Запоминающиеся картины. Картины современных художников

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже — центр, посвященный изучению и поддержке различных направлений в искусстве (живопись, графика, скульптура, фотоискусство, немое кино, музыка, хореография, театр, архитектура и другие). В народе его называют «Центром Жоржа Помпиду» (фр. Centre Georges-Pompidou) или «Центром Бобур», так как он расположен в квартале Бобур IV округа Парижа.

Центр Жоржа Помпиду - смесь архитектурных стилей

В 1969 году, в первый год своего президентского срока, Жорж Помпиду взял курс на техническую модернизацию страны, и как большой ценитель искусства, решил создать культурный центр на свободном участке в квартале Бобур. Сразу же был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект здания, в котором приняли участие 681 участник из 50 стран мира.

Международным жюри был выбран проект трех молодых архитекторов: Ренцо Пиано, Джанфранко Франчини и Ричард Роджерс. В проекте предлагалось построить стеклянное здание в форме параллелепипеда с эскалаторами, а часть конструкций и некоторые элементы вынести наружу, тем самым увеличив выставочную площадь. В ходе строительства приняли решение окрасить внешние трубы, тросы и провода в различные цвета: красный, желтый, зеленый, синий и белый, в зависимости от их функции. В экстерьере комплекса присутствуют 3 архитектурных стиля: брутализм, структурный экспрессионизм и постмодернистская архитектура.

Официальная церемония открытия состоялась 31 января 1977 года. Смелое архитектурное решение вызвало много негативной критики, так как здание Центра Помпиду сильно отличается от остальной архитектуры этого квартала, а его размеры просто огромные для центра Парижа: длина - 166 м, ширина - 60 м, высота - 42 м.

Что посмотреть в Центре Помпиду в Париже

Национальный центр искусства и культуры Помпиду популярен не только своими выставками. Здесь находятся кинотеатры, концертные площадки, театр, библиотека, а также Музей современного искусства, Центр промышленного дизайна и Институт исследования и координации акустики и музыки.

На большой площади перед комплексом жизнь бурлит днем и ночью. Здесь собираются уличные артисты, мимы, музыканты, художники и простые прохожие, чтобы посмотреть интересное выступление. Зрители этого веселья устраиваются прямо на асфальте.

Музей современного искусства

Государственный музей современного искусства содержит коллекцию из 60 тысяч экспонатов таких направлений как живопись, дизайн, архитектура, фотография, инсталляция, видео и мультимедиа. Здесь представлены постоянные и временные экспозиции.

В музее, помимо современников, содержатся произведения таких известных живописцев ХХ века как Кандинский, Модильяни, Матисс и Пикассо.

Публичная библиотека

Библиотека занимает три этажа Центра Помпиду и хранит обширное собрание художественной, учебной и технической литературы. Кроме печатной продукции, здесь можно найти видеоматериалы и аудиозаписи. Вход в библиотеку бесплатный.

Выставки

Вид центра Помпиду снаружи гармонично сочетается с инсталляциями, выставленными внутри. В выставочных залах можно увидеть композиции, сделанные из самых разных материалов - от стекла и дерева до пластика и ткани. Здесь можно наткнуться на разбросанную одежду или разноцветные гигантские постеры, изображающие человеческие органы. Экспозиции часто меняются и никогда не знаешь, чем музей удивит в следующий раз.

Дизайнерские бутики

На территории центра расположены дизайнерские бутики Printemps и Flammarion arts bookstores, где можно приобрести товары для творчества, сувениры, книги по современному искусству и многое другое.

Художественные мастерские для детей

В Центре Бобур проводятся увлекательные мастер-классы, где опытные мастера учат детей рисованию и лепке.

Фонтан Стравинского

Между Центром Помпиду и церковью Сен-Мерри расположена площадь Игоря Стравинского. Чтобы как-то украсить площадь, швейцарский архитектор Жан Тэнгли в 1983 году создал бассейн, на поверхности которого расставлены 16 скульптур-мобилей. Яркие фигуры двигаются по воде под лучшую музыку Стравинского, выпуская струи воды. Это экстравагантное сооружение, называемое фонтаном Стравинского, так полюбившиеся парижанам и туристам, уже как часть Центра искусств Помпиду.

Время работы и стоимость билетов

Часы работы : с 11:00 до 21:00.

По четвергам временные выставки на 6 уровне открыты до 23:00.

Кассы закрываются за 1 час до закрытия музея.

Цены на билеты:

1. Билет для посещения выставок, музея и смотровой площадки с видом на Париж:

  • полный - 14 €;
  • льготный - 11 €.

2. Билет для посещения смотровой площадки с видом на Париж - 5 €.

3. Билет для посещения шоу (цена в зависимости от шоу):

  • полный - от 10 до 18 €;
  • льготный - от 5 до 14 €.

4. Билет «Paris Museum Pass» действует в 60 музеях и достопримечательностях Парижа, а также в регионе Иль-де-Франс:

  • 2-дневный - 48 €;
  • 4-дневный - 62 €;
  • 6-дневный - 74 €.

Внимание! Стоимость билетов указана по состоянию на декабрь 2017 года, ознакомиться с актуальными ценами можно на официальном сайте .

Где находится Центр Жоржа Помпиду и как добраться

Адрес: Place Georges-Pompidou, 75004 Paris, Франция.

Как добраться

На метро (ближайшие станции):

  • Rambuteau (линия 11);
  • Hôtel de Ville (линии 1 и 11);
  • Châtelet (линии 1, 4, 7, 11 и 14).

RER: станция Châtelet-Les Halles (линии A, B, D).

На автобусе № 29, 38, 47, 75 до остановки Centre Georges Pompidou.

На велосипеде из сети Vélib (ближайшие пункты проката):

  • № 4020 по адресу 27, rue Quincampoix;
  • № 3014 по адресу 34, rue Grenier Saint-Lazare;
  • № 3010 по адресу 46, rue Beaubourg.

Centre Georges-Pompidou: особенности посещения

Ресторан

На территории Центра Помпиду находится ресторан Georges, где можно не только вкусно поесть, но и полюбоваться прекрасными видами на Париж.

Часы работы (ежедневно, кроме вторника): с 12:00 до 02:00.

Гардероб

Перед посещением залов необходимо оставить в гардеробе все лишние предметы: большие сумки, рюкзаки, зонты, бэби-слинги, большие наушники, селфи-моноподы, штативы и вспышки к камерам.

Максимальный размер багажа: длина - 35 см, ширина - 15 см, глубина - 30 см.

Внимание! Посетителям с крупным багажом вход в комплекс запрещен.

Гардероб расположен на уровне 0 и открыт с 11:00 до 21:50.

Для людей с ограниченными возможностями:

  • в гардеробе, при входе в музей, в зале временных выставок предоставляются инвалидные кресла;
  • допускается посещение залов в сопровождении собак-поводырей;
  • билетные кассы и кинозалы 1 и 2 оборудованы усилителями звука для слабослышащих;
  • вход без очереди для лиц с ограниченной подвижностью и нарушениями зрения.

После посещения национального центра искусства и культуры Помпиду, стоит увидеть удивительный Сакре-Кёр - белоснежную базилику, к которой ведет 237 ступеней, а сверху открывается потрясающий вид на окрестности Парижа. Храм Сакре-Кёр является одним из самых посещаемых мест для туристов и паломников.

Центр Жоржа Помпиду на карте Парижа

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже — центр, посвященный изучению и поддержке различных направлений в искусстве (живопись, графика, скульптура, фотоискусство, немое кино, музыка, хореография, театр, архитектура и другие). В народе его называют «Центром Жоржа Помпиду» (фр. Centre Georges-Pompidou) или «Центром Бобур», так как он располо..." />

Центр Жоржа Помпиду - легко распознаваемое причудливое здание в четвертом районе Парижа. Фасад здания состоит из красочных труб, трубочек и структур, как будто его вывернули наизнанку. Комплекс назвали в честь Жоржа Помпиду, президента Франции в период с 1969 по 1974 год. Именно он выдвинул идею основать новое культурное учреждение, посвященное современному искусству.

Это один из самых больших музеев современного искусства в мире и самый большой в Европе. Центр Помпиду посвящен не только искусству, но и культуре в целом. Комплекс также включает огромную публичную библиотеку, кинотеатр, книжный магазин, центр музыки и панорамную террасу. В 1969 году французский президент Жорж Помпиду выдвинул идею создания нового культурного центра в Париже, посвященного современному искусству. Конкурс среди архитекторов длился до 1971 году, когда было выдвинуто 650 разнообразных проектов. Самым привлекательным среди них оказался проект Ришара Рожера, Ренцо Пьяно и Джанфранко Франкини. Они сумели выйти за рамки традиционных представлений и вынесли наружу лифты, вентиляционные и прочие трубы, тем самым освободив максимальное количество места для шедевров искусства. Все трубы были помечены соответствующим цветовым кодом: голубые для воздуховодов, зеленые для воды, красные для лифтов, желтые для электричества и тд.

История

Первым человеком, который раскрыл свое видение совершенно нового мультикультурного учреждения в Париже, был министр Культурных Дел Франции Андре Мальро. В 1960 было решено снести продовольственные рынки в Les Halles (очень популярное среди парижан место), чтобы освободить пространство для нового культурного института. Градостроители и политики хотели снова сделать Париж ведущим городом культуры и искусства.


В 1968 президент Шарль де Голль объявил о строительстве новой библиотеки в области Бобур. Его преемник, Жорж Помпиду, принял проект год спустя и объединил проект новой библиотеки с музеем современного искусства. Строительство здания было встречено местными жителями с большим недовольством. Они не хотели видеть в старом историческом районе современное здание. Несмотря на протесты, строительство продолжилось вплоть до успешного завершения в 1977. Строительство здания из стекла и металла в центральном районе Бобур встретило сопротивление от местных жителей, которые были против нарушения исторического облика Парижа. Но когда в 1977 году музей открылся, сразу же пополнив список выдающихся достопримечательностей Парижа. 25000 посетителей ежедневно посещают Центр Жоржа Помпиду, что делает его одной из самых посещаемых достопримечательностей Парижа.

Центр Жоржа Помпиду был первоначально разработан с расчетом на 5,000 посетителей в день, но оказался столь популярным, что пришлось его перепроектировать. Теперь он ежедневно приветствует приблизительно 25,000 человек, как одна из самых популярных достопримечательностей в Париже. Это больше, чем просто музей. Центр Помпиду является не только одним из важнейших музеев современного искусства, но также содержит популярную библиотеку, книжный магазин, кинотеатр и панорамную смотровую террасу. Общественная информационная библиотека (BPI) хранит более 450 000 книг, 2600 журналов и множество различных медиа элементов. Библиотека занимает первые три этажа здания, в то время как постоянная коллекция музея демонстрируется на 4 и 5 этажах. Первый и последний этажи используются под большие выставки. В музее хранится одна из важнейших коллекций современного искусства в мире, насчитывающая более 59 000 шедевров искусства, созданных в двадцатом столетии.

Архитектура

Над проектом Центра Помпиду работали победители конкурса дизайнеров 1971 года, который привлек 650 участников. Архитекторы Ричард Роджерс, Ренцо Пьяно и Джанфранко Франкини отошли от архитектурных догм и спроектировали здание интерьером наружу. Все функциональные элементы, такие как лифты, водопроводные трубы, кондиционирование воздуха и трубы расположены за пределами здания на ближайших улицах. На всех элементах нанесена цветная маркировка: лифты окрашены в красный, линии электропередач желтые, водопроводные трубы зеленые, воздушные трубы синие, коридоры серые, а само здание белое.

Посещение Центра Жоржа Помпиду

Центр Помпиду является родиной одного из самых важных музеев современного искусства в мире, MNAM. Более 60,000 произведений 20-го и 21-го веков представляют крупнейшую коллекцию современного искусства в Европе. Четвертый этаж Центра хранит работы периода 1905-1965 годов с такими стилями, как сюрреализм, кубизм, фовизм и абстрактное искусство. Здесь есть работы таких признанных мастеров, как Миро, Пикассо, Кандинский и Матисс. Пятый этаж здания демонстрирует работы с 1965 года, со стилями поп-арта и фигуративного искусства. 4й этаж центра Жоржа Помпиду демонстрирует работы с 1905 по 1965 год, охватывающие такие движения, как фавизм, абстрактное искусство, сюрреализм и кубизм. Среди выдающихся художников Матисс, Кадинский, Миро и Пикассо. 5й этаж охватывает период после 1965 года, с работами в стиле поп-арт и фигуративное искусство.


Первые, вторые, и третьи этажи Помпиду заняты огромной публичной библиотекой - Библиотекой Общественной информации. Библиотека содержит коллекцию не менее чем 450,000 книг и 2,600 журналов, а также книжный магазин и кинотеатр. Площадь Бобура перед зданием - популярное место для собраний. Она всегда заполнена людьми, живописцами, художниками, жонглерами, танцорами и другими артистами. Практически ежедневно тут проводятся миниатюрные карнавалы.


Среди других достопримечательностей в области - Фонтан Стравинского с шестнадцатью движущимися скульптурами. Это определенно самый известный современный фонтан в Париже. Центр Помпиду открыт ежедневно, за исключением вторников и 1 мая, с 11:00 до 22:00. Цены зависят от того, хотите ли Вы посетить музей современного искусства, пойти в кино, насладится видом с вершины здания и так далее. Центр Помпиду расположен в сердце Парижа и легко доступен на метро. Самые близкие станции метро - Rambuteau на ветке M11 и Отель-де-Виль на M1 и M11. В Париже есть несколько других музеев мирового класса. Лувр является самым известным среди них, но Музей д"Орсе также заслуживают внимания.



Прямо перед зданием центра находится площадь Жоржа Помпиду, или Плас Бобур. Это очень популярное место, где всегда собираются тысячи туристов, уличные аниматоры, мимы и портретисты. Если Вы желаете увидеть современное искусство не посещая музея, просто отправляйтесь на площадь Игоря Стравинского, где расположен один из самых современных фонтанов Парижа. Фонтан с кинетическими скульптурами был спроектирован Ники де Сен Фалле и Жаном Тэнгли.

Супруга: Клод Помпиду

Жорж Помпиду́ (полное имя Жорж Жан Раймон Помпиду , фр. Georges Jean Raymond Pompidou ; 5 июля , Монбудиф, департамент Канталь , Овернь - 2 апреля , Париж), французский государственный деятель, премьер-министр ( -) и президент ( -) Пятой республики , лидер правых (голлистов). Его премьерство и президентство ознаменовались экономическим подъёмом и технической модернизацией Франции, а также дальнейшим развитием европейских структур. Литературовед, преподаватель словесности и ценитель искусства, Помпиду был основателем парижского музея современного искусства - Центра Помпиду , а также составителем антологии французской поэзии.

Учёба и преподавательская работа

Родители Помпиду - учителя из крестьян. Получил бакалавриат (bac) в Альби .

В это время он написал литературоведческое исследование о трагедии Расина «Британик », изданное в . В дальнейшем литературоведческие работы Помпиду отражают и его политические размышления; например, в он посвятил комментрированную хрестоматию «Происхождению современной Франции» Ипполита Тэна , а в - романам Андре Мальро , близкого сподвижника де Голля, а впоследствии министра культуры в правительстве Помпиду.

Начало политической деятельности

После освобождения Франции Помпиду впервые сотрудничает с де Голлем , поступив в на службу во Временном правительстве (референт по вопросам образования), затем в Государственном совете и в комитете по туризму. В правительство Помпиду попал благодаря своим контактам по Нормальной школе с экономистом Гастоном Палевским. Знакомство с де Голлем быстро переросло в дружбу, продолжавшуюся почти четверть века и закончившуюся драматически.

В конце 1940-х - начале 1950-х, во время попыток де Голля вернуться к власти и создать партию «Объединение французского народа», интеллектуал-финансист продолжает быть близким советником находящегося в оппозиции генерала; с на протяжении пяти лет он руководил его личной канцелярией. В году де Голль, разочаровавшись в своей партии, временно отошёл от политики. Помпиду перешёл в бизнес, стал работать в банке Ротшильдов менеджером вплоть до года. В этот сложный для голлистского движения период, известный как «Переход через пустыню», он продолжал участвовать в неформальных встречах голлистов в Коломбэ (имение генерала) и Париже. Он также занимался управлением благотворительного фонда Анны де Голль, созданного генералом в память о покойной дочери, страдавшей синдромом Дауна и предназначенного для помощи детям с таким диагнозом. С Помпиду занимался изданием мемуаров де Голля, действуя как посредник между ним и крупным парижским издательством «Плон».

Тесные личные и деловые отношения между де Голлем и Помпиду стали причиной стремительной карьеры последнего. Немедленно по возвращении де Голля к власти в мае он становится директором (управляющим делами) кабинета министров, а также активно принимал участие в формировании правительства (причём ещё до формального назначения де Голля премьером). В - Помпиду вновь работал у Ротшильдов и одновременно заседал во вновь образованном Конституционном совете (куда его по президентской квоте назначил де Голль). Участвовал в подготовке Эвианских соглашений о независимости Алжира в (ранее, ещё в 1956, он с рядом видных голлистов входил в состав «Союза за спасение и обновление французского Алжира» Жака Сустеля).

Официальный портрет в регалиях великого магистра ордена Почётного легиона, Елисейский дворец

Во втором туре, бойкотированном левыми и обратившемся потому в чистую формальность, Помпиду победил Поэра (15 июня), набрав 58,2 % (11 064 371 голос). 19 июня 1969 года Конституционный совет (в котором председательствовал старый товарищ Помпиду Гастон Палевский) провозгласил Помпиду президентом республики. 20 июня новый президент в ходе торжественной церемонии вступил в должность; в тот же день премьер-министром был назначен председатель Национального собрания, генерал французского Сопротивления и сподвижник де Голля Жак Шабан-Дельмас .

Деятельность во главе государства

Внешняя политика

Как президент республики Помпиду был сторонником голлистской независимости внешней политики от общей линии США и НАТО (Франция после выхода из военной организации оставалась членом лишь политической организации Альянса) и укрепления единой Европы, однако более прагматичен, чем де Голль. У него не было англофобии генерала, он допустил в июне Великобританию в ЕЭС (вместе с Ирландией и Данией), а 23 апреля 1972 это было утверждено общефранцузским референдумом. Однако Франция в январе вышла из европейской финансовой системы (так называемой «валютной змеи»).

В общемировой внешней политике Помпиду придерживался линии де Голля на особые отношения с СССР. Впервые он побывал в Союзе с визитом ещё как премьер, в , а в и Помпиду и Л. И. Брежнев обменялись государственными визитами. Во время первого из них (Помпиду в Москве, 6-13 октября 1970) был подписан Советско-французский протокол; страны обязались взаимно консультироваться по наиболее важным международным вопросам; во время второго из них (Брежнев в Париже) были подписаны «Принципы сотрудничества между СССР и Францией». Но вместе с тем Помпиду первым из западных глав государств обратил внимание на значение КНР как противовеса Советскому Союзу, и, ещё до Никсона, нанёс туда официальный визит (). Помпиду также внёс вклад в установление отношений с арабскими странами. Однако Франции пришлось столкнуться с кризисом в , когда после Войны судного дня страны ОПЕК в одностороннем порядке подняли цены на нефть.

Помпиду придавал большое значение личным визитам, частному общению с главами государств, таким элементам неформального общения, как совместные охоты (обычно близ замка Рамбуйе) и обеды, для последних он, тонкий гурман, даже лично составлял меню. При нём была впервые установлена официальная резиденция для гостей Президента - особняк Мариньи, рядом с Елисейским дворцом .

Внутренняя политика

Первая станция RER «Площадь Звезды» (площади было впоследствии дано имя Шарля де Голля)

Правление Помпиду началось с девальвации франка на 12 %, но последствия этого шага были быстро сглажены. При нём началась масштабная индустриализация страны, а также развитие траспорта. В декабре была открыта первая ветка скоростной железной дороги 25 апреля - парижская окружная дорога , в марте - Международный аэропорт имени Шарля де Голля . При нём началась реализация проекта скоростных дорог автомобильного транспорта, по его указаниям были расширены проезжие части во многих городах, построены автодороги; сократилось использование велосипеда как личного транспорта. Помпиду внёс личный вклад в механизацию и автоматизацию сельского хозяйства .

В июле 1971 года Конституционный совет Франции признал Декларацию прав человека и гражданина 1789 года конституционным нормативным документом и отнёс контроль за соблюдением Декларации в свою сферу ведения .

Болезнь и смерть

Так как его болезнь держалась в секрете (последнее официальное известие, всего за неделю до конца, гласило о «лёгком, но болезненном (sic) сосудистом заболевании»), известие о смерти Помпиду стало потрясением для всего мира. По нему был объявлен национальный траур, на мессе по президенту в Париже присутствовали представители всех крупных держав, включая Ричарда Никсона . Времено и. о. президента вновь стал Ален Поэр , на сей раз уже не баллотировавшийся; на пост президента республики был избран Валери Жискар д"Эстен , с небольшим отрывом (400 тысяч голосов) обошедший во втором туре социалиста Франсуа Миттерана (выигравшего первый тур). В обмен на поддержку голлистов Жискар назначил премьером лидера UDR Жака Ширака ; Ширак выдвинулся именно под началом Помпиду, который прозвал его «бульдозером».

После смерти Помпиду Миттеран был среди наиболее резко выступавших с критикой правительства, которое скрывало состояние здоровья президента до самой его смерти, и требовавших совершенной гласности в этой сфере. Однако впоследствии сам Миттеран, ставший президентом, на протяжении более чем десятилетия скрывал своё раковое заболевание.

Оценка деятельности и личности

Помпиду обычно считается одним из главных соавторов политики де Голля, затем продолжившим её самостоятельно, однако более прагматично и рационально. Его личность как политика осталась, в общем, в тени яркой личности де Голля: при огромной литературе о генерале, существующей на всех крупных языках, работ о его «Дофине» вне Франции очень мало, да и в самой Франции одна из книг о Помпиду называется «Забытый президент». Не исключено, что на это повлияла и краткость самостоятельного правления Помпиду. В последнее время ситуация, по крайней мере во Франции, начинает меняться: Ассоциация Жоржа Помпиду проводит регулярные конференции, посвященные его политике, издаются исследования, а с года начали выходить тематические сборники архивных документов его правления.

Пишущие о Помпиду (со статьями о нём, в частности, выступали лидеры правых следующего поколения Эдуар Балладюр и Жак Ширак) зачастую высоко оценивают его вклад в модернизацию страны, называют его «полководцем промышленности», олицетворением «тридцати славных лет» экономического роста после Второй мировой войны. Однако политика голлистов в этот период вызывала и критику со стороны левых, указывающих на неудачу создания стабильной, защищённой от кризисов, экономики, подмену решения социальных конфликтов половинчатыми мерами.

По личным воспоминаниям его сотрудников, Помпиду, в отличие от жёсткого и аскетичного де Голля, был демократичен и прост в обращении, ироничен, снисходителен к слабостям других. В своей предвыборной речи в мае 1969 года он сказал: «Я не буду подражать стилю генерала де Голля; я и не смог бы этого, да и потом, вы видите, я другой человек. Я ставлю перед собой задачу вести политику открытости и диалога» .

Цитаты

  • На смерть генерала де Голля (10 ноября 1970): «Французы, француженки, генерал де Голль умер, Франция овдовела».
  • В беседе с португальским министром Барбозой (28 января 1974): «Когда на меня смотрит Жискар, чувствую: он думает, что я слишком уж медленно умираю».
  • «Город должен принять автомобиль» (1971).

Апокрифические цитаты

  • «Ужас какой!» (глядя на проект центра Помпиду, )
  • «Добрая старая Франция! Хорошая кухня! Фоли-Бержер ! Весёлый Париж! Высокая мода! Всё это кончилось! Франция начала и уже проводит промышленную революцию» ()
  • (Брежнев показывает Помпиду советские ядерные ракеты) Помпиду:«Неужели они нацелены на Париж?» - Брежнев: «Не эти» (якобы во время визита в ).

Увековечение памяти

В честь Помпиду назван знаменитый парижский музей современного искусства - Центр Помпиду , основанный им 15 декабря и открывшийся в .

Кроме того, его именем назван лицей в Орийяке (административный центр его родного департамента), улица, площадь и Европейская больница в Париже, проспекты в Лионе и Реймсе , бульвары в Нанте , Гапе и Кане, коллежи в Шантосо и Энгиене, лицей в Дубае (ОАЭ), проспекты в Дакаре (Сенегал), Ломе (Того) и Либревиле (Габон).

Сочинения

  • Etude sur Britannicus , P., 1944; (Этюд о «Британике»)
  • Origines de la France contemporaine de Taine , P., 1947; («Происхождение современной Франции» Ипполита Тэна)
  • Pages choisies romans d’André Malraux , P., 1955; (Избранные страницы романов Андре Мальро)
  • Anthologie de la poésie française , éd. Hachette 1ère édition 1961, 2e édition 1968, 3e édition 1971, Paris, Hachette, 541 p.
  • Le Nœud gordien , éd. Plon, 1974 (Гордиев узел; подготовлено автором, но вышло посмертно)
  • Entretiens et discours , deux vol., éd. Plon, 1975 (Беседы и речи; предисловие Эдуара Балладюра)
  • Pour rétablir une vérité , éd. Flammarion, 1982 (Чтоб установить истину)

Библиография

Воспоминания и свидетельства

  • Jacques Foccart, Journal de l"Élysée (mis en forme et annoté par Philippe Gaillard), Fayard et Jeune Afrique, 1997-2001. Cinq volumes, dont:
    • Jacques Foccart, Foccart parle. 2, Foccart parle. 2, : entretiens avec Philippe Gaillard , Fayard et Jeune Afrique, Paris, 1997, 525 p.- p. de planches ISBN 2-213-59498-8
  • Jean Mauriac, L’Après-de Gaulle. Notes confidentielles, 1969-1989 , Fayard, Paris, 2006, 540 p. ISBN 2-213-62765-7

Исследования

  • Pierre-Bernard Couste, François Visine. Pompidou et l’Europe / Préf. de Jacques Chirac. Paris: Libr. techn., 1974.
  • Stéphane Rials, Les Idées politiques du président Georges Pompidou , Presses universitaires de France, coll. «Travaux et recherches de l’Université de droit, d"économie et de sciences sociales de Paris II. Série Science politique» n° 9, Paris, 1977, 192 p. - Texte abrégé d’un mémoire de D.E.S. de sciences politiques, présenté à Paris II, en 1975.
  • Молчанов Н. Н. Генерал де Голль . М.: Международные отношения, 1980 (неоднократно переиздавалась).
  • Новиков Г. Н. Голлизм после де Голля. Идейная и социально-политическая эволюция. 1969-1981 . М., 1984.
  • Чернега В. Н. Политическая борьба во Франции и эволюция голлистской партии в 60-е - 70-е годы XX века . М., 1984.
  • Васютинский В. Н. Основные направления деятельности французской дипломатии в годы президиума Ж. Помпиду : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук: 07.00.05 / М.: Дипломат. акад. МИД СССР, 1986.
  • Thierno Diallo. La politique étrangère de Georges Pompidou / Préf. de Paul Sabourin. Paris: Libr. générale de droit et de jurisprudence, 1992
  • Bernard Esambert, Georges Pompidou, capitaine d’industrie , Odile Jacob, Paris, 1994, 277 p. ISBN 2-7381-0239-5
  • Éric Roussel, Georges Pompidou . 1re édition: Jean-Claude Lattès, Paris, 1984, 567 p.- p. de planches - 3e édition, revue, augmentée, établie d’après les archives du quinquennat (1969-1974) : Georges Pompidou: 1911-1974 , Jean-Claude Lattès, Paris, 1994, 686 p.- p. de planches ISBN 2-7096-1376-X - Réimpression en 2004 de la 3e édition: ISBN|2-7096-2592-X - Nouvelle édition, basée sur l"édition de 1994: Georges Pompidou (1911-1974) , Perrin, coll. " Tempus " n° 60, Paris, 2004, 686 p. ISBN 2-262-02168-6
  • Louis Muron. Pompidou: Le président oublié , : Flammarion, 1994. ISBN 2-08-066722-X
  • Marcel Jullian. La France à voix haute: Le soldat et le normalien , : Fayard, 1994. ISBN 2-213-59176-8 [об отношениях де Голля с Помпиду]
  • Association Georges Pompidou, Georges Pompidou, homme d"État, 1962-1974: guide d’orientation bibliographique , Association Georges Pompidou, Paris, 1996, 262 p. ISBN 2-911612-00-0

Материалы конференций о Помпиду

  • Georges Pompidou et l’Europe: colloque, 25 et 26 novembre 1993 (publié par l’Association Georges Pompidou; avec une préface d"Édouard Balladur et une postaface de Jacques Chirac; sous la direction de J. R. Bernard, F. Caron, M. Vaïsse et autres), Éditions Complexe, coll. " Interventions ", Bruxelles et Paris, 1995, 691 p. ISBN 2-87027-525-0
  • Culture et action chez Georges Pompidou: actes du colloque, Paris, 3-4 décembre 1998 (organisé par l’Association Georges Pompidou; sous la direction de Jean-Claude Groshens, Jean-François Sirinelli; avec la collaboration de Noëlline Castagnez-Ruggiu), Presses universitaires de France, coll. " Politique d’aujourd’hui ", Paris, 2000, XII-454 p. ISBN 2-13-050908-8
  • Un politique, Georges Pompidou: actes du colloque des 25 et 26 novembre 1999 au Sénat (organisé par l’Association Georges Pompidou; sous la direction de Jean-Paul Cointet, Bernard Lachaise, Gilles Le Béguec, Jean-Marie Mayeur; publié par Noëlline Castagnez-Ruggiu et Anne Leboucher-Sebbab), Presses universitaires de France, coll. " Politique d’aujourd’hui ", Paris, 2001, XIII-436 p. ISBN 2-13-051568-1
  • Georges Pompidou face à la mutation économique de l’Occident, 1969-1974: actes du colloque des 15 et 16 novembre 2001, , Conseil économique et social (organisé par l’Association Georges Pompidou; sous la direction d"Éric Bussière; comité scientifique, Alain Beltran, Pascal Griset, Georges-Henri Soutou), Presses universitaires de France, coll. " Politique d’aujourd’hui ", Paris, 2003, V-418 p. ISBN 2-13-053598-4
  • Action et pensée sociales chez Georges Pompidou: actes du colloque des 21 et 22 mars 2003 au Sénat, Paris (organisé par l’Association Georges Pompidou; sous la direction d’Alain Beltran et de Gilles Le Béguec; en collaboration avec Jean-Pierre Williot), Presses universitaires de France, coll. " Politique d’aujourd’hui ", Paris, 2004, XIII-428 p. ISBN 2-13-054275-1

Примечания

Ссылки

  • Помпиду и Брежнев - фото Владимира Мусаэльяна: ,
  • Повседневная жизнь Помпиду: из записок повара Елисейского дворца
  • Официальный сайт ассоциации Жоржа Помпиду (фр.)
  • Тексты Жоржа Помпиду в хронологическом порядке (фр.) CNRS.
  • Справка на NNDB (англ.)
  • Музей в Монбудифе (фр.)

Преемник великого Шарля де Голля, Помпиду Жорж на посту президента Пятой Французской Республики имел свой стиль и методы государственного правления. Несмотря на немногочисленность литературы, освещающей его деятельность, историки считают Помпиду «полководцем промышленности» и лицом «тридцати славных лет» оживления экономики Франции после окончания Второй мировой войны. Политика его, как президента, имела направленность на возрождение Парижа как сердца современного искусства. В этом ключе посмертным памятником и сегодня является Центр Жоржа Помпиду - удивительная достопримечательность Парижа.

Краткая биографическая справка

Ничто не предвещало яркой политической карьеры одного из двух детей школьных учителей в деревне Монбудиф, французского департамента Канталь. Про детские годы Жоржа Жана Раймона Помпиду, родившегося 5 июля 1911 года, известно не так много. Он окончил школу и стал бакалавром в Альби, затем прошел обучение на подготовительных курсах в лицее Людовика Великого, успешно окончил философский факультет высшей нормальной школы в Париже. Из этого периода жизни примечательно лишь то, что на философа Помпиду Жорж учился вместе с Сенгор Леопольдом, в будущем тоже ставшим президентом, только Сенегала.

Пойдя по стопам родителей, он стал преподавателем в Лицее Генриха VI в Париже, продолжив обучение в высшей школе политических наук.

Философ и политика

В политическом движении Помпиду Жорж оказывается по рекомендации еще одного своего сокурсника по Нормальной школе экономиста Гастона Палевски. Он работает служащим во Временном правительстве в 1945 году в качестве сначала референта по образованию, затем в комитете по туризму. В это время происходит его знакомство с генералом Шарлем де Голлем, переросшее в двадцатипятилетнюю дружбу с нехорошим концом.

Французские голлисты переживают период, названный историками-экономистами «переходом через пустыню». Де Голь пытается стать во главе правительства, создает партию «Объединение французского народа». Помпиду Жорж возглавляет его личную канцелярию.

К 1953 году де Голь временно отходит от политики, и Жорж совершает необычное перемещение для философа - пять лет он возглавляет Банк Ротшильдов в должности генерального директора.

Однако тесные дружеские отношения двух французов только укрепились благодаря работе Жоржа в управлении благотворительным фондом дочери Шарля, ведь девочка больна синдромом Дауна, и подготовке мемуаров генерала.

В 1958 году, когда де Голь возвращается к власти, верный друг и соратник Помпиду Жорж становится управделами кабинета министров.

Премьер Помпиду

В 1962 году начинается самое долгое премьерство в истории республиканской Франции, продлившееся шесть лет. Премьер-министром Помпиду Жорж становится вопреки отсутствию депутатского мандата, через референдум.

Недоверие французов к правительству и премьеру нарастало в период массовых забастовок 1963-1964 годов. Однако, умело координируя избирательную кампанию генерала, Жорж добыл победу правящей партии в Национальном Собрании.

Премьер ведет активную линию во внешнеполитическом направлении на снижение влияния НАТО в Европе, способствует выходу Франции в 1964 году из членов Североатлантического альянса.

Клин в дружбе

В мае 1968 года неожиданно выросла популярность премьера. Это связано с мирным урегулированием Жоржем жестоких забастовок и бунтов профсоюзов. Преподавательский талант Помпиду позволил уговорить лидеров профсоюзного и студенческого движения пойти на компромисс и подписать Гренальские соглашения. Хотя такой поступок премьера позволил Франции избежать кровопролития и жертв, де Голь посчитал его чересчур самостоятельным, что и дало трещину в их дружеских отношениях и привело к отставке премьера.

«Дофамин де Голля» в интервью недвусмысленно намекает, что после отставки не видит политических перспектив для себя, но ясно видит государственные. Такой намек на возможность баллотироваться в президенты не смягчает недовольство генерала.

Президент Жорж Помпиду

Париж и вся Франция запомнила слова Жоржа о том, что со смертью генерала де Голля страна стала вдовой. Конкурентом Шарля в президентских выборах был правый центрист и потомок королевских кровей Меровингов Ален Поэр. 19 июня 1969 года Франция отдала президентство сыну учителей и потомку крестьян, поверив в его политику максимальной открытости и возможности диалога.

Жорж был простым в общении президентом, ироничным и снисходительным. Он и во встречах с лидерами государств официозу предпочитал общение «без галстуков». Он принимал гостей в первой официальной резиденции - особняке Мариньи - или в замке Рамбуйе и лично выбирал блюда для стола.

Хотя он и стал продолжателем голлистской политики де Голля, он признавал большую демократичность и был более прагматичен.

Внешняя и внутренняя линии президента

Во внешней политике президентство Помпиду запомнилось укреплением связей с СССР и Китаем, проведением линии независимости от политики США и НАТО, выходом Франции в 1974 году из петли «валютной змеи», как называли финансовую систему Европы.

Во внутренней политике он не оставил своих убеждений о разрушительности ядерного запаса, сосредоточив внимание на обеспечении безопасности ядерных объектов. Одними из первых была создана в 1973 году служба контроля за атомной энергией во Франции. Любитель автомобилей, которому принадлежит фраза «Город обязан принять автомобиль!», при нем улучшились автодороги и строились автострады. Он стремился развивать сельское хозяйство и всячески поддерживал аграриев.

В области культуры вершиной вклада президента стал центр Жоржа Помпиду в Париже, но об этом чуть позже. Его целью было возрождение столицы Франции как сосредоточия современного искусства. Стиль модерн, футуристические постройки в период его правления получили название «помпидуанский стиль». Как пример - «пеналы Помпиду», две башни в Париже. Впервые две гостиные в главной резиденции - Елисейском дворце - были отделаны в стиле модерн.

Личная жизнь

Ставшая в 1953 году супругой Клод Каур была верным и надежным тылом Жоржа на протяжении всей жизни. Супружеские отношения не подпортил сексуальный скандал «Дело Марковича», когда Клод обвинили в участии в непристойных оргиях. Супруг стоял на стороне жены, защищая ее даже перед де Голлем. Биологических детей у пары не было, но приемного сына, Алена, усыновленного в 1942 году, они воспитали достойным гражданином Франции. Сегодня он глава Европейского патентного комитета.

Смерть на посту

Скончался президент на своем посту от болезни Вальдстрема в 1974 году. Острую форму лейкемии скрывали от французов и мировой общественности. Скоропостижная кончина повергла всех в шок и искренний траур. На похоронах присутствовали практически все первые особы, в том числе и Р. Никсон, несмотря на напряженность в отношениях США и Франции.

Музей современного искусства Жоржа Помпиду

Сегодня французы уже и не вспомнят, как выглядела площадь Бобур до объявления Жоржем Помпиду конкурса на ее застройку. В нем приняли участие почти 50 стран и 681 проект. Победителем стал проект итальянца Р. Пьяно и англичанина Р. Роджерса. Центр Жоржа Помпиду как бы вывернут наизнанку и демонстрирует все величество гения инженерной мысли. В 1977 году, когда покрывало было сдернуто с открывшегося здания, у многих оно вызвало ужас своим агрессивным модерном на фоне консервативного Парижа. Однако именно этот стиль формирует его как центр искусств. Жоржу Помпиду, к сожалению, не довелось увидеть этот архитектурный шедевр.

Кроме архитектурной уникальности, музей Жоржа Помпиду - это пять этажей с многотомными библиотеками и видеотеками, кинозалами и лингафонными студиями, художественными мастер-классами и интернациональными фестивалями.

Коллекция Музея современного искусства собрала 60 тысяч экспонатов всех существующих стандартных или нестандартных жанров, вплоть до комиксов. Классики: Шагал, Пикассо, Дюшан, Матисс, Кандинский и многие другие, не останутся без внимания.

Жорж Помпиду, ценитель прекрасного, оставил в память о себе не холодный гранит, а истинное сосредоточение культуры и развития, что вполне символично.

Французы любили второго президента Пятой Республики. Даже через семь лет, когда к власти пришли левые силы, им было не под силу изменить то направление развития страны в сторону очеловечивания права, культурологизации и сохранении политического лица страны, которое оставил он в наследство.




Top