Жанровая разновидность сказки каша из топора. Отзыв о русской народной сказке «Каша из топора

Продолжим работать этим важным инструментом сказкотерапевта – «теневой анализ» сказки – на примере сказки «Каша из топора».

Вспомним главный вопрос теневого анализа ещё раз: «Так что же в этой сказке не названо, но скорее всего есть?»

Перечтите эту короткую сказку! А вот вам и ключевые фразы для «угадывания».

Они лежат на поверхности и не заметить их трудно.

Дошёл до деревни солдат, постучал в крайнюю избу. Нет ли покушать?

«Ох, добрый человек, и сама ещё сегодня ничего не ела – нечего» , – отвечает старуха.

«Ну нет, так нет», – солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.

Уважаемый читатель! Разве ты ещё не испугался? Не увидел сюжет фильма Хичкока? Ведь эта история о том, как служивый солдат разгадал, обезоружил и обезвредил серийную убийцу! Жуткую бабу – крестьянку-людоедку.

Примечателен и верен тот факт, что обитала она в крайней избе – подальше от деревни, поближе к дороге, по которой ходят беззащитные люди, чужаки.

В фольклоре сказочный герой «Солдат» всегда ведь побеждает ведьму... (Вспомним сказку «Огниво»!)

Более того – обезоруживает её, этот мотив есть и в Каше из Топора.

Такая миссия «солдата» объясняется высоким архетипическим пониманием, что есть вообще – «воин», «защитник»... Зачем нужен «Человек с ружьём». Прививка против дешёвого пацифизма.

Эти сказки – таким образом, апология, оправдание, высокое прославление профессии Воин.

А то ведь солдат не все любят, не всегда у них и хорошая репутация...

На них косо смотрят, когда они приходят домой с войны, боятся, не могут и не хотят найти им мирное занятие.

Вот от таких «боязней» и «неприязней», которые часто являются неблагодарной реакцией мирного населения на тех, кто ради них служил и воевал – придумывались самим же народом эти сказки, объясняющие, «зачем солдат»...

Восстанавливают справедливость такие сказки напоминая, что солдат – это брат небесного воинства ангелов, которые тоже ведь – солдаты и тоже постоянно ведут «Невидимую Брань» (битву) с силами тьмы.

Что делать после увольнения в запас?

Для сказочного персонажа «солдата» война продолжается всегда – поэтому он всегда на страже, бдителен, знает, что «мир» – понятие относительное и что в отставку его отправит лишь сама смерть.

Недаром ведь часто бывшие военнослужащие вытаскивают детей из рек – просто они ведь всегда начеку...

Итак, солдат никогда не «в отпуску». Если ты подлинный защитник слабых и правых и борец со Злом – работа и хлеб для тебя всегда найдутся.

Таков глубинный архетип всех сказок о весёлых, хитрых и неунывающих о жизни «служивых солдатах»...

Наверняка вы помните как 4-лапый старик-ветеран охраны (пёс) спасал бэби от «злого волка», «тащившего его в лес». Но это уже юмор...

Вернёмся к теневому анализу сказки «Каша из Топора»

Итак, как говорит сказкотерапия, в ней «не названо», что старуха, скорее всего, держала топор для убийства и поедания путников. Это – «Тень» данной сказки...

Но существует ещё один пласт «Тени». Ещё одно, что в данной сказке прямо не названо, но скорее всего там есть.

Чтобы женщина (особенно старая) могла убить взрослого мужчину по профессии «Солдат» топором, надо иметь сказочную силу. Поскольку эта сказка бытовая и крестьянка не Баба-Яга, ищем ответ в другом месте. Так, топор под лавкой. А где старуха прячет бутыль самогона?..

Вот мы и подошли к главному теневому архетипу этой сказки!

Этот архетип – трагический. Слижком уж часто слабые и трусливые женщины пытаются укротить и перестать бояться мужчину и получить над ним власть, опаивая его алкоголем.

Опоить дюжего солдатину, чтобы фактически съесть его – это максимально яркий архетип. Сильнейший инвариант. В реальной жизни у него есть с десяток более мягких и ослабленных вариантов.

Итак, в сказке не названо, что старуха, скорее всего, держала в доме «вино» для опаивания и усыпления бдительности физически сильных и неглупых прохожих.

Сказка «Каша из топора» и «умение отказываться»

Заметьте, что когда старуха и солдат сели, наконец, есть горячую и свежую вегетарианскую кашу – он не попросил, а она не предложила «налить к долгожданному обеду по чарочке».

Возможно, что отказ от чарки прозвучал ещё раньше – в самом начале их общения и в очень твёрдой и однозначной форме – ещё на пороге, где старуха встречала гостя.

А может быть, увидев под лавкой топор, солдат только тогда испытал инсайт, и у него впервые мелькнуло подозрение – чем заканчиваются «чарочки» в этом гостеприимном доме.

Этот сюжет учит нас правильным стратегиям:

    Будь бдителен! Сначала осмотрись в доме – что за люди.

    Не становись рабом тяги к алкоголю,

    умей отказывать, «обижая хозяина», «нарушая традицию»,

    даже лги: «Мне нельзя пить».

Ценен тот факт,что солдат вряд ли был трезвенником. Иначе цены его стойкости не было бы вовсе. Что за подвиг – отказаться от сигареты, когда ты не куришь?..

Ценность урока сказки в том, что солдат знает, в каком месте и с кем можно разделить «фронтовые сто грамм», а в каких ситуациях такое «расслабление» влечёт за собою подстроенную ловушку и гибель.

Мелкие изводы коварной «женской» стратегии – архетипа: «Напоить, чтобы убить и съесть»

    напоить, чтобы склонить к половому акту,

    забеременеть,

  • заставить выполнять работу задёшево,

    удержать при себе навсегда («

    кому он нужен такой пьющий?»),

    сделать искусственно добрее, веселее, расположеннее, разговорчивее, щедрее,

    чтобы выведать тайну («правду»),

    чтобы сделать его слабее и тем самым – перестать бояться,

    чтобы свалить на него чужую вину,

    лишить памяти и затем внушить свою оложную версию событий,

    лишить репутации в социуме и обрести над ним полную власть.

Не правда ли, всё это не так уж и далеко ушло от сказочного архетипа: «Опоить, чтобы зарубить и съесть»?

О стратегиях старухи мы поговорили. Нам помог выяснить их – замечательный теневой анализ сказки.

Стартегии старухи-ведьмы оказались совсем неуспешны. Ведь без чарочки топор в её руках – бесполезная штука, а от чарочки солдат – отказался.

Но мы ещё не выяснили одну замечательную стратегию солдата. Вот о ней – поговорим напоследок.

Как солдат из сказки «Каша из топора» отвлёк и чем загипнотизировал убийцу-людоедку?

Да тем же, чем другой Герой – Остап Бендер загипнотизировал другую людоедку – Эллочку. Тем, что ей было интересно. (Эллочке было интересно слушать разговоры о том, какая она светская львица и о том, что нынче в моде в лучших домах Европы). Тем временем Бендер забирал стул.

Солдат устроил перед старухой немного другое шоу – кулинарное.

В сказке читаем: «Старуха на солдата глядит, глаз не сводит». А он всё готовит, всё жонглирует перечницами и солонками...

Вот что такое – клиентоориентированность! Чем можно отвлечь и завлечь глупую людоедку? Только тем, что ей самой интересно! На чём одном она и зациклена, причём почти не скрывает этого.

На теме еды – вот на чём!

Вот поэтому хитрый солдат и показал вечно голодной обжоре – кулинарное шоу.

Если бы он стал увлечённо рассказывать ей, отвлекая внимание, про то, как он отдыхал в Турции, старуха отнюдь не впала бы в транс.

Таким образом, солдат создал грамотную «подстройку» к невменяемому и потенциально опасному человеку.

Так ведут себя охранники, милиционеры и психиатры с буйными скагндалистами и пьяными посетителями ночных клубов.

Настраиваются на ритм, поддакивают, кивают, подают эхо-реплики, а потом – медленно выводят, связывают, отбирают, или просто ускользают сами от опасности быть рядом с таким человеком.

Старуха настроилась на тему еды – вот солдат и не сбивал её с её любимого ритма.

В качестве заключения

Теневой анализ сказки «Каша из топора» поднял очень много важнейших тем. Но самая важная для нас, как кажется, вот эта.

Не одурманивайте себя лестью, гостеприимством и «чарочками» кажущихся вам – слабыми – людей.

Особенно если вы их не знаете как следует, и они живут в какой-то уж очень «далёкой» избе.

Чтобы вовремя заметить краем трезвого глаза лежащий у них под лавкой топор.

Итак, в русской сказке бравый солдат обезоружил и практически тем самым обрёк на голодную смерть подлую ведьму. Вырвал у змеи её ядовитые зубы.

Этим он, конечно, спас не одну жизнь и очистил дорогу для всех незнакомых ему – Путников. В этом великий пафос этой старой сказки. Подвиг былинный, почти богатырский.

Нам же хватит и того, что благодаря уроку этой сказки мы сумеем спасти свою собственную – одну жизнь.

Литературоведческий анализ

русской народной сказки «Каша из топора»

    Краткая характеристика времени написания.

Русская народная сказка создана народом, передавалась из уст в уста. Сказка записана в глубокой древности. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. В современном значении слово «сказка» доходит до нас с 17 века. Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических пейзажей и мифических персонажей чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций.

2. Жанр произведения – это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой такой сказки - обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.

3. Тема произведения – Как солдат кашу сварил, обхитрив старуху.

4. Идея произведения – Догадка, смекалка и находчивость помогает в жизни. Пословицы, подходящие по смыслу:

    Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

    Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

5. Идея раскрывается через:

А. Сюжет. Шел на побывку старый солдат, устал, есть хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора. Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и топор с собой унес!

Б. Композиция.

Зачин. « Старый солдат шёл на побывку.»

Основная часть, в которой рассказывается, как солдат кашу варил.

Концовка. « Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»

В. Характеристика действующих лиц

Старуха олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.).

Солдат олицетворяет умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и забрал его с собой.).

Г. Язык сказки близок к разговорному языку народа. Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексика отворила, варево. Присутствуют эпитеты добрый (человек), добрая (каша). Часто употребляется восклицательная интонация Пустите отдохнуть дорожного человека!/ Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!/ Ох, и каша хороша!/ Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!/ Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю и позавтракаю!/

6. Автор на стороне добра, смекалки. Высмеивает жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата - Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

7. Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения. Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.

Главные герои сказки — солдат и старуха. Солдат пришел на постой к старухе и попросил поесть. Старуха поначалу пыталась притвориться глухой, но у нее ничего не вышло. Тогда она сказала, что не из чего ей еду варить.

На это солдат предложил старухе сварить кашу из топора. Старухе стало любопытно, как это из топора можно кашу сварить? Она дала солдату топор, и тот поставил топор в горшке вариться.

Через какое-то время солдат попробовал варево и сказал, что надо немного крупы к топору добавить. Старуха принесла ему крупы. Потом таким же образом в кашу добавили масла, и когда все было готово, солдат сказал старухе достать соль и хлеб. Они сели есть кашу.

Поев каши, старуха спросила у солдата, когда же они будут есть топор? Солдат ответил, что топор не доварился, и он его позже доварит. После этого солдат положил топор в ранец и отправился в другую деревню.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что солдатская смекалка помогает в жизни. Прижимистая хозяйка не хотела тратить продукты на солдата, но тот не растерялся и нашел способ перехитрить ее.

Сказка учить не теряться в затруднительных ситуациях и проявлять смекалку.

В сказке «Каша из топора» мне понравился солдат, который сумел поесть в доме у скупой хозяйки, да еще и топором разжился.

Какие пословицы подходят к сказке «Каша из топора»?

Скупой дважды тратится.
С ним кашу не сваришь.
Глупый киснет, а умный мыслит.
Иногда не нужен ученый, а нужен смышленый.

Литературоведческий анализ

русской народной сказки «Каша из топора»

    Краткая характеристика времени написания.

Русская народная сказка создана народом, передавалась из уст в уста. Сказка записана в глубокой древности. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. В современном значении слово «сказка» доходит до нас с 17 века. Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических пейзажей и мифических персонажей чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций.

2. Жанр произведения – это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой такой сказки - обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.

3. Тема произведения – Как солдат кашу сварил, обхитрив старуху.

4. Идея произведения – Догадка, смекалка и находчивость помогает в жизни. Пословицы, подходящие по смыслу:

    Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

    Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

5. Идея раскрывается через:

А. Сюжет. Шел на побывку старый солдат, устал, есть хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора. Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и топор с собой унес!

Б. Композиция.

Зачин. « Старый солдат шёл на побывку.»

Основная часть, в которой рассказывается, как солдат кашу варил.

Концовка. « Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»

В. Характеристика действующих лиц

Старуха олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.).

Солдат олицетворяет умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и забрал его с собой.).

Г. Язык сказки близок к разговорному языку народа. Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексика отворила, варево. Присутствуют эпитеты добрый (человек), добрая (каша). Часто употребляется восклицательная интонация Пустите отдохнуть дорожного человека!/ Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!/ Ох, и каша хороша!/ Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!/ Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю и позавтракаю!/

6. Автор на стороне добра, смекалки. Высмеивает жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата - Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

7. Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения. Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.




Top