Жонглер виктор ки. Виктор Кии: «Жонглирование для меня – как кисточки и краски для художника»

Звезда «Цирка дю Cолей», украинский артист, входящий в тройку лучших жонглеров в мире, отпраздновал 45-летие. Накануне швейцарская цирковая ассоциация объявила о присуждении Виктору Ки премии за выдающиеся достижения в цирковом искусстве

Я ожидала, что он придет с ежиком красных волос: по этой фирменной прическе знаменитого жонглера узнавали во время гастролей в разных странах. А он пришел со стильно выбритой головой. «А где же волосы?» — удивилась я. «Пришлось расстаться, — объясняет Виктор. — „Ежик“ себя скомпрометировал. (Улыбается.) Однажды мне написала пожилая леди: „Уважаемый мистер Ки! Когда вернется моя дочь, которая уехала к вам на свидание неделю назад? И все ли с ней в порядке?“ Пришлось вызвать адвокатов и разобраться: кто от моего имени заманивал юных дев в сети любви? Они быстро нашли проходимца, который, маскируясь под меня, выстриг волосы ежиком и покрасил их в красный цвет».

— Это был поклонник, который посещал все мои выступления, — вспоминает Виктор Ки , с которым мы встречаемся в столичном кафе «Шапито» во время его кратковременного приезда в Киев. — Он похож на меня, и к нему бросались за автографами. Чтобы добиться еще большего сходства, он изменил прическу, потом основал свой сайт и стал под моим именем активно встречаться с девушками. С одной стороны, он портил мою репутацию. С другой, я подумал о себе: «Парень, значит, дела твои идут неплохо, раз у тебя появляются двойники!» (Смеется.)


*Жонглер сейчас занят в шоу «дю Солей» под названием «Амалуна». Созданный Виктором образ Калибана стал очень популярен во всем мире (фото из личного архива)

— Кто придумал привести маленького Витю в цирковой кружок?

— В Прилуках Черниговской области, откуда я родом, была народная цирковая студия «УДАЙ», где известный цирковой педагог Александр Грузин делал из ребятишек настоящих звезд.

Мой старший брат Саша без разрешения воспитателей украл меня из детского сада и привел в цирковую студию, куда он тоже тогда ходил. Очень хорошо помню, как я увидел детей, кувыркающихся на матах, и… растерялся. А тренер посадил меня к себе на колени и спросил: «Ну что, будешь заниматься?» И в дальнейшем у меня уже никогда не возникало мысли, что в жизни можно делать что-то другое.

После школы я поступил в Киевское цирковое училище. Несмотря на то что советскому артисту платили 5 рублей 50 копеек за выход, конкурс был 26 человек на место! Когда развалился СССР, лопнули и все перспективы для выпускников училищ: мест в цирке для них не оказалось. Я нашел работу в Киевском мюзик-холле, которым руководил легенда отечественного циркового искусства хореограф Николай Баранов. Он-то и посоветовал мне не распыляться и сосредоточиться не столько на отработке техники, сколько на художественных аспектах номеров. Так родилась идея: отказаться или почти отказаться от традиционных шести-семи мячей в жонглировании и сделать акцент только на трех. Плюс обогатить номер танцами и акробатическими элементами. Ведь, жонглируя шестью мячами, особо не потанцуешь.

В общем, я, что называется, изменил штамп в искусстве, и в 1994 году выиграл серебряную медаль и престижную премию Распини на 17-м Международном фестивале цирка «Cirque де Demain» в Париже. Потом были выступления в кабаре «Мулен Руж» и «Лидо» в Париже, театре-варьете Фридрихштадтпаласт в Берлине, «Мираже» в Лас-Вегасе, королевском Альберт-холле в Лондоне.

Как-то подписывал контракт в офисе «Мулен Руж», и женщина, которая оформляла документы, не могла выговорить мою фамилию: «Ки… Ки… это кто?» Я ответил: «Ну, пусть будет Ки». Так подписал документы и превратился из Виктора Киктева в Виктора Ки. Позже оформил документы уже на эту фамилию.

Однажды прилетел в Нью-Йорк. Мне повезло: наше шоу увидел миллиардер Дональд Трамп. После выступления он пожал мне руку и сказал: «Если вам будет нужна помощь, обратитесь к моей секретарше». Я не растерялся и тут же попросил, чтобы мне помогли легализовать пребывание в США. Через два месяца получил на руки иммиграционную карту «green card».

А вскоре, в 1999 году, стал артистом «Цирка дю Солей».

— «Цирк дю Солей» сильно отличается от традиционного?

— Здесь принципиально нет номеров с дрессированными животными. Вы не увидите конферансье, не услышите криков «Алле, оп!», барабанную дробь и прочие элементы традиционного циркового искусства. Номера просто сменяют друг друга. Цирк мало похож на привычный глазу тринадцатиметровый манеж с куполом, трапециями и бархатными занавесями. Это специально оборудованный по новейшим технологиям зал.

Во время шоу на сценическом пространстве могут установить шесть платформ: одна будет вставать на дыбы и вращаться, другая — подниматься снизу, и по ней будут прыгать гимнасты, третья выплывет откуда-то сверху… Эти специально оборудованные залы расположены в разных отелях Лас-Вегаса и в других городах, где ежедневно проходят различные шоу-спектакли.

Каждое шоу идет на своей площадке годами и имеет в репертуаре лишь один цирковой спектакль с оригинальным названием и направлением. К примеру, «О» — представление, в основе которого водная феерия, «Love» — цирковой спектакль о группе «Beatles». Сейчас восемь шоу находятся в турне и восемь постоянно действуют: семь в Вегасе и одно в Мексике.

Департамент по подбору артистов ищет не только представителей традиционных цирковых жанров, но и профессиональных спортсменов: прыгунов в воду, пловцов-синхронистов, прыгунов с шестами и многих других.

Еще одно интересное отличие: здесь нет авторских номеров и нет места импровизациям артиста: сценарий, режиссура, хореография всех программ «Цирка дю Солей» в основном придумываются специалистами центрального офиса в Монреале под руководством основателя компании Ги Лалиберте. Канадец французского происхождения Ги Лалиберте еще в 1984 году был уличным артистом, глотателем огня и танцором на ходулях. Затем он объединился со своим школьным товарищем Даниэлем Готье, который получил бизнес-образование, и решил начать новое дело, назвав его «Цирк Солнца» (Cirque du Soleil). К слову, Ги Лалиберте три месяца назад уже продал компанию.

Точно так, как мы не можем импровизировать со своими номерами, нельзя своевольничать даже при нанесении грима. Для каждого артиста перед новым туром команда в Монреале разрабатывает грим. Процесс подробно фотографируют и снабжают инструкциями так, чтобы артист потом сам смог наносить сценический макияж.

— В каких постановках заняты вы?

— В «Цирке дю Солей» я семь лет был занят в представлении «Dralion», но оно уже закрыто. Теперь в шоу «Amaluna» играю получеловека-полуящера по имени Калибан. У меня там к сценическому костюму прикреплен искусственный хвост. Им я тоже отбиваю мячики. Образ Кали стал настолько популярен в мире, что на него тут же отреагировали производители: стали выпускать «Хвосты ящера», чтобы все желающие могли примерять на себя этот образ. (Улыбается.)

— Бывало ли, что шоу проваливалось?

— Скажем так, не имело ожидаемого кассового успеха. Команда «Цирка дю Солей» может вложить миллионы долларов, не зная, отобьются ли эти деньги. Однажды они вложили в шоу восемьдесят миллионов долларов, а через восемь месяцев его закрыли, получив всего двадцать миллионов. Работать с такими рисками может разве что Голливуд.

— Говорят, артисты в цирке обласканы: великолепные условия, к тому же мастера имеют баснословные доходы. Или это тайна за семью печатями?

— Никто вам не раскроет свой доход, но существуют вполне официальные данные: артист «дю Солей» зарабатывает от 50 до 300 тысяч долларов в год. Размер зарплаты зависит от квалификации, занятости и участия в той или иной постановке. Думаю, это вполне достойная плата за тяжкий труд.

Артисты всем обеспечены. Сначала они проходят стажировку в Монреале, в штаб-квартире «Цирка дю Солей», затем подписывают контракт. Он включает полную медицинскую страховку, проживание в лучших гостиницах города во время гастролей (по желанию семьям могут снять комфортабельные квартиры), бесплатную разнообразную кухню (в том числе вегетарианскую и кошерную) с 9 утра до 10 вечера, школу для детей артистов (правда, ее недавно отменили из-за продажи компании), возможность получить заочное образование за счет фирмы, в том числе и нецирковое.

— Зависть, интриги, выяснение отношений. Как с этим в «Цирке Солнца»?

— Безусловно, они присутствуют, но в скрытой форме. Артисты друг с другом не скандалят: это непродуктивно и невыгодно. После первой ссоры тебя просто возьмут на заметку, после второй могут и уволить без права вернуться в команду.

— Тогда как же восприняли ваши звездные коллеги тот факт, что известный скульптор Ричард Макдональд, увидев вас, создал бронзовую скульптуру жонглера с завязанными глазами под названием «Blind Faith» («Слепая вера»). Она стала его визитной карточкой. Насколько известно, сейчас эта скульптура стоит в центральном офисе «дю Солей» в Монреале.

— Я позировал Ричарду для создания и других скульптур. Их установили в Лас-Вегасе, в зале, где проходит водное шоу «Цирка дю Солей» — «О». Там расположена одна из арт-галерей этого скульптора. Но коллеги остались не в обиде. Начав с меня, Ричард так увлекся, что перешел на танцоров, акробатов, эквилибристов, создав около 20 не менее совершенных скульптур артистов нашего цирка.

— После Майдана вы отправились в двенадцатидневное путешествие, рассказывая жителям США, от Сан-Франциско до Нью-Йорка, о событиях, происходящих в нашей стране. Не боялись санкций от руководства цирка за участие в политической акции? Не думали, что это повредит вашей карьере?

— Санкций не последовало. В контракте это даже не оговаривается: в свободной стране я могу свободно выражать свою гражданскую позицию. После расстрелов на Майдане в полной мере осознал, что я украинец. Тут уже было не до карьеры. У нас между гастролями обычно перерыв две недели. Как правило, это время использую, чтобы расслабиться: съездить к морю, поиграть в гольф, посидеть в сигарном салоне. Но на этот раз мы с моей помощницей, украинской журналисткой Катей Павличенко, которая, кстати, снимала фильм об этой акции, отправились в путешествие по Америке и проехали восемь тысяч километров, пытаясь привлечь внимание к происходящему в Украине.

Я перекрасил свой «Порш», разрисовав его символикой Украины, Америки и Евросоюза. В салоне машины постоянно играла музыка «Океана Эльзы». На украинском флаге, который мы везли с собой, расписывались и писали пожелания Украине люди разных национальностей. Некоторые этот флаг целовали.

Поначалу мы не ставили своей целью сбор средств. Но простые американцы начали давать нам деньги — кто пять, а кто сто долларов. Видя это, в последние дни мы на своем сайте сделали кнопку для пожертвований. Наша команда передала затем эти деньги семьям героев Небесной сотни.

— А российские СМИ обвинили вас в том, что вы финансировали нужды украинской армии в зоне АТО.

— Это пропагандистский трюк россиян. Ведь артист, помогающий детям погибших на Майдане, никому неинтересен. А вот если он вооружает украинскую армию — это хорошо ложится в пропагандистский образ врага. Один из российских депутатов даже отправил в Следственный комитет России обращение с просьбой проверить наличие состава преступления «в действиях украинцев: кавээнщика Владимира Зеленского, народной артистки СССР Ады Роговцевой и артиста „Цирка дю Солей“ Виктора Ки, которые на доходы, полученные в России, сделали пожертвования карательным батальонам Украины». Я об этом узнал из сообщений украинских и российских СМИ. Так и не понял, о каких «доходах, полученных в России», идет речь? Я там никогда не выступал и выступать не собираюсь. По личным убеждениям. Для меня эта страна — табу.

Кстати, когда я передал деньги детям погибших на Майдане, у меня возникла мысль открыть свой фонд «Viktor Kee Foundation» (www.viktorkeefoundation.com) и заняться благотворительностью в искусстве. В перерывах между выступлениями стал ездить по миру с проектами «Искусство жонглирования», «Искусство помогает миру». Мы также делаем артистические проекты для детей из бедных стран. Мечтаю открыть по миру много цирковых студий для взрослых и детей, приобщить к этому искусству и людей с ограниченными возможностями. И в благодарность моей родной стране за то, что открыла мне дорогу в искусство, я инициировал возрождение детской цирковой студии в Прилуках. Студия «УДАЙ», где я делал свои первые шаги, была закрыта 25 лет назад. Теперь она вновь работает! Я плачу зарплату руководителю студии, финансирую материалы для детей, курс обучения. Детишки будут здесь не только учиться жонглировать, но и получать базовую цирковую подготовку.

— Как сделать жонглирование в Украине таким же популярным, как и в других странах, где наблюдается массовое «помешательство»: тысячи любителей собираются на фестивалях и с удовольствием жонглируют?

— Просто до нас еще не дошла мода, хотя в Украине прекрасные педагоги, которые ценятся за рубежом. К примеру, одним из лучших в мире считается педагог киевской цирковой академии Юрий Поздняков.

В Америке тот или иной жанр может «взлететь» у зрителей после какого-то шоу или выпуска новостей с участием обычного человека.

К примеру, в 2000 году житель Нью-Джерси Джон Сатриано увидел по телевидению шоу «Цирка дю Солей» «Dralion», в котором я выступал. А у Джона была очень серьезная травма спины. Операция не помогла, он не мог ходить, лежал в больнице. И Джон тогда начал жонглировать в кровати.

Когда мячики падали, он придвигал их к себе палочкой, потом начал дотягиваться сам, вскоре стал жонглировать уже сидя. Жонглирование медленно, но верно развивает и укрепляет группу поясничных мышц по бокам спины, и в ситуации, когда традиционная физкультура противопоказана, этот цирковой жанр стал прекрасной методикой, которая помогла разработать и укрепить нужные мышцы.

Джон разыскал меня, показал, чему научился. Телевизионщики сняли об этом сюжет. Америке это очень понравилось: оказывается, жонглирование полезно для здоровья! Все ринулись учиться жонглировать. А Джон полностью поправился и стал одним из содиректоров Международной ассоциации жонглеров (IJA), которая организовывает фестивали. Кстати, Джон сейчас является генеральным менеджером моего фонда!

— Вы входите в тройку лучших жонглеров в мире. Что дальше, маэстро?

— Мечтаю режиссировать свое шоу. Собираюсь уходить из «дю Солей». Думаю, что это будет в 2016 году. У меня есть артистическое агентство, которое помогает трудоустроиться в Америке и других странах артистам цирка из бывшего СССР.

— Где же ваш дом?

— У меня было два дома в США, но я их продал, потому что содержать такую недвижимость очень дорого, да и бессмысленно, если ты там не живешь, постоянно находясь на гастролях. Остался дом в Швейцарии.

— Ваш старший брат тоже творческий человек?

— Александр талантливый музыкант, играет на бас-гитаре. В прошлом выступал в группе «Табула Раса». У нас вся семья творческая. Мама в прошлом танцовщица, папа — музыкант. Мама… Она для меня и солнце, и луна…

— А папа?

— Папа… Здесь другая история. Он ушел, когда мне было пять лет, и ни разу за все годы не позвонил. Когда мне исполнилось 27, и я уже работал за рубежом, я нанял детектива, который его разыскал и устроил нам встречу в Украине. Мне надо было увидеть отца, чтобы осознать, почему он не интересовался детьми, понять, каким я не хочу быть. Но когда мы встретились, я уже не думал о своей детской травме, просто был благодарен за то, что этот человек дал мне жизнь. Мой брат записал нашу встречу на камеру, правда, ее украли на следующий день в Париже. Значит, так и должно было случиться.

Сейчас даже не знаю, жив ли отец. Больше мы не общались. Он человек «на своей волне».

— Какие блюда заказываете маме, когда приезжаете в Украину?

— Зеленый борщ, селедку «под шубой» и торт «Павлова». Это торт-безе со свежими фруктами, особенно популярный в Новой Зеландии и Австралии. Делается из безе, взбитых сливок, верхний слой — из ягод или кусочков тропических фруктов.

— Подумываете завести семью?

— Пока не нашел ту, единственную. (Улыбается.) Как говорится в «Бриллиантовой руке», «будем искать»…

P. S. Швейцарская цирковая ассоциация объявила, что Виктору Ки присуждена премия за выдающиеся достижения в цирковом искусстве. За всю историю существования ассоциации эта премия присуждалась лишь четыре раза: швейцарскому канатоходцу Фредди Ноку, американским акробатам на роликовых коньках Уиллерс, украинскому эквилибристу Анатолию Залевскому, итальянским акробатам братьям Пеллегрини. Поздравляем земляка с наградой!

Дома об этом выходце из Украины мало кто знает, чего он не скрывает и сам. Однако в мире жонглер из Прилук Виктор Кии довольно известен, поскольку успел сделать головокружительную карьеру. Он выступает в составе престижного Цирка дю Солей, дружит со многими мировыми знаменитостями и буквально гипнотизирует зрителей своими выступлениями. Каждое из них – своеобразная магия, которую передать с помощью текста нереально, это нужно видеть. Кажется, что между человеком и белыми шарами существует какая-то особенная сила притяжения. Несмотря на то что каждый год Виктор Кии проводит на гастролях по восемь-девять месяцев, журналисты газеты «Бульба NEWS» все же сумели встретиться с ним в Нью-Йорке. Интервью с артистом предлагаем вашему вниманию.

О первом знакомстве с цирком

С цирком я связал свою жизнь только потому, что в Прилуках, где я родился, была народная цирковая студия «Удаль», и Александр Грузин, очень знаменитый в то время цирковой педагог, решил преподавать там. Среди детей в школе считалось чем-то интересным пойти к нему и что-то попытаться сделать. Это был такой вроде как культурный центр. Я с шести лет в студию попал и назад больше не оглядывался. Всегда хотел быть артистом, потому что наш учитель умел зарядить детей своей энергетикой, он был талантлив в этом плане. Вообще, моя мать была танцовщицей, а папа музыкантом, и, возможно, это тоже повлияло на мой выбор. Помню, когда я был маленьким, часто ездил с мамой на гастроли. Затем, после студии, я поехал в Киев, четыре года учился в цирковом колледже. Получил диплом, но все равно остался без работы. Потом придумал собственный номер, поехал в Париж на фестиваль, где победил. Там более-менее наладил контакты с западными продюсерами, начал с ними сотрудничать, и уже оттуда началась моя карьера. В Украине у меня не было работы.

О карьере и знакомстве с мировыми знаменитостями

Мой успех начался с поездки в Париж, где я стал победителем фестиваля молодых исполнителей. Затем посыпались предложения сотрудничества от разнообразных европейских компаний. Но, несмотря на это, в основном, я продолжал жить в Украине. Однажды прилетел в Нью-Йорк, выступал здесь в составе одной немецкой компании и впервые задумался, не сменить ли место проживания на Америку. Связей для этого никаких не было. Помню, тогда посмотреть на наше шоу пришел миллиардер Дональд Трамп, который был в восторге от нашего выступления. После окончания он подошел, пожал руку и сказал: «Если вам будет нужна помощь, обратитесь к моей секретарше». Недолго думая, я попросил, чтобы мне помогли легализовать мое пребывание в США. Через два месяца получил на руки Green Card . Это была такая очень ощутимая помощь с американской стороны. Я был приятно удивлен тем, что вот - меня никто не знал, ведь я был молод, всего двадцати пяти лет от роду, но люди заметили мой талант и решили помочь остаться… Так потихоньку начал строить свою карьеру. Связался с Цирком дю Солей, и они пригласили меня работать в Монреаль, в канадскую компанию. С ними я сотрудничал около пятнадцати лет. Между контрактами работал с другими структурами.

С Барбарой Стрейзанд я познакомился уже тогда, когда мы были в Лос-Анджелесе в 1999 году. Она посмотрела мой номер, где я выступал соло жонглером, позвала меня в свой VIP-сектор. Оказывается, она с детства любила жонглировать, когда была маленькой, это было для нее вроде своеобразного хобби. Мое выступление напомнило ей это все. Так актриса решила познакомиться со мной лично. Сказала мне, где именно будет выступать в ближайшее время, и захотела, чтобы мой номер был у нее в программе. Конечно, я согласился. Там был ее менеджер, и мы сразу на месте подписали контракт. В результате сделали с ней большой концерт, после чего для меня открылось очень много дверей. То есть это был второй такой американский шанс. Я начал ощущать себя очень комфортно, понимал, что востребован на этом уровне. После знакомства со знаменитой певицей я уже не вернулся в Украину. Разве что приезжал в гости, чтобы увидеть родителей, семью, друзей. К сожалению, ни разу не выступал в России или в Украине, поскольку никаких предложений не было. Это парадокс, который до сих пор меня удивляет. Но ничего - всему свое время.

О Цирке дю Солей

С командой дю Солей я познакомился в 1996 году. Им очень понравилось шоу, и мне предложили сотрудничество, которое в результате стало очень плодотворным. Там меня больше всего поразило то, что система позволяет вложить миллионы долларов до того, как они будут знать, отобьются эти деньги или нет. Они готовы брать на себя риск. Я знаю только две компании в мире, которые могут это сделать. Вторая - . Еще делает такие вещи Голливуд. Наверное, в Цирке поняли, что эта формула работает, и ее придерживаются. В одно из своих недавних шоу они вложили восемьдесят миллионов долларов! Через восемь месяцев шоу закрылось. Заработали двадцать миллионов, а шестьдесят потеряли. Как видим, к сожалению, риски существуют. Еще одна программа провалилась здесь, на Бродвее. Но другие же работают и работают успешно. Не всегда удается заранее все предвидеть. И мне нравится это их желание брать артистов, экспериментировать с выступлениями… Это подходит моему характеру.

О смене фамилии

Моя полная фамилия Киктев, Виктор Киктев. Я ее сократил совершенно случайно. История такая: как-то подписывал контракт с «Мулен Руж», мы сидели в офисе, и женщина, которая оформляла документы, не могла выговорить мою фамилию. Говорит: «Киии… киии… это кто?» Я не понял и отвечаю: «Ну пусть будет Кии». Так подписал документы, и затем использовал эту фамилию как псевдоним. Когда потом получал американский паспорт, то переделал все официально.

О тренировках и гастролях

Тренируюсь по-разному. У меня, допустим, восемь-десять шоу в неделю. Тогда я занимаюсь по три часа в день, плюс всегда на сцене. И, конечно, собственно выступления. В нашей профессии дисциплина - самое главное. Я не могу сказать: «Знаете, я чуть попозже выйду, покажу свое умение».

А еще главное - кураж, умение получать удовольствие и минимально нервничать. Потому что когда артист нервничает, не получает удовольствия, он должен бросить свое дело и пойти туда, где будет получать удовольствие. Я думаю, это очень важно понимать, что ты находишься в той зоне, где испытываешь огромную радость и переживаешь, хорошо ли выполняешь работу. Зрители этого не поймут, но всегда почувствуют.

В гастролях каждый год провожу по восемь-девять месяцев. Еще месяца два езжу в другие места и играю в гольф, это мое хобби. Остальное время провожу в Швейцарии, где сейчас у меня дом. Там я живу уже восемь лет. Но, сами понимаете, это даже не дом, а место, где я провожу примерно один месяц в году… То есть даже назвать его домом стыдно. Хотя само здание очень красивое.

О любви к украинской кухне

Я не соблюдаю никакой диеты, но просто придерживаюсь умеренности в еде. Также стараюсь не употреблять ненатуральных продуктов. В заведения быстрого питания в жизни не заходил. Не успеваю скучать по украинскому борщу или вареникам. Как-то так складывается, что, куда бы я ни приехал, везде есть украинский ресторан, где можно вкусно поесть. Мы всегда ищем такие места заранее. Всегда знаю, где буду играть, в каких клубах курить сигары и в каких ресторанах питаться. Ваш ресторан, кстати, мне посоветовала одна женщина из Лос-Анджелеса, которая уже у вас бывала. Мы с ней пересеклись, разговаривали, и она очень хвалила «Корчму». Вот видите, вас знают (смеется ).

Пью вино, водку не очень часто, разве что когда есть компания. Я вообще очень редко пьянею, поэтому, чтобы захмелеть, мне нужно пить и пить. Не повезло (смеется ).

Пожелания читателям

Хотел бы пожелать читателям, чтобы они больше обращали внимания на людей искусства, которые принадлежат нашей нации, и поддерживали их. Многие из них сейчас активно развиваются, и, к сожалению, развиваются за границей. Мне бы хотелось, чтобы наши страны: и Украина, и Россия, и Беларусь – все славянские народы поддерживали искусство у себя дома. Мне не хотелось бы, чтобы мои знакомые, дети моих знакомых покидали свою страну для того, чтобы делать где-то карьеру. Я пример того, чего не должно происходить в будущем. Ничего плохого в своей карьере не вижу, но есть негативный факт, что я не востребован у себя дома. И это парадокс.

45-летний Виктор Ки, артист «Цирка дю Солей», — звезда мирового масштаба, Он входит в тройку лучших жонглеров мира, ему аплодируют голливудские звезды и монархи, но в Украине он известен немногим, Еще меньше людей знают о том, что он наш земляк — Виктор родился в Прилуках.

Можно сказать, что жонглером Виктор Ки (настоящая фамилия Киктев) стал случайно. В цирковую студию его как-то взял с собой старший брат Саша. Занятия настолько увлекли Виктора, что он уже не представлял своей жизни без них. В 13 лет придумал свой первый сценический номер: жонглирование тремя или пятью мячиками соединял с брейк-дансом. В 1989-м Виктор поступил в Киевскую академию эстрадного и циркового искусства. Занимаясь по 10-14 часов в сутки, он достиг уровня, когда мог жонглировать 9-ю мячиками и выполнять пируэт при жонглировании 7-ю мячиками. Затем нашел собственный стиль, в котором жонглирование соединяется с танцем и пластичной акробатикой. В то время он еще жил в Киеве. В 1994-м Виктор получил серебряную медаль и престижную премию Распини в Париже. После этого переехал за границу и стал выступать в кабаре «Мулен Руж» и театре «Лидо» в Париже, а также в королевском Альберт-холле в Лондоне. Через 5 лет Виктор Ки стал артистом «Цирка дю Солей», который базируется в Канаде, но гастролирует по всему миру. В 2003-м из рук князя Монако Альбера II он получил награду «Серебряный клоун» на Международном цирковом фестивале в Монте-Карло.

Незадолго до Нового года нам удалось пообщаться с артистом по скайпу в перерыве между выступлениями. Тогда Виктор Ки выступал в образе получеловека-полуящера Калибана в шоу под названием «Ама-луна» во Франции, Гастролируя, он побывал в 56 странах мира.

— Вы много путешествуете, есть ли место, которое Вы можете назвать своим домом?

— Я гражданин. США, но последние 7 лет живу в Швейцарии.

— Помните, когда последний раз были в Прилуках?

— Полтора года назад, когда занимался открытием цирковой студии «Удай», которая была закрыта 25 лет назад. Мы устроили небольшую вечеринку в Доме культуры. Собрались мои друзья детства, одноклассники.

— Почему Вы решили возродить эту студию?

— За 30 лет на сцене я понял,. что мне чего-то не хватает. Оглядываясь назад, вспоминал цирковую студию «Удай». Если бы не она, я бы не стал тем, кем являюсь сейчас. Вот и решил возродить ее, чтобы дать другим детям шанс проявить себя в этой сфере, раскрыть свой талант. Сейчас студию посещает более 60 воспитанников в возрасте от 5 до 19 лет, которые обучаются таким цирковым жанрам, как акробатика, жонглирование, эквилибристика. Руководитель «Удая» - Анатолий Клементьев. Я постоянно слежу за успехами детей. На Новый год мы передали им футболки с нашим логотипом. Пригласили студентку-эквилибристку циркового училища из Киева, чтобы она показала детям уровень, к которому они должны стремиться. Очень важно," чтобы дети видели, что их успехи не остаются незамеченными. Я уже сейчас присматриваюсь к ним и подыскиваю будущие таланты. Такие студии циркового искусства я хочу открыть и в Америке.

— Не собираетесь в Украину в ближайшее время?

— Собираюсь приехать в Прилуки в мае этого года, устроить благотворительный концерт, чтобы собрать средства на развитие студии. А также посещу артистический симпозиум в Киеве.

— Когда Вы поняли, что хотите заниматься благотворительностью? Что Вас подтолкнуло к этому?

— Подтолкнул Майдан в Украине, Я тогда устроил собственную патриотическую акцию - проехал 8 тысяч километров по всей Америке на машине, украшенной украинской символикой. По дороге рассказывал людям о событиях в Украине. У меня не было цели собирать средства, но простые американцы стали давать кто по 10, а кто и по 100 долларов.

На своем сайте я также добавил «кнопку для пожертвований». Собранные средства потом передал детям погибших на Майдане. Я постоянно опровергаю информацию о том, что помогаю армии. Пытаюсь быть вне политики и помогать в первую очередь детям. Для этого и создал благотворительный фонд Viktor Кее Foundation и сайт http://viktorkeefoundation.com . Я собрал команду волонтеров, которые горят желанием помогать детям из бедных стран с помощью Искусства. Мы встречаемся также с людьми с ограниченными возможностями, учим всех желающих жонглировать. Ведь это не только интересно, но и полезно для здоровья.

— В Украине о пользе жонглирования мало известно.

— Жонглирование - это не какой-то популярный вид спорта. Однако его преимущество в том, что оно не имеет ограничений — ни возрастных, ни половых, ни профессиональных. Никаких! Можно жонглировать понемножку — ДЛЯ себя, а можно стать виртуозом. Удовольствие от этого человек будет иметь одинаковое.

Заниматься жонглированием может любой, даже человек с особыми потребностями. Как-то я учил жонглировать слепого мальчика всего, одним мячиком.

Генеральный менеджер благотворительного фонда Виктора — Джон Сантриано из Нью-Джерси, США. История их знакомства очень интересная. В 2000 году Джон увидел по телевизору шоу «Цирка дю Солей», в котором выступал Виктор Ки. Джон тогда был в больнице с очень серьезной травмой спины. Ходить он не мог, но, заинтересовавшись жонглированием, начал подбрасывать мячики лежа. Когда они падали, он подкатывал их к себе палочкой. Потом стал дотягиваться сам, а впоследствии жонглировать уже сидя. Благодаря жонглированию он развил и укрепил мышцы спины и со временем стал на ноги. Джон разыскал Виктора и показал,чему научился.В Америке на телевидении даже сняли сюжет об этом.

— Жонглирование в США достаточно популярно. Несколько раз в году собираются симпозиумы, в которых принимают участие 45 тысяч жонглеров! Необязательно это те, кто работает в цирке. Жонглированием увлекаются и известные адвокаты, и банкиры... Я хочу популяризировать жонглирование во многих странах мира. Уже думаю над многими интересными проектами. В 2016 году я уйду из «Цирка дю Солей» и кто-то другой будет выступать в этом образе. Почему я ухожу из шоу? Потому что «Цирк дю Солей» собирается на гастроли в Россию, а я из-за ситуации в Украине туда принципиально не поеду работать.

— Ваши мама и брат живут в Украине. Когда началась война, не думали забрать их?

— Конечно, я переживал, но это было бы слишком поспешное решение. Напротив, думал сам переехать в Украину, чтобы в такое тревожное время быть ближе к родным. Собственной семьи у меня нет. С мамой общаемся ежедневно. Если я забуду позвонить ей - получу на орехи (смеется). Отец ушел из семьи, когда мне было 5 лет. Когда мне исполнилось 27 ия уже жил за рубежом, нанял частного детектива, чтобы тот разыскал отца. Мы встретились в Украине, поговорили. Но с того времени никаких отношений не поддерживаем.

— Мама часто балует Вас домашними украинскими блюдами?

— О! Уже все заказано! В прошлый раз мы встречались в Испании. Весь «Цирк дю Солей» (а это около 100 человек) она накормила зеленым борщом (специально везла из Украины щавель), винегретом, налистниками. Моя мама - очень популярный человек в цирке. Ее уже здесь все ждут (смеется).

— Правда ли, что из-за двойника Вам пришлось распрощаться с яркой прической?

— Действительно, у меня был ярко-красный «ёжик». Но случай с двойником подтолкнул меня сбрить его (как-то Виктору пришло письмо от незнакомой женщины: «Уважаемый мистер Ки! Когда вернется моя дочь, которая поехала к Вам на свидание две недели назад? Все ли с ней хорог шо?» Тогда Виктору пришлось обратиться к адвокатам, которые разобрались в ситуации и нашли человека, выдававшего себя за известного жонглера, сделав такую же прическу. — Авт.). Ситуация с двойником была очень странной, но благодаря ей «Цирк дю Солей» позволил мне изменить прическу. Самостоятельно менять свою внешность я не имею права. Когда произошел случай с двойником, то, с одной стороны, было неприятно, что кто-то портит мне репутацию, а с другой, я подумал: «Если у меня появился двойник, значит, дела мои идут неплохо!»

— Вы встречались со многими знаменитостями. Среди них — актриса Барбара Стрейзанд, миллиардер Дональд Трамп. Есть ли кто-то, с кем Вы мечтаете познакомиться?

— В последнее время я увлекаюсь гольфом и уже познакомился со многими всемирно известными гольфистами. Из эстрадных артистов я дружу с группой «Jamiroquai», недавно видел певиц Лару Фабиан и Глорию Эстефан. Вообще, цирковое искусство достаточно далеко от эстрадного.

— Какими качествами, по вашему мнению, нужно обладать, чтобы достичь успеха?

— Не нужно никому подражать. Нужно в любой жизненной ситуации быть самим собой. Как говорят: «Будьте собой - все другие роли уже заняты!»

— Новогодние и рождественские праздники — пора чудес. Случалось ли в Вашей жизни чудо?

—Я в ожидании чуда (смеется). Иногда, просматривая альбомы с фотографиями, я понимаю, что самое большое для меня чудо - заниматься тем, что я люблю и о чем мечтал.

Пользуясь случаем, поздравляю читателей «Гарта» и всех земляков с новогодними и рождественскими праздниками! Кстати, моей первой любовью была девушка из Чернигова! Имени ее не буду называть, но знаю, что она прочитает это интервью и вспомнит меня!




Top