Жертвы воланда и его свиты цитаты. Кто из героев романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему? (ЕГЭ по литературе)

за что кого и как наказывал Воланд? (мастер и маргарита) и получил лучший ответ

Ответ от Ирина Полякова[гуру]
1. Берлиоз наказан Воландом за его веру в мнимые ценности и за сознательное служение им. Он не толко сам проповедует официально утвержденные истины, но итребует этого от своих подчиненых.
2. Понтий Пилат наказанстрашными муками совести не за то, что санкционировал казнь Иешуа, а за то, что сделал это вопреки своей совести, из одной только трусости.
3.Босой за незаконную сдачу квартир в аренду и взяточничество оказывается сначало в милиции, а затем в клинике для душевнобольных.
4.А. А. Семпляров за чрезмерное покровительство хорошеньким девицам вылетает с должности театрального начальника и становится заведующим грибозаготовительным пунктом.
5. Андрей Фокич (буфетчик Варьете) за нанесения ущерба здоровью людей приговаривается к смерти от рака печени.
6. Бездомный6 страдани. которые выпадают на его долю из-за встречи с Воландом, очищают его душу и помогают осознать чудовищную нелепость написанных им стихов и поэм.

Ответ от Денис Петрухин [новичек]
Я хотел бы познакомиться с Воландом.


Ответ от Ђатьяна [гуру]
Варенуха - ложь
Римский - так и не смогла понять, за что. Возможно, за чёрствость, бездушие.. .
Лиходеев - пьянство
Жорж Бенгальский - пошлость
Барон Майгель - провокатор, доносчик


Ответ от Ђатьяна Лекторович [гуру]
Воланд, не вредит людям, наказывает их только за аморальные поступки - жадность, доносительство, пресмыкательство, взятки и т. п. Он ироничен, но не глумлив, склонен к озорству
Тот, у кого в душе поселилось зло - его подопечный. Сам Воланд, не умножает зло, а лишь следит за ним, а по мере необходимости - пресекает и справедливо судит.

ТЕМА: « КАЖДОМУ ПО ЕГО ВЕРЕ»

ЦЕЛЬ: выявление роли образа Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

ЗАДАЧИ: 1) показать пагубное воздействие различных человеческих пороков;

  1. развивать умения характеризовать героя-персонажа, определяя его идейно-

Художественную роль в системе образов; анализировать, обобщать, делать

Выводы;

  1. прививать интерес к художественной литературе.

ХОД УРОКА

  1. БЕСЕДА ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ

Работа с досье Воланда (это задание давалось в качестве домашнего задания).

  1. Имя (прозвище):

Профессор чёрной магии Воланд, он же Консультант, он же Сатана, он же Дьявол, он же Чёрт, он же Князь Тьмы.

2. Дата и место рождения - не установлены.

3. Внешний вид, приметы:

Рост высокий, рот кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый-зелёный. Брови чёрные, одна выше другой. Голос низкий, тяжёлый, порой переходящий в хрип. Смех раскатистый, громоподобный. Одевается преимущественно во всё чёрное. При себе носит трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. Не женат.

4. Характер:

Жёсткий, но справедливый. Вспыльчив. Нетерпим к фальши. Обладает способностью предугадывать события. Остроумен. Правдив до бесцеремонности. С будущими жертвами вежлив, услужлив. Держится с достоинством и хладнокровием. Неуловим.

(можно вспомнить о самом Булгакове, бывшем под надзором НКВД, на которого также собирались всевозможные сведения, подшивавшиеся в папку « Дело Булгакова М.А.»)

2. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

Сатана- образ дьявола у Булгакова нетрадиционен. В Новом Завете дьявол-клеветник, провокатор, распорядитель душами грешников, обличитель человеческих пороков .

Какую роль оставил ему Булгаков?

Именно с этой целью он появился в Москве.

Запись ЭПИГРАФА: « Всё будет правильно. На этом построен мир» (Булгаков « Мастер и Маргарита». Можно взять эпиграф к роману.)

3. НОВАЯ ТЕМА.

Работа в группах. Заполнение таблицы.

Кого наказывает Воланд?

За что?

Как?

Берлиоза

За безверие и догматизм

Трамваем ему отрезает голову- он уходит в небытие.

Ивана Бездомного

За сочинение бездарных стихов

Отправлен в психиатрическую больницу

Директора варьете Стёпу Лиходеева

За пьянство, безделие и разврат

Ассистенты Воланда вышвыривают его из Москвы в Ялту

Администратора Варенуху

За ложь и хамство

Превращают на некоторое время в вампира

Никанора Ивановича Босого

За взяточничество

Арестовывают за хранение валюты, затем отправляют в психиатрическую больницу

Барона Майгеля

За доносы и шпионаж

Азазелло его убивает

Буфетчика варьете

За жульничество, воровство и скопидомство

Ему обещана в близком будущем смерть от рака печени

Доктора Кузьмина

Забыл клятву Гиппократа

Доводит до сумасшествия

Поплавского, дядю Берлиоза

Он хапуга

Вышвыривают из квартиры

Финдиректора варьете Римского

За бюрократизм

Устраивают сцену ужасов, что он превращается в седого старика с трясущейся головой

Театрального начальника Семплеярова

За многожёнство

Из высокого кресла он вылетает на должность заведующего грибозаготовительным пунктом

ВЫВОД: никто не наказан случайно, каждый получил по заслугам. Воланд высмеивает, порой и уничтожает при помощи свиты всё, что отступило от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело. Роль Воланда -роль «очистителя».(ЭПИГРАФ)

Почему самое жестокое наказание получил Берлиоз?

В чём его вина, не заслуживающая прощения?

Булгаков верил в то, что на земле существует какое-то новое измерение, дающее смысл и цель земной жизни, высшая реальность. Берлиоз же уверен, что всё совершается на земле, отрицает существование не только Иисуса Христа, но и вообще всё, кроме реальности, доступной органам чувств. Именно поэтому он получает ничто-полное небытие.

Таким образом, даже тяжкий грех Пилата (предательство из-за трусости) более простителен для человека, чем его Безверие, нежелание понять истину человеческой жизни, законы мироздания.

4. ВЫВОД.

Булгаковский Воланд не просто дьявол, он элемент морали мира.Ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена (гл.12 «Чёрная магия и её разоблачение»). Сам человек измениться не может, поэтому должно вмешаться зло, чтобы это произошло.

« Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Олицетворяя вечно существующее зло, всемогущий Князь Тьмы направляет его против зла, существующего в обществе и людях, тем самым совершая добро. То есть зло для Воланда не цель, а средство:

Расправиться с людскими пороками;

Нарушить рутину жизни, застоя и предрассудков;

Унизить прохвостов, грязных людишек, хапуг и плутов.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Кто из героев романа Булгакова "Мастер и Маргарита" становится жертвой свиты Воланда и почему?

В «московских» главах романа, где описана деятельность Воланда и его свиты, Булгаков с помощью всех приемов сатирического; от иронии до гротеска - обнажает духовное ничтожество невежественных, лицемерных, жестоких и жадных людей Миссия Воланда заключалась а том, чтобы посмотреть, изменилось ли человечество за 2 тысячи лет, чтобы обличить и наказать людей за содеянное зло, восстановить справедливость. Смысл образа Воланда автор раскрывает при помощи эпиграфа к роману; «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гёте «Фауст»). Воланд нанес визит Москве. стране социализма, где жизнь должна быть построена на основе добра и справедливости, чтобы оценить нравственное состояние москвичей. Жертвой свиты Воланда становятся московские обыватели, чиновники, люди, связанные с культурной жизнью Москвы, в первую очередь, окололитературной Москвы. Это та жующая литературная братия, которая превратила литературу в источник насыщения своих неумеренных аппетитов. Первая встреча Воланда произошла с председателем МАССОЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным, которые спорили с ним о существовании Бога. Иван Бездомный, воспитанный на пропаганде атеизма, утверждал, что человек сам управляет жизнью, а не Бог. А Берлиоз, лживый и бессовестный человек, не верил ни в Бога, ни а дьявола и. пользуясь своим служебным положением, нравственно разлагал таких молодых поэтов, как Иван Бездомный. Князь тьмы, испытывая своих собеседников, предоставил им шанс проявить порядочность и задуматься о неопознанности мира. Но напрасно. За самоуверенность и ограниченность, за тупое настаивание на том, что не бывает того, чего они не видели. Берлиоз поплатился жизнью, а Иван Бездомный угодил в сумасшедший дом. Они пострадали не только за безнравственность и глупость, но и за ограниченность познания, так как не допускали даже мысли о существовании какой-либо потусторонней силы. Следующей жертвой свиты Воланда стал директор Варьете Степа Лиходеев, бездельник, пьяница и развратник, которого визитеры отправили в Ялту. Коровьев так резюмировал его поведение: «Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое служебное положение». А затем находчивый Азазелло предложил «выкинуть ко всем чертям из Москвы» Степу Лиходеева. Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества, по словам Воланда, «выжига и плут», пострадал за жадность и взятки (его арестовали за хранение валюты). Заслуженное возмездие настигает и Сокова - буфетчика варьете. Он вор, накопивший на обмане покупателей огромную сумму денег, которую «хранит в пяти сберкассах» и «дома под полом». В день сеанса черной магии он торгует осетриной «второй свежести». Убедившись в том, что в Сокове нельзя пробудить совесть, Воланд со своей командой предсказывает ему смерть «через девять месяцев от рака печени а клинике первого МГУ, в четвертой палате». А Коровьв и вовсе добивает вора, сообщая, что после смерти Сокова его деньги достанутся государству. При помощи мистики, фантастики Булгаков осмеивает все, что утратило извечные истины, отвернулось от добра, ожесточилось и изолгалось. С горькой иронией описывает автор сеанс черной магии в театре Варьете, проводимый Коровьевым-Фаготом и котом бегемотом. Воланд со свитой подверг испытанию людей на жадность, После фокуса с картами, когда один гражданин обнаружил у себя в кармане большую пачку денег, зрителей взволновало не чудо их появления, а настоящие они или фальшивые. А когда посыпался «денежный дождь», люди кинулись на деньги и готовы были раздавить друг друга, забыв о человеческом достоинстве. Жоржу Бенгальскому, потребовавшему «разоблачения», публика предложила оторвать голову, что было мгновенно исполнено. И только женский крик о пощаде заставил людей опомниться. Поэтому Воланд с грустью заключает «Ну что же... они * люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны., ну, что ж... и милосердие и нища стучится в их сердца... обыкновенные люди. В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...» воланд, увидя, что в людях еще осталось милосердие, готов простить им жестокость. Следующей проверке подверглись женщины, которые проявили себя не лучшим образом, кидаясь на сцену за дармовым добром. Таким образом, публика продемонстрировала свои обывательские нравы. Конечно, деньги, сыпавшиеся с неба дождем, обратились в простые бумажки, а одежда, обувь с дам исчезли, как бы обнажая их духовную нищету. Итак, Воланда со свитой волновал вопрос, изменилось ли «московское народонаселение», он хотел проверить нравственную природу человека. Что же он увидел? В Москве все также процветают воровство, доносительство, взяточничество, и люди утратили нрав ценности. Против людей без совести и чести и был направлен карающий меч правосудия свиты Воланда. Чтобы восстановить - справедливость, по мысли Булгакова, со злом следует бороться силами зла.


В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» добро и зло не противопоставлены друг другу, не находятся в противоборстве, а мирно сосуществуют и сотрудничают. Это просто два разных «ведомства» с разными задачами. Зло в облике Воланда и его свиты выполняет карательную функцию. Булгаковский сатана вершит справедливое возмездие, наказывая людей за их пороки и улучшая тем самым человеческий род. Писатель трагического двадцатого века, Булгаков считал, что зло должно быть наказано. Силы ада в его романе не столько сбивают с пути праведного добрых и порядочных людей, сколько выводят на чистую воду и вершат суд над уже состоявшимися грешниками. Эпиграф из «Фауста» Гёте указывает на то, что «князь тьмы» карает людей за грехи, расчищая дорогу добру.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Кто же составляет в романе силы ада? В буйную свиту Воланда входят «специалисты» самого широкого профиля: мастер озорных проделок и розыгрышей кот Бегемот, красноречивый Коровьев, владеющий всеми наречиями и жаргонами, Мрачный Азазелло, неизменно появляющийся там, где необходимо применить насилие.

Кто же становится жертвой свиты Воланда в Москве тридцатых годов?

Первыми жертвами этой дьявольской шайки становятся московские писатели. Один из них – Михаил Александрович Берлиоз. Это солидный редактор толстого литературного журнала, а также председатель правления московской писательской организации МАССОЛИТ. Другой – молодой поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный. Воланд вступает с писателями в спор о Боге и дьяволе, доказывая, что человек не может сам управлять порядком на земле. Воланд предсказывает Берлиозу, что тот погибнет: ему отрежет голову трамвай. Такое жестокое наказание Берлиоз получил как идейный руководитель писателей, не верящих ни в Бога, ни в дьявола. Ортодоксальность и догматичность не покидает редактора и тогда, когда он видит летящий прямо на себя трамвай, просто в его мозгу кто-то отчаянно кричит: «Неужели?»

Иван отделался легко: он попал в клинику Стравинского, где содержат душевнобольных, с диагнозом «шизофрения», как и предсказал Воланд. При всей своей агрессивности и невежестве Бездомный способен измениться.

Следующей жертвой Воланда и его компании становится директор Варьете Стёпа Лиходеев. Он наказан не только потому, что Воланд захотел увидеть москвичей в массе и поэтому выбрал театр, которым заведовал Стёпа. А потому, что у Лиходеева грехов целый воз: пьянство, преболюбодеяние, безответственное отношение к делу, использование служебного положения в личных целях. «Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя своё положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!» - докладывает Воланду Коровьев. А кот Бегемот добавляет: «Машину зря гоняет казённую!» Стёпа ещё легко отделался: ассистенты Воланда вышвырнули его из Москвы в Ялту.

Из эпилога мы узнаём, что наказание подействовало на бывшего директора Варьете: он изменился в лучшую сторону. После своего вызволения из Ялты он восемь дней провёл в клинике Стравинского. Лиходеев становится заведующим гастрономом. Он перестаёт пить портвейн и пьёт только водку, настоянную на смородиновых почках, отчего очень поздоровел, стал молчалив, сторонится женщин. Улучшилось не только физическое, но и нравственное здоровье Лиходеева.

Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома № 302 – бис по Садовой улиц, где проживал покойный Берлиоз, наказан за взяточничество. Правда, брал он не долларами, а советскими рублями, но всё же брал. Никанор Иванович оказался сначала в тюрьме, а затем в сумасшедшем доме.

Крайне суровые наказания выпадают тем, кто обладает одним как будто безобидным недостатком. Определение его таково: человек без сюрприза внутри. Например, финдиректор Варьете Римский пытается изобретать «обыкновенные объяснения явлений необыкновенных». Ассистенты Воланда устраивают ему такую сцену ужасов, что он в считанные минуты превращается в седого старика с трясущейся головой.

Буфетчик Варьете Соков, который произносит знаменитые слова об осетрине второй свежести, ворует и мошенничает. Но его тяжкий грех состоит не только в скопидомстве, сколько в том, что он обворовывает самого себя. «…что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих», - замечает Воланд.

Суровые наказания выпадают тем, кто облечён хоть какой-то властью и, пользуясь ею, творит безобразия, прекрасно осознавая это. Администратор Варьете Варенуха превращён в вампира, хотя впоследствии он прощён. Барон Майгель, наушник и шпион, убит по личному приказанию Воланда и в его присутствии.

Скандалом оканчивается для высокопоставленного чиновника Аркадия Аполлоновича Семплеярова требование, чтобы на сцене произошло разоблачение фокусов чёрной магии. И «разоблачение» происходит: любовные похождения председателя акустической комиссии становятся известны всей Москве.

Обыкновенные москвичи и москвички наказаны за любовь к деньгам и дорогим нарядам. На сеансе чёрной магии происходит бесплатная раздача парижских вечерних туалетов, откуда-то с потолка на зрителей падают червонцы. Платья и туфли исчезают с тел московских модниц прямо на улицах, а червонцы превращаются в какую-нибудь ерунду – в этикетку от бутылки, в воробья или котёнка. Но всё это можно рассматривать не как наказание, а как суровый урок и напоминание: ничто никогда и никому не даётся даром.

Итак, жертвами Воланда и его свиты становятся москвичи, наделённые властью и использующие её в своих целях, а также те, кто не верит в необыкновенные явления, в чудеса. «Князь тьмы» не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая явным. Совершая справедливое возмездие за грехи, он делает людей лучше.




Top