Журналисты «Комсомольской правды» добрались до Владивостока на электричках. Леонид Евсеев: «Вся Россия в случае чего спокойно, без вопросов, полезет под любой вагон Зачем все это нужно

Такой вывод сделали журналисты «Комсомолки» Виктор Гусейнов и Владимир Ворсобин, побывав в Называевске, что в Омской области.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144554, "yandex_ad_article_in", { stat_id: 5, ad_format: "direct", font_size: 0.8, font_family: "tahoma", type: "vertical", limit: 1, title_font_size: 1, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", title_color: "000000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "000000", sitelinks_color: "000000", no_sitelinks: false }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

Как известно, обозреватель «Комсомолки» Владимир Ворсобин и фотокор Виктор Гусейнов отважились на долгое путешествие (примерно 25 дней) на электричках от Москвы до Владивостока. Двум отважным путешественникам предстоит проехать на 58 электричках более 50 станций, 9288 километров, в том числе через Называевск и Омск. (парни уже миновали наши станции, сейчас подъезжают к Иркутску). Я связался по телефону с Виктором Гусейновым, и расспросил его, как Омская земля встретила-приветила (кстати, связь была отличной).

Ночная «Называевская»
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Виктор охотно поделился впечатлениями. Так, в Называевске они пробыли почти сутки, ночевали на вокзале, в котором, по словам Виктора, оказалась отличная комната отдыха, не уступающая номеру в каком-либо отеле. Правда, чтобы перебраться из электрички на перрон пришлось лезть под вагоны товарняка, вот как описали журналисты сие событие на сайте «kp.ru»: «У гигантских колес показалось удивленное детское личико. Вытаскиваем ребенка… В этот момент казалось, что вся Россия в случае чего спокойно, без вопросов, полезет под любой вагон. «Эту страну не запугаешь санкциями!» – вспомнил я наш «читательский» телефон, в последнее время фонтанирующий афоризмами и видео с разных концов мира. Типа такого: «Держитесь, мужики, мы с вами! А вот мы сняли ролик, смотрите, как солнечно и тепло у нас в Италии!».
– Ма-а-ам, а разве можно лазить под вагонами? – спросил, наконец, какой-то любопытный мальчик растрепанную после товарняка мать. – А если бы они поехали?
Мать поморщилась и махнула рукой. Некогда. Перед нами тормозила электричка на Омск».


В вагоне «омской» электрички.
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

В Омске гости пробыли почти двое суток, ночевали в гостинице «Аврора», в которой ванные оказались маленького размера, но горячей воды было вдоволь, и гости смогли принять долгожданный душ, а Владимир Ворсобин даже попарился в сауне. Виктор фотографировал красивых омских девушек в шубах, гулял по «местному Арбату», модерновой улице им. Чокана Валиханова и по обновленному Любинскому проспекту, побывал в Успенском соборе и даже сфоткал переход в никуда, оказывается такой знак пешеходного перехода стоит у нас в снегах сибирских. В одном из переходов так и не состоявшегося метро, путешественники послушали уличного певца. «А, по-моему, здесь красиво...», – скажет Виктор случайному одинокому собеседнику-«говоруну», которому все «хреново».


Утренний морозный Омск.
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Виктор напишет: «Кстати, заметил, отношение горожан к родному городу – это как грызня родителя с подростком. Адская смесь юношеского глума, стариковского ворчания и стыдливо скрытой отцово-сыновьей любви. Вот и здесь горожане любят подтрунивать над родиной».


Вид на зимний Омск.
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

«Скрытая отцово-сыновья любовь…». Точнее не скажешь! И правда, каким бы он ни был наш край, любим мы его и в мороз, и в жару.
Зачем они поехали? Владимир Ворсобин сказал так: «Я тоже не очень представляю, что в итоге будет. Потому что журналисты редко пересекают границу между «Московией» и Россией, раскинувшейся на страшной по размеру территории между городами-миллионниками. Она как Зона из «Сталкера». Как говорят физики, «темная материя». Ее не видят. Ее пролетают самолетами. На нее сонно таращатся из окон скорых поездов. Ее, не заметив, можно проехать на автомобиле. Но если ты сядешь с Россией в одну электричку. И выйдешь вместе с ней на заброшенной станции… «Нету на почте у них ямщика...». В общем, поехали мы. «Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога!»


Типичный Омск.
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Курский вокзал. Электричка на Владивосток . Пусть на самом деле она идет на Владимир. Не важно. Нам с Гусейновым отступать некуда. Это первая из 58-ми электричек на нашем пути по России . Пару часов во Владимире. Затем – другая «собака» в великий город Вязники . А дальше…

Метель как назло.

Витя зачем-то напевает хорошую песню: «А может вернемся, поручик Голицын …»

Поет на первом километре из девяти тысяч.

Поздно, Витя. Поздно.

Гусейнов требует вписать в дневник экспедиции (он отвоевал это право – В. В.) :

«Наверное, это неправильно, но мне подумалось, что я в своей стране отчасти чувствую себя иностранцем. Володя! А ведь мы совершенно не знаем, что нас ждет там, после Иркутска (нам бы до Перми еще доехать – В. В.). Там же черная дыра! Жизни нет!»

Но пока мы рядом с Москвой . А это значит: все штатно - поезд переполнен.

Выхватили место напротив хорошо одетого гражданина. Слишком хорошо. Оказывается, здесь, в паре километрах от МКАД, это бросается в глаза. И взгляд – не утренне-мрачный, как у всех здесь присутствующих, едущих служить с тихим отвращением. А спокойный. «Работодатель», - успеваю подумать я. И засыпаю. Я умею засыпать сидя. Это в путешествии мой главный козырь. Гусейнов не умеет. И сидит злой.

Разбудили христиане. Торговцы со своими светильниками и пищевой фольгой не смогли. А эти…

“Счастье – это не деньги и не дом. Счастье – это жизнь c любящим Христом”, - пела молодая пара под гитару. Пела хорошо. И я уже потянулся за деньгами. Все равно они - не счастье. Но христиане сказали: верьте в Бога, люди. Он милостлив. И не взяв ни копейки, вышли на остановке.

Тут я проснулся окончательно, чтоб рассмотреть верующих бесребренников.

“Да, это удивительно”, – равнодушно согласился Гусейнов, мрачно уставившись в окно.

Видимо, услышав это, вдруг заговорил мужичок с соседнего ряда:

“А ведь чудеса бывают. Я пошел как-то в храм. И иконку в задний карман вместе с удостоверением засунул. И чувствую – щекотит там что-то. Прихожу домой – ожог бедра. Ровно размером с иконку. Обиделся святой на меня. Но знак подал!”.

“Удивительно”, – невозмутимо кивнул Витя.

Ну как не поговорить с соседом за четыре-то часа! Угадал - бизнесмен. Игорь. Только что “скинул бизнес”. То есть продал. Говорит, “нервы не выдержали”. Кризис. Спрос во Владимире упал так, что его друзьям-бизнесменам не до развития – лишь бы продержаться на плаву. В Москве еще народ что-то покупает, а во Владимире – “все, приехали”. У народа хватает только на еду.

Игорь решительный патриот своей страны. Часто смотрит телевизор, и во внешней политике власть поддерживает во всем. “Давят нас”, – говорит. - “Не за Крым , так за что-нибудь другое прищучили”.

Только, говорит, русскую действительность телевизор сильно приукрашивает. Пенсионеров жалко. На голубых экранах им пенсии повышают, а бабушки на самом деле нищенствуют. 6-8 тысяч. Это ровно коммуналка в обычной владимирской квартире.

Но уезжать не собирается. “Мы, русские, только у себя дома настоящие, – говорит, - А если уедешь…“ (морщится).

В бизнес, говорит, не вернется. Станет наемным работником. Или пойдет в органы. Так спокойнее.

Тут весь вагон узнал, что мы едем во Владивосток. Студент какой-то подслушал. И громко завопил: «Круто!». Соседи заулыбались.

«Эх, я когда-то мечтал об этом», - вздохнули за спиной.

«Чудаки», - тихо сказали слева.

«Я бы тоже свалил отсюда», - тоскливо заметил кто-то в тамбуре. - “А то каждый день по четыре часа туда-сюда, туда-сюда…”.

«Ну вы держитесь!» - пожелали нам обитатели первой из 58 электричек. И даже пообещали следить за нами по kp.ru.

«Зачем нам, поручик, чужая земля», - рассеянно кивнул им Гусейнов, и вошел в город Владимир. Абсолютно, категорически не ведая, что уже через час мы окажемся в тюрьме.

Интерактивная карта маршрута и информация о том, для чего вообще Ворсобин и Гусейнов все это затеяли, - .


Дата публикации: 09.11.2016

Из Москвы во Владивосток на электричках.

Чтобы узнать нашу необъятную Родину поближе, спецкорры "КП" выбрали экстремальный вид внутреннего туризма [опрос "КП": доедут или нет?]

Их никто не заставлял, они сами захотели! 3 ноября Владимир Ворсобин и Виктор Гусейнов отправились в путешествие по стране. Целый месяц они проведут в электричках. Скорее всего, во Владивосток ребята приедут совсем другими людьми: задумчивыми, худыми, может быть, даже слегка поседевшими. Ведь такая поездка - эта целая жизнь. Кстати, никто из журналистов так еще не путешествовал. По крайней мере, из Москвы до Владивостока на электричках не доезжал. Так что пожелаем нашим отважным спецкоррам удачи и мирных попутчиков.

Зачем все это нужно?

Мы в редакции пока и сами до конца не поняли, зачем. На этот вопрос попытался ответить Владимир Ворсобин:

"Когда я говорил, что мы с фоторепортером Витей Гусейновым поедем на электричках во Владивосток, люди просто молчали. И смотрели на меня. За это время я успевал сказать, что задача - добраться до края земли за 25 дней, описывая приключения в блоге. Что в общем-то затея рисковая. Но, наверное, доедем... И тут обычно - в зависимости от темперамента - люди начинали улыбаться или хохотать. Но чаще смотрели жалостливо: мол, бедные, не свихнулись ли.

58 электричек. Полсотни маленьких русских городков, полустанков. Маленьких поселков, в названиях которых настоящая Россия. Ерофей Павлович, Зима, Тайга, Тулун, Яр, Шахунья, Шаля... И тысячи, тысячи километров. Зачем едем? Одна общая цель: добраться до Владика сравнительно живыми.

Витя Гусейнов типичный сумасшедший художник (извини, Вить). Другой бы на такое не подписался. Гусейнов надеется насладиться русской красотой, сделать феерический фоторепортаж о российской глубинке, выпустить книгу. Витя - интеллектуал из Калининграда, и по-моему, не очень представляет, куда едет. Это Тулун, Вить! Вслушайся - Тайга, Зима. Здесь все по-настоящему. То есть ничего не планируй. Это Россия-матушка... «А ночью по лесу идет Сатана и собирает свежие души. Новую кровь получила зима и тебя она получит...».

Я тоже не очень представляю, что в итоге будет. Потому что журналисты редко пересекают границу между «Московией» и Россией, раскинувшейся на страшной по размеру территории между городами миллионниками. Она как Зона из «Сталкера». Как говорят физики, «темная материя». Ее не видят. Ее пролетают самолетами. На нее сонно таращатся из окон скорых поездов. Ее, не заметив, можно проехать на автомобиле.

Но если ты сядешь с Россией в одну электричку. И выйдешь вместе с ней на заброшенной станции… «Нету на почте у них ямщика...». В общем, поехали мы. «Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога!»

Предварительный маршрут

Москва - Владимир - Вязники - Нижний Новгород - Ветлужская - Шахунья - Котельнич - Киров - Яр - Балезино - Верещагино - Пермь - Шаля - Екатеринбург - Ощепково - Тюмень - Вагай - Ишим - Называевская - Омск - Татарская - Барабинск- Чулимская - Новосибирск - Болотное - Тайга - Мариинск - Чернореченская - Красноярск - Уяр - Иланская -Тайшет - Нижнеудинск - Тулун - Зима - Черемхово - Иркутск - Слюдянка - Мысовая - Улан-удэ - Петровский завод - Хилок - Могзон - Чита - Карымская - Шилка - Чернышевск - Зилово - Ксеньевская - Могоча - Ерофей Павлович - Сковородино - Талдан - Магдагачи - Архара - Облучье - Биробиджан - Хабаровск - Вяземская - Уссурийск - Владивосток

В первой части нашей экспедиции Володя и Витя получили китайские визы, и вот они уже на реке Амур , по которой и пролегает граница с Поднебесной.

ДВА ПОЛЮСА - ЧЕРЕЗ РЕКУ

Полупустой «Боинг» тащил нас из Москвы в Благовещенск . Иначе переходить границу глупо.

Там, на берегах Амура, лицом к лицу стоят две цивилизации - российский Благовещенск и китайский Хэйхэ .

Bот ты вроде готов к антиправительственному шоку, который здесь сшибает новичков. Но черт побери… Не зря вид этих городов в интернет-блогах залит ядом.

Пока Гусейнов ищет слова (это всегда долго), сразу предупрежу читателя: в интернете принято издеваться над несчастным Благовещенском, причем с обидным перебором.

Я даже позвонил своему знакомому главреду радио «Говорит Москва» Сергею Доренко , который как-то в эфире сказал:

«Благовещенск - это место ржавчины, пахнущее кошачьей мочой… А напротив есть Хэйхэ. Они сидят в своих жалких бетонных конурках, благовещенцы, но подходят к окошку, и если расковырять окошко от грязи, то видно Хэйхэ. И так счастливо становится».

Доренко, конечно, был тут же официально проклят Приамурьем.

Что передать городу и мэру? - спрашиваю Сергея перед отлетом, надеясь на примирение.

Передайте привет, - говорит. - Восхищение и сочувствие.

И вот мы в гробовом молчании смотрим на китайский берег, который аппетитно проплывал под крылом самолета мимо нас…

Еще в 80-х Хэйхэ был деревушкой с глинобитными домами. Это знание углубляет боль. Китайцы над русским берегом архитектурно издевались - небоскребы, огни современного города и, как вишенка на торте, набережная, парк и колесо обозрения. Казалось, китайцы выстроили эту витрину даже не столько для украшения фасада Китая , сколько чтобы позлить нас… Потому что на нашем берегу…

Протестую! - протестует Гусейнов. - Прекратить уныние, либерализм и «доренковщину»! С той стороны, согласен, наблюдается небольшой мегаполис, зато с этой - вижу уютный чистенький приамурский городок…

30 ЛЕТ НАЗАД МЫ НАД НИМИ СМЕЯЛИСЬ

Со ср… дорогами, - взорвался местный водитель, до того молчавший за рулем (его лицо с самого аэропорта наливалось яростной кровью, и я все ждал начала дебоша). - Городок у нас уютный… Может быть. Но когда поедете в Китай, охренеете! Как они дороги строят! Я помню, как 30 лет назад ездил туда за копеечными магнитофонами, которые они в своих лачугах, прямо на земляном полу клепали. Они тогда тележками на деревянных колесах грузы таскали, мы все над ними смеялись… Сейчас дворцов понастроили, автобаны бетонные. А мы вот положили дорогу к прошлогоднему приезду Путина .

Эту, - кивает на лобовое стекло.

Она новая?!

Дорога была по-русски нормальной - то есть машину все время трясло и лишь иногда потряхивало.

Я в прошлом дорожный инженер и знаю: вместо пяти сантиметров асфальта здесь от силы два, - говорит. - Москва выделила деньги, но через пару лет дороги снова не станет. И так во всем - производства почти не осталось. Через нас газопровод идет, вроде как для нас спасение - а местных мужиков на стройку не берут. Только разнорабочими, да и то без оформления, чтобы с зарплатой обмануть… В Китае бы расстреляли за такое вcех к чертовой матери, там о стране думают, а у нас все только деньги по карманам распихивают…

Ну-у-у, понеслась знакомая песня электричек, - прошептал Гусейнов. - Сейчас начнется крик о китайской угрозе...

А лет через двадцать кто сюда придет?! Кто?! Разве не знаете? - срывается водитель.

Неужели страшные кита-а-айцы?! - в ужасе закричали мы.

Москвичам только поржать. Припомните мои слова…

На набережной Благовещенска стоит памятник бронекатеру амурской флотилии. В 1945-м подобный военный корабль высадил десант на китайский берег, начав его освобождение от Японии. Теперь тот берег, на зависть Благовещенску, сияет огнями небоскребов.Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

У КАЖДОГО СВОЯ ДОРОГА?

Нас успокоила местный градоначальник Валентина Калита. Она отпаивала нас в мэрии чаем и приговаривала:

Сами китайцы говорят: «Ваша набережная лучше». Не надо нам смотреть на Китай. У них есть федеральная программа по развитию их севера, поэтому и направляются государственные деньги в такие города, как Хэйхэ. Да и потом русскому не нужно повторять китайца. У каждого свой богатейший опыт и история. У каждого своя дорога.

Да, о дорогах… - встрепенулся я.

А вы знаете, что дорога от Хэйхэ до Харбина - бетонка, на которую может сесть бомбардировщик? - проворчал в углу один из чиновников и тяжело вздохнул.


ЧУВСТВО ГРАНИЦ

Благовещенск и Хэйхэ выглядят так, словно жил себе жил советский пенсионер, обветшал по-стариковски , а перед его окнами вдруг - бах! - особняк молодого миллионера. С иллюминацией, садом, парком развлечений. И вроде улыбается сосед благодушно, в гости зовет. Дескать, расслабься, сосед, - каждому свое.

А Благовещенск молчит. Терпит. Тут жилплощадь не разменяешь - не съедешь. Пригвождена парочка к Амуру навсегда…

В текст влезает Гусейнов:

Мы еще не переправились на китайский берег, а уже оплакиваем русский?! Уже сыплем пепел, да?! Вот он, почерк интеллигенции: только почуяв заграницу и толком еще ни в чем не разобравшись, уже хулишь Родину. Может, на том берегу одни декорации? Благовещенцы же ворчат: Хэйхэ - потемкинская деревня. Застроили китайцы небоскребами берег, чтобы пыль в глаза русским пустить, а за ними - лачуги! Что там, Володь, мы не знаем, зато здесь все наше и настоящее…

Да, Витя, да… (Отбираю у Гусейнова компьютер.)

Все время забываю о чувствах верующих…

Ладно. Патриотично так патриотично. На нашей стороне неплохо. Ювелирные на каждом шагу (китайцы любят наше золото), кондитерские (китайцы любят нашу «Аленку»), много продуктовых магазинов (китайцы обожают наши молоко и сметану).

И главное - чувствуется тонкое, непонятное чужакам равновесие.

7 дек. 2016 г., 8:13:10

Обратно в Москву путешественники вернутся самолетом

Фото: vladi-room.ru

Владивосток, ИА Приморье24. До конечной станции - буквально несколько минут. Она же станет завершением большого путешествия. За плечами журналистов «Комсомольской правды» Владимира Ворсобина и Виктора Гусейнова 58 электричек ибольше месяца пути. Идею отправиться из Москвы до Владивостока на электричках позаимствовали из Интернета. Журналисты сами прочли статью одного из пользователей - что такое приключение вполне реально: для этого понадобится 58 электричек. Ну и, конечно, крепкое желание доехать до конца.

Владимир Ворсобин, путешественник: «У нас в газете как-то походили вокруг этого походили. А мы с Витей решили за это дело взяться. Не только потому что это -спортивный интерес, и типа там «а слабо?», но и еще к тому же, что хотели посмотреть страну. При этом не ту, что сидит в миллионниках и в фейсбуке и думает, что она - вся страна, но та страна, которая находится между городами, которая живет своей жизнью и о ней мало кто знает».

Маршрут легким не казался с самого начала: названия станций «Зима», «Ерофей Павлович», «Тулун», «Яр»,«Тайга», явно не внушали ничего доброго и комфортного. На деле оказалось - в суровых условиях климатических живут настоящие, добрые люди, готовые всегда помочь, обогреть, накормить и подбросить. даже если это противоречит рабочим инструкциям. К слову, в пути очень часто помогали читатели, которые за судьбой путешественников следили с первого дня. Именно поэтому путешественники шутят: в пути их трое: два журналиста и друг - телефон.

«Взаимовыручка в этой стране она просто - просто потрясающая. То есть если ты не дай Бог попадешь где-нибудь в плохую ситуацию, то ты погибнешь, если только ты не откроешь рот, не обратишься. Желание здесь спасти кого-то ну просто огромное».

Электрички для путешественников стали своеобразными экскурсоводами: о благосостоянии региона говорила одежда пассажиров, количество вагонов, состояние вокзалов. Стоимость билетов. Так, к примеру, в Чите электропоезд состоял лишь из одного вагона, а цена за 1 билет - по стоимости люкса: 1 400 рублей. Путешествие на электричках - стало энциклопедией не только уклада жизни в глубинке. Но и собственных возможностей и неприхотливости.

Виктор Гусейнов, путешественник: «Я никогда до этого не знал, что в электричках есть туалеты, просто это было для меня открытием. А так здесь можно жить: я здесь спал, я привык спать вот на этих аленьких полочках. У меня рост 2 метра, но я на них сплю хорошо. Я спал в кабине машиниста, я спал в фуре, я спал в каких-то аленьких комнатках на вокзале, что для меня стало тоже открытием, что на вокзалах есть комнаты отдыха и они приличные».

Впечатлениями в последние минуты путешествия Владимир Ворсобин и Виктор Гусейнов делятся с коллегами-журналистами. С ними же услышали долгожданное сообщение от машиниста. Локомотивная бригада со стороны машиниста электропоезда и помощника машиниста поздравляют ВладимираВорсобина и Виктора Гусейнова, журналистов «Комсомольской правды» с завершением путешествия на электропоездах по маршруту «Москва - Владивосток». Поздравляем от всей души. - Можно похлопать.




Top