Зимние пейзажи голландских художников. Школьная энциклопедия

На стенах одного из залов Картинной галереи в Берлине представлено несколько зимних ландшафтов «малых голландцев». Может быть, летом или весной я не стала бы задерживаться около этих работ, но после пронизывающего январского ветра с моросящим дождем, от которого так хорошо защищали стены галереи, именно зимние сцены естественно ложились на душу. Художники XVII века умели увидеть красоту даже там, где сыро, промозгло, а снег лишь слегка припорошил дорожную грязь и пожухлую траву. В картине Арта Ван дер Неера внимание переключается на закатное небо. Золотистое сияние спорит со свинцовыми тучами, его отблески оживляют лед, и вслед за катающими на коньках людьми наш взгляд скользит к горизонту:

Рядом висит маленький холст Исаака ван Остаде. Здесь тоже чудесное розовеющее небо. Но непогода разгулялась не на шутку, люди пригибаются под ветром. Лодки вмерзли в лед. Оба этих пейзажа возникли в середине XVII столетия, как и две следующих работы Яна ван Гойена.

На одной из них изображены зимние развлечения около трактира, на другой – катание на коньках по замерзшему каналу или озеру. Художник верен себе: он изображает самое обычное: равнинный пейзаж, старые корявые деревья, заурядный трактир. Люди одеты просто, чаще всего повернуты к нам спиной. Первый пейзаж оживляет лишь голубое небо, проглядывающее сквозь тучи.

А на втором нет и этого – все в туманной дымке. Именно о таких холстах писал Йохан Хёйзинга: «Наивная преданность ремеслу позволяет художнику-пейзажисту открывать неожиданные возможности, в рамках которых он просто-напросто следует неудержимой ловкости своей кисти. Передача шири пространства и рассеянного света не пришли из какой-либо школы. Отдельные предметы либо резко очерчены, либо погружаются в атмосферу картины в целом. Художники достигают вершины, когда они, вовсе не помышляя о некоем большом стиле, проявляют лишь свою неслыханную сноровку в изображении повседневного, в котором они находят сокровища прекрасного, вряд ли осознавая все это». /Й.Хёйзинга. Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки. СПб., 2009, с.112/

Катание на коньках – чрезвычайно распространенный мотив голландской живописи XVII века. Правда, в Берлине не оказалось картин художника, который специализировался на этой теме – Хендрика Аверкампа. Вот его картина из собрания Рейксмузея в Амстердаме. Люди на катке нарядно одеты. Слева виден развевающийся флаг. Возможно, изображен какой-то праздник.


http://www.rijksmuseum.nl/images/aria/sk/z/sk-a-3247.z

На этом полотне, как и на картине из ГМИИ им. А.С.Пушкина, на льду собрались люди разных сословий, развлекающиеся или занимающиеся своими обычными делами. В московской картине на первом плане – дама в маске. Как тут не задуматься о скрытом смысле? «В изображении многолюдных сцен на фоне зимнего ландшафта, в которых участвуют люди разных возрастов и социальной принадлежности, как бы уже априорно предполагаются моралистические и эмблематические толкования, в частности, как «каток жизни», как полное неожиданностей и опасностей скольжение людей вслед за призрачной и обманчивой удачей» / Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины 16 – 17 веков. М., 2004, с.2/


http://files.smallbay.ru/images9/avercamp_07.jpg

Среди катающихся на коньках Х.Аверкамп изображает щеголя, балансирующего на одной ноге. Этот образ я встретила на выставке в Галерее королевы в Лондоне. Выставка была посвящена «малым голландцам». На ней были представлены не только живописные произведения, но и рисунки. Одной из лучших была зарисовка Х.Аверкампа:

Но вернемся в Берлин. Под занавес еще два зимних ландшафта, уже без всяких развлечений. Это – холст Филипса Ваувермана с рыбаками, крестьянами, несущими хворост, и зыбким деревянным мостом.

После лицезрения голландских зимних ландшафтом невольно думаешь, что с зимой нам все-таки повезло больше. И в отечественном искусстве есть не только изображение зимней слякоти у Васильева или Саврасова, но и солнечные морозные дни Кустодиева.

Зимний пейзаж в западноевропейской живописи достигает высшего расцвета в творчестве голландских мастеров XVII века.
Голландский зимний пейзаж стал своеобразной визитной карточкой Голландии.
Голландские художники больше не рассматривали зимние пейзажи как часть "Времен года" или "Месяцев", а превратили их в самостоятельные произведения искусства.
"В это время года дела обычно шли медленнее, и у каждого оставалось больше свободного времени. В те дни и недели, когда озёра и каналы стояли скованные льдом, никто не расставался с коньками. Молодёжь и старики, мужчины и женщины, проповедники, бургомистры, принцы - буквально все жили на льду.
Скользя на деревянных коньках с металлическим лезвием, загнутым у носа, в два раза длиннее ступни, люди катались либо в одиночку, заложив руки за спину, чуть наклонившись вперёд, либо парами, сцепив крендельком руки.
В креслах на полозьях везли малышей и стариков. Мальчишки скользили в санках, отталкиваясь палками.
У края катка трактирщики разбивали палатки и зажигали огни. Здесь можно было пропустить стаканчик, погреть руки на огне и вновь вернуться на лёд"
(Поль Зюмтор)
Предлагаем выбрать и купить картины голландский зимний пейзаж современных художников в нашей художественной интернет галерее.

Голландский художник девятнадцатого века Andreas Schelfhout (16 февраля 1787, Гаага - 19 апреля 1870, Гаага), гравер и литограф, известный своими зимними пейзажами. Его любимой темой была снежная зима, сцены катани по льду голландских канналов.
Для картин Andreas Schelfhout характерен яркий и натуральный цвет с богатыми мазками при изображении времен года. Иногда художник рисовал и летние пейзажи, морские сцены, но больше всего любил именно зимний пейзаж.
Andreas Schelfhout до 24-х лет работал на своего отца, имевшего ателье по изготовлению и продаже фотографий. После он стал обучаться живописи у художника Joannes Breckenheymer (1772-1856). В 1815 г. Andreas выставил свою первую картину с зимним пейзажем, которая имела небывалый успех у критиков искусства, что и послужило началом долгой и блистательной карьеры художника. В 1830 г. художник побывал с выставкой своих картин в Париже, состоял также в «PulchriStudio» в Гааге. Andreas активно сотрудничал с другими художниками - современниками: PieterGerardusvanOs, Joseph Moerenhoutand Jacobus Eeckhout, последний часто добавлял в пейзажи художника свои фигуры. Andreas Schelfhout регулярно выставлялся в Гааге, Амстердаме. Многие из его учеников стали известными художниками: Charles Leickert, Nicholas Roosenboom и Willem Troost. Он также оказал большое влияние на творчество одного из предшественников импрессионизма - Johan Barthold Jongkind. Работы Andreas Schelfhout широко представлены во многих музеях мира, включая Rijksmuseum Amsterdam, theTeylers Museum, Haarlem, the Gemeentemusum, The Hague, и the Museum Boymans-van Beuningen, Rotterdam.

Scaters on frozen river with firs Sun



Frozen canal near the Maas Sun


Ice merriment sunset



Riverlandscape Sun


Scaters at Koek en Zopie


Scaters in stormy weather Sun


Scaters on canal


Scaters on frozen river


Scaters with sledges Sun


Traveller country road in winter Sun


Winter landscape


Winter landscape Sun


Winter market on ice Sun


Winter view with ice boat Sun


Winterlandscape Sun

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 06.02.2017 15:37 Просмотров: 2589

В нашей статье речь пойдёт о двух художниках: Яне ван Гойене и Якобе ван Рёйсдале .

Они оба жили в эпоху освобождения Голландии от чужеземного ига, и это был Золотой век голландской живописи. Именно в искусстве Голландии начали развиваться следующие жанры: портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Подобного тогда не наблюдалось даже в выдающихся центрах искусства – в Италии или Франции. Искусство Голландии XVII в. стало своеобразным феноменом в художественном мире Европы XVII в. Голландские мастера проложили путь, по которому пошли художники других национальных европейских художественных школ.

Ян ван Гойен (1596-1656)

Терборх «Портрет ван Гойена» (ок. 1560)

Ян ван Гойен принадлежит к числу первых художников, изображавших природу естественно, просто, без украшательства. Он является создателем национального голландского пейзажа. Природа его страны дала ему достаточно сюжетов на всю его жизнь.
Ян ван Гойен родился в 1596 г. в городе Лейдене в семье сапожника.
Хотя Ян ван Гойен провел в молодости некоторое время в Париже, но во Франции любовь к простому пейзажу была неизвестна, поэтому вряд ли стоит говорить о каком-то влиянии на его творчество представителей французской живописи.
В своем отечестве у него было несколько учителей живописи, но только в мастерской Исаии ван де Вельде он провёл год, с остальными же наставниками он общался ещё меньше.

Ян ван Гойен «Пейзаж с дюнами» (1630-1635). Музей истории искусств (Вена)

Творчество

Сначала Гойен писал голландские деревни или окрестности с их растительностью, потом в его картинах стали преобладать прибрежные виды, где бо́льшую часть картин занимали небо и вода.

Ян ван Гойен «Вид на реку» (1655). Маурицхёйс (Гаага)

Деревья, хижины или городские строения играют в его картинах второстепенную роль, но имеют очень живописный вид, так же, как и небольшие парусные и гребные суда с фигурами рыбаков, кормчих и пассажиров.
Картины Гойена преимущественно монотонны. Художник любил простоту колорита, но при этом его краски гармоничны. Краски он накладывал легким слоем.

Ян ван Гойен «Вид на Мерведе под Дордрехтом (ок. 1645). Рейксмузей (Амстердам)

Поздние работы художника отличаются практически монохромной палитрой, а просвечивающийся грунт придаёт им особую глубину и неповторимое очарование.

Ян ван Гойен «Пейзаж с двумя дубами» (1641). Рейксмузей (Амстердам)

Картины его приятны именно своей простотой и реалистичностью. Художник создал довольно много художественных полотен, но не всегда его труд вознаграждался достойным образом. Поэтому Гойену приходилось подрабатывать и другими способами: он торговал тюльпанами, занимался оценкой и продажей произведений искусства, недвижимости, земельных участков. Но попытки предпринимательства обычно не приводили к успеху.

Ян ван Гойен «Зимняя сцена на льду»

Теперь же его творчество оценено по достоинству, и любой музей считает его картины ценными экспонатами.
Несколько картин Яна ван Гойена находятся и в Эрмитаже: «Вид р. Маас, близ Дортрехта», «Схевенингенский берег, близ Гааги», «Зимний ландшафт», «Вид на р. Маас», «Деревенский вид», «Пейзаж с дубом» и др.

Ян ван Гойен «Пейзаж с дубом»

Кроме живописи, Гойен занимался офортом (разновидность гравюры на металле) и рисунком.

В 1632 г. Гойен вместе с семьёй переехал в Гаагу, где прожил до конца жизни – до 1656 г.

Якоб ван Рёйсдал (1628/1629-1682)

Якоб Исаакс ван Рёйсдал родился и умер в Харлеме (Нидерланды). Точных его портретов не сохранилось. Данный портрет – лишь предположительный.
В настоящее время Рёйсдала считают наиболее значительным нидерландским художником-пейзажистом, но при жизни его талант не был оценён в должной мере. Его учителем мог быть родной дядя – художник Соломон ван Рёйсдал.
Рёйсдал был также практикующим хирургом, работал в Амстердаме.

Творчество

Художник через пейзаж умело передавал человеческие эмоции. И для него был важен любой компонент пейзажа: склонившаяся от порыва ветра ветка дерева, примятая травинка, грозовое облако, протоптанная тропинка... И все эти компоненты гармонично соединялись в его картинах в единую ПРИРОДУ.
Он писал маленькими мазками. Любил писать лесные чащи, болота, водопады, маленькие нидерландские города или деревни, и над всем этим – торжествующее небо. Пейзажи Рёйсдала понятны любому человеку любой национальности, потому что в них выражено общее для всех людей единение с природой.
Рёйсдал создал около 450 картин. В других источниках указывается количество 600. Большинство его пейзажей посвящены природе родных Нидерландов, но он писал и дубовые леса Германии, и водопады Норвегии.

На стенах одного из залов Картинной галереи в Берлине представлено несколько зимних ландшафтов «малых голландцев». Может быть, летом или весной я не стала бы задерживаться около этих работ, но после пронизывающего январского ветра с моросящим дождем, от которого так хорошо защищали стены галереи, именно зимние сцены естественно ложились на душу. Художники XVII века умели увидеть красоту даже там, где сыро, промозгло, а снег лишь слегка припорошил дорожную грязь и пожухлую траву. В картине Арта ван дер Неера внимание переключается на закатное небо. Золотистое сияние спорит со свинцовыми тучами, его отблески оживляют лед, и вслед за катающими на коньках людьми наш взгляд скользит к горизонту:

Рядом висит маленький холст Исаака ван Остаде. Здесь тоже чудесное розовеющее небо. Но непогода разгулялась не на шутку, люди пригибаются под ветром. Лодки вмерзли в лед. Оба этих пейзажа возникли в середине XVII столетия, как и две следующих работы Яна ван Гойена.

На одной из них изображены зимние развлечения около трактира, на другой – катание на коньках по замерзшему каналу или озеру. Художник верен себе: он изображает самое обычное: равнинный пейзаж, старые корявые деревья, заурядный трактир. Люди одеты просто, чаще всего повернуты к нам спиной. Первый пейзаж оживляет лишь голубое небо, проглядывающее сквозь тучи.

А на втором нет и этого – все в туманной дымке. Именно о таких холстах писал Йохан Хёйзинга: «Наивная преданность ремеслу позволяет художнику-пейзажисту открывать неожиданные возможности, в рамках которых он просто-напросто следует неудержимой ловкости своей кисти. Передача шири пространства и рассеянного света не пришли из какой-либо школы. Отдельные предметы либо резко очерчены, либо погружаются в атмосферу картины в целом. Художники достигают вершины, когда они, вовсе не помышляя о некоем большом стиле, проявляют лишь свою неслыханную сноровку в изображении повседневного, в котором они находят сокровища прекрасного, вряд ли осознавая все это». /Й.Хёйзинга. Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки. СПб., 2009, с.112/

Катание на коньках – чрезвычайно распространенный мотив голландской живописи XVII века. Правда, в Берлине не оказалось картин художника, который специализировался на этой теме – Хендрика Аверкампа. Вот его картина из собрания Рейксмузея в Амстердаме. Люди на катке нарядно одеты. Слева виден развевающийся флаг. Возможно, изображен какой-то праздник.


http://www.rijksmuseum.nl/images/aria/sk/z/sk-a-3247.z

На этом полотне, как и на картине из ГМИИ им. А.С.Пушкина, на льду собрались люди разных сословий, развлекающиеся или занимающиеся своими обычными делами. В московской картине на первом плане – дама в маске. Как тут не задуматься о скрытом смысле? «В изображении многолюдных сцен на фоне зимнего ландшафта, в которых участвуют люди разных возрастов и социальной принадлежности, как бы уже априорно предполагаются моралистические и эмблематические толкования, в частности, как «каток жизни», как полное неожиданностей и опасностей скольжение людей вслед за призрачной и обманчивой удачей» / Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика в живописи Фландрии и Голландии второй половины 16 – 17 веков. М., 2004, с.2/


http://files.smallbay.ru/images9/avercamp_07.jpg

Среди катающихся на коньках Х.Аверкамп изображает щеголя, балансирующего на одной ноге. Этот образ я встретила на выставке в Галерее королевы в Лондоне. Выставка была посвящена «малым голландцам». На ней были представлены не только живописные произведения, но и рисунки. Одной из лучших была зарисовка Х.Аверкампа:

Но вернемся в Берлин. Под занавес еще два зимних ландшафта, уже без всяких развлечений. Это – холст Филипса Ваувермана с рыбаками, крестьянами, несущими хворост, и зыбким деревянным мостом.

После лицезрения голландских зимних ландшафтом невольно думаешь, что с зимой нам все-таки повезло больше. И в отечественном искусстве есть не только изображение зимней слякоти у Васильева или Саврасова, но и солнечные морозные дни Кустодиева.




Top