Жизнь и творчество Виктора Юзефовича Драгунского. презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ» пст. Первомайский

Проектно - исследовательская работа

«Жизнь и творчество

Виктора Драгунского»

Работу выполнила

Костромина Анастасия

руководитель: Смирнова Елена Ивановна

1.Введение

2.Цели и задачи. Этапы работы.

4.Заключение

5.Литература

«Смех - это радость. Я даю его двумя руками.

Карманы моих клоунских штанов набиты смехом.

Дети должны жить, они должны радоваться…»

В.Ю. Драгунский

Введение.

В этом году отмечается 100-летие со дня рождения Виктора Юзефовича Драгунского. Имя этого писателя известного многим детям и взрослым.

Узнав об этом, я решила познакомиться с произведениями Виктора Юзефовича и прочитала много рассказов этого писателя.

Цель моей работы узнать, как удалось Виктору Юзефовичу Драгунскому заинтересовать своим творчеством столько поколений детей.

Задачи моего исследования:

Изучить литературу по биографии и творчестве В. Драгунского, воспользовавшись, интернет и печатными изданиями.

Оформить проект

Подготовить выступление перед ребятами из своего класса.

Свою работу я построила по следующему плану:

Сбор информации.

Обработка полученной из разных источников информации, выделение самой интересной.

Оформление проекта.

Выступление на классном часе.

Изучив большое количество литературы о творчестве и биографии Драгунского, я столкнулась с тем, что эти данные очень малы и отрывочны. Но первое, что меня заинтересовало, это было то, что день рождения Виктора Юзефовича Драгунского в семье неизменно отмечали не 30 ноября — по паспорту, а 1 декабря — по факту. Дело в том, что он родился в 1913 году в Нью-Йорке, а в России в этот день уже начался декабрь

Каковы же этапы жизни этого замечательного писателя?

Детство

В 1913 году в крупнейшем городе США, в еврейской семье эмигрантов из Гомеля , прибывших в Америку и поселившихся в Бронксе незадолго до рождения сына — Юды Фалькович Перцовского (1894—1918) и Риты Лейбовны Драгунской(она была дочкой социал-демократов, он был сыном владельца лавки секонд-хенда) появился на свет мальчик, которого назвали Виктором. Тяжело жилось молодой семье. Молока не было, денег тоже не было. Кормили ребенка толчеными бананами.

Жизнь в Америке не удалась и в июле 1914 года семья вернулась обратно в Гомель за несколько дней до Первой мировой войны. В 1918 году умирает от тифа отец Виктора (по другим данным, погиб при невыясненных обстоятельствах).

После смерти отца, в семье появляется отчим - ревком города Ипполит Иванович Войцехович, красный комиссар , который в 1920 году погибает.

http://hrono.ru/biograf/bio_d/dragunski_yuri.php

Класс: 4

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Место урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;
  • учить понимать скрытый смысл произведения, проникать в глубину замысла автора;
  • способствовать формированию познавательной активности детей, умению работать с литературой, обобщать делать выводы.

Развивающие:

  • пробуждать чувство сопереживания, учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого;
  • способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышления.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению литературы, творчеству В.Ю. Драгунского.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (обобщить и систематизировать знания учащихся по произведениям В.Ю. Драгунского).

Оборудование: плакаты с пословицами, рисунки по рассказам В.Ю. Драгунского, портрет В.Ю. Драгунского. Тематическая выставка книг «Мастер улыбки», Слайд по теме: «Жизнь и творчество В.Ю. Драгунского».

Ход урока

I. Активизация внимания.

II. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1

Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с большим интересом читают дети и перечитывают взрослые. Он автор замечательных рассказов о Дениске и его друге Мишке, а зовут его Виктор Драгунский.

III. Настройка» на восприятие .

(включить презентацию «Жизнь и творчество В.Ю. Драгунского»).

Слайд 2

Родился Виктор Драгунский 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Однако в 1914 году семья вернулась обратно в Россию и осела в Гомеле, где и прошло его детство. В 1925 году семья переехала в Москву. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Однако он не сразу стал писателем. Слайд 3

После окончания школы работал токарем на заводе, шорником, лодочником, бакенщиком. С 1931–1936 годы учился актерскому ремеслу в «Литературно-театральных мастерских» студии А. Дикого. С 1935 года началась его актерская биография: он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром «Синяя птичка» (1948–1958 г.). Слайд 4

Коллектив его мгновенно прославился. А ещё Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках. Слайд 5

Был он так же клоуном в цирке на Цветном Бульваре, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел.

Слайд 6

Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Всего пятьдесят восемь лет отмерила ему судьба, но кажется, что он прожил несколько жизней.

Драгунский прожил одну, но на редкость многообразную, насыщенную, напряженную и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь – быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве.

Слайд 7

Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы».

Слайд 8

Первые рассказы о Дениске были опубликованы в журнале «Мурзилка» в 1959 году, а первая книжка из 16 рассказов вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится». Денискиных приключений становилось всё больше и больше. Всего было написано около девяноста веселых рассказов.

Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. Отец в этих рассказах – сам Виктор Юзефович, а Дениска – это его сын, который, повзрослев, стал преуспевающим литератором, и в нем трудно найти черты прежнего мальчишки, который мог самозабвенно полюбить «Девочку на шаре» и врать про «Пожар во флигеле». В его рассказах светлое и нежное чувство всегда одерживает победу над плоской и тяжеловесной житейщиной.

Слайд 9

«Денискины рассказы» хороши не только потому, что с необыкновенной точностью передают психологию ребёнка: в них отразилось светлое восприятие мира. В центре рассказов стоят: пытливый и деятельный Дениска, и его друг мечтательный, медлительный Мишка. Только литературное творчество смогло вобрать в себя весь его громадный жизненный опыт, знание и понимание людей, суммировать все узнанное и осветить нежной любовью к людям, маленьким и взрослым, и наделить долгой жизнью. Так оно и сталось!

Его книги читают не только у нас в России, но и на Украине, и в Молдавии, и в Узбекистане, и в Азербайджане, и в Норвегии, и в Чехии, и в Германии, и даже в Японии.

Слайд 10

Так что если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте «Денискины рассказы». А сейчас, мы с вами поговорим о некоторых рассказах В.Ю. Драгунского. Первый рассказ – «Он живой и светится …».

IV. Проверка знаний, закрепление.

Слайд 11

1. Рассказ «Он живой и светится …».

  1. Почему Виктор Драгунский так назвал этот рассказ? Ответ: в этом рассказе речь идет о живом светлячке, который лежал в глубине коробочки и светился.
  2. Дорог ли для Дениски был его новенький игрушечный – самосвал? Почему? Ответ: самосвал был новый. Он сам сваливал песок, у него была ручка, которую можно вертеть. Этот самосвал подарил Дениске папа.
  3. Ну, была – не была! Знай мою доброту! Мишка протянул Дениске спичечный коробок с маленьким светло-зеленым огоньком. Действительно ли Мишка был таким добрым? Ответ: Мишка просто хотел любым способом заполучить от Дениски новенький самосвал.
  4. Как вы думаете, почему так поступил Денис? Почему он самосвал поменял на светлячка? Ответ: мальчик не думал о выгоде, он думал о светлячке. Потому что он живой! И светится… И, это не прихоть мальчика – это его победа над твердым расчетом приятеля.

Это подтверждают слова из текста:

Мама: «Но всё-таки как ты решил отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка? Чем же он лучше?»

Я ответил: «Как ты не понимаешь?! Он живой и светится!..»

Вывод: нереальное сияние светлячка, похожего на звездочку, горит где-то в непостижимой дали и вместе с тем, лежит здесь, на ладони, – это сияние оказывается стократ дороже такой ценной вещи, как новенький игрушечный самосвал. Почему светлячок лучше? Потому что он живой! И светится…

И это не прихоть мальчика, заждавшегося в темном дворе своей мамы. Это победа над твердым расчетом приятеля, для которого жизнь есть свод правил арифметики: за самосвал он отдает одну марку Гватемалы, две Барбадоса и лопнувший плавательный круг в придачу.

Слайд 12

2. Рассказ «Тайное становится явным»

(Чтение отрывка текста).

Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
– … Тайное становится явным. И когда она вошла в комнату, я спросил:
– Что это значит, мама: «Тайное становится явным?»
– А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама.
– Понял?..

Денис лег спать и все время думал: как же так получается, что тайное становится явным?

– Однажды Денис вылил из окна тарелку манной каши, и она попала на шляпу дяденьке, который шел фотографироваться. Почему это случилось и что было потом, вы уже знаете.

После всего случившегося мама посмотрела Денису в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

– Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил:
– Да.

  1. Ребята, как бы вы поступили на месте мамы Дениски?
  2. Может быть, стоило Дениске прочитать мораль и объяснить, что так поступать больше не стоит?
  3. Понял ли Денис смысл слов: «Тайное становится явным» без маминого объяснения?

Ответ: Денис всё понял сразу же, как только увидел вошедшего незнакомого мужчину в шляпе с кашей на голове.

Какой эпизод в этом рассказе вам показался наиболее интересным?

Слайд 13

Как вы понимаете смысл данной пословицы: «Шила в мешке не утаишь»?

Можно ли соотнести данную пословицу с рассказом «Тайное становится явным»?

Чему могла научить эта случившаяся история с манной кашей Дениса Кораблёва?

Вывод: случившаяся неприятная история с манной кашей, конечно, научила Дениса Кораблева сначала думать, а потом делать. Он понял, что все плохие поступки рано или поздно становятся известными.

Слайд 14

3. Рассказ «Главные реки»

– Сейчас мы поговорим ещё об одном рассказе В.Ю. Драгунского «Главные реки», который, поможет вам избавиться от других недостатков.

  1. Какое настроение вызвало у вас чтение рассказа «Главные реки»? Ответ: чтение данного рассказа вызвало интерес к самому рассказу, чувство юмора, смех и желание прочитать рассказ до самого конца.
  2. Почему с Дениской в школе случилась такая скверная история? Ответ: Дениска так завозился со змеем и космосом, что совершенно забыл обо всём на свете. Он думать перестал про какие-то там уроки.
  3. Какую он клятву дал себе? Ответ: и я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.
  4. Как вы думаете, исполнит ли Денис эту клятву? Почему так считаете? Ответ: думаю, что эту клятву Дениска обязательно исполнит, т.к. этот урок он запомнит на всю жизнь.
  5. Какой отрывок из рассказа вам показался наиболее смешным? (Прочитать отрывок текста).

– Кораблёв! Что же ты? Иди к доске.
И я бодро завёл: Зима!.. Крестьянин торжествуя,…
– Это Пушкин, – сказала Раиса Ивановна.
– Да, – сказал я.
– Я тебя спрашиваю: что я задала?
Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:
– Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса Раиса Ивановна.
Это Мишка таким хитрым способом умудрился мне подсказать.

  1. Помогли ли Дениске подсказки друзей? Ответ: подсказки друзей нашему герою не помогают, т.к. он дома совершенно не брался за уроки. Подсказкой можно воспользоваться только тогда, когда ты учил уроки и просто немного забыл, или потерял главную мысль рассказа.
  2. Случались ли с вами или с вашими знакомыми подобные истории?
  3. Над чем вас может заставить задуматься данная история? Ответ: этот нелепый случай, который произошел с Денисом Кораблевым, может заставить задуматься каждого ребенка. Если не хочешь быть смешным и выглядеть глупо в глазах своих товарищей – учи уроки ежедневно.
  4. Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего?

Вывод: Дениску Кораблёва, случившаяся с ним история, научила всегда выполнять уроки.

Это подтверждают слова самого Дениса Кораблёва:

– Хотя мне идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки надо учить. Любишь, не любишь, хочешь, не хочешь, лень тебе или не лень, а учить надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь.

Слайд 15–17

Конкурс первый «Чей это портрет?»

1. «…она, наверное, и есть Дюймовочка, какая она была маленькая, милая и необыкновенная».

Ответ: Танечка Воронцова. «Девочка на шаре».

2. – Довольно! Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись. Исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова.

– Назови мне самую большую реку Америки. Скажите, кого так отчитывала учительница Раиса Ивановна и за что?

Ответ: Дениса Кораблёва, который не выучил уроки. «Главные реки».

3. Как называется этот рассказ? Назовите имя девочки.

– Пять лет девочке, а говорит «сыски».
– Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…

Ответ: Алёнка. «Заколдованная буква».

4. Он любит много разных разностей: булки, плюшки, батон и кекс. Очень любит пельмени, ватрушки, кильку, сайру. Бутерброды прямо, с чем попало, про халву говорить не буду. Всей душой люблю мороженое.

– Ты любишь целый продуктовый магазин? – спросил Борис Сергеевич.
– А люди? Кого ты любишь? Или из животных?
– Ой, чуть не забыл!
– Ещё котят! И бабушку!

Чей это портрет? Как называется этот рассказ?

Ответ: Мишка. «Что любит Мишка».

Конкурс второй. «Кто самый внимательный?»

  1. На что Дениска выменял светлячка? Ответ: на самосвал. «Он живой и светится».
  2. Какого цвета глаза у Денискиной мамы? Ответ: Зеленые, как крыжовник. «Тайное становится явным», «Гусиное горло».
  3. Какая буква заколдована и почему? Ответ: буква «Ш» «Заколдованная буква».
  4. Фамилия Мишки? Ответ: Слонов.
  5. Что купил Дениска в магазине, прежде чем попал в цирк? Ответ: помидоры, сметану.
  6. Назовите цирковые рассказы В. Драгунского. Ответ: «Мотогонки по отвесной стене», «Девочка на шаре», «Не хуже вас, цирковых», «Слониха Лялька», «Ровно 25 кило».
  7. Фамилия Дениски? Ответ: Кораблёв.
  8. Стихотворение, какого поэта, не выучил Дениска? Ответ: Н.А. Некрасова. «Главные реки»

– Да, нелепый случай, произошел с героем рассказа «Главные реки» Денисом Кораблевым и Дениска извлёк из этого положительный урок.

– Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего? (Если не хочешь быть смешным и выглядеть глупо в глазах своих товарищей – учи уроки ежедневно).

– Думаю, что этот урок может пригодиться каждому из нас.

Слайд 18

V. Подведение итогов урока.

– о жизни и творчестве, какого писателя мы сегодня говорили на уроке?

– Назовите рассказы, о которых мы говорили сегодня на уроке;

– назовите, какие рассказы В.Ю. Драгунского вы прочитали дополнительно, о которых мы не говорили на уроке;

– какой из рассказов В.Ю. Драгунского вам понравился больше всего и почему?

Добрые и озорные рассказы писателя стали классикой детской литературы советского периода. Их охотно читают и в новом веке, находя забавными, поучительными и остроумными.

Виктор Драгунский, подаривший детям цикл заряжающих позитивом «Денискиных рассказов» , творил вдохновенно, его прозу для младшей читательской аудитории с удовольствием перечитывают взрослые, вспоминая те беззаботные годы, когда «деревья были большими».

Но советский прозаик творил не только для подрастающего поколения: в его библиографии - две замечательные автобиографические повести.

Сочинения автора настолько многослойны, реалистичны и красочны, что по ним снято полтора десятка фильмов, поставлены спектакли. В наши дни творчество Драгунского переживает второе рождение и всплеск читательского интереса.

Детство и юность

Родился будущий литератор в конце 1913 года в Америке, в семье евреев-эмигрантов из белорусского Гомеля. Но Рита Драгунская и Юзеф Перцовский прожили в полуторамиллионном Бронксе недолго: через полгода после рождения первенца супруги вернулись на родину, в Гомель.


Виктор Драгунский в детстве и его мама

Родного отца Виктор Драгунский не запомнил: Юзеф Фалькович скончался от тифа, когда сыну было 4 года. Вскоре мама вышла замуж вторично за красного комиссара Ипполита Войцеховича, но и этот брак закончился спустя 2 года: в 1920-м комиссар погиб.

Влияние на Виктора Драгунского оказал третий супруг матери и второй отчим – артист Менахем Рубин. Он выходил на подмостки еврейского театра водевиля, гастролировавшего по стране с комедийными музыкальными пьесами. Вместе с отчимом кочевал по городам и весям 8-летний Витя с матерью, впитывая за кулисами дух творчества и праздника.


В 1924-м у Виктора Драгунского появился единоутробный брат Леонид. Спустя 3 года, в 1925 году Рубин прекратил колесить по стране и остановился в Москве, дав согласие стать режиссером театра Ильи Триллинга. В конце 1920-х Рубин с Триллингом оставили Советский Союз и эмигрировали в США, где открыли новый театр.

Окончив школу, Виктор Драгунский устроился помощником токаря на завод. Позже перешел на фабрику конской упряжи, где мастерил шоры для лошадей. Но любовь к творчеству, привитая отчимом, не остывала: в 1930-м Виктор записался в мастерскую театрального педагога и режиссера Алексея Дикого, где учился 5 лет.

Театр

После окончания курса вышел на сцену Театра транспорта на улице Гороховой (ныне «Гоголь-центр»). Вскоре талантливого артиста заметили и пригласили в столичный Театр сатиры. Виктор Драгунский вечером выходил на подмостки, а днем писал фельетоны и юмористические монологи, придумывал клоунады для цирка и веселые интермедии. Актер и писатель подружился с цирковыми артистами и даже выходил на арену как клоун.


Великая Отечественная война прервала творческий полет Виктора Драгунского - он защищал Родину в ополчении. В армию не взяли из-за слабого здоровья. В 1943 году не стало брата писателя: Леонид Драгунский-Рубин скончался от тяжелого ранения в госпитале под Калугой.

После войны артист и писатель устроился в труппу столичного Театра-студии киноактера. Творческая биография литератора – это и роли в кино. У Драгунский снялся в картине «Русский вопрос», зрители узнали его в образе диктора на радио. Вышел на театральную сцену, сыграв героев нескольких спектаклей.


Виктор Драгунский в фильме "Русский вопрос"

Актера приняли в драмтеатр на Поварской. Но заметные роли доставались мэтрам, а молодежь перебивалась появлением в массовке. Фонтанирующий идеями Виктор, дабы не прозябать без работы, инициировал создание самодеятельного коллектива внутри драмтеатра, в который вошли и молодые, и маститые артисты.

В этом «театре в театре» Драгунский возглавил пародийный коллектив «Синяя птичка», выходивший на сцену 10 лет, начиная с 1948 года. Юмористические спектакли артиста пользовались успехом и «Синюю птичку» пригласили на Мосэстраду. Виктор сочинял сценарии пародий и тексты песен. Одна из них («Теплоход») вошла в эстрадный репертуар .

Литература

Написанные за 10 лет фельетоны и юморески литератор объединил в сборник, который назвал «Железный характер». Книга вышла в 1960 году.


Известность пришла к писателю после выхода в 1966-м «Денискиных рассказов» – цикла юмористических рассказов для детей и подростков, главным героем которых стал . В том же году юные читатели порадовались еще одной книге – сборнику под названием «Похититель собак».

В 1960 годы книги цикла издавались миллионными тиражами. Дети зачитывались рассказами «Первый день», «Друг детства», «Кот в сапогах» и «Тайное становится явным». Поучительные, но не назидательные книги Виктора Драгунского легко находили путь к сердцу ребенка, прививали любовь к чтению.


Как и вся проза Драгунского, веселые истории о Дениске и его друге Мишке Слонове взяты из жизни. Прототипом главного героя стал сын литератора Денис.

Многие произведения Виктора Драгунского экранизированы. Советские режиссеры сняли фильмы по мотивам Денискиных рассказов «Девочка на шаре», «Капитан» и «Удивительные приключения Дениса Кораблева».

Саркастический рассказ «Волшебная сила искусства» был экранизирован советским режиссером Наумом Бирманом. Сценарий комедии написал Виктор Драгунский, а в трех новеллах одноименного альманаха снялись , и .


В 1980 году на экраны вышла мелодрама «Клоун» по мотивам одноименной повести. В фильме снялись , Анатолий Марчевский, . Сценарий грустной комедии написал автор.

Взрослым писатель подарил две повести – «Он упал на траву» и «Сегодня и ежедневно». Первая - о войне, вторая - о жизни артистов цирка.

Личная жизнь

В середине 1930-х Виктор Драгунский познакомился с актрисой Еленой Корниловой. Роман увенчался браком, в котором родился первенец – сын Леня. Но семейная жизнь дала трещину, супруги расстались. Леонид Корнилов окончил университет, выбрав экономический факультет, но отцовские гены победили. Публицист Корнилов писал статьи для «Известий» и «Недели», издал 6 книг.


Второй брак Виктора Драгунского оказался счастливым. Выпускница театрального вуза Алла Семичастнова, моложе мужа на 10 лет, родила Виктору Юзефовичу двоих отпрысков – сына Дениса и дочь Ксению. Вместе супруги прожили до смерти писателя.


Денис Драгунский, прототип героя известных детских рассказов отца, стал филологом (преподавал греческий язык будущим дипломатам), журналистом и литератором. Он писал сценарии для фильмов, научные статьи и обзоры.

Талант к писательству обнаружился и у Ксении Драгунской: она сочинила сценарии к трем десяткам пьес, прославилась как драматург, искусствовед и детский прозаик.

Смерть

Скончался Виктор Драгунский в столице на 60-м году, от хронической болезни, с которой боролся долгие годы. В последний путь светлого и доброго писателя проводили тысячи поклонников.


Могила артиста, юмориста и писателя находится на 14-м участке Ваганьковского кладбища. В 1990-м вдова писателя Алла Драгунская издала книгу стихов Виктора Юзефовича.

Библиография

  • 1960 – «Железный характер»
  • 1961 – «Расскажите мне про Сингапур»
  • 1961 – «Он упал на траву»
  • 1962 – «Человек с голубым лицом»
  • 1964 – «Девочка на море»
  • 1964 – «Старый мореход»
  • 1964 – «Сегодня и ежедневно»
  • 1966 – «Денискины рассказы»
  • 1966 – «Похититель собак»

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

«Он живой, он светится…»

О творчестве и жизни В.Ю. Драгунского

Учитель начальных классов

МБОУ Гимназия №25 г. Архангельск

Конкурс презентаций «Великие люди России» Сообщество взаимопомощи учителей «Pedsovet.su»

ДЕТСТВО

Виктор Драгунский родился 30 ноября 1913 года в городе Нью-Йорке, в Америке, куда его родители в поисках лучшей жизни эмигрировали из Белоруссии незадолго до рождения сына.

Отец - Юда Фалькович Перцовский (1894-1918), мать - Рита Лейбовна Драгунская (1896-1967).

Не прижившись в Америке, в 1914 году они вернулись с крошечным сыном на Родину, в Гомель, за два месяца до Первой мировой войны.

Он имел замечательную память, был от природы артистичен и обладал неподражаемым чувством юмора.

В 1925 году семья переехала в Москву.

В 1918 году отец Виктора умер от тифа. Его отчимом стал Ипполит Иванович Войцехович, красный комиссар, погибший в 1920 году. В 1922 году появился другой отчим - актёр водевильного еврейского театра Михаил Рубин (1894-1962), вместе с которым семья ездила в гастрольные поездки по стране.

Мальчик много чему научился за два года кочевья: декламировать куплеты, бить чечётку, пародировать актёров.

В школе Виктор был заводилой во всех играх, устраивал свои представления, пел куплеты, танцевал. Еще учась в школе, Виктор старался помочь семье. Чтобы как- то заработать он с одним из своих товарищей устроился лодочником, чтобы перевозить людей через Москву – реку.

Об учебе в высшем учебном заведении не могло быть и речи.

И вот окончив школу, Виктор пошел работать учеником токаря на завод. Завод находился на окраине, вставать приходилось очень рано. И однажды, не выспавшись, он прилег под станком и уснул. Там его застал мастер. Приговор был короткий и жестокий: уволить!

Тут кто-то из друзей посоветовал ему пойти на фабрику, где требовались ученики- шорники. (Шорник – это мастер, который изготавливает из кожи сёдла и другой инвентарь для езды на лошадях)

При фабрике был манеж, и можно было обучиться конному спорту, а лошадей Виктор любил с самого детства.

Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей.

Он организовывал небольшие театральные группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером.

В семнадцать лет Виктор выдерживает экзамен в актерскую школу.

Окончив школу, Виктор Драгунский стал хорошим театральным актером и был принят в Театр Сатиры.

«На площади есть дом казенный, «Театр» - написано на нем,

Там день и ночь актер ученый

Все ходит по фойе кругом…»

Виктор Драгунский

Драгунский рвался на фронт, врачи из-за болезни не разрешили, но он не сдался и поступил в ополчение. Ополчение – это войска, которые создаются во время войны в помощь основной армии из добровольцев.

ПРИШЛА ВОЙНА...

Ополченцы рыли глубокие траншеи, окопы, устанавливали противо-танковые заграждения. Работа была изнурительная, тяжелая.

Немцы неумолимо наступали под Москвой. Часть ополченцев была убита, Драгунский спасся чудом.

Потом вместе с театром он выступал с концертами перед бойцами, которые направлялись на фронт, перед раненными в госпиталях.

Драгунский неожиданно для всех бросает театр и уходит в цирк работать … рыжим клоуном! Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть КЛОУНОМ.

Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят... Самое главное придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы (так называется текст для клоунов), эстрадные сценки, песни. Некоторые из них до сих пор исполняются на эстрадах, звучат по радио....

Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.

Драгунский говорил: «Смех – это радость. Я даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом. Дети должны жить, они должны радоваться… и я должен приносить радость детям»

В 1930 году Драгунский стал посещать «Литературно-театральные мастерские». В 1935 году начал выступать как актёр в Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя). Впоследствии руководил ансамблем литературно-театральной пародии «Синяя птичка» (1948-1958).

По субботам в квартире Виктора Драгунского собирались друзья - артисты, художники, поэты, писатели. Читали стихи, спорили о новых книгах, пели... Здесь было шумно, людно, интересно и весело.

Первым браком был женат на актрисе Елене Петровне Корниловой. Их сын - журналист Леонид Викторович Корнилов (1937-2007), выпускник экономического факультета МГУ, долгие годы работал в «Известиях», «Неделе», автор нескольких книг.

Ксения Драгунская-

окончила сценарный факультет ВГИКа, блистательный детский писатель и драматург.

Денис Драгунский-

преуспевающий литератор, журналист, редактор журнала.

Вторая жена - Алла Васильевна Драгунская издала книгу воспоминаний: «О Викторе Драгунском. Жизнь, творчество, воспоминания друзей».

У них родилось двое детей: Ксения (род. 1965) и Денис (род. 1950).

ТВОРЧЕСТВО

Драгунскому всегда хотелось попробовать что-то новое. Так появились «Денискины рассказы». Кстати, эти веселые истории родились отнюдь не в самой веселой обстановке. Драгунский сидел на холодной подмосковной даче зимой в мрачном настроении… И решил написать про шалости своего сына Дениса. Написал сразу 13 рассказов, которые стали классикой детской литературы.

Первой книгой стал сборник «Он живой и светится…» (1961), именно в нем появились «сквозные» персонажи автора – Дениска, его папа и мама, множество окружающих их взрослых и детей. Впоследствии Денискины приключения стали пополняться: сборники «Расскажите мне про Сингапур» (1961), «Человек с голубым лицом» (1962), «Девочка на шаре» (1964), «Старый мореход» (1964), «Денискины рассказы» (1966), «Похититель собак» (1966) и др.

Всего Драгунским написано около ста историй про Дениску Кораблёва.

Рассказы о Дениске автобиографичны. Некоторые действительные события жизни семьи Драгунских нашли отражение в книгах. В героях проявляются собственные качества автора: остроумие, обаяние, доброжелательность и, главное,- искренность.

Все рассказы разные: над одними смеешься до слез, над другими задумываешься, порой грустишь и огорчаешься.

Когда читаешь эти рассказы, замечаешь, что Дениска похож на каждого из нас. Он любит то, что любим мы. Вот как об этом написано в рассказе «Что я люблю»:

«Я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо. Очень люблю звонить по телефону. Я люблю строгать, пилить, я умею лепить головы древних воинов и бизонов, и я слепил глухаря и царь-пушку. Все это я люблю дарить. Я люблю посмеяться. Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех – смотришь, через пять минут и вправду становится смешно.

Я много чего люблю!»

Дениска любознателен, он ищет ответы на многие вопросы и отвечает на них по-своему, что приводит к смешным ситуациям.

Не беда, что не все получается у Дениса или получается не так, как хотелось бы.

Денис никогда не сидит без дела, он всегда помогает папе и маме в домашних делах.

Книге Драгунского «Денискины рассказы» скоро исполнится 55 лет, но дети уже нашего 21 века с увлечением следят за приключениями озорного мальчишки, вместе с ним играя в прятки, уча уроки, строя космический корабль, катаясь на велосипеде и распевая частушки на детском празднике.

Писатель часто получал письма от юных читателей

и всегда старался

ответить на них.

Каждое свое послание он заканчивал девизом:

«Дружба! Верность! Честь!»

Рассказы о Дениске переведены на многие языки мира, даже на японский. Виктор Драгунский написал к японскому сборнику искреннее и веселое предисловие:

«Я родился довольно давно и довольно далеко от того места, где живу сейчас… В детстве я любил драться и никогда не давал себя в обиду. Как вы понимаете, моим героем был Том Сойер.

С самого раннего детства я крепко полюбил цирк и люблю его до сих пор. Я был клоуном. Кроме цирка я очень люблю маленьких детей. Я пишу о детях и для детей. В этом вся моя жизнь, ее смысл».

Яков Аким, детский поэт и близкий друг Драгунского так говорил о творчестве Виктора Юзефовича: :

«Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор Драгунский. Если бы я был доктором, я бы всем детям выписывал специальное лекарство: «Витамины Драгунского» - его рассказы.

Принимать ежедневно!!!»

Виктора Юзефовича Драгунского нет с нами уже много лет, но «Он живой и светится», и книжки его живут и сегодня, их с удовольствием читают ребятишки и перечитывают взрослые…

Викторина для внимательных читателей

1.Имя и Отчество писателя Драгунского...

Виктор Юрьевич

Виктор Юзефович

Юрий Викторович

2.В каком году родился писатель?

в 1915 году

в 1914 году

в 1913 году

3.Писатель Виктор Драгунский родился в городе...

Нью-Йорке

Санкт-Петербурге

4.После школы Драгунский пошёл работать…

строителем

электриком

5.После войны В.Ю.Драгунский начал работать...

рыжим клоуном

шорником

лодочником

6.Фамилия главного героя рассказов Дениски...

Кораблёв

7.Сколько весит Дениска в рассказе "Ровно 25 кило"?

8.Сколько лет Дениска собрался провести под кроватью?

9.Сколько рассказов про Дениску Кораблёва создал писатель?

около 10 рассказов

около 50 рассказов

около 100 рассказов

10.Какого цвета были глаза у Денискиной мамы в рассказе «Гусиное горло»?

голубые, как васильки

зелёные, как крыжовник

жёлтые, как одуванчики

11.Что пытались приготовить на обед горе-повара Дениска с папой, пока мама была в институте?

украинский борщ

овощной салат

куриный бульон

13.Какая буква была заколдована?

15.Название реки, которое не выучил Дениска в рассказе "Главные реки Америки"

Амазонка

Миссисипи

16.На что Дениска выменял светлячка?

на самолёт

на автомобиль

на самосвал

17.Самое короткое название рассказа В. Драгунского...

Список литературы 1. Драгунская А. О Викторе Драгунском // Начальная школа. – 2000. – 8. 2. Драгунская К. Про папу моего // Кукумбер. – 2003. – 10. – (Доска почёта и уважения). 3. Нагибин Ю. Писатель щедрый и радостный // Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – М., 2004. 4. Драгунский В. Денискины рассказы.- М. Эксмо, 2005. 5. Фотоматериалы сайтов: http://www.biblioguide.ru www.izbrannoe.ru www.velib.com/book http://images.google.ru

Предлагаю вам конспект урока внеклассного чтения «Знакомство с биографией и творчеством В. Ю. Драгунского». Данная работа будет полезной учителям начальных классов. Вашему вниманию предлагается , не требующего специальной подготовки детей.

Цели урока:

  • Познавательный аспект: знакомство с биографией и творчеством писателя В. Ю. Драгунского
  • Развивающий аспект: развитие речевой активности, наблюдательности, внимания, творческого потенциала каждого ребенка.
  • Воспитательный аспект: воспитание коммуникативной толерантности
  • Учебный аспект: формирование умения писать сочинение

Демонстрационный материал:

  • Драгунского, его книги,
  • кукла Дениска,
  • кроссворд-игра «Бусинки».

Раздаточный материал:

  • Книжечки с изображением елки,
  • викторина «Внимательный читатель».

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Ребята, я вам сейчас назову несколько словосочетаний, а вы по ним попробуете угадать задуманные мною слова. Попробуем?

Маленький, желтый, пищит.

Интересно, дети, что-то новое, полезное, трудиться, заниматься, бывает трудно, обязательно, 45 минут, учитель.

Занимательные, познавательные, бывают художественные, учебники. А кто пишет книги? Посмотрите, пожалуйста, на этот портрет.

Вы знаете кто это? А как вы думаете какой этот человек? Ребята, я вам сегодня хочу рассказать о любимом писателе многих детей - Викторе Юзефовиче Драгунском. Ему было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей со странными названиями: «Зеленоватые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Человек с голубым лицом»... Дети наслаждались этими безудержно веселыми книгами; читая их, они иногда признавались, что чувствуют себя «как в цирке»...

Но это было и неудивительно: именно из цирка пришел в детскую литературу Виктор Драгунский. Но не в цирке началась трудовая жизнь будущего писателя. В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником — катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада — возможность веселить, радовать людей.

Он организовывал небольшие театральные группы, артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером. Одним из таких веселых ансамблей, который назывался «Синяя птичка», Виктор Драгунский руководил десять лет. А цирк? Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном.

Им он не стал — этому надобно учиться долго, но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят... Самое главное — придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы — так называется текст для клоунов, — эстрадные сценки, песни, и некоторые из них до сих пор часто исполняются на эстрадах, звучат по радио...

Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые — как рассказывали — во время его выступлений от смеха часто сползали со стульев. И его уговорили: рассказы, с которыми он выступал со сцены перед детской аудиторией, сделать книгами.

А ведь большая разница между записанным и исполняемым! Актер может иногда развеселить далеко не самым лучшим текстом. Но с книгами Виктора Драгунского этого не случилось. Когда они появились, читатели получали такое же удовольствие, как и слушатели в зале. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую,— мальчик Дениска. Веселые и необыкновенные истории, происходящие с этим шаловливым, сообразительным выдумщиком, казалось, были неисчерпаемы.

Их автор сам сказал о себе: «Жизнь я прожил очень интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто...» Эти интересные случаи составляют основу «Денискиных рассказов»— так назвал свою главную книгу Виктор Драгунский. Эта книга выходит с 1959 года. Наверное, случаев, о которых говорил он, было не сто, а больше.

Только писатель не успел обо всех рассказать. Слишком короткое время было ему отпущено для работы в литературе. Но веселые и умные книги Виктора Драгунского остались, чтобы вызывать радость и веселье у многих поколений читателей.

А сейчас послушайте рассказ Виктора Драгунского «Заколдованная буква».

Виктор Драгунский «Заколдованная буква»

Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:

— Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь.

И когда выгрузили, шофер сказал:

— Теперь надо эту елку заактировать, — и ушел.

А мы остались возле елки.

Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:

— Смотрите, а на елке сыски висят.

«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять.

Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:

— Ой, умру от смеха! Сыски!

А я, конечно, поддавал жару:

— Пять лет девчонке, а говорит «сыски»... Ха-ха-ха!

Потом Мишка упал в обморок и застонал:

— Ах, мне плохо! Сыски...

И стал икать:

— Ик!.. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик!

Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:

— Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она — сыски.

У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.

— Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»...

Мишка сказал:

— Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово — хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:

Ох, хыхечка зеленая,

Боюся уколюся я.

Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:

— Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!

— Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.

И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски!» — «Хыхки!» — «Сыски!».

Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:

— Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

Вот и все!

Беседа по тексту:

  • Вам понравился рассказ? Чем?
  • Почему В. Драгунский назвал свой рассказ «Заколдованная буква»?
  • Какие моменты запомнились больше всего? Почему?
  • За какого героя переживали по ходу чтения?
  • Чему учит этот рассказ?

Ой, а это кто? (Достаю куклу). Это же Дениска из рассказов В. Драгунского. Что ты говоришь? Принес сюрприз? Книги для ребят? Возьмите, пожалуйста, эти книжечки. (см. Приложение 3) Откройте и скорее принимайтесь за работу - ответьте на вопросы текста.

После проверки дети закрашивают столько , сколько у них правильных ответов.

Внимательный читатель.

1. С кем гулял Дениска?

2. На какой машине привезли елку?

4. Чем пахла елка?

5. Сколько лет Аленке?

6. Сколько зубов вывалилось у Мишки?

7. Какой фразой заканчивается рассказ?

Физминутка «Под высокою сосной», «Зажги звезду».

Хорошо, с этим заданием вы тоже справились. А теперь давайте поиграем в писателей. Мы попробуем написать небольшое сочинение. Приступайте к работе.

Прослушивание сочинений.

Игра «Бусинки»

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет. (дождь)

За лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло в небе коромысло.

Ребятишек радует всеми цветами … (радуга)

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (аист)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы. (гриб)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет. (улитка)

Голубая простыня весь свет покрывает. (небо)

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла - и пропала. (снежинка)

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Кататься захочешь - на нас садись. (качели)

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко.

А называют кораблик… (иголка)

Я вчера опять упал

И коленку разодрал.

Мама ранку мне прижжет.

Ой, печет! Ведь это… (йод)

Итог урока.

На этом урок литературного чтения в 4 классе завершается.




Top