Живопись пейзаж художник бакшеев. В.Н

Миры скандинавской мифологии во многом оригинальны. Это выдающийся донаучный конструкт, который не имеет себе равных ни по «рельефности» описания, но по глубине «проработки». В действительности, девять миров скандинавкой мифологии - это лишь базис, основа системы мировоззрения древнего народа. Сюда не включается, к примеру, Утгард и многие другие места, которые упоминаются в Эддах и многих скальдических песнях. А ведь это тоже полноценные миры, миры скандинавской мифологии, которые представляют собой единую гармоничную систему реальностей.

Чем же так уникальны миры в скандинавских мифах? Для примера возьмем человеческий мир в скандинавской мифологии, он называется Мидгард. Это слово переводится как «срединная земля» (да, кому-то этот факт неизменно навевает воспоминания о работах Толкиена), а точнее - «огороженное пространство, расположенное в середине чего-то». Весьма образно, не правда ли? Девять миров скандинавской мифологии в этом смысле выглядят не так уж «мифологично». Ведь мы действительно живем посредине, буквально между небом и землей, и поэтому человеческий мир в скандинавской мифологии - срединный. Опять же, можно взять эзотерический аспект (дихотомия добра и зла, тьмы и света) и даже экзистенциальный.

Девять миров скандинавской мифологии: от Мидгарда до занебесных далей

Разумеется, не один только человеческий мир в скандинавской мифологии носит «говорящее имя». Все миры в скандинавских мифах характерны, то есть их отличительные особенности проявляются во всем - в наименовании мира, в его населении, в его географических и климатических особенностях. Но здесь все не так просто. К примеру, принято полагать, что мир мертвых в скандинавской мифологии называется Хельхейм. Это верно, но лишь отчасти. «Хельхейм» дословно переводится как «владения Хель», в свою очередь Хель - богиня усопших, покровительница холодного и мрачного нижнего мира. Но мир мертвых в скандинавской мифологии, Хельхейм, является частью Нифльхейма, предшествующего (в иерархическом плане) мира льдов и туманов. Кроме того, в Хельхейм попадают не все люди, лишь те, кто не смог стать эйнхерием.

Любопытно, что Хель (перевод этого слова со старо-скандинавского неизвестен) с течением времени превратился в hell («ад» на английском), а у Данте владыка преисподней обретается на самом дне ада, среди (кто бы мог подумать!) льда и холода. Так мир мертвых в скандинавской мифологии стал явным прообразом христианского ада. Да и вообще, все 9 миров скандинавской мифологии так или иначе были восприняты христианами. Отголоски образов Муспельхейма, Ванахейма, Свартальвхейма и других «локаций» мы встречаем повсеместно в библейских (в том числе - неканонических) легендах. Скандинавские мифы о сотворении мира в этом смысле стоят особняком, их христиане не смогли принять, потому что образная суть этих описаний принципиально противоречит церковным догматам (практически любой из ныне существующих религий).

Скандинавские мифы о сотворении мира повествуют о битвах, что происходили, когда Вселенной в нашем понимании еще не было. Эсхатология этого древнего народа не менее уникальна, но основу, образный каркас, всегда составляло Древо Вселенной - 9 миров. Скандинавской мифологии порой приписывают множество черт, которых у нее исконно не было. В действительности, не было у скандинавов человеческих жертвоприношений, и жили они отнюдь не одним лишь грабежом. Они были торговцами, фермерами, ремесленниками, кузницами, причем - выдающимися! И все это закономерно нашло свое отражение в культуре народа. 9 миров скандинавской мифологии - это своеобразная основа основ, дающая нам возможность понять, почему в определенные моменты викинги поступали именно так, а не иначе. Данный раздел информационно портала «РУНАРИУМ» поможет вам в поисках ответов.

Легенды северных народов отличаются разнообразием необычных мистических созданий. Боги и существа скандинавской мифологии играют важную роль в развитии и становлении мировоззрения разных народов.

Миры в скандинавской мифологии

В скандинавской мифологии в отличии говорится о девяти мирах, населённых различными существами, людьми, богами:

Каждый мир существует самостоятельно, но имеет связь с остальными восемью. Объединяет все девять миров огромное мифическое дерево под названием Иггдрасиль.

В самом центре Мирового древа находится мир, населённый людьми - Мидград. Это круглая плоскость, окружённая водой. Вокруг Мидграда обернулся мифический змей Ёрмунганд. Эта страна существует отдельно от других.

Асгард находится высоко над Мидградом. Их соединяет Биврёст - мифический радужный мост. В Асгарде обитают асы - высшие боги, богини-асиньи и валькирии. Каждый бог в Асгарде имеет свой чертог. Там находится дворец Одина - Вальхалла, куда попадают души павших в бою воинов.

В Ванахейме обитают ваны - род богов, который долгое время находился в воинственных отношениях с асами. Страна ванов находится на дереве Иггдрасиль западнее Асгарда и уступает ему по размерам.

Мир Утград отличается от остальных миров скандинавской мифологии тем, что находится за пределами древа Иггдрасиль. Его населяют мифические существа, чудовища и люди, отличающиеся необыкновенными способностями. Правителя этого мира зовут Утгарда-Локи.

Мифические великаны, которых норвежцы со времён глубокой древности называют турсы, обитают в стране Йотунхейм. Агрессивные и глуповатые жители этого мира находятся в вечной войне с богами Асгарда. Но есть и некоторые исключения в виде добрых и мудрых великанов.

Согласно легендам, в Йотунхейме находится множество важных мифических мест:

  • Дом великана Тьяции - Тримхейм.
  • Гастропнир - дом, в котором обитает турс по имени Менглад.
  • Через земли Йотунхейма протекает священная река Ивинг.

Мир, в котором обитает прекрасная раса светлых альвов, называется Льесальвхейм или Альвхейм. Этот мир расположен южнее страны великих асов. Происхождения Альвхейма неизвестно. Информации о мире альвов в скандинавских легендах немного. Известно лишь, что это красивая страна, в которой вечно царит мир и сияет Солнце.

В переводе с древнескандинавского Муспельхем означает «Огненная земля». Этот мир наполнен жарким пламенем и ярким светом. В Муспельхейме проживают огненные великаны. Их предводителя зовут Сурта, что переводится как «чёрный».

Мрачный Свартальвхейм является миром, который населяют . Согласно некоторым легендам, этот мир был создан вместе с Льесальвхеймом могущественными жителями Асгарда.

Мир Нифльхейм во многих легендах противопоставляют огненному Муспельхейму. Нифльхейм полностью покрыт льдом и погружён в вечную мерзлоту. В ледяной стране находится мощный водный источник Хвельгельмир. О народе, что населяет Нифльхейм, ничего не известно.

С древнескандинавского Хельхейм переводится как «Обитель богини Хель». Это подземное царство мёртвых, где правит одна из дочерей бога хитрости Локи. Хельхейм расположен на территории ледяного мира Нифльхейм. Это мрачное и холодное место. Во владения Хель попадают души умерших от болезней, старости или насильственной смертью.

Скандинавский пантеон

В скандинавской мифологии существует чёткая классификация богов и божественных существ. Основными расами скандинавского пантеона являются:

  • ваны;
  • турсы;
  • альвы;
  • норны;
  • валькирии.

Асы обитают в небесном городе Асгарде и являются основными богами скандинавской мифологии. В их число входит 12 богов и 14 богинь. Верховным богом и предводителем асов считают Одина.

Один

Бог войны и хозяин Вальгаллы приходится внуком могущественному первочеловеку Бури. Одина называют отцом всех людей и богов. Его жена - прекрасная богиня любви и семейных ценностей Фригг.

Один способен принимать самые разные облики и являться людям в качестве обычного человека. Обычно он появляется в образе пожилого мужчины, которого сопровождают звери-помощники. Главные спутники верховного бога - два ворона Мунин и Хугин, а также два волка - Фреки и Гери.

Характерная черта бога войны - отсутствие одного глаза, которым он пожертвовал, чтобы великан позволил ему испить воды из источника мудрости.

Один любит принимать участия в человеческих войнах и сражениях, помогает наиболее достойным одержать победу. Он появляется на поле битвы верхом на коне с восемью ногами и поражает противником копьём. Считается, что этот бог поучаствовал

Жена Одина и главная богиня Асгарда, покровительница любви, красоты, брачных союзов и деторождения.

Богиня Фригг отличается необыкновенной красотой и знает будущее каждого человека, но предпочитает скрывать эти знания.

Первый сын Одина, рождённый от богини священной земли Фьёгюрн. Тор - бог грома и молнии, дождя и бури, который защищает людей и богов. У него трое детей, а супругой является белокурая богиня плодородия Сиф.

Тора изображают как высокого, широкоплечего мужчину с длинной рыжей бородой. Характерной особенностью бога грома является Мьёльнир - так называемый Бог передвигается по небу на колеснице, запряженной двумя козлами.

Бог воинской доблести, второй сын Одина и сестры великана Гимира. Его изображают как однорукого великана. Согласно древней легенде, вторую руку Тюр потерял в схватке с гигантским волком по имени Фенрир.

Бог поэзии и красноречия относится к 12 основным асам скандинавской мифологии. Браги - один из сыновей верховного бога Одина и его прекрасной супруги Фригг. Это стройный мужчина с длинной бородой, которую считают олицетворением мудрости и большого жизненного опыта. Женат на богине вечной юности Идунн.

Согласно легенде, сын Одина Хеймдалль имел 9 матерей:

  • Гиалп;
  • Грейп;
  • Ярнсакса;
  • Атла;
  • Иргиафа;
  • Ангейя;
  • Эйстла;
  • Ульфрун.

Хеймдалль - это страж асов, что стоит у ворот Асгарда. Его особенности: острый слух и зрение, золотой рог, звук которого способен достичь самых отдалённых уголков мира, и золотой конь.

Слепой бог тьмы и мрака, один из сыновей Одина и его супруги Фригг. Был предан родным братом Локи, в результате чего погиб.

Молчаливый бог мести по имени Видар был рождён от союза верховного бога Одина и великанши Грид. Его также считают олицетворение природной силы и тишины леса. Это красивый, широкоплечий и высокий мужчина, облаченный в железные доспехи.

Согласно легенде, Вали является сыном Одина и восточной богини Ринд. Спустя сутки после своего рождения он уже был взрослым и статным мужчиной. Его считают богом природы и растений. Цель его появления на свет - отомстить Хёду за то, что убил любимого сына Фригг и Одина.

Бог весны и света, один из самых сильных и любимых сыновей Одина. Бальдр покровительствует земледельцам и оберегает природу. Его считают самым светлым и чистым из богов. Отличается необыкновенной красотой и добрым сердцем.

Бальдр женат на прекрасной богине солнечного тепла и плодородия Нанне. У них есть сын по имени Фосети - бог правосудия и справедливости.

Бог охоты и стрельбы, спорта и здорового образа жизни является неродным сыном великого бога Тора. Он лучше всех стреляет из лука и ездит на лыжах, чему охотно обучил людей и других богов. Улль отличается азартным характером, из-за чего его прозвали богом удачи.

Справедливый и мудрый бог правосудия Форсети исполняет роль судьи во всех конфликтах между людьми или богами. Был рождён в светлом союзе бога весны Бальдра и его супруги Нанны.

Бог хитрости и обмана обладает большим количеством различных имён:

  • Лодур;
  • Хведрунг;
  • Лофт.

Локи - сын великанов Фараути и Лаувейи. Официально он не относится к числу асов, но был принят ими в качестве одного из богов в знак уважения к его необыкновенному уму и хитрости. В мифологии Локи описывают как невысокого, но красивого мужчину.

У бога хитрости много детей. Троих ему родила великанша Ангробда:

  • Хель - богиня царства мёртвых;
  • Фенрир - огромный волк;
  • Змей Ёрмунганда.

Ещё двое детей Локи были рождены в союзе с его супругой богиней Сигюн.

Одной из главных особенностей коварного бога является способность принимать различные облики, что помогает ему обманывать врагов и добиваться своих корыстных целей.

Асинья по имени Вар появляется в скандинавских мифах и легендах как богиня, что несёт истину. Она следит за тем, чтобы люди и боги выполняли клятвы и обещания, данные друг другу. Её часто изображают как богиню, что скрепляет союзы узами брака.

Богиня-асинья Эйр способна исцелить любого, кто поднимется на гору, где она обитает. Целительница обладает необыкновенной красотой и особым даром чувствовать переживания людей.

Его имя в переводе означает «храбрость». Хермод появляется в скандинавских мифах и легендах в качестве посланника верховного бога Одина. Он отправлялся в подземное царство и просил богиню Хель вернуть Бальдра в Асгард, передал магический перстень Драпунир.

Риг

Один из старейших асов. Это древний, могущественный и мудрый бог, один из тех, кто создавал человеческий мир. Он отвечал за создание людей и социальную структуру. Он разделил мир на правителей, вольных людей и рабов. Бог-творец хорошо разбирается в рунах. В его честь была написана поэма «Песнь о Риге».

Ас по имени Адхримнир служит поваром во дворце Одина, готовит мясо вепря, который, согласно легендам, оживает сразу после того, как был съеден.

Второстепенная асинья является служанкой верховной богини Фригг. В скандинавской мифологии Гна:

  • Богиня перевоплощений и трансформации.
  • Посланница вестей из мира людей.
  • Хозяйка коня Ховварпнира, отличающегося небывалой скоростью.

Ас, рождённый от союза Тора и великанши Ярнсаксы, отличается необыкновенной физической силой. Он любит и чтит своего отца, сопровождает его во многих путешествиях, неоднократно спасая жизнь Тора.

Прекрасная богиня плодородия и супруга бога Тора, мать троих его детей: Улля, Труд и Моди. Особенностью Сиф считают её роскошные золотые волосы. Согласно легенде, ночью Локи пробрался в спальню богини и срезал её волосы. Узнав об этом, Тор был настолько разгневан, что готов был убить бога хитрости. Но тот умолял о прощении и пообещал загладить свою вину. Он обратился к тёмным альвам, которые создали для супруги бога грома золотые локоны.

Одна из второстепенных прекрасных асинь. Сьёфн отвечает за человеческие чувства любви и дружбы. Люди обращаются за помощью к этой богине, если им нужно завоевать сердце любимого или сблизиться с кем-то.

Асинья по имени Глин является одной из наиболее приближённых помощниц верховной богини Фригг. Она оберегает людей от бед, зла, болезней.

Богиня тепла и солнца по имени Нанна является супругой одного из прекраснейших асов - Бальдра. Умерла от горя, когда Бальдр был обманным путём убит его же братом.

Гефьён

Гевьон или Гефьён - прекрасная асинья с чистым сердцем. Она отвечает за:

  • добродетель;
  • изобилие;
  • плодородие.

Согласно легендам, девушки, что умирали девственницами, становились частью её свиты и жили с ней в божественных чертогах в Асгарде.

Идунн

Супруга бога поэзии Браги, богиня вечной молодости играет большую роль в северных мифах. Она является хранительницей молодильных яблок в Асгарде, которые продливают жизнь могущественным асам. Согласно легенде, когда Идунн была похищена чудовищем из мира Йотунхейм, боги Асгарда тут же состарились и чуть не погибли.

Моди

Одним из самых могущественных детей Тора является ас воинской ярости Моди. Он принимает участие в человеческих битвах, помогая одержать победу тем, кто отличается большей силой духа и рвением к победе. Делает противников беспомощными, ослабляя их страхами.

Ёрд

Богиня Ёрд - одна из наиболее необыкновенных асинь, обитающих в Асгарде. Она является воплощением священной земли и матерью бога грома и молнии Тора. Считают, что Ёрд также является дочерью могущественной богини ночи Нотт.

Ваны

Род скандинавских богов, которых противопоставляют асам, называют ваны. Они живут в мифической стране Ванахейм. С самого начала ваны и асы находились в воинственных отношениях и долгое время сражались друг против друга, но в итоге боги решили заключить мирный союз. С тех пор некоторые ваны живут в Асгарде, а асы - в Ванахейме.

Ваны - боги плодородия и урожая. Известно 4 основных вана:

  • Ньёрд;
  • Фрейр;
  • Гулльвейг.

Ньёрд

Бог морской стихии после заключения договора между богами стал жить в Асгарде в качестве пленника. Со временем асы приняли его в свои ряды. В Асгаре Ньёрд женился на великанше-охотнице Скади, с которой у них родилось двое детей: бог лета Фрейр и богиня любви Фрейя.

Бог Ньёрд оберегает рыбаков и моряков, способен контролировать морскую стихию.

Гулльвейг

Алчная богиня золота и богатства Гулльвейг была послана ванами к асам. Она положила начало первой в мире войне, в которой участвовали два великих божественных рода. Асы не смогли убить злую колдунью, т. к. та воскресала каждый раз.

Считается самой прекрасной и чистой среди существующих богинь. Родом из ванов, она была принята асами и живёт в Асгарде. Она, как и Один, принимает к себе павших в бою воинов. Является воплощением любви и красоты.

Одним из главных атрибутов богини любви считают ожерелье Брисингамен, за красоту которого Фрейя согласилась провести ночь с четырьмя тёмными альвами.

Фрейя обладает большим количеством имён:

  • Ванадис;
  • Хёрн;
  • Гефна;
  • Мардёлл;
  • Вальфрейя;

Фрейр

Сын бога моря Ньёрда и брат-близнец прекрасной Фрейи является богом лета и плодородия. Его изображают как доброго и прекрасного юношу, который способен управлять солнечным светом и плодородием почв. Отличается миролюбивым характером и заботой по отношению ко всему сущему.

Квасир

Для скрепления союза между асами и ванами боги провели обряд смешения слюны. Они смешали свою слюну в чаше, и из неё появился бог мудрости Квасир. Его считают самым мудрым среди богов и изображают как маленького старца, который способен дать ответ на любой вопрос и охотно делится своими знаниями.

В скандинавских мифах и легендах турсами называют человекоподобных великанов. Существует несколько родов великанов.

  1. Инеистые великаны - первые существа, появившиеся в мире. Их род происходит от Имира, который создал мир. Асы уничтожили Имира, из-за чего все инеистые великаны погибли. Выжить удалось только Бергельмир, который со временем стал прародителем новой расы великанов - ётуны.
  2. Ётуны также были одними из первых существ, населявших Землю. Со времён глубокой древности они находились в воинственных отношениях с асами и пытались отобрать у них сокровища. Эта раса отличается необыкновенным ростом, физической силой и агрессивным характером. Они способны влиять на погоду и призывать бури и всевозможные стихийные бедствия.
  3. Огненные великаны - жители Муспельхейма, которые служат владыке Сурту и воюют с асами.
  4. Каменные, морские, вихревые и горные великаны - менее известные виды турсов.

Отдельно от всех рас и родов существует три богини человеческое судьбы. Они живут у основания мирового древа Игрдрассиль и поливают его корни водами из священного источника Урд, чтобы поддерживать существование миров. Эти богини способны определять судьбу всех людей, богов и других рас. Норны являются олицетворением жизненных циклов человека:

  • Урд - самая старая и мудрая среди норн, является воплощением прошлого;
  • Верданди - взрослая женщина, которая представляет собой настоящее;
  • Скульд - самая юная из богинь, олицетворяет будущее.

Альвы или же эльфы - бессмертная раса прекрасных людей, имеющих особую связь с силами природы и обладающих магическими способностями. Альвы бывают тёмными и светлыми. Отличительными чертами между расами альвов является их поведение, внешний вид, образ жизни.

Светлые альвы

Этот род альвов отличается высоким ростом и благородной внешностью. Они обитают в небесном чертоге под названием Льесальфхейм. Предводителями светлых альвов считают прекрасного бога-кузнеца Веланда (Воланда).

Тёмные альвы

Тёмный род альвов также дварфами или гномами. Они обитает в подземном мире Свартальфхейм. Они низкорослые и широкоплечие, живут в пещерах и создают прекрасные украшения и самые сильные оружия для богов. Среди наиболее значимых в мифологии тёмных альвов выделяют:

  • гном Сидри известен благодаря тому, что выковал Мьёльнир - магический молот бога грома Тора. Ему также принадлежит создание кольца Драупнира, к которому так бережно относился верховный ас Один.
  • Брок - младший брат Сидри. В скандинавских легендах он встречается как помощник Сидри, раздувающий меха во время работы.
  • Двалина. Его наковальне принадлежит создания прекрасного ожерелья Брисингамен, ради которого красавица Фрейя была готова на всё, а также золотые волосы богини плодородия Сиф.
  • Андвари был хранителем сокровищ древнего рода карликов нибелунгов. Умел превращаться в рыбу. Образ этого гнома появляется во многих кельтских мотивах.
  • альв-колдун по имени Хрейдмар, к которому со временем в качестве выкупа перешли сокровища нибелунгов. У Хрейдмара было трое детей: Фафнир, Регин и Отр.

Скандинавские мифические существа

В мифологии скандинавского народа существует множество необыкновенных существ. Они могут напоминать обычных животных или выглядеть как самые настоящие чудища. Мифические существа скандинавов могут играть в легендах как положительную, так и отрицательную роли.

Огромная корова Аудумла была одним из первых существ на Земле. Она появилась вместе с первочеловеком по имени Имир и кормила его своим молоком. Из-за того, что мир в то время был пуст, Аудумла была вынуждена лизать солёные камни, чтобы утолить голод. Согласно легенде, она погибла, когда кровь Имира затопила мир после его убийства богами Асгарда.

Согласно легендам, у богини подземного мира Хель был пёс с четырьмя глазами, который стоял у ворот Хельхейма и оберегал вход. В некоторых мифах можно встретить упоминание, что Гарм - результат союза бога хитрости Локи и великанши Ангрободы.

По размерам четырёхглазый пёс превосходит всех существующих собак. В подземелье его удерживают цепи.

Северные народы верили, что в человеческих домах живут крошечные домовые, которых называют гутгины. Дух с удовольствием помогает выполнять домашнюю работу, а также может найти утерянную вещь, починить то, что было сломано. Внешнему виду домового характерно:

Согласно легендам, возле дерева мира Иггдрасиль находится большой колодец. На дне этого колодца обитает дракон Нидхёгг. Скандинавы считают, что он грызёт один из корней священного дерева, стараясь уничтожить то, на чём держаться девять миров. Как и многие другие драконы, Нидхёгг любит золото и всевозможные сокровища. Он уничтожает предателей, лгунов и убийц. Находится во враждебных отношения с мудрым вороном, который живёт на ветках Иггдрасиль.

Со священным деревом Иггдрасиль связывают существование мифической белки Рататоск, которая играет роль посредника между драконом в колодце и вороном Хресвельгом.

Краконош

Мифический дух, обитающий в горах, появляется в древних легендах в качестве предводителя гномов. Краконош (Рюбецаль) отличается добродушным характером, любит помогать достойным, но злым и подлым людям может нанести вред.

В скандинавской мифологии часто встречаются упоминания о волшебных конях по имени Скимфакси и Хримфакси. Скимфакси принадлежит богу дня Дагу. Он везёт колесницу Дага и своей золотой гривой озаряет дневное небо.

Хримфакси - тёмный конь, который запряжён в колесницу богини ночи Нотт, матери дневного бога. В переводе имя коня означает «грива, что покрыта инеем».

Утбурд

В древние времена жители Норвегии стремились создать сильную и непобедимую нацию. Они прибегали к довольно жестоким методам, с помощью которых строили идеальное общество. Одним из таких методов было убийство младенцев, которые рождались физически неполноценными, обладали какими-либо отклонениями, уродствами или были рождены вне брака. Духи убитых младенцев превращались в утбурдов и мстили всем, кто был причастен к их смерти. Утбурды - злые и безжалостные существа.

Эйнхерии

Воины, отважно погибшие в бою с врагом, которые не выпускали своего оружия до последнего и не отступали, после смерти становятся эйнхериями. За каждым боем наблюдают валькирии, богини сражения и помощницы Одина. Они забирают души воинов в Асгард. Далее жизнь эйнхерии выглядит так:

  • Они живут в огромном дворце Одина Вальхалле.
  • Там они бесконечно пируют, пьют мёд и едят мясо вепря.
  • Воины служат в свите Одина и сражаются бок о бок с верховным богом.

Хейдрун и Сехримнир

В Вальхалле, дворце бога Одина, живёт два мифических существа, которые кормят души доблестных воинов. Огромная коза Хейдрун живёт на крыше божественного замка и бесконечно даёт мёд. Вепря Сехримнира повар из Вальхаллы каждый день готовит к столу эйнхериев. Вечером вепрь оживает.

Мунин и Хугин

У верховного бога Одина есть два помощника в обличие чёрных воронов. Хугин и Мунин отправляются в человеческий мир Мидград и собирают важные вести для своего хозяина, чтобы тот знал обо всём, что происходит с людьми.

В переводе с древнеисландского, Хугин означает «Тот, кто думает», а Мунин - «тот, кто помнит».

Эйктюрнир

На крыше Вальхаллы вместе с козой Хейдрун стоит огромный волшебный олень Эйктюрнир. Он настолько велик, что способен дотянуться до веток дерева Иггдрасиль, листьями которого питается. Гигантские рога Эйктюрнир дают начало всем рекам мира.

Заключение

В скандинавской мифологии мироздание представлено в виде огромного Иггдрасиль, на ветках которого находится девять различных миров. В этих мирах живут боги асы, ваны, альвы, люди, великаны и необычные мифические существа. Существа древней скандинавской мифологии и божественный пантеон норвежцев отличается разнообразием и включает в себя большое количество самых разных богов. В северных мифах также представлено большое количество существ, играющих как положительную, так и отрицательную роль.

Скандинавские мифы о сотворении мира повествуют о битвах, что происходили, когда Вселенной в нашем понимании еще не было. Эсхатология этого древнего народа не менее уникальна, но основу, образный каркас, всегда составляло Древо Вселенной – 9 миров. Скандинавской мифологии порой приписывают множество черт, которых у нее исконно не было. В действительности, не было у скандинавов человеческих жертвоприношений, и жили они отнюдь не одним лишь грабежом. Они были торговцами, фермерами, ремесленниками, кузницами, причем – выдающимися! И все это закономерно нашло свое отражение в культуре народа. 9 миров скандинавской мифологии – это своеобразная основа основ, дающая нам возможность понять, почему в определенные моменты викинги поступали именно так, а не иначе...

В описании сущности мифологических миров часто употребляется древнее слово "хейм " (heim). Да, оно старое и крайне редко употребляется в наше время, но в нём заложена уйма смысла. Хейм - это и дом, и жилище, и прибежище, и обиталище, и среда обитания, и место проживания, а так же любой мир, имеющий своё население, свой неповторимый народ, "хейм" - и страна, и земля... И чего я до сих пор понять не могу, как представители этих миров, разделённых жёсткими границами, умудрялись говорить на одном языке... А создать стройную (в своём роде) систему мироздания ещё задолго до появления письменности, закрепить её в умах соплеменников, сделать основой религии (языческого культа) не всякой стране (странам) под силу... Центром мироздания являлось "священное древо", Иггдрасиль (это оно изображено на верхней картинке), в ветвях и корнях которого и располагались 9 миров скандинавской Вселенной.

1. Асгард (Åsgard)
Если прочесть скандинавское название этого мира, то получится - Осгард, мы же привыкли к русской адаптации этого слова - Асгард.

"На горе в середине вселенной, высоко над миром людей, находится мир богов. Светящиеся залы богов кружатся в небе подобно звездам и двенадцати знакам зодиака. Только те, кто храбр и чист сердцем, смогут поднятся в небо к дворцам Асгарда. Они оседлают радугу и будут бороться бок о бок с богами в конце эры."

Вот так описывается город богов, Асов в одном из "путеводителей" по скандинавским мирам. Асгард по сути - небесный город, обитель богов-асов. Асы ведут непрерывную войну с низшими богами - ванами, поэтому мощное укрытие от них - необходимость. Кроме богов и богинь, в Асгарде живут коннокрылые девы-воительницы - валькирии.
В Младшей Эдде рассказывается, что Асгард был построен ётуном-каменщиком Хримтурсом с помощью своего коня Свадильфари, и за это асы должны были отдать солнце, луну и богиню Фрейю. Но Локи, превратившись в кобылу, отвлёк коня Свадильфари от работы, и, поскольку работа не была выполнена в срок, боги избежали расплаты. А великан был убит Тором, когда в гневе стал кидать в асов строительные камни.
Все светлые боги жили в одном месте, Асгарде, но у каждого был свой чертог. У верховного бога Одина - Валяскьяльв, дворец с серебрянной кровлей. Неподалеку - в Вальхалле живут павшие на поле битвы воины - эйнхерии. У стража богов Хеймдалля свой чертог - Химинбьерг, у бога грома Тора - Трудхейм. В Асгарде расположена Вальхалла, жилище павших в бою воинов. Асгарду противопоставлен Мидгард - жилище людей (сущность его далее по тексту). За пределами "прекрасного" Мидгарда находится другой, пограничный мир - Утгард (сущность его далее по тексту), отождествляемый с пустынной страной великанов на краю земли - Ётунхеймом (сущность его далее по тексту).

2. Ванахейм (Vanaheim)
"Есть две расы богов. Ваны Ванахейма принадлежат старой расе богов, может быть даже более старой, чем Асы. Они живут в плодородных областях и около моря на западе от Мидгарда. Ваны известны своей властью над жизнью и счастьем, и семя является их символом. Фрейр и Фрейя, - правители Ванахейма и они объеденены в священном браке, который приносит жизнь на плодородную землю."

Не всем известны секретные знания колдовства, которые ваны передают избранным. Сам Ванахейм расположен к западу от Митгарда и Асгарда. По сути, это мир высших сил, но обстановка здесь более спокойная и умиротворяющая, чем в Асгарде. В первые годы от сотворения мира ваны послали асам женщину Гулльвейг (что значит «сила золота»), живое воплощение алчности. Бог Один трижды пытался уничтожить её, и трижды она оживала. В отмщение за оскорбление, Асы начали войну против ванов. Позже боги заключили мирный договор и обменялись друг с другом заложниками. С тех пор некоторые ваны - Фрейр, Фрейя и Ньёрд поселились в Асгарде, а Асы Хёнир и Мимир живут с ванами. Впоследствии Хёнир стал вождем ванов, тогда как Мимиру они отрубили голову и сделали из неё амулет

Божественная направленность ванов:

  • Ньёрд - бог плодородия, ветра и морской стихии, живёт в Асгарде как заложник; отец Фрейра и Фрейи.
  • Фрейр - бог лета, урожая, богатства и мира.
  • Фрейя - богиня любви и красоты, дочь Ньёрда, ведьма, обучившая асов колдовству.
  • Гулльвейг - злая колдунья, послужившая причиной войны асов и ванов.

3. Юсальфхейм (Ljusalfheim)

В нашей адаптации - Льюсальфхейм. Ljus (юс) переводится как свет, светлый. Светлые существа, альфы (альвы), знакомые нам как эльфы, и феи, создания невероятной красоты.

"Они действуют как мысль или фантазия, и для вас может быть просто идти по пути, навеянному их светом. Вы можете подняться на их крыльях выше небес, но берегитесь... в следующий момент они могут позволить Вам упасть."

Вот так характеризует их тот самый "путеводитель". Светлые альфы - искусные кузнецы, волшебники и музыканты. Вёлунд - повелитель альвов, умелый кузнец. Другие - Бейла, Биггвир, Дёккальфар, Свартальфар. Темных же альфов на много больше. Юсальфхейм находится между Асгардом и Мидгардом.

4. Мидгард (Midgard)
Сам Мидгард (Срединный Мир) населён людьми, и является "миром смертных".

"Некоторые считают, что Мидгард создаёт самые красивые листья на Игграсиле, но мир людей очень хрупок и постоянно находится под угрозой. Сложный баланс между полюсами, которые являются основой Мидгарда, легко может быть разрушен. Если это случится, силы хаоса наводнят землю и смерть будет единственным будущим для людей."

Мидгард был создан Одином и его братьями (Вили и Ве) из тела убитого ими великана Имира. Кровь Имира стала морями и озерами, череп - небом, мозг - облаками, волосы - деревьями, скелет - горами, зубы и челюсти - скалами и камнями, а веки Имира отгородили этот мир от других. Искры и тлеющие угли из Муспельхейма (сущность его далее по тексту) были установлены в середине Гиннунгагап, чтобы дать свет Мидгарду. Они стали звездами, указывающими путь. Гиннунгагап (др.-сканд. Ginnungagap ) - первичный хаос, мировая бездна в скандинавской мифологии. Сама по себе лишена жизни, но, первоначально, там возникло два мира - Нифльхейм (сущность его далее по тексту) и Муспельхейм, и от их взаимодействия в пустоте мировой бездны зародилось первосущество - великан Имир (Аургельмир). Из Гиннунгагапа берут своё начало одиннадцать рек, которые омывают все девять из миров. Вокруг Мидгарда расположен мировой океан, который невозможно пересечь и в котором обитает великий морской змей Ёрмунганд. Мидгард соединен с Асгардом (страной асов) радужным мостом (Биврёст).
Мидгард будет разрушен в результате Рагнарёка, последней и решающей битвы миров...

5. Ётунхейм (Jotunheim)
"Где-то за границей известного мира, на востоке от Мидгарда, Вы можете услышать звучные и тяжелые шаги гигантов. Они рождены первобытными силами природы и происходят из времени, когда даже боги не родились. Их грубая мощь превзойдена только их мудростью, с древних времён гиганты могут видеть то, что ни боги, ни люди никогда не смогут."

Ётунхейм - земля населённая великанами-ётунами. По легендам этот мир был сотворён асами к востоку от Мидгарда для Бергельмира и его потомков. От Асгарда Ётунхейм отделяет река Ивинг. Ётунхеймом правит король Трим. Основное поселение Ётунхейма - Утгард. Также упоминаются расположенные там Железный лес и Каменные горы. В Ётунхейме расположены Гастропнир - дом Менглад и Тримхейм - дом Тиаци. Часто посещался асами. В сагах упоминается неоднократные путешествия Тора и Локи по Ётунхейму, в том числе и в Утгард (будет упомянут далее по тексту).

Бергельмир - великан, который вместе со своей женой пережил убийство Имира. В сагах упоминается, что Бергельмир был сыном Трудгельмира и, соответственно, внуком Имира. Когда асы убили Имира - он оказался единственным, кто построил лодку и не утонул. Позже Асы создали для Бергельмира страну (Ётунхейм) к востоку от Мидгарда. Бергельмир считается прародителем всех ётунов.

6.Нифльхейм (Niflheim)
"Мир льда на отдаленном севере - очень загадочное место. Среди тумана и льда похоронено семя жизни. Когда жара Муспельхейма превратит лед Нифльхейма в поток воды начнётся виток создание. Несмотря на то, что замороженная вода Нифльхейма скрывала искру жизни, это прежде всего место смерти, и мир боится смертельной силы ледяных гигантов, которая родилась здесь в начале времени."

Нифль - холодный туман, образующий глыбы льда. Нифльхейм, то есть туманная земля - земля льдов и туманов, местообитание ледяных (инеистых) великанов, существовал до всего живого.
В сказаниях говорится, что Нифльхейм находился к северу от бездны Гиннунгагап. А к югу от бездны располагался Муспельхейм.
По преданиям в самом начале времён в Нифльхейме забил родник Хвельгельмир. Мороз же превратил воду в лед, но источник бил не переставая и ледяные глыбы начали продвигаться к Муспельхейму. Когда лед подошел близко к царству огня, то он стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Так появился Имир, первое живое существо.
Позже Нифльхейм стал страной ледяных великанов. Кроме того в Нифльхейме Асы сотворили Хельхейм (страну мёртвых), отделив его рекой Гьёолль, куда отправили Хель, дочь Локи.
В Нифльхейме из источника Хвельгельмир берут своё начало двенадцать потоков Эливагар. Считается, что вода в этих потоках самая холодная в мире. Тор и некоторые другие Асы иногда посещали Нифльхейм. В Нифльхейме также находится один из корней мирового дерева Иггдрасиль.

7. Свартальфхейм (Svartalfheim)
"Тёмные альфы живут под землёй, в пнях и камнях. Среди всех существ во вселенной они лучшие кузнецы. Глубоко внизу под землёй они создают сокровища богов. Они используют металлы из вен земли и создают самые драгоценные вещи. Было сказано, что этот народ может научить Вас секретам алхимии и знанию получения золота из земли. Свартальфхейм находится между Мидгардом и Хель."

Свартальфхейм - буквально Дом Чёрных Альфов - родина Цвергов, тех кого принято называть гномами.
Свартальфхейм был создам Асами в одно время с Юсальфхеймом. Асы создали этот мир для Цвергов, которых они сотворили из червей, появившихся в мясе Имира. (Из мяса этого великана был создан Мидгард).
Свартальфхейм располагается между Мидгардом и Хельхеймом (Хелем, в коротком варианте)

Тёмные альвы (гномы)

  • Альвис - мудрый гном, сватавшийся к дочери Тора и хитростью превращённый в камень.
  • Андвари - карлик, владеющий сокровищами Нибелунгов.
  • Брок - помогал Синдри в работе, не переставая, раздувал огонь кузнечными мехами.
  • Бил - сын Видфина.
  • Видфин - гном, отправивший своих сыновей добыть мёд из медового фонтана.
  • Галар - упоминается, как изготовитель «мёда поэзии ».
  • Двалин - выковал копьё Гунгнир , ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и золотые волосы для Локи, который затем отдал их Сиф.
  • Отр - сын Хрейдмара.
  • Регин - сын Хрейдмара.
  • Синдри - выковал молот Мьёллнир, вепря Гулиннбурсти и кольцо Драупнир.
  • Фафнир - сын Хрейдмара.
  • Фьялар - упоминается, как изготовитель «мёда поэзии ».
  • Хрейдмар - герой-колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына асы передали сокровища Нибелунгов, проклятые Андвари.
  • Хьюки - сын Видфина.
  • Эйтри - брат Синдри и Брока.

8. Хельхейм (Helheim)
"Хель, богиня смерти является также богиней возрождения. Ее имя означает «отверстие» и «целый», и она управляет не только смертью, но также процессом рождения и возрождения. Хель спустилась в мир льда в начале времени, и там она создала девять темных миров. Светлый бог Бальдер и мощность солнца спустились в ее туманный мир, но в будущем Бальдер будет возрождён и выйдет из мира Хель подобно солнцу весной."

Хельхейм - буквально Владения Хель - один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует безобразная Хель, дочь Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной ), одно из трёх хтонических чудовищ. В Хельхейм великаншу Хель низверг бог Один, потому она там и властвует.
Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие, кроме героев, принятых в эйнхерии. Хельхейм расположен в Нифльхейме, на самом низком уровне вселенной. Он окружён непроходимой рекой Гьёолль. Ни одно существо, даже из богов, не может вернуться из Хельхейма. Вход в Хельхейм охраняется Гармом, чудовищной собакой, и великаншей Модгуд.
Хермод - единственный, кто был в Хельхейме и вернулся обратно.
В день Рагнарёка из Хельхейма на корабле Нагльфар воинство Хель вплывет для сражения с Асами.
Другие названия:
* Нифльхель (Туманная Хель)
* Хель (короткий вариант по имени хозяйки)
* Хельгард (Земля Хель) один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует Хель.

"Младшая Эдда", написанная Снорри Стурлусоном в XIII веке, содержит основную информацию о Хель как о богине.

В «Видении Гюльви» Высокий Муж рассказывает о происхождении Хели от Локи и великанши Ангрбоды. Хель вместе с другими детьми Локи привезли к Одину, и он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу. Там же приведено её описание: она исполинского роста (крупнее большинства великанов), одна половина её тела чёрно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она иногда называется сине-белой Хель (по другим версиям, левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной; выше пояса она выглядела, как живая женщина, но её бёдра и ноги были покрыты пятнами и разлагались, как у трупа).

Наиболее известное упоминание о Хели связано с мифом об убийстве Бальдра, который после смерти оказался в её царстве. Она согласилась исполнить просьбу Хермода и освободить Бальдра, но лишь в том случае, если каждое живое существо оплачет его. Из-за козней Локи это условие не было выполнено, и Бальдр остался в Хельхейме.

Кроме того в сагах, Хель упоминается как одна из противниц Асов во время Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве она поведёт армию мертвецов на штурм Асгарда.

9. Муспельхейм (Muspelheim)
"На юге находятся силы хаоса и разрушения. Невероятная жара Муспельхейма очень скоро сожжёт мир и превратит его в прах. Огненный гигант Сурт со своими стаями идёт на встечу с богами во время последней битвы в Рагнарек. Но колесо судьбы повернётся ещё раз и из праха вырастет новый мир."

Muspelheim, то есть огненная земля - страна огненных великанов, огненное царство, вход в которое, по преданию, охраняет великан Сурт («Чёрный»). В конце времён сыны Муспелля проскачут через Мюрквид (мифический «Тёмный Лес») к Биврёсту, и от их скачков разрушится радужный мост асов.
В Муспельхейме живут огненные великаны, вместе со своим повелителем Суртом. Муспельхейм существовал вместе с Нифльхеймом ещё до появления всего живого.
По легендам, искры из Муспельхейма породили жизнь в талой воде. Также из искр асы создали звезды. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.

Не вижу необходимости выделять Утгард (Утгардар) , как 10 мир (др.-исл. «внешнее отгороженное пространство», «окраинная земля»; др.-сканд. Útgarðar ) - в германо-скандинавской мифологии трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, или «срединное отгороженное пространство», где обитают люди. В некоторых мифах Утгард располагают в мире великанов (ётунов) - Ётунхейме, а иногда и отождествляют с ним. Это мир, существующий по своим особым законам, не подчиняющийся мировому порядку, установленному триадой «новых богов»-братьев Одином, Вили и Ве, мир демонической магии, сопоставимый с «иным», Тридевятым Царством, недоступный простым смертным, но возможный для избранных, которые могут попасть туда в любой момент в любой точке Мидгарда, как это случилось однажды с богом Тором и его спутниками ("Путешествие Тора в Утгард").

Мифологические миры имеют чёткие и крепкие границы, охраняемые недремлющими стражами. Но... тринадцать дней (Судный День и есть 13-й) и двенадцать ночей в Йоль границы эти становятся открытыми. Начинается путешествие соседей "по соседям"... Так к засидевшемуся допоздна селянину из Мидгарда мог нагрянуть на огонёк косматый ётун из Ётунхейма в надежде отведать крынку молока, а к кузнецу - цверг из Свартальвхейма с приличным куском драгоценной меди в руках и предложением обмена металла на корзину варёной репы, но такие визиты не всегда были мирными и плодотворными - случались и стычки, сопровождаемые кровопролитием, грабежами и насилием.




Top