Зимний дуб юрий нагибин читать. Ю

Май 15th, 2016 admin

Формазонова Полина Юрьевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тип урока: комбинированный.

Цель: довести до учащихся смысл рассказа Ю. Нагибина.

Задачи:

1)образовательные: научить учащихся анализировать произведения и выделять главную мысль;

2) развивающие: совершенствовать навыки осознанного чтения и развивать словесно-логическое мышление через ответы на вопросы, развивать общеучебные умения

3) воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру, научить видеть красоту природы.

Оборудование: Фильм «Зимний дуб» по рассказу Ю. Нагибина «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, презентация, карточки, учебник, рисунок (изображение дуба), аудиозапись классической музыки (Свиридов, Вивальди или Чайковский)..

ХОД УРОКА

  1. Организация начала урока. Сообщение темы и главной цели урока. / слайд 1

*Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок литературного чтения, а, значит, будем открывать новое, сопереживать героям, попробуем понять, что нам хотел сказать автор

Эмоциональное настроение:
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
На чтении девиз: “Хочу всё знать?”

Мы продолжаем знакомство с произведениями, а также их героями из литературного раздела «Хочу все знать!».

Тема нашего урока: знакомство с рассказом Ю. Нагибина «Зимний дуб».

Цель: довести до учащихся смысл этого рассказа .

  1. Проверка домашнего задания.

*Назовите рассказ, который вы читали дома: М. Пришвин Лисичкин хлеб.

Давайте вспомним

  • Что охотник рассказывал Зиночке о тетереве? Ответьте словами из текста.
  • О какой птице еще поведал автор? Зачитайте.
  • Какие чудесные травы принес охотник из леса? (4 абзац: кукушкины слезы, валериана, петров крест, заячья капуста) /Слайды 2-3-4-5
  • Что вы узнали о сосновой смоле? /Слайд 6
  • Знали ли вы это раньше?
  • А вы знаете, где используют люди сосновую смолу сегодня? (канифоль, мази, согревающие растирки, бальзам).
  1. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала

А) Вступительное слово учителя.

*Мы еще раз соприкоснемся с творчеством Ю. Нагибина, который ушел из жизни в 1994 году, но его чудесные книги с нами. Они нам интересны, мы их читаем с удовольствием. И пример тому рассказ «Зимний дуб», мальчик Коля Савушкин, о котором пойдет сегодня речь.

*Учащиеся нашего класса подготовили дополнительную информацию о биографии автора.

/ слайд 7-8-9 Алешкевич

/ доп. информация учащихся . /

Настоящий отец-Кирилл Александрович Нагибин. Он был дворянином, и его расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии на реке Красивая Меча в1920 году.

Марк Левенталь — его отчим. Нагибину было тогда около 11 лет. А работал отчим адвокатом в Москве.

В 1927 году его сослали в республику Коми, там он и умер, только в 1952 году.

В 1940 году приняли в Союз писателей.

А первый его сборник рассказов появился в 1943 году.

Юрий Маркович не только писатель, но журналист и сценарист, по его сценариям было снято более 40 фильмов.

Спасибо девочкам.

В). Лексическая работа. / слайд 10

– Прочитайте и объясните значение слов из текста рассказа Ю. Нагибина “Зимний дуб” требующих лексического толкования. (Список слов, вывешен на доске.)

– Как вы думаете, почему именно так назван рассказ?

– Мы сегодня на уроке попробуем подобрать другие названия для рассказа?

Г) Краткое содержание.

— До чтения давайте послушаем краткое содержание рассказа.

/ доп. информация учащихся . /

В течение урока будет проводиться работа по содержанию произведения с опорой на план, составленный учителем:

  1. Вступление.

Январским утром в школу.

  1. Основная часть.
  2. Урок русского языка
    2. “Существительное” Савушкина
    3. Разговор в учительской.
    4. По тропинке в лес.
    5. Зимний дуб.
    6. “Зимний дуб” – настоящее существительное!

III. Заключение.

Самое удивительное в этом лесу…

(План записан на доске.)

  1. Работа по учебнику. Первичное знакомство с текстом: С. 17-26 и проверка понимания учащимися нового материала с элементами обсуждения рассказа «Зимний дуб»

(Используя различные виды чтения произведения)

Открываем текст на с.17, следим за чтением.

а)Чтение чителем : до слов – и уселись по своим местам .

Какую картину представили ? (Ранее зимнее утро в деревне Уваровка. Молодая учительница Анна Васильевна торопится в школу. Ей встречаются ее ученики. Они со звонком заходят в класс. Первый урок у них – русский язык.)

б)– Прочитайте по ролям отрывок под названием “Урок русского языка ”.

– Сколько потребуется учеников?

  1. Учительница –
  2. Леша Фролов –
  3. Коля Савушкин –
  4. Ученики хором —
  5. Автор – до слов: урок продолжался…

Оценивается чтение.

– Как вы думаете, есть ли у слов “существительное” и “существенное” в значении что-либо общее?

(Дается толкование слова “существенное” – “главное”. “Существительное” – название живых и неживых предметов, окружающего нас мира.)

– Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным?

(Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)

5.Физминутка для глаз (закрыли глаза ладошками – почувствуйте тепло – смотрим на экран)

– Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.

– Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?

г) /Слайд 12-13-14-15-16

* Ребята, в начале урока мы говорили о том, что по произведениям Юрия Нагибина было снято много фильмов. Мы посмотрим фрагмент из фильма «Зимний дуб».

Слайд 17-18 .

*Как Вы думаете, что происходит с человеком, когда он остаётся наедине с природой?

Он становится самим собой.

Д) Продолжаем работу над произведением. Выборочное чтение.

Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти очарования природы.

С.25 находим и читаем мысли учительницы

-Скажите, мы можем утверждать, что ученик преподал урок своей учительнице?

-А как вы думаете, Анна Васильевна хорошая учительница или нет?

— Конечно, вы правы, ей просто не хватает опыта.

С.25-26- читаем заключение рассказа.

— Дуб словно хранитель леса, хозяин, а человек- хранитель природы.

Только добрым, заботливым хозяевам подарит природа свои богатства и тайны. Вот почему Анна Васильевна увидела в этот момент в своем ученике «чудесного и загадочного человека» Таким, как он, сохранять мир на земле, беречь все живое.

Понравился ли вам этот мальчик?

  1. Подведение итогов урока.

А) Самостоятельная работа в группах по тетрадям. Образуем группы по рядам.

1гр – стр50 №1

2 гр- стр51 №4

3 гр- стр51 №5

Самостоятельная работа в парах по карточкам

Б) Проверка и обсуждение работ учащихся, подведение итогов.

А я предлагаю вам задуматься над значением следующих существительных: приРОДа, наРОД, РОДина. Что у них общего? (Одинаковая часть – произошли, образовались от слова РОД.)

– У М.Пришвина есть слова: “Беречь природу – это значит любить Родину”. У слова “любить” есть синоним – “быть неравнодушным”. К кому из персонажей рассказа можно отнести эти слова?

– Кого можно назвать главным героем рассказа?

– Какое другое название для рассказа вы можете предложить? (Удивительный человек. Коля Савушкин. Хранитель дуба.)

В) Слайды 26-27-28-29-30-31

VI Рефлексия . Слайд 31-32

  • Понравилось ли вам произведение?
  • Хочется ли вам побывать в лесу?
  • Если бы вы сейчас попали в лес, что из описанного Нагибиным вы хотели бы увидеть?
  • Какое сейчас у вас настроение, ребята, после нашей беседы?
  • Какую главную мысль вы сегодня унесете с урока?

Урок наш подходит к концу, вы все сегодня отлично поработали.

VII. Домашнее задание: /слайд 34 с.17-26 чтение. Описание зимнего дуба приготовить для пересказа близкого к тексту.

По желанию: Нарисовать зимний дуб и его обитателей.

ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете

Ю. М. Нагибин

подготовила

ученица 3 класса «А»

Бережная София


План презентации:

  • Некоторые факты из жизни и творчества писателя.
  • Содержание рассказа. Описание природы.
  • Любовь к природе и толерантность –

редкие качества, который нужно воспитывать в людях.



  • Участник Великой Отечественной войны, владел немецким, был корреспондентом, писал о войне.
  • Автор рассказов «Человек с фронта», «Большое сердце», «Зимний дуб» и другие.
  • Фильмы, снятые по сценариям Ю.Нагибина: «Председатель», «Чистые пруды», «Девочка эхо» и др.
  • Писал книги, посвященные детям.

  • надеть, надвинуть шапку низко на лоб
  • немного свысока
  • мягкие, словно из материи
  • лес, поваленный бурей
  • незамерзшее место на ледяной поверхности реки, озера
  • Нахлобучить
  • Снисходительно
  • Матерчатые руки
  • Бурелом
  • Полынья

Учитель, Анна Васильевна, была возмущена постоянными опозданиями и невнимательностью ученика Савушкина.

Она решает навестить его маму. Они идут вместе короткой дорогой через лес. Необычайная красота зимнего леса совершенно меняет настроение учительницы, она вдруг по-другому увидела окружающий мир и своего ученика.

Пройдя тот же путь, что и её ученик, она поняла, что каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.


Образ ученика Савушкина

из фильма «Зимний дуб»





  • "Просто дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!»
  • О зимнем дубе сказано «могучий великодушный страж леса» - он огромный, могучий, стоит, как страж.
  • снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листва с дуба не облетела осенью, и каждый листок покрыт снегом, как «чехольчиком».




Если бы Анна Васильевна выслушала!

Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе!

Все побежали бы смотреть на него!

Даже экскурсию в лес можно было организовать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил опытный учитель.

А вот Анна Васильевна просто решила пожаловаться на Савушкина его маме.


Встреча с новым миром перевернула жизнь

Анны Васильевны,

её взгляды на саму себя,

на учеников,

она открыла для себя другой мир,

научила видеть необычное в обычном.


Спасибо

Главные герои рассказа Юрия Нагибина «Зимний дуб» — молодая сельская учительница и ее ученик. Анна Васильевна всего год назад пришла в сельскую школу после института, но уже считалась опытным преподавателем русского языка. Ученики и их родители относились к ней уважительно, называя по имени и отчеству.

На уроки почти все ребята приходили вовремя, не смотря на то, что шли они в школу из нескольких деревень, из торфяного городка и из санатория нефтяников. Вот только ученик по фамилии Савушкин частенько опаздывал.

В один из январских дней, когда Анна Васильевна только начала урок, объясняя ученикам, что такое существительное, на пороге класса уже привычно возник опоздавший Савушкин. Учительница подождала, пока он усядется, и продолжила урок. Она предложила назвать детям примеры существительного.

Ученики наперебой стали называть те предметы, что каждый день видели вокруг себя. Все они называли правильные примеры, и только в конце поднялся Савушкин, который в качестве примера существительного назвал «зимний дуб».

Анна Васильевна пыталась его поправить, сказав, что существительным является только слово «дуб», но Савушкин стоял на своем, и говорил про «зимний дуб». В результате, Анна Васильевна велела ему после уроков зайти в учительскую.

Когда Савушкин пришел в учительскую, Анна Васильевна попыталась узнать, почему он опаздывает в школу. Савушкин сказал, что он живет при санатории, и что выходит в школу за целый час. Учительница не поверила ему, потому что знала, что путь от санатория до школы по шоссе занимает всего пятнадцать минут.

Но Савушкин сказал, что он ходит не по шоссе, а напрямую, через лес. Так и не поняв причину опозданий ученика, Анна Васильевна решила побеседовать с его матерью, которая работала в санатории нянечкой. В тот день мать Савушкина выходила на работу во второй половине дня, и учительница попросила Савушкина проводить ее к ней.

Савушкин повел Анну Васильевну короткой дорогой. Едва они вошли в лес, как словно бы очутились в сказке. Деревья стояли, засыпанные снегом, а на снегу виднелись следы различных животных. Савушкин показал учительнице следы лося, а потом привел к ручью, который не замерзал даже зимой. А уже на выходе из леса учительница увидела зимний дуб, который стоял на поляне, весь усыпанный снегом. Дуб был могучий и очень красивый в своем зимнем наряде.

Савушкин с увлечением принялся открывать тайны зимнего дуба. У корней могучего дерева нашли приют множество животных. Савушкин показал Анне Васильевне спящего ежика, лягушку, которая неподвижно лежала под снегом и других мелких животных.

Анну Васильевну так увлекло лесное путешествие, что она не заметила, как прошло больше часа. Теперь она поняла, почему Савушкин опаздывал в школу, когда шел короткой дорогой. Сначала она посоветовала ученику ходить школу по шоссе, но потом передумала и разрешила ему ходить через лес.

Анна Васильевна попрощалась с Савушкиным и пошла обратно к школе. А он остался стоять возле дуба, провожая ее взглядом.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Нагибина «Зимний дуб» заключается в том, что не следует быть поспешным в суждениях. Анна Васильевна считала, что Савушкин обманывает ее, и опаздывает в школу из-за того, что с кем-то играет на улице перед школой. Но оказалось, что ее ученик знает и понимает красоту природы, и именно из-за этой красоты он и опаздывает на уроки.

Рассказ Нагибина «Зимний дуб» учит быть внимательным к людям, ценить красоту природы.

В рассказе мне понравился школьник Савушкин, который любит природу, понимает ее красоту. Савушкин показал учительнице, каким красивым может быть зимний лес и как много тайн он хранит от людей.

Какие пословицы подходят к рассказу Нагибина «Зимний дуб»?

Какой лес без чудес.
Снег лежит, земля – не дрожит.
Короткий путь еще не самый верный.

1. - Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я приглашаю Вас «увидеть необычное в обычном».

2. Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

3. Фильм.

4. Введение в тему.

Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле.

Попробуем найти истину в рассказе Юрия Марковича Нагибина «Зимний дуб», поставив перед собой вопросы: о ком?, о чем?, зачем?

5. Работа по группам.

Ответить на эти вопросы нам поможет работа по анализу отрывков из произведения, которую мы выполним в группах.

Прочитайте эпизоды из рассказа и выскажите свое мнение на поставленный в карточке вопрос.

6. Работа с залом.

Дуб был священным деревом многих народов, в том числе древних славян, ему поклонялись как божеству .

Он и сегодня остается символом мужества, стойкости, выносливости, долголетия, благородства, верности, защиты.

К описанию дуба обращаются многие писатели:

Может быть, кто-то узнает услышанные отрывки и назовет произведение и его автора.

1. «Ста­рый дуб, весь преображенный, раскинувшись ша­тром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору про­бились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да это тот самый дуб»,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чув­ство радости и обновления» (Лев Толстой «Война и мир»)

2. Я видел дуб.

Он сотни лет,

Все глубже корни простирая,

Держался крепко на земле,

Макушкой небо подпирая. (Иван Кашпуров «Дуб»)

3. Вглядись в него: он важен и спокоен

Среди своих безжизненных равнин.

Кто говорит, что в поле он не воин?

Он воин в поле, даже и один. (Николай Заболоцкий «Одинокий дуб»)

4. У лукоморья дуб зеленый ;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом. (Александр Пушкин)

Какую смысловую нагрузку несут описания дуба в этих произведениях?

7. Итог работы групп.

Настала пора подвести итог работы групп.

Первая группа представляет нам предметный анализ текста: о ком?

Пожалуйста, выскажите свое мнение.

1) Мир детства представлен в рассказе радостным, безмятежным, жаждущим знаний – разноцветный мир детства.

2) Молодая, считавшая себя опытной, жизнерадостная, самоуверенная. Все ее ценят и уважают. Слава умелого, опытного учителя.

3) Маленький, в разношенных валенках, непосредственный деревенский мальчишка, живущий окружающей природой, наслаждающийся ее удивительной красотой, душевный и честный.

4) Один из главных героев рассказа. О нем, как о живом существе говорит Савушкин, несмотря на окрики и смех товарищей: « Просто дуб - что! Зимний дуб - вот это существительное!»

5) Отец погиб на войне, мать воспитывает четверых детей, трудолюбивая, добрая женщина.

6) Жители Уваровки добрые, уважительные люди.

7) Зимние постояльцы.

Вторая группа представляет нам смысл предметного анализа текста, основную мысль произведения, выход на нравственные ценности, составляющие духовность личности: о чем?

1) Радость, восхищение, прилив чувств, восторг.

2) Самоуверенность, самонадеянность.

3) Когда человек остается наедине с природой, он становится самим собой, душевным и честным, бесхитростным и просты.

4) Красота природы. Зачарованный мир покоя и беззвучья.

5) Самоуверенность ее исчезает, когда в лесу ее учит маленький мальчик. Она прошла тот же путь, что и ее ученик.

6) Богатство и красота внутреннего мира героя. В будущем станет таким же стражем леса, как и дуб.

Выскажите свое мнение.

Итог (мой)

Чтобы понять, как красив мир, в котором могут быть счастливы человек и природа, потому что это единое целое;

Чтобы понять, что есть мир другого человека и его надо принимать так, как свой собственный;

Чтобы ценить жизнь.

Дуб – хранитель леса, а человек – хранитель всего мира.

Спасибо за общение!

Юрий Маркович Нагибин

Зимний дуб

Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.

До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось.

Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе - всюду ее знают, ценят и называют уважительно: Анна Васильевна.

Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени на снегу. Тени сближали самые далекие предметы: верхушка старой церковной колокольни протянулась до крыльца Уваровского сельсовета, сосны правобережного леса легли рядком по скосу левого берега, ветроуказатель школьной метеорологической станции крутился посреди поля, у самых ног Анны Васильевны.

Навстречу через поле шел человек. «А что, если он не захочет уступить дорогу?» - с веселым испугом подумала Анна Васильевна. На тропинке не разминешься, а шагни в сторону - мигом утонешь в снегу. Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дорогу уваровской учительнице.

Они поравнялись. Это был Фролов, объездчик с конезавода.

С добрым утром, Анна Васильевна! - Фролов приподнял кубанку над крепкой, коротко стриженной головой.

Да будет вам! Сейчас же наденьте - такой морозище!..

Фролов, наверно, и сам хотел поскорей нахлобучить кубанку, но теперь нарочно помешкал, желая показать, что мороз ему нипочем. Он был розовый, гладкий, словно только что из бани; полушубок ладно облегал его стройную, легкую фигуру, в руке он держал тонкий, похожий на змейку хлыстик, которым постегивал себя по белому, подвернутому ниже колена валенку.

Как Леша-то мой, не балует? - почтительно спросил Фролов.

Конечно, балуется. Все нормальные дети балуются. Лишь бы это не переходило границы, - в сознании своего педагогического опыта ответила Анна Васильевна.

Фролов усмехнулся:

Лешка у меня смирный, весь в отца!

Он посторонился и, провалившись по колени в снег, стал ростом с пятиклассника. Анна Васильевна кивнула ему сверху вниз и пошла своей дорогой.

Двухэтажное здание школы с широкими окнами, расписанными морозом, стояло близ шоссе, за невысокой оградой. Снег до самого шоссе был подрумянен отсветом его красных стен. Школу поставили на дороге, в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из конезаводского поселка, из санатория нефтяников и далекого торфогородка. И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам капоры и платочки, картузы и шапочки, ушанки и башлыки.

Здравствуйте, Анна Васильевна! - звучало ежесекундно, то звонко и ясно, то глухо и чуть слышно из-под шарфов и платков, намотанных до самых глаз.

Первый урок у Анны Васильевны был в пятом «А». Еще не замер пронзительный звонок, возвестивший о начале занятий, как Анна Васильевна вошла в класс. Ребята дружно встали, поздоровались и уселись по своим местам. Тишина наступила не сразу. Хлопали крышки парт, поскрипывали скамейки, кто-то шумно вздыхал, видимо прощаясь с безмятежным настроением утра.

Сегодня мы продолжим разбор частей речи…

Класс затих. Стало слышно, как по шоссе с мягким шелестом проносятся машины.

Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: «Существительным называется часть речи… существительным называется часть речи…» И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..




Top