Жертвы дедовщины в Российской армии (13 фото). Дедовщина в российской армии: история явления

«Дедовщина» в армии и на флоте СССР возникла в 60-х - начале 70-х годов ХХ века. Это позорное явление унаследовала и современная российская армия - периодически в СМИ появляется информация о трагических последствиях издевательств старослужащих над «молодыми».

Для миллионов советских граждан, отслуживших в армии в 70 - 90-е годы, слово «дед» стало не только обозначением степени родства.


Кто такие «деды» и откуда они взялись

«Деды» - это привилегированна я категория солдат, ефрейторов и сержантов, прослуживших в армии полтора года (когда в СССР служили еще 2 года). По негласным правилам, «дедам» «по сроку службы не положено» выполнять ряд армейских обязанностей. За них работу должны делать «духи» (только что призванные) или «черпаки» (отслужившие год).

«Деды» - это такие «паханы» в погонах. К слову, возникновение подобного кастового деления в Вооруженных силах СССР многие объясняют как раз тем, что в армию с определенного времени стали призывать судимых. Стройбат состоял их них едва ли не наполовину.

Как отмечают исследователи феномена советской (российской) «дедовщины» - данное явление не могло возникнуть без преступного, умышленного попустительства со стороны офицеров - им было выгодно, чтобы «деды» «строили» младших по призыву, потому что так легче контролировать вверенное командиру подразделение: проще спросить со сравнительно небольшой группы старослущащих, чем следить за всем взводом (ротой).

Что никогда не сделает «правильный» «дед»

«Дедушка», конечно же, не станет мыть полы - это вообще западло. И в принципе любая обременительная работа - не для него. «Деды» не ходят на утреннюю зарядку, не подрываются спрыгивать с верхних ярусов коек в казарме по команде «Рота, подъем!». Во-первых, наверху спят только «душары» и «беспонтовые» «черпаки». Во-вторых, «деду» «по сроку службы положено» быть медлительным - «париться» за него должны другие, он свое отпрыгал. «Деды» стараются занять в армии «теплые» места - они каптерщики, хлеборезы.

В Советской армии «дедов» можно было безошибочно различить по внешнему виду. Внешность - паспорт «дедушки», его непременный атрибут. Уважающий себя «дед» никогда не будет выглядеть «по-духовски». Отличительные особенности, которые должны были свидетельствоват ь о наивысшем социальном статусе военнослужащего срочной службы, имелись практически в каждом предмете одежды и обуви старослужащего. Бляха кожаного ремня, непременно загнутая вовнутрь, - сияет, надраенная «пастой гои» как зеркало на солнце. Кокарда на фуражке (в холодное врем года - на шапке) загнута так же, как и ременная бляха. Сама шапка - «ведром» (особая форма «дедовского» головного убора, получавшаяся после оснащения шапки специальными вставками и последующей глажки).

«Парадка» - выходной китель - безукоризненно выглаженная и новая (чаще - «отжатая» у «духа»). На ней должны быть все значки, которые только возможно достать - от комсомольского до гвардейского. Форма х/б, как и шинель (бушлат) - ушитые. Сапоги - яловые, укороченные, каблуки обрезанные «на конус», с подковами. Прическа - спереди чуб, сзади по уставу, с окантовкой. Зимой под х\б - «вшивник» (свитер или что-то другое, тоже неуставное, но теплое).

«Подшива» (подворотничок) - никаких стандартных «духовских», только аккуратно сложенный в несколько слоев белоснежный кусок разорванной простыни или наволочки, желательно толщиной едва ли не с палец - это особый шик. «Дед» подшивается (вернее ему подшивают «духи») только черными нитками. «Деды»-«дембеля» (солдаты и сержанты после выхода приказа министра обороны о демобилизации их призыва) носят на «подшиве» вышитый знак «ДМБ».

Манера одеваться: шапка (фуражка) - на затылке, верхняя пуговица на кителе - расстегнута, крючок на х/б не используется вообще. Сапоги - гармошкой. Ремень - висит на… (на причиндалах, скажем так).

«Правильный» «дед» не гоняет «духов» - это удел «черпаков». В столовую «деды» тоже стараются не ходить - еду им должны носить «духи» «Дед»-«дембель» мыслями уже «там», на гражданке. Он отдает свое положенное на завтрак масло «духам», а сам заканчивает приводить в порядок свою карнавальную дембельскую форму.

Все мы знаем, как тяжело бывает в российской армии из-за существующей там дедовщины. Кого-то просто избивали до полусмерти, а кого-то даже доводили до самоубийства. Деды издеваются над новобранцами и самое печальное, что всё это происходит с позволения офицеров. Также ситуация с дедовщиной усугубляется из года в год из-за национальной ненависти внутри армии. Читайте далее жуткие истории солдат, которые стали жертвами дедовщины. Не для слабонервных.

Антон Поречкин . Спортсмен, член сборной Забайкальского края по тяжелой атлетике. Служил на о.Итуруп (Курилы), в/ч 71436. 30 октября 2012 г. на 4 месяце службы забит до смерти пьяными дедами. 8 ударов саперной лопатой, от головы мало что осталось.

Руслан Айдерханов . Из Татарстана. Призван в армию в 2011 г., служил в в/ч 55062 в Свердловской обл. Через три месяца его вернули родителям вот таким:

Следы побоев, выбит глаз, переломаны конечности. По версии военных все это Руслан причинил себе сам, когда пытался повеситься на дереве недалеко от части.

Дмитрий Бочкарев . Из Саратова. 13 августа 2012 г. умер в армии после многодневных садистских издевательств со стороны сослуживца Али Расулова. Последний избивал его, заставлял подолгу сидеть на полусогнутых ногах с вытянутыми вперед руками, нанося удары в случае изменения положения. Так же, кстати, сержант Сивяков издевался над рядовым Андреем Сычевым в Челябинске в 2006 г. Сычеву тогда ампутировали обе ноги и половые органы, но он остался жив. А вот Дмитрия привезли домой в гробу.

До армии Али Расулов учился в медучилище, поэтому решил попрактиковаться на Дмитрии как врач: вырезал ему маникюрными ножницами хрящевые ткани из носа, поврежденные во время избиений, зашивал наживую разрывы левого уха хозяйственной иглой и нитью. "Я не знаю, что на меня нашло. Могу сказать, что Дмитрий раздражал меня тем, что не желал мне подчиняться", - заявил Расулов на суде.

Дмитрий раздражал его тем, что не желал подчиняться...

С учетом того, что Расулов 1.5 месяца проводил садистские опыты над жертвой и замучил её до смерти, приговор российского суда садисту следует считать смехотворным: 10 лет колонии и 150 тысяч рублей родителям убитого. Компенсация типа.

Александр Черепанов . Из деревни Васькино Тужинского района Кировской обл. Служил в в/ч 86277 в Марий Эл. В 2011 г. зверски избит за отказ положить 1000 руб. на телефон одному из дедов. После чего повесился в подсобке (по другой версии - повешен мертвым с целью имитировать самоубийство). В 2013 г. по этому делу бы осужден на 7 лет мл. сержант Петр Завьялов. Но не за убийство, а по статьям "Вымогательство" и "Превышение должностных полномочий".

Николай Черепанов, отец солдата: «Вот такого сына мы отдали в армию, а вот такого нам его вернули..."
Нина Коновалова, бабушка: "Я стала крестик на него одевать, вижу - он весь в ранах, синяка, ушибах, и голова вся проломлена...". Али Расулов, вырезая хрящи из носа у Димы Бочкарева не знал "что на меня нашло". А что нашло на Петра Завьялова, который за 1000 руб. забил в армии другого русского парня - Сашу Черепанова?

Роман Казаков . Из Калужской обл. В 2009г. новобранец 138-й мотострелковой бригады (Ленинградская обл.) Рома Казаков был зверски избит контрактниками. Но видимо, перестарались. Избитый потерял сознание. Тогда решили инсценировать несчастный случай. Солдата, мол, попросили отремонтировать автомобиль, а он угорел в гараже от выхлопных газов. Романа положили в автомобиль, закрыли в гараже, включили зажигание, для гарантии машину накрыли тентом... Получился газенваген.

Но Роман не умер. Отравился, впал в кому, но выжил. И спустя какое-то время заговорил. Мать 7 месяцев не отходила от сына, ставшего инвалидом...

Лариса Казакова, мать солдата: "В прокуратуре я встречалась с Сергеем Рябовым (это один из контрактников - прим. авт), и он сказал - меня заставляли бить солдат-новобранцев. Комбат Бронников мне отбил руки линейкой, я судимый, судимость не погашена до 2011 года, я не мог иначе поступить, и должен был выполнять приказ комбата" .

Дело закрыли, сведения о гематомах исчезли из медицинских документов солдата, машина (улика) через месяц неожиданно сгорела. Контрактников уволили, комбат остался служить дальше.

Роман Суслов . Из Омска. Призван в армию 19 мая 2010 г. Фото ниже сделано на вокзале перед посадкой в поезд. У него был сын полутора лет. До места службы (г.Бикин, Хабаровский край) не доехал. 20 мая сообщил семье в СМС об издевательствах в поезде со стороны офицера и прапорщика, которые сопровождали призывников. Утром 21 мая (на второй день в армии) прислал СМС: «Меня убьют или оставят инвалидом». 22 мая - повесился (по версии военных). На теле были следы побоев. Родственники требовали повторную экспертизу причин смерти. Военной прокуратурой отказано.

Владимир Слободянников . Из Магнитогорска. Призван в 2012 г. Служил в в/ч 28331 в г. Верхняя Пышма (там же на Урале). В самом начале службы заступился за другого молодого солдата, над которым издевались. Чем вызвал лютую ненависть дедов и офицеров. 18 июля 2012 г. через 2 месяца в армии позвонил сестре и сказал: "Валя, я больше не могу. Они меня ночью убивать будут. Так капитан сказал". В тот же вечер повесился в казарме.

Печенга , Мурманская обл. 2013 г.

200-я мотострелковая бригада. Двое кавказцев издеваются на русским парнем.

В отличие от кавказцев, русские, как всегда, атомизированы. Не-солидарны. Скорее сами будут издеваться над младшим призывом, чем помогут кому-то при беспределе нацменьшинств. Офицеры тоже ведут себя как когда-то в царской армии. "Собакам и низшим чинам вход воспрещен" висели таблички в парках Кронштадта и Петербурга, т.е. офицеры вроде как не считали себя и низшие сословия одной нацией. Потом, конечно, матросы без сожалений топили их благородия в Финском заливе и резали на куски в 1917, но что изменилось?

Вячеслав Сапожников . Из Новосибирска. В январе 2013 г. выбросился из окна 5 этажа не выдержав издевательств со стороны землячества тувинцев в в/ч 21005 (Кемеровская обл.). Тувинцы - небольшой народ монголоидной расы на юге Сибири. Нынешний министр обороны РФ Шойгу С.К. - тоже тувинец.

Нельзя не замечать, что в последнее время доверие населения к российской армии повысилось настолько, что военное ремесло вновь обрело статус приоритетного привилегированного занятия, а служба в армии постепенно превращается в школу жизни, как ее называли в когда-то существующем союзе. Стоило лишь только государству взять курс на модернизацию и переоснащение, как кардинальные изменения не заставили себя ждать.

Однако в памяти многих людей еще надолго останется плачевное состояние вооруженных сил времен 90-х годов. Даже некоторые боевые офицеры сегодня удивляются, как в такие тяжелые времена России удалось сохранить свою целостность. Обороноспособность оставляла желать лучшего, но дело было даже не в техническом оснащении. Мотивация граждан к срочной службе практически сводилась к нулю.

Почему юноши не хотят служить в армии

Одной из причин подобного расклада являлась дедовщина в российской армии девяностых. Соцопрос показывал, что подавляющая часть юношей опасается срочной службы не по причине тяжелого военного быта, а по причине неуставных отношений. Опасения подкреплялись художественными фильмами, видеоматериалами, хрониками и рассказами бывалых о тяжелой жизни молодого пополнения солдат.

Стоит ли напоминать конкретные случаи, когда юноша получал увечье или все заканчивалось летальным исходом? В этот мрачный перечень необходимо добавить повальное дезертирство, расстрелы сослуживцев, суицид.

В 1998 году была создана первая правозащитная организация для солдат срочной службы, которая носит название «Комитет солдатских матерей». Можно сказать, что это был отчаянный шаг, направленный на борьбу с дедовщиной, так как именно это проявление в армии называлось в качестве основной причины вышеприведенных деяний.

Позитивное или негативное социальное явление

Чтобы здраво рассуждать на тему дедовщины, необходимо настроить себя на то, что вопрос этот достаточно многогранный, и при установлении одной истины возникает еще более споров. Первый парадокс заключается в том, что искоренить это проявление пытались на протяжении многих десятилетий, но большинство мужчин старшего поколения при упоминании про своеобразную иерархию в армии лишь задумчиво улыбнутся. Причем они нередко отмечают, что именно благодаря воспитанию со стороны «дедов» «дух» становится настоящим солдатом.

В чем заключается такое противоречие? Несомненно, в семьях, которые пострадали от последствий неуставных отношений, будут твердить о полном искоренении данного пережитка общества, а бывшие военнослужащие, чьи судьбы не постигла трагедия, считают, что каждый должен через подобные испытания пройти. Причина разногласий кроется в неоднозначном понимании дедовщины, как таковой.

С одной стороны, она представлена строгой школой, которую устраивают старослужащие молодому пополнению. Что в этом плохого? Конечно, форма воспитания своеобразна, однако в результате новобранец становится самостоятельным, учится обслуживать, прежде всего, себя самого, соблюдать субординацию, жить в коллективе, выполнять приказы, правильно маршировать.

С другой стороны, меры воспитания иногда переходят не только мыслимые границы, но и рамки законности. Появляются неуставные отношения, беспредел, который трактуется, как преступление против личности. Именно они выражены публичным унижением, избиением, прочими страшными деяниями. Таким образом, при всем негативе о дедовщине вспомнят с доброй иронией приличная доля запасников, но мы, все же, будем говорить о тяжелых последствиях данного явления.

Когда возникла

Следующий парадокс возникает при попытке определения времени, когда появилась дедовщина в армии. По рассказам реальных свидетелей еще до 50-х годов о таком понятии даже речь не заводилась. Зарождение иерархии пришлось на период оттепели, когда были амнистированы многие заключенные, для которых предусматривалась воинская обязанность.

В результате таких реформ часть «зоновских понятий» перекочевала в вооруженные силы. Но о причинах возникновения неуставных отношений следует поговорить отдельно, а в данном отношении следует отметить, что дедовщина в советской армии 50-60 годов стала основой современных баталий.

И в этом вопросе не обошлось без вездесущего «НО». Некоторые документы, в том числе и художественные произведения, указывают на своеобразное отношение старослужащих к новобранцам еще в царские времена. И это неудивительно, так как воинская повинность исчислялась десятками лет, поэтому опытные служивые не могла не претендовать на определенные поблажки со всеми вытекающими.

Причины формирования неуставных отношений

Мы договорились, что такое явление, как дедовщина имеет сложную структуру. Оно проявляется как совокупность неких обрядов, порой вызывающих смех самих новобранцев и может иметь существенные разновидности, достигая незаконных деяний. Мы рассмотрим это социальное явление в негативной плоскости и попытаемся определить, где кроются причины зарождения дедовщины в СССР.

После демобилизации всех военных — участников ВОВ залпы снарядов реальных боевых действий в памяти людской стали постепенно утихать. Уже через 10-20 лет можно было говорить о мире и безоблачном небе. Как ни странно, но именно этот факт внес в общество разрушение былой солидарности. Если общая беда соединяет, то отсутствие внешних конфликтов порождает внутренние. Армия же являлась своеобразным «зеркалом» состояния общества, а с учетом того, что в структуру войск попадали уголовные элементы, ВС стали постепенно пополняться неуставными порядками.

Следующим вектором могло служить разрушение сталинских устоев. К началу 60-х годов правительственные элиты, вырвавшись из-под страха наказания, превратились из созидателей в потребителей, что отразилось и на руководящем составе армии. Вольномыслие привело к деградации командного состава. Это не означает, что Генштаб пополнился бездарными командирами, но на местах прочно засели низкие чины, ответственность которых была сведена к нулю. Попустительство офицеров не стало причиной, но явилось катализатором появления повальной дедовщины.

Оттепель 60-х годов запомнилась всем негативным отношением к доносам и стукачеству. Из политической подоплеки данные термины перекочевали и в армию. В то время рапорт о причинении телесных повреждений рассматривался, как ябедничество. И если государство пресекало подобные проявления, то о чем можно было говорить в пределах воинской части. Постепенно дедовщина в армии стала включать в себя драки и избиения, о которых умалчивали обе стороны конфликта.

Урбанизация общества и конфликт поколений обычно стоят в одном ряду, так как мотив одинаков. Подобно тому, как старослужащие не могли принимать устоев вновь прибывших солдат, городские жители ставили себя превыше сельских, как по уровню социального, так и умственного развития. В региональном масштабе постоянно конфликтовала периферия с москвичами.

Что имеем сегодня

Возвращаясь к вопросу, есть ли дедовщина в армии в настоящее время, начнем охватывать период с конца 90-х годов. Попытки пресечь данное явление предпринимались неоднократно. Высшее руководство наконец-то начало понимать, что если не избавиться от проявления неуставщины, то проблемы с контингентом будут возникать в каждой призывной кампании. Необходимо отметить, что все попытки оказались тщетными, так как явление подобно вирусу поразило вооруженные силы на всех уровнях.

Среди всех предложений, как бороться с дедовщиной выдвигались вполне реализуемые, но рассыпались о жестокую реальность плачевного состояния армии.

  • Занять солдат, особенно старослужащих, чтобы у них просто не оставалось времени на истязание молодого пополнения. Для реализации требовались офицерские кадры, которых не было в наличии.
  • Увеличить число офицеров. Это предложение требовало значительных финансовых затрат. Для бюджета того времени задача считалась непосильной.
  • Введение контролирующих органов (независимых). Такой подход чреват симуляцией самих военнослужащих ради саботирования военных приказов.
  • Перевод армии на добровольную основу. Геополитическая обстановка не позволяет предпринимать такие шаги. Территория России достаточно большая, поэтому есть риск не набрать достаточную численность войск.
  • Ужесточение ответственность за проявление дедовщина на офицеров. Имели место банальные случаи мести, когда благодаря собственным полномочиям офицер отдавал приказы, унижающие солдата. Все происходило согласно уставу, поэтому дедовщина плавно транспонировалась в «уставщину», что практически не меняло сути.

Подход к проблеме в современной армии

Предварительно оговоримся, отметив, что избавиться от дедовщины если и можно будет, то только спустя несколько поколений. Однако в современной армии предприняты некоторые меры, которые кардинально изменили картину. В отдельных частях о таком явлении даже и не вспоминают совсем. Поводом нормализации сменяющихся призывных составов стал переход на годичный . Разница в опыте старослужащих и новобранцев составляет полгода. Это не тот срок, когда уместно ставить из себя эдакого «матерого волка», поэтому общий пыл «дедов» заметно поутих.

Несмотря на то, что сейчас уклонистов еще предостаточно, страхи перед дедовщиной у родственников призывника постепенно сменяются нормальным волнением. Армия РФ постепенно возвращается в то русло, когда некоторые проявления неуставных отношений носят число символический характер. Нужно отдать должное, что моральный облик призывников стал повыше. Возможно это связано с реальными изменениями, которые произошли в армии. Все чаще на форумах встречаются отзывы бывших военнослужащих, чей срок окончился недавно. Они откровенно заявляют о том, что существующий уровень дедовщины не вызвал в них отрицательных отношений к службе в целом.

Один из моих френдов, с исключительно интересным журналом написал пост http://kirey-caustic.livejournal.com/501395.html и дал ссылку на прозу про жизнь ЗабВО во второй половине 80х. Кто в теме поймёт о чём речь. В армии и так хватало и хватает беспредела, но с удалением от Москвы неуставняк возрастает в геометрической прогрессии. А с пересечением Урала- вообще скачкообразно. Особенно страшно там москвичам, питерцам и т.н. интеллигентам. Я пока не всё прочёл, но вещь сильная, всем рекомендую. Вот ссылка http://flibusta.net/a/19722

А вообще затронутая тема не исчерпаема. Ведь как бывает: Один и тот же человек в зависимости от условий может поднятся в авторитете, потом поменялись внешние условия и он уже опущенный, кажется навсегда. Но вновь меняется окружающая среда и вчерашний опущенец становится неприрекаемым авторитетом.
Со мной лично были интересные метаморфозы. Детство до 5 класса протекало ровно, дружили все в школе и классе. Не помню в столь раннем возрасти больших проблем, хотя с первого класса все мальчики поделены были условно на "сильных" и "слабых". Была ещё категория "психов" с которыми лучше не связываться. Среди них могли быть и сильные и слабые физически.
Жёсткое разделение пошло с пятого класса, нам было по 11 лет. Построили новую школу рядом и всех, учившихся вместе с 1го класса, раскидали и перемешали по разным школам и классам.
Верьте или нет, там начался беспредел сопотовимый с лютой армейской дедовщиной и я, будучи домашним затюканным ребёнком, поставить себя не сумел. Мне жилось хреново до самого конца 8го класса. Как потом выяснилось, вокруг меня учились конченные отморозки, многие за лето после 8го класса сели, не дотянув до ПТУ за серьёзную даже по взрослым меркам уголовщину на любой вкус. Дело в Перово происходило- криминальном заповеднике.
Поскольку у нас в школе формировался только один девятый класс из четырёх восьмых, то с девятого класса весь беспредел сам собой прекратился, там никого не было, склонного к силовым решениям вопросов. За два года 9-10 класс никто ни с кем ни разу не то что бы не подрался, по моему голос не повышали друг на друга.
За эти два года я и физически окреп и вырос и как то забыл о том что на меня когда то могли наезжать. Потом уже, прибавив ещё и в силе и в жизненном опыте, с 22 лет был в одной из люберецких бригад (конец 80х) причём уважаемым человеком. На центре, где мы получали со спекулянтов и валютчиков (их ещё называли "утюгами"), я встречал и своих бывших до 8го класса "авторитетных" одноклассников.
Деньги они мне давали как миленькие, заискивающе улыбаясь, часто ссылаясь на то что мы старые друзья, чуть ли не братья, стараясь получить от меня какие нибудь привелегии.
В глазах у них, не слабых молодых мужиков, только страх и заискивание. И я знал природу их страха- а не начну ли я припоменать старые обиды, счёты сводить...
Ещё один яркий случай мне рассказал товарищ, служивший срочную на Сахалине в начале 80х. Там у них лютая дедовщина было, а одного духа по фамилии Петухов, не только звали Петухом, но и "вафлили" некоторые деды. Причём делали это публично, на глазах всей роты после отбоя. Мой товарищ, тоже в то время дух, за этим тоже вынужден был наблюдать. Прошло время и их роту раскидали по разным частям и уже будучи сам дедом, мой товарищ был послан в командировку в незнакомую часть. Там он как приехал, в первый же вечер послал за чем то подвернувшихся местных духов, кажется, в столовую за жратвой. Вскоре духи вернулись ни с чем, сказав, что им принести что было приказано не позволило местный очень авторитетный дед. Мой приятель, сам здоровый накаченный дед, решил выяснить кто ему обломал кайф, а заодно и познакомиться с местным авторитетом. Какой же шок он испытал, увидев приближающегося вконец оборзевшего Петуха. Оказывается Петух действительно был в этой части учень уважаемым дедом.
Когда мой товарищ пообещал расказать о его прошлом, с Петуха вся спесь слетела и он чуть не на колени упал, умоляя ничего не говорить.
Ведь скажи хоть слово мой кореш, Петуху наступил бы мгновенный писец, из авторитетов обратно в обиженку в одну секунду и это ещё самый лучший для него был бы финал...
Вообщем очень сильно в экстремальных условиях бытие определяет сознание....




Top