Живопись - самое интересное в блогах. Топ российских блогов по изобразительному искусству (по версии Dmoz)

Взаимосвязь физического и душевного состояний известна не только на уровне интуитивного познания. Влияние духа на тело подтверждается также различными исследованиями в области психологии, в частности, психосоматики. В чем же оно проявляется и каким образом возникло это убеждение?

Что в действительности говорили древние греки

«В здоровом теле - здоровый дух» - сочинение, которое могут получить в качестве домашнего задания школьники старших или даже средних классов. Как сделать эту работу интересной для себя? Во-первых, при написании текста нужно помнить: древние греки, благодаря которым нам стало известно это выражение, понимали его немного иначе. Что, впрочем, не меняет его смысл полностью. «В здоровом теле - здоровый дух, так будем же молиться об этом» - такова полная версия крылатой фразы, пришедшей к нам со времен расцвета колыбели европейской цивилизации. Во-вторых, необходимо раскрыть данную тему, обратившись к реалиям современной жизни и историческим примерам.

«В здоровом теле - здоровый дух». Сочинение и примеры из истории

Известно, что Олимпийские игры берут свое начало именно со времен Древней Греции. У многих людей с античной эпохой ассоциируются в первую очередь образцы культурного наследия. Например, изящная скульптура или, может быть, статуя «Лаокоон и его сыновья». Но древние греки уделяли столько же внимания физическому состоянию, сколько и развитию духа. Гимнастика была дисциплиной не менее важной, чем упражнение в ораторском искусстве. Понимание целостности, согласованности, синергетичности различных аспектов человеческой природы и вылилось в выражение «В здоровом теле - здоровый дух». Сочинение, которое будет написано учеником, должно отражать данный взгляд.

Константность ценностей и прогресс

Как же это понимание может быть соотнесено с тем образом жизни, который ведет уже современный человек? Ведь существование в условиях начала развития нашей цивилизации и жизнь в теперешнем мире - это абсолютно разные вещи. Известно, что человеку было отпущено в те времена немного, и мы часто не ценим те преимущества, которые у нас есть. Людям не нужно сейчас умирать от множества заболеваний, ведь они могут быть вылечены при помощи изобретенных лекарств. Также цивилизация и прогресс помогли человечеству осознать, что рабовладельческий и феодальный строй не являются идеальным вариантом для успешного экономического, политического и культурного развития страны или нации.

Но для родившегося в двадцатом или двадцать первом веке индивида все столь же актуальной является фраза «В здоровом теле - здоровый дух». Сочинение, краткое описание данного принципа, приведение примеров и соответствующих аргументов должно опираться на основополагающую идею - человек не может быть успешен в любой жизненной сфере, не будучи физически выносливым и сильным.

Синергетический подход

Причем взаимодействие духа и тела никогда не является односторонним. В нервной системе человека присутствует специальные вещества, именуемые нейромедиаторами. Они несут множество физиологических и психофизиологических функций. Например, нейромедиатор серотонин является ответственным за хорошее настроение и внимание. При его понижении, например, в осеннее время года, человек может себя ощущать подавленным. Это происходит потому, что из-за нехватки солнечного света в его организме вырабатывается меньшее количество серотонина.

Сочинение-рассуждение «В здоровом теле - здоровый дух» может содержать и свои примеры. Однако данная ситуация является очень показательной. Ведь понижение уровня серотонина и, как следствие, возникновение депрессии может возникнуть даже в солнечное время года. Например, если у индивида появляются какие-либо стрессы, связанные с работой или учебой. Тогда уже дух человека оказывает влияние на его тело. Уровень серотонина падает. Индивид становится вялым, депрессивным, невнимательным.

Еще один негативный пример

Не может иметь хорошее тело, к примеру, и алкоголик. Употребляя большое количество спиртного, он разрушает свою психику и физическое здоровье одновременно. Такая пагубная привычка оказывает влияние на здоровье как прямо, так и косвенно. Во-первых, употребление высоких доз спиртного разрушает внутренние органы - в наибольшей степени печень и поджелудочную железу. Во-вторых, эта слабость является фатальной и для состояния духа - таким образом, расплата наступает и косвенным путем.

Человек больше не интересуется своим профессиональным и личностным развитием. Такая деградация приводит к снижению финансовых доходов, и, как следствие, невозможности полноценно заботиться о себе и близких. «В здоровом теле - здоровый дух» - сочинение (4 класс или более старшие учащиеся могут также получить подобное домашнее задание), которое может содержать как негативные образцы, так и позитивные.

Положительные примеры

В качестве последних хорошо послужит образ жизни человека, который относится к своему физическому состоянию более рассудительно. Например, он следит за своим рационом, увлекается занятиями спортом, возможно, даже процедурами закаливания. Также он имеет здравое понятие о необходимости своевременного отдыха. физически, он сможет принимать более адекватные в своей жизни решения, с большим успехом раскрывать свой потенциал. Таким образом, он станет живым воплощением крылатой фразы «В здоровом теле - здоровый дух». Сочинение может включать подобные примеры из жизни известных людей. Например, спортсменов, политиков, исторических личностей, которые не пренебрегали как развитием своего профессионального кругозора, так и физическим здоровьем.

Ведь, скорее всего, они не смогли бы добиться столь выдающихся успехов, если бы их состояние было подорвано по внешним или внутренним причинам. Сочинение на тему «Здоровом теле - здоровый дух» должно отображать и личное отношение к данному вопросу школьника. Поэтому будет полезно высказать свои мысли и соображения по этому поводу, не забыв их аргументировать и подкрепить примерами из жизни.

Наивную веру в наличие связи между физическим здоровьем и духовным безжалостно обсмеял поэт Игорь Иртеньев: "В здоровом теле здоровый дух. На самом деле - одно из двух". Но все равно принято думать, что если тело здорово, то и дух в нем здоров. И наоборот: здоровый дух не может обитать в нездоровом теле. Выходит, физически здоровые люди неизменно должны обладать здоровым духом, а здоровые духовно - не страдать от физических заболеваний. К сожалению, жизнь то и дело опровергает такую логику. Обсудим тему с клириком храма Христа Спасителя, протоиереем Андреем Овчинниковым.

Я веду здоровый образ жизни

Вы, я знаю, закончили институт физкультуры по специальности "плавание и водное поло". Сейчас в свободное от церковной службы время кого-нибудь тренируете?

Нет, я ушел от педагогической деятельности почти двадцать пять лет назад. А работал учителем физкультуры в православной гимназии. Дело в том, что на третьем курсе института я принял крещение. К окончанию института у меня созрело желание совместить мою профессиональную деятельность с православием. Мы жили в Ясенево, и через дорогу от нашего дома открылась первая в Москве православная гимназия "Радонеж", где требовался учитель физкультуры. И я получил туда распределение. Это было тогда не так-то просто. Но руководство института пошло мне навстречу, и после окончания учебы я год работал там учителем физкультуры. Условия для занятий были не очень хорошие - ни спортивного зала, ни инвентаря. Но дети все равно были довольны. А по специальности я не работал, хотя имею квалификацию тренера.

- Спортом сейчас занимаетесь?

Нет. Просто веду здоровый образ жизни. В храме у меня есть велосипед. После нашей беседы я планирую совершить на нем часовую прогулку. Есть очень приятный круг протяженностью в двадцать километров - от храма Христа Спасителя до Киевского вокзала, вдоль Парка Горького, по набережной Москва-реки...

- Вы ставите перед собой задачу - регулярно проезжать на велосипеде по двадцать километров?

Такой задачи я не ставлю, просто катаюсь в свое удовольствие.

Лишние килограммы располневшего батюшки вряд ли способствуют успеху проповеди

- По вашим наблюдениям, многие ли священнослужители ведут здоровый образ жизни?

К сожалению, немногие. Почему-то в духовном сословии не принято говорить о занятиях спортом, физкультурой. Хотя когда я учился в институте, профессора внушали нам, что физическая культура - часть общей культуры человека. Я не вижу противоречий между христианством и здоровым образом жизни. Одно другому не противопоказано. Для иллюстрации этой мысли не будем брать спорт, у него другие цели и задачи, возьмем именно физическую культуру, где кроме движения присутствует еще правильное питание, закаливание, гигиена.

- Вы себя в чем-то ограничиваете? В еде, например?

Наша христианская жизнь, особенно жизнь священнослужителя, много чем регламентируется. В том числе постами. У нас из трехсот шестидесяти пяти дней в году около двухсот постных. Естественно, я как священник все посты соблюдаю. Не скажу, что строго по монашескому уставу, но как могу пощусь. Здоровое питание должно стать нормой жизни любого человека. Страсть к пресыщению, чревоугодию - наша серьезная проблема.

- Всеобщая или внутрицерковная?

В том числе и внутрицерковная. Наш Патриарх на одном из собраний московского духовенства говорил о таком печальном явлении, как тучные священники. Почему я продолжаю вести здоровый образ жизни? Потому что священник совершает служение, которое связано с большими нагрузками - и психическими, и физическими. И если не заниматься своим здоровьем, то сойдешь с этого служения как больной, расслабленный человек. К сожалению, подчас так и бывает. Ну, и странно выглядит батюшка, проповедующий аскезу и при этом носящий на себе пятьдесят-семьдесят килограммов лишнего веса. Эти лишние килограммы вряд ли способствуют успеху проповеди.

- Среди священников есть мастера спорта?

Думаю, что есть. Я знал одного такого. К сожалению, он почивший уже. Он был ватерполист, мастер спорта международного класса. Играл в команде МГУ и подавал большие надежды. Потом ушел служить церкви, принял монашество и оставил спортивную карьеру. Я читал, что есть священники, которые выступают в тяжелой атлетике, участвуют в соревнованиях. Священником является, например, известный путешественник Федор Конюхов. Он протоиерей и, кажется, заслуженный мастер спорта по парусному спорту. Я сам перворазрядник по водному поло и плаванию. Был у меня разряд и по альпинизму, по лыжам, но на этом я остановился, дальше не пошел.

Тело - это слуга души

Перейдем к выражению "в здоровом теле здоровый дух". Это вырванное из контекста и донельзя упрощенное изречение Ювенала: Оrandum est, ut sit mens sana in corpore sano - "Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом". По Ювеналу, нужно стремиться к гармонии между телом и духом, поскольку в реальности она редко встречается, и здесь только на Божью помощь приходится уповать. То есть здоровое тело никому автоматически не гарантирует духовного здоровья.

Да. Если мы обратимся к христианской жизни, то увидим, что некоторые святые, у которых был здоровый дух, несли крест болезни. Но многие угодники Божьи были и здоровыми. Пример тому - святитель Феофан Затворник, который взял на себя подвиг затвора, двадцать восемь лет провел в одном монастыре, практически не выходя из кельи. Он прожил почти восемьдесят, но вряд ли потому так много, что занимался гимнастикой. Никогда не было прямой связи между христианским подвигом и физическими упражнениями. Поэтому изречение Ювенала нельзя воспринимать как абсолютную истину. Здоровое тело не гарантирует наличия в этом теле здорового духа.

- К телесному здоровью стоит стремиться уже ради него самого, разве нет?

Видите ли, для людей, живущих вне церкви, земная жизнь представляет высшую ценность. Если ты в этой жизни хочешь чего-то достичь, то тело для тебя один из главных объектов заботы. Посмотрите, сколько людей, особенно молодых, совершают утренние пробежки, посещают тренажерные залы, фитнес-центры, бассейны... Так вот, люди, которые чрезмерно заботятся о своем теле, как правило, живут ущербной духовной жизнью. Тогда как христианство основное внимание уделяет именно жизни души и духа как высшей силы. Тело - это слуга души. Некоторые святые отцы сравнивали тело с осликом, на котором человек едет по дороге. Ослик должен быть послушным, выносливым, его нужно кормить, но не перекармливать. Потому что если его перекормить, он ляжет и уснет. А если, наоборот, он не получит порцию овса, у него подкосятся ноги, и он от бессилия упадет на дорогу. Примерно так мы и должны относиться к своему телу. Тело - это не злое начало, это помощник, это соработник нашей души. Многие добрые дела мы совершаем именно через тело. Поэтому христианство не отождествляет тело с чем-то греховным или уродливым, нет, о теле говорится как о доме души, требующем заботы. Да, в древние времена святые могли безропотно нести крест болезни. Но сегодня больной священник уже просто не сможет служить. Церкви нужен священник здоровый, крепкий, который не будет опаздывать на службы и сможет совершать те труды, которые на него возлагаются. Тем более в наше время. Тем более в таком большом городе, как Москва.

Если человек не дает себе физической нагрузки, он может увлечься чем-то душевредительным

Вы полагаете, что чрезмерное внимание к телу губительно для души. Но даже в православных учебных заведениях сегодня открываются фитнес-залы, проводятся спортивные состязания. Да вы сами только что сказали, что священник должен быть физически крепок, вынослив.

Сейчас проясню свою мысль. Тот, кто занимается спортом, он же всегда к физическим нагрузкам добавляет заботу о внешности, красивую одежду, правильное питание и тому подобное. Представляете, какой большой процент времени, сил, средств человек тратит именно на это. Он создает из тела культ. А культ тела христианством осуждается. Никто не говорит, что о теле не нужно заботиться. Нужно. Но в меру. В любом православном учебном заведении, кроме учебы, есть послушание, богослужение. И все равно выделяется время для занятий физкультурой. Не в ущерб духовному воспитанию, конечно. Я убежден, что если человек не дает себе физической нагрузки, он может увлечься чем-то душевредительным. Сейчас есть три серьезные опасности - компьютер, вкусная еда и алкоголь. Человек разгружается, расслабляется с помощью этих трех средств - алкоголя, еды и компьютера. Редко кто берет книгу, редко кто идет на тренировку и редко кто посещает места, где действительно душа отдыхает. Я против еды, алкоголя и компьютера как антидепрессантов.

- Помогает ли спорт, на ваш взгляд, духовному развитию человека?

Прямой связи здесь нет. На духовный рост человека влияет правильная, аскетическая жизнь. В христианстве эта культура - культура аскетической жизни - разрабатывалась веками и доведена до совершенства. Спорт нужен в городе. А в сельских храмах, сельских монастырях его заменяет правильная, аскетическая практика, когда нужно косить сено, пасти скотину, поливать огород, работать в трапезной, просфорне, решать хозяйственные, строительные, бытовые проблемы, да еще совершать поклоны, соблюдать посты. Там, наверное, спорт и не нужен.

Здоровый дух дает силу слабому телу

- Можно ли сказать, что здоровый дух оздоравливает тело?

Думаю, да. Дух обладает колоссальной энергией. Потому что наш дух связан с духом Божьим. Если здоровый дух действительно с Богом соединился, то и тело подтягивается к нему. Дух способен тело - слабое, немощное, больное, старческое - наполнить необыкновенной силой. И мы знаем такие примеры. Почему великие подвиги совершали на войне люди, подчас вроде бы немощные? Потому что дух был на высоте. Взять хотя бы наше богослужение. Какая-нибудь бабушка стоит три часа на одном месте, как свечка, а двадцатилетний парень, пришедший из спортзала, потопчется минут пятнадцать и говорит: ой, больше не могу, спина болит, ноги ноют. Здоровый дух дает силу слабому телу, а отсутствие духа способно ослабить любого физически крепкого человека.

- Можно ли победить болезнь силой духа?

Болезнь дается Богом, здесь все в Его власти. Если болезнь нам для душеспасения полезна, то Бог нам ее оставит. Любя нас, Бог дает нам болезни. Это трудно понять и принять, но это так. Дело в том, что у Бога другие цели. Они отличны от наших. Нам хочется выздороветь и больше ничего. А Богу нужно, чтобы мы достигли вечной жизни. Иногда болезнь останавливает человека на пути греха. Больной человек много чего уже не в состоянии совершить. Но отними у него болезнь - и может начаться блуд, воровство...

Физкультура и спорт, они лишь наши помощники в достижении самой главной, самой высокой цели — спасении души

Бог человеку ставит другие задачи и цели, нежели победа на Олимпийских играх

Некоторые спортсмены перед выходом на старт или за минуту до начала матча молятся о победе. Как вы к этому относитесь?

Я бы им советовал прийти в храм и помолиться в уединении, вдали от посторонних глаз. Никому не нужно их показное моление.

В США проводились исследования. Оказалось, двадцать пять процентов американцев считают, что исход спортивного состязания решает не человек, а Бог. Кроме того, большинство американцев уверены, что если спортсмен верит в Бога, то у него больше шансов на победу. Что вы на это скажете?

Бог человеку ставит другие задачи и цели, нежели победа на Олимпийских играх или в чемпионатах. Последнее не входит в Его промыслы. Но я не хочу, чтобы мое слово отталкивало кого-то от спортивных занятий. А с другой стороны, мне как священнику было бы неловко выглядеть слишком усердным пропагандистом физкультуры и спорта. Физкультура и спорт, они лишь наши помощники в достижении самой главной, самой высокой цели - спасении души.

Визитная карточка

Протоиерей Андрей Овчинников - клирик Кафедрального соборного храма Христа Спасителя. Родился в Москве. После окончания средней школы в 1987 году поступил учиться в Государственный центральный институт физической культуры. После окончания первого курса был призван в армию. Службу проходил в Воздушно-десантных войсках. В 1992 году окончил институт по специальности "тренер-преподаватель по водному поло". С ноября 1991 года стал работать педагогом в православной гимназии "Радонеж". Педагогическую работу совмещал с послушанием алтарника в храме Вознесения Господня (Малого Вознесения) г.Москвы. В 1993 году поступил учиться в Московскую духовную семинарию. В 1996 году зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. Тема диссертации: "Пастырское служение протоиерея Валентина Амфитеатрова". После окончания академии был назначен штатным священником Кафедрального соборного храма Христа Спасителя по совместительству с преподавательской работой в Николо-Угрешской семинарии. Является членом Дисциплинарной комиссии г. Москвы. В храме Христа Спасителя руководит взрослой группой воскресной школы. Женат, имеет 7 детей.

Традиционное понимание данного выражения – если человек сохраняет тело здоровым, то сохраняет и духовное здоровье. Однако фраза вырвана из контекста, на самом деле ход мысли автора был совсем другим.

Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух» (Ювенал).

В более развёрнутом варианте:

«Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь –
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, –
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно,
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала».
(Десятая сатира Ювенала)

По одной версии, в основе этих строк лежит известная в Древнем Риме поговорка: «В здоровом теле здоровый дух – редкое явление».
По другой версии, Ювенал взял за основу ответ Гомера из предания «Состязание Гомера и Гесиода» (VIII-VII в. до н.э.). Гесиод – «Что самое лучшее?», Гомер – «Здоровый дух в мужественном теле».
Фраза Ювенала стала популярной, когда её повторили английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский писатель, мыслитель Жан Жак Руссо (1712-1778). «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире» – Джон Локк.
Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела, никоим образом не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, надо стремиться к этой гармонии, которая в реальности встречается редко – Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений, В. Серов.
Возможно, смысл крылатого латинского выражения изменили на рубеже XIX-XX веков, когда в России начали распространять атеистические идеи. Поменяли местами дух и тело, таким образом, тело стало первичным.

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Великие поэты, вдохновляющие нас гимном прекрасному, часто отождествляют красоту и здоровье. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться.
Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные
пути и возможности.

Здоровье и счастье – это то, что необходимо каждому человеку. Трудно представить человека счастливым, если он болен. «Здоровым будешь – все добудешь», – гласит народная мудрость, с которой нельзя не согласиться. Забота о своем здоровье – это долг и обязанность каждого человека. Заботясь о здоровье, мы думаем о своем физическом и душевном состоянии, о том, чтобы, как поется в песне, «тело и душа были молоды».
В здоровом теле – здоровый дух. Это знают все, как знают и то, что занятие спортом укрепляет организм, помогает избавиться от вредных привычек, способствует развитию не только физических, но и моральных качеств. Но об этом мы нередко забываем. Может быть, чтобы было хорошее настроение, нужно каждый день начинать с улыбки и зарядки. Конечно, трудно себя заставить каждый день подниматься раньше времени, с непривычки болят мышцы. Но ежедневная зарядка – это начало физического и духовного развития, это избавление от вредных привычек и безделья, это первый шаг к соблюдению режима дня. Спортсмены утверждают, что физические упражнения влияют на состояние духа, на мышление. Спорт – это наслаждение, согласие, гармония разума и силы. Спорт – это труд.

В здоровом теле – здоровый дух. В истинности сей крылатой фразы, наверное, каждый не раз убеждался на личном примере: при плохом самочувствии даже улыбаться нет сил, но стоит только начать делать элементарные вещи для избавления от болезненности или усталости – да, хотя бы, специально улыбаться – как практически мгновенно становится лучше. Верна и обратная зависимость: если человек плохо себя чувствует, то любое приятное событие, произошедшее в его жизни, непременно окажет позитивное воздействие на его самочувствие в целом. Да, физическое неразрывно связано с психическим! И, разумеется, укрепление своего здоровья и поддержка организма духовному развитию только способствуют. У людей, лишённых способности активно передвигаться, но стремящихся к развитию и желающих выздороветь, даже самые тяжёлые болезни протекают легче, чем у тех, кто от любого лёгкого недуга готов упасть и лежать на кровати, боясь пошевелиться. И, как следует из поведения, у последних нет ни малейшего желания развиваться.

«В здоровом теле — здоровый дух », данное выражение сегодня означает, что если человек сохраняет тело здоровым, то сохраняет и духовное здоровье. Однако фраза вырвана из контекста, на самом деле ход мысли автора был совсем другим: «Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух» — Ювенал (60-127 гг).

В более развёрнутом варианте:

«Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь –
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, —
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно,
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала».
Десятая сатира Ювенала

1 . По одной версии, в основе этих строк лежит известная в Древнем Риме поговорка:
«В здоровом теле здоровый дух – редкое явление ».

2 . По другой версии, Ювенал взял за основу ответ Гомера из предания «Состязание Гомера и Гесиода» (VIII-VII в. до н.э.)
Гесиод – «Что самое лучшее?»
Гомер – «Здоровый дух в мужественном теле »

3 . Фраза Ювенала стала популярной, когда её повторили английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский писатель, мыслитель Жан Жак Руссо (1712-1778):
«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире » — Джон Локк.

Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела, никоим образом не гарантирует наличие здорового духа . Напротив, надо стремиться к этой гармонии, которая в реальности встречается редко. — Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений, В. Серов.




Top