Жизнь сестёр Бронте. Сёстры Бронте: Семейное проклятие Средняя из английских писательниц сестер бронте

12 февраля 2012, 17:20

Сестры Бронте - Шарлотта (Brontë, Charlotte) (1816-1855), Бронте Эмили (Brontë, Emily) (1818-1848), Бронте Энн (Brontë, Ann) (1820-1848) - английские романистки, основоположницы критического реализма в английской литературе 19 века. Сестры Бронте родились в местечке Хауорт в Йоркшире - Шарлотта 21 апреля 1816, Эмили 30 июля 1818 и Энн 17 января 1820 - в семье бедного сельского священника ирландца Патрика Бронте. Их отец был ткачом, но впоследствии изучил богословие и стал англиканским священником, получив маленький приход на севере Англии возле промышленного города Лидса. Там родились его шесть детей - сын и пять дочерей; после рождения младшей жена умерла. Шарлотта Когда Шарлотте было восемь лет, а Эмили шесть, отец отдал четырех старших дочерей в школу Кован-Бридж. Условия в школе, где готовили гувернанток, были ужасные - здесь умерли от туберкулеза две старшие сестры. Бронте забрал домой больных Шарлотту и Эмили. Позже Шарлотта училась в платном пансионе, а Эмили и Энн получили домашнее образование. Страшные воспоминания о школе остались в их памяти навсегда: позже Шарлотта упоминает о ней в романе Джейн Эйр. Все дети Патрика Бронте пробовали писать, а сын Бренуэлл и Шарлотта увлекались рисованием. После окончания пансиона Шарлотта продолжила там же преподавать, а сестры стали работать гувернантками в состоятельных семьях. В 1837 Шарлотта посылает свои стихи на отзыв известному поэту-лауреату Роберту Саути. В ответ Саути отметил, что «посвящать себя исключительно поэзии - не женское дело», хотя допустимо заниматься поэзией как приятным развлечением, с условием, чтобы не забывать «ради него своих женских обязанностей». Шарлотта В 1842 Шарлотта и Эмили едут в Брюссель, надеясь там овладеть французским. Чтобы не платить в пансионе за обучение, они сами взялись преподавать английский язык. Константин Эже, муж начальницы пансиона, образованный человек и знаток литературы, отвечавший в нем за обучение, высоко оценил первые французские сочинения, написанные англичанками. Он отметил их одаренность и предсказал, что они станут писательницами. Эмили В 1846 сестры издают сборник стихов под именем братьев Белл (Шарлотта - Каррер, Эмили - Эллис, Энн - Эктон). В 1847 под теми же именами девушки посылают в Лондон свою прозу. Романы Эмили «Грозовой перевал» и Энн «Агнес Грей» были приняты, а роман Шарлотты «Учитель» отвергнут издательствами. В то же время издатели Смит и Элдер дали серьезную оценку рукописи «Учителя» и признали за автором литературный дар. Шарлотта начинает работать над новым романом Джейн Эйр. Сестры пытались также открыть пансион для девочек. У них были педагогический опыт, хорошее образование, прекрасное знание французского и большое помещение в пасторском доме. Но не хватало денег и связей - никто не ехал учиться в бедно обставленный сельский дом около кладбища. Энн 24 августа 1847 Шарлотта Бронте выслала издателям Смиту и Элдеру рукопись «Джейн Эйр», и 16 октября ее роман увидел свет. Сочинение, написанное с искренностью и страстью, покорило читателей и принесло автору шумный успех. Роман был восторженно оценен передовой печатью и подвергнут критике со стороны реакционеров. Слух о том, что братьев не существует и что роман «Джейн Эйр» написан учительницей Шарлоттой Бронте, распространился быстро. Успех «Джейн Эйр» подвиг издателей к публикации романов сестер Бронте «Грозовой перевал» и «Агнес Грей». «Грозовой перевал» Эмили Бронте также ожидал успех, впрочем, не такой шумный, роман же Энн раскупался плохо, его достоинства были оценены позже. Энн На первый взгляд, «Грозовой перевал» Эмили Бронте - история мрачных роковых страстей личностей, схожих с героями романтических поэм Байрона. Повествование сконцентрировано вокруг одной темы - любви Кэтрин и Хитклифа. Главных героев необоримо тянет друг к другу, в основе их чувства - неприятие обывательского образа жизни. Именно благодаря совместному бунтарству каждый из них в глубине души сознает, что измена тому, что их связывает, явилась бы изменой высшим ценностям. Однако, предпочтя безродному Хитклифу более состоятельного господина, Кэтрин предает их чувство. Хитклиф, неожиданно разбогатев, в свою очередь упрекает ее в предательстве общих идеалов и любви. Перед лицом смерти Кэтрин раскаивается, однако Хитклифа желание отомстить за свою любовь преследует до самой его смерти. Грозовой перевал В романе прослеживаются черты романтизма, влияние которого сказывается не только в интересе писательницы к роковым человеческим страстям, но и в языке, его характерной романтической образности, патетике, в пейзаже, неизменно сопровождающем события и переживания героев. В сочинении сочетаются элементы романтизма и реализма. Многие критики оценивали произведение как роман мистический, «перерастающий в поэзию» (Д. Фокс), как один из лучших романов «по силе проникновенности стиля» (Д. Росетти), при этом игнорируя его критическое звучание. После публикации романов сестры Бронте получили материальную независимость и славу, они могли оставить труд гувернанток и заняться любимым делом. Хауорт стал местом паломничества любопытных, желающих взглянуть на знаменитых сестер, которые избегали встреч с публикой. Тем временем их брат Бренуэлл, талантливый художник, погибал от алкоголизма и фамильного недуга - туберкулеза (умер 24 сентября 1847). Ухаживая за ним, Эмили также заболевает туберкулезом, через некоторое время та же участь постигает и Энн. В 1848 умирают Энн - 26 мая и Эмили - 22 декабря. Шарлотта остается со слепым отцом, без сестер, с которыми привыкла делиться своими мыслями и планами. Джен Эйр Она начинает работать над новыми романами. В конце 1849 выходит роман «Шерли», в 1853 - «Вильетт» (т. е. Городок - шутливое французское название Брюсселя), роман «Эмма» остался не законченным, Шарлотта успела написать только две главы. В 1854 в Хауорте, где Шарлотта жила с отцом, появляется молодой помощник священника Артур Белл Николлс. Он влюбляется в Шарлотту, просит ее руки, но отец против. Чтобы не огорчать отца, Шарлотта отказывается от брака. Однако в последний момент, когда Артур, решив стать миссионером, собирается ехать в Индию, Шарлотта, уже простившись с ним, соглашается на брак, и Артур Белл Николлс остается в Хауорте. Их супружество длилось недолго. В следующем году, 31 марта 1855 Шарлотта умирает во время преждевременных родов, осложненных туберкулезом, в возрасте 39 лет.
Скульптура, посвященная сестрам Бронте Творчество сестер отражало процессы, происходящие в английской литературе 1830-1840-х, ознаменовавшиеся расцветом жанра романа и становлением критического реализма. В романах появляются новые типы героев, тонко чувствующих, глубоко задумывающихся над жизнью и активно действующих. Углубляется изображение человеческой личности, показано, что ее поведение в значительной степени обусловлено социальными факторами. К первым писателям-реалистам можно отнести Диккенса, Теккерея, сестер Бронте. Во главу угла была поставлена способность видеть жизнь такой, какая она есть, и называть вещи своими именами. В то же время трезвый ум авторов-реалистов не обесценивал высокие чувства и романтические порывы, предлагая, не отказываясь от своих идеалов, стараться чувствовать под ногами землю и крепко стоять на ней. Непохожие по своей стилистике романы сестер Бронте отражали не только особенности мировосприятия здравомыслящей Шарлотты и романтичной Эмили, но и эстетические различия литературных течений реализма и романтизма. На первый взгляд, романы Шарлотты Бронте написаны в духе критического реализма, а сочинения Эмили - произведения романтические. Однако счастливая концовка «Джейн Эйр» мало правдоподобна, а трагический финал «Грозового перевала» представляется вполне жизненным и реалистичным - романтизм и реализм переплетались, из недр одного направления рождалось другое.
Музей Бронте В романах сестер Бронте отчетливо звучат и темы женской эмансипации, ставшие знаменем феминистского движения, развившегося в 20 в. Отстаивая чувство собственного достоинства, сознание своей эмоциональной и нравственной значимости, героини Бронте способны принимать самостоятельные решения, достигать поставленных целей, а также в полной мере нести ответственность за свои ошибки, не возлагая вину на других. Шарлотта Бронте первая показала обществу страдания женщины, которая видит закрытыми все пути жизни, кроме единственного, указанного ей природой, но и на этом пути ее ждут беды и разочарования. Устами своих героинь писательницы призывали общество взглянуть на неприглядную участь женщин, на отсутствие возможностей для их развития как полноценных членов общества.

Сёстры Бронте: Семейное проклятие
http://bagira.guru/literatory/semejnoe-proklyatie.html

История и жизнь английской семьи Бронте уникальна, и прежде всего тем, что все шестеро детей священника Патрика Бронте умерли раньше, чем их отец. Никто из них не дожил до 40 лет.
Писательница Эмили Бронте умерла, спасая брата

Из пяти сестёр Бронте три стали писательницами — классиками британской литературы.

Самой известной и дольше всех прожившей из них была Шарлотта, написавшая замечательный роман «Джейн Эйр», который до сих пор остаётся одной из самых читаемых книг в мире.


И не только читаемых: с 1934 года этот роман экранизировали девять раз. Но Эмили Бронте заслуживает ничуть не меньшего признания, чем её сестра. Её жизнь можно считать символом отказа от всего личного ради счастья близких людей.

Тяжёлый опыт
Эмили Бронте, автор несколько менее известного романа «Грозовой перевал», родилась на два года позже своей сестры Шарлотты, 30 июля 1818 года.
Изучая биографию семьи, невольно приходишь к выводу, что существует некая высшая сила, которая своим проклятием как будто компенсировала таланты, дарованные Бронте природой.



Отец семейства Патрик Бронте был священником. В первой половине позапрошлого столетия получение духовного образования зачастую становилось единственной возможностью для небогатого человека получить разносторонние знания в самых разных областях.

Он был низкого происхождения — начинал с работы ткачом. Но любовь к книгам привела его в духовное учебное заведение…


Долгие злоключения семьи начались в тот день, когда мистер Бронте с женой Мэри переехал в Хауорт, малолюдное местечко на севере Англии, где Патрик получил приход.


Случилось это в 1820-м. В том же году родился их последний ребёнок — дочь Энн. А уже в 1821-м от туберкулёза скончалась Мэри Бронте.
Смерть жены сломила прежде жизнерадостного Патрика. В 1824 году он, погружённый в глубокую депрессию, отдал четырёх дочерей из пяти (кроме самой младшей) в приют. Точнее, школу-интернат для детей духовенства.


Заведение представляло собой то, что сегодня относят к ужасам Англии 19-го века, неоднократно описанным в произведениях британской литературы. Над девочками в приюте глумились, содержали их в грязи и в голоде, заставляли ослабленных такими условиями детей выстаивать долгие церковные службы. Впечатления от пребывания в интернате легли в основу рассказа о страшном детстве главной героини в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Приют стал «прототипом» заведения Ловуд, где провела самые кошмарные дни своей жизни героиня книги…


За этот опрометчивый поступок Патрик заплатил очень высокую цену: спустя год в приюте разразилась эпидемия. Умерли старшие сёстры — Мэри и Элизабет Бронте. Шарлотту и Эмили, совершенно ослабленных болезнью, перепуганный отец забрал домой.
В бедном доме священника, оторванном от внешнего мира, дети, как ни странно, провели не самое несчастное детство.

Выдуманный мир
Три сестры и их брат Бренуэлл пристрастились к чтению — Патрик покупал много книг. Родителя радовало увлечение детей печатным словом, ведь он и сам был к нему весьма неравнодушен. В доме следовало соблюдать тишину — отец без конца читал духовную литературу и писал проповеди для прихожан. Но дети есть дети — им хотелось не только читать, но и развлекаться.


Младшие Бронте нашли для себя отдушину — в игре. Детей не тянуло на мрачное кладбище, которое простиралось прямо за их домом. Йоркширские вересковые пустоши тоже не настраивали на оптимистический лад. Так что отпрыски священника предпочитали игры под крышей. Сестры и брат придумывали сказочный мир, яркий и счастливый, истории из жизни которого они записывали. Кроме того, дети издавали собственный журнал.


Девочки писали в него литературные произведения, а мальчик рисовал иллюстрации. У Бренуэлла проявился яркий талант художника. Вообще, в семье именно сына считали самым одарённым. Возможно, потому что он был единственным потомком мужского пола. Сестры и отец относились к Бренуэллу с большим пиететом: Патрик не отдал своего единственного сына на учёбу вдали от дома и самолично дал ему обширное классическое образование.
А игра набирала всё новые обороты. Эмили Бронте была особенно близка с младшей сестрой Энн. С ней-то они и изобрели фантастический мир под названием Гондал. Населили его мистическими персонажами. Придумали захватывающие сюжеты из их жизни. Эмили настолько прижилась в воображаемом мире, что у неё не возникало желания как-то приспосабливаться к реальности. Исключительно в стенах отчего дома она чувствовала себя комфортно. Эмили ловко и деловито вела хозяйство. Если в семействе кто-нибудь заболевал, именно средняя сестра брала на себя заботы о нем.
Шло время.


Дочерям священника предложили закончить образование в пансионе Маргарет Вулер, который славился гуманным обращением с воспитанницами. Это заведение закончили Шарлотта и Энн. Сестры остались очень довольны обстановкой в пансионе и знаниями, которые там получили. Эмили покинуть родные места отказалась.
Отсутствие связей с внешним миром — кроме брата и сестёр, у Эмили не было друзей, — только стимулировало её фантазию и страсть к творчеству.

Без хеппи-энда
В 1846 году сестры Бронте решились показать людям плоды своего творчества и выпустили книгу стихов. Авторы назвали себя братьями Белл. В Викторианскую эпоху женщин-литераторов не очень-то одобряли.
Критики не оставили без внимания сборник. Особо они выделили творения Эллиса Белла — под этим псевдонимом выступила Эмили Бронте. Её стихи, несмотря на бодрый ритм, были наполнены отнюдь не оптимизмом:


Молюсь я не затем,
чтоб влезть
Своей молитвой в рай:
«Оставь меня таким,
как есть,
И мне свободу дай!»
К концу подходят
быстро дни —
Прожить их не спеши;
Что жизнь, что смерть —
всегда храни
Спокойствие души.

В произведениях Эмили чувствуется тоска по любви, которую ей не пришлось испытать…
Сестры мечтали открыть собственный пансион. И даже смогли собрать некоторое количество денег на реализацию этой затеи. Но их единственный брат Бренуэлл влюбился в хозяйку дома, где служил учителем рисования. Муж женщины разоблачил его и прогнал. После этой грустной истории Бренуэлл пристрастился к спиртному и опиуму. Жизнь семьи среди тихих йоркширских пустошей превратилась в настоящее мучение. Юный Бронте в короткий срок промотал все деньги, которые его сестры с таким трудом собирали.



Все трудности, сыпавшиеся на семью, Эмили переносила с поразительным стоицизмом и преданностью родным. Единственной отдушиной, оставшейся у неё, стало творчество. В 1847 году вышел роман «Грозовой перевал». Эта книга стала чем-то вроде манифеста писательницы. Герои произведения живут в мрачном, безнадёжном мире. И только после смерти они таинственным образом воссоединяются в любви.


В сентябре следующего года от туберкулёза, осложненного алкогольной и наркотической зависимостями, умер Бренуэлл. Сестры Эмили и Энн самоотверженно ухаживали за ним во время болезни. И конечно, заразились. В декабре 1848 года, в возрасте 30 лет скончалась Эмили. А в мае 1849-го за ней последовала 29-летняя Энн.


После смерти близких людей Шарлотта, ставшая к тому времени известной писательницей, ещё раз опубликовала роман сестры «Грозовой перевал». И теперь его встретили восторженно…
Несчастная Шарлотта вскоре также стала жертвой семейного проклятия: она ушла из жизни в марте 1855 года в возрасте 38 лет. Она — единственная из сестёр — была замужем.


Несчастный Патрик Бронте пережил свою супругу и всех детей. В письме другу он горько жаловался: «Я прожил так долго, что похоронил любимую жену и шестерых детей — всех, кто у меня был. Я любил их общество и разговоры с ними; многие из них были созданы достойными собеседниками для мудрейших и лучших.

Теперь их нет, остались только их образы и память о них…».

Мария Конюкова

Единственный портрет сестер, написанный их братом

Итак, если коротко, в 1820 году в глухую деревню Хейворт (на севере страны в графстве Йоркшир) приезжает семья Бронте. Главе семьи Патрику Бронте, было предложено место
приходского священника (он получил достойное образование в колледже Кембриджа), семья поселилась в большом доме для приходского священника.


Задний двор дома Бронте

Церковь-приход, где работал Патрик Бронте

Так выглядел Патрик Бронте в молодости, ирландец, был образованным, начитанным, писал поэмы и статьи в журналы, именно он привил детям страсть к знаниям, любовь к книгам, дал допуск до библиотеки, выписывал журналы и поощрял их чтение.

Так выглядела церковь в то время

Год спустя после переезда, умерла его жена Мари от рака, англичанка, дочь преуспевающего владельца магазина в Корнуалле, оставив ему шестерых детей. Заботу о них, и их воспитание взяла на себя ее старшая сестра Элизабет. Отец был занят приходом.
Две старшие дочери умерли три года спустя, после смерти матери.

  • Мари (1814 - май 1825) умирает от чахотки
  • Элизабет (1815 - июнь1825), умирает следом, тоже от чахотки
Эти две старшие дочки и Шарлотта были отданы в школу-интернат, где директор, считал своей религиозной обязанностью -мучить детей, бить их и истязать, была жесткая дисциплина, жуткий холод (могу представить эти неотапливаемые помещения) и голодной паек, без надлежащих санитарных условий, там две старшенькие и заболели и вскоре умерли одна за другой...
Отец забрал Шарлотту после их смерти, и все остальные дети получили домашнее образование.
  • Шарлотта (1816 - 1855) умерла в возрасте 38 лет, будучи беременной
  • Бранвелл (1817 - 1848) умер в возрасте 31 год от алкоголизма и наркотической опиумной зависимости
  • Эмили (1818 - 1848) умерла в возрасте 30 лет от туберкулеза
  • Энн (1820 - 1849) умерла в возрасте 29 лет от туберкулеза
Надо заметить, что в то время, в том неблагополучном, далеко не курортном месте, где они жили, средняя продолжительность жизни была - 26 лет. Места болотистые, сырость, ветра и постоянные холода.

Семья эта уникальна, дети были очень одаренные, ранние смерти (друг за другом) близких им людей, изолированность и провинциальность, местные природные пейзажи повлияли на их чуткое восприятие. Отец привил любовь к книгам, он же купил 12 деревянных солдатиков, которые вдохновляли их на сочинение сказок и историй.

Они, вчетвером, сочиняли и писали маленькие истории, с рисунками, с изображениями, с картами, с детальными планами, в малюсенькой книжечке, размером с банковскую карточку.

которая была продана на аукционе за 360 000фунтов

Сестры искали пути как заработать деньги. В то викторианское время, у женщин мидл класса были две возможности: выйти замуж и воспитывать детей или идти в гувернантки и учителя.
Трагедии в их детстве, отдаленность от центра и изолированность, скучная жизнь способствовали быстрому взрослению и раннему развитию.
В 1831 году Шарлотта пошла работать в школу, ей было всего 15 лет, следом стала работать Эмили. А Энн пошла в гувернантки в богатую семью, там же и брат устроился репетитором.
Но вскоре брата уволили с позором за любовную связь с членом семьи. Брат был одаренный художник, но обстоятельства, отдаленность и условия жизни не позволили "сделать карьеру", он стал пить и пристрастился к опиуму. Он рисовал много набросков, но картину закончил только одну, где три сестры... Первоначально он был между ними, но потом он "мистически" убрал себя...оставив пятно на том месте.


Портрет Эмили

Портрет Энн

Этот набросок он нарисовал, будучи уже с больным воображением

Сестры написали много поэм, но опубликовать их было невозможно в то время, т.к. считалось, что это не женское занятие. Они решают открыть частную школу при доме (он был огромный), для чего Шарлотта и Эмили поехали в Брюссель подучить французский и заодно немецкий языки. Там они показали себя очень продвинутыми и успешными в учебе, им даже было предложено остаться и работать там. Эмили делала успехи в музыке, а Шарлотта во французском языке. Но учеба убедила ее быть писательницей. Есть подозрение, что Шарлотта была платонически влюблена в своего талантливого преподавателя, намного старше нее и женатого, она написала ему четыре письма, он их порвал, но его жена склеила их и сохранила для потомства... (позже эти письма его дети продали музею).

Вскоре умерла их тетя, она оставила им небольшое наследство, сестры решили опубликовать на часть полученных денег свои поэмы под мужскими псевдонимами. Эти поэмы не имели успеха, были проданы только два журнала.

Они закончили свои романы почти одновременно. Шарлотта написала "Джейн Эйр" в 1848г, Эмили написала " Грозовой перевал" в 1848 и Энн закончила в 1849 году " The tenant of Wildfell Hall" и "Агнес Грей". Все книги были опубликованы тоже под теми же мужскими псевдонимами.

Три сестры пишут свои романы

Их комната, где они писали свои романы, теперь это музей


Сохранившийся рисунок Шарлотты


Сестры были близки, талантливы - знали несколько языков, играли на фортепиано, рисовали, писали поэмы, романы... Но были разные по характеру, Эмили была скромной и чувствительной, Шарлотта же наоборот была амбициозна и хотела славы (имела право!). Но то время было не феминисткое.... Позже Эмили напишет, что мы, как дерево, корень у нас один, а ветви разные...

О сестрах Бронте я могу говорить бесконечно. Да и немудрено, их биография покруче любого самого захватывающего романа будет. Свой первый отзыв я, как раз, посвятила здесь книге-биографии Шарлотты Бронте, перевода которой ждала много лет.

А так, это, наверное, и есть самый полный источник жизнеописания сестер. Написала ее Элизабет Гаскел, кто смотрел сериал "Север и юг" и "Крэнфорд" может иметь о ней представление. А теперь вернемся к знаменитым сестрам, по которым в Англии критической литературы и различных трудов почти столько же, сколько по Шекспиру и Диккенсу.

А написали-то они всего ничего в силу своей короткой и трудной жизнь. Самыми знаменитым, особенно у нас, в России, являются романы Шарлотты Бронте "Джен Эйр" и Эмили Бронте "Грозовой перевал", которые имеют огромное количество экранизаций. А сестер было целых три. Третью, самую младшую звали Энн и написала она два романа "Агнес Грей" и "Незнакомка из Уайлфилд-Холла", последний тоже был экранизирован ВВС, но в силу того, что мне очень нравится сама книга, в экранизации мне совершенно не нравится главная героиня. Я до сих пор на них зла, что они кого-нибудь посимпатичнее не нашли. И дело даже не в красоте, просто поприятнее актрису. Вон, у знаменитой экранизации "Джен Эйр" с Тимоти Далтоном актриса, играющая Джейн совсем не красива (так было в романе), но очень приятна и полностью соответствует своей роли.

Итак, я опять отвлеклась. В литературе даже существует такое понятие как феномен сестер Бронте, то есть, совершенно непонятно, как в одной семье был не один золотой самородок, как это обычно бывает, а целых три. Вообще, у священника Патрика Бронте было пять дочерей и один сын. Две старшие дочери - Мария и Элизабет, судя по описаниям современников тоже были неординарными девочками, но, когда отец отправил их и следующих за ними по старшинству Шарлотту и Эмили учиться в пансион, который был описан во всех подробностях в романе "Джен Эйр", старшие девочки не выдержали, и ослабленные после болезней умерли. Подруга Джейн Элен Бёрнс как раз была прототипом старшей сестры Шарлотты Марии.

После этого ужасного события Патрик Бронте забирает Шарлотту и Эмили в Хаоурт, то есть туда, где они живут. И дети временно продолжают получать домашнее обучение. Вот их дом:

В один прекрасный момент Патрик покупает своему сыну Бренуэллу солдатиков, который тот делит с сёстрами и у детей рождаются целые миры в которых происходят различные захватывающие события, например королевство Ангрия. То есть, главным развлечением этих детей было сочинительство. Как жаль, что единственный брат Брэнуэлл оказался слабохарактерным и спился, иначе бы мы говорили о сестрах и брате Бронте. Кстати, это его портрет сестер, который по свидетельству Элизабетт Гаскелл, является самым точным:

Как вы думаете, может ли человек, живущий крайне уединенно, не имеющий образования в престижных университетах, весьма болезненный и проживший недолго, изменить историю литературы? А если это еще и женщина, которая живет в XIX веке в патриархальной Англии, где творчество женщины обычно не выходило за рамки исполнения нескольких песен дома при гостях или вышивания долгими вечерами?

Оказывается, может. Но удивлю вас еще больше: случаются ситуации, когда таких женщины – даже не одна, а целых три, и живут они под одной крышей. Три гениальных писательницы, родные сестры, жительницы английской глуши – вот о них сегодня и пойдет речь.

Встречайте: Шарлотта, Эмили и Энн Бронте

Вы, наверняка, читали их произведения или видели их романов – сегодня, правда, они могут показаться временами наивными, а порой и слащавыми, но для середины XIX века это было нечто неслыханное – настолько новым и свежим был их подход! Что же они создали? Шарлотта Бронте прославилась своей «Джейн Эйр» и «Эммой», Эмили написала мистический роман «Грозовой перевал», а Энн – «Агнес Грей» и «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла».

Родились три сестры в семье священника англиканской Церкви Патрика Бронте и его жены Марии (в девичестве Бренуэлл). Большую часть жизни семья прожила в деревеньке Хоэрт (графство Уэст-Йоркшир, Великобритания). Это сегодня местность стала туристическим центром благодаря трем гениальным сестрам-писательницам, а в те времена она была типичной глухой английской деревней. Сюда и был назначен отец семейства на должность викария, и тут же и выросли все дети – а всего было их в семье шестеро. Мы обратим свое внимание именно на трех сестер.

Старшей из будущих была Шарлотта (1816-1855), средней – Эмили (1818-1848) и младшей (не только среди трех писательниц, но и вообще в семействе) Энн (1820-1849).

Мать девочек умерла очень рано, а отец не очень-то был склонен к сентиментальностям: девочки были предоставлены сами себе, а о том, чтобы обнять дочек и подольше побыть с ними не могло быть и речи – Патрик был очень замкнут и угрюм. Дом, где росли сестры, был таким же унылым и холодным, как местность, где он стоял – всегда серые и вводящие в депрессию Йоркширские болота, которые называли гиблыми. Чем же занимались здесь девочки? Жили в своем собственном мире – придумывали острова и страны, их жителей, писали стихи, целиком погружаясь в фантазии. Конечно, была в их жизни и учеба – сначала в школе-интернате (где настолько плохо заботились о воспитанницах, что многие умирали прямо в ее стенах), а потом дома.

В личной жизни ни одной из сестер не довелось познать счастья: Эмили и Энн умерли от туберкулеза в возрасте 30 и 29 лет соответственно, не будучи замужем. Шарлотте повезло чуть больше: она нередко получала предложения, но всегда отказывала претендентам, согласившись лишь в возрасте 38 лет. Но счастье было недолгим: отпраздновав свадьбу в июне 1854, уже в январе 1855 ее здоровье резко пошатнулось. Врач, осматривавший ее, подтвердил беременность, но… уже в марте того же года Шарлотта умерла. Историки до сих пор спорят о причине смерти: то ли дело было в туберкулезе, скосившем и других членов семьи, то ли причиной тому был сильнейший токсикоз и истощении на этой почве…

Но давайте обратим внимание и на творчество сестер – ведь, несмотря на то, что росли сестры вместе, стиль их романов отличается – причем порой разительно!

Шарлотта Бронте

Будучи самой деятельной из трех сестер, именно она предложила им печататься, она же вела переговоры с издательством, а также поддерживала переписку с поэтом того времени Робертом Саути.

Относят к ярким представителям эпохи реализма и… романтизма. Да, в ее романах действительно сочетаются эти два, казалось бы, существенно отличающихся жанра. Шарлотта, несмотря на замкнутость жизни (но не характера), умела буквально считывать человеческие характеры и легкими мазками удивительно точно описывать самые разные качества своих героев. Она со свойственной ей мелодраматичностью, нервностью, а порой и экзальтированностью, вкладывает в уста своих героев (хотя бы Джейн Эйр) размышления о месте женщины, ее угнетенности и равенстве людей.

Эмили Бронте

Эмили Бронте, в отличие от сестры, была очень замкнутой по характеру – у нее не было близких друзей, она могла неделями практические ни с кем не общаться, предпочитая написание стихов и прогулки на природе в одиночестве. Характеру девушки был свойственен мистицизм – и это, а также элементы готики она вкладывает в свой роман «Грозовой перевал». Читатели признавались, что чувствовали дрожь ужаса, листая его страницы… Да и сестра Шарлотта писала о «ужасающей, великой мрачности», которой полон роман. А он, что интересно – о любви. Но любви мистической, демонической, бурной, идущей рука об руку с местью, ненавистью, подлостью…

Энн Бронте

А вот Энн, несмотря на то, что была самой младшей в семействе, напротив – была удивительно реалистична: в ее романах (и в ее характере) нет ни экзальтированности Шарлотты, ни мистицизма Эмили – она пишет здраво, реалистично, показывая стороны действительности, о которых обычно молчали (по крайней мере в Англии того времени) – к примеру, о пьянстве и о том, на что способен пьяный человек; о разводе и уходе жены от мужа-тирана («Незнакомка из Уайлдфелл-Холла»).

Три неприметных женщины из глуши, скончавшиеся так рано… Почему же мир до сих пор говорит о них? Чем они выделяются на фоне десятков немного похожих, но по сути совершенно других, ? Тем, что они осмелились Говорить – о месте женщины, о ее праве на выбор избранника и ее праве говорить, рассуждать, творить, занимать место в обществе, а еще они с удивительной глубиной передали психологию мужчин и женщин и в целом суть эпохи, в которой жили – ведь она включала в себя не только красивые балы и платья, но и многочисленные проблемы, о которых они позволили себе честно сказать.




Top