Занятие в старшей группе жанры живописи. Интегрированное занятие «Искусство

, МХК и ИЗО

Программное содержание

  • Умение различать жанры живописи из общей массы картин
  • Закреплять у детей представление о живописи, как виде изобразительного искусства, знать особенности каждого жанра
  • Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником
  • Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т.е, что понравилось
  • Умение работать в коллективе во время игры “Создание натюрморта”
  • Знакомство с анималистическим жанром

Материал к занятию

Презентация к занятию, в последовательности изучаемых жанров, а так же проведении игры “Найди лишний жанр”.

При проведении такого занятия понадобится большое помещение - это может быть музыкальный зал или большая изостудия, театральная студия.

Проведение игры “Создание натюрморта” с большим количеством пособий: чайные сервизы, овощные и фруктовые муляжи, керамическая посуда, корзины, искусственные цветы.

На АРМе фрагмент обычного занятия изобразительной деятельности с присутствующими в зале детьми.

Атрибуты для басни Крылова “Лебедь, рак, и щука” - шапочки персонажей, накидки на плечи.

План проведения занятия

  1. Введение – определение жанра живописи
  • Натюрморт (бытовой и природный)
  • Игра “Создание натюрморта”
  • Пейзаж (простой и сложный)
  • Сказочный жанр
  • Анималистический жанр (басня Крылова “Лебедь, рак и щука”)
  1. Игра “Найди лишний жанр”
  2. Творческая работа
  3. Подведение итогов

Ход занятия

Дети садятся на стулья для зрителей, а на рабочих столах у детей приготовлены фломастеры, акварельные мелки, бумага формата А-4.

1. …Ребята, сегодня мы с вами вспомним основные жанры живописи, а так же, в процессе нашего занятия познакомимся с новым жанром.

…Скажите, что такое жанр живописи? (ответы детей) Педагог даёт полное определение: жанр живописи – это вид художественных произведений с определёнными сюжетами, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок.

Педагог предлагает послушать стихотворение А. Кушнера, а на правильное дополнение детей к этому стихотворению, на АРМе будет показан фрагмент на тот или иной жанр: натюрморт, пейзаж, портрет.

Если видишь на картине, чашку кофе на столе
Или морс в большом графине, или розу в хрустале
Или бронзовую вазу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это… натюрморт

(На АРМе можно показать натюрморты детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Хруцкий “Цветы и плоды”.)

Педагог напоминает о том, что натюрморт делится на бытовой и природный. В процессе разговора дети дополняют, как выглядит бытовой натюрморт, а как природный. На АРМе в процессе разговора показываются фрагменты рисунков детей этой группы.

  • После рассмотрения натюрмортов, педагог предлагает ребятам закрепить знания о бытовом натюрморте и природном с помощью игры “Создание натюрморта”. Дети присутствующие на занятии делятся на три команды для того чтобы, собрать натюрморты: бытовой, природный и природно-бытовой. Атрибуты к проведению данной игры располагаются на трёх столах в смешанном беспорядке. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо студии.

Объяснение правил игры

Природно-бытовой натюрморт

Бытовой натюрморт

Природный натюрморт

На проведение игры, уделяется 5-7 минут. После проведения игры, педагог рассматривает с ребятами правильность создания натюрмортов, благодарит детей, беседа о жанрах продолжается, ребятам предлагается сесть на свои места в зрительном зале.

Если видишь на картине нарисована река
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш
пейзаж

(На АРМе можно показать пейзажи детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Левитан “Март”, Шишкин “Поваленное дерево”.)

…В дополнении к этому, педагог в процессе дискуссии, предлагает вспомнить о том, что пейзаж бывает простой и сложный: в простом пейзаже - один план или два, а в сложном от трёх и до шести планов.

  • Если видишь, что с картины, смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется …портрет

(На АРМе показать репродукции портретов известных художников)

Педагог рассматривает с детьми три вида портрета: фас – вид прямо, поворот 3\4, профиль – вид с боку.

(Педагог предлагает вспомнить детям, какие жанры живописи были детьми рассмотрены ранее, на занятии изо. В процессе разговора педагог задаёт наводящие вопросы.)

  • … На занятии, мы с вами рассматривали сказочный жанр, давайтерассмотрим репродукции великого художника сказочника Васнецова.

(На АРМе показываются работы художника “Три царевны подземного царства”, “Иван царевич на сером волке”, “Богатыри”, “Алёнушка” - необходимо рассмотреть характер всех персонажей этих произведений, как художник передавал с помощью красок доброту, красоту окружающего мира.)

  • Затем педагог знакомит с новым жанром …анималистическим и в процессе рассказа, показывает на АРМе фрагменты работ художника Хохлова к мультфильму всем известному “Маугли”, также можно в дополнении рассмотреть иллюстрации к басням Крылова.

Анимал – это животное, т.е художники рисовали животных в человеческом обличие, подразумевалось, что они могут ходить как люди на задних лапах, и т.д.

Педагог рассказывает, что анималистический жанр – это сложная по своей сути работа, так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна и зрителю, ведь художник передавая характер персонажей – животных подразумевает в их обличие людей:добрых и злых, богатых и бедных, хитрых и т.д.

  • Группа детей рассказывают басню Крылова “Лебедь, рак и щука”.
  • Атрибуты для этой игры заранее подготовлены педагогом – это могу быть шапочки персонажей.

    1. Педагог предлагает ребятам отдохнуть и закрепить знания о жанрах живописи, поиграть в игру “Найди лишний жанр”. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо. На АРМе включают фрагменты пейзажей, на фрагменте четвёртый пейзаж лишний, на эту игру отводится 5 минут.

    3. После проведения игры, ребятам предлагается пройти за рабочие столы и нарисовать один из жанров сегодняшнего занятия. Творческая работа сопровождается музыкой “Времена года”.

    На творческую работу отводится 10 минут. По окончании работы педагог вместе с ребятами рассматривают свои рисунки.

    4. … Ребята сегодня мы с вами, провели огромную работу, рассмотрели новый жанр, в игровой форме закрепили знания об уже изученных. Вспомнили великих, известных художников, а также названия их картин. Вы очень хорошо поработали, благодарю всех присутствующих здесь ребят, за активное участие и хорошее поведение. На этой хорошей ноте, наше занятие закончено.

    Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с пейзажной живописью с использованием картины И. И. Левитана «Золотая осень».

    Программное содержание.

    • Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.
    • Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений.
    • Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.
    • Развивать образную речь детей при описании природы. Воспитывать у них любовь к природе и развивать эстетический вкус. Поощрять высказывания детей.
    • Познакомить детей с новой техникой рисования - печати листьями, закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к процессу рисования.

    Интеграция образовательных областей:

    художественно- эстетические; социально - коммуникативное; познавательное развитие; физическое развитие; развитие речи.

    Активизация словаря:

    березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона, пейзаж.

    Подготовительная работа

    Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке; дать представление на доступном для детей уровне о пейзажной живописи, березовой роще, холодные и теплые тона.

    Материалы: мольберт, картина И.И. Левитана « Золотая осень»; сундучок, тонированные альбомные листы, краски гуашь, баночки с водой, уголь, ватные палочки, клеёнки, салфетки, кисточки, осенние листики.

    Ход НОД

    Воспитатель:

    Ребята, сегодня у нас в группе гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им. И скажите «Здравствуйте». Молодцы ребята.

    Воспитатель:

    А сейчас садитесь, пожалуйста, ровно и послушайте стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.

    Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина:

    - Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой, пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной!

    Воспитатель:

    Дети, о каком времени года говорит поэт?

    Дети. Об осени.

    Воспитатель. Правильно, а почему вы так решили.

    Ответы детей.

    Воспитатель:

    Ах, как дивно сказал об осени поэт! А как художники могут выразить свои чувства?

    Дети:

    Нарисовать картину.

    Воспитатель:

    Правильно, художник выражает свои чувства с помощью красок. Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление, грусть. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку. С помощью красок он может передать время года,своё настроение. Но правильно говорить художники пишут картины. А что нужно художнику для работы?

    Дети:

    Краски, мольберт, бумага.

    Воспитатель:

    Правильно, молодцы ребята. Художники берут мольберты, краски и идут на природу. Вот мы сейчас рассмотрим картину, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень».

    Ребята, а почему художник назвал картину «Золотая осень»? (Ответы детей)

    Воспитатель:

    Давайте полюбуемся ею. Посмотрите на картину и скажите: Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. А какие чувства вы испытываете, глядя на картину? Какое у вас настроение? (Ответы детей)

    Воспитатель:

    А почему грустное настроение? (Ответы детей)

    Воспитатель:

    Да, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с теплом и солнцем. Давайте внимательно рассмотрим картину.(показ воспитателя) Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? (Ответы детей)

    Воспитатель:

    Расскажите о них. Какие они? (Ответы детей)

    Воспитатель:

    Правильно, ее называют «берёзовая роща». Деревья далеко, поэтому художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане. А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?

    Воспитатель:

    Да, речка. Перед нами она широкая, темно - синяя, а дальше, становится все уже, все светлее. А дальше, справа от речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». А за ней хоровод зелено - коричневых деревьев. А какого цвета небо изобразил художник?

    (Ответы детей)

    Воспитатель:

    Чего больше на картине - неба или земли? (ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? (Ответы детей)

    Воспитатель:

    Молодцы. Да, мы видим тени от деревьев, значит - солнышко есть. Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. А как называют картины, на которых изображена природа?

    Дети:

    Воспитатель: - Правильно, ребята. Сегодня мы послушали стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана. А кто запомнил название картины? (Ответы детей)

    Воспитатель: - Правильно. Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке.

    Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. У меня есть волшебный сундучок. Но сундучок не открывается. Что делать? А здесь загадка. Если отгадаем загадку - сундучок откроется.

    Загадка.

    Под ногами лежат,

    Зашагаешь — шуршат,

    Яркие, цветные,

    Краешки резные.

    Листики.

    Воспитатель: Угадали! Вот и сундучок открылся.

    Открываю сундучок, а там осенние листики.

    Воспитатель: А что можно с ними сделать?

    Дети. Поиграть. (берут любые листики)

    Физминутка.

    Мы листики осенние,

    На ветках мы сидим.

    Дунул ветер -полетели

    Мы летели, мы летели

    И на землю тихо сели.

    Ветер снова набежал

    И листочки все поднял.

    Закружились, полетели

    И на землю тихо сели.

    Воспитатель. Молодцы. А еще что?

    Ответы детей. Подуть.

    Воспитатель. Правильно, подуть.

    Дыхательная гимнастика «Ветер дует на листву»

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, на что похож листик. (Ответы детей)

    Воспитатель: - А давайте вы, дети, попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень. Но рисовать мы будем не обычным способом. Давайте напечатаем листочками несколько деревьев — для этого покрасим листик от дерева гуашью или краской и сделаем его отпечаток, так что его след останется на бумаге, прорисуем углём ствол, а ватными палочками нарисуем много летящих осенних листиков. Какие цвета мы будем использовать для рисования золотой осени? (Ответы детей)

    Воспитатель: - А пока вы работаете, я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»)

    Воспитатель: Дети, полюбуйтесь своими рисунками, вам удалось передать красоту золотой осени. Мне было так приятно на вас смотреть во время работы. Вашими рисунками мы украсим группу, пусть ими полюбуются ваши мамы и папы.

    ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

    Закреплять знания детей о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет) .

    Учить понимать замысел произведения, его содержание.

    Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.

    Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Жанры живописи»

    КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ: «ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ»

    ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

    Закреплять знания детей о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет) .

    Учить понимать замысел произведения, его содержание.

    Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.

    Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    Беседа о живописи, о жанрах живописи.

    Рассматривание репродукций картин известных художников.

    Непосредственная образовательная деятельность по художественному творчеству «Натюрморт», «Портрет мамы», «Зимний пейзаж».

    Дидактическая игра «Создай свой шедевр»

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА: живопись, пейзаж, натюрморт, портрет, музей, репродукция картины, галерея.

    ХОД РАБОТЫ:

    Воспитатель: Ребята, хотите со мной сегодня попутешествовать? Тогда давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:

    Глаза свои закрой скорее,

    Чтоб очутиться в галерее

    Тебе достаточно шагнуть.

    (дети закрывают глаза и произносят волшебные слова, звучит песня Г. Гладкова «Картина»)

    (Воспитатель в это время одевает костюм художника)

    Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг. Куда мы попали?

    Дети: В картинную галерею.

    Воспитатель: Правильно. А что же такое картинная галерея?

    Дети: Это помещение, где находится много картин, и люди ходят туда полюбоваться ими.

    Воспитатель: Вот и мы пришли, чтобы полюбоваться картинами. Правда, картины это не совсем правильно. В нашей галерее висят репродукции картин. А подлинники находятся в музеях, знаменитых картинных галереях - Эрмитаж, Третьяковская галерея, а в нашем городе в музее им. А. Н. Радищева.

    Воспитатель: Скажите, а кто же пишет картины?

    Дети: Художники.

    Воспитатель:

    Художник, художник!

    Полжизни на это убудет.

    И может случиться,

    что кто-нибудь нас не забудет

    и тоненькой кистью

    потянется к краскам отважно.

    И солнце его ослепит.

    Остальное – не важно!

    Воспитатель: Как же называются картины, написанные разными красками или другими цветными материалами, такими, как пастель, восковые мелки?

    Дети: Живопись.

    Воспитатель: Правильно. Это слово легко запомнить: оно состоит из двух простых слов – живо и писать.

    Что такое живопись –

    Многим не понятно:

    Красочные линии?

    Брызги? Тени? Пятна?

    А живопись – хорошее

    И ясное название:

    Она на жизнь похожее,

    Живое рисование.

    (Андрей Усачёв)

    Воспитатель: Каждая картина рассказывает о чём-то своём, и называются картины тоже по-разному, каждая картина отвечает какому-то жанру. Ребята, какие вы знаете жанры живописи? (Ответы детей) .

    Воспитатель: Все ли из вас знают о жанрах, не путают ли их? Давайте проверим.

    Задание «Найди нужный тебе жанр». (Дети разбирают репродукции картин по жанрам.)

    Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь поговорим отдельно о каждом жанре живописи:

    Вот в вазе груши, виноград,

    В тарелке яблоки лежат,

    Упал на скатерть спелый плод,

    Перед тобою (натюрморт)

    Воспитатель: А что же такое натюрморт? (ответы детей). Давайте с вами побудем немного художниками и выложим на моем столе натюрморт и дадим ему название.

    Игра «Создай свой натюрморт» (детям, выполняющим задание, одеваются береты для изображения художника) .

    Воспитатель:

    Природы чудный уголок

    Нанес художник на листок,

    Взяв в руки только карандаш

    Он написал для вас… (пейзаж)

    А что же такое пейзаж? (ответы детей)

    Воспитатель: Давайте посмотрим на картину Куинджи Архипа Ивановича «Радуга», что изобразил здесь художник, какое настроение вызывает эта картина у вас?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: А теперь немного разомнемся.

    Физминутка: Здравствуй, радуга-дуга,

    Разноцветный мостик!

    Здравствуй, радуга-дуга!

    Принимай нас в гости.

    Мы по радуге бегом

    Пробежимся босиком.

    Через радугу-дугу

    Перепрыгнем на бегу.

    И опять бегом, бегом

    Пробежимся босиком.

    Дети выполняют поклон.

    рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.

    Вновь выполняют поклон.

    Идут по кругу, взявшись за руки.

    высоко поднимая колени.

    Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.

    Делают еще четыре прыжка на носках.

    Бегут по кругу друг за другом,

    высоко поднимая колени.

    Воспитатель:

    Из рамки смотрит старый дед,

    Грустны глаза, он очень сед.

    Висит он в рамке много лет,

    Старинный дедушкин… (портрет)

    А что же такое портрет? (ответы детей)

    Игра «Портрет» (Дети изображают в пустой рамке различные выражения лица: грустное, веселое, серьезное, задумчивое)

    Воспитатель: Молодцы ребята. Я увидела, что вы знаете кто такие художники, различаете жанры живописи, Но. к сожалению, наша галерея закрывается, и нам снова нужно вернуться в группу. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:

    Глаза свои закрой скорее,

    Дорогу ты представь и в путь!

    Чтоб очутиться снова в группе

    Тебе достаточно шагнуть.

    (Звучит музыка из песни Г. Гладкова «Картина»)

    Воспитатель: А что же особенно вам понравилось в нашем путешествии (ответы детей) .


    Частное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка «Соликамскбумпром» Детский сад № 45 Приморский край г. Соликамск

    Педагогический проект «Детям о художниках мира»

    (старший дошкольный возраст)

    Савчук Тамара Ивановна

    воспитатель

    «Детям о художниках мира»

    Знакомство с репродукциями художников – это двери в бесконечный и прекрасный мир искусства. И для того, чтобы произошёл разговор, чтобы дети поверили, почувствовали, чтобы могли видеть, глубже пережить всё то, что их окружает, нам нужно передать своё отношение к этому прекрасному. Художественно-эстетическое развитие в «Детском саду – Доме радости» способствует к приобщению детей к эстетическим ценностям, воспринимать и понимать те произведения искусства, которые вызовут у детей восторг и желание любоваться красотой. И тогда каждый ребёнок полюбит Алёнушку, будет восхищаться богатырями, будет любоваться золотой осенью и, конечно, восхищаться неуклюжими медвежатами из соснового бора. Современное эмоционально-эстетическое развитие способствует воспитанию отзывчивости и внимательному отношению к родной природе, к своей родине, людям и вечной красоте.

    С творчеством великих художников России детей знакомила со старшей группы. Им знакомы репродукции многих картин, в том числе «Витязь на рассвете» (В. М. Васнецова); «Хризантемы» (И. Э. Грабаря); «Дорога во ржи», «Корабельная роща» (И. И. Шишкина). Дети научились понимать сюжет картин, вдумчиво вглядываться в изображение, подмечать отдельные детали, связно рассказывать о содержании картин, видеть их красоту и любоваться ими.

    Работу по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства решила продолжить с детьми подготовительной к школе группы. Подвести их к понятию, что картины написанные художниками – это шедевры искусства и находятся в художественных музеях. Леонардо да Винчи говорил: «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат». И работа с картинами великих художников – это ещё один шаг на дороге к прекрасному – и это прекрасное: картинные галереи, художественные музеи, художественные выставки, ведь каждая вещь в музее – носитель духовной, социально значимой информации, пробуждающая в маленьком посетителе эмоции восхищения и радости. Пробуждает способность видеть предмет глазами другого человека, ощущает свою сопричастность к истории и культуре своей страны.

    Возникла идея через проектную деятельность познакомить детей с центром искусствоведческой науки – Государственной Третьяковской галереей, художественным музеем в России, её основателем - П. М. Третьяковым; с творчеством великих художников России и их гениальными произведениями изобразительного искусства, с целью, сформировать представление детей о Государственной Третьяковской галерее, как первого в России музея национального искусства.

    Разработанный проект «Детям о художниках мира», краткосрочный, рассчитанный на три месяца. Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители. Спланированная работа по проекту составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей седьмого года жизни, образовательной программы Н. М. Крыловой «Детский сад – Дом радости» с реализацией образовательных задач по речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному развитию.

    Прежде чем перейти к реализации проекта была проведена подготовительная работа, составлен и утверждённый план работы с социумом: экскурсия в краеведческий музей на выставку «Художники России»; посещение детской библиотеки «Участие в тематических днях»; поездка в школу искусств на творческую выставку «Пейзажи нашего края»; участие детей в тематических конкурсах рисунков, организованных управлением культуры администрации города «Удивительный мир природы» и «Любимый уголок моего города».

    Для качественного выполнения работы с детьми подобрала репродукции картин «Великие художники мира». Разработала учебно-методический комплекс: цикл мероприятий по художественно-эстетическому развитию – сценарии: «П. М. Третьяков – основатель Третьяковской галереи»; «Экскурсия в картинную галерею»; «В мастерской художника»; собрана копилка «игр и этюдов».

    Продумала формы проведения образовательной деятельности, которые интересны детям, позволяющие раскрыть их представления об объекте, человеке, его образе. Так, в сказании о П. М. Третьякове, основателе Третьяковской галерее, дети узнали не только о его деятельности и коллекционировании картин, но и как о прекрасном человеке, ценителе искусства. Активно включаясь в разговор, дети уяснили, что Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Создание галереи посвящено национальному русскому искусству, трудам, тех художников, которые внесли свой вклад в историю развития русского искусства.

    На протяжении двух месяцев с детьми работали по картинам: «Богатыри» и «Алёнушка» (В. М. Васнецова); «Утро в сосновом бору» (И. И. Шишкина); «Февральская лазурь» (И. Э. Грабаря). Подробно, детально входили в картину, раскрывали содержание, характеризовали образы героев, их настроение. Параллельно, для лучшего усвоения содержания картин использовала литературный материал: рассказы В. А. Сухомлинского «Соловьиное гнездо», «Как звенят снежинки»; С. Махотина «Хозяин тайги»; Н. Григорьевой «Мишка». Речевые игры: «Придумай счастливый конец»; «Если бы я был богатырём…»; «Вышла Алёнушка погулять» и другие. Итогом работы по репродукциям картин стала образовательная деятельность: «Экскурсия в картинную галерею», где дети показали хороший уровень знаний, проявили интеллект, способности, успешно вошли в роль экскурсовода, рассказчиков о художественных картинах.

    «В художественной мастерской», в такой форме прошла интегрированная образовательная деятельность. Детям представилась возможность расширить представления о творчестве художников, работающих в жанре – натюрморт: К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт» и П. П. Кончаловский «Сирень». Умело, дети сравнили два натюрморта, произведения разных художников, выделили настроения художников, их чувства, использование ими предметов и цветовой гаммы при написании картин. В своих собственных работах – рисовании натюрморта, дети передали композиционное решение, наличие предметов, цветовое исполнение.

    Заинтересованность родителей в этом направлении была на должном уровне. Они проявили инициативу в поиске наглядного, литературного, и информационного материала. Участвовали в семейном конкурсе по художественно-эстетическому развитию в номинации «Мой натюрморт», который проходил в образовательном учреждении, участвовали в межмуниципальном проекте «Крепка семья – крепка держава!», с работами «Новогодняя и Рождественская открытка»

    Таким образом, знакомство с произведениями художественного изобразительного искусства способствует развитию чувства красоты, входящего в человека вместе со способностью мыслить, заставляя его постоянно искать гармонию. Ребёнок понимает, что этот прекрасный мир многообразен, многозначен и каждый предмет – это творение человека-мастера.

    Считаю что намеченная цель:формирование представлений у детей о Государственной Третьяковской галерее как первого в России музея национального искусства. И поставленные задачи по реализации проекта выполнены.

    Результат проведённой работы показал: у детей развит интерес к творчеству великих художников России и их гениальным произведениям искусства. Дети владеют знаниями о произведениях изобразительного искусства, их содержании, эмоционально реагируют на созданный художником образ, передачу настроения. У детей развито чувство гордости к людям искусства, их таланту в создании мировых достояний культуры.

    Отчёт о проектной деятельности «Великие художники мира» заслушан на педагогическом совете ДОУ; в творческой группе «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам духовной культуре»; на родительском собрании.

    Педагогический проект по теме: «Детям о художниках мира»

    (старший дошкольный возраст)

    Тип: образовательный

    Участники: воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители.

    Масштаб: краткосрочный – 3 месяца (январь - март 2017г.).

    Основания для разработки : Главный способ привнесения искусства в жизнь - воспитание у подрастающего поколения повседневной потребности в красоте, подметил А. С. Макаренко.

    Вфедеральном государственном образовательном стандарте и образовательной Программе «Детский сад - Дом радости» Н. М. Крыловой говорится о том, что приобщение детей к основам эстетической культуры, понимания красоты в произведениях искусства; развитие окружающего мира, эмоциональной отзывчивости на эти произведения раскрывает художественно-эстетическое развитие. Посещение музеев, художественных выставок, картинных галерей с целью ознакомления детей с отечественной и мировой культурой является одним из средств художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

    Как приучить дошкольников, живущих далеко от художественных музеев к изобразительному искусству? Как воспитать эстетически развитого человека из маленького ребенка? Каким образом ввести его в мир культуры и искусства? Безусловно, эту проблему можно решить с помощью книг, альбомов, журналов с произведениями искусства, интернет ресурсов, но предпочтительнее, на мой взгляд, будет выглядеть, если познакомить детей с одним из центров искусствоведческой науки - Государственной Третьяковской галереей,одним из самых известных художественных музеев в России.

    Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о Государственной Третьяковской галерее как первого в России музея национального искусства.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с основателем Государственной Третьяковской галереи - Павлом Михайловичем Третьяковым.
    2. Развивать интерес к произведениям изобразительного искусства, способность воспринимать, рассматривать и понимать содержание произведения; эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
    3. Приобщать детей к изобразительному искусству, художественным ценностям и духовной культуре России; проявлять желания посещать художественные музеи.
    4. Воспитывать у детей чувства симпатии к произведениям изобразительного искусства и уважение к людям искусства.

    Условия реализации:

    а) оборудование предметно пространственной развивающей среды:

    Полочка «Мир красоты»;

    Мини музей художественного искусства,

    Творческая мастерская «Юный художник»;

    б) создание учебно-методического комплекса:

    Подборка портретов художников;

    Подборка материалов библиографического содержания; статьи из журнала «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование» «Воспитатель».

    Репродукции картин «Великие художники мира»;

    Картотека литературного материала;

    Копилка игр и этюдов;

    Иллюстративный материал;

    в) взаимодействие с социумом:

    Экскурсия в краеведческий музей на выставку «Художники России»»;

    Посещение детской библиотеки «Участие в тематических днях»;

    Детская школа искусств»;

    Детская музыкальная школа № 2;

    Участие дошкольников в тематических конкурсах рисунков, организованных управлением культуры администрации города.

    Этапы реализации проекта:

    Этапы

    Задачи

    Сроки

    Ответственный

    Место проведения

    I этап

    подготовительный

    Обзор биографической и энциклопедической литературы;

    Изучение методических статей периодических изданий;

    Подбор наглядного и иллюстрационного материала;

    Разработка учебно-методический комплекса;

    Пополнение и обновление предметно-развивающей среды;

    Оформление картотеки литературного материала;

    Подбор репродукций картин «Великие художники мира»;

    Повысить уровень

    самообразования педагога

    Январь 2017г.

    Январь 2017г.

    в течение работы проекта

    в течение работы проекта

    в течение работы проекта

    в течение работы проекта

    в течение работы проекта

    Т. И. Савчук

    Т. И. Савчук

    Т. И. Савчук;

    родители

    Т. И. Савчук

    Т. И. Савчук;

    Родители

    Т. И. Савчук

    Т. И. Савчук

    II этап

    организационный

    III этап

    итоговый

    Сказание «Знакомство с П. М. Третьяковым - основателем Государственной Третьяковской галереи»;

    Детская конференция

    «Дети о художниках»;

    Рассматривание картины «Богатыри»

    В. М. Васнецова:

    спортивный досуг «Богатырь ты будешь с виду и казак по духу» (художественно-эстетическое и физическое развитие);

    чтение рассказа «Соловьиное гнездо» В. А. Сухомлинского (речевое развитие);

    образовательная деятельность по теме «Если бы я был богатырём земли русской…» (речевое и художественно-эстетическое развитие);

    Рассматривание картины «Утро в сосновом бору»

    И. И. Шишкина:

    чтение рассказа С. Махотина «Хозяин леса» (речевое и социально-коммуникативное развитие);

    разучивание стихотворения «Мишка» Н. Григорьевой (речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое) развитие;

    Рассматривание картины «Февральская лазурь»

    И. Э Грабаря:

    пересказ рассказа «Как звенят снежинки» В. Сухомлинского

    (речевое и социально-коммуникативное развитие);

    совместная продуктивная деятельность взрослого и детей «Танец снежинок» (художественно-эстетическое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

    Образовательная деятельность

    «Экскурсия в картинную галерею»

    Рассматривание картины «Алёнушка» В. М. Васнецова:

    составление радостного окончания истории об Алёнушке по образцу взрослого (речевое и социально-коммуникативное развитие);

    игра «Вышла Алёнушка погулять» (социально-коммуникативное развитие)

    Образовательная деятельность

    «В художественной мастерской. «Знакомство с натюрмортом»

    (познавательное, художественно-эстетическое, речевое и социально-коммуникативное развитие);

    разучивание стихотворения «Сирень»

    В. С. Рождественского

    (речевое, познавательное, художественно-эстетическое и социально0коммуникативное);

    литературная страничка

    (речевое и социально-коммуникативное развитие)

    конкурс рисунков «Мой натюрморт» (семейный);

    создание продукта детской деятельности:

    оформление тематических выставок детских работ «Мир искусства»; «Мой натюрморт»;

    создание энциклопедического справочника «Детям о художниках».

    Познакомить детей с П. М. Третьяковым, основателем Государственной Третьяковской галерее

    Вызвать у детей интерес к творчеству великих художников России; развивать познавательную активность, любознательность, творчество, ответственность к подготовке материала и выступлению перед сверстниками группы.

    развивать быстроту, ловкость, выносливость, соревновательные навыки;

    познакомить с новым произведением; учить сравнивать богатырей на картине художника и солдат в тексте.

    составить рассказ и передать образ богатыря в своём рисунке

    Вызвать интерес к рассматриванию картины; рассказывать о её содержании; развивать образную речь.

    вступать в диалог по тексту; закрепить умение анализировать; обыграть образ Михаила Потапыча;

    познакомить с новым произведением, понять его на слух; рассказывать эмоционально, выразительно; проявлять самостоятельность передачи образа мишки(рисование, аппликация, лепка); воспитывать уважение к сверстникам.

    продолжать учить детей пересказывать эмоционально; отмечать отличия картины и текста.выслушивать пересказы детей не перебивая.

    уточнить знания детей о снежинке: привлечь к вырезыванию снежинок и создания коллажа; поддерживать деловое общение детей друг с другом.

    систематизировать знания детей о творчестве великих художников России. Продолжать формировать представление о Третьяковской галерее как храме русской живописи. Закрепить умение рассказывать о картинах связно, последовательно, понимать и ценить произведения искусств. Воспитывать уважение к сверстникам, выслушивать, рассказы детей не перебивая.

    развивать у детей связную и грамматически правильную речь; сопереживать, откликаться на душевную боль.

    выбор водящего, выполнять в игре движения в соответствии с текстом; соблюдать правила игры.

    закрепить знания детей о произведениях изобразительного искусства Государственной Третьяковской галереи. Познакомить с новыми репродукциями картин; уточнить понятие о натюрморте, закрепить знание о нём через изобразительную деятельность - рисование натюрморта.

    дать детям познавательную информацию о сирени; понять значение непонятных слов;

    рассказывать стихотворение выразительно, эмоционально, не торопясь; рисовать веточки сирени используя краски нежных цветов и оттенков; восхищаться рисунком товарища.

    Закрепить знания детей в умении рассказывать стихи и отгадывать загадки о цветах, воспринимать текст; развивать кругозор, память, воображение.

    привлечь детей и родителей к участию в конкурсе; проявить ответственность, творчество, выразительность в создании рисунка; представить свою визитную карточку.

    привлечь детей к оформлению выставки своими работами; приучать прислушиваться к советам взрослых и сверстников по

    размещению рисунков; радоваться своим успехам и творчеством.

    создать копилку познавательного материала для использования в работе с детьми.

    Февраль 2017г.

    Февраль 2017г.

    Февраль 2017г.

    Февраль 2017г.

    Февраль 2017г.

    Февраль 2017г.

    Февраль 2017г.

    Февраль 2017г.

    Февраль 2017г.

    Февраль 2017г.

    Февраль 2017г.

    Март 2017г.

    Март 2017г.

    Март 2017г.

    Март 2017г.

    Март 2017г.

    Март 2017г.

    Март 2017г.

    в течение

    работы проекта

    Март 2017г.

    Т. И. Савчук

    Т. И. Савчук,

    родители, дети;

    Т. И. Савчук

    Т. И. Савчук,

    Т. М. Пономарёва

    руководитель по физ. культуре;

    Т. И. Савчук

    Т. И. Савчук;

    родители и дети

    Т. И. Савчук

    Т. И. Савчук, родители

    музыкальный зал

    спортивный зал

    студия детского творчества

    музыкальный зал

    участок детского сада

    детского сада

    детского сада

    Ожидаемый результат: В результате проведённой работы по проекту дет и проявили интерес к творчеству великих художников России.Владеют знаниями о картинах, их содержании, эмоционально реагируют на созданный художником образ, передачу настроения.

    У детей развито чувство гордости и уважения к людям искусства, за их талант в создании мировых достояний культуры.

    Трансляция: - защита проекта на педсовете ДОУ;

    На методическом объединении НДОУ;

    Презентация работы над проектом в творческой группе « Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам духовной культуры»;

    Выступление перед родителями группы с презентацией детских рефератов;

    Ольга Ильясова
    НОД по искусству в старшей группе «В стране Живописи»

    Тема: «В стране Живописи»

    Цель:

    1. Закрепить у детей представления о том, что такое живопись, умение выделять отличительные особенности и составные элементы произведений разных живописных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт)

    2. Познакомить с новым жанром живописи - анималистическим. 3. Познакомить с Е. Чарушиным, как с художником- анималистом, иллюстратором детских книг.

    4. Упражнять детей в умении использовать технику "гуашь и поролон".

    5. Воспитывать наблюдательность, доброе отношение к животным

    6. Развивать познавательные способности детей, логическое мышление.

    Оборудование и материал для занятия: репродукции картин разных жанров живописи, приглашение Феи, дидактическая игра «Сложи картину», котенок игрушка, презентация «Анималистический жанр», Листы для рисования, миска с поролоном, пропитанная гуашью, кусочки поролона, краски, тонкая кисть, широкая кисть, салфетка, баночка для воды.

    Предварительная работа:

    Рассматривание картин разных видов живописи.

    Составление описательных рассказов по картинам.

    Проведение дидактических игр «Составь натюрморт», «Собери пейзаж»,

    Чтение детям книг Е. Чарушина: «Тюпа», «Томка и сорока», «Про больших и маленьких», «Про Никиту», «Про Томку», «Моя первая зоология» и т. д.

    Ход ОД

    Приветствие Логоритмика Железнова

    Ребята, сегодня к нам пришла телеграмма, Фея Живописи приглашает нас в гости в свою Страну Живописи, а поможет нам туда попасть волшебные краски. Вы готовы отправиться в «Страну живописи».

    Для того, чтобы попасть в страну живописи нам нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова «Волшебные помогите, в страну живописи нас проводите…»).

    Дети «отправляются» в «Страну живописи». (На мольбертах расположены репродукции известных художников 3 репродукции жанра пейзажа, 3 репродукции жанра портрета, 3 репродукции жанра натюрморта).

    Ребята вот мы и в стране Живописи, а вот ее хозяйка.

    Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас в своей удивительной стране. (Здравствуй, Фея) Жители моей страны очень любят рисовать, посмотрите какие красивые картины написали они.

    Ребята, давайте подойдем поближе и рассмотрим их. А как еще можно назвать картины?

    Произведения живописи.

    Давайте вспомним, что такое живопись?

    Живопись – это один из видов изобразительного искусства. Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.

    Посмотрите как художники выражают свои чувства. Они обладают уникальным зрением, как бы фотографируют окружающий мир. У них удивительные руки, они могут быстро, ловко перенести увиденный образ на бумагу. Так и появляется множество картин различных жанров.

    Как называются картины, изображающие природу называются - ПЕЙЗАЖ.

    (Читает стихотворение ребенок)

    Пейзаж- это не какая-то одна местность, а весь огромный мир: леса, поля, реки, горы, моря, города и села, солнце и облака, дождь и снег. Они могут показать нам не только настоящее, но и перенести нас в прошлое Земли, где жили динозавры, или перенести на другие планеты.

    О чем художники хотят нам рассказать на этих картинах?

    Да. О красоте дикой природы – лес, море, горы и о природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея. О разнообразии ее состояний: утро, вечер, ночь, закат, зима, осень, весна и лето. И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег.

    С помощью чего художники передают свое настроение?

    Конечно с помощью красок.

    Яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься.

    Давайте с вами найдем радостный, грустный, тревожный пейзаж.

    Ребята, а как называются картины, изображающие красивые вещи и предметы - НАТЮРМОРТ. (стихотворение читает ребенок)

    Изображения предметов, еды, цветов на картинах, называют французским словом натюрморт, что означает «мертвая натура» А что хотели нам рассказать художники этими натюрмортами? Они рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы.

    Какая из картин Вам понравилась? Почему? (обсуждение)

    Найдите самый вкусный натюрморт.

    Самый веселый натюрморт?

    Самый необычный?

    Рисование человека - это жанр ПОРТРЕТА. (стихотворение)

    Кто обычно изображен на портрете?

    Да. Это человек или группа людей, это и взрослые, и дети, иногда мы можем увидеть, кто они по профессии: врачи, строители, музыканты.

    На что похож портрет? (На фотографию).

    И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, спокойное или взволнованное.

    Давайте рассмотрим некоторые портреты. Какие из них вам понравились больше всего? Почему?

    Фея: Какие вы молодцы, и я вам то же приготовила задания (дидактическая игра «Собери картину», дети делятся на 3 группы и собирают картины) -обсуждение какие жанры картин собрали дети?

    Ребята, а что это за звук? (Раздается мяуканье и царапание)

    Фея: Да, это же мой котенок Барсик, что-то он грустный, поиграем с ним (физкультминутка- логоритмика Железновой «Мы снежки играем смело…»)

    Ребята, а вы знаете, что люди издавна любили и поклонялись животным. Во все времена человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, книжных иллюстрациях, скульптурах, фресках, росписи предметов быта.

    Сегодня мы с вами узнаем еще об одном жанре изобразительного искусства, где изображаются животные. (Показ презентации)

    Вовсе времена художники любовались красками и движениями живых существ. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и в скульптуре древнейших времен. Картины, где изображены животные, называют анималистическим, а художников – анималистами. Слово анимал означает животное. Поэтому художники, которые на своих картинах рисуют животных, называются анималистами.

    Анималистический жанр – это сложная по своей сути работа, так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна и зрителю, ведь художник передавая характер персонажей. Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. Анималисты - это художники, у которых звери и птицы - главные герои рисунков и картин. Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Но рисовать животных не так-то просто позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

    Животных изображали карандашом, красками, углем и одним из русских писателей художников-анималистов был Е. Чарушин, который очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов. Он очень любил природу, животных, особенно малышей – котят, щенят, лисят, зайчат, и др. Наблюдая за ними Евгений Иванович подмечал их неловкие движения, любопытство, наивную неуклюжесть. А потом писал забавные истории про зверушек, рисовал к ним иллюстрации. У него свои приемы передачи формы, цвета. Он стремится простыми средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.

    Евгений Чарушин - художник- анималист

    Я рисую акварелью

    Белку под мохнатой елью.

    Скачет рыжая малютка

    По сухой опавшей хвое.

    Я прошу: «Ну хоть минутку

    Посиди-ка ты в покое!

    Чтоб я смог нарисовать

    Твой чудесный пышный хвостик,

    Чтоб сумел я передать

    Быстрый глаз и влажный носик».

    Давайте рассмотрим иллюстрации Е. И. Чарушина к уже знакомым вам рассказам.

    Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации Е. И. Чарушина и я предлагаю вам сегодня побыть тоже художниками-анималистами, и нарисовать маленького озорного котенка.

    Рассматривание котенка на слайде: цвет, форма (голова, туловище, лапы, фактура шерсти, характер.

    И чтобы ваши зверьки получились пушистыми, мохнатенькими мы вместо кисточек воспользуемся поролоном.

    Рисовать мы будем в технике "гуашь и поролон" т. е. основной рисунок мы делаем не кистью, а как бы протаптываем поролоном.

    На сухой поролон набираем немного полученной смеси и на свободном участке палитры делаем несколько оттисков - снимаем лишнюю краску. Самое главное - следить, чтобы на поролоне не оказалось слишком много гуаши, иначе, пушистая фактура не получится.

    Сначала поролоном протаптываем контур животного и начинаем заполнять его: закрашиваем голову, затем тело, лапки и хвост. На один цвет можно накладывать другой, но тоже почти сухим поролоном, сняв лишнюю краску.

    Глаза и носик мы будем рисовать палочками, а рот и усы тонкой кистью. Толстой кистью рисуем, или говоря профессиональным языком, пишем фон вокруг зверюшки. Вначале для этого следует обвести силуэт и поправить пропорции. Ну, и наконец, чтобы глаза нашего котенка были живыми, нужно поставить пятно блика белилами на зрачок.

    Самостоятельная работа детей. Анализ детских работ.

    Ну что, ж ребята нам пора возвращаться в группу, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова «Волшебные краски помогите, в группу нас проводите…»).

    Итог занятия

    Где мы с вами побывали? С каким новым жанром мы познакомились? Кого рисуют художники-анималисты?

    Добрые слова не лень

    Говорить нам целый день,

    Всем гостям на прощание скажем.



    
    Top