Жан-батист мольер - мещанин во дворянстве. Жан-батист мольер - мещанин во дворянстве Тест по комедии

Так уж устроена жизнь, что то, что в ней может быть смешным, одновременно может быть и очень грустным. Это можно сказать, когда читаешь комедию Мольера «Мещанин во дворянстве». За время чтения неоднократно приходится смеяться, но по итогу делаешь такие выводы, которые заставляют задуматься о жизни. Причём эти мысли актуальны и по сей день, несмотря на то, что комедия была написана в 17 веке по заказу Людовика XIV, после того, как он оказался обманут и захотел высмеять турецкую делегацию.

Главным героем является мещанин господин Журден, который во что бы то ни стало хочет получить более высокий статус. Он нанимает много учителей по самым разным наукам, чтобы казаться учёным аристократом. Его жена не понимает этого, она считает, что главное материальное благополучие, а знания не особо пригодны в хозяйстве. Между дочерью Журдена Люсиль и Клеонтом появляются чувства, но Журден отказывается дать согласие на их брак, так как хочет найти кандидатуру получше. Тогда Клеонт с помощью своего слуги переодевается в турецкого дворянина и обманом женится на Люсиль.

Книга вызывает улыбку, но при этом приходит понимание, что стремление к высокому статусу может сыграть с человеком злую шутку. При этом в кругу аристократов всё тоже не так красиво, там много лицемерия, обмана и зависти. Однако же и общество мещан оставляет желать лучшего. Из этого можно сделать вывод, что в первую очередь нужно думать не о статусе, а том, кто ты есть, и если обучаться, то для своего развития, а не напоказ. Всегда нужно помнить о том, кто ты на самом деле и работать над своими качествами в первую очередь.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Мещанин во дворянстве" Жан-Батист Поклен Мольер бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» была написана в 1670 году. Произведение создано в рамках литературного направления реализм. В комедии «Мещанин во дворянстве» автор осмеивает типичного буржуа – невежественного господина Журдена, который пытался примкнуть к «высшему сословию», но у него получалось лишь неуклюже подражать жизни дворянства.

Если вам нужно быстро понять о чем рассказ Мольера, рекомендуем прочитать краткое содержание «Мещанина во дворянстве» по действиям на нашем сайте. Также этот материал позволит быстро подготовиться к уроку мировой литературы. Пьеса «Мещанин во дворянстве» включена в школьную программу 8 класса.

Главные герои

Господин Журден – мещанин, который хотел быть дворянином. Окружающие смеялись над ним, но подыгрывали ему ради собственной выгоды.

Госпожа Журден – жена господина Журдена; не разделяла его желания стать дворянином.

Клеонт – молодой человек, влюблен в Люсиль.

Ковьель – слуга Клеонта.

Дорант – граф, знакомый Журдена, который постоянно занимал у мещанина деньги. Влюблен в Доримену.

Другие персонажи

Люсиль – дочь господина и госпожи Журден, влюблена в Клеонта.

Николь – служанка Люсиль.

Доримена – маркиза; Журден пытался добиться ее расположения через Доранта.

Учителя танцев, музыки, фехтования, философии , которых нанимал Журден.

Действие первое

Явление 1

Париж. Дом господина Журдена. Учитель музыки и учитель танцев готовятся к вечернему выступлению и обсуждают, что хотя Журден нисколько не разбирается в искусстве, «деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке» .

Явление 2

Журден хвалится перед учителями своим новым халатом, те во всем ему льстят.

Мещанину кажется заунывным звучание скрипки. Учителя отмечают, что Журдену стоит учиться искусствам, так как «все распри, все войны на земле» , «все злоключения, коими полна история» происходят от незнания музыки и неумения танцевать.

Действие второе

Явление 1

Журден распоряжается, чтобы к вечеру балет был готов, так как приедет особа, для которой он все это устраивает. Учитель музыки, предвкушая хорошую оплату, советует мещанину давать концерты по средам и четвергам, как это делают все знатные господа.

Явления 2-3

Пришедший учитель фехтования обучает мещанина, объясняя, что «весь секрет фехтования заключается в том, чтобы <…> наносить противнику удары» и «самому таковых не получать» . Учитель фехтования высказывает мысль, что танцы и музыка – бесполезные науки. Между учителями начинается спор.

Явления 4-5

Журден просит пришедшего учителя философии помирить ссорящихся. Ссылаясь на трактат Сенеки о гневе, философ пытается их успокоить, однако сам ввязывается в спор, который перерастает в драку.

Явление 6

Урок философии. Учитель предлагает обучить Журдена премудростям философии: логике, этике и физике, но они не вызывают у мещанина интереса. Журден просит научить его правописанию. Учитель рассказывает ему о том, что существуют гласные и согласные буквы.

Журден просит философа помочь ему написать любовную записку, но в итоге они останавливаются на первоначальном варианте мещанина: «Прекрасная маркиза, ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви» . Неожиданно мещанин узнает, что всю жизнь выражался прозой.

Явления 7-8

Портной приносит Журдену новый костюм. Мещанин замечает, что костюм сшит из той же ткани, что и одежда на портном, а узор (цветочки) расположен вверх ногами. Портной успокаивает его тем, что так модно в высшем обществе.

Явления 9-10

Танцуя вокруг Журдена, подмастерья надевают на него новый костюм. Они называют мещанина «Ваша милость» , «Ваше сиятельство» , «Ваша светлость» , за что получают щедрую плату.

Действие третье

Явления 1-3

Увидев новый наряд Журдена, Николь не может сдержать смеха. Госпожа Журден возмущена внешним видом мужа, который «вырядился шутом» , а над ним и так все смеются. Журден решает похвастаться перед женой и Николь полученными знаниями, но ничем не удивляет женщин. Более того, фехтуя с мужчиной, служанка с легкостью несколько раз колет его.

Явления 4-5

Дорант нахваливает новый костюм Журдена и упоминает, что говорил о нем «в королевской опочивальне» , чем тешит самолюбие мещанина.

Дорант просит у Журдена «еще двести пистолей» , чтобы округлить сумму своего значительного долга. Возмущенная госпожа Журден называет своего мужа «дойной коровой» , а Доранта «проходимцем» .

Явления 6

Дорант сообщает, что уговорил маркизу приехать сегодня к мещанину, передав ей бриллиант – подарок Журдена. Николь случайно слышит часть разговора мужчин и узнает, что мещанин вечером отправляет жену в гости к сестре, чтобы их ничто «не стеснило» .

Явления 7-11

Госпожа Журден уверена, что ее муж «за кем-то приударяет» . Женщина хочет выдать свою дочь за влюбленного в нее Клеонта. Николь в восторге от ее решения госпожи, так как ей нравится слуга Клеонта.

Госпожа Журден советует Клеонту сегодня же просить руки ее дочери у господина Журдена.

Явление 12

Клеонт просит руки Люсиль у господина Журдена. Мещанина интересует только то, дворянин ли будущий зять. Клеонт, не желая обманывать, признается, что таковым не является. Журден отказывает, так как хочет, чтобы его дочь была маркизой.

Явления 13-14

Ковьель успокаивает расстроенного Клеонта – слуга придумал, как «обвести вокруг пальца нашего простофилю» .

Явления 15-18

Доримена не хотела встречаться с Дорантом у нее либо у него дома, поэтому согласилась обедать у Журдена. Все подарки мещанина граф дарил маркизе от своего имени.

Явления 19-20

Встречая маркизу, Журден нелепо кланяется, чем очень забавляет женщину. Дорант предупреждает мещанина, чтобы он не упоминал о подаренном Доримене бриллианте, так как это неучтиво в светском обществе.

Действие четвертое

Явление 1

Доримена удивлена тем, что ради нее устроили «роскошный пир» . Журден, обратив внимание на бриллиант на руке маркизы, называет его «сущей безделицей» , считая, что женщина знает, что это подарок от него.

Явления 2-4

Неожиданно появляется госпожа Журден. Женщина возмущена тем, что выпроводив жену, ее муж устраивает «пир» для другой дамы. Дорант пытается оправдаться, объясняя, что обед устроил он. Госпожа Журден не верит в это. Расстроенная маркиза уходит, за ней отправляется Дорант.

Явления 5-8

Переодетый Ковьель выдает себя за старого друга отца Журдена. Ковьель рассказывает, что отец мещанина был не купцом, а дворянином. Однако основная цель его визита – сообщение, что сын турецкого султана давно влюблен в дочь Журдена и хочет жениться на ней. Вскоре к ним присоединяется переодетый турком Клеонт и через переводчика-Ковьеля сообщает о своих намерениях.

Ковьель просит Доранта подыграть им.

Явления 9-13

Турецкая церемония. Муфтий со свитой, дервиши и турки поют и танцуют, проводя посвящение Журдена, переодетого в турецкие одежды, в турка. Муфтий кладет на спину мещанина Коран, призывает Магомета.

Действие пятое

Явление 1

Журден объясняет жене, что теперь он стал мамамуши. Женщина решает, что ее муж сошел с ума.

Явления 2-3

Дорант уговаривает Доримену остаться, чтобы поддержать идею Клеонта с маскарадом и посмотреть устроенный для нее балет.

Явления 4-7

Люсиль сначала отказывается выходить замуж, но, узнав в турке Клеонта, соглашается.

Госпожа Журден также была против женитьбы, но когда Ковьель тихо объяснил ей, что происходящее только маскарад, распорядилась послать за нотариусом.

Дорант объявляет, что они с маркизой тоже решили пожениться. Журден думает, что граф это сказал для отвода глаз. Радостный мещанин отдает Николь «толмачу» Ковьелю, а свою «супругу – кому угодно» . Ковьель удивляется, что «другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь!» .

«Комедия заканчивается балетом» .

Заключение

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» входит в число самых известных драматических произведений. Пьесу ставили более двадцати ведущих театров, она четыре раза была экранизирована. Привлекая яркостью описанных характеров и тонким юмором, гениальное произведение остается интересным и для современных читателей.

Тест по комедии

После прочтения краткого содержания не забудьте пройти тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 3278.

Николь обычная служанка в мещанском доме, он работает на господина Журдена, а также является любимой девушкой Ковьеля. Несмотря на то, что ей приходится выполнять достаточно низкую работу, делает она ее достаточно ловко и проницательно, стараясь угостить хозяевам, которым служит. В скором времени, она хочет связать себя узами брака с Ковьелем, который на протяжении долгого времени является слугой Клеонта.

А сам Клеонт мечтает связать себя узами брака с хозяйкой Николь, молодой госпожой Люсиль, которую Журден мечтает отдать за настоящего дворянина. Он хочет сравняться с настоящей аристократией и старается сравняться с остальными. Поэтому нанимает множество слуг и педагогов, которые должны исправить его внешний вид и поведение. Но все не приводит к значимым результатам.

Также он нанимает портных, которые должны шить наряды, над которыми даже Николь смеется. Несмотря на то, что она девушка простая, но имеет достаточно прекрасный и правильно воспитанный вкус, который позволяет ей отличать красивые платья от неправильно сшитых и смехотворных нарядов.

В свободное время господин занимается изучением различных наук и навыков, а потом делиться полученной информацией с женой и служанкой, а так как они ничего не понимают, он говорит, что живет с одними невеждами.

Николь после помогает Ковьелю и Клеонту обдурить господина Журдена, который не хочет отдавать свою дочку замуж за простого мещанина. Он мечтает породниться с дворянами, поэтому хитрый Клеонт предпринимает шаг к настоящей афере. Он отправляет Ковьеля, как друга ранее упокоившегося близкого друга господина, которого мужчина считал за истинного дворянина, способного помочь ему стать частью класса аристократии.

Он предлагает обручить его единственную дочку с настоящим турецким султаном. Девушка сначала не соглашается на подобное предложение, но потом понимает, что ее служанка и возлюбленный вместе с Клеонтом обдурили всех. Николь была достаточно хитрой и счастливой девушкой, поэтому решила помочь своей хозяйке обрести настоящее счастье и выйти замуж за человека, которого она по-настоящему любит.

Она соглашается помочь молодым людям, несмотря на то, что может лишиться жизни и работы, а также быть жестоко наказанной, так как являлась обычной служанкой в поместье. При этом она понимает цену настоящей дружбы, любви и преданности своей хозяйке, которая попала в трудную ситуацию.

Сочинение про Николь

Николь - второстепенная героиня комедийного произведения Мольера «Мещанин во дворянстве». Николь молода, красива, умна и сообразительна. Помимо этого, девушка очень проницательная, хозяйственная и ловкая. Героиня трудится служанкой у состоятельного господина по имени Журден. В неё страстно влюблен Ковьель, который находится в услужении у своего молодого господина Клеонта. Сердце Клеонта принадлежит молодой девушке - госпоже Люсиль.

Мещанин Журден всю свою жизнь стремится стать знатным дворянином. Для осуществления своей мечты, мещанин бросается во все тяжкие: носит наряды, сшитые портными специально для него, нанимает всевозможных учителей, дабы научиться грамоте. Однако, наряды Журдена выглядят нелепо и чересчур вычурно, а демонстрируемые им навыки кажутся многим непонятными.

Благодаря Николь, происходит знакомство между Клеонтом и Журденом. Не без помощи героини, Ковьель обманывает Журдена, в результате чего Клеонт женится на Люсиль.

Николь, как и супруга Журдена смеется над нарядами и «дворянскими навыками» мещанина. Несмотря на свое не знатное происхождение, Николь понимает, что Журдену ещё далеко до статуса дворянина. Мещанин, в свою очередь, называет Николь и супругу невеждами, так как они не понимают его «аристократических» манер.

Мольер подчеркивает, что Николь пытается поговорить с господином о нелепости его нарядов, однако её старания идут коту под хвост. Журден словно не слышит никого, кроме своего эго. Он, вопреки здравому смыслу, хочет казаться истинным аристократом.

Автор противопоставляет Николь и её тщеславного господина. Журден «стыдится своего происхождения, блистает придуманным титулом, что является признаком душевной низости». В отличие от него Николь - простой, искренний, прямолинейный и открытый человек. Она прямо говорит господину о том, что думает, не боясь показаться бестактной.

Николь - носитель здравого смысла, личность, которая придает комедии Мольера открытости, легкости и простоты.

Несколько интересных сочинений

  • Образ Путешественника в романе Путешествие из Петербурга в Москву Радищева сочинение

    Произведение написано в виде путевых записок путешествующего по городам и деревням российской петербургской глубинки человека, который и является рассказчиком, ведущим повествование в романе.

  • Сочинение Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя

    Человек – это общественное создание. У каждого из нас самого раннего детства много друзей, нас окружают родственники. Сперва мы подрастаем в семье, где о нас заботятся бабушки, дедушки, мама, папа, братья и сестры

  • Двадцать первый век – это век информационных технологий, где возможно абсолютно все. Иногда так хочется представить, что это действительно так. Что любой человек может делать то, что он хочет

  • Сочинение Проблемы в комедии Фонвизина Недоросль

    Денис Иванович поднимает проблемы актуальные для своего времени. Дворянство имело ряд собственных пороков, которые автор очень хорошо раскрывает. Помимо этого, писатель касается такой темы

  • Герои произведения Крыжовник Чехова

    Одними из главных персонажей произведения «Крыжовник» являются два брата, которые были совсем разные по характеру. Один из них

Данное произведение написано в 1670 году. Сюжетная линия построена вокруг одного невежественного господина, пытающегося любым способом примкнуть к «высшему сословию». Краткое содержание комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» по действиям и явлениям покажет читателю, каким глупым и неотесанным может быть человек с большими деньгами, не понимающий, что ум за деньги не купить.

Главные действующие лица

  • Господин Журден – мещанин, мечтающий стать дворянином.
  • Госпожа Журден – супруга Журдена.
  • Люсиль – единственная дочь г-на Журдена.
  • Николь – служанка в доме г-на Журдена.
  • Клеонт – влюблен в Люсиль.
  • Ковьель – слуга Клеонта.
  • Доримена – маркиза.
  • Дорант – граф. Влюблен в Доримену.

Второстепенные персонажи

  • Учитель музыки
  • Ученик учителя музыки
  • Учитель танцев
  • Учитель фехтования
  • Учитель философии
  • Портной
  • Подмастерье портного
  • Лакеи

Действие первое

Явление первое

В доме господина Журдена гости: учителя, певцы, музыканты, танцовщики. Ученик учителя музыки сочиняет мелодию для серенады, заказанной господином. Все в ожидании прихода хозяина. Учителя считают, что он слегка помешан на дворянстве и светском обхождении. Им обидно выступать перед человеком, ничего не понимающим в искусстве, но они готовы закрыть на это глаза. Деньги за выступление обещаны хорошие.

Явление второе

Появляется Журден одетый, как знать. Он в восторге от сшитого на заказ халата. Купец хвастается обновкой в ожидании комплиментов. Наряд нелеп, но учителя льстят, восхищаясь прекрасным вкусом.

Учитель музыки просит прослушать музыку, написанную учеником. Журден сомневается в способностях ученика. Мужчина озадачен, как удобнее слушать музыку, в халате или без него. Музыка не приводит его в восторг. Он начинает напевать свою песенку, считая, что исполняет ее прекрасно. Его осыпают похвалой. Учителя предлагают ему взять уроки музыки и танцев, как положено в высшем обществе.

Действие второе

Явление первое

Балет, серенада - все затевалось ради приглашенной на вечер особы, к которой г-н Журден был неравнодушен. Учитель музыки советует Журдену самому давать концерты у себя дома, как принято у знатных господ. Купец переживает насколько хорош будет балет. Его успокаивают. Все должно пройти на отлично. Зритель не устоит перед менуэтами. Он начинает приплясывать. Его вновь нахваливают. Журден просит научить его правильно кланяться, чтобы не опростоволоситься перед маркизой Дорименой.

Явление второе

Слуги оповещают о приходе учителя фехтования.

Явление третье

Преподаватель дает основные правила ведения боя в фехтовании. Все восхищаются, как ловко Журден машет рапирой. Учитель фехтования убеждает всех, что его наука самая важная. Словесная перепалка переходит в драку.

Явление четвертое

На пороге возникает учитель философии. Журден просит примирить разгневанных учителей. Пытаясь успокоить ссорящихся, философ втягивается в спор. Обстановка накалена до предела.

Явление пятое

Журден машет на дерущихся рукой. Не стоит их разнимать. Вдруг новый халат пострадает.

Явление шестое

Журден сожалеет, что учитель философии такой потрепанный после потасовки с коллегами. Учитель пытается выяснить, к какой науке у господина больше лежит душа: логике, этике, физике. Логика Журдена не вдохновила. Этику он посчитал бесполезной. Физику слишком навороченной. Остановились на правописании. Журден делится секретом, что давно без ума от одной дамы и хочет написать ей записку, в которой признается в чувствах.

Явление седьмое

Журден в волнении. Заказанного для вечера костюма нет. В адрес портного сыплются бранные слова.

Явление восьмое

Портной доставляет костюм, сшитый с учетом последних модных веяний. Журден оценивающе приглядывается к обновке, замечая, что цветочки пошиты бутонами вниз. Портной уверяет, что в этом вся прелесть.

Явление девятое

Подмастерья, пританцовывая, помогают переодеться в обновку, попутно распыляя похвалы и получая за это щедрые чаевые.

Явление десятое

Подмастерья танцуют, радуясь неслыханной щедрости хозяина.

Действие третье

Явление первое

Журден решил выгулять новый костюм в сопровождении лакеев, чтобы видели какая важная особа гуляет.

Явление второе

Увидев хозяина, служанка истерически хохочет. Остановить нахалку удалось лишь под угрозой увесистой оплеухи. Николь получает задание прибраться в доме. Будут гости.

Явление третье

У г-жи реакция не лучше, чем у Николь. Шут он и есть шут. Женщина пытается вразумить супруга, что ни к чему ему уроки с учителями. Все они хотят одного, содрать побольше денег за уроки. Толку от учителей ноль, зато грязи натоптано.

Журден пытается произвести впечатление, показывая чему его научили, но бесполезно. Служанка произносит звуки, так же как учили его. Да и с рапирой она справилась на раз.

Госпожа винила во всем знатных господ, постоянно бывающих у них. Она убеждена, что мужа используют, как кошелек в отличие от него, считающего, что дружба с господами сулит выгодное сотрудничество в дальнейшем. Примером тому граф, взявший взаймы приличную сумму. Она уверена, что долг он не вернет.

Явление четвертое

Появляется граф. Господа обмениваются любезностями. Дорант заводит речь о сумме, которую задолжал. Граф просит добавить ему немного денег, чтобы округлить занятую сумму. Г-жа перемигивается с мужем, намекая, как она была права в отношении этого пройдохи.

Явление пятое

Дорант замечает, что г-жа не в духе. Он интересуется, в чем причина и замечает, что давно не видел ее дочь. Граф приглашает дам на придворный спектакль.

Явление шестое

Журден приносит Доранту деньги. Дорант обещает, что для г-жи будут самые лучшие места в зале. Граф докладывает господину, что маркиза получила записку и обещала приехать отобедать. Бриллиант, подарок от Журдена, Доримена взяла, но пришлось ее поуговаривать. Маркиза весьма довольна, оказанным ей вниманием. Журден клянется, что сделает все возможное на пути к ее сердцу. Служанка подслушивает разговор мужчин.

Явление седьмое

Николь докладывает г-же, что ее супруг что-то замышляет. Г-жа отвечает, что давно подозревает мужа в том, что он за кем-то приударяет. Сейчас женщину волнует судьба дочери. В Люсиль влюблен Клеонт. Парень нравился г-же. Она хотела посодействовать ему в женитьбе на Люсиль.

Николь идея понравилась. Если Клеонт женится на Люсиль, то она сможет выйти замуж за его слугу, который был ей симпатичен. Госпожа отправляет служанку к Клеонту с просьбой прийти к ним в дом. Они вместе должны уговорить Журдена дать согласие на брак.

Явление восьмое

Николь несется с радостной вестью к Клеонту. Однако вместо ответной радости слышит гневные речи. Слуга с ним заодно. Девушка не понимает причину подобного поведения. В расстроенных чувствах она покидает дом.

Явление девятое

Клеонт жалуется слуге на то, как жестоко с ним обошлись в доме невесты. Люсиль совсем не смотрит в его сторону. Девушка прошла мимо, как будто они не знакомы. В чем он провинился? Ведь его намерения к ней искренни. Парень предполагает, что виной всему граф, часто бывающий в доме невесты. Он богат, знатен. Прекрасная партия для нее. Пока они обсуждали различные версии происходящего, на пороге дома появляется Люсиль вместе с Николь.

Явление десятое

Молодые люди препираются, предъявляя друг другу обвинения. Причина поведения Люсиль стала понятна, когда она обрисовала утреннюю ситуацию. Тетка, с которой она утром прогуливалась, сказала, что мужчин надо опасаться. При виде их бежать куда подальше. Вот и весь секрет.

Явление одиннадцатое

Г-жа рада приходу Клеонта. Они собираются дождаться прихода г-на Журдена, чтобы попросить согласие на брак.

Явление двенадцатое

Обозначив цель визита, Клеонт слышит вопрос о своем происхождении. Услышав ответ, что будущий зять никакого отношения к дворянству не имеет, г-н Журден дает отказ на брак. Г-жа Журден попыталась встать на сторону Клеонта, но бесполезно. Муж не стал ее слушать. Не о такой партии для дочери он мечтал. Он желает видеть Люсиль не иначе как маркизой или герцогиней.

Явление тринадцатое

Г-жа Журден успокаивает расстроенного Клеонта. Дочка получает от матери совет, как вести себя с отцом.

Явление четырнадцатое

Для Клеонта было полной неожиданностью узнать, что будущий зять должен иметь дворянские корни. Он расстроен. Ковьель предлагает разыграть Журдена.

Явление пятнадцатое

Журден недоумевает, почему его все пытаются ткнуть лишний раз знакомствами с вельможами. Для него нет ничего приятнее, чем подобные связи. Он бы все на свете отдал за то, чтобы родиться маркизом или графом.

Явление шестнадцатое

Слуга доносит Журдену, что в дом пожаловал граф с какой-то дамой под руку.

Явление семнадцатое

Лакей докладывает гостям, что барин скоро выйдет.

Явление восемнадцатое

Доримену гложат сомнения, правильно ли она поступила, приехав в незнакомый дом. Граф убеждает ее, что она все сделала правильно. Он сам давно в нее влюблен, но у него не было возможности видеться с ней ни у себя, ни у нее дома. Это могло скомпрометировать маркизу.

Маркиза польщена вниманием графа. Она благодарит его за подарки, полученные от него. Особенно за бриллиант, которому нет цены. Женщина даже не догадывается, что подарки от Журдена, наглый граф выдавал за свои, желая таким образом выразить свою любовь.

Явление девятнадцатое

Журден раскланивается перед маркизой, но поклон вышел такой неуклюжий, что гости еле сдержали смешок. Приветственная речь оказалась не лучше. Дорант намекает, что пора уже отобедать.

Явление двадцатое

Гости проходят к накрытому столу. Зовут певцов.

Явление двадцать первое

Повара, готовившие обед, пританцовывают в предвкушении праздника.

Действие четвертое

Явление первое

Доримена в восторге от роскошного пира. Г-н Журден без остановки отвешивает комплименты дорогой гостье. Между делом заостряет внимание на бриллианте на пальчике Доримены. Он уверен, что она знает от кого кольцо.

Явление второе

Неожиданно появляется г-жа и закатывает скандал. Она поняла ради кого все затевалось. Вот куда супруг разбазаривает деньги. Пир, певцы, танцоры, а ее за порог. Дорант берет удар на себя. Он оправдывает г-на, объясняя, что все затраты из его средств, но госпожа не верит в этот бред. Оскорбленная Доримена выбегает из-за стола. Дорант за ней.

Явление третье

Супруги препираются друг с другом.

Явление четвертое

Г-н недоволен, что супруга явилась раньше времени и все испортила, а ведь он только начал сражать присутствующих остроумием и был явно в ударе.

Явление пятое

Появляется переодетый Ковьель, представляясь близким другом покойного батюшки г-на Журдена. Г-н не узнает в нем слугу Клеонта. Ковьель озадачил его, упомянув, что помнит покойного, как настоящего дворянина. Журден в недоумении, ведь все уверяли его, что отец был купцом.

Следующая новость еще более ошеломляющая. Ковьель рассказывает о друге, сыне турецкого султана, якобы влюбленного в Люсиль. Юноша готов жениться на девушке, если получит добро от ее отца, но перед этим необходимо провести особую церемонию над будущим тестем, посвящение в мамамуши. Тогда Журден получит самый почетный сан, встав в один ряд с наизнатнейшими вельможами.

Журден говорит, что дочь влюблена в Клеонта и поклялась выйти замуж только за него. Ковьель успокаивает его, говоря, что по случайному совпадению его друг, как две капли воды похож на него.

Явление шестое

Появляется Клеонт, переодетый в турка. Он просит Журдена как можно быстрее начать подготовку к церемонии.

Явление седьмое

Ковьель доволен собой. Ловко у него все получилось.

Явление восьмое

Ковьель просит Доранта подыграть им в маскараде с их участием.

Явление девятое

Начало турецкой церемонии.

Явление десятое

Г-на Журдена переодели в турецкие одежды, побрили наголо. Все танцуют и поют.

Явление одиннадцатое

Турки поют на своем языке и пляшут национальные танцы. Веселье продолжается.

Явление двенадцатое

Турки пляшут и поют.

Явление тринадцатое

Журден в тюрбане с саблей в руках. Муфтий и дервиши проводят обряд посвящения во время которого в такт музыке Журдена бьют палками. Только так можно призвать Магомета.

Действие пятое

Явление первое

Г-жа Журден, глядя на мужа в новом обличье, начинает думать, что он сошел с ума. Журден объясняет жене, что теперь он мамамуши и требует почтительного отношения к себе.

Явление второе

Доранту пришлось постараться, чтобы уговорить Доримену вернуться в дом Журденов. Необходимо поддержать Клеонта с розыгрышем. Маркиза дает согласие на брак с Дорантом, но впредь просит его не быть таким расточительным.

Явление третье

Доримена и Дорант приносят поздравления Журдену в связи с новым званием.

Явление четвертое

Дорант раскланивается перед переодетым Клеонтом, убеждая в своей преданности.

Явление пятое

Г-н Журден представляет Клеонту Доранта и Доримену, объясняя, что эти люди его близкие друзья и они готовы засвидетельствовать свое почтение перед турецким гостем.

Явление шестое

Г-н Журден просит дочь подойти ближе и познакомиться с будущим мужем. Люсиль ничего не понимает. Она думает, что отец шутит. Девушка против замужества, но узнав в турке переодетого Клеонта, соглашается на брак.

Явление седьмое

Г-жа против брака с иностранцем. Ковьель объясняет ей, что это игра. Посылают за нотариусом. Дорант объявляет г-же, что теперь поводов для ревности у нее не будет. У них с маркизой скоро свадьба. В ожидании нотариуса все смотрят балет, продолжая развлекаться.

Комедия «Мещанин во дворянстве» является одним из самых знаменитых произведений французской литературы. Как и многие другие работы Мольера, эта пьеса высмеивает человеческую глупость и тщеславие. Несмотря на легкость и обилие фарса, сатирическое отношение автора к главному герою и ситуации, в которую он попал, ставит произведение «Мещанин во дворянстве» на одну из самых высоких ступеней литературы с социальным подтекстом.

Статья рассматривает историю создания пьесы, ее анализ и краткий пересказ. «Мещанин во дворянстве» состоит из пяти действий с разным количеством сцен в каждом. Чуть ниже представлено краткое содержание каждого из них.

Мольер

Мольер - псевдоним автора, его настоящее имя - Жан Батист Покелин. Один из столпов французской литературы Мольер писал комедии, которые считаются лучшими за всю историю не только французской, но и европейской литературы в целом.

Несмотря на огромную придворную популярность, произведения Мольера часто подвергались критике со стороны жестких моралистов и приверженцев католической церкви. Однако критика не мешала автору высмеивать тщеславие и двуличие как первых, так и вторых. Как ни странно, театр Жана Батиста Мольера пользовался огромной популярностью. Многие критики приписывают Мольеру важную роль придворного шута - единственного человека при дворе короля, которому позволялось говорить правду.

Литература и театр времен Мольера

Мольер начал писать пьесы в то время, когда литература была строго разделена на классическую и реалистическую. Театр принадлежал к классической литературе, где трагедия была высоким жанром, а комедия - низким. По таким правилам полагалось писать Мольеру, однако автор не раз нарушал каноны жанров и смешивал в своих комедиях классицизм с реализмом, комедию с трагедией и фарс с жесткой социальной критикой.

В некотором роде его писательский дар находился далеко впереди своего времени. Можно с уверенностью сказать, что родителем современной комедии является Жан Батист Мольер. Пьесы, написанные им, и постановки под его руководством вывели театр на новый уровень.

История создания пьесы

В 1670 году король Луи XIV заказал Мольеру турецкий фарс - пьесу, которая высмеивала бы турок и их традиции. Дело в том, что приезжавшая в предыдущем году турецкая делегация сильно ранила самолюбие тщеславного самодержца, заявив, что у султана конь украшен богаче.

Луи был крайне обижен таким отношением, не улучшил настроение короля и тот факт, что турецкое посольство оказалось липовым и к султану не имело никакого отношения. Комедия «Мещанин во дворянстве» была создана за 10 дней и являлась практически полностью импровизированной. В своем произведении Мольер слегка вышел из рамок заказа, создав турецкий фарс с целью высмеять не турок, а французов, а точнее, собирательный образ богатого буржуа, стремящегося стать аристократом.

Фарс в этой комедии является не только турецким, что подтверждает представленное ниже краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» с самых первых строк погружает читателя или зрителя в представление внутри представления, где главный герой превращает в фарс всю свою жизнь.

Краткий пересказ сюжета

Действие пьесы почти полностью происходит в доме богатого купца по имени Журден. Его отец сколотил состояние на торговле тканями, и Журден пошел по его стопам. Однако на склоне лет ему в голову пришла сумасбродная идея сделаться аристократом. Всю свою купеческую напористость он направляет на то, чтобы без разбору имитировать представителей высшего сословия. Его потуги настолько смешны, что являются предметом насмешек не только жены и служанки, но и всех окружающих его людей.

Врожденное тщеславие и желание поскорее стать аристократом делает из буржуа слепого глупца, за чей счет кормятся учителя танцев, музыки, фехтования и философии, а также сонм портных и покровитель Журдена - некий граф Дорант. В своем стремлении к высшему сословию Журден не позволяет своей дочери выйти замуж за любимого ею молодого буржуа по имени Клеонт, что вынуждает юношу пойти на обман и затеять тот самый турецкий фарс.

В пяти действиях комедии зритель наблюдает, как предприимчивый и расчетливый купец становится одержим идеей стать не тем, кто он есть на самом деле. Его глупое поведение описывает краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» - пьеса, состоящая из пяти неравных по времени действий. Что в них происходит, изложено ниже.

Структура пьесы и оригинального спектакля

Сегодня «Мещанин во дворянстве» является одной из самых популярных комедий и ставится на сценах театров всего мира. Многие режиссеры решаются на переработанные и пересмотренные варианты постановки. Мало кто ставит эту комедию именно в той форме, в которой она была задумана Мольером. Современные постановки сокращают не только балетные, но и музыкальные, и поэтические сцены, делая комедию больше похожей на краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» в оригинальной постановке Мольера выглядит действительно как фарс в средневековом значении слова.

Дело в том, что оригинал постановки является комедией-балетом, где танец играет особую роль в сатирическом отношении к главному герою. Конечно, основная ценность комедии не теряется, если опустить балетные сцены, однако оригинальное представление способно перенести зрителя в театр XVII века. Важную роль также играет музыка, написанная Жаном-Батистом Люлли, которого своим соавтором называл сам Мольер. «Мещанин во дворянстве» использует музыку и танец в качестве литературных приемов, необходимых для раскрытия персонажей.

Сюжет и краткое содержание. «Мещанин во дворянстве» по действиям

Комедия состоит из ряда эпизодов и комических ситуаций, каждая из которых описывается в отдельном акте. В каждом акте из Журдена делают дурака его же собственные неоправданные амбиции. В первом акте главный герой сталкивается с лестью учителей танцев и музыки, во втором к ним присоединяются учителя фехтования и философии, каждый из них пытается доказать превосходство своего предмета и его ценность для настоящего аристократа; спор ученых мужей заканчивается потасовкой.

Третий акт, самый длинный из пяти, показывает, насколько слеп Журден, который позволяет своему мнимому другу графу Доранту тянуть из себя деньги, подкупая лестью, ложью и пустыми обещаниями. Четвертый акт комедии дает начало турецкому фарсу, в котором переодетый слуга посвящает Журдена в ряды несуществующей турецкой знати. В пятом акте ослепленный от сбывшихся амбиций Журден соглашается на брак дочери и служанки.

Действие первое: подготовка к званому ужину

В доме Журдена дожидаются хозяина два мастера - учитель танцев и учитель музыки. Тщеславный и глупый Журден стремится в аристократы и возжелал иметь даму сердца, коей и стала маркиза Доримена. Он готовит славный пир с балетом и другими развлечениями, надеясь впечатлить знатную особу.

Хозяин дома выходит к ним в ярком халате, мотивируя это тем, что так нынче одеваются по утрам все аристократы. Журден спрашивает мнение мастеров относительно его внешнего вида, на что те рассыпаются в комплиментах. Он просматривает и прослушивает программу, встревает в исполнение пасторальной серенады и убеждает мастеров остаться взглянуть на его новый костюм, сшитый по последней моде, который ему вот-вот должны принести.

Действие второе: склока учителей и новый костюм

В дом приходит учитель фехтования и среди мастеров возникает спор о том, какое из искусств нужнее аристократу: музыка, танцы или умение колоть рапирой. Спор перерастает в потасовку с кулаками и криками. В самом разгаре потасовки входит учитель философии и пытается угомонить бушующих мастеров, убеждая их, что философия - мать всех наук и искусств, за что и получает тумаков.

Закончив драку, потрепанный учитель философии начинает урок, из которого Журден узнает, что, оказывается, он всю жизнь изъяснялся прозой. По окончании урока в дом входит портной с новым костюмом для Журдена. Буржуа сразу надевает обновку и купается в похвалах льстецов, которые только и хотят, что вытащить из его кармана еще больше денег.

Действие третье: планы

Собираясь на прогулку, Журден зовет служанку Николь, которая смеется над видом хозяина. На шум приходит и госпожа Журден. Оглядев наряд мужа, она пытается втолковать ему, что своим поведением он лишь развлекает зевак и усложняет жизнь себе и близким. Мудрая жена пытается втолковать своему мужу, что тот ведет себя глупо и на этой глупости наживаются все, кому не лень, включая и графа Доранта.

С визитом является тот самый Дорант, ласково здоровается с Журденом, накрывает его волной комплиментов относительно костюма и попутно берет у него в долг две тысячи ливров. Отведя в сторону хозяина дома, Дорант сообщает ему, что все обговорил с маркизой и нынче вечером лично сопроводит знатную особу на ужин в дом Журдена, чтобы она могла насладиться галантностью и щедростью своего тайного поклонника. Конечно, Дорант забывает упомянуть, что за Дорименой ухаживает он сам и все знаки внимания со стороны сумасбродного купца хитроумный граф приписывал себе.

Госпожа Журден тем временем пытается устроить судьбу дочери. Люсиль уже на выданье, и за ней ухаживает молодой Клеонт, которому девушка отвечает взаимностью. Мадам Журден одобряет жениха и желает устроить этот брак. Николь с радостью бежит сообщить эту новость молодому человеку, ведь и она не прочь выйти замуж за слугу Клеонта - Ковьеля.

Клеонт лично является к Журдену просить руки Люсиль, однако сумасброд, узнав, что молодой человек не благородных кровей, наотрез отказывает ему. Кленот расстроен, но его слуга - хитрый и проницательный Ковьель - предлагает своему хозяину план, с помощью которого Журден с радостью выдаст за него Люсиль.

Журден отправляет жену в гости к сестре, а сам дожидается приезда Доримены. Маркиза уверена, что ужин и балет - знак внимания к ней со стороны Доранта, выбравшего дом Журдена, дабы избежать скандала.

Действие четвертое: ужин и посвящение в мамамуши

В разгар богатого ужина домой возвращается жена Журдена. Она возмущена поведением своего мужа и обвиняет Доранта и Доримену в пагубном влиянии. Обескураженная маркиза быстро покидает застолье, Дорант отправляется за ней. Журден тоже выбежал бы за маркизой, если бы не прелюбопытные гости.

В дом входит переодетый Ковьель, который убеждает Журдена в том, что его отец был чистокровным аристократом. Гость убеждает хозяина дома, что в городе в это самое время гостит сын турецкого султана, который к тому же без ума от его дочери. Не желает ли Журден познакомиться с перспективным зятем? Совсем кстати незваный гость отлично знает турецкий язык и смог бы занять место переводчика при переговорах.

Журден сам не свой от восторга. Он ласково принимает «турецкого вельможу» и сразу же соглашается отдать ему в жены Люсиль. Переодетый в сына султана Клеонт говорит на тарабарщине, а Ковьель переводит, предлагая Журдену немедленное посвящение в ряды турецкой знати - несуществующего дворянского сана мамамуши.

Действие пятое: замужество Люсиль

Журдена одевают в халат и тюрбан, дают в руки кривой турецкий меч и заставляют его произносить клятвы на тарабарщине. Журден зовет Люсиль и вручает ее руку сыну султана. Сначала девушка и слышать не хочет об этом, но потом узнает под заморскими нарядами Клеонта и с радостью соглашается выполнить дочерний долг.

Входит госпожа Журден, она не знает о плане Клеонта, поэтому изо всех сил противится браку дочери и турецкого вельможи. Ковьель отводит ее в сторону и открывает свой план. Госпожа Журден одобряет решение мужа тотчас послать за нотариусом.

Мольер, «Мещанин во дворянстве»: краткий анализ

В некоторой мере «Мещанин во дворянстве» - это всего лишь легкая комедия-фарс, однако она по сей день является любимым произведением европейской литературы, а господин Журден - одним из самых запоминающихся персонажей Мольера. Именно его считают архетипом буржуа с аристократическими амбициями.

Образ Журдена не динамичный и неглубокий, он выделяется одной главной чертой характера - тщеславностью, что делает его односторонним персонажем. Глубиной внутреннего мира не отличаются и другие герои. «Мещанин во дворянстве» отличается минимумом персонажей. Самым глубоким и завершенным из них является госпожа Журден. Она наименее комична и олицетворяет собой голос разума в этой пьесе.

Сатира в произведении сведена к минимуму, однако явно прослеживается. Жан Батист Мольер с легкостью высмеивает тщеславие и неумение человека быть на своем месте. В лице Журдена явным насмешкам подвергается целый класс французской общественности - купцы, у которых денег намного больше, чем ума и образования. Кроме буржуазии изрядную долю насмешек получают льстецы, лжецы и желающие разбогатеть на чужой глупости.




Top