Живая и мертвая вода из какой сказки. Александр Афанасьев — Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде: Сказка

100 знаменитых загадок природы Сядро Владимир Владимирович

ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ ВОДА – ЛГУТ ЛИ СКАЗКИ?

Вода – одно из самых загадочных веществ на Земле, до сих пор не изученное современной наукой. Вода различна по своим физико-химическим показателям, при определенных условиях может светиться в темноте, обладать целебными свойствами, не замерзать при температуре до 100 градусов Цельсия. Ей под силу дарить жизненную энергию растительному и животному миру, а порой и отбирать ее. У всех народов мира существуют упоминания об источниках и водоемах с целебной, энергетически насыщенной влагой, просачивающейся из глубин земли. О «живой» и «мертвой» воде, заживляющей раны, избавляющей от болезней, продлевающей жизнь, делающей ее вечной, рассказывают народные сказки и предания.

Если спросить любого из нас, без чего невозможна жизнь на Земле, каждый, не задумываясь, тут же выдаст ответ: без воздуха и воды. Недаром же в течение многих тысячелетий представители разных народов, населяющих нашу планету, слагали о воде сказки и легенды. При этом столь привычную для нас жидкость часто именовали «живой» и «мертвой». Что это – поэтическое выражение или плод разбушевавшейся фантазии неизвестных авторов? Но почему тогда эти определения оказались столь живучи? Кстати, упоминание о «живой» и «мертвой» воде встречается не только в сказках, но и в Библии.

Говорят, что в природе «живой» является талая вода, а «мертвой» – крещенская и та, которую брали на Ивана Купалу. Да-да, не удивляйтесь! Ведь чем «ведала» «мертвая» водичка, несмотря на свое мрачное название? Если вы еще не забыли сказок, то вспомните, что данная жидкость исцеляла даже от самых страшных болезней, снимала воспаления. Так что недаром наши предки лезли в прорубь на Крещение, невзирая на типичные для этого времени трескучие морозы! А в ночь с шестого на седьмое июля даже скот купали, – чтоб здоровья на полгода хватило. Кстати, об уникальных свойствах нарзана слышали? Так вот, местные жители прямо говорят, что это – природная «мертвая» вода… А вот раны залечивала и силы восстанавливала (даже мертвых возвращала к жизни!), если верить все тем же сказкам, вода «живая».

Итак, «сказка – ложь, да в ней намек»? Возможно. Многие поколения людей буквально и серьезно воспринимали это утверждение. Именно поэтому в исторических источниках содержатся сведения о попытках создать «эликсир бессмертия». «Живой» и «мертвой» водой интересовались многие правители в истории человечества, например, китайский император Цинь Ши Хуан Ди (259–210 годы до н. э.) и Папы Римские. В России созданием «эликсира бессмертия» для Петра I ведал генерал-фельдмаршал Яков Брюс. Для этой цели полководец занимался не только чисто научными исследованиями, но и черной магией. Легенда гласит, что Брюс сумел-таки создать немного эликсира, но… приберег его для себя лично. Он оставил завещание, согласно которому его тело после смерти надлежало сбрызнуть «живой» водой. Однако слуга, открывая флакон, выронил его из рук. Почти вся жидкость вылилась на пол, и лишь незначительная часть ее попала на руку покойного. Красивая сказка? Еще бы! Особенно, если учесть один момент: когда в конце двадцатых годов прошлого столетия была вскрыта могила Брюса для его перезахоронения, то одна рука полководца оказалась нетленной…

Еще в двадцатые годы прошлого столетия рабочие, обслуживавшие бурильные установки в Башкирии, заметили: тяжелые раны от укусов насекомых заживают уже через два-три дня, если подолгу возиться в мутной глинистой жиже. Неприглядное месиво брали в установке около одного из электродов. Энтузиасты-исследователи бодро взялись за изучение свойств странной водички, и уже через несколько лет зарегистрировали в Патентном ведомстве СССР заявку на машину по изготовлению… «живой» воды! К сожалению, точку в этом вопросе поставила начавшаяся Вторая мировая война.

Но интерес к «сказочной» влаге у ученых не пропал. В 60-х годах XX века в Казани открылся научный институт, в котором отдельный штат сотрудников занимался вопросами выяснения структуры «живой» воды. Правда, и тогда энтузиастам не повезло. В 1985 году в газете «Правда» была опубликована разгромная статья, в которой работников института окрестили шарлатанами и колдунами, после чего разработки по этой теме свернули.

Тем не менее, в 1990-е годы, когда о «сугубо материалистическом» взгляде на науку как-то подзабыли, в Москве открылось сразу несколько биохимических центров, получивших лицензии Минздрава на продажу установок «живой воды». Однако увлечение горожан новшеством быстро сошло на нет. Та же участь ожидала и знаменитые «банки Чумака». В разговорах и прессе снова замелькало обидное словечко «шарлатаны»… Тем не менее, специалисты продолжали утверждать: «живая» вода существует; вот только она сохраняет свои свойства не более шести часов, чего организации, занимавшиеся продажей «сказочной» жидкости, не учитывали.

Что же представляет собой устройство для получения «живой» воды? Графитовый анод, платиновый катод, между ними – стеклянный фильтр. В установку загружается минеральная вода, через которую проходит напряжение в три-четыре вольта. Спустя два часа в одном стаканчике образуется «живая», а в другом – «мертвая» вода. Кстати, свойствами сказочной водички в свое время сильно заинтересовалась Маргарет Тэтчер. Сама химик по специальности, «железная леди» быстро поняла все выгоды использования этой жидкости. С тех пор в доме у Тэтчер заработала установка, производящая «живую» и «мертвую» воду. Результат, как говорится, был налицо: окружающие не уставали удивляться молодости, бодрости, энергичности и крепости здоровья английского премьера.

«Мертвая» вода, как считают энтузиасты, меняет человека физически, заставляет организм целенаправленно работать на клеточном уровне, бороться с заболеваниями. В итоге ускоряется обмен веществ, улучшается аппетит, происходит обновление организма. Иногда результаты просто ошеломляют: медикам известны случаи, когда безнадежные раковые больные избавлялись от страшного диагноза именно благодаря приему столь «ненаучного» препарата, как «мертвая» вода. Что же касается использования «живой» влаги, то эксперимент, поставленный в отделении сердечно-сосудистой патологии Томского медицинского института, дал впечатляющую картину: пациенты, входившие в контрольную группу, смогли полностью отказаться от употребления лекарственных препаратов. Правда, оспаривать элемент самовнушения при лечении этим нетрадиционным методом нельзя. Но в то же время никто из специалистов уже не рискует утверждать, что вода из сказок – это лишь поэтический образ, мечта наших предков о «всемогущем» лекарстве…

В декабре 1998 года еженедельник «АиФ», Всероссийский центр глазной и пластической хирургии Минздрава РФ и ЗАО «Ойлтрейдмаркет» организовали двухмесячную экспедицию в Гималаи. Итогом стало сенсационное заявление: участники проекта нашли в горах «живую» и «мертвую» воду. Так что человечество стоит в двух шагах от исцеления практически от всех недугов… Руководитель экспедиции, Э. Р. Муддашев, сказал: «Это – результат многолетних научных изысканий. Мы предполагаем, что найденная нами вода сможет лечить людей от диабета, ревматизма, полиартрита, атеросклероза и даже от рака. Я думаю, что удастся добиться омоложения организма…»

Все это – не просто слова. Ученые установили, что вокруг клеток, пораженных раком, различными микробами и вирусами, собирается вода, активизирующая в них «ген смерти», то есть уничтожающая их. А вокруг здоровых клеток собирается вода, активизирующая «ген жизни», способствующая лучшему их функционированию. Если этот механизм нарушается и вокруг больной клетки не вырабатывается достаточное количество «мертвой» воды, человек заболевает. Но нехватку необходимой жидкости, оказывается, можно восполнить. Для этого пациенту нужно ее выпить…

Почему исследователи решили искать сказочный «препарат» в Гималаях? Оказывается, именно там был обнаружен так называемый феномен Сомати: йоги вводят себя в состояние глубокого сна (самоконсервации), при котором их тело как бы деревенеет, а жизненные процессы практически приостанавливаются; затем они вновь возвращаются к жизни. А для того чтобы облегчить себе вхождение в состояние Сомати, жители Гималаев пьют воду из тайных озер в горах.

Для того чтобы вернуть к жизни человека, пребывающего в состоянии самоконсервации, его снова поят и растирают водой. Но уже другой! Ее также берут в горах; живительная влага вытекает прямо из скал неподалеку от уникальных озер. Видимо, это и есть та самая пресловутая «живая» вода. Знаниями о чудо-озерах, расположенных неподалеку от монастыря Чу-Гомпа, поделился с исследователями свами (высшая иерархия для подвижника или монаха в индуизме) Шидда-нанда.

Гималайские монахи утверждают, что озеро Манасаровар было создано искусственно за 300 лет до начала нашей эры, а озеро Ракшас еще раньше – за 650 лет. Современные гималайские монахи безоговорочно верят преданиям, рассказывающим, что подобные источники создавались Большими Людьми (титанами) еще за 20 000 лет до нашей эры и в новую эру для народов, ушедших жить под землю. Позднее туда же спустились и титаны. (Считается, что периодически часть одних народов уходила в подземные города, а другие выходили из-под земли, подобно тамилам, жителям Индии и Шри Ланки, появившимся на поверхности планеты около 4 тысяч лет тому назад.)

О том, что в словах монахов может содержаться доля правды, свидетельствует загадочное явление, не нашедшее внятного объяснения с точки зрения естественных проявлений сил природы. Над озером Ракшас постоянно дует сильный ветер, а поверхность воды находится в штормовом состоянии разной силы. В то же время на озере Манасаровар, расположенном всего в нескольких километрах отсюда, вода все время спокойная и напоминает зеркало. Ряд исследователей утверждает, что под дном южной и центральной части Ракшаса имеются подземные пустоты с энергоустройствами, которые и вызывают вихревые потоки на ограниченной территории, создавая местную штормовую погоду. Возможно, в данном районе установлены и сигнальные устройства; в случае появления в его границах посторонних предметов и людей шторм усиливается (это действительно происходит по неустановленным причинам). Пустоты под дном Ракшаса соединены тоннелем с монастырем Чу-Гомпа, который находится у северной части озер. От этого монастыря один из подземных ходов ведет к другой пещере, коконообразному резервуару, куда поступает восходящий поток воды, проходящий в толще скалы. Здесь он подвергается первичной энергетической обработке и разделяется на два разных потока – будущую «живую» и «мертвую» воду. На своем пути жидкость еще несколько раз подвергается энергообработке при помощи устройств, напоминающих оптические системы. Кроме озер и водопадов с «живой» и «мертвой» H 2 O, в данном районе находятся также три источника особой воды, способной омолаживать человека. Они расположены в окрестностях священной горы Кайлас и пещеры «материализации мысли».

Итак, ученые добрались до одного из священных водоемов. Он располагается на высоте 5000 метров (4000 из них представляют собой почти отвесную стену) и охраняется воинственными сикхами: набрать воды из озера могут лишь йоги и «просветленные».

Члены экспедиции взяли пробу жидкости с разной глубины водоема, а также у «живого» водопада. При помощи специальной аппаратуры там же, на месте, определили: все пробы «светятся», но по-разному. Кстати, йоги используют иные определения, характеризуя воду странных источников: в озерах она для них – «дикая», а в водопадах – «твердая». Посвященные говорят, что чудесными свойствами обладает только глубинный слой озерной воды. Чтобы ее достать, йоги ныряют на глубину 30 метров с матерчатым кушаком в руках. Глубинная жидкость более плотная, поэтому ее можно удержать в этой ткани. Ныряльщики выжимают кушак и пьют «добычу», чтобы очиститься от негативных энергий и больных клеток. Потом они поднимаются на скалу и пьют живую воду; по мнению йогов, она омолаживает тело и восполняет силы. Члены экспедиции измерили ауры йогов, регулярно занимающихся «водолечением» (современная техника позволяет это сделать). Возраст исследуемых колебался от 63 до 83 лет, но интенсивность и ширина свечения их ауры была больше, чем у молодых и здоровых «непосвященных». Интересно, что местные жители предпочитают в случае болезни лечиться «твердой» водой (она не портится и может долго храниться в домашних условиях). А вот «дикая» H 2 O, в их понимании, предназначена только для того, чтобы ею пользовались йоги высокого ранга…

О том, что скальная вода действительно стимулирует функции здоровых клеток организма и те, в свою очередь, подавляют больные клетки, убежденно рассказывал приезжим и местный врач. Он сам в своей практике постепенно перешел от использования медикаментов к «водным» процедурам. Эскулап утверждает, что о досужем вымысле тут говорить не приходится: благодаря «живым» источникам в данном районе за последние 20 лет встретился лишь один случай заболевания раком… А местные жители утверждают: лучше родиться лягушкой на берегу Ганга в Гималаях, чем быть королем в какой-либо другой стране.

Вообще, древние предания указывают, что «живая» и «мертвая» вода связана с горами. Вспомним, что внутри горных пластов имеется много полезных ископаемых, содержащих огромное количество различных веществ. Подземные воды, проходя через них, видоизменяются химически и энергетически, приобретают новые свойства. Кроме того, ученым известно, что все камни под большим давлением выделяют капли жидкости, которая индивидуальна для каждого вида горных пород. Большую роль в подземных процессах играют также особые энергетические потоки, которые иногда вызывают мощные электрические разряды, землетрясения и увеличение давления внутри пород. Обычно «подземные грозы» взаимодействуют с атмосферными, осуществляя обмен энергиями между Землей и Космосом. При этом одновременно энергия Космоса идет к Земле по каналам видимых нами разрядов молнии, а от Земли – уходит по каналам невидимого спектра излучения «черной молнии» (о ее существовании известно с древних времен). Не исключено, что эти два энергопотока, подобно двум электродам, могут вызывать выделение из камней жидкости, которая затем смешивается с подземными водами. А электролиз может привести к образованию новых видов энергетически насыщенных жидкостей с противоположными знаками – «живой» и «мертвой» воды. При большом давлении часть видоизмененной влаги вытекает наружу в виде родника или разово выбрасывается по разломам на поверхность. При этом, «живая» и «мертвая» воды находятся на расстоянии друг от друга. Оба варианта сказочной жидкости отличаются по вкусу: «мертвая» – жесткая, безвкусная, а «живая» – мягкая и сладкая. Энтузиасты всегда используют при лечении «мертвую» воду, но затем обязательно закрепляют результат «живой». Она возвращает же и энергию потрепанному болезнью организму.

Кстати, по утверждению тибетских монахов, на земле есть семь уникальных источников, и один из них находится на территории… Беларуси. Вот только знает о нем лишь небольшая группа лиц, которые, собственно, и решают, кого допускать в заветное место. Посвященные боятся, что люди… попросту испортят источник или выкачают его для выпуска минералки. А местные жители потихоньку используют странную водичку для лечения. Говорят, в тех местах практически никто и никогда серьезно не болел…

Белорусской «водой из сказки» пользовался юморист Семен Альтов. Он отправился к источнику по совету своего директора, хотя в успех различных «бабкиных» методов никогда не верил. Как и требовалось, артист обливался водичкой и пил ее. При этом никаких особых ощущений, кроме холода, не испытывал. Но уже по возвращении домой чудеса начались: Альтов, который буквально не мог жить без сигарет, вдруг обнаружил, что курить больше не хочет… К тому же многие болезни у артиста и в самом деле прошли после той поездки, немало удивив этим и его самого, и лечащих врачей.

Однако следует сказать, что далеко не любую «мертвую» жидкость можно использовать для лечения и восстановления. Еще в 1932 году американские ученые открыли тяжелую воду: в ней вместо водорода H 2 оказался дейтерий Д 2 , который с кислородом образует не привычную H 2 O, а Д 2 O. Определенное количество «тяжелой» воды всегда присутствует в человеческом организме. Но когда ее уровень превышает допустимый, начинается отравление.

Сегодня ученые уже не отрицают, что на свойства жидкости способны влиять не только различные химические и электрические процессы, но даже… мысли и слова. Недаром знахари изготавливали целебную воду, нашептывая над ней определенные слова! При этом ругань, проклятия, просто грубость, а также злоба и плохие, тяжелые мысли, ломают структуру жидкости. В результате, вместо привычной H 2 O мы получаем тяжелую воду (Д 2 O). Со всеми, что называется, вытекающими отсюда последствиями… Просить такую «заряженную» водичку о здоровье и очистке организма, как вы понимаете, не стоит. И наоборот: под действием древних целебных наговоров, а также просто добрых слов или благословений в H 2 O образуются структуры, напоминающие своим строением… ДНК здорового человека. Схожей особенностью отличается вода «живых» источников и реликтовая вода, обнаруженная в Якутии в районах вечной мерзлоты.

Вообще, на территории бывшего СССР существует много загадочных источников. Одним из них является Аданго, расположенный в районе городов Гагра и Пицунда. «Черную воду» (она вытекает из черного камня) очень уважали многие поколения местных долгожителей и представителей правящей элиты. Но вот объяснить феномен воздействия этой жидкости на человеческий организм ученые так и не смогли. Предполагают, что по энергетике вода Аданго близка к «живой». А значит, стоит поискать в его окрестностях «мертвый» источник…

…Куликово поле… Это легендарное место знаменито не только благодаря героическим событиям прошлого, но и пугающим колодцам, расположенным на окраине поля и наполненным самой настоящей «мертвой» водой. Если без надобности окунуть туда руку или ногу – конечность просто отнимется… Говорят, что странные происшествия у этих колодцев необъяснимым образом прекратились лишь вскоре после Второй мировой.

А теперь – Тырныауз. Тут протекают две загадочных реки – Адылсу и Адыр-су. Старожилы утверждают, что одна из них несет «живую», а другая – «мертвую» воду. Лечатся ими в городе многие. Кроме того, в Тырныаузе высажены две группы растений, для полива которых используется вода из разных водоемов. Растут деревца и кустарники, и правда, по-разному…

В одном из памятников литературы Древней Руси XIV века, где рассказывается о походе Александра Македонского на край света, есть упоминание о «живой» воде. Якобы, обнаружив у подножия Кавказских гор кристально чистые источники, воины решили помыть в них сушеную рыбу. Ко вполне обоснованному их удивлению, «таранка» вмиг ожила и…

В 2003 году ученые Института общей физики РАН создали то, что являлось в понимании наших предков «живой» и «мертвой» водой. Это произошло в ходе электролиза обычной H 2 O. Оказалось, что привычная для нас вода – не единое вещество, а смесь двух различных жидкостей. Если не вдаваться в технические подробности, в ходе эксперимента часть воды почему-то адсорбировалась в трубке с окисью алюминия, а другая осела капельками на ее внешних стенках. При проведении спектрального анализа оказалось, что в одной жидкости протоны вращались в одном направлении (орто-частицы), в другой – в разные (пара-частицы). Ученые испытали качества полученной жидкости на особых бактериях, аналогах вибрионов холеры. Так вот, в орто-воде «подопытным» почти сразу же стало очень нехорошо… Поэтому исследователи предположили, что имеют дело как раз со сказочной «мертвой» водой, которая угнетает бактерии. Пара-жидкость, естественно, обладает иными свойствами. Итальянцы почти сразу решили приспособить ее для УЗИ и томографии; оказывается, использование пара-воды позволяет значительно улучшить изображение внутренних органов. Правда, стоит «новшество» немало: около 1000 долларов за грамм. Хранить же его можно исключительно в замороженном виде, поскольку в обычном состоянии две жидкости могут существовать раздельно не более получаса, после чего они вновь смешиваются, превращаясь в обычную воду.

…Утро. На кухне снова слабо запищал чайник. В нем, по мнению ученых, в очередной раз варварским образом закипели по полтора литра «живой» и «мертвой» воды. Остается ждать, покуда кто-нибудь не изобретет способ разделять эту смесь, а пока привычно заваривать чай или кофе и, стараясь не выплеснуть раздражение (многие ли из нас по утрам, в будни, могут похвастать хорошим настроением?)… делать вид, что мы не верим в сказки.

Из книги Я был нищим - стал богатым. Прочитай, и ты тоже сможешь автора Довгань Владимир Викторович

ВЫБИРАЙ: ЖИВАЯ ИЛИ МЕРТВАЯ? Все компании в мире можно разделить на две основных категории: живая компания и мертвая компания.Мертвую компанию характеризует отсутствие настоящего сплоченного коллектива, отсутствие общих корпоративных ценностей и формальное отношение к

Из книги Газета Завтра 822 (34 2009) автора Завтра Газета

Артур Беляев МЁРТВАЯ ВОДА Телевидение - это такая вещь, как сон. Только наяву. И с прибором. Вроде бы лежишь себе на диване, подушку удобней подоткнул для созерцаний как бы - а глаза открыты. Потому что сон - многоканальный. Не для одной головы. Щёлкаешь себе пультом,

Из книги Тайны и загадки нашей жизни автора Волков Сергей Юрьевич

Живая и мертвая Теперь следующий вопрос - какую воду мы пьем? Многие люди предпочитают кипяченую остуженную воду. Но оказывается, такая вода совершенно безжизненна. Мало того, если еще раз вскипятить уже однажды кипяченую воду, в вашем чайнике окажется крайне вредная для

Из книги Литературная Газета 6260 (№ 56 2010) автора Литературная Газета

И мёртвая вода становится живой... Литература И мёртвая вода становится живой...

Из книги Газета День Литературы # 90 (2004 2) автора День Литературы Газета

ЖИВАЯ ВОДА ПАМЯТИ "В этот день Люба проснулась очень рано. Какая-то тревога прервала сон. Она поднялась с постели и распахнула окно в сад. В комнату ворвался ветер, насыщенный ароматами цветущих яблонь, развеял остатки сна. "Что это? Я же не сплю..."- Люба

Из книги Литературная Газета 6398 (№ 51 2012) автора Литературная Газета

Молодые года и живая вода Молодые года и живая вода ПОЭЗИЯ ИЗРАИЛЯ Игорь БЯЛЬСКИЙ Родился в 1949 году в Черновцах. Жил на Украине, в России и в Узбекистане. Окончил Пермский политехнический институт (1971). Репатриировался в 1990 году. Автор четырёх сборников стихов. Один

Из книги Газета Завтра 995 (52 2012) автора Завтра Газета

Из книги Книгочёт. Пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями автора Прилепин Захар

Игорь Панин Мертвая вода (М. : Вест-Консалтинг, 2011) С Паниным сплошь непонятки.Для начала возьмем паспортные данные. Запомнить фамилию Панин – если это фамилия поэта – очень сложно. В конце концов, мы уже двух актеров по фамилии Панин запомнили, тут еще поэт. Не помещается в

Из книги Тайные силы в истории России автора Бегунов Юрий Константинович

Вместо заключения. ГДЕ «ЖИВАЯ ВОДА» ДЛЯ РОССИИ? Читатель заканчивает чтение нашей книги и убеждается в том, что она не направлена против какого - либо народа или государства. Эта книга «внутренняя» - для России и Русского народа, который находится в тяжелом положении и

автора Завтра Газета

Из книги Вторая мировая (июнь 2007) автора Русская жизнь журнал

* МЕЩАНСТВО * Михаил Харитонов Мертвая вода Главная идея русской водки - не веселье, а поминовение

Из книги Газета Завтра 482 (7 2003) автора Завтра Газета

ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ ВОДА 18 февраля 2003 0 8(483) Date: 18-02-2003 Author: Александр Брежнев ЖИВАЯ И МЕРТВАЯ ВОДА Газета "Завтра" продолжает репортажи о самых разных сторонах устройства и жизнедеятельности современного большого города. Наш корреспондент побывал на очистных сооружениях.

Из книги Древняя мудрость Руси. Сказки. Летописи. Былины автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке – живая и мёртвая вода Вот интересующий нас отрывок. «На третий день ворон прилетел и принёс с собой два пузырька: в одном – живая вода, в другом – мёртвая – и отдал те пузырьки Серому Волку. Серый Волк взял пузырьки, разорвал

Из книги Литературная Газета 6475 (№ 32 2014) автора Литературная Газета

Живая вода дерзновения Есть жёсткий нравственный закон, о котором нельзя забывать, как и о законах мира физического. Попробуйте, к примеру, "не знать" о законе всемирного тяготения. Он сам о себе напомнит вам, если останетесь живы. С такой же строгостью, если не большей, мы

Из книги Тигр в гитаре автора Феофанов Олег Александрович

ЖИВАЯ ВОДА Солнечный певец До конца сороковых годов народная песня была не очень популярна в Америке. Об этих песнях вспоминали лишь на дружеских вечеринках, но пели их только в деревне. В городе их стыдились как проявления «некультурности», «деревенщины». Даже негры

Из книги Утро богов автора Фальков Андрей

Карта 8. Живая вода. Манипура Евы. Царица жизни В сероватой мгле различим каменный трон с сидящей на нем женщиной. Пальцы ее рук плотно сжаты и покоятся на коленях. У ног копошатся серые ящерицы. Их середина расширена, и они напоминают ромб с короткой шеей, узкой головой и

Максишин Сергей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городской научно- практический марафон

«Шажок в науку. Юниор»

Секция «Литературоведение»

Вода «живая» и «мёртвая»

в русских народных сказках.

Исследовательская работа

Выполнена

учеником

2 «Б» класса МОУ «СОШ №226»

г. Заречный

Максишиным Сергеем.

Научный руководитель:

учитель начальных

классов МОУ «СОШ №226»

Малькова Елена Александровна

г. Заречный

2011г.

ВВЕДЕНИЕ

Люди издревле догадывались, что самое распространённое вещество на Земле - вода играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на планете. И что это не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека. Однако, пожалуй, только в русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.

Дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде. Но не все могут объяснить её удивительные свойства. Я решил исследовать, в каких русских народных сказках встречается «живая» и «мёртвая» вода, и как проявляется её волшебная сила.

Цель работы:

Задачи исследования:

Провести опрос;

Гипотеза:

Методы исследования: анкетирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), изучение литературы, сопоставление и анализ собранного материала.

Объект исследования: русские народные сказки.

ГЛАВА 1.

« Сказка- ложь, да в ней намёк…»

«Сказка - ложь, да в ней намёк…» - говорится в старой поучительной присказке, которую можно признать истинной, если вспомнить русский народный фольклор, разделяющий воду на «живую» и «мёртвую» и приписывающий этим двум жидкостям противоположные свойства.

Сказка на Руси всегда являлась набором важной бытовой информации, положительные герои были наделены хорошими, нужными для жизни качествами, отрицательные же открыто вбирали в себя негативные. Поэтому разделение воды на «живую» и «мёртвую» в народных преданиях не могло возникнуть на пустом месте. А значит, ещё много веков назад люди открыли для себя уникальные свойства, позволяющие либо «даровать жизнь», либо «убивать».

Также в сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека. Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств. Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия – свидетельства первых шагов лечебной магии.

Живая вода, также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и, вместе с тем, составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию А.Н.Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога – громовника. Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более. Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь. По А.Н.Афанасьеву, мертвая вода - это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери- земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны- носы – железные. По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз – вихрь, гром, град и вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающей красоту, здоровье и счастье.

ГЛАВА 2.

«Чудеса, да и только!»

1. С помощью анкеты мною были опрошены 23 одноклассника. На вопрос, знаешь ли ты, в каких русских народных сказках встречается упоминание о «живой» и «мёртвой» воде, ребята назвали следующие сказки:

- «Иван- царевич и Серый волк» - 11 учеников (47%);

- «Марья Моревна» - 3 ученика (13%);

- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» - 1 ученик (4%).

Других ответов дано не было.

Ответ на вопрос «Как ты думаешь, в чём волшебство этой воды?» был близок к верному только у двух человек (2%).

Проанализировав анкеты (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), я увидел, что мои одноклассники знают мало сказок о воде и не имеют представления, в чём же заключается её волшебная сила.

2. В городской и школьной библиотеке я нашёл необходимые мне для исследования русские народные сказки, где говорится о «живой» и «мёртвой» воде:

  1. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
  2. «Иван и чудо - юдо»
  3. «Иван - мужицкий сын»
  4. «Марья Моревна»
  5. «Царевич Иван - Горох»
  6. «Иван - царевич и Серый волк»
  7. «Медное, серебряное и золотое царство».

3. Ознакомившись с собранным материалом (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), я выяснил, что в русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду. Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол…Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила вода этого. Если полить на кровавые раны «мёртвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мёртвые» герои оживали. Без «мертвой» воды из - за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть. Это мы можем увидеть на примере конкретных сказок. Так, в русской сказке

Из сказки «Марья Моревна»




- Ах, как я долго спал!»

Лежит Иван - царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:

Ох, крепко же я спал!

Чудеса, да и только!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы я пришёл к выводу , что вода в сказках творит чудеса. Это подтверждает выдвинутую ранее гипотезу:

ЛИТЕРАТУРА

Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: «Художественная литература», 1984.

Круглов Ю.Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4- 6 кл.- М.:

Просвещение, 1983.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки

Submitted by Ola on вс., 09/08/2009 - 23:03 Книги и архивы миф мифология сказка

Сборник сказок « Любимые сказки».- ЗАО « Славянский дом книги»,

Москва 2002.

Сборник сказок « Русские народные сказки». – ЗАО « Фирма СТД», 1999.

Словарь Славянской Мифологии (Дом Сварога) http://www.pagan.ru

Copyright © 2006-2010, Золотая Формула.

E-mail: admin(собака)goldformula.ru

Энциклопедия знаков, символов, эмблем. М.- СПб., 2005, с.65-68

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. СПБ., 1892. т.12, с.748-749

Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: « Педагогика»,1988.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

Дорогой друг! Прошу тебя принять участие в опросе и ответить на следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты, в каких русских народных сказках встречается упоминание о «живой» и «мёртвой» воде? Напиши их название.

2. Как ты думаешь, в чём волшебство этой воды?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты анкетирования

В анкетировании принимали участие - 23 человека.

1. Назвали сказки:

  1. «Иван- царевич и Серый волк» - 11 учеников (47%);
  2. « Марья Моревна» - 3 ученика (13%);
  3. « Сказка о молодильных яблоках и живой воде» - 1 ученик(4%).

Других ответов дано не было.

2. Близки к правильному ответу только 2 ученика (8%).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Сказки, в которых упоминается о «живой» и «мёртвой воде».

  1. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
  2. «Иван и чудо - юдо»
  3. «Иван - мужицкий сын»
  4. «Марья Моревна»
  5. «Царевич Иван - Горох»
  6. «Иван- царевич и Серый волк»
  7. «Медное, серебряное и золотое царство»

ТЕЗИСЫ

Вода «живая» и «мёртвая»

в русских народных сказках.

Исследовательская работа

Обоснование актуальности темы:

Все дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде.

Я спросил у одноклассников и родителей:

В каких русских народных сказках встречается упоминание о воде?

В чём волшебство воды?

Выяснилось, что мои друзья знают много сказок, но про воду затруднились назвать. Я решил им помочь.

Цель работы:

Выяснить, в каких русских народных сказках встречается упоминание о воде, и в чём заключается её волшебство.

Для достижения поставленной цели, я обозначил для себя задачи :

Провести опрос;

Сходить в библиотеку и найти необходимую литературу;

Обратиться к родителям за помощью сбора информации в Интернете;

Хорошо подумать и осмыслить собранный материал.

В ходе ознакомления с полученной информацией была выдвинута гипотеза :

«Живая и мёртвая вода в русских сказках обладают волшебными свойствами».

Результатом работы стали подбор материала и слайд- презентация.

Ознакомившись с собранным материалом, я выяснил, что в русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду. Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол…Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила вода этого. Если полить на кровавые раны «мёртвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мёртвые» герои оживали. Без «мертвой» воды из-за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть.

Отрывки из сказок, где упоминается «живая» и «мёртвая» вода.

В русской сказке « О молодильных яблоках и живой воде»:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…»

Из сказки «Марья Моревна»

…Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.
В то самое время у зятьев Ивана - царевича серебро почернело.
- Ах, - говорят они, - видно, беда приключилась!
Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон - за мертвою.
Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно.
Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою - Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
- Ах, как я долго спал!»

Сюжет из сказки «Иван- царевич и Серый волк».

Лежит Иван- царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:

Ты лети - ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка.

Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану - царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван - царевич ожил.

Ох, крепко же я спал!

В результате проделанной работы я пришёл к выводу, что вода в сказках творит чудеса. Это подтверждает выдвинутую ранее гипотезу : «Живая» и «мёртвая» вода в русских сказках обладают волшебными свойствами и помогают одержать победу добра над злом».

С самых давних времен люди догадывались, что самое распространённое вещество на Земле - вода играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на планете. И что это не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека. Но пожалуй, только в русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.

Дети с самого раннего детства любят слушать и читать русские народные сказки. Очень часто в них упоминается о «живой» и «мёртвой» воде. Но не все могут объяснить её удивительные свойства.

В каких же русских народных сказках встречается «живая» и «мёртвая» вода, и как проявляется её волшебная сила?

Сказка- ложь, да в ней намёк...

«Сказка - ложь, да в ней намёк…» - говорится в старой поучительной присказке, которую можно признать истинной, если вспомнить русский народный фольклор, разделяющий воду на «живую» и «мёртвую» и приписывающий этим двум жидкостям противоположные свойства.

Сказка на Руси всегда являлась набором важной бытовой информации, положительные герои были наделены хорошими, нужными для жизни качествами, отрицательные же открыто вбирали в себя негативные. Поэтому разделение воды на «живую» и «мёртвую» в народных преданиях не могло возникнуть на пустом месте.

А значит, ещё много веков назад люди открыли для себя уникальные свойства, позволяющие либо «даровать жизнь», либо «убивать». Также в сказках ярко отразились древнейшие народные представления о связях природных сил со здоровьем и жизнью человека.

Разнообразные причины болезней и способы исцеления, фигурирующие в сказках, объединены магической, сверхъестественной природой. Болезнь воспринимается как вторжение злых сил в тело человека с помощью магических средств. Донесенные до нас сказкой из глубин веков заговоры и ритуальные действия – свидетельства первых шагов лечебной магии.

Живая вода, также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и, вместе с тем, составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию А.Н.Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога – громовника.

Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более. Мертвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь.

По А.Н.Афанасьеву, мертвая вода - это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери- земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны- носы – железные.

По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз – вихрь, гром, град и вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающей красоту, здоровье и счастье.

Русские народные сказки, где говорится о «живой» и «мёртвой» воде:

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

«Иван и чудо - юдо»

«Иван - мужицкий сын»

«Марья Моревна»

«Царевич Иван - Горох»

«Иван - царевич и Серый волк»

«Медное, серебряное и золотое царство»

В русских народных сказках часто злые, отрицательные герои несправедливо, хитростью, убивают добрых положительных героев. Чтобы исправить эту несправедливость, народ придумал «живую» и «мёртвую» воду.

Не все знали, где эта вода находится, только колдуны, мудрые старцы, серый волк, ворон, орёл или сокол…Трудно её было достать, далеко за ней приходилось путешествовать. Но стоила вода этого.

Если полить на кровавые раны «мёртвой» водой, то раны переставали кровоточить. Только после этого надо было поливать «живой» водой, тогда «мёртвые» герои оживали. Без «мертвой» воды из - за незаживших ран герой снова мог бы погибнуть. Это мы можем увидеть на примере конкретных сказок.

Так, в русской сказке « О молодильных яблоках и живой воде»: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…»

Из сказки «Марья Моревна». …Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез. В то самое время у зятьев Ивана - царевича серебро почернело. - Ах, - говорят они, - видно, беда приключилась! Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон - за мертвою. Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно. Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою - Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит: - Ах, как я долго спал!»

«Иван- царевич и Серый волк». Лежит Иван - царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком: - Ты лети - ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану - царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван - царевич ожил. - Ох, крепко же я спал!

Чудеса, да и только!

Введение
Мне в детстве мама читала сказки, и я слышал такие слова: «мёртвая вода и живая вода». Я был ещё очень маленьким и не задумывался, почему воду в сказках называют «мёртвой»или «живой». Вода - самое распространённое вещество на Земле и самое загадочное. Каждый человек знает, что жизнь без воды невозможна. Недаром же в течение многих столетий представители разных народов слагали о воде сказки и легенды. В русских сказках довольно часто можно встретить упоминание о «живой» и «мёртвой» воде. Когда я прочитал сказку А.Пушкина «Руслан и Людмила», то задумался о том, в каких ещё сказках можно встретить упоминание о волшебных свойствах воды.

Гипотеза: «Живая» и «мёртвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами.

Цель работы: Выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды,и как оно проявляется.

Задачи:
1. Прочитать сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Установить ее действие.
2. Сравнить сказки разных народов.
2. Провести анкетирование среди учащихся класса «Что я знаю о «живой» и «мертвой » воде?»
3. Придумать свою сказку, в которой присутствуют «живая» и «мертвая» вода. Сделать книжку - малышку для первоклассников.

Методы исследования:
1. Анализ и сравнение сказок разных народов и авторских.
2. Анкетирование учащихся.

Теоретическая часть
Вода в сказках часто выполняет главную роль и встречается в самых разных образах: реки, дождя, моря, океана и т.д. В сказках точно определены представления людей о связях природы и жизни человека. Вода в сказках чаще всего помогает людям. У А.С. Пушкина в «Сказке о Царе Салтане» мать и ребёнок помещены в бочку и брошены в море, но море пожалело их и выбросило бочку на берег.А из сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым героя Ивана.В сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» для главного героя вода также играет большую роль в судьбе. «И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему»…Вода спасла его, так как благодаря отражению в озере он увидел не Гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Это спасло ему жизнь.
Тема воды в народных и авторских сказках занимает огромное место. Она живое существо, которое положительным героям помогает, а отрицательных героев, соответственно, наказывает.
Именно в сказках мы впервые встречаем понятия о «живой» и «мёртвой» воде.«Живая» вода (сильная или богатырская) в народных и авторских сказках является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие «мёртвой» и «живой» воды есть только в славянских сказках и не повторяется нигде. «Мёртвая» вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
У исследователя народного творчества Александра Николаевича Афанасьева, «мёртвая вода - это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассечённые части матушки-земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы».
Я составил список произведений, в которых встречаются волшебные свойства воды. Некоторые из них я взял в библиотеке, а некоторые в Интернете.
* «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
* «Сказка о Василисе, Золотой косе, Непокрытой красе, и об Иване Горохе»
* «Марья Моревна»
* «Медное, серебряное и золотое царство»
* «Иван - мужицкий сын»
* «Иван - царевич и Серый волк»
* «Руслан и Людмила» А. Пушкин
* «Живая вода» Братья Гримм
* «Летучий корабль»
* «Черноволосый принц»
Прочитав эти сказки, я понял, какую роль играет «живая» и «мёртвая» вода, какими волшебными действиями она обладает.Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Русская народная сказка
«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…».Василий-царевич ворует у Соньки-богатырки два пузырька с «мёртвой» водой и два пузырька с «живой», чтобы вылечить ослепшего отца.вы и два пузырька живой воды для лечения глаз «Сказка о Василисе, Золотой косе, Непокрытой красе, и об Иване Горохе»Русская народная сказка
Ивану-Гороху пришлось искать и выручать из лап страшного чудища свою старшую сестру. В награду за победу над Змеем Лютым добыл он и волшебной змеиной водицы.
«…Иван добыл и живо-мертвой воды, спрыснул братьев; поднялисьмолодцы,протирая глаза, сами думают:
- Долго спали мы; Бог весть, что сделалось!
- Без меня и век бы вы спали, братья милые, други родимые, - сказал имИван Горох, прижимая к ретивому сердцу.
Не забыл он взять и змеиной водицы; корабль снарядил и по реке Лебединой с Василисой-красой, золотою косой, поплыл в земли свои через три царства в четвертое; не забыл и старушки в избушке, дал ей умыться змеиной водицей: обернулась она молодицей, запела-заплясала, за Горохом бежала, в пути провожала. Отец и мать Ивана встречали с радостью, с честью; гонцов разослал и во все земли с вестью, что возвратилась дочь их родная, Василиса-краса, золотаякоса. В городе звон, по ушам трезвон, трубы гудят, бубны стучат, самопалы гремят. Василиса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась».
«Марья Моревна» Русская народная сказка
В сказке обычная вода освобождает Кощея Бессмертного, а живая даёт жизнь царевичу. Иван-царевич «полюбился Марье Моревне и женился на ней. Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство. Пожили они вместе, и вздумалось королевне на войну собираться.
«Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:
- Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не заглядывай.
Он не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул - а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Просит Кощей у Ивана-царевича:
- Сжалься надо мной, дай мне напиться! десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил - совсем в горле пересохло.
Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил:
- Мне одним ведром не залить жажды. Дай еще!
Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье; а как выпил третье ведро, взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
- Спасибо, Иван-царевич, - сказал Кощей Бессмертный, - теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих.
И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе». Делать нечего, отправился Иван-царевич выручать свою жену. Нашёл её в Кощеевом дворце, когда того дома не было. И бросились они бежать из этого ненавистного царства».
«…Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.
В то самое время у зятьев Ивана-царевича серебро почернело.
- Ах, - говорят они, - видно, беда приключилась!Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон - за мертвою.Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно.
Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою - Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
- Ах, как я долго спал!»

«Медное, серебряное и золотое царство» Русская народная сказка
Очень «длинная» сказка об Иване-царевиче, Настасье-царице и многом другом…
«…Иван-царевич взял кадки, переставил с места на место.
Говорит ему царица Настасья:
- В одной кадке сильная вода, в другой - бессильная. Вихрь в бою сильную воду пьет, оттого с ним никак не сладишь. Воротились они во дворец.
- Скоро Вихрь прилетит, - говорит царица Настасья. - Ты схвати его за палицу. Да смотри не выпускай. Вихрь в небо взовьется - и ты с ним: станет он тебя над морями, над горами высокими, над глубокими пропастями носить, а ты держись крепко, рук не разжимай. Умается Вихрь, захочет испить сильной воды, бросится к кадке, что по правой руке поставлена, а ты пей из кадки, что по левой руке... Только сказать успела, вдруг на дворе потемнело, все вокруг затряслось. Влетел Вихрь в горницу. Иван-царевич к нему бросился, схватился за палицу.
- Ты кто таков? Откуда взялся? - закричал Вихрь. - Вот я тебя съем!
- Ну, бабка надвое сказала! Либо съешь, либо нет. Рванулся Вихрь в окно - да в поднебесье. Уж он носил, носил Ивана-царевича... И над горами, и над морями, и над глубокими пропастями. Не выпускает царевич из рук палицы. Весь свет Вихрь облетел. Умаялся, из сил выбился. Спустился - и прямо в погреб. Подбежал к кадке, что по правой руке стояла, и давай воду пить.
А Иван-царевич налево кинулся, тоже к кадке припал. Пьет Вихрь - с каждым глотком силы теряет. Пьет Иван-царевич - с каждой каплей силушка в нем прибывает. Сделался могучим богатырем. Выхватил острый меч и разом отсек Вихрю голову…».
Так волшебная сила воды помогла Ивану победить врага!

«Иван - царевич и Серый волк» Русская народная сказка
«Лежит Иван - царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком:
- Ты лети - ка, ворон, за живой и мёртвой водой. Принесёшь мне живой и мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка.Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану - царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой - Иван - царевич ожил».

«Руслан и Людмила» А.С. Пушкин
«..Волшебник выглянул — о диво!
Он видит: богатырь убит;
В крови потопленный лежит;
Людмилы нет, всё пусто в поле;
Злодей от радости дрожит
И мнит: свершилось, я на воле!
Но старый карла был неправ…

В долине, где Руслан лежал
В крови, безгласный, без движенья;
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвел; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встает Руслан, на ясный день…»

«Иван - мужицкий сын» Русская народная сказка
В сказке «Иван - мужицкий сын» убегает Иван с полюбившейся ему девицей-красавицей от погони, посланной злым колдуном.«Слышит красавица девица, что нагоняют. Сделала она Ивана конем, а самаобернулась репьем. Возвращается погоня ни с чем. Колдун спрашивает:
- Что же, никого не видали?
- Нет, никого. Только конь ходит, а на хвосте у него репей.
- Ах, это они самые!
Побежал колдун сам. Бежит - земля дрожит. Слышит красавица девица - нагоняют. Обернулась она морем, а Ивана селезнем сделала. Стал колдун воду пить, чтобы море осушить. А селезень крякает:
- Чтоб ты лопнул! Чтоб ты лопнул!
Так оно и случилось: лопнул колдун и издох. Прибежал Иван - мужицкий сын со своей невестой домой, к отцу - матери. Свадьбу сыграли.
Стали жить - поживать, добро наживать».

«Живая вода» Братья Гримм
Как-то у трех братьев заболел отец, и они решили найти живую воду для его спасения. Два старших брата встретили по дороге карлика, смеялись над ним, за что он их заколдовал. Младшему доброму брату карлик помог добраться до замка с волшебной водой.

«Летучий корабль» Русская народная сказка
Или Сказкао том, как издал царь указ - кто сделает ему летучий корабль, который будет летать по воздуху, за того он и выдаст свою дочь. Решили два умных брата счастья попытать, взяли еды и ушли в лес строить летучий корабль. В лесу встретили старика, который поинтересовался, что они затеяли. Братья прогнали его, съели все, что брали с собой, провозились с летучим кораблем, но так ничего и, не построив, вернулись назад. Тогда решил младший сын построить корабль. Взял черствую краюшку хлеба, топор и пошел строить. Встретил того же старика, у которого попросил совета, угостил краюхой. А старик тот волшебником оказался - насоветовал ему, как правильно построить летучий корабль и посоветовал всех, кого он встретит в пути с собой брать. Полетел дурачок к царю, а по дороге встретил и взял на борт летучего корабля Слухайло, он мог слышать, что делается на другом конце земли, Скорохода - он очень быстро передвигался, Стреляло - он мог подстрелить тетерку за тысячу верст, Объедало - он мог очень много съесть, Опивало - он мог выпить очень много жидкости, Холодило - у него была волшебная солома, которая все замораживала и еще одного волшебника, у которого был хворост, раскидав который на земле, тут же появлялось войско. Когда летучий корабль подлетел к царю, тот решил узнать, кто же станет его зятем. Когда он узнал, что на корабле лишь чернота и ни одного царевича и королевича, он решил придумать такие задания, с которыми никто не справится. Для начала ему понадобилась живая и мертвая вода - с этим заданием справился Скороход, но уснул на обратной дороге, и Стреляле пришлось выстрелить по дубу, под которым он уснул. Скороход проснулся и принес воду… Младший сын женился на царской дочери и жил припеваючи.»

«Черноволосый принц» Словацкая сказка
«Только заря занялась, а Баба-Яга уже тут как тут, ставит на стол два пузырька и говорит: Набери в эти пузырьки живой и мертвой воды, хотя бы по капельке и к вечеру возвращайся, а коли задержишься, не сносить тебе головы. Повернулась и пошла ворота сторожить. Стал принц думать-гадать, что за вода такая и где ее взять. Вдруг слышит, кто-то в окошко стучится. Поглядел - а там две птички. Те самые, которых он из силка вызволил. Принц окно распахнул, слышит - одна птичка щебечет: „Не печалься, мы тебе поможем, принесём воду живую и мертвую. К вечеру жди. "Полетели птички в далекие края. Принц тем временем по саду гуляет. Он вернулся, а птички уже в окно влетают, из своих клювов в пузырьки воду капают - живую и мёртвую»

Практическая часть
Я изучил мнение моих одноклассников по вопросу «Что я знаю о«живой» и «мертвой» воде?» (Приложение 1) На вопросы анкеты отвечали 25 человек.
Ребята перечислили сказки, в которых встречается «живая» и «мертвая» вода. Среди них были: «Перо Жар-птицы» (2 чел.), «Марья Моревна» (3 чел.), «Иван - царевич и серый волк» (4 чел.), «Конек - горбунок» (4 чел.) Встречались ответы «Не помню». Свою задачу я вижу в том, чтобы напомнить одноклассникам уже известные сказки и познакомить с другими сказками.
Действие «живой» воды - исцеление, оживление - указали 25человек.
Действие «мертвой» воды: - убивает - 23 чел.,
- наполняет злостью - 2 чел.,
- не дает умереть - 1 чел.
Рецепты использования «живой»и «мертвой» воды указали всего несколько человек. Вот некоторые из них:
Юля: «Сначала надо помыться, потом перекреститься, облиться сначала «мертвой» водой, а потом «живой»».
Настя: « «Живой» водой можно напоить больного или промыть рану».
Арсений: «Двадцать капель «живой» воды и человеку станет лучше».
На вопрос «Существует ли сейчас «живая» и «мертвая» вода?» положительно ответили 22 человека, отрицательно - 3 человека.
Я придумал свою сказку «Живая и мертвая вода», в которой используются ее волшебные свойства. Иллюстрации к книге мне помогла сделать Аня Клинова. Я надеюсь, что сказка будет интересна малышам.

Заключение
Таким образом, можно сказать, что «живая» и «мертвая» вода в сказках обладает волшебными свойствами и встречается как в русских народных сказках, так и в сказках других народов, а также в авторских сказках.
«Мёртвая» и «живая» вода встречается только в славянских сказках и не повторяется больше нигде. В сказках других народов можно встретить только одну из них.
«Мёртвая» вода называется иногда целительной или целющей, живущей: она заживляет нанесенные раны, сращивает части мёртвого тела, но не воскрешает его. Только окропление живой водой возвращает ему жизнь.
Я придумал свою сказку «Живая и мертвая вода», в которой используются ее волшебные свойства. Скоро у первоклассников Праздник Азбуки, я подарю им эту книжку-малышку.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…
-Деда, начало я помню, ты мне сразу скажи, а зачем сражённого богатыря мёртвой водой обливали,- он же и так мёртвым был?!
-А разве ты не помнишь, что в бою его разрубили?..
-Помню, потому он и погиб.
-А если его разрубленного сразу живой водой окропить, что толку, что его половинки оживут на мгновение? Чтобы сразу же опять погибнуть?! Наверное, их сначала соединить нужно, или нет?..
-Наверное, нужно.. Как клеем склеить, да?
-Ну вроде того, зато потом..
-Помню-помню: потом живой водой окропить и богатырь уже весь целый опять оживёт! А вода Живая и Мёртвая только в сказках или по-настоящему есть?
- А ты сам-то как думаешь?
- Но кто-то эту сказку придумал… Значит, откуда-то взял эту воду?...
- И я так думаю, внучок, никакие придумки не берутся ниоткуда.. И думаю я, что вода мёртвая это душевность наша человеческая, а вода живая- духовность, вера в Бога Живого.
- Душевность- это доброта, что ли?...
- Не только доброта, но и её разумное использование: ведь даже при склеивании надо не только всё клеи облить, но, сначала, склеиваемые части от грязи очистить, аккуратно их клеем смазать, соединить правильно, прижать, чтоб хорошенько склеилось.. А если всё обмазать как попало, то ничего держаться не будет, а засохшие остатки нашей высохшей доброты будут только курам на смех!
-А почему склеенный добротой богатырь сам ожить не может? Он же целым стал? Зачем нужно его ещё Живой водой поливать? Ты её духовностью назвал,- это что-то церковное? Или что-то музейное! Я тут видел по телевизору передачу «Духовные сокровища Эрмитажа»?!
- Слово «духовность»- от слова «дух», а Дух- с большой буквы- это Бог Живой, не нарисованный на иконах церквей или картинах в музеях,а Живой Бог в живом сердце человека. Обращение в глубине своего сердца к Нему, к Богу и Духу, и открывает источник воды Живой!
-Как бутылку с соком?
-Скорее, как зажим на трубке капельницы, по которой оживляющее лекарство по трубочкам сразу в кровь тяжело больного человека попадает. И как лекарство попадает в кровь через вену, а в вену иглой нелегко попасть!- поэтому капельницы ставят только опытные медсёстры,- так и принять Духа в нашей жизни совсем непросто. Помнишь, как в Детском Евангелии мы читали: «Дух дышит где хочет»?
-Так ведь если после Мёртвой воды не окропить Живой водой, человек останется целым, но всё равно мёртвым?!
-Скорее спящим в глубоком болезненном сне-летаргии, что с точки зрения Духа, всё равно, что смерть. Интересно, но таких людей немало на Земле… Они думают, что живут в своих заботах поесть, поспать и сходить в туалет, но на самом деле для Духа они ещё спят, как.. Помнишь сказку о спящей в хрустальном гробу царевне, которую ведьма через отравленное яблоко околдовала?..
-Но, она же не могла двигаться, пока её царевич не поцеловал?...
-Да, это прообраз души нашей спящей, пока её Христос не пробудит. А тело может двигаться… Помнишь, ещё в Писании сказано: Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов… Это как раз о таких спящих душах, которые вроде и живут, но только телами, телесными потребностями.
-А какие ещё могут быть потребности?
-Чтобы приносить пользу не только себе и своим самым близким, но и всем людям, а значит и Богу. Именно эта потребность пробуждает душу, делая её готовой к принятию Живой Воды Духа.
-Но это та же самая доброта, или ты её как-то по-своему назвал…
- Душевность, именно она, как мёртвая вода, соединяет разрозненное в людях, но если после этого соединённое не посвятить Богу, т.е. не окропить Живой Водой, соединённый добром душевности богатырь, как прекрасная царевна останется спящим.
-А мне всё-таки интересно: чем душевность отличается от духовности?
-Направленностью доброты в своей душе: или на себя и своё окружение, или на всех, кому её не хватает. Причём в первом «душевном» случае, доброту экономят, чтобы её хватило себе и своим, то во втором «духовном» случае, доброты не жалеют, понимая, что её бесконечный источник в Боге, но и не растачивают куда попало, понимая её не своим, а Божиим достоянием. Так что… попроси у Бога благословения для всех людей и давай-ка спать. Завтра столько добрых дел нужно сделать…
22.04.2009.(5й месяц внутриутробного возраста Мишки)




Top