Здание рядом с памятником калашникову. Город истуканов: Лужков, Гельман и Гиркин о памятнике Калашникову

Итак, в Москве максимально торжественно открыт памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову. Памятник представляет собой огромную шестиметровую фигуру с автоматом в руках, причем автомат фигура держит бережно, «как скрипку Страдивари». Так, во всяком случае, представляется автору памятника Салавату Щербакову, из чего можно заключить, что Салават Щербаков видел скрипку, может быть, даже и не один раз. Хотя достоверно воплотить родившийся в своем воображении образ, как мне кажется, все-таки не смог, а потому и не все увидевшие сумеют получившийся автомат перепутать со скрипкой, как, оказывается, было задумано.

Еще скульптор Щербаков рассказал, что попытался отразить в памятнике тему вечного противостояния добра и зла.

Для чего за спиной Калашникова со скрипкой некто на коне пронзает копьем поганого змея. Всадника я идентифицировал как Георгия Победоносца; их в Москве, по моим наблюдениям, скоро будет не меньше, чем скульптурных изображений В. И. Ленина (по официальным данным, сейчас осталось чуть более ста).

Место для памятника выбрали, особо не заморачиваясь: в Оружейном (а каком еще?) переулке, коротенькой улочке, параллельной Садовому кольцу. Ничем, кроме названия, место ни с оружием, ни тем более с Калашниковым не связано. Писатель Денис Драгунский в связи с этим здраво заметил : «Уверяю вас: если бы на Фрунзенской набережной, в обширном сквере рядом с Министерством обороны возвели художественно качественный памятник Калашникову, да не ему одному, а еще и самым знаменитым конструкторам ракет, бомб, пушек, танков, самолетов, подлодок, уверяю вас, это не вызвало бы никакой критики. Был бы такой сквер памяти оружейников рядом с Минобороны. Очень уместно. Памятник Чайковскому стоит у Консерватории. Репину — вблизи Третьяковки. Островскому — у Малого театра. Станиславскому и Немировичу — у МХАТа. Высоцкому — рядом с прославленным в его песне Большим Каретным...»

Ну это ведь сначала подумать надо — где какой памятник ставить… Уверяю вас: если бы на Фрунзенской набережной в обширном сквере рядом с Министерством обороны возвели художественно качественный памятник Калашникову, — это не вызвало бы никакой критики. Был бы такой сквер памяти оружейников, рядом с Минобороны. Очень уместно.

Одним словом, памятник Калашникову естественным образом занял место в ряду монстров, украсивших столицу за последнее время, и вызвал оценки, в общем-то, ожидаемые и однозначные. Интернет, тот и вовсе переполнен определениями, которые наши парламентарии употреблять запрещают категорически. Но в ответ на критические отзывы по поводу художественных достоинств «Калашникова» создатель монумента заявил, что работу профессионалов не должны судить дилетанты. .

«Никакой танцор или певец не будет слушать мнение скульптора, как он станцевал или спел. Это профессия, и не надо в нее лезть. Даже мы, профессионалы, себя скромно ведем и не абсолютизируем все как истину в последней инстанции. Многим памятник нравится»

Этот призыв создателя монумента к профессионалам — обсудить его творение — представляется мне опрометчивым, чреватым возможными огорчениями: не только с дилетантами, но и со специалистами, пока можно было задуманное остановить, никто не посоветовался.

В свою очередь поэт Лев Рубинштейн обратил внимание на важную закономерность: когда «дилетанты» ругают твое произведение, то они, разумеется, дилетанты. А если они же хвалят, то они уже не дилетанты, а народ.

И тем более важно, что среди тех «многих», кому «памятник нравится» — заказчики (Военно-историческое общество) и хозяева площадки в центре столицы (московская мэрия).

И еще. Сообщается, что установка памятника обошлась в 35 млн руб. Для сбора средств в сентябре 2016 года Военно-историческое общество запустило специальную акцию, однако удалось собрать всего 26 тыс. руб. Другие источники финансирования неизвестны.

Вот и все, собственно, о памятнике. Но нежданные торжества в Оружейном переулке дали повод порассуждать и о том, насколько допустимо прославлять создателей оружия вообще и достоин ли памятника сам Михаил Тимофеевич. Немедленно объявилось множество желающих сравнить АК-47 с другими знаменитыми образцами жанра, подозрительные похожести («Все ключевые решения АК были заимствованы у систем других конструкторов. Устройство автоматики и запирания ствола были скопированы у американской самозарядной винтовки M1 Garand конструкции Джона Гаранда…»). Они же напомнили, что образования у Калашникова было пять классов, что чертить он не умел, что после войны в Ижевск были перемещены «трофейные» немецкие оружейники во главе с самим Хуго Шмайссером (не они ли и создали прославленный советский автомат?)…

«Он украл не оружие, не чертежи — он украл всемирную славу, социальный статус, он был никем, а стал всем за счет других. Он — символ режима и страны, сотканных из мифов и лжи. А так — что ж, всю жизнь носил маску доброго дядечки, скромного оружейника, советского Кулибина. Деревенский хитрован. Правильный самопиарщик…»

Сам я общался с Калашниковым один раз и недолго. Ни «деревенским хитрованом», ни «правильным самопиарщиком» он мне не показался. Он был генерал-лейтенантом и дважды Героем, но все известные мне генерал-лейтенанты жили значительно богаче его, он не носил маску, а действительно был скромен. Я не в состоянии оценить, кто и что позаимствовал при создании автомата, но мне очевидно: разоблачители конструктора замечательно эмоциональны, но реальных доводов у них (по моим наблюдениям) значительно меньше, чем, скажем, у тех, кто обвиняет в плагиате Нобелевского лауреата Шолохова. Наверное, потому, что АКМ держал в руках каждый, а «Тихий Дон» — нет.

Сам же Калашников не раз говорил, что никакого чувства гордости за то, что является конструктором оружия, несшего смерть тысячам и тысячам людей, он не испытывал, что предпочел бы славу изобретателя газонокосилки. Звенящих металлом патриотических речей старался не произносить. И по человеческому настрою ближе ему, как мне кажется, был бы памятник типа знаменитого револьвера с завязанным узлом дулом — у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Решусь со всей определенностью утверждать, что ликующим милитаристом с постамента в Оружейном переулке Михаил Тимофеевич никак не был.

И все-таки.

Не так давно какие-то ушлые американцы составили список «ста гениев ХХ века», в который «от России» вошли всего трое: шахматист Каспаров, математик Перельман и оружейник Калашников. По каким критериям оценивалась их гениальность, мне неизвестно, и никаких далеко идущих выводов я бы на основании таких рейтингов, разумеется, не делал. Но ведь, согласитесь, показательно: с чем наша страна ассоциируется в первую очередь, какие ее достижения считаются непревзойденными, чем мы сами вправе гордиться и гордимся.

Мединский одним из «культурных брендов России»; конечно, у Мединского свои особенные представления о культуре, но слово «бренд» он употребил совершенно уместно. Самое распространенное стрелковое оружие на планете!.. Нет числа благодарным пользователям на всех континентах! Госкомпания «Рособоронэкспорт» объявила, что только с начала 2017 года подписано семь новых контрактов на поставку за рубеж более ста тысяч этих неприхотливых и безотказных постпредов отечественного гуманизма.

Нет, при всей моей человеческой симпатии к Калашникову я бы все-таки предпочел, чтобы Россию узнавали по Перельману.

Ну и последнее. В Ижевске, где Михаила Тимофеевича знают все и все доподлинно знают ему цену, памятник у музея его имени — маленький и уютный. В городе есть и еще два памятника оружейникам, из которых один лично мне особенно нравится. Самым выдающимся мастерам здесь когда-то присваивались зеленые кафтаны и зеленые же цилиндры, отчего их уважительно именовали «кафтанщиками» и «крокодилами». Так что это вовсе не Гена из мультфильма, как думают некоторые проезжие. Тем более он без автомата... Мединский был бы в шоке.

P.S.

Ну и, конечно, совершенно невообразимый финал этой истории.

Уже на второй день после торжественного открытия историк Юрий Пашолок

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS

Памятник оружейнику Михаилу Калашникову, который держит в руках автомат своего изобретения, ставший известным во всем мире, установили в Москве на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц.

Скульптора выбрал глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов, а инициатива установки памятника принадлежала ему и Российскому военно-историческому обществу (РВИО), почетным членом которого числится Чемезов.

"Бывает так, что заказчик хочет работать с определенным архитектором. У нас был закрытый конкурс. Чемезов хотел Салавата. Других участников не было", - рассказывал исполнительный директор РВИО Владислав Кононов.

Как и памятник Владимиру, размеры которого пришлось уменьшить после скандала, фигура Калашникова с автоматом в руках в центре Москвы вызвала противоречивые оценки.

Наверное, его стоило бы устанавливать на его родине. Там есть музей Юрий Лужков, бывший мэр Москвы

На открытии памятника были Чемезов, министр культуры России Владимир Мединский, скульптор Зураб Церетели, дочь оружейника Елена Калашникова.

"Михаил Калашников - это в какой-то степени Кулибин XX века, воплощение самых лучших черт русского человека", - сказал Мединский. Автомат Калашникова - "настоящий, можно сказать, культурный бренд России", считает министр.

Русская служба Би-би-си узнала, какие чувства испытывают в связи с установкой памятника Калашникову бывший мэр Москвы, воевавший в Донбассе бывший офицер, галерист, скульптор и декан факультета истории искусств.

Юрий Лужков, бывший мэр Москвы

Я отношусь к Калашникову и памяти о нем по-доброму. Я думаю, что увековечить память этого человека необходимо.

Что касается памятника Калашникову… Наверное, его стоило бы устанавливать на его родине. Там есть музей и можно было бы поставить не только саму фигуру, но и сделать какую-то композицию.

Человек ходит по городу и видит только бронзовых истуканов. Скульптур, которые формирует не кладбищенский облик, просто нет Марат Гельман, галерист

Москвичи и россияне уважают Калашникова, и его память является ценной для всех. Но памятник надо было ставить на родине или там, где он творил свое оружие.

Сейчас львиная доля бюджета тратится на вооружение. И это является продолжением линии, которая отрабатывается в таком воинственном духе.

Такая фигура с автоматом была уместна на Поклонной горе, например, а не в этом мирном месте, которое было выбрано.

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS Image caption Высота монумента Салавата Щербакова составила 7,5 метра

Марат Гельман, галерист

Продолжается традиция превращения Москвы в кладбище. Не появилось ни одной скульптуры, которая представляла бы собой не бронзовую чурку человека с подписью.

Хотя это лучше чем то, что делал Зураб Церетели, потому что он не такой огромный Марат Гельман, галерист

Человек ходит по городу и видит только бронзовых истуканов. Скульптур, которые формируют не кладбищенский облик, просто нет. Хотя во всем мире такие скульптуры есть.

Сам памятник, конечно, унылый и скучный. Хотя это лучше, чем то, что делал Зураб Церетели, потому что он не такой огромный. В большой перспективе это город не портит.

Болезнь нынешней власти - это историзм. Власть смотрит в прошлое и пытается его активно менять, в том числе с помощью таких вот памятников. Это делается, чтобы следующему поколению было сложно перечеркнуть эти взгляды - демонтировать такой памятник почти так же дорого, как его монтировать.

То, что власть играет в этот историзм, это еще ничего, но вот город жалко.

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS Image caption Открыла монумент дочь оружейника Елена Калашникова

Игорь Гиркин (Стрелков), бывший российский офицер, участник боевых действий на Украине

Калашникова возводят на уровень матрешки, а он был неплохой оружейный конструктор.

У меня нет особой позиции - ну стоит он и пусть стоит.

Но, на мой взгляд, следовало властям заниматься делом, а не ставить памятники героям прошлого. Нужно сосредоточиться на насущных делах, на том, что есть сейчас, а не на прославлении прошлого.

У дороги, где проезжают тысячи машин, ставить человека с автоматом мне кажется бестактным Георгий Франгулян, скульптор

Да, это были реальные герои, великие деятели, но своих что-то не видно.

У Гумилева было такое понятие - "мемориальная стадия". Это когда государство сосредотачивает свое внимание на великом прошлом и игнорирует вызовы настоящего.

Image caption Инициатива установки принадлежала Сергею Чемезову из "Ростеха"

Георгий Франгулян, скульптор

Не хотелось бы говорить о коллегах… Но я считаю, что место для памятника было выбрано неудачно.

У дороги, где проезжают тысячи машин, ставить человека с автоматом мне кажется бестактным. Это выглядит как угроза.

Сам образ человека, достойного и уважаемого, получает негативное звучание. В другом месте и другого размера - это было бы хорошо.

Илья Доронченков, декан факультета истории искусств Европейского университета в Петербурге

Очевидно, что фигуру Калашникову надо отметить. Другой вопрос, насколько уместен памятник человеку, производящему оружие.

Памятник поставлен человеком, который отметил Москву Владимиром. Вопрос о том, насколько стоит одному автору настолько присутствовать в городе, тоже для меня есть.

Лично для меня нет однозначного решения на тему того, как увековечивать оружейников.

Понятно, что Калашников - это символ советской и русской промышленности и военной мощи. Но если бы я принимал решение об установке, не знаю, как и каким бы я его сделал, где поставил - в Москве, в Ижевске.

Пропорционально памятник не слишком бросается в глаза в том месте, где он установлен. Я сам ожидал более резкого контраста с Садовым кольцом. Сам памятник вживую я пока не видел, делать какие-то оценки было бы не совсем корректно.

Пока можно сказать только то, что мы получили еще один постсоветский памятник, который идеологически и эстетически принадлежит той инерции, которая продолжает традиции фигуративной скульптуры позднесоветского времени.

Этот новый городской монумент стоит признать выдающимся за то, чем он не является. Это не памятник скромному человеку, который создал простое, дешевое и надежное оружие, сыгравшее ключевую роль в борьбе оппозиций со всевозможными режимами и ставшее символом повстанческого движения во всем мире, - революционеры помещают автомат Калашникова на свои гербы и флаги. Статуя также не является попыткой увековечить самый знаменитый русский бренд или отразить терзания Михаила Тимофеевича, который понимал, какое количество страдания принесло его имя на эту планету.

Бессмысленно задавать вопросы по поводу мотивов авторов памятника и тех, кто принял решение разместить его в Оружейном переулке (это глава «Ростеха» Сергей Чемезов и министр культуры Владимир Мединский). Например, почему крылатый архангел Михаил на крылатом же коне изображен как святой Георгий с копьем ? И какая тут связь с Ижевском? И почему там рядом навалена уйма штурмовых винтовок на манер похоронных букетов? Или почему скульптор Салават Щербаков изобразил Калашникова больше похожим на коммандо, чем на инженера-оружейника? Пускай это разбирают религиоведы и психоаналитики, потому что логичнее всего интерпретировать памятник как проявление всех комплексов российской власти.

Вместе с бесчисленным множеством скульптур и , испортившим виды на город за последние несколько лет, - от , памятника и гиперреалистичных статуй в Александровском саду до типовых граффити с древнерусскими богатырями - эта волна монументальной пропаганды не несет с собой какую-то особую идеологию или эстетику. Сегодняшней российской номенклатуре удается создавать поразительно незапоминающиеся вещи, и в деле подъема патриотических чувств у этих произведений не больше шансов заразить сердца любовью к родине, чем у протокольной речи какого-нибудь провинциального губернатора на 9 Мая.

Поразительно другое: то, что городская администрация одной рукой перерезает ленточку на открытии передового , а второй - насаждает в городе пещерный патриотизм. Однако, возможно, «Зарядье» и Калашников не такие уж разные явления. Да, парк, обошедшийся в 14 миллиардов, на который, как выяснилось, придется потратить еще 10, выглядит симпатичнее, чем мужик с автоматом. Но появился он в Москве таким же волшебным образом, как и Калашников, и ему также не хватает убедительности.

Кто знает, может быть, я не прав и памятник Калашникову состарится так же естественно, как церетелиевский Петр, которому уже 20 лет. Я, кстати, не всегда симпатизировал стометровому Петру. Наша первая встреча с ним произошла во время лужковских празднований . Я был тогда бедным иностранным студентом, и за несколько часов до этого меня выпустили из обезьянника - а посадили туда за то, что я не носил с собой паспорт. Но я полюбил Петра как символ времени, когда Москва была столицей другой цивилизации. Грубой, злой, жестокой, не задававшейся вопросами вкуса, исторической преемственности да и здравого смысла тоже.

Вместе с введением платной парковки, Армагеддоном палаток и битвой с шаурмой мэр Собянин методично разрушает наследие 1990-х. Времени, когда Москва была помешана на сексе и казалась самым свободным городом на планете. Сейчас колосс Церетели в семейных трусах служит напоминанием об эпохе русского максимализма на контрасте с постиндустриальным гламуром «Красного Октября», хипстерским уютом «Музеона» и советским шиком парка Горького. Он выглядит как воинственная антитеза современности и грозит кулачищем тем, кто пытается превратить Россию в еще одну былую империю, прикрывающую свой упадок страничками меню с фермерской курицей и крафтовым пивом.

Может, через 20 лет Калашников тоже станет напоминанием о времени, когда воинственный монументализм прокатился волной по Москве, врезавшись в программу по расширению тротуаров и облагораживанию площадей. А может, городу придется молча жить с этими статуями, как штаты американского Юга жили с памятниками расистам, которые прикрывали патриотизмом свое стремление разрушить страну. США понадобилась сотня лет, чтобы разобраться в истинном положении, и я боюсь, что новый Калашников может оказаться таким же долговечным, как и изобретенный им автомат.

В августе в Оружейном сквере - недавно расширенном зеленом пространстве, отделяющем Садовую-Каретную от Оружейного переулка, - посреди залежей тротуарной плитки появился двухметровый постамент. Местные жители выяснили, что постамент предназначен для памятника Михаилу Калашникову, конструктору одноименного автомата. Впрочем, об этих планах стало известно значительно раньше, в мае 2016 года, когда Мосгордума приняла очередные поправки в «Перечень предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения». Министр культуры Мединский представил победивший в закрытом конкурсе проект Путину во время посещения последним концерна «Калашников» в Ижевске в сентябре того же года. Открытие памятника было тогда запланировано на январь 2017 года.

Инициатором сооружения памятника Калашникову выступило Российское военно-историческое общество, оно же , - «общероссийская общественно-государственная организация», созданная в 2012 году президентским и считающая себя преемницей Императорского РВИО, появившегося в 1907 году при одобрении Николая II. Председателем общества с 2013 года является министр Мединский. РВИО финансируется государством и частными жертвователями.

В постановлении Мосгордумы бюджет на сооружение памятника оценен в 35 млн р. - финансирование за счет РВИО. В конкурсе победил проект скульптора Салавата Щербакова, автора пары десятков памятников в Москве и других городах, в том числе Петру Столыпину, Александру I, Сергею Королеву, Гейдару Алиеву и , из-за которого столько спорили в 2015–2016 годах. На сайте РВИО размещен и объем пожертвованных ими средств, который составляет около 25 тысяч рублей. За неимением другой информации остается предположить, что недостающие средства были или будут предоставлены из субсидий федерального бюджета, что прямо предусмотрено президентским указом о РВИО.

Высота памятника вместе с постаментом составит 7,5 метра. Вот как автор свой проект: «Так как Михаил Калашников был человеком очень скромным, постамент будет небольшой - два метра. Основа композиции - пятиметровая фигура Калашникова, который держит в руках автомат. Позади нее силуэт земного шара, так как его изобретение используется по всему миру. Рядом святой Георгий на коне поражает копьем дракона - некие силы зла. Копье святого будет символом автомата Калашникова, задуманного как оружие добра».

Мне 45 лет, я родился и всю жизнь прожил в Москве. И мне кажется, что появление этого памятника в этом месте, в это время и в таком виде, мягко говоря, неуместно. Возможно, я предвзят, потому что живу от него в ста метрах и мне предстоит лицезреть его ежедневно. Не будучи искусствоведом, воздержусь от рассуждений о художественных достоинствах проекта (хотя очень хочется). Не будучи историком вооружений, воздержусь и от рассуждений о том, заслуживает ли Михаил Калашников памятника, - наверняка заслуживает, хотя бы потому, что слово Kalashnikov известно во всем мире не менее, а скорее более, чем слова sputnik и pogrom. Про него даже имеются зажигательные песни. Но мне очень не хотелось бы видеть этот памятник здесь, сейчас и в таком виде.

Калашников, увековеченный Бреговичем

Я против него здесь - потому что Калашников никак не был связан ни с этими местами, ни с Москвой вообще. Она, конечно, столица России, но есть места, исторически связанные со славой русского оружия, где этот (а лучше бы другой) памятник был бы гораздо более уместен - от Красной площади до Поклонной горы. Ставить памятник конструктору оружия в Оружейном переулке, который так называется с XVII века, - все равно что ставить памятник Анастасу Микояну на Мясницкой.

Я против него сейчас и в таком виде - потому что монумент Щербакова совершенно однозначно читается как символ имперских комплексов и агрессии, советских и постсоветских, особенно вместе с «силуэтом земного шара» и святым Георгием, поражающим «некие силы зла». Особенно мило это выглядит на фоне программы «Моя улица», направленной вроде бы на гуманизацию Москвы - и вот это все. Жалко, что на презентации проекта не изобразили умиротворенных мам с детьми и поваливших в Москву иностранных туристов в тени огромного автомата Калашникова.

В общем, это как если бы администрация Трампа поставила где-нибудь в Мемфисе новый памятник генералу Ли с барельефом в виде рабов в кандалах на постаменте.

Все эти соображения я бы с удовольствием высказал не здесь, а в ходе публичного обсуждения с жителями района. Но таких обсуждений не предусмотрено законодательством города Москвы.

Памятник Михаилу Калашникову был открыт 19 сентября 2017 года в сквере на пересечении Оружейного переулка с Долгоруковской улицей на , прямо перед громадой небоскрёба .

Михаил Тимофеевич Калашников (1919 - 2013) - советский и российский конструктор стрелкового оружия, доктор технических наук, вошедший в историю как создатель автомата Калашникова (АК) - самого распространённого стрелкового оружия в мире. Будущий оружейник вырос в многодетной крестьянской семье в Томской области и с детства интересовался техникой. В 1938 году Калашникова призвали в Красную армию, и там он впервые смог применить свой талант на практике, разработав инерционный счётчик выстрелов из танковой пушки и счётчик моторесурса танка. В годы войны он разрабатывает сначала пистолет-пулемёт, затем самозарядный карабин и в итоге - автомат, который принимают на вооружение в 1947 году. Впоследствии автомат Калашникова неоднократно модифицировался и стал популярным оружием во многих странах мира.

Памятник выполнен с портретным сходством и изображает оружейника в полный рост. Калашников одет в самую прозаичную в мире одежду - штаны со стрелками, ботинки и простую куртку - и держит в руках автомат собственной разработки, задумчиво глядя мимо него куда-то вдаль. Фигура с автоматом водружена на высокий гранитный постамент, на котором выгравированы слова: "Михаил Калашников. Герой Российской Федерации. Дважды Герой Социалистического Труда". Общая высота монумента составляет 9 метров (5 метров - сама скульптура, 4 метра - постамент).

Позади памятника установлена стела, выполненная в виде земного шара, на котором размещены рельефные изображения автоматов и пулемёта Калашникова на фоне композиции из чертежей и рабочих инструментов. По центру плиты выгравирована цитата - "Я создавал оружие для защиты своего Отечества" - и подпись Михаила Калашникова. Композицию дополняет скульптурное изображение Архангела Михаила, пронзающего копьём дракона, но вместо наконечника копья - дуло автомата. Символически такое решение призвано отражать тему вечной борьбы добра и зла, где автомат Калашникова представлен как оружие добра, которое используется по всему миру.

Монумент установлен по инициативе Российского военно-исторического общества при поддержке Мосгордумы и Госкорпорации "Ростех".

Критика

Памятник Михаилу Калашникову - одна из тех скульптур, которую начали критиковать ещё до момента открытия. Когда проект памятника был представлен публике, у многих вызвал недоумение его милитаристский вид, некоторые были обескуражены размером памятника человеку, изобретение которого стало едва ли не самым смертоносным оружием в мире. В целом, горожане отнеслись к идее установки фигуры человека с автоматом в центре Москвы со скепсисом.

Саму фигуру Калашникова при этом сравнивают со статуей "братка" из 90-х.

Сомнения в уместности памятника высказали и некоторые публичные люди; в частности, по мнению музыканта Андрея Макаревича, скульптура вышла "бездарной и уродливой", а в советские времена "этот истукан не прошёл бы худсовет".

Салават Щербаков в ответ на критику отметил, что многим памятник нравится.

Так или иначе, памятнику суждено стать одним из самых известных монументов Москвы: если его художественные качества можно подвергнуть сомнению, то скандальная слава определённо точно останется с ним навсегда.

Памятник Михаилу Калашникову находится на пересечении Оружейного переулка (Садовой-Каретной улицы) с Долгоруковской улицей. Добраться до него можно пешком от станций метро "Маяковская" Замоскворецкой линии, "Новослободская" Кольцевой и "Цветной бульвар" Серпуховско-Тимирязевской.




Top