Жизнь дается человеку один раз и прожить. Островский Николай Алексеевич: цитаты, афоризмы, высказывания

Как закалялась сталь (1942 г.):

Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и. мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.

Триумф воли. Главной чертой Николая Островского было правдолюбие и поиск справедливости

22 декабря 1936 г., в восьмом часу вечера, в Москве, на Тверской, один человек произнёс:

«Я стонал? Нет? Это хорошо. Значит, смерть не может меня пересилить».

Николай Островский. 1926 год. © / РИА Новости

Он умер через полчаса. умер не побеждённым — гордо и достойно. Звали его Николай Остров­ский . Ему было 32 года.

Роман Островского выпущен тиражом примерно в 60 млн. экземпляров. «Примерно» — потому что в гонке участвует Китай, где книга вышла тиражом 15 млн. И это ещё не предел — «Как закалялась сталь» в Поднебесной считается дефицитом, а китайской молодёжи идут навстречу и тираж постоянно допечатывают.

Советский писатель Николай Островский (1-ый слева) на заседании березовского райпарткома (из собраний Государственного музея Н. Островского). 1923 год. Фото: РИА Новости

В 1934 г. луганский студент-филолог Марченко написал в журнал «Молодая гвардия» возмущённое письмо (он хотел взять в библиотеке «Как закалялась сталь», но выяснилось, что в очереди на книгу стоят 176 человек):

«Почему так поступают с читателями? Допечатайте, пожалуйста, чтобы хватило на всех!»

Спустя 8 лет, в самую лютую зиму 1942 года, в блокадном Ленинграде «Как закалялась сталь» переиздают по инициативе горожан. Текст набирают в полуразрушенном здании. Тираж печатают, крутя машины руками, поскольку нет электричества. И распродают 10 тыс. экземпляров за два часа.

Обложки книги «Как закалялась сталь», изданной на венгерском, немецком и португальском языках Фото: Коллаж АиФ

Обложки книги «Как закалялась сталь», изданной на испанском, вьетнамском языках и хинди. Фото: Коллаж АиФ

Это СССР. Но вот письмо, которое Островский получил из штата Квинсленд (Австралия):

«Если бы не повреждение ноги, я бы работал и откладывал день­ги на поездку к Вам, моему любимому русскому писателю». А вот весточка из тюрьмы болгарского города Стара-Загора: «После долгих мытарств один экземп­ляр книги «Как закалялась сталь» наконец получен. Уже двое из нас её прочли, а предстоит прочесть всем 250 полит­заключённым… Я в восторге от книги, а товарищ, который сейчас её читает, ни на момент не отрывается от неё».

О том, что книга не примитивная агитка, но большое литературное событие, говорили многие иностранные рецензенты. Английское издание Daily Worker публикует некролог:

«То, что Островский умер таким молодым, является потерей не только для СССР, но и для литературы всего мира».

Положим, это газета британ­ских коммунистов. Но вот как отозвался на прижизненное издание «Как закалялась сталь» еженедельник Reynold’s Illustrated News:

«­Островский в известном смысле гений».

«Гений», «новатор», «гордость и слава поколения», «светоч для многих тысяч людей», «олицетворение мужества» — это всё о нём. И говорят об этом известные люди. Авторы последних двух определений — нобелевский лауреат, писатель Ромен Роллан и поэт, член Гонкуровской академии Луи Арагон.

В юности Николай Островский перенес три тифа и дизентерию. Потом болезнь Бехтерева (воспаление суставов и позвоночника), глаукома и слепота, поражение сердца, фиброз лёгких, почечнокаменная болезнь и регулярные пневмонии. На этом фоне постоянно происходит следующее:

«У меня камень разорвал желчный пузырь, получилось кровоизлияние и отравление желчью. Врачи тогда в один голос сказали:

«Ну, теперь амба!»

Но у них опять не вышло, я выцарапался, снова напутав в медицинских аксиомах».

Так писал Островский за 4 месяца до смерти. Конечно же, его лечили. Но даже лечение часто доставляло боль. Так, в 1927 г. ему назначили серные ванны на курорте Горячий Ключ. Расстояние от Краснодара (а это 46 км) писатель преодолевал 6 часов. За это время он 11 раз терял сознание от боли. Но молчал.

Писатель Николай Островский с родными в день вручения ему ордена Ленина. Слева направо: жена писателя Раиса Порфирьевна, сестра Екатерина Алексеевна, племянница Зина, брат Дмитрий Алексеевич и мать Ольга Осиповна. 1935 год. Фото: РИА Новости/ О. Коваленко

Девять лет непрерывного страдания. «У больного застывают сначала крупные, а потом и остальные суставы. Он превращается в живое изваяние — конечности находятся в разных положениях, в зависимости от того, как они были залиты лавой болезни» — вот самое приблизительное описание того, как жил Островский.

Квартиру на Тверской, ставшую его последним пристанищем, Николай Островский получил в 1935 г. Вместе с орденом Ленина. Что было до этого, может рассказать сам писатель:

«Я не чемпион по блату. Пусть рвачи пролезают, занимают квартиры, мне от этого не жарко. Место бойца на фронте, а не в тыловых склочных дырах. Цель моей жизни — литература. Лучше жить в уборной и писать, чем добиваться квартиры».

«Его главной чертой было правдолюбие. Он был внутренне заряжен на поиск справедливости» — так отозвался об Островском критик Лев А­ннинский . Это очень русская черта. источник

Джет Ли: «Мой любимый герой — Павка Корчагин. И, кстати, есть одна великая книга, которую я прочитал в юности и которая на меня произвела определяющее влияние — «Как закалялась сталь» Николая Островского. Как, впрочем, и главный герой — Павел Корчагин.

Эта книга, собственно, и воспитала из меня человека. И я до сих пор постоянно ее перечитываю, вспоминаю, и, где бы я ни был — в США, в Китае, еще где-нибудь в Азии, — я все время цитирую слова Павла:

«Не бойтесь никаких преград и перипетий на своем пути, потому что сталь можно закалить только так».

(16 (29) сентября 1904, в селе Вилия, Острожский уезд, Волынская губерния - 22 декабря 1936, Москва) - советский писатель, автор романа «Как закалялась сталь».

Краткая биография.

Детство и юность

Родился 16 сентября 1904 года в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии Российской империи (ныне Острожского района Ровненской области Украины) в семье унтер-офицера и акцизного чиновника Алексея Ивановича Островского (1854-1936).

Досрочно был принят в церковно-приходскую школу «по причине незаурядных способностей»; школу окончил в 9 лет, в 1913 году, с похвальным листом. Вскоре после этого семья переехала в Шепетовку. Там Островский с 1916 года работал по найму: сначала на кухне вокзального ресторана, затем кубовщиком, рабочим материальных складов, подручным кочегара на электростанции. Одновременно учился в двухклассном (с 1915 по 1917 год), а затем высшем начальном училище (1917-1919). Сблизился с местными большевиками, во время немецкой оккупации участвовал в подпольной деятельности, в марте 1918 - июле 1919 года был связным Шепетовского ревкома.

Военная служба и партийная работа

20 июля 1919 года вступил в комсомол. «Вместе с комсомольским билетом мы получали ружье и двести патронов» — вспоминал Островский.

9 августа 1919 года ушёл на фронт добровольцем. Воевал в кавалерийской бригаде Г. И. Котовского и в 1-й Конной армии. В августе 1920 года был тяжело ранен в спину под Львовом (шрапнелью) и демобилизован. Участвовал в борьбе с повстанческим движением в частях особого назначения (ЧОН). По некоторым данным, в 1920-1921 годах был сотрудником ЧК в Изяславе.

В 1921 году работал помощником электромонтёра в Киевских главных мастерских, учился в электротехникуме, одновременно был секретарём комсомольской организации.

В 1922 году участвовал в строительстве железнодорожной ветки для подвоза дров в Киев, при этом сильно простудился, затем заболел тифом. После выздоровления - комиссар батальона Всевобуча в Берездове (в пограничном с Польшей районе).

Был секретарём райкома комсомола в Берездове и Изяславе, затем секретарём окружкома комсомола в Шепетовке (1924 год). В том же году вступил в ВКП(б).

Болезнь и литературное творчество

С 1927 года и до конца жизни Островский был прикован к постели неизлечимой болезнью. По официальной версии, на состоянии здоровья Островского сказались ранение и тяжёлые условия работы. Окончательный диагноз - «прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов».

Осенью 1927 года начинает писать автобиографический роман «Повесть о „котовцах“», но спустя полгода рукопись была утеряна при пересылке.

После неудачного лечения в санатории Островский решил поселиться в Сочи. В письме знакомой старой коммунистке в ноябре 1928 году он описал свою «политическую организационную линию»:

«Я с головой ушёл в классовую борьбу здесь. Кругом нас здесь остатки белых и буржуазии. Наше домоуправление было в руках врага - сына попа…». Несмотря на протесты большинства жильцов, Островский через местных коммунистов добился того, чтобы «сына попа» убрали. «В доме остался только один враг, буржуйский недогрызок, мой сосед… Потом пошла борьба за следующий дом… Он после „боя“ тоже нами завоеван… Тут борьба классовая - за вышибание чуждых и врагов из особняков…».

С конца 1930 года он с помощью изобретённого им трафарета начинает писать роман «Как закалялась сталь» . Островский диктовал текст книги добровольным секретарям 989 дней.

В апреле 1932 года журнал «Молодая гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу же приобрёл большую популярность в СССР.

В 1935 году Островский был награждён орденом Ленина, ему были выделеныдля проживания дом в Сочи и квартира в Москве на улице Горького (ныне его дом-музей).

В 1936 году Островский был зачислен в Политуправление Красной армии со званием бригадного комиссара.

Последние несколько месяцев он был окружён всеобщим почётом, принимая на дому читателей и писателей. Московский Мёртвый переулок (ныне Пречистенский), в котором он жил в 1930-1932 годах, был переименован в его честь.

Сочинения:

1927 - «Повесть о „котовцах“» (роман, рукопись утеряна при пересылке)
1930-1934 - «Как закалялась сталь»
1936 - «Рождённые бурей»

Островский Николай Алексеевич (16 (29) сентября 1904 - 22 декабря 1936) — Советский писатель. Родился в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии в семье рабочего. С 11 лет был вынужден работать. Одновременно с этим учился в высшем начальном училище. В годы Гражданской войны сражался на стороне революционеров. В 1919 г. вступил в комсомол. В 1932 г. в журнале «Молодая гвардия» начал публиковать роман «Как закалялась сталь», сразу ставший популярным. В 1935 г. был награжден орденом Ленина. Умер и похоронен в Москве.

Мелка та любовь, в которой нет дружбы, товарищества, общих интересов.

Главная трагедия в жизни – прекращение борьбы.

Есть замечательные ораторы, они умеют замечательно фантазировать и звать к прекрасной жизни, но сами не умеют хорошо жить. С трибуны они зовут на подвиг, а сами живут, как сукины сыны.

Жизнь дает каждому человеку неоценимый дар – молодость, полную сил, юность, полную чаяний, желаний и стремлений к знаниям, к борьбе, полную надежд и упований.

Жить только для семьи – это животный эгоизм, жить для одного человека – низость, жить только для себя – позор.

Необходимо поставить себе определенную цель жизни. Конечно, надо иметь достаточно здравого смысла, чтобы ставить себе задачи по силам.

Самое дорогое в жизни – быть всегда бойцом, а не плестись в обозе третьего разряда.

Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества.

Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой.

Если личное в человеке занимает огромное место, а общественное – крошечное, тогда разгром личной жизни – почти катастрофа. Тогда у человека встает вопрос – зачем жить?

Я органически, злобно ненавижу людей, которые под беспощадными ударами жизни начинают выть и кидаться в истерику по углам.

Женщины отдают явное и очень обидное предпочтение людям нестрогой нравственности и даже иногда порочным перед людьми чистыми. Мало того, к людям совершенно чистым они питают какую-то ненависть.

Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя.

Когда человек не испытывает потребности в труде, когда он внутренне опустошен, когда, ложась спать, он не может ответить на простой вопрос: «Что сделано за день?» – тогда действительно опасно и страшно. Нужно срочно собирать консилиум друзей и спасать человека, так как он гибнет.

Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и радостный труд.

Труд – это благороднейший исцелитель от всех недугов. Нет ничего радостнее труда.

Где больше строгости, там и греха больше.

Дружба – это прежде всего искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жесткую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку.

Критика – это правильное кровообращение, без нее неизбежны застой и болезненные явления.

Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям.

Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть.

Автобиографический роман Николая Островского разделён на две части, каждая из которых содержит по девять глав: детство, отрочество и юность; затем зрелые годы и болезнь.

За недостойный поступок (насыпал священнику махры в тесто) кухаркина сына Павку Корчагина выгоняют из школы, и он попадает «в люди». «Заглянул мальчик в самую глубину жизни, на её дно, в колодезь, и затхлой плесенью, болотной сыростью пахнуло на него, жадного ко всему новому, неизведанному». Когда в его маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть «Царя скинули», Павлу вовсе некогда было думать об учёбе, он тяжело работает и по-мальчишески, не раздумывая, прячет оружие вопреки запрету со стороны шефов внезапно нахлынувшей неметчины. Когда губернию заливает лавина петлюровских банд, он становится свидетелем множества еврейских погромов, заканчивавшихся зверскими убийствами.

Гнев и возмущение часто охватывают юного смельчака, и он не может не помочь матросу Жухраю, другу своего брата Артема, работавшего в депо. Матрос не раз по-доброму беседовал с Павлом: «У тебя, Павлуша, есть все, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод ты очень и понятие о классовой борьбе очень слабое имеешь. Я тебе, братишка, расскажу про настоящую дорогу, потому что знаю: будет из тебя толк. Тихоньких да примазанных не люблю. Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан, а бьёт без пощады». Умеющий драться, крепкий и мускулистый Павка Корчагин спасает из-под конвоя Жухрая, за что его самого по доносу хватают петлюровцы. Павке не был знаком страх обывателя, защищающего свой скарб (у него ничего не было), но обычный человеческий страх захватил его ледяной рукой, особенно когда он услышал от своего конвоира: «Чего его таскать, пане хорунжий? Пулю в спину, и кончено». Павке стало страшно. Однако Павке удаётся спастись, и он прячется у знакомой девушки Тони, в которую влюблён. К сожалению, она интеллигентка из «класса богатых»: дочь лесничего.

Пройдя первое боевое крещение в боях гражданской войны, Павел возвращается в город, где создана комсомольская организация, и становится её активным членом. Попытка затащить в эту организацию Тоню проваливается. Девушка готова ему подчиняться, но не до конца. Слишком расфранчённой она приходит на первое комсомольское собрание, и ему тяжело её видеть среди выцветших гимнастёрок и кофточек. Дешёвый индивидуализм Тони становится непереносимым Павлу. Необходимость разрыва была ясна им обоим... Непримиримость Павла приводит его в ЧК, тем более в губернии её возглавляет Жухрай. Однако чекистская работа действует на нервы Павла весьма разрушающе, учащаются его контузионные боли, он часто теряет сознание, и после короткой передышки в родном городе Павел едет в Киев, где тоже попадает в Особый отдел под руководство товарища Сегала.

Вторая часть романа открывается описанием поездки на губконференцию с Ритой Устинович, Корчагина назначают ей в помощники и телохранители. Одолжив у Риты «кожаную куртку», он протискивается в вагон, а потом через окно втаскивает молодую женщину. «Для него Рита была неприкосновенна. Это был его друг и товарищ по цели, его политрук, и все же она была женщиной. Он это впервые ощутил у моста, и вот почему его волнует так её объятье. Павел чувствовал глубокое ровное дыхание, где-то совсем близко её губы. От близости родилось непреодолимое желание найти эти губы. Напрягая волю, он подавил это желание». Не в силах совладать со своим чувством, Павел Корчагин отказывается от встреч с Ритой Устинович, обучающей его политграмоте. Мысли о личном отодвигаются в сознании юноши ещё дальше, когда он принимает участие в строительстве узкоколейки. Время года трудное - зима, комсомольцы работают в четыре смены, не успевая отдыхать. Работу задерживают бандитские налёты. Кормить комсомольцев нечем, одежды и обуви тоже нет. Работа до полного надрыва сил заканчивается тяжёлой болезнью. Павел падает, сражённый тифом. Самые близкие друзья его, Жухрай и Устинович, не имея о нем сведений, думают, что он умер.

Однако после болезни Павел снова в строю. В качестве рабочего он возвращается в мастерские, где не только упорно трудится, но ещё и наводит порядок, заставляя комсомольцев вымыть и почистить цех к вящему недоумению начальства. В городке и по всей Украине продолжается классовая борьба, чекисты ловят врагов революции, подавляют бандитские налёты. Молодой комсомолец Корчагин совершает немало добрых дел, защищая на заседаниях ячейки своих товарищей, а на тёмных улицах - подруг по партии.

«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать её».

Став свидетелем множества смертей и убивая сам, Павка ценил каждый прожитый день, принимая партийные приказы и уставные распоряжения как ответственные директивы своего бытия. Как пропагандист он принимает участие и в разгроме «рабочей оппозиции», называя «мелкобуржуазным» поведение своего родного брата, и тем более в словесных атаках на троцкистов, осмелившихся выступать против партии. Его не желают слушать, а ведь товарищ Ленин указывал, что надо делать ставку на молодёжь.

Когда в Шепетовке стало известно, что умер Ленин, тысячи рабочих стали большевиками. Уважение партийцев продвинуло Павла далеко вперёд, и однажды он оказался в Большом театре рядом с членом ЦК Ритой Устинович, с удивлением узнавшей, что Павел жив. Павел говорит, что он её любил, как Овод, человек мужественный и безгранично выносливый. Но у Риты уже есть друг и трёхлетняя дочурка, а Павел болен, и его отправляют в санаторий ЦК, тщательно обследуют. Однако тяжёлая болезнь, приведшая к полной неподвижности, прогрессирует. Никакие новые лучшие санатории и больницы не в состоянии его спасти. С мыслью о том, что «надо остаться в строю», Корчагин начинает писать. Рядом с ним хорошие добрые женщины: сначала Дора Родкина, потом Тая Кюцам. «Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Перебирая в памяти год за годом, Павел проверял свою жизнь как беспристрастный судья и с глубоким удовлетворением решил, что жизнь прожита не так уж плохо... Самое главное, он не проспал горячих дней, нашёл своё место в железной схватке за власть, и на багровом знамени революции есть и его несколько капель крови».

Пересказала

Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы
Из романа (ч. 2, гл. 3) «Как закалялась сталь» (1932-1934) советского\" писателя Николая Алексеевича Островского (1904-1936): «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и. мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее.
Охваченный этими мыслями, Корчагин ушел с братского кладбища».
Цитируется: как призыв к достойной, деятельной жизни.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


  • Жизнь коротка, искусство вечно
  • Жизнь начинается после сорока

Смотреть что такое "Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы" в других словарях:

    Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы

    Чтобы не было мучительно больно - см. Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    жизнь - , и, ж. 1. Период существования человека. ** [Не надо печалиться] вся жизнь впереди [надейся и жди]. // Слова из песни А.Экимяна на стихи Р.Рождественского “Не надо печалиться” (1975 г.). Этот же мотив используется в песне А.Пахмутовой на …

    жизнь - и, ж. 1. Особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития. Возникновение жизни на земле. □ Основой жизни являются белковые соединения, которые при высокой температуре свертываются. В. Комаров, Происхождение растений.… … Малый академический словарь

    год - , а, м. == Славные годы. ◘ Она [индустриализация] была проведена в славные годы первых пятилеток. ХО, 388. == Юбилейный год. ◘ Ваше имя? Э э э. Фамилия? Э э э. На что жалуетесь? Э э э. А какой нынче год? Юбилейный. Купина, 122. *… … Толковый словарь языка Совдепии

    ПАВЕЛ КОРЧАГИН - «ПАВЕЛ КОРЧАГИН», СССР, КИЕВСКАЯ киностудия, 1956, цв., 102 мин. Героико романтическая драма. По роману Н.Островского «Как закалялась сталь». «Самое дорогое у человека это жизнь. Она дается один раз и прожить ее нужно так, чтобы не было… … Энциклопедия кино

    Как закалялась сталь - У этого термина существуют и другие значения, см. Как закалялась сталь (значения). Как закалялась сталь Жанр: роман

    Как закалялась сталь (роман) - У этого термина существуют и другие значения, см. Как закалялась сталь. Как закалялась сталь Жанр: роман

    Пульс хранителя дверей лабиринта - Студийный альбом «Алисы» Дата выпуска 18 февраля 2008 Записан … Википедия

Книги

  • Как закалялась сталь , Островский Николай Алексеевич. "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"-пожалуй, одна из самых известных… Купить за 180 руб
  • Как закалялась сталь (аудиокнига MP3) , Н. Островский. "Как закалялась сталь" - один из величайших романов советского времени, автобиографический роман советского писателя - Николая Алексеевича Островского. Это бессмертное произведение…

История Триста Пятая: «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы …»

«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её».
Николай Островский

Когда Николай Островский писал эти слова, он точно знал, что имеет в виду, так как он прожил всего 32 года, из которых 9 лет был прикован к постели болезнью. Он написал всего один роман: «Как закалялась сталь», сделавший его знаменитым. Он действительно торопился жить. Островский окончил школу в 9 лет с похвальным листом, глубоко верующий в детстве, посвятил свою жизнь делу комсомола. И слова его правильные и жизнь прожита искренне и без оглядки.

Жизнь никогда не даёт обратного хода. Машина всегда может сдать назад. На магнитофоне, вы всегда можете перемотать плёнку назад, однако у жизни нет кнопок перемотки. Дни и мгновения завершаются и исчезают безвозвратно. Время наш самый невосполнимый ресурс. Иногда мы сознаём, как быстро «летит» время, вопрошаем: «И куда только ушло наше время?», чувствуя так, будто мы растратили этот великий дар неизвестно на что. Завершаясь, каждый день перемещается из зоны будущего в зону прошлого. Мы можем высоко ценить прекрасно прожитый день или горько сожалеть об утраченных возможностях, но ушедший день уж точно нельзя вернуть назад. Жизнь – это такая игра, в которой можно ходить только вперёд, нельзя переиграть, нет второй попытки, все исправления необходимо совершать по мере продвижения вперёд. В жизни нет кнопок «пауза» или «перемотка», поэтому нужно постараться прожить правильно с первого раза.

Читая любой роман, не знаешь, чем всё закончится, пока перед тобой развёртываются различные сюжетные линии, а как доходишь до последней страницы, можешь задуматься, как следовало бы главному герою изменить своё поведение, чтобы избежать той или иной развязки: «Ах, если бы только он мог поступить во тут и тут по-другому!» Спустя какое-то время все ошибки и неудачи прошлого становятся очевидными. Однако в реальной жизни есть своя неотвратимость, есть такие вещи, которые уже нельзя исправить, и заранее мы не видим, куда приведут нас те или иные поступки.

У всех нас имеется представление о том, что именно в нашей жизни является самым важным и что наиболее ценно. Однако, если мы проанализируем свою жизнь, то скорее всего обнаружим расхождение между тем, что мы ценим, и тем, на что тратим своё время, деньги и силы. В основном все люди знают, как нужно жить правильно, хотя сами обычно так не живут.

Любые зависимости, будь то компьютерные игры, комфортный образ жизни, шопинг, привязанность к фастфуду и т.д., отнимают наше время, здоровье и деньги. То, как много наших жизненных сил забирают зависимости, можно понять, лишь избавившись от какой-либо из них. Зависимости могут ежедневно отбирать многие часы не только на прямое их удовлетворение, но также на соответствующие мечтания, на добывание денег для них, на их сокрытие или на горькие сожаления. Такие привычки в буквальном смысле крадут нашу жизнь!

Одна из главнейших привязанностей – это, конечно, телевизор. Иногда мужья и жёны тратят на телевизор больше времени, чем на общение друг с другом. Недавно говорил с одним многодетным папой, заядлым футболистом и поклонником футбола, и он сказал мне, что с какого-то момента перестал смотреть все футбольные трансляции и даже чемпионат мира, так как понял, как много энергии и времени забирает это у него самого и у его семьи.

Есть вещи, которые настоятельно требуют нашего внимания. Звонок телефона. Заболевания. Работа. Но призыв к любви редко бывает настоятельным. Поиграю ли я со своим ребёнком, почитаю ли ему книжку, послушаю ли, что у него сегодня происходило в школе? Мы думаем: «Вот когда я решу все свои вопросы, тогда и найду для этого время». Не слишком ли давно я говорил по душам со своими друзьями? «Да ладно», - отмахиваемся мы: «Могу поговорить хоть завтра». Найдётся ли у меня время навестить родителей или хотя бы позвонить им и сказать, что я люблю их? Не взывает ли моя душа, к более глубокому и искреннему общению с Богом? Мы обещаем себе, что однажды обязательно сделаем это, когда у нас будет больше времени, и мы не будем так заняты. И вот день прошёл. Мы откладываем важные вещи на завтра, а завтра так и не наступает.

В независимости от того, осмелимся мы любить или нет, рискнём отдавать больше или нет, будем ли продолжать эгоистичный образ жизни или доверим все свои проблемы Богу, в какой-то момент земная жизнь закончится. С этой точки зрения, для хороших и плохих, для богатых и бедных, для смелых и трусливых, для щедрых и жадных, для здоровых и больных – исход один и тот же. Однако с точки зрения вечности, ценность жизни, наполненной любовью, щедростью и радостью, кардинально отличается от жизни эгоистичной, полной страхов и сомнений.

«Есть три ловушки, ворующие счастье: сожаление о прошлом, тревога за будущее и неблагодарность за настоящее».
Ошо

«Мудрецу несвойственно делать то, о чем ему пришлось бы жалеть».
Марк Туллий Цицерон

«Словно ветер в степи, словно в речке вода,
День прошел - и назад не придет никогда.
Будем жить, о подруга моя, настоящим!
Сожалеть о минувшем - не стоит труда».
Омар Хайям




Top