогия с огромным ангаром-складом, куда свезли скульптуры, отвергнутые обществом по причине смены политической власти лабо из-за банальной невостребованности. Даже собрание старых скульптур, художественное наследство советских времён, которое нашло себе место упокоения в парке «Музейон» рядом с Третьяковской галерей, по сравнению с коллекцией Церетели выглядит настоящими шедеврами. Надо признать, советская власть нередко привлекала талантливых людей для создания визуальной поддержки коммунистической идеологии. В здании на Пречистенке посетители могут наблюдать наследие времён 90-х годов, когда на смену прогнившей идеологии пришла безудержная свобода. Свобода от совести, свобода от чести, свобода от необходимости иметь талант.


Зал плотно уставлен огромными скульптурами известного автора

Можно лишь сожалеть, что вся эта дорогая безвкусица устроена за наши с вами деньги. За счёт государственного бюджета лужковский питомец Церетели, по сути дела, прихватизировал Академию Художеств, "де факто" приватизировал здания в центре Москвы. За счет государственного бюджета произведён ремонт и оплачены барельефы и скульптуры, гонорар за которые, можно не сомневаться, получил наш великий академик. Деньги огромные. Бессмысленная трата средства на «произведения» одного автора, лишила поддержки сотни и тысячи талантливых художников. Они бы могли заниматься творчеством, но вынуждены искать побочные работы и заниматься поисками средств на пропитание. Также мы не увидели сотни выставок, которые могли бы быть организованы на месте «художественного салона Церетели».


Фрагмент бронзового истукана

Впору брать с собой фонарик, чтобы попробовать найти хотя бы небольшую толику настоящего искусства в языческом храме богини Коммерции и Китча.




Top