Запись и сведение вокала. Обработка вокала

Если бы я должен был выбрать наиболее часто задаваемый мне вопрос, то, скорее всего, это был бы вопрос «Как вы сводите рэп вокал?». Ну, или вариации этого вопроса. О сведении рэп вокала меня спрашивают не меньше, чем раз в неделю.

Сведением рэп вокалов я занимаюсь 4 или 5 раз в неделю. А если учесть, что в одной песне могут звучать по нескольку голосов, то и того больше. У меня уже сформировался определенный подход к сведению рэпа. Всем известно, что не найти двух одинаковых песен, вокалистов, записей или инструментальных минусов. Поэтому подходов к сведению существует огромное множество, и мой способ сведения рэп вокала – только один из многих.

Концепция

Все начинается с концепции. Я всегда повторял это, и буду повторять снова. Прежде, чем начинать сводить, у вас должно быть представление окончательной картины. Должно быть определенное понимание того, как вокал будет сидеть в миксе, прежде чем вы начнете его сводить. Эта идея, вполне возможно, изменится в процессе, но начинать все равно надо с каким-то выработанным направлением движения.

Основная проблема, с которой сталкиваются люди при сведении рэп вокала, заключается в том, что они концентрируются на слове «вокал», а не на слове «рэп». Вообще слово «рэп» тоже очень обобщающее: есть огромная разница между репом из Нью-Йорка 1994 года и рэпом 2010 года из Лос Анджелеса.

Даже в пределах одной школы рэпа существуют различия. Например, сравним два трека:

  1. A Tribe Called Quest – «1nce Again»
  2. LL Cool J – «Loungin’»

Обе песни можно отнести к спокойному, легкому рэпу, но принципы сведения этих двух треков кардинально отличаются.

Трек «Loungin’» является квинтэссенцией стиля «Плохие парни». Он сводился Ричем Травали – вы можете услышать что-то общее с треками таких исполнителей, как 112, Total, Mariah Carey и поздним Biggie.

Трек «1nce Again» – пример сведения Боба Пауера. Такое звучание в значительной степени преобладало на рынке раннего Нью-Йоркского рэпа.

Я ссылаюсь на эти треки, потому что надеюсь, что вы способны услышать различие в сведении. Заметьте, как в «Loungin’» вокалы приподняты над остальным миксом. Они на том же уровне громкости, что и рабочий барабан, имеют «солнечное» звучание с мягкими высокими частотами, звучат очень ясно и детально на средних частотах.

Тем временем в «1nce again» вокалы по уровню громкости значительно уступают рабочему барабану, у них очень агрессивно выдаются вперед средние частоты, высокие частоты более зернистые, и низкие частоты обрезаны высокочастотным фильтром. Форма вокала в этих двух треках тоже разная – компрессия очень слабая в «Loungin’», а в «1nce again» наоборот, очень агрессивная (особенно голос Фифа).

Давайте рассмотрим еще один современный трек, скажем, Nicki Minaj – «Massive Attack».

Здесь в вокалах мы имеем очень чистые высокие частоты и высокую середину. Вокалы возвышаются над всем миксом, и в них нет такой низкой середины, как в «Loungin’».

В каждом из трех треков есть что-то специфическое:

  1. В «1nce again» вокал звучит остро и агрессивно, что соответствует Нью-Йоркской школе рэпа.
  2. «Loungin’» звучит очень нежно и гладко – так вокалы сводятся в основном в R&B музыке.
  3. В «Massive Attack» вокалы звучат кристально чисто, но оставляют пространство на низких частотах для барабанов, что хорошо будет слушаться в клубах.

Суть в том, что вы должны заранее определиться, как вы будете сводить рэп вокал. Кто является аудиторией артиста, в каком стиле артист работает, где эта песня будет играться, и как вы, в качестве звукоинженера, можете все это свести воедино?

Предположим, вы определились, чего вы хотите добиться… но как именно этого добиться?

Чистка

Перед тем, как сводить рэп вокал, в большинстве случаев его нужно подчистить. Основная причина этого – вокал часто записывается далеко не в идеальных помещениях, например в туалете (я регулярно с этим сталкиваюсь) или ванной комнате. Знаю, это покажется странным, но бытует миф, что запись рэп вокала в туалете или ванной – хорошая идея. На самом деле это не так. Вторая причина заключается в том, что вокал зачастую записан чересчур громко. Опять таки, существует миф, что чем громче ты будешь кричать в микрофон, тем лучше. Это категорически неверно, особенно в эру 24-битного кодирования звука.

Иногда достаточно грубой чистки вокала, потому что возможности ваши ограничены. В случае если вокал был записан слишком громко, то есть с клипами, идеально подойдут программы по устранению искажений, например, iZotope Rx De-Clipper. К тому же, искажения обычно сконцентрированы на определенной частоте, так что с ними можно справиться даже эквалайзером.

Вокалы, которые записывались в комнате с сильной реверберацией, обработайте легким гейтом, и осторожное применение эквалайзера также может подавить звучание комнаты, либо же вы можете попробовать использовать программы вроде SPL De-Verb. Другой путь заключается в том, чтобы сводить трек таким образом, что естественная реверберация вокала будет в нем уместна и покажется намеренной.

Проблема вокалов, записанных в туалете или в углу комнаты, это гребенчатый фильтр. Есть одна уловка, ослабляющая гребенчатую фильтрацию. Если вокал записан дублем, поднимите или опустите слегка pitch дубля. Это изменит полосы частот, которые были отфильтрованы, и когда дубль сведется с основным вокалом, эти частоты не пропадут из спектра. Гребенчатая фильтрация по-прежнему будет присутствовать в вокале, но на слух будет менее очевидна.

Обработка

Теперь у вас есть чистые вокалы (или, возможно, они к вам попали уже чистыми). Самое время решить, что с ними делать. Я не могу вам сказать, как именно вы должны или не должны обрабатывать вокал, но я могу дать понимание некоторых вещей, на которых стоит сосредоточиться.

Баланс

Крайне важно определить взаимосвязь между вокалами и другими инструментами в этом же частотном диапазоне. Для хип-хопа типично взаимоотношение вокала и барабанов, и в первую очередь – рабочего барабана. Если вы найдете, как усадить в микс и вокал, и рабочий барабан, так, чтобы они не мешали друг другу, остальные инструменты встанут на свои места гораздо быстрее и проще.

В треке «1nce Again» можно заметить, что рабочий барабан немного громче вокалов, и сконцентрирован в более яркой части частотного спектра, в то время как вокалы чуть-чуть ниже по уровню и сконцентрированы больше в среднем диапазоне частот. Это было сознательным решением, принятым звукоинженером при сведении. А вот в треке «Loungin’» вокалы звучат на том же уровне громкости, что и рабочий барабан. А в «Massive Attack» вокалы звучат выше, правда там звучит не рабочий барабан, а перкуссионный инструмент, играющий на 2 и 4 доли, и он звучит в основном на низкой середине.

«Воздух»

В сведении рэп вокала почти не используются ревербераторы. Тому есть три основные причины:

  1. Рэп вокалы гораздо динамичнее и в них гораздо более важна ритмическая составляющая, чем в певучих вокалах, а реверберация может смазать ритмику и артикуляцию.
  2. Идея хип-хопа заключается в том, чтобы голос доминировал над минусом и «бил вам в лицо», а ревербератор имеет свойство погружать вокал в стерео микс.
  3. Все остальные звукоинженеры сводят рэп без реверберации. Не очень серьезная причина, но все же имеет место быть.

Однако вокалам не помешает добавить немного пространства, или «воздуха». Смысл в том, что пространство вокруг голоса делает его более живым и ярким. И для этого можно использовать очень короткий, широкий, тихий ревербератор. Также хорошей идеей будет наложить на вокал дилей (эхо), но чтобы задержка звучала на заднем плане, и большую часть высокочастотного диапазона стоит срезать. Это создаст ощущение глубокого трехмерного пространства, которое будет контрастировать с основным вокалом и за счет этого вокал еще больше выйдет на первый план. Наконец, если вам повезло и вместе с самим вокалом отдельно записывалось и звучание комнаты, то добавление дорожки с натуральной реверберации может дать вам очень сухой вокал с ощущением «воздуха» вокруг него. Компрессия с очень быстрой атакой, и относительно быстрым временем восстановления, и поднятие высоких частот также могут добавить голосу воздуха.

Компрессия

Небольшая компрессия еще ни одному вокалу не помешала, просто чтобы лучше усадить его в микс. Но основной ошибкой, которую допускают люди при сведении хип-хоп вокала, является чрезмерная компрессия. Большой уровень компрессии имеет смысл только в тех миксах, где множество инструментов борются за звуковое пространство. Когда вы читаете про рэперов, чей вокал проходил обработку 4 компрессорами, то это, скорее всего из-за того, что минус звучит очень плотно и сильная компрессия вокала просто необходима, чтобы прорезать такой микс. Или это стилистический выбор звукоинженера – сделать вокал «хрустящим».

Фильтрация

Крайне важно определиться, какие частоты в миксе отфильтровать, чтобы помочь вокалу прорезать микс. Например, большинство звукоинженеров применяют высокочастотный фильтр ко всем дорожкам, кроме бас бочки и непосредственно баса. Это очищает пространство для низкочастотных инструментов. Однако зачастую упускается важность низкочастотной фильтрации. Синтезаторы, даже если они синтезируют басовую линию, могут нести много высокочастотных составляющих, которые просто необходимы для того, чтобы микс звучал полноценно, и вокруг вокалов ощущалось пространство. Так что не помешает применить к рэп вокалу несколько низкочастотных фильтров.

Кроме того, возвращаясь в высокочастотной фильтрации, если вы не делаете что-то тяжелое в стиле Боба Пауера, вам не нужно применять жесткую высокочастотную фильтрацию около 120 Гц. Человеческий голос, мужской и женский, резонирует вплоть до 80 Гц (а иногда и еще ниже). Попробуйте аккуратную высокочастотную фильтрацию на 70 – 80 Гц для вокала. А возможно, вам вообще не нужно применять к вокалу ВЧ фильтр…

Эффект присутствия

Определение частотного диапазона для вокала крайне важно. Вокалы, звучащие только на средних частотах, как в телефонной трубке, иногда отлично звучат в своем миксе. «Теплые» вокалы, сосредоточенные на низкой середине, тоже встречаются. Обычно, при достижении натурального звучания вокала, с эффектом присутствия, избавляются от «горловых» тонов, которые находятся в диапазоне от 250 до 600 Гц (но не сводите на основе чисел, слушайте, слушайте, и еще раз слушайте). Этот способ в первую очередь подчеркивает грудные звуки. Звуки, формирующиеся в передней части рта, языка и на зубах, находятся где-то в районе 2 – 5 кГц.

Студия звукозаписи «ТопЗвук» рада помочь Вам осуществить запись и сведение вокала (англ. vocal recording and mixing) по минимальной цене. Мы многие годы работаем в отрасли работы со звуком и отлично знаем свое дело. Став нашим клиентом, Вам не придется волноваться о качестве материала, который мы сделаем совместно с Вами.

Записать голосовую партию или инструментальную в студийных условиях стало доступным для каждого. Все что нужно, это просто прийти и спеть свой материал под готовую фонограмму или же записать ее в нашей студии.ТопЗвук

Если Вы являетесь исполнителем авторских песен, то заинтересованы в том, чтобы на записи они звучали достойно. Если это так, то не тратьте время впустую на попытки создать композиции в домашних условиях, поскольку из этого не выйдет ничего хорошего. Они будут плохого качества, а значит, не получится их рекламировать и продвигать. В любом случае Вы можете сразу обратиться к нам и осуществить запись наработанного материала в высоком качестве.

Цены на услуги звукозаписи

Услуга Способ оплаты Стоимость
Запись голоса Почасовая 750 руб/час
Сведение и мастеринг Почасовая 750 руб
RAP под минус Фиксированная 3000 руб
RAP под минус "Премиум" (с доп. эффектами) Фиксированная 4000 руб
Песня под минус "Лайт" (1 ч. записи + обработка без тюнинга) Фиксированная 3000 руб
Песня под минус "Премиум" (1 ч. записи + обработка и глубокий тюнинг) Фиксированная 5000 руб.

В арсенале сотрудников нашей студии имеется все необходимое оборудование (в том числе рэковые процессоры обработки) и софт , которое только может потребоваться для записи вокальных партий. С каждым годом количество наших клиентов продолжает стремительно расти, так как мы постоянно снижаем цены и докупаем новое оборудование.

Нередко у музыкантов, в особенности не очень опытных, возникает соблазн ограничиться записью вокала в домашних условиях, либо в бюджетной студии звукозаписи с недорогим микрофоном и любительским оборудованием. Но стоит ли лишать себя возможности получить действительно качественный трек?

Сведение (до и после)

TZ

Пример 1.
Группа «Tetris» - Песня «Скрывайся» - ДО СВЕДЕНИЯ

TZ

Пример 1.
руппа «Tetris» - Песня «Скрывайся» - ПОСЛЕ СВЕДЕНИЯ

TZ

Пример 2.
Группа «Руны» - Песня «Фонари» - ДО СВЕДЕНИЯ

TZ

Пример 2.
Группа «Руны» - Песня «Фонари» - ПОСЛЕ СВЕДЕНИЯ

Именно из-за постоянного пополнения клиентской базы нам удалось значительно снизить расценки на свои услуги. Теперь час записи стоит всего 750 рублей. Оплата сведения также почасовая. Как видите, запись и сведение вокала или запись инструментальной партии в студийных условиях стали доступными для каждого. Все что нужно, это просто прийти и спеть свой материал под готовую фонограмму или же записать ее в нашей студии. Всю остальную работу за Вас сделают уже наши звукорежиссеры. Нет причин волноваться о качестве звучания материала, который будет записан в нашей студии. Уже многие успели проверить на практике уровень нашего профессионализма. Чтобы заранее в нем удостовериться – прослушайте треки , которые до этого были записаны нами.

Преимущества сотрудничества с нами

  • – Выгодные цены на весь спектр услуг звукозаписи;
  • – Наличие современного оборудования (в том числе топовые ламповые микрофоны и предусилители) , которое постоянно обновляется;
  • – Опытные звукорежиссеры,

    Развитие интернета сегодня привело к довольно любопытным последствиям: в сети так много качественно записанной музыкой, что в сознании большинства слушателей планка качества поднялась до очень большой высоты. И какой бы хорошей ни была ваша музыка в композиторском плане, каким бы оригинальным ни был текст, никто даже слушать не станет вашу композицию, если она записана непрофессионально. Таковы приметы времени. Стоит ли тратить время на творчество, которое окажется невостребованным? На наш взгляд – нет. Обратитесь с нашу профессиональную звукозаписывающую студию и вы получите отлично записанный и сведенный вокал по адекватной цене! Запись и сведение вокала больше не должны Вас волновать, поскольку эту работу Вы всегда можете доверить студии «ТопЗвук». Свяжитесь с нами, и мы обсудим все детали дальнейшего сотрудничества. Не упускайте возможность записать свой музыкальный материал. Позвоните нам прямо сейчас!

Мы раскроем тайны мастерства:

Вы сможете исполнить вокальную партию оригинально и интересно. Найдем сильные ваши стороны и сделаем их привлекательными в композиции. В результате проделанной нами работы получится гармоничное исполнение и интересная музыкальная структура в завершенной версии записи. Мы красиво воплотим в жизнь вашу идею, сделав ее привлекательной для аудио слушателей.

Важные моменты для получения идеального звучания:

Приходите к нам в студию, и команда специалистов из Продюсерского Центра Burn Your Records сделает запись и сведение вокала на профессиональном уровне. У нас есть отличный состав, в который вошли саунд-продюсеры.

· знают важные моменты и добьются идеального звучания;
· слышат каждую ноту и не пропустят плохого звучания.

Ведь вокал это сложный вид исполнения. Несмотря на это, мы поможем поверить в свои способности, какую бы технику исполнения вы не выбрали (рок, джаз, эстрада, классический вокал). Наши знания помогут вам получить внимание требовательной современной публики и удержать его над созданной композицией.

Мы используем технические особенности корректировки накопленного материала, разбираем его, отстраиваем, обрабатываем, сводим и записываем. Но для этого нужна подготовка к записи. Этот важный этап позволит нам правильно подобрать изменения и привнести нужную обработку. Потому что нам нужно тщательно проработать исполненные части на стадии аранжировки, и учесть тип вокала. А только после отредактировать.

Не следуем жестким схемам, а наоборот даем выход свободе исполнения. При этом определенная степень воздействия и обработки записи будет проведена корректно, сохранив основу концепции. Если такой нет, поможем выстроить ее.

Подготовка к записи вокала

Хорошая запись вокала должна основываться:

· на технике исполнения;
· и тональности голоса.

Кроме этого важно правильно преобразовать звук и оформить композицию. Оказывая помощь во взятии нот, мы поможем вам создать великолепную композицию и донести ее в прекрасном формате до той аудитории, которая должна вас услышать. И она получится будет более многогранной, чем первоначально, получив свою выразительность.

Быстрая работа команды Продюсерского Центра Burn Your Records:

Обработка записи, ее редактирование, с использованием определенных элементов аранжировки, корректировка ритма, интонаций позволят получить качественную композицию, которая сможет занять вершины топовых позиций песен.

Потому что:

1. Знаем тонкости обработки звука, поэтому не бывает не предсказуемых результатов, которые никогда не лишаются оригинальности, если этим занимаемся мы.

2. При этом экономим время, делая запись и сведение вокала увлекательным. С командной Продюсерского Центра Burn Your Records время не тянется бесконечно. Скорость и качество нашей работы уже было оценено клиентами студии, тем более что среди них имеются знаменитые профессионалы.

3. Становимся помощниками музыкантов и поэтов, для их запоминающегося выхода в аудио мир.

4. Быстро устанавливаем связь с вами на творческом уровне и незамедлительно приступаем к поиску идей. Используем имеющийся креатив и запас профессионализма, что позволяет выполнить нашу работу на высшем уровне. Исполнение становится ярким и красиво звучащим, а композиция приобретает выразительность.

Профессиональные черты команды Продюсерского Центра Burn Your Records:

Делая нечто важное в обработке и сведении голоса, получаем музыку с энергией и характером, даже если она медленная. Ведь интересно то, что насыщенно необычными приемами, дающими великолепными результаты звучания и гармонии сочетания использованных приемов и исполнения.

Для этого мы:

· воздействуем на форму сигналов;
· гармонично синтезируем их частоты;
· убираем эффект обратной связи способом подавления;
· благодаря правильной аранжировке, устраняем конфликты частот, не слышимых обычному слуху;
· доводим сигнал до определенного диапазона, не допуская искажения и не теряя первоначального состояния;

Наши специалисты уже имеют натренированную восприимчивость профессионального уровня и им не сложно определить тип изменений, которые необходимо применить к каждому случаю.

Они легко определят:

· как нужно исполнить композицию;
· что в ней убрать или добавить;
· и как ее подкорректировать.

Данная профессиональная черта команды Продюсерского Центра Burn Your Records и отдельных звукорежиссеров позволяет создавать работу с настроением. И оно непременно передастся аудио меломанам. Без этой особенности они ее просто не воспримут. В этом важность аранжировки, после которой может меняться стилевая окраска музыкальной основы. От этого этапа зависит, каким будет звучание. При необходимости придаем материалу яркое выделение некоторых инструментов при помощи художественной эквализации. А в современных вариантах используем нешаблонное придание необычности звука.

Используются определенные приемы аранжировки. От их применения зависит общий итог. Благодаря применению нашими звукорежиссерами

тонкостей подготовки и адаптации мелодии для будущего представления публике она приобретает неповторимый и узнаваемый почерк исполнителя. Это выгодно выделит вас от других работ и позволит попасть в сердце слушателей, оставив приятные музыкальные воспоминания.

Здесь важно:

· правильно подобрать сочетание тембров;
· удлинить, укоротить или расширить окончания звучания;
· откорректировать возникающие неприятные эффекты двоения;
· найти подходящую насыщенность звучания будущей работы

Мы можем начать даже с мотива, и сделать из него звуковое сочинение, передающее ваше настроение.

Исполнение может быть одно- или двухголосным, с помощью приема дублирования. Запишем то самое яркое исполнение, которое бывает лишь раз в жизни. С нашими специалистами вам не нужно бояться, что вы исполните что-то не так. Мы запишем ваш голос или звучание инструмента столько раз, сколько будет нужно, чтобы доиться красивого результата.

Вы можете импровизировать. Мы хотим и позволяем проявить всю энергию. Нам это важно, так как хотим узнать ваши сильные и удивительные стороны. Верим в то, что они есть у каждого. Поэтому даем шанс всем желающим. Ни в коем случае, не пугаем вас, а наоборот подталкиваем к вдохновению и хорошему настрою. Ведь это важно для людей с творческим потенциалом. А только потом приступаем к обработке, мастерингу и сведению материала.


Вокальная обработка:

Что именно делаем:
· редактируем и выводим гармоничную линию между частями мелодий или сквозь них;
· синхронизируем звук;
· в процессе сведения исправляем имеющиеся скачки, даже если есть хотя бы одна нота не очень хорошо ложащаяся в мелодию;
· корректируем не только мелодию, но и работаем над текстовой перегрузкой;
· устраняем столкновения различных фраз по тексту;
· при помощи определенных приемов обогащаем и сглаживаем звучание.

Имея перед собой любые исходники создаем композиции, со сверзахватывающим эффектом, о котором нельзя было и помышлять, в начале рассмотрения представленного материала. В результате сложной совместной работы нашей команды Продюсерского Центра Burn Your Records получаем синхронное звучание и профессиональный результат.

Мы проводим тонкое изменение частей мелодии. Отрезаем или добавляем что-то в ней, убираем плохие фрагменты, исключаем расхождения, очищаем материал от шумов. Создаем новые эффекты. Изменяем динамику звука, выравнивая ее (компрессируем или сжимаем). Смешиваем и обобщаем, микшируем. Но оставляем тонкое звуковое богатство мелодии, не теряя ее уникальности.

Направление музыки, ее стиль определяют аудиторию:

Результатом нашей работы становится вознаграждение в виде удовлетворения с вашей стороны и признания ее аудио меломанами, для которых она предназначалась. Именно направление музыки, ее стиль определяют аудиторию. И это не последнее при записи песни или музыки. Сведение и качественная аранжировка должны строиться на принципе актуальности выбора концепции материала. Понимаем это и строго соблюдаем правила работы со звуком, ритмом и темпом, чтобы получилась гармоничное и понятное определенной аудитории работа.

И это делается не на стадии сведения, когда уже начинается заключительный этап отбора и редактирования исходных записей, а в самом начале. Для этого было бы отлично познакомиться с вами поближе, узнать ваши силы, эмоциональность, вовлеченность в процесс, понять тональность голоса, технику исполнения, опыт и т.д. Это откроет нам информативность картины о вас, и даст простор нашим идеям, что позволит определить, чем и как насыщать материал.

Наши специалисты имеют довольно придирчивый слух, но это вовсе не означает, что по каким-то соображениям откажемся с вами сотрудничать.

· приложим все усилия для улучшения композиции;
· для усиления вашего желания улучшить исполнение.

В процесс записи вы будете общаться с творческим коллективом в лице:

· саунд-продюсера, автора треков, активно работающего со звездами;
· музыкального продюсера с большим стажем создания популярных музыкальных работ современного направления;
· специалистом по сведению и мастерингу, который не пропустит ни одной плохой ноты.

Как побороть страх перед записью вокала:

Не нужно бояться начинать. Все когда-то что-то делает впервые. И даже те звезды, которые посетили нашу студию, записывались ранее в первый раз. И с некоторыми из них мы работали. Может именно вы тот самый обладатель необычного голоса или творческого потенциала, которого так не хватает миру музыки.

Ничто не стоит на месте. И то, что было интересно слушателю вчера, приедается. Поэтому приходите и давайте свою энергию творчества всем кто этого жаждет. А мы поможем вам сделать ваш материал лучше и интереснее. Переступите страх, забудьте о нем. Иначе о вас никто не узнает. Не держите в себе эмоции, приходите к нам на студию и выплескивайте их на нас. Мы с удовольствием разделим радость нового. И подскажем, как сделать и, конечно же, сделаем композицию удивительно яркой и запоминающейся. А если вы того захотите, то и хитовой. Поверьте в себя вместе с нами!

Panasonic и музей РЖД

Владимир Дунькович: Системы управления сценической механикой.

Синхронизация. Новый уровень шоу. OSC для шоу

Максим Коротков о реалиях с MAX \ MAX Productions

Константин Герасимов: дизайн — это технологии

Алексей Белов: Главный в нашем клубе - музыкант

Роберт Бойм: Я благодарен Москве и России - мою работу тут слушают и понимают


pdf "Шоумастера" № 3 2018 (94)

Четыре концерта с одной консоли в Мюнхенской филармонии Гаштайг

20 лет Universal Acoustics: история с продолжением

Беспроводные решения Astera на российском рынке

OKNO-AUDIO и семь стадионов

Илья Лукашев о звукорежиссуре

Simple Way Ground Safety — безопасность на сцене

Александр Фадеев: путь начинающего художника по свету

Что такое райдер и как его составлять

Дурацкий способ обработать бочку

pdf "Шоумастера" № 2 2018

Panasonic в Еврейском музее и центре толерантности

Концерты «БИ-2» с оркестром: передвижная готика

Дмитрий Кудинов: счастливый профессионал

Звукорежиссеры Владислав Чередниченко и Лев Ребрин

Свет в туре Ивана Дорна «OTD»

Шоу Ани Лорак «Дива»: Илья Пиотровский, Александр Манзенко, Роман Вакулюк,

Андрей Шилов. Прокат как бизнес

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Всему, что знаю, я научился самостоятельно. Читал, наблюдал, пробовал, экспериментировал, совершал ошибки, переделывал заново. Никто меня не учил. В то время в Литве не было никаких специальных учебных заведений, в которых обучали бы работе со световым оборудованием. Вообще, я считаю, что научиться этому нельзя. Чтобы стать художником по свету, нужно иметь что-то такое «внутри» изначально. Можно научиться работать с пультом, программированию, можно выучить все технические характеристики, но вот научиться творить нельзя.

Общественно-деловой центр Matrex в Сколково по праву станет одним из новых символов Москвы, причем не только в архитектурном, но и в техническом аспекте. Новейшие мультимедийные системы и решения, опережающие время, делают Matrex уникальным.

Не следует путать новые возможности дизайна активных помещений с «поддерживаемой реверберацией», которая с 1950-х годов использовалась в Королевском фестивальном зале (Royal Festival Hall), а позже в студиях «Лаймхаус» (Limehouse Studios). Это были системы, использующие настраиваемые резонаторы и многоканальные усилители для распределения естественных резонансов до нужной части помещения.

их результаты - ниже. Участники «Клуба прокатчиков шоу-технологий» активно обсуждали эту тему.
Мы предложили ответить на несколько вопросов специалистам, которые уже не один годв нашем бизнесе,
и их мнение, безусловно, будет интересно нашим читателям.

Андрей Шилов: "Выступая на 12 зимней конференции прокатных компаний в Самаре, в своем докладе я поделился с аудиторией проблемой, которая меня сильно беспокоит последние 3-4 года. Мои эмпирические исследования рынка проката привели к неутешительным выводам о катастрофическом падении производительности труда в этой отрасли. И в своем докладе я обратил внимание владельцев компаний на эту проблему как на самую важную угрозу их бизнесу. Мои тезисы вызвали большое количество вопросов и длительную дискуссию на форумах в соцсетях."

Paulina Steel,

sound designer.

Итак, после того как сделана эквализация вокала, можно приступить к его динамической обработке. Поскольку наши статьи рассчитаны на широкого читателя, хочется начать эту главу с небольшого разбора явления динамики. Интересно, что когда людям, только начинающим свой музыкальный путь, мы задавали вопрос, что же такое динамика в музыке в их понимании, то каждый из них отвечал по-разному, имея в виду что-то свое, зачастую субъективное. Среди ответов часто встречались: скорость, напряжение, движение, драматизм и т.п. На самом же деле, динамика напрямую не имеет отношения к этим понятиям. Динамика связана с громкостями, а именно: с их разницей в ходе композиции. По сути в академической музыке динамика обозначается f и p (форте и пиано и их градациями).

Что касается динамической обработки вокала, здесь речь пойдет о работе со значительно меньшими величинами, нежели те, что обозначаются в классической музыке, отчего имеющий дело с этой обработкой должен проявить незаурядную скрупулёзность. Итак, как уже было сказано выше, речь пойдет о громкостях, исходя из этого показательно, что основной параметр приборов динамической обработки выражен в следующих единицах - Дб. Какими же приборами можно воспользоваться для динамической обработки акапеллы?

Разберем, что в отношении вокала может дать нам каждый из них.

Gate ограничивает сигнал в зависимости от уровня входного сигнала. В нем есть некая пороговая величина (threshold), которую звукорежиссер выставляет сам и которая выражена в Дб. Все, что тише этой величины не будет пропускаться гейтом, проще говоря - обрежется.

На вокале гейт используется не слишком часто, больше в случаях, связанных с реставрацией. Работа его достаточно грубая, сильно заметна на таком нежном инструменте как вокал, поэтому рекомендуем включать в цепь гейт лишь в крайних случаях и с особой осторожностью.

Для чего же он нам может пригодиться? В случае если вокал записан в не очень профессиональных условиях и мы отчетливо слышим между словами фоновые и посторонние шумы и в случае, если вокалист имеет дурные привычки чавкать, причмокивать и громко дышать между словами. В гейте можно выставить порог таким образом, что все звуки более тихие, чем основной сигнал, не будут пропускаться. В нашем случае основной сигнал - это вокал, он самый громкий, все остальное-значительно тише, хотя, разумеется, тут все зависит от исполнителя. Стоит обратить внимание, что гейт может обрезать слишком грубо, в таком случае следует попробовать изменить в сторону увеличения показатель release (время восстановления сигнала). Также обязательно нужно послушать обработанную гейтом акапеллу от начала до конца и без музыки. Следует иметь в виду, что человек по своей природе начинает и заканчивает слова тише, чем произносит их по середине, то же с началом и концом фраз, а значит гейт при неаккуратно выставленном пороге может срезать у вокалиста все окончания слов. В случае с громким дыханием человека использование гейта может оставлять за собой нежелательные рудименты.

De-Esser. Из названия ясно, что прибор этот работает на устранение излишков в шипящих и свистящих звуках. По сути это полосовой компрессор, работающий начиная от частоты 2k. У каждого человека своя диктиция и особенности речевого аппарата, которые могут быть наиболее заметны в сфере произношения шипящих. Плюс существует множество "верхастых" микрофонов, которые особенно чувствительны в той же сфере. Все это в купе может давать удручающие последствия в сфере звуков "с","ш","щ","ч". Порой сначала этих последствий может быть не слышно, но после использования эквалайзера и компрессора, они становятся очень явными.

Чаще всего в цифровых ди-эссерах есть пресеты типа Male vocal или Female vocal. В большинстве случаев они нуждаются в корректировке частоты, на которой он работает, порога срабатывания и ширины полосы. Также следует помнить о неповторимости дикции каждого человека, поэтому настройки ди-эссера в каждом случае индивидуальны.

Зачастую де-эссер как средство сглаживания шипящих вообще не используется, особенно в современной западной музыке. Такой подход также имеет право на жизнь и зависит от вкуса и слуха звукорежиссера.

Де-эссер может также использоваться для смягчения тембра голоса в диапазоне частот от 2k до 4k. У людей, обладающих резким тембром или не слишком профессиональных вокалистов при громком пении и речи зачастую заметен явный подъем в этом диапазоне так называемой второй форманты. В случае, если звукорежиссер решит сгладить его с помощью эквалайзера, это повлияет на весь сигнал, даже в тех местах, где это не нужно. В то время как ди-эссер позволяет смягчить именно те участки акапеллы, которые в этом нуждаются, за счет правильного подбора уровня порога.

Неумелой работой с этим прибором можно случайно сделать вокалиста шипилявым или чересчур глухим. Поэтому следует кропотливо подбирать глубину порога, а также аккуратно относиться к степени сжатия.

В цепи гейт и ди-эссер ставятся, как правило, в разрыв до эквалайзера и компрессора соответственно.

Compressor. Обычно ставится в разрыве цепи после эквалайзера, но существует множество точек зрения по этому поводу, и полемику в этом вопросе можно считать незавершенной.

Компрессор, как средство сжатия динамического диапазона как бы усредняет громкость акапеллы, приводя ее приблизительно к одному уровню. Этот уровень и есть порог (threshold) компрессора, который должен верно подобрать звукорежиссер. Если пороговая величина слишком высока, то вокал вообще не будет скомпрессирован, а если она слишком глубока, то будет наоборот пережиматься, что повлечет за собой эффекты перегруза на сигнале.

Если в композиции разные части спеты или прочитаны достаточно отличающимися уровнями и это входит в общую музыкальную концепцию песни, то следует разделить все более тихие и более громкие части по отдельным дорожкам и обрабатывать их соответственно различными компрессорами со своими уровнями порога, а возможно, вообще с различными настройками.

Есть несколько наиболее распространенных подходов к компрессии вокала:

- "естественная" компрессия

Сильная и заметная компрессия

При естественной компрессии вокальная партия сохраняет свой характер. Работа компрессора в этом случае практически незаметна и служит своей прямой цели - сглаживанию пиков. Если стоит задача оставить вокалиста как можно более "живым" и воздушным, то в компрессоре используется очень быстрая атака и очень быстрый релиз, при этом пороговая величина очень высока. В случае если эта величина будет чрезмерно занижена, то голос будет больше ужиматься, в голосе возникнет носовой призвук.

Сильная и заметная компрессия служит для изменения характера партии. Например, если вокал или речь вялые, неубедительные, с помощью средней атаки, довольно глубокого порога и степени сжатия компрессора можно сделать их более акцентированными и экспрессивными. Если сделать значения атаки, релиза прибора слишком большими, а порог достаточно занизить, то можно случайно сместить ударения в словах.

Бывает и такое, что на одной вокальной дорожке используется два компрессора: первый - для выделения акцентов, второй - для общего выравнивания партии или наоборот (последовательная компрессия).

Возможные манипуляции с приборами динамической обработки имеют широкое поле для творчества звукорежиссера. Работа динамических приборов, а особенно компрессора очень тонка и неопытному человеку может быть неслышна. В связи с этим главным в подходе к компрессии также как и в других видах обработки является главная заповедь звукорежиссера - не навредить.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....




Top