Жизнь самая большая ценность какой обладает человек. Самая большая ценность

На самом деле огромную ценность имеет СЛОВО. Но сегодня, к сожалению, люди ценят мир материальный с его тряпками, шмотками, техникой, предметами обихода, едой и проч. Это всё повышает уровень жизни, но не качество жизни. Ведь не стало меньше разводов оттого, что люди стали лучше одеваться. Не стало меньше болезней оттого, что люди стали покупать себе более дорогие мобильники, одежды, бытовую технику.

Это не значит, что нужно отрицать прогресс. Прогресс, богатство – это хорошо. Но всё должно быть на своем месте. Люди, гоняясь за всеми этими "штучками" материального мира, абсолютно перестали заботиться о настоящих, истинных вещах: любви, дружбе, верности, уважении, почитании.

Но, дорожить нужно настоящими ценностями. Лучше иметь в семье мир, любовь, взаимопонимание и жить довольно скромно, чем жить в изобилии и роскоши, но в постоянных распрях, ссорах, непонимании, ненависти. Люди почему-то больше трудятся над тем, чтобы обладать вещами второстепенными: деньгами, имуществом, и не прилагают усилий к тому, чтобы культивировать вещи настоящие - мир, покой, радость, понимание, уважение, любовь.

Благополучие нашей жизни во всех сферах - духовной, душевной, материальной зависит от того, на какие ценности мы ориентированы. Все мы хотели бы иметь мир в душе, уверенность в завтрашнем дне, сильный победоносный дух, достаток в семье. Достижение всех этих благ возможно при том условии, что человек ставит своей жизненной целью не накопительство, удовлетворение собственного эго, обустройство своего быта. Цели и мечты человека проистекают из его сердца. Нужно быть очень внимательным к тому, какая мечта живет в твоем сердце, нужно быть внимательным к голосу СВОЕЙ интуиции, а не к тому, что пытаются навязать все информационные источники извне. Часто мы пренебрегаем теми дарами, талантами, мечтами, которые наполняют наше естество. Мы осознанно наполняем себя чем-то другим - мерзким и отравленным. Всё говорит нам: "беги, включайся в гонку за материальным миром, обогащайся, заботься о себе, о других не думай!" И, наконец - "Бери от жизни всё!"

Но есть нечто более важное - это Ваша миссия, призвание, дело, которое только ВЫ можете совершить на этой земле, используя свой профессионализм, свои таланты, ресурсы, способности . Но ведь это что-то из области невидимого, этого нельзя пощупать, а вот кусок колбасы пощупать можно и даже попробовать. Многие не готовы вкладывать деньги в свое обучение, в свое развитие, в книжки, курсы, самообразование, однако готовы вкладывать в свой желудок, и очень охотно!

В век больших скоростей всё происходит на бегу - работа , еда, отношения с мужем (женой), любовь, дружба. Нам некогда задуматься о глобальном - о цели своей жизни; о пути, по которому мы идем; о том, как будут совершенствоваться отношения в семье. Для размышлений нужно времени, а у нас его вечно не хватает!

Сегодняшний человек более внимательно прислушивается к мнению окружающего мира, нежели к собственной интуиции, к голосу своей совести. А интуиция - это своего рода голос Бога в человеке. Тяга к высокому, небесному, чистому заложена в человека Богом от природы. И только информация внешнего мира извращает все эти понятия и призывает человека к гламуру, самовозвеличиванию, пренебрежительному отношению к настоящим ценностям.

Большинство проблем возникает в жизни человека как раз по тому, что человек наполняется этой ложью, которой полно в мире.

Псалом 1:1-3

Даже Библия подтверждает действие этого закона: "Счастлив человек, который:

1. не ходит на совет нечестивых (это значит, что человек, не руководствуется советами людей лживых, нечестных)

2. не стоит на пути грешных (это значит, что человек выбрал путь самоотдачи, путь служения людям, своей семье, своей стране; и даже не думает отказываться от этого пути)

3. не сидит в собрании развратителей (то есть человек не находится в общении с разрушителям - людьми, которые разрушают общество

Словом или делом)
4. но о законе Господа размышляет он день и ночь".

А о чем размышляет человек сегодня? О том, что ему предлагают и навязывают со стороны. Кто навязывает? Ненормальные телепрограммы, тупые сериалы, примитивные развлекательные передачи, которые просто отравляют всё естество человека. Это делается с целью заполнить человеческий мозг, чтобы ему некогда было думать.

А следствием того, что человек наполнен правильной, чистой информацией, является плодотворность его жизни. Те плоды и результаты труда, которые он принес для общества. Это его победы, достижения, которые принесли пользу не только ему самому, но и другим людям. Это постоянная внутренняя энергия, неиссякаемый источник творчества, позитивная созидающая сила.

Если спросить человека, творящего историю в сфере своей деятельности, откуда он берет идеи, то, наверняка, он скажет, что идеи приходят откуда-то из мира невидимого, из воздуха. Если предположить, что Создатель сотворил весь мир видимый, то мир невидимый - мир образов, идей, представлений также сотворил Он. Вот почему, например, нужно быть крайне внимательными к каждой идее, которая приходит к Вам в голову. Сразу же записывать ее, и потом внедрять в ближайшее время. Но именно в этих простых вещах мы зачастую не внимательны, безответственны, пренебрегаем ими.

Невнимательность к простым вещам иногда приводит к катастрофам.

Существует простой закон: если я не приближаюсь - я отдаляюсь.

Если я не приближаюсь к своему мужу (жене) - я отдаляюсь.

Если я не приближаюсь к детям - я отдаляюсь от них.

Если я не приближаюсь к своему призванию, к своей мечте - я отдаляюсь от них.

Если я не приближаюсь к настоящим, истинным ценностям - я отдаляюсь от них. И постепенно грязь, мерзость, разруха вкрадываются в мою жизнь.

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их - безысходность, смерть. Человеку, сошедшему с правильного пути, довольно сложно вернуться назад. Почему мы часто видим талантливых актеров, музыкантов, общественных деятелей, ученых, учителей, людей разных профессий, которые спиваются, ведут жизнь в нищете, семьи которых в полной разрухе...Такое бывает потому, что человек свернул с правильного пути. Но всегда есть кто-то или что-то, что хочет сбить нас с этого пути - это обиды, распри, гордость, слухи, сплетни, предательство ближних - и всё что угодно.

Но наша задача - быть твердыми и неотступными, надеясь на свои силы и помощь свыше. Потому что если вы защищаете истину, истина однажды защитит вас.

Так важно держаться за самое ценное, что есть в жизни - за своего ближнего, за дело всей своей жизни, за свою семью, за свое призвание.

Каждый из нас будет однажды испытан на прочность, на привязанность, на разрыв. Как нить, как деталь. Если вещь не крепкая, то она не нужна.

Во все времена ценились и будут цениться надежные, верные люди, кому можно доверять, на кого можно опереться и рассчитывать в трудную минуту. Если же этого не происходит, то такой человек не нужен никому: ни обществу, ни ближнему, ни государству.

Если не пройти испытание на прочность, то сама жизнь не будет к нам благосклонна. Проходя через трудности, испытания, огорчения, стесненные обстоятельства, человек становится чище, лучше, надежнее. Такие люди умеют владеть собой и управлять своими эмоциями - гневом, обидой, печалью.

А может ли кто-то сказать о тебе: "Я во всем могу на него положиться!"? "Это надежный, верный человек, которому можно поручить всё, что угодно!"

Если мы все еще способны на такие вещи как обиды, разногласия, гордость, самолюбие, то мы не надежные люди. Но любому руководителю, учителю, лидеру нужны надежные, проверенные люди, которые мыслили бы так же, как мыслит он, мечтали о том же, о чем мечтает он, стремились к тому же, к чему стремится он.

С людьми, которым доверяешь по-настоящему, можно творить великие дела, претендовать на грандиозные победы, идти напролом, ничего не страшась!

Испытания, будут проверки на прочность, и мы должны их пройти, не смалодушничать, не испугаться, не отступить!

Нужно очень сильно дорожить не миром материальным, а чем-то настоящим, высоким, светлым, чистым, небесным...К тому, что можно потерять и не вернуть ни за какие деньги...Это огромное горе - когда ты оторван от того, что ты любишь по-настоящему, и что тебе по-настоящему дорого...

Никогда не дорожите чем-то низкопробным, слушайте и вникайте в ценности настоящие, вечные под солнцем. Когда в жизни есть проблемы – приходите к изначальному источнику, к основам, дорожите Словом Бога, вникайте в Его принципы и законы, ибо без этого можно потерять семью, родителей, свое призвание, быть оторванным от ближнего, от всего, что дорого сердцу! Пусть мотивацией ваших поступков всегда будут неизменные ценности, а не обстоятельства.

Школа САМОреализации,
Системное обучение

Цель: совершенствовать коммуникативные способности педагогов с целью повышения эффективности воспитательного процесса в школе.

Жизнь - самая большая ценность, какой обладает человек. А самая большая роскошь в этой жизни - "это роскошь общения"; - как оказал А. де Сент-Экзюпери.

Главный смысл универсальных правил общения в том, чтобы:

  • помочь объединить людей в сообщества
  • создать здоровую психологическую среду
  • обеспечить каждому человеку комфорт в общении
  • самим создать условия для его развития и совершенствования.
Важным фактором, стимулирующим процесс развития личности, является создание психологически комфортной окружающей среды.

Эго-состояние «РОДИТЕЛЬ».

Включает наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как собственные, принятые нами самими, тогда как на самом деле это усвоенные без критической переработки установки и убеждения значимых для нас людей или просто штампы. Поэтому Родитель – это как бы наш внутренний комментатор, редактор, оценщик. Когда мы занимаем позицию «Карающего Родителя» , то позволяем себе давить на окружающих, кричать, в нетактичной форме делать замечания, поучать. При этом лицо у нас осуждающе-сердитое. Брови насуплены, губы поджаты, голова неодобрительно покачивается. Но «Родитель» может быть и заботливо-опекающим. В этом случае он защищает, поддерживает, опекает, одобряет, помогает, сочувствует, утешает, выражая это жестами и словами.

Эго-состояние «ВЗРОСЛЫЙ»

Воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реалистичность. Поведение, типичное для «Взрослого»: ориентированность на решение встающих перед ним в данный момент проблем с опорой на наилучший вариант из возможных альтернатив. Для получения информации «Взрослый» задает вопросы, начинающиеся со слов «Что? Где? Когда? Почему? Как?» Подстройка к партнеру происходит преимущественно на равных. Выражение лица внимательно-заинтересованное, полностью обращенной к партнеру, доверяющее и спокойное.

Эго-состояние «РЕБЕНОК»

Руководствуется главным образом чувствами. На поведение в настоящем влияют скрытые чувства, происходящие из детства. Наш внутренний «Ребенок» может быть настроен по-разному: свободно-творчески, униженно-беспомощно, бунтарски-строптиво. В зависимости от этих состояний «Ребенок» может вести и проявлять себя в конкретных ситуациях. В свободно- творческом состоянии он излучает энергию, не заботится о том, что скажут о нем окружающие, находится в приподнятом настроении, проявляет творческий подход и открыт окружающему миру. Словарь предпочитаемых высказываний состоит из непосредственных восклицаний типа: «Я хочу!», «Вот это здорово!», «Прекрасная мысль!». Речь возбужденная, торопливая, горячая.

Эго-состояние «РЕБЕНОК»

«Приспосабливающийся Ребенок» озабочен мнением о себе окружающих, переживает чувства вины и стыда, страха и неуверенности в себе. Он беспомощен, обижен, жалуется на несправедливость. Его словами при этом являются «Я не знаю, смогу ли», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». Интонации высказывания слабые, нерешительные, плаксивые, голова опущена, готов заплакать, кусает губы.

«Ребенок-бунтарь» капризничает, протестует против авторитетов и власти, проявляет непослушание, может быть грубым и строптивым. Его любимыми словами являются: «Я не буду этого делать!», « Я не хочу!», «Оставьте меня в покое!»

Характеристика состояний

Подсчет результатов тестов

  • 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.
  • 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
  • 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Интерпритация результатов

ВДР - вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, и непосредственны,
не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно лишь пожелать сохранить эти качества и впредь.
Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

РВД - категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору – словом всем, кто имеет дело с людьми, а не с машинами. РДВ - такое сочетание способно осложнить жизнь его обладателю. «Родитель» с детской непосредственностью режет правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет особых поводов для уныния. Если вас не привлекает организаторская работы, шумные компании, и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, то все в порядке. Если же нет и вы захотите передвинуть свое Р на второе или даже третье место, то это вполне осуществимо.

Д - приемлемый вариант для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил свои успехи тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди уже обычно перестают о них думать.. Но детская непосредственность хороша доопределенных пределов. Если она начинает мешать делу, то пора взять эмоции под контроль.

Схема Томаса А.Хариса.

Я «- » - ТЫ «+» (депрессивность)
Человек, который принял эту жизненную позицию, полагается на милость окружающих, испытывает огромную потребность в поглаживании, в признании. Такой человек полон желания угодить другому, он подобен альпинисту, который по жизни приговорен покорять одну вершину за другой, никогда не достигая полного удовлетворения. Психологически это депрессивная позиция, в социальном плане она означает самоуничтожение. В профессиональном плане такая позиция чаще всего побуждает человека сознательно унижаться перед различными людьми, используя при этом их слабости.

Я «- » - ТЫ «+» (безнадежность)
Принятие такой жизненной позиции приводит к замедлению или даже остановке развития ВЗРОСЛОГО. Это значит, что человек считает плохими всех окружающих, а так же самого себя. У человека нет больше надежды, он сдается. Это позиция безнадежности.

Я «+ » - ТЫ «-» (превосходство)
Эта позиция подходит для ситуации, когда необходимо избавиться от кого-то. Эта позиция превосходства. В большинстве случаев она характерна для посредственных личностей, людей с завышенной самооценкой, склонных видеть в других только недостатки.

Я «+ » - ТЫ «+» (успех)
Это самая эффективная позиция, потому что человек, принявший ее, не предполагает мгновенной радости и утешения. Это позиция вполне здоровой личности с позитивной установкой на себя и социальное окружение. В такой позиции общение протекает наиболее оптимально.

Открытые и закрытые вопросы

Закрытые вопросы:
- Как вас зовут?
- Вы живете здесь?
- Сколько у вас детей?
Открытые вопросы:
- Что вы сейчас чувствуете?
- Что вас больше всего привлекает в вашей работе?
- Что вы думаете о…?
Активное слушанье
Нерефлексивное
Заинтересованное отношение к собеседнику, уточняющие вопросы, парафраз по типу:
  • «Правильно ли я поняла, что…?»
  • «Так ли это…?»
  • «То есть…?»
Возникает адекватная обратная связь, собеседник уверен, что передаваемая им информация понята правильно. Анализа и интерпретации не дается, просто отражается мысль собеседника.
Рефлексивное
Более активное участие в разговоре, переформулирование мысли таким образом, чтобы акцентировать главные идеи, выявить противоречия:
  • «То есть, ты думаешь, что он специально это сделал, чтобы обидеть тебя?»
Иногда после таких вопросов человек начинает лучше понимать ситуацию и свои собственные чувства, анализировать причины проблемы и видеть выход из трудной ситуации.

Интерпритация жестов

попытка прикрыть рот рукой или касание носа – обман
руки, скрещенные на груди – оборонительная поза
разведенные руки с открытыми ладонями – открытость
потирание ладоней – удовлетворение, восторг
сцепленные пальцы рук– разочарование и желание скрыть негативное отношение,
соединенные кончики пальцев в вертикальном положении – уверенность в себе, возможно чувство превосходства
захват запястья и предплечья – разочарование, попытка справиться со своими чувствами.
почесывание шеи – сомнения и неуверенность
палец во рту – нужда в ободрении
рука подпирает щеку – скука
рука поднесена к щеке, указательный палец у виска, голова держится ровно – заинтересованность
рука поднесена к щеке, указательный палец у виска, голова опирается на руку – негативные мысли
поглаживание подбородка – стремление принять решение
потирание шеи сзади или лба – «как мне все это надоело»
собирание несуществующих ворсинок на одежде – не одобряет мнение окружающих, но не решается высказать свое.

Глазные сигналы доступа.

§ 2. Жизнь человека - самая большая ценность

Посуди! Почему человеческая жизнь является высшей ценностью в современном мире?

Ли задумывался над такими вопросами:

Что такое жизнь?

Зачем мы живем?

Какой должна быть жизнь человека?

Над этими вопросами задумывается каждый человек.

Жизнь человеку дается один раз. Жизнь - это процесс существования, набирание опыта, расширение кругозора. Каждый человек выбирает собственный жизненный путь.

Смысл (смысл) жизни заключается в том, чтобы честно работать, дарить людям счастье, делать добро, развиваться интеллектуально и духовно, быть порядочным и справедливым человеком. Нужно постоянно ставить перед собой цель, достигать ее и идти к новым горизонтам. Нужно быть самодостаточным, уютно чувствовать себя в настоящем и позитивно смотреть в будущее.

Каким будет твоя жизнь, зависит только от тебя.

Именно поэтому человеческая жизнь - самое ценное, что может быть в мире. Ведь есть люди, которым ежедневно приходится бороться с последствиями тяжелых болезней, травм или с врожденными пороками. Но они продолжают любить свою жизнь и ценить каждое его мгновение.

К примеру, в спорте сила духа и мужество спортсменов-паралимпийцев могут быть примерами для обычных спортсменов.

Каждые четыре года сразу после Олимпийских игр проводятся Паралимпийские игры, где спортсмены-инвалиды соревнуются между собой в различных видах спорта. Украинские спортсмены достигают больших успехов в таких соревнованиях. В августе 2014 года паралимпийская сборная Украины по футболу стала чемпионом Европы. В то же время украинские пловцы на чемпионате Европы завоевали больше всего медалей и заняли первое место.

Паралимпийская сборная Украины по футболу

Прочитай пословицы. Объясни, как ты понимаешь их смысл.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Мудрым никто не родился, а научился.

Где есть жизнь, там есть и надежда.

Какие люди, такая и жизнь будет.

Прочитай.

Победа над драконом

Вскоре пізнайки решили пойти вглубь острова и исследовать его. Оказалось, что в самом центре острова стоит высокая гора с глубокой и темной пещерой, в которой живет самый настоящий дракон. Он очень разозлился, увидев незваных гостей, поэтому сразу погнался за ними. Пізнайки еле убежали. Вечером они сели обсудить, что делать дальше.

Надо собрать армию и победить дракона! - грозно воскликнул Смельчак.

Нет! Лучше дождаться, пока дракон уснет, а ночью пробраться в пещеру и связать его, - предложил Хитрец.

Так они и просперечалися до самого утра. Один только Смычок не принимал участия в споре. Его это не интересовало. Он просто сел на крыльце и заиграл на скрипке. Волшебная мелодия понеслась над островом и разбудила дракона. Он еще никогда не слышал таких странных звуков. Дракону очень понравилась музыка, поэтому он передумал выгонять пізнайків. Так зародилась дружба между ними. Дракон помогал пізнайкам собирать дрова, пахать землю и поливать растения. А иногда просто возил их у себя на спине. Пізнайки за это угощали его плодами конфетного дерева. Но больше всего дракон любил слушать, как играет на скрипке Смычок.

Кто угрожал жизни пізнайків на острове?

Почему пізнайки предлагали различные способы борьбы с драконом?

Подберите прилагательные к слову «жизнь».

Подумайте! Что означает высказывание выдающегося итальянского ученого, художника и мыслителя Леонардо да Винчи: «Помни, жизнь - это подарок; и тот, кто его не ценит, на этот подарок не заслуживает».

Прочитай стихотворение

Мамино слово

Я в мир пришел из маминого слова,

пробился, словно из яйца пташа.

И надо мной скорлупа новая -

и в ней теперь живет моя душа.

То - космоса яйцо. Я вижу в нем

огненные трещины, когда заиграет гром.

И не дойду никогда до пролома,

что мог бы стать моим выходом.

Возвращаюсь к родному порогу,

строю над собой укрытие...

От матери к матери дорога -

это просто называется - жизнь!

Дмитрий Павлычко

Может ли человек жить без души, которой не видим, но чувствуем в своем сердце?

Почему именно родной язык, по твоему мнению, является таким важным для каждого человека?

С чем сравнивает поэт рождение человека?

Посчитай свои знания

Жизнь человека - это наивысшая ценность. В жизни каждого человека уникально и неповторимо. Жизнь надо беречь и уважать.

Проверь себя

1. Почему человеческая жизнь является высшей ценностью?

2. Как человек должен относиться к своей жизни? Жизнь других людей?

3. Какую ценность для Украины составляет каждый из вас?

4. Как надо прожить жизнь?

Посоветуйся с родителями и расположи представленные слова и словосочетания по порядку их важности в твоей жизни. Обоснуй свое мнение.

Любовь, большой дом, трудолюбие, деньги, друзья, уверенность в себе, образование, здоровье, красивая внешность, дружная семья.


Дмитрий ЛИХАЧЕВ

Письмо тридцать второе
ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО

Итак, жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с дра­гоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», – это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество. Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее... Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружаю­щих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искусство мыслит образами» (1977) пи­шет: «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением неизмеримого нравственного значения. Гоголь писал о театре: «Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Источником доброго является всякое подлинное искусство. Оно в самой осно­ве своей нравственно именно потому, что вызывает в читателе, в зрителе – во всяком, кто его воспринимает, – сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству. Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому его качеству первостепенное значение. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Оно делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими... Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ». Хорошо, очень хорошо сказано! И ряд мыслей здесь звучат как прекрасные афоризмы.

Богатства, которые дает человеку понимание про­изведений искусства, невозможно отнять у че­ловека, а они всюду, их надо только увидеть.

А зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной, съедающей человека злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою. Он погружает в тьму прежде всего самого себя.

Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться - учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад – в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открытия другим.

Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимание? Какими качествами нужно для этого обладать? Я не берусь давать рецепты. Я ничего не хочу утверждать категорически. Но то качество, которое мне все же представляется наиболее важным в настоящем понимании искусства, – это искренность, честность, открытость к восприятию искусства.

Пониманию искусства следует учиться прежде все­го у самого себя – у своей искренности.

Часто говорят про кого-нибудь: у него врожденный вкус. Вовсе нет! Если вы приглядитесь к тем людям, о которых можно сказать, что они обладают вкусом, то заметите в них одну общую им всем черту: они честны и иск­ренни в своей восприимчивости. У нее-то они многому и научились.

Я никогда не замечал, чтобы вкус передавался по наследству.

Вкус, я думаю, не входит в число свойств, которые передаются генами. Хотя семья воспитывает вкус и от семьи, ее интеллигентности многое зависит.

Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один».

Если в своем понимании произведений искусства вы станете следовать моде, мнению других. стремлению казаться изысканным и «утонченным», вы заглушите в себе радость, которую дает жизнь искусству, а искусство - жизни.

Притворившись понимающим то, чего вы не понимаете. вы обманули не других, а самого себя. Вы пытаетесь убедить и самого себя, что что-то поняли, а радость, которую дает искусство, - непосредственна, как и всякая радость.

Нравится - так и говорите себе и другим, что нра­вится. Только не навязывайте своего понимания или, еще того хуже, непонимания другим. Не считайте, что вы обладаете абсолютным вкусом, как и абсолютным знанием. Первое невозможно в искусстве, второе невозможно в науке. Уважайте в себе и в других свое отношение к искусству и помните мудрое правило: о вкусах не спорят.

Значит ли это, что надо полностью замкнуться в себе и удовлетвориться собой, своим отношением к тем или иным произведениям искусства? «Мне это нравится, а это не нравится» - и на этом точка. Ни в коем случае! В своем отношении к произведениям искусства не следует быть успокоенным, следует стремиться к тому, чтобы понять то, чего не понимаешь, и углубить свое понимание того, что уже ча­стично понял. А понимание произведения ис­кусства всегда неполное. Ибо настоящее произ­ведение искусства «неистощимо» в своих богат­ствах.

Не следует, как я уже сказал, исходить из мнения других, но к мнению других надо прислу­шиваться, считаться с ним. Если это мнение других о произведении искусства отрицательное, оно по большей части не очень интересно. Интереснее другое: если многими высказывается положительный взгляд. Если какого-то художника, какую-то художественную школу понимают тысячи, то было бы самонадеянным утверждать, что все ошибаются, а правы только вы.

Конечно, о вкусах не спорят, но вкус развивают - в себе и в других. Можно стремиться понять то, что понимают другие, особенно если этих других много. Не могут же многие и многие быть просто обманщиками, если они утверждают, что что-то им нравится, если живописец или композитор, поэт или скульптор пользуются огромным и даже мировым признанием. Впрочем, бывают моды и бывают ничем не оправданные непризнания нового или чужого, зараженности даже ненавистью к «чужому», к слишком сложному и т. д.

Весь вопрос только в том, что нельзя понять сразу сложное, не поняв ранее более простое. Во вся­ком понимании - научном или художественном - нельзя перескакивать через ступени. К пониманию классической музыки надо быть подготовленным знанием основ музыкального искусства. То же в живописи или в поэзии. Нельзя овладеть высшей математикой, не зная элементарной.

Искренность в отношении к искусству - это пер­вое условие его понимания, но первое условие - еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведения о его создателе помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не принуждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определенной оценке или определенному отношению к произведению искусства, но, как бы «комментируя» его, облегчают понимание.

Фактические сведения нужны прежде всего для того, чтобы восприятие произведения искусства совершалось в исторической перспективе, было пронизано историзмом, ибо эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое. Если перед нами памятник современный, то и современность есть определенный момент в истории, и мы должны знать, что памятник создан в наши дни. Если мы знаем, что памятник создан в Древнем Египте, это создает к нему историческое отношение, помогает его восприятию. А для более острого восприятия древнеегипетского искусства потребуется знание еще и того, в какую эпоху истории Древнего Египта создан тот или иной памятник.

Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами. И особенно хочется подчеркнуть значение деталей. Иногда мелочь позволяет нам проникнуть в главное. Как важно знать, для чего писалась или рисовалась та или иная вещь!

Как-то в Эрмитаже была выставка работавшего в России в конце XVIII -начале XIX века декоратора и строителя садов Павловска Пьетро Гонзаго. Его рисунки - главным образом на архитектурные сюжеты - поразительны по красоте построения перспективы. Он даже щеголяет своим мастерством, подчеркивая все линии, горизонтальные в натуре, но в рисунках сходящиеся на горизонте - как это и полагается при построении перспективы. Сколько у него этих горизонтальных в натуре линий! Карнизы, крыши.

И всюду горизонтальные линии сделаны чуть жирнее, чем следует, а некоторые линии выходят за пределы «необходимости», за пределы тех, что в натуре.

Но вот еще одна удивительная вещь: точка зрения на все эти чудные перспективы у Гонзаго всегда выбрана как бы снизу. Почему? Ведь зритель-то держит рисунок прямо перед собой. Да потому, что это все эскизы театрального декоратора, рисунки декоратора, а в театре зрительный зал (во всяком случае, места для наиболее «важных» посетителей) внизу и Гонзаго рассчитывает свои композиции на зрите­ля, сидящего в партере. Это надо знать.

Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатели должны быть «вооружены» - вооружены знаниями, сведениями. Вот почему такое большое значение имеют вступи­тельные статьи, комментарии и вообще работы по искусству, литературе, музыке. Вооружайтесь знаниями!

Продолжение следует

Недаром говорится: знание - это сила. Но это не только сила в на­уке, это сила в искусстве. Искусство недоступ­но бессильному. Оружие знания - мирное оружие. Если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное», то оно может служить исходной точкой для понима­ния всякого искусства - как некоей радости, самостоятельной ценности, независимости от различных, мешающих восприятию искусства требований (вроде требования безусловной «похожести» в первую очередь). Народное творчество учит понимать условность искус­ства.

Почему это так? Почему все-таки именно народное искусство служит этим исходным и наилучшим учителем? Потому, что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий. Деление людей на «культурных» и «некультурных» часто вы­звано крайним самомнением и собственной переоценкой «горожан». Крестьяне имеют свою сложную культуру, которая выражается не только в изумительном фольклоре (сравни­те хотя бы глубокую по своему содержанию традиционную русскую крестьянскую песню), не только в народном искусстве и народном деревянном зодчестве на севере, но и в слож­ном быте, сложных крестьянских правилах вежливости, прекрасном русском свадебном обряде, обряде приема гостей, общей семейной крестьянской трапезе, сложных трудовых обычаях и трудовых празднествах. Обычаи создаются не зря. Они тоже результат многовекового отбора по их целесообразности, а искусство народа - отбора по красоте. Это не значит, что традиционные формы всегда наилучшие и всегда нужно им следовать. Надо стремиться к новому, к художественным от­крытиям (традиционные формы тоже были в свое время открытиями), но новое должно создаваться с учетом прежнего, традиционно­го, как итог, а не как отмена старого и накоп­ленного.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ




Top