Застольный этикет и распорядок приема пищи у адыгов. Этика и этикет адыгов Что включает в себя понятие адыгский этикет

Горский этикет - АДЫГЭ ХАБЗЭ! Адыгэ самоназвание ряда этнических групп, населяющих Кавказ, кабардинцев, черкесов, адыгейцев. Среди других восточных и европейских народов они широко известны под названием «черкес», которое сменило «предшествующие ему этнические названия зихи и касаги» (Волкова, 1973, 25). Адыги (также как и абхазы, родственные им по культуре и языку), исконные жители Кавказа, потомки синдо-меотских племен. Их языки имеют некоторые различия, прежде всего в фонетике и лексике, что однако не является серьезным препятствием для общения между различными представителями по существу единого этноса. Впрочем, вопрос об этническом единстве остается пока открытым. И дело не только в отсутствии специальных исследований вопроса, но и в том, что номенклатура признаков этнического единства по-разному представлена у разных авторов.Во всяком случае помимо этногенетической общности, общности самоназвания и языка у адыгов можно отметить также общность духовной культуры, а в прошлом общность территории и социального строя. Вместе с тем, анализ различных групп адыгов, в плане сходств и различий их языка, обычаев, материальной и духовной культур, позволяет выделить два региона внутри данного этноса: 1) восточный, представленный кабардинцами Малой и Большой Кабарды, моздокскими адыгами, черкесами; отчасти, лабинскими кабардинцами, проживающими ныне в Адыгейской автономной области; 2) западный, включающий все племена, объединенные под названием адыгейцев (шапсуги, абадзехи, темиргоевцы, бжедуги, натухайцы и т. д.). Стандарты коммуникативного поведения, как мы увидим, тоже подчиняются такому делению. Отдельные расхождения наблюдаются и внутри обособленных этнографических групп, например, между коммуникативным поведением кабардинцев Большой и Малой Кабарды, между правилами общения, принятыми в одной группе сел и в другой, соседней. Но в целом традиционно-бытовая культура общения адыгов в силу ревностно-бережного отношения к ней в большей степени, чем собственно язык, устояла перед натиском тенденции к специализации и дифференциации. Адыгский этикет представляет собой составную часть свода неписанных законов (обычаев), известных под названием «адыгэ хабзэ». В соответствии с буквой этих законов вплоть до конца XIX века осуществлялась регуляция поведения адыгов во всех областях общественной жизни. И по сей день «адыгэ хабзэ» оказывает влияние (хотя и в значительно меньшей степени) на поведение людей, на их психологию, на отношение к социальной действительности. Отличительные черты (конструктивные принципы) этикета адыгов обнаруживаются: 1) в скромности и толерантности, 2) чрезвычайно вежливом, учтивом обхождении со старшими, гостями, представителями женского пола. Изощренные, строго регламентированные формы почитания, величания последних придают их манерам поразительную изысканность. Европейские авторы XVIII-XIX вв. сравнивали адыгский этикет с «франкским» (Главани), с рыцарским этикетом времен первых королей в Германии и Франции (Монпере). «По всему тому, что я видел, я смотрю на черкесов в массе своей как на самый вежливый от природы народ, который я когда-либо знал или о котором я когда-либо читал». Такое мнение об адыгском этикете составил себе англичанин Дж. Белл, в течение трех лет (1837-1839) живший среди черкесов Причерноморья (Белл, стр. 507). Корреспондент лондонской газеты «Тайме» Дж. Лонгворт, тоже имевший возможность близко познакомиться с адыгами, писал: «Ни в какой другой стране мира манера поведения людей не является столь же спокойной и достойной» (стр. 566). Русский автор второй половины XIX века Л. Я. Люлье объяснял «тайну» адыгского этикета тем, что у черкесов «существует какой-то инстинкт, придающий им в обращении вид благородства, пристойности» (1859, 34). Наконец, современные исследователи применяют к нему эпитет «комильфотный», т. е. соответствующий правилам светского приличия (Абаев, 1949, 88), «куртуазный», т. е. изысканно вежливый, учтивый (Налоев). Адыгский этикет типологически сходен с этикетом восточных народов (китайцев, индийцев, арабов, японцев) и с этикетом ранне-средневековых рыцарей Западной Европы. Японский традиционный этикет «бусидо» сложился, как известно, в эпоху феодализма, как этикет военной аристократии, этикет многочисленного сословия рыцарей-самураев, непоколебимо верных своим князьям. То же можно сказать и об этикете адыгов. Правда, в отличие от японцев, у адыгов власть князей над дворянами, также, впрочем, как и над крестьянами, была еще слабо установлена. Достаточно сказать, что у отдельных племен западной Черкесии (шапсугов, абадзехов) в XIX в. еще не было князей как таковых. Адыгский этикет формировался в обществе с предгосударственной военно-демократической структурой, в среде воинского сословия уэркъ, составлявшего почти треть всего населения и проводившего время в беспрестанных походах, набегах. Отсюда термин «уэркъ хабзэ» рыцарский (дворянский) этикет, который также как и у японцев, предписывал внешне спокойное перенесение страданий, презрение к смерти, чрезвычайную, по нынешним понятиям доходящую до абсурда, скромность и вежливость. Что же касается почтительно-величального отношения к женщине, то в этом плане адыгский этикет стоит ближе к этикету западно-европейских средневековых рыцарей. В XIX в. уорки подразделялись у кабардинцев на три группы (степени): уорк-тлекотлеш и деженуго самостоятельные наиболее могущественные рыцари, пши-уорк рыцари в дружине князя, уорк-шаотлыхус оруженосцы (См. Ногмов, 1958, 147-148; Бройдо, 1936, 639; Гарданов, 1966, 181-195). Судя по указаниям Хан-Гирея, у западных адыгов, в частности, у бжедугов, структура дворянства была по существу той же, хотя обозначения каждой из степеней были несколько иными. При этом некоторые дворянские фамилии низших степеней имели обязанности, «которые были наследственные, из роду в род преходящие, например: носить на войне знамя, возвещать распоряжения съездов (хгоу), наблюдать во время больших пиров за порядком» (Хан-Гирей, 1974, 303). Существование такого же рода специализации у самураев лишний раз свидетельствует о типологическом сходстве адыгского и японского средневекового рыцарства. Всякий этикет, как было сказано, является отражением социальной организации общества. Адыгский этикет, проникнутый духом рыцарской чести и жесткой воинской дисциплины, знаменует собой переход общества от высшей ступени варварства к цивилизации, который, как и у всех других народов, совпал с формированием военно-феодальной знати. Но различие между этикетом высших и низших сословий было малоощутимым. Сословное деление общества даже в XIX в. не достигло уровня, при котором резко очерчиваются границы между культурой и идеологией феодальной верхушки и простого народа. Вообще в сравнении со странами Западной Европы процесс классообразования шел у адыгов очень медленно. Власть черкесских князей и дворян была ограничена, всякое насилие с их стороны встречало в народе резкий отпор и нередко приводило к крестьянским восстаниям. Подчинение князьям было основано в значительной мере на признании его высоких личностных свойств: храбрости, щедрости, красноречия. В условиях военного, по существу, положения, в котором находилась Черкесия в течение полутора столетий, начиная с XVIII в., храбрый, решительный, красноречивый простолюдин зачастую имел большее влияние на ход общественных дел, чем трусливый, слабовольный, косноязычный князь. Иначе и не могло быть в обществе с военно-демократической структурой, где «родоплеменная аристократия уже перестала быть «слугами» народа, но еще не стала его полновластными господами» (Хазанов, 1972, 158). Высшие сословия, особенно в Кабарде (где различие между классами достигло наибольших размеров) пытались противопоставить свой этикет уорк-хабзе народному этикету. Но тот и другой были по существу только разными сторонами одного и того же единого адыгского этикета. Народ осваивал, перерабатывал рыцарский этикет, дополнял его новыми элементами, отвечающими условиям их быта, его историческим нуждам, задачам [Ясное представление об этом дает очерк А. Кешева (Каламбий) «На холме», впервые опубликованный в 1861 г. См.: «Русский вестник», т. 36, 1861.]. В этом объяснение жизнеутверждающей силы традиционно-бытовой культуры общения адыгов. Основательно, полнокровно связан адыгский этикет с этикетом соседних кавказских народов: абхазов, грузин, осетин, чеченцев, карачаевцев, балкарцев и др. В общекавказском этикете он занимал и занимает особое место. Сравнительно недавно на страницах «Кабардино-Балкарской правды» Н. Рехвиашвили высказался по этому поводу несколько категорично, но в принципе верно: «Выработанный и строго соблюдаемый адыгскими племенами этикет... был принят в качестве единой нормы поведения почти всеми кавказцами» (Рехвиашвили, 1974). Такую же по существу оценку дает адыгскому этикету С. И. Дакхильгов, ученый из Чечено-Ингушетии: «Известно, что близживущие с адыгами вайнахи и другие народы восприняли некоторые обычаи и нормы этикета адыгов, пишет он. Про благородного человека вайнахи говорили «Черсе санна эзде къонах ва из» (он благороден как черкес). Гордого мужчину называли «Кура г1аьбарте» (гордый кабардинец) (Дакхильгов, 1977, 35). Аналогичные поговорки в большом количестве бытуют и у других народов Кавказа. Распространение этикета адыгов на Кавказе имело немалое значение для оптимизации, интенсификации межнационального общения, в ходе которого бесспорно обогащалась и адыгская культура, в том числе и адыгский этикет. Было бы смешно думать, что адыгский этикет, оказывая влияние на этикет соседних народов, сам не получал ничего взамен. Эта сторона проблемы еще ждет специальных, глубоких разработок. Следует кроме того заметить, что в кавказском мире наиболее совершенным признавался вариант адыгского этикета, выработанного кабардинцами. Именно это отнюдь не самое многочисленное черкесское племя, начиная с XVI в. представляло культуру адыгов (и некоторых других, соседних народов) на мировой арене. «В XVI-XVIII вв., пишет В.И. Абаев, Кабарда переживала расцвет феодализма, достигла значительного могущества и получила преобладающее влияние на Северном Кавказе. Эпитет «кабардинский» был в это время синонимом аристократической изысканности и комильфотности» (1949, 88). Мы не склонны, однако, преувеличивать уровень социального и культурного развития адыгов той эпохи. Их сознание захлестывала еще идеология родового общества, что вполне естественно для общества с неразвитыми феодальными отношениями. Отсюда сохранение в коммуникативном поведении элементов первобытных общественных отношений, древней религиозно-мифической, прежде всего языческой, обрядности: обычай избегания, табу на личные имена, заклинания, заговоры и т. п. Но они снабжаются нередко принципиально новой мотивировкой куртуазной, светской. Этикет перерабатывает, переоформляет прежние стандарты общения, подчиняет их новым условиям жизни. В этом еще одна из особенностей традиционно-бытовой культуры общения адыгов. Она настолько значительна, что ее можно включить в число конструктивных принципов адыгского этикета. Назовем этот пятый по счету принцип адыгского этикета принципом ремотивации коммуникативных действий и движений. Конструктивные принципы этикета существуют в виде системы свойственных данному этносу социальных установок, привычек коммуникативного поведения. Это, таким образом, важнейшие компоненты национального характера народа, взаимно дополняющие друг друга.

Адыгейский народ относится адыгским народностям. Изначально адыгейские племена имели множество других названий: зихи, каски, касоги, черкесы, керкеты и меоты. Также исторические данные указывают на другие этнонимы адыгского народа - дандрии, синды, досхи, агры и другие. Адыгейский знак "оседлец", подтверждает принадлежность народа к казачьему обществу.

Именно поэтому некоторые называют адыгов касоги или хазары, как производное от слова "коса". Сегодня многие адыгейцы, живущие на Кавказе сохраняют старинные обычаи и отращивают длинные косы.

Культура и быт Адыгейского народа

В древние времена адыги жили большими семейными поселениями, в которых насчитывалось более 100 жителей. Вместе с тем можно было встретить совсем маленькие семейные общности из 10 человек. Испокон веков главой семьи был отец, а в момент его отсутствия все обязанности переходили к старшему сыну. Женщины никогда не решали важных вопросов и даже не имели права сесть за один стол с представителями сильного пола для того, чтобы попробовать приготовленную пищу. В тот момент пока мужчины охотились, воевали, торговали, женщины убирали в доме, занимались воспитанием детей, готовили еду. Молодые девушки с раннего возраста были обучены рукоделию, домоводству и прочим женским обязанностям. Мальчиков с ранних лет обучали военному делу.

Жилища адыгов строились из древесных ветвей. В таких постройках не использовался фундамент до того, что бы дом можно было быстро построить и так же быстро собрать - в военные времена это было просто необходимо. На полу в своих домах адыги разводили очаг, который давал им тепло и пищу. Если в дом приходили гости, для них выделялась специальная комната - кунацка, а в обеспеченных общинах для гостей воздвигались целые дома.

Национальная одежда адыгов была очень красочна и живописна. Женщины носили платья в пол и платья-шаровары. На талии провязывался красивый пояс, а само платье украшалось различной вышивкой. Такой силуэт и фасон платья подчеркивал красоту каждой женщины.

А вот мужской костюм был еще более ярким. Мужчины носили бешмет, черкеску - длинный кафтан без рукавов и с вырезом на груди, - башлык, бурку и папаху. На черкесе были пришиты гнезда для патронов. Обеспеченные и властных адыги носили белые черкесы, а простые мужчины - черные.

Национальным и самым любимым блюдом адыгов была баранина, а хлеба в домах практически не было. Люди питались продуктами собственного производства - сыром, маслом, молоком и фруктами.

Адыгейский народ славился своим мастерством вышивки. Они великолепно украшали одежды золотыми нитями. Многие делали прекрасные бокалы из бычьев рогов, украшая их серебром и золотом. Военное дело отразилось на мастерстве создания седел для лошадей, они были очень прочны и легки. Также адыгский народ является мастером изготовления керамической посуды - чашек, кувшинов и тарелок.

Традиции и обычаи Адыгейского народа

Традиции адыгов связаны с их образом жизни и самому отношению к ней. Невозможно не сказать об свадебных обычаях этого народа. Свадьбы играли исключительно по сословному равенству. Молодой князь не мог взять в жены простую девушку - только княгиню.

Как правило, жена была одна, но в некоторых семьях многоженство было разрешено. Как по женской, так и по мужской линии существовало одно правило - первым должен связать себя узами брака старший. Невесту жениху искал его друг, после чего, семья жениха платила калым семье невесты. Чаще всего в качестве калыма использовались лошади, овцы и другие животные. Если адыг заключил брак, то этот брак должен быть вечен. Воровство невесты, а точнее умыкание, было довольно распространено у адыгов. Этот обычай проходил довольно в шутливой форме, и вся семья знала о предстоящем похищении.

Еще одним интересным адыгейским обычаем является аталычество. По этому обычаю родители могли отдать своего несовершеннолетнего ребенка на воспитание в другую семью, и вернуться в родной дом он мог только достигнув совершеннолетия. Главная цель такого обычая не воспитание, а дружеский союз между семьями.

План - конспект классного часа в 6 классе.

Провела учитель высшей квалификационной категории

МОУ СОШ №1 с.п. Шалушка

Нафедзова Людмила Владимировна.

2010-

Тема урока: «Основные понятия адыгского этикета».

Цель урока : познакомить учащихся с основными понятиями адыгского этикета, с возникновением и формированием данных этикетных норм, приобщить к единой адыгской культуре.

План урока.

  1. Народы, объединенные общим самоназванием «адыгэ» - кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Общность происхождения, территории, языка, обычаев, традиций. Причины сегодняшней территориальной разделенности.
  2. Сохранение единой адыгской культуры.
  3. Адыги за рубежом.
  4. Понятия «Адыгэ хабзэ», «адыгэ нэмыс», «адыгагъэ», адыгское поведение и другие.

Оборудования.

  1. Диск «Нормы адыгского этикета».
  2. Компьютер с проектором.

Ход урока.

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами познакомимся с нашими предками. У вас, наверное, возник вопрос - «Мы разве не знакомы с ними»? Опережая ваш вопрос, отвечу - не совсем. Может быть вы и знаете, кто такие адыги, но, наверное, не знаете, что некоторые из них живут за границей, не знаете об их культуре, о традициях. Узнаете и о таком понятии, как «Адыгский этикет». Но вначале я хотела бы заслушать ваши сообщения, взятые из словарей об адыгах.

(Заранее учитель распределил небольшие доклады учащимся об адыгах, их происхождении, культуре).

Учащиеся читают свои сообщения.

1 ученик:

Ады́ги (Черкесы ), самоназвание адыгэ ) — народ, разделенный в России на адыгейцев , кабардинцев , черкесов и шапсугов . Общая численность в России (750.000~ чел. по переписи ). Проживают также в Турции, Сирии, Иордании, странах Европы, США, в других странах Передней Азии. Черкесская диаспора насчитывает, по разным оценкам, от 5 до 7 млн. человек. Говорят на черкесском языке , входящим в абхазо-адыгскую языковую группу и имеющим два литературных диалекта — западный (адыгейский) и восточный (кабардино-черкесский) .

В советское время Черкесский (Адыгский) народ, имеющий единое самоназвание (Адыгэ) и говорящий на одном языке (Адыгэбзэ), был искусственно разделен на четыре народа - «кабардинцев», «адыгейцев», «шапсугов» и черкесов. Название «черкесы» осталось только за черкесами Карачаево-Черкесии .

Черкесы так и не получили единую автономию, оказавшись на своей родине в шести субъектах Федерации (Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Северная Осетия, Ставропольский край). В трех из них (Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия) черкесы являются «титульными» народами.

Черкесы (адыги) КЧР — это черкесские субэтносы бесленеевцы и кабардинцы ; в Адыгее и Краснодарском крае абадзехи , бжедуги , кемиргоевцы , шапсуги , кабардинцы , в КБР кабардинцы .

2 ученик:

Происхождение

Предки адыгов (зихи , керкеты , меоты и др.) известны в северо-восточном Причерноморье со II тыс. до н. э. В разные эпохи, у разных народов у адыгов было много имен. Живший в XV в. на Кавказе генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что Зихами зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их черкасами, и на их собственном наречии имя им адыги. В (древне-) русских источниках были известны под именем касогов (давние соседи адыгов, осетины до сих пор называют кабарду и черкесию кæсæг , а их самих соответственно кæсгон ,). В XIII в. распространяется монгольское название черкесы . В XIV вв. часть адыгов заняла земли в окрестностях Пятигорья , когда после разорения Золотой орды войсками Тамерлана , к ним присоединяется ещё одна волна адыгских племен с запада, став этнической основой кабардинцев . В XVIII в. часть кабардинцев переселилась в бассейн рек Большой Зеленчук и Малый Зеленчук , где составила основу черкесов КЧР . Таким образом, в разное время адыги населяли бо́льшую часть территории Западного Кавказа — Черкесию (современный Краснодарский край к югу от реки Кубань, Кабардино-Балкарская , Карачаево-Черкесская республики и Адыгея ).

Кроме России адыги живут также во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где обычно называются черкесами и включают группы абазин, абхазов, осетин, чеченцев и других выходцев с Кавказа. За рубежом адыги расселены компактными группами: в Турции, Иордании, Иране, Ираке, Ливане, Сирии. Общая численность адыгов оценивается более чем в миллион человек, из них свыше 750 тысяч человек — в России. Адыги говорят на адыгейском и кабардино-черкесском языках, исповедуют ислам суннитского толка.

3 ученик:

Культура

В фольклоре основное место занимают нартские сказания (нарт пшинатль ), героические и исторические песни, песни-плачи о героях (гъыбзэ ). Многообразие трудовых песен обусловлено разными формами хозяйства (песни пахарей, косарей, погонщиков волов при молотьбе, чесальщиц шерсти, песни при прополке и очистке кукурузы , аробные, мельничные, кузнечные, пастушьи песни и наигрыши).

Обрядовый фольклор включает песни-обращения к покровителям леса; песни вызывания дождя; новогодние поздравительные песни; ритуальные наигрыши, сопровождающие поиск утонувшего или погибшего под лавиной; песни-обращения к божеству грома, сопровождающие похороны, пострадавшего от молнии; песни семейные (свадебные, колыбельные, песни-укачивания одряхлевших стариков), врачевательные (песни-заговоры от оспы, от ран); песни-благопожелания (хохы ).

Музыкальные инструменты : смычковый шикlэпщын , щипковый апепшин, духовой къамыл , или бжами, деревянная трещетка пхъапшина . Со 2-й пол. 19 в. широко распространилась гармоника . Традиционный музыкальный фольклор сохранился во многом благодаря странствующим музыкантам джэгуакlо гъыбзау , особенно популярным у адыгейцев.

Слово учителя:

Дорогие ребята! Сегодня я познакомлю вас с таким понятием, как «Адыгэ хабзэ». Он считается одним из самых основных признаков адыгского этнического самосознания. Но те, которые переводят адыгэ хабзэ как обычное адыгское право, сильно сужают не только его семантическое значение, но и духовное, нравственное начало. В широком смысле адыгэ хабзэ представляло собой целый спектр социальных норм во всех без исключения областях жизненной деятельности, начиная от простейших житейских правил и кончая обязательными принципами правовой регуляции. Это свод неписаных обычно правовых норм, правил поведения, нравственных положений, определяющих необходимые позитивные качества личности в адыгском обществе. Об адыгэ хабзэ трудно рассказывать словами. Его надо почувствовать. Об этом свидетельствует и пословица: "Хабзэр бзэгупэк1э зэрахьэркъым" (букв.: хабзэ не носят на кончике языка, т.е. о нем не говорят, его соблюдают).

Складывалось адыгэ хабзэ в течение многих веков, и, в силу этого, естественно, сохранило следы различных исторических формации: первобытности, раннеклассового общества, военно-феодального быта и др. этим, видимо, и объясняется такой широкий диапазон социально-нравственных проблем взаимоотношений, охватываемых адыгэ хабзэ. И трудно даже сказать, что в нем самое главное: то ли многообразие правил и законов, регулирующих поступки человека в обществе, то ли психологически точно выверенный вариант поведения для той или иной ситуации, то ли естественность манеры поведения или же мастерское соблюдение простыми адыгами этих тонкостей.

Составной частью адыгэ хабзэ являлись адыгагъэ или адыгэ нэмыс, которые в совокупности обусловливали такие важнейшие нравственные категории, как честь, добропорядочность, честность, правдивость, стыд, умение вести себя в обществе, чуткость, внимательность, уважение к старшим, к лицам противоположного пола и т.д. Когда говорят о любом из этих человеческих качеств, как будто все понятно. Взять хотя бы уважение к старшим. Что оно из себя представляло? В системе адыгэ хабзэ уважение - это, в первую очередь внимательное отношение к другому, умение ставить себя на его место, проявление своих лучших качеств по отношению к нему. Внешне уважение к старшим проявлялось в следующем. Когда два адыга шли или ехали верхом на лошади, старший всегда находился справа. Если их было трое, то ему полагалось быть посередине, самый младший занимал правую от него сторону, а средний по возрасту - левую. Таким же образом они усаживались за стол. Идущего впереди старшего никогда не окликали. Его догоняли и, пристроившись слева и поздоровавшись, спрашивали о том, о чем хотели спросить. В разговоре старшего никогда не перебивали. При его появлении все везде и всегда вставали. Вставали не только в честь старшего, но и в честь гостей, женщин, соседей, незнакомых, не только у себя дома, но и у чужих, в поле, на сенокосе и т.д., не только тогда, когда сидели на земле, но и когда находились верхом на лошади (приподнимались на стременах или спешивались). Сыновья и дочери, ставшие уже родителями, не садились в присутствии отца; о том чтобы лежать при нем, нечего было и говорить. В этой связи интересно одно предание. Как известно, в прошлом детей знати адыгов воспитывали в "чужом доме", у аталыка, и они росли с рождения до совершеннолетия, не видя своих родителей.

Один такой воспитанник был тяжело ранен. Перед смертью он попросил, чтобы хотя бы один раз ему показали родного отца. Об этом сообщили последнему, и он приехал в дом, где лежал умирающий сын. Адыгэ хабзэ не позволяло, как уже сказано, ни сидеть, ни лежать при отце. Поэтому раненный встал при помощи других с постели и встретил своего отца, как и надлежало, стоя. Он стоял, друзья поддерживали его, а отец сидел и смотрел на умирающего сына. Но недолго это продолжалось. Отец встал и сказал: "Я не насмотрелся на своего несчастного сына, но все я вынужден уйти, ибо стоять ему тяжело, а лечь при мне он не смеет". Отец ушел, а сын тут же упал и умер. Наверное, это жестоко в современном нашем понимании, но таковы были требования адыгэ хабзэ, таково было понятие о чести. А когда речь идет о чести, достоинстве, адыги говорят: "Напэм и пэ псэр ихуэ", что примерно означает: "честь дороже жизни". Когда старший садился или спешивался с лошади, молодые люди брали его лошадь под уздцы и за правое стремя. Примечательно, что то же самое мог проделать и старший, если на лошадь садился молодой человек. В данном случае старшинство признавалось за тем, кто садился на лошадь.

Если младшие отлучались, то они обязательно отпрашивались у старшего. При возвращении же первым делом наведывались к старшему. Признаком воспитанности было также, когда родственники, соседи просто так заходили к старшему и справлялись о его здоровье, рассказывали ему новости, спрашивали совета. Старшему не переходили дорогу, особенно женщины. Западногерманский этнограф А.Ландманн, которая много занималась изучением жизни и быта, турецких адыгов (черкесов), приводит такой любопытный пример. Отец взял свою взрослую дочь в Анкару впервые. Вышли они из автобуса. Отец, думая, что дочь идет за ним, затерялся в толпе, а дочь, пропуская всех старших, отстала от него. И когда отец, обнаружив, что дочери с ним нет, вернулся, он ее застал на том же месте, где они сошли с автобуса.

Ни одно торжественное событие не проходило без старшего, без тамады. При этом свадьба, свадебный стол были не только местом, где играли, танцевали, наедались, напивались. Она была своеобразной школой, где старший учил молодежь, всех присутствующих обычаям и традициям народа. Согласно обычаям, старший перед самым началом торжеств просил всех быть благоразумными, сдержанными, чтобы не омрачить радость семьи, у которой свадьба, "забыть на время вражду, если вражда существовала между кем-либо из присутствующих". И, естественно, его нарушение осуждалось всеми. Т.о., уважение к старшему опиралось не на силу его власти, а на его авторитет, на его справедливость, учтивость, сдержанность, находчивость, на то, насколько он хорошо знает адыгэ хабзэ. Невозможно перечислить все знаки внимания, через которые проявлялось уважение к старшему. Его имя не произносили женщины и молодые люди, при нем не говорили о жене, муже и детях, при нем не позволяли себе развязную речь, не говоря уже о нецензурных выражениях. За столом раньше тамады никто не начинал есть. Однако кушать переставали чуть позже него. Это касалось и гостья, чтобы дать ему наесться, не стесняясь.

Если старый человек выполнял какую-то работу, молодые люди (знакомые или незнакомые) обязаны были ему помочь. Одиноких стариков, женщин, немощных людей всегда забирали к себе родственники, соседи. За ними ухаживали, следили, их на ночь одних не оставляли в комнате. Все это требовало адыгэ хабзэ от адыгов. О значении хабзэ говорят пословицы: "Тот, кому кажется хабзэ угодничеством, лишает себя и половины того, что заслуживает", "Участь, не знающего адыгэ хабзэ - позор", "Не знающий хабзэ ведет безобразно".

Старшинство определялось главным образом по возрасту. Старший всегда был вышестоящим между братьями, друзьями. Однако, во время походов, наездничества, полевых работ, старшинство зависело не только от прожитых лет, но и от умения организовать людей, от мужества, храбрости, знания дела и т.д. Как можно заметить, уважение к старшим было одним из главных компонентов адыгэ хабзэ, а последнее - составной частью самосознания всех адыгов. Таких устойчивых фразеологизмов в сочетании с понятием "адыгский" в языке адыгов очень много: адыгэ нэмыс (адыгское достоинство, вежливость, репутация, стыд), адыгэ напэ (адыгская совесть, честь), адыгэ псалъэ (адыгское слово) и т.д. То же самое наблюдается и в области материальной культуры: адыгэ унэ (адыгский дом), адыгэ фащэ (адыгский национальный костюм), адыгэ жьэгу (адыгский очаг). Их очень много. Причем адыгэ унэ (адыгский дом) означает не только строение, жилье, но гостеприимство, приветливость, удобство и т.д., точно также, как и адыгэ фащэ (адыгский костюм) понимается не только как утилитарная часть культуры жизнеобеспечения, но и как красота, изящество и пр.

Дорогие ребята! На одном уроке невозможно охватить весь свод правил адыгского этикета. Но мы будем на наших классных часах продолжать знакомиться и приобщаться к этим правилам. А сейчас давайте посмотрим фильм о нормах адыгского этикета. Дома попросите ваших бабушек и дедушек рассказать вам, что такое «адыгэ хабзэ». Уверенна, что вы узнаете много интересного.


Адыги (самоназвание адыгэ, иноназвание черкесы) относятся к абхазо-адыгской языковой семье, в состав которой входят пять языков: абхазский, абазинский, кабардинский, адыгейский, и убыхский (ныне мертвый язык, т.к. недавно скончался последний убых). Согласно переписи населения 2010 года численность адыгов в России около 714 845 человек (адыгейцы- 124 835 человек, кабардинцы - 516 826 человек, черкесы - 73 184 человек); проживают они в основном в Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Адыгея и Краснодарском крае. По всему миру в настоящее время, согласно данным представителей адыгской диаспоры, проживают около 7,5 млн. адыгов , переселившихся из России в разное время, в основном в годы Кавказской войны (1753-1864 годы) . Все эти народы принадлежат к автохтонным народам Северного Кавказа и имеют этноним «адыгэ», иноназвание «черкесы».

Название адыгской этики адыгагъэ буквально переводится как «адыгство «. Адыгская этика адыгагъэ наряду со сводом правил поведения адыга, с моральным кодексом Адыгэ Хабзэ являются основной составляющей базовой личности адыга. «Нет в тебе адыгства»- это обращение к современному кабардинцу или черкесу крайне унизительно и формулирует отход от традиционных норм этики. Стать адыгом - значит овладеть основами адыгской этики и кодексом поведения. Адыгагъэ является нравственным императивом национальной этики, и переводится как человечность, что «показывает ориентированность этнической этики на общечеловеческие ценности» . Основное содержание адыгагьэ раскрыто в работе «Адыгская этика» известнейшего кабардинского ученого Б.Х. Бгажнокова . По мнению автора работы, «принципы и установки адыгства (человечность, почтительность, мудрость, мужество, честь и др.) формировались и оттачивались в тесном взаимодействии с другими народами Кавказа и, в свою очередь, оказывали на них обратное, неизменно прогрессивное влияние. Адыгская этика является эталоном общекавказской нравственной философии» .

Основными, базовыми нормами адыгской этики, которые Б.Х. Бгажноков называет «пять постоянств», являются человечность, почтительность, разум, мужество, честь. Человечность (ц1ыхугъэ ) является главнейшим, господствующим принципом адыгства , играя роль определяющей ценности. В понятие «человечность» входят: эмпатия, сострадание к людям, готовность оказать им помощь, благодарность за оказанную помощь, чуткость, деликатность, и вытекающие из этой моральной нормы обычаи: гостеприимство, уважение к страшим.

Постоянство «почтительность» (нэмыс) - это воспитанность, скромность, деликатность, хорошие манеры. Разум (акъыл ) - это основа нравственности; нарушать адыгэ хабзэ «нецелесообразно, нерационально, неразумно» . Мужество (л1ыгъэ ) в контексте адыгэ хабзэ - это не только и не столько воинское мужество, и храбрость, сколько справедливость, деликатность, толерантность, способность переносить физические и душевные страдания, неудачи. Кроме того, большого мужества требует само неукоснительное соблюдение адыгской этики и этикета. Честь (напэ) - «лицо» человека, тесно связано с такими понятиями как «совесть», «стыд».

Составной частью общеадыгской этики являлся кодекс профессиональных воинов-рыцарей {уэркъ) - уэркъыгъэ - и рыцарско- дворянский этикет - уэркъ хабзэ. Эта этико-этикетная система строится на тех же принципах, что и общеадыгская этика, но рыцари должны были соблюдать все это в наивысшей степени: честь, доблесть, мужество, изысканность манер, обходительность. Именно поэтому черкесы на Кавказе считались эталоном благородства, воспитанности, элегантности.

Само слово «хабзэ» состоит из двух элементов: хэ - «публика», «общество» и бзэ - «механизм», «способ действия», «язык». «Хабзэ - универсальный способ и механизм производства и воспроизводства общественных связей и отношений» . То есть фактически хабзэ - это нормы социотипического поведения, принятые в адыгском обществе, являющиеся поведенческим эталоном. А адыгство (адыгагъэ ) - это система ценностей, на которых базируются нормы социотипического поведения.

Итак, рассмотрим подробнее характеристику основных составляющих адыгства. Человечность (ц1ыхугьэ ) Б.Х. Бгажноков определяет, как систему «позитивных, объединяющих чувств и реакций» , в основе которых лежит любовь, сострадание и понимание. Важным аспектом человечности является то, что благодеяние приносит огромную пользу самому человеку, который его совершает: духовно облагораживает и обогащает. «Совершая доброе дело, оказываешь услугу самому себе» - гласит народная мудрость.

Человечность основывается на эмпатии, в структуру которой входят нравственное внимание, нравственная память и нравственное понимание. По мнению Б.Х. Бгажнокова, «нравственное внимание предполагает стремление выявить переживания другого человека, чтобы этически грамотно отреагировать на них» . Нравственное воспоминание, являясь продолжением нравственного внимания, отбирает и воспроизводит тот материал, который связан с интересами другого человека, позволяя вовремя прийти на помощь, проявить заботу, участие с одной стороны, с другой стороны хранить память о добром отношении других людей.

Почтительность (нэмыс) - происходит от греческого слова «намус»- честь, совесть, репутация, доброе имя. Характеризуя отношения людей, основанных на уважении, любви, взаимопонимании, говорят: «В основе их отношений лежит нэмыс». Интересно, что слово «нэмыс» используется, также, как и у многих других народов, для обозначения этики и морали в целом в значении этикет/воспитанность. Нэмыс является тем щитом, который ограждает любого человека от непочтительного, неуважительного отношения. Вместе с тем, соблюдение почтительности к окружающим - необходимое условие благополучия человека: «Тот, кто почтителен, тот и счастлив».

Разум (акьыл ) в системе адыгской этики - это разум нравственный, социальный, который позволяет отличить добро от зла, моральное от аморального . В определенном смысле это особая адыгская ментальность. Это и критичное отношение к себе, оберегающее человека от забывчивости и заносчивости; чувство меры. «В дозах, превышающих меру, и лекарство яд» - гласит адыгская мудрость.

Мужество (л1ыгъэ) в адыгской этике представлено самым широким кругом нравственных понятий: это с одной стороны храбрость, решительность, стойкость, а с другой стороны - щедрость, человечность, справедливость, деликатность, снисходительность. Поэтому если проявление храбрости лишено нравственной основы, оно не является проявлением мужества. С мужеством связаны понятия чести и бесчестия, и высокая значимость общественного мнения, так называемой «публичной идентичности» . По мнению Б.Х. Бгажнокова, это «известный конформизм, основанный на желании быть и слыть мужественным, чтобы удовлетворить ожидания группы, добиться таким образом признания и авторитета» . Таким образом, мы вновь имеем дело с общественным мнением, являющимся важнейшим фактором регуляции поведения человека.

Необходимо обратить внимание, что в системе адыгства мужество никак не связано с агрессией и гневом: «из всех добродетелей самая лучшая и счастливая - сдержанность в гневе». Адыгское мужество - это прежде всего доблесть, стойкость, выносливость, сдержанность в гневе, мужество-благородство. Девизом мужества является афоризм: «Пусть не дарует мне судьба (удача) того, что я не заслужил своим мужеством» . Мужество - это стойкость, самообладание и выдержка, которые контролируют такие неприглядные внутренние порывы человека как малодушие, страх, отчаяние, страсть и др. Мужество - это еще и дипломатичность, снисходительность, умение прощать. Оно тесно связано с благородством.

Понятие «честь» (напэ ) в адыгской этике связано с понятиями «совесть» и «репутация». С ними тесно связана категория лица как «орган» чести и совести : «Мое лицо потеряно» - реагируют адыги на отклонение от принципов адыгской этики. Поскольку честь и достоинство в адыгском обществе имеют наивысшую цену, действия, направленные на дискредитацию личности приравниваются к посягательствам на человеческую жизнь. Честь - это также уместность, красота и гармония.

Анализируя честь как категорию адыгской этики, Б.Бгажноков вводит понятия интраидентичности («мое лицо») и интеридентичности («наше лицо»). Лицо есть совесть человека как внутренняя оценка своего поведения и стыд как «социальное чувство, являющееся проекцией коллективного мнения - социального морального кода» . Так как адыгская культура, как и другие культуры Северного Кавказа, относится к коллективистическим культурам, то крайне актуальной для человека является А/ы-идентичность. Моральная идентичность адыга ассоциируется с его этнической идентичностью.

С. Ляушева выделяет следующие структурные части «ады- гагьэ» :

1) мировоззренческие, в том числе нравственные, религиозные и эстетические представления, основывающиеся на космизации и сакрализации родовых и этногенетических связей и исходящие из священного этнического хронотопа - «земли предков». По мнению автора, это и миропонимание, и миросозерцание, и мирочувствование, и мироотно- шение.

«2) этические нормы, правила поведения, институционализированные в «адыгэ хабзэ»;

  • 3) художественное выражение и трансляция этнического хронотопа в символике народного творчества, в эпосе «Нарты», в языке и фольклоре;
  • 4) религиозные ритуалы и действия, воспринятые из мировых религий, но переосмысленные и подчиненные священному хронотопу;
  • 5) правовые нормы, определяющие внутренние и внешние законы жизни адыгского общества (например, адат)» .

Адыгство выполняет следующие функции: мировоззренческую, аксиологическую, коммуникативную, регулятивную, интегративную. При этом как специалисты, так и рядовые представители адыгского этноса подчеркивают, что адыгство - это живая изменяющая система, для которой свойственны «одной стороны, верность традиции, а с другой - требование изменений, в соответствии с изменяющимися условиями. Это, на первый взгляд, противоречивое «единство противоположностей» обеспечивает как традиционность, так и актуальность мировоззрения и мировосприятия. Поэтому систему Хабза иногда сравнивают с тысячелетним деревом, имеющим прочную основу, и вместе с тем, постоянно обновляющиеся, растущие ветви» . О современности и актуальности следования адыгэ хабзэ свидетельствует и тот факт, что хабзэ называют «идеологией успеха», требующей такого подхода, который обеспечит «наилучший результат в любом деле» . Этот тезис выглядит очень современно и направлен на стремящуюся к успешности молодую аудиторию.

С адыгством тесно связаны базовые ценности адыгской культуры: готовность прийти на помощь, чуткость, искусство понимания, предупредительность, чувство меры, страх нарушать нормы морали, деликатность и такт, а также способность пожертвовать собой ради нуждающегося .

А вот как определили основные принципы адыгской этики наши респонденты:

  • Человечность, почтительность, мужество, честь, разум.
  • Гуманизм.
  • Уважение к старшим.
  • Ответственность.
  • Гордость.
  • Гостеприимство.
  • Забота о других, поддержка.

Как видно из приведенных примеров, ответы респонденты совпадают с мнением специалистов.

Реализация адыгства в поведении происходит путем соблюдения норм адыгского этикета: адыгэ немые , адыгэ хабзэ, адыгэ шъэн- хабзэ. Адыгэ Хабзэ является не только моральным кодексом, но и этикетом адыгов, так как этикетные принципы соединяются с правовыми нормами. Он охватывает три типа социальных норм: коммуникативнобытовые (этикетные), обрядово-церемониальные, юридические .

В центре этикетных норм находятся такие как почитание старших, женщин, гостя, детей. Самоуважение, скромность и сдержанность являются непременным компонентом этикета.

Основными целями воспитания детей кабардинские респонденты назвали: Научить их быть человечными (каб, муж.); Воспитать в них патриотизм, уважение к старшим, милосердие, приучить к вере (каб., жен.); Уважение, честность, скромность, честолюбие (каб., жен.); Уважение к другим (каб.,муж.); Привить любовь к своему языку, традициям, научить относиться к окружающим с должным уважением (каб., жен.); Научить детей не лгать, быть дружелюбными, обучать их религии (каб., жен.).

На основе общеадыгского морального кодекса формируются кодексы отдельных семей. Так, например, нам удалось проанализировать современный Кодекс жизни кабардинского рода Ируговых (предоставленный Б.С. Ируговым, главой рода, проживающим в Москве). Кодекс, в частности, гласит: «...настоящим свидетельствуем свое уважение нашим предкам и нашим будущим потомкам, нашим близким и дальним родственникам, законам страны проживания, национальным обычаям, религиозным канонам, и совершенно осознанно и добровольно принимаем на себя обязательства, провозглашенные настоящим кодексом». Основными обязательствами, провозглашенными кодексом, являются: уважение друг друга, взаимопомощь, преумножение благополучия семьи и рода, равноправие в сочетании с уважением к старшим, сочувствие, забота и ответственность. Подробно описана процедура добровольного подписания Кодекса жизни и отказа от его выполнения.

Воспитание детей и молодежи в русле базовых понятий адыгства происходит как в семье, так и в образовательных учреждениях всех ступеней в рамках национально-регионального компонента. В республиках (Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии) издаются учебные пособия по народной этике и этикету , нормам Адыгэ Хабзэ. В образовательных учреждениях организуются музеи и уголки народной культуры, факультативно ведутся уроки этики и этикета. Большая работа по воспитанию в русле национальных традиций проводится в рамках изучения родного языка и литературы. Сами педагоги ключевыми нормами Адыгэ Хабзэ, которые можно формировать у современных детей, считают сдержанность, уважение к старшим, непрекосло- вие, взвешенность, наличие определенного этикета поведения при взаимоотношениях между мужчинами и женщинами . Огромным уважением пользуется преподаватель черкесского языка и литературы гимназии №5 г. Черкесска, заслуженный учитель Карачаево-Черкесской Республики Кукля Джамбековна Киржинова . Она - автор элективного курса «Адыгский этикет как часть мировой культуры». »В кабинете черкесского языка ею собран и систематизирован уникальный материал по истории и культуре народов КЧР, создан этнографический музей с государственным статусом, где работает организованная ею же Народная студия, которая развивает художественные, эстетические способности детей средствами родного языка» .

Тема адыгской этики и основанных на ней нормах адыгского поведения воспевается в современной адыгской поэзии. Так, например Ю.А.Гедыгушев в газете «Адыги Ставрополья» формулирует свое видение «Кодекса поведения современного адыга:

Желать другим того, что желаешь себе,

Всегда быть справедливым,

Быть терпеливым во всех отношениях,

Прощать, быть великодушным, не искать недостатков у других, Уметь сдерживать гнев,

Уметь держать данное слово, выполнять договоренности, Оставаться на праведном пути,

Быть доверительным,

Быть таким, каким выглядишь, и выглядеть таким, какой есть,

К младшим - с любовью, к старшим - с уважением.

Сторониться гордыни и быть скромным,

Сторониться скупости, алчности и быть щедрым,

Быть внимательным в сохранении данного Аллахом здоровья, Проводить свободное время в благих делах .

Анализ представленного текста показывает, что отраженные в нем моральные ценности - это ценности общечеловеческие, универсальные, равным образом светские и религиозные, православные и мусульманские. Несмотря на то, что важнейшим источником норм морали и нравственности адыгов является ислам (об этом свидетельствуют и ответы наших респондентов), тем не менее, по оценкам специалистов, «в современных общеобразовательных школах уроки об исламе, в т.ч. и о моральных нормах ислама, проводятся редко и осторожно. В прежние годы в школах... преподавался «исламский этикет»... Но позднее он было отменен из-за появившегося «ваххабитского» движения» . Пропаганда исламских ценностей не особо популярна среди адыгской молодежи, которая считает, что соблюдение религиозного образа жизни весьма затруднительно и связано с целым рядом непосильных для современного человека ограничений. Кроме того, исламская идеология в адыгской национальной среде часто воспринимается как конкурентная по отношению к национально-традиционной. Против укрепления исламской морали выступают национальные лидеры (т.н. хабзисты ), в адыгском обществе ведется достаточно напряженная дискуссия между последователями Хабзе и ислама , иногда имеющая весьма драматические последствия. Так, председатель телестудии «Черкесск» И.Х. Гашоков отмечает, что «черкесам ислам не нужен» . В этой связи интересно мнение Б.Х. Бгажнокова о том, что адыгагьэ даровано людям Аллахом, чтобы соблюдающих законы адыгагьэ вознаградить раем . При этом молодые сторонники Адыгэ Хабзэ не ассоциируют его с исламом, считая самостоятельной морально-этической системой, возвращая черкесов к исконной религии - монотеизму с почитанием Единого бога Тхьа . По мнению одного из молодых лидеров черкесского национального движения, «хабзизм в черкесской среде победит. Потому что Хабзэ является частью и главным идентификатором самоопределения Черкеса. Другое дело одни Хабзэ воспринимают некой философской этической нормой, дополняющий, например, ислам, а другие религиозно-философской этической, законченной идеологией"«.

О взаимоотношениях шариата и адыгэ хабзэ свидетельствют результаты опросов. Так, опрос, проведенный среди адыгов, проживающих в Адыгее 2 , показал, что «40% респондентов считает, что нормы ислама и адыгства в основном совпадают и еще 6% - что они совпадают полностью. Лишь 14% опрошенных считают, что традиционная нормативно-культурная система адыгов главнее, и около 8% опрошенных сочло, что «ислам выше традиционной культуры.. Большинство опрошенных (56%) указало, что для них нормы адыгэ хабзэ предпочтительнее. Около 30% сочло, что адыгэ хабзэ совместим с шариатом. Однако 6% считают, что шариат предпочтительнее» 3 .

Какие же принципы адыгской этики и этикета отразились в чертах характера, которые наши респонденты назвали как позитивные? Честь, человечность, мужество - вот одни из самых часто называемых респондентами положительных качеств. Интересно, что они воспринимаются в качестве положительного абсолюта, эталона; к ним не были названы отрицательные пары-антонимы. Т.е. современный адыг даже не может допустить, чтобы у представителя своего народа отсутствовали честь, человечность и мужество, у этих качеств не нашлось качеств-антонимов.

Основные черты характера адыгов

Таблица 7

Позитивные черты характера

Негативные черты характера

Терпимость, толерантность

Сдержанность, скромность, аскетизм, стеснительность

чрезмерная гордость, высокомерие, горды- ня/мания вели-

чия/самомнение/кичливость/заносчивость; Эгоизм, самолюбие, самовлюбленность / слишком высокое самомнение/ эгоцен- тризм/самовосхищение/завышенная само- оценка/бахвальство

Этика, вежливость, воспитанность/ воспитание

Грубость, оскорбления, хамство/разговор матом у парней, хотя встречается и у деву- шек/сквернословие; Вспыльчивость, воинственность, конфликтность /горячая кровь /горячая голова, горячая кровь

  • 1 Отрывок из интервью.
  • 2 http://valerytishkov.ru/engine/documents/document2040.doc дата обращения 14.03.16)
  • 3 http://valerytishkov.ru/engine/documents/document2040.doc дата обращения 14.03.16)

Сострадание, доброта, отзывчивость/ сочувствие к другим

Разобщенность / каждый сам за себя / нет сплоченности/индивидуализм крайний

Верность (верность долгу и слову), преданность / хозяин своего слова

Предательство, подлость; Лживость, обман, вранье

Патриотизм, любовь к Родине/ гордость за свою националь- ность/любовь к своему наро- ду/преданность своему наро- ду/готовность защитить свою семью и Родину

Национализм / нетолерантность/неуважение к другим национальностям/нацизм

Благодушие, добродушие, доброжелательность, миролюбие, радушие, дружелюбие

Агрессивность, жестокость, злость, нена- висть/желчь

Уважение к старшим, стойкость духа (сила духа), неуступчивость, принципиальность, прямота /устойчивость/непреклонность (у мужчин); смелость, храбрость, отвага; сохранение традиций / верность традициям / соблюдение обычаев/ уважение к обычаям/стремление соответствовать адатам/верность своей культуре; гостеприимство; порядочность, нравственность; терпение были названы нашими респондентами в качестве абсолютных положительных качеств. Как и в ответах респондентов других этнических групп, в ответах черкесов отразился положительный автостереотип; отрицательных черт характера было названо очень мало.

Исследователи отмечают, что старшее поколение адыгов соблюдает основные нормы Адыгэ Хабзэ: уважение к старшим, уважение к родителям, скромность. Частично сохраняются также обычаи избегания: так, например, у адыгейцев муж не встречается с родственниками жены; не принято ласкать или напротив, наказывать детей в присутствии старших родственников . Однако молодежь в большей степени подвержена глобализации и в своем поведении ориентируется на западную модель.

В психологическом контексте важно отметить еще и тот факт, что традиционная этика, по мнению самих адыгов, - это культура стыда: общественное мнение удерживает человека от дурных поступков . «Адыгство держится на мужестве, чести, стыде»; «Если в человеке нет скромности и стыда, то, следовательно, в нем нет и адыгства» - мнения самих адыгов .

Таким образом, нормы традиционной этики и этикета наряду с нормами ислама, а также традициями и обычаями регулируют социо- типическое поведение представителей северокавказских этносов. Нередко эти правовые и этические системы дополняют другу друга; в определённых случаях вступают в противоречие. С целью выяснения характера отношений между различными системами, регулирующими социотипическое поведение наших респондентов, мы задали им следующий вопрос: «Как Вы считаете, чем должно, прежде всего, регулироваться ваше поведение в настоящее время (расставьте цифры от 1 до 5 в порядке повышения значимости: 1 - наименее важное, 5 - самое важное):

  • Законами шариата;
  • Общегосударственными законами;
  • Национальными обычаями и традициями;
  • Нормами национальной этики;
  • Нормами и требованиями своего рода/тейпа 1 (тайпа 2).

Ответы на этот вопрос можно увидеть в таблице № 8.

Таблица 8

Распределение ответов на вопрос «Чем должно, прежде всего, регулироваться ваше поведение в настоящее время» (представлены средние значения в баллах)

Этническая

Законами шариата

Общегосударственными

законами

Национальными обычаями и традициями

Нормами национальной эгики

Нормами и требованиями своего рода/ гейна

Карачаевцы

Балкарцы

  • 1 Современный ингушский тейп - это кровнородственное объединение, в котором соблюдаются принципы экзогамии, т.е. запрет на вступление в брак с представителями своего тейпа.
  • 2 Чеченский тайп - «это нс классический род, а братство - ассоциация родственных и не родственных (социальных) групп, объединенных едиными социальными, экономическими интересами и мифологическим родством». По Натасв С.А. Тайп как форма социальной организации // Чеченцы / отв. рсд. Л.Т. Соловьева, В.А. Тишков, З.И. Хасбулатова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Комплексный научно-исследовательский ин-т им. Х.И. Ибрагимова РАН. - М. : Наука, 2012. С. 288- 289.

В ответах на вопрос четко отразился полиюридизм, сложившийся как механизм регуляции общественного поведения на Северном Кавказе. Полиюридизм (правовой плюрализм) - такая правовая ситуация, когда параллельно действуют нормы обычного права (адаты), законы шариата и система современного российского законодательства 1 . Специфика общественной жизни северокавказских народов такова, что различные правовые системы дополняют друг друга. Факты юридического плюрализма не являются уникальной чертой современного российского Кавказа; они в той или иной степени наличествуют в Японии, США, Швейцарии, Франции. Для народов мира, исповедующих ислам, эта ситуация тоже является достаточно распространенной.

Из табл.8 видно, что в различных группах респондентов баллы распределились по-разному. Законами шариата предпочитают руководствоваться ингуши и представители карачаево-балкарского этноса. Наивысший балл по предпочтениям традиций поставили чеченцы, адыги и ингуши. Ориентируются на свой род в большей степени адыги и балкарцы. В этих обществах понятие рода связано не только с понятием родства, сколько с родовитостью, проистекающей из сословных различий, исторически сложившихся в обществах Северо-Западного Кавказа. Высокая статистическая достоверность различий обнаружена по предпочтению законов шариата (р=0,000) и общегосударственных законов (р=0,003) между адыгами и ингушами, по предпочтению традиций и обычаев между карачаевцами и чеченцами (р=0,01), балкарцами и чеченцами (р=0,009), по нормам и требованиям своего тайпа/рода между балкарцами и чеченцами (р=0,001), адыгами и чеченцами (р=0,000), адыгами и ингушами (р=0,003).

Ранговая структура регуляторов поведения респондентов

Таблица 9

Место в ранговой структуре

Карачаевцы

Балкарцы

Традиции

Традиции

Традиции

Нормы этики

Традиции

Традиции

Нормы этики

Нормы этики

Гос. законы

Гос. законы

Гос. законы Шариат

Нормы этики

Нормы этики

Гос. законы

Гос. законы

Детальный анализ регуляторов поведения позволил выстроить ранговую структуру регуляторов социотипического поведения (см. табл.9). Законы шариата оказались на первом месте у ингушей и представителей карачаево-балкарского этноса, а традиции и обычаи - у адыгов и чеченцев. Примечательно, что у адыгов законы шариата оказались на последнем месте, что свидетельствует, как было показано выше, о невысоком уровне религиозности адыгского общества. Важнейшими регуляторами социального поведения для адыгов наряду с традициями и обычаями являются нормы адыгской этики Адыгэ Хабзэ. У вайнахов, карачаевцев и балкарцев тесно переплетаются в единое целое религиозные и традиционные общественные нормы.

Итак, проведенное исследование, направленное на изучение основных источников духовно-нравственного воспитания в культурах Северного Кавказа, показало, что основными источниками духовно-нравственного воспитания в культурах Северного Кавказа являются ислам и традиционные моральные кодексы - этнические этические системы, в которых отражаются ценности культуры, ее нравственные идеалы. Моральные нормы и ценности, отраженные в национальном фольклоре и литературе, до недавнего времени имели неписанный характер. В настоящее время моральные кодексы народов Кавказа отражены в соответствующих изданиях, подготовленных учеными на основе глубокого анализа этических норм и ценностей, фольклора и литературы.

Духовно-нравственное воспитание большинства народов Северного Кавказа строится на религиозной основе и базируется на моральных и ценностных нормах ислама. При этом существуют особенности взаимоотношений народных этических кодексов с религиозной системой ислама; так, в частности в адыгском обществе некоторые приверженцы адыгской этики отрицают ее связь с исламом, считая самостоятельным философско-этическим учением Хабзэ, частью которого является традиционная религия черкесов - монотеизм со стройной системой почитания Единого бога Тхьа 1 . В этических системах других народов (чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев) этическая система базируется на нормах ислама и тесно с ними связана.

Почтительность проявляется в определенном типе поведения, превращаясь из виртуальной формы в актуальную. Поэтому вводится понятие почтительного или этикетного образа действий - нэмыскIэ гъэнщIа зекIуэкIэ. Чтобы выяснить, в чем его специфика, необходимо ответить на два вопроса: 1) как и 2) кого в особенности обязывает почитать (уважать) адыгский этикет?

Первый вопрос связан с представлениями об общем настрое (или тональности) этикетного поведения, о характере или этическом значении соответствующих данному настрою средств и приемов общения. Опыт показывает, что в этом смысле наибольшую социальную значимость имеют такие установки и параметры общения, как благожелательность, скромность и толерантность, артистизм.

Для ответа на второй из поставленных вопросов нужно обозначить круг лиц, заслуживающих наибольшего внимания и уважения. Прежде всего это старшие (по возрасту и рангу), женщины, гости, родственники, дети и, наконец, Ego - субъект этикетных действий. Адыгский этикет обязывает быть почтительным, уважительным со всеми, но в первую очередь с названными здесь шестью категориями лиц. Это наиболее значительные фигуры на общем фоне этикетного мышления и поведения.

Таким образом, в основе адыгского этикета девять конструктивных принципов, из которых первые три являются технологическими, а шесть других - персонифицирующими:

Каждый принцип порождает множество стандартных средств и приемов почтительного поведения в конкретных жизненных ситуациях и положениях. Это тысячи, десятки тысяч единиц; недаром адыгский этикет относят к числу наиболее сложных и детально разработанных, наряду с китайским, японским, английским этикетом. Чем лучше человек знает правила адыгской вежливости, тем больше у него шансов прослыть нравственно полноценной личностью, человеком, в котором есть нэмыс. Но дело не только в этом. Знающий, но не исполняющий различные пункты этикета, считается лишенным почтительности. Нэмыс и адыгагъэ это система нравственно аргументированных действий и поступков.

Важное символическое и стилеобразующее значение приобретает сам по себе адыгский язык. Требуется, чтобы речевые стандарты выражения почтительности облекались в близкую, понятную и более всего для этого приспособленную форму родного языка - адыгэбзэ. В системе адыгской этики это не просто родной, но прежде всего куртуазный, нравственно полновесный и внушительный язык. Высказывание Адыгэбзэ къызжиIaщ - "Адыгским языком со мной разговаривал" означает, что с человеком общались приветливо, тепло, изысканно вежливо. И напротив, когда говорят: Адыгэбзэ кIэрыпхыштэп - "Адыгского языка от него не дождешься", имеют в виду человека неблаговоспитанного, лишенного адыгства.

Для точного исполнения принципов и норм адыгского этикета необходимо в совершенстве владеть родным языком, знать все его тонкости, в особенности слова и обороты речи, выражающие почтительность.

Большое внимание уделяется также умению выбрать самые выигрышные и впечатляющие стандарты общения, сделать так, чтобы манера исполнения предписанных норм была яркой, выразительной, артистичной. Это способствовало формированию необычайно изысканного стиля поведения, на что неизменно обращали внимание бытописатели Черкесии. К примеру, англичанин Дж. Белл, в течение трех лет (1837-1839) живший среди адыгов, писал: "По всему тому, что я видел, я смотрю на черкесов в массе своей как на самый вежливый от природы народ, который я когда-либо знал или о котором когда-либо читал" (Bell 1840: 59). Корреспондент лондонской газеты "Таймс" Дж. Лонгворт в тот же период пробыл в Черкесии около года и оставил аналогичные отзывы, ср.: "Ни в какой другой стране мира манера поведения людей не является столь же спокойной и достойной" (Longwort 1940: 240). Неоднократно подчеркивалось, что в этой манере не было тени плохой игры и фальши, что каждое движение было естественно, органично. Замечательный русский этнолог Л. Я. Люлье объяснял "тайну" такого искусства наличием у адыгов "какого-то инстинкта, придающего им в обращении вид благородства и пристойности" (Люлье 1859: 34). А польский офицер Т. Лапинский, около четырех лет сражавшийся в рядах черкесской армии, называл адыгов "одним из прекраснейших и от природы интеллигентнейших народов" (Лапинский 1995: 87).

В таком же духе отзываются об адыгском этикете современные исследователи, применяя к нему эпитет "комильфотный", то есть благопристойный, тонкий, соответствующий правилам светского приличия (Абаев 1949: 88), "куртуазный" - изысканно-вежливый, учтивый (Налоев 1978: 69) и т. п. И в самом деле, адыгов можно выделить из толпы - по походке, по манере стоять, сидеть, разговаривать, жестикулировать, смотреть, принимать пищу, одеваться, даже молчать. На все случаи жизни имеются конкретные, этически и эстетически значимые правила, ограничения. Но есть и рекомендации общего характера, замечательные по самой постановке, например: Пцэ мэузы фэдэу шхэ, уинэ мэузы фэдэу плъэ, плъакъо мэуз фэдэу кIо - "Кушай так, словно у тебя болят зубы, смотри так, словно у тебя болят глаза, ходи так, словно у тебя болят ноги"; Цызэм фэдэу зекIо, чэтыум фэдэу зыгъаз - "Ходи как белка, поворачивайся как кошка". Так наставляли обычно девушек, манеры которых должны были отличаться особым изяществом, и я вспоминаю в связи с этим целый ряд других аналогичных высказываний. Например, сравнение красивой походки с походкой усталой собаки или рекомендацию "смотреть словно слепая и ходить словно глухая" - Нэшъум фэдэу плъэ, дэгум фэдэу зекIо.

Особенность артистичного поведения состоит еще и в том, что правила взаимного обхождения выполняются с использованием каких-либо дополнительных - ярких и красочных приемов. В таких случаях человек затрачивает больше времени, сил, средств, и это уже само по себе воспринимается как проявление особого почтения к окружающим. Значит, человек ценит и чтит других людей, считается с их мнением и вместе с тем ценит и уважает себя самого. Словом, ему небезразлично, какое впечатление он произведет на окружающих. В таких случаях этическая ценность социальных действий обогащается эстетической ценностью, что в целом является одной из наиболее характерных черт этикетного поведения.

Безусловно, во всем этом есть элемент игры. К тому же эффектные слова, движения, жесты могут быть использованы и для маскировки отнюдь не благожелательной настроенности. Но из этого не следует, что между этикой и этикетом дистанция огромного размера. Обычно простая учтивость, предполагающая только знание манер, трансформируется в истинную вежливость, становится внутренним условием деятельности. Будучи выражением морально-этических идей и установок, этикет поддерживает в обществе необходимый уровень благожелательности, оказывая на мораль обратное позитивное действие. В конечном итоге все зависит от нравственного состояния социума. Поэтому кризис или упадок морали неизбежно влечет за собой кризис этикета. На это указывал русский этнолог С. М. Широкогоров: "Людям, лишенным морали,- пишет он, - слова убеждения уважать личность другого человека и внешние проявления уважения к ней могут казаться наивными и бессмысленными, но для людей, признающих понятие морали, и слова убеждения, и внешние проявления уважения личности полны глубокого смысла и влияния, так как являются лишь частью целой системы мышления" (Широкогоров 1919: 51).




Top