Житкова Внеурочное занятие. Литературный калейдоскоп по произведениям Б.С.Житкова Внеурочное занятие Море, скрипка и дрессированный пес

Кто из нас в детстве не читал удивительных рассказов про путешественников?! Многие увлекались такими произведениями, но не все сейчас помнят, что автором их был писатель и исследователь Борис Житков.

Рассмотрим сегодня подробнее биографию этого удивительного человека.

Годы детства и юности

Борис Житков родился в 1882 году в городе Новгороде. Он происходил из интеллигентной семьи: отец был прекраснейшим учителем математики и преподавал в одном из учительских институтов Новгорода. Мать всею душой была преданная музыке, в юности она училась у самого

Однако детство Бориса было беспокойным не только из-за частых переездов (за его отцом закрепилась репутация «неблагонадежного» человека, поэтому ему часто отказывали в месте), но из-за характера мальчика, мечтавшего о путешествиях и приключениях.

Его сознательные годы прошли в Одессе, тут же Борис Житков окончил гимназию. В гимназии его лучшим другом стал одноклассник Коля Корнейчуков (будущий детский писатель К. Чуковский). Вместе они однажды решили пойти пешком в Киев, правда, до Киева добраться не удалось. Мальчиков вернули по домам и строго наказали их родители.

Мечта о морских путешествиях

Многое успел повидать за свою жизнь Борис Житков, биография писателя подтверждает этот факт.

Борис был способным учеником, по примеру своего отца он поступил в университет, правда, на естественное отделение, а не математическое.

В то же время в России в 1905 году разыгралась первая русская революция. Житков стал на сторону восставших, однажды ночью он тайком на паруснике провез оружие восставшим морякам с корабля «Броненосец Потемкин». Мятежного студента не стали терпеть в университете и исключили.

Но Житков не сдался, он решил осуществить свою давнюю мечту - стать моряком и путешественником. Он решил сдать экзамен на звание штурмана, с блеском выдержал его и был зачислен на борт одного из кораблей.

В течение последующих трех лет будущий писатель смог побывать и в Красном, и в Черном, и в Средиземном морях, совершить путешествия в экзотические страны и узнать много нового о тамошней флоре и фауне.

Профессия инженера

Вдоволь настранствовавшись, Житков решил все-таки получить для себя серьезную профессию. В 1909 году он приехал в Петербург, чтобы поступить в Петербургский политехнический институт. Житков выдержал вступительные экзамены и снова стал студентом. Уехал на практику в Европу, там работал на заводе в самой простой должности. Вернулся домой в Россию и успешно окончил институт.

В 1912 году, накануне страшной мировой войны, будущий писатель вновь отправляется в путешествие. На этот раз оно стало кругосветным плаваньем. Житков своими глазами увидел все яркие и неповторимые краски азиатских стран: Индии, Китая, Цейлона. Позже впечатления о путешествиях очень пригодятся ему, когда он станет писателем.

Вернувшись на Родину, Борис Житков увидел, что в стране началась революция, которая превратила молодого инженера в безработного, вынужденного голодать и скитаться. Вот тогда в Житкове и проснулся писательский талант, дремавший все это время.

Писательство

Целую серию работ создал Житков для совсем маленьких читателей, сам себя он называл автором «энциклопедии для четырехлетних детей». Сюда вошли такие рассказы, как «Кружечка под елочкой», «Пудя», «Что я видел». Герои этих книг трогательны, любознательны и понятны для каждого ребенка.

Значение жизни и творчества писателя

Яркую и запоминающуюся жизнь прожил Борис Житков, фото этого человека поражает особым взглядом, с которым писатель смотрит на людей. Это смелый и одновременно добрый взгляд человека, который готов бороться со всеми тяготами жизни и одновременно любить ее.

По-настоящему влюбленным в жизнь человеком чувствовал себя Борис Житков, фото и биография его - яркое тому подтверждение.

Писатель рано умер. Ему было только 56 лет. Перед смертью он тяжело болел, однако не спешил сдаваться своей болезни, а боролся за каждый прожитый день.

Похоронили Б. Житкова в 1938 году в Москве, на знаменитом Ваганьковском кладбище.

Только 15 лет в своей жизни Житков прожил как писатель. Однако его вклад в детскую литературу неоспорим. Именно книги писателя открывают детям всю красоту природного мира и учат бережному и трепетному к нему отношению.

Борис Степанович Житков Как я ловил человечков Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: жёлтая и на ней два чёрных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам верёвочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулём винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если б хоть один у меня такой был! Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне всё позволяла. А тут вдруг нахмурилась: – Вот это уж не проси. Не то играть – трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память. Я видел, что, если и заплакать, – не поможет. А пароходик важно стоял на полке на лакированных подставках. Я глаз от него не мог оторвать. А бабушка: – Дай честное слово, что не прикоснёшься. А то лучше спрячу-ка от греха. – И пошла к полке. Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом: – Честное-расчестное, бабушка. – И схватил бабушку за юбку. Бабушка не убрала пароходика. Я всё смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтоб лучше видеть. И всё больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И наверно, в нём живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, подглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверно, по лестничкам на мачты. А чуть шум – как мыши: юрк в каюту. Вниз – и притаятся. Я долго глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я спрятался за дверь и глядел в щёлку. А они хитрые, человечки проклятые, знают, что я подглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые. Я стал быстро-быстро глотать чай. И запросился спать. Бабушка говорит: – Что это? То тебя силком в кровать не загонишь, а тут этакую рань и спать просишься. И вот, когда улеглись, бабушка погасила свет. И не видно пароходика. Я ворочался нарочно, так что кровать скрипела. Бабушка: – Чего ты всё ворочаешься? – А я без света спать боюсь. Дома всегда ночник зажигают. – Это я наврал: дома ночью темно наглухо. Бабушка ругалась, однако встала. Долго ковырялась и устроила ночник. Он плохо горел. Но всё же было видно, как блестел пароходик на полке. Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. И из дырочки глядел не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне всё стало отлично видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо. Только часы тикали. Вдруг что-то тихонько зашуршало.

Транскрипт

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2» Литературный калейдоскоп по произведениям Б.С.Житкова Внеурочное занятие

2 Цель: Воспитать духовную культуру учащихся Воспитать творческий подход к чтению художественной литературы Задачи: Познакомить с творчеством и биографией Б.С. Житкова Воспитывать эстетический вкус к слову, литературному изображению. Цели: привлечение к чтению в библиотеке; содействие экологическому воспитанию. Задачи: познакомить с творчеством писателя Бориса Житкова; прививать навыки внимательного чтения; воспитывать ответственность за приручённых животных. Оборудование: портрет писателя компьютер с выходом на экран телевизора; Книжная выставка. Предварительная подготовка Детям даётся задание прочитать рассказы Бориса Житкова: 1. «Что бывало», 2. «Рассказы о храбрости», 3. «Помощь идёт», 4. «Что я видел», 5. «Храбрый утёнок», 6. «Как я ловил человечков», 7. «Про обезьянку». Ход мероприятия Наша встреча посвящена замечательному русскому писателю, Борису Житкову и его книгам. Сегодня вы познакомитесь с биографией писателя, его творчеством, вспомните героев произведений Бориса Степановича Житкова (используется медиаресурс). Слайд 1 Он родился 12 сентября в 1882 году в Новгороде. Отец его был очень хорошим учителем математики, а мать - отличной пианисткой. Борису было шесть лет, когда семья переехала в деревню к бабушке. Слайд 2 Здесь мальчик познает для себя деревенскую жизнь: снежные сугробы выше роста маленького человека, деревенская тишина, старый пес на цепи, обитатели сельских дворов и пастбищ. Вскоре семья перебирается в Одессу. Новый, сверкающий мир открылся перед мальчиком: море, порт, пароходы, белоснежные парусники. Они жили прямо в гавани, и мимо их окон проходили корабли. Борис быстро стал своим человеком среди матросов и грузчиков. Со взрослыми он легко находил общий язык, те относились к нему с уважением, как к равному. Он учился управлять шлюпкой, слушал веселый шум порта, шелест прибрежных волн, удивительные рассказы моряков, вернувшихся из дальних стран. Слайд 3 Борис учился во второй Одесской гимназии с будущим писателем К.И. Чуковским. Одноклассникам Борис Житков казался гордым, надменным. Случалось, что в течение целого дня он не произносил ни единого слова. В классе все знали, что Житков играет на скрипке Слайд 6, что у него есть собственная лодка с парусом, лохматый дрессированный пес и маленький телескоп, в который можно изучать звездное небо.

3 Слайд 4. Казалось, что Житков твердо уверен в себе и идет к своей цели. Но это было не так. Его раздирали сомнения и мучительные размышления. В нем жили два человека: один желал быть артистом, другой - работать в какой-нибудь лаборатории. Он многое знал, и многое умел: знал все созвездия на небе, хорошо говорил по-французски, увлекался фотографией. Окончив гимназию, Борис выбрал науку, поступив (Слайд 5.) в Одесский университет. Но Житков недолго там проучился. Его исключают за неблагонадежность, за участие в студенческих волнениях. Ему стоило большого труда добиться разрешения на посещение лекций. За ним следят тайные агенты. Слайд 6. Снял Житков отдельную комнатку, где поселился со своими четвероногими друзьями: собакой, кошкой и маленьким волчонком, которого решил приручить. Он дает уроки «богатым балбесам» и тем зарабатывает себе на жизнь. Слайд 7. Он был заядлым спортсменом, участвовал в парусных гонках. Своими руками построил яхту и назвал ее «Секрет». Слайд 8. Вскоре Житков сдал экзамен на штурмана. Летом нанимался на парусники, ходил по Черному морю и к дальним берегам: Турцию, Болгарию. Плавал по Средиземному и Красному морям. Бывало, попадал в суровые переделки, часто окружали его недобрые люди - контрабандисты. Случалось, он оставался без гроша в кармане. Но всегда помогал униженным и слабым. В жестокой борьбе, не на жизнь, а на смерть, мужал, закалялся характер Б. Житкова. Здесь он накапливал материал для своих будущих книг. Окончить университет ему так и не удалось. Слайд 9. В 27 лет Житков отправляется в научную экспедицию по Енисею, великой сибирской реке. На судне Борис был и капитаном, и ученым. Ему открывалась красота суровой сибирской природы. Путешествие завершилось успешно. Житков принимает важное решение: посвятить себя судостроению, для чего поступает в Петербургский политехнический институт. Слайд 10. Осенью и зимой учится, а летом - в море: Индия, Сингапур, Цейлон, Япония. Вокруг «рай земной»: кокосовые пальмы, бананы, заморские птицы. Рай то рай, но видит русский штурман, как белые бьют человека с темным цветом кожи, как небрежны люди по отношению к прирученным животным. Бывал Житков и в северных морях, видел северные льды, незаходящее полярное солнце. Холодное, полярное море он полюбил не меньше, чем жаркие тропики. Все видит и все подмечает Борис Житков. Слайд 11. В 1923 г., в возрасте 42 лет, Б. Житков неожиданно пришел к Чуковскому. В гостях у Чуковского Борис Степанович рассказывал разные истории. Дети слушали его, затаив дыхание. Корней Иванович посоветовал ему попробовать себя в литературе, описать приключения, происшедшие с ним в разных концах света. Выяснилось, что Б.Житков в свободное время вел необычный журнал-дневник. В нем было все, как в настоящем журнале: стихи, рассказы и даже цветные иллюстрации. Когда Житков принес свой первый рассказ, стало ясно, что написан он опытным литератором. Сам того, не сознавая, Борис Степанович давно готовился к главному делу в своей жизни. Готовился тогда, когда путешествовал, изучал химию и кораблестроение, мастерил яхту, общался с людьми. Слайд 12. В 1924 г. был напечатан его первый рассказ «Над морем». Он писал о том, что сам видел и пережил, причем, рассказывал с большим мастерством, интересно, правдиво. Слайд 13. Сохранились воспоминания о том, как работал Житков. Он был беспощаден к себе, сколько бы ни писал. Напряженно искал слово, самое нужное, самое точное, самое емкое. Работа поглощала все его свободное время, все его силы. Для него было великой радостью встретиться с друзьями. У него был свой праздник, особенный - день весеннего равноденствия. К празднику выпекался пирог, а гости должны были приходить непременно в белом. А когда все собирались, начиналось веселое безумие. Рыжий кот по команде хозяина «Стань обезьяной!» послушно прыгал на стул и замирал на задних лапках, положив передние на спинку стула. «Алегоп!»-, - командовал Житков, и кот прыгал в обруч, затянутый бумагой.

4 Слайд 14. Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака «Почта». Заказное из Ростова Для товарища Житкова! Заказное для Житкова? Извините, нет такого! В Лондон вылетел вчера В семь четырнадцать утра. Житков за границу По воздуху мчится Земля зеленеет внизу. А вслед за Житковым В вагоне почтовом Письмо заказное везут Слайд 15. Для того чтобы написать эти рассказы, мало было одного таланта. Нужно было прожить такую жизнь, какую прожил Борис Степанович Житков. Борис Степанович окончил университет с дипломом химика, имел звание штурмана дальнего плавания, был инженером-кораблестроителем, владел десятком языков, мог ответить на любой вопрос, за всё это его называли «живой энциклопедией». Слайд 16. В 1937 г. Житков тяжело заболел. Один знакомый предложил ему лечиться голоданием. И тот голодал 21 день, удивляясь, что голод не влиял на его работоспособность. Лечение не помогло. 10 октября 1938 г. Борис Степанович Житков умер. Он прожил 56 лет, из них 15 отдал литературе. Но он успел так много и талантливо, как редко кому удавалось. Слайд 17. Викторина 1.В какую книгу объединил Житков рассказы о смелых поступках людей: взрослых и детей? («Что бывало», «Рассказы о храбрости», «Помощь идет») Слайд Что такое храбрость? Приведите примеры из прочитанных книг. Слайд Из какой книги Житкова можно узнать обо всем на свете? («Что я видел») Слайд Как звали главного героя этой книги? (Алеша Почемучка) Слайд О каких предметах и явлениях рассказывает автор в книге «Что я видел»? (железная дорога, зоосад, метро, армия, лес, пароход, дом, газ, электричество, аэропорт, детсад) Слайд О каких животных вы узнали из книг Б. Житкова? (дикобраз, пеликан, орел, ослик, мишки, зебра, слоны, тигр,

5 Слайд Назовите самую большую птицу. Слайд 24. лев, орангутанг, макаки, павлин, кенгуру, крокодил, утконос) (Страус) 8. Как называется сказка, в которой утята боялись стрекозу? Слайд 25. («Храбрый утенок») 9. Назовите произведение, угадав его по отрывку: «Человечки, наверное, едят что-нибудь. Если дать им конфету, так это для них целый воз. Надо отломить от леденца кусок и положить на пароходик, около будочки Вот они ночью откроют двери, выглянут в щелочку. Ух ты! Конфетища! Для них это как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе тащить». Слайд 26. («Как я ловил человечков») 10. Что умеют прирученные слоны? (катать детей, доставать воды, переносить и укладывать бревна) Слайд Как слон спас хозяина от тигра? Слайд Сколько лет живут слоны? (к 40 входят в силу, живут 150 лет) Слайд Как звали обезьянку в рассказе «Про обезьянку»? (Яша) Слайд Как она была одета? Как выглядела? (синий жилет, мордочка сморщенная, старушечья, шерсть рыжая, лапки черные, а глазки живые, блестящие) Слайд Что любит есть Яша? Слайд Почему у Яши не было хвоста? Слайд Какой маленький зверек может справиться со змеей? Слайд Какие качества помогают мангусте справиться со змеей? Слайд Какой зверек прячется под именем Пудя? Слайд Чем увлекался Борис в детстве? (сладкий чай) (порода макаки - бесхвостые) (мангуста) (смелость, гибкость, ловкость) (хвостик от шубы) (скрипка, море, звезды)

6 Слайд По каким местам путешествовал Борис Житков? (Индия, Япония, Цейлон, Сингапур, Енисей, Север) Слайд Кто из детских писателей разглядел у Б. Житкова писательский дар? (К.И. Чуковский) Слайд Как относился Житков к своей работе писателя? (очень требовательно, добросовестно, творчески) Слайд Какие животные жили в доме Житкова в разные периоды его жизни? (кот, собака, пудель, волчонок) Слайд Почему Б. Житкова называют человеком бывалым? Слайд Кого, по-вашему, называют мастером? Можем ли мы назвать писателя Б.С. Житкова мастером? IY. Житков мастер слова. Человека, умело, творчески выполняющего свое дело, называют мастером. Мастером называем мы Бориса Степановича Житкова. Читая его книги, мы попадаем в мастерскую, богатую, изящную, талантливую мастерскую слова. Список источников 1. Житков Б. Рассказы о животных. М., Житков Б. Рассказы для детей. М., Житков Б. Виктор Вавич. М., Житков Б. «Как я ловил человечков: Рассказы», М.:Август,


Серия «Школьная программа по чтению» Борис Житков Про слона Рассказы о животных Ростов-на-Дону «Феникс» 2018 УДК 821.161.1-3-93 ББК 84 (2Рос=Рус)6 КТК 71 Ж74 Житков, Борис. Ж74 Про слона: рассказы о животных

Центральная городская библиотека им. Ю.Н. Либединского Отдел библиографической работы Что бывало Аннотированный список литературы Миасс, 2017 г. 11 сентября исполняется 135 лет со дня рождения знаменитого

Встреча в библиотеке: «130 лет Борису Житкову» Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством известного детского писателя Бориса Житкова. План мероприятия: знакомство с биографией Бориса Житкова; викторина

Конспект итогового мероприятия с детьми «Образовательное путешествие в поэтический мир С.Я. Маршака» Составитель: Брейтман М.С., воспитатель ГБДОУ д/с 61 «Ягодка» «Есть страна чудесная на свете, Ее Библиотекою

Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 7 общеразвивающего вида» с.выльгорт «Челядьöс сöвмöдан

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО (подготовительная группа) Программные задачи: Образовательные: познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, показать детям удивительный мир сказок, их мудрость

В ГОСТЯХ У С.Я. МАРШАКА Цель: привлечь внимание обучающихся к чтению книг С.Я. Маршака. Задачи: рассказать обучающимся о жизни и творчестве писателя; провести с обучающимися викторину по произведениям

Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Борис Житков «Храбрый утёнок» Цель: знакомство с творчеством Бориса Житкова и с содержанием его рассказа. Задачи. Обучающие. Продолжить работу над умением

Викторина по внеклассному чтению по произведениям Б.С.Житкова Автор: учитель начальной школы ГБОУ СОШ 254 Кировского района г.санкт-петербурга Савёнышева Ирина Владимировна СЛАЙД 1. 1. Восстанови биографию

Здравствуйте! Вашему вниманию будет представлен урок по литературному чтению по программе «Школа - 2100». -Сегодня у нас необычная тема урока. О чем она- догадайтесь по фразе: Слайд 1 «Люди забираются

И эта жизнь началась для ребят с 1 июня на детской площадке под названием «Непоседы», на которую ходят дети младших и старших классов. Двери библиотеки вновь открылись для ребят. Мы приглашали их к нам

МОУ Юровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Урок литературы в 6 «А» классе Тема: «М.М. Пришвин «Кладовая солнца. Настя и Митраша.» Учитель русского

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 с. Канглы Минераловодского района Открытый урок литературного чтения в 4 классе А по теме «Б. Житков «Николай

М.М.Пришвин «Моя Родина» Цели урока: Познакомить с произведением М.М.Пришвина «Моя Родина», развивать навык чтения, работать над интонацией, над содержанием текста; Формировать умение отвечать на вопросы

Савина Людмила Анатольевна учитель начальных классов Троценко Наталья Михайловна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старобезгинская средняя общеобразовательная

Конспект урока 1 по произведению «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева Тема: «Жизнь на миру» Цель: а) воспитательная - раскрыть с учащимися важные нравственные вопросы, заставляя их задуматься об истинной

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ФЕОДОСИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Литературная игра «По секрету всему свету» (по творчеству В. Ю. Драгунского) Провела: Педагог-библиотекарь

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Романово» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ГОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 207/ 208 УЧЕБНЫЙ ГОД КЛАСС: ОБЩЕЕ

«Почему стихи и сказки Джанни Родари нравятся детям?» Автор(ы): Коробов Александр, Кроткин Андрей Школа: ГБОУ СОШ 2103 СП «СОШ 789» Класс: 2 Руководитель: Коробова Ю.В. Актуальность работы В 2015 году

1.02.17 Тема: «Животные нашего леса». 1. Упражнение «Угадай кто это?» Бурый, косолапый, неуклюжий - Серый, зубастый, страшный - Хитрая, пушистая, рыжая - Маленький, длинноухий, пугливый - 2. Игра «Кто

Внеклассное мероприятие в 1 классе Тема: «Добрый мир сказок К.И.Чуковского». Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И. Чуковского. 2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость

Детская литература 2 класс Тема урока: «Творчество Эдуарда Успенского» Учитель начальных классов: Боброва Л. В. Открытый урок дан для родителей учащихся 2 класса. Тема урока: «Творчество Эдуарда Успенского».

Педагогический проект «Писатели и поэты - детям!» Руководители: Деткова В.Ю., Участники: дети 3-7 лет воспитатели специалисты родители воспитанников Выдрина Е.А. студенты Архангельского педколледжа Территория:

Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака в средней группе по проекту. Составила Стародубец А. Е. Цель. Развитие интереса к художественной литературе. Задачи. Обобщить знания детей о писателе,

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида 9 354066, г.сочи, ул.ростовская, 10, телефон/факс 247-21-85 e-mail: [email protected] КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ошминская средняя школа» Отчет о проведении «Недели Детской и юношеской книги 2019» «Время читать» Библиотекарь: Г.Л.Лубягина Уже по сложившейся традиции в

30 ноября 2018 года в 1Б классе состоялось совместное чтение произведений Н.Носова. Дети познакомились с биографией писателя, прочитали весёлые рассказы «Фантазёры», «Живая шляпа». Особенно ребятам понравился

«Каждый должен знать ПДД на пять» С 18 по 20 сентября в детском отделе центральной библиотеки проходили викторины, беседы о правилах дорожного движения. Также была представлена выставка-викторина «Знайте

Я и ШКОЛА Цель: формирование познавательного интереса к учебе Задачи: рассказать о необходимости изучать все школьные предметы; привести примеры, как применяются в жизни знания, полученные в школе; объяснить,

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ФЕОДОСИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Литературная игра «Фантазёры» (по творчеству Н. Н. Носова) Провела: Педагог-библиотекарь

Куликова Раиса Валентиновна Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 8 г. Магнитогорск КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ Тема учебного занятия:

Ко дню святого Валентина в библиотеке была оформлена книжная выставка «Поэтическая страничка для всех влюблённых», на которой были представлены стихи русских писателей о любви. Все, кто посетил в этот

Обобщающий урок литературного чтения в 4-м классе по разделу «Страна детства» (УМК «Школа России») Учитель начальных классов Чебыкина М.В. Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала.

Методическая разработка: Командная игра по рассказам Н.Н.Носова «Мишка, Котька, Вовка и другие». Составитель: воспитатель ГПД МБОУ «Гуманитарная гимназия 8» Трушина Ольга Валерьевна. Март 2014 г. Данное

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 7 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КАЛЮЖНОГО НИКОЛАЯ ГАВРИЛОВИЧА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ФЕОДОСИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ». Литературная игра «Страна Вообразилия» (по творчеству Б. В. Заходера). Провела: Педагог-библиотекарь

Традиционная школа МОУ СОШ 106 Обучение грамоте Учитель: Урубкова М.В Фрагмент урока М.Пришвин «Глоток молока» Цель: продолжить знакомство с творчеством М.М.Пришвина Задачи: работать над совершенствованием

Открытый урок в 7 классепо теме «Душевная красота героев рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» с применением технологий проблемного обучения. Провела Штанчаева А.А.- учитель русского

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ КЛАСС: 2 УМК: «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» ТЕМА УРОКА: Б. ЗАХОДЕР «ПТИЧЬЯ ШКОЛА» Тип урока: комбинированный Морозова Ирина Евгениевна, учитель начальных

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по теме: «День Защитника Отечества» (старшая группа) Выполнила: воспитатель МКДОУ «д/c 29 Моисеева О.В Ведущая образовательная область: «Познавательное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная школа 1» Конспект урока литературного чтения по теме: М.Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа. (4 класс, УМК

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс ТЕМА: «Весна, весна! Как воздух чист!» (изображение весны в стихотворения х русских поэтов XIX века и в пейзажной живописи И. Левитана).

Детские энциклопедии с Чевостиком По мотивам произведения О. Жаховской Иллюстрации Анастасии Балатёнышевой и Анастасии Холодиловой Москва «Манн, Иванов и Фербер» 2016 УДК 910.4 ББК 63.3(4/8) К 30 Возрастная

Статистический отчет по проведению Областного Дня детского чтения «Читать это здорово» В МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4» п/п Произведение Автор Кол-во участников организаторы Пояснения 1. Сб.

Урок литературного чтения 1 класс УМК «Школа России» Учебник Климановой Л.Ф. Учитель Сычкова Татьяна Васильевна МОУСОШ 3 г. Сасово Урок литературного чтения 1 класс УМК «Школа России» Учебник Климановой

Результат запроса: Житков помощь идет краткое содержание Борис Степанович Житков: Дата рождения: 30 августа (11. * Житков Б.С. Помощь идет. (1982). СОДЕРЖАНИЕ: Борис Степанович Житков: Пудя. Краткое сообщение.

МУК Матвеево Курганского района «Межпоселенческая Центральная Библиотека» Методико-библиографический отдел Цыферов Геннадий Михайлович Матвеев-Курган 2015 Наверное, нет такого ребенка, который бы не смотрел

Международный день книги. Акция «Подари книжку Детскому саду» Книга-учитель, книга наставник, Книга - близкий товарищ и друг. Хотим рассказать о мероприятии, проведенном в апреле месяце в нашем детском

Младший дошкольный возраст (1 младшая группа) 1.Наша группа 2.Наши игрушки 3.На даче 4.Мои друзья 1.Мы знакомимся 2.Осень золотая 3.Фрукты 4.Овощи 1.Кто живёт в осеннем лесу 2-3.Кукла-мальчик, кукла-девочка

Тест по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень Субтест 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 60 минут. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Напишите Ваше имя и

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 28 «Снегирёк» общеразвивающего вида Истринского муниципального района Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому

Дорогой друг-читатель! Этот учебник состоит из двух книг. Перед тобой первая книга. Для того чтобы тебе легче было работать с учебником, в нём есть условные знаки, показывающие, к кому обращено каждое

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Балтийского муниципального района детский сад 6 Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию

6+ В этой книге вы найдете рассказы о животных, написанные самыми разными авторами. Есть среди них такие, кто писал только для детей: К. Д. Ушинский, Н. И. Сладков, Е. И. Чарушин. Есть и такие, как, например,

Творчество и биография Бориса Житкова не могут не привлечь внимания читателей. Долгий и впечатляющий путь этого автора к литературе говорит сам за себя. Житков начал писать еще в юности, но свою первую книгу издал, когда ему было за сорок. За это время он перепробовал множество самых разных профессий, путешествовал, занимался исследовательской работой. В основу многих рассказов и повестей легли события из реальной жизни.

Детство писателя

Житков Борис родился неподалеку от Новгорода 30.08.1882 года. Степан Васильевич, отец писателя, был преподавателем математики в Новгородской учительской семинарии и составителем учебников. Мать писателя, Татьяна Павловна, - пианисткой. В их доме всегда собирались профессора и ученые, музыканты и поэты. Частыми гостями в этой семье были и политические ссыльные, жившие у них до тех пор, пока не подыщут себе работу и жилье.

Много времени Житков проводил в ремесленных мастерских во дворе своего дома в Одессе, куда семья переехала, когда Борису исполнилось семь лет. Тут его интересовало все - инструменты, станки. Рабочие с удовольствием делились своими знаниями с любопытным и сообразительным мальчуганом.

У Житкова были приятельские отношения с токарями, слесарями, кочегарами, фабричными рабочими. Словом, с теми, кто принадлежал к социальным «низам». И они к нему относились уважительно, называя по имени-отчеству - Борис Степанович. Житков, хоть и находился постоянно среди людей, имел одну особенность - среди малознакомых людей он находился всегда в стороне и молча всматривался в окружающих. Он умел молчать.

Корней Чуковский, друг детства Житкова, пишет в своих воспоминаниях, что только спустя двадцать пять лет узнал, что все те «взрослые, бородатые» люди, с которыми водился Борис, работали в революционном подполье. Надежная и гостеприимная семья Житковых и после переезда в Одессу принимала активное участие в народовольческом движении.

Дети не оставались в стороне, с раннего возраста они оказывали посильную помощь подполью. Борис же был словно создан для такой работы - своей наигранной, барской надменностью и щегольским костюмом он не вызывал у полицейских никакого подозрения. Он с малолетства крутился в порту, общался с грузчиками и матросами. Борис был любимцем портовой ребятни, славился среди них как искусный рассказчик, поражая их историями о подвигах подпольщиков и капитанов.

Море, скрипка и дрессированный пес

Море Бориса манило с детства, а когда они переехали в Одессу он увидел воочию бескрайнее морские просторы и океанские судна. Отец поступил на службу в порту, и семья Житковых поселилась в гавани. Борис бегал по всем пароходам, спускался в машинное отделение, лазал по канатам, а по вечерам они с отцом катались на военной шлюпке.

Когда ему исполнилось одиннадцать лет, Житковым подарили парусную шлюпку и вскоре Борис научился ею виртуозно управлять. Друзья Житкова вспоминают, что в море с ними не раз могла случиться беда. Но Борис, необыкновенно ловкий и сильный, к тому же надежный и верный товарищ, всегда выходил из трудных ситуаций и никогда никого не оставлял в беде.

С ранних лет Борис Житков интересовался многими вещами, и увлечения его не знали границ. Благодаря своему упорству он всегда добивался отличных результатов. Увлекался фотографией, дрессировкой животных, метко стрелял, знал все созвездия на небе, прекрасно говорил на французском языке.

Математику, физику, астрономию и литературу любила вся семья Житковых. Одним из главных увлечений Бориса, была музыка, с детства он уделял игре на скрипке много времени. Гимназисты, которым довелось учиться с Житковым, вспоминают, как лохматый дрессированный пес провожал Бориса до школы, неся в зубах его скрипку.

В одном из писем своей сверстнице он так и писал, что «занимается музыкой так много, что знакомые говорят отцу, как бы Борис в консерваторию не удрал». Письма Житков писал с невиданной для подростка щедростью, в них он делился размышлениями, рассуждал о дальнейшем своем пути и образовании. Писал родственникам, друзьям, знакомым и всю жизнь вел дневники.

Образование и путешествия

Первое начальное образование Житков получил в частной французской школе, которую начал посещать с семи лет. Продолжил обучение во второй одесской прогимназии. Что удивительно, несмотря на свою разностороннюю образованность, в школе не был в числе первых учеников, перебивался с тройки на тройку.

Борис Житков долго сомневался, куда ему идти после окончания гимназии - в искусство или науку. Выбрал науку и в 1900 году приступил к изучению химии и математики в Новороссийском университете. В 1901 году перевелся на факультет естественных наук. В 1906 году Житков окончил Новороссийский университет.

Во время учебы Борис стал членом яхт-клуба, изучал парусники и участвовал в гонках яхт. В эти годы он побывал в Турции и Болгарии, Греции, во Франции, Румынии. И ему не составило труда сдать экзамен на звание морского штурмана. Между обучением в университете и институте Борис Степанович побывал в Сибири, принимая участие в экспедиции по Енисею.

Житкову поручили исследовать Енисей до Ледовитого океана, изучить обитающих в этих водах рыб. Судно прислали в полуразобранном виде. Житков вместе с ярославскими переселенцами собирает судно самостоятельно. Экспедиция прошла успешно, и на всю жизнь ему запомнилась трудовая хватка и мастерство ярославских плотников.

В 1909 году опять становится студентом - поступает в Политехнический институт в Петербурге на отделение кораблестроения. Каждое лето Житков проходил практику на заводах России и Дании. В 1912 году во время практики Житков совершает кругосветное плавание на учебном судне.

К тридцати годам, где только он не побывал - в Сингапуре и на острове Цейлон, в Гонконге и на Мадагаскаре. Прошел морскую службу от юнги до помощника капитана. В 1916 году Борис Степанович Житков получает чин мичмана и по распоряжению Военного штаба отбывает в Англию - принимать моторы для подводных лодок и самолетов.

Жизнь после революции

С малых лет помогая революционному подполью, во время революции 1905 года Житков не мог оставаться в стороне от этих событий. К этому времени он был уже закаленный и мужественный человек. В составе студенческого отряда он защищал от погромщиков еврейский квартал. Готовил нитроглицерин для бомб, доставлял в Одессу оружие из Варны, Констанцы или Измаила.

В 1917 года после возвращения из Англии Житкова арестовала царская охранка, но за неимением доказательств вынуждена была отпустить. И Борис Житков возвращается в Одессу, в родной порт инженером. После прихода белых в 1918 году он вынужден скрываться.

Советская власть установилась в Одессе в 1920 году. Житков руководит техническим училищем, преподает химию, физику и черчение на рабфаке. Но его тянет на большие заводы, он все еще считает себя инженером-кораблестроителем. Борис Степанович отправляется в Ленинград.

Страна еще не оправилась от гражданской войны, промышленность только начала восстанавливаться. Куда только не обращался по поводу работы Житков, но везде его ждал отказ. С просьбой о встрече он обращается к своему другу детства - Коле Корнейчуку.

Друг детства

В гимназии Житков был не особо общителен. Коля Корнейчук, будущий писатель Корней Чуковский, в своих воспоминаниях так и пишет, что не рассчитывал на дружбу с Житковым, так как они были очень разными. Корнейчук принадлежал к озорной и непоседливой «ватаге мальчишек», которые обитали на последних партах, на «Камчатке».

Житков же, напротив, всегда сидел в первых рядах, был серьезен, неразговорчив и казался надменным. Но Коле нравилось в Житкове все - его любознательность и то, что он живет в порту и дяди у него адмиралы, его дрессированный пес и даже его надменность.

Как-то Борис сам подошел к Коле - с тех пор и началась у них дружба. Он учил его всему - грести на лодке, завязыванию морских узлов, плаванию, французскому языку, гальванопластике. В 1897 году Борис предложил Коле пойти в поход - из Одессы в Киев пешком. По дороге между подростками произошла размолвка, и они расстались на годы.

Встретились они случайно в 1916 году. Коля был в составе делегации писателей в Лондоне, уже известный всем детский автор. Борис Житков в это время служил в Англии инженером в военном ведомстве. После памятной встречи они расстались друзьями, поддерживали переписку, но гражданская война внесла свои коррективы - пять лет Корней Чуковский ничего о Борисе не слышал.

И вот внезапно осенью 1923 года Борис появляется в его квартире и рассказывает о своих приключениях.

Первая книга

Корней Иванович заметил, с каким интересом его дети слушают Бориса. И предложил тому описать свои приключения. Вскоре Житков принес ему рукопись. Чуковский взял в руки карандаш, чтобы редактировать записи. Но отметил, что в этом нет необходимости, так как это работа человека, прошедшего серьезную литературную школу. И отнес рукопись Житкова в редакцию.

Книга называлась «Злое море», в нее вошли несколько рассказов - «Мэри» и «Мария», «Коржик Дмитрий», «Под водой». Благодаря Чуковскому знакомится с Маршаком Борис Житков. Рассказы для детей печатаются в журнале «Воробей», который Самуил Яковлевич в то время возглавлял. Не прошло и года, как имя Житкова стало привычным для юных читателей.

Творчество Бориса Житкова

С детства серьезный и настойчивый, не чурающийся никакого труда, Борис Степанович и в своих произведениях уделял место таким чертам, как трудолюбие, усердие, а главное - ответственность. По мысли писателя наглядные примеры великих людей должны подготовить юных читателей к труду и борьбе.

С восхищением описывает труд моряков, плотников, клепальщиков Борис Житков. Книги автора дают понять юным читателям, насколько ценен в коллективе человек-труженик, человек-творец. Это отражается в его произведениях: «Мираж», «Плотник».

Тех, кто относится неуважительно к труду, мастерству и умению, он отображает с отвращением. Отрицательные герои, наживающиеся на чужом труде, ярко представлены в его рассказах «Урок географии» и «С Новым годом!».

Морские истории

Еще в детстве смелый и находчивый, готовый всем прийти на помощь, Житков поднимает тему храбрости, и она проходит через многие его произведения, такие рассказы, как «Механик Салерно», «Над водой», «Тихон Матвеич», «Метель», «Сию мунуту-с!», «Погибель».

Рассказ «Пудя» также говорит о мужестве - дети признаются в своем проступке, чтобы оградить от наказания ни в чем не повинного пса. Не мог не рассказать своим читателям и о своей любви к путешествиям Борис Житков.

Книги рассказывают о море и смелых, по-настоящемц храбрых людях. Это находит отражение в его морских историях: «Джарылгач», «Шквал», «Компас», «Николай Исаич Пушкин», «Дяденька», «Черные паруса», «Ураган», «История корабля».

Рассказы о животных

Житкова всегда отличала любовь к животным, доброта и человечность по отношению к ним. И он не мог не отразить это в своих произведениях. В рассказе «Про слона» Житков очень ярко описывает тяжелую работу, которую приходится выполнять слонам. Люди не делают ничего, чтобы облегчить этот труд. Во время чтения этого рассказа становится стыдно за жестокосердие человека.

Его произведения учат доброму отношению к животным и пониманию. Таковы его рассказы: «Беспризорная кошка», «Волк», «Мышкин», «Галка», «Про обезьянку», «Медведь», «Мангуста».

Энциклопедия для маленьких

К 1934 году Житков написал уже целый цикл рассказов для дошкольников, он были опубликованы в журнале «Чиж»:

  • «Как слон спас хозяина от тигра»;
  • «Как я ловил человечков»;
  • «Как папа меня спасал»;
  • «Как толкнул один мальчик».

На тот момент его рассказы и повести были очень хорошо известны читателям среднего возраста. И в одном из своих писем он признался, что ему хочется написать что-то для совсем маленьких. Так появилась энциклопедия для малышей «Что я видел». Увлекательно рассказывает о впечатлениях своего детства Борис Житков.

Рассказы о Алеше, герое этого произведения, открывают перед детьми красочную природу и животных. Словами героя автор описывает свои путешествия и походы, рассказывает о людях, которые встречались ему на пути.

Немало Житковым было написано рассказов и повестей для детей. Его коллеги-писатели в своих письмах, отзывах, воспоминаниях отмечают, что произведения Бориса Степановича «трогают и печалят» читателя, «радуют» и заставляют ребенка сделать самостоятельно выводы.

Виктор Вавич

Автор, переживший первую русскую революцию, принимавший сам в ней активное участие, не мог оставить без внимания события тех лет. Роман «Виктор Вавич», посвященный этим трагическим событиям, он адресует взрослой аудитории. Ярко и реалистично описывает в романе характеры людей, их помыслы и мотивы. Произведение написано живым и простым языком.

Роман вышел после смерти писателя - своей главной работы Борис Житков так и не увидел. Это произведение отказались публиковать после рецензии А. Фадеева. Роман был запрещен к печати, и ни одна книга не была издана. Настолько детально и правдиво автор предал всю картину происходящего в те годы, что роман захватывает с первой минуты. Об этой книге Б. Пастернак написал, что это лучшее, написанное когда-либо о 1905 годе.

Книга была опубликована благодаря Лидии Чуковской - дочери известного писателя. Она сохранила рукописи романа, и он увидел свет в начале девяностых годов. Корней и Лидия Чуковская в своих воспоминаниях очень тепло отзываются о Житкове, искренне восхищаются его творчеством.

Невольно задумаешься, если такие требовательные к литературе люди высоко ценили его творчество, то его произведения определенно заслуживают внимания. И надо бы пересмотреть все его работы и перечитать.

Б.С.Житков (1882-1938) опубликовал свои первые рассказы для детей в 1924 году. К этому времени у него за плечами был большой жизненный путь, полный упорного и увлекательного труда по освоению многих наук и профессий. Он то преподавал детям химию и математику, то. изучив летное дело, принимал в Англии авиамоторы для русских самолетов, то строил корабли, а затем плавал на них штурманом. Этот богатый жизненный опыт и дал Житкову материал для творчества. После публикации первых своих рассказов он полностью погружается в литературную дея­тельность - становится автором и редактором детских книг, со­трудником журналов «Воробей», «Чиж» и «Пионер», драматур­гом Театра юного зрителя.

Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, переда­ют романтическую увлеченность делом.

Б. С. Житков создает научно-художественные произведения, которые помогают развивать творческую фантазию детей. Он обращается к чувствам ребенка и к его разуму. Рассказы Б. С. Житкова глубоко эмоциональны, сюжетны («Про эту книгу», «Плотник», «Паровоз», «Сквозь дым и пламя»). Технические термины почти не употребляются писателем. В центре внимания писателя человек, творческий труд. В его рассказах часто чувствуется влияние Л. Толстого. Для творчества Б. Житкова характерен глубокий анализ внутреннего мира людей разного возраста (сб. «Злое море», «Морские истории»; рассказы «Пудя», «Белый домик», «Как я ловил человечков», «Храбрость», «Красный командир» и др.). Его произведения дают большой материал для воспитательной работы с детьми: для бесед, для развития трудовых навыков. Одним из первых приблизился Б. Житков к решению важной задачи, стоящей перед новой литературой, соединению острой сюжетности и занимательности с тщательным исследованием психологии героев. Он внес в нее суровый реализм, уважительный разговор с подростком о героизме и требовательности к себе и к людям, романтическую одухотворенность, образное восприятие мира».

Рассказы первых сборников - «Злое море» (1924) и «Морские истории» - вводят читателя в мир, с которым автор хорошо зна­ком. Помимо жизненной достоверности они захватывают острым драматизмом, увлекательными сюжетами. Ведь человек в море за­висим от капризной стихии, предельно напряжен и готов муже­ственно встретить любую неожиданность.

Много внимания уделял Житков научно-познавательной ли­тературе для детей. Он написал немало книг и очерков по истории науки и техники.


Большинство своих познавательных книг писатель создавал для детей младшего возраста. Его все больше захватывала идея напи­сать произведение энциклопедического характера для совсем ма­леньких читателей - от трех до шести лет. В результате в 1939 году, посмертно, появилась знаменитая книга «Что я видел? Рассказы о вещах» («Почемучка»), на которой выросло не одно поколение детей. Книга «Что я видел», по замыслу автора, - энциклопедия, собрание ответов на самые разные «почему». Она должна объяснить четырехлетнему ребенку, что такое метро, что такое баштан, Красная Армия, аэропорт и зоосад. Тонкий знаток детской психологии, Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведений лучше всего ве­сти рассказ от лица сверстника читателя. Сюжетом книги Житков сделал путешествие четырехлетнего Алеши. С мамой Алеша побывал в Москве - впервые увидел вокзал, поезд, а потом такси, семафор, гостиницу, Кремль. Из Москвы он отправился на Украину, к бабушке в колхоз, - тут увидел он леса и поля, огороды, сады, баштаны. Потом на самолете он прилетел к отцу в Харьков. В пути и на месте неустанно спрашивал Алеша: «Почему?» Мальчик познает мир - вот что сделалось сюжетом книги - и познает его не статически, а, как и свойственно детям, - в действии.Четырехлетний Алеша, названный «Почемучкой», не просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впечатления о вешах и событиях. Благодаря это­му огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник. Чтобы рассказать о вещах незнакомых, Алеше приходится объяс­нять увиденное при помощи уже освоенных им понятий. Так в «Почемучке» осуществляется известный дидактический принцип «от простого к сложному». «Лошадки везли печку на колесах. У ней труба тоненькая. И дядя военный сказал, что это кухня едет»; «Якорь очень большой и железный. И он сделан из больших крючков» - так даются первые «научные» сведения. И не только знания о ве­щах получает малыш из этой книги, но и уроки общения с людь­ми. Кроме Алеши здесь действуют такие персонажи, как дядя во­енный, мама, бабушка, друзья. Каждый из них индивидуален, у каждого свои действия, и главный герой постепенно начинает понимать, что именно ему нужно воспитывать в себе.

Житков создал для детей младшего возраста еще несколько десятков новелл, собранных в книги «Что бывало» (1939) и «Рас­сказы о животных» (1935). В первом из этих сборников писатель преследует ту же цель, что и в произведениях о морских приклю­чениях: он испытывает нравственность и мужество своих героев перед лицом опасности. Сюжеты тут разворачиваются более лако­нично: в них одно событие, одна жизненная ситуация. Внимание маленького читателя удерживается внезапным, неожиданным по­воротом сюжета. Вот, к примеру, рассказ «Метель»: Мальчик, герой произведения, везет учитель­ницу и ее сынишку, и лишь благодаря смекалке и самообладанию героя все они не погибли в снежной круговерти. Напряжение со­здается описаниями борьбы со стихией, причем передано это че­рез рассказ мальчика, через его впечатления и переживания.

Житков вообще часто поручал в своих произведениях пове­ствование детям. Этот прием помогает писателю показать, как воображение ребенка начинает работать, разбуженное эстети­ческим переживанием. Мальчик Боря восхищен пароходиком, стоящим на полке. Мечтательный герой насе­ляет суденышко крохотными человечками и в страстном жела­нии их увидеть в конце концов ломает игрушку. Он горько пла­чет, потому что у него доброе сердце и он не хотел огорчать бабушку, для которой пароходик дорог как память («Как я ловил человечков»).

В каждом создаваемом им персонаже Житков неизменно под­черкивает наличие или отсутствие доброты. Для него это качество не менее важно, чем храбрость. Даже при изображении животного писатель находит в его поведении черты, свидетельствующие о проявлениях доброты, мужества, самопожертвования в челове­ческом понимании. Помогает ему в этом доскональное знание жизни и повадок животных. «Братья наши меньшие» за заботу о них платят человеку преданностью, привязанностью («Про вол­ка», «Про слона», «Беспризорная кошка»).

Исследователи творчества Житкова отмечают близость его рас­сказов о животных к произведениям о них Льва Толстого: здесь то же уважение к живому существу, реализм и доброта.

38. Английская детская литература, ее особенности (А. Милн, Дж. Барри,Э.Лир, Л. Кэрролл, Д. Толкиен).

Детская книга нередко становится творческой лабораторией, в которой вырабатываются формы, приемы, ставятся смелые линг­вистические, логические и психологические опыты. Активно форми­руются национальные детские литературы, особенно заметно свое­образие традиций в детских литературах Англии, Франции, немецко­язычных, скандинавских и западнославянских стран. Так, своеобра­зие английской детской литературы проявляется в богатой традиции литературной игры, основанной на свойствах языка и фольклора.

Для всех национальных литератур характерно широкое распро­странение нравоучительных произведений, среди них есть свои достижения (например, роман англичанки Ф.Бёрнет «Малень­кий лорд Фонтлерой»). Однако в современном детском чтении в России более актуальны произведения зарубежных авторов, в ко­торых важен «иной» взгляд на мир.

Эдвард Лир (1812-1888) «прославил себя чепухой», как он писал в стихотворении «Как мило знать мистера Лира...». Буду­щий поэт-юморист родился в многодетной семье, не получил систематического образования, всю жизнь страшно нуждался, но без конца путешествовал: Греция, Мальта, Индия, Албания, Ита­лия, Франция, Швейцария... Он был вечным странником - при этом с кучей хронических болезней, из-за чего врачи прописыва­ли ему «абсолютный покой».

Лир посвящал стихи детям и внукам графа Дерби (своих у него не было). Сборники Лира «Книга абсурда» (1846), «Чепуховые песенки, истории, ботаника и алфавиты» (1871), «Смехотворная лирика» (1877), «Еще более чепуховые песенки» (1882) завоевали большую популярность и выдержали множество изданий еще при жизни поэта. После его смерти они многие годы ежегодно переиз­давались. Прекрасный рисовальщик, Лир сам иллюстрировал свои книги. Альбомы его зарисовок, сделанных во время странствий, известны во всем мире.

Эдвард Лир - один из предшественников направления абсур­да в современной английской литературе. Он ввел в литературу жанр «лимерик». Вот два образца этого жанра:

У одной юной леди из Чили

Мать за сутки прошла сто две мили,

Сиганув без разбора

Через сто три забора,

К удивленью той леди из Чили. * * *

Престарелая леди из Халла

Покупала для кур опахало

И, чтоб в жаркие дни

Не потели они,

Опахалом над ними махала.

(Перевод М.Фрейдкина)

Лимерики - малая форма народного творчества, издавна из­вестная в Англии. Первоначально она появилась в Ирландии; ме­сто ее возникновения - городок Лймерики, где подобные стихи распевали во время празднеств. Тогда же сложилась их форма, пред­полагающая обязательное указание в начале и в конце лимерика местности, в которой происходит действие, и описание какой-нибудь странности, присущей жителю этой местности.

Льюис Кэрролл - псевдоним знаменитого английского ска­зочника. Его настоящее имя - Чарлз Латуидж Доджсон (1832- 1898). Он известен как ученый, сделавший ряд крупных открытий в математике.

Четвертое июля 1862 года памятно для истории английской литературы тем, что в этот день Кэрролл и его друг отправились с тремя дочерьми ректора Оксфордского университета на лодочную прогулку по Темзе. Одна из девочек - десятилетняя Алиса - и стала прототипом главной героини сказок Кэрролла. Общение с обаятельной, умной и воспитанной девочкой вдохновило Кэр­ролла на множество фантастических выдумок, которые сплелись сначала в одну книгу - «Алиса в Стране Чудес» (1865), а затем и в другую - «Алиса в Зазеркалье» (1872).

О творчестве Льюиса Кэрролла говорят как об «интеллектуаль­ных каникулах», которые разрешил себе солидный ученый, а его «Алису...» называют «самой неисчерпаемой сказкой мира». Лаби­ринты Страны Чудес и Зазеркалья бесконечны, как и сознание автора, развитое интеллектуальным трудом и фантазией. Не следу­ет искать в его сказках аллегорий, прямых связей с фольклорными сказками и нравственно-дидактического подтекста. Автор писал свои веселые книжки для развлечения маленькой подруги и себя самого. Кэрролл, как и «король бессмыслицы» Эдвард Лир, был незави­сим от правил викторианской литературы, требующих воспитатель­ной цели, респектабельных героев и логичных сюжетов.

Вопреки общему закону, по которому «взрослые» книги порой становятся «детскими», сказки Кэрролла, написанные для детей, с интересом читаются и взрослыми и оказывают влияние на «боль­шую» литературу и даже науку. «Алису...» скрупулезно изучают не только литературоведы, лингвисты и историки, но и математи­ки, физики, шахматисты.

Лингвисты - восхищаются игрой слов и видят в «Алисе…» пародии на различные художественные произведения и забавное обыгрывание старинных британских поговорок вроде «улыбки Чеширского Кота» и «Безумного Шляпника». Например, в Средние века в Чешире (откуда, кстати, родом сам Льюис Кэрролл) на вывесках питейных заведений красовался скалящийся леопард со щитом в лапах. Правда, образ заморского зверя давался местным художникам тяжеловато - в итоге его оскал больше походил на улыбку, а сам леопард - на добродушного кота. Так и родилась популярная пословица «Улыбается как чеширский кот».

Юмор построен на игре слов. Едят ли кошки мошек? Едят ли кошки мошек?

Кэрролл сделался «писателем для писа­телей», а его шуточные произведения - настольной книгой мно­гих литераторов. Сочетание фантазии с честной «математической» логикой породило совершенно новый тип литературы.

В детской литературе сказки Кэрролла сыграли роль мощного катализатора. Парадокс, игра с логическими понятиями и фразео­логическими сочетаниями стали непременной частью новейшей детской поэзии и прозы. Оказалось пророческим заме­чание самого Кэрролла о том, что слова «означают больше того, что мы имеем в виду, пользуясь ими, а потому целая книга означа­ет, вероятно, гораздо больше того, что имел в виду писатель» 1 . В этой связи вызывает определенную сложность адекватный пере­вод не только стихотворных вставок, но и прозаического текста, полного в исходном английском варианте аллюзий, намеков, сло­весной игры.

Особенность Страны Чудес или Зазеркалья состоит в том, что все правила, условности и конфликты меняются там на ходу, и Алиса не в состоянии понять этот «порядок». Будучи девочкой рассудительной, она всякий раз пытается логическим путем ре­шить задачку. Кэрролл создал мир игры «в нонсенс» - в чепуху, вздор, бес­смыслицу. Игра состоит в противоборстве двух тенденций - упо­рядочения и разупорядочения действительности, одинаково при­сущих человеку. Алиса воплощает своим поведением и рассужде­ниями тенденцию упорядочения, а обитатели Зазеркалья - про­тивоположную тенденцию. Иногда верх одерживает Алиса - и тогда собеседники тут же переводят разговор на другую тему, начиная новый раунд игры. Чаще же всего Алиса проигрывает. Но ее «вы­игрыш» состоит в том, что она продвигается в своем фантасти­ческом путешествии шаг за шагом, от одной ловушки к другой. При этом Алиса вроде бы не делается умнее и не набирается на­стоящего опыта, зато читатель благодаря ее победам и поражени­ям оттачивает свой интеллект.

Алан Александр Милн (1882-1956) был математиком по об­разованию и писателем по призванию. Его произведения для взрос­лых сейчас забыты, а сказки и стихи для детей продолжают жить.

Однажды Милн подарил жене стихотворение, которое затем не раз перепечатывалось: это был его первый шаг к детской лите­ратуре (жене он посвятил и своего знаменитого «Винни-Пуха»). Их сын Кристофер Робин, родившийся в 1920 году, и станет глав­ным героем и первым читателем историй о себе самом и своих друзьях-игрушках.

В 1924 году появился в печати сборник детских стихов «Когда мы были совсем маленькими», а три года спустя вышел еще один сборник под названием «Теперь нам уже 6» (1927). Милн посвятил много стихов медвежонку, названному в честь медведицы Винни из Лондонского зоопарка (ей воздвигнут даже памятник) и лебе­дя по имени Пух.

«Винни-Пух» представляет собой две самостоятельные книги: «Винни-Пух» (1926) и «Дом в Медвежьем Углу» (1929; другой пе­ревод названия - «Дом на Пуховой опушке»).

Плюшевый медведь появился в доме Милнов на первом году жизни мальчика. Затем там поселились осел, поросенок. Папа для расширения компании придумал Сыча, Кролика и купил Тигру и Кенгу с малышом Ру. Местом обитания героев будущих книг стала Кочфордская ферма, приобретенная семьей в 1925 году, и окрестный лес.

Русским читателям хорошо известен перевод Б.Заходера под названием «Винни-Пух и все-все-все». Этот перевод был специ­ально сделан для детей: усилена инфантильность героев, добавле­ны некоторые детали (например, опилки в голове медвежонка), произведены сокращения и изменения (так, вместо Сыча появи­лась Сова), а также написаны свои варианты песенок. Благодаря переводу Заходера, а также мультфильму Ф.Хитрука Винни-Пух прочно вошел в речевое сознание детей и взрослых, стал частью отечественной культуры детства. Новый перевод «Винни-Пуха», сделанный Т. Михайловой и В. Рудневым, вышел в свет в 1994 году. Однако далее речь пойдет об «узаконенном» в детской литературе переводе Заходера.

А. А. Милн построил свое произведение как сказки, рассказан­ные отцом сыну. Писатель поселил мальчика и его медведя вместе с другими героями-игрушками в сказочном Лесу. Лес - психологическое пространство детской игры и фанта­зии. Все, что совершается там, есть миф, рожденный воображе­нием Милна-старшего, детским сознанием и... логикой героев-игрушек: дело в том, что по мере повествования герои выходят из подчинения автора и начинают жить своей жизнью.

Система героев строится по принципу психологических отра­жений «я» мальчика, слушающего сказки о своем собственном мире. Герой сказок Кристофер Робин - самый умный и храбрый (хотя он далеко не все знает); он - объект всеобщего уважения и трепетного восторга. Его лучшие друзья - медведь и поросенок. Поросенок воплощает в себе вчерашнее, почти младенческое «я» мальчика - его былые страхи и сомнения (главный страх - быть съеденным, а главное сомнение - любят ли его близкие?). Вин­ни-Пух же - воплощение «я» нынешнего, на которое мальчик может переносить свое неумение сосредоточенно думать («Ах ты, глупенький мишка!» - то и дело ласково произносит Кристофер Робин). Вообще проблемы ума и образования наиболее значимы для всех героев.

Сова, Кролик, Иа-Иа - это варианты взрослого «я» ребенка, в них отражаются и какие-то реальные взрослые. Эти герои смеш­ны своей игрушечной «солидностью». И для них Кристофер Ро­бин является кумиром, однако в его отсутствие они всячески пы­таются укрепить свой интеллектуальный авторитет. Так, Сова го­ворит длинные слова и делает вид, что умеет писать. Кролик под­черкивает свой ум и воспитанность, однако он не умен, а просто хитер. Умнее прочих ослик Иа-Иа, но его ум занят только «душеразди­рающим» зрелищем мировых несовершенств; его взрослой мудро­сти не хватает детской веры в счастье.

Все герои лишены чувства юмора; напротив, они с крайней серьезностью подходят к любому вопросу (это делает их еще смеш­нее и инфантильнее). Они добры; им важно чувствовать себя лю­бимыми, они ждут сочувствия и похвалы. Логика героев (кроме Кенги) по-детски эгоцентрична, поступки, совершаемые на ее основе, нелепы. Вот Винни-Пух делает ряд умозаключений: дере­во само жужжать не может, а жужжат пчелы, которые делают мед, а мед существует для того, чтобы он его ел... Далее медведя, притворившегося тучей и взлетевшего к пчелиному гнезду, ждет в буквальном смысле серия сокрушительных ударов.

Зло существует только в воображении, оно расплывчато и не­определенно: Слонопотам, Буки и Бяка... Важно, что и оно в конце концов рассеивается и оборачивается очередным смешным недоразумением. Традиционный сказочный конфликт добра и зла отсутствует; его заменяют противоречия между знанием и незна­нием, воспитанностью и невоспитанностью. Лес и его обитатели сказочны потому, что существуют в условиях больших тайн и ма­леньких загадок.

Освоение мира играющим ребенком - таков главный мотив всех историй, всех «Очень Умных Разговоров», разных «Искпедиций» и т.п. Интересно, что сказочные герои никогда не играют, а между тем их жизнь - это большая игра мальчика.

«Винни-Пух» признан во всем мире как один из лучших образ­цов книги для семейного чтения. В книге есть все то, что привле­кает детей, но есть и то, что заставляет переживать и размышлять взрослых читателей.




Top