Зарина Кабулова: Мое творчество — отражение нашего героического этноса. Мурат Кабулов: «Добиваться невозможного, следуя высочайшему искушению творчеством

Проржавевший остов оружия нашли в поле в 1960-х годах, почти через 70 лет после таинственной гибели великого голландца
  • 17.06.2019 После акции «Юный безбожник», проведенной в 1998 году, против Тер-Оганьяна было возбуждено дело по статье 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды). Находясь под угрозой тюремного заключения, художник уехал в Чехию
  • 13.06.2019 Соперниками мариниста в конкурсе «Великие имена России» были императрица Екатерина Великая, адмирал Павел Нахимов и хирург Валентин Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука)
  • 07.06.2019 Джефф Кунс - самый дорогой из ныне живущих художников. Его скульптурки изготовлены французской мануфактурой Bernardaud - одной из главных по лиможскому фарфору
  • 06.06.2019 В краснодарский краевой арбитражный суд пришли документы в почтовом конверте с репродукцией картины Герарда Давида «Сдирание кожи с продажного судьи» из музея в Брюгге. Для отправителя экскурс в историю искусства чуть не закончился статьей 297 УК РФ
    • 21.06.2019 Продано 50%. Покупали Москва, Сергиев Посад, город Энгельс Саратовской области и др.
    • 21.06.2019 В минувшую субботу аукционный дом «Литфонд» продал картин, рисунков, фарфора, книг, карт, автографов, фотографий и др. на 57,9 млн.руб. Топ-лотом стала живописная работа Валентина Серова – 18,75 млн.руб.
    • 20.06.2019 В субботу 22 июня в доме «Русская эмаль» в рамках ежемесячного аукциона покупателям предложат 516 лотов картин, рисунков, икон, изделий из серебра, фарфора, стекла, ювелирных украшений и др.
    • 19.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, работа с элементами коллажа, фотоальбом и фарфоровая тарелка с авторской росписью
    • 14.06.2019 Статистика в этот раз будет общая: регулярный плюс кураторский аукционы закончились продажей 23 из 40 лотов - 57,5 % каталога
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Современное состояние осетинского изобразительного искусства было подготовлено не одним поколением художников. Основы его были заложены Коста Хетагуровым, Махарбеком Тугановым, Аслангереем Хоховым, Давидом Дзантиевым, Сосланбеком Тавасиевым, получившими образование в Москве и Санкт-Петербурге. Русская школа дала Осетии и следующее, послевоенного поколение художников, среди которых живописцы А. Джанаев, Б. Калманов, П. Зарон, скульпторы Ч. Дзанагов, С. Санакоев, Б. Шанаев, Н. Баллаева и другие.

    Влияние русской профессиональной школы на становление осетинского изобразительного искусства трудно переоценить. Ее доброе семя, упав на благодатную национальную почву, проросло самобытным, глубоко профессиональным осетинским искусством. Коста создал «Детей – каменщиков» и серию портретов осетинской интеллигенции, Махарбек Туганов – «Пир Нартов», Сосланбек Тавасиев – «Памятник К. Хетагурову», а Азанбек Джанаев и Батр Калманов запомнились тем «что в то сложное грустное время официозных картин и портретов, создали свои незабываемые полотна «Аланы в походе» и «Одевание невесты».

    60-е годы стали переломными в искусстве страны. Новое поколение художников отвоевывало свои позиции бурно и страстно. В Осетии этот период во многом связан с именем Юрия Дзантиева, тогда только что окончившего Ленинградский художественный институт. В своих работах он провозглашал новое понимание живописи, как искусства свободного, философски осмысленного, сопрягающего человека не просто с социальной средой и ее проблемами, но и с понятием и вечными: природой, временем, вселенном, космосом. Созданная им в то время серия «Годы и люди» стала символом нового времени.

    Вскоре в искусство Осетии буквально влилась целая плеяда молодых живописцев, выпускников московских ленинградских вузов – Казбек Хетагуров, Эльбрус Саккаев, Шалва Бедоев, Мурат Кабулов, Магрез Келехсаев, Магомед Чочиев, Таймураз Айларов, Батраз Дзиов, чуть позже Эльбрус и Ирина Цогоевы. Живопись в эти годы достигает в Осетии наивысшего расцвета. Многочисленные выставки как в Осетии, так и за ее пределами заставили говорить об осетинской живописи, как о серьезном глубоком явлении. Почти каждый из этих художников сумел создать неповторимый, яркий, индивидуальный стиль в искусстве, определить свой круг интересов и проблем. Разные, не похожие друг на друга, они делали общее дело, уводя искусство от традиционного внешнего понятия национального, от излишней экзотики и назойливой атрибутики в сторону более глубокого постижения духовных ценностей своего народа. Эти художники во многом определяют уровень и сегодняшнего дня искусства.

    В тяжелое для Осетии время люди чаще стали вспомнить своих богов, связывая с ним надежды на мир, добро, благоразумие. Неожиданный, совершенно лишенный героического начала, но исполненный величественной красоты, образ одного из самых почитаемых осетинами богов – Уастырджи создал художник Шалва Бедоев «Уаст Герги».

    К теме легендарных предков осетин – нартов обращаются художники Б. Дзиов «Волшебная свирель», Т. Айларов «Тбау – Уацилла», В. Цаллагов «Песня Ацамаза» и другие.

    Время своеобразно проявляется в рабах Ушага Козаева, в его взрывах, сверхэмоциональных и, безусловно, высокого уровня абстрактных композициях.

    Однако тематический подход к искусству не определяет его сегодняшнего состояния. Художники свободно изъясняются в любых жанрах, любой форме, создавая многочисленные картины, пейзажи, портреты.

    Картины-пейзажи Магреза Келехсаева, например, создают свой особый мир удивительных, как бы склеенных кусочков жизни с тонкими подробностями деятельности человека, среды его обитания, быта, объединенных единым временным пространством «Зима Осетии». Уточненные, изящные портреты Эльбруса Саккаева воспевают женскую красоту, и все богатейшие живописные качества художника направлены на достижение этой цели. Очень красивые композиции создает Захар Валиев. В его работах изысканным образом

    сочетаются холодная прибалтийская живописи с тонким, едва ощутимы намеком на осетинский колорит.

    По-своему решают задачи в живописи Аслан Арчегов и и Юрий Бигаев, Жорж Гасинов и Тузар Засеев, Алан Калманов и Эмма Келехсаева, многие другие художники.

    Особого внимания заслуживает имя Юрия Абисалова. С его именем связано новое направление в осетинской живописи, тяготеющее к более условной, как бы очищенной манере письма с опорой при этом на национальный образ, характер, колорит.

    Живопись Юрия Абисалова полна тайн, скрытого смысла, она как загадка, которую не легко и просто разгадать, но в процессе «угадывания» испытываешь истинное наслаждение и удовольствие.

    Освобожденная от всего лишнего и ненужного, она предельно национальна, но не традиционно архаична, а до крайности обострена, и каждый образ воспринимается как символ, каждая деталь дает особую нагрузку, и в то же время во всех работах есть теплинка, изюминка, не позволяющая образу превратится в заурядный гротеск «Проба араки», «Покой».

    У Юрия есть свои ученики и последователи – Ахсар Есенов, Тимур Плиев, Фидар Фидаров - тяготеющие к его манере, но творчески осмысливающие это новое в своих работах.

    Основные направления в современной осетинской графике определяют несколько имен. Батраз Дзиов, создавший собственный оригинальный стиль, построенный на удивительной вязи тонких и изящных линий, причудливых сплетений, из которых выступают детали осетинского быта, национальные образы, из них буквально сотканы пейзаж и интерьер. Мурат Джигкаев - один из лучших художников книги, мастер цветной графики, автор многочисленных иллюстраций к нартскому эпосу, острохарактерных карандашных портретов и пейзажей. Валерий Цагараев – мастер изысканной стилистики, художник, острая мысль и высочайшие технические возможности которого находятся в полном согласии. Аслан Арчегов – создатель изящного и тонкого акварельного пейзажа. Заурбек Абоев – автор многочисленных портретов современников, Юрий Бигаев, Николай Василенко, Фатима Цаллагова, Валентина Третьякова, Константин Кокаев – вклад каждого из них в дело осетинской графики значителен и весом.

    Народный национальный пласт искусства особенно удачно используется в современной скульптуре. Сама форма деревянных надгробий камней «цырт», близкая им по духу пластика народного мастера Сосланбека Едзиева настолько образна, символична, что обращение к ней, при той же профессиональной культуре, которая присуща большинству наших скульпторов, дает результат удивительный - при внешней архаичности формы – предельно современное звучание.

    Заметное влияние на развитие молодых осетинских скульпторов оказали большие мастера современности, московские художники, наши земляки – Владимир Соскиев и Лазарь Гадаев. Опираясь на их опыт и достижения, в столице успешно работают Руслан Тавасиев, Олег Цхурбаев, Билар Царикаев, Казбек Наскидаев, в Осетии – Заур Дзанагов, Станислав Тавасиев – молодые, очень талантливые, разные в проявления чисто художнических интересов и пристрастий, но близкие в желании поднять осетинскую скульптуру на уровень мировых достижений.

    Более старшее поколение скульпторов устойчивей в своих интересах и привязанностях. Хорошая реалистическая школа, прекрасное владение портретом, жанровой и исторической композицией, монументальной скульптурой – главные достоинства именитых Чермена Дзанагова, Сергея Санакоева, Михаила Дзбоева, Руслана Джанаева, Владимира Хаева и других.

    Большой интерес представляет декоративно- прикладное искусство, которое представлено именами Маирбека Царикаева, Валерия Салиева, Валерия Плиева, Сергея Цахилова, Людмилы Байцаевой, Людмилы Гассиевой, Земфиры Дзиовой, Азамата Кцоева выполнены в лучших традициях осетинского национального декоративного искусства и заслуживают большого внимания.

    Искусство Северной Осетии, живет и развивается, анализируя жизнь и просто радуясь ей. У него прекрасное и интересное прошлое, помогающее жить и работать сегодня. Следовательно, оно вправе рассчитывать на будущее, во всяком случае, почву для него подготовило.

    18 сентября 2010 года в городе Брентвуд (США) скончался Мурат Кабулов. Член Союза художников России, Ассоциации портретистов США, он и последние часы своей жизни провел за мольбертом.

    Работы художника выставлены во многих галереях России и Америки. Самые крупные коллекции его скульптур и картин хранятся в частных коллекциях Франции, Германии, Израиля, Норвегии, Испании.

    Мурат Кабулов родился в 1939 году во Владикавказе. Он рано осознал истинное призвание, в 14 лет написав свою первую картину.

    Потом были годы обучения в Ленинградской академии художеств имени Репина у прославленного мастера Евсея Моисеенко, где начал формироваться узнаваемый стиль мастера – непревзойденное сочетание импрессионистической манеры письма, национальных мотивов, открытости к новым тенденциям изобразительного искусства.

    Перебравшись в США, Мурат Кабулов, тем не менее, постоянно возвращался в своих работах к традиционным картинам из быта осетин. Масштабное полотно, изображающее осетинскую свадьбу, украшает интерьер одного из домов города Нэшвилл.

    Мурат Кабулов известен и как талантливый портретист. Особенно удавались ему женские образы. Чистота цвета, плавность линий, нежность красок… Все это придает картинам Кабулова оттенки загадочности и легкой печали, достойные великих мастеров живописи.

    «Когда я смотрю на полотно, я понимаю, что оно привлекает меня гораздо больше, чем прекрасный пейзаж за окном. Почему? Возможно, потому, что созерцание произведения искусства похоже на диалог с автором, который многое должен прочувствовать и ощутить на опыте, прежде чем обмакнет кисть в краску. Конечно, никто не может соперничать с природой, которая создает чудеса красоты. И любые попытки превзойти ее обречены на неудачу. Но, как художник, я готов продолжать добиваться невозможного, следуя высочайшему искушению творчеством. Образы часто приходят ко мне с неясными полосами заката и трепетными ночными тенями, но гораздо чаще они рождаются после долгих переполненных дней, что выстраиваются в очередь, стремясь задержаться в моей памяти. Ничто не восхищает и не вдохновляет меня так, как человеческая натура. Бурю и покой человеческой души я делаю предметом своего искусства», - так говорил о своем творчестве сам Мурат Кабулов…



    
    Top