Защитник земли русской - илья муромец. Победа Ильи над Идолищем Поганым

Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия. В двух частях. Часть 1

Герой в мире художественного слова

Перед вами давно открылся мир искусства слова. Этот мир ярок и многообразен, и в его центре всегда стоит Человек. В шестом классе вы совершите очередное путешествие по увлекательным книгам. Читателю всегда интересны события, о которых рассказывают авторы, и так как вы очень хорошо умеете разбираться в сюжетах изученных произведений, то знаете, как тесно связаны события с их героями.

Вы как читатели уже прожили долгую читательскую жизнь рядом со своими героями. Пятый класс принес вам знакомство с десятками литературных героев, и, вспоминая их, можно оценить роль чтения в умении понять человека, можно даже сказать, что вы учитесь у писателей умению понимать причины поступков и решений – человековедению.

В шестом классе вам предстоит познакомиться с новыми героями, а среди них много ваших ровесников. Они могут появиться в произведении лишь один раз и только промелькнуть перед вами. Но есть такие герои, которые запомнятся на всю жизнь.

А теперь вспомните героев, с которыми вы встретились в пятом классе, и подумайте, как ответить на вопросы, предложенные в учебнике. Обратите внимание на то, что перед вами теперь уже три уровня сложности вопросов. Первый из них – самый легкий (). Но, наверное, вы захотите справиться и с трудными вопросами, которые обозначены так: .

Вопросы и задания

1. Каких героев, с которыми встретились на страницах произведений в пятом классе, вы хорошо помните? Объясните, почему именно они вам запомнились.

2. Кто смелей – Герда или Кай? Попробуйте доказать свое мнение.

3. Какой герой прочитанных вами произведений заслужил ваше уважение? Какие качества этого героя вас особенно привлекли?

1. Каких героев робинзонад вы помните? Назовите произведения, в которых описаны приключения этих «Робинзонов».

2. Расскажите о таком событии в жизни любимого литературного героя, которое помогло вам оценить его характер.

1. Как могло возникнуть слово «робинзонада»? Чем вы объясните его появление?

2. Что отличает героя сказки от героя рассказа о современном событии?

Далекое прошлое человечества

Былина. Сказка. Легенда. Предание

История человечества в произведениях литературы

Как жили наши далекие предки? Времена, когда не было письменности, открываются нам как через предметы материальной культуры, так и через произведения фольклора.

Художественное слово может воссоздавать реальные картины окружающей жизни, а также возникшие в фантазии автора события далеких эпох. Более всего доверия к правдивости произведений фольклора вызывают былины: само слово былина как бы подтверждает достоверность того, что она описывает. В этих героических повествованиях рассказывается о том, как русские богатыри защищали родную землю и во имя этого совершали подвиги. В основе многих былинных повествований лежат реальные события, которые подтверждаются современной наукой. Так, в Киево-Печерской лавре хранится прах Ильи Муромца, и ученый-антрополог, археолог и скульптор М. М. Герасимов восстановил внешний облик этого человека.

Отзвуки былин и сказок, легенд и преданий живут в произведениях писателей всех эпох. Знаменитый драматург А. Н. Островский написал «весеннюю сказку» «Снегурочка», в которой передал поэтическое восприятие мира наших предков, их взгляды и убеждения, оценку поступков и поведения человека.

В художественной литературе есть много произведений о жизни разных народов в разные века, в том числе и о жизни в далекие времена, которые так и называются: исторический роман, историческая пьеса, исторический рассказ.

Читатель всегда живет в той эпохе, с которой его знакомит писатель, и его знакомство с миром расширяется безгранично.

Былины – богатырский эпос русского народа

Вы уже встречались с былинами – богатырским эпосом русского народа, которые назывались также и старинами – ведь они рассказывали о старине, о том, что было очень давно. Сюжеты и герои этих произведений вдохновляли и русских писателей и русских художников.

Сказители былин сохранились в истории нашей литературы. Это Рябинины (четыре поколения!), Крюковы, Прохоров. Вот как описано выступление Прохорова в записях одного из фольклористов. «День был воскресный, и народу много. Горница быстро наполнилась народом… Вошел Утка (такое прозвище было у сказителя Никифора Прохорова), невысокого роста старик… откинул назад свою голову, потом с улыбкой обвел взглядом всех присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, еще раз быстро откашлялся и начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось. Он жил со своими любимцами-богатырями. Жалел до слез немощного Илью Муромца, когда он сидел сиднем 30 лет, торжествовал с ним победу над Соловьем-разбойником. Иногда он прерывал себя, вставляя от себя замечания. Жили с героем и все присутствующие… Все сидели, не сводя глаз с певца: каждый звук этого монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они… Утка кончил и торжествующим взглядом окинул все собрание. С секунду длилось молчание, потом со всех сторон поднялся говор…

– Пожалуй, и сказка все это, – нерешительно проговорил один мужик. На него набросились все.

– Как сказка? Ты слышишь, старина это. При ласковом князе Владимире было.

– Мне вот что думается: кому же это под силу – вишь ведь как он его!

– На то и богатырь – ты что думаешь? Не то что мы с тобой, – богатырь! Нам невозможно, а ему легко, – разъясняли со всех сторон».

Так звучали былины в крестьянских избах. И в XX веке еще были исполнители этих чудесных произведений.

На заставе богатырской

Под городом под Киевом, в широкой степи Цицарской стояла богатырская застава. Атаманом на заставе старый Илья Муромец, податаманом Добрыня Никитич, есаулом Алеша Попович. И дружинники у них храбрые: Гришка – боярский сын, Василий Долгополый, да и все хороши.

Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного. Мимо них и зверь не проскользнет, и птица не пролетит. Раз пробегал мимо заставы горностайка, да и тот шубу свою оставил. Пролетал сокол – перо выронил.

Вот раз в недобрый час разбрелись богатыри-караульщики: Алеша в Киев ускакал, Добрыня на охоту уехал, а Илья Муромец заснул в своем белом шатре…

Едет Добрыня с охоты и вдруг видит: в поле, позади заставы, ближе к Киеву, след от копыта конского, да не малый след, а в полпечи. Стал Добрыня след рассматривать:

– Это след коня богатырского. Богатырского коня, да не русского: проехал мимо нашей заставы могучий богатырь из казарской земли – по-ихнему копыта подкованы.

Прискакал Добрыня на заставу, собрал товарищей:

– Что же это мы наделали? Что же у нас за застава, коль проехал мимо чужой богатырь? Как это мы, братцы, не углядели? Надо теперь ехать в погоню за ним, чтобы он чего не натворил на Руси.

Стали богатыри судить-рядить, кому ехать за чужим богатырем.

Думали послать Ваську Долгополого, а Илья Муромец не велит Ваську слать:

– У Васьки полы долгие, по земле ходит Васька заплетается, в бою заплетется и погибнет зря.

Думали послать Гришку боярского.

Говорит атаман Илья Муромец:

– Неладно, ребятушки, надумали. Гришка рода боярского, боярского рода хвастливого. Начнет в бою хвастаться – погибнет понапрасну.

Ну, хотят послать Алешу Поповича. И его не пускает Илья Муромец:

– Не в обиду будь ему сказано, Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чуженине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря. А пошлем мы, братцы, лучше Добрыню Никитича.

Так и решили – ехать Добрынюшке, побить чуженина, срубить ему голову и привезти на заставу молодецкую.

Добрыня от работы не отлынивал, заседлал коня, брал палицу, опоясался саблей острой, взял плеть шелковую, въехал на гору Сорочинскую. Посмотрел Добрыня в трубочку серебряную – видит: в поле что-то чернеется. Поскакал Добрыня прямо на богатыря, закричал ему громким голосом:

– Ты зачем нашу заставу проезжаешь, атаману Илье Муромцу челом не бьешь, есаулу Алеше пошлины в казну не кладешь?!

Услышал богатырь Добрыню, повернул коня, поскакал к нему. От его скоку земля заколебалась, из рек, озер вода выплеснулась, конь Добрыни на колени упал. Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает ни жив ни мертв, рассказывает все товарищам.

– Видно, мне, старому, самому в чисто поле ехать придется, раз даже Добрыня не справился, – говорит Илья Муромец.

Снарядился он, оседлал Бурушку и поехал на гору Сорочинскую.

Посмотрел Илья из кулака молодецкого и видит: разъезжает богатырь, тешится. Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком.

Удивился Илья, призадумался. Обнял он Бурушку-косматушку:

– Ох, ты, Бурушко мой косматенький, послужи ты мне верой-правдой, чтоб не срубил мне чуженин голову.

Заржал Бурушка, поскакал на нахвальщика.

Подъехал Илья и закричал:

– Эй, ты, вор, нахвальщик! Зачем хвастаешь?! Зачем ты заставу миновал, есаулу нашему пошлины не клал, мне, атаману, челом не бил?!

Услыхал его нахвальщик, повернул коня, поскакал на Илью Муромца. Земля под ним содрогнулась, реки, озера выплеснулись.

Не испугался Илья Муромец. Бурушка стоит как вкопанный, Илья в седле не шелохнется.

Съехались богатыри, ударились палицами – у палиц рукоятки отвалились, а друг друга богатыри не ранили. Саблями ударились – переломились сабли булатные, а оба целы. Острыми копьями кололись – переломились копья по маковки!

– Знать, уж надо биться нам врукопашную!

Сошли они с коней, схватились грудь с грудью.

Бьются весь день до вечера, бьются с вечера до полуночи, бьются с полуночи до ясной зари, – ни один верх не берет.

Вдруг взмахнул Илья правой рукой, поскользнулся левой ногой и упал на сырую землю. Наскочил нахвальщик, сел ему на грудь, вынул острый нож, насмехается:

– Старый ты старик, зачем воевать пошел? Разве нет у вас богатырей на Руси? Тебе на покой пора. Ты бы выстроил себе избушку сосновую, собирал бы милостыню, тем был жил-поживал до скорой смерти.

Так нахвальщик насмехается, а Илья от Русской земли сил набирается. Прибыло Илье силы вдвое, – он как вскочит, как подбросит нахвальщика! Полетел тот выше леса стоячего, выше облака ходячего, упал и ушел в землю по пояс.

Говорит ему Илья:

– Ну и славный ты богатырь! Отпущу я тебя на все четыре стороны, только ты с Руси прочь уезжай, да другой раз заставу не минуй, бей челом атаману, плати пошлины. Не броди по Руси нахвальщиком.

И не стал ему Илья рубить голову.

– Ну, – говорит, – братцы мои милые, тридцать лет я езжу по полю, с богатырями бьюсь, силу пробую, а такого богатыря не видывал!

Вопросы и задания

1. С какими богатырями мы встречаемся на заставе богатырской?

2. Какие из этих богатырей вам знакомы? Кто, кроме них, участвует в защите родины?

3. Почему именно Добрыне доверили поиск нарушителя границы?

4. Чем завершилась поездка Добрыни?

5. Опишите встречу нахвальщика с Ильей Муромцем.

1. Опишите сборы Добрыни перед поездкой за нахвальщиком. Как вы объясните такую детальность описания этих сборов?

2. В каких местах повествования использованы троекратные повторы в описаниях? Какова роль троекратных повторов?

3. Опишите оружие противников: палицы, сабли и копья. Когда и почему к ним обратились соперники?

1. Чем различаются описания трех поединков Ильи и нахвальщика?

2. Почему соперник Ильи Муромца не имеет имени, а именуется нахвальщиком? Как вы объясните это прозвище?

3. Что принесло победу Илье? Как вы поняли, что Илью поддержала сама земля Русская?

4. Как вы объясните то, что Илья с миром отпустил противника?

Герои произведений устного народного творчества

Вы встречали смелых героев и их коварных врагов на страницах знакомых вам сказок. Но при этом вы знали, что и Иван-царевич и Василиса Прекрасная – сказочные герои. Среди них есть хорошие люди и люди плохие, которые враждуют с нашими любимыми героями и неприятны нам.

Вокруг одних героев организуется сюжет, другие не так важны для развития сюжета, но все же участвуют в его событиях. Они не играют большой роли в повествовании: это и царь-отец, который дает задание своим сыновьям, и многочисленная челядь, без которой не обходился царский быт.

Фольклор не знает героев, которые бы одновременно обладали хорошими и плохими качествами. Как главные герои, так и герои второстепенные всегда были хорошими или плохими.

Этот контраст добрых и злых героев еще очевидней в былинах, в которых героям защитникам родины противостоят разного рода «нахвальщики», поступки которых определяет только желание себя показать, чистейшей воды тщеславие, гонор, спесь.

В былинах речь идет о том, что было, о былом. В события и героев этих произведений верили как рассказчики, так и слушатели. Герои былин имели собственные имена, многим из них даже были присвоены воинские звания. Так Илья Муромец – атаман, Добрыня Никитич – податаман, Алеша Попович – есаул. Все они не просто смелые воины, но настоящие богатыри, которые защищали родную землю, оберегая ее границы. До сих пор живо слово, которое говорит об этом виде воинской службы, – пограничники и существует праздник – День пограничника.

Тест по литературе Героический эпос русского народа. Былина «На заставе богатырской» для 6 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.

1 вариант

А1. К какому жанру относится термин русский героиче­ский эпос?

1) песни
2) сказки
3) былины
4) частушки

А2. Кто главные герои былин?

1) рыцари
2) богатыри
3) солдаты
4) крестьяне

А3. Что из перечисленного характерно для былин?

1) поучение
2) гипербола
3) иносказание
4) насмешка

А4. Кто является персонажем былины «На заставе богатырской»?

1) Добрыня Никитич
2) Змей Горыныч
3) Соловей-разбойник
4) Святогор-богатырь

В1. Сколько всего богатырей в былине «На заставе богатырской»?

В2. Кому из богатырей доверили поиск нарушителя границы?

С1. Как вы объясните то, что Илья Муромец с миром отпустил противника?

2 вариант

А1. Чему посвящают свою жизнь главные герои былин - богатыри?

1) утверждению своей силы
2) труду на родной земле
3) заботе о безопасности и величии своей Родины
4) служению князю

А2. Что является оружием богатырей?

1) пистолет
2) палица
3) рогатка
4) топор

А3. С кем сражался Илья Муромец в былине «На заставе богатырской»?

1) с Тугарином-змеем
2) с Соловьём-разбойником
3) с Кощеем Бессмертным
4) с нахвальщиком

А4. Что сделал Илья с поверженным противником?

1) отрубил ему голову
2) взял в плен
3) отпустил на все четыре стороны
4) превратил в дуб

В1. Сколько всего было нарушителей границы?

В2. Что принесло победу Илье Муромцу?

С1. Почему соперник Ильи Муромца не имеет имени? Как вы объясните его прозвище?

Ответы на тест по литературе Героический эпос русского народа. Былина «На заставе богатырской» для 6 класса
1 вариант
А1-3
А2-2
А3-2
А4-1
В1. Пять
В2. Добрыне
2 вариант
А1-3
А2-2
А3-4
А4-3
В1. Один
В2. Русская земля

Наверное, ни один другой персонаж древних былин и сказаний не вызывал столько ожесточенных споров среди ученых. Святой преподобный Илья Муромец – смиренный инок и непобедимый витязь, в одиночку сокрушающий вражеские рати... Так кем же был это загадочный святой и кем он никогда не был?

Наверное, ни один другой персонаж древних былин и сказаний не вызывал столько ожесточенных споров среди ученых. Святой преподобный Илья Муромец – смиренный инок и непобедимый витязь, в одиночку сокрушающий вражеские рати...

За прошедшие века образ русского героя был истолкован на все лады. Илью-богатыря успели причислить и к защитникам древнерусского пролетариата, и к ордынским степнякам-батырам, и к языческим богам (называли даже богом войны).

Так кем же был это загадочный святой и кем он никогда не был?

Илья Муромец... Родом может быть и не из Мурома

Начнем с того, что попытаемся выяснить где родился былинный богатырь. Казалось бы, ответ на этот вопрос кроется в его имени – Муромец. Да и старинные сказания говорят нам, что преподобный Илия был рожден в «славном городе Муроме, во селе Карачарове». Однако, не все так просто.

Не смотря на то, что российский город во Владимирской области давно стал местом паломничества, как для верующих, так и для обычных туристов, не все ученные считают, что это и есть родина богатыря. Некоторые из них склоняются к иной, более правдоподобной версии: не только современные исследователи, но и многие дореволюционные – считали, что родиной Ильи были... земли Черниговщины. А именно – селение Карачев, что возле небольшого городка Моровийск.

Летописные источники также не говорят нам об Илье, ка о витязе из Мурома. Австрийский монах-иезуит Эрих Ляссота в 1594 году увлеченно пишет о мощах исполинского воина – Ильи Моровлина. Его современник, староста города Орши Филон Кмита в своем письме кастеляну Остафию говорит о легендарном воителе Илье Муравленине.

Да и согласно строкам из древней былины, богатырь, по зову князя, добирается до стен Киева за каких-то шесть часов. Что было бы слегка проблематично для жителя Мурома, который лежит в полутора тысячах километров от столицы князя Владимира. А вот житель черниговских земель, вполне смог бы уложиться в эти сроки.

Но как же быть с многочисленными реками, урочищами и местами муромской земли, которые с незапамятных времен носят имя преподобного Ильи? Времена, впрочем, не такие уж и незапамятные. Еще в начале XX века историки доказали, что богатырь Илья Муравленин «превращается» в крестьянского сына Илью Муромца только в XVII веке. Дело в том, что образ черниговского витязя переплелся с другим историческим персонажем – казаком Илейкой Ивановым сыном Муромца.

Разбойный казак, выдававший себя за сына царя Федора – Петра, был одним из военачальников во время крестьянского бунта Ивана Болотникова. Под его началом терские, запорожские и волжские казаки, плечом к плечу с рязанскими крестьянами и немецкими ландскнехтами рубились с царскими стрельцами под Кромами, Ельцом и Тулой.

В памяти местных жителей, Илейка остался своеобразным Робингудом – защитником свобод бедных крестьян, и, одним из любимых героев народных сказок. Поэтому местные предания, связывающие те или иные места с преподобным Ильей, скорее всего, были изначально посвящены опальному казаку.

Надо ли говорить о том, что подобная географическая путаница – далеко не редкость? Так, река Кинешма, согласно местному преданию, обязана своим названием крику персидской княжны «Кинешь мя!», которую сбросил со своего челна Стенька Разин. Автору легенды было, наверное, не известно, что персиянка нашла свою смерть не в водах Кинешмы, и даже не в Волге, вопреки словам из народной песни, а в Яике (так ранее назывался Урал).

Почему былинного витязя так полюбили советские идеологи? Илья-богатырь – «герой пролетариата»?

Согласно былинам, богатырь, ставший в последствии монахом, родился в простой крестьянской семье. Именно благодаря «пролетарскому» происхождению образ легендарного Ильи был знаком каждому советскому школьнику. Вы только подумайте: выходец из крестьянского сословия побеждает чудовищ, без труда сокрушает орды «империалистически» настроенных татар и половцев, и может проучить «загнивающий царизм» в лице киевского князя Владимира, который в былине показан откровенно недалеким и трусливым «товарищем».

Но насколько исторически реальным мог быть такой поворот событий?

А такой поворот, в реалиях Древний Руси могло спровоцировать лишь одно – чудо. Вообще сказание об Илье Муромце изобилует чудесными событиями, такими как исцеление паралитика с тридцатилетним стажем, и чудесными персонажами – чего только стоит один Соловей Разбойник...

Так и резкая «переквалификация» былинного витязя – одно из многочисленных сказочных чудес.

Дело в том, что древнерусское сообщество было «кастовым». Сын крестьянина был обречен на то, чтобы всю жизнь ходить за плугом, и наоборот – отпрыск витязей должен был с малых лет подружиться с мечом.

Конечно, были отдельные случаи, когда крестьянство призывалось на войну в виде «оружных холопов», но это было скорее исключение, чем правило. Да и сам богатырь в одной из былин резко осуждает такие «сословные» перемены: «Не дай Боже делать из боярина - холопа, Из холопа - дворянина, из попа - палача...».

Да и сами былины красноречиво говорят нам о строгости этой системы на Руси – крестьянский богатырь Микула Селянович вступив в дружину князя, забрасывает свою соху на небеса, тем самым навсегда отрекаясь от крестьянского труда и от прошлой, мирной жизни. К слову, такой подход сохранился вплоть до XVII века у казаков на Дону и Кубани, которые приказывали «бить и грабить» того казака, который посмеет заниматься домашним хозяйством.

Это значит, что преподобный Илия, чьи мощи сейчас покоятся в Лаврских пещерах, происходил если не из знатного рода князей или воевод, то по крайней мере, был потомственным воином. Более того, все источники указывают на то, что воинственные предки святого были... язычниками.

В IX веке крещение от князя Владимира Русь приняла, но не вся – некотрые села и даже целые города оставались верны языческим богам – вплоть до XV столетия. Язычники жили обособленно, ревностно охраняя свои святыни и не контактируя с христианами. Они даже избирали своих князей, которые при случае были не прочь скрестить мечи с православными правителями. Самым известным из них в те времена стал князь-оборотень Всеслав, которому приписывали сверхчеловеческие возможности – умение оборачиваться волком и наводить на врагов туман.

Летописи говорят нам о том, что родина Ильи оставалась под контролем язычников вплоть до XII века. И строгое соблюдение «кастовой системы» родителями преподобного, также связано с дохристианскими представлениями о мироздании. Считалось что воины, землепашцы, жрецы и холопы произошли от разных божественных предков и не имеют права смешиваться друг с другом. А легенды об Илье настойчиво твердят нам, что еще его дед-язычник принадлежал к воинскому сословию.

Именно предку, согласно предания, Илья был обязан своим недугом – во время одного из налетов на окраины Киева, лихой предок богатыря, ударом меча рассек икону. После этого, на его род обрушилось страшное проклятие – отпрыски начали рождаться с парализованными ногами.

К слову, спорный момент о болезни святого, дал почву для самых экстравагантных предположений. Некоторые исследователи утверждали, что былины об Илье Муромце имеют дохристианское, космогоническое происхождение. Якобы сам богатырь – воплощение бога грома, его меч или копье – молния, а несметные рати, которые он рассеивает – тучи.

Сам витязь скован болезнью, то есть холодом, пока странники, а на деле – дождевые тучи, не напоят его водой – дождем. После своего исцеления, небесный воитель мечет стрелы-молнии в своего противника – Соловья. Впрочем, исследуя биографию святого, ученые мужи доходили и до совсем абсурдных предположений. Былинного витязя даже записывали в ряды армии хана Батыя – якобы сказания о легендарном «багатуре» попали на Русь из степей Монголии.

Так кто же этот человек-легенда – «Сын степей или герой Севера»?

Конечно, ни о каком «монголоидном» или «пролетарском» происхождении святого не может быть и речи. И лучшее свидетельство этому, опять-таки - богатырские былины.

Илья свято чтит воинский кодекс чести – он не нападает на врагов из засады, открыто вызывая их на честный поединок. Богатырь не вступает в бой с заведомо слабыми противниками, и не пользуется стрелковым и метательным оружием. Ни топора, ни дубины считавшихся оружием простолюдинов в арсенале черниговского богатыря нет. Илья орудует волшебным мечом, который получил в подарок от другого богатыря – Святогора, или копьем, которым он колет, но никогда его не метает.

А вот враги-инородцы вроде степняка Тугарина или хазарина Жидовина, не упускают случая метнуть в богатыря нож или другой подручный предмет, впрочем, даже отразив удар, витязь не отвечает им тем же, а вступает с врагом в рукопашную схватку. Любое метательное или стрелковое оружие, в том числе луки и самострелы, считались оружием черни – истинный воин должен были сойтись с врагом в честном бою, чтобы в полной мере показать свои боевые навыки.

Даже Соловья-разбойника Илья Муромец убивает не броском, а ударом своего копья. И хотя, в более поздней, крестьянской версии былины, богатырь стреляет в Соловья из лука, на ранних лубочных изображениях мы видим двух конных воинов, которые мчаться друг на друга с копьями наперевес. Святой превосходно владеет приемами рукопашного боя – будучи застигнутым врасплох, Илья расправляется с врагами голыми руками. Возможно, здесь мы сталкиваемся с языческим наследием православного воина – древним боевым искусством русичей.

Исторические источники нам рассказывают, что среди славянских племен был распространен некий боевой стиль, основанный на подражании движению зверей – волков и медведей. Как бы то ни было, но в течении всего былинного эпоса, лук использует всего один-единственный персонаж – Васька-Пьяница, который имеет весьма посредственное отношение к воинскому сословию. Так что прообразом святого никак не мог стать монгольский багатур – какой уважающий себя монгол откажется от использования лука?!

Да и сам святой в свою воинскую бытность, явно не отличался ни любовью, ни тактичностью по отношению к степным иноплеменникам: «Ой же вы, татаровья поганые, кто умеет говорить языком русским, человеческим?» Так что на версии о пролетарском и интернациональном происхождении святого можно смело ставить крест.

Любопытно, что первые упоминания о былинном богатыре принадлежат вовсе не перу русских летописцев... Впервые легендарный воитель был упомянут в немецкой поэме XIII века.

Стихи, повествующие о событиях в стране бургундов, говорят об Илье Русском – дворянине из Новгорода. В немецкой поэме русский богатырь выступает непревзойденным воином и ревнителем веры – он разрушает капища и крестит царевну-язычницу. Все тот же Илья Русский фигурирует в норвежской саге «Саге о Тидреке Бернском», где выступает как незаконнорожденный сын короля. Немцам настолько полюбился образ русского богатыря, что в одном из произведений он стал герцогом Греции! Вероятно, скромный монах из Лаврской обители очень удивился бы, узнав при жизни о том, какая слава его ожидает после смерти.

Воин духа

Но как же быть с мощами святого, которые покоятся в пещерах киевской святыни?

Исследовав их, эксперты криминалисты пришли к поразительному выводу. Былинный богатырь с самого детства страдал полиомиелитом – ноги преподобного были полностью парализованы. Каким образом он сумел излечиться – загадка.

Но не смотря на это, преподобный обладал нечеловеческой силой. Его рост был около двух метров, мышечная масса должна была быть большой, а руки – невероятно сильно развитыми. Исследователи предполагают, что лежа на скамье, витязь упорно тренировал руки – работал топором, поднимал тяжелые ларцы и бочки, и месил глину. Таким образом, к тридцати трем годам, его сила стала действительно пугающей.

Все это говорит нам о том, что лежащий в Киевских пещерах преподобный и былинный богатырь – один и тот же человек.

Итак, перед нами более четко нарисовался образ святого преподобного Ильи Муромца. Выходец из воинского рода, воспитанный среди язычников, человек с необычайно сильной волей и стойким духом. Он не позволил болезни сломить себя, упорно тренируясь с помощью подручных средств. Не польстившись на золото и титулы, он не ввязался в междоусобную борьбу русских князей, а под началом Святослава – сына Владимира, самоотверженно сражался с внешними врагами Руси – половецкими ордами. Благодаря своей чести и воинскому умению, он произвел впечатление не только на своих земляков, но и прославился среди соседних народов как непобедимый герой и отважный воин.

Не взирая на происхождение, он становится на путь служения Богу, принимает монашеский постриг и остается в Лаврской обители. Погиб святой, как воин, обороняя Лавру от ворвавшихся в стены города половцев. Исследуя мощи, эксперты насчитали невероятно количество ран от сабель и копий. В ходе битвы святой потерял глаз и был пронзен копьем насквозь.

Мощи преподобного навсегда остались в Лаврских пещерах. Хранится и память – о мифических подвигах Ильи Муромца, отважных сражениях и невероятном благородстве этого могучего человека, а также о мужественном сердце богатыря, которое билось одинаково ровно, и под тяжелой кольчугой, и под монашеской рясой.

В русских былинах часто можно встретить такого героя, как Соловей-разбойник. Не отличаясь солидным ростом, не имея никакого грозного оружия, не уничтожая за раз по сотне противников, он все-таки обладает особой силой - его свист способен уничтожить даже самого сильного богатыря.

Характеристика персонажа

В былинах нет единого мнения о том, как выглядит Соловей-разбойник. Каждый автор представляет его по-своему: кто-то видит его змеем, чье гнездо расположено на 12 разных дубах, кто-то считает, что он человек, а его сила равняется мощи знаменитого богатыря Ильи Муромца, кто-то представляет его ветром под стать урагану, который сбивает всех и все на своем пути, а кто-то использует его образ как аллегорию, сравнивая его свист с татарским войском.

Почему Соловей-разбойник ассоциируется в русском народном эпосе с татарами в принципе понятно и объяснимо. А вот аллегория в виде змея понятна только тем, кто знаком с историей. Дело в том, что Илья Муромец, главный положительный герой древнерусского эпоса, появился в литературе в период, когда там царило многобожие. Главный бог Перун, прототипом которого и был Илья Муромец, смог победить змея. Вполне возможно, он связан о Змеем, который совратил библейских Адама и Еву. С любой стороны, как ни крути, речь идет об отрицательном персонаже.

Образ в произведении

Его роль во многих произведениях - обладающий сверхестественной силой антипод Ильи Муромца. И если русский богатырь олицетворяет собой всю мощь русского народа, то Соловей-разбойник - это что-то среднее между татаро-монгольским игом и чудовищем из уже забываемого язычества. Недаром в былинах часто упоминается о том, что Соловей-разбойник три десятка лет сидел на своих 12 дубах и не пускал никого в Киев. В этом факте прослеживается прямая аналогия с татарами, которые захватили и долгое время держали в страхе всю землю русскую.

Ну и, конечно, примечателен тот факт, что под конец Соловья-Разбойника все-таки удалось победить. Это говорит о том, что вера народная в свои силы (а ведь Илья Муромец представляет собой собирательный образ русского народа) поистине огромна, а значит, этот народ не поработать.

Кроме того, в большинстве былин Илья Муромец не убивает Соловья-разбойника, а лишь отпускает его на волю, предварительно взяв с него слово не пакостить больше. В этом проявляется основная черта христианской морали - всепрощение.

День памяти Ильи Муромца – 1 января по новому стилю. Православная церковь чествует его как святого, а народ - как богатыря.

Богатырь от Бога

Слово «богатырь» ассоциируется у нас с недюжинной силой и смелостью, но если всмотреться в него, мы легко увидим там кое-что еще - слова «Бог» или «богатый». Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы.

Слово «богатырь» появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: “храбр” или “хоробр”, то есть “удалец”. Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, «не в силе, а в правде». А тридцать лет, которые герой провел «на печи», следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что все свое детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Ученые, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом. «Калики перехожие» могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

Прозвище Чоботок

«Илья Муромец» звучит куда серьезнее и впечатляюще, чем «Илья Чоботок». Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок по-старославянски. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды оборонятся от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря:

«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием. В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем:

И он начал тут
шеламом помахивать,
Как в сторону махнет -
так тут и улица,
Ай в другу отмахнет -
дак переулочек.

Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, которая сделала из святого сказочного героя-воина. Необходимо было дехристианизировать этот образ. Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором «калики перехожие» исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав российского города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене.

Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в свое время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара. По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками.

Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) на современной территории Украины.

«В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» - так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.

В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная.

Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.

Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы - Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.




Top