Зарубежный hard rock. Altwall: Что такое Hard Rock

Хард-рок (первое слово переводится как «тяжелый») - музыкальный стиль, появившийся в 60-х и получивший наибольшую популярность в 70-х годах ушедшего века. Какие у него имеются отличительные качества? Во-первых, тяжелые а во-вторых, достаточно спокойный темп, чего не скажешь о хэви-метале, появившемся немного позднее.

Зарождение стиля

Считается, что данный стиль был основан коллективом "The Kinks", который выпустил в 1964 году простенькую песенку "You Really Got Me". Она, однако, была интересна тем, что музыканты играли на зафузованных гитарах. Только представьте: мы бы, возможно, ничего не знали об этом стиле, если бы не вклад данной группы. Хард-рок появился именно благодаря этому коллективу. Примерно на то же время пришлась деятельность который исполнял музыку в этом же стиле. Но в ней чувоствовалась примесь психоделики. Также к новоиспеченному стилю стали приходить команды, игравшие блюз, например, "Yardbirds", а также "Cream".

начало 70-х годов

Следует отметить, что данное направление активнее всего развивалось в Великобритании, и вскоре сформировались "Black Sabbath", "Deep Purple" и "Led Zeppelin". Вскоре появились такие хиты на все времена, как "Paranoid" и "In Rock".

Наиболее удачным альбомом, выдержанным в стиле хард-рока, стал "Machine Head", в который была включена песня, которую сейчас знают абсолютно все, она называлась "Smoke On The Water". В это же время довольно мрачный коллектив из Бирмингема, именующий себя "Black Sabbath", трудился наравне со своими прославленными коллегами. Также эта команда заложила основание стиля под названием дум, который стал развиваться только через десять лет. Едва начались 70-е, как появились новые группы в стиле хард-рок - "Uriah Heep", "Free", "Nazareth", "Atomic Rooster", "UFO", "Budgie", "Thin Lizzy", "Black Widow", "Status Quo", "Foghat". И это далеко не все коллективы, основанные в это время. Были среди них и такие группы, которые заигрывали с другими стилями (к примеру, "Atomic Rooster" и "Uriah Heep" не чурались прогрессива, "Foghat" и "Status Quo" играли буги, а "Free" тяготели к блюз-року).

Но, как бы то ни было, все они играли именно хард. В США тоже многие обратили внимание на этот стиль. Там появились группы "Bloodrock", "Blue Cheer", а также "Grand Funk Railroad". Коллективы были совсем не плохими, однако широкой известности они не добились. Но многим все же полюбились эти группы. Хард-рок, который они играли, зажигал сердца их поклонников.

Середина и конец 70-х годов

В середине 70-х были основаны такие прекрасные коллективы, как "Montrose", "Kiss" и "Aerosmith". Кроме того, популярность стали завоевывать Элис Купер, исполнявший шок-рок, и Тед Ньюджент. Также стали появляться последователи стиля из других государств: Австралия выдвинула на сцену королей жесткого рок-н-ролла под названием "AC/DC", Канада подарила нам "April Wine", в Германии зародилась довольно мелодичная группа "Scorpions", в Швейцарии образовались "Krokus".

А вот у "Deep Purple" все складывалось не очень хорошо - они переживали сложный период в своей жизни. Вскоре группа перестала существовать, однако вслед за этим образовалось два прекрасных коллектива - "Rainbow", основанный Р. Блэкмором (в дальнейшем он породил "Dio"), и "Whitesnake" - детище Д. Ковердэйла. Однако конец 70-х нельзя было назвать благополучным временем для хард-рока, так как тогда популярность начали завоевывать новая волна и панк. Немаловажно и то, что короли стиля начали сдавать позиции - "Deep Purple" больше не существовало, "Black Sabbath" потеряли своего лидера и безуспешно искали нового, о "Led Zeppelin" тоже ничего не было слышно, после того, как умер

90-е годы

90-е годы были ознаменованы повсеместным интересом к альтернативе, в том числе, гранжу, а жесткий рок в это время был отодвинут на второй план, хотя изредка встречались неплохие команды. Наибольший интерес вызывала группа "Guns N" Roses", которая потрясла мир своей песней "Use Your Illusion", от них не отставали европейские коллективы "Gotthard" (Швейцария) и "Axel Rudi Pell" (Германия).

Немного позже…

Музыку в этом стиле исполняли и позднее, однако некоторые команды, например, "Velvet Revolver" и "White Stripes", звучали немного по-другому, чувствовалась примесь альтернативы, это был не чистый хард-рок. Группы зарубежные в большинстве своем и не старались придерживаться каких-то стандартов.

Но наиболее преданными последователями стиля, не забывшими о классических традициях, можно назвать "Answer", "Darkness", а также "Roadstar", однако две последние из них в скором времени перестали существовать.

«Парк Горького»

Из ряда российских представителей хард-рока ярче всего выделяется именно эта группа. Она была популярна еще в СССР, ребята исполняли песни на английском. В 80-е годы о коллективе узнали и в Америке, а вскоре он стал первой отечественной командой, которую показали на MTV. Многие помнят такие «фишки» этой группы, как советская символика и народная одежда.

Выступление вместе со Scorpions, новый альбом, съемка клипов, популярность в Америке

Коллектив «Парк Горького» появился в 1987 году. Спустя 12 месяцев команда спела на одной сцене со «Scorpions», когда те пребывали в Санкт-Петербурге.

Вскоре после этого ребята стали называть себя по-английски - «Gorky Park», а в 1989 году был записан одноименный имела интересный дизайн - на ней были выведены буквы G и P, напоминавшие по форме серп и молот. Затем группа полетела в Нью-Йорк, чтобы сделать там клипы под названием «Bang!» и «My Generation». В западных странах в то время многие интересовались СССР, и коллектив полюбился широкому кругу американцев. И не удивительно, ведь это был лучший русский хард-рок. Группы, играющие в этом стиле у нас на родине, можно было пересчитать по пальцам, а «Gorky Park», несомненно, обошел их всех. Их успех был грандиозным.

«Музыкальный фестиваль мира»

«Gorky Park» стали ездить как по родной стране, так и по штатам. В 1989 году коллектив исполнил свои песни на прославленном столичном «Музыкальном фестивале мира», тогда их услышало сто пятьдесят тысяч меломанов.

На этой же сцене выступили «Bon Jovi», «Ozzy Osbourne», «Motley Crue», «Skid Row», «Cinderella» и «Scorpions». Конечно, для группы это было грандиозным событием, ребята были счастливы, что им удалось петь вместе с такими легендарными музыкантами. Позже они вспоминали этот фестиваль, как одно из лучших событий в истории группы, и они были правы.

Гастроли по Европе

Через два года группа получила статус наиболее успешной новой интернациональной команды. На заре 90-х коллектив удачно гастролировал по Швеции, Германии, Дании, а также Норвегии. Давно эти страны не видели такой замечательной группы. Хард-рок в их исполнении был просто великолепен. На каждом выступлении был аншлаг, люди толпами шли послушать хорошую музыку. И никто не остался разочарованным, все были в восторге от выступления этой группы. А разве можно было ожидать чего-нибудь другого от коллектива, каждый участник которого был действительно талантлив? Поэтому нет ничего удивительного в том, что группа добилась успеха.

«Moscow Calling», уход Александра Минькова, распад группы

Однако через некоторое время Россия перестала пленять умы людей на Западе, и о «Gorky Park» в Америке начали забывать. Вскоре коллектив выпустил альбом «Moscow Calling», и начались гастроли по нашей стране.

1998 год был ознаменован уходом из команды Александра Минькова, который придумал себе имя «Александр Маршал» и стал петь отдельно от группы. После этого «Gorky Park» стал переживать не лучшие времена, и вскоре коллектив фактически перестал существовать. Однако Ян Яненков совместно с Алексеем Беловым продолжили исполнять старые композиции. Они стали называть себя «Парк Белова».

Но бывшие участники некогда знаменитой группы не забывали друг о друге и иногда собирались вместе для проведения выступлений. Что ж, неплохая идея. Их поклонники были рады увидеть вновь собравшийся коллектив и послушать полюбившиеся песни. Всякий раз они пели их вместе со своими кумирами, размышляя, последнее ли это выступление или у них будет еще возможность услышать легендарную группу.

Хард-рок группы: список

Подытоживая, следует перечислить коллективы, играющие в этом стиле. Просто для удобства восприятия.

Джими Хендрикс, Cream, Yardbirds, Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, Nazareth, Atomic Rooster, Uriah Heep, Free, Thin Lizzy, UFO, Black Widow, Status Quo, Foghat, Budgie, Bloodrock, Blue Cheer, Grand Funk Railroad, Montrose, Kiss, Aerosmith, AC/DC, Scorpions, April Wine, Krokus, Rainbow, Dio, Whitesnake, Guns N" Roses, Gotthard, Axel Rudi Pell, Velvet Revolver, White Stripes, Answer, Darkness, Roadstar.

Российские коллективы: Парк Горького, Бес Иллюзий, Моби Дик, Глас Пророка.

Перед вами наиболее успешные группы. Хард-рок исполняют совершенно разные и в то же время чем-то похожие коллективы.

Достаточно трудно дать четкое определение року, ведь спектр исполнителей невероятно широк - от «классических» Led Zeppelin , Deep Purple и ставшей позже общепризнанной Metallica до тяжелой музыки «не для каждого» вроде Rammstein . Пожалуй, именно поэтому он столь любим и популярен сегодня. Это обширное направление не имеет четких стилевых рамок. Лучший зарубежный рок пропитан духом свободы, вольнодумия, мощной энергетикой и даже некой агрессией. В данном разделе сайта сайт вы сможете скачать бесплатно или слушать онлайн ваш любимый mp3-сборник лучшей роковой музыки, насладиться ее качественным звучанием и услышать новинки.

Истоки зарождения

Рок прошел достаточно долгий путь развития. Это определенный протест против реальности, нечто новое и всеобъемлющее. С появлением рока многие стали вести себя иначе, по-другому одеваться, мыслить. Эти изменения датируются 50-ми годами прошлого столетия. Именно тогда в сознании многих обнулилось все, что существовало прежде. Новый стиль, новая субкультура и, что важнее всего, новая музыка - громкая, агрессивная, энергичная и свободная от каких-либо правил и канонов. Представляем вашему вниманию новый интересный сборник. У нас можно скачать бесплатно лучший зарубежный рок, найти любимые mp3-композиции и послушать новинки. Здесь определенно найдется нечто, заслуживающее внимания. Наш музыкальный архив регулярно пополняется композициями, которые уже давно любимы поклонниками зарубежного рока, а также интересными новинками.

Хард-рок (англ. hard rock, дословно тяжелый рок или жёсткий рок) - жанр рок-музыки, характеризующийся центральной ролью соло-гитариста и композициями, постренными на риффах. Хард-рок зародился в 1960-е годы, а его расцвет пришёлся на 1970-е, при участии таких групп, как Deep Purple, Black Sabbath и Rainbow. От хард-рока в середине 70-х ответвился хэви-метал, дав начало всей «металлической» музыке. Термин «хард-рок» иногда также используют как гипероним для «тяжёлых» жанров, таких как хэви-метал, гранж и т. п., для того чтобы отличить их от поп-рока.

Характеристики
То, что может восприниматься слушателем как «тяжесть» в хард-роке, достигается, в частности, за счет специфического звучания электрогитары (с такими эффектами, как например, дисторшн и овердрайв) и работы ритм-секции. «Классический» хард-рок обрёл формы в конце 1960-х - начале 1970-х годов в Великобритании. Классический хард-рок отличается от хеви-металла более мелодичным

Звучанием.

Музыкальные корни
В формировании хард-рока важнейшую роль сыграла психоделическая волна, захлестнувшая к концу 1960-х годов США и Европу, и обогатившая рок-музыку множеством новых приёмов - музыканты искали новых средств выражения своих чувств, эмоций и мыслей. В середине 60-х, в ходе бесконечных экспериментов со звучанием, появился метод звукоизвлечения, при котором усилительное оборудование перегружалось, что давало в результате мощный рычащий звук - т. н. овердрайв (англ. Overdrive). Этот эффект стали использовать многие исполнители, однако вывести на передний план его удалось именно группам тяжёлого рока, который стал ассоциироваться именно с перегруженным звучанием гитар.

В истоках хард-рока стояла не только психоделия. Так, участники Black Sabbath в самом начале существования группы предполагали играть джаз, первый альбом Led Zeppelin можно отнести и к чистому блюз-року, а в записях Deep Purple первого состава прослеживается увлечение классической музыкой (так, альбом «Concerto for Group and Orchestra» - «Концерт Для Группы С Оркестром» - был записан как классическое симфоническое произведение, смешанное с рок-саундом самой группы).

Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах). В этом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжелым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хэви-метала. Другим примером могут служить ранние работы Deep Purple, в которых стандартный набор музыкальных средств выразительности, таких как виртуозные импровизации и затяжные соло, расширен активным использованием симфонического оркестра и сложными аранжировками. В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме Deep Purple 1972 года «Made in Japan»).

Звучание и инструменты
Так же как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда). Длинные сольные партии инструментов хард-рок так же перенял от психоделии, однако теперь их могут исполнять не только лидирующие инструменты, но и ритм секция - бас-гитара и ударные. Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание.

Одним их основных мелодических приёмов становится техника риффов - короткие повторяющиеся музыкальные партии гитары. Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. В максимально упрощённом варианте риффы играются на протяжении всей композиции, и поддерживают ритм-секцию, нередко попадая в унисон с линией бас-гитары. Риффы являются ритмической основой для вокала либо другого солирующего инструмента, если таковой присутствует в группе. При малых составах (гитара, бас и ударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары. Как пример можно привести чрезвычайно знаменитый и узнаваемый и, в следствие этого, заезженный рифф из композиции «Smoke On The Water» группы Deep Purple. По словам фанатов, благодаря этому риффу композиция стала «гимном» тяжелой рок-музыки. Другие наиболее знаменитые и характерные хард-рок-риффы - «Heartbreaker» Led Zeppelin, «Iron Man» Black Sabbath.

, «Юрайя Хип» (Uriah Heep), «Бэд Компани» (Bad Company), хотя творчество вышеперечисленных коллективов слишком многогранно для однозначной формулировки. Однако в общем виде именно эти группы, как наиболее яркие имена того периода, представляют классический хард-рок. В дальнейшем хард-рок перестал быть отчетливым стилем, превратившись, с одной стороны, либо в весьма общее понятие (так, по большому счету, к хард-року могут быть отнесены даже такие принципиально далекие работы, как альбом Красный (Red ) группы «Кинг Кримзон» (King Crimson) и альбом Аппетит к разрушению (Appetite for Destruction ) группы «Ганз-н-Роузис» (Guns"n"Roses), либо в один из элементов других разновидностей рока: панк-рока, гранджа и др.

Отличительной чертой хард-рока является жесткое и тяжелое звучание, достигаемое за счет «перегруженного» (эффект overdrive/«овердрайв») или «искаженного» (эффект distortion/«дисторшн») звука гитары, а также иногда клавишных и бас-гитары. Ритм-секция звучит четко и акцентировано. Вокал в хард-роке также по преимуществу звучит напористо, ярко, часто даже форсированно (например, голос Роберта Планта (Robert Plant) в песне «Лед Зеппелин» Рок-н-ролл (Rock And Roll )).

Музыкальная основа хард-рока – рок-н-ролл и ритм-н-блюз, однако «Лед Зеппелин», «Дип Пепл», «Юрайя Хип» и другие коллективы значительно обогатили его элементами европейской традиции: это и баллады, и органная музыка, и симфонический авангард. Еще одна важная черта хард-рока – гитарный рифф (riff), т.е. регулярно повторяющаяся выразительная мелодия. Характерные примеры риффов можно найти в песнях Полно любви (Whole Lotta Love , 1969) «Лед Зеппелин» и Дым над водой (Smoke On The Water , 1972) группы «Дип Пепл».

Хард-рок оформился и утвердился как стиль в 1970-х, однако сам термин появился в 1960-х, когда рок-группы начали использовать искаженный, утяжеленный звук гитар. Первый хит группы «Кинкс» (The Kinks) – Ты по-настоящему завладела мной (You Really Got Me , 1964) – уже практически настоящий хард-рок. Знаменитый рифф песни «Роллинг Стоунз» Я не могу получить удовлетворения (I Can"t Get No Satisfaction , 1965) также исполнялся на гитаре с искаженным жестким звуком. Это звучание достигалось либо перегрузкой лампового гитарного усилителя, либо при помощи «примочки» (гитарной приставки) «фузз-бокс» (fuzz-box). Другими общеизвестными примерами хард-рока 1960-х могут послужить песни «Битлз» Автор дешевых романов (Paperback Writer , 1966) и, конечно же, Беспорядок (Helter Skelter , 1968).

В середине 1960-х появилось еще одно направление в рок-музыке, получившее название «гаражный рок», так как местом репетиций групп были именно гаражи. Такие коллективы, как «Зомбиз» (The Zombies) или «Соникс» (The Sonics) увлекались жестким и грязным звуком, предвосхитив этим многие достижения хард- и панк-рока. Группой, совмещавшей в своей музыке «грязь» гаражного рока и пафос хард-рока, была английская группа «Стэк Уэдди» (Stack Waddy). Под определение «хард-рок» в свое время попадала группа «Дорз» , чему в немалой степени способствовал весьма брутальный имидж лидера группы, Джима Моррисона (Jim Morrison).

Английская группа «Крим» (Cream), в которую входили такие виртуозные музыканты, как гитарист Эрик Клэптон (Eric Clapton), бас-гитарист Джек Брюс (Jack Bruce) и барабанщик Джинджер Бейкер (Ginger Baker), сделала немало для развития хард-рока. Наиболее известные композиции этой группы Солнечное сияние твоей любви (Sunshine of Your Love , 1967) и Белая комната (White Room , 1968). В конце 1960-х в Британии появились группы, сразу заявившие о себе новым тяжелым звучанием. Это и упоминавшиеся «Лед Зеппелин», «Блэк Саббат» и др., пик популярности которых пришелся на первую половину 1970-х.

Американская хард-рок-сцена конца 1960-х была не менее яркой. Группа «Айрон Баттерфлай» (Iron Butterfly) выпустила в 1968 хит с загадочным названием Ин-А-Гадда-Да-Вида (In-A-Gadda-Da-Vida ). Рифф этой песни – один из наиболее известных и цитируемых в хард-роке. Группа «Степпенвулф» (Steppenwolf) в том же 1968 записала еще один хард-рок-гимн – Рожденный быть свободным (Born To Be Wild ).

В 1975 сенсацией стал альбом группы «Куин» (Queen) Ночь в опере (Night at the Opera ). Как и многие другие коллективы того периода, «Рэйнбоу» (Rainbow), «Лед Зеппелин», «Куин» использовали хард-рок как фундамент для сложных и изящных музыкальных построений.

Со второй половины 1970-х хард-рок начал постепенно растворяться в новых стилях. В частности, элементы жесткого звучания перенял панк-рок (punk rock), который был особенно популярен в Британии. В США же позиции хард-рока оставились прочными гораздо более продолжительное время. В целом хард-рок в начале 1980-х был отодвинут на задний план другой разновидностью жесткой музыки, выросшей на его основе – «хэви метал» (heavy metal). Одной из немногих хард-рок-групп, имевших в тот период мировую популярность, были «Скорпионз», прославившиеся, в первую очередь, своими лирическими балладами: Всегда где-то (Always Somewhere ), Все еще люблю тебя (Still Loving You ) и др. В конце 1980-х хард-рок в коммерчески ориентированном виде присутствовал в музыке таких групп, как «Ганз-н-Роузис», «Мотли Крю» (Motley Crue), «Бон Джови» (Bon Jovi) и др. Одной из наиболее оригинальных групп того времени были «Блэк Кроуз» (Black Crows), возрождавшие стилистику конца 1960-х.

В 1990-х хард-рок существовал как составная часть таких стилей, как грандж, брит-поп, нью-метал, а в начале 21 в. проявился в более аутентичном виде в музыке коллективов «Строукс» (The Strokes), «Уайт Страйпс» (The White Stripes), «Вайнз» (The Vines).

Александр Зайцев

Хард-рок (англ. hard rock, дословно тяжелый рок или жёсткий рок) - жанр рок-музыки, характеризующийся центральной ролью соло-гитариста и композициями, построенными на риффах. Хард-рок зародился в 1960-е… Читать всё Хард-рок (англ. hard rock, дословно тяжелый рок или жёсткий рок) - жанр рок-музыки, характеризующийся центральной ролью соло-гитариста и композициями, построенными на риффах. Хард-рок зародился в 1960-е годы, обрел привычные формы в конце 1960-х - начале 1970-х годов, а его расцвет пришёлся на начало 1970-х, при участии таких групп как Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin. От хард-рока к середине 70-х ответвился хэви-метал, дав начало всей «металлической» музыке. Термин «хард-рок» иногда также используют как гипероним для «тяжёлых» жанров, таких как хэви-метал, гранж и т. п., для того чтобы отличить их от поп-рока. То, что может восприниматься слушателем как «тяжесть» в хард-роке, достигается, в частности, за счёт специфического звучания электрогитары (с такими эффектами, как например, дисторшн и овердрайв) и работы ритм-секции. Истоки В музыкальном отношении, «утяжеление» рок-музыки началось ещё в середине 1960-х годов британскими и американскими группами, в числе которых The Kinks, Cream, The Rolling Stones, The Yardbirds, The Who и виртуозным рок-гитаристом Джими Хендриксом. Элементы хард-рока присутствуют в таких известных композициях как You Really Got Me (The Kinks) и White Room (Cream). Песня You Really Got Me считается первой, в которой используется техника риффов, что является характерной чертой хард-рокового звучания. Расцвет, начало 1970-х К началу 70-х годов появились хард-рок-группы, которые считаются фактическими основателями этого жанра и являются непререкаемыми авторитетами хард-рока: Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и Uriah Heep. Вслед за ними стали появляться другие группы, перенявшие музыкальные приёмы «классиков», либо уже существующие коллективы стилистически двигались в сторону «утяжеления». Среди них Status Quo, Nazareth, Queen, Scorpions, AC/DC, UFO, Grand Funk Railroad и многие другие. Хард-рок 1970-х заложил основу для появления в дальнейшем стиля хэви-метал и металической музыки в целом. 1980-е, Хард-н-хэви В 1980-х годах, на стыке хард-рока и хэви метала, возникло коммерчески успешное движение, которое иногда называют хард-н-хэви (англ. Hard "n" Heavy). Тогда большой успех имели как новые тяжёлые рок-группы (Guns N" Roses, Mötley Crüe, Def Leppard, Van Halen), так и представители классического хард-рока 1970-х годов со своими новыми работами (бывший вокалист Black Sabbath Оззи Осборн, группа Whitesnake бывшего вокалиста Deep Purple Дэвида Кавердейла) и группы, дебютировавшие около середины 1970-х годов (Aerosmith, Judas Priest, Scorpions, Krokus и т.д.). Параллельно развивались более тяжёлые направления металла, берущие истоки в хард-роке (трэш-метал, спид-метал и другие). Музыкальные корни В формировании хард-рока важнейшую роль сыграла психоделическая волна, захлестнувшая к концу 1960-х годов США и Европу, и обогатившая рок-музыку множеством новых приёмов - музыканты искали новых средств выражения своих чувств, эмоций и мыслей. В середине 60-х, в ходе бесконечных экспериментов со звучанием, появился метод звукоизвлечения, при котором усилительное оборудование перегружалось, что давало в результате мощный рычащий звук - т. н. овердрайв (англ. Overdrive). Этот эффект стали использовать многие исполнители, однако вывести на передний план его удалось именно группам тяжёлого рока, который стал ассоциироваться именно с перегруженным звучанием гитар. В истоках хард-рока стояла не только психоделия. Так, участники Black Sabbath в самом начале существования группы предполагали играть джаз, первый альбом Led Zeppelin можно отнести и к чистому блюз-року, а в записях Deep Purple первого состава прослеживается увлечение классической музыкой (так, альбом Concerto for Group and Orchestra - «Концерт для группы с оркестром» - был записан как классическое симфоническое произведение, смешанное с рок-саундом самой группы). Некоторые работы групп хард-рока можно отнести и к прогрессивному року, так как «тяжесть» звучания иногда сопровождалась сложными музыкальными партиями, длительными виртуозными соло и импровизациями (особенно на концертах). В этом отношении показателен пример британской группы Wishbone Ash, чьи продолжительные, многочастные композиции находятся на стилистической грани между прогрессивным и тяжелым роком, а их «фирменная» гитарная техника «двойного солирования» вдохновила множество других групп хард-рока, а в дальнейшем и хэви-метала. Другими примерами могут служить ранние работы Deep Purple и Uriah Heep, в которых стандартный набор музыкальных средств выразительности, таких как виртуозные импровизации и затяжные соло, расширен использованием симфонического оркестра или сложными аранжировками. В концертных выступлениях некоторых групп встречаются длительные (более 10 минут) инструментальные фрагменты с обилием соло и импровизаций (например, на концертном альбоме Deep Purple 1972 года Made in Japan). Звучание и инструменты Так же как и в психоделии, главенствующим инструментом хард-рока является электрогитара, но наряду с ней часто используются и клавишные (в особенности орган Хаммонда). Длинные сольные партии инструментов хард-рок так же перенял от психоделии, однако теперь их могут исполнять не только лидирующие инструменты, но и ритм секция - бас-гитара и ударные. Общее увеличение значения ритм-секции становится характерной чертой жанра. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль, так как теперь они наравне с соло-гитаристом и клавишником участвовали в процессе импровизации и должны были поддерживать плотное, «драйвовое» звучание. Одним из основных мелодических приёмов становится техника риффов - короткие повторяющиеся музыкальные партии гитары. Риффы стали отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. В максимально упрощённом варианте риффы играются на протяжении всей композиции, и поддерживают ритм-секцию, нередко попадая в унисон с линией бас-гитары. Риффы являются ритмической основой для вокала либо другого солирующего инструмента, если таковой присутствует в группе. При малых составах (гитара, бас и ударные) исполнение риффов прерывается обычно только для исполнения соло электрогитары. Как пример можно привести чрезвычайно знаменитый и узнаваемый и, вследствие этого, заезженный рифф из композиции Smoke On The Water группы Deep Purple. По словам фанатов, благодаря этому риффу композиция стала «гимном» тяжелой рок-музыки. Другие наиболее знаменитые и характерные хард-рок-риффы - Heartbreaker Led Zeppelin, Iron Man Black Sabbath или Rock You Like A Hurricane группы Scorpions. Свернуть




Top