Зеркальная симметрия в орнаменте. Проект освоения темы «Этот удивительный мир симметрии

Выполнили:
Горбунова Наталья Александровна,
Криулина Анна Александровна,
учащиеся группы Л-21

Руководитель:
Мильчакова Татьяна Михайловна,
преподаватель математики
Киров
2007

1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ.
В настоящее время наблюдается снижение интереса к математике у студентов. Это вызвано недостаточной насыщенностью учебного содержания прикладными аспектами, которые выявляли бы связь математики с окружающей действительностью. Сегодня, для того, чтобы конструировать модели различных процессов, создавать хорошие компьютерные программы, человеку необходимо широко мыслить, видеть проявления математики в самых разных областях и уметь их использовать в своей практической деятельности. Поэтому актуальным вопросом сегодня является выявление взаимосвязей как внутри самой математики, так и между математикой и другими областями знаний.
Одной из наиболее благоприятных тем курса математики, изучение которой может способствовать интеграции знаний, а также эстетическому воспитанию, развитию творческих и интеллектуальных способностей студентов, является тема «Симметрия». Занятия, связанные с симметрией, могут иметь практическую направленность и отражать межпредметную интеграцию.
Симметрию, пропорциональность, периодичность человек видит везде: в природе, в музыке, в архитектуре, в живописи. На современном этапе развития науки принцип симметрии охватывает все новые и новые области. Симметрию, и связанную с ней тему пропорции можно отнести к одним из основных закономерностей математического характера в устройстве Вселенной. Явление симметрии можно рассматривать в абсолютно разных областях нашей жизни. И знание ее законов в одной области может позволить сделать выводы, касающиеся предметов из другой области. Все это может стать дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математических дисциплин, а также понимания и осознания положения об универсальности математических знаний.

2. ЦЕЛЬ И КРАТКАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ.

Целью нашей работы является расширение представлений студентов о понятии «Симметрия» и формирование умения выявлять принцип симметрии, различные ее виды в явлениях окружающей действительности, в частности, в древнерусских орнаментах.
Задачи работы состоят в следующем:
- обобщить и расширить представление о симметрии в математике;
- расширить представления о сферах применения математики (на примерах проникновения симметрии в искусство, в частности, в архитектуру);
- научить видеть различные проявления симметрии в искусстве;
- расширить сферу математических знаний студентов (виды симметрии);
- расширить общекультурный кругозор посредством знакомства с образцами искусства, в частности, с шедеврами древнерусского зодчества, расположенными в современном Кирове.

3. ИЗ ИСТОРИИ ОРНАМЕНТА.

Геометрический орнамент возник на заре человеческой культуры. Что могло быть проще прямых или волнистых линий, кругов, клеток, крестов? Именно эти мотивы украшают стенки глиняных сосудов первобытных людей, древнейшие изделия из камня, металла, дерева и кости. Для древнего человека они были условными знаками, с помощью которых он мог выражать свое понятие о мире. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая – воду, крест – огонь, ромб, круг или квадрат – солнце. Из комбинаций тех же простейших элементов составляли более сложные знаки – символы. Нередко они играли роль оберега, их чертили как заклинание. Много труда и сил положили археологи и этнографы, расшифровывая древние символы.
В вышивку большая часть геометрических узоров также пришла из глубокой древности, когда многие из них имели определенный символический смысл. Вероятно, когда-то не было произвольным и расположение орнаментов на предметах.
То же самое мы видим и в народной архитектуре: декоративные элементы располагаются на воротах, вокруг окон; то или иное освящённое изображение увенчивало наивысшую точку дома – шипец крыши.
Вышивкой украшали гладкую поверхность полотна, а на ней были возможны лишь несколько вариантов композиций орнаментов – простое чередование фигур и ряды, расположенные по вертикали, горизонтали и диагонали. Народная смекалка и здесь нашла выход в построении орнамента не только вширь, но и в глубь, создав многоплановые изображения в одной плоскости. При повторении одного геометрического мотива промежутки фона между фигурами также приобретают вид узора. Тогда весь орнамент кажется нам как бы двухмерным: узор и фон становятся равноправными и могут меняться местами. Такой прием особенно характерен для вышивок, исполненных в технике цветной перевити.
Среди различных мотивов можно выделить следующие, характерные для русского орнамента.

 Мотив «обереговых» знаков, которые наносились на одежду, предметы быта и различные детали жилища
 Мотив плетёнки, характерный для так называемых русальских браслетов, которые трактовались как знак воды и царства подземного владыки Переплута
 Мотив древней богини Мокоши как специфического воплощения преставления о великой Праматери, общего для всех народов на определённой стадии исторического существования
 Мотив древа жизни
Большое место орнамент занял в народном художественном ремесле. Один из крупнейших чешских исследователей народной культуры Йозеф Выдра выделяет четыре главные функции орнамента:
1) конструктивную — она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие;
2) эксплуатационную — она облегчает пользование предметом;
3) репрезентационную — она увеличивает впечатление ценности предмета;
4) психическую — она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его.
Древнейшие мотивы, изображавшие подобие пиктограммы (квадрат, ромб, круг) являлись условными символами солнца и считались священными изображениями. Кроме геометрического, в орнаменте Древней Руси, очень часто можно встретить различные древние языческие сюжеты. Например, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия; водоплавающие птицы — водную стихию. В языческом искусстве древо жизни воплощало силу живой природы, оно изображало божественное древо, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев и «рост» самого человека. Очень часто можно встретить сюжеты магических календарных обрядов, которые связанны с основными этапами сельскохозяйственных работ.
Из всего богатства мотивов орнаментального искусства Древней Руси, все-таки можно выделить самый популярный мотив – растительный. Растительный мотив присутствует в основе всех орнаментов Древней Руси. Самый распространенный из них мотив вьющейся лозы с крупными цветами, заключенными в круги, образованные отростками.
Орнаментальное искусство Древней Руси играет очень большую роль как в развитии декоративно-прикладного искусства на Руси, так и искусства в целом. Орнамент – это уникальный инструмент, который достоин, существовать как самостоятельное направление искусства.

4. ВИДЫ СИММЕТРИИ.

Симметрия – это определенный порядок в построении какой-либо пространственной формы, позволяющий этой форме совмещаться с самим собой при определенных поворотах, сдвигах или отражениях.
В науке о симметрии различают два типа симметрии: конечные (например, розетки) и бесконечные, чья структура может быть продолжена в одном (волнистая линия, меандр и т д), в двух или трех направлениях. В орнаменте используются оба эти типа симметричных структур.

4.1 Зеркальная симметрия.
Наиболее распространенный вид симметрии в орнаментах. Предмет или фигура делятся на две половины плоскостью так, чтобы одна половина, отразившись в этой плоскости как в зеркале, совпала с другой. Можно встретить зеркальную симметрию и в изобразительных композициях вовсе не орнаментального характера. Особенно присущее искусствам древних народов стремление придавать изображениям устойчивую неподвижность, воплощать в них не что-то переходящее, временное, но вечное и неизменное, побуждало прибегать к строгой симметрии, уравнивать правую и левую часть композиции, подобно чашкам весов. Зеркальная симметрия способствует впечатлению уравновешенности и покоя, так как она делает полярные направления – в обе стороны от плоскости симметрии – равноценными для нашего взгляда. Она уравнивает его возможности двигаться от этой плоскости в ту или другую сторону. И в орнаменте применение зеркальной симметрии связано с тем же ощущением равновесия и покоя.


4.2 Осевая симметрия.
Принципиально иной вид симметрии присущ тем фигурам, которые совмещаются с самими собой без помощи зеркального отражения, посредством поворота вокруг некой оси, перпендикулярной к плоскости изображения. Это осевая симметрия, а число таких совмещений на протяжении полного кругового оборота фигуры называется порядком оси. Осевая симметрия может иметь любой выражаемый целым числом порядок – от второго до бесконечности (первый порядок означает совмещение фигуры с самой собой лишь в одном, первоначальном её положении, такая фигура ассиметрична). Фигур с осевой симметрией может быть бесчисленное множество, но все они весьма четко организованы, их равные друг другу части распределены вокруг единого центра (точки, через которые проходит ось симметрии) равномерно и в одинаковом к нему отношении. Все углы поворотов, при которых фигура очередной раз совпадает с собой, должны быть равны, иначе полного совмещения не произойдет, расстояния от однохарактерных точек ее контура до центра также должны быть одинаковыми. Осевая симметрия нередко встречается в природе и широко используется в орнаментах: это симметрия цветка и орнаментального орнамента – розетки. Если фигура имеет только осевую симметрию и никакой другой, то она производит впечатление беспокойной подвижности, выражает интенсивное вращательное движение. Но чаще нам приходиться видеть розетки, имеющие не только оси, но и плоскости зеркальной симметрии. Подобные формы гораздо уравновешеннее, спокойнее: вращение правое здесь как бы уравновешивается равноценным ему движением левым. Уравновешена и потому статична такого рода розетка и внутри себя, поскольку здесь отсутствует ассиметрия не только в целом, но и в каждом отдельно взятом элементе ее структуры.
Из сказанного может быть ясно, почему именно мотивы, обладающие симметрией такого рода, получили в орнаментальном искусстве особенное распространение и значение. Завершенность их формы создает образ гармоничного покоя. Цельность и замкнутость формы позволяют организовать любую поверхность, отметив ее центр, противопоставленный периферии. В. А. Фаворский говорил, что розетки есть формы «фасовые» - как «глаза». Это значит, что они обращены от поверхности к зрителю, а не вдоль нее, и потому более статичны, не участвуют в ритмическом беге узора. Поэтому именно розетки могут придать орнаментальной поверхности своеобразную активность в третьем, перпендикулярном к ней измерении.

4.3 Параллельный перенос.
Если вдоль оси равномерно расположить декоративные одинаковые мотивы, то таким образом образуется ленточный орнамент, бордюр, который может быть бесконечно продолжен в обе стороны. Такому орнаменту присуща особая симметрия: если его сдвинуть вдоль оси на одно звено, то каждая из фигур узора наложится на среднюю фигуру, совместится с ней. На практике линейный, ленточный орнамент может строиться не только вдоль прямой оси, но и по ломанной или различным образом изогнутой линии. В любом случае эта линия остается для орнамента осью, т. е. перенос мыслится совершаемым вдоль нее, вслед за любыми ее изгибами и переломами.
Линейный бордюр – один из распространеннейших и важных видов орнамента. Он постоянно применяется там, где нужно ограничить какую-либо поверхность, замкнуть её или же разделить, обособить поверхности с различным художественным качеством.
Бордюр, кроме симметрии переноса, может так же обладать (или не обладать) и другими элементами симметрии. Они возникают в тех случаях, когда тот или другой вид симметрии присущ каждому отдельно взятому элементарному мотиву орнамента, определенным образом ориентированному по отношению к оси.
5. ОРНАМЕНТЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

5.1 Зеркальная симметрия.

Орнамент на ротонде Александровского сада

5.3 Параллельный перенос
Решетка сквера около стадиона Динамо


6. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРНАМЕНТОВ ГОРОДА КИРОВА

В ходе нашего исследования мы выявили, что в орнаментах нашего города нет какого-то определенного преобладающего вида симметрии. В большинстве орнаментов соединены зеркальная и осевая симметрии. Из этого мы можем сделать вывод, что архитекторы города придерживались уравновешенности и гармонии в его оформлении. Мы также заметили, что многие орнаменты состоят из кругов, ромбов, что в древности символизировало солнце, солнечный свет.
Большинство орнаментов расположены на малых архитектурных формах: на ротондах, арках, решетках. По нашему предположению на решетках орнаменты использовались в качестве оберегов. Они как бы охраняют территорию, которую ограждает эта решетка.
7. САМООЦЕНКА РАБОТЫ.

Мы считаем, что достигли цели нашего проекта. С помощью этой работы студенты могут расширить свои знания по теме «Симметрия» и сформировать умения выявлять виды симметрии в пространстве.
В ходе работы мы столкнулись с некоторыми препятствиями, например в поиске орнаментов города Кирова, так как не все они хорошо сохранились или дошли до наших времен. Также мы узнали много нового из истории орнамента: какое значение придавалось орнаменту в древности. Мы научились верно различать виды симметрии в окружающем мире, непосредственно в орнаментах.
Нам было интересно выполнять эту работу, несмотря на трудности, изучать историю орнамента, находить его на фасадах зданий и на решетках нашего города.

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев А. Н. Мифология Древней Руси. – М.: Эксмо, 2006.
2. Климова Н. Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. – М.: Изобразительное искусство, 1993.
3. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1988.
4. Фокина Л. В. Орнамент
5. Тарасов Л. В. Этот удивительно симметричный мир: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1982.
6. Тинский А. Г. Планировка и застройка города Вятки в 17-19 веках. - Киров, Волго-Вятская кн. изд-во, Кировское отд., 1976.

Цель: исследовать преобразование симметрии при построении орнаментов

Задачи:

  • Обучающие : систематизация знаний в преобразовании фигур
  • Воспитывающие : трудолюбие, терпеливость; содействовать развитию исследовательских умений, навыков построения красивых фигур и художественного творчества при замощении плоскости.
  • Развивающие : развитие логического мышления развитие внимания, художественного творчества развитие эстетической культуры, кругозора и любознательности учащихся умение выделять, “видеть” в сетках фигуры

Ход урока

1. Актуализация знаний

Рассматриваются различные примеры преобразований фигур.

Рис. 1

Дается название трем видам преобразований, выполненным по определенным правилам. В данном случае каждая точка фигуры F переводится в другую точку фигуры F’.

Учитель знакомит учащихся с примерами центрально – симметричных фигур.

Рис. 2

Вопросы к учащимся:

  1. Покажите центр симметрии фигур.
  2. Назовите фигуры, имеющие не один центр симметрии (Фигура, состоящая из двух параллельных прямых а и в , имеют не один центр симметрии)
  3. Назови другие примеры центрально-симметричных фигур. (параллелограмм )
  4. Назови фигуру, отличную от табличной, которая имеет не один центр симметрии (прямая )
  5. Имеет ли центр симметрии фигура, состоящая из двух пересекающихся прямых?

Рассматривается рисунок 3.

Рис. 3

  1. Сколько осей симметрии имеют данные фигуры?
  2. Назови номера фигур, которые имеют одну, две, три, четыре, бесконечное множество осей симметрии.
  3. Нарисуй фигуру, отличную от тех, что помещены на рисунке, симметричную относительно некоторой оси.

Рассмотрим следующие преобразования симметрии

Переносная симметрия

Рассмотрим плоскую фигуру.
При переносе (трансляции) вдоль прямой АВ на расстояние а (или кратное этой величине) фигура совмещается сама с собой. В этом случае говорят о переносной , или трансляционной , симметрии. Прямая АВ называется осью переноса, а расстояние а элементарным переносом или периодом . Строго говоря, симметричная по отношению к переносам фигура должна быть бесконечно длинной в направлении оси переноса.

Рис. 4

Однако понятие переносной симметрии применяют и в случае фигур конечных размеров, имея в виду наблюдаемое при переносе частичное совмещение фигуры. Из рисунка видно, что при переносе конечной фигуры на расстояние а вдоль прямой АВ наблюдается совмещение участка 1 и участка 2.

Поворотная симметрия

Поворотом плоскости вокруг точки О на угол называется отображение плоскости на себя,

при котором каждая точка М отображается в такую точку М 1 , что ОМ = ОМ 1 и уголМОМ 1 равен . При этом точка О остается на месте, а все остальные тоски поворачиваются вокруг точки О в одном и том же направлении – по часовой стрелке или против часовой стрелки.

Рис. 5

Зеркальная симметрия

Геометрическая фигура называется симметричной относительно плоскости S (Рисунок 16), если для каждой точки E этой фигуры может быть найдена точка E’ этой же фигуры, так что отрезок EE’ перпендикулярен плоскости S и делится этой плоскостью пополам (EA = AE’). Плоскость S называется плоскостью симметрии . Симметричные фигуры, предметы и тела не равны друг другу в узком смысле слова (например, левая перчатка не подходит для правой руки и наоборот). Они называются зеркально равными .

Рис. 6

Примеры фигур, обладающие зеркальной симметрией:

Рис. 7

Рассмотрим применение преобразований симметрии в орнаментах.

Что такое орнамент?

Орнамент (от латинского ornamentum-украшение) узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных построек. Орнамент можно встретить практически везде. Орнамент очень часто встречается в вышивке, в резьбе по дереву, в архитектуре, даже в природе можно встретить орнамент. Не возможно представить старинную чувашскую одежду без орнамента. Всегда женщины вышивали на своей одежде всевозможные орнаменты. Всегда когда встречали гостей подносили на украшенном орнаментом полотенце. Орнамент всегда присутствовал в изделиях из ткани.Если бы вы попали в деревне, то вы бы заметили что на всех домах есть очень красивая повторяющаяся резьба. Всегда русский народ украшал свои дома резными охлупнями, карнизами, наличниками. В украшение многих строений используется орнамент. Орнамент делает постройки более красивыми. Красивые колонны с орнаментом сделают любую постройку очень красивой. Орнамент украсит любое изделие, будь-то хоть изделие из ткани, хоть постройка.

Рассмотрим несколько типов орнаментов.

Рис. 8

Какие виды преобразований симметрии здесь приведены

Исходя из преобразований, орнаменты можно выделит на три типа

  • Линейные
  • Сетчатые.
  • Замкнутые.

Линейные орнаменты – орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный).

Сетчатый, или раппорный, орнамент. Мотив в нем повторяются и по вертикали, и по горизонтали, этот орнамент бесконечен во всех направлениях. Раппорт – минимальная площадь, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива. Обычно пользуются прямоугольным раппортом.

Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости.

На рис. 8 выделите линейные,сетчатые, замкнутые орнаменты. Изучая способы построения сетчатых и замкнутых орнаментов, можно заняться замощением плоскости. Замостить плоскость можно используя сетчатые орнаменты.А как это делается, можно посмотреть презентацию работ моей ученицы Андреевой В, ученицы 7-го класса.

Итак, давайте сделаем выводы.

Мы сегодня повторили преобразование симметрии и применение их в построении орнаментов, рассмотрели способы и построения линейных, сетчатых, замкнутых орнаментов и способы замощения плоскости различными фигурами.

Задание-подобрать иллюстрации к текстам (вставить иллюстрации

В текст)

И выучить термины

Стр.2,3

ВИДЫ И РОЛЬ СИММЕТРИИ В ВОЗНИКНОВЕНИИ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗА

ГРЕЧЕСКОЕ СЛОВО СИММЕТРИЯ ОЗНАЧАЕТ СОРАЗМЕРНОСТЬ, А СЛОВО АСИММЕТРИЯ - ЕЕ ОТСУТСТВИЕ. СИММЕТРИЯ - ЭТО ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК, МАТЕМАТИЧЕСКИ ТОЧНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ В РАСПОЛОЖЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ИХ ЧАСТЕЙ. ИМЕННО БЛАГОДАРЯ СИММЕТРИИ, ПРИСУЩЕЙ ОРНАМЕНТУ, ОН МОЖЕТ ИГРАТЬ ОРГАНИЗУЮЩУЮ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА.

СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ВИДОВ СИММЕТРИИ. ЧАЩЕ ВСЕГО МЫ ВСТРЕЧАЕМСЯ С ЗЕРКАЛЬНОЙ СИММЕТРИЕЙ. ОНА ПРИСУЩА ТЕЛУ ЧЕЛОВЕКА И БОЛЬШИНСТВА ЖИВОТНЫХ, А ТАКЖЕ МНОГИМ ПРЕДМЕТАМ, КОТОРЫМИ МЫ ПОЛЬЗУЕМСЯ. ОНА ШИРОКО ПРИМЕНЯЕТСЯ В ИСКУССТВЕ.

СИММЕТРИЯ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ПРИВЛЕКАЕТ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ. В НАБЛЮДАЕМОЙ СИММЕТРИИ ПРИРОДНЫХ ФОРМ НАХОДИЛИ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РАЗУМНОГО УСТРОЙСТВА МИРОЗДАНИЯ, В НЕЙ ИСКАЛИ СУТЬ КРАСОТЫ, СВИДЕТЕЛЬСТВО ГАРМОНИИ.

К ПОНЯТИЯМ СИММЕТРИИ ОТНОСЯТСЯ ПЛОСКОСТЬ СИММЕТРИИ, ОСЬ СИММЕТРИИ, ЦЕНТР СИММЕТРИИ.

ПЛОСКОСТЬЮ СИММЕТРИИ НАЗЫВАЕТСЯ ТАКАЯ ПЛОСКОСТЬ, КОТОРАЯ ДЕЛИТ ФИГУРУ НА ДВЕ ЗЕРКАЛЬНО РАВНЫЕ ЧАСТИ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ ДРУГ ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГА ТАК, КАК ПРЕДМЕТ И ЕГО ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ.

ОСЬЮ СИММЕТРИИ НАЗЫВАЕТСЯ ПРЯМАЯ ЛИНИЯ, ВОКРУГ КОТОРОЙ СИММЕТРИЧНАЯ ФИГУРА МОЖЕТ БЫТЬ ПОВЕРНУТА НЕСКОЛЬКО РАЗ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТО КАЖДЫЙ РАЗ ФИГУРА "САМОСОВМЕЩАЕТСЯ" САМА С СОБОЙ В ПРОСТРАНСТВЕ.

ЦЕНТРОМ СИММЕТРИИ НАЗЫВАЕТСЯ ТАКАЯ ОСОБАЯ ТОЧКА ВНУТРИ ФИГУРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ ТЕМ, ЧТО ЛЮБАЯ ПРОВЕДЕННАЯ ЧЕРЕЗ ТОЧКУ ПРЯМАЯ ПО ОБЕ СТОРОНЫ ОТ НЕЕ И НА РАВНЫХ РАССТОЯНИЯХ ВСТРЕЧАЕТ ОДИНАКОВЫЕ (СООТВЕТСТВЕННЫЕ) ТОЧКИ ФИГУРЫ. "ИДЕАЛЬНЫМ" ПРИМЕРОМ ТАКОЙ ФИГУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ ШАР, ЦЕНТР КОТОРОГО И ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ЦЕНТРОМ СИММЕТРИИ.

ВИДЫ СИММЕТРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ СТРУКТУРАХ:

* ОСЕВАЯ (СИММЕТРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРЯМОЙ)

* ЦЕНТРАЛЬНАЯ (СИММЕТРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ТОЧКИ)

* ЗЕРКАЛЬНАЯ (СИММЕТРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПЛОСКОСТИ)


ПРИМЕР(ы)

РАСПРОСТРАНЕННЫМ ВИДОМ СИММЕТРИИ В ОРНАМЕНТЕ ЯВЛЯЕТСЯ БОРДЮР. БОРДЮР – ЭТО ЛИНЕЙНЫЙ ОРНАМЕНТ, ПОЛУЧЕННЫЙ ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПЕРЕНОСОМ НЕКОТОРОЙ ФИГУРЫ. ЛИНЕЙНЫЙ ОРНАМЕНТ ОБЫЧНО ПРИМЕНЯЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НУЖНО ОГРАНИЧИТЬ КАКУЮ-ТО ПОВЕРХНОСТЬ ИЛИ РАЗБИТЬ ЕЕ НА ЧАСТИ.

ПРИМЕР(ы)


НА ПРАКТИКЕ БОРДЮР МОЖЕТ СТРОИТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ПО ПРЯМОЙ, НО И ВДОЛЬ ЛОМАНОЙ ИЛИ ИЗОГНУТОЙ ЛИНИИ. В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС СОВЕРШАЕТСЯ, СЛЕДУЯ ИЗГИБАМ И ПЕРЕЛОМАМ ОСИ. БОРДЮР, КРОМЕ СИММЕТРИИ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ПЕРЕНОСА, МОЖЕТ ОБЛАДАТЬ И ДРУГИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СИММЕТРИИ. ОНИ ВОЗНИКАЮТ В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА ТОТ ИЛИ ИНОЙ ВИД СИММЕТРИИ ПРИСУЩ КАЖДОМУ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМУ ЭЛЕМЕНТАРНОМУ МОТИВУ ОРНАМЕНТА.


РОЗЕТКА , КАК ВИД СИММЕТРИИ, НАШЛА ШИРОКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ОРНАМЕНТЕ. ВЫДЕЛЕНО ЧЕТЫРЕ ТИПА РОЗЕТОК, КОТОРЫЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ПРИМЕНЕНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ОСЕЙ И ПЛОСКОСТЕЙ СИММЕТРИИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ФИГУРЕ. ТАК ПРИ ПОСТРОЕНИИ РОЗЕТОК МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТОЛЬКО ПЛОСКОСТЬ СИММЕТРИИ ИЛИ ТОЛЬКО ОСЬ СИММЕТРИИ, ИЛИ ОСЬ И ПЛОСКОСТЬ СИММЕТРИИ, ИЛИ И МНОЖЕСТВО ПЛОСКОСТЕЙ СИММЕТРИИ.

ПРИМЕР(ы)


*ЗЕРКАЛЬНАЯ РОЗЕТКА *ОСЕВАЯ РОЗЕТКА


В ИСКУССТВЕ ОРНАМЕНТА НЕРЕДКО ИСПОЛЬЗУЮТ - СЕТЧАТЫЕ ОРНАМЕНТЫ ). СЕТЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ, КАК ВИД ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ОСЕВОЙ СИММЕТРИИ, ШИРОКО РАСПРОСТРАНЕН В ВЫШИВКЕ. ОН ЗАПОЛНЯЕТ ВСЮ ПОВЕРХНОСТЬ И РАСПОЛАГАЕТСЯ ПО НЕВИДИМОЙ СЕТКЕ С САМЫМИ РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ЯЧЕЕК: РОМБА, КВАДРАТА, ТРЕУГОЛЬНИКА.

РАЗЛИЧАЮТ ПЯТЬ СИСТЕМ ТОЧЕК (УЗЛОВ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ СЕТКИ), КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ БОЛЬШИНСТВА СЕТЧАТЫХ ОРНАМЕНТОВ: КВАДРАТНУЮ; ПРАВИЛЬНУЮ ТРЕУГОЛЬНУЮ, ОСНОВУ КОТОРОЙ СОСТАВЛЯЕТ РАВНОСТОРОННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК; ПРЯМОУГОЛЬНУЮ, СОСТОЯЩУЮ ИЗ ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ С ЛЮБЫМ СООТНОШЕНИЕМ СТОРОН; РОМБИЧЕСКУЮ, СОСТОЯЩУЮ ИЗ РОМБОВ С ЛЮБЫМ СООТНОШЕНИЕМ ДИАГОНАЛЕЙ; ПАРАЛЛЕЛОГРАММАТИЧЕСКИЕ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ПАРАЛЛЕЛОГРАММОВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВИДА, ПРИЧЕМ НАКЛОН ЯЧЕЙКИ МОЖЕТ БЫТЬ КАК ЛЕВЫМ, ТАК И ПРАВЫМ.

ПРИМЕР(ы)


РАЗЛИЧАЮТ 17 ВИДОВ СИММЕТРИИ СЕТЧАТЫХ ОРНАМЕНТОВ (ШУБНИКОВ А.В. СИММЕТРИЯ. М.; Л., 1940). С КАЖДЫМ ИЗ ЭТИХ ВИДОВ СВЯЗАНО СВОЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КОТОРОЕ МОЖНО ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ НА ОДНОМ ТОЛЬКО ПРИМЕРЕ, КОГДА ЗА ОСНОВУ ПРИНЯТА ЕДИНСТВЕННАЯ ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ФИГУРА. ЭТО ДЕЛАЕТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИЗЛИШНЕ НЕ ЗАГРОМОЖДАТЬ РИСУНКИ НЕНУЖНЫМИ НА ПЕРВЫХ ПОРАХ ДЕТАЛЯМИ И ЧТОБЫ НЕТРУДНО БЫЛО РАЗОБРАТЬСЯ В СУТИ ТОГО ИЛИ ИНОГО ВИДА СИММЕТРИИ СЕТЧАТОГО ОРНАМЕНТА. ЗА ОСНОВУ ВОЗЬМЕМ ТУ ЖЕ ЭЛЕМЕНТАРНУЮ ФИГУРУ, ЧТО И ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ РОЗЕТТ И ЛЕНТОЧНОГО ОРНАМЕНТА.

В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЖЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ФИГУРЫ, ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ПРИ ПЕРЕНОСЕ ПО ОБЕИМ ОСЯМ, МОГУТ БЫТЬ СОВЕРШЕННО ОТДЕЛЕНЫ ДРУГ ОТ ДРУГА, Т.Е. НЕ ПЕРЕСЕКАТЬСЯ, А МОГУТ И САМИ СОСТОЯТЬ ИЗ РАЗОБЩЕННЫХ ЧАСТЕЙ:

ПРИМЕР(ы)

“ Искусство орнамента содержит в неявном виде

наиболее древнюю часть известной нам

высшей математике”.

Герман Вейль.

Презентацию подготовила ученица 8 «А» класса МОУ МСОШ №1 Кондратьева Мария.

Преподаватель: Дяденистова Ирина Николаевна.

Секции: Физико-математический, художественно-эстетический.



Показать важную роль симметрии при создании различных орнаментов, украшающих многие предметы декоративно – прикладного искусства народов Севера.

Задачи:

  • обобщить и расширить представление о симметрии в математике;
  • расширить представления о сферах применения математики (на примерах проникновения симметрии в искусство);
  • расширить общекультурный кругозор посредством знакомства с образцами искусства, в частности, с орнаментами народов Севера.

1. познакомиться с основными видами симметрии;

2. познакомиться с основными видами орнаментов;

3. исследовать, какие виды симметрии использовались в орнаментах севера;


  • Симметрия в целом;
  • Красота симметрии используется издревле в прикладном искусстве;
  • Виды орнаментов;
  • Симметрия на примерах орнаментов народов Севера;


1. Зеркальная симметрия:

Наиболее распространенный вид симметрии в орнаментах. Предмет или фигура делятся на две половины плоскостью так, чтобы одна половина, отразившись в этой плоскости как в зеркале, совпала с другой. Можно встретить зеркальную симметрию и в изобразительных композициях вовсе не орнаментального характера. Зеркальная симметрия способствует впечатлению уравновешенности и покоя, так как она делает полярные направления – в обе стороны от плоскости симметрии – равноценными для нашего взгляда. И в орнаменте применение зеркальной симметрии связано с тем же ощущением равновесия и покоя.


2. Осевая симметрия:

Может иметь любой выражаемый целым числом порядок – от второго до бесконечности (первый порядок означает совмещение фигуры с самой собой лишь в одном, первоначальном её положении, такая фигура ассиметрична). Осевая симметрия нередко встречается в природе и широко используется в орнаментах. Если фигура имеет только осевую симметрию и никакой другой, то она производит впечатление беспокойной подвижности, выражает интенсивное вращательное движение.



  • Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий.
  • Орнамент (от лат. Оrnаmеntum – украшение) – это узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия) и архитектурных сооружений.

В построении орнамента используют главным образом принцип симметрии. Рассматривая разные композиции, легко увидеть, что орнамент можно продолжать в разные стороны, даже если его первоначальная композиция ограничена и замкнута.

В каждом из нас существует память рода или генетическая память, которая хранит всё, что окружало наших предков. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. Каждая эпоха, каждая культура вырабатывали свою систему орнаментов. И у народов Севера с развитием культуры появлялись и укоренялись различные орнаменты.








Предмет ввоза народов Севера.

Шкатулка.


Я считаю, что достигла цели моего проекта. Данная работа поможет расширить знания по теме «Симметрия» и сформировать умения выявлять виды симметрии в пространстве.

Так же я узнала много нового из истории орнамента: какое значение придавалось орнаменту в древности. Я научилась верно различать виды симметрии в окружающем мире, непосредственно в орнаментах. Мне было интересно выполнять эту работу, несмотря на трудности, изучать историю орнамента.

В ходе моего исследования я выявила, что в орнаментах саамов (т. е. коренных жителей Севера) нет какого-то определенного преобладающего вида симметрии. В большинстве орнаментов соединены зеркальная и осевая симметрии. Многие орнаменты состоят из кругов, ромбов, что в древности символизировало солнце, солнечный свет. По моему предположению у саамов, на одежде, предметах быта, украшениях и аксессуарах орнаменты использовались в качестве оберегов. Они как бы охраняют себя и свои владения.


Цель: Продемонстрировать возможности законов геометрии при создании различных орнаментов, украшающих многие предметы декоративно-прикладного искусства Задачи: Повторить и расширить знания об известных видах симметрии Научиться выделять и описывать симметрию в рисунке орнамента Обобщить и систематизировать сведения, использующиеся при создании орнамента



В основе построения орнамента лежит математическая составляющая. « Орнамент - математическое воплощение красоты» Что же такое орнамент? Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке. Слово "орнамент", с латинского языка, означает "украшение".














Наша страна богата талантами. Многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом. Это палехская и мстерская миниатюра, расписные матрешки Полхова Майдана, богородская деревянная игрушка, жостовские подносы и многое, многое другое. В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине, на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок. Каждый из нас хотя бы раз в жизни видел вышитое полотенце, русскую рубаху, расшитый узорами девичий сарафан…Как нам сохранить и оставить для потомков эту красоту? Для этого надо суметь многое понять в нашем прошлом. Почему старинные русские орнаменты выглядят такими нарядными, что обозначают вышитые непонятные птицы, деревья, диковинные цветы и травы, по каким законам выстроен сам орнамент – на эти и некоторые другие вопросы я попытался ответить в своей работе.


В искусстве симметрия получила распространение как один из видов гармоничной композиции. Она свойственна произведениям архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Симметрия является своеобразной мерой кра- соты и гармонии окружающего нас мира. Выдающийся математик 20 века Герман Вейль Выдающийся математик 20 века Герман Вейль в своей работе «Симметрия» уделил особое внимание орнаментальной симметрии. Он показал, что в основе принципов любой орнаментальной композиции лежат общие положения фундаментальных математических структур, и связал орнаментальную симметрию с дискретными группами движений на плоскости.


Основной признак орнамента как средства украшения – подчиненность образу, форме и назначению украшаемого предмета. Орнамент не может существовать самостоятельно, вне этого предмета. В построении орнамента обычно используют принцип симметрии, приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов (раппорт). Орнамент можно продолжить в обе стороны, даже если его первоначальная композиция ограничена, замкнута. Элементы, образующие орнамент, могут более или менее точно воспроизводить действительность, но чаще всего подвергаются переработке, стилизации, декоративному обобщению.


В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждый стиль в архитектуре, каждая национальная культура вырабо- в архитектуре, каждая национальная культура выработали свою систему орнамента (мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности), поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства. Русский орнамент (наряду с историческим и искусства. Русский орнамент (наряду с историческим и культурным значением) особенно интересен в этом смысле, так как имеет своеобразные математические, цветовые и символические особенности.


Русский орнамент Орнаменты, как украшения предметов быта, на Руси существовали очень давно. Крестьянские избы украшались резным узором. На окнах висели занавески, вышитые причудливым орнаментом и весь дом был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами. Русский орнамент очень разнообразен. Декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувства и интересы человека. Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость.


Высокого развития достиг орнамент в средневековой Руси. Для русского орнамента характерны как геометрические и растительные формы, так и изображения птиц, зверей и человеческих фигур. Во взаимном расположении повторяющихся фигур русского орнамента в основном участвуют всего три вида симметрии: 1 – это последовательное расположение в линию - переносная симметрия


Давно замечено, что в вышивках нет ничего случайного. В основу древнеславянского орнамента легли универсальные представления наших далеких пред- ков о мире. Эти представления нашли отражения в мотивах, характерных для русского орнамента и рус- ких узоров. Эти символы с скрывают особый смысл, который мы, к сожалению, уже не всегда можем прочитать.. В орнаменте человек выразил свои представления о космосе, жизни, любви к при роде и человеку, о счастье. В народном творчестве мотивы орнамента запечатлели поэтическое отношение к миру.


Для русского орнамента характерными являются также мотивы: "береговых "знаков, которые наносились на одежду, предметы быта и различные детали жилища; -мотивы "плетенки", которые трактовались как знаки воды; -- мотив древней богини Мокоши (как представление о -Великой Праматери); --мотив "древа жизни"; --мотивы "солярных" (солнечных) знаков. -Так, например, прямая линия в орнаментах многих наро- -дов означает землю, а волнистая – воду. Сочетание -этих линий, расположенных горизонтально в русском -орнаменте - символ "мать-сыра земля", расположенных -вертикально или горизонтально – символ дождя. Ромб – -символ поля, точка в нем – зерно, а в целом - символ за- -сеянного поля.



Заклинательным береговым орнаментом украшались все проемы, че- рез которые могли проникнуть к человеку злые духи. Важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека – рукава, плечи и во- рот обычно расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. Сама ткань считалась непроницаем- мой для духов зла, т.к. в ее изготовлении участвовали предметы, изо- больно снабженные магическим орнаментом (трепало, прялка, ткацкий станок).


В качестве оберегов часто выступают фигуры с центральной сим- метрией, например круг и правильный шестиугольник. У древних славян эти фигуры являлись оберегами от грозы, они называются "солярными " знаками. Движение солнца передают в орнаменте знаком, который нам известен как свастика. Для солнечных знаков характерна поворотная симметрия разного порядка. Наиболее распространенными являются круг, разделенный радиусами на равные разделенный радиусами на равные секторы, а также круг с крестом внутри. "Бегущее" солнце изображает круг с расходящимися от центра дугообразными линиями.



Таким образом, описание отдельных русских орна- ментальных мотивов и схемы их расположения на деталях жилища, предме- тах украшения, одежды и быта наглядно демонстри- рует присутствие в них центральной, поворотной, переносной, осевой и зер- кальной видов симметрии, которые являются причи- ной эстетической привле- кательности русского ор- намента.


К сожалению, до наших дней сохра- нился только единственный пред- мет из языческого прошлого – это рушник. Он без перерыва тради- ции используется в народном бы- ту по своему прямому назначению защищать святые углы, божни- цы, дверные и оконные проемы, свадьбы, праздники, похороны свадьбы, праздники, похороны своими магическими изображени- ями и оберегами от сглаза, "уро- ка" и любой порчи и быть приста- нищем душ умерших родичей. Во многом именно благодаря сохра- нившимся в русских деревнях рушникам со старинной вышив- кой мы можем совершить экскур- сию в наше далекое прошлое.




Чтобы народное искусство жило, нужно, чтобы оно находилось в чутких руках. Все тоньше и тоньше нити, связывающие нас с искусством далеких предков. Вот и древнерусский орнамент может уйти из нашей жизни, лишив ее чего-то важного. Равнодушие неизбежно приводит к потерям, а терять духов- Равнодушие неизбежно приводит к потерям, а терять духов- ные, художественные традиции народа мы не имеем права. Именно уважение к этим традициям называется патриотиз- мом, с него начинается в нас чувство Родины.






Top