Зарубежное искусство 19 века презентация. Тема урока: « Искусство XIX века в писках новой картины мира

Слайд 32

Описание слайда:

Романтизм Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма. Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Европейская культура. Живопись XIX века

Направления в искусстве. XIX век Историю XIX в. открывает не календарный 1801 г., а 1789-й. Великая Французская революция (1789-1799 гг.), уничтожившая монархию и установившая республику, надолго определила пути развития европейской культуры. Рис.1 «Взятие Бастилии 14 июля 1789» , Жан-Пьер Уэль

В изобразительном искусстве XIX в. на первое место выдвигается живопись. В нем нашли отражение и классицизм, и романтизм с реализмом, и декаданс. В последней трети столетия на грани реализма и декаданса появляется новое направление - импрессионизм (от французского «импресион» - впечатление). Импрессионизм занял в истории искусства место, равное целым живописным эпохам, хотя само движение охватило лишь 12 лет и 8 выставок.

«Девятнадцатый век будет отличаться от всех предшествовавших веков точным и пламенным изображением человеческого сердца». Стендаль Рис.2 Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ», 1830

Романтизм Новое направление в европейской культуре - романтизм (франц. romantisme) - выражало взгляды молодого поколения рубежа XVIII- XIX вв., испытавшего разочарование в прописных истинах Просвещения. Мир романтиков таинствен, противоречив и безграничен; художник дол жен был воплотить его многообразие в своём творчестве. Основное в романтическом произведении - чувства и фантазия автора. Для художника романтика не было и не могло быть законов в искусстве: ведь всё, что он создавал, рождалось в глубине его души. Единственное правило, которое он чтил, - это верность себе, искренность художественного языка. Рис.3 «Странник над морем тумана». Каспар Давид Фридрих, 1818.

Характерные черты направления: - живой колорит; - более свободная композиция; - непосредственное изображение действительности; - идеализирование и поэтичность страны, служащие противовесом недостаткам цивилизации; - сюжет изображает страсти, чувства, действие; - изображаемое художником наполнено пафосом и возбуждением. Рис.4 Франсиско Гойя «Шабаш ведьм». 1797-1798

Нередко творения романтиков шокировали общество полным неприятием господствовавших вкусов, небрежностью, незавершённостью. Знаменитый французский живописец Эжен Делакруа, лидер романтизма, утверждал, что искусство «даёт только намёк, является лишь мостом между душою художника и душою зрителя». Рис.5 Делакруа Э. «Резня на Хиосе»

Реализм Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х гг. XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819-1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма». Рис.6 Курбе Г. «Веяльщицы», 1853

Характерные черты направления: - живопись изображает каждодневную реальную действительность; - простая композиция, землистые цвета; - в качестве сюжета служит страна, труд, простая жизнь; Распознаем критический реализм, романтический реализм. Рис.7 Курбе Г. «Дробильщики камня»

Импрессионизм

Импрессионизм (произошло от фр. impression - впечатление) - направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине 19 века. Импрессионисты избегали всяких подробностей в рисунке и пытались уловить общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. Этого эффекта они достигали при помощи цвета и фактуры. Название пейзажа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»и дало название творчеству этих художников.

Импрессионисты предложили новое видение мира и новые принципы живописи. Они воспринимали окружающую действительность как бесконечную смену впечатлений. Картина становится как бы отдельным кадром, фрагментом подвижного мира. Появилась свежесть и непосредственность в изображении повседневной жизни современного города, его пейзажей, вида, быта и развлечений его жителей. Важнейшим правилом импрессионистов стала работа на открытом воздухе - на пленэре, благодаря чему в своих пейзажах им удалось создать ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, передать движение воздуха. Рис.8 Моне К. «Пейзаж в Монако» Рис.9 Сезанн П. «Дома в Провансе», 1882

Живопись мгновения, впечатление для глаз. Трепещущий от солнца и воздуха цвет. Импрессионисты ввели и новую живописную технику, отказались от смешанных цветов, начали писать чистыми яркими красками, густо нанося их отдельными мазками (при восприятии, оптически смешиваясь, для зрителя они давали нужный тон). Самые известные художники этого направления живописи: Мане, Ренуар, Сезанн, Дега, Моне, Писсарро. Рис.10 Мане Э. «Белые пионы.» 1864

Для культуры XIX в. характерны многостильность, борьба различных направлений, начало кризисных явлений. Принципиально меняется характер взаимодействия человека с окружающей действительностью: появляется созерцательное мироощущение, стремление к чувственному контакту с миром, причем в разных течениях это осуществляется по-разному. XIX в. являлся веком взлетов и упадка, веком противоречий, но он подготовил тот перелом в сознании и культуре человечества, который разделил традиции классической и современной эпох.

Список литературы: Бродская Н. (2009),«Импрессионизм. Открытие света и цвета», изд-во Аврора Березина В. Н., (1980), «Французская живопись XIX века в собрании Государственного Эрмитажа», изд-во Изобразительное искусство Майорова Н., Скоков Г., (2009) «История мировой живописи. Французская живопись конца XVIII - начала XIX века», изд-во Белый город http://ru.wikipedia.org/wiki/ Романтизм http://ru.wikipedia.org/wiki/ Реализм(живопись)















Так историки назвали жестокую расправу 11 апреля 1822 г. турками над жителями острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции. Из жителей острова после бойни уцелело лишь около До были вырезаны, остальные порабощены либо оказались в изгнании. Эжен Делакруа « Резня на Хиосе»










Французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма. « Надо омужичить искусство» Гюстав Курбе











Французский живописец, гравёр, один из родоначальников Импрессионизма. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека. « Салон отверженных» Эдуард Мане











Французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан.. « Живописец счастья» Огюст Ренуар











Французский живописец, Скульптор - керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. В поисках собственного пути Поль Гоген








Неистовый художник всемирно известный нидерландский художник- постимпрессионист. После первой выставки картин в конце 1880-х годов, известность Ван Гога постоянно росла среди коллег, искусствоведов, дилеров и коллекционеров. После его смерти, мемориальные выставки были организован в Брюсселе, Париже, Гааге и Антверпене. Винсент Ван Гог








Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. « Создатели маленьких шедевров» Фредерик Шопен


« Создатели маленьких шедевров» Великий итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Композитором созданы более 26 опер и один реквием. Лучшие оперы композитора: «Бал- маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Вершина творчества последние оперы: «Аида», «Отелло». Джузеппе Верди




Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия. « Создатели маленьких шедевров» Клод Дебюсси


D1%81%D0%BA%D0%BE%20%D0%93%D0%BE%D0%B9%D1%8Fhttp://images.rambler.ru/srch?query=%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8% D1%81%D0%BA%D0%BE%20%D0%93%D0%BE%D0%B9%D1%8F В работе использованы материалы: Антоненкова А.В. Учитель истории МОУ Будинской ООШ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Наука и искусство в XVIII – XIX вв.

План урока: Развитие естественно – научных знаний. Литература. Реализм в искусстве.

1 . Развитие естественно – научных знаний. Пьер Лаплас (1749 – 1827) теория образования Солнечной системы. Карл Линней (1707-1778) классифицировал растения и животных. М. Ломоносов (1711-1765) написал руководство по металлургии. Антони Левенгук (1632-1723) изобрел микроскоп. Исаак Ньютон (1643-1727) обосновал законы механического движения, тяготения.

Луиджи Гальвани (1737-1798) создал «гальваническую б атарею». Майкл Фарадей (1791-1867) открыл электромагнитную индукцию. Д. Менделеев (1834-1907) разработка периодической системы в 1869г. Чарльз Дарвин (1809-1882) создание теории эволюции 1859г.

2. Литература. Новый герой – человек простой, предприимчивый. Д. Дидро (1713-1784) «Отец семейства». Пьер Бомарше (1732-1799) «Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник». Джонатан Свифт (1667-1745) «Путешествия Гулливера». Даниель Дефо (1660-1731) «Робинзон Крузо»

«Буря и натиск» И. Шиллер

В пьесе «Разбойники» Шиллер изобразил молодых людей, ставших разбойниками в знак протеста против существующих порядков. Шиллера арестовали, запретили ему писать. Ему пришлось бежать и вести скитальческую жизнь. Ряд лет провел он в небольшом городе Веймаре, где местный герцог оказывал покровительство литературе и искусству.

В драме «Вильгельм Телль» Шиллер возвеличил швейцарского народного героя, борца за независимость и свободу страны от австрийского гнета. В ней есть такие слова: Нет, есть предел насилию тиранов... И если... все испробованы средства, Тогда разящий остается меч.

Неоклассицизм термин, применяемый для обозначения художественных явлений, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения

Жак Луи Давид (1748-1825), «Антиох и Стратоника »

«Портрет мадам Рекамье »

Романтизм идейное и художественное направление, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

В. Скотт (1771-1832) «Айвенго». Эрнст Гофман (1776-1822) « Мадемуазель де Скюдери ».

Эжен Делакруа (1798-1863) "Девушка, сидящая на кладбище

«Тигр и лев»

3. Реализм в искусстве. Реализм – художественное направление, связанное с объективным отображением действительности.

Камиль Коро (1796-1875) «Венеция»

Оноре Домье (1808-1879) «Прачка»

Оноре де Бальзак (1799-1850) «Человеческая комедия». Виктор Гюго (1802-1885) «Отверженные». Чарлз Диккенс (1812-1870) «Моя вера в людей, которые правят, в общем, ничтожна. Моя вера в народ, которым правят, в общем, беспредельна » « Жизнь и приключения Оливера Твиста»

Домашнее задание: § 40, в-сы с. 339


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстративный материал к уроку "Физика за чашкой чая"

Урок проводится после изучения процессов нагревания-охлаждения и сгорания топлива, поэтому ограничиваюсь только этим кругом вопросов....

Раздаточный материал к уроку истории (11 класс) "Становление многопартийности в России в начале 20 века"

Работа с предложенным материалом, позволит школьникам заполнить таблицу "Содержание программ основных партий России в начале 20 века"...

Презентация содержит иллюстративный материал к урокам литературы по теме "Роман А.С.Пушкина "Евгений онегин"...


















































Включить эффекты

1 из 50

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

« Искусство XIX века в писках новой картины мира»
Новая история, 8 класс

Слайд 2

  • « Огненные кисти романтиков.
  • « Надо омужичить искусство!»
  • « Салон отверженные»
  • « Поэт Парижа»
  • « Живописец счастья»
  • В поисках собственного пути.
  • Неистовый художник.
  • Слайд 3

    « Огненные кисти романтиков»

    • Франсиско Гойя
    • Испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
  • Слайд 4

    Франсиско Гойя

    Портрет королевской семьи Карла IV.

    Слайд 5

    Слайд 6

    « Огненные кисти романтиков»

    • Французский живописец эпохи романтизма,
    • Теодор Жерико
  • Слайд 7

    Теодор Жерико

    На картине « Офицер конных егерей», бросающийся в атаку» запечатлён офицер, мчащийся в бой на своём коне, поле боя, взрыв снарядов. Нам предстаёт картина наполеоновских побед Франции.

    Слайд 8

    Плот « Медузы»

    Слайд 9

    « Огненные кисти романтиков»

    • Французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.
    • Эжен Делакруа
  • Слайд 10

    Эжен Делакруа

    « Резня на Хиосе» так историки назвали жестокую расправу 11 апреля 1822 г. турками над жителями острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции. Из 155 000 жителей острова после бойни уцелело лишь около 2000. До 25 000 были вырезаны, остальные - порабощены либо оказались в изгнании.

    Слайд 11

    « Свобода, ведущая народ»

    Слайд 12

    « Надо омужичить искусство»

    Оноре Домье-французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.

    Слайд 13

    Оноре Домье

    « Законодательное чрево»

    Слайд 14

    « Убийство на улице Транснонен»

    Слайд 15

    « Надо омужичить искусство»

    Гюстав Курбе-французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

    Слайд 16

    Гюстав Курбе

  • Слайд 17

    « Уснувшая пряха»

    Слайд 18

    « Крестьянский живописец»

    Жан Милле французский художник, один из основателей барбизонской школы. Художники школы опирались на традиции, заложенные голландскими и французскими пейзажистами.

    Слайд 19

    • Жан Милле
    • « Собирательницы колосьев»
  • Слайд 20

    • « Веяльщик»
    • « Сеятель »
    • Жан Милле
  • Слайд 21

    « Салон отверженных»

    Эдуард Мане французский живописец, гравёр, один из родоначальников Импрессионизма. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека.

    Слайд 22

    • Эдуард Мане
    • « Портрет Эмиля Золя»
    • « Портрет мальчика с вишнями»
  • Слайд 23

    « Салон отверженных»

    Клод Моне французский живописец, один из основателей импрессионизма.

    Слайд 24

    • Клод Моне
    • " Пляж в Пурвиле"
    • " Руанский собор"
  • Слайд 25

    « Поэт Парижа»

    Камиль Писсарро-французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.

    Слайд 26

    • Камиль Писсарро
    • « Бульвар Монмартр в Париже.»
  • Слайд 27

    « Живописец счастья»

    Огюст Ренуар-французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан..

    Слайд 28

    Огюст Ренуар

    Слайд 29

    « Остановись мгновение»

    Эдгар Дега-французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения

    Слайд 30

    Эдгар Дега

    • «Голубы́е танцо́вщицы»
    • « Урок танцев»
  • Слайд 31

    В поисках собственного пути

    Поль Сезанн-французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма

    Слайд 32

    Поль Сезанн

  • Слайд 33

    В поисках собственного пути

    Поль Гоген-французский живописец, Скульптор -керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов.

    Слайд 34

    Поль Гоген

    • « Таитянки под деревьями»
    • « Таитянская деревня»
  • Слайд 35

    • « На берегу моря»
    • « Задумчивая таитянка»
  • Слайд 36

    « Жёлтый Христос»

    Слайд 37

    Неистовый художник

    Винсент Ван Гог-всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист. После первой выставки картин в конце 1880-х годов, известность Ван Гога постоянно росла среди коллег, искусствоведов, дилеров и коллекционеров. После его смерти, мемориальные выставки были организован в Брюсселе, Париже, Гааге и Антверпене.

    Слайд 38

    Винсент Ван Гог

    • « Подсолнухи»
    • « Ирисы»
  • Слайд 39

    • « Портрет доктора Рея»
    • « Розовые розы»
  • Слайд 40

    Создатели « маленьких шедевров»

    • Австрийский композитор, один из основоположников
    • романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.
  • Слайд 41

    « Создатели маленьких шедевров»

    Фредерик Шопен.Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение.

    Слайд 42

    Джузеппе Верди.Великий итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века.

    Композитором созданы более 26 опер и один реквием. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Вершина творчества - последние оперы: «Аида», «Отелло».

    Слайд 43

    Жорж Бизе.французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».

    Слайд 44

    Клод Дебюсси.Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.

    Клод Дебюсси

    Слайд 45

    « Великий немой»

    Братья Огюст и Луи Люмьер

    Слайд 46

    • «Кормление младенца»
    • «Политый поливальщик»
  • Слайд 47

    • Жорж Мельес
    • Как делается трюк
  • Слайд 48

    Чарли Чаплин

  • Слайд 49

    • Макс Линдер
    • Гарольд Ллойд
    • Андре Дид
  • Слайд 50

    В работе использованы материалы:

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    �PAGE � �PAGE �9�

    Урок по истории Нового времени в 8 классе по теме: « Искусство XIX в. в поисках новой картины мира»

    Материал разработан учителем истории

    МОУ Будинской ООШ

    Антоненковой А.В.

    Цели: продолжить знакомство учащихся с культурой 19 века;

    Выявить основные направления в культуре 19 века;

    Познакомиться с представителями живописи и музыки 19 века;

    Развивать умение находить нужный материал; конспектировать

    Воспитывать чувство прекрасного

    Оборудование: компьютер, презентация

    Ход урока:

    1. Орг. начало урока.

    2. Проверка домашнего задания.

    3. Сообщение темы и целей урока .

    На прошлом уроке мы с вами говорили о развитии литературы в XIX веке. А сегодня мы окунёмся с вами в мир живописи XIX века, познакомимся с выдающимися художниками данной эпохи, попытаемся рассмотреть их картины, познакомимся с выдающимися композиторами и попытаемся проникнуть в мир их музыки.

    (сл. 2) План урока.

    « Огненные кисти романтиков.

    « Надо омужичить искусство!»

    « Салон отверженные»

    « Поэт Парижа»

    « Живописец счастья»

    В поисках собственного пути.

    Неистовый художник.

    4. Изучение нового материала.

    1) рассказ учителя

    (сл. 3) - В Испании на рубеже 18-19 веков абсолютизм, католическая церковь и инквизиция подавляли всякие попытки свободомыслия. И именно в этот период формируется творчество Франсиско Гойи.

    Франсиско Гойя Лусиентес родился в 1746 году в Сарагосе в семье среднего социального класса, которая в том году переехала в деревеньку Фуендетодос, находившаяся в 40 км на юге от столицы, пока ремонтировался дом, в котором они жили. Его отец был известным мастером по золочению. В 1760 году семья переезжает в Сарагосу и здесь юноша был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Однако, являясь натурой авантюрной, вновь попадает в неприятную историю: ночью пробирается в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную; застигнутый на месте преступления, он вынужден покинуть Рим.

    (сл. 4) « Портрет семьи Карла 4»

    Семья Карла IV» кисти Франсиско Гойя. Слева направо: Дон Карлос Старший, будущий король Испании Фердинанд VII, сестра Карла IV Мария Хосефа Кармела, неизвестная женщина,Мария Изабелла, супруга Карла IV королеваМария-Луиза Пармская, Франциско де Паула де Бурбон, король Карл IV, его брат Антонио Паскуаль, Картола Жоакина (видна только часть головы), Людовик I с супругой Марией Луизой, на руках их сын - Карл II, будущий герцог Пармский. На заднем плане в тени Гойя изобразил самого себя. Волшебные, сверкающие краски не в силах скрыть чванства, глупости, нравственного и умственного убожества персонажей.

    (сл. 5) «Третье мая 1808 года в Мадриде» - историческое полотно Франсиско Гойи, написанное в 1814 году и выставленное в мадридском музее Прадо.

    На картине запечатлено начало освободительной борьбы испанцев с французскими оккупантами, а именно, - сцена расстрела испанских повстанцев оккупационными французскими войсками в ночь на 3 мая 1808 года.

    Испанские повстанцы и французские солдаты изображены Гойей как две противостоящие друг другу группы: несколько безоружных мадридских ремесленников и шеренга военных с поднятыми ружьями. Лица и позы испанцев прописаны Гойей довольно чётко (патриотизм, отвага, злость, бесстрашие и пр.) в то время, как французские солдаты прописаны бегло и как бы сливаются в одну безликую массу.

    (сл. 6 ) глубокий интерес к внутреннему миру человека проявлял и современник великого испанца – Теодор Жерико. Ученик в течение недолгого времени Карла Верне, а потом Пьера Герена.

    Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817-19 гг. он исполнил большую и сложную картину «Плот „Медузы“» (находится в Лувре, в Париже). Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.

    Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он сошёл в могилу в результате несчастного случая - падения с лошади. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры, исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Помимо полотна «Плот „Медузы“», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.

    (сл. 7) На картине « Офицер конных егерей», бросающийся в атаку» запечатлён офицер, мчащийся в бой на своём коне, поле боя, взрыв снарядов. Нам предстаёт картина наполеоновских побед Франции. Отблеск дальнего пожара, контрастные цвета, света и тени усиливают героическое звучание картины.

    (сл. 8) Плот « Медузы»

    В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля�� HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1816_%D0%B3%D0%BE%D0%B4" \o "1816 год" 1816 года у берегов Сенегала. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших потрясли современное общественное мнение, а само крушение обернулось скандалом во французском правительстве из-за некомпетентности капитана судна и недостаточности попыток спасения потерпевших.

    (сл. 9) Под влиянием искусства Жерико складывался характер его друга Эжена Домье. Его картины полня смятения, тревоги. Кумиром с детва был Байрон, сцены из его паломничества нашли отражение в написании полотна « Резня на Хеопсе», рисующей эпизоды греко – турецкой войны. (сл. 10) Резня на Хеопсе» - так историки назвали жестокую расправу 11 апреля 1822 г. турками над жителями острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции. Из 155 000 жителей острова после бойни уцелело лишь около 2000. До 25 000 были вырезаны, остальные - порабощены либо оказались в изгнании.

    (сл. 11) В 1830 году художник закончил полотно « Свобода, ведущая народ»

    Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. После многочисленных подготовительных эскизов ему потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать». Впервые «Свобода, ведущая народ» была выставлена в Парижском салоне в мае 1831 года, где картина была восторженно принята и тотчас куплена государством. Из-за революционного сюжета полотно в течение приблизительно 25 лет не выставлялось на публике. В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу. На голове у неё - фригийский колпак, в правой руке - триколор, в левой - ружьё. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Художник изобразил себя в виде мужчины в цилиндре слева от главной героини.

    Иногда картина ошибочно ассоциируется с событиями великой французской революции.

    (сл. 12) Ещё большим мятежным оказался Оноре Домье, который начал своё творчество как карикатурист, делал сатирические рисунки для журнала. Его литографии мгновенно раскупались, они были известны всем. Одна из его картин – « Законодательное чрево » (сл. 13) на ней изображены унылые ряды бесконечных скамеек, на которых расположились депутаты, призванные вершить справедливость, отвратительные уроды – символ Июльской монархии.

    (сл. 14) « Убийство на улице Транснонен»

    Первая работа, в которой он создал образ рабочего, придав ему полный достоинства облик. Эта гравюра была написана вослед кровавым событиям рабочего восстания в Париже в 1834 г.

    (сл. 15) Гюстав Курбе - французский живописец, пейзажист, жанрист и

    портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

    (сл. 16) Родился во Франции, его вступление во французскую живопись было скандальным. Одни яростно ругали его работы, называя из безобразными, другие напротив – пророчили ему великое будущее.

    На его картине « Дробильщики камня» старик-рабочий в грубой заплатанной одежде и потрескавшихся деревянных башмаках, опустившись на колено, разбивает молотком приготовленные для строительства камни. Юноша в лохмотьях с трудом удерживает в руках тяжёлую корзину.

    (сл. 17) - творчество Курбе

    (сл. 18 ) Жан Милле- французский художник, один из основателей барбизонской школы. Художники школы опирались на традиции, заложенные голландскими и французскими пейзажистами

    (сл. 19) «Сборщицы колосьев» Сельская жизнь была одной из любимых тем Милле, и эта картина стала кульминацией десятилетней работы над темой сборщиц колосьев. Сборщицам разрешалось проходить по полям на рассвете и подбирать колоски, пропущенные косцами. На этом полотне художник изобразил трёх из них, согнувшихся над землёй в низком поклоне - только так им удаётся собрать оставшиеся после жатвы колосья.. В них Милле показал три фазы тяжёлого движения, которые женщины должны были беспрестанно повторять раз за разом - сгибаться, подбирать колосок с зерном и снова распрямляться. Маленькие пучки в их руках контрастируют с богатым урожаем, который виден на заднем плане. Там стога, снопы, повозка и занятая работой толпа жнецов.

    Художник сумел очень точно передать тяжесть труда крестьян, их нищету и смирение. Однако работа вызвала разные оценки публики и критики, что заставило Милле временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта

    (сл. 20) - картины Милле

    (сл. 21) Эдуард Мане - французский живописец, гравёр, один из родоначальников

    Импрессионизма. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека.

    - 2) работа по учебнику

    Стр. 56 – « Салон отверженные» (1 абзац)

    (сл. 22) – картины Э. Мане

    « Портрет Эмиля Золя» - художник изображает своего друга в рабочем кабинете у письменного стола, заваленного бумагами и книгами. Интерьер свидетельствует о вкусах хозяина: японская ширма с фантастическим пейзажем, репродукция картины Моне.

    (сл. 23 ) Клод Моне прожил долгую и трудную жизнь. Утончённый пейзажист, влюблённый в пригород Парижа, он был страстно увлечён водной стихией

    (сл. 24) картины Мане + репродукции в учебнике

    (сл. 25) Камиль Писсарро - французский живописец, один из первых и наиболее

    последовательных представителей импрессионизма

    Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

    Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название этой картины Клода Моне.

    (сл. 26 ) « Бульвар Монмартр в Париже.» Художник переносит нас на оживлённую магистраль Множество экипажей движутся в разных направлениях, деловито спешат прохожие. Всё окутано прозрачно – сиреневой дымкой. Художник пишет стремительным мазком, едва касаясь кистью холста. Но из данных точек и штрихов появляется картина солнечного весеннего дня, оживлённая и кипящая.

    (сл. 27) Огюст Ренуар - французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан..

    (сл. 28) - картины

    (репродукция в учебнике) -« Жанна Самарии» - Ренуар писал её несколько раз. Молодость и красота воплощены в образе этой девушки. Перед ним личность: талантливая актриса, остроумная и блистательная собеседница..

    (сл. 29 ) Эдгар Дега - французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения

    (сл. 30) «Голубы́е танцо́вщицы» - картина французского художника-импрессиониста Эдгара Дега, написанная в 1897 году. Хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в который поступила в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства; до 1918 года находилась в собрании Сергея Ивановича Щукина в Москве, после написания картина хранилась в собрании Дюран - Рюэля в Париже.

    (сл. 31) Поль Сезанн - французский художник-живописец, яркий представитель

    Постимпрессионизма

    Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme) - направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек, Гастон Ла Туш.

    Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века

    (сл. 32) – картины П. Сезанна

    (сл. 33) Поль Гоген- французский живописец,

    Скульптор -керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов.

    (сл. 34- 36) картины

    (сл. 37) Винсент Ван Гог - всемирно известный нидерландский

    художник-постимпрессионист. После первой выставки картин в конце 1880-х годов, известность Ван Гога постоянно росла среди коллег, искусствоведов, дилеров и коллекционеров. После его смерти, мемориальные выставки были организован в Брюсселе, Париже, Гааге и Антверпене.

    (сл. 38 – 39)

    «Подсолнухи» - название двух циклов картин голландского художника Винсента ван Гога. Первая серия выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам. Вторая серия выполнена через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Две парижских картины приобрёл друг ван Гога Поль Гоген.

    «И́рисы» - картина нидерландского живописца Винсента ван Гога. «Ирисы» были написаны художником в то время, когда он жил в лечебнице Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс, за год до своей смерти в 1890 году.

    В картине отсутствует высокая напряжённость, которая проявляется в его последующих работах. Он назвал картину «громоотвод для моей болезни», потому что он чувствовал, что может сдерживать свой недуг, продолжая писать. В картине прослеживается влияние японских гравюр укиё-э, как и в других работах Ван Гога и части его современников. Это сходство проявляется в выделении контуров объектов, необычных ракурсах, наличии детально прорисованных областей и областей, залитых сплошным цветом, не соответствующим реальности.

    «Портрет доктора Рея» - картина Винсента ван Гога, написанная в 1889 году.

    На картине изображён Феликс Рей, практикант в больнице Арля, где содержался Ван Гог. Доктор Рей помогал художнику во время приступов, и в благодарность ван Гог написал этот портрет, который, по свидетельству современников, получился очень похожим. Винсент ван Гог смог передать основные черты доктора - физическую крепость и уверенность в себе. Однако Феликс Рей был равнодушен к искусству и спрятал подаренную ему картину на чердаке. Потом она прикрывала дыру в курятнике. Лишь в 1900 году художник Шарль Камоэн, оказавшись в Арле, обнаружил этот портрет во дворе доктора Рея.

    До 1918 года портрет находился в собрании С. И. Щукина в Москве, потом в Государственном музее нового западного искусства, а с 1948 года и по сей день находится в Музее имени Пушкина в Москве.

    Об истории создания портрета существует одноимённая пьеса

    «Розовые розы» - одна из последних картин Винсента Ван Гога.

    В течение последних двух месяцев жизни - с мая по июль 1890 года -Ван Гог прожил в Овер-сюр-Уаз под Парижем, где он среди прочего написал несколько картин с цветами. «Розовые розы» - одна из лучших картин этой серии. Она является характерной для позднего творчества художника. В отличие от ярких оранжевых и жёлтых оттенков, которые он использовал в Арле (например, в цикле «Подсолнухи»), здесь Ван Гог применяет более мягкое и меланхоличное сочетание цветов, говорящее о более плодородном и влажном северном климате. Эта картина типична для последнего периода творчества Винсента Ван Гога ещё и тем, что в ней практически отсутствует тяготение (на первый взгляд кажется, что картину можно перевернуть, а эффект от этого не изменится) и пространственность (цветы как бы выдвинуты из плоскости картины в пространство, где находится зритель). Ван Гог сумел передать чувство непосредственной близости роз к наблюдателю. На то, где у картины низ, указывает практически невидимая чаша под цветами, а на глубину намекает лишь слегка изменяющаяся форма мазков и лёгкое изменение оттенков зелёного. Резкие тёмно-синие контуры листьев и стеблей роз, а также вибрирующие и извивающиеся линии являются примером влияния на художника японской резьбы по дереву. Эти приёмы хоть и напоминают стиль Поля Гогена и Эмиля Бернара, но ван Гог использует их в собственной непередаваемой манере.

    (сл. 40) Франц Шуберт - австрийский композитор, один из основоположников

    (прослушивание фрагмента записи « Лесной царь»)

    (сл. 41) Фредерик Шопен - автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение.

    (прослушивание фрагмента записи)

    (сл. 42) Джузеппе Верди - Великий итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Композитором созданы более 26 опер и один реквием. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Вершина творчества - последние оперы: «Аида», «Отелло».

    (сл. 43) Жорж Бизе - французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».

    (прослушивание фрагмента музыки)

    (сл. 44) Клод Дебюсси - был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.

    (прослушивание фрагмента музыки)

    (сл. 45 – 49) - чтение материала в учебнике с просмотром слайдов

    5. Подведение итога урока.

    6. Домашнее задание

    Параграф 7-8, записи, вопросы.

    �PAGE � �PAGE �9�

    Урок по истории Нового времени в 8 классе



    
    Top