Зарубежная литература примеры. История зарубежной литературы

Федеральное агентство

По образованию

МОУ ОУ Гимназия №2

Исследовательская работа

Образ революционера-борца в зарубежной литературе 19-20 вв.

Выполнила:

Твердохлеб Ника,

ученица 11 В класса

МОУ ОУ гимназия №2

Красноярский край

Центральный район

Научный руководитель:

учитель русского языка и

литературы

Бродецкая Е. Л.

Красноярск 2008

Твердохлеб Ника

Г. Красноярск, МОУ ОУ гимназия №2, 11 класс

«Образ революционера-борца в зарубежной литературе 19-20 вв.»

Руководитель: Бродецкая Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Научный руководитель: Маршалик Григорий Александрович, старший преподаватель КГПУ

Цель работы: на основе сопоставительного анализа выявить своеобразие создания образа революционера в произведениях писателей разных национальных литератур, разных направлений и разных жанров; определить, чем именно определяется художественная специфика: принадлежностью к литературному направлению, исторической эпохой или творческой индивидуальностью автора. Метод проведенного исследования: метод сопоставительного анализа и метод типологического обобщения. Сопоставление анализируемых произведений в подобном объеме в известной нам научной литературе не проводилось. Основные результаты научного исследования: если образы революционера, созданные в эпоху романтизма, героизированы до идеализации, то реалистический метод позволяет выявить в образе революционера-борца настораживающие, негативные черты, придающие образу историческое и психологическое правдоподобие и соответствует современному восприятию подобного человеческого типа.

Введение.

Настоящее исследование посвящено определению специфики образа революционера в зарубежной литературе 19-20 вв.

Тема научной работы - «Образ революционера в зарубежной литературе 19-20 вв.». В ней рассмотрены 4 произведения: романтическая новелла Стендаля «Ванина Ванини», романтическая поэма Джорджа Байрона «Шильонский узник», реалистический рассказ Джека Лондона «Мексиканец» и роман Этель Лилиан Войнич «Овод», принадлежащий к неоромантизму.

Актуальность исследования обусловлена рядом причин. В современную эпоху проявляется особо острый интерес к произведениям о революционном переустройстве общества, и к типу революционера, т.е. человека, убежденного в необходимости насильственного изменения общества и не останавливающегося перед кровопролитием для достижения цели. В данной работе произведения впервые рассмотрены комплексно, впервые поставлены в общий проблемный ряд. В настоящее время у нас есть возможность посмотреть на известные классические произведения без идеологической направленности, на основе идеологического плюрализма.

Объектом исследования являются четыре произведения: новелла Стендаля «Ванина Ванини», поэма Джорджа Байрона «Шильонский узник», рассказ Джека Лондона «Мексиканец» и роман Этель Лилиан Войнич «Овод».

Предмет исследования – специфика образа каждого героя, обусловленная личностью автора и литературным направлением.

Цель исследования: выявление специфики образа революционера в произведениях разных писателей и рассмотрение главных героев произведений с точки зрения воплощения в них национального характера.

Мы исходили из предположения, что специфика образа каждого героя объясняется личностью автора и направлением в литературе, в котором писал свои произведения автор.

Цель исследования предполагает выполнение следующих задач:

2. Выявить жанровую специфику произведений

3. Рассмотреть художественные особенности создания образа революционера в произведениях разных жанров и направлений

Для решения поставленных задач использовался метод сопоставительного анализа. Определению особенностей исследуемого образа способствовал индуктивный метод (переход от частного к общему).

Методологическую базу исследования составили очерки И. Шайтанова о Джордже Байроне, исследования в биографии Стендаля Храповицкой Г. Н., книга Е.Е. Таратуты «По следам Овода».

Новизна исследования заключается в комплексном подходе к рассмотрению и объяснению специфики образа революционера в этих четырёх произведениях.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы в гуманитарных профильных классах, на элективных курсах по зарубежной литературе.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, состоящей из 13 источников.

Во введении обосновываются актуальность и новизна работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, научная база, структура и содержание работы.

В первой главе анализируется поэма Байрона «Шильонский узник». В центре поэмы – Боннивар, борец за независимость Женевы.

Вторая глава содержит описание героев произведения Стендаля «Ванина Ванини», в центре которой - образ карбонария Пьетро Миссирили.

Третья глава содержит описание биографии Этель Лилиан Войнич и ее романа «Овод», главный герой которого – Артур, позже становящийся Оводом.

Четвертая глава полностью посвящена рассказу Джека Лондона «Мексиканец», главный герой которого - Фелипе Ривера - пытается отдать революции всю свою жизнь.

Пятая глава помогает понять специфику характера каждого героя, опираясь на черты национального характера.

В заключении описаны итоги проведенного исследования.

Эпоха революций

Иногда «революциями» традиционно называют те или иные социально-политические явления, которые, строго говоря, не носят революционного характера. Например, государственный переворот, приведший к замене на английском престоле династии Стюартов династией Оранских-Нассау («Славная революция» 1688-1689 годов. Революцию как качественный скачок в развитии, разрыв постепенности отличают и от эволюции, где развитие происходит постепенно, и от реформы, в ходе которой производится изменение какой-либо части социальной, политической и т. п. сферы, без затрагивания существующих основ системы. Также революция (от лат. Revolutio - переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания.

Революция как таковая захватывает огромные массы. Как сказал однажды Карл Маркс, «революция- это праздник угнетенных». С ним нельзя не согласиться. Когда свершается революция, против правительства выступает народ. У революции, у всего народа должен бать вождь-герой, который поведет за собой остальных. У вождя должна быть идея, которую он должен нести в массы.

Рассматриваемая эпоха- эпоха 18-20 вв.- эпоха восстаний, революций, начало которой положила Великая Французская Революция. В это бурное время были свергнуты правители некоторых стран, а в других произошли перевороты. Эта эпоха так же называлась эпохой романтизма. Великая французская революция 1789 - 99 - крупнейший социальный переворот Нового времени.

Глава 1. Джордж Байрон и его поэма «Шильонский узник»

Джордж Байрон (1788-1824г.г.) происходил из аристократической семьи. Позже вместе с матерью уехал в Шотландию, где получил образование. В 1789 г. получил в наследство титул лорда и поместье. Выступления Байрона, осуждающие колониальную политику английского правительства, подавление свободы и принятие жестоких законов, направленных против трудового народа Великобритании, вызвали ненависть правящих кругов Англии. Эту ненависть к Байрону французский писатель Стендаль, современник поэта, определил как «ненависть политическую». Байрон вынужден был покинуть родину. Живя в Швейцарии, а затем в Италии, он создал много произведений. Первый свой сборник стихов Байрон выпустил, когда ему было 19 лет. С тех пор он непрерывно занимался литературной и общественно-политической деятельностью. Байрон умер в Греции в 1824 году, участвуя в войне за освобождение страны от турецкого ига.

Поэма «Шильонский узник» Джорджа Байрона - романтическое произведение. Романтизм - художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, к выдвижению на первый план исключительных характеров и сюжетов. В зависимости от конкретных исторических условий менялся характер романтизма, возникали различные его виды, развивавшиеся и взаимодействовавшие с реализмом каждый раз по-своему на протяжении мирового литературного процесса. Первыми теоретиками романтизма являлись Фридрих и Август Вильгельмы Шлегели. Для А.В. Шлегеля романтизм был современным искусством, в противовес классическому. Позже Стендаль, включившись в спор между романтиками и классицистами, также подчеркнул связь романтизма со своим временем: «Романтизм – это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение». Это направление в литературе стало своеобразной реакцией на Французскую революцию.

Байрон создал романтическую лиро-эпическую поэму, в которой есть рассказ не только о судьбе Боннивара, но и изображение внутреннего мира героя. Но мнению Елистратовой А. в лироэпической поэме «на первый план выходит личность автора».

Реферат по предмету «стория зарубежной литературы» подготовила Анохина М.В., судентка 5 курса СКС

Уральский государственный университет им. А.М. Горького

Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра культурологии

Екатеринбург 2005

Введение

Научные и художественные ценности, накопленные человечеством за 2000 лет, огромны. Культура Древней Греции – создание ее мыслителей, поэтов, ваятелей и зодчих – необходимая часть великого наследия, на которое опираемся мы, строители нового общества. Немало дали нам и Средневековье и Возрождение, эпохи великих географических открытий, времена трансформации и расцвета искусства с чередой удивительных жанров и имен – Леонардо, Данте, Шекспир…Стоит ли говорить о последующих столетиях, сформировавших базу современного образования и всего социального устройства.

Литература испокон веку играла весомую роль в развитии общества, находясь на стыке искусства и науки. Произведения зарубежной литературы взывали к жизни и поддерживали многие течения искусства, влияли на политические перемены и, благодаря своему величию не утратили актуальность и по сей день. Главенствующее место в своей истории, разумеется, занимает литература Европы: в древние времена – литература Греции и Рима, во все последующие – Германии, Англии и Франции. Именно эти страны явились лоном классицизма с его героичностью, гуманизма со вспыхнувшей внезапно любовью к человеку, созерцательностью неореализма, переливающегося в кислотно-неоновых цветах... Новые литературные стили помогали человеку вписаться в новую реальность, литературные произведения зачастую опережали события – мы и сейчас, читая труды тысячелетней давности, можем с удивлением отметить, что ничего не изменилось констатировать цикличность истории.

Целью моего реферата явилось проследить историю развития зарубежной литературы на наиболее значительных ее рубежах путем рассмотрения важнейших литературных имен. В увлекательном процессе исследования мировой литературы мне довелось в который раз понять, как все же велико ее значение.

1. Античная литература

Античная литература – литература древних Греции и Рима – зародилась несколько тысячелетий назад. Она считается самой ранней литературой в Европе. Письменным памятникам греческой литературы, возникшим в 8 в. до н.э., предшествовало огромное устное творчество греческого народа, развивавшееся в течение тысячелетий. Первыми известными нам памятниками являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Первые литературные памятники в Риме относятся к 3 в. до н.э., периодом расцвета был 1 век до н.э., история ее завершается вместе с падением Западной Римской империи в 5 в к.э. Таким образом, то, что носит название античной литературы, охватывает огромный промежуток времени в 1200 лет, начиная 7 в. до н.э., заканчивая 5 в. н.э. Античная литература, как и вся культура Греции по сей день является классикой, в известном смысле образцом – культура Древней Греции признана «детством человечества».

Основными направлениями, характеризующими античную литературу, являются мифология, гомеровский эпос и античная драматургия. В целом античная литература исполненная героики и реализма. Ее главный объект – как и во всей культуре древней Греции – человек реальный, развитый, смелый, исполненный поднесенного достоинства. Даже греческие боги обладают человеческими качествами - они ссорятся, флиртуют, влюбляются, клевещут… Самыми известными героями греческого эпоса являются Прометей и Геракл – помощники и защитники людей. Боги обитают на заснеженной горе Олимп, возглавляемой Зевсом, отцом и владыкой вселенной. Дворцы на Олимпе построены богом Гефестом, на пирах выступает бог искусств и наук Аполлон, девять сестер-муз поют под его лиру. Рядом восседает супруга – грозная и ревнивая Гера, и дочь его Афина-Паллада, воинственная, всегда готовая к бою богиня.

У греческого поэта Гесиода (8 в до н.э.) есть поэма «Теогония», или «Происхождение богов», где красочно изображается грандиозная битва между Титанами и Зевсом, что олицетворяет героичность и антропоморфность мифологии, красота и величественность.

Все этапы мифологии представлены в героических песнях греков – так называемом гомеровском эпосе. Эпос означает не что иное как слово о подвигах, под аккомпанемент лиры их пел аэд – сочинитель песен или рапсод – исполнитель и собиратель героических сказаний. Предание считает создателем древнегреческого эпоса Гомера, слепого бродячего аэда, нищего певца. С его именем связаны две величайшие поэмы «Одиссея и «Илиада», входящие в Троянскиц мифологический цикл,которое объединяет ряд мифов, отражающих борьбу греков за овладение малоазиатским городом Илионом или Троей. «Илиада» изображает несколько эпизодов из десятого года осады Трои; «Одиссея» - возвращение на родину одного из героев-ахейцев, Одиссея. Гомеровский эпос по праву считается энциклопедией древней жизни, отразившей в художественных образах падение общинно-родовой формации и зарождение классового рабовладельческого общества.

К эпохе всеобщего подъема Греции относится творчество Эсхила, уроженца Афин, участника Греко-персидских войн - это время греческого театра. Из нескольких сотен трагедий, написанных греками, до нас дошли лишь 32. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии). Очень популярны были трагедии Эсхила "Персы", «Скованный Прометей», большую популярность имела трагедия Софокла "Антигона". А знаменитым автором комедий в середине 5 в до н э был афинянин Аристофан (пъеса "Птицы").

Рим, завоевав маленькую Грецию, перенял весь пантеон греческих богов, все искусство и культуру, а потому образы римской литературы практически не отличаются от оригинала. Отличительной чертой литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Римская литература выступает на мировой арене на 400-500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно, и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

Еще одной особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма. Римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

Кроме того, римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе; но обе эти особенности римской литературы – натурализм и сатирическое изображение жизни – настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфическим римским литературным жанром.

Если провести периодизацию античной литературы, можно отметить, что первый период, который можно назвать доклассическим, или архаическим, охватывает собой длинные ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети 1 тысячелетия до н.э. Это творчество до нас не дошло, и мы имеем о нем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в 7 в. до н.э., но, несомненно развивавшиеся в течение многих столетий, - это героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Второй период античной литературы – это становление и расцвет греческого классического рабовладения, занимающего собой 7-9 вв. до н.э. Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.

Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической литературы, хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени – с 3 в. до н.э. до 5 в. н.э. К этому третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часто и называют элиинистически-римским периодом. Возникшая в 3 в. до н.э. римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. 1 в. до н.э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, а именно 1-5 вв. н.э., называются послеклассическим периодом.

В связи с гибелью рабовладельческой формации и наступлением средневекового феодализма 6 в. н.э. можно считать гранью между античной и средневековой литературой.

2.1. Литература Средневековья

Средние века охватывают огромный отрезок времени с момента падения Римской империи (5 в н.э.) до начала мировых революций (17 в). В истории литературы Западной Европы различают собственно средневековую эпоху (5-15 вв.) – зарождение, развитие и расцвет феодального строя и его культуры – и эпоху Возрождения (15-17 вв.) , связанную с формированием буржуазных отношений, развитием городов, созданием новой культуры.

Самым значительным и ценным наследием средневековой литературы составляет эпос – поэмы о героях-воинах, созданные народом и выражавшие его идеалы. Героикой проникнута знаменитая французская поэма «Песнь о Роланде» (1170), отражающая религиозную идеологию и политическое перипетии, наполнявшие феодальное общество. Патриотический пафос звучит и в испанском эпосе, содержание которого связано главным образом с реконкистой – борьбой испанского народа за освобождение своей страны от захвативших ее арабов. Так, большая поэма 12 в. «Песнь о Сиде» воспевает подвиги легендарного героя этой войны, Руй Диаса, которого побежденные им арабы прозвали Сидом, т.е.господином.

Яркая картина нравов начала второго тысячелетия с кровавыми распрями из-за любви, богатства и воинского соперничества изображена в немецком эпосе «Песнь о Нибелунгах», рукопись которого относится примерно к 1200 г.

Период 12-15 вв. является периодом рыцарской и куртуазной литературы, отличающейся искусственностью, надуманностью. Однако в нее проникают и темы из народной поэзии – пример тому поэтический роман о Тристане и Изольде. В Англии примечателен цикл народных песен-баллад, посвященных легендарному разбойнику Робин-Гуду – любимому герою английского народа.

В конце 13-начале 14 вв. в Италии выступает великий поэт – Данте Алигьери, ставшего известным благодаря величайшему произведению «Божественная комедия», изображающую переход в загробном мире сквозь круги ада. Произведение Данте называют истинной Илиадой средних веков.

Борьба за переход литературы с непонятной народу латыни на вновь формировавшиеся национальные языки широко развернулись в эпоху Возрождения.

2.2. Литература Возрождения

Литература Возрождения характеризуется укреплением идей гуманизма, где главным содержанием становится человек, его земная жизнь, борьба за счастье. Выдающимися литераторами Возрождения выступают Франсуа Рабле, Вильям Шекспир, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Мигель де Сервантес Сааведра.

Культура возрождения впервые зародилась в Италии, которая раньше других встала на путь буржуазного развития. Здесь уже в 15 веке создаются великие произведения гуманистической литературы. Итальянский гуманизм отличается особенной жизнерадостностью. Сборник стихотворений Петрарки, посвященный его возлюбленной Лауре, - первый образец гуманистической поэзии, раскрывающей тончайшие переживания влюбленного.

Джованни Боккаччо создает реалистическую прозу гуманизма, запечатленную в самом известном его произведении – сборнике новелл «Декамероне», составляющем реалистическую картину эпохи. «Декамерон» или «Десятидневник» начинается с описания чумной эпидемии во Флоренции и включает сто новелл, которые рассказывают в течение десяти дней десять юношей и девушек, ушедших из зачумленного города.

Вершиной гуманистической литературы во Франции стал наполненный педагогическими идеями роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пентагрюэль», состоящий из пяти книг. Сюжетная основа романа – сказка о королях-великанах – тесно связана с французским народным творчеством.

Величайшим драматургом- гуманистом Англии был Шекспир. Творчество драматурга – вершина литературы эпохи Возрождения. Творческий путь Шекспира подразделяется на три периода, отличающихся друг от друга по содержанию и стилю произведений. В первый период - в 90-е годы 16 века и до 1612 г. Он подразделяется на три периода, отличающихся друг от друга по содержанию и стилю произведений в связи с развитием общественной жизни. В первый период – 90-е годы 16 в. – Шекспир создает самые жизнерадостные комедии, «исторические хроники» (пьесы из английской истории), а также трагедию «Ромео и Джульетта». В то же время былин написаны поэмы, и, по-видимому, сонеты, изданные позднее. Ко второму периоду – 1601-1608 гг. – относятся наиболее прославленные трагедии Шекспира («Гамлет», «Отелло», «Король лир», «Макбет»). В третий период – с 1608 по 1612 г. – Шекспир пишет несколько пьес, действие которых перенесено в необыкновенную, иногда сказочную обстановку («Буря»); сам Шекспир и его современники называли их комедиями. Язык Шекспира чрезвычайно выразителен. Речь его героев насыщена образностью – олицетворениями и метафорами. Особенность художественного метода заключается в том, что Шекспир все жизненные явления и человеческие характеры изображает со всех сторон, и притом не застывшими, а изменяющимися. Шекспир изображает жизнь в контрастах, смело чередуя изображение трагических и возвышенных моментов с чисто бытовыми, даже комическими сценами, порой грубоватыми.

2.3. Литература 17 века

В западноевропейский литературе 17 века наиболее значительную роль сыграли произведения французских писателей; крупнейшие из них примыкали к направлению, называемому «классицизм», которое сложилось в эпоху расцвета абсолютной монархии во Франции. Великие драматурги Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен не были певцами абсолютизма. В гениальных трагедиях Корнеля и Расина рационализм – это торжество мысли, высокий нравственный пафос - в их творчестве классицизм отразил свое развитие, проходившее в два этапа. Лучшее создание Корнеля – его ранняя пьеса «Сид», трагикомедия. Под впечатлением критики «Сида», Корнель пишет несколько последовательных пьес. Пьеса «Гораций» превыше всего ставит патриотическую доблесть.

Творчество Расина относится к другому периоду – французский абсолютизм окончательно утвердился и всецело стал оплотом реакции. Необузданные страсти властьпридержащих Жан Расин изображает в своей ранней трагедии «Андромаха». С большим психологическим актерством, тонко и душевно писатель раскрывает борьбу страстей, противоречия изуродованной любви в обстановке придворных интриг в ряде образов трагедии «Федра». В трагедии «Анталия» (или «Гофолия») Расин выступает с резким осуждением деспотизма, предвосхищая позднейшие тираноборческие идеи просветителей 18 в.

Величайшим писателем, творившим в эпоху классицизма смелее других был Мольер (Жан-Батист Поклен), создатель французской комедии, один из основоположников французского театра. Три величайшие комедии, созданные им в середине 60-х - «Тартюф», «Дон-Жуан», «Мизантроп» - освещают идеалы материалистической философии. В комедии «Мещанин во дворянстве» Мольер дал саамы сатирический образ богатого буржуа Журдена, преклоняющегося перед дворянством, мечтающего проникнуть в аристократическую среду. Мольер проявил себя мастером комедийной интриги, предоставив богатые возможности для создания живописного спектакля.

2.4. Литература Просвещения

Эпоха Просвещения – одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур. Просветителями называют идеологов 18 в, философов и писателей, выступавших со смелой критикой политических порядков, что стало возможным в условиях нарастающего кризиса феодальной формации. В Англии еще в 17 в произошла революция, навстречу революции 1789-94 гг. стремилась и Франция. В других странах ощущалась не меньшая необходимость общественных перемен. Светское искусство было аналогично манерно-изысканному стилю в искусстве рококо и барокко, черты которых особенно заметны были в лирике. (большая откровенность любовных приключений). Не утратил своего значения и классицизм – здесь большая заслуга принадлежит Гете («Фауст») и Вольтеру («Заира», «Задиг», «Простак»), отстаивающих сил гуманизма над варварством цивилизации. Выдающимся достижением 18 в. является формирование просветительского реализма – где новаторским стал роман 18 в. Особенно велика роль английских писателей Дефо («Робинзон Крузо»), Ричардсона, Фильдинга, Смоллетта.

Наряду с романом складывается и новый реалистический жанр в драматургии – мещанская драма, изображающий события в среде третьего сословия. В мещанской драме можно отметить черты сентиментализма – художественного направления второй половины 18 в. При этом грани между сентиментализмом и реализмом не всегда отчетливы.

Раньше, чем в других странах, просвещение развивается в Англии, здесь выступает Дж. Свифт («Путешествия Гулливера») – выдающийся сатирик мировой литературы. Во Франции значительна деятельность Вольтера. В Герани литература Просвещения только делает первые шаги.

К середине века просветительское движение в странах Западной Европы приобретает огромный размах. Исторической датой становится 1751 год, когда во Франции выходит первый то «Энциклопедии». Издание было поистине подвигом, которому выдающийся мыслитель и писатель Дени Дидро отдал 20 лет жизни. Таким образом просветительское движение перестало быть делом одиночек – создается единый фронт приверженцев прогресса. Дидро во Франции, Лессинг в Германии вступают с критикой классицизма, к прежним направления добавляется новое – сентиментализм, зачинателем которого является английский писатель Лоренц Стерн. Сентиментализмы в отличие от просветителей объявляют главным критерием не разум, а чувство.

Популярнее гуманистические идеи развивались в контексте «Бури и натиска», литературного движения в Германии 70-80-х гг. 18 в., главным теоретиком которого был И. Гердер. Восприняв гуманистический пафос Просвещения, отвергнув нормативную эстетику классицизма, представители Бури и натиска отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Приверженцы - драматурги и поэты: И. В. Гете и Ф. Шиллер, Я. М. Р. Ленц, Ф. М. Клингер

Жан-Жак Руссо создает свои знаменитее произведения «Исповедь», «Общественный договор», «Новая Элоиза», Пьер Огюстен Бомарше (Карон) прославляется «Севильским цирюльником», «Женитьбой Фигаро» , в которых исповедует принцип социальной остроты в сочетании с комедийностью – «забавлять поучая». Роберт Бернс, английский поэт, в доступных любому человеку образах выражает глубокие чувства, исполненные философского смысла.

Особое место занимают в литературе этого времени Фридрих Шиллер («Коварство и любовь», «Вильгельм Телль», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева») и Иоганн Вольфганг Гете, раскрывающие идеи долга и нравственного совершенства в свете новых исторических перемен.

Эпоха просвещения завершается французской революцией (1789-1794 гг.), повлиявшей на расцвет жанрами песен и баллад. В последние годы 18 века в странах Западной Европы формируется романтизм – взволнованный, полный противоречий отклик на всю идеологию просвещения.

3. Литература Нового времени

У романтиков существовали разные разнее философские убеждения и политические кусы – страстно любя и страстно ненавидя, они создавали разные образы, выразительно контрастировавшие с миром – это могла быть легендарная фигура (Каин у Байрона, Прометей у Шелли, Гражина у Мицкевича, Гайавата Лонгфелло), или одинокий страдалец, бросающий вызов обществу (герой восточных Ом Байрона0, или художник-энтузиаст, отстаивающий свое высокое призвание (у Гофмана). Сочувственно изображали прошлое Арни, Брентано, Эйхендорф – немецкие писатели, занимавшие консервативные позиции.

Выдающимися для своего времени учеными были немецкие сказочники Братья Якоб и Вильгельм Гримм (Детские и семейные сказки» - «Золотой гусь», «Кот в сапогах»), которым принадлежали труды по истории немецкого языка, труды о культуре и преданиях древних германцев.

Джордж Гордон Байрон, английский поэт-романтик; член палаты лордов, в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда», восточных поэмах (в т. ч. «Гяур», «Лара», «Корсар»), философско-символических драматических поэмах - мистериях «Манфред и Каин», цикле любовно-медитативных стихов на библейские мотивы «Еврейские мелодии» выражает острое ощущение катастрофичности исторического и личного бытия, утраты идеалов в современном обществе, всеобщность разочарования в действительности (мотивы мировой скорби - космического пессимизма). Протест против зла мира, отстаивание прав личности приобретает иронико-сатирическую окраску (поэма «Бронзовый век»). Так же сочетал причудливую фантазию, тонкую философскую иронию, доходящую до мистического гротеска с критическим восприятием реальности немецкий писатель-романтик, композитор, художник - Теодор Амадей Гофман («Эликсир дьявола», «Золотой горшок», « Крошка Цахес», «Повелитель блох»).

Английскому писателю Вальтеру Скотту, основоположнику английского реалистического романа принадлежит огромный вклад в историю зарубежной литературы благодаря романам, написанным на материале европейской (в т.ч. шотландской) истории в ее переломные моменты - «Песни шотландской границы», «Песнь последнего менестреля», «Дева озера Уэверли», «Пуритане», «Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард».

Еще один английский писатель Чарльз Диккенс сзнательно отказывается от изображения социального зла в воссоздании человеческой жизки. Юмористические нравоописательные «Очерки Боза» посвящены обитателям различных слоев лондонского общества, в сентиментальном романе «Посмертные записки Пиквикского клуба» (с наивным и трогательным эксцентричным героем) идиллическая Катрина английского общества обусловлена верой в доброе начало человека. Пафосом сострадания к униженным (особенно к переживаниям детской души), неприятия всех форм социальной несправедливости проникнуты авантюрно-приключенческие романы «Приключения Оливера Твиста», «Николас Никльби», «Мартин Чезлвит». Социальный оптимизм Диккенса (романы «Лавка древностей», «Рождественские повести») вступал в противоречие с гротескно-реалистическим изображением губительной психологии собственничества и прагматизма: романы воспитания «Домби и сын» и «Дэвид Копперфилд», с автобиографическими чертами, роман «Холодный дом», детективный роман «Тайна Эдвина Друда».

Виктор Гюго, французский писатель-романтик создал в 1827 году предисловие к драме Кромвель, ставший манифестом французских романтиков. Пьесы «Эрнани», «Марион Делорм», «Рюи Блаз» являются у Гюго воплощением бунтарских идей. В историческом романе «Собор Парижской богоматери» (1831) сильны антиклерикальные тенденции. После государственного переворота великий писатель выпустил политический памфлет «Наполеон Малый» и сборник сатирических стихов «Возмездия», романы «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется», изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами. Французский поэт Пьер Жан Беранже разделял идеи утопического социализма («Безумцы») и завоевал известность похожей сатирой на наполеоновский режим («Король Ивето»). Песни Беранже, проникнутые революционным духом, юмором, оптимизмом, плебейской прямотой, приобрели широкую популярность. («Наваррский принц», «Белая кокарда»).

Французский писатель Фредерик Стендаль, в своей книге «Расин и Шекспир» (1823-25) созадал первый манифест реалистической школы. Мастерством психологического анализа, реалистическим изображением общественных противоречий отмечены романы: «Красное и черное» о трагической карьере плебея, переживающего конфликт честолюбия и чести; «Пармская обитель», полная поэтизации свободного чувства, обличения политической реакции после наполеоновских войн. Не менее всесторонне отражена политическая жизнь французского общества в произведениях Оноре де Бальзак а, французского писателя. Эпопея «Человеческая комедия» из 90 романов и рассказов связана общим замыслом и многими персонажами: роман «Неведомый шедевр», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Цезарь Биротто», «Утраченные иллюзии», «Кузина Бета», что говорит о том, то эпопея - грандиозная по широте охвата реалистическая картина французского общества.

Богатой многовековой традицией отличалась и польская литература. Во второй половине 18 века она вдвинула крупных мастеров просветительского классицизма, однако мировой славы удостоен польский романизм. С романизмом связано творчеством композиторов Шопена и Монюшко, поэта и драматурга Юрия Словацкого и самого замечательного в этой плеяде - великого польского поэта Адама Мицкеича («Поэзия», «Гражина», «Дзяды», «Конрад Валленрод»). Последний кроме всего прочего выступал как деятель национально-освободительного движения.

Джеймс Фенимор Купер, американский писатель, сочетал элементы просветительства и романтизма. Его исторические и приключенческие романы о Войне за независимость в Сев. Америке, эпохе фронтира, морских путешествиях («Шпион», «Последний из могикан», «Зверобой», «Следопыт», «Лоцман»), социально-политическая сатира (« Моникины») и публицистика (памфлетный трактат «Американский демократ»), в которых полная опасностей борьба за жизнь, живописность изображения пейзажей, тревога за судьбу страны принесли писателю мировую славу. Еще один американский писатель и поэт-романик Генри Лонгфелло, в эпических поэмах, балладах, лирике, часто афористически-дидактичных, сентиментальных (по настроению), сочетавших как песенно-фольклорную, так и книжную традицию, обращался к героическому прошлому США, средневековым легендам, христианской тематике. («Псалом жизни», «Песнь о Гайавате»).

Весьма заметный вклад в мировую литературу внесла Дания в лице Ганса Христиана Андерсона, сказочника и философа. Мировую славу принесли ему произведения в древнейшем литературном жанре - сказках, в которых сочетаются романтика и реализм, фантазия и юмор, сатирическое начало с иронией. Основанные на фольклоре («Огниво»), проникнутые гуманизмом, лиризмом и юмором («Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Русалочка», «Снежная королева»), сказки осуждают общественное неравенство

Отражением большого исторического периода выступает творчество немецкого поэта и публициста Генриха Гейне. Романтическая ирония страдающего от несовершенства и прозы жизни героя, сарказм и лиризм, дерзкий вызов самодовольной пошлости в Книге песен (1827), проникнутой народно-мелодической стихией, и сборник Ромасеро (1851), где скептицизм и ноты отчаяния не подавляют мужества противостояния судьбе (с 1848 Гейне прикован к постели). Язвительные политические стихи (в т. ч. поэмы «Атта Тролль», и «Германия. Зимняя сказка»), обличающие современную феодально-монархическую и филистерскую Германию.

Новое время – это период сложных процессов в социальной жизни Европы и неоднозначный отрезок времени в истории всего мира, увлеченного революциями, переворотами и реформами. А потому 20 век не только в литературе, но и во всех жанрах искусства и социальных формированиях явился совершенно новой, передовой и более жесткой эпохой.

4. Литература 20 века

Литература 20 века по своему стилистическому и идейному разнообразию несопоставима с литературой начала 19 века, где можно было выделить только три-четыре ведущих направления. Вместе с тем современная литература дала ничуть не больше великих талантов, чем литература прошлого столетия. Европейская художественная литература 20 века сохраняет верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски 20 века: английский романист Джон Голсуорси, создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн, написавший философские романы «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус», раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль, сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс, давший сатирическое обозрение Франции конца 19 века, Ромен Роллан, отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и др.

В то же время европейская литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего проявляется в поэзии. Так, французские поэты П. Элюар и Л. Арагон были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза - романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Улисс»), ф. Кафки («Замок»). Эти романы явились ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного». В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них является методологический прием - использование открытого французским философом, представителем интуитивизма и «философии жизни» Анри Бергсоном метода анализа «поток сознания», заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Он описывал человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. Основу познания составляет чистое восприятие, а материя и сознание суть явления, реконструированные рассудком из фактов непосредственного опыта. Его главная работа «Творческая эволюция» принесла Бергсону славу не только философа, но и писателя (в 1927 году он был награжден Нобелевской премией по литературе). Бергсон проявил себя также на дипломатическом и педагогическом поприще. Говорят, что признание ораторского таланта Бергсона, покорявшего соотечественников великолепным французским языком, в 1928 году вынудило Французский парламент специально рассматривать вопрос о переносе его лекций из актового зала Коллеж де Франс, не вмещавшего всех желающих, в здание Парижской оперы и об остановке на время лекции движения по прилегающим улицам.

Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу Европы, в том числе на литературу. У многих писателей первой половины 20 века «поток сознания» из философского метода познания превратился в эффектный художественный прием.

Философские идеи Бергсона легли в основу знаменитого романа французского писателя Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» (в 14-ти томах). Работа, представляющая собой цикл романов, служит выражением его детских воспоминаний, выплывающих из подсознания. Воссоздавая ушедшее время людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещный мир, - писатель насыщает повествовательную ткань произведения причудливыми ассоциациями и явлениями непроизвольной памяти. Опыт Пруста - изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» - имел большое значение для многих писателей 20 века.

Видный ирландский писатель, представитель модернистской и постмодернистской прозы Джеймса Джойс, опираясь на бергсоновский прием, открыл новый способ письма, в котором художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения. В художественном творчестве Джойса использован не только «поток сознания», но также пародии, стилизации, комические приемы, мифологические и символические слои смыслов. Аналитическому разложению языка и текста сопутствует разложение образа человека, новая антропология, близкая к структуралистской и характерная почти полным исключением социальных аспектов. Внутренняя речь как форма бытия литературного произведения вошла в активный оборот литераторов 20 века.

Произведения выдающегося австрийского писателя Франца Кафки при его жизни не вызывали большого интереса у читателей. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков 20 века. В романах «Процесс», «Замок» и рассказах в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие личности перед сложными, недоступными человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, которые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. Анализ «пограничных ситуаций» (ситуации страха, отчаяния, тоски и т. д.) сближает Кафку с экзистенциалистами.

Близким к нему, но своеобразным путем к поиску нового языка и нового поэтического содержания двигался австрийский поэт и прозаик Райнер Мария Рильке, создавший цикл мелодичных стихотворений в русле символистской и импрессионистской традиции первых десятилетий 20 века. В них поэт размышляет об экзистенциальных проблемах человека, его трагической раздвоенности, стремлении к взаимопониманию и любви.

Среди литераторов, сыгравших роль в истории литературы прошлого века можно выделить несколько выдающихся имен. А именно: Эмиля Золя, Марка Твена, Джека Лондона, Ромена Роллана, Томаса анна и других. Основное произведение французского писателя Эмилья Золя - 20-томная серия романов «Ругон-Маккары» - история одной семьи в эпоху Второй империи. В романах серии «Чрево Парижа», Западня», «Жерминаль», «Деньги», «Разгром» с большой реалистической силой изображены социальные противоречия. Золя - сторонник принципов натурализма («Экспериментальный роман»). Выступал с протестами против дела Дрейфуса (памфлет «Я обвиняю»).

В романах французского писателя, лауреата Нобелевской премии Анатоля Франса («Преступление Сильвестра Боннара», «Суждения господина Жерома Куаньяра») выражена скептическая ирония по отношению к современной действительности, критика которой углубляется в серии романов «Современная история» - сатирическом обозрении Франции кон. 19 в. В гротескно-фантастическом романе «Остров пингвинов» и «Восстание ангелов» - антирелигиозная и политическая сатира.

Ромен Роллан, в романе-эпопее «Жан Кристоф» отражает духовные искания и метания гениального музыканта на фоне картины упадка культуры Европы накануне 1-й мировой войны. В центре повести Кола Брюньон - образ вольнолюбивого, никогда не унывающего народного умельца эпохи французского Ренессанса. В антивоенной публицистике французского писателя испытывается сочувствие социалистическим идеям, выступление в защиту СССР (при том, что Роллан отвергал все формы революционного насилия), в котором длительное время видел оплот социальной справедливости.

Среди французской поэзии наиболее интересен Поль Элюар, участник Движения Сопротивления, примыкавший в 20-30 е гг. к сюрреализму. В его поэзии господствует смелая образность, нетрадиционная метрика и строфика в интимной и философской лирике (сборники «Град скорби», «Любовь –поэзия», «Сама жизнь», «Роза для всех»).

Марк Твен, американский писатель. Рассказы 60-70-х гг. - комическое, подчас гротескное описание провинциальной Америки (сборник «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», сатирический роман «Позолоченный век» о финансово-политической коррупции, лирико-биографическая книга «Жизнь на Миссисипи»). Роман Твена «Приключения Гекльберри Финна» знаменует зрелый социальный критицизм, открытие той Америки, в которой поэтическое (жизненная крепость, дерзкий юмор, душевная отзывчивость) соседствует с бесчеловечной утилитарностью и жестокостью. Мир социальной иерархии отвергается в фантастической повести «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Поздние произведения проникнуты сарказмом и скепсисом, а произведения о мальчишках (в т. ч. «Приключения Тома Сойера») стали классикой детской литературы.

Джек Лондон, - один из крупнейших писателей американских писателей 20 века, книги его популярны во всем мире. Лучшие произведения Лондона привлекают своим жизнеутверждающим пафосом, прославляя любовь к жизни и волю человека в борьбе с суровой природой Неоромантические повести («Зов предков») и рассказы о Севере (сборники: «Сын волка», «Дети мороза», «Любовь к жизни»), о жизни на море (роман «Морской волк») сочетают поэзию суровой природы, бескорыстного мужества с изображением тяжелых физических и моральных испытаний, принимаемых ради обогащения. В романе-утопии «Железная пята» отразилось увлечение идеями социализма.

Среди художников 20 века выделается Антуан де Сент-Экзюпери, как наиболее непосредственный и безыскусственный, и в первую очередь философской сказкой «Маленький принц» - наиболее поэтичным выражением идей писателя. Маленький принц олицетворяет в сказке все те человеческие качества, которые придают смысл и содержание человеческой жизни. Творчество Экзюпери глубоко оптимистично, несмотря на то, что носит абстрактный характер.

Внешняя простота, строгая объективность, сдержанный лиризм, содержательный подтекст отличает прозу американского писателя Эрнеста Хемингуэя, отразившего умонастроения потерянного поколения («Фиеста», «Прощай, оружие!») и обогатившего жанр новеллы (сборник «В наше время»). В романе «По ком звонит колокол» гражданская война в Испании 1936-39 предстает национальной и общечеловеческой трагедией, обусловленной цепной реакцией насилия. Повесть-притча «Старик и море» посвящена заветной авторской идее - трагическому стоицизму: перед лицом нецеленаправленной жестокости мира человек, даже проигрывая, обязан сохранить мужество и достоинство.

Томас Манн, немецкий писатель, брат Генриха Манна. В семейной хронике буржуазной семьи романе «Будденброки», философском романе «Волшебная гора», «Доктор Фаустус», тетралогии на библейский сюжет «Иосиф и его братья», многочисленных новеллах показал кризисное состояние мира и человека 20 в., отразил нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, усложнившееся индивидуалистическое сознание (с комплексом ницшеанских проблем).

Большое место в литературе после Второй мировой войны заняли дневники и мемуары, подлинные документы, бесхитростные свидетельства тех, кто перенес многие испытания. Эхо войны коснулось большей части немецкой литературы в большей или меньшей степени - немецкий писатель и государственный деятель Иоганнес Бехер, Министр культуры Германской Демократической Республики, основатель и президент Культурбунда, президент Академии искусств Германской Демократической Республики явился одним из организаторов немецкого антифашистского литературного движения. Антивоенный роман «Люизит», поэтические сборники «Искатель счастья», «Шаг середины века», роман «Прощание» (на автобиографической основе), тетралогия «Опыты о проблемах культуры» писатель подчеркивает происходящие перемены и чувство вины германского социума за ошибки и деяния политических правителей.

Немецкий писатель, драматург, режиссер Бехтольд Брехт вошел в историю как острый полемист и теоретик искусства. В философско-сатирических пьесах на современные, исторические и мифологические сюжеты: «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галилея», «Добрый человек из Сезуана», «Кавказский меловой круг» демонстрирует яркие принципы верности реализму и приверженство к социализму, за что получил большое признание в свете социалистических настроений ряда стран.

Равно как и Анна Зегерс,немецкая писательница, которая утверждает нравственную победу борцов-антифашистов, веру в будущее немецкого народа («Седьмой крест»). цикл социально-психологических романов «Мертвые остаются молодыми», «Решение», «Доверие», новеллы (сборник «Сила слабых»), рассказы («Странные встречи»), а также литературно-критическими работами.

Примечателен Пабло Неруда,чилийский поэт - его лирическая книга «Двадцать стихотворений о любви и одна песня отчаяния», антифашистские, гражданские и социальные стихи: сборник «Испания в сердце», две «Песни любви Сталинграду», эпопея о судьбе Латинской Америки «Всеобщая песнь», лирико-философские «Оды изначальным вещам», автобиографическая поэма «Мемориал Черного острова», книга воспоминаний «Признаюсь: я жил открывают» с новых сторон литературные жанры 20 века - реализм, экспрессионизм, так называемый «поток сознания».

В общем и целом литература 20 века стала свидетельницей многочисленных революций и войн, смен режимов и достижений научно-технического прогресса, иныне продолжает открывать новых выдающихся авторов.

Заключение

Ныне литература, пройдя путь от наскальной письменности через открытость избранным до всеобщей доступности, без социального разделения, вместе с тем несколько потеряла свою значимость. Литература перестала влиять на государственные процессы, как информационный и развлекательный жанр отошла на второй и третий план, уступив место потоку СМИ, Интернету и компьютерным технологиям. А потому героями новых поколений сегодня все чаще выступают телеведущие и музыкальные звезды в то время как Ромео и Айвенго остаются в безвестности.

Тем не менее, пока мы имеем возможность смотреть экранизации Гомера, слышать песни, положенные на стихи Бернса и отличать изречения Бальзака от изречений Ромена Роллана, литературе ничего не угрожает. Только развитие.

Список литературы

Зарубежная литература. Пособие для факультативных занятий ст. классов ср. школы. Изд. 2-е., испр. – М.: Просвещение, 1975. – 320 с., ил.

Шестаков С. О происхождении поэм Гомера. – Казань. – 1982.

Бахтин М. Время и пространство в литературе//Вопросы литературы. - М., 1974. - №3.

Данная тема посвящена развитию мировой художественной культуры первой трети XIX в. На развитие художественной культуры данного период оказали влияние несколько факторов, важнейшими из которых является Великая французская революция и наполеоновские войны.

Происходит утверждение буржуазных отношений. В европейской культуре как основной творческий метод утверждается романтизм, идейно-художественное направление, отразившее разочарование в идеях Просвещения.

Для романтизма характерны устремленность к безграничной свободе и "бесконечному", жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Романтикам присущи утверждение самоценной духовно-творческой личности, изображение сильных страстей, одухотворенности и целительной силы природы.

В своих произведениях романтики обращаются к традициям фольклора, к культуре своего и других народов. Любимым временем романтиков является Средневековье и Возрождение, которое служит им нравственным примером. Героика протеста в их сочинениях соседствует с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной стороны души".

Потеряв веру в силу разума, романтики обратили свой взор к чувствам человека, к его душе с надеждой обрести там "царство свободы и гармонии". Однако, они нашли там разлад, о котором очень точно сказал немецкий поэт Г.Гейне: "Весь мир надорван до самой середины, а так как сердце поэта - центр мира, оно должно самым жалостным образом надорваться. Кто хвалится, что сердце его осталось целым, тот признается в том, что у него прозаичное, далекое от мира, глухое, закоулочное сердце". Трещина, надорвавшая сердце поэта, стала причиной появления основного приема романтиков - антитезы , т.е. противопоставления, которую Вы сможете наблюдать в произведениях романтиков.

На этом приеме построены романтические произведения литературы, музыки, изобразительного искусства первой трети XIX века.

Романтизм в зарубежной литературе.

Главой французских романтиков является писатель и поэт Виктор Гюго . Главным героем его романа "Собор Парижской богоматери" является народ, его судьба, его роль в истории. Как художественные особенности романа можно отметить композицию, антитезу в характеристиках героев, символику образов, яркость, красочность языка. Большое влияние оказало творчества В.Гюго на мировую художественную культуру. Особую известность принесли Гюго его пьесы, поставленные на всех мировых подмостках: "Эрнани", "Король забавляется".

Среди английских писателей выделяется своим богатством художественных форм романтической прозы и поэзии писатель Вальтер Скотт . В своих романах он, в противовес классицистам, подчеркивает историческое своеобразие национальной самобытности народа (роман "Айвенго").

Ярким представителем английской поэзии романтизма является Д.Н.Г.Байрон . Язык его произведений живописен и музыкален. Байрон использует антитезу для построения своих поэтических произведений. Идея трагической непримиримой борьбы героя против враждебной действительности - главная черта поэзии Байрона. Образ Прометея ("Прометей") - олицетворение силы духа страдающего героя, способного даже "смерть в победу обращать". Сравните, пожалуйста, "Прометея" Байрона и "Прометея" Гете и Вы поймете разницу в мировосприятии поэта Просвещения и романтизма.

Немецкие романтики обратились к изучению фольклора, постигая социально-нравственный смысл народных сказок. В фантастических новеллах и сказках Э.Т.А.Гофмана мы находим мысли о роли и предназначении искусства, образе художника, его высоком призвании и одиночестве в мире наживы и стяжательства ("Золотой горшок").

Простота, сила эмоций, богатство оттенков присущи лирической поэзии Генриха Гейне . Герой "Книги песен" - скромный человек, современник поэта, страдающий от одиночества, социального неравенства, ищущий забвения в любви, верности. Гейне использует иронию как средство разоблачения несбыточных иллюзий. Мы явно чувствуем интонацию немецких народных песен в романтической поэзии Гейне ("Лорелей"), олицетворение природы.

Романтизм в зарубежном изобразительном искусстве.

Одним из представителей романтического направления в Европе начала XIX века является Франсиско Гойя . На его творчество оказало влияние антифеодальное движения в Испании и события Французской революции. В его произведениях мы находим глубокие философские обобщения и глубину анализа духовной сущности человека. Эти тенденции прослеживаются в, который поражает своим беспощадным реализмом. В нем прослеживаются художественные решения, раскрывающие пустоту мыслей и ничтожность чувства людей, распоряжающихся судьбой народа. Жизненная правда и утверждение высоких достоинств человеческой личности, нравственной красоты ощущаются в портретах людей, духовно близких художнику (портреты,). Тема народа, восстающего против насилия звучит в эмоционально-напряженном полотне, в цикле. В этом произведении напряженный образный строй достигается сложностью композиционного решения, резким контрастом красок и цветовых рефлексов, красочностью теней. Основным открытием Гойи в области колорита являются его находки цветовой мерцающей гаммы (). Особо хочется отметить цикл офортов Гойи "Капричос", которые явились своеобразным зеркалом жизни Испании в XVIII веке, изображением ее пороков и достоинств, злой сатирой, сарказмом, фантастическим и гротесковым видением мира, что является величайшим вкладом Гойи в искусство офорта.

Освободительная борьба народов изображена на картинах французского романтика Эжена Делакруа (,). Тревожно-взволнованный пафос, напряженные контрасты цветового языка художник использует как средство эмоционального воздействия на зрителя.

Осознание трагедии захватнических войн отражается в романтических полотнах Теодора Жерико (, "Раненый кирасир"). В них ощущается динамика, трагическая напряженность композиции, цветового решения. Борьба человека со смертью, стихией, страдание и мужество в картине - основные идеи его знаменитого полотна. Тонкий психологизм, одухотворенность портретов романтиков: "Портрет молодого Делакруа" работы Жерико, портреты, Паганини, работы Делакруа.

Романтизм в зарубежной музыке.

Художественное воплощение передовых идей времени звучит в творчестве великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена . Мы слышим музыку революции в его симфониях. В третьей "Героической" симфонии присутствует тема героя, отдающего жизнь в борьбе за свободу народа. Движение народных масс, призыв к единению миллионов звучит в его "Девятой симфонии". Страстность, мощность духа лирического героя, его способность самоотверженно любить - основная тема таких произведений Бетховена, как "Лунная соната" и "Апассионата". Стремление к счастью, свету, отчаянная борьба со всеми силами зла и угнетения, вера в возможности Человека - главные идеи творчества композитора. Романтизм произведений Бетховена особенно сильно ощущается потому, что основой построения его музыкальных произведений является антитеза (противопоставление).

Идеи романтизма в музыке прослеживаются в романтическом творчестве австрийского композитора Франца Петера Шуберта , создателя романтических песен, баллад, вокальных циклов, фортепьянных миниатюр, симфоний, которые отличаются глубиной воплощения чувств. "Песни Шуберта - лирика простых, естественных помыслов и глубокой человечности" (Б.Асафьев). Мелодическое богатство, яркая образность, зримость музыкальных образов присущи музыке композитора. Его наследие отличается разнообразием музыкальных форм. Песни Шуберта представляют собой настоящие шедевры музыкальной миниатюры ("Аве Мария", "Серенада", "Лесной царь"). Он создал около 600 песен на стихи И.В.Гете, Ф.Шиллера, Г.Гейне, которых отличает тонкая передача неуловимой смены чувств одинокого страдающего человека. Песенность ощущается и в его симфонических произведениях. Особенно это касается "Неоконченной симфонии", главной особенностью которой является новизна построения (две части вместо четырех), задушевность, доверительность, контрастность музыкальных образов.

Творчество польского композитора-романтика Фридерика Шопена связано с традицией польского народа. Образ Родины доминирует в произведениях композитора, что явно ощущается в его мазурках и полонезах. Композитор использует ритмику и характер движения народных танцев для передачи сложных чувств, создания различных музыкальных образов. Шопен - "поэт фортепьяно" (Ф.Лист). Он создал новые жанры фортепьянной музыки: ноктюрны, прелюдии, фантазии, экспромты, романтические музыкальные миниатюры. В них ощущается тонкость и глубина чувств, мелодическая красота, яркая образность музыки, виртуозность и проникновенность исполнительского мастерства Шопена.

Романтическое начало ярко выражено в творчестве Роберта Шумана . До сих пор большой популярностью пользуются его музыкальные пьесы "Карнавал", "Фантастические вечера". Тема одиночества художника прослеживается в таком произведении Шумана как "Крейслериана" (по мотивам Гофмана) - соединение возвышенного и иронического, реальности и фантазии. Цикл на стихи Гейне "Любовь поэта" - слияние музыки и поэзии, глубокое и точное отражение в музыке поэтических образов великого поэта, романтической иронии Шумана.

Тема Родины - основная в творчестве венгерского композитора Ференца Листа . Он создал жанр рапсодии - романтической формы музыкального произведения. Народные венгерские песни и танцы легли в основу "Венгерских рапсодий" Листа, которых отличает яркость и контрастность музыкальных образов.

Приступая к анализу романтического произведения, нужно помнить, что главным приемом романтиков является антитеза (противопоставление), на этом приеме построены произведения литературы, музыки и живописи романтизма. В литературе это противоположные по своей характеристике образы главных героев; в музыке это контрастные интонации, темы, их борьба и взаимодействие; в живописи - также контрастные краски, "говорящий фон", борьба света и тьмы.

Зарубежная литература 20 века, исследуя феномен человека, объединяет различные художественные стили и философские решения. Американский писатель Д. Д. Сэлинджер (р. 1919) в повести «Над пропастью во ржи » (1951) исследует феномен отчуждения молодого человека. Холден Колфилд, столкнувшись с реальностью, испытывает душевную драму. Герой потрясен неискренностью людей, ввергнут в состояние внутреннего хаоса. Спасение он видит в непорочном мире детства и мечтает спасать детей от падения в мир пошлой обыденности взрослых.

Тематически произведение Сэлинджера соотносится с романом Генриха Белля (1917—1985) «Глазами клоуна » (1963). Одинокий и разуверившийся в возможности человеческого взаимопонимания Ганс Шнир решается на шутовской протест. В финале романа он, отчаявшийся в возможности найти понимание окружающих, садится на ступеньки боннского вокзала, кладет перед собой шляпу и поет веселые куплеты. Бунт против мира осознается как трагическая клоунада человека, не нашедшего себя в мире эгоистической буржуазной морали.

Иная смысловая тональность характеризует повесть Э. Хемингуэя «Старик и море » (1952). В центре повести-притчи находится фигура старого рыбака Сантьяго. Автор подчеркивает, что это не обыкновенный старик, это человек, живущий по законам особого этического кодекса, противопоставляющего героизм настроениям отчаяния и уныния: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения». Концентрированным выражением оптимизма звучит гуманистическая формула автора: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Казалось бы, повесть завершается поражением героя: акулы съели пойманную им рыбу, но в плане философского обобщения финал демонстрирует идею непобедимости человека, его способности преодолеть любые трудности.

Эта тема важна в послевоенной литературе, когда усилились настроения пессимизма и многие писатели, представляющие экзистенциалистское направление , подчеркивали тщетность человеческих усилий преодолеть диктат мировой трагедии. Хемингуэй доказывает тезис: жизнь — это борьба, тем самым утверждая безграничные возможности личности.

Особое место в зарубежной литературе 20 века занимает образ книги и многочисленные мотивы, с ним связанные. Время оставляет людям летописи, легенды, книги, творения человеческого духа. Время стирает летописи, легенды, книги... Драматический поиск приводит к постижению истины, системы доказательств устаревают, некогда насущные проблемы уступают место новым, и те вскоре уходят в прошлое. Понимание и приятие бытия сменяется мистическим ужасом перед ним.

Однако есть нечто, что позволяет человеку утверждаться в устойчивости духовных ценностей, воскрешать целые эпохи и многообразие индивидуальных жизненных проявлений. Это книга. Книга, воплощенная память, являет историю мысли и чувства, устраняет границу между прошлым и будущим, обращает человека к абсолютным истинам, устремляет его к бессмертию. Преодоление страха смерти — импульс к творчеству. Самобытность и преемственность — основные формы воплощения культуры и человека, стремящегося познать тайну бытия и человека через идею, образ, слово.

Истина может быть открыта логическим путем, а может и случайно быть постигнута с помощью духовной интуиции. Книга объединяет логику и интуицию, она усложняет реальность, наделяет ее фантасмагорическим, с точки зрения обыденного сознания, характером.

В новелле классика японской литературы Акутагавы Рюноскэ (1892—1927) «Чаща » представлены разнообразные варианты расшифровки таинственного происшествия. В горах произошло убийство, свидетели и подозреваемые дают показания, выдвигаются гипотезы, убийца признается в содеянном. Сюжет формально завершен и, казалось бы, в произведении пора ставить точку, но автор дописывает новеллу двумя главками: «Что рассказала женщина на исповеди в храме Киёмидзу», в которой она сознается в убийстве мужа, и «Что сказал устами прорицательницы дух убитого», где читатель узнает, что человек сам себя лишил жизни. Кто говорит правду, неизвестно.

Где же ключ к разгадке? Логика причинно-следственных отношений оказывается неэффективной для интерпретации притчи, код смысла вынесен за пределы частного литературного текста и обращен к культурной памяти, по X. Л. Борхесу, «саду расходящихся тропок», где каждая знаменует свое направление в комментировании тайны, дает свою версию Жизни, ключ к пониманию Смерти.

Центральная тема романа Габриэля Гарсиа Маркеса (р. 1928) «Сто лет одиночества » (1966)— отсутствие границ между жизнью и смертью. Мифологическая идея проницаемости бытия в небытие становится общим законом существования.

Маркес обыгрывает классический сюжет одиночества человека, наделяет его символическим значением вселенского отчуждения: сто лет одиночества. Мироздание - Макондо - дом - комната - цепь аллегорий, символических значений, комментирующих мотив безграничной ностальгии культуры по гармоническому упорядоченному космосу, стоически безразличному к смерти. Герои Маркеса могут уходить из жизни и пребывать в небытии до тех пор, пока в них не возникнет необходимость.

Сюжет Маркеса строго обусловлен историей семьи, тематически сближается с «родовыми» сагами Голсуорси и Золя. Отличие колумбийского писателя от предшественников заключается не в насыщенности произведения фольклорными элементами, а прежде всего в особой организации художественного времени. Оно может развиваться в прошлом и будущем, создавая ощущение непрерывности, постоянно вторгается в длящуюся историю, предсказывает судьбы.

Феномен устранения границ между миром живых и мертвых связан с темой памяти, впервые обозначенной в романе «разными мрачными пророчествами насчет будущего потомства».

Манускрипт, который необходимо перевести с латыни, - это цепь уже произошедших событий и в то же время пророчество - форма предсказания будущего, оно исходит из прошлого, которое будет жить до тех пор, пока осознается движение жизни. Человеческий род исчерпывается прочтением текста. Финальный ураган материализует метафору «конец книги», переносится на мир людей, уравнивая последнее слово книги с последним вздохом человека.

«Сто лет одиночества» завершается сценой урагана, тематически связанной с пожаром в финале романа У. Эко «Имя розы». Пожар в библиотеке, мире знаков и мыслительного опыта, в романтической интерпретации может означать трагедию памяти. Допустимо и иное истолкование. Борхес в одном из программных произведений «Вавилонская библиотека » описывает вселенское хранилище книг, «которые написаны, пишутся или будут написаны. Здесь представлены знаки, пригодные для создания произведений искусства, книги, ожидающие своих интерпретаторов... ».

Автор далек от мистификации, он обосновывает собственную гипотезу — все книги уже давно написаны, и новые тексты — не что иное, как результаты многократного повтора конфликтов, мотивов, художественных формул, слов. И невозможно обойти библиотеку, безграничную и всеобъемлющую, открытую для самых разнообразных ассоциаций. Борхес утверждает, что культура может быть воспроизведена в любых объемах, так как любой текст порождает огромное число моделей, могущих воспроизводиться до бесконечности. Однако писатель далек от оптимистической убежденности в вечности литературы.

Для Маркеса, как и Борхеса, категории рода, памяти — нечто большее, чем индивидуальная история. Писатели соотносят ее с циклами существования — рождение, рост, гибель, но указывают различия в динамике и перспективах развития: культура не подвержена распаду, она функционирует за счет постоянного приращения смыслов, старые значения не умирают, а укрупняются и могут быть постигнуты исключительно как воплощения надличностных величин. У представительницы иной культурной традиции Маргарет Митчелл в романе «Унесенные ветром» размышления главной героини Скарлет О’Хары основаны на лейтмотиве — «это очень сложно понять... я подумаю обо всем этом завтра». Ее частная эмоция не в состоянии постигнуть событие, которое может быть интерпретировано лишь в контексте родового мышления, максимальное воплощение которого представлено в романе Маркеса.

Сгоревшая библиотека У. Эко, стертое с лица земли Макондо Г. Г. Маркеса могут быть прочитаны как универсальная модель мироздания: было много людей, миров, чувств, они умерли, оставив о себе память в словах и книгах.

Человечество оставляет о себе память. Наследник романтической традиции М. Булгаков утверждал: «Рукописи не горят». Конец XX века дает иной комментарий этой проблемы: чтобы сохраниться, культурный опыт должен приобрести надвременной, надличностный характер. Если этого не произойдет, то «рукописи» начнут гореть. В притче «Сон Колриджа» Борхес доказывает следующую мысль: есть сюжет, пребывающий в поисках окончательного воплощения, — он снится монгольскому императору в XIII веке, Колриджу и Стивенсону в XIX столетии... И он будет сниться до тех пор, пока не найдет своего завершения; в цикличности, бесконечности протекания жизни-культуры не может быть финала. Человек отражается в потомках, книга — в книгах. Бесконечна цепь повторений. Эта концепция несет явное влияние эстетики постмодернизма.

Обращение к образам детей, которые, с одной стороны, считаются хрестоматийными в творчестве Ч. Диккенса, а с другой - являются обязательной составляющей жанра рождественского рассказа, это еще и дань уважения Великому «Неподражаемому» в его юбилейный год.

Праздник Рождества - один из самых почитаемых в христианском мире. Он имеет свои давние и глубокие традиции, как в Англии, так и в России. С одной стороны, это религиозный праздник, связанный с Рождением в Вифлееме Иисуса Христа. Поэтому очень много символов, образов и воплощенных в этих символах идей праздника, соотносящихся, прежде всего с евангельскими текстами и духовной сферой человеческой жизни. С другой стороны, дни празднования Рождества (на Руси их еще называли Святочными) издавна были окружены мистическим, таинственным ореолом. В этом проявляется древняя языческая традиция. Считалось, что в эти дни могут произойти самые невероятные, фантастические события. Именно в это время нечистая сила проявляет особую активность, а потому и встреча с представителями этой силы никого не может удивить.

Есть еще одна сторона праздника Рождества - светская, связанная с традицией семейного празднования, идеей объединения родных и близких в эти холодные декабрьские дни, общечеловеческой идеей сострадания и любви. Под Рождество обычно вся семья собирается дома, у родного очага, прощаются прошлые ошибки и обиды. Именно в это время семья объединяется в едином стремлении к счастью и вере в чудо.

Подобная смысловая неоднозначность восприятия Рождества нашла отражение в произведениях Чарльза Диккенса. Так, нельзя с полным правом говорить о христианском звучании романов и даже Рождественских рассказов писателя. Религиозный смысл и евангельские образы Рождества в творчестве Диккенса уступают место обыденности, «поэтизации действительности» [Скуратовская, Матвеева 1972: 39]. Часто в понимании Рождества писатель следует старым английским традициям. И, как пишет в своей книге Г.К. Честертон, «идеал семейного уюта принадлежит англичанам, он принадлежит Рождеству, более того, он принадлежит Диккенсу».

Рождественские рассказы (Christmas stories) Ч. Диккенса, который правомерно считается основоположником этого жанра в западноевропейской литературе, дали толчок к возникновению и развитию святочного рассказа в России. Начиная с середины 1840-х годов, в журналах «Современник», «Нива», «Родина», «Огонек» и др. (по примеру диккенсовских «Домашнего чтения» и «Круглого Года») формируется традиция публиковать к Рождеству Святочные рассказы, адресованные детям и молодежи. Учитывая подобную целевую установку этого жанра на русской почве, следует особо подчеркнуть интерес отечественных писателей к теме детства и образам детей.

О детских образах в творчестве Ч. Диккенса уже достаточно сказано в отечественном и зарубежном литературоведении. Созданные писателем образы, такие, как Оливер Твист, Николас Никльби, Нелли Трент, Поль и Флоренс Домби, Эмми Доррит и многие другие, навсегда вошли в мировую историю Детства. Эти персонажи поражают своей реалистичностью, узнаваемостью, и в то же время трогательностью, искренностью и лиризмом, а подчас и точно подмеченными комическими деталями. Во многом это связано с особым отношением Диккенса к собственному детству, его воспоминаниям о той поре жизни. Не случайно А. Цвейг в статье «Диккенс» характеризует своего героя следующим образом: «…сам Диккенс - писатель, обессмертивший радости и печали своего детства, как никто другой».

Обращаясь к рождественским рассказам Диккенса разных лет, можно отчетливо выделить две темы. Первая - это, естественно, тема Рождества, вторая - тема Детства. Развивающиеся самостоятельно, исходя из внутренней убежденности и мировосприятия самого автора, эти темы пересекаются и отчасти подпитывают друг друга. Обе темы проходят через все творчество Ч. Диккенса и находят свое воплощение в образах чудаков и детей. Как верно заметила М.П. Тугушева, «детство для Диккенса всегда было не только возрастом, но и очень важным элементом полноценной человечности. Так он считал, что в хорошем и незаурядном человеке всегда сохраняется нечто от «детства», и воплощал это «детское» качество в своих лучших и любимейших героях…».

Образы детей, которые мы находим в Рождественских рассказах Диккенса, во многом продолжают уже укоренившуюся в творчестве писателя реалистическую традицию в изображении детей, а с другой стороны, именно эти образы привносят новое звучание, оригинальные идеи и мотивы, к анализу которых мы хотели бы обратиться. Именно мотивы, связанные с образами детей, как нам кажется, свидетельствуют об общности Рождественских и Святочных рассказов.

Первый мотив, имеющий христианскую основу - это мотив «божественного дитя» - младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества. Спасение можно трактовать не только в буквальном смысле слова, как идею Мессии, но и с точки зрения простых человеческих чувств и отношений. У Диккенса в «Сверчке за очагом» (1845) роль «божественного ребенка» исполняет сын Крошки и Джона Пирибингла - «Блаженный юный Пирибингл». Автор вслед за молодой мамой восхищается младенцем, его здоровым видом, спокойным характером и примерным поведением. Но главная отличительная черта этого образа и связанного с ним мотива заключается в следующем. Именно этот ребенок, ну и еще сверчок, воплощают собой идею счастливого домашнего очага. Без ребеночка юной Крошке раньше было скучно, одиноко, а подчас страшно. И хотя роль юного Пирибингла - это «роль без слов», но именно этот ребенок становится главным объединяющим центром семьи, основой ее веселья, счастья и любви.

Мотив «божественного дитя» явно прослеживается в рассказе Н.П. Вагнера «Христова детка» (1888). Подкидыш, найденный и спасенный, этот младенец в канун Рождества символизирует идею любви и милосердия. Но, если у Диккенса образ ребенка рисуется реалистично, обыденно, то в русском святочном рассказе в трактовке подобного образа четко просматривается христианская направленность. Здесь и ясли, в которые кладут младенца, так похожие на ясли, где лежал Иисус и сама история подкидыша - «Бог дал маленькую Христову детку» [Вагнер 1991:93], а также те эпитеты «Христова детка», «Христов херувимчик», которые сопровождают образ ребенка.

Всем детям, независимо от национальности и социальной принадлежности, свойственна вера в чудо. Чудо, волшебство так же естественно для маленького человека, как солнце, ветер, день и ночь. Поэтому второй мотив, который связывает образы детей у Диккенса и у русских писателей, это мотив «рождественского чуда». А когда же еще происходить чуду, если не на Рождество! Однако необходимо отметить «специфику» подобных чудес в рассматриваемом жанре. Она заключается в том, что «…рождественское чудо вовсе не является чем-то сверхъестественным - оно приходит в виде обычной жизненной удачи, просто человеческого счастья - неожиданного спасения, вовремя и обязательно в рождественский вечер пришедшей помощи, выздоровления, примирения, возвращения долго отсутствующего члена семьи и т.д. и т.п.».

Так, «рождественское чудо» подарило Малютке Тиму («Рождественская песнь в прозе») заботливого дядюшку Скруджа, да и просто жизнь. В рассказе А.И. Куприна «Тапер» (1900) рассказывается о чудесной встрече, происходящей в рождественский вечер, которая счастливо меняет жизнь Юрия Азагарова. А в рассказе А. Бачмановой «Рождественская ночь» (1885) используется мотив чудесной находки на Рождество. Главный герой - бедный мальчик Степушка, рано оставшийся без отца, вынужден помогать матери, думать о хлебе насущном - учиться ремеслу «ложки долбить». А когда братишка заболел, да корова пала, совсем стало невмоготу бедному Степе. Но тут судьба буквально подбросила ему подарок - барский кошелек с деньгами. Это «чудо» коренным образом изменила жизнь Степана и его семьи.

Третий мотив, который связывает образы детей в английском и русском жанре рождественского, святочного рассказа, это мотив «нравственного перерождения». По мнению Диккенса, дети как нельзя лучше способствуют нравственному возрождению, перевоспитанию других персонажей. Вспомним, какое потрясение переживает Скрудж, когда видит мальчика и девочку рядом с Духом Нынешних Святок («Рождественская песнь в прозе»). «Тощие, мертвенно-бледные, в лохмотьях, они глядели исподлобья, как волчата… Имя мальчика - Невежество. Имя девочки - Нищета». Так, используя аллегорию в обрисовке детских образов, автор пытается воздействовать не только на Скруджа, но и на всех разумных людей. «Ради меня, во имя мое, помоги этому маленькому страдальцу!» - этот крик отчаяния звучит со страниц произведений Диккенса, он звучит в каждом образе ребенка, им созданном. Писатель был глубоко убежден в том, что «сердце, в котором действительно не найдется любви и сочувствия к этим маленьким созданиям, - такое сердце вообще недоступно облагораживающему воздействию беззащитной невинности, а значит, являет собою нечто противоестественное и опасное». Классическим примером образа ребенка, который заключает в себе идею добродетели и нравственного благородства, ребенка, способного изменить окружающий его мир, является образ Малютки Тима («Рождественская песнь в прозе»).

Русские святочные рассказы, целью которых было воспитание юношества, показывают, как по ряду причин, меняются сами дети, как они становятся мудрее, благороднее и, наверное, взрослее. Так, в рассказе М.В. Волконской «Солидный подарок» (1897) девочка Долли в рождественский вечер получила от своей семьи настоящий «подарок» - умение ценить и любить тех, кто рядом, независимо от возраста и социальной принадлежности. А в уже упоминавшемся нами рассказе «Рождественская ночь» показано нравственное взросление Степушки, который за одну ночь осознал, что такое чужие деньги и чем они хуже своих, заработанных собственным трудом.

Существует еще один аспект, связанный с мотивом «нравственного перерождения». Не только образы детей способны повлиять на моральный климат в обществе, но и взрослые, вставшие на позицию ребенка, посмотревшие на мир его глазами, способны изменить что-то в себе и в своем окружении. Подобный прием мы находим в рассказе Ч. Диккенса «Рождественская елка» (1850) и Святочном рассказе неизвестного русского автора «Сон» (1902). Образ ребенка дан в этих произведениях опосредованно, через воспоминания, эмоции и ощущения взрослого человека, вернувшегося в Детство. Это утопически-идеальный мир, мир Доброты, Красоты, Милосердия и Чуда, мир Сказки, которая сосуществует с реальной действительностью, а главная ее (сказки - М.Ш. ) цель - сделать эту действительность чуточку лучше. Поэтому так искренно и трогательно звучат слова Диккенса, обращенные к Рождественской елке: «Если где-то внизу в твоей непроглядной чаще для меня упрятана старость, о пусть мне будет дано уже седому возносить к этому образу детское сердце, детское доверие и упование».

В заключении хотелось бы отметить, что трактовка образов детей в жанре рождественского, святочного рассказа не ограничивается только несколькими указанными здесь мотивами. Создав в своем творчестве неповторимый мир Детства, соединив его в жанре рождественского рассказа с философией Рождества, Диккенс привнес в этот жанр новые образы, сказочные мотивы и поэтику сказки. Тем самым автор установил новые рамки и правила жанровой «специфики», которая была успешно воспринята и получила достойное воплощение в святочных рассказах русских писателей ХIХ века.




Top