Животные как нарисовать карандашом с штриховкой. Занятие по рисованию в подготовительной группе "рисуем штрихами"

Сегодня мы увидим новые интересные рисунки , которые выполнены штрихами . Это работы Галины Сергеевны Моляр из деревни Нифантово (детсад «Кораблик»).

Здравствуйте!

Читая детям сказки, в одной из книг я случайно наткнулась на необычный . С тех пор я стала рисовать при помощи штриха необычных зверей, птиц раскрывая их образы, характеры, отношение к окружающему миру.

Рисование штрихом от Галины Моляр

Штрих — это линия, черта.

Линии могут быть очень разными:

  • короткими и длинными,
  • едва заметными и яркими,
  • волнообразными и двигающимися по кругу,
  • наклонными и ровными,
  • пересекающимися и с наплывами одна на другую.

Начинать рисовать штрихом надо с маленького пятнышка, которое должно быть расположено немного выше от центра листа.

Вокруг пятна нужно оставить просвет и двигаться по кругу линией — штрихом.

Потом начинается второй ряд., а за ним - третий, четвёртый, пятый.

И круги повторяются друг за другом, пока шар станет нужной величины.

Второй шар должен быть меньше по размеру. Он может располагаться прямо или под углом. Это основа будущих образов.

С помощью точек необходимо наметить характерные особенности герою: лапы, уши, хвост, мордочку. И используя возможности штриха зарисовывать части тела.

Чтобы оживить персонаж ему нужно найти интересное занятие, например волчонок собирает яблоки а белка орехи, зайчик несёт морковку, а медведь нашел мед.

Рисунок штрихами: «Белка с орехом»

«Белка» — рисунок штрихами от Галины Моляр

Рисунок штрихами: «Медвежонок с цветочком»

«Медвежонок» — рисунок штрихами от Галины Моляр

Рисунок штрихами: «Поющая птичка»

«Птичка» — рисунок штрихами от Галины Моляр

Рисунок штрихами: «Зайчик с морковкой»

«Зайчик» — рисунок штрихами от Галины Моляр

Рисунок штрихами: «Шагающий «

«Цыпленок» — рисунок штрихами от Галины Моляр

Когда мои малыши в группе подрастут я буду с удовольствием использовать рисование штрихом на практике.

Успехов Вам и радости! C уважением Галина Сергеевна.

Может ли быть подготовка к школе удовольствием? Рисование штрихом именно такое занятие. Оно позволяет развить у ребенка чувство ритма, равновесия, симметрии , дает возможность передать пушистость, легкость и многое другое.

Штрих – это линия, черта. Штриховать можно гелиевой ручкой , фломастером, карандашом, углем, тонкой кисточкой и даже пластилином . Из пластилина, кстати, красивые картины выходят.

Многим деткам с нарушениями в развитии бывает сложно освоить штрих как линию. Они проводят линии прямо поверх образца довольно долго. Дети должны почувствовать уверенность, что смогут изобразить что-то своё рядом. Обычные же дети довольно быстро приём осваивают.

На картинках ниже приводятся варианты карандашного рисования штрихом. Прежде создания картин полезно научиться изображать разные по толщине, размеру, наклону чёрточки.

Примеры рисунков для обучения даны ниже под номерами р. 1-12

  1. Рисование штрихом, едва касаясь бумаги (р. 1);
  2. Обратите внимание ученика на изменение вида столбиков на примере. Это постепенно усиливается нажим (р. 2).
  3. Освоение смены коротких и длинных линеек (р. 3)

  1. Меняющиеся паузы-просветы - смена расстояний между чёрточками (узкий - широкий) (р. 4);
  2. Рисуем по двум параметрам: а) постепенно укорачивающиеся столбики, б) изменяющиеся паузы-просветы (р. 5);
  3. Зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием (р. 6);
  4. Меняющийся наклон столбиков (р. 7);

  1. Наклон в одну сторону (р. 8);
  2. Волнообразный зигзаг (р. 9);
  3. Штрихуем в несколько рядов (р. 10);

Особенностью преподавания изобразительного искусства является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание.

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это - обучение без творчества.

Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т.п. Но это - творчество без обучения.

В методике обучения дошкольников изобразительной деятельности нужен особый путь - путь целенаправленного руководства творческим развитием детей.

Анималистические темы занимают достаточно большое место в процессе обучения дошкольников рисованию. В связи с этим встает вопрос применения наряду с традиционными нетрадиционных техник и приемов рисования, благодаря которым можно поддерживать постоянный интерес ребенка к творчеству и воспитывать любовь и уважение к окружающему миру .

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а ют этому.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • · Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • · Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • · Внимания и усидчивости;
  • · Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • · Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Рисование животных - достаточно сложная деятельность для ребенка. В вязи с этим на занятиях важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • · игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • · сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • · просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • · музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для рисования животных рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании животных уместно использовать рисование пальчиками и ладошками, оттиск печатями из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • · рисование песком;
  • · рисование мыльными пузырями;
  • · рисование мятой бумагой;
  • · кляксография с трубочкой;
  • · печать по трафарету;
  • · монотипия предметная;
  • · кляксография обычная;
  • · пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок .

Рис.4.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты - печатки.

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки - определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 - 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта .

В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.

Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо животного. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного животного, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Рис.5.

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. Изображенные на Рис.5 животные могут быть выполнены как в технике тычка, так и в технике тампонирования или оттиска.

Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки - быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу.

При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки.

Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.

Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля.

В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали .

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники - кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем - в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Рис.7.

Монотипия также может использоваться ля изображения животных. Первый способ - симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды.

Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло - жёлтым цветом (небо), а нижнюю - голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде.

Второй способ - на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов- фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск .

Рис.6.

Нетрадиционное изображение животных может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Еще одной достаточно интересной техникой для рисования животных является квиллинг - техника выполнения миниатюр из двухсторонней цветной бумаги. Для работы необходимо нарезать полоски цветной бумаги одинаковой ширины (приблизительно 0,5 - 0,7см, длинна, зависит от выполняемых элементов от 2 до 25 см). Нужна ещё маленькая палочка (зубочистка или вязальная спица) на которую будем накручивать полоски, клей ПВА, картон для основы (слишком тонкий картон будет коробиться от клея). Полоску бумаги накручиваем на зубочистку и снимаем аккуратно, немного распустив, подклеиваем кончики бумаги клеем .

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной - коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию животных могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Елена Щедрова

Что такое штрих ? Это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала; передать не только лёгкость, воздушность, мягкость, плавность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, агрессивность, и самое главное - это раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

Начинай рисовать штрихом с маленького пятна . Вокруг пятна оставь небольшой просвет и двигай штрих по кругу . Затем изобрази второй ряд штрихов , за ним - третий, четвёртый. И так ряд за рядом, пока не получится шар нужной величины. Второй шар меньше по размеру и может располагаться как прямо по отношению к оси, так и под разным углом к ней. Эти два шара - основа всех будущих образов.

Варианты рисования ушей :

Варианты рисования хвостов :

А это образцы рисования животных :

Можно рисовать простым карандашом или гелевой ручкой.

Источник : В. А. Грек "Рисую штрихом ", Минск, "Скарына", 1992г.








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Уточнить и систематизировать знания детей о различных видах штрихов, что они могут быть короткие и длинные, наклонные и ровные, прерывные и не прерывные, прямые и дуги.
  • С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала.
  • Рассмотреть иллюстрации Е.И.Чарушина, обратить внимание, как художник с помощью штриха изобразил пушистую шерстку животных, передал светотенью объём.
  • Закрепить полученные навыки в самостоятельной работе по рисованию утки. При прорисовке её оперенья использовать различные виды штрихов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель демонстрирует портрет Е.И.Чарушина, и его иллюстрации и рассказывает:

– Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка - 18.02.1965, Ленинград) - российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. В своих рисунках и рассказах показал волшебный живой мир зверей и птиц.
Его работы прорисованы ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко. Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни. Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны
Художник считает,что главное - крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими.Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя, и «ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности»
«Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь» –говорил Евгений Иванович.
Художник работал в разной технике и гуашью, и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали. К иллюстрациям Чарушина близки по духу и его эстампы.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Далее педагог обобщает сказанное и говорит, что мы рассматривали рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, называютсяони называются графикой. А художников называют художниками-графиками. Многие художники-графики делают свои картины од­ноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем или карандашами.
В графических работах растения, животные или другие предметы нарисованы короткими линиями. Эти линии называются штрихами .
Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зверей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое.
Штрихи располагаются в разном направлении на разных частях тела зверюшек, разной длины, одни штрихи расположены густо, а другие редко.
Существуют разные виды штрихов (показывает таблицу):

– Короткие прямые штрихи.
– Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи.
– Наклонные отрывные и неотрывные штрихи.
– Удлиняющиеся штрихи.
– Штрихи – зигзаг.
– Штрихи, расходящиеся от центра по кругу, отрывные и неотрывные.

Далее дети с воспитателем рассматривают разные штрихи и беседуют о том, что можно с их помощью изобразить или на что они похожи.
Воспитатель предлагает детям игру – упражнениена развитие образного воображения.

«Пять кругов»

Пять одинаковых кругов заштриховать разными штрихами:

  • Прямыми в одном направлении. – получилась плоская пуговица, если дорисовать в центре две точки.
  • Прямыми отрывными по кругу из центра можно в несколько рядов – получился пушистый комочек (может это головка какой-нибудь птички, дорисуйте глаз и клюв)
  • Прямыми неотрывными по кругу из центра можно в несколько рядов – получился колючий комочек (может это ёжик).
  • Дугами отрывными из центра – вот вам и розочка или другой цветочек.
  • Длинными дугами, расположенными радиально, по краю – колесо или баранка.

Делают вывод, что с помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала.

– А теперь сами нарисуйте на своих листках бумаги разные штрихи.
– Нарисуйте неотрывные наклонные штрихи
– А теперь нарисуйте штрихи разной длины...(педагог проверяет, уточняет)

– Теперь мы с вами уже знаем, что с помощью штриха можно больше рассказать о характере предмета, о его свойствах.
– Давайте попробуем сами нарисовать уточку. На голове перья короткие, пушистые. Какими штрихами их лучше изобразить? (короткие отрывные расходящиеся из центра)
– А где самые длинные перья (на крыльях и хвосте). Их лучше рисовать длинными дугами.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением утки и приступают к самостоятельной работе.
Воспитатель в ходе самостоятельной работы детей проговаривает названия разных штрихов, чтобы дети их лучше запомнили.
В конце урока – выставка утят. И воспитатель говорит, что дети на следующих занятиях будут продолжать учиться рисовать как художник – график Е.И. Чарушин.

Источники:

  1. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»



Top