Живопись для детей старшей группы. Педагогический проект «Детям о художниках мира» (старший дошкольный возраст)

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «УДИВТЕЛЬНЫЙ МИР ИСКУССТВА»

И.О.О. «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

«Художественно-эстетическое развитие»: Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Актуализировать знания детей о жанрах изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт). Закреплять умение выделять отличительные особенности и составные элементы произведений разных живописных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт. Развивать воображение и творческие способности.

«Речевое развитие»: Развивать диалогическую речь детей, упражнять в умении давать полные ответы, составляя сложные предложения.

«Социально-коммуникативное развитие»: Закрепить правила поведения в общественных местах.

Материал и оборудование: Репродукции картин по разным жанрам живописи, краски акварельные, гуашь, краски масляные, набор для батика, крупы, клеенки, зубочистки, заготовки картин, салфетки.

Логика образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в одно, очень замечательное место, попробуйте догадаться куда.

Это место так чудесно,

Здесь все очень интересно,

В ряд картины здесь стоят,

Посмотреть на них велят.

Как же место то зовется?

Есть ответ у нас один,

Это (Выставка картин) , (или картинная галерея)

Воспитатель: Мы пойдём в картинную галерею. Вспомним правила поведения в выставочном зале (не шуметь, картины руками не трогать) . Ну что же отправимся на выставку картин.

(звучит музыка, занавес открываете, дети входят в группу)

Воспитатель: Мы с вами попали в картинную галерею, сегодня, я буду вашем экскурсоводом. Отправляемся к первой картине. Посмотрите, какой жанр живописи изображен.

Дети: ответы детей

Ребенок:

Если видишь на картине дары леса на столе,

Фрукты, овощи в корзине или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или сливу,

Или все предметы сразу,

Знай, что это - натюрморт.

Воспитатель: Что художники изображают в натюрморте.

Дети: ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Отправимся дальше.

(Звучит музыка, двигаются к картинам портретов)

Воспитатель: Посмотрите ребята, какой жанр живописи изображен на этих картинах?

Дети: ответы детей

Ребенок:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто – ни будь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз.

Или летчик, или балерина,

Или Колька твой сосед, обязательно

Картина называется - портрет!

Воспитатель: Молодцы! Отправимся дальше.

(Звучит музыка, дети подходят к репродукциям пейзажа)

Воспитатель: Какой здесь жанр живописи?

Дети: ответы детей

Ребенок:

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется «пейзаж».

Воспитатель: Ребята, что изображают в пейзаже?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Вам понравились картины? Подойдите, пожалуйста, к той, которая особенно вам запомнилась.

Воспитатель: Чем тебе понравилась эта картина? А ты знаешь чем её написали? Подойди, пожалуйста, к столу и найди этот материал. (Дети находят материал, с помощью которых написаны те картины, которые им понравились, на столе остаётся заготовка картины и крупы).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе что-то осталось. Что это? (дети отвечают). Как вы думаете, из этого может получиться картина? Хотите создать нашу выставку картин? Тогда отправляемся в мастерскую. (Дети проходят за столы, где подготовлены материалы.)

Воспитатель : Ребята, обратите внимание, на ваших столах лежат крупы. Назовите их. Лежат шаблоны: цветы, машины, корабли. Вы выбираете любой из них, обводите его зубочисткой на вашей заготовке и выкладываете нарисованный предмет крупой. Крупы используете по желанию. Прежде, чем приступим к работе, подготовим пальчики.

Проведём пальчиковую гимнастику. «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:

ОХ!

И ушел.

Газон засох.

Воспитатель: Теперь наши пальчики готовы, приступайте.

Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь воспитателя.

Воспитатель: Какие красивые картины у вас получились. Выходите на палас, покажите их нашим гостям. Теперь у нас есть своя выставка картин. У нас в Безенчуке есть выставочный центр «Радуга», там тоже много красивых картин, мы с вами обязательно её посетим.

Программное содержание:

Учить детей составлять слова-сравнения, опираясь на фотоматериалы и жизненный опыт;

В языке использовать эпитеты, развивать связную речь, логическое мышление;

Закрепить знания о портрете, как вид станкового искусства, о пропорциях лица человека и форме, совершенствовать технику работы цветными карандашами и акварельными красками;

Совершенствовать умение детей рисовать портрет своей мамы, передавать особенности ее лица и волос;

Воспитывать любовь к маме и уважение к материнскому чувству.

Оборудование:

фотографии своих мам, репродукции женских образов, акварель, графитные и цветные карандаши, кисти, бумага.

Предыдущая работа:

рисование автопортретов, рисование портретов своей семьи, беседы, рассматривание фотографий и иллюстраций, дидактические игры , чтение художественных произведений и прослушивания музыкальных композиций.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Дети становятся в круг

Восп.: Дети! К нам пришли гости, надо дружно поздороваться, дружно весело сказать.

Дети:

Доброе утро!

Влево-вправо повернитесь- друг другу улыбнитесь.

Доброе утро!

Желаем радости и улыбок, и еще мы вам желаем: бодрости на весь день!

Восп.: Дети, к нам в группу привезли часть картин картинной галереи. А что это такое-картинная галерея?

Дети: (это помещение, где много картин, и эти картины рассматривают люди; картинную галерею мы видели в музее)

Восп.: А кто рисует эти картины? (Художник)

Да, дети, художник, как волшебник, берет чистый лист и пишет произведение-настоящее чудо! (Дети становятся в полукруг)

Я предлагаю вам рассмотреть эти красивые картины. А какой жанр живописи на этих картинах?

Дети: этот жанр называется портрет.

Восп.: А какие жанры вы еще знаете? (пейзаж, натюрморт)

Дети, а кого изобразил на этих портретах художник? (женщину).

Чем отличаются эти женщины?

Дети: (лицо, прическа, взгляд, возраст).

Восп.: Дети, все эти женщины чьи-то матери. И эта выставка называется: «В мире все начинается с мамы»

Я знаю, что вы очень любите своих мам!

Сейчас, дети у которых желтые смайлики расскажут, что их мама любит делать.

А дети, у которых красные смайлики - сравнивают свою маму с кем-либо или чем-нибудь теплым, добрым, волшебным.

Дети: (Моя мама любит танцевать.., Моя мама похожа на звезду, потому что она яркая)

Восп.: Я предлагаю вам нарисовать портрет своих мам и пополнить выставку «В мире все начинается с мамы».

Давайте немного разогреем руки.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»:

Дружат в нашей группе (Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Девочки и мальчики.

С вами мы подружим, (Ритмичное касание пальцев обеих рук)

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.)

Раз, два, три, четыре, пять. . (Повторить 2 раза)

Восп.: Сейчас подойдите ко мне и вместе вспомним последовательность рисования портрета (первый этап: простой карандаш - прорисовываем лицо, нос, глаза, губы, второй этап - простым карандашом дополняем прическу, шею, туловище по грудь, 3 этап - берем цветные карандаши или краски и раскрашиваем портрет) Садимся.

Хорошо и ровно сели!

Карандаш в руку взяли!

Доброе утро, лист! (кисть руки склоняется к листу)

Доброе утро, сосед! (Влево - вправо поворот кисти руки)

Доброе утро, все соседи! (Круговой оборот кисти и руки)

Остановились! Начали рисовать.

(Дети рисуют своих мам под фон музыкального сопровождения. С фотографий. Воспитатель следит, чтобы дети правильно держали карандаш или кисточку, за осанкой детей, помогает детям, если это необходимо)

Окончание. Рефлексия

Заканчиваем рисовать! Сейчас подойдите ко мне и мы все вместе посмотрим, какие красивые портреты у вас получились. (Обсуждение)

Молодцы!

Когда портреты подсохнут, мы сделаем рамки для них и они пополнят выставку картин.

Основные задачи:

— сформировать интерес к разным видам искусства;

— научить видеть, замечать, понимать и эмоционально откликаться на произведения искусства;

— развить творческие способности детей.

Игровой персонаж: музыкальный колокольчик.

Оборудование: карта страны Искусств с изображением городов: Музыки, Художников, Народных мастеров, Поэтов, Писателей, Театров, Песен и танцев; поля Спортсменов, рощи Чистюлек, Игровых гор, моря Сна (обозначены символами, понятными для детей).

УТРО

Сюрпризный момент

За дверью раздается звон колокольчика. Педагог с детьми находят необычный колокольчик, у которого есть лицо, бантик, ножки. Колокольчик рассказывает, что к детям его прислала Фея Искусств. С собой он принес карту страны Искусств, чтобы дети смогли попутешествовать по ней и не заблудились. Предлагает рассмотреть карту, определить место для нее, чтобы все видели, определить вид транспорта, на котором отправятся в путешествие.

Утренняя гимнастика «Мы — веселые колокольчики» (под музыку)

Цели: поднять эмоциональный и мышечный тонус; развить чувство ритма, пластику, грацию.

Колокольчик «превращает» всех детей в маленьких музыкальных колокольчиков, предлагает набраться силы перед дальней дорогой.

Как основу можно использовать логоритмические стихотворные упражнения, гимнастические упражнения из психогимнастики «Гномики».

Колокольчик

Дон-дон-дон — колокольчик звенит.

Ля-ля-ля — что-то он говорит.

Динь-динь-динь — наклоняет головку.

Бом-бом-бом — растрепал всю прическу.

Дзынь-дзынь-дзынь — солнцу он улыбнулся.

Дили-дон — наконец-то проснулся.

Умывание

Цели : закрепить культурно-гигиенические навыки, сознательное отношение к сохранению собственного здоровья; развить интерес к поэтическому и прозаическому художественному творчеству.

Дети отправляются в рощу Чистюлек, так как в страну Искусств грязнуль не пускают. Педагог использует отрывки из «Мойдодыра», потешки, загадки.

ДЕНЬ

Путешествие по городам страны Искусств

Цели : закрепить знания детей о разных видах искусства, произведениях искусства; развить творческие способности детей; развить интерес к произведениям искусства, желание их создавать.

Город Музыки

На поезде под музыку дети попадают в город Музыки.

Слушают музыкальные произведения и обсуждают впечатления от творчества П.И. Чайковского (детский альбом), В. Шаинского (детские песни), обыгрывают музыкальные пьесы.

Художественное сопровождение.

Тихо, тихо рядом сядем,

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены.

Вся земля видна вокруг:

Пляшут волны речки темной,

Дремлют тихо лес и луг,

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это музыка торопит

И ведет нас за собой.

Город Мастеров «Дымковские мастера»

Дети рассматривают игрушки, слушают рассказ педагога, детей об игрушках.

Город Художников «Волшебные краски»

(изобразительная деятельность)

Цель : развить творческое мышление при использовании изо- материала, изобразительные умения, воображение.

Оборудование: листки бумаги с восковым рисунком, краска голубого цвета, кисти.

Колокольчик говорит, что Зимушка-зима дарит детям подарки из ледяного царства: волшебные краски и листы бумаги, на которых ничего не видно. Но если дети закрасят листы краской, то увидят, что есть в ее ледяном царстве.

Дидактическая игра «Найди пару» («Игровые горы»)

Цели : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете, развить речь.

Снеговики растеряли варежки, надо помочь найти им пару.

Прогулка «Поле спортсменов»

Дети отправляются в гости к Зимушке-зиме.

Малоподвижная игра «Собери волшебное зеркало»

Цели: развить умение ориентироваться в пространстве; закрепить знание геометрических форм, счет до 5; развить речь.

Зимушка-зима рассказывает, что ее волшебное зеркало, с помощью которого она укрывает землю снегом, чтобы растения и животные не замерзли, разбилось на 5 осколков. В поиске детям помогут снежинки, на которых написаны задания для выполнения.

Задание 1. Наблюдение за снегом

Цели: закрепить знание свойств снега; научить измерять его толщину; показать, что под снегом прячется и греется травка; рассмотреть составляющие снега.

Зимушка-зима предлагает детям рассмотреть снег. Рассказать о пользе снега. Определить, можно ли сегодня из него лепить, почему.

Задание 2. Поисковая деятельность

Цели: научить детей самостоятельно делать выводы; развить пытливость, любознательность.

Зимушка-зима предлагает детям ответить на вопрос: «Действительно ли снег такой чистый, каким кажется? Можно ли его есть?» Предлагает набрать снег в ведерко, принести в тепло и посмотреть, что с ним будет.

Задание 3. Катание по ледяным дорожкам

Цель: развить ловкость, равновесие.

Зимушка-зима спрашивает детей, чем лед отличается от снега, как можно сделать ледяную дорожку, предлагает покататься на ней.

Подготовка ко сну

Оборудование : кассета «Остров чаек» — звуки живой природы.

Дети должны переплыть море Сна на «морской кровати».

ВЕЧЕР

Город театров

Чтение отрывков из сказки «Рукавичка» с рассматриванием иллюстраций, драматизацией.

Цели : поддержать интерес к сказкам; развить внимание, речь, выразительность.

Зимушка-зима предлагает детям вспомнить сказку «Рукавичка». Во время чтения задает детям вопросы.

Рассматривание оттаявшего снега

Цели: показать детям, что из снега в тепле образуется вода, которая содержит частички грязи; научить делать умозаключения, высказывать суждения; развить речь.

Зима предлагает детям отправиться на улицу Исследователей.

Музыкально-дидактическая игра «Курица и цыплята»

Цели: развить звуковысотный слух; научить соотносить высоту звука с действиями.

Оборудование: кукла Маша, металлофон, игрушки куры и цыплята.

Переезд в город Песен, Музыки.

, МХК и ИЗО

Программное содержание

  • Умение различать жанры живописи из общей массы картин
  • Закреплять у детей представление о живописи, как виде изобразительного искусства, знать особенности каждого жанра
  • Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником
  • Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т.е, что понравилось
  • Умение работать в коллективе во время игры “Создание натюрморта”
  • Знакомство с анималистическим жанром

Материал к занятию

Презентация к занятию, в последовательности изучаемых жанров, а так же проведении игры “Найди лишний жанр”.

При проведении такого занятия понадобится большое помещение - это может быть музыкальный зал или большая изостудия, театральная студия.

Проведение игры “Создание натюрморта” с большим количеством пособий: чайные сервизы, овощные и фруктовые муляжи, керамическая посуда, корзины, искусственные цветы.

На АРМе фрагмент обычного занятия изобразительной деятельности с присутствующими в зале детьми.

Атрибуты для басни Крылова “Лебедь, рак, и щука” - шапочки персонажей, накидки на плечи.

План проведения занятия

  1. Введение – определение жанра живописи
  • Натюрморт (бытовой и природный)
  • Игра “Создание натюрморта”
  • Пейзаж (простой и сложный)
  • Сказочный жанр
  • Анималистический жанр (басня Крылова “Лебедь, рак и щука”)
  1. Игра “Найди лишний жанр”
  2. Творческая работа
  3. Подведение итогов

Ход занятия

Дети садятся на стулья для зрителей, а на рабочих столах у детей приготовлены фломастеры, акварельные мелки, бумага формата А-4.

1. …Ребята, сегодня мы с вами вспомним основные жанры живописи, а так же, в процессе нашего занятия познакомимся с новым жанром.

…Скажите, что такое жанр живописи? (ответы детей) Педагог даёт полное определение: жанр живописи – это вид художественных произведений с определёнными сюжетами, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок.

Педагог предлагает послушать стихотворение А. Кушнера, а на правильное дополнение детей к этому стихотворению, на АРМе будет показан фрагмент на тот или иной жанр: натюрморт, пейзаж, портрет.

Если видишь на картине, чашку кофе на столе
Или морс в большом графине, или розу в хрустале
Или бронзовую вазу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это… натюрморт

(На АРМе можно показать натюрморты детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Хруцкий “Цветы и плоды”.)

Педагог напоминает о том, что натюрморт делится на бытовой и природный. В процессе разговора дети дополняют, как выглядит бытовой натюрморт, а как природный. На АРМе в процессе разговора показываются фрагменты рисунков детей этой группы.

  • После рассмотрения натюрмортов, педагог предлагает ребятам закрепить знания о бытовом натюрморте и природном с помощью игры “Создание натюрморта”. Дети присутствующие на занятии делятся на три команды для того чтобы, собрать натюрморты: бытовой, природный и природно-бытовой. Атрибуты к проведению данной игры располагаются на трёх столах в смешанном беспорядке. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо студии.

Объяснение правил игры

Природно-бытовой натюрморт

Бытовой натюрморт

Природный натюрморт

На проведение игры, уделяется 5-7 минут. После проведения игры, педагог рассматривает с ребятами правильность создания натюрмортов, благодарит детей, беседа о жанрах продолжается, ребятам предлагается сесть на свои места в зрительном зале.

Если видишь на картине нарисована река
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш
пейзаж

(На АРМе можно показать пейзажи детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Левитан “Март”, Шишкин “Поваленное дерево”.)

…В дополнении к этому, педагог в процессе дискуссии, предлагает вспомнить о том, что пейзаж бывает простой и сложный: в простом пейзаже - один план или два, а в сложном от трёх и до шести планов.

  • Если видишь, что с картины, смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется …портрет

(На АРМе показать репродукции портретов известных художников)

Педагог рассматривает с детьми три вида портрета: фас – вид прямо, поворот 3\4, профиль – вид с боку.

(Педагог предлагает вспомнить детям, какие жанры живописи были детьми рассмотрены ранее, на занятии изо. В процессе разговора педагог задаёт наводящие вопросы.)

  • … На занятии, мы с вами рассматривали сказочный жанр, давайтерассмотрим репродукции великого художника сказочника Васнецова.

(На АРМе показываются работы художника “Три царевны подземного царства”, “Иван царевич на сером волке”, “Богатыри”, “Алёнушка” - необходимо рассмотреть характер всех персонажей этих произведений, как художник передавал с помощью красок доброту, красоту окружающего мира.)

  • Затем педагог знакомит с новым жанром …анималистическим и в процессе рассказа, показывает на АРМе фрагменты работ художника Хохлова к мультфильму всем известному “Маугли”, также можно в дополнении рассмотреть иллюстрации к басням Крылова.

Анимал – это животное, т.е художники рисовали животных в человеческом обличие, подразумевалось, что они могут ходить как люди на задних лапах, и т.д.

Педагог рассказывает, что анималистический жанр – это сложная по своей сути работа, так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна и зрителю, ведь художник передавая характер персонажей – животных подразумевает в их обличие людей:добрых и злых, богатых и бедных, хитрых и т.д.

  • Группа детей рассказывают басню Крылова “Лебедь, рак и щука”.
  • Атрибуты для этой игры заранее подготовлены педагогом – это могу быть шапочки персонажей.

    1. Педагог предлагает ребятам отдохнуть и закрепить знания о жанрах живописи, поиграть в игру “Найди лишний жанр”. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо. На АРМе включают фрагменты пейзажей, на фрагменте четвёртый пейзаж лишний, на эту игру отводится 5 минут.

    3. После проведения игры, ребятам предлагается пройти за рабочие столы и нарисовать один из жанров сегодняшнего занятия. Творческая работа сопровождается музыкой “Времена года”.

    На творческую работу отводится 10 минут. По окончании работы педагог вместе с ребятами рассматривают свои рисунки.

    4. … Ребята сегодня мы с вами, провели огромную работу, рассмотрели новый жанр, в игровой форме закрепили знания об уже изученных. Вспомнили великих, известных художников, а также названия их картин. Вы очень хорошо поработали, благодарю всех присутствующих здесь ребят, за активное участие и хорошее поведение. На этой хорошей ноте, наше занятие закончено.

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада, тема: «Искусство»

    Цели:

    Познакомить детей с понятием «искусство», его видами, создателями и значением в жизни людей.
    Вспомнить с детьми знакомые литературные произведения.
    Совершенствовать навыки рисования, ручного труда, коллективного конструирования.
    Развивать слуховое и зрительное восприятие, умение связно выражать свои мысли.
    Словарь: энциклопедия, искусство.
    Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание продолжить знакомство с ним.

    Оборудование:

    Книга «Энциклопедия дошкольника».
    Листы бумаги, тонированные в коричневый цвет, восковые мелки черного цвета.
    Репродукции картин, картинки с изображением наскальных рисунков, скульптуры, знаменитых архитектурных памятников.
    Музыкальные инструменты.
    Пустые яйца от «Киндер-сюрпризов», фасоль, наклейки-флексика.
    Аудиозаписи: Бах «Шутка», Вивальди «Весна», музыка ударных инструментов.
    Видеозапись: балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
    Разнообразный строительный материал.

    Ход занятия:

    Сегодня интереснейшая книга «Энциклопедия» раскроет нам еще один свой секрет, расскажет много нового, познакомит с интересным.
    Вы помните, какую книгу называют «энциклопедия»? Энциклопедия - книга в которой рассказывается обо всем понемногу.
    Давайте поскорей раскроем нашу «Энциклопедию» и узнаем, о чем же она сегодня нам расскажет.

    Здесь написано «Искусство».

    Что такое «искусство»? Это произведения, в которых авторы хотят рассказать о чем-то другим людям. Этими произведениями могут быть картины, песни, кинофильмы, спектакли, книги, танцы и многое другое. Есть разные виды искусства и многие уже знакомы вам.

    Живопись и скульптура

    Еще древние люди украшали стены своих жилищ-пещер рисунками, изображая на них людей, животных, события своей жизни.

    Рисование «Наскальная живопись»

    Представьте, что вы древние люди. Если вы представляете себя охотниками, то рисуйте фигурку человека с копьем и зверя, на которого вы охотитесь. Если вы рыбаки. То рисуйте фигурку человека, волны и рыбу. А может вы в лесу собираете ягоды, орехи или грибы. Может ваше задание - поддерживать огонь, подкидывая в него дрова. Подумайте и нарисуйте.
    Художники и скульпторы обладают талантом изображать окружающий мир и свои фантазии.
    Ведь своих произведениях - картинах и скульптурах, он не только отражают то, что есть в нашей жизни, но и стараются передать свои мысли, чувства, создать нам настроение.

    Скульпторы лепят, вырезают и высекают фигуры людей и животных (статуи), разные предметы и все, что им захочется.

    Гимнастика для глаз «Портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура»

    В углах комнаты под потолком висят репродукции картин в этих жанрах и изображение скульптуры, дети по просьбе воспитателя находят глазами заданные изображения.

    Литература

    Что такое литература вам всем хорошо известно. Назовите, известные вам литературные произведения писателей и поэтов.

    Дидактическая игра «Ошибка в названии»

    «Белоснежка и шесть гномов» – «Белоснежка и семь гномов».
    «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
    «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
    «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
    «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
    «Царевна-ящерица» – «Царевна-лягушка».

    Дидактическая игра «Подскажи словечко»

    Если бы у елочки были ножки,
    Побежала бы она по... дорожке.
    Заплясала бы она
    Вместе с нами,
    Застучала бы она... каблучками.
    («Елка» Е. Трутнева)

    Мой веселый, звонкий мяч,
    Ты куда помчался... вскачь?
    Я тебя ладонью хлопал.
    Ты скакал и звонко... топал.
    («Мяч» С. Маршак)

    Маша варежку надела.
    - Ой, куда я пальчик... дела?
    Нету пальчика, пропал,
    В свой домишко не... попал!
    («Где мой пальчик» Н. Саконская)

    Вдруг откуда-то летит
    Маленький... Комарик.
    И в руке его горит
    Маленький... фонарик.
    («Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский)

    Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

    «Лев и собачка» Л. Толстой.
    «Кто сказал «мяу»? В. Сутеев.
    «Цветик-семицветик» В Катаев.
    «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.
    «Сова» В. Бианки.

    Музыка

    С самого детства человек слышит музыку: мама поет колыбельные песни, из телевизора звучит музыка, в детском саду мы поем и танцуем под музыку, на праздниках всегда звучит музыка.

    Сочиняют музыку композиторы, а исполняют музыку - музыканты. А на чем музыканты исполняют музыку, на чем играют? На музыкальных инструментах. Какие вы знаете музыкальные инструменты.

    Музыкальные инструменты бывают ударные, струнные и духовые. Как вы думаете, какие инструменты называют ударными? Ударные - это такие инструменты, которые звучат от удара по ним. Какие инструменты можно отнести к ударным? Барабан, бубен, тарелки, погремушки, маракасы, кастанеты. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на ударных музыкальных инструментах. (Слушание)

    Ручной труд «Погремушка»

    Дети наполняют яйца от «Киндер-сюрприза» фасолью, закрывают и сверху украшают наклейками-флексикой. Затем дети слушают музыку. Исполняемую на ударных инструментах и подыгрывают своими погремушками.

    Как вы думаете, какие инструменты называют струнными? Струнными называют те инструменты, в которых звук извлекается от прикосновения к струне. Какие инструменты можно отнести к струнным? Скрипка, гитара, гусли, балалайка. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на струнных музыкальных инструментах. (Вивальди «Весна»)

    Упражнение «Как звучит струна?»

    Попробуйте слегка задеть струну на струнном музыкальном инструменте, а теперь с силой. Изменился ли звук? Попробуйте прижать одним пальцем струну. А другим пальцем тронуть струну пониже.

    А какие инструменты называют духовыми? Духовыми называют инструменты, звуки из которых извлекаются от того, что музыкант дует в них. Какие инструменты можно отнести к духовым? Дудка, флейта, труба, саксофон.
    Послушайте, как звучит музыка. Исполняемая на духовых музыкальных инструментах. (Бах «Шутка»)

    Дыхательное упражнение «Игра на дудке»

    Дети складывают руки трубочкой и делают один длинный выдох, несколько коротких выдохов, чередуют короткие и длинные выдохи.

    Музыку может исполнять как один музыкант, так и несколько. А оркестр состоит из большого числа музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах, а руководит музыкантами дирижер.

    Подвижная игра «Оркестр»

    Дети делятся на три группы - ударные, струнные и духовые инструменты и имитируют игру на барабанах, скрипках, дудках. Воспитатель - дирижер. Когда «дирижер» опускает палочку, дети-оркестранты расходятся и двигаются врассыпную. Как только «дирижер» поднимает палочку - дети-оркестранты находят свои места и начинают «играть».

    Танец

    Бывают танцы, которые исполнят один танцор. Бывают танцы групповые. Как вы думаете, сколько танцоров исполняют групповой танец? Много танцоров, целая группа. А сколько танцоров танцуют парный танец? Два танцора, потому что пара - это два.

    Танцы бывают быстрые и медленные. У каждого народа есть свои любимые танцы. У русских это - «Барыня», у украинцев - гопак, а у татар - хайтарма.

    Балет - это не просто танец, а целый спектакль, в котором музыка и танец рассказывают целую историю. (Просмотр отрывка из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского).

    Театр и кино

    Мы с вами бывали на представлениях кукольного театра, а кино каждый из вас смотрел дома или в кинотеатре.
    В театре действие происходит на сцене, а в кино - на экране.
    Но как же появляется кинофильм или спектакль? Режиссер выбирает сценарий и подбирает актеров, которые будут учить и исполняют роли. Множество людей трудится, чтобы получилось хорошо и интересно для зрителей. Продюсер находит деньги, художники рисуют декорации, костюмеры шьют актерам костюмы, осветители освещают сцену или съемочную площадку, гримеры наносят грим актерам - и они становятся «Бабой-Ягой» или «Буратино».

    Назовите, какие фильмы из тех, что вы смотрели, вам особенно нравятся?

    Архитектура

    Архитекторы стараются придумать такие дома, в которых людям было бы не только удобно жить, но и приятно оттого, что их дома красивые. Посмотрите, какие разные дома придумали архитекторы разных стран. (Показ картинок).

    Итог занятия:

    О каких видах искусства мы сегодня говорили? Понравилось ли вам слушать музыку, рассматривать картины? А для чего нужно искусство? Люди получают удовольствие от встречи с произведениями искусства, переживают, узнают новое.

    Коллективное конструирование из строительного материала

    Выходите на ковер, выбирайте себе строительный материал и постройте целый город.



    
    Top